Меню
Назад » »

Святитель Тихон Задонский / СЛОВА (4)

Восхваляют, говорю, тем и самого человека побуждая к благодарению. А когда человек, как бесчувственное дерево или как твердый камень, такого Великого Благодетеля своего не благодарит, и святого Его имени не прославляет, в том проявляется крайняя его неблагодарность, что Богу, как Благодетелю, весьма досадно. Ибо и нам ничто так не досадно, как терпеть неблагодарность. Вот, слушатели, видите вы, каким человек гнусным делается, когда долга своего к Создателю своему не исполняет. Что вы думаете? Каким бы тогда был человек, если бы ясно ему открылись внутренние, сердечные глаза и увидел бы он, в каком состоянии находится, когда таковым пред Богом является, каким я отчасти описал? То есть он познал бы, что он не боится Того, Которого ужасаются все небесные Силы; не слушает Того, Который сказал — и было, повелел — и создалось (Пс 32:9), приказаниям Которого вся тварь повинуется; не почитает Того, на Которого не смеют взирать Серафимы; не любит Того, Который весь желание и весь сладость для любящих Его (Песн 5:16); неблагодарен Тому, благодеяниями Которого весь напоен. Я вам точно говорю, что он тогда весь от ужаса вострепетал бы, весь стыдом покрылся бы, весь от сожаления слезами облился бы. Тогда от стыда не дерзал бы смотреть и на солнце, которое Божиим повелением его, неблагодарного, освещает; с опасением ходил бы по земле, которая его, неблагодарного, пределом Божиим держит, и стонет, отягчаемая его неблагодарностью; краюхи хлеба не касался бы без страха, которая его неблагодарного питает, словом сказать, тогда признал бы он себя и неба, и земли недостойным. Тогда бы запечатлелось у него в уме, что вся тварь, повелениям Божиим служащая, против него восстает, к Богу вопиет, отмщения просит. Но если кто ныне относительно сего долга неисправен, и того не чувствует, и не видит своего окаянства, то я ему точно объявляю, что ясно ему все это откроется тогда, когда эти глаза мраком смертным будут покрываться. Тогда с этим любимым ему светом надобно будет, и нехотя, попрощаться. Тогда обо всем праведное у каждого бывает мнение: тогда всякий узнает, какую пользу приносят честь, богатство, гордость житейская, сластолюбие, которые от Бога Преблагого отводят. Теперь же каждый об этом рассуждай и молись Сотворившему с Давидом святым: Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего. И далее: Пришлец аз есмь на земли: не скрый от мене заповедей Твоих (Пс 118:18—19)! А я еще добавлю о том, как тяжко грешат те, которые против долга к ближнему грешат, причиняя ему всякие обиды. Первое. Кто обижает ближнего, то есть всякого человека, тот разрушает заповедь Божию, которая нам велит не только не обижать, но и любить его, как самих себя: Люби ближнего твоего, как самого себя (Мф 19:19), — поэтому таковой является Божиим преслушником. Второе. Бог человеку делает всякое добро и благодеяние, как выше сказано, а обижающий ближнего, делает ему зло и наносит всякий вред. То есть что Бог созидает, то он разоряет, поэтому является Божиим противником. Третье. Когда человек ближнему своему показывает озлобление, в том бывает сообщником дьяволу, который всякие пакости делает человеку. И так с сатаной сообщаясь, вооружается против человека. Четвертое. Обижающий ближнего наносит обиду и Самому Богу, так как каждый господин считает своей ту обиду, которую причинили его рабу. Каждый же человек есть раб Божий, и его обиду, как раба Своего, Себе вменяет Бог, как Господь его. Поэтому отмщением грозит обижающим: Мне отмщение, Я воздам, — говорит Господь (Рим 12:19). Пятое. Человек образ Божий на себе носит, как созданный по образу Божию. Такое драгоценное, такое высоко почтенное, такое удивительное, такое изящное создание Божие — человек. Такая любимая и превосходная Вышнего тварь человек, о котором Триипостасный Бог, созидая, так сказал: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт 1:26). Ему все Свои создания в услужение отдал Творец, и поставил его над делом рук Своих. Разве не беззаконное дело — бесчестить того, кого Сам Бог почтил такой честью? Шестое. За человека Христос, Сын Божий, драгоценнейшую Свою Кровь пролил. Ты ли, о окаянный (обижающему говорю), ты ли ненавидишь того, которого Сам Бог так возлюбил? Ты ли уничтожаешь и дешево ставишь того, за кого великая цена заплачена? Сын Божий за него Кровь Свою пролил! Ты ли гонишь того, кого Сам Бог принимает? Ты ли гнушаешься тем, кем Сам Бог утешается? Ты ли разоряешь того, кого Сам Бог созидает? Ты ли злословишь того, кого Сам Бог благословляет? Ты ли осуждаешь того, кого Сам Бог оправдает? Ты ли оскорбляешь и заставляешь проливать слезы того, кого Сам Бог утешает? Ты ли отнимаешь жизнь у того, за которого Бог Сына Своего Единородного не только не пощадил, но и на смерть предал? Ты ли лишаешь пищи того, кому Христос Тело Свое в снедь подает? Ты ли совлекаешь одежду с того, которого Сам Бог бессмертной одевает одеждою, славою и честию венчает? О, дерзновение! О, неистовство! О, бесстыдство! О, крайнее ослепление! К этому приложу еще и седьмое: что человек-христианин есть сын Божий по благодати, Кровью Единородного Сына Божия усыновленный. Как же досадно Богу, когда сына Его гонят, ругают, лишают чего, бесчестя, обнажают! Вот я вам, слушатели, по силе своей показал, в чем состоит обязанность к Богу и ближнему и как тяжко мы грешим, когда этих обязанностей не исполняем. Впрочем, всякому брату о Христе здравый совет даю: если хочешь обязанности эти исполнять, так поступай: помышляй всегда о вездесущем величестве Божием, и с тобой присутствующее; помышляй о всевидящем Его Оке, все твои дела, слова и помышления проницающем; рассуждай со страхом и трепетом о праведном и неизбежном Суде Его; помни высочайшую Его любовь и неисчислимые Его благодеяния. И так в исполнении обязанностей к Нему будешь благоуспешен. А о должности к ближнему затверди и всегда памятуй такое правило: чего не хочешь себе, того и другому не делай, и чего хочешь себе, то и другому делай. Об этом весь закон учит. И если злоба вкорененная отвлекает тебя от обязанности этой и не хочешь любить ближнего твоего, как человека и как своего брата, то хотя бы потому люби, что он есть раб Преблагого Бога и твоего Благодетеля, Который столько тебя любит и жалует. Потому люби, что он образом Божиим почтен, что за него Христос Свою Кровь пролил. Если он сам недостоин твоей любви, по твоему мнению, то достоин Бог, Которого он раб и Которого образ на себе носит, достоин Христос, Который Кровь Свою за него пролил. Итак, если не любишь как человека, то хотя бы люби его как раба Божия, как по образу Божию созданного, как Кровью Сына Божия искупленного, как христианина, как единой с тобой верой просвещенного, как единым Крещением омытого, как одной и той же Церкви сына. Аминь. Оглавление СЛОВО НА ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА ВО ИМЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА, ЧТО НА АКАТОВЕ, В ВОРОНЕЖЕ. (О том, что храм – Дом Божий, и как в него ходить подобает.) Освятил Я храм сей, который ты создал, чтобы положить имя Мое там вовеки. Глас Божий к царю Израиля Соломону (3 Цар 9:3). Что человек с добрым намерением начинает и что происходит от благого сокровища сердца его, что делает он и Богу приятное, и для людей Его спасительное, то Господь с неба, Благой Промыслитель, благословляет, тому помогает и в совершенство приводит. Слушатели христолюбивые! Как только премудрый царь Израилев Соломон создал храм, дом Вышнему Богу Иакова, тотчас Господь, сердца и утробы испытывающий, благословляет дело его, и освящает его в жилище Себе. И было, — гласит Писание, — когда окончил Соломон строительство храма Господня, явился Господь Соломону, и сказал ему: «Освятил Я храм сей, который ты создал, чтобы положить имя Мое там вовеки» . Какое же, слушатели, лучшее может быть дело, как дом созидать Божий? Ибо это есть знак особой к Богу любви и усердия, если намерение созидающего только к славе Божией. Как созидающие города и столпы высокие, удивительные здания, многоценные палаты, ищут суетной славы мира сего, хотят назвать своими именами земли, прославиться в последующих родах, увидеть живущих во вселенной, так созидающие дом Господень, селение Бога Иаковля, Его славы ищут. Ищут, чтобы Он едиными устами и единым сердцем людей верных восхвалялся. Ибо где более, слушатели, как не во святом храме восхваляется великолепное имя Бога нашего? Тут-то вечером, утром и в полдень исповедается и возвещается имя Бога Иаковля. Тут, верные, Херувимам подражая, воспевают Создателя. Тут возвещают славу Его. Тут исповедуют имя Его святое. Для чего и в сей боголепный храм, который усердием и неусыпным старанием создан, устроен и украшен, и ныне свыше Самим Богом, все освящающим, освящен, для чего, говорю, и вы в таком множестве сошлись, как не для того, чтобы только бы едиными устами и единым сердцем прославить всесвятое имя Его? Но хорошо, пусть боголюбцы строят, пусть созидают, украшают храмы Божии. Похвала им не от людей, но от Бога. Воздаяние им от Вышнего. Награда им многая на небесах: Он прославляющих Его прославит (1 Цар 2:30). А мы, слушатели, хотя бы постараемся в храмы Божии, трудом боголюбивых людей созданные, почаще ходить. А как входить в дом Божий, поищем образец. Боже Израилев, Иисусе Христе, о всех промышляющий! Даждь нам сердце и охоту входить в дом Твой, и сердца наши страхом Твоим огради! Двоице святая! Сладчайшие наши учителя, Петр и Павел с прочими апостолами! Помогите нам, да научимся и поймем, как в дом Божий подобает входить. Бог наш, слушатели, как непостижим, так и невместим есть. И поэтому не только какое-нибудь малое место, какой-нибудь малый храм, но и весь мир, какой он ни есть, небо и земля, восток и запад, север и юг, величества Бога нашего вместить не может. Ибо, как учат священные богословы, Бог везде и на всяком месте есть. На небо пойдешь? Там Бог. В концы вселенной пойдешь? Там Бог. В одну минуту на небе, на земле и в преисподней земли один и тот же неотлучно Бог. Изобразил это пророк Его святой и Царь Израилев Давид, говоря: Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Если взойду на небо, Ты там; если сойду во ад, Ты там; если подниму крылья мои поутру и поселюсь на краю моря, и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя (Пс 138:7—10). И так везде и на всяком месте Господь наш. Однако есть некие места, в которых некоторым образом особенно обитает невместимый Бог наш, как-то: обитает на небе, являя там особенный неизреченной славы Своей свет, наслаждая блаженных духов ненасытным видением Лица Своего, даруя радость душам праведных. Обитает и в душах верных Своих, подавая им благодать Свою, возбуждая их к творению добрых дел, оберегая их от козней дьявольских, от навета вражеского. Так учит и Спаситель наш: Кто, — сказал Он, — любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14:23). И еще святой ученик Христов верных людей храмом Божиим называет, говоря: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас (1 Кор 3:16)? Итак, слушатели, всякое место, о котором говорится, что в нем обитает Бог, домом Божиим назваться может, ибо дом есть место обитания. Однако молитвенные храмы, старанием боголюбивых людей построенные, особенно домом Божиим называются. Ибо только в них служения, единому Богу подобающие, отправляются; для того они строятся и освещаются. В них священнодействие совершается, Святые Тайны совершаются, пение совершается, славословие совершается. В них непостижимая та, в которую и Ангелы желают проникнуть, Небесному Отцу во все дни Бескровная приносится Жертва (1 Петр 1:12). В них Сам Спаситель наш, Христос Господь, в священной Евхаристии, под видом хлеба и вина, присутствует. В них Дух Святой на предложенные Святые Дары снисходит, священнодействие совершает, молящихся освещает. В них глас евангельский, вещания апостольские слышатся, слово Божие проповедуется. В них молитвы Своих верных рабов слышит Господь. Итак, слушатели, если храмы святые называются домом Божиим и они есть прежде всего дом Божий, то рассудите, с каким опасением, с каким почтением в дом Божий входить должно нам. Дом Божий свят и страшен, ибо каков хозяин, таков и дом его. Страшен и Свят Хозяин сего дома, ибо Он — Бог, страшен и свят дом Его. И потому дому сему всякое почтение подобает. Если дому Царя земного воздаем всякую честь, как и должно, и всякое почтение и в него со всяким опасением входим, дабы чем-нибудь Монарха не прогневать, тем более это необходимо оказывать дому Царя Небесного, дому, в котором Силы небесные с людьми невидимо служат, в котором бесплотные Чины, Ангелы, Архангелы, Престолы, Херувимы, Серафимы, Царя славы, Царя, Который Страшен более царей земных, Господа жизни и смерти, со страхом и трепетом окружают, Которому раболепно служат. Страшно место было Иакову святому и Израилю, рабу Божию, на котором он во сне видел славное некое видение, видел лествицу, от земли до небес протяженную, и Ангелы Божии восходили и нисходили по ней. Страшно было, ибо, пробудившись от сна, ужаснулся, убоялся, — говорит Писание. Иаков сказал: «Страшно место сие!» А почему? Отвечает сам, говоря: Ибо Господь на месте сем (Быт 28:12, 16—17). Если страшно было, слушатели, место Иакову, на котором он видение Божественное видел, не намного ли более нам Божий дом, в котором Он Сам присутствует с бесплотными Силами, страшен должен быть? А если страшен, то со страхом должно в него входить и со страхом стоять в нем. И так всякий, идя в храм Божий, рассуди, куда идешь, в какое место, к чему приступаешь? Идешь в Божий дом, в место священия, в место, небу подобное, идешь туда, где небесное совершаются. А если в такое место пришел ты, где нет ничего земного, то оставь все земное, отложи житейские попечения, да на месте святом достойно сподобишься стоять. Моисей Боговидец, людей Израилевых вождь, еще когда овец Иофора, тестя своего, в горе Божией Хориве пас и увидел издалека купину, огнем палимую и несгораемую, удивился великому видению тому, начал было приближаться, желая узнать, что это за преславное видение. Но тотчас Господь, явившийся ему в купине, сказал: «Моисей! Не приступай близко, сними прежде обувь твою». И воззвал к нему Господь из купины, говоря: «Моисей, Моисей! Не приближайся сюда: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, земля святая» (Исх 3:4—5). Снять обувь, как поучают учителя, значит отложить земные попечения. Итак, сними и ты, христианин, обувь с ног твоих, то есть печаль житейскую, помыслы суетные отбрось, если ты в дом Божий пришел, ибо место, на котором ты стоишь, земля святая. Мужичок пахарь! Перестань думать о земледелии, выброси из своей головы сенокос, не броди мыслями по полям, по степям, по лесам, по хуторам. Не на то ты место пришел: ибо место, на котором ты стоишь, земля святая. Купец! Не торгуйся здесь, не уговаривайся о цене, не пекись о продаже, выброси из своей головы лавки, торг, товар. Не место здесь купли, здесь не покупают и не продают, ибо место, на котором ты стоишь, земля святая. Воин! Не помышляй здесь о ружье, о брани, о победе, не готовь себя к сражению, не готовься на корабль. Не брани здесь место, ибо место, на котором ты стоишь, земля святая. Подъячий и секретарь! Не пекись о своем деле, не сочиняй определений, не заготовливай памяток, не пиши допросов. Не то здесь место, ибо место, на котором ты стоишь, земля святая. А судия здесь не суди, ибо нечего здесь судить, нет здесь ссор, никто здесь не челобитчик. Не судебное это место, ибо место, на котором ты стоишь, земля святая. А священник должен быть всему тому образец, во всем том людям Божиим пример показывать. Ибо он есть пастырь овцам, слепым вождь, заблудшим наставник, о грешниках молитвенник, ближайший за всех предстатель, Божий слуга, свет миру, соль земли, город, стоящий на верху горы, свеча, поставленная на подсвечнике (Мф 5:14—15), и поэтому все это ему должно знать. А если уже отложил ты, христианин, житейское попечение, войдя в храм Господень, то осмотрись, пожалуй, кто ты таков и к Кому пришел? Пришел ты раб к Господу, тварь к Творцу, и грешник к Праведному Судии. А также рассуждай: для чего ты в храм Божий пришел? Ибо входим, слушатели, в храм Божий, или славословить Бога, или благодарить Бога, или просить чего у Бога, или умилостивлять Бога о грехах наших. Так, если пришел ты в дом Божий затем, чтобы просить прощения за свои грехи, то вспомни все свои грехи, какими ты от самого малого возраста прогневал Творца своего. Посмотри в книгу совести своей, посмотри и рассуждай, сколько ты Господа своего огорчил. И так, в себе размышляя, умились сердцем, взлети умом на небо, со смиренномудрием повергни себя перед Престолом славы, припади к ногам Спасителя твоего, сидящего одесную Отца, лобызай ноги Его, обливай слезами, по подобию евангельской блудницы, отирай слезами омоченные ноги Его своими волосами, зови к Нему гласом мытаря: Боже! Милостив буди мне, грешному (Лк 18:13)! Он пока еще никого не судит. Хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим 2:4). Принимает кающихся, примет и слезы твои. Оставит грехи твои, отпустит беззакония твои, говорит и тебе: Прощаются тебе грехи; иди с миром, и впредь не греши (Лк 7:38, 48, 50; Ин 8:11). Благодарить ли хочешь Бога? Исповедайся в уме твоем, начни от самого исхода твоего, от самого твоего начала вспомни благодеяния Его. Ибо то, что ты живешь на свете, — благодеяние Его. То, что ты образом Божиим почтен, — благодеяние Его. То, что ты, падший, восставлен, что ты имеешь власть быть сыном Божиим (Ин 1:12), — благодеяние Его. То, что благодать Его от тебя не отступает, стучит в двери сердца твоего, то, что тебя днем и ночью охраняют Ангелы Его, ополчаются окрест тебя (Пс 33:8) на всех путях твоих, — то благодеяние Его. То, что ты повседневную пищу, необходимую для жизни, имеешь, — благодеяние Его. Так думая, также и рассуждай, достоин ли ты всего того, что тебе Господь жалует? Но кто может быть достойным? Ибо, что Он нас так жалует, даром, за единую благость Свою жалует. Так, признавая свое недостоинство, пади ниц пред Господом, благодаря Его, как некогда сделал благодарный самарянин (Лк 17:16). А Он, видя твою благодарность, многочисленнейшими тебя одарит благами. Ибо благодарность бывает причиной и других благодеяний. А если хочешь хвалить имя Его, хочешь славословить Господа твоего, то рассуждай, какие уста ты имеешь? Не красна похвала во устах грешника, — говорит Писание (Сир 15:9). Итак, если неосужденно хочешь похвалить Создателя, Которого непрестанно хвалят небесные Силы, Которому Херувимы и Серафимы непрестанно взывают: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Ис 6:3), — то принеси уста чистые, очисти свое сердце. Воспев устами, воспой и духом, да песнь твоя Богу будет приятна. «Ибо прежде, — говорит святой Иоанн Златоуст, — надобно житие исправить, и так воспевать Господа». А если так будешь хвалить Господа твоего, то и похвала твоя красна будет, будет приятное благоухание Господу твоему (Числ 15:3). Если же просить ты пришел чего у Бога, то проси без сомнения, ибо сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой, — по слову апостола Иакова (Иак 1:6). Но проси с надеждой, и получишь, ибо верен Говорящий: Просите, и дано будет вам (Мф 7:7). Проси того, что к славе Божией и к твоему спасению потребно, это и Богу приятно, и тебе спасительно. Таким-то образом, слушатели, в дом Божий нам надлежит входить. Если так будем входить в храм Божий и так стоять в нем, то благословит Господь вход и исход наш, исполнит желание наше, услышит прошение наше. А если иначе входить в дом Божий и, войдя, думать о том, что и на другом месте запрещается, рассуждать о вещах суетных; разговаривать о земном, стоя перед Царем Небесным; разглядывать входящих и выходящих; смотреть на одну только церемонию; примечать, как кто стоит, во что одет, то лучше с такими намерениями и не входить в святое место. Ибо это неполезно, даже и вредно. Дом Мой, — говорит Господь, — домом молитвы наречется (Мк 11:17; Лк 19:46). Сжалился сердцем Христос Господь, когда вошел в ветхозаветный Иерусалимский храм, и увидел в нем куплю и продажу. Увидел, что дом Отца Его Небесного стал домом торговли. Потому, не терпя бесчестия этого дома, с жалостью сказал: Возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех продающих и покупающих, и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал «Не делайте дома Отца Моего домом торговли» (Ин 2:15—16). Как вы думаете, слушатели? Что бы сделал Христос Господь, если бы застал такое бесчиние в храме новой благодати, где совершаются страшные Его Таинства; если бы увидел смеющихся и глумящихся, дом молитвы домом торговли делающих? Но видит Он, видит это и ныне. И хотя ныне не изгоняет бичом из храма Своего, однако изгонит из храма вечной славы, и часть их с неверными положит, если не перестанут того делать, и покаянием Его не умилостивят. Итак, слушатели, отчасти увидев, как подобает входить в дом Божий и как на месте святом стоять, постараемся это и делом исполнять. Да, входя в храм Божий в страхе Господнем и в радости духовной, и в нерукотворенное святое, в самое небо, в храм вечной славы войдем, куда вошел Предтеча наш и Ходатай о нас Христос Господь. Аминь. Оглавление СЛОВО В ДЕНЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. (Что есть вера, и каковы ее плоды. От чего приобретается и умножается вера.) Светлое ныне и всеприятное зрелище вижу я, слушатели. Вижу в благолепный храм сей великое множество сошедшихся различного чина и обоего пола людей. Вижу священный чин служителей Бога Вышнего, вижу градоначальников и военачальников, вижу воинов, Церкви святой и Отечества заступников. Вижу в судебных местах заседающих, суд Божий творящих, и их сотрудников, для пользы Отечества, для благого состояния день и ночь неусыпно трудящихся. Вижу изрядное и Отечеству преполезное купечество. Вижу наконец, всякого звания и чина людей множество, вижу старых и молодых. Всех вас, надеюсь, на это святое место собрала священная и славная память Божией Матери. Для всех же начинает Церковь святая петь, как вторая Мариам с ликами и песнями духовными. В этот день одушевленный Божества храм, и Мать нестареющей жизни от земных к небесным переселилась. В сей день предстала Царица одесную Царя Небесного, в ризах, расшитых золотом, преукрашенная (Пс 44:10). На сей духовный пир в великом вы пришли множестве. Доброе и достохвальное намерение ваше, не тщетны труды ваши. Так познается любовь и усердие ваше к Божией Матери, что так почитаете святую Ее память. Так познается и вера ваша в то, что хотя Она и переселилась от земли к небесным, но «мира не оставила во успении Своем», обо всех ходатайствует к Сыну Своему и Богу непрестанно. Итак, будьте непреклонны в вере вашей. Я, желая к духовному сему торжеству еще веселия приложить, побеседую с вами о силе и действии веры, чтобы вы, познав, что есть вера, удобнее могли и плоды ее производить. Беседа наша в двух состоит пунктах. Первое — что есть вера, и каковы ее плоды. Второе — от чего приобретается и умножается вера. Человек, духовно мыслящий, подобен дереву, слушатели. Дерево все от корня зависит. Каков корень, таково и дерево. А что в дереве корень, то в человеке, духовно мыслящем, вера: какова вера внутри, таков и человек. У дерева, чем более корень распространяется и углубляется, тем более дерево растет и возвышается, тем более распространяются ветви его и умножаются плоды. Так, чем более вера в человеке углубляется и умножается, тем более человек духовно растет, возносится, и тем более многочисленные плоды духовные произрастают. Такового человека духовного называем все великим человеком, хотя бы он по естественному возрасту своему и мал был, или был бы самого низшего чина, или всеми униженный и оплеванный был бы. Такого человека описал богодухновенный псаломник: И будет он, как дерево, посаженное при истоках вод, которое плод свой будет давать в свое время, илист его не отпадет, и все, что он ни делает, будет благоуспешно (Пс 1:3). И еще: Праведник, как финик, процветет и, как кедр Ливанский, размножится (Пс 91:13). Такого человека украшают плоды Духа Святого: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5:22—23). Если корень в дереве начнет портиться, то и самое древо понемногу начнет иссыхать. Так, когда вера в человеке начнет оскудевать, тогда и сам человек в плодах духовных начнет оскудевать. Когда корень в дереве совсем испортится, дерево все засохнет; так, и когда в человеке вера совсем оскудеет, человек совсем испортится. Такой человек живой мертв, тело его живет, а душа умерла, ходит он одной ногою по земле, а другой уже увяз во вратах адовых. Плоды его таковы, каков он внутри. Ум его преисполнен мыслями неподобными, суетными, скверными. От сердца исходят всякие похоти и вожделения, растленному естеству угодные. Язык изощрен многословием, злоречием, осуждением, клеветами и всякой хулой. Очи исполнены блуд о деяния и неперестаю щим грехом. Уши открыты к одним только скверным и плотоугодным басням и песням. Руки наполнены воровством, мздоимством, убийством. И так все члены его Ч орудия беззакония. Он весь сделается грехом: беззаконие мыслит, беззаконие говорит, беззаконие делает. О таких людях Премудрость говорит: Не уснут, если не сделают зла (Притч 4:16). Ах, страшное слово: Не уснут, если не сделают зла. Так бедный человек привыкает ко злу, что и спать не может, если не сотворит зла. Мздоимец судья и день тот не считает, в который не удалось ему неправедным прибытком попользоваться, да и ночь ему следующая не без тоски бывает. Нет вору сна, скука и печаль объяла сердце его. А почему? Не удалось чужим добром поживиться. Сетует блудник, что ему с той-то и той-то не удалось скверного совершить вожделения. Отходит сон от памятозлобной головы, внутри сердцем терзается, сокрушается, мучается, уязвляется, что сопернику своему не отомстил. Все эти и им подобные не уснут, если не сделают зла. Человеку, в таком состоянии находящемуся, увещевание и слово также полезно, как глухому музыка, как мертвому речь. Евангелие святое, слово Божие, как басню слушает, муку вечную и царство небесное вымыслом считает. Кто-то говорит: «Как такое может быть, чтобы мне не верить Евангелию, которое каждый почти день слышу в церкви читаемое?» Хорошо, братец, и я тебе с апостолом Иаковом говорю: Покажи мне веру от дел твоих (Иак 2:18). Веруешь Евангелию, тогда почему по вере своей не исполняешь написанного в Евангелии? Веруешь Евангелию, тогда почему не повинуешься Евангелию? Веруешь, что Бог везде есть, потому и с тобою есть неотлучно, где бы ты ни был и что бы ты ни делал, все знает точно, почему же делаешь то, что в присутствии Божием крайне не должно делать? Когда перед Монархом стоишь, со всяким почтением и страхом предстоишь ему, как и должно, ибо сама персона монаршая требует того. Бог есть Великий и Страшный Царь, Который и душу, и тело твое в руке Своей держит, тогда почему ж, если веруешь, что Он тебе соприсутствует, почему такого почтения и страха не воздаешь Ему, какое почтение и страх земному Царю показываешь, когда ему предстоишь? Разве это причина, что земного Царя видишь, а Бога не видишь. Правда то, что Бога не видишь да и видеть нельзя. Не видишь Бога телесными очами, да душевными видишь, если веруешь в Него. Такова-то вера твоя! Веруешь, что Бог есть Праведный Судия, почему не трепещешь, когда грехами раздражаешь Его? Такова-то вера твоя! Веруешь, что Бог есть самое высочайшее добро и что Его надобно всем сердцем любить, почему же не любишь Его, как самое большое добро? Почему малую сласть предпочитаешь этому высочайшему добру? Почему то творишь, что противно воле Его святой? Любящий любимого во всем непременно со всякой охотой слушает, во всем волю его исполняет, чтобы он не огорчился. Как Бога можно любить, а воле Его противиться? Таковая-то вера твоя и любовь! Веруешь, что Сын Божий пришел в мир для тебя, и страшные претерпел страдания, и тем тебя от смерти вечной избавил, почему же по вере своей не угождаешь Ему? Если бы кто тебя от смерти телесной избавил каким-нибудь способом, ты бы ведь все делал, что бы он ни хотел. Почему же ради Христа не делаешь того, чего Он хочет, если веруешь, что Он от смерти вечной избавил тебя таким чудным образом? Такая-то вера твоя! Веруешь, что Он придет со славою судить живых и мертвых, почему слезами и покаянием прежде того времени не умилостивляешь Его? Почему на Суд тот не готовишься? Те, кто должен суд человеческий предстать, заблаговременно думают, как бы на том суде оправдаться. Ты веруешь, что Суду Божию предстанешь, где не только худое дело, но и слово праздное будет подвергнуто испытанию, где за дело, слово, помышление будешь судиться; почему же заблаговременно страшного и неподкупного Судию не только не умилостивляешь, но и не престаешь того делать, за что будешь осужден на том всемирном позорище? Такая-то вера твоя! Веруешь Евангелию, которое учит, что Христос вменяет Себе все то, что нищим и бедным дается ради имени Его святого: Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25:40). Почему же не хочешь алчущего напитать, жаждущего напоить, странника в дом ввести, нагого одеть, болящего и в темнице сидящего посетить? Скоморох и шут, который увеселяет тебя, льстец, который бесстыдно хвалит тебя, отходит от тебя довольный, а Христос, Который обещает тебе царствие небесное, отходит ни с чем?! На банкеты и музыку весьма щедрой рукой сыплешь, а крестьянам, которые и последнюю скотину для того, чтобы заплатить оброк, продают, и немного спустить не хочешь?! Псы, любезная твоя охота, насыщаются от трапезы твоей, а бедный твой слуга и хлеба с водой в охоту поест! В карты в одну ночь проиграешь до ста рублей и более, и это ничего, а на освобождение пленных и за долги в темнице сидящих и рубля жаль. Такая-то вера твоя, такие ее и плоды?! Веруешь Евангелию, которое обещает идущим только тесным и прискорбным путем жизнь вечную и радость нескончаемую, почему же идешь пространным путем сластей и страстей, который ведет в погибель, по слову Христову (Мф 7:13). Такая-то вера твоя! Храброго воина, который желает от Монарха получить высокий ранг, не устрашает треск и звук смертоносный, он идет прямо, подвергает себя всякой опасности. Трудолюбивого купца, который хочет временное и тленное богатство собрать, не устрашает, ни беда, которая может прийти от моря, ни беда от разбойников, ни беды от иноплеменников, ни разлука с женой и детей, ни странствование вдали от сладкого Отечества. Земледелец сколько проливает пота, все лето жаром солнечным сжигаемый, для того только единственно, чтобы вожделенный собрать плод! Видишь, сколько подъемлется труда для одного только тленного и почти мнимого добра? А ты, если веруешь и чаешь вечного добра, почему и равного труда не подъемлешь ради такого добра? Такая-то вера твоя! Нет, друг мой, не такие плоды вера христианская произносит. Как огню свойственно согревать, воде орошать, свету просвещать, так и вере живой свойственно добрые дела показывать. Хочешь ли знать, что она есть и какие ее плоды? Посмотри в книгу Бытия, главы 15 и 22, как там Авраам, всех верных отец, в старости уже глубокой, по повелению Божию, возносит Исаака, сына своего, на жертву. Видишь, как вера действует в святом старце? Единственного сына, наследника, по обетованию Божию данного, того, о котором сказано Богом: В Исааке наречется тебе семя (Быт 21:12), — закалывает. Ибо веровал Авраам Богу, что силен Он его из мертвых воскресить (Евр 11:19), потому и наследника своего не усомнился произволением заколоть. А потому и Писание о нем свидетельствует: Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность (Рим 4:3). Прочитай еще и книгу Исход, и увидишь, как Моисей великий отказался называться сыном дочери фараона, царя египетского, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища (Евр 11:24—26). А почему? Ибо взирал на воздаяние. Вера была причиной того, что Моисей изволил скорее с людьми Божиими в пустыне страдать, нежели в египетской славе быть. Уверен он крепко, верой укреплен, что по принятии оных трудов и страданий следует вечное и великое от Христа мздовоздаяние. А если еще потрудишься и прочитаешь книгу, в которой жития святых и много различных страданий мучеников описаны, лучше еще узнаешь, как сильна и действенна вера. Там увидишь, что ни скорбь, ни теснота, ни голод, ни нагота, ни беда, ни меч, ни смерть, воинов Христовых не смогла отлучить от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим 8:35). Вменились они, как овцы заколения (Пс 43:23). Они, ради Христа, узы приняли вместо украшения, темницы — вместо чертогов царских, всякое поношение и хулу — вместо чести. К смерти поносной, к съедению зверями, к сожжению в огне, к потоплению в море спешили, как на сладкий брак. Биения, раны, растерзания и раздробления членов так принимали, как в чужих телах. А что их понудило так много различных страданий с радостью принимать, если не вера и вере родная сестра — любовь ко Христу Иисусу, и за то вечных и неизреченных благ в чертоге небесном воздаяние? Видишь ли, как они веру свою кровью своей и смертью запечатлели. От сих страстотерпцев перейди умом к самопроизвольным и духовным мучникам, преподобным отцам, и посмотри на подвиг их, которым они подвизались против плоти и крови, против мира и дьявола. Что побудило их оставить красоту мира сего и поселиться в пустыне непроходимой, жить скорее со зверьми, нежели с людьми? Что побудило их повседневно для греха и плоти умирать, постом, трудами, голодом и жаждой плоть духу покорять, горячайшими слезами омываться, из глубины сердца воздыхать, стенать непрестанно, как горлице пустынной, жаром солнечным сожигаемым быть, от холода и мороза трястись, нагим скитаться по горам, по вертепам, по пропастям земным? Что, говорю, так побудило их самопроизвольно мучиться, если не живая и действительная вера, и вере сопряженная любовь? Все эти вышеназванные мученики, получив верой извещение о том, что ничего достойного невозможно воздать за любовь Божию, которой Он возлюбил мир так, что и Сына Своего Единородного отдал за него, и что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас (Рим 8:18), предали себя таким различным и многоболезненным страстям. Вот видишь, возлюбленный, каковые плоды живой веры. Можешь и то знать, что, как дерево познается от плодов, так и вера познается от дел. Живет в том вера и ходатайствует к жизни вечной для того, в ком плоды ее являются. Нет в том веры живой, в ком дел, от веры происходящих, не видно, как апостол Иаков написал: Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак 2:26). А если вера без дел мертва, то уже и нет ее. Ибо что в теле душа, то в душе вера. Тело живет, пока душа в нем есть. А как душа выйдет, уже тело мертво, нечувствительно, не слышит, не видит, не обоняет, не движется. Душа живет, пока вера в ней живет. Как не станет веры, то уже и душа умерла, ибо и она никакого не имеет движения духовного. Человек же, имеющий такую душу, как идол: очи имеет, и не видит; уши имеет, и не слышит; ноздри имеет, и не обоняет (Пс 113:13—14), то есть ни видеть, ни слышать духовного и спасительного не хочет. Ибо он весь плотен и душевен: Душевный человек, — говорит апостол, — не принимает того, что от Духа Божия (1 Кор 2:14). И сие есть то, что тот же апостол говорит: А без веры угодить Богу невозможно (Евр 11:6). Ибо многие делают добро, но не от веры, потому угодить Богу не могут. Многие удерживаются от убийства, от воровства, от похищения, лихоимства, злословия, но делают то от страха человеческого, боятся гражданского наказания, а не от страха Божия, и это не от веры. Многие удаляются от нечистоты, но ради стыда человеческого, а не от страха Божия, то есть не от веры, ибо такие тайно дерзают на такое, о чем стыдо и говорить (Еф 5:12). Иные кроткими и незлобивыми кажутся, но ради мирной и спокойной жизни с людьми. Это есть мудрость человеческая, и потому не от веры. Иные ближним своим всякое добро делают, но ради того, чтобы ими любимы были, и это не от веры. Другие много дают милостыни, строят Божие храмы, богадельни, но ради того, чтобы пред людьми показаться, и это не от веры. Некоторые молитвы учащают, удлиняют, чтобы их видели люди (Мф 23:5), и это не от веры. Многие постятся много, но для того, чтобы явиться перед людьми постящимися (Мф 6:16), и это не от веры. Все они и прочие, им подобные, поскольку не ради Бога добро делают, не от веры это делают, и потому Богу тем угодить не могут. Делают или ради славы суетной, или ради иного чего, а не во славу Божию. Ибо как может быть угодно Богу то, что не ради Него делается? Доселе я вам сказывал, что есть вера живая и что — мертвая. Ныне же предложу вам то, отчего вера живая бывает и чем она умножается. Вера живая есть дар Божий и как семя некое божественное, которое при Крещении всякому крещаемому всевается. Семя это то, от которого человек называется рожденным от Бога. Об этом апостол святой Иоанн Богослов говорит: Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога (1Ин 3:9). Как семя, посеянное на земле, растет и умножается влагой, так божественной веры семя, посеянное на земле сердца человеческого, растет и умножается влагой слова Божия, говорит апостол Павел: Вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим 10:17). Слово Божие живо, — гласит тот же богодухновенный учитель, — и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр 4:12). И опять тот же апостол: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим 3:16-17). Слово Божие представляет нам Бога Единосущного, но Триипостасного, и потому непостижимого, и потому не надобно Его испытывать. Слово Божие представляет Его Всемогущим, и потому надобно от Него одного помощи искать. Слово Божие представляет Его обо всех промышляющим, и потому надобно на Него надеяться. Слово Божие представляет Его неложным, и потому надобно Ему несомненно веровать. Слово Божие представляет Его Праведным и воздающим каждому по делам его, и потому бояться Его надобно. Слово Божие представляет Его Великим, и потому надобно перед Ним смиряться. Слово Божие представляет Его Вездесущим, и все дела, слова и помышления наши видящим, и потому пред Ним, как перед страшным Царем, ходить со всяким страхом и опасением надобно, и делать, и говорить, и думать воли Его угодное. Слово Божие представляет Его Преблагим, и потому любить Его надобно. Слово Божие представляет Его Милостивым к кающимся грешникам, и потому грешникам надобно с покаянием и сожалением к Нему прибегать. Слово Божие представляет Его грядущим судить живых и мертвых, и потому надобно к Суду Его готовиться. Так и о прочем, что веры и плодов ее касается, представляет, учит, показывает и уверяет слово Божие. Таким образом Слово Божие произрастает и умножает веру в сердце человеческом. Слово Божие слушать или читать надобно не просто, но со всяким усердием, тщанием и размышлением. Надобно не только открыть уши к слушанию, но и сердце к принятию слова Божия. Надобно теми ушами слышать слово Божие, которых Христос требует во многих местах Евангелия, говоря: Кто имеет уши слышать, да слышит (Мф 13:43)! Из этого следует, что кто слова Божия или не читает, или не слушает прилежно, веры соблюсти и плодов ее показать не может. У таких людей всякое бывает заблуждение и беспорядок, не могут они ничего доброго и душеспасительного сделать, хотя бы и добрыми казались. А чтобы Божие слово силу и действие свое в сердце производило, надобно Творцу его с Давидом молиться прилежно: Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс 118:8). Кроме того, жития святых Божиих, которые в вере и ее плодах преуспели, почаще прочитывать и рассматривать нужно, чтобы вере их удобнее подражать. Ибо подлинно о сем написано: Все, что писано было прежде, написано нам в наставление, — говорит святой апостол Павел (Рим 15:4). Таким образом, когда будем поучаться в законе Господнем и Творцу закона усердно молиться, непременно придем все в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру полного возраста Христова (Еф 4:13). Аминь.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar