0001-FF-022.png (200×25)  


 
 
   ГЛАВНАЯ | | ВХОД ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС Гость | RSS   
MENU SITE
ИЩУ РАБОТУ
ПОЭТ И ПИСАТЕЛЬ
ВАШЕ МНЕНИЕ
Я ВИЖУ СЛЕДУЮЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ
Всего ответов: 1715
ПАТРИАРХИЯ
РУССКАЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ
ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ

119034, Москва, Чистый пер., 5
Телефон: (495) 637-43-18
E-mail: info1@patriarchia.ru
САЙТ: PATRIARCHIA.RU
СТАТИСТИКА
ОНЛАЙН: 19
ГОСТЬ: 19
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: 0

   
ГЛАВНАЯ » СТАТЬИ » ЭТО ИНТЕРЕСНО

Святитель Тихон Задонский / РАЗМЫШЛЕНИЯ. НАПУТСТВИЯ. УВЕЩЕНВАНИЯ. НАСТАВЛЕНИЯ. СОВЕТЫ (3)
Размышление 16 (на слова: «Тесный путь и пространный») «Тесный путь и пространный» 1. На тесном: крест, страдание, терпение, воздержание, отвержение себя и воли своей, и последование воле Божией. И огражден сей путь Божиим знаком. На пространном: презрение и отвержение закона Божия, свободная и безоглядная жизнь, самолюбие, славолюбие, честолюбие, мщение, сластолюбие, веселости мира сего, банкеты, пиршества и прочее. 2. Тесным путем шел Сам Христос, и за Ним идут верные Его, и последуют Ему любовью, терпением, кротостью и смирением, а на пространном пути князь тьмы, по нему гуляют те, кто миру сему служит и следует за ним. 3. Тесным путем немногие идут, так как скорби окружают его и мало кто хочет скорби терпеть, а пространным многие идут, так как всякий любит веселости и утехи мира сего. 4. Тесный путь хотя и скорбен, но ведет в вечную радость. Пространный путь весел, но в вечную скорбь и мучение ведет. Эти пути и конец обоих Господь наш показывает: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13-14). 5. Тесный путь вначале страшен человеку и прискорбен, но потом приятен, мирен, покоен и весел, ибо иго Христово «благо, и бремя», которое на тесном пути несется, «легко» (Мф.11:29). Пространный путь сначала приятен и весел, но всегда мерзок, гнусен, и потом страшен. Ибо на нем иго тяжело нести, иго дьявольское и мерзкое рабство страстям и греху тяжко угнетают. 6. Избирай, человек, какой хочешь путь. Оглавление Размышление 17 (о том, как и что следует читать) Нет никакой пользы книгу читать и не делать того, чему книга учит. Поэтому читающему всякую книгу должно делать нижеследующее: 1. Должно читать прежде всего Священное Писание, а затем и другие христианские православные книги. Читать не помногу листов и страниц, ибо много прочитавшему невозможно все понять и в памяти удержать. 2. Мало прочитывать и много рассуждать о том, что прочитано. Ибо так лучше прочитанное понимается и в памяти углубляется, и тем ум просвещается, и большее поощрение и желание к следующему чтению возжигается. 3. Смотреть, понятно ли то, о чем читаешь в книге, или непонятно. Если понимаешь, что читаешь, хорошо; а если не понимаешь, пропусти и дальше читай. Непонятное или из последующего прояснится, или, когда будешь в другой раз читать, с помощью Божией, уразумеешь. 4. От чего книга учит уклоняться, от того старайся уклоняться. Чего учит искать и делать, о том старайся, чтобы самим делом исполнить. От зла уклоняйся и твори добро. Этому всякая христианская книга учит. 5. Если только ум будешь от книги изощрять, а волю не будешь исправлять, то от чтения книги еще злее будешь, чем прежде был, поскольку самыми злыми бывают ученые и разумные дураки, нежели простые невежи. 6. Помни, что лучше любить по-христиански, чем разуметь высоко. Лучше красиво жить, чем красиво говорить: «Знание надмевает, а любовь назидает» (1Кор 8:1). 7. Чему сам с Божией помощью научишься, тому и других при случае с любовью учи, чтобы семя посеянное росло и творило плод достойный небесного царствия, — чего тебе искренно желаю. Оглавление ПРИМЕЧАЙ! (О сопротивлении христианина сатане. О картежной игре. О грехах сердца) 1. Сатана нас ко всякому греху старается привести, чтобы так Бога оскорбить и прогневить, а нас погубить. Если же кто греху не соизволяет, но отвращается от него, тот против сатаны стоит и подвизается. Если кто греху соизволяет, тот и сатане повинуется. Если кто во грехах живет, тот во власти его находится. 2. Когда сатана видит, что человек противится ему, и человека низложить через грех не может, то наносит ему беды или сам, или через злых людей, чтобы хотя бы так человека, противящегося ему, привести в грех через нетерпение, негодование и хуление. И такое искушение от него бывает этому человеку на пользу великую, если он не изнемогает, но стоит твердо в том искушении, то есть, когда он это искушение великодушно и безропотно претерпит. 3. Чем более человек-христианин подвизается против греха, и противится дьяволу, и прилежит Богопочитанию, тем более дьявол на него вооружается и наносит искушения. Поэтому видим в книгах святых, что великим святым великие искушения и гонения были. 4. Человек, когда все искушение претерпит, тогда от Подвигоположника - Христа венчается, а искуситель посрамляется, потому что побеждается немощным человеком, который против него как младенец против исполина. Рассуди, не посрамления ли и смеха достоин был бы тот человек, который, будучи хитрым, крепким, искусным в брани, отроком малым был бы побежден и низложен? Воистину, всякий бы над тем смеялся, и побежденному несносный был бы стыд. Такой стыд и срам бывает дьяволу, духу крепкому, лукавому, хитрому, которого Христос, Победитель его, отдал в попрание и посрамление рабам своим, самим по себе немощным, но невидимой Его силой укрепленным. 5. На войне, где люди с людьми сражаются, бывает так, что та сторона побеждает, которая гонит противную сторону. Но на брани христианской, которая против дьявола ведется, бывает не так. Тут побеждает дьявола тот человек, который людям, обижающим его, уступает, прощает, не воздает злом за зло. Еще большая язва врагу бывает, когда человек не только не воздает злом за зло, но и любит врагов своих, «благословляет проклинающих его, благотворит ненавидящим его и молится за обижающих его и гонящих» его, по учению Господа (Мф.5:44). 6. О картежной денежной игре, которая ныне у христиан вошла в обычай и забаву. Оба картежника желают друг у друга выиграть денег и чужим добром пользоваться; потому оба грешат против десятой заповеди: «не пожелай»; и оба перед Богом — воры. Кто выигрывает, тот грешит и против восьмой заповеди: «не кради». И так человек, хотя бы не только имение свое, но и себя самого проиграл, есть вор пред Богом, так как имеет сердце, исполненное желанием чужого добра. Ибо Бог по сердцу или внутреннему состоянию судит человека. Так не только тот блудник, убийца, вор, кто делом блудодействует, убивает, ворует, но и тот, кто хочет блудодействовать, убивать, воровать. Каждый человек сердцем грешит или не грешит: чего на сердце у человека нет, того и в самом деле нет. Грех прежде в сердце у человека начинается, а потом внешне проявляется, когда человек ему соизволяет. И члены телесные — орудия сердца человеческого. Так руками похищает, бьет, убивает. Языком клевещет, злословит, ругает. Глазами на непристойное смотрит, ушами срамное слышит. Чревом объедается и упивается, ногами на худое дело ходит, прочими членами с женою смешается, и прочее. Следовательно, хотя человек через члены греха и не творит, но внутри, в сердце соизволяет греху, — все равно пред Богом грешит, ибо Бог на сердце наше смотрит, и видит, что в нем делается, добро или зло, и по сердцу всякого будет судить. Рука человеческая красть, язык злословить, тело блудодействовать не будет, если сердце не захочет. Так разумей и о картежной игре. Если сердцем не пожелаешь чужого добра, не будешь и играть ради денег. Всякий же картежник — вор пред Богом, и как вор на суде Христовом явится, и с ворами осудится. А сколько при той пакостной игре бывает других беззаконий, как-то: хитростей, сквернословии, обманов, ссор, драк, бесчинных смехов, и сколько последует домашним проигравшегося печали, негодования, проклинания, плача, и самому проигравшемуся стыда и бесчестия, о том умолчу. Итак, надо христианину сердце свое исправить, и тогда исправен будет. Сердце же правое то, которое воле Божией следует, то есть: что хочет Бог, хочет и оно, и чего не хочет Бог, того и оно не хочет, — чего как себе, так и тебе желаю. 7. Примечай и то, христианин, что Бог в Писании Своем не к телу нашему обращается, не к рукам говорит: «не убивай», не к рукам говорит: «не кради», и прочее, но к сердцу. Следовательно, хотя телом не грешит человек, руками не убивает, не крадет, телом не прелюбодействует, но если в сердце похоть питает блудную, сердцем озлобляется, ненавидит ближнего, сердцем желает чужого, то и блудодействует, убивает, крадет. Сердце же человеческое грешит, хотя бы внешне и не проявлялся грех. Это во многих местах Святого Писания увидишь, если прочитаешь: смотри, например, 1-е послание Иоанна гл. 3, стихи 14 и 15, и Евангелие от Матфея гл. 5, стих 28. В исправлении же и обновлении сердца человеческого вся сила (христианства) состоит, как выше сказано. Старайся же сердце свое исправить, христианин, к чему много труда и подвига требуется, ибо надо себя побеждать, и для этого помощи Божией с усердием просить. Оглавление НАПУТСТВИЕ (ОБРАТИВШЕМУСЯ ОТ СЕГО СУЕТНОГО МИРА КО ХРИСТУ И НАЧАВШЕМУ КАЯТЬСЯ) Когда грешник, благодатью Божией подвигнувшись, начнет каяться, то встречает его различное искушение: «Чадо, если начинаешь служить Господу Богу, приготовь душу твою ко искушению» (Сир 2:1). Начнет человек ко Христу приступать, а сатана вслед его гонит и отвлекает от Христа. Начнет служить Христу, и препятствует ему враг и различные простирает сети. 1) Вкладывает ему отчаяние в милосердии Божием и правосудии Божием. Грешнику надобно против этого бороться и утвердиться в надежде милосердия Божиего, поминая утешительное слово: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тим 1:15). 2) Искушает различными злыми и закону Божиему противными помыслами. Надобно грешнику против всех этих помыслов подвизаться и не соизволять им. Ибо в этом весь подвиг христианский состоит. 3) Между прочими злыми помыслами вкладывает враг хульные помыслы, различные сомнения и неверие. Надобно против всего того подвизаться и отражать все то мечом слова Божия и молитвой. 4) Хотя и всем, но особенно безбрачно живущим, всегда докучает он блудными помыслами. Надобно против них стоять, и как только они возникают, тотчас пресекать, призывая на помощь Всесильного Помощника Иисуса Христа, и хотя отойдет помысел злой, однако же враг, как пес к своей добыче, снова возвращается. Поэтому всегда должно его ожидать и, как воину, на карауле стоять. Для этого полезно всегда быть в трудах, часто молиться, мало есть, пить и мало спать. Ничто так этой похоти не угашает, как смиренная и от сокрушенного сердца происходящая слеза. Внимай этому. 5) Прельщает враг любовью мира и соблазнами, и отвлекает от пути скорого. Хорошо-де быть в мире почтенным, быть в славе, чести, богатстве, в веселости, знаться с людьми, проезжаться колясками, ездить в гости, и принимать гостей, и прочее. Эти его советы, по-видимому сладкие, как плоти угодные, но внутри горькие и душепагубные. Берегись их, уклоняйся от мира, как от Содома и Гоморры, чтобы не сгореть. Слушай Христово слово: «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для царствия Божия» (Лк 9:62). Отвечай внутри себя так: пусть то, что ты мне предлагаешь, хорошо будет тем, которые ищут этого, а мне для меня несравненно лучше Христос и святое Его иго. Он меня несравненно более утешит и увеселит, нежели весь мир. Здесь я хочу с Ним быть, да и там с Ним буду. 6) Когда враг не преуспеет через злые свои советы и не совратит человека с пути доброго, то ищет для этого другого средства, наводит тоску, уныние, печаль и прочее. Надобно все это преодолевать и крепиться. 7) Когда человек твердо в своем убеждении стоит, то враг начнет через злых людей беспокоить, и тогда откуда что возьмется. Тогда различная напасть нападет на него. Все это — злокозненного врага старание и ухищрение, и это есть то, что написано: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим 3:12). Тогда все от него отрекаются и ненавидят, и бывает, что и сами те, которые прежде были друзьями, во врагов превращаются. Но благо и утешительно нам, что кого мир ненавидит, того Бог любит. «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр.12:6; Притч.3:11-12). «Христианин, когда ненавидим от мира, то любим от Бога», — говорит святой Игнатий священномученник (Декабря 20 числа). Потому надобно всякое злоключение и напасть терпением преодолевать. 8) Отсюда бывает, что многие начинают, но немногие кончают жить благочестиво, потому что не хотят терпеть искушений и скорбным путем идти, и так с него совращаются. Но говорит Христос начавшему «благочестиво жить: будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10). 9) Отсюда видим, как нужно христианину непрестанное старание, воздыхание и молитва, чтобы не совратиться с пути истинного, но до конца верным пребыть. 10) Для этого полезна всегдашняя память о смерти, о том, что она нечаянно и различным образом восхищает людей, память о Страшном Суде Христовом, о муке вечной, о царствии небесном. Память об этом и верное рассуждение не попустит совратиться с пути. Вспоминай об этом часто, и рассуждай: благополучие и неблагополучие временное минует, но то, что после смерти будет, не минует. Все мирское здесь останется, и само тело в земле погребается, а одна душа в оный век отойдет, и с душой неотступно добродетель или грех. Горе душе, если с грехом отойдет! Ибо с чем отойдет, с тем и на Суде Христовом явится. Поминай это, будешь себя очищать покаянием, слезами и воздыханием, да не явишься пред Господом Богом твоим с грехами. 11) Лучше все здесь терпеть, что ни приключится, нежели в будущем веке терпеть. Ибо здесь, какое ни бывает бедствие и страдание, оно легкое и краткое, а там тяжкое, нестерпимое и вечное. Ибо все временное в сравнении с вечным есть как ничто. Там страдание без утешения. Здесь страждем и надеждой избавления прохлаждаемся, а там страдание и мучение с отчаянием, ибо без конца. Здесь тяжкое и несносное страдание смертью кончится, ибо смерть всему полагает конец, а там человек будет страдать и умирать, но никогда не умрет, будет мучиться, но никогда не отмучится. Поминай сие, и утвердишься в терпении. 12) Лучше утешаться и веселиться вечно, нежели временно. Ибо временное все минует, а вечное всегда пребывает и, как река, непрестанно течет. Где те, которые в веселостях мира сего пожили? Нет их, и веселости их кончились. Но претерпевшие ради благочестия утешаются в лоне Авраама, и память их пребывает в род и род. Так после суетного и краткого веселья следует вечная скорбь и горесть, а после краткой, и благочестия ради претерпленной скорби наступает вечное утешение и веселье. Душа благочестивая, как только отойдет из тела, как из темницы, тотчас чистейший и яснейший свет видит, и «во свете» видит «свет» (Пс.25:10), и начинает новое, благоприятное веселье, радостное, спокойное, мирное, безмятежное, славное, вечное и блаженнейшее житие, и забывает все, что в мире с ней ни приключилось. Тогда видит и получает все обещания Божии, о которых слышала в святом Божием слове. Этого, как себе, так тебе и всем получить желаю. Оглавление НАПУТСТВИЕ (НОВОНАЧАЛЬНОМУ ИНОКУ) Ты пошел в монастырь по своему желанию. Живи же. Бог тебе Помощник, брат! Убежал ты от сродников и от мира, отрекись же от мира, который в сердце нашем живет, то есть от тщеславия, гордости, лености, осуждения, презрения, негодования и прочего, и блажен будешь. Помощь в этом такая: 1) Отлучай всегда мысль от мира сего, то есть вспоминай, что все здешнее, и сладкое, и горькое, кончится, и наступает смерть, которая нечаянно приходит и похищает людей. Где ныне предки наши? В своих местах. И мы за ними пойдем. Далее будет Суд Христов, от которого одни (праведные) в вечную жизнь, а другие (грешные) в муку вечную пойдут. Помышляй об этом часто, особенно ночью, ибо тогда время тихое и удобное для размышления. 2) Усердная и частая молитва. Часто молись и понуждай себя к молитве, когда не бывает охоты и усердия. Без молитвы человек ни в чем не преуспеет. 3) Когда скука находит и тоска, тогда особенно поминай написанное в первом пункте, и падай на землю, и молись и воздыхай к Господу. Ибо это искушение. Так сатана хочет тебя к миру опять обратить. Смотри, крепись и не поддавайся, и говори так: хотя умру здесь, не отойду. И поистине — лучше умереть, нежели назад возвратиться: «никто возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для царствия Божия», — говорит Христос (Лк 9:62). И блажен не тот, кто начал, но кто окончил. Рассуждай и помни, что пишу. 4) Бывают злые помыслы у начавших искать Господа. Если с тобой такое случается, или, может быть, и сейчас есть, смотри, тотчас отбрасывай, как искру от руки. Они бывают от дьявола попущением Божиим, к наказанию нашему или искушению. И прилежно молись Богу, чтобы помог победить, и они со временем отойдут, а когда отойдут, вновь ожидай. Ибо всегда перемена бывает в духовном деле: то ясно, то смутно, как и на воздухе. И милости Божией ожидай без сомнения. 5) Когда людьми, ненавидящими истину, презираем или гоним будешь, терпи великодушно и молчи, и взирай на Христа, все ради нас претерпевшего. «Терпением вашим спасайте души ваши», — говорит Христос (Лк 21:19). Смотри, в терпении спасаются души, а не в прохлаждении. А где терпение, там и бедствие. Терпение без бедствия не бывает, и «многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие», — говорит апостол (Деян.14:22). 6) Между делом и молитвой читай книги полезные, а особенно Евангелие и Апостол, и рассуждай. Ибо чтение без рассуждения не приносит пользы. 7) Мои прежние письма, и прочее прочитывай, и обо мне грешном молись. Об этом с покорностью прошу. Спасайся. Оглавление УВЕЩАНИЕ (К МОНАШЕСТВУЮЩЕЙ БРАТИИ) Ваше Преподобие, Братия о Христе! Вступили вы благодатью Христовой на тесный путь. Стойте же на нем и крепитесь, и идите по нему, и постигнете, чего желаете: «так бегите, чтобы получит»ь, — говорит Апостол (1Кор 9:24). Вошли вы в монастырь спасения искать. Ищите же в нем, а не теряйте. Блаженны будете, если найдете, и окаяннейшие, если потеряете. Христос Господь спасаемым говорит: «в мире будете иметь скорбь» (Ин 16:33). Не убегайте же от скорбей, когда они вам приключатся. Не ищите скорбей, но приключившиеся терпите, и блаженны будете. «Многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие», — говорит апостол (Деян.14:22). Желаете и стараетесь спастись и царствие Божие получить, но многие скорби встретят вас. Но блаженны будете, если претерпите их до конца: «претерпевший же до конца спасется», — говорит Господь (Мф.10:22). Святой апостол Иоанн слышал с неба глас о спасенных, превеликое множество которых он на небе видел, свидетельствующий так: «это те, которые пришли от великой скорби», — и прочее (Откр.7:14). Итак, утвердитесь, укрепитесь, и претерпите до конца возлюбленные, и вы в оное место придете. Верую, что увижу блага на земле живых. «Уповай на Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и уповай на Господа», — увещевает Дух Святой (Пс.26:13-14). «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, дьявол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр 5:8). Этому противнику ничем более противиться не можете, как всегдашней молитвой. Итак, молитесь всегда, и будете ему противиться. Делайте что-либо руками и молитесь. Так ум и сердце ваше занято будет, и не будет крова или места дьяволу, и убежит дьявол. Обращайтесь умом и сердцем вашим в небе и в вечности, и не будете пойманы дьяволом. Птица, чем выше летает, тем безопаснее бывает, а когда вниз, на землю спустится, то или поймана или подстрелена бывает. Так и человек… и прочее. Спасайтесь о Христе, и о мне, недостойном, молитесь. Оглавление НАСТАВЛЕНИЕ (МОНАШЕСТВУЮЩЕМУ, КАК ПОСТУПАТЬ ПО ОБЕТАМ, ДАННЫМ ПРИ КРЕЩЕНИИ И ПОСТРИЖЕНИИ) Входят в монастырь спасаться, а не терять спасение, трудиться, а не лежать. Внимай сему, возлюбленный монах! Все имеешь готовое: пищу, одеяние, дом и прочее. Оброка и подушной подати не платишь. Что же тебе более остается, как только заботиться о своем и ближнего спасении, и молиться Богу как о себе, так и обо всех? Дважды ты обещался Христу служить верой и правдой: при Крещении и пострижении. Где же твои ныне обеты, покажи? Само одеяние твое и твои обеты будут поставлены пред тобой на Страшном Суде Христовом, если живешь и поступаешь иначе, чем обещался, ибо Богу лжешь, а не людям. Тяжко это и страшно, как сам видишь. Внимай этому, возлюбленный, и всегда вспоминай свои обеты, и по ним поступай и живи, чтобы не как лживый на Суде том осудишься. А чтобы по обетам своим тебе поступать и свято жить, чего требуют твои обеты, внимай следующим пунктам, и по ним поступай и живи. 1) Бог есть на всяком месте, и всякое дело наше и помышление видит, и слово слышит, и в книге Своей записывает, и воздаст нам по делам нашим на общем Суде. Внимай этому и вездеприсутствующего Бога пред собой полагай, и Его верой, правдой и доброй совестью почитай, и крайне берегись перед очами Его худое делать, и говорить, и празднословить, чтобы не прогневать Его и праведному суду Его не подпасть. Пред честным человеком и земной властью стыдишься и боишься что-либо худое и непристойное делать, тем более должно стыдиться и бояться это делать пред Богом, пред Которым весь мир как ничто. 2) Настоятелю всякое послушание оказывай. 3) Если он свято живет, следуй ему, как своему отцу. Если же он живет иначе, тогда то, что он законно повелевает, делай, а по делам его не поступай, как Христос сказал (см. Мф.23:3). Только крайне берегись осудить и оклеветать его, но молись, чтобы Бог его исправил. Ибо это есть дело христианское. 4) Из монастыря выходить, а особенно ходить в села и города для монаха очень опасно и соблазнительно. Поэтому без крайней нужды из монастыря не выходи и в светские дома не входи, иначе не тем уже возвратишься, каким выйдешь. Люди падают не только телом, но и сердцем, и умом, и глазами. Лучше пасть ногами, нежели сердцем, умом и глазами. Внимай этому. 5) Знай только церковь и келью свою, а в другие кельи без крайней нужды не ходи, чтобы не впасть в грех празднословия, клеветы и осуждения. Нет ничего лучше, как своей кельи держаться. В келье не примешь, ни подашь соблазна, но она всему тебя научит, если со страхом Божиим будешь в ней жить. В уединении и в тишине, а не среди народа и молвы рождаются добрые и небесные мысли. Помни, что ты монах. Итак, будь не только по одеянию, но и по сути и делу монахом, то есть уединенным. Ибо монах — греческое имя, и значит уединенный. 6) В церкви стой со вниманием и помни, что ты пред Богом стоишь и молишься Ему. Поэтому по сторонам не озирайся, но прямо к Богу устремляй свой ум и свое сердце, да услышана будет твоя молитва. Внимай читаемым молитвам и стихам. 7) Стоя в церкви на молитве, крайне берегись разговаривать о земных вещах, ибо это место, а особенно святой алтарь, — «место святое» (см. Исх.3:5), святое же место должно свято почитать. Берегись же без крайней нужды в этом месте говорить. Ходишь в место сие Богу молиться, а не разговаривать. 8) Не будь праздным, ибо праздность всему злу учит. Итак, всегда пребывай в добрых трудах, то есть или читай книги, или молись, или будь в богомыслии, или рукоделье какое делай. Ни к кому так удобно враг не приступает, как к живущему в праздности. Тут ему дом подметен и украшен (см Мф.12:44). Берегись же праздности, чтобы не впасть во всякое зло. 9) Молись Богу кратко, но часто и прилежно. Молись не только о себе, но и обо всех христианах, ибо сие есть призвание монашеское. Монах без молитвы, как воин на брани без оружия, ибо враг всегда на монахов нападает. Не должно же и нам дремать, а нужно ему противиться и против него стоять бдением и молитвой, по увещанию Христову: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф.26:41). 10) Очень опасно монаху с женами водиться и знаться. Поэтому монаху не должно без нужды в свою келью допускать женщин, а особенно позволять им ночевать в своей келье. Это очень опасно, да и соблазнительно. Берегись же, монах, чтобы все, что многим трудом собрал, в одну минуту не потерять и самого себя не погубить. Столпы и чудотворцы падают, как видим в истории, чего же ожидать тростям сокрушенным? Берегись же, возлюбленный, женщины, да не сожжешься. Ева всегда имеет свой нрав, всегда прельщает. 11) Вспоминай часто смерть, Страшный Суд Христов, геенну и царствие небесное. А особенно тогда к этим пунктам обращай мысль твою, когда похотью ко греху искушаешься, обращай и проси помощи у Господа. Ибо без Него наше старание бессильно. Память этих пунктов не допустит согрешить. «Память геенны, — говорит святой Иоанн Златоуст, — не допустит впасть в геенну». 12) Когда какой-либо злой помысл находит, то тотчас отгоняй его и на помощь призывай Господа, говоря: «Господи, помози мне!» Убивай младенца злого, чтобы он не возрос, и не укрепился, и не убил тебя самого. Старайся всегда быть победителем, а не побежденным. Будь добрым борцом и противься врагу, а не будь у него в подданстве. Господь да поможет тебе. 13) О людях, а особенно о властях и высоких лицах берегись говорить, чтобы не впасть в грех осуждения и клеветы. 14) Чужие пороки и грехи испытывать берегись, ибо это ведет человека к осуждению и клевете. Смотри на самого себя, и познавай себя, то есть свои страсти и грехи, и очищай их покаянием и молитвой. Такое испытание полезно монаху, как и всякому христианину. 15) Брата своего, то есть другого монаха и всякого человека крайне берегись обидеть и укорить: ты-де такой и сякой человек, ты плут, мот и прочее. Ибо это тяжкий грех. Помни, что и сам ты грешник, такой же, как и он, а может быть, он и лучше тебя. К тому же не знаешь, что с ним и с тобой утро сделает, ибо бывает, что добрый развращается, а злой исправляется. Каждый падает, если его Бог не укрепит: не можем стоять без помощи Божией. 16) Если кто тебя обидит, не держи на него гнева, но прости его тотчас и молись о нем Богу, дабы и Бог ему простил, и хотя сердце твое не хочет этого, ты его преклоняй к этому, и убеждай, и молись Господу, чтобы Он помогал тебе самого себя победить, а плотское мудрование умертвить (см. Рим 8:7, 13). Трудно это, но требуется от христианина, а особенно от монаха. Надобно простить ближнему, если сам хочешь получить прощение от Бога. Прости, и тебе будет прощено, а если ты не простишь, то и тебе не будет прощено. Страшно это, но истинно, ибо святое Евангелие так учит: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14-15). Оглавление СОВЕТ (КАК В МОНАСТЫРЕ ЖИТЬ) I. Точно знай, что где ни будешь жить, не избежишь искушения сатаны, который то сам через злые помыслы, то через злых людей, своих служителей, искушает, беспокоит, озлобляет и гонит приходящих ко Христу и желающих усердно Ему служить. И такое бывает, что те, которые прежде были нашими друзьями, делаются нам дальними, нашими врагами. И самые кровные и единокровные наши, как-то: отец, мать, братья, сестры, и прочие родственники, если живут по законам мира, то будут гнать нас. Читай об этом в Евангелии от Матфея, глава 10, ст. 34-36; от Луки, глава 12, ст. 51-53. Бесчисленные примеры этого бедствия читаем и в церковной истории, и ныне видим премножество. Всякий на себе познает это, и на прочих себе подобных видит. Злой мир ненавидит Христа и гонит Его рабов: «да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим 3:12). Все это искушение надобно побеждать трудом, терпением, подвигом и молитвой. II. Знай точно, что, если обиду будешь отражать обидой, а злословие — злословием, то есть злом за зло воздавать, то будешь дьяволу место уступать, ибо он хочет, чтобы мы злом за зло воздавали. И тогда Бог за нас не будет стоять, ибо Бог говорит: «Мне отмщение, Я воздам» (Рим 12:19), — поскольку тогда мы сами делаем то, что одному Богу приличествует. А если будем обижающим нас людям уступать, прощать, молчать, да еще молиться за них и добром за их зло воздавать, то дьяволу не будет места. Мы тогда будем не уступать, но против него стоять и противиться ему. Ибо дьявол не хочет, чтобы мы добро делали людям. В этом состоит победа христианская, которая побеждает не плоть и кровь подобных себе людей, но дух злобы. Это есть то, что написал апостол Иаков: «покоритесь Богу; противостаньте дьяволу — и убежит от вас» (Иак.4:7). Бог повелевает нам добро делать, обиды терпеть и не воздавать злом за зло, а дьявол советует противоположное. Когда делаем добро и терпим, тогда повинуемся Богу и противимся дьяволу, который учит злу и отводит нас от терпения. И так, терпением побежденный, он, как пес, палкой ударяемый, побежит от нас, ибо тогда Бог будет за нас стоять и от нас его будет прогонять. Об этом и Златоуст святой говорит: «Дьявола терпением должно побеждать». Хочешь ли дьяволу не уступать и противиться? Уступай людям, и не противься им и не воздавай злом за зло. Прежде же всего «побеждай зло добром» (Рим 12:21). Это есть преславная победа, более славная, нежели многие тысячи людей побеждать. На этот подвиг и победу Христос с неба благосклонно смотрит. О ней Ангелы радуются, ее люди ублажают, все Писания похваляют и в роды родов возвещают. О, Иисусе, смерти и ада Победителю, помози нам, бедным и немощным! «Помощник» наш «и Избавитель» наш «Ты, не замедли» (Пс.69:6). Господи, помози нам. III. Этой славной победе последует славнейшее, великолепнейшее и вечное торжество на небесах (см. Откр.7:9 и до конца главы). Тогда все нынешнее бедствие обратится в блаженство, все поношение и укоризна — в славу, вся печаль и скорбь — в радость, все слезы и печаль — в утешение, все труды и подвиги — в покой вечный. Все беды и напасти тогда забудем и получим блага, которых «не видел глаз, не слышало ухо», и прочее (1Кор 2:9; см. Ис.64:4). «Тогда собранные Господом обратятся, и придут в Сион с радостью, и радость вечная будет над главою их; ибо над главою их хвала и веселье, и радость примет их; отбежит болезнь, печаль и воздыхание» (Ис.35:10). «Тогда служащие Господу будут есть, будут пить, будут радоваться, будут веселиться в веселье сердца» (Ис.65:13-14). «Как кого утешает мать, так и Я утешу вас, и в Иерусалиме утешитесь. И узрите, и возрадуется сердце ваше», — говорит Господь (Ис.66:13-14). О желанный и исполненный радости день, когда это от руки Отца нашего Небесного получим! «Вспомни о нас, Господи, в благоволении к народу Твоему, посети нас спасением Твоим, дабы видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим» (Пс.105:4-5). Прощай, слава, честь‚ богатство, благородство, утеха, роскошь и все сокровище мира сего, оставайся тем, кто любит тебя! Стремись, дух мой, к горнему Иерусалиму, к дому Отца Небесного, где «обителей много» (Ин 14:2). Там наша слава, честь богатство, благородство, утешение, радость, веселье и торжество истинное и вечное. На горы, душа, воздвигнемся. Гряди туда, откуда помощь идет (см. Пс.120:1). О, Иисусе, Сыне Бога Живаго, Искупитель и Спаситель мой, «отврати очи мои, еже не видети суеты» (Пс.118:37)! Положи это на ум и рассуждай, и возгорится сердце твое, и забудешь всю печаль. IV. Не води дружбу ни с кем, пока хорошо не узнаешь, подлинно ли добрый человек, а не лицемер тот, с которым хочешь знаться, чтобы после не раскаиваться и жалеть, но поздно. Ибо многие волки в овечьих шкурах ходят: по плодам их, — говорит Господь, — «узнаете их» (Мф.7:16). Многие тихо, гладко и мягко говорят, многие молчат, многие много постятся и много молитв читают и прочее (что само по себе неплохо и похвально), но внутри злы, горьки и гнилы, подобно яблокам, которые снаружи красивы, но внутри гнилы и с червоточинами. Знай точно, что если внутри благочестия нет, то и на самом деле нет, а внешнее, видимое благочестие без внутреннего — лицемерие и обман. Однако же никого не презирай, никем не гнушайся, но всех по-христиански люби и почитай, и никого не осуждай, ибо не знаешь, что у человека внутри. V. К настоятелю имей всякое почтение и послушание. Берегись, чтобы его никак: ни словом, ни делом — не оскорбить. Когда будет журить за что, молчанием и поклоном и признанием вины своей отвечай. Это от тебя чести твоей не отнимет, ибо лучше всегда себя признавать виновным, нежели себя оправдать. Бог только тех оправдает, которые себя грешниками признают, а тех, которые сами себя оправдывают, со своей правдой оставляет. Итак, если будем себя признавать виновными и грешными, тогда Бог благодатью Своей оправдает нас во Христе Иисусе. Хотя и бывает, что пред людьми мы невиновны, но пред Богом всегда виновными оказываемся. Итак, лучше себя всегда и везде виновными признавать. Такое смиренное признание делает человека Богу и людям любезным. VI. Если хочешь жить по монастырски, забудь благородство, но думай, что ты один из подлых (простых) людей. (Хотя это и всем христианам нужно, но особенно живущим в монастыре, которых и одеяние, и место должны смирять). Так гордость и пышность уничтожится, и на ее место войдет в твое сердце смирение, Богу и людям благоприятная добродетель. Ибо благородство нынешнего века — один только пустой титул и имя. Ибо все люди по естеству равны, бедные и окаянные, и грешниками являются. Никто в чине не рождается, также и смерть всех равными делает. Нельзя познать, где ныне ваши деды и прадеды, и рабы их по смерти лежат в земле: все в землю одинаково обратимся. А что если в теле благородном душа грешная жила?.. Тогда раб лучше своего господина будет у Того Господина, Который «не взирает на лица человека» (Галл.2:6) и судит по делам, а не по лицам. VII. Живя в монастыре, надобно трудиться, читать полезные книги и молиться. Эти три вещи тебе нужны, но делать это советую попеременно, то есть то читать, то трудиться, то молиться, так чтобы и малейшего времени не прошло в праздности, разве только когда разговор будет о душеполезных вещах, как-то: о царствии Божием, о спасительном воплощении Сына Божия, и о прочем. Тогда разговор этот сам будет побуждать к молитве и благодарению Бога. Так поступая, избежишь лености и праздности. Так человек незаметно в добродетельной жизни с помощью Божией будет преуспевать, чего я как себе, так и тебе желаю. VIII. На всякого христианина, но особенно в монастыре уединенного, находит скука, уныние, печаль и тоска. В таком случае должно обратиться к рассуждению о вечности, царствии небесном, муке вечной и прочем. Такое рассуждение всякое уныние и суету прогоняет. Также должно молиться, воздыхать и петь песни духовные, и так печаль и скуку победишь. Ибо лучше здесь все временное терпеть, а там вовеки веселиться, нежели здесь временно с миром гулять, и там вовеки мучиться. Рассуждай об этом. IX. Если унынию и скуке будешь поддаваться, то еще большее уныние на тебя восстанет, и со стыдом изгонит тебя из монастыря. А если будешь против него стоять и побеждать предписанным образом, то всегда после победы последует радость, утешение и большая духовная крепость. Всегда у подвизающихся бывает попеременно то печаль, то радость. Как под небом бывает то мрак, то буря, то хорошая погода, так и в душе нашей бывает то печаль, то искушение, как буря, то утешение и радость, как ясная приятная погода. И как после непогоды бывает приятное солнце, так после искушения и печали сладкое бывает нам утешение. Вот тебе, по обещанию моему, написал по силе моей, как в монастыре жить. Впрочем, читай и мое посланное прежде наставление. Это можешь и прочей братии своей сообщить ради пользы. Наконец всякого, кому эти пункты понравятся, прошу молиться обо мне, грешном, который сии пункты написал. А кому не нравятся, тот, как хочет, так пусть и думает. Воли человеческой связать и уст затворить никто не может. Ваш доброжелатель, Недостойный Тихон епископ.
Категория: ЭТО ИНТЕРЕСНО | Добавил: CIKUTA (07.12.2017)
Просмотров: 19
 
ПОДЕЛИТЬСЯ / РАЗМЕСТИТЬ НА СВОЕЙ СТРАНИЦЕ СОЦ СЕТИ

Всего комментариев: 0
avatar

ВАШ КОММЕНТАРИЙ / YOUR COMMENT | ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦ СЕТЬ / SIGN IN VIA SOCIAL NETWORK
ПОИСК
ВХОД НА САЙТ
БАННЕР
СОЗДАНИЕ БАННЕРОВ


ВСЕХ ВИДОВ И ТИПОВ
ОТ ПРИМИТИВА
ДО ЭКСКЛЮЗИВА
НОМИНАЦИЯ

 НОМИНАЦИЯ 
ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

Жизнь / Рождение / Смерть / Пространство / Место / Материя / Время / Настоящее / Будущее / Прошлое / Содержание / Форма / Сущность / Явление / Движение / Становление / Абсолютное / Относительное / Абстрактное / Конкретное / Общее / Единичное / Особенное / Вещь / Возможность / Действительность / Знак / Знание / Сознание / Означаемое / ОзначающееИскусственное / Естественное / Качество / Количество / Мера / Необходимое / Случайное / Объект / Субъект / Самость / Человек / Животное / Индивид / Личность / Общество / Социальное / Предмет / Атрибут / Положение / Состояние / Действие / Претерпевание / Понятие / Определение / Центр / Периферия / Вера / Атеизм / Априорное / Апостериорное / Агент / Пациент / Трансцендентное / Трансцендентальное / Экзистенциальное / Добро / Зло / Моральное / Нравственность / Прекрасное / Безобразное / Адекватное / Противоположное / Разумное / Безумное / Целесообразное / Авантюрное / Рациональное / Иррациональное / Здоровье / Болезнь / Божественное / Дьявольское / Чувственное / Рассудочное / Истинное / Ложное / Власть / Зависимость / Миролюбие / Конфликт / Воля / Потребность / Восприятие / Влияние / Идея / Философия / Гармония / Хаос / Причина / Следствие / Игра / Реальное / Вид / Род / Внутреннее / Внешнее / Инструмент / Использование / Цель / Средство / Модель / Интерпретация / Информация / Носитель / Ирония / Правда / История / Миф / Основание / Надстройка / Культура / Вульгарность / Либидо / Апатия / Любовь / Ненависть / Цинизм / Надежда / Нигилизм / Наказание / Поощрение / Научность / Оккультизм / Детерминизм / Окказионализм / Опыт / Дилетантизм / Отражение / Этика / Парадигма / Вариант / Поверхность / Глубина / Понимание / Неведение / Предопределение / Авантюра / Свобода / Зависимость / Смысл / Значение / Структура / Материал / Субстанция / Акциденция / Творчество / Репродукция / Теория / Практика / Тождество / Различие 
 
ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Храм Святой Троицы
HRAMTROITSA.RU
ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 
ЕПАРХИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ 
ЦЕРКОВЬ


Контакты :
Адрес Епархиального
управления:
153000 Иваново,
ул. Смирнова, 76
Телефон: (4932) 327-477
Эл. почта:
commivepar@mail.ru
Для официальной:
iv.eparhiya@gmail.com
Епархиальный склад:
Телефон: (910) 668-1883
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

МИТРОПОЛИТ ИОСИФ
НАПИСАТЬ ОБРАЩЕНИЕ
РАССКАЗАТЬ О ПРОБЛЕМЕ
 
 
ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО
 
 
ГИПЕРИНФО ПУБЛИКУЕТ
ВСЕ ОБРАЩЕНИЯ.
МЫ ЗНАЕМ !!!
КАК СЛОЖНО
ДОБИТЬСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
ОТ ЧИНОВНИКОВ
 
 
НЕ МОЛЧИТЕ!
"СТУЧИТЕ, И ОТВОРЯТ ВАМ" -
СКАЗАЛ ХРИСТОС.
С УВАЖЕНИЕМ К ВАМ
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА.
 
 

     
     
     
     


 
 



   HIPERINFO © 2010-2017  21:37 | 16.12.2017