Меню
Назад » »

Святитель Тихон Задонский / ПЛОТЬ И ДУХ (6)

Рассуждение о терпении Терпение — это добродетель, во всяком страдании полагающаяся на волю Божию и святой Его Промысел. Оглавление Причины, к терпению побуждающие, или утешение в терпении Первая. Всякое неблагополучие, бедствие и страдание по Божию Промыслу бывает. Так и написано: Добро и зло, жизнь и смерть, нищета и богатство — от Господа (Сир 11:14). Вторая. Особенно в нынешнее время хотящим благочестно жити нечего ожидать, кроме насилия, озлобления, гонения, ибо по причине умножения беззакония, уже во многих охладела любовь. Таким образом, всякому, хотящему благочестно жити, к терпению готовиться должно (Мф 24:12). Третья. Терпение, как выше учит святой Иоанн Златоуст, — грешников от казни освобождает, праведникам награду умножает (Послание 4 к Олимпиаде). Четвертая. Высокая добродетель — терпение, с которой ничто не может сравниться. Терпение бед, — как говорит Златоуст святой, — милостыню и иные многие добродетели превосходит (Беседа 31 на евангелиста Матфея). И еще говорит: «Нет ничего равного терпению» (Послание 7 к Олимпиаде). Пятая. Весьма знатная победа — врагов терпением побеждать, как тот же святой Иоанн Златоуст учит (Беседа 85 на евангелиста Матфея). Шестая. Терпением дьявол побеждается и посрамляется, — как пишется о Иове праведном. Седмая. За терпение обещается вечная жизнь и слава, ибо говорит Христос: Претерпевший же до конца спасется (Мф 10:22). Ожиданием славы всякий в терпении может утешаться. Восьмая. Всякое страдание и бедствие, хотя бы и долгое было, смертью прекратится. Девятая. Хотя велико страдание наше, но грехи наши, которыми мы величество Божие оскорбили, далеко большие, и большего наказания достойны. Десятая. Бог наказывает нас здесь, чтобы мы спасение вечное получили. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, — говорит апостол, — чтобы не быть осужденными с миром (1 Кор 11:32). Одиннадцатая. Требует Божия правда, чтобы грешник за грехи наказан был. Если нужно грешнику быть наказанным, лучше здесь быть наказанным и с благодарением терпеть, чем в будущем веке без конца в мучении пребывать. Здесь наказывает Бог и утешает, а там нет утешения; здесь наказания легкие, отеческие, а там жестокие; здесь кратковременные, а там вечные. Ибо сто лет здесь всякое страдание терпеть — ничто в сравнении с вечностью. Слушай евангельского богача, который здесь каждый день пиршествовал блистательно, как он вопиет: Отче Аврааме! умилосердись надо мною, — вопиет (Лк 16:24), но бесполезно, и вовеки будет вопить. Двенадцатая. Бог, по богатству, благости, кротости и долготерпению своему, терпит нас, ожидая от нас покаяния: и нам должно терпеть, когда наказывает нас за грехи, и благодарить Его, что Он за беззакония наши не поразил нас, а этим наказанием ищет спасения нашего. Тринадцатая. В благоденствии человек возносится, в злострадании же смиряется; для того Бог посылает человеку крест, чтобы смирялся, и так не потерял бы вечного блаженства. Четырнадцатая. Терпеть или не терпеть и роптать в страдании, однако же того не миновать, что суд Божий нам определил, а от нетерпения награда губится. Пятнадцатая. Терпением облегчается страдание. Посмотри всякий на тех, которые находятся в долговременной болезни: так они терпением к той болезни привыкли, что как бы и не чувствуют ее; напротив, нетерпением умножается болезнь, как сама жизнь показывает. Шестнадцатая. Всякое страдание может быть или жестоким, или легким: если жестокое, то скоро прекратится смертью; если легкое, то сносно и удобно можно терпеть. Семнадцатая. Кто страждет, должен так в себе помышлять: ведь до сего времени терпел я, значит и далее так же можно терпеть; вчера терпел, значит и сегодня, и завтра можно терпеть. Восемнадцатая. Христос Сын Божий неповинно и ради нас терпел, нам оставив пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет 2:21). Нам тем в терпении должно утешаться, что Христос безгрешный терпел. Девятнадцатая. Страждущий, смотри на тех, которые большую имеют скорбь и болезнь, но терпят. Если находишься в долговременной болезни и имеешь какое-нибудь утешение от служащих тебе, посмотри на тех, которые большую, чем ты, имеют болезнь, которые внутри огнем скорби и печали сжигаемы, извне все ранами осыпаны; к тому же не имеют того, кто бы им послужил, кто бы их накормил, напоил, поднял, омыл от ран, но терпят. Если терпишь изгнание, приведи на ум каторжных, которые в кандалах, в рубищах, полунагие, от дома и отечества удаленные, каждый день биение и раны принимают. Днем на тяжкой работе, а ночью в темницах, наполненных нечистотами и смрадом, заключены, без всякого утешения пребывают, и смерть для них приятнее, чем жизнь. Если терпишь нищету, помысли о тех, которые прежде были богатыми и славными, но до того дошли, что ни себя, ни жену, ни детей не имеют чем напитать, одеть, где головы преклонить; скитаются по чужим дворам, к тому же долгами обременены; отовсюду тесноту, печаль, скорбь несносную имеют, как будто в печи горят; ты, хотя своего самого необходимого и не имеешь, можешь испросить именем Христовым, а они и просить стыдятся, потому что прежде славными и богатыми были. Посмотри еще на бедных крестьян, нищих, полунагих, больных, лежащих без движения, с которых подати и оброки требуются, а они не только дать не могут, но и сами нуждаются, кто бы им дал, да еще и послужил бы по причине их крайней нищеты и болезни. Если терпишь поношение и клевету, приведи на память сидящих на высоком месте, сколько они терпят от подчиненных роптаний, поношений, злословия, ругани, наветов, коварств, лукавства, проклятий, насмешек и язвительных укорений, по подобию дерева, на высоком месте стоящего, которое от всякого и малейшего ветра колеблемо бывает. — Так и от прочих прими себе подкрепление в терпении. Они большее и жесточайшее терпят: тебе ли малого не терпеть? Двадцатая. Снизойди умом в ад и рассуди, как осужденные там мучаются, и во веки будут мучиться; если можно было бы, желали бы они здесь хоть до скончания мира в огне гореть, только бы от вечного освободиться мучения. Двадцать первая. Возведи умные очи в небесные селения и осмотри всех там живущих: ни одного не найдешь, кто бы путем терпения не пришел туда. Двадцать вторая. Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас, — говорит апостол Павел (Рим 8:18). Ибо какое бы зло ты ни терпел здесь, однако терпение это недостойно будущей славы, которая уготована терпящим. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф 5:12). Двадцать третья. В страдании своем вспомни об ужасном страдании святых мучеников: одни из них палицами биты были, иным зубы и глаза исторгнуты; у иных язык, руки, ноги и сосцы отсечены; иные почти все раздроблены, ко крестам пригвождаемы были; иные на съедение зверям брошены; иные в воде потоплены; иные огнем сожжены; иные живыми в землю зарыты; иные в раскаленных медных печах затворены были; с иных кожа и плоть до костей сдираема была; иным смола, олово растопленное в уста вливаемо было, и прочие несказанные мучения они претерпели, но все так великодушно терпели, что даже смеялись над мучителями. Правда, они терпели все это с помощью Христовой, но та же помощь Христова и ныне готова всем терпящим. Иисус Христос вчера и сегодня, и вовеки Тот же (Евр 13:18). С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия (Евр 12:1-2). Оглавление ХXXI. ПАСТЫРЯМ И НАСТАВНИКАМ ПОВИНОВЕНИЕ Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая (Евр 13:17). Оглавление Святой Златоуст об этом Великое есть зло, если церковь не имеет начальника и правителя, но не меньшее и то зло, если подручные его не повинуются ему. Народ, не повинующийся правителю своему, подобен тому, который не имеет правителя, или еще и хуже того. Ибо непорядки тех, которые не имеют правителя, могут быть простительны, а те, которые правителям не повинуются, вовсе прощения недостойны (Беседа 34 на Послание к евреям). Для спасения, во-первых, необходимо почитать наставников и повиноваться священникам (Беседа 72 на евангелиста Матфея). Хотя бы и порочной жизни были наставники, не должно их учения презирать, ибо они не свое, но Божие преподают учение, что сам Христос повелевает, говоря: На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте (Мф 23:2—3. — Беседа 72 на евангелиста Матфея). Проповедник слова Божия не погубит награды своей, если даже слушатель и не примет слова его, и не будет ему повиноваться (Слово о Лазаре). Оглавление Рассуждение о повиновении пастырям и наставникам ОБЯЗАННОСТЬ ПАСТЫРСКАЯ Первая. Пастырь должен учить, наставлять, пороки обличать и к покаянию приводить людей. Вторая. Чему учит, то и делом на себе показывать, то есть образ добрых дел являть. Отсюда следует: Первое. Кто не учит, грешит против звания своего. Второе. Кто не учит и живет худо, дважды грешит: и сам идет в погибель, и других влечет за собою. ОБЯЗАННОСТЬ ЛЮДЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАСТЫРЯМ Первая. Люди должны пастырю повиноваться. Как овца, не слушающая голоса пастуха своего и удаляющаяся от стада, бывает добычей зверю, так человек, не повинующийся пастырю или наставнику своему, бывает корыстью дьяволу и потому погибает. Вторая. Должно пастырей своих любить, почитать и к ним иметь благодарность. Если скажет кто, что пастырь худо живет и не делает того, чему учит, — тому ответ: Первое. Что плохо живет и не делает того, чему учит, ты за него не будешь отвечать пред Богом, и потому что тебе до того, что он худо живет? — Он же за тебя ответ даст и истязай будет. Второе. Пастырь ту же немощь имеет, как и всякий человек, и потому не удивительно, что грешит, как человек; а тебе должно о нем молиться, чтобы исправен был, — что будет в общую пользу. Третье. Если правильно учит, а неправедно живет, то ты смотри и делай то, чему учит, а жизни его не подражай. Так и Христос сказал о книжниках и фарисеях: На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте (Мф 23:2-3). Четвертое. Часто бывает, что пастырь много клеветы, злословия, поношения, хулы напрасно терпит. Никто более не подлежит злословию и оклеветанию, как пастырь. Ибо злые люди, пороки которых он обличает, не терпя того, часто о нем злой проносят слух и рассевают то, чего он не знает; или из малого делают большое, или прибавляют, или не так говорят, как было, злобствуя на него. Потому берегись, и не осуждай, ибо греха не избегнешь, так как, хотя и подлинно он грешит, не твое дело его судить. А если невинен, то дважды грешишь, и потому тяжко: и что осуждаешь, и что неповинного осуждаешь, и за то сильно истязай будешь (Смотри в рассуждении об осуждении и оклеветании). Оглавление XXXII. СЛОВО БОЖИЕ Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную (Ин 5:39). Кто от Бога, тот слушает слова Божии (Ин 8:47). Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим 3:1617). Оглавление Святой Златоуст об этом Слово Божие не всуе сеется, даже если и мало было бы его принимающих (Слово 4 о землетрясении). Слово Божие никогда мимо не идет (Слово против Иудеев). Слушателям слова Божия жаждущими быть подобает (Беседа 2 на евангелиста Иоанна, гл. 7). Слово Божие со страхом и трепетом слушать подобает (Беседа 10 на Посл. к Евр. гл. 6). Оглавление Рассуждение о слове Божием Святое слово Божие или слушать, или читать, и в нем часто поучаться весьма нужно по следующим причинам. Оно веру, без которой Богу угодить невозможно, — по свидетельству апостола, насаждает в нас (Евр 11:6). Как, — тот же апостол говорит, — веровать в Того, о Ком не слыхали? какслышать без проповедующего? (Рим 10:14). Оно веру насажденную, укрепляет и возращает. Вера, как семя посеянное, росою слова Божия орошается, растет и плоды приносит. Оно надежду утверждает и до конца постоянной соделывает, ибо слово Божие проповедует вечную жизнь и вечные блага, обещанные от истинного Бога. Оно любовь к Создателю насаждает и укореняет; проповедует Его как Отца, промыслителя и благодетеля высочайшего, Которого непременно любить должно. Как Отца, промыслителя и благодетеля великого не любить? Закон естества тому учит и того требует. Слово Божие любовь и к ближнему созидает, ибо ближнего объявляет нам как брата, единой церкви члена, и по образу Божию созданного, и так любить его нас учит. Оно благочестивого в благочестии утверждает, как Приточник говорит: слова Божия послушав мудрый, премудрее будет (Притч 1:5). Оно в скорбях и печалях утешает. Возрадуюсь о словах Твоих, как нашедший большую добычу, — говорит Псаломник (Пс 118:162). Оно унылых и нерадивых возбуждает, представляя Божии прещения и казнь будущую. Оно грешников к покаянию обращает, как довольно о том пишется в святых книгах. Словом Божиим вся Святая Церковь в вере пребывает, утверждается и спасается с помощью Того, Который глаголал через пророков и апостолов. Оглавление Способ к полезному слушанию слова Божия Первый. Молиться Богу, чтобы открыл внутренние очи. Открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего, — говорит Псаломник (Пс 118:18). Второй. Читать или слушать его не только ради знания, но чтобы исполнять, и так спастись. Бог сердцеведец знает намерение всякого и потому действительно посылает тому спасение, кто усердно ищет его. А иначе пользы не будет, и кроющегося в слове Божием утешения человек не получит. Третий. Чтобы сердце не было путем различных суетных, вредных и страстных помышлений, на котором посеянное семя слова Божия птицы небесные похищают. Четвертый. Чтобы не было сердце каменным, ибо тогда бесплодно будет слово Божие. Пятый. Чтобы не было тернием житейских попечений, богатства, чести объято, ибо и тут бесплодно будет слово Божие. Шестой. Чтобы было землей доброй, и тогда будет плодоносно. Смотри притчу о сеющем (Мф 13). Оглавление XXXIII. ВСЕГДА К ИСХОДУ ИЛИ К СМЕРТИ БЫТЬ ГОТОВЫМ Будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий (Мф 24:44). Оглавление Святой Златоуст об этом Для того Бог сделал для нас неизвестным день нашей смерти, чтобы мы, ради неизвестного конца нашей жизни, всегда себя содержали в добродетели (Беседа 4 на Послание к евреям). Потому мы смерти боимся, что живем в нерадении и не имеем чистой совести (Беседа 5 к народу антиохийскому). Для того Бог трудную и тяжелую жизнь нам дал, чтобы мы настоящей скорбью побуждаемы были к желанию будущих благ (Беседа 6 к народу антиохийскому). После смерти мы уже ничего заслужить не можем. Сейчас время покаяния, а будущее — суда; сейчас время подвига, а будущее — почести; сейчас время труда, а будущее — упокоения; сейчас время страдания, а будущее — воздаяния (Беседа 9 о покаянии). Смерть не зло, но худая смерть — зло (Беседа 35 на евангелиста Матфея). Тот обретет душу свою, кто в духовной войне, где есть надежда воскресения, положит ее и таким образом по смерти к гораздо лучшей жизни приведет ее (Беседа 55 на евангелиста Матфея). Так как жилище наше на небесах, то мы всегда должны себя приготовлять к отшествию отсюда и туда все свои блага предпосылать, чтобы не потерять их (Беседа 12 на евангелиста Матфея). Никакого прощения после смерти мы не получим, если прежде смерти не исполним того, что обещали Богу (Толкование на псалом 142). Оглавление Рассуждение о приготовлении к смерти Приготовление к смерти не что иное, как истинное покаяние (о котором смотри в своем месте). Многие, особенно нынешнего века люди, то до болезни, то до старости, то до смерти отлагают покаяние. Откладывание это — тяжкий грех и прелесть дьявольская. Грех тяжкий, ибо это знак крайнего нерадения о спасении и сна греховного. Прелесть дьявольская, ибо так он помрачает наши душевные очи, чтобы не видеть нам от этого последующей душевной пагубы. А сколь бедственно отлагать покаяние, следующие показывают причины. Первая. Смерть нам известна, и неизвестна: известна потому, что непременно умрем; неизвестна потому, что когда умрем, не знаем. Вторая. Смерть похищает больных и здоровых, ходящих и сидящих, спящих и бодрствующих. Третья. Смерть похищает всякого чина людей, никого не минуя, царя и князя, богатого и нищего, славного и бесчестного. Четвертый. Смерть похищает праведного и грешного‚ покаявшегося и непокаявшегося, готового и неготового. Пятая. Смерть похищает часто тотчас по согрешении, и в каком грехе застает, с тем и на тот свет отсылает. Шестая. После смерти есть две дороги: одна ведет в вечное блаженство праведных; другая ведет в вечное неблагополучие грешников ожесточенных и непокаявшихся. Вечность же одно только начало имеет, а конца не знает; всегда начинаться будет, а никогда не престанет. Сто тысяч лет и веков, как одна минута, или лучше сказать, как ничто в сравнении с вечностью. Ужасно и подумать о вечности, и без воздыхания вспомнить о ней невозможно. Сто крат лучше через весь век в огне мучиться, чем лишиться блаженной вечности и попасть в неблагополучную. Поминай, поминай почаще, грешник, о вечности, пока еще время имеешь, и в твоей власти состоит неблагополучной избежать, а блаженной же вечности участником быть. Оглавление Пособие в приготовлении к смерти Первое. Помнить, что следует необходимо умереть, а когда, неизвестно, как выше сказано. Второе. На ум приводить осужденных на смерть колодников, которые с часу на час ожидают, когда будет то время, в которое их на смерть поведут, ибо и мы все к смерти судом Божиим приговорены. Ты земля, и в землю отойдешь, — говорит Бог праотцу нашему Адаму и всем нам (Быт 3:20). И каждый день исполнения этого определения Божия ожидать должны, ибо не ведаем, в который час Господь наш к нам придет, утром, или в полудни, или вечером, ночью или днем; да и повседневный случай показывает нам то же. Третье. Поминать умирающих и утопающих в море, которые находятся в таком страхе, смятении и тесноте, что знают об этом только те, кто в таких случаях бывал. Четвертое. Твердо знать, что и с тобой то же может случиться, что с другими случается. Многие нечаянно в воде утонули, и с тобой то же случиться может; многих живыми земля поглотила, и с тобой то же случиться может; многие громом и молнией поражены были, и с тобой то же может быть. Многие, заснув, не восстали ото сна, и ты себе того ожидай. Многие, ходя, сидя, обедая, окончили жизнь свою, и ты тому же случаю подлежишь. Иные, празднуя, танцуя, скача, пали бездыханными и не восстанут до восстания общего, и тебя то же может постигнуть. Иные, вином и сном отягчены, не пробудились и будут спать до трубы Архангельской, и ты себе того ожидай. Иные в объятьях блудниц восхищены; иные в воровстве, хищении, разбое, убийстве Божиим судом поражены, и ты того же бойся. А что с тобой до настоящего времени ничего подобного не случилось, то делает благость Божия, которая ведет тебя к покаянию (Рим 2:4), и за это ты весьма Бога благодари всегда, до кончины жизни твоей, что Он по милосердию Своему тебе в такие случаи впасть не попустил, а впредь бойся и поступай осторожно. Прочие, которых вышесказанные случаи постигли, их не чаяли себе, однако приключилось с ними то, чего не ждали: и ты, хотя и надеешься избежать таких случаев, однако ж, могут они с тобой приключиться. Так что, глядя на бедствия других, учись осторожнее поступать и внимай себе. Почти столько смертей, сколько людей: единым образом все рождаемся, а умираем различным. Сам приход смерти тебе не так будет страшен, если ее каждый день и час будешь ожидать, так же, как нестрашен бывает неприятель, нападения которого ожидаем всегда. Помни, что бесчисленным случаям смертным подлежишь, а когда умрешь неизвестно — это суд Божий сокрыл. Оглавление XXXIV. МОЛИТВА И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне (Мф 6:5-6). Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф 7:7-8; Лк 11:9-10). Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного (Мф 18:19). Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф 26:41). Бодрствуйте на всякое время и молитесь (Лк 21:36). Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши (Мк 11:25). Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю (Ин 14:13). Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах (1 Пет 4:7). Непрестанно молитесь. За все благодарите (1 Фес 5:17-18). Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения (1 Тим 2:8). Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое; вонми гласу моления моего (Пс 5:1—2). Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь; исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя, и душа моя смятеся зело (Пс 6:1-4). Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи (Пс 38:13). Принеси Богу жертву хвалы и воздай Вышнему молитвы твои (Пс 49:14). Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою (Пс 140:2). Сей нищий воззвал, и Господь услыша его, и от всех скорбей его спас его (Пс 33:7). Услыши, Боже, моление мое, вонми молитве моей: от конец земли к Тебе воззвах, внегда уны сердце мое (Пс 60:2—3). Помилуй мя, Господи, яко к Тебе воззову весь день. Возвесели душу раба Твоего, яко к Тебе взях душу мою (Пс 85:3—4). Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою: да внидет пред Тя молитва моя (Пс 87:2-3). Воззвах к Тебе, Господи, весь день воздехк Тебе руце мои (Пс 87:10). И аз к Тебе, Господи, воззвах, и утро молитва моя предварит Тя (Пс 87:14). Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой, да будут уши Твои внемлюще гласу моления моего (Пс 129:1—2). Воздех к Тебе руце мои: душа моя, яко земля безводная Тебе (Пс 142:6). Очи мои я возвел к Тебе, живущему на небе. Вот, как очи рабов обращены на руки господ их, как очи рабыни обращены на руки госпожи ее, так очи наши — к Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо много насыщены мы уничижением, премного насыщена душа наша презрением от благоденствующих и уничижением от гордых (Пс 122:1-4). Оглавление Святой Златоуст об этом Молитва должна происходить от внутренности сердечной (Слово 5 о непостижимом Божественном естестве). Сила молитвы силу огня угасила, львов свирепость укротила, брань усмирила, демонов прогнала, небо отверзла, и прочее (Слово 5 о непостижимом Божественном естестве). Молитва многих большую силу имеет, чем молитва одного (Слово 3 о непостижимом Божественном естестве). Нет ничего сильнее молитвы (Слово 8 против аномеев). Ничто так входа к нам дьяволу не затворяет, как молитва и частое прошение (Слово 4 о непостижимом Божественном естестве). Молитва — это пристанище обуреваемых, мятущимся якорь, колеблющимся жезл, убогим сокровище, богатым безопасность, болезней врачевство, здравия страж (Слово 8 против аномеев). Трезвым и бодрственным умом надлежит молиться (Катех. 2). Молитвой грехи очищаются (Беседа 3 о покаянии). Невозможно тому быть, чтобы без молитвы жизнь добродетельная была (Слово 1 о молитве). Должна быть молитва от благого сердца, а не от великого шума (Слово о прав. Аврааме). Тот пред лицом Божиим молится, кто молится целым умом (Катех. 2). Оглавление РАССУЖДЕНИЕ О МОЛИТВЕ Прежде молитвы требуется: Первое. Ни на кого не гневаться, не злиться, но всякую обиду оставить, чтобы и нам самим Бог оставил грехи. Остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим. Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф 6:12-15). Второе. Примириться с тем, кого обидели словом или делом. Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф 5:23-24). Во время молитвы требуется: Первое: смирение, как земля и пепел, к тому же и грешные, величеству Божию предстоим и молим Его. Смирения знаки: головы преклонение, коленопреклонение, на землю себя повержение, в перси биение, и прочее. И эти знаки особенно на уединенной молитве показывать. Второе: надежда, что Бог, как вездесущий, молитву нашу слышит; как всемогущий, может все дать; как преблагой и милосердый Отец всех, хочет все дать, что нам нужно и полезно и воли Его святой не противно. Третье: усердие сердечное или горячность. Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой! (Пс 129:1—2). Оглавление Причины, побуждающие к молитве Первая. Бог сам призывает, побуждает, увещевает к молитве. Просите, ищите, стучите, — говорит Христос. Вторая. Бог обещает молитву верного услышать. Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; стучите, и откроется вам, и прочее, — говорит Христос. Третья. Достоинство молитвы велико, ибо это собеседование верной души с Богом. Сколь же велико и приятно человеку тленному с Богом великим и бессмертным беседовать! Четвертая. К Богу всегда подход удобен, открыты двери, только бы смиренно и сокрушенно было сердце (Пс 50:19). К царю земному нелегко подойти с прошением, а к Царю Небесному без всякого промедления всегда приходить можем, когда хотим; не надо никого о докладе просить: прямо иди, приступай с надеждой. Пятая. Бог всех призывает к молитве, никого не исключая, и всех обещает услышать. Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине (Пс 114:18). Просите и дано будет вам, и прочее. Нет лицеприятия у Бога, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим 2:4). Хочет, чтобы все спаслись, и чтобы все приступали к Нему с молитвою. Шестая. Молитвой испрашивается благодать Святого Духа, которая помогает в подвиге против греха (Лк 11:13). Седьмая. Молитвой вооружаемся против врага нашего дьявола и ею прогоняем его. Восьмая. Молитвой избавляемся от всяких вредных и смертоносных случаев. Девятая. Молитвой избавляемся от печали, скорби и получаем утешение душе нашей, ибо молитва печальному, как прохлаждение во время зноя. Десятая. Без молитвы человек впадает в бесстрашие, заблуждение и крайнее развращение. Одиннадцатая. Грешнику не должно оставлять молитвы из-за грехов своих. Ибо, если думаешь, что ныне недостоин к Богу с молитвою приступать, то когда достоин будешь? Когда это достоинство будет? Когда себя освятишь, оправдаешь и чем? Откуда святость и правда наша? Христос оправдает. Кто праведен перед Богом? Все согрешили и лишены славы Божией (Рим 3:23). Кем Манассия был? Великим грешником. Что же, отвержен ли молящийся? Нет: помолился со смирением и получил милость. Кто жена, плакавшая при ногах Христовых? Блудница, грешница. Отвержена ли она Христом? Нет. Что же? Услышала сладкий Его глас: Прощаются грехи ее многие… Вера твоя спасла тебя, иди с миром (Лк 7:47, 50). Недостоинство же твое ничем не может повредить тебе. Одно требуется, чтобы оставил ты прихоти свои и с покаянием к Отцу Небесному прибегнул. Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим 5:20). Как малейшая капля воды против океана, так грехи твои в сравнении с непостижимой Христовой благодатью.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar