Меню
Назад » »

Святитель Тихон Задонский / ПЛОТЬ И ДУХ (3)

XII. ОТ ЗЛЫХ УДАЛЕНИЕ Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас (2 Фес 3:6). Оглавление Святой Златоуст об этом К снисканию безопасности, свободы, веселья и благополучия, весьма полезно удаление от содружества злых людей (Толкование на псалом 139). Общение со злыми людьми великий наносит вред, ибо, как говорит апостол Павел: Худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор 15:33. — Беседа 5 на Книгу Бытия). Как больные глаза наносят вред здоровым, и как проказу имеющий заражает чистого, так общение со злыми портит и развращает добрых людей. И таковых не только избегать, но и отсекать повелевает Христос, говоря: Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя (Мф 5:29. — На Псалом 4). Злые люди больше вредят, чем ядовитые змеи, ибо те откровенно яд свой носят, а эти каждый день тайно и нечувствительно заражают (На Псалом 4). Злой человек сам себе враг, поэтому никому с ним невозможно дружить и согласие иметь (Беседа 7 на Деяния апостольские). Оглавление Рассуждение об удалении от злых Ничто так не вредит христианину, особенно юному, как дурная компания. Ибо как с добрыми общение — это такая школа, в которой без книг человек обучается философии христианской, то есть честной и святой жизни, — так общение со злыми бывает виною крайнего развращения человека, хотя бы он был и по природе своей добрым или хорошо воспитанным; но когда с развращенными общаться будет, трудно и почти невозможно ему не развратиться. Ибо злоба не иначе, как смола, прилипчива, и помалу, нечувствительно вкрадывается, пока совсем не овладеет человеком. Говорят, что когда здоровые глаза смотрят на больные, сами вред получают, а им никакой не делают пользы: так добрый, живя со злым, портится, а не исправляет его. Кто прикасается к смоле, тот очернится, и кто входит в общение с гордым, сделается подобным ему, — говорится в Писании (Сир 13:1). Рассуждай же, христианин, с кем хочешь иметь общение, и пока не познаешь совершенно, ни к кому не приставай, чтобы не впасть в пропасть погибели. Лучше со зверями жить, чем со злыми людьми. Оглавление XIII. БОГАТСТВО И БОГАТЫЙ Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в царство небесное (Мф 19:23). Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение (Лк 6:24). Но Бог сказал ему: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил ?» , — ответ богачу, собирающему имения и желающему веселиться (Лк 12:20). Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды ? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?(Иак 2:6—7). Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело (Иак 5:1—3). А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия ? (1 Ин 3:17). А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие (1Тим 6:9-10). Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения (1 Тим 6:17). Лучше малое достояние у праведника, чем великое богатство грешников (Пс 36:16). Подлинно, все суета, всякий человек живущий, напрасно только мятется он, собирает сокровище, а не знает, для кого собирает его (Пс 38:6—7). Не бойся, когда разбогатеет человек или когда увеличится слава дома его, ибо при смерти он ничего не возьмет и не сойдет с ним слава его (Пс 48:17-18). Если богатство притекает, не прилагайте к нему сердца (Пс 61:11). Смутились все неразумные сердцем, уснули сном своим, и все богатые мужи ничего не в руках своих (Пс 75:6). Вместе безумный и неразумный погибнут, и оставят чужим богатство свое (Пс 48:11). Оглавление Святой Златоуст об этом Не тот убог, кто не имеет ничего, но кто много желает; не тот богат, кто много имеет, но кто никакой вещи не требует (Беседа 2 на 1 Послание к Тимофею). Богатый себя многим попечениям подвергает, бесчисленными цепями, как некий пес, к деньгам своим привязан бывает (Беседа 2 на 1 Послание к Тимофею). Богатство делает (людей) безумными (Беседа 10 на Послание к филиппийцам, гл. 3). Нищета не препятствует к получению царствия, также и богатство не помогает избежать геенны (Беседа 2 на Послание к филиппийцам). Если будем прилежно рассуждать о богатстве вечной жизни, то сможем презреть и земное (Беседа 18 на 1 Послание к Тимофею). Богатство и суетная слава дьяволу подают повод для искушений и часто его восставляют, чтобы одержать победу (Беседа 22 на Послание к ефесянам). Богатый — это некий надзиратель над деньгами, которые он нищим раздавать должен (Слово 2 о Лазаре). Богатство тогда нашим становится, когда мы его нищим раздаем (Слово 2 о Лазаре). Нет иной вещи, так препятствующей к восхождению на небо, как богатство (Слово, сказанное, когда в пресвитера произведен). Богатство жажду богатства творит (Слово 2 против хулящих житие монашеское). Сон более сладок для убогих, чем для богатых (Слово 2 против хулящих житие монашеское). Богатые, живущие в роскоши, беднее нищих (Слово 2 против хулящих житие монашеское). Только то богатство свободно от всякого осуждения и опасности, которое через руки нищих пересылается на небо (Беседа 42 на Книгу Бытия, гл. 18). Не тот богат, кто много имеет, но кто много дает (Беседа 2 к народу антиохийскому). Если хочешь обогатиться, имей Бога другом себе, и будешь богатейшим из всех (Беседа 2 к народу антиохийскому). Не богатые, но служащие богатству осуждаются (Беседа 21 на евангелиста Матфея, гл. 6). Кто служит богатству, тот и здесь и в будущей жизни связан будет путами железными (Беседа 12 на евангелиста Матфея, гл. 3). В доме сокровище небезопасно иметь, в руках же нищих безопасно (Беседа 49 на евангелиста Иоанна, гл. 12). Мы тогда более богатством изобилуем, когда его презираем и только от Бога ищем богатства (Беседа 3 на евангелиста Иоанна). Оглавление Рассуждение о богатстве Об этом смотри в рассуждении о презрении мира (§ XXVII). Оглавление XIV. СМИРЕНИЕ И ГОРДОСТЬ Кто умалится, как это дитя, тот и больше в царстве небесном (Мф 18:4). Всякий возвышающий сам себяунижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк 14:11). Что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк 16:15). Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк 17:10). Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк 18:13). Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4:6). Смиритесь пред Господом, и вознесет вас (Иак 4:10). Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет 5:5). Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время (1 Пет 5:6). Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет (Пс 33:19). Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит (Пс 50:20). Призрел Он на молитву смиренных и не уничижил моления их (Пс 101:18). Кто, как Господь Бог наш, на высоте живущий и на смиренных взирающий на небе и на земле (Пс 112:4-5). Высок Господь, и на смиренное взирает, и превознесенное издали знает (Пс 137:6). Видел я нечестивого, превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские, и прошел я мимо, и вот нет его; и искал его и не нашлось место его (Пс 36:35-36). Ты низложил их, когда они разгорделись. Как они пришли в разорение ? Внезапно исчезли, погибли за беззаконие свое (Пс 72:18—19). Ты, Господи, людей смиренных спасешь и очи гордых смиришь (Пс 17:29). Ты смирил, как раненого, гордого (Пс 88:11). Не жил посреди дома Моего поступающий (Пс. 100:7). Оглавление Святой Златоуст об этом Гордость — это корень и источник всякого беззакония (Беседа 15 на евангелиста Матфея,гл. 5). Великое зло, колеблющее весь свет, от гордости произошло (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5). Нет ничего гордости подлее, ничего нет смирения выше (Беседа 65 на евангелие Матфея). Гордость всякую душевную добродетель губит (Беседа 16 на евангелиста Иоанна, гл. 1). Гордость все житие наше делает нечистым, хотя бы чистоту, девство, пост, молитву, милостыню и прочие добродетели творили (Беседа 9 на евангелиста Иоанна, гл. 1). Нет ничего настолько чуждого душе христианской, как гордость (Беседа 5 на Послание к филиппийцам, гл. 1). Гордость — это доказательство скудости ума (Беседа 1 на Послание к фессалоникийцам). Чем кто себя больше смиряет, тем себя выше возносит (Беседа 11 на Послание к ефесянам, гл. 4). Смирение — причина всех благ (Беседа 5 Послание к филиппийцам, гл. 2). Смирение — быть в поругании, в поношении и оклеветании (Беседа 7 на Послание к филиппицам, гл. 2). Оглавление Рассуждение о смирении и гордости Как Бог смирение любит и гордость ненавидит, в приведенных из Святого Писания местах видишь. Здесь только полагаются некоторые признаки смирения и гордости. Оглавление Признаки смирения Кто себя считает грешнее прочих. Не презирать никого, нисколько не осуждать, но себе самому всегда внимать. Славы и чести избегать, и, если избежать невозможно, скорбеть об этом. Мужественно терпеть презрение. С низкими людьми обходиться доброжелательно. Доброхотно послушливым быть, не только высшим, но и низшим. Все свои дела непотребными считать. Похвалу презирать. Без нужды не говорить, и говорить только умирительно и кротко, и прочее. Путь этот низкий, но к высокому Отечеству, к небу, ведет. Если хочешь достигнуть сего Отечества, этим путем иди. Оглавление Признаки гордости Славы, чести и похвалы всяким образом искать. Дела выше сил своих начинать. Во всякие дела самовольно вмешиваться. Бз стыда себя возвышать. Дугих презирать. Чести лишившись, негодовать, роптать и жаловаться. Быть непокорным высшим. Доброе себе, а не Богу приписывать. Во всем стараться показать себя. Дела других пересуживать. Погрешности других преувеличивать, а похвалу приуменьшать. В слове и поступке надменность некую показывать. Исправления и увещания не любить, советов не принимать. Не терпеть унижения, и прочее. Оглавление Конец смирения и гордости Христос объявляет, говоря: Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк 14:11). Оглавление Пособие к преодолению гордости и к снисканию смирения Незачем человеку возноситься. Чести ли ради гордишься и славы, которая, как дым или как пузырь на воде, исчезает? Богатства ли ради гордишься? Но то, по подобию денег, из рук в руки переходит, а если еще и неправдой собрано, то для тебя бедственно, ибо другому, кому не ожидаешь и не хочешь, достанется, а тебе пагуба останется. Разума ли ради гордишься? Бог дает разум и премудрость; если Он отнимет свое, то и будешь безумнее всех. Красоты ли ради и крепости гордишься? Но она, как цветок травный, от зноя болезней увядает и иссыхает. Благородства ли ради гордишься? Оно предков твоих, а не твое; они заслужили, а не ты: чужим хвалиться также безумно, как щеголю чужим платьем красоваться. Добродетели ли ради гордишься? Если она истинно есть в тебе, Божие то дело, а не твое: Что ты имеешь, чего бы не получил (1 Кор 4:7)? Как Бог отнимет Свое, то и останутся только твои грехи. Что еще? Чего ради будешь величаться? Посмотри на свое рождение, надменная душа: кто с большим трудом и болезнью рождается, как не человек? Посмотри на воспитание: какое животное большего требует внимания, попечения, очищения, питания, бережения, пока вырастет, как не человек? Многие животные тотчас после рождения сами себе достают пищу; а человек сколько времени чужими руками носится, одевается, чужими трудами питается, согревается, сохраняется! Посмотри на содержание жизни своей: кто более старается о пище и питии, как не человек? Посмотри на одежду: откуда имеешь ее? Овца, заяц, лисица, волк, рысь, медведь одевает тебя: так ты убог, что и одеяния своего не имеешь. Посмотри на состояние свое: кто большим бедам, страстям, тлению, болезням, немощам, подлежит, как не человек? Кто большему страху, печали, скорби, суете подвержен, как не человек? Отовсюду окружен бедствиями: сзади грехи, впереди смерть, сверху суд Божий, снизу ад, со сторон соблазны мира и козни бесовские, внутри страсти, в таком ли бедствии гордиться? Посмотри еще на начало и конец свой: Ты земля, и в землю пойдешь (Быт 3:20). Приникни во гробища и распознавай там царя от воина, славного от бесчестного, богатого от нищего, крепкого от немощного, благородного от худородного. Тут хвались своим благородием, тут превозносись разумом, тут величайся красотой, тут красуйся богатством, тут надувайся честью, тут считай ранги, тут исчисляй титулы. О, бедная тварь, бедная по началу, бедная по житию, бедная по концу! Вспомни еще, кто ты есть? Создание, по образу Божию созданное, но образ Божий погубившее, падшее, растлившееся, сравнялся с несмысленными скотами (Пс 48:13), но милосердием Божиим восстановленное, Сына Божия страданием и смертью искупленное. Сын Божий тебя ради смирился: тебе ли гордиться? Сын Божий тебя ради рабский принял образ: тебе ли искать владычества? Сын Божий тебя ради обнищал: тебе ли гоняться за богатством? Сын Божий бесчестие принял: тебе ли чести домогаться? Сын Божий не имел, где главы приклонить: тебе ли расширять великолепные здания? Сын Божий умыл ноги ученикам Своим: тебе ли стыдно послужить братии своей? Сын Божий злословия, поношения, поругания, посмеяния, заплевания претерпел: тебе ли досадного слова не стерпеть? Он неповинно терпел, и для тебя: тебе ли повинному не терпеть? Не заслужил ли того грехами твоими? Сын Божий за распинателей Своих молился: Отче, остави им! — Тебе ли на оскорбивших тебя гневаться, злобиться, искать мщения? Но кто ты такой, что не терпят уши твои и малого оскорбления? Тварь убогая, немощная, нагая, страстная, заблудшая, всяким злополучиям подверженная, всякими бедами окруженная; трава, сено, пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий (Иак 4:14). Но если ты принимаешь Сына Божия как Спасителя и Искупителя, Наставника и Учителя своего, то прими и учение Его; если же принимаешь учение Его, то последуй учению Его; если последуешь учению Его, последуй смирению Его, которому Он тебя и словом и делом прежде всего учил. Вот Его сладкий глас к нам: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф 11:29). Не стыдно ли тебе, рабу, гордиться, когда Господь твой смиряется? Как смеешь называться Его рабом, когда не повинуешься Ему? Как назовешься Его учеником, когда не слушаешь Его учения? Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Не признает и Он тебя за своего, если не увидит в тебе своего характера; не признает за своего раба, если не увидит в тебе к Себе послушания; не признает за своего ученика, если не увидит своего учения. Ты стыдишься смирения Его, и Он постыдится тебя и отречется, как от чужого. Ибо Он говорит: Кто постыдится Меня и Моих слов вроде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк 8:38). Не будет с ним иметь участия в славе Его тот, кто не хотел быть участником в смирении Его. Оглавление XV. УГРОЗЫ НЕКАЮЩИМСЯ Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь, — говорит Иоанн Предтеча (Мф 3:10; Лк 3:9). Толкование: дерево, не приносящее доброго плода — человек неисправный, секира — суд Божий, неисправного посекающий и в вечный огонь осуждающий. Как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего (Мф 13:40). Толкование: плевелы — грешники нераскаянные. Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! — войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф 7:21). Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф 25:30). Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю? (Лк 6:46). Если не покаетесь, все так же погибнете (Лк 13:5). Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак 2:26). Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога (Рим 2:4—5). Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое (Рим 2:9). Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут (Рим 2:13). Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, нималакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — царства Божия не наследуют (1 Кор 6:9—10). Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет (Гал 6:7). Знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в царстве Христа и Бога (Еф5:5). Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая (Откр 21:8). Путь нечестивых погибнет (Пс 1:6). Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Вскую любите суету, и ищете лжи? (Пс 4:3). Если не обратитесь, Он оружие Свое изощрит; лук Свой Он натянул и приготовил его, и в нем приготовил орудия смерти, стрелы Свои сделал для сожигаемых (Пс 7:13—14). В делах рук своих увяз грешник. Да возвратятся грешники во ад, все народы, забывающие Бога (Пс 9:17-18). Беззаконики же будут изгнаны, и семя нечестивых истребится (Пс 36:28). Как исчезает дым, да исчезнут, как тает воск от лица огня, так да погибнут грешники от лица Божия (Пс 67:3). Вот удаляющиеся от Тебя погибнут (Пс 72:28). Воздаст им Господь за беззаконие их, и по лукавству их погубит их Господь Бог (Пс 93:23). Далеко от грешников спасение, ибо уставов Твоих они не хранили (Пс 118:155). Господь Праведен, Он рассек выи грешников (Пс 128:4). Падут в сеть свою грешники (Пс 140:10). Хранит Господь всех любящих Его и всех грешников истребит (Пс 144:20). Оглавление Святой Златоуст об этом Бог грозит грешникам потому, что не хочет их погубить: для того изъявляет гнев Свой, чтобы мы страхом исправляли себя и избежали бы вечной казни (Беседа о землетрясении). Угроза казни обыкновенно больше обращает людей к исправлению, чем обещание награждений (Беседа 55 на евангелиста Матфея). Если страх земного царя от столь многих зол нас отвращает, то гораздо больше Небесного Царя страх мог бы нас отвратить от зла, если бы мы часто слушали Писание (Беседа 2 на 2 Послание к фессалоникийцам). Бог грозит нам казнью потому, что напоминание о ней есть как бы некое спасительное врачевство (Беседа 2 на 2 Послание к фессалоникийцам). Не скоро бы согрешил человек, если бы всегда прилежно рассуждал о геенне, ибо говорится в Писании: Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь (Сир 7:39. — Беседа 2 на 2 Послание к фессалоникийцам). О геенне больше мы должны рассуждать, чем о царствии небесном, ибо страх большую имеет силу, чем обещание (Беседа 2 на 2 Послание к фессалоникийцам). Весьма опасно презирать угрозы Божии: кто презирает угрозы Его, тот скоро на своем опыте познает наказание Его (Беседа 2 на 2 Послание к фессалоникийцам). Потому ниневитяне спаслись, что устрашились угрозы Божией; потому Содомляне погибли, что презрели ее (Беседа 2 на 2 Послание к фессалоникийцам). Оглавление Рассуждение об угрозах некающимся Сами угрозы Божии — знак Божия милосердия к грешникам, потому что Бог грозит казнью для того, чтобы они в чувство пришли, оставили злое прежнее житие и к Нему с покаянием обратились. Ибо различным образом Бог призывает грешника к покаянию, то обращением внутрь совести его, то обещанием благ, то угрозой наказания; а если всем этим грешник пренебрежет, тогда его, как нераскаянного, суд Божий постигает. Оглавление XVI. ПОКАЯНИЕ Покайтесь, — говорит св. Иоанн Предтеча (Мф3:2). Сотворите же достойный плод покаяния (Мф3:8). Покайтесь, — говорит Христос (Мф 4:17). Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф 11:28-29). Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Мф 18:11). Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию (Лк 5:31—32). Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль (Иак 4:8-9). Отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение (1 Пет 2:1—2). Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2 Пет 3:9). Долготерпение Господа нашего почитайте спасением (2 Пет 3:15). А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим 5:20). И как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2 Кор 5:20—21). Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению (2 Кор 7:10). Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос (Еф 5:14). Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение (Кол 3:5). Будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр 3:19-20). Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, — Христос говорит к жене блуднице плачущей, слезами омывшей Его ноги (Лк7:47). Иисус сказал (жене, в прелюбодеянии взятой): и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши Притча о овце, погибшей и обретенной (Лк 15). Притча о блудном сыне (Лк 15). Притча о жене, нашедшей потерянную драхму, то же показывает (Лк 15). Бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк 15:10). Беззаконие мое я сознал и греха моего не скрыл, сказал: «Исповедуюсь Господу в беззаконии моем», — и Ты простил нечестие сердца моего (Пс 31:5). О беззаконии моем я буду говорить и буду беспокоиться о грехе моем (Пс 37:19). Тебе единому я согрешил и лукавое пред Тобою сотворил (Пс 50:6). Оглавление Святой Златоуст об этом Покаяние всякие грехи, каковы бы они ни были, очищает (Увещание 1 к Феодору падшему). Покаяние не от долгого времени, но от горячности сердечной судится (Увещание 1 к Феодору падшему). Достаточно на покаяние в грехах и пяти дней; если трезвым будешь, станешь молиться, бдеть будешь (Беседа 6 о блаженной Филогонии). Пока здесь пребываем, надежду имеем изрядную; а как только отсюда преселимся, не в нашей уже тогда силе будет каяться (Слово 2 о Лазаре). Надо стыдиться не покаяния, но греха (Беседа 8 о покаянии). Покаяние без милости — мертво (Беседа 7 о покаянии). Для грешника покаяние — досадно и ужасно. (Для кающегося же) врачевание грехов, истребление беззаконий, излияние слез, надежда на Бога, оружие против дьявола, меч, главу его отнимающий, упование спасения, истребление отчаяния (Беседа 8 о покаянии). Истинное покаяние в том, чтобы не только воздерживаться от первых грехов, но еще более добро творить (Беседа 10 на евангелиста Матфея). Молитвы святых великую силу имеют, но только если мы будем покаяние иметь и исправлять себя (Беседа 5 на евангелиста Матфея). Кто по согрешении кается, тот достоин не плача, но его за блаженного считать должно (Беседа 11 на 1 Послание к коринфянам). Оглавление Рассуждение о покаянии Состав покаяния: I. Должно от себя, то есть от своей воли и страстных похотей отречься, против всякого греха подвизаться, и не только делом его не исполнять, но и от мысли отгонять. II. Так изменившись, жизнь новую начать, волю свою воле Божией покорять, стараться последовать святому примеру жития Христова, словом, ко всякой добродетели приучаться. А если по немощи случится споткнуться или пасть, тотчас, признавая свое окаянство, к Божию милосердию прибегать, и просить с глубоким смирением прощения. III. О прежде содеянных грехах даже до кончины жизни сожалеть, что ими человеколюбца Бога прогневлял, не слушал, и злую волю противника Его, дьявола исполнял, а тем себе вечную казнь заслужил. Это и есть печаль ради Бога, которая производит неизменное покаяние ко спасению (2 Кор 7 :10). IV. Прошедшее время, поскольку в суете, сластолюбии, в грехах, и потому во зле прожитое, часто обдумывать и оплакивать, ибо от этого последует нищета духовная, которая весьма нужна для покаяния. Так, осмотревшись, человек увидит свое окаянство, что он кроме греха ничего не имеет, и тем пред судом Божиим весьма виноват; так признает вместе с блудным сыном свое не достоинство: Отче, уже недостоин называться сыном твоим (Лк 15:21), уничижит себя пред своей братией, и не их, но свои пороки будет рассматривать и оплакивать; ближнему будет согрешения прощать, чтобы самому от Бога прощение получить; будет всячески примиряться с тем, кого как-нибудь обидел. Оглавление Надежда кающимся I. Сам Бог призывает к покаянию и велит каяться (Лк 15:21). II. Бог долготерпит нас, чтобы покаялись; ожидает всякого и хочет любезно кающегося принять (Лк 15:21). III. Бог в святом слове Своем объявил, что Иисус Христос будет судить всю вселенную правдою. И тем милостиво предостерегает и поощряет к покаянию всех, чтобы страшного осуждения по делам избежать смогли (Мф 25). IV. Бог обещал кающимся и грехов их не вспоминать: все грехи его, — беззаконника кающегося, — которые соделал, не помянутся (Иез 33:16). V. Бог Свое обещание и клятвой Своей утвердил, чтобы мы не сомневались приходить к Нему с покаянием. Живу Я, — говорит Господь, — не хочу смерти грешника, но чтобы он обратился и был жив (Иез 33:11). VI. Примеры покаявшихся и милость от Бога получивших свидетельствуют о том; также притча о блудном сыне (Лк 15) и притча о овце, погибшей и обретенной, то же милосердие Божие к грешникам показывают (Лк 15). Четии Минеи читай и увидишь довольные примеры покаявшихся. VII. Христос ради того и в мир пришел, чтобы грешников спасти: Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников (1 Тим 1:15). Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. VIII. Радуется Отец Небесный со всеми Ангелами о грешнике кающемся. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся, — говорит Христос (Лк 15:10). Оглавление Пособие к покаянию Милость всякому являть; прощать обиды ближнему; против греха крепко стоять и Христа в помощь призывать. (Смотри об этом и в рассуждении о грехе). Оглавление XVII. ХРИСТИАНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым (1 Пет 2:17—18). Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь (2 Пет 1:5—7). По данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам», — говорит Господь (Рим 12:6—19). Отдавайте всякому должное (Рим 13:7). Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор 6:20). Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1 Кор 10:31). Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью (1 Кор 16:13-14). Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего (2 Кор 5:15). Кто во Христе, тот новая тварь (2 Кор 5:17). Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал 6:2). Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем (Гал 6:9). Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф 4:22—24). Подражайте Богу, как чада возлюбленные (Еф5:1). Cмотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия (Еф 5:15-17). Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф 6:10-12). Только живите достойно благовествования Христова (Флп 1:27). Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу (Кол 3:12—13). И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца (Кол 3:17). Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый (1 Тим 1:15). Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим 3:12). Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто неувидит Господа (Евр 12:14). Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр 13:14). Господи! Кто будет обитать в жилище Твоем ? Или кто поселится на святой горе Твоей ? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, говорит истину от сердца своего, кто не льстил языком своим, и не делал ближнему своему зла, и не принимал поношения на ближайших своих, тот, в глазах коего презрен лукавый, кто боящихся Господа славит; клянется своему ближнему и не нарушает клятвы; кто серебра своего не давал в рост и даров против невинных не принимал. Делающий сие не поколеблется вовек (Пс 14:1—5). Оглавление Святой Златоуст об этом Христианское дело — против плотских вожделений всегда стоять, закон Господа нашего, данный нам, всегда перед собою иметь (Беседа 9 на Книгу Бытия, гл. 1.). Если и догматы правые содержать будем, а о житии же нерадеть станем, ничто нам не поможет (Беседа 13 на Книгу Бытия, гл. 1). Христиане все, как тень и сонное мечтание, вменяют и ни к чему из видимых вещей не прилепляются (Беседа 7 на Книгу Бытия, гл. 1). Не хочет Бог, чтобы мы только себе самим пользу приносили, но чтобы и всем ближним (Беседа 18 на Книгу Бытия, гл. 5). Христианин должен иметь только две праведные причины для печали, то есть когда или сам, или ближний Бога прогневает (Слово 3 к Стагирию). Одна только христианину беда — прогневить Бога (Слово 2 к Феод ору падшему). Христиане тогда особенно процветают, когда более гонимы бывают (Слово 2 против гонителей монашеского жития). Христианин, ради надежды вечных благ, все злое, с ним случающееся, мужественно должен нести (Беседа 5 к народу антиохийскому). Если ты христианин, — веруй Христу; если Христу веруешь, — от дел покажи веру свою (Беседа 2 к народу антиохийскому). Христианин не только о своем, но и о спасении ближнего заботиться должен (Беседа 3 на Книгу Бытия, гл. 1). Христианину ни догматы правые без доброго жития, ни житие (доброе) без правых догматов пользу не приносит (Беседа 13 на Книгу Бытия, гл. 2). Одной веры не достаточно, чтобы на небо ввести, но тех, кто худое житие имеет, она еще более осудить может: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не делал по воле его, бит будет много (Лк 12:47) (Беседа 85 на евангелиста Иоанна). Оглавление Рассуждение о христианской обязанности Все христианство состоит в вере, надежде и любви. Вера понимает все во святом Божием слове открытые тайны, и их за неложные почитает, как объявленные неложным и верным в словах Богом, и так крепко и нерушимо содержит. Любовь ищет и старается делать то, что святой Божией воле угодно. Надежда верного содержит, постигая будущую вечную славу, Христом приобретенную, и ничего иного не ожидает, только славу будущего века. Оглавление Обязанность христианская требует: Верить несомненно всему, написанному в святом Божием Слове. Бога, как Создателя, Промыслителя, Отца щедрого, милостивого и человеколюбивого одного любить больше всего, и почитать, и на Него всю надежду полагать, и от Него помощи в случаях искать, имя Его со всяким почтением в случаях нужных поминать, и за оказанные и оказываемые Его благодеяния благодарить от сердца, и прославлять Его. Ближнего любить, как самого себя. (О любви Божией и ближнего в своем месте смотри). Только будущего века жизни и славы искать и ожидать. Оглавление XVIII. ВЗАИМНАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ ЖЕН К МУЖЬЯМ Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу (Еф 5:22). Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе (Кол 3:18). Оглавление Святой Златоуст об этом Жена, которая без изволения мужа воздерживает себя (от ложа), не только никакой мзды за воздержание не будет иметь, но и жестокое наказание получит, если он в прелюбодеяние впадет; потому что она, законного схождения лишив его, в этот ров любодеяния ввергла (Слово о девстве). Оглавление МУЖЕЙ К ЖЕНАМ Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф 5:25). Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы (Кол 3:19). Оглавление Рассуждение Из вышеописанного учения святого Златоуста рассуждать должно, что и мужья, оставляющие жен своих без их изволения, также грешат и такой же казни подлежат, если жены их начнут прелюбодействовать. Оглавление ДЕТЕЙ К РОДИТЕЛЯМ Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость (Еф 6:1). Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу (Кол 3:20). Оглавление Святой Златоуст об этом Сын, родителей не почитающий, — общий для всех, — Божий, естества, законов и общей жизни всех нас — враг и неприятель (Беседа 4 на Книгу Бытия). Детям родителей в том только должно слушать, что благочестию не противно; а когда требуют того, что противно благочестию, не должно им повиноваться (Беседа 35 на евангелиста Матфея). Оглавление РОДИТЕЛЕЙ К ДЕТЯМ Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф 6:4). Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали (Кол 3:21).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar