Меню
Назад » »

Святитель Тихон Задонский / ПЛОТЬ И ДУХ (2)

Рассуждение об оклеветании и осуждении Начало этих пороков. Оклеветание и осуждение по разным причинам происходят: Первая. От гордости, ибо гордый, себя вознося и почитая, других пересуживает и уничижает; или, желая свои пороки прикрыть, других злословит, чтобы люди, слышащие о нем, думали, что он таких пороков не имеет. Вторая. Иногда бывают от злобы, ибо злобный человек, не имея возможности отомстить ближнему, клеветой и злословием славу его терзает. Третья. Иногда от зависти, поскольку завистливый, не терпя видеть, как ближнего почитают, бесчестным именем его порочит и поносит. Четвертая. Иногда бывает и от злой привычки, ярости, гнева и нетерпения. Корень всего этого — самолюбие и ненависть к ближнему. Оглавление Причины, по которым нельзя осуждать ближнего Первая. Потому что осуждающие ближнего восхищают сан Христа, Который один Законоположник и Судия, — что тяжко и страшно. Вторая. Ближний наш есть раб Божий, а не наш, пред своим Господом падает, и потому Божия раба судить также тяжко. Третья. Судится Божий раб пред Богом, вездесущим и все назирающим. Несносно господину, когда при нем мы его раба судим и браним; тем более Богу досадно, когда Его раба пред Ним судим, сами будучи злыми. Четвертая. Кто ближнего судит, себя осуждает, ибо, осуждая, сам то же творит. Пятая. Часто бывает, что многие пред людьми являются грешниками, а внутри они праведники. Также и наоборот, многие являются праведными, а внутри — грешники и потому лицемеры, а по Писанию, нечист пред Богом называющий неправедного праведным, и праведного неправедным (см. Ис 5:20). Шестая. Часто худой слух ложно проносится от злобных или завистливых и ненавистников, и так осуждаемый часто напрасно терпит. Седьмая. Кто судит, сам будет судим, — по слову Христову (Мф 7:1). Восьмая. Заповедь Христова: не судите, — разоряется. Девятая. Ближнему великая обида от этого, не меньше, чем если бы кем жезлом ударяем был, и даже более, ибо рана на теле скорее заживет, чем язва на душе. Как тело ранится жезлом или иным орудием, так душа уязвляется поносным словом. От этого уязвления последует печаль, а от печали смерть. Десятая. Чем честнее и значительнее лицо поносимое, тем большая бывает язва, а клеветнику больший грех. Одиннадцатая. Когда начальника осуждают и злословят, тогда уменьшается к нему почтение от подчиненных, а от этого последует презрение, от презрения непослушание, от непослушания же всякий разлад и замешательство в обществе. Двенадцатая. Часто бывает, что хотя кто и подлинно согрешил, но уже покаялся, а кающемуся Бог прощает, и потому весьма грешно нам осуждать того, кого Бог прощает, и разрешает, и оправдывает. Внимайте этому, злоречивые, и исправляйте свои пороки, за которые наказаны будете; а чужих пороков не касайтесь, до которых вам нет никакой нужды. Оглавление Пособие к избежанию осуждения Первое. Каждому себя знать, и не чужие, а свои пороки рассматривать и исправлять. Второе. Злобу, зависть, ненависть отбросить. Третье. Брату падшему или падающему в духе любви соболезновать и от его падения самому осторожнее себя вести. Четвертое. Молиться милосердому Богу, чтобы падшего восставил и заблудшего обратил, а тебе в те же пороки впасть не попустил. Пятое. Помнить то, что за осуждение ближнего сам судим будешь, по слову Христову (Мф 7:1). Шестое. Избегать непотребных разговоров, в которых только люди пересуживаются, и то того, то другого слава терзается. Седьмое. Удаляться от тех, которые злую привычку имеют других осуждать. Восьмое. Имеющим эту злую привычку нужно молиться Господу: положи Господи хранение устом моим (Пс 140:3), — и помнить вышесказанные причины. Оглавление Утешение терпящим клевету, поношения и злословия Первое. Сам Христос претерпел неповинно всякие поношения и злословия. Святое Евангелие об этом свидетельствует. Второе. Святые Божий того же не избежали, как святой Давид сам о себе во псалмах свидетельствует, Моисей, пророки, апостолы и прочие. Третье. То же приключается и ныне рабам Божиим: так что ты не первый, с кем это случается. Четвертое. Праведное и неправедное поношение терпеть должно. Праведное потому, что заслужили мы сами себе это; неправедное, потому что, хотя и не виноваты в том, в чем поносят, но в другом согрешили. Пятое. Может быть, что сами кого-то оклеветали, осудили и о ком-то злословили, потому какою мерою мерили, такою и нам мерят. Шестое. Уже иссякла любовь многих, ненависть умножилась, друг друга озлобляют, обманывают, поносят, клевещут, козни плетут. Чего более и тебе ждать в такое лютое время? Седьмое. Прохлаждения ради, прибегай к источнику живому Божия слова: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Мф 5:11). Восьмое. Злоречием и клеветой смиряемся, и самомнение наше уничижается. Так дается нам злоречивый язык, как ангел сатанин, да не превозносимся. Девятое. Утешение принимай из святых псалмов. Оглавление VI. ОБЪЕДЕНИЕ И ПЬЯНСТВО Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими (Лк 21:34). Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим 14:17). Оглавление Святой Златоуст об этом Нет зла в еде, но объедение порочно (Беседа 10 на 1 гл. Книги Бытия). Сладострастие пищи — это такое зло, что и бессловесным скотам вредит (Беседа 44 на евангелиста Матфея, гл. 12). Ничто так не вредит телу, как объедение (Беседа 44 на евангелиста Матфея, гл. 12). Излишество в пище и питии — мать всех зол (Беседа 58 на евангелиста Матфея, гл. 17). Дьявол ничего так не любит, как роскошь и пьянство (Беседа 58 на евангелиста Матфея, гл. 17). Нет ничего злее чревообъедения, нет ничего хуже: оно делает разум помраченным, оно делает душу плотской; оно помрачает и не попускает осмотреться (Беседа 45 на евангелиста Иоанна). Пьянство — это произвольное беснование, откровение помышлений. Пьянство — посмеятельная беда, болезнь, смеха достойная, демон добровольный и тяжелее самого беснования (Слово о воскресении). Вино — Божие дело, а пьянство — дьявольское: не вино производит пьянство, а невоздержание (Беседа 1 к народу антиохийскому). Пьянство — блудница и мать всякой нечистоты (Слово об Анне). Пьянство не в одном вине состоит, но и во всякой страсти — в гневе, в похоти, в сребролюбии, в честолюбии (Слово 3 против иудеев). Всякий, кто в пьянстве целые дни проводит, всякий, кто в роскоши и обжорстве пребывает, — под дьявольским игом находится (Слово о Лазаре). Оглавление Рассуждение об объедении и пьянстве Объедение — это излишнее употребление пищи и обременение чрева; насколько оно вредно, смотри в приведенном учении святого Златоуста. Пьянство — это излишнее употребление пьяного питья. Пьянство, как святой Златоуст учит, бывает двоякое: иное бывает от вина, иное от страсти. От страсти бывает пьянство у того, кто имеет сердце, наполненное страстями. Всегда пьян тот, кто имеет злобу на ближнего, чье сердце скверными похотями, сребролюбием, славолюбием и прочими страстями всегда наполнено. От этого пьянства протрезвится тот, кто, оставив страсть, покается. Оглавление Пьянство от вина От этого пьянства двоякое зло людям: телу немощи различные, душе пагуба. Чего трезвый не делает, на то пьяный дерзает. Эта мучительная страсть: так бедного человека пленяет, что ничуть он от нее освободиться не может. Ни увещания, ни угрозы, ни страх, ни моления не могут его преклонить. Во рву погибели лежит, но того не чувствует; погибает, но погибели не познает; тонет в греховном болоте, но освободиться не старается, и на желающих его от этого отвести негодует. Оглавление Пьянству начало Первое. Злая компания и частые пиршества, обеды. Второе. Церемонные потчевания с усиленным прошением и поздравления, ныне в обычай злой вкравшиеся, как-то: за здравие, мол, того и того выпьем, и прочее. Оглавление Средство против этой страсти Первое. Юным не дозволять пьяного питья пить, ибо юный легко привыкает. Второе. Совершенным мужам без нужды не употреблять вина. Третье. Злых компаний избегать. Четвертое. Помнить, что, привыкнув к этой страсти, от нее трудно освободиться, и многие в ней и умирают. Пятое. Привыкнувшим к этой страсти против нее вооружиться и, истрезвившись, милосердному Богу молиться, плакать, чтобы от нее освободил. Шестое. Им же должно помышлять всегда, что многие пьяницы пьяными, заснув, умирают и из века сего в будущий переходят без всякого чувства и без покаяния, что страшно. Седьмое. Должно им приводить на память случающиеся несчастья во время пьянства, как-то: соблазны, ссоры, драки, так же приключающиеся мечтания, ужасы, недуги, и всего тела расслабление и сравнивать состояние трезвой жизни с состоянием пьяных, и прочее. Оглавление VII. ЛИХОИМСТВО (ЛЮБОСТЯЖАНИЕ) Смотрите, берегитесь лихоимства (любостяжания), — говорит Христос (Лк 12:15). Лихоимство (любостяжание) есть идолослужение (Кол 3:5). Оглавление Святой Златоуст об этом Лихоимцы — это разбойники, заседающие при дорогах, вещи мимоходящих похищающие, и в домах своих, как в подземных пещерах, имения других скрывающие (Слово 1 о Лазаре). Не плохая вещь — богатство, но плохая вещь — сребролюбие. Плохая вещь — лихоимство. Одно дело — лихоимец, а другое — богатый: лихоимец не богат, лихоимцу многого не достает, а кому многого не достает, тот никогда не может быть богатым; лихоимец — страж денег, а не господин, раб, а не владелец; скорее он может другому уделить часть своей плоти, чем сокровенного серебра (Беседа 2 к народу антиохийскому). Лихоимство — это ненасытное пьянство, ибо, как пьяницы чем больше пьют вина, тем большую чувствуют жажду, — так и лихоимцы, чем больше умножают свои богатства, тем больше разжигают свое сребролюбие (Беседа 22 на Книгу Бытия). От лихоимцев собранные богатства часто достаются их неприятелям, а они за это ответ дадут и наказание примут. Какое же великое безумие — трудиться ради пользы других и ради своего вреда! (Беседа 48 на Книгу Бытия). Лихоимцы подобны детям: как дети вредительный огонь без опасения хватают руками, а масок пустых ужасаются, — так и лихоимцы опасаются нищеты, которая не только не страшна, но еще и служит основанием безопасности, а не опасаются неправедного стяжания богатств, которое страшнее всякого огня (Беседа на Псалом 9). Лихоимцы и хищники нигде покоя и безопасности найти не могут, поскольку внутри себя всегда имеют брань и врагов (Беседа на Псалом 4). Лихоимцы везде получают свои наказания: в жизни, в смерти и после смерти (Беседа на Псалом 48). Ничто так людей не порабощает дьяволу, как ненасытное лихоимство и сребролюбие (Беседа 13 на евангелиста Матфея). Как море никогда без волн быть не может, так сердце сребролюбивого человека не может быть без печали, попечения, страха и мятежа (Беседа 13 на евангелиста Матфея). Для лихоимца богатство вреднее, чем для безумного меч (Беседа 52 на евангелиста Матфея). Лихоимец, как ад, всех хочет поглотить, все пожрать; он общий враг целого человеческого рода (Беседа 28 на евангелиста Матфея). Лихоимец не отличает друга от неприятеля (Беседа 5 на евангелиста Иоанна). Ничего нет беззаконнее лихоимца, потому что он душу свою продает (Беседа 29 на Деяния апостольские). Сребролюбие все беды на свете производит: оно обагряет кровью море и часто неправедно окровавливает судейские мечи; оно вооружает разбойников, оно делает убийц отцов и матерей (Беседа 23 на 1 Послание к коринфянам). Лихоимцы и хищники хуже зверей, так как звери, насытившись, перестают похищать, а лихоимцы никогда насытиться не могут (Беседа 9 на 1 Послание к коринфянам). Лихоимец беднее жизнь проводит, чем Каин, всегда пребывая в страхе и печали: в страхе — из-за того, что имеет, а в печали — из-за того, чего еще не имеет (Беседа 31 на 1 Послание к коринфянам). Лихоимец, собирая сокровища, неумирающему червю заготовливает пищу (Беседа 24 на Послание к ефесянам). Оглавление Рассуждение о лихоимстве Лихоимственная страсть многим и тяжким грехам виною бывает. Если лихоимец будет судьей или приказным, — присягу и клятву преступает. А от этого виновными невинные, виновные же невинными остаются. Добрые, без удовлетворения оставшиеся, в горшей будут беде; а злые, без наказания, более будут свирепеть и на обиды устремляться, от чего плач, слезы, непрестанные рыдания бедных людей и всякий в отечестве разлад. Если полководец лихоимец, то также присягу преступает, изменяет и отечество предает. Если помещик, то крестьян несносными оброками отягощает. Если купец, — в товаре обманывает, и прочее. И как видно, никто другой так отечеству не вредит, как лихоимец; и Богу и человеку он ненавистен. Поэтому и называется в святом слове страсть эта идолослужением, ибо серебро лихоимец, как идола, почитает. Оглавление Пособие к избежанию от этого Первое. Помнить, что все в мире останется собранное, а сам человек нагим от мира сего отыдет. Второе. Верить в Промысл Божий, никого не оставляющий. Третье. Суд Божий страшный и неминуемый на лихоимцев. Оглавление VIII. СЛАВОЛЮБИЕ Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? (Ин 5:44). Оглавление Святой Златоуст об этом Суетная слава и добрые человеческие дела делает бесполезными (Кл. 2 о умилении Димитрия). Суетная слава, как ветер, все сокровища добродетелей наших разметает (Кн. 1 к Стагирию). Человеческая слава — это благочестие, справедливость, милостыня, кротость, смирение, мир, правда, любовь ко всем нелицемерная (На псалом 48). Кто тленными века сего вещами хвалится и величается, тот ничем не отличен от тех, кто в сновидении услаждается роскошью (На псалом 5). Славу получает тот, кто презирает ее (Беседа 4 на евангелиста Матфея). Слава умножается смирением; а кто желает показать себя великим, тот будет всех последнейшим (Беседа 65 на евангелиста Матфея). Ничто так не возбуждает в человеке любовь к богатству, как славолюбие (Беседа 2 на евангелиста Матфея). Оглавление Рассуждение о славолюбии Смотри об этом в рассуждении о презрении мира (§XXVII). Оглавление IX. ЖЕНСКОЕ УКРАШЕНИЕ Да будет украшением вашим — жены — не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Петр 3:3-4). Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию (1 Тим 2:9-10). Оглавление Святой Златоуст об этом Женщина, когда себя излишне украшает, делается мерзостнее нагой, поскольку она тогда слагает с себя смиренномудрие и благопристойность (Беседа 10 на Послание к колоссянам). Убор золотой и дорогие жемчуга — сборище сатанинское (Т. 2, стр. 242). Когда увидишь женщину красивую, блистающею видом, знатным убором украшенную и к похоти возбуждающую сердце твое, тотчас обращай глаза свои на венец, свыше предлагаемый тем, кто побеждает прелесть (Беседа 6 о покаянии). Женщина красивая, если не имеет целомудрия и чистоты, гроб покрашенный, пучина, пожирающая души, яд смертоносный, другим уготованный (На псалом 5). Женщина, когда украшает себя ради того, чтобы глаза всех на себя обратить, отраву и яд готовит, чтобы напоить их (Беседа 17 на евангелиста Матфея). Женщины, красящие лица свои белилами и румянами на прельщение бесстыдных юношей, превеликий наносят вред как себе, так и тем, кто взирает на них (Беседа 20 на евангелиста Матфея). Женщина, красящая лицо свое, великое получит наказание, потому что она дело Божие переправляет, которое совершенно и никакого исправления не требует (Беседа 17 на евангелие от Матфея). Женское украшение рождает зависть и ревность (Беседа 61 на евангелиста Иоанна). Признак нечестной жены — украшать себя ради того, чтобы нравиться другим и иметь от них похвалу, ибо украшенную жену никто честный не похвалит, но только похотливые и бесстыдные люди (Беседа 61 на евангелиста Иоанна). Истинная красота не с лица, но от добрых и честных нравов познается (Беседа 14 о женах и красоте). Оглавление Рассуждение о женском украшении Насколько прелесть эта суетна и соблазнительна, и доказывать не требуется, ибо для чего жены лица свои украшают? Причины другой не найти, кроме того, чтобы людям показаться, ибо не для себя они украшаются, поскольку в домах и спальнях своих бывают без украшения, да и тело того не требует, и здоровья краски не придают, разве вредят: одна остается вышесказанная причина. Плохо они делают, что ходят на банкеты, на браки, на комедии, в компании и в прочие собрания; а хуже того, когда в церковь святую с той же безделицей входят и так делают храм Божий позорищем. Оглавление Пособие против такого украшения Первое. Помнить смерть, что по лицу, масками ныне украшаемому, будут черви ходить, и что ныне мажется и благоухает, тогда будет смердеть, а потом и в прах обратится. Второе. Надо будет ответ Богу дать за соблазн, и чем более соблазняются этой прелестью, тем большее наказание соблазнительница получит. Горе тому человеку, через которого соблазн приходит, — говорит Христос (Мф 18:7). Третье. Умными глазами смотреть на пречистое Христово лицо, которое ради беззаконий наших заплевано и ударяемо было. Смотри в рассуждении о презрении мира (§ XXVII). Оглавление X. СОБЛАЗНЫ Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф 18:7; Лк 17:1). Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну (Рим 14:13). Оглавление Рассуждение о соблазнах Горе миру от соблазнов, — по слову Христову; но большее горе тому, через кого соблазн приходит. Ибо подающие соблазн дважды грешат: сами грешат и других в грех приводят, сами погибают и других в погибель приводят. Оглавление Соблазны подают более других: Пастыри и начальники. Родители детям своим, ибо что дети в родителях своих видят, тому и сами учатся. Старые юным, по вышеуказанной причине. Но и прочие простые люди друг друга соблазняют и друг от друга приемлют соблазн. Оглавление Соблазны бывают различным образом: Словом, когда говорят гнилое, вредное, к развращению веры или нравов. Делом, когда плохими поступками к худому житию и других приводят. Оглавление Помощь для предотвращения соблазнов Не смотреть на то, что делают люди, какие бы они ни были; но слушать и внимать, чему слово Божие учит и что в святых храмах проповедуется из того же Божия слова. Внимать и подражать святому житию Спасителя нашего, Который словом и делом научил, как жить нам, и Ему последовавших угодников Его, и, взирая на кончину их жизни, подражать вере их (Евр 13:7). Слух и зрение отвращать от непотребного, ибо через слух и зрение, как через двери, всякое зло в храмину сердечную входит, и делает в нас похотение злое, и воздвигает брань. Более держаться дома своего и уединения, ибо уединение не может соблазна ни подать, ни принять. Молиться часто Богу и воздыхать, чтобы сохранил от соблазнов: Отврати очи мои, еже не видети суеты (Пс 119:37), и еще: Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей (Пс 85:11). Оглавление XI. ЛОЖЬ И ЛЕСТЬ Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу (Еф 4:25). Погубишь все, говорящих ложь, кровожадного ильствого гнушается Господь (Пс 5:7). Удержи язык твой от зла, и уста твои от лукавых слов (Пс 33:14). Человек злоязычный не исправится на земле (Пс 139:12). Оглавление Святой Златоуст об этом Лживым людям и тогда не верят, когда они правду говорят (Слово 5 против иудеев). Истина есть то, что истинно есть; а ложь есть то, чего в самой вещи нет (На псалом 11). Ложь сама себя везде обличает, и чем более сопротивляется истине, тем более показывает ее (Беседа 58 на евангелиста Иоанна). Никогда не было такого времени, в которое бы ложь не примешивалась бы к истине. Всегда дьявол старается между истиной всеять ложь (Беседа 8 на 2 Послание к Тимофею). Нет никакого более жестокого искушения, чем попасть на льстивого человека. Льстивый человек страшнее всякого зверя, ибо зверь, каков есть, таким себя и показывает, а льстец часто под видом смирения и добродетели яд свой скрывает, так что весьма трудно узнать и уберечься от его коварства (На Псалом 119). Коварный человек — это волк в овечьей шкуре. Он злонравие свое прикрывает благосклонными словами; злобствуя и враждуя, показывается другом; заискивая, хвалитто, что совершенно негодно; всегда в беззакониях пребывая, вид святости показывает, гордость смирением, а зависть почтением покрывает (Беседа об удалении от притворства). Льстивые люди, которые в сердце иное скрывают, чем устами говорят, гораздо опаснее тех врагов, которые сокровенные мечи носят (На Псалом 11). Оглавление Рассуждение о лжи и лести Ложь и лесть — пороки, от дьявола происходящие, который есть отец лжи и всякой лести. Горе месту тому, где эти пороки умножились, никакого там добра быть не может. Что доброго ожидать там, где друг друга обманывают, друг другу льстят? Так как не может быть там верности, без которой союз общества стоять не может. Эти же пороки, как представляется, ввели богопротивные клятвы и в самых подлых вещах напрасные призывания страшного имени Божия, как-то: «на то Бог», «ей Богу», «Бог видит», «свидетель Бог» и прочее. Ибо многие обманутые лживыми и лестными людьми, не верят и тем, кто правду говорит. И поэтому люди вынуждены верность своих слов призыванием имени Божия утверждать. И так, друг другу не веря, клянутся, что и в обычай вошло; а дети от родителей, молодые от старых, низшие от высших тому же учатся и уже за грех не считают и в самых подлых вещах страшное имя Божие призывать. Лживые и льстивые чем скрытнее, тем опаснее. Знают они, как свою ложь прикрывать; они языком гладко говорят, а сердцем иначе думают; на языке мед, а на сердце желчь носят; языком хвалят, а сердцем козни плетут; устами целуют, а сердцем продают. От этих-то людей простосердечные, которые не могут и не хотят одно на сердце, а другое на языке иметь, много претерпевают. Нет для общества язвы вреднее; но сколько бы они ни хитрили, однако же хитрость их делается явной, и уже тогда всякий ими, как прокаженными, гнушаться будет. Пусть они помнят написанное: Погубишь всех, говорящих ложь, кровожадного и льстивого гнушается Господь (Пс 5:7).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar