Меню
Назад » »

Святитель Тихон Задонский / ПИСЬМА КЕЛЕЙНЫЕ (1)

Письмо 1 (Выражение радости о пришествии Господа спасти грешников) В нынешний день великий, не имея с чем еще тебя поздравить, как только по поводу всемирной радости, — с нею тебя поздравляю. Какова она? — Сын Божий пришел грешников спасти. Радуйтесь, грешники! Бог и Господь наш пришел ради нас в мир, чтобы спасти нас. «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти!» (1Тим.3:16). Царь Небесный на земле явился, и Неприступный Херувимам с людьми пожил. О, благость и человеколюбие несказанное явившегося Господа! О, блаженство тех, ради которых их Бог и Господь пришел и явился им! Блаженны очи, видевшие Бога во плоти, и уши, слышавшие Божественные слова Его, чего многие пророки хотели «видеть, и не видели, и слышать, и не слышали» (Мф.13:17)! Блаженны и мы, хотя этими грешными глазами не видим Его и этими ушами не слышим пресладкого голоса Его, но веруем пришествию Его. Особенно же «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:29). Блаженны мы, так как ради нас Бог наш к нам пришел, Бог, уподобившись людям, к людям пришел, и пришел ради людей. Он пришел грешников спасти, значит, и нас, ибо и мы в числе грешников. Он пришел взыскать погибших, значит, и нас, поскольку и мы были в числе погибших. Благословен Бог, Который пришел грешников спасти и погибших взыскать! Открыли для нас это сокровище спасения очевидцы, которые видели Его, и слышали Его, и беседовали с Ним, и жили и общались с Ним, и осязали Его, и ели и пили с Ним, и пребывали в напасти с Ним, слышали, как Он проповедовал святое Евангелие и царствие небесное; видели, как по земле ходил, и из города в город и из селения в селение переходил, утруждался, чудодействовал, прокаженных очищал, слепых просвещал, мертвых воскрешал, и прочие вышеестественные дела творил; видели, как Он ради нашего спасения страдал, умирал, и умер, и был погребен, и воскрес из мертвых, и как вознесся на небо, видели. Эти очевидцы согласно нам проповедали: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам», и прочее (1Ин.1:1-3). И еще: «мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» (2 Петр 1:16-18; Мф.17:5; Мк.9:7). Истину эту, очевидцы и достоверные свидетели ее, не только словом и чудесами и различными знамениями, но и кровью своей, и различным страданием и смертью своей утвердить не усомнились. «Верно и всякого принятия достойно слово» (1Тим.1:15), которое не один, не два, не три, но многие очевидцы согласно проповедали, и не только проповедали, но и знамениями и чудесами подтвердили, и крови и душ своих не пощадили. Рассуждай об этом, брат, в этом поучайся, в этом стой, мужайся, крепись, и хулителям и безбожникам, которых уже не мало является, заграждай уста, и молись, чтобы нам, не видев Бога, явившегося во плоти ради нас, возлюбить Его всем сердцем, «и доселе Его не видя, но веруя в Него, радоваться радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою нашею спасения душ» (1 Петр 1:8-9). Спасайся! Оглавление Письмо 2 (О благости Божией и достоинстве человека) Истинно и праведно ты отвечаешь: великое человеколюбие Божие то, что Он Сам пришел «взыскать и спасти» (Мф.18:11) человека. Здесь можем праведно возгласить известное слово Псаломника: «Господи, что такое человек, что Ты открылся ему, или сын человеческий, что Ты помышляешь о нем?» (Пс.143:3). Дивное создание Божие — человек! Создан не так, как прочие вещи. О всех вещах написано: «сказал Бог, — и было; повелел, и — создалось» (Пс.32:9). О человеке не так, но что? «Сотворим человека». Так триипостасный Бог советовал; как бы некое великое дело намереваясь сотворить, Бог говорил: «сотворим человека». Какого человека? «По образу Нашему и по подобию сотворим» (Быт.1:26). Великой и высокой честью почтен был человек Создателем своим при создании, так что выше и быть не может. Все твари — свидетели всемогущества и премудрости Божией, но человек, кроме того, образом Божиим почтен и особенным советом Его сотворен. Познаем, брат, первобытное наше благородство, достоинство и преимущество. Когда сие дивное создание Божие из-за лукавства змеиного и своего преслушания обесчестилось и погибло, — чего оплакать не можем, — благость Божия снова явилась на нем, снова почтила его чудесно, снова превознесла его. Как? Сам Бог, Создатель его, пришел взыскать и спасти его. Не послал Ангела, или Архангела, но Сам вступил в дело сие, Сам в плоть человеческую облекся, и на земле пожил, и пострадал, и умер за человека. Видишь благость Божию, видишь и достоинство человека. Сам Бог ради него, погибшего, пришел, так что чем более обесчестился человек по хитрости змеиной, тем еще более почтен и превознесен Создателем своим. Слава Богу, благоволившему так! Слава Богу, пришедшему спасти нас! Да будет слава Господня вовеки! Поклонимся Богу, пришедшему спасти нас грешных, и истинной верой и благодарным сердцем почтим Его: обратимся от твари к Творцу нашему и от суетного мира к Богу нашему, и возлюбим Его, и поищем Его, и послужим Ему чистым сердцем, дабы не явиться неблагодарными. Спасайся. Оглавление Письмо 3 (О том же) К непостижимому человеколюбию Сына Божия и к высокой чести рода человеческого еще и то надлежит, что апостол написал: «не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово» (Евр.2:16). То есть Сын Божий, желая нас спасти, сотворился плоть от плоти нашей и кость от костей наших, уподобился нам во всем, кроме греха; Сын Божий стал сыном человеческим, и Бог неизменяемый человеком. Потому видим в Его святом Евангелии, что Он Себя Сыном человеческим неоднократно называл, из любви к нам и по смирению, по причине которых «не стыдится братиею называть» людей, говоря: «Возвещу имя Твое братиям Моим» (Евр.2:11, 12). Поэтому и Бога, Отца Своего Небесного, соделал нашим Отцом и Отцом Его нарицать повелел, говоря: «Так молитесь: Отче наш, Иже еси на небесех» (Мф.6:9). И по воскресении говорил ученикам: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» (Ин 20:17). Слава Богу, так высоко почтившему нас, недостойных! Слава Сыну Божию, уподобившемуся нам — ради нас! Почтим же и мы почтившего нас Господа, дабы и вечной от Него чести сподобиться благодатью Его. Спасайся. Оглавление Письмо 4 (О бесчестии Бога некоторыми христианами) Видел ты, как человек Богом почтен. Знай точно, что человек, так Богом почтенный, «бесчестит Бога», если бесстрашно закон Его святой нарушает, по свидетельству апостола: «Преступлением закона бесчестишь Бога» (Рим 2:23). Слово это сказано Иудеям беззаконным, но ныне приличествует оно и христианам, которые на место Иудеев вступили, и закон Божий приняли, и познанием Бога хвалятся, но святой Его закон бесстыдно и бесстрашно нарушать не боятся. Поэтому постигнет их гнев Божий, если истинно к Богу не обратятся. О, когда бы человек рассуждал, как его Бог почтил и как он Бога, его почтившего, бесчестит, — непрестанно бы воздыхал, плакал и рыдал. Но, ослепленный, не видит этого. Отца своего по плоти оскорбит, — и сетует о том, плачет и рыдает часто, а Бога, Создателя своего, непрестанно оскорбляет и прогневляет, — и не чувствует этого. Берегись, возлюбленный, такого бесчувствия, и... обо мне молись. Спасайся. Оглавление Письмо 5 (О Божием спасении человека) Желаешь ты еще узнать, как Бог человека почтил. Хвалю я твое желание и усердие и желаю, чтобы оно в сердце твоем вкоренилось. Ибо от этого родится истинная печаль ради Бога, которая для покаяния нужна, потому что, по словам апостола: «производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор.7:10). Потому с помощью Божией еще пространнее и яснее предложу о том же. Видел ты, что Бог, желая спасти человека, Сам для этого пришел, и сделал спасение Сам, а не через кого иного. Родился от чистой Девы плотью, чтобы мы, обветшавшие злобой бесовской, возродились духом. Сыном человеческим сделался, чтобы нас сынами Божиими сделать. На земле пожил и потрудился, чтобы нас, отпадших, на небо возвести. Трудился и утруждался, чтобы нам вечный покой подать. Голодал и жаждал, чтобы нас хлебом и питьем вечного утешения насытить и напоить. Поношение терпел, чтобы от нас вечное отнять поношение. Скорбь и болезнь терпел, чтобы нас вечной радости сподобить. Обесчестен и поруган был, чтобы нас вечной славой почтить. Претерпел страшные и ужасные страдания, чтобы от нас страдания вечные отнять и подать нам вечное прохлаждение во царствии Своем. Умер на Кресте, чтобы нас, умерших, оживить, и прочее. Видишь, как Он почтил нас. В смерти Его наша состоит жизнь. Болезни и язвы Его — наши исцеляют болезни. От бесчестия Его — наша честь и слава зависит. От рождения Его наше духовное и новое рождение последует. Скорбь Его нашу породила радость. Трудами Его мы обретаем вечный покой. Страданиями Его от вечных избавляемся страданий. Странствием Его при жизни на земле — небесное наследуем отечество. Голодом Его и жаждой вечное получаем прохлаждение. Словом, все существо блаженства, которое обретает человек, Ему одному приписываем, и приписывать должны. Если бы Он не взыскал нас, вечно бы в погибели были мы. Если бы Он не пришел к нам, всегда бы были в пленении у дьявола, который нас из рая пленил. Если бы Он не страдал за нас, в аду бы во веки страдали. Если бы Он не умер за нас, в вечной бы смерти погребены были. Так смерть Его стала жизнью нашей, бесчестие Его славой нашей, язвы Его исцелением нашим. Так от пришествия Его, страдания и смерти, как от источника, все наше духовное и вечное блаженство проистекает. Те, кто получает вечную жизнь, — все Его благодатью и человеколюбием получают. Читай об этом Святое Писание, учение Святых Отцов, учителей церковных, и церковные песни и стихи, — и увидишь сам. В том состоит вся наша надежда, радость, похвала, утешение, слава и все блаженство, что Христос Сын Божий, распятый и воскресший, и сидящий одесную Бога, и ходатайствующий о нас, есть наш Спаситель, Заступник и прибежище. Ибо если Он за нас, кто против нас? Из этого живого источника черпай, и во время зноя прохлаждай душу твою, и обо мне, грешном, поминай, и молись. Спасайся. Оглавление Письмо 6 (О том же) Надеюсь, что еще хочешь знать о том же и лучше уяснить, что убедило Сына Божия Господа нашего прийти в мир, воплотиться, пострадать и умереть за нас, — и я хочу о том поразмышлять и написать тебе, чтобы и у меня, размышляющего, и у тебя, слышащего, всегда великое сие дело обращалось перед душевными глазами. Ибо всегда должны мы о сем великом деле помнить и за это Бога нашего от сердца благодарить. Известно из Святого Писания, что все люди, сколько их ни было, — и есть, и будет, — согрешили пред Богом. «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:23). Всех Писание заключило «под грехом» (Рим 3:9). А «написано: проклят всякий, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Галл.3:10). Следовательно, все люди подверглись проклятию, как законопреступники (Галл.3:10), и следовало всем, в силу проклятия, вечной казни и мучению преданным быть, ибо этого требует закон, проклинающий беззаконников. Христос Сын Божий от клятвы закона искупил нас не «серебром или золотом, но драгоценною Своею Кровию» (1 Пет 1:18)и смертью, как апостол написал: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: проклят всякий, висящий на древе» (Галл.3:13). И так Христос сделался ради нас клятвой, дабы нам подать благословение, и грехи наши на Себя взял, дабы нам Свою правду верой подать, следовательно, и от вечной казни, которая клятве последует, избавил нас, и отворил вечное блаженство, которое благословению Божию последует. Так ему Святая Церковь поет: «Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию, на кресте пригвоздився, и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш: слава Тебе». Итак, видишь, что убедило Христа ради нас распяться и умереть: то есть неизреченная Его к нам любовь и крайняя наша бедность и погибель вечная, которой мы все подлежали. Читай об этом Послания апостольские, и внимай прилежно стихам и песням церковным, и яснее увидишь, и уразумеешь, и признаешь, что кроме Христа нет никому спасения. Слава спасшему нас Христу Богу, Которому себя и тебя поручаю в милость и защиту. Спасайся о Христе. Оглавление Письмо 7 (О клятве (закона) и грехе) Видел ты, как страшна клятва (закона). Страшна клятва, страшен и грех. Клятва вечному осуждению и мучению предает, а грех клятве подвергает грешника. Потому страшно грешить и Божий закон нарушать, ибо нарушенный закон клятвой поражает грешника, клятва же вечной подвергает казни. Сладок людям грех, но горек плод его. Услышат люди согрешившие и непокаявшиеся: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). Убоимся же, возлюбленные, клятвы и уклонимся от греха, дабы не подпасть снова клятве, от которой Христос искупил нас Кровью Своей. Лучше все каждый день терпеть, лучше во всякой болезни и страдании быть, лучше каждый день от биения и мучения страдать, лучше каждый день умирать, когда то возможно и нужно будет, нежели согрешать и под клятвой быть. Рассуждай об этом и берегись греха, как смертельного яда, который и душу и тело вечно умерщвляет. Спасайся. Оглавление Письмо 8 (Господь пришел спасти всех людей) На вопрос твой: «Всех ли Христос Господь пришел спасти?» — отвечаю: «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:23). Все согрешили и погибли, потому всех и спасти пришел Господь. «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тим 1:15). Все грешники, потому всех и спасти пришел. «Христос за всех умер» (2 Кор.5:15), потому и всех спасти пришел. Потому и Евангелие проповедать всей твари повелено, чтобы все услышавшие уверовали и спаслись (Мк.16:15-16). И «во всю землю вышло вещание их (апостолов), и в концы вселенной слова их» (Пс.18:5). Бог на лица человеческие не смотрит, Ему все равны, всех равно хочет спасти, никому не хочет погибели: «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2:4). Поэтому для всех и Сына Своего в мир послал, чтобы все Его благодатью спасение получили. Следовательно, ради меня и тебя, и всякого человека пришел Христос Господь в мир, родился, пострадал и умер. Слава пославшему Отцу, слава и Сыну, пришедшему грешных спасти! В этом наше утешение и радость состоит. Отсюда да почерпаем утешение, что и ради меня и тебя пришел, пострадал и умер Христос Господь. Да прохладит сей живой источник души наши грешные. Этим прохлаждайся во время зноя, утешайся, не изнемогай, стой и мужайся. Спасайся. Оглавление Письмо 9 (О спасении всех людей только путем принятия веры и крещения «во имя Отца, и Сына и Святого Духа) На вопрос твой: «Неужели все и спасаются, если ради всех Христос пришел в мир?» — отвечаю тебе кратко. Воля Божия хочет всем спасения, и Христос всех спасти пришел, как я писал тебе, но не все спасаются. Христос Господь по воскресении Своем сказал апостолам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:15-16). Потому, кто Его верой принимает и крестится «во имя Отца, и Сына и Святаго Духа», тот спасается, а кто Его не принимает, тот погибает. Так не приняли Его Иудеи, будучи Его народом, как пишется: Господь Иисус «пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин 1:11). Так не принимают Его магометане и прочие народы, и идолопоклонники, и ложные христиане, которые на языке веру имеют, но в сердце безбожие, о каковых апостол писал: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Тит. 1:16). Спасайся. Оглавление Письмо 10 (О том, как необходимо принимать Господа Иисуса Христа) На вопрос твой: «Как Христос Господь нами принимается?» — по силе моей отвечаю тебе. Видел или, может быть, слышал ты, как граждане царя своего, в город их пришедшего, принимают: исходят из домов своих, встречают его с радостью и поклоняются ему, и всякий в дом свой желает его принять. Христос Господь Царь Небесный пришел в мир этот, как град великий, руками Его сотворенный, в котором мы живем. Выйдем же и мы к Нему навстречу, не ногами, но сердцами, и поклонимся Ему, и припадем со смирением, радостно сердцами и устами взывая к Нему: «Благословен Царь Израилев, пришедший спасти нас!» Только что пришел Он в мир, волхвы издалека пришли и поклонились Ему, и, «открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, и ладан, и смирну» (Мф.2:11). И так подобающей честью встретили Его как Царя. Так они показали образ нам, как Его встречать. Уподобимся же и мы этим верным рабам Его, и придем к Нему сердцами нашими (ибо Он ныне не на земле, как прежде, пребывает, но на небесах одесную Бога сидит), и примем Его как Царя нашего, и принесем Ему дары не вещественные, каковых Он не требует, но невещественные, как Богу: веру нелицемерную, благодарение сердечное и послушание из любви, как Царю своему; оставим мир с похотью своей, как дом, в котором ветхий наш человек упокоевается, и, покаянием и верою в Него очистив дома сердец наших, попросим Его со смирением, чтобы посетил нас. Читаем во святом Его Евангелии, что Он никем не гнушался, как человеколюбец, но к зовущим Его в дома входил, и вечерял, и с самыми грешными ел и обращался и беседовал, как Пришедший грешников спасти. Не возгнушается и нами, грешными, и придет к нам, и посетит нас Своим человеколюбием, если только очистим дома наши истинным покаянием, сокрушением и сожалением о прежних грехах, и приготовим их, как Царю таковому, который в чистых сердцах обитает и упокоевается, и попросим Его со смирением и верой. Ибо если и не видим Его этими глазами, но Он неотлучно пребывает с любящими Его и невидимо посещает их. Спасайся. Оглавление Письмо 11 (Что есть вера во Христа Иисуса?) Правильно ты спрашиваешь: «Что есть вера во Христа Иисуса?» Ибо не все веру эту имеют, которые имя Его святое исповедуют, но много между христианами есть таких, которые отрекаются от Него, хотя и зовут Его: «Господи, Господи! Ибо Он Сам говорит таковым: Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю» (Лк 6:46)? Я, по силе моей, с Его помощью отвечаю тебе. Ты прилежно рассуждай об этом важном деле, поскольку в нем начало и конец спасения нашего. Ибо Иисус — «Альфа и Омега» (Откр.1:8), начало и конец нашего спасения: без истинной и живой в Него веры нет никому спасения, и потому в этой вере надобно христианину прилежно поучаться. Я писал тебе, что Бог, милосердный Создатель наш, будучи нелицеприятельным, ради всех нас, погибших, послал Сына Своего, чтобы спасти нас. Итак, Христос ради всех и каждого, ради меня, тебя и другого в мир пришел, родился, пострадал и умер: «один умер за всех», — учит Павел (2 Кор.5:14). Из этого можешь уразуметь, что значит истинно и сердечно веровать во Христа, а именно: 1) Признать Его за истинного Бога, второе Лицо Святой Троицы, воплотившегося от Пресвятой Богородицы, Девы Марии. 2) Признать Его за истинного Мессию, праотцам и отцам ветхозаветным обещанного, пророками проповеданного, в мире ожидаемого и от Бога Отца на спасение мира посланного. 3) Признавать и иметь Его всякому верующему за Своего Искупителя и Спасителя, что он как прочих, так и его искупил от клятвы закона; как за прочих, так и за него Себя предал; как за прочих, так и за него страдал и умер, — и кроме Него иного посредника к получению вечного спасения не признавать, но в Нем едином начало и конец спасения своего полагать; любовь Его и благодеяния, всему миру оказанные, всякому верному себе присваивать. То есть: я и ты, если от сердца веруем в Него, должны от сердца говорить: Иисус Сын Божий мой Искупитель, мой Спаситель, мой Помощник, мой Заступник, моя жизнь и прочее, ради меня пришел в мир, пострадал, умер и Своей смертью меня от смерти избавил, — и почувствовать это в сердце своем, а не только устами говорить. Это есть свойство истинной, сердечной и живой веры — Бога своим Богом от сердца нарицать. Так апостол Павел говорит: «Живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Галл.2:20). Сын Божий всех возлюбил и за всех Себя предал, но Павлова верная душа себе это присваивает. Так и Фома к Нему говорит: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:28), — хотя Он и всех Господь и Бог есть. Это свойство веры во многих местах Писания показывается, а особенно в псалмах, где Псаломник Бога своим Богом, царем, заступником, помощником, прибежищем, защитником, и прочее, называет, показывая веру свою в Него. Так Сам Бог называет Себя «Богом Авраама, Богом Исаака, Богом Иакова» (Мф.22:32), ради веры их в Него, хотя Бог всех есть Бог. Так к Нему Дамаскин святой поет: «Пою тя, слухом бо, Господи, услышах и ужасохся. До мене бо идеши, мене ища заблуждшего», и прочее (Гласа 2-го песнь 4). И в другом месте: «Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование», и прочее (Гласа 8-го песнь 4). Ибо и дети (одного) отца — каждый своим отца называет, один говорит: отец мой, и другой также говорит: отец мой, хотя отец (его) и всех их есть отец, потому когда вообще говорят о нем, то его называют общим своим отцом, говоря: отец наш то и то делает, или сказал нам, или приказал, и прочее. Также и верные, общую веру в Бога показывая, называют Его Богом и Отцом своим, говоря: Бог и Отец наш, — и молятся Ему: «Отче наш», и прочее. А когда каждый свою веру особенно хочет показать, то говорит: Бог мой, Создатель мой, Заступник мой, Господь мой, Царь мой, Спаситель мой, и прочее. Ибо вера сердечная — это как малое детище, к матери своей прилепляющееся, и при ней быть всегда хотящее, и во всяких нуждах к ней руку простирающее. Так и вера, все создания оставив, к Богу, от Которого произошла, всегда прилепляется, и в нуждах к Нему единому прибегает и помощи просит и защиты, и на Него — как на Бога своего, всесильного, премудрого, истинного, и потому никогда не лгущего, милосердного и благоутробного Отца, в Котором все свое блаженство полагает и от Которого отлучиться за крайнее бедствие поставляет, так же, как дитя малое при матери быть за безопасность и блаженство свое поставляет, и отлучиться от нее за бедствие свое; — так, говорю, вера на Него, Бога, Создателя и Отца своего, всю свою надежду полагает и Его крепко держится, как Защитника и Помощника своего, уповая на всесильную Его помощь, милость и неложное обещание: «Не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр.13:5). Ибо, что верным вообще обещается от Бога, то всякая верная душа себе присваивает в особенности, и то благодеяние, которое Богом всему миру оказано, она для себя привлекает. Павел святой обо всех верных вообще говорит: «Христос сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор.1:30), — верная же душа все то себе присваивает, говоря: Христос моя премудрость, правда, освящение и избавление, ибо ведает совершенно верная душа, что без Христа нет правды, нет освящения, нет избавления, и всякая премудрость без Христа — буйство. Верой во Христа всякий умудряется, оправдывается, освящается и избавляется. Без Христа же всякий мудрец безумен, всякий праведник грешен, всякий чистый нечист, и всякий без Него погибает. Ибо во Христе как благословение, так и блаженство всякое духовное всем и всякому верному Богом обещано, и в Писании Святом написано, и верой просящим и надеющимся подается. Словом, всякому верному должно Христа со всеми Его благодеяниями, всему миру явленными, себе присваивать. И воистину так есть. Ибо если Христос всех возлюбил и Себя за всех предал, то и меня и тебя возлюбил, и за меня и тебя Себя предал, поскольку и я и ты в числе всех. Если за всех пострадал и умер, то и за меня и тебя, поскольку и я и ты в числе всех, и прочее. Ибо Бог лицеприятия не имеет, и Христос равно за всех умер, хотя смерть Его тем только полезна, которые истинной верою Его принимают и благодарное сердце Ему являют. Если Христос всех грехи на Себя взял и за них пострадал и умер, то и за мои и твои, ибо и я и ты в числе всех, и прочее. Видишь, что есть вера во Христа. Можешь отсюда видеть и то, что, кто такую веру имеет, тот не захочет грешить, но всяким грехом будет гнушаться, ведая, что Христос, Искупитель его, горькую чашу страдания пил за грехи, — и ничего ради такого Искупителя своего не пощадит в знак благодарности к Нему. И не только деньги, когда просит кто ради Христа, но и душу свою, в случае нужды, ради славы и чести Его отдаст, и ко всякому страданию и терпению готовым себя покажет ради любви Его, а не ради заслуги какой, ведая, что Христос все ему заслужил страданием и смертью Своей из любви, как ко всем, так и к нему. И воистину всякому верному должно это делать ради единой любви и благодарности к Искупителю своему, Который нас не «серебром и золотом, но честною Своею Кровию искупил» (1 Пет 1:18). Ибо, что ни делаем и что ни терпим ради имени Его, должное отдаем Ему, поскольку «Он прежде возлюбил нас» (1 Ин 4:19), и предал Себя за нас, так что, хотя бы мы всю жизнь нашу, каждый день страдали ради Него, то и так ничего бы не могли Ему воздать. «Что воздадим Господу нашему за все, что Он даровал нам?» (Пс.115:3). Словом, всегда должниками находимся пред Ним, что ни делаем ради Него, ибо ничем и никак не можем Его отблагодарить. Ибо заслуги Его, ради нас учиненные, — бесконечны, как и Сам Он бесконечен, будучи Богом, и мы — создание Его, душа и тело наше — Его, и весь состав наш — Его, и то, что живем и движемся, — Его милость, и жизнь временную и вечную нашу Ему приписать должно. Его хлебом питаемся, Его питьем прохлаждаемся, Его одеждой одеваемся, Его светом просвещаемся, Его огнем согреваемся, в Его покоях живем, и прочее, и что хотим и делаем Ему угодное, Его благодати приписать должны, ибо без Него «не можем делать ничего» (Ин 15:5). Что же наше собственное? — Немощь, растление, тьма, злость, грехи... Слава Его милосердию! Спасайся. Оглавление Письмо 12 (Что есть вера живая и сердечная?) Резонно ты и о том спрашиваешь: что есть вера живая и сердечная? Ибо без нее человеку спастись невозможно. Хотя и из предыдущего моего письма можешь познать ее, однако я тебе из Святого Писания отвечаю, дабы лучше познал и утвердился в том. Иаков, святой апостол, говорит каждому из нас: «Покажи мне веру твою от дел твоих» (Иак.2:18). Видишь, что живую веру от дел должно показать. Как живость естественного человека познается от действий, дыхания, движения, речей, дел, приема пищи и прочее, так живость веры, живущей в сердце человеческом, познается от добрых дел, страха Божия, любви, терпения, кротости, милосердия, воздержания, верности, истины и прочее. И как доброе дерево от добрых плодов, так христианин, веру живую и сердечную имеющий, от добрых дел познается. Ибо как дерево доброе не может творить злого плода, так и истинный христианин, пока живую веру имеет, не может злого дела творить. «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1 Ин 3:9). И ты того раба за верного своего раба имеешь, который нелицемерно тебе служит и во всем повеление твое исполняет; так и христианин — тогда Богу верный раб, когда верно Ему служит и заповеди Его исполняет. Так Авраам праотец оказался верным Богу рабом от послушания: по повелению Его вознес Исаака, сына своего, на жертвенник (Быт 22; Иак.2:21). Так и Раав, блудница, верной Богу от дел показалась, поскольку приняла соглядатаев, от Иисуса посланных осмотреть город Иерихон, и скрыла их в доме своем, и иным путем вывела их (Ис.Нав.2; Иак.2:25). Так и прочие верные и святые, как Ветхого, так и Нового Завета, от дел своих добрых показали в Бога веру свою. Бог говорит в Писании каждому из нас: «Я Господь Бог твой». Если же ты Его за Бога твоего признаешь, — чего живая вера требует, — и познаешь, Кто Он и чего от тебя требует, как не будешь Его почитать верою, страхом, любовью, послушанием? Ибо всего этого вера твоя в Него от тебя требует. Как не будешь со старанием по слову Его жить, когда точно познаешь, что слово, в Писании Святом содержащееся, есть Слово Божие, и как ко всем, так и к тебе говорит Он там: веруй, люби, будь милосерден, отпускай обиды, терпи, просящему дай, и прочее? Ибо само слово сие, как Слово Бога твоего, поощрит и подвигнет тебя к послушанию. Как не подвигнет, если сердечно веруешь, что Он твой Создатель, Промыслитель, Хранитель, Защитник, Питатель, высочайший Благодетель, и все твое Блаженство временное и вечное, еще же и Судия праведный и Мститель за ослушание?.. Почитаешь царя своего земного, как царя, и отца по плоти, как отца, к тому же и всякого человека почтенного, — как же Бога, Небесного Царя и Отца, создавшего и искупившего тебя, и пекущегося о тебе, пред Которым «всякое колено небесных, земных и преисподних со страхом преклоняется» (Флп.2:10), у Которого в руке ты и весь свет, — как, говорю, почитать Его не будешь? Как не будешь любить Его, Создателя и Отца твоего, как не будешь верить Ему, истинному и неложному, как не будешь бояться страшного и нелицеприятного Судии? А отсюда, как от источника, добрые дела проистекут. Вера учит человека и показывает ему, что как ради всех, так и ради него Бог Сына Своего не пощадил и в мир послал на спасение всех. Как же он и к пославшему Отцу и к посланному Его Сыну сердечного благодарения не будет оказывать и сего великого дела не будет почитать высшим всех сокровищ мира? Верное сердце знает, что Бог, Создатель, Искупитель и высочайший его Благодетель, всяким грехом оскорбляется, прогневляется и раздражается. Как же не будет подвизаться против всякого греха, которым Бог его раздражается? Человека, благодетеля малого, не хочешь прогневать, — Бога ли восхочешь, Благодетеля, грехом прогневать? Вера знает, что против греха стоять, и победить его своей силой, и истинную добродетель творить не может, поэтому воздыхает и усердно молится к Богу своему, чтобы Он помог в том. Вера, ведая, что христианское наследие не в мире, но на небесах, где и отечество их сокровенное есть, — на него взирает, к нему стремится, и достичь старается, и потому в мире ничего не хочет, ни чести, ни славы, ни богатства, ни сладостей, чего сыны века сего ищут, и ни к чему не прилагает сердца своего, и все, пищу, питье и прочее, ради нужды и немощи плотской употребляет, и крайне опасается, чтобы небесного наследия не лишиться. Поэтому «со страхом и трепетом совершает свое спасение» (Флп.2:12). Словом, верное сердце в мире этом пребывает как путник на пути, как странник и пришелец на чужой стороне, как изгнанный от отечества и дома своего, «ибо не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего» (Евр.13:14), которого «художник и строитель Бог» (Евр.11:10). Итак, видишь отчасти, что такое истинная и живая вера, то есть та, живность которой от действий и дел добрых показывается. Этой живой вере противополагается мертвая вера, о которой святой апостол Иаков написал: «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2:26). Мертвую веру имеют те, которые христианское имя имеют, но не по-христиански живут; чают, или говорят только, что написано в Символе: «чаю воскресения мертвых», но противно вере в воскресение мертвых живут; слышат в Писании о вечной жизни и славе ее, но к мирским вещам, чести, славе, богатству, роскоши прилепились и мир этот за отечество и рай себе поставляют. Мертвую веру имеют те, которые в приданное дочерям своим многого богатства не жалеют, а ради имени Христова просящему или ничего не дают, или копейкой и мелкой монетой довольствуются. О таковых апостол Иаков говорит: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: идите с миром, грейтесь и питайтесь, — но не даст им потребного для тела: что пользы?» (Иак.2:15-16) Таковые люди живут для мира и прихотей своих, ибо им угождают, а не Богу, Которому не угождают послушанием. Для Бога они мертвы, хотя и живут. Как? Рассуждай. Как мертвый не слышит и не внимает, что ему ни говорится, так и этим духовным мертвецам, что ни говорит Бог в Писании, не внимают тому. Слово Божие для них, как для глухого пение, и как бы к другим, а не к ним слово говорится. Мертвая вера тогда в человеке оживляется, когда в нем оживляется Божие Слово, и начнет человек в себе мыслить, что и ему Бог в Писании Своем говорит и повелевает, как и прочим людям, и по слову Его святому начнет нравы свои исправлять, а о прежней жизни неисправной с истинным сожалением и сокрушением сердца будет каяться. Ибо всегда истинной и живой вере предшествует истинное покаяние и обращение от греха к Богу. Без такого покаяния и обращения веры истинной не может быть. Почему и сказано Спасителем: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:15). Видишь, что вначале полагается покаяние, а потом вера. Истинное покаяние, которое заключается в том, чтобы возненавидеть свою прежнюю греховную жизнь и истинно о ней сокрушаться и сожалеть, очищает сердце и приготавливает его к восприятию веры во Христа, в Евангелии проповедуемого, Которого кающееся сердце как своего Искупителя принимает и Его благодатью утешается. Спасайся.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar