0001-FF-022.png (200×25)  


 
 
   ГЛАВНАЯ | | ВХОД ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС Гость | RSS   
MENU SITE
ИЩУ РАБОТУ
ПОЭТ И ПИСАТЕЛЬ
ВАШЕ МНЕНИЕ
Я ВИЖУ СЛЕДУЮЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ
Всего ответов: 1706
ПАТРИАРХИЯ
РУССКАЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ
ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ

119034, Москва, Чистый пер., 5
Телефон: (495) 637-43-18
E-mail: info1@patriarchia.ru
САЙТ: PATRIARCHIA.RU
СТАТИСТИКА
ОНЛАЙН: 11
ГОСТЬ: 11
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: 0

   
ГЛАВНАЯ » СТАТЬИ » ЭТО ИНТЕРЕСНО

Святитель Тихон Задонский / ПИСЬМА (6)
Письмо 18 (Пояснение слов: «и ближние мои вдали от меня встали» (Пс.37:13)) Любезный друг и брат о Христе! Написано: «и ближние мои вдали от меня встали» (Пс.37:13). Ибо белое с черным не ладит, тьма со светом не согласуется. И у благочестия с нечестием непрестанная брань. Какому быть там согласию, когда один на гору стремится и понуждает себя взойти, а другой под гору катится? Итак, «встали же от тебя вдали ближние», потому что ты далеко от них встал, встал же далеко, потому что не нашел в них сходного себе. От сажи и смолы удаляемся, чтоб не очерниться; и заразной болезни избегаем, чтоб не заразиться; и от прокаженных уклоняемся, чтоб и самим так же не пострадать. Потому и сказано: «выйдите из среды их и не прикасайтесь к нечистому их» (Ис.52:11; 2 Кор.6:17; Откр.18:4). Кто от таких удаляется, тот приближается к Богу, и чем ближе приближается, тем более люди от него удаляются, а чем люди более удаляются от него, тем более Бог к нему, как людьми оставленному, приближается. «Тебе предоставлен нищий; сироте Ты будь Помощник», Господи Боже мой (Пс.9:35)! Должен быть нищим тот, кого люди оставляют. О Боже, в Котором все! Пусть меня оставят все до единого, только Ты меня не оставь! Я в Тебе все буду иметь: Ты помощь, защита, укрепление, покров, прибежище, совет мой и утешение мое. Итак, оставленный людьми, к Богу, как должно и как пишешь, прибегай. Потому что Он там находит действие Свое производить, где людей действия нет. И это первое. Второе: надобно нам скорбеть, когда Бога оскорбляем; эта рана таким пластырем лечится. Оскорбление Божие (о Боже! Кто мы такие? Черви, земля, прах и пепел, Твое величество оскорбляем! Не допусти впредь до сего Твоею благодатью!), оскорбление, говорю, Божие, скорбью по Богу исцеляется. Грех соделывает скорбь, и этой скорбью врачуется. Горькое исчадие — скорбь, но лютого своего родителя — грех — истребляет. Такова-то дивная Божия премудрость: язва язвой лечится! «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению», — говорит апостол (2Кор.7:10). «Милость Твоя, Боже, да предварит нас во все дни жизни нашей» (Пс.22:6)! Спаси, Христе Боже, тех, кого Ты пришел спасти, и Кровь Свою пролил! Сим закончив отдавая себя милости Божией, остаюсь... Оглавление Письмо 19 (Сочинение, в котором показывается, сколь великое зло есть грех) По просьбе твоей посылаю тебе сочинение, в котором показывается, сколь великое зло есть грех, и которое слышал ты, будучи у нас в монастыре. Читай его и рассуждай. Для человека нет ничего полезнее, чем поучаться в том, как бы грех свой узнать и признать, и за содеянные грехи, оставив их, истинное сожаление, жертву Богу — «дух сокрушенный» (Пс.50:19), приносить, а впредь против всякого греха подвизаться, и его силой и помощью Божией побеждать, и волю свою воле Божией покорять. Ибо этого от нас особенно Бог в Слове Своем требует. Без этого ни молитва, ни пение, ни приношение не может быть Богу приятно. Ибо человек, пока находится во грехах, пребывает во гневе у Бога, потому все, что он ни делает, единою есть «мерзость пред Богом», и так от молитвы, пения и приношения его Бог «отвращается» (Ис.1:13, 15; Мих.3:4). Итак, надобно человеку оставить грехи, и жалеть, что грешил, и впредь против всякого греха подвизаться, и не допускать, чтобы им грех обладал. Обладает же грех человеком, когда человек «повинуется ему в похотях своих» (Рим 6:12). Итак, если кто блудодействует, или крадет, похищает чужое каким-нибудь образом, или на ближнего злобится и ему мстит, или льстит, обманывает, хитрит, коварствует, или проклинает, клевещет, осуждает ближнего, или иную какую неправду делает, то это знак, что таковой грехом побеждается и грех им обладает. Ибо кто кого слушает и кому повинуется, тот им и обладает, как апостол говорит: «кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петр 2:19). Так кто слушает грех и повинуется ему, тот им и обладает, и он ему служит, по слову Господнему: «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8:34). Спросишь: как слушает человек грех и повинуется ему? Ответ. «Из сердца человеческого исходят злые помышления» (Мф.15:18), и побуждают человека или к блуду, или к злобе и к мщению, или к похищению и прочее; и когда человек соизволяет на это — слушает грех и повинуется ему. Как против греха подвизаться? Ответ. Не соизволять на злое помышление, и как только оно восстает, пресекать его и умерщвлять. В этом состоит весь христианский подвиг. А поскольку сами по себе не можем этого делать, так как весьма немощны и растленное сердце имеем, и против греха подвизаться и побеждать его — это не что иное, как собственное свое сердце, естество и самого себя побеждать, что для каждого весьма неудобно, как каждый может видеть, — и потому непременно нужна в этом помощь Божия. А чтобы помощь Божия пришла к нам и всегда нам помогала и укрепляла нас в подвиге том, нужна частая и смиренная молитва, прошение и воздыхание. Грешить и плоти угождать так удобно, как плыть по течению реки, но против греха стоять, умерщвлять его и побеждать так неудобно нам самим, как против течения плыть без гребцов или паруса с ветром попутным. Плывущему против течения реки надобно непременно или гребцов, или парус с попутным ветром иметь, так хотящему против греха стоять, подвизаться и побеждать его, «и жить благочестиво во Христе Иисусе» (2 Тим 3:12), нужна сила Духа Святого, помогающая, укрепляющая и поощряющая. Ибо от природы всякий человек стремится к угождению плоти, угождению воле своей, самолюбию и всякому греху; и этой склонности противиться и победить ее самому человеку невозможно. Для этого нужна, как выше сказано, усердная молитва, отвращение сердца от любви к миру, частое напоминание о смерти и вечности блаженной и неблагополучной, размышление о свойствах Божиих, как-то: всемогуществе, благости и величестве Его — с рассуждением, кто и против Кого грешит: человек, земля и гной, против величества Божия грешит и оскорбляет Его. Такое рассуждение может человека устрашить, и отвратить от греха, и в истинное сокрушение привести (о чем в следующих пунктах вкратце предлагается и объясняется, чтобы лучше понять). Также нужно чтение или слушание Святого Писания и прочих душеполезных христианских книг. Если человек по произволению грешит, то он тяжко грешит, что в следующих пунктах познается. 1) Кто есть человек? Земля и гной. Кто есть Бог? Творец всей твари, видимых и невидимых. Как он пред Богом грешит? Воли и повеления Его не хочет исполнять. Бог повелевает человеку: чти отца, и мать, и все власти, не злобься и не мсти, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не злословь, не осуждай, не клевещи на ближнего твоего, не желай чужого добра, но человек этого повеления Божиего не слушает, и стоит упорно против Бога и Создателя своего, и заповеди Его святые, которые Он «заповедал твердо хранить» (Пс.118:4), бесстрашно и дерзновенно нарушает. И, что дивно, или скорее сожаления достойно: тот же грешник повелений царя земного или господина своего не дерзает преступать, но Бога, Царя царствующих и Господа господствующих повеления бесстрашно преступает!.. Смотри и рассуждай, человек, как тяжко согрешаешь, ибо что царь или господин высокий пред Богом? Как ничто, ибо все люди — «земля и пепел» (Сир 10:9). Бог один всеми обладает; ради Него и царю, и господину, и всякой власти повиноваться должно. Похвально, что царя и господина твоего слушаешь, но беззаконно и безбожно то, что не слушаешь Бога, пред Которым и царь, и господин, и всякая власть колена преклоняет. Ибо что сие есть, как почитать создание более Создателя и человека — более Бога? 2) Бог наш на всяком месте есть, как вездесущий и все исполняющий, и все, что ни делается, пред святыми Его очами делается. Так и святые Его заповеди пред очами Его нарушаются. Кто дерзнет пред царем земным или господином своим бесчинствовать? Разве только безумный. Ты же, человек, дерзаешь бесчинствовать пред величеством Божиим, разоряя закон Его святой, и не воздаешь достойного почтения бесконечной святости Его! Видишь, как тяжко согрешаешь Господу Богу твоему. О, если бы человек рассуждал, какую он досаду и оскорбление благости Божией этим делает и своей душе пагубу причиняет, то от всякого греха со всяким прилежанием отвращался бы, трепетал и за прошедшие неутешно бы плакал и рыдал. Но, ослепленный злобой дьявольской, он того не видит и не замечает. Итак, перестань, человек, закон Божий пред Богом разорять, дабы не познать на себе праведный Его суд и не вкусить законной клятвы, которая временной и вечной казнью грешника поражает. Бережешься пред господином и властью твоей бесчинствовать, тем более должно пред величеством Божиим вездесущим беречься, опасаться, бояться и благочинно поступать. Господи! Открой очи наши сердечные, да увидим страшную славу Твою, и воздадим славу страшному и святому имени Твоему. 3) Бог небо, и землю, и весь мир, и тебя, человек, во всемогущей руке Своей содержит; Ему Ангелы со страхом поклоняются и волю Его исполняют со всяким усердием; Его демоны и весь ад трепещут, ибо «и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19); пред Ним «земля трясется» (Пс.67:9), море бежит и реки возвращаются вспять (см. Пс.113:3); и вся тварь Ему служит и повеление Его исполняет. Ты же, человек, столь страшного Бога не перестаешь прогневлять и раздражать! Великое твое бесстрашие, дерзновение и неистовство — раздражать Того, у Которого в руке жизнь твоя и смерть твоя, Который может тебя в самом грехе в ад низринуть! 4) Человек, согрешая, великую неблагодарность Богу показывает. От кого бытие свое, человек, имеешь? От Бога. От кого тело и душа твоя? От Бога. От кого весь состав твой? От Бога, как Давид поет Богу: «состав мой от Тебя, Боже» (Пс.38:8). Не создал тебя Бог скотом, зверем, птицей, рыбой, деревом и прочей бездушной и бессловесной вещью, но создал тебя человеком, душой разумной почтил тебя. От кого получаешь пищу, питие, одежду, дом и прочие блага? От Бога. Чей свет, солнце, луна и звезды тебя просвещают? Божии. Чья вода напаяет и омывает тебя? Божия. Чей огонь согревает тебя и варит пищу тебе? Божий. Чьи облака кропят тебе воду? Божии. Чьи скоты, птицы, рыбы, деревья, травы нуждам твоим служат? Все Божие. Кто различные плоды земле повелел приносить, и ради кого? Бог, ради тебя. Кому вся прочая тварь повелением Божиим служит? Тебе. Ибо не ради себя тварь Божия служит, но ради нас. Не себе солнце, звезды сияют, но нам. Не себе земля плод приносит, но нам; и прочее. Также и не ради Бога, ибо Бог не требует служения сего. Итак, нам все создание Божие служит, дабы мы Создателю приносили благодарение, хвалу, словесное служение, и служили верою и любовью. Ради кого великое то дело, то есть воплощение Сына Божия, совершилось? Ради кого Он в мир пришел, родился Плотью, пострадал и умер? Ради тебя, и меня, и всякого человека. Ибо Бог «на лица не смотрит» (Втор 10:17; Лк 20:21), но ради каждого человека, ради тебя и меня, и ради всех, в мир Сына Своего послал, дабы все Его благодатью спаслись. Итак, ради кого Он родился, пострадал и умер? Ради тебя и меня, человек. Кому небо со всем сокровищем отворил смертью Своей? Мне и тебе, человек. Итак, если человек грешит и беззаконничает, то всеми этими Божиими благодеяниями пренебрегает, и Богу, Благодетелю своему, весьма неблагодарным является, и Его сильно оскорбляет, прогневляет и раздражает; и делает так, как тот, который ругает и поносит благодетеля своего, человека, который его питает, одевает и сохраняет. Великое безумие и неистовство наше, что мы Того, от Кого все, и бытие свое, получаем, раздражаем и огорчаем. Многие люди, и даже животные, благодетелям своим благодарны бывают: пес почитает господина своего и питателя своего, это и о самих зверях читаем в историях. Но грешник окаянный так ослепился, что Бога, Творца своего и высочайшего Благодетеля не почитает (ибо без любви и страха Бога почитать невозможно), но всегда раздражает Его, потому бывает хуже и самого скота и зверя, хотя и разумом одарен. Такая его неблагодарность и благодеяние Божие, им презренное, обличит его в день Суда, и собственная его совесть против него восстанет и будет терзать, обличать и мучить. Что, если бы Бог отнял у нас свет? Не блуждали ли бы мы, как слепые? Или отнял бы огонь? Не замерзли ли бы все? Или отнял бы пищу, питие и воздух? Не исчезли ли бы все? Без воздуха человек и минуты не может жить. Такое великое добро есть всякое создание, что без него и жить не можем, и познаем его тогда, когда его лишаемся. Сколь великое добро — хлеб, во время голода. Сколь великое добро — вода, во время жажды. Сколь великое добро — огонь, в холоде. Сколь великое добро — свет, во тьме познаем, и прочее. Но грешник, наслаждаясь этих и прочих благ Божиих, Благодетеля своего Бога не почитает, но не перестает оскорблять и раздражать. Бог человеку благодетельствует, но человек Бога, Благодетеля своего, прогневляет. Не прекращает Бог благотворения, не прекращает и человек злобы и неблагодарности. Такой слепотой бедный человек поражен! Дивная благость Божия, которая и врагам Своим благотворит! Дивное ослепление и ожесточение грешника, который ни прощением, ни благотворением Божиим не умягчается!.. Потому человек виновен в том, что Бог у него добро Свое отнимает. «Праведен Господь, и нет неправды в Нем» (Пс.91:26; Втор 32:4). Когда мы какое зло или бедствие ни терпим, сами мы виноваты, что лишаемся благ Божиих, ибо сами себя недостойными делаем, мы, которым Бог всегда хочет благотворить, хотя и недостойным, и благотворить не перестает. 5) Бог, как преблагой и человеколюбивый, весьма хочет и жаждет спасти человека и вечно блаженным его сделать, как из всего Святого Писания видно, так что и Единородного Сына Своего ради спасения нашего, о люди, не пощадил, а дьявол, как противник Божий и враг наш, хочет человека погубить и в вечную свою погибель, от которой Кровью Своею Христос избавил человека, снова ввергнуть старается, и улавливает человека в ту погибель через сласть, роскошь и грех, как удочкой. Но ослепленный человек, оставляя волю Божию спасительную, последует пагубной воли дьявольской и хватается за грех, как рыба за удочку, и стоит в грехе, и не хочет истинно каяться, и так погибель себе более, нежели спасение, избирает (ибо без истинного покаяния невозможно спастись), и так Бога, Любящего нашу душу, весьма оскорбляет. Смотри, человек, как оскорбляет Бога нераскаянное твое житие! 6) Дьявол, враждуя на Создателя нашего и не имея возможности ничего сделать, устремляется на человека, и через него стремится имя Божие похулить и обесчестить, и для того привлекает человека к преступлению заповедей Божиих, дабы так презрен был Законодатель. Человек, не понимая этого, слушает врага, разоряет заповеди Божии и преступлением заповедей бесчестит Заповедавшего, как апостол говорит: «преступлением закона бесчестишь Бога» (Рим 2:23), — и так делается орудием дьявольским, которым имя Божие бесчестится. Так прародители в раю, послушав дьявола и презрев Бога, давшего заповедь, обесчестили Его (см. Быт 3). Так и ныне христианин, презирая заповеди Божии и слушая дьявола, бесчестит Заповедавшего. Ибо как добрыми делами, в честь имени Божия творимыми, имя Божие славится, так злыми делами христиан оно бесчестится. О, как это тяжко и страшно!.. Только «прославляющих Меня прославлю, и уничижающий Меня будет посрамлен», — говорит Господь (1Цар.2:30). Скажи, пожалуйста, не было ли бы тебе бесчестия и великой досады, если бы раб твой, тобою почтенный, презрев твой приказ, слушал врага и противника твоего? Какое может быть большее неистовство? Так делает грешник, который, презрев заповеди Господа Бога своего, слушает противника Божия — дьявола, ибо он первый противник и бунтовщик против Создателя своего, и в то же богомерзкое дело человека хитро и коварно привлек (см. Быт 3). 7) Дьявол прельщает и приводит человека к разорению заповедей Божиих, но за это и «клевещет на человека пред Богом», почему и «клеветником нашим» называется (Откр.12:10). Велика эта кознь, лукавство и хитрость пронырливого духа! Прельщает ко греху и клевещет за грех, чем не иного чего, как погибели человеческой ищет. Боже наш, избави нас от сего лукавца! Человек слепой, не рассуждая об этом, хватается за грех как за нечто приятное, и от того уязвляется и погибает, как дети малые, которые хватаются неосмысленно за горящие угли, обжигаются и после болеют и плачут. 8) Как видимый неприятель, победив противника и пленив его, насмехается и смеется над ним, так невидимый наш враг дьявол, пленив христианина грехом, держит его, как пленника, смеется и посмеивается над ним, и часто от греха в грех и от прихоти в прихоть, как пшеницу, сеет и бросает то к сребролюбию, то к славолюбию, то к сластолюбию; и так запутав его в похотях мирских, как рыбу в сети держит, и смеется над ним, пока во всеконечную погибель, в которой и сам находится, не ввергнет. 9) Когда грешник благодатью Божией очувствуется и начнет каяться и милости у Бога искать, тогда враг старается в отчаяние его привести, представляя ему правосудие Божие, которое всем воздает по делам их. «Такое, мол, и такое зло соделал ты, как же тебе спастись? Бог не примет тебя, потому что ты заповеди Его разорил. Ведь сей Праведный Судия всем воздаст по делам, Он и тебе по злым твоим делам воздаст. Зачем же тебе надеяться и милости от Него ожидать?» — и прочее. Так пронырливый дух, как прежде грехов милость Божию представляет человеку, чтобы в грехи ввергнуть его, так согрешившему правду Божию представляет, чтобы в отчаяние привести, и так всячески старается нас погубить. Поэтому апостол увещевает нас: «трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, дьявол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр 5:8). 10) Святое Писание страшно говорит о беззаконничающих. «Грешнику сказал Бог: «Ты поверг слова Мои назад»» (Пс.49:16-17), — то есть слова Мои, которые должен ты иметь пред собой, помнить, любить, почитать, как слова уст Моих, и по правилу их жизнь свою исправлять и проводить, ты, грешник, назад отверг и не смотришь на них. Вот что грешник делает: назад повергает слова Божии, которые должен пред собою иметь, и на них как в зеркало смотреть, и пороки свои очищать! Еще говорит: «не представили» беззаконные «Бога пред собою» (Пс.53:5; 85:14). И еще страшнее говорит Бог через пророка: «обратили спину ко Мне, а не лицо» (Иер.42:33). То есть должно им, как созданию Моему и рабам Моим, ко Мне обратившись, Меня, как Создателя, Бога и Господа своего почитать, поклоняться и, тому, что говорю и повелеваю, внимать и сие исполнять, но они, беззаконники, от Меня отвратились и обратились к созданию, миру, греху и дьяволу, и ему угождают. Ибо кто кого слушает, тот тому и угождает. И еще называет беззаконничающих чадами дьявольскими. «Ваш отец — дьявол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин 8:44; 1 Ин 3:7-10). Смотри и рассуждай, человек, чей ты, хотя и имя Христово на себе носишь. Непременно ты сын того, кого нравами своими изображаешь, как Господь говорит иудеям: «если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» (Ин 8:39). И кому ты повинуешься и служишь, того ты и раб. Внимай этому и рассуждай прилежно, если не хочешь с дьяволом навечно осужденным быть и в аду страдать! 11) Человек-христианин при Крещении отрекался от сатаны и всех дел его злых и обещался служить Богу «в святости и правде» (Лк 1:75), и так, оставив сатану, пристал к Богу. И Бог принял его в высочайшую Свою милость, и омыл его от скверн греховных, освятил и оправдал, как написано: «омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор.6:11). И служитель Божий крещеному говорит: «Оправдался еси, освятился еси, омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». Так омытого, освященного и оправданного принял Бог в сыны Себе и сделал наследником небесного царствия, как о том святое Его Слово свидетельствует (см. Рим 8:17; Гал.4:7). Христианин, когда ко греху обращается и служит прихотям мирским, опять отстает от Бога и пристает к сатане и злым его делам. Ибо «никто не может служить двум господам», — говорит Господь (Мф.6:24). И тогда бывает плачь Ангелам и всем святым, которые прежде радовались о спасении и блаженстве его. О грешник! Чем тебе не понравился Господь Бог твой, что ты оставил Его? Он тебя создал и душой разумной почтил, питает, одевает и прочими благами снабжает; Сына Своего ради тебя в мир послал и на смерть предал; омыл тебя, оправдал и освятил банею пакибытия, и наследником вечного блаженства сотворил было тебя; и хочет в тебе, как в доме и храме Своем жить, если только увидит угодное Ему место в душе твоей. И чем тебе нравится дьявол, который хочет тебя с собою в погибель вечную привести, что волю его исполняешь? Ибо это его, как истинного врага нашего, есть непрестанная забота. Итак, обратись к Отцу твоему от Которого отошел, и повергни себя пред милосердными очами Его, исповедайся с блудным сыном: «Отче! Я согрешил против неба и пред Тобою! Он ждет тебя, и готов принять тебя, и в лучшую одежду одеть тебя, и будет радость на небесах» и о тебе кающемся, по слову Господнему. Скажет и о тебе милосердный Отец Небесный: «Этот сын Мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк 15:7, 10-32). Придите, о грешники! «Восплачем пред Господом, сотворившим нас, ибо Он — Бог наш» (Пс.94:6). 12) Видишь, грешник, какое тяжкое и пагубное зло — грех. Почему же тебе это зло нравится? Почему от него не хочешь отвратиться и бесстрашно нарушаешь Божий святой и вечный закон, который ради того дан нам, дабы мы его в целости хранили? Разве в сердце своем говоришь: «Нет Бога» (Пс.13:1)? Или помышляешь, что Он не видит грехов и беззаконий твоих? Или думаешь, что Он не воздаст по делам праведным и грешным? Или ласкаешь себя, что Бог в грехах потерпит тебя? Или не знаешь и не испытал еще, что есть огонь гееннский и вечная мука. Или иное что подобное мечтаешь? Все это — беззаконное помышление. Как нет Бога, Которого весь мир проповедует (см. Пс.18:1-7; Деян.14:17; Рим 1:20)? Как не знает грехов твоих Тот, Который дал тебе разум, очи и уши? «Насадивший ухо не слышит ли? Или Создавший око, не увидит ли? Научающий народы не обличит ли» (Пс.93:9)? Как не воздаст по делам Тот, Который есть вечная Правда? Кто водами потопил беззаконных и праведника в ковчеге сохранил? Кто пожег Содом и Гоморру беззаконные и Лота праведного оттуда восхитил и сохранил? Кто Израиля сквозь море провел и фараона со всем воинством потопил? Кто в печи вавилонской благочестивых отроков спас и вокруг печи нечестивых пожег? Кто и прочих благочестивых спас и нечестивых казнил? Бог, Бог, Который всем воздаст по делам их. Он, как Праведный, и в будущем веке воздаст каждому по делам его. Будет благочестие награждено и нечестие казнено. Будет праведным жизнь, а грешным мука вечная. Если вследствие того грешить не перестаешь, что Бог тебя еще потерпит, как терпел, то что будет, если надежда сия солжет, если далее не потерпит, если в самом том беззаконном мечтании праведно поразит? Будет и с тобой то, что с прочими случилось: то, что случилось во время потопа, или что с содомлянам, или с фараоном, или что с Дефаном и Авироном, которых живых земля пожрала (Пс.105:17; Числ.16:31), или что с Ананией и Сапфирой солгавшими, которые нечаянно пали бездыханными (Деян 5:5, 10), или что и ныне с беззаконничающими случается. Если же потерпит тебя далее Бог, ибо не все здесь беззаконники, по неведомым судьбам Божиим, казнятся, то более себе собираешь гнева Божия и вечной казни. О человек! «Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного Суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его», — говорит тебе апостол (Рим 2:4-6). Или разве хочешь испытать, что есть гнев Божий и вечная мука? Испытаешь, если не перестанешь грешить и не покаешься; испытаешь, но уже от нее освободиться не сможешь, хотя и усердно пожелаешь, а будешь в ней платить за все твои содеянные грехи без конца. Ибо тогда покаяние престанет и милосердие закончится, тогда будет услышан голос: «Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей» (Лк 16:25). Ныне люди или в болезни, или в темнице, или в ссылке, или в плену, или в ином чем страдают, но от этих бедствий освобождаются или прежде смерти, или смертью, но от того бедствия, болезни, воздыхания, темницы, пленения, мучения, страдания никогда освободиться не могут. Тогда пожелают смерти, но не смогут умереть. Вот куда бесстрашие и нераскаянная жизнь ведет! Потому ныне, пока еще не испытал этого, познай и признай грехи твои, и оставь их, и покайся, дабы не испытать и не вкусить горести той, но получить милость от Бога, чего как себе, так и всякому от сердца желаю. Видишь, какое лютое и пагубное зло — грех, хотя его люди и любят. Берегись же, возлюбленный, его, как яда змеиного. Спасайся. Оглавление Письмо 20 (Учение святого Златоустого о злоречивом языке) Вот тебе, по прошению твоему, посылаю к тебе учение святого Златоустого о злоречивом языке, из которого увидишь, какой тяжкий и мерзкий порок — осуждения и клевета. Итак, слушай, что он о злоречивом говорит: «Хотя бы, осуждая ближнего, ты и правильное что о нем говорил, и хотя бы известное его дело порочил, однако и за это не избежишь наказания, ибо не по делам его, но по словам твоим будет судить тебя Бог. Ибо Он говорит: «От слов твоих осудишься» (Мф.12:37). Фарисей правильное и всем известное говорил, однако и за это принял наказание. Если же известных дел в обличение других не должно говорить, то тем более — сомнительных» (Беседа 42 на евангелиста Матфея). «Какая польза от того, что мы воздерживаемся от птиц и рыб, когда друг друга угрызаем и снедаем? Угрызает же и снедает ближнего плоть всякий клеветник и поноситель» (Беседа на отшествие Флавиана епископа). «Хотя бы мы пепел ели, то и такое строгое житие никакой пользы нам не принесет, если не воздержимся от поношения. Ибо «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст» (Мф.15:11)» (Беседа на отшествие Флавиана епископа). «Какой род зла не происходит от поношения? Отсюда рождаются ненависти, отсюда бывают вражды и несогласия, отсюда происходят худые подозрения, которые становятся причиной бесчисленного зла» (Беседа на псалом 100). «Кто любит клевету, тот служит дьяволу» (Беседа на псалом 100). «Как проповедник истины словом своим многих людей спасает, так, наоборот, клеветник тем же словом премногих губит, произнося слова погружения, и меч речи на погибель человеческую употребляя. Притом же клеветник не только тела, но и сами души убивает, когда льстивым своим языком ложные и беззаконные мнения влагает в них» (Беседа на псалом 51). «Не только поносить ближнего, но и других, поносящих его, слушать не должно» (Беседа 3 на отшествие Флавиана епископа). До этого места — Златоуст. Видишь, как гремит великий учитель против греха осуждения и клеветы. Многие не убивают и не ранят человека руками, но ранят и убивают языком, как орудием, по писанному: «сыны человеческие, зубы — их оружие и стрелы, и язык их — острый меч» (Пс.56:5). Многие не едят рыбы, мяса, молока и другой пищи, которой Бог не запретил, а даже благословил верным и познавшим истину с благодарением принимать (см. 1 Тим 4:3-4), но пожирают людей живых. Многие не подают делами своими соблазна — хорошо это и похвально, — но языком разносят соблазны, и с места на место переносят зло, как зараженный — заразу, и ветер — пожар, отчего много бед и напастей бывает. Содержат многие предания отеческие — и это хорошо, но заповедь Божию разоряют: «Не судите и не клевещите» (Мф.7:1; Лк 3:14), что есть слепота и крайнее безумие. Все христиане молятся Богу, воспевают Бога, и причащаются Тела и Крови Христовых, и исповедуют святое и страшное имя Его, — это христианское дело, — но то страшно и тяжко и воистину сожаления достойно, что многие из них те уста оскверняют осуждением, клеветой и злоречием, те, говорю, уста, которыми молятся, воспевают Бога и касаются Тела и Крови Христовых. Итак, берегись, возлюбленный, уст твоих, которыми Бога исповедуешь, воспеваешь и причащаешься Таин святых, да не весь скверен и мерзок пред Богом будешь. Думай и содержи, что и ты такой же грешник, как и прочие. А когда что худое в ближнем твоем увидишь или услышишь, то запечатлей уста твои молчанием, а о нем воздохни ко Господу, дабы исправил его; и о себе молись, дабы в такой пророк не впасть. Ибо все всякому падению подлежим, как немощные. «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть», — увещевает апостол (1Кор 10:12). Спасайся.
Категория: ЭТО ИНТЕРЕСНО | Добавил: CIKUTA (07.12.2017)
Просмотров: 8
 
ПОДЕЛИТЬСЯ / РАЗМЕСТИТЬ НА СВОЕЙ СТРАНИЦЕ СОЦ СЕТИ

Всего комментариев: 0
avatar

ВАШ КОММЕНТАРИЙ / YOUR COMMENT | ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦ СЕТЬ / SIGN IN VIA SOCIAL NETWORK
ПОИСК
ВХОД НА САЙТ
БАННЕР
СОЗДАНИЕ БАННЕРОВ


ВСЕХ ВИДОВ И ТИПОВ
ОТ ПРИМИТИВА
ДО ЭКСКЛЮЗИВА
НОМИНАЦИЯ

 НОМИНАЦИЯ 
ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

Жизнь / Рождение / Смерть / Пространство / Место / Материя / Время / Настоящее / Будущее / Прошлое / Содержание / Форма / Сущность / Явление / Движение / Становление / Абсолютное / Относительное / Абстрактное / Конкретное / Общее / Единичное / Особенное / Вещь / Возможность / Действительность / Знак / Знание / Сознание / Означаемое / ОзначающееИскусственное / Естественное / Качество / Количество / Мера / Необходимое / Случайное / Объект / Субъект / Самость / Человек / Животное / Индивид / Личность / Общество / Социальное / Предмет / Атрибут / Положение / Состояние / Действие / Претерпевание / Понятие / Определение / Центр / Периферия / Вера / Атеизм / Априорное / Апостериорное / Агент / Пациент / Трансцендентное / Трансцендентальное / Экзистенциальное / Добро / Зло / Моральное / Нравственность / Прекрасное / Безобразное / Адекватное / Противоположное / Разумное / Безумное / Целесообразное / Авантюрное / Рациональное / Иррациональное / Здоровье / Болезнь / Божественное / Дьявольское / Чувственное / Рассудочное / Истинное / Ложное / Власть / Зависимость / Миролюбие / Конфликт / Воля / Потребность / Восприятие / Влияние / Идея / Философия / Гармония / Хаос / Причина / Следствие / Игра / Реальное / Вид / Род / Внутреннее / Внешнее / Инструмент / Использование / Цель / Средство / Модель / Интерпретация / Информация / Носитель / Ирония / Правда / История / Миф / Основание / Надстройка / Культура / Вульгарность / Либидо / Апатия / Любовь / Ненависть / Цинизм / Надежда / Нигилизм / Наказание / Поощрение / Научность / Оккультизм / Детерминизм / Окказионализм / Опыт / Дилетантизм / Отражение / Этика / Парадигма / Вариант / Поверхность / Глубина / Понимание / Неведение / Предопределение / Авантюра / Свобода / Зависимость / Смысл / Значение / Структура / Материал / Субстанция / Акциденция / Творчество / Репродукция / Теория / Практика / Тождество / Различие 
 
ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Храм Святой Троицы
HRAMTROITSA.RU
ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 
ЕПАРХИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ 
ЦЕРКОВЬ


Контакты :
Адрес Епархиального
управления:
153000 Иваново,
ул. Смирнова, 76
Телефон: (4932) 327-477
Эл. почта:
commivepar@mail.ru
Для официальной:
iv.eparhiya@gmail.com
Епархиальный склад:
Телефон: (910) 668-1883
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

МИТРОПОЛИТ ИОСИФ
НАПИСАТЬ ОБРАЩЕНИЕ
РАССКАЗАТЬ О ПРОБЛЕМЕ
 
 
ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО
 
 
ГИПЕРИНФО ПУБЛИКУЕТ
ВСЕ ОБРАЩЕНИЯ.
МЫ ЗНАЕМ !!!
КАК СЛОЖНО
ДОБИТЬСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
ОТ ЧИНОВНИКОВ
 
 
НЕ МОЛЧИТЕ!
"СТУЧИТЕ, И ОТВОРЯТ ВАМ" -
СКАЗАЛ ХРИСТОС.
С УВАЖЕНИЕМ К ВАМ
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА.
 
 

     
     
     
     


 
 



   HIPERINFO © 2010-2017  03:23 | 11.12.2017