0001-FF-022.png (200×25)  


 
 
   ГЛАВНАЯ | | ВХОД ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС Гость | RSS   
MENU SITE
ИЩУ РАБОТУ
ПОЭТ И ПИСАТЕЛЬ
ВАШЕ МНЕНИЕ
Я ВИЖУ СЛЕДУЮЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ
Всего ответов: 1706
ПАТРИАРХИЯ
РУССКАЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ
ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ

119034, Москва, Чистый пер., 5
Телефон: (495) 637-43-18
E-mail: info1@patriarchia.ru
САЙТ: PATRIARCHIA.RU
СТАТИСТИКА
ОНЛАЙН: 9
ГОСТЬ: 9
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: 0

   
ГЛАВНАЯ » СТАТЬИ » ЭТО ИНТЕРЕСНО

Святитель Тихон Задонский / ОБ ИСТИННОМ ХРИСТИАНСТВЕ (59)
Глава 10: О свободе христианской «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете», — говорит Христос (Ин.8:36). «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос» (Галл.5:1). § 502. Ничто так людям не приятно и не желательно, как свобода. Кто не желает освободиться от работы, от темницы, от пленения? Все свободу почитают более всякого мира сего сокровища. Не приятно нам ни богатство, ни честь, ни пища сладкая, если свободы не имеем. Птицы и прочие бессловесные лучше избирают на свободе быть, нежели в неволе и питаться готовой пищей. У всех природное желание и любовь к свободе. Потому никто ничем так не утешается, как свободой. Истинные христиане это сокровище у себя имеют, — свободу, говорю, свободу не временную, но вечную. Их свобода ни местом, ни временем не заключается. У них свободы ни темница, ни пленение, ни работа, ни железная цепь и ничто тому подобное отнять не может; везде и всегда это неоцененное сокровище с собою имеют, купленное не тленною мира сего ценою, «не тленным серебром или золотом, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петр 1:18—19). Они работают у людей, работают у врагов, пленивших их, заключаются в темницах, связываются узами, но сладкой своей свободы не теряют. Так высока, славна и сладка христианская свобода! § 503. В чем эта их свобода состоит, Святое Писание показывает. 1) Свободны они от греха, смерти и вечного осуждения. «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их», — говорит Господь через пророка (Ос 13:14). «Он спасет людей Своих от грехов их», — говорится о Христе (Мф.1:21). «Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности», — говорит апостол верным (Рим 6:18). Сюда надлежит апостола Иоанна утешительное слово: «Он есть умилостивление за грехи наши» (1 Ин.2:2). Спросит кто: «Как же христиане от смерти свободны, а умирают?» Умирают телесно, но опять воскреснут в последний день, и вовеки бессмертны будут. «Тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа?» (1Кор.15:54-55) Спросит кто: «Неужели христиане безгрешны?» Нет, имеют христиане грех, но он не царствует над ними, и хотя от немощи грешат, но молитвою, покаянием и верою во Христа очищаются от греха. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши», — говорит апостол (1 Ин.1:9). А христиане, которые попускают царствовать над собою греху, этой свободы не имеют, ибо «всякий, делающий грех, есть раб греха», по слову Христову (Ин8:34). 2) Свобода христианская состоит в том, что они свободны от клятвы закона, как говорит апостол Павел: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников» (Галл.3:13—14). И еще: «Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим 8:1). Клятва законная в том состоит, что закон на всякого, кто всего, законом Божиим поведенного, не исполняет, гнев Божий означает и вечному осуждению подвергает. От сего христиане свободны благодатью Христа Сына Божиего, Который весь закон совершенно исполнил и за грехи наши предан был, и на древе, как злодей, повешен был, и так за нас клятвою сделался. И хотя закона совершенно не исполняют, однако недостатки их и немощи совершеннейшим Иисусу Христу послушанием дополняются, и немощи сии благодатью Его оставляются им кающимся. 3) Свободны христиане от закона, ибо они «не под законом, но под благодатью», по учению премудрого Павла (Рим 6:14). Ибо не по принуждению закона, но свободным духом исполняют заповеди Божии, не как рабы, боящиеся наказания господина своего, но как сыны, показывающие охотное и любовное послушание отцу своему, приносят «плод духа, который есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Галл.5:22—23). В этом, кажется, смысле Павел написал: «Закон положен не для праведника» (1 Тим 1:9), ибо он благодатью Христовой делает то, что закон повелевает. Но кому положен? «Беззаконным и непокоривым, нечестивым и грешникам, развратным и оскверненным», и прочее, — как тот же апостол прибавляет (1 Тим 6:9—10). Подобные требуют закона, обуздывающего страсти их, удерживающего от беззакония, грозящего им казнью. На это слово Златоуст святой говорит: «Закон положен не для праведника. Почему? Поскольку он не причастен к муке, и не от закона ожидает навыкнуть к добрым делам, имея внутри повелевающую благодать Духа. Ибо закон дан, дабы страхом и угрозой мучались. Не потребна прочная узда для благопокорного коня, и наставник для не требующего наставника» (Беседа 2-я на 1-е Послание к Тимофею). 4) Христиане свободны от церемоний иудейских, каковы были у них: обрезание, приношение животных в жертву, и прочее. § 504. Спросит кто: «Если христиане не под законом, а под благодатью, то зачем же закон проповедуется?» Ответ. 1) Проповедуется неисправным, чтобы законом устрашившись и очувствовавшись, в покаяние пришли. Так Предтеча святой, желая привести людей к покаянию и так приготовить сердца их к восприятию веры евангельской, проповедал: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10). 2) Проповедуется и благочестивым истинным христианам, дабы по правилу его исправляли житие свое, дабы на него, как зерцало, взирая, познавали немощь естества своего и очищали верою во Христа Сына Божия, и так бы ветхого человека совлекались и облекались в нового, преуспевали в любви к Богу и ближнему, что есть цель закона. «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим 1:5). § 505. — Спросит кто: «Если христиане на свободу позваны и свободу имеют, то им (можно) свободно, что хотят, делать?» Никак, не в том состоит христианская свобода, чтобы им по воле своей жить и, что хотят, делать. Сия свобода есть не христианская, но плотская, и не столько свобода, сколько работа рабская и тяжкая, ибо «всякий, делающий грех, есть раб греха», по учению Спасителя (Ин.8:34). Лишаются христианской свободы те, которые, плоти своей следуя, попечения о ней превращают в похоти (Рим 13:14), а вместо того попадают под тяжкое иго мучителя дьявола и греха, и делаются беднейшими пленниками страстей своих и чадами вечной погибели, и находятся под клятвою законною, гневом Божиим. Христиане, когда сладчайшую свою свободу имеют, между тем признают себя рабами Бога вышнего, Которому должно служить со страхом, как Господу (Пс.2:11; Флп.2:12; 1 Петр 1:17), из рук врагов своих избавившись, «служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни своей (Лк.1:75), любовью служить друг другу» (Галл.5:13), и прочее. Оглавление Глава 11: О работе христианской «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко», — говорит Христос (Мф.11:28-30). § 506. И работа христианская есть сладкая работа, возлюбленный христианин! Поскольку это — свободная работа, а не принужденная. Ибо христиане, как позваны в работу сию, так работу ту и исполняют без принуждения. Господа века сего покупают себе рабов, хотя они господам и не хотят (служить), и определяют их к работам от которых они отвращаются, и потому как порабощают их себе против их воли, так и работать их заставляют против их воли, и потому работа сия есть печальная, ибо против воли и хотения человеческого бывает. Бог, Господь всех, не так с нами поступает. Он зовет всех к Своей работе, но никого не принуждает; влечет Своею благодатью и убеждает (Мф.20:1-7; 22:2-9; Лк.14:17-23), но не насилует. Вот как сладко призывает к Себе труждающихся и обремененных Христос Господь: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Но как без принуждения избирает рабов Своих Господь, так и работу их, Себе должную, оставляет им на их произволение. Хочет, чтобы все работали Ему, как Господу своему, Создателю и Искупителю своему. Отворяет к деланию виноград Свой и созывает всех через рабов Своих, пророков и апостолов и святых учителей, но не хочет принуждать никого. § 507. Утешительна христианская работа. Ибо: 1) Свободна и произвольна, а не принужденна, как выше сказано. 2) Работают христиане не ради человека, подобного себе худого и немощного создания, но ради Бога, Создателя и Господа всех. Все люди лучше избирают служить высокому лицу, нежели простому; благому и милостивому, нежели жестокому; премудрому, нежели неразумному; праведному, нежели неправедному, ибо от чести лица, ради которого хотят работать, и свое блаженство хотят достать. Но каким бы господином человек ни был, сколь высоким, великим, добрым, премудрым и праведным ни был бы, однако такой же, как и рабы его, та же «земля и пепел», как и слуги его. И человеческое всякое блаженство, высочество, доброта, премудрость и правда скоро рушится от нашедшего противного случая. Итак, при нашедшем господину несчастии, то же претерпевают и служащие ему рабы его. Господь, ради Которого христиане работают, не таков, — не человек, а Бог. Настолько велик, что весь свет пред Ним как капля перед морем или как ничто. Настолько высок, что нет ничего Его выше, потому и называется «Вышний». Он есть «Господь господствующих и Царь царей» (Откр.17:14). «Пред Ним преклоняется всякое колено небесных, земных, и преисподних» со страхом и трепетом (Рим 14:11; Флп.2:10; Ис.45:23). Его «царство — царство всех веков, и владычество Его — во всех родах» (Пс.144:13), и Он «единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете» (1 Тим 6:15—16). Благость, милость, премудрость, правда и истина Его бесконечна и непостижима, как и Сам Он. Такому великому, высокому, благому, премудрому и милостивому Господу христиане преклоняют колено свое и покоряют главу свою с любовью и охотнейшим послушанием! Потому этим высоким титулом святые мученики перед царями и мучителями хвалились: «Мы Христовы рабы, Царю Небесному служим». И хотя им высокие чести и многие богатства мучители и прелестники обещали, чтобы их богопротивной повиновались воле, они все это как сор вменяли. Смертью грозили и как агнцев терзали, но ничего не успели. Всегда от них слышалась сладкая и прекрасная песнь: «Богу живому и бессмертному служим, поклоняемся и почитаем Его: Того мы слуги и рабы; Того повеления слушаем». «Посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом» (Евр.11:16). «Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх.3:6). 3) Господа-люди служение от своих рабов принимают, но им в служении не помогают, а от них во всяких нуждах и случаях себе помощи требуют. Христианская работа не такая. Христиане Господу Богу своему служат, но Бог Сам им помогает, укрепляет и наставляет, усердие и старание им подает, дух их ободряет, сердце возжигает, ум и разум их просвещает. Потому им повелено помощи просить: «Просите и дано будет вам», — и просящие принимают, «ибо всякий просящий получает» (Мф.7:7—8). 4) Люди-господа, сколь ни велики и сильны будут, не всегда могут от наветов вражьих защитить, в нуждах их помочь им, ибо сами, как люди, немощны: не все человек может, что хочет. Бог Господь не таков: Он все может, что хочет, как всесильный, и хочет, как благой, помочь и защитить рабов Своих, и знает, как защитить, как премудрый, и защищает и сохраняет их, как о том сказано выше. 5) Люди-господа, сколь ни добры и милостивы, часто рабов своих оставляют без награждения за верную их службу, или не зная про усердные услуги их, или не имея, чем наградить, или, хотя и награждают, но как сами они и слуги временны, так и награждение их временно. Ибо все принуждается человек оставить или при нашедшей беде, или во время кончины. Бог не так со Своими рабами поступает: как знает совершенно всякого работу, так и имеет чем наградить за верную их службу, и награждает по мере служения их, и за временную службу вечное дает им награждение, сотворяет их участниками вечного Своего царствия: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34). 6) Работа рабов Божиих состоит не в ношении ига какого тяжкого, каковая работа налагается людям от господ своих, особенно бесчеловечных, но в ношении «ига благого и бремени легкого Христова». Не велит рабам Своим Бог землю с места на место носить, камни носить, руду копать и прочие тому подобные тяжести делать. Нет ничего такого, не заповедает им того Господь. Но что? «Сие, — говорит, — заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин.15:17). И, «цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим 1:5). Что легче, чем любить? Что слаще, приятнее и удобнее, чем любить? Любви все легко, все не тяжко, все сносно, все удобно. Что прочим тяжко, несносно, неудобно, невозможно — ей все удобно и возможно. Знают о том истинные ее рачители. И хотя рабы Божии часто и по большей части на тяжкие работы немилостивыми властями и мучителями определяются, однако ради любви Божией все благодарно и великодушно сносят, ибо и так Господу своему служат, а не людям. 7) Сладкая и утешительная сия христианская работа познается от противной той работы, которая есть работа страстей. Нет ничего тяжелее, чем работать страстям. Злобный сколько мучается внутренним своим мучителем, которым обладаем бывает, то есть гневом, сколько изобретает способов отмстить и за обиду обидою воздать, знают таковые сами, и свидетельствуют судебные места. Завистливый сколько снедается внутри ядовитым и смертоносным тем червем, видя блаженство ближнего и болезнуя о нем, смотря на добро чужое и внутри зло ощущая и скрывая. Бледнеет, сохнет и истаивает оттого, что ближний его благоденствует. Сами таковые лучше знают, хотя и внешне утаиться не может внутреннее зло. Сребролюбцу тяжка работа, которой служит мамоне, как мерзкому господину, — как сердце его связывает и ожесточает, и держит при себе, руки отвращает от подаяния милостыни и помощи требующим, и к похищению простирает, и делает рабом богатства, а не господином, врагом Божиим и людей Его, и самому себе мучителем. Что делает рачителям своим блуд, пьянство, всем явно: скотами из людей, и безумными из разумных, и бессловесными из словесных становятся. То же и о прочих страстях разуметь должно. Ясно и твердо апостольское слово: «Кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петр 2:19). И так, хотя таковые кажутся себе свободными, хотя делают, что хотят, но рабы, по Писанию: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин.8:34), и рабы более жалкие, чем те, которые у варваров и у мучителей работают. Ибо лучше человеку, разумному созданию, служить, нежели страсти, как идолу, глухому и немому. «Ибо возмездие за грех—смерть» (Рим 6:23). И далее: «Если живете по плоти, то умрете» (Рим 8:13). Христианская работа не такова. «Иго Христово благо, и бремя Его легко». И работа ради правды — преславная, благородная и величайшая свобода, плодом имеющая «святыню», а концом — «жизнь вечную» (Рим 6:22). Христиане, как рабы Бога кроткого, долготерпеливого, милостивого, святого, истинного, человеколюбивого, и сами Господу своему подражают: злобу злобных благостью побеждают, озлобляемы не злобятся, хулимы не хулят, лишаемы не плачут, о добре ближнего как о своем радуются, с плачущими плачут, и с радующимися радуются, чести не ищут, а когда дается, то во славу Божию и пользу общую ее проходят, (а если) отнимается — не сетуют. Течет им богатство — не прилагают сердца, единому Господу прилепившись, употребляют то на свои нужды и требующим уделяют. Нет богатства в руках их, довольствуются тем, что имеют. Просят хлеба насущного от Отца своего, — получают, и благодарят Подателя. Пища и питье им подкрепление только тела изнемогшего, а не сластопитание, столько едят и пьют, сколько немощная плоть подкрепления требует. Еду, питье, покой и прочие действия к одной цели — богоугодной работе намеривают. Пищу и питье принимая, поминают о Подателе, ибо от руки Его щедрой все принимают, и поминают о пище вечной жизни. Веселятся, но о Господе Боге своем, воздыхают и плачут, но о том же Боге. Друг друга братски любят, но и врагов своих не ненавидят. Почитаются и хвалятся людьми, но честь и хвалу единому Господу своему приписывают. Благоденствуют или зло претерпевают, здравствуют или немоществуют, изобилуют или оскудевают, — за все благодарят, ведая, что все от Господа происходит. Блаженное состояние! Сладка и любезна рабов Божиих работа! Земное, но небесному подобное житие! Оглавление Глава 12: О мире христианском «Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим 5:1). § 508. Сколь тяжко подданному гнев Государя своего над собою чувствовать, — невозможно словом изъяснить. Ничто ему тогда не мило — ни пища, ни питье, ни жена, ни дети, ни друзья, ни иное что. Потому бывает, что многие сами себя, не стерпя гнева того, погубляют и желают умереть, нежели жить под гневом тем. Как несравненно тяжелее Божий гнев терпеть. Насколько Бог от человека отстоит, — отстоит же бесконечно, — настолько тяжелее Божий гнев в сравнении с гневом царским. Посему нечестивые в день Страшного Божиего Суда и праведного Его гнева пожелают скрыться «в пещерах и в ущельях гор, и скажут горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять» (Откр.6:15-17). Но насколько тяжко и горько Божий гнев чувствовать, настолько утешительно и благоприятно благость и милосердие Его в сердце своем ощущать. Это несравненно всякую радость и сладость мира сего превосходит. Как доброзрачная и благовонная роза природная изящнее и благоприятнее, нежели сотворенная из какого другого вещества, или искусством живописца написанная, так малейшее вкушение благости Божией намного лучше и увеселительнее, более всякого увеселения и утешения мира этого. Это та сладкая вечеря, которую обещает Христос предложить слушающему Его голос и отверзающему двери сердца своего: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Это вкушение «сокровенной манны», которое обещается Тем же Господом побеждающему: «Побеждающему дам вкушать сокровенную манну» (Откр.2:17). Это вкушение вечной радости и сладости и есть малейшая частичка того увеселения, вкусив которого, рабы Христовы забывают всю утеху мира сего и все его увеселение, как болото, мутное и смрадное, или как горесть вменяют, но того единого желают все больше и больше. Посему говорит премудрость Божия: «воспоминание обо мне слаще меда, и обладание мною приятнее медового сота. Ядущие меня еще будут алкать, и пьющие меня еще будут жаждать» (Сир 24:22—23). Это сладчайшее увеселение только те чувствуют и познают, сердца которых им услаждаются. Ибо как сладость меда вкушающим только чувствительна, а не вкушающим же неизвестна, так духовная эта сердечная сладость только познающим ее и вкушающим известна, а прочие же ее не знают. И сия сладость есть мир Божий, превосходящий всякий ум, которого апостол филиппийцам желал: «Мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп.4:7). § 509. Сладчайший и драгоценнейший мир этот между Богом и человеком пресекся было, когда сатана, змий лукавый, позавидовал блаженству наших прародителей, и их злым и лукавым своим советом ввергнул в ров преслушания и от того последующего гнева Божия. Этим гневом Божиим, как темным мраком, вся вселенная покрылась, и следовало всякому не иного чего от разгневанного Бога ожидать, как достойного проклятия и вечного осуждения. «Потому что все согрешили и лишены славы Божией, и весь мир стал виновен пред Богом» (Рим 3:19,23). Но Христос, Сын Божий, Ходатаем между Богом и человеком сделался; средостение, которое было между Богом и людьми, отнял; Бога нам умилостивил, и Богу нас присвоил; Ангелов с людьми, и людей с Ангелами примирил; иудеев с язычниками, и язычников с иудеями в союз мира привел, и собрал всех во единое благословенное стадо, то есть из небесных и земных, иудеев и язычников. И так учинилось, по слову Его, «одно стадо и один Пастырь» (Ин.10:16). Стадо, почитающее, славословящее песнями, и похвалами величающее Его с Отцом и Духом, как Начальника мира, Пастыря и Посетителя душ наших, Начальника веры, Нового Завета Ходатая и Архиерея великого, прошедшего небеса, Начальника и Совершителя спасения, и всякого вечного блаженства Начало и Конец. Об этом сладчайшем мире проповедуют нам апостолы Его: «Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф.2:14—18). И еще: «Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим 5:1). Благовествуют Ангелы Его: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк.2:14)! Приемлет благодарно Святая Церковь, утешается им и, благодаря, поет Ходатаю: «Ходатай Богу и человеком был еси, Христе Боже! Тобою бо, Владыко, к Светоначальнику Отцу Твоему от нощи неведения приведение имамы» (Песнь 5-я гласа 2-го). § 510. Хотя мир этот, драгоценный для всех, на землю принес от Отца Небесного Сын Божий, Князь и Начальник мира, «и, придя, благовествовал мир дальним и близким» то Сам, исполняя на земле великое Небесного Своего Отца посольство, то через апостолов Своих, Духом Святым умудренных, однако не сподобляются того небесного дара те, которые Благовестителя мира верою не принимают. Также христиане, которые, хотя и думают, что веруют в великого того Посланника, но жизнь вере противную имеют, «говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Тит 1:16). Ибо мир этот в совести и сердце имеет место свое, но совесть, пороками оскверненная и беззакониями раздраженная, не иное что грешнику возвещает, как Бога, законопреступлением огорченного, и гнев Божий, клятву Божию и осуждение вечное, почему там и мир этот места не имеет, но вместо того червь злой, смущение и всякое беспокойство. А имеют дорогое это и небесное сокровище те только, которые верою очистив сердца, «творят достойные плоды покаяния» (Мф.3:8), «распинают плоть со страстями и похотями» (Галл.5:24), как Христовы рабы «попечения о плоти не превращают в похоти» (Рим 13:14), «и любовью служат друг другу» (Галл.5:13), и мир друг с другом о Христе имеют (2Кор.13:11). И хотя часто и их колеблет страх и ужас праведного суда Божия и вечного осуждения, как случается в великом духовном искушении, но надеждой благости Божией и верой в Примирителя и Ходатая Иисуса Христа, Сына Божия, побеждают то волнение, и так сладко утешаются, помня апостольское утешительное слово: «Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим 8:1). Оглавление Глава 13: О беседе христиан с Богом «Господи, кто будет обитать в жилище Твоем ?или кто поселится на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, говорит истину от сердца своего», и прочее (Пс.14:1-2 и след.). § 511. О, сколь великое утешение христиане верою черпают от того, что с Богом удостаиваются беседовать, изъяснить невозможно! За великое счастье почитает человек с Монархом своим, или князем, или каким высоким лицом дружески разговаривать, хотя Царь, князь, вельможа и всякий высокий человек такой же человек, как и прочие, та же земля и пепел, как и прочие, и такие же немощи имеет, как и прочие, такой же грешник, как и прочие, и ничем от простых не отличается, кроме одного временного и скоро отходящего титула, однако за блаженство от всех почитается с таким лицом разговор дружеский. Как несравненно блаженнее, утешительнее и любезнее перед Богом живым, бессмертным, вечным, великим и непостижимым, Творцом неба и земли, и все в руке Своей содержащим, Который есть Царь царствующих и Господь господствующих, Господь Вседержитель, верою предстоять, верою на пресвятое Его лицо смотреть, и советы сердечные, которые Он и прежде предложения нашего знает, предлагать, и от Него взаимно ответствующей милости ожидать! Христиане, истинные рабы Христовы, такой высочайшей милости и чести сподобляются! Сколько раз в молитве обращаются, столько раз с Богом удостаиваются разговаривать и Его, как Отца чада, любезно и со страхом и благоговением предстоя, о различных вещах просить. Показывают Ему язвы свои греховные и от Него милостивого исцеления просят: «Отче, остави нам долги наша» (Мф.6:12). Жалуются на врага своего, который ходит, «как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр 5:8), и, прося от него защиты: «Избави нас от лукаваго» (Мф.6:13), — просят помощи в подвиге веры и благочестия. Благодарят Его за оказанные и оказываемые Его благодеяния и впредь тех же благ не лишиться со смирением усердствуют. Представляют Ему дивные Его дела, во славу Свою и нашу пользу сотворенные, и хвалят всемогущую силу Его, благость и человеколюбие непостижимое. И что удивительнее и блаженнее, когда хотят и где хотят, всегда и везде это свободно совершают. Ибо Бог на всяком месте есть, и всегда готов слушать беседы рабов Своих. К царям и прочим высоким лицам не везде и не всегда доступ свободен для имеющих нужду. К Богу, Царю Небесному и человеколюбивому, благому и кроткому и вездесущему, не так, а везде и всегда, когда хотят, рабы Его приступают к Нему. Всегда двери благодати к Нему отверсты, и милость всем, с верою и благоговением приступающим, без сомнения обещается. И, если бы все в единую минуту, сколько на свете людей есть, приступили к Нему подобающим образом, всех услышать готов был бы. Такого Господа Царем и Отцом своим имеют христиане! С Таким беседуют, будучи землею и пеплом, еще же и грешными! Без сомнения известно, что недостоин человек с Богом беседовать, и христиане это охотно признают. Ибо кто достоин с Тем беседовать, перед Которым и Ангелы лица свои покрывают, и не смеют на Него взирать (Ис.6:2). Но Бог Сам, благодатью Единородного Своего Сына, того удостаивает их. Христиане, помышляя о величестве Божием и о страшной славе Господа своего, благоговеют перед Ним, падают и покорением духа глубоко смиряются, но, взирая на непостижимую Его благодать и милосердие, и благодать всесильного Ходатая своего Иисуса Христа, не отлагают дерзновения, как пророк говорит: «ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие», Господи (Дан 9:18). § 512. Лишаются этого сладчайшего утешения и всякого добра духовного: 1) Те, которые оставляют молитвы, а упражняются в мирских беседах и прочих непотребностях, от которых не иное что относят с собою, как уязвленную совесть. 2) Те, которые молятся, но без всякого рассуждения и внимания; много читают молитв, или псалмов, но только искусством языка, а что читают, и сами не знают; языком молятся к Богу, но умом отступают от Него и обходят различные места, лица и житейские попечения. К Богу умом и сердцем приступаем, а не наружностью, умом и сердцем беседуем с Ним, а не единым языком. Слово же не иное что есть, как вестник сердца и помышления человеческого, которое, когда не может вместиться в сердце, исходит через слово вне. А слово без ума и помышления согласного слову, не иное что есть, как глас трубный, или птичий и скотский. И Бог не слову, но сердцу нашему внимает. 3) Те, которые хотят молиться, а грешить не перестают. Должно прежде примириться с Богом покаянием и верою во Христа Сына Божия, и так во имя Христа приступать к сердцеведцу Богу. Говорит апостол: «Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2 Тим 2:19). И пророк говорит: «Ибо Ты Бог, Коему неугодно беззаконие, не преселится к Тебе лукавый, и не пребудут беззаконники пред очами Твоими: Ты возненавидел всех совершающих беззаконие, погубишь всех говорящих ложь; кровожадного и льстивого гнушается Господь» (Пс.5:5—7). Оглавление Глава 14: Об утешении Святого Писания «Закон уст Твоих лучше для меня, чем множество золота и серебра. Как сладки гортани моей слова Твои, слаще меда для уст моих! Я буду радоваться о словах Твоих, как нашедший богатство великое» (Пс.118:72, 103, 162). § 513. Невозможно сказать, какую сладость, сладость же духовную, получают рабы Христовы и от сего источника, то есть Святого Писания! 1) Твердо они разумеют и уверены в том, что Святое Писание есть истиннейшее Бога своего, Которого сердцем любят, слово, которым с ними милостиво и отечески беседует, и полное любви Царя Небесного послание, которое через пророков и апостолов к роду человеческому послал и в нем волю Свою святую открыл. Как утешается человек, когда от Царя своего послание получит! Как им любуется! Часто перечитывает, и прочим его показывает, и хвалится им, хотя и Царь такой же человек. Сколь несравненно услаждаются рабы Божий о послании к ним Царя своего Небесного, когда рассуждают, Кто и кому Свое послание послал, и внимают, что Он есть Бог их, Создатель их, Отец и благой Промыслитель их, Царь и Господь славы, Которому они от сердца служат, любят и со страхом поклоняются. Таковой и такой великий Господь благоволил к низким Своим рабам написать Духом Своим Святым и послать через избранных на то рабов Своих, пророков и апостолов. 2) О, как утешается сын, находящийся на чужой стороне, когда получит от отца своего из дома отечества своего писание: читая его, думает, будто бы самого отца видел и слушал сладкую беседу его. Так точно, и даже еще более того утешаются сыны Божии, истинные христиане, которые есть странники и пришельцы на земле, и издалека верою взирают плачевными очами на отечество свое небесное, и «воздыхают, желая облечься в небесное свое жилище, и знают, что, водворяясь в теле, они устранены от Господа, — ибо ходят верою, а не видением» (2Кор.5:2, 6—7). Как, говорю, в сей юдоли плача утешаются, когда Отца своего Небесного читают любезное послание, и взирая на него и читая то, как бы Самого Его зрели и слышали сладчайшую беседу Его, с Давидом поя и говоря: «Как сладки гортани моей слова Твои, слаще меда для уст моих!» 3) В этом святейшем и Божественном послании читают и видят Бога Отца своего и Божественнейшие Его свойства, никому кроме Него не присущие: всемогущество, премудрость, благость, милосердие, истину, вездесущие, вечность, величество, страшную славу Его, и прочее, и премного радуются о том, что такому Богу, Который один есть истинный Бог, Бог богов и «Господь господствующих, Царь царствующих, Который обитает в неприступном свете», имена с сердцами своими отдали и верою записали, и в этой радости духовной восклицают к Нему с пророком: «Господи Боже мой, Ты дивно велик, в славу и в великолепие Ты облекся. Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небо, как кожаный покров, покрываешь водами высоты свои, облака делаешь колесницею Своею, шествуешь на крыльях ветра. Ты творишь Ангелов Своих духами и слуг Своих пламенем огненным. Основал землю на тверди ея», и прочее (Пс.103:1-5 и след.). 4) В этом видят начало бытия всех вещей и своего, ибо все из ничего единый Триипостасный Бог, в Которого веруют, премудро сотворил. Видят, что человек особенное некое есть создание и более совершенное, чем прочие вещи; превосходным образом, особливым советом создан: «Сотворим человека», — говорил Бог; высокою и умом непонятною честью почтен: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт.1:26). Видят и удивляются благости Божией, которую в этом великом деле на человека излиял. 5) Не без воздыхания и скорби читают то, что человек, который так высоко Богом был почтен, в такую глубокую несчастья яму завистью дьявольскою упал, и который так Богом возлюблен и вышеестественно одарен был, врагом Его сотворился, и со смирением и сожалением исповедаются: «Согрешили мы со отцами нашими, беззаконновали, совершили неправду» (Пс.105:6). «Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:23). Но когда рассуждают, что тот же человек падший таким чудным образом восставлен и более прежнего превознесен Богом, находят тут большую и важнейшую причину непостижимой благости Создателя своего и Спасителя удивляться: как отступника Своего опять так чудно любовью Своею к Себе привлек, — и в этом удивлении достойно восклицают с пророком: «Господи! что такое человек, что Ты открылся ему? или сын человеческий, что Ты помышляешь о нем?» (Пс.143:3). Читают и видят в том Божественном и Святом Писании, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). И, чувствуя в сердцах своих эту любовь Небесного Отца, к взаимной любви побуждаются, и говорят с пророком: «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! Господь утверждение мое и прибежище мое, и избавитель Мой, Бог Мой, помощник мой, на Которого я уповаю, защитник мой, и рог спасения моего, и заступник мой» (Пс.17:2-3)! 6) В сем святом послании видят описанное небесное звание свое, ибо «от тьмы призваны в чудный Божий свет, и от власти сатаны к Богу» (1 Петр 2:9; Деян.26:18; Кол 1:13), так как они — «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Петр 2:9). Видят высокое и небесное свое, верою во Христа им данное благородство, но еще не явленное, как говорит им апостол во утешение: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин.3:2). И с «надеждою ожидают откровения сынов Божиих» (Рим 8:19), и хвалятся «надеждою славы Божией» (Рим 5:2). 7) Видят прекрасное, пресладкое, превожделенное отечество свое, различно от Отца Небесного Духом Своим Святым описанное, и им во утешение и прохлаждение во время скорби, как живую воду во время жажды, предложенное. И от многобедственного мира этого, как от земли чужой и дальней страны, слезными веры очами взирают на него и о нем воздыхают, «желая облечься в небесное свое жилище» (2Кор.5:2). 8) Видят там спасительное Отца своего Небесного наставление, как подобает им безбедно в мире этом, в этой чужой стране обращаться, и посреди рода строптивого и развращенного, не соблазняясь, жительствовать; как от супостата своего, дьявола, который ходит, «как рыкающийлев, ища, кого поглотить» (1 Петр 5:8), и от злых слуг его беречься, которые все пресекают путь к отечеству небесному; и, не надеясь на силу свою, возводят плачевные свои очи к Отцу, живущему на небесах, молясь: «Ты, Господи, сохранишь нас и сбережешь нас от рода сего и во век» (Пс.11:8). 9) Видят там, как в чистом зеркале, неисправности свои перед Отцом своим, немощи и недостатки, в которые и нехотя, во плоти немощной странствуя, впадают, но смиренно признавая немощь свою, молятся к Нему: «Отче! остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф.6:12), — и получают милостивое оставление. 10) Здесь видят, что как всем, так и им, как смертным, следует отдать долг естеству смертному, однажды умереть и от сего мира к будущему перейти веку, и явиться лицу Божию, и помышляя о часе том, готовятся к исходу. 11) Еще видят там, что плоть погребается в земле и истлевает, но в последний день, когда Бог благоволит, снова с душою соединится и в новый, прекрасный, нетленный, бессмертный облечется вид, и процветет, как лилия, и ожидают без сомнения прекрасной той весны. 12) Видят наконец там, как Господь их, в Которого веруют и служат Ему, «приидет во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, и сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы» (Мф.25:31—32), «чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10). Это пришествие Господа насколько нечестивым и не послушавшим благовествования Его страшно и нестерпимо будет (ибо кто стерпит гнев Господень?), настолько верующим в Грядущего судить живых и мертвых утешительно и радостно, ибо тогда они ощутят и познают, что «приближается избавление» их (Лк.21:28). И хотя страх праведного того суда Божия ударяет и в их сердца, но вера, которою прилепились они к милостивому своему Избавителю, «возлюбившему их и предавшему Себя» за них (Галл. 2:20), живое смущаемым сердцам их утешение подает. Хотя и ведают, что никто пред Ним оправдаться не может, и никто не устоит, если на беззакония обратит взор (Пс.142:2; 129:3), и находят в совести своей немощи и согрешения против святого закона Его, но покаянием искренним и надеждою на пострадавшего за грехи людские Агнца Божия, взявшего грехи мира, утверждаются в непоколебимой надежде на милость Божию. И так рабы Христовы в Святом Писании обретают великое утешение. И это писание для них как чистое зеркало, в котором, странствуя на земле чуждой, видят Небесного своего Отца и радуются о Нем. Видят Божественный Его милостивый Промысл, беспримерную милость Его и лобызают ее лобзанием сердечной любви. Видят величество и страшную славу Его и смиренно поклоняются ей. Видят премудрость и удивляются ей. Видят святейшую правду Его и прославляют ее, видят преславные дела Его и воспевают Его. Видят Божественное благородство свое, от Отца Небесного им верою во Христа данное, и благодарят Его. В этом чистейшем зеркале видят и немощи свои, — и слезами и верою в Сына Его отирают их, видят и блаженство свое уготованное — и желанием стремятся к нему, видят, наконец, все, что касается истинного их блаженства, — и против всяких бедствий и скорбей, недугов и немощей, как в пребогатой аптеке, обретают живительные врачевства. § 514. Сладчайшего сего утешения лишаются те христиане, которые: 1) Оставляют Божественное это сокровище и Небесного Отца неоцененный дар, но забавляются в книжках, которые плоть увеселяют и к суете более склоняют, нежели отводят от нее, и поступают подобно тем, которые, оставив живой чистой воды источник, прибегают к мутным кладезям и жажду свою хотят утолить. 2) Которые читают или слушают Святое Писание ради прения, а не ради утешения, чтобы только знать, где что написано, чтобы умными быть и показаться перед людьми, а не ради того, чтобы искусными быть христианами, Бога познать и волю Его святую, начало и конец своего жития, блаженства и окаянства своего начало и состояние. Таковые мудрецы и хитрословцы сокровенной в Святом Писании манны не находят, хотя бы и все то в памяти содержали, поскольку не для той цели читают его, для которой от Духа Святого — Творца Божия слова, сочинено и через святых Его рабов, пророков и апостолов, написано. (Смотри еще главу 1-ю первой статьи в 1-й книге и главу 2-ю пятой статьи во 2-й книге).
Категория: ЭТО ИНТЕРЕСНО | Добавил: CIKUTA (07.12.2017)
Просмотров: 15
 
ПОДЕЛИТЬСЯ / РАЗМЕСТИТЬ НА СВОЕЙ СТРАНИЦЕ СОЦ СЕТИ

Всего комментариев: 0
avatar

ВАШ КОММЕНТАРИЙ / YOUR COMMENT | ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦ СЕТЬ / SIGN IN VIA SOCIAL NETWORK
ПОИСК
ВХОД НА САЙТ
БАННЕР
СОЗДАНИЕ БАННЕРОВ


ВСЕХ ВИДОВ И ТИПОВ
ОТ ПРИМИТИВА
ДО ЭКСКЛЮЗИВА
НОМИНАЦИЯ

 НОМИНАЦИЯ 
ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

Жизнь / Рождение / Смерть / Пространство / Место / Материя / Время / Настоящее / Будущее / Прошлое / Содержание / Форма / Сущность / Явление / Движение / Становление / Абсолютное / Относительное / Абстрактное / Конкретное / Общее / Единичное / Особенное / Вещь / Возможность / Действительность / Знак / Знание / Сознание / Означаемое / ОзначающееИскусственное / Естественное / Качество / Количество / Мера / Необходимое / Случайное / Объект / Субъект / Самость / Человек / Животное / Индивид / Личность / Общество / Социальное / Предмет / Атрибут / Положение / Состояние / Действие / Претерпевание / Понятие / Определение / Центр / Периферия / Вера / Атеизм / Априорное / Апостериорное / Агент / Пациент / Трансцендентное / Трансцендентальное / Экзистенциальное / Добро / Зло / Моральное / Нравственность / Прекрасное / Безобразное / Адекватное / Противоположное / Разумное / Безумное / Целесообразное / Авантюрное / Рациональное / Иррациональное / Здоровье / Болезнь / Божественное / Дьявольское / Чувственное / Рассудочное / Истинное / Ложное / Власть / Зависимость / Миролюбие / Конфликт / Воля / Потребность / Восприятие / Влияние / Идея / Философия / Гармония / Хаос / Причина / Следствие / Игра / Реальное / Вид / Род / Внутреннее / Внешнее / Инструмент / Использование / Цель / Средство / Модель / Интерпретация / Информация / Носитель / Ирония / Правда / История / Миф / Основание / Надстройка / Культура / Вульгарность / Либидо / Апатия / Любовь / Ненависть / Цинизм / Надежда / Нигилизм / Наказание / Поощрение / Научность / Оккультизм / Детерминизм / Окказионализм / Опыт / Дилетантизм / Отражение / Этика / Парадигма / Вариант / Поверхность / Глубина / Понимание / Неведение / Предопределение / Авантюра / Свобода / Зависимость / Смысл / Значение / Структура / Материал / Субстанция / Акциденция / Творчество / Репродукция / Теория / Практика / Тождество / Различие 
 
ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Храм Святой Троицы
HRAMTROITSA.RU
ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 
ЕПАРХИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ 
ЦЕРКОВЬ


Контакты :
Адрес Епархиального
управления:
153000 Иваново,
ул. Смирнова, 76
Телефон: (4932) 327-477
Эл. почта:
commivepar@mail.ru
Для официальной:
iv.eparhiya@gmail.com
Епархиальный склад:
Телефон: (910) 668-1883
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

МИТРОПОЛИТ ИОСИФ
НАПИСАТЬ ОБРАЩЕНИЕ
РАССКАЗАТЬ О ПРОБЛЕМЕ
 
 
ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО
 
 
ГИПЕРИНФО ПУБЛИКУЕТ
ВСЕ ОБРАЩЕНИЯ.
МЫ ЗНАЕМ !!!
КАК СЛОЖНО
ДОБИТЬСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
ОТ ЧИНОВНИКОВ
 
 
НЕ МОЛЧИТЕ!
"СТУЧИТЕ, И ОТВОРЯТ ВАМ" -
СКАЗАЛ ХРИСТОС.
С УВАЖЕНИЕМ К ВАМ
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА.
 
 

     
     
     
     


 
 



   HIPERINFO © 2010-2017  06:38 | 11.12.2017