Меню
Назад » »

Святитель Тихон Задонский / ОБ ИСТИННОМ ХРИСТИАНСТВЕ (44)

Глава 4: О повседневном христианском покаянии «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин.1:8-9). Когда здесь говорится о повседневном покаянии, то не такие грехи разумеются, которые по произволению и умыслу делаются, как-то: блуд, хищение и прочие подобные тем (см. 1Кор.6:9—10; Галл.5:19—21 и в прочих местах). Таковые грешники, поскольку дар Крещения и веру потеряли, вне числа истинных христиан находятся. Посему должно им оставить страсти и злые обычаи свои и начать новое житие о Христе Иисусе, как сказано выше. (О покаянии таких грешников смотри в первой книге, в первой статье второй части). Нет там и покаяния, где грехи не оставляются, но только бесполезное умягчение совести и прелесть дьявола, который таким ложным покаянием прельщает людей, чтобы в вечную погибель их мог с собою увлечь. Но в это рассуждении имеются в виду немощи человеческие, которым и самые благочестивые и свято живущие подлежат, как из следующего увидишь. Также рассуждение это и тех грешников касается, которые благодатью Божией обратились и, начав новое житие, стараются Богу послушание оказывать и угождать. Ибо должно и им каждый день до конца жизни болезновать сердцем о том, что Бога бесстрашным житием прогневляли, должно поминать грехи свои и беззакония прежние, и так смиряться, должно пред Богом рассуждать, как в бедственном состоянии были и от него благодатью Божией избавились, и за то Бога, не хотящего смерти грешника (см. Иез.33:11), усердно благодарить, и на милость Божию без сомнения надеяться. И поскольку и сии, хотя отстали от грехов и в числе благочестивых находятся, однако тем же немощам подлежат, как и прочие благочестивые, то и они повседневного покаяния требуют. § 376. По рассуждению учителей церковных, грех двоякий. Одни — владеющий человеком, о каком говорит апостол: «да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» (Рим.6:12), этот грех иначе называется самопроизвольным, ибо делается с желанием, советом, умыслом, знанием и предварительным рассуждением, и он бывает против совести, которую и уязвляет, и беспокоит, — например, соблудить, похитить, украсть чужое, обмануть, прельстить ближнего, озлобиться на него, и прочее. Этот грех называется смертным, ибо смерть вечную согрешающему, если не покается, соделовает, по учению апостольскому: «возмездие за грех — смерть» (Рим.6:23); и еще: «сделанный грех рождает смерть» (Иак.1:15). Вместе с таковым грехом вера и благодать Святого Духа в человеке быть не может, но изгоняется через него, и согрешающий человек так лишается всех благ, через Христа приобретенных, и Христос ему ни приносит никакой пользы, пока так грешить не перестанет. От таковых грехов истинные христиане берегутся, верою и благодатью Святого Духа подвизаются против них. (О таковых грехах поминается в 1Кор.6:9—10; Галл.5:19—21 и в прочих местах Писания). Другой грех — это грех, живущий в человеке, но не обладающий человеком, и он не что иное, как немощь природная, плоть со страстями и похотями (см. Галл.5:24), восстающая на духа, растление и злость, с человеком родившаяся. Этому греху силою веры и духа противятся благочестивые, и не попускают владеть собою. Например, восстает похоть, побуждающая к нечистоте, или к отмщению, или к ненависти, или к обиде ближнего, и прочее, — они ту похоть укрощают, усмиряют и побеждают. И хотя сему греху противятся благочестивые, однако, немощью убеждаемые, часто «делают, чего не хотят» и не знают (Рим 7:19). § 377. Из святого Божиего Слова познаем, что и самые благочестивые и свято живущие согрешают, и согрешают много. «Все мы много согрешаем», — говорит апостол (Иак.3:2). И святой Иоанн исповедует: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин.1:8). И за оставление грехов «помолится всякий преподобный во время благопотребное» (Пс.31:6). И Христос верным, Кровью Его оправданным и Бога Отца по благодати Его исповедующим, велит молиться: «Отче! Остави нам долги наша» (грехи) (Мф.6:12), ведая, что согрешают все. Велит брату оставлять грехи: «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему. И если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: «Каюсь», — прости ему» (Лк.17:3—4). А кто против брата грешит, тот грешит и против Бога, ибо не хранит заповеди Божией: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39). Потому и пророк святой вопиет к Богу и воздыхает: «Не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих» (Пс.142:2). Ибо Бог не только внешние наши дела и грехи видит и судит, но и внутренние помышления, наклонности, начинания сердечные, как «испытующий сердца и утробы» (Пс.7:10), ясно усматривает и по ним судит. Многих грехов своих человек не видит и не познает в совести своей, но Божие око, которое светлее солнца, все проницает. Посему говорит псалмопевец: «Грехопадения кто уразумеет?» (Пс.18:13), — то есть никто не может их познать и исчислить. Потому и молится Богу об очищении их: «От тайных моих очисти мя», — показывая, что ничем иным они не очищаются, как исповеданием, усердною молитвою и верою о Христе Иисусе, чья «Кровь очищает от всякого греха» верующих в Него и исповедующих грехи свои (см. 1 Ин.1:7). И здесь имеются в виду не те тайные грехи, которые тайно по произволению делаются и от людей сокрыты, ибо они хотя и тайно от человека совершаются, но не могут укрыться от совести, которая их более всякого свидетеля внешнего обличает, и против согрешившего вопиет, но имеются в виду такие грехи, которых и сам человек в совести не усматривает, но Бог ясно и чисто видит. Ибо сердце человеческое «глубоко» сокрыто (Иер.17:9; Пс.63:7), и смертоносным ядом змеиного семени так заражено, что всякому много предстоит труда рассматривать его, оплакивать, омывать верою нечистоту его. Ибо «кто похвалится, что имеет чистое сердце? Или кто дерзнет сказать, что он чист от грехов?» — говорит Соломон (Притч 20:9). Это окаянство оплакивает апостол: «Окаянный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» Причину этого приводит выше: «Вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих», и прочее (Рим 7:23-24). Посему всем, благочестиво живущим должно рассматривать сердце свое, и немощь свою понимать, и с пророком исповедаться перед Богом: «У Тебя, Господи, правда, у нас же на лицах стыд» (Дан 9:7—8), — и от правды Божией и праведного Его суда к милосердию Его о имени Христовом прибегать: «Не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих» (Пс.142:2), — и молиться: «Отче! Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф.6:12). «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1:9). § 378. Источник, от которого верные почерпают воду веселия, то есть утешение и оставление грехов, есть Христос, Сын Божий. К сему Источнику живой воды прибегают они, палимые зноем гнева Божия, который в совести своей чувствуют, и так прохлаждаются и воспринимают утешительное подкрепление веры, восклицая с богомудрым Павлом: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим 8:32). Если Бог Сына Своего ради нас не пощадил — о глубина богатства благости Божией, — то как ради Того же Сына нам, верующим в Него, и исповедующим грехи свои пред Ним, и отпущения просящим, не отпустит грехи и не явит милости? Если великое подал, когда благоволил послать Сына Своего ради нас в мир, малого ли не подаст нам? Ибо для того и пришел Христос в мир, чтобы нас избавить от грехов, от которых мы сами избавиться не могли, и подать нам правду Свою, которой мы от закона найти не могли, как немощные, и так отворить нам небесное царствие, которое мы преслушанием своим затворили. В этом цель благоволения о нас Небесного Отца и пришествия Единородного Сына Его в мир. Дан был нам закон Божий, в котором вечная правда изображена. Тот должно было нам или совершенно исполнить, и так праведными перед Богом быть, и жизнь вечную получить, по Писанию: «исполняющий то (в законе написанное) человек, жив будет им» (Галл.3:12), или, если не исполним, под клятвою закона быть, по сказанному: «проклят всяк, кто не исполняет всего, что написано в книге закона» (Втор 27:26; Гал.3:10). Но грех, живущий в человеке, большую воспринял от закона силу, и был как бы раздражен им, и против того, что закон повелевал или запрещал, большую в нем возжигал похоть. Потому человек, побеждаемый немощью и похотью, не мог исполнить того, что хотел от него закон, и так закон обличал его, как немощного и преступника, а не исцелял. И хотя человек не мог делать того, что закон ему повелевал, но правда Божия своего требовала от него. Требовала того, что он должен Создателю и Богу своему, то есть совершенного послушания и почитания, и так определила, чтобы человек или весь закон Божий исполнил и благословение Божие получил, или, не исполнив, лишился Божиего благословения и был поражен проклятием. Правда Божия нарушена быть не может, но требует непременно, чтобы законопреступник был наказан, ибо свойство правды — каждому отдавать должное. Не нашелся человек, который бы закон Божий совершенно исполнил, «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:23). Не сотворил никто того, чего правда Божия требовала, и каждый обличался от закона как преступник и непокорный. Следовательно, и остался всякий по определению Божией правды под проклятием, и подпал вечному осуждению и смерти. Милосердие и человеколюбие Божие не терпело, чтобы человек был оставлен под проклятием, не терпело видеть его в вечной погибели. Правда Божия своего требовала, и милосердие Божие своего хотело. Надобно было и правде Божией удовлетворение свое получить, и милосердию Его не остаться без удовлетворения. Бог Праведный и Милосердный изобрел по Своей премудрости средство, которым и правда Его святая, и милосердие Его удовлетворились. Благоволил Сыну Своему, Который есть Ипостасная Божия Премудрость, воплотиться. Явился во Плоти Сын Божий, и за нас, проклятых от закона, сделался клятвой, единый «благословенный во веки» (Рим 9:5), и так «искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Галл.3:13), и, вместо нас, не исполнивших закона, совершенно исполнил закон, «чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Рим 8:4). Так закон Божий конец свой, то есть исполнение совершенное, во Христе получил, чего в нас не получил. Так правде Божией и милосердию Его удовлетворила Ипостасная Отчая Премудрость — Христос. Правде — так как «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис.53:5; Рим 4:25; 1Кор.15:3); милосердию — так как человек проклятый и вечному осуждению подверженный «благословение верою во Христа получает от Бога и спасается» (1 Петр 3:9; Галл.3:9, 14; Рим 5:9— 10). И чего в законе не мог найти, как немощный, то все верою во Христе обретает. Так «милость и истина встретились, правда и мир облобызались. Истина от земли воссияла, и правда с неба приникла» (Пс.84:11—12). От этого Источника живого прохлаждаются верные, на Иисуса, вознесенного на Кресте и грехи наши вознесшего в Теле Своем на древо, верою «взирают и ранами Его исцеляются» (Евр.12:2; 1 Петр 2:24). Ибо «как Моисей вознес змию в пустыне, так подобало вознесенным быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:14— 15). Об этом дерзают с апостолом говорить: «Имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин.2:1—2). Он несовершенное их послушание Своим совершенным послушанием дополняет, и Своим совершенством недостатки и немощи их прикрывает, и так «от полноты Его все мы приняли» (Ин.1:16). Он «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1Кор.1:30). Итак, к этому прибежищу нищих и убогих и Врачу немощей человеческих, истребившему грехи, должно и нам, христианин, прибегать, и верою взирать на Него, дабы, как сыны Израилевы, угрызаемые от змиев в пустыне, взирали на вознесенную Моисеем змею и исцелялись (см. Числ.21:9), так и мы, верою взирая на вознесенного Сына Божия, исцелились от ядовитых угрызений адского змия, дьявола. Христос, Сын Божий, — утешение, похвала и слава наша, христиане, «умерший за нас, но и воскресший, Он и одесную Бога сидит, и ходатайствует за нас» (Рим.8:34), — Тот, Который с высоты славы Своей милостиво взирает «на кротких, и смиренных, и трепещущих пред словом» Его (Ис.66:2), Который «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Ис.42:3; Мф.12:20). Который Сам говорит: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф.9:12—13). «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр.4:16). § 379. Истинные христиане, когда исповедают грехи свои перед Богом и отпущения их у Него просят, то и сами человекам согрешения их оставляют, как научил их Христос молиться: «Отче! Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф.6:12). Потому, христианин, нам должно рассуждать о том, что добавляет Господь по молитве той: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14—15), то есть должны и мы оставлять ближним нашим согрешения их. Потому и премудрый Сирах говорит: «Мстительный получит отмщение от Господа, Который не забудет грехов его. Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои. Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит прощения. К подобному себе человеку не имеет милосердия, и молится о грехах своих, сам, будучи плотью, питает злобу: кто очистит грехи его?» (Сир 28:1-5). Посему Христос апостолу Петру, вопросившему Его: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?— отвечал: Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф.18:21—22). Посему и притчу приложил Господь о должнике, который был должен царю своему десять тысяч талантов и который от царя получил прощение великого долга по единой милости его, но товарищу своему ста пенязей простить не хотел и посадил его в темницу, пока не отдаст долг, за что и сам царем прогневанным предан был мучителям (Мф.18:23—34). Эта притча не иное что значит, как то, что питающему гнев на ближнего своего и согрешений его не прощающему, не только не будут прощены грехи Богом, но и прежние его прощеные грехи будут возвращены и вспомнятся. Ибо царь тот милостивый простил было должнику тому долг, но за немилосердие его, по отношению к брату его проявленное, снова возвратил его долг и предал мучителям для истязания долга. Посему заключает Господь притчу ту так: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф.18:35). Потому, когда получаем от Бога прощение великих долгов наших, то ради такой к нам Божией милости должны и сами долги малые ближним нашим прощать, чтобы и с нами не приключилось то, что с лукавым тем евангельским рабом. Грехи всего мира истреблены на древе крестном, но отпущения грехов сподобляются от Бога только те, которые перестают грешить, каются о грехах и веруют во Христа, умершего за грехи наши и воскресшего. Нет же истинного покаяния, но есть притворное и ложное там, где сердце злобою и гневом исполнено. Самый гнев, который мы держим на ближнего, есть тяжкий грех, по свидетельству апостола: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин.3:15). Скажут: «Он-де мне зло делает, и обиду причиняет?» Правда, но и ты равно зло делаешь, когда злобу на него держишь; и обиду ему причиняешь, когда словом или делом ему мстишь. Он прежде тебя сделал зло, но ты после делаешь ему зло. Ибо зло есть зло, и обида есть обида, прежде или после сотворенная. Рассуждай об этом, возлюбленный христианин, и не смотри на то, что делают христиане нынешнего века, которые за малое поносное или укорительное слово, или судебные места наполняют клеветами на ближнего, или хотят его погубить, не рассуждая о том, что каждый день и час бесчестят и оскорбляют величество Божие, и по делам своим не получают. Но, великой милости от Бога сподобляясь, и сам к ближнему твоему милосерден будь, чтобы самому не лишиться Божией милости и навеки не погибнуть. Посему, если хочешь, чтобы Бог к тебе был милостив, будь и сам к ближнему твоему милостив. Ближний наш дан нам от Бога для испытания нашего и познания о Боге. Любим мы ближнего — любим и Бога Самого, и Бог нас любит. Благоволим о ближнем нашем — благоволит и Бог о нас. Милуем мы ближнего нашего — милует и Бог нас. Прощаем согрешения ближнему нашему — прощает и Бог нам согрешения наши. Ненавидим и гневаемся на ближнего нашего — находимся и сами под гневом Бога. Не прощаем согрешений ближнему нашему — не прощает и Бог нам согрешений наших. Мстим мы ближнему нашему — будет мстить и Бог нам, как говорит Сирах: «Мстительный получит отмщение от Господа» (Сир 28:1). Так, каковы мы к ближнему нашему, таков и Бог к нам. Оглавление Глава 5: О том, что христианин должен беречься от смертных грехов, которые против совести бывают и уязвляют ее «Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим 6:12-13). § 380. Что вне, в Слове своем Бог запрещает, то внутри человеку совесть его запрещает. И так Слово Божие, написанное на листе, и совесть человеческая воедино сходятся, нацеливают и к единому концу, то есть чистому, святому и непорочному житию ведут человека. Поэтому кто против совести грешит, тот грешит и против Божиего Слова. И гнев Божий, который чувствует человек внутри себя, в совести, тот же гнев Божий изображается и в Слове Божием против него. Также какую милость Божию и мир чувствует человек внутри себя, та же милость и мир Божий и в Слове Его святом представляется человеку. «Тем, которые поступают по сему правилу (имеют веру, действующую любовью) мир им и милость, и Израилю Божию» (Гал 5:6; 6:16). Также и пророк святой Давид какую милость и мир почувствовал внутри себя, то же и написал: «Услышу, что скажет во мне Господь Бог, ибо изречет мир на народ Свой, и на преподобных Своих, и на обращающихся сердцем к Нему» (Пс.84:9). Посему христианам, если не хотят против Слова Божиего и Самого Бога согрешить, и так милость Божию потерять и праведному Его гневу подпасть, должно беречь совесть свою чистой от таких дел, которые ее уязвляют, беспокоят и лишают благоприятного мира, то есть от всего того, за что в Слове Божием возвещается гнев Божий и что беспокоит и приводит в страх совесть, которая чувствует в себе тот грех, за который гнев Божий определяется. Посему должны мы, христианин, совести нашей и Слову Божиему внимать и удаляться от плотских страстей, которые «восстают на душу» (1 Петр 2:11). «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так царствия Божия не наследуют» (Галл.5:19—21). И еще: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9— 10). И еще: «Блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их» (Еф.5:3—7). Этому учению и прещению да внимаем, христианин! Также христиане, как Божий люди, должны удаляться от сребролюбия: «ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры» (1 Тим 6:10), как говорит Господь: «Не можете служить Богу и мамоне» (Мф.6:24). Должны уклоняться от лжи, лести, ибо «погубит Господь всех говорящих ложь; кровожадного и льстивого гнушается Господь» (Пс.5:7). Должны изгонять из сердца злобу, как им говорит Христос: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:15). А кому нет прощения согрешений, тому от Бога отмщение и вечная следует казнь. «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его», — говорит Христос (Мф.18:35). Посему должно внимать этим и прочим страшным местам Святого Писания, которые возвещают гнев Божий грешникам за грехи, и совести своей внимать, и от таких дел, которые ее уязвляют и беспокоят, должно весьма беречься, дабы, уязвив совесть, не потерять покой ее, и милости Божией не лишиться, и не подпасть праведному Его гневу. § 381. Совесть уязвляют и беспокоят не только внешние грехи, которые вне, самим делом производятся, как-то: блуд, хищение, лесть, отмщение и прочие, но и внутренние, которые через злые и богопротивные помыслы совершаются. Посему христиане должны беречься не только от внешних, но и от внутренних грехов. 1) Поскольку Бог в Слове Своем с душой нашей говорит. Итак, что пользы телом не грешить, но душою и сердцем грех делать; руками не убивать, но сердцем убивать; телом не смешаться с женою, но сердцем услаждаться нечистой похотью? 2) Как Слово Божие душе нашей, так и совесть наша душе говорит: «Не делай того и того». Следовательно, и внутренние грехи как против Слова Божия, так и против совести в душе равно делаются, как и внешние, членами телесными. 3) Бог как внешнее, так и внутреннее худое дело равно видит, о чем псалма 138 -го стих 1-16 свидетельствуют, и в прочих Писания местах говорится. 4) И совесть за внутренне худое дело и помысл, уязвленная и раздраженная этим, обличает человека. 5) Как Слово Божие, греховным помыслом презренное и не исполненное, так и совесть, тем же раздраженная, суд Божий и гнев Его возвещают человеку. И человек будет судиться не только за дела и слова, но и за помыслы злые на страшном Христовом Суде. 6) Христос говорит: «Сказано древним: «Не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:27—28). Отсюда можно заключить, что и тот прелюбодей, который хочет прелюбодействовать и нечистые мысли в сердце питает, хотя с женщиной и не совокупляется телом; и тот «убийца, который ненавидит брата своего» (1Ин.3:15), злобится на ближнего и хочет ему повредить или его убить, хотя и не убивает его на деле; и тот есть вор и хищник, который желает чужую вещь похитить, хотя и не похищает делом; и тот пьяница, который хочет упиваться, хотя и не упивается; и тот льстец и обманщик, который хочет прельстить и обмануть, хотя делом и не совершает того. То же и о прочих злых помышлениях разуметь должно. Этот грех совершается против заповеди десятой: «не пожелай» (Исх.20:17). И хотя такой человек не делает ближнему зла делом, но хочет делать, и так грешит против Божиего повеления. Ибо Бог как душе и сердцу нашему говорит, так и смотрит на сердце и волю души, на то, какое кто сердце и волю имеет и к чему воля и сердце клонится у человека, и по тому судит его. Итак, христианину не только не должно делать зла, но и мыслить, и хотеть, если не хочет против Слова Божия и совести своей согрешить, и так ее уязвить и суду Божиему подпасть. 7) Поскольку Бог душе нашей говорит и велит или уклоняться от зла, или делать добро (см. Пс.33:15), то душа делает как добро, так и зло. А тело для души есть орудие, которым делает или доброе, или злое. Тело не будет делать зла, рука не будет похищать, убивать, язык злословить и клеветать, ухо клевету слушать, око с вожделением на красоту лица смотреть, если душа не захочет. Дело рук — делать, но доброе или злое делать от произволения души зависит. Ока дело — смотреть, а зло или с добром смотреть — относится к нашей воле. Языка дело — говорить, а как и что говорить, то от воли зависит. Так и прочие члены тела нашего бывают орудиями правды, или неправды не сами по себе, но от воли и произволения сердечного. Итак, душа и воля человеческая грешит или добро делает, и через члены телесные хотения и действия совершает. Следовательно, хотя человек и не грешит членами телесными, например, руками не крадет, не убивает, телом не блудодействует, и прочее, но в душе и сердце мысли злые имеет и им соизволяет, он также грешит перед Богом и суду Его праведному подпадает. Надобно же нам, христианин, не только от внешних грубых грехов, но и от внутренних злых помышлений, которые есть корень и начало внешних, беречь душу свою, если хотим по-христиански жить. 8) Истинный христианин подобен дереву доброму, у которого как вне, на ветвях, появляются добрые и сладкие плоды, а не горькие, так и внутри имеется добрый и сладкий, а не горький сок. Ибо от сока и плоды происходят на дереве, а какой сок в дереве, такие и плоды его появляются на ветвях. Ибо «всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые», — говорит Истина — Христос (Мф.7:17-18). В этом и мы должны подражать дереву. И как вне не делаем зла, так и внутри должны не делать зла. Но как вне являемся добрыми, так и внутри должны быть добрыми, подобно доброму дереву. Вне не делать зла — и внутри не мыслить зла. Вне не убивать ближнего — и внутри не гневаться и не злиться на него. Руками не похищать — и внутри не хотеть этого. Языком не злословить — и внутри не мыслить этого. Телом не гордиться — и умом и сердцем не превозноситься. Телом не оскверняться — и сердце чистым от этого соблюдать — да будет истинное согласие души с телом в благочестии, подобно тому как имеется союз и согласие в составе их естественном, да так душу и тело наше в послушание и жертву Богу нашему посвятим. Так будем истинно добрым деревом, которое и вне и внутри доброе. Посему говорит апостол: «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:20). Отсюда видишь, христианин, кто есть истинный и кто ложный христианин и лицемер. Истинный христианин тот, который и не делает, и не хочет делать зла, но, наоборот, хочет и старается делать добро ради Бога. Ложный христианин и лицемер тот, кто от внешних грехов воздерживается и показывает себя вне добрым, но внутри зол и подобен «окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф.23:27).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar