0001-FF-022.png (200×25)  


 
 
   ГЛАВНАЯ | | ВХОД ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС Гость | RSS   
MENU SITE
ИЩУ РАБОТУ
ПОЭТ И ПИСАТЕЛЬ
ВАШЕ МНЕНИЕ
Я ВИЖУ СЛЕДУЮЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ
Всего ответов: 1706
ПАТРИАРХИЯ
РУССКАЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ
ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ

119034, Москва, Чистый пер., 5
Телефон: (495) 637-43-18
E-mail: info1@patriarchia.ru
САЙТ: PATRIARCHIA.RU
СТАТИСТИКА
ОНЛАЙН: 9
ГОСТЬ: 9
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: 0

   
ГЛАВНАЯ » СТАТЬИ » ЭТО ИНТЕРЕСНО

Святитель Тихон Задонский / ОБ ИСТИННОМ ХРИСТИАНСТВЕ (33)
§ 299. Святым Крещением рождается вновь, или возрождается человек не по естеству, — ибо по естеству тот же остается человек, то же тело, душа, чувства, дыхание и прочие естественные силы и действия, — а по внутреннему обновлению и просвещению сердца, мысли, разума, воли, желания. Поэтому святое Крещение называется «банею возрождения» (Тит 3:5), а крестившийся — новой тварью: «кто во Христе, новая тварь» (2Кор.5:17). Итак, человек, принявший веру христианскую и Крещение, имеет двоякое рождение: первое — плотское, при котором зачинается в беззакониях и рождается в грехах, и по такому рождению всякий человек рожден «чадом гнева» (Еф.2:3). Это рождение происходит от ветхого Адама, и потому отцы наши и мы называемся сынами Адамовыми. Второе рождение — это Крещение, которое бывает водой и Духом, и оно духовное, святое, благословенное, блаженное и происходит от Христа. И как ветхий Адам есть отец наш по плоти, так Христос есть Отец наш по духовному рождению, и Отец Вечный, «Отец будущего века» (Ис.9:6). Это духовное рождение действует: 1) Верою во Христа, как говорит апостол: «всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден» (1 Ин 5:1). 2) Святым Духом: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» (Ин3:5;1Кор.6:11). 3) Святым Крещением, как учит Христос: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19). 4) Взрослым до Крещения нужно наставление из Слова Божиего, ибо от слушания слова Божиего зачинается вера, по сказанному: «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим 10:17). И святой апостол Петр говорит верным: «возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек» (1 Петр 1:23). Поэтому взрослым необходимо наставление до Крещения, а младенцам крещеным — как только начнут в возраст приходить и учение понимать. § 300. Поскольку в человеке, который христианскую веру и Крещение принял, имеются два рождения — ветхое, или плотское, и новое, или духовное, то от этих двух рождений восстает в нем брань духа и плоти, или, проще сказать, двоякая наклонность, движение, побуждение и поощрение. Эти рождения противоположны и каждое из них содержит свое свойство, и сердце человека наклоняет и побуждает к тому, что каждому свойственно. Об этом святой апостол так говорит: «Плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся» (Гал.5:17). Плотское рождение склоняет христианина к плотскому мудрованию, а духовное — к мудрованию духовному. Плотское подвигает его к исканию чести, славы, земного богатства, а духовное отводит от этого и движет к исканию вечных благ, славы и блаженства вечного. Плотское побуждается к гордости и высокоумию, а духовное — к смиренномудрию. Плотское поощряет к гневу, ярости, злобе, мщению, а духовное отвращает от этого, и поощряет к терпению, тихости, незлобию, кротости. Плотское побуждает ненавидеть ближнего, а духовное от этого уклоняет и склоняет к любви. Плотское движет к немилосердию и жестокости, а духовное — к милосердию. Плотское влечет к сребролюбию и миролюбию, а духовное — к любви Божией. Плотское привлекает сердце к ссоре и вражде, а духовное — к миру, согласию и к благочестивому единомыслию. Плотское побуждает к пьянству, невоздержанию, нечистоте, а духовное — к трезвости, воздержанию и целомудрию. Плотское ведет ко лжи, лести, лицемерию, а духовное — к истине и простосердечию. Коротко говоря, плотское рождение наклоняет человека к самолюбию, исполнению своей воли и угождению самому себе, а духовное — к боголюбию, к послушанию Богу и творению воли Божией, и от всего того отводит, что воле Божией противно. Такая брань происходит в одном и том же христианине. Это есть всегдашнее сражение между плотью и духом, ибо «плоть желает противного духу, а дух — противного плоти». В этом состоит христианский подвиг, в котором должно нам до конца жизни нашей подвизаться, плоть духу покорять, и «делать не то, что хотели бы» (Гал.5:17), но что воля Божия, закон Божий и новое рождение от нас требует. Это и означает «распинать плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24), «удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1 Петр 2:11), «попечения о плоти не превращать в похоти» (Рим 13:14), «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума нашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4:22—24). Это и означает «духом умерщвлять дела плотские» (Рим 8:13), не «исполнять вожделений плоти» (Гал.5:16), «жить не по плоти, но по духу» (Рим 8:1, 4), «не для себя жить, но для умершего и воскресшего» Христа (2Кор.5:15). Ибо в возрожденном христианине как два рождения, так и два человека со своими свойствами имеются, то есть ветхий и новый. Ветхий свое злое свойство показывает и склоняет христианина ко злу и всякому греху, как выше сказано, новый также свое доброе свойство являет и побуждает человека-христианина к добру. Христианин, если хочет новое рождение сохранить и быть истинным христианином, то должен ветхого человека не слушать, деяний его не творить, и так от всякого зла уклоняться, а следовать свойствам нового рождения, нового человека, и так ко всякому доброму делу прилежать. К этому подвигу святые апостолы везде в своих святых посланиях нас поощряют. То же и Христос в святом Евангелии Своем предлагает нам, когда велит входить «тесными вратами» (Мф.7:13), «отвергнуться себя, и взять крест свой, и следовать» Ему (Мф.16:24), взять иго Свое, и учиться от Него (см. Мф.11:29). И Отец Небесный говорит с небес: «Его слушайте» (Мф.17:5). К тому и Святые Отцы, пастыри и учителя наши нас увещевают. § 301. От вышеописанных свойств и движений плотского и духовного рождения двоякое бывает мудрование — плотское и духовное. Кто плотскому рождению или ветхому человеку последует, волю его исполняет, тот по плоти мудрствует, дела плотские творит. Кто деяния плотские духом умерщвляет и нового рождения плоды показывает, тот духовно мудрствует. Дела плотские нам святой апостол показывает: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал.5:19—21). Сюда относятся исчисленные дела (1Кор.6:9-10; Рим 1:29-32; 1 Тим 1:9-10; 2 Тим 3:2—5 и в прочих местах). Духовный плод тот же апостол показывает: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22—23). Из этого видно: 1) Что такое духовный, и что такое плотской человек. Духовный человек тот, который духовно мудрствует, плотские деяния умерщвляет, и плоды нового рождения показывает, хотя и жену имеет, детей рожает, ружье носит, орденами украшается. Плотской человек тот, который по плоти живет, дела плотские творит, хотя бы рясою, клобуком и мантиею покрывался или наружным крестом украшался. Ибо не платье и прочая наружность делает христианина и духовного человека, но вера живая, плодами украшенная. И напротив, плотского делает неверие с беззаконными плодами, как из апостольского учения и вышеписанного рассуждения можно видеть. 2) Видишь, что такое истинный христианин То есть человек духовный, который не к миру сему прилепляется, но, оставляя его, ищет духовных и небесных благ, против греха подвизается, и правые, истинные и сердечные плоды веры, то есть добрые дела, старается творить. 3) Видишь, наконец, что такое ложный христианин То есть тот, который хотя Бога и Христа, Сына Божиего, исповедует и крещен во имя Святой Троицы, но делами своими, как дерево злое злыми плодами своими, себя не в числе христиан, но в числе язычников показывает. Ибо как дерево доброе от вкуса добрых плодов, так и христианин от добрых дел познается. И как дерево злое от вкуса худых плодов, так ложный христианин от злых дел показывается. § 302. Плотского и духовного мудрования конец Слово Божие показывает. Конец плотского мудрования: «если живете по плоти, то умрете» (Рим 8:13), то есть вечной смертью, ибо временно все умирают, плотские и духовные, святые и грешные (Рим 6:21,23; 8:6; 1Кор.6:10; Гал.5:21; Флп.3:19 и пр.). Конец духовного мудрования: «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим 8:1). И ниже: «Если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим 8:13 и пр.). Итак, конец, к которому ведет плотское мудрование, есть вечная смерть и мука, ибо «возмездие за грех — смерть» (Рим 6:23). Духовного же мудрования конец, к которому идут мудрствующие духовно, — вечная жизнь. Из этого видно, что неисправным христианам святое Крещение и содержание православных догматов никакой пользы не приносит, пока пребывают неисправными. Поэтому всякому христианину должно осматриваться, имеет ли он веру спасающую, как апостол увещевает: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2Кор.13:5). Оглавление Статья 3: О христианской должности к Богу Хотя из вышенаписанного можно видеть, что мы, христиане, должники Богу нашему, помиловавшему и спасшему нас, однако же в сей статье пространнее и яснее показывается то, что христианин, по силе веры и звания своего, обязан оказывать по отношению к Богу, о чем рассуждение на своих местах будет предложено. Оглавление Глава 1: О должном послушании Богу «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную», — говорит Христос (Ин 10:27-28). «Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога», — говорит Христос Иудеям (Ин.8:47). § 303. Послушание, которое христианин должен своему Богу оказывать, состоит в том, чтобы он волю свою воле Божией во всем старался покорять, и что Бог ни повелевает, ко всему тому охоту свою показывать, и не смотреть, что миру или плоти угодно, но что Богу благо-угодно, как и апостол написал: «Поступайте, как чада света (ибо плод духовный есть во всякой благостыни, правде и истине), испытывайте, что благоугодно Богу» (Еф.5:8—10). Истинное послушание не смотрит, трудно ли, или удобно, тяжко ли или легко то, что повелевается, но на всякое повеление, какое бы оно ни было, готовым себя показывает, с пророком отдавая свое сердце в послушание Богу: «Готово сердце мое» (Пс.107:2). Оно рассуждает не о повелеваемом, но о воле и желании повелевающего лица: кто и каков, и что хочет от него повелевающий; довольствуется тем, что Тот, Который повелевает, — это Бог его, и того, что повелевается, Он хочет от него. Бог, говорю, его Создатель и Промыслитель, а не кто иной. Поэтому не о повелении рассуждает, но о силе и власти Повелевающего. Потому показывает охоту исполнить Его повеление. И так, что хочет Повелевающий, то хочет и делает, а чего не хочет, не хочет и не делает. Такое послушание оказал Богу Авраам, праотец святой, как читаем в книге Бытия. Когда ему Бог повелел: «Выйди из земли твоей, и от рода твоего, и от дома отца твоего, и иди в землю, которую тебе покажу», и прочее (Быт 12:1 и след.), — он не отказался это исполнить, оставил свое отечество, свой род и дом отца своего, и пошел в землю чужую, неизвестную, как апостол о том написал: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет» (Евр.11:8). Еще большего удивления достойное дело сотворил святой патриарх, когда по повелению Божиему сына своего Исаака привел и вознес на жертвенник, на всесожжение, и хотя не делом, но произволением заклал его (см. Быт 22:1—12). Сын был единственный, сын, отцом возлюбленный, сын, по обещанию Божиему данный и в старости рожденный, сын, о котором сказано ему Богом: «в Исааке наречется тебе семя» (Быт 21:12; Евр.11:18). Но верный и искренний послушник не отказался вознести его на всесожжение, не смотрел на такое тяжкое и неудобное повеление, но внимал власти силе и всемогуществу Повелевающего, «он думал, — говорит апостол, — что Бог силен и из мертвых воскресить» (Евр.11:19). А от искреннего своего послушания искреннюю веру в Бога показал святой праотец. Вера его к послушанию возбуждала, и от послушания показалась вера его, как от доброго плода доброе дерево. Святой апостол о нем написал: «не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства» (Иак.2:21—22)? § 304. Святой Авраам, который выше приведен в образ искреннего послушания, означен от Бога «отцом верующих» (Рим 4:11), ради веры и послушания его, как сказал ему Бог: «Я поставил тебя отцом многих народов» (Быт 17:4—5; Рим 4:16—17). И верные — это «сыны Аврамовы», по учению апостола: «верующие суть сыны Авраама» (Гал.3:7), то есть, не по плоти, а по духу сыны Авраама, не плотские чада, но духовные. Поэтому, христианин, если мы хотим быть чадами Авраама и благословение Авраамово получить, «благословиться с верным Авраамом» (Гал.3:9), должно нам вере Авраама, как отца верных, подражать и веру нашу к Богу от послушания нашего показывать, как отец верных Авраам, как мы видели в предыдущем параграфе. Если чадами Авраама хотим быть, то дела Авраама должны творить, как говорит Христос иудеям: «Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» (Ин 8:39). Это слово сказано тем иудеям, которые этим великим патриархом хвалились, называя его своим отцом: «Отец у нас Авраам» (Мф.3:9), «отец наш — Авраам «(Ин 8:39), — но в вере и делах отцу этому не следовали. Не повелевает нам Бог оставить отечество, род и дом наш, и идти в чужую землю, хотя и это сделать должны мы при случае ради имени Его святого, когда того честь имени Его потребует (см. Мф.19:29), но повелевает оставить мир с прелестями и похотями. «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин 2:15—16). Повелевает нам Бог, «как пришельцам и странникам, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1 Петр 2:11), и «о горнем помышлять, а не о земном» (Кол.3:2). Не повелевает закалать сынов наших или себя умерщвлять, хотя при случае за честь имени Его и жизнь нашу должны положить, но говорит: «умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол 3:5). Говорит: «представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим 12:1—2). Словом, повелевает умереть для греха, мира и плоти и жить для Него, то есть Ему служить, Ему благоугодное творить, говорить и мыслить, как говорит апостол: «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего» (2Кор.5:15). Ибо этого вера наша, которую имеем в Него, от нас требует, и к этому вера поощряет верное сердце. Итак, если хотим быть верными, быть чадами верного Авраама, быть Христовыми, — «а те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24), — то покажем веру нашу в Него от послушания нашего, покажем веру нашу от дел наших, как апостол требует: «покажи мне веру твою от дел твоих» (Иак.2:18). «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2:26). § 305. Послушание показывать Богу, то есть от зла уклоняться и благое творить должно нам, христианин, но надежду избавления и спасения полагать только на одного Христа. Ибо 1) Как от вечной смерти, ада и мучения избавляемся, так и вечную жизнь получаем не нашим, но Христовым послушанием, верою во «Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью, и освящением, и искуплением» (1Кор.1:30), Который «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8). «Ибо, как непослушанием одного человека Адама сделались многие грешными, так и послушанием одного, Иисуса Христа, сделаются праведными многие», — говорит апостол (Рим 5:19). Итак, как оправдаемся перед Богом верой во Христа, так, следовательно, и спасаемся. Ибо где оправдание, там и спасение. Ибо как оправданию спасение последует, так без оправдания спасения не бывает. Ослушанием нашим гневу Божиему и вечной смерти подпадаем, но послушанием сами от этого избавиться и вечную жизнь заслужить не можем. Надобно ко Христу, Сыну Божиему, как «Ходатаю нашему» (1Ин.2:1), с верою прибегать. Он нам всесовершеннейшим Своим послушанием как избавление от смерти, так и наследие вечной жизни заслужил, если чистосердечно в Него веруем. 2) Нам должно заботиться о том, чтобы спасения, которое Он нам заслужил, своим неверием и ослушанием не потерять. Отсюда повелено нам: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп.2:12). «Со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петр 1:17—19). Если хотим получить спасение, то должно нам беречься всего того, что затворяет дверь к этому спасению. Затворяет же непослушание и грех. «Всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он Чист», — говорит апостол (1 Ин 3:3), то есть бережется грехов и в прежних усердно кается. 3) Послушание — наш долг Богу, ибо создание должно воему Создателю послушание и почитание воздавать. Подданный царю своему и раб господину своему должен повиновение и послушание оказывать, тем более мы должны оказывать Богу, Который есть Царь и Господь наш, и «Царь царствующих и Господь господствующих» (1 Тим 6:15), повиновение, послушание и почитание, которого без послушания быть не может. Обида и оскорбление бывает царю и господину, когда подданный и раб его должного послушания ему не оказывает. Намного большая Богу обида от нас бывает, когда Ему, как Господу и Царю нашему, повиновения и послушания не оказываем. Поэтому говорит Господь через пророка: «Сын славит отца, и раб господина своего боится. И если Я Отец, то где слава Моя? И если Я Господь, то где страх предо Мой? —говорит Господь Вседержитель» (Мал 1:6). Поэтому когда послушание оказываем Богу, то должное Ему отдаем, и тем заслужить у Него ничего не можем, а тем более — вечную жизнь, которая есть бесконечное добро. Потому говорит Христос: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17:10). 4) Жизнь вечная есть дар Божий, который Христос, Сын Божий, Кровью Своей заслужил верующим во имя Его, как говорит апостол: «Дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 6:23). Ибо человек, как грешник и сам в себе проклятый, и ничему иному, как только вечному осуждению подлежащий, не может заслужить и не заслуживает ничего, как только смерти, как сказано: «возмездие за грех — смерть» (Рим 6:23). Сам себя может погубить, и губит, но сам себя спасти не может. Надобно Сыну Божиему, как Пастырю доброму, взять его, как овцу заблудшую, на плечи Свои (см. Лк 15:4—6), и принести к Отцу Своему, как говорит Христос: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:6). Он овец Своих, то есть верующих в Него, и слушающих гласа его, и за Ним идущих, пасет, спасает и отверзает им дверь вечной жизни, как говорит: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную» (Ин 10:27—28). 5) Послушание наше Богу не можем оказывать без Божией благодати. Ибо так свидетельствует Христос: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:5). И апостол Христов: «Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Флп.2:13). Потому повелено нам просить, искать и стучать, чтобы была подана нам Божия благодать. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф.7:7). Итак, как можем заслужить нашим послушанием вечную жизнь, когда и истинное послушание — не наше собственное, но дело Божией благодати, нам же это приписывается, потому что мы Божией благодати не противимся, но, когда она действует в нас, ей содействуем? Потому ожесточенным иудеям сказано: «Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому» (Деян.7:51). 6) Послушание наше несовершенное. Ибо хотя и старается верная душа оказывать послушание Богу своему, но часто немощь плоти препятствуют ей в этом, ибо «дух бодр, плоть же немощна» (Мф.26:41). Посему и святые в немощи этой находятся, и об отпущении молится каждый преподобный (см. Пс.31:11), и воздыхают к Небесному Отцу: «остави нам долги наша», и прочее. Ибо «грехопадения кто уразумеет?» (Пс.18:13). Итак, послушание должны мы оказывать Богу нашему, чтобы засвидетельствовать от этого послушания веру нашу, или, по словам апостола, показать «веру нашу из дел наших» (Иак.2:18). А избавления от вечной смерти и наследия вечной жизни верою во Христа просить и искать должно нам у Бога, чему нас учат и молитвы, в святой Церкви принятые и читаемые, в которых просим у Бога нашего милости, благодати, отпущения грехов, оправдания, святости, избавления от ада и вечной смерти, и наследия вечной жизни верою о Христе Иисусе Господе нашем. Читай сам со вниманием те молитвы и рассуждай прилежно, тогда и сам признаешь это за истину. § 306. Причины, которые поощряют нас к послушанию, следующие: 1) Благость Божия, которой мы из небытия в бытие приведены и образом Его Божественным почтены, может и должна нас подвигнуть повелениям Его повиноваться. Он наш Создатель, Бог и Господь, и, как Создателя, Бога и Господа своего всеохотно слушать должны, и святые Его повеления исполнять. Отцу по плоти, который нас родил, господину нашему, который нас стяжал, Государю нашему, власти которого мы временно подчинены, — словом, человеку, который над нами не сам собою, но по Божиему устроению власть имеет, повинуемся. Тем более подобает повиноваться Богу, Который нас создал, промышляет о нас и всеми властями и подчиненными владеет. Итак, бесстыдно и беззаконно не слушать Того, Которым и сами мы созданы, и все, что ни имеем, от Него получаем, и всевысочайшей и вечной Его власти подчинены. 2) К послушанию Ему да подвигнет нас Божественная Его любовь, которую Он во Христе Иисусе показал к нам. Эту любовь Его проповедал нам Христос, Сын Его: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Проповедал святой апостол Павел: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешНиками» (Рим 5:8). И святой Иоанн: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1 Ин 4:9). И удивляется этой любви: «смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин 3:1). Такое Его великое и умом непостижимое человеколюбие может и должно нас возбудить к послушанию Ему и исполнению повелений Его. Возлюбил Он нас, как Отец, возлюбим и мы Его, как отца чада, и от любви послушание Ему, как Отцу милостивому, оказать постараемся, как послушные дети (1 Петр 1:14). Возлюбим и мы «друг друга, как Он заповедал нам» (1 Ин 3:23). «Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1 Ин 4:11). 3) Обеты, данные нами при святом Крещении, да подвигнут нас к послушанию. Тогда отрицались мы сатаны и скверного его служения и обещались Богу служить, «служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей» (Лк.1:75), чего не может быть без усердного послушания. Ибо служить Богу и послушания Ему не оказывать — противоречиво само по себе, как невозможно служить господину и не слушать его. Если же этих обетов не исполним, то они против нас встанут на Суде Его, и обличат, и осудят нас как лживых и неверных Господу своему. И так посрамимся перед всем миром, ибо обещались Богу служить верой и правдой, и не служили, но солгали Ему. 4) От истинного послушания показывается истинный и нелицемерный христианин, как и непослушание — это доказательство нехристианского сердца, ложного и лицемерного христианина. «А что мы познали Его, — говорит святой апостол, —узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «Я познал Его», — но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин 2:3—4). Ибо как познается верность раба к своему господину из усердного послушания и служения, и неверность — от непослушания и лицемерия, так и верный раб Божий из того виден, что он оказывает усердное послушание Господу своему и верно Ему служит, а неверный виден из непослушания и непокорности. Как же велико — быть истинным и верным рабом Божиим, а неверным и ложным — весьма бедственно, что из следующего увидишь, читатель! 5) Став от непослушания неверным Богу, христианин лишается всей той милости Божией, которой в Крещении святом сподобился было, и подпадает под праведный Его гнев и вечное осуждение. Ибо как отец по плоти отрекается от своего непослушного и неисправного сына и лишает его наследства, так и Бог, Небесный Отец, отрекается от ложного христианина, не признает его за Своего, так как он сам не знает и не слушает Его, исключает его из числа верных своих, и так затворяет ему дверь царствия небесного. Так говорит Христос: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21). И прочие причины, которые святое Божие Слово представляет. § 307. Признаки тщательного послушания примечаются следующие: 1) Чтение или слушание Святого Писания и прилежное поучение в нем для того, чтобы познать и творить волю Божию, в нем открытую. Ибо Святое Писание учит нас, чего от нас воля Божия хочет и требует. 2) Искание и требование полезного совета у разумных и по Богу живущих людей, которые и сами стараются волю Божию творить, и других могут к тому наставить. 3) Удаление от таких бесед и собраний, которые подают соблазн, ударяют в совесть, и подают случай ко греху, и так от послушания отводят. Ибо «худые сообщества, — говорит апостол, —развращают добрые нравы» (1Кор.15:33). 4) Молчание, для того принятое, чтобы празднословием не согрешить и не отпасть от должного послушания Богу. Ибо ничем так не согрешает человек, и заповеди Божией не разоряет, как необузданным языком (см. Иак.3:5—8). 5) Усердная и частая молитва, для того совершаемая, чтобы Сам Бог наставил на путь заповедей Своих, научил творить волю Свою, и прочее. § 308. Послушанию, которое истинные христиане желают и стараются показывать Небесному Отцу, препятствие чинят: 1) Сатана со злыми своими ангелами. Он есть тот древний змий, который прародителей наших в раю отвратил от должного послушания Богу, завидуя их блаженству, и подверг всякому бедствию (см. Быт 3). Этот всехитрый враг, и ныне видя христиан, Божией благодатью восставленных, возрожденных и в милости Его находящихся, и завидуя их блаженству, которое им в будущем веке уготовано, старается их через преслушание от Бога отвратить и в прежнее бедственное состояние, и так с собой в вечную погибель ввергнуть, как с прародителями сотворил. 2) Слепая и слабая плоть наша также хочет нас привести к преслушанию. Она, как в раю Ева Адаму яблоко от заповеданного древа, предлагает духу нашему мир с его веселостями и красотами, похотью плотской, похотью очей и гордостью житейской, а это «не от Отца, но от мира сего» (1 Ин 2:16), и бесстрашно от тех похотей вкушать советует, чтобы так, вкусив от того, что запрещено, заповедь Божию мы разорили и Заповедавшего прогневали. 3) Соблазны злых и развращенных людей, которые или развращенным учением, или злым и ядовитым примером дел своих, развращают неосторожных и в то же бедствие хотят нас ввергнуть. Всему этому злу христиане должны противиться, и заповеди Бога своего хранить. И хотя вера и дух наш усердно хочет и старается послушание Богу оказывать и святые Его повеления исполнять, но эти враги удобно чинят препятствия, если всесильная Божия помощь не подоспеет и не укрепит. Поэтому обязательно нужна нам помощь Божия, нужна против врага-дьявола, нужна против свирепеющей плоти и бесчинных ее страстей, нужна против соблазнов злого мира. А чтобы помощь Божия в нужном случае к нам приспела и укрепила нас, или даже всегда с нами пребывала, так как всегда ее требуем, нужна усердная и частая молитва, которой помогающая благодать Божия испрашивается. Потому повелено нам бдеть и молиться: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф.26:41). Молиться: «не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго», Отче (Мф.6:13; Лк 11:4)! Всегда молиться (см. Лк 18:1), «непрестано» молиться (см. 1 Фес 5:17). Потому повелено просить, искать, стучать: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф.7:7). § 309. Без истинного послушания ничто Богу не угодно: 1) Ни исповедание имени Его, как говорит Христос: «Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!»—и не делаете того, что Я говорю» (Лк6:46)? Итак, «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа», — говорит апостол (2 Тим 2:19). Ибо неправда заключает в себе преслушание, как правда — послушание. Ибо Господь во всех заповедях Своих повелевает как правду хранить, так от неправды удаляться, и потому кто имя Господне святое и страшное называет, исповедует и призывает, должен как правду, в заповедях Его повеленную, хранить, так и от неправды, в тех же заповедях запрещенной, удаляться. Без этого исповедание имени Господня как Господу не угодно, так и исповедующему не полезно. 2) Ни молитва. Ибо написано: «грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин 9:31). И Сам Бог через пророка говорит беззаконным: «Когда прострете руки ваши ко Мне, отвращу очи Мои от вас, и если умножите моление, не услышу вас, ибо руки ваши полны крови» (Ис.1:15). 3) Ни пение, ни хвала, ни славословие, ни прочее устное почитание не приятно Богу без сердечного почитания, как о таковых говорит Бог: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф.15:8; Ис.29:13). Итак, надобно непременно очистить себя истинным покаянием и тогда призывать, петь, хвалить и славить святое имя Божие, которое святые Ангелы с благоговением воспевают (Ис.6:3). Ибо всякое устное почитание без сердечного — лицемерие. 4) И проповедование слова Божиего без послушания Богу неугодно и проповедующему неполезно. «Грешнику же сказал Бог: Зачем ты проповедуешь уставы Мои и держишь завет Мой в устах твоих? Ведь ты возненавидел наставление и отверг слова Мои назад», и прочее (Пс.49:16— 17 и след.). Ибо надобно прежде исправить себя, и тогда людей исправлять, себя научить, и потом людей учить, как апостол говорит: «как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (Рим 2:21), дабы не подошла нам притча: «Врач! Исцели Самого Себя» (Лк.4:23). 5) Ни дар чудотворения, ни прочие дарования нам не полезны, и ими не можем угодить Богу без послушания. Об этом говорит Христос: «Многие скажут Мне в тот день (в день Страшного Суда): «Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:22—23). Этим показывает Христос, что не только вера, но и творение знамений творящему их не приносит пользы без добродетели. Толкует это слово святой Иоанн Златоуст, и, немного спустя, приводит причину этого: «Ты не дивись этому. Ибо всякое дарование бывает от милости дарующего. Они же сами от себя совсем не трудились, и потому достойны наказания, ибо неблагодарны и бесчувственны были к Тому, Который их так почтил, что и недостойным подал дарование» (Беседа 24 на евангелиста Матфея). Ибо не знамения творить, а волю Свою исполнять и любить повелел нам Господь, как написал апостол: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим 1:5). Ибо творить знамения и чудеса — не наше дело, но только Его всемогущей силы. И хотя и волю Божию творить, и заповеди Его исполнять без благодати Божией не можем, однако с нашей стороны требуется старание, труд, соизволение и послушание действующей благодати. Ибо Бог помогает трудящимся, а не лежащим. Просящим дается, ищущие обретают, стучащим открывают. «Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят», — говорит Христос (Мф.7:8). Об этом смотри также первое Послание к Коринфянам, главу 13, стихи 1-3, где показывается, что без любви нам ничто не приносит пользы. Любовь же к Богу познается из соблюдения Его заповедей, как говорит Христос: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин 14:21), — следственно и из послушания. Ибо тот соблюдает заповеди Божии, кто Богу послушание показывает. Итак, видишь, что мы ни делаем, без послушания ничего Богу угодного сделать не можем. Причина этому такая: поскольку, когда человек не старается Богу послушания оказывать, он под гневом у Бога пребывает, и так, когда само лицо под гневом у Бога пребывает, то и всякое дело его неугодно Ему бывает. Ибо Бог велит нам покаяться и сотворить достойные плоды покаяния (см. Мф.3:2, 8), что не может быть без оставления грехов. Бог велит веровать во имя Иисуса Христа, Сына Его, и любить друг друга: «заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его, Иисуса Христа, и любили друг друга»(1 Ин 3:23). Но когда человек этого делать не хочет, не оказывает Богу послушания и под гневом у Бога находится, следовательно, ничего благоугодного сделать не может. Потому должно прежде чистосердечно обратиться к Богу, оставить грехи, переменить сердце свое и начать новую жизнь, верой во Христа примириться с Богом, и так «в обновленной жизни благоугодно жить» (Рим гл. 6). § 310. Плоды непослушания или преслушания следующие: 1) Грех. Ибо грех не что иное есть, как беззаконие или противление закону Божиему, по описанию апостола: «грех есть беззаконие» (1 Ин 3:4). То есть что Бог в законе Своем повелевает, того человек не делает, и так противится закону Божиему, а противясь закону Божиему, совершает беззаконие. Так праотец Адам, не послушав заповеди Божией и от заповеданного древа вкусив, «согрешил» (Быт 3:6). И так «одним человеком грех вошел в мир» (Рим 5:12). Так и ныне, когда не слушает человек Бога и заповеди Его святые нарушает, согрешает против величества Божия. 2) Плод преслушания — беспокойство совести, которая, раздраженная непослушанием и законопреступлением, не перестает обличать, беспокоить и снедать человека. Так прародители наши, в раю согрешив, «скрылись от лица Божия среди деревьев райских» (Быт 3:8), чего до согрешения не делали. Ибо как до согрешения совесть их была спокойна и они ничего не боялись, потому и не искали убежища, так после согрешения начала их обличать и устрашать, почему и начали скрываться. То же зло и ныне постигает согрешающих: ибо «нечестивый бегает, когда никто его не гонит» (Притч 28:1). 3) Временная и вечная казнь — это плод преслушания. § 311. Насколько великое и тяжкое зло и бесстыдство есть непослушание, которое человек Богу оказывает, видно из того, что: 1) Бога Святого, Великого и Бесконечного, и Господа, Который весь мир в руке содержит, Которому Ангелы святые с великим благоговением поклоняются, перед Которым человек должен трепетать, благоговеть и со всяким смирением поклоняться и повиноваться, — он, «земля и пепел» (Сир 10:9), но разумом одаренный, бесстрашно и бесстыдно не слушает. 2) Закон Его святой, вечный и неизменный и на то данный, чтобы цел и нерушим был, дерзает бесстрашно нарушать. Ибо в святом законе изображена неизменная правда, которая учит каждому свое отдавать. Изображено то, что так должно быть, как повелено, а не иначе. Например, Бога почитать и ближнему не делать того, чего не хочешь себе, и делать то, что себе хочешь. Этого вечная правда и сама совесть наша от нас требует и убеждает так, а не иначе делать. Но бесстрашный грешник дерзает то изменять, что само по себе неизменно, и нарушать то, что свято, цело и вовеки должно быть нерушимо. Поэтому в непокаявшемся грешнике пробудится и восстанет совесть, таким его бесстрашием и бесстыдством раздраженная, и через всю вечность будет его обличать и мучить за то, что так бесстрашно и бесстыдно против Бога и святого Его закона поступал. Отсюда и праведный гнев Божий возгорится на грешника, который он будет вовеки на себе чувствовать, и тем весьма тяжко мучиться, так что пожелает в ничто обратиться и умереть, но не сможет. 3) Отсюда еще можем видеть, сколь страшной слепотой от чрева матери поражен человек, так, что непросвещенные благодатью Божией уподобляются «сидящим во тьме», которые ничего не видят. «Сидящие во тьме, увидели свет великий» (Мф.4:16). И оплакать не можем того, что человек, одаренный разумом и почтенный образом Божиим, столь сильно обезумел, обезобразился и ослепился праотеческим грехом. Рассуди всякий: не крайняя ли это слепота? Человек Царя земного, который только над телом власть имеет, и то не без воли Божией, и который есть такой же человек, как и прочие, — боится, почитает и слушает, а Бога, Царя неба и земли, у Которого «весь мир в руке» (Пс.94:4), Который «может и душу, и тело погубить в геенне» (Мф.10:28), — не боится, не почитает и не слушает! Царя земного, суд и гнев которого только временный, и тела одного касается, опасается прогневать, а Бога Вечного, суд и гнев Которого предает вечному мучению, прогневить не опасается!.. Итак, временного суда и наказания боится и трепещет, а вечного наказания, против которого всякое временное наказание — ничто, не боится и не трепещет, следуя несмысленным младенцам, которые мертвой маски боятся и убегают, а горячего угля касаются и обжигаются. Отца по плоти, от которого рожден и воспитан, человек любит и почитает, а Бога, Которым и он сам, и отец его создан, и от Которого всякое довольствие для жизни, пищу, питье и одежду получает, и каждую минуту без благ Его не может быть, так как «мы Им живем, и движемся, и существуем» (Деян.17:28), — не любит, не почитает и воле Его не повинуется. И это есть то, что пророк Моисей в песни своей выговаривает непокорному Израилю: «Род строптивый и развращенный! Это ли Господу воздаете? Эти люди безумные и неразумные. Не Сам ли Отец твой стяжал тебя, и сотворил тебя, и создал тебя?» И ниже: «Бога, родившего тебя, ты оставил и забыл Бога, питающего тебя» (Втор 32:5—6, 18). Человека благодетеля, от которого какое-нибудь добро получил или получает (хотя и оно все — Божие, ибо все — Божие, что ни имеем), усердно благодарит и угождает ему, а Бога, от Которого бесчисленные благодеяния получает, не благодарит и не угождает Ему. Друга, который его любит, любит и оскорбить опасается, а Бога, Который его любит, человеколюбие Которого к нам неизреченно и непонятно, оскорбить преступлением Его закона не боится. Сам человек, от человека, например, отец от сына, господин от раба и всякая власть от подвластного своего требует послушания, и гневается, когда не видит его, но сам Богу, Который есть Отец и Господь всех, и власть вечную над всеми и над ним имеет, не хочет послушания оказывать и не чувствует того. Видишь, как слеп и безумен человек, непросвещенный благодатью Божией. 4) Из этого видишь, что непослушание происходит от самолюбия, которое почитает свою волю более, нежели волю повелевающего Господа, как и послушание происходит от боголюбия, которое более любит Бога, нежели себя, и волю Его предпочитает своей воле, и потому заповеди Его соблюдает, как говорит Христос: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди»; и далее: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин 14:15, 21). 5) Видишь, наконец, что как истинная и сердечная вера — мать послушания и добрых дел, так неверие — корень непослушания, злых дел и всяких грехов.
Категория: ЭТО ИНТЕРЕСНО | Добавил: CIKUTA (07.12.2017)
Просмотров: 15
 
ПОДЕЛИТЬСЯ / РАЗМЕСТИТЬ НА СВОЕЙ СТРАНИЦЕ СОЦ СЕТИ

Всего комментариев: 0
avatar

ВАШ КОММЕНТАРИЙ / YOUR COMMENT | ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦ СЕТЬ / SIGN IN VIA SOCIAL NETWORK
ПОИСК
ВХОД НА САЙТ
БАННЕР
СОЗДАНИЕ БАННЕРОВ


ВСЕХ ВИДОВ И ТИПОВ
ОТ ПРИМИТИВА
ДО ЭКСКЛЮЗИВА
НОМИНАЦИЯ

 НОМИНАЦИЯ 
ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

Жизнь / Рождение / Смерть / Пространство / Место / Материя / Время / Настоящее / Будущее / Прошлое / Содержание / Форма / Сущность / Явление / Движение / Становление / Абсолютное / Относительное / Абстрактное / Конкретное / Общее / Единичное / Особенное / Вещь / Возможность / Действительность / Знак / Знание / Сознание / Означаемое / ОзначающееИскусственное / Естественное / Качество / Количество / Мера / Необходимое / Случайное / Объект / Субъект / Самость / Человек / Животное / Индивид / Личность / Общество / Социальное / Предмет / Атрибут / Положение / Состояние / Действие / Претерпевание / Понятие / Определение / Центр / Периферия / Вера / Атеизм / Априорное / Апостериорное / Агент / Пациент / Трансцендентное / Трансцендентальное / Экзистенциальное / Добро / Зло / Моральное / Нравственность / Прекрасное / Безобразное / Адекватное / Противоположное / Разумное / Безумное / Целесообразное / Авантюрное / Рациональное / Иррациональное / Здоровье / Болезнь / Божественное / Дьявольское / Чувственное / Рассудочное / Истинное / Ложное / Власть / Зависимость / Миролюбие / Конфликт / Воля / Потребность / Восприятие / Влияние / Идея / Философия / Гармония / Хаос / Причина / Следствие / Игра / Реальное / Вид / Род / Внутреннее / Внешнее / Инструмент / Использование / Цель / Средство / Модель / Интерпретация / Информация / Носитель / Ирония / Правда / История / Миф / Основание / Надстройка / Культура / Вульгарность / Либидо / Апатия / Любовь / Ненависть / Цинизм / Надежда / Нигилизм / Наказание / Поощрение / Научность / Оккультизм / Детерминизм / Окказионализм / Опыт / Дилетантизм / Отражение / Этика / Парадигма / Вариант / Поверхность / Глубина / Понимание / Неведение / Предопределение / Авантюра / Свобода / Зависимость / Смысл / Значение / Структура / Материал / Субстанция / Акциденция / Творчество / Репродукция / Теория / Практика / Тождество / Различие 
 
ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Храм Святой Троицы
HRAMTROITSA.RU
ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 
ЕПАРХИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ 
ЦЕРКОВЬ


Контакты :
Адрес Епархиального
управления:
153000 Иваново,
ул. Смирнова, 76
Телефон: (4932) 327-477
Эл. почта:
commivepar@mail.ru
Для официальной:
iv.eparhiya@gmail.com
Епархиальный склад:
Телефон: (910) 668-1883
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

МИТРОПОЛИТ ИОСИФ
НАПИСАТЬ ОБРАЩЕНИЕ
РАССКАЗАТЬ О ПРОБЛЕМЕ
 
 
ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО
 
 
ГИПЕРИНФО ПУБЛИКУЕТ
ВСЕ ОБРАЩЕНИЯ.
МЫ ЗНАЕМ !!!
КАК СЛОЖНО
ДОБИТЬСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
ОТ ЧИНОВНИКОВ
 
 
НЕ МОЛЧИТЕ!
"СТУЧИТЕ, И ОТВОРЯТ ВАМ" -
СКАЗАЛ ХРИСТОС.
С УВАЖЕНИЕМ К ВАМ
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА.
 
 

     
     
     
     


 
 



   HIPERINFO © 2010-2017  06:43 | 11.12.2017