Меню
Назад » »

Святитель Тихон Задонский / ОБ ИСТИННОМ ХРИСТИАНСТВЕ (27)

Заключение 1: О конце добрых дел «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного», — говорит Христос (Мф5:16). «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? и прочее. Ибо, как тело без души мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2:14-26). «Я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Еф.4:1-2), и прочее. § 270. Не все то доброе дело, что очам человеческим кажется добрым. Доброе дело судится по доброму концу. Потому, хотя и добро делается, но не ради добра, добром быть не может. Творят часто и лицемеры добрые свои дела: часто молятся, воздыхают, еще и плачут, дают обильные милостыни, показывают знаки смирения, облекаются в рубища, преклоняют головы свои, тихо говорят, грешниками себя называют и, по видимому образу, благочестие показывают — но «силы его отрекаются» (2 Тим 3:5) Ибо творят дела свои, чтобы «видели их люди» (Мф.23:5), потому дела их отвергаются Богом, Который сердце и намерение всякого знает и по нему всякое дело судит. Поэтому то только дело доброе, подлинно доброе, которое правильно делается. Правильно же делается тогда, когда от веры и ради добра делается (как в следующем параграфе увидим). Ибо «не может дерево худое приносить плоды добрые», — говорит Христос (Мф.7:18). Поэтому не только добро делать должно, но и правильно. Посему свт. Василий Великий говорит: «Не только то, что заповедано, но и так, как заповедано, должно делать» (В кн. 2-й о Крещении). §271. Конец добрых дел: 1) Должны мы творить добрые дела, чтобы показать повиновение и послушание Богу нашему, Который говорит нам: «уклонись от зла, и сотвори добро» (Пс.33:15). Ибо если Его называем Отцом: «Отче наш, Иже еси на небесех», как в Господней молитве каждый день молимся, то, как сынам, от любви сыновнее Ему послушание должны оказывать. Если Он Господь наш, то, как рабы, должны мы Ему со страхом служить, и не быть рабами греха, не попускать, чтобы он нами обладал. Какой сын отца своего, какой раб господина своего не слушает? Если сын отцу плотскому, раб господину своему — подобным себе людям повинуются, тем более Богу это повиновение должны оказывать, Богу, Который есть Верховнейший Господь отцов и детей, господ и рабов. И хотя мы, по немощи нашей, и не можем такого повиновения Ему оказывать, какого святой и праведный Его закон от нас требует, потому что «плоть желает противного духу» (Галл.5:17), однако должны мы о том от всего сердца заботиться, чтобы не попускать плоти над нами господствовать, но более плоть духу покорять, и «духом умерщвлять дела плотские», как учит апостол (Рим 8:13). Это повиновение или послушание обещали мы показывать Богу, Господу и Отцу нашему, при вступлении в христианство, когда отрекались от сатаны и всех дел его и обещали «служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей» (Лк.1:75). А чтобы это послушание наше от усердия и свободного духа происходило, обещал Он Сам в том нам помогать; поэтому и молиться повелел: «Просите, и дано будет вам» (Мф.7:7). Столько раз повторяем мы свое обещание послушания, сколько раз каемся перед Ним о согрешениях наших. Следовательно, кто не старается послушания этого Богу оказывать, напрасно Ему говорит: «Господи, Господи!» — как Христос таким отвечает: «Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» — и не делаете того, что Я говорю?» (Лк.6:46); ибо имеет другого господа, которому служит, то есть служит мамоне, или похоти злой и нечистой, или иному подобному тому. Также напрасно с сынами Божиими соединяет голос свой к Богу: «Отче наш, Иже еси на небесех», — поскольку имеет другого отца, которого нравами своими изображает и волю творит. Хвалились некогда иудеи, злобствующие на Христа: «Одного Отца имеем, Бога»; но услышали от Него страшный ответ: «Ваш отец — диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин.8:41, 44). Надо опасаться и христианам, которые «говорят, что знают Бога, а делами отрекаются от Него» (Тит.1:16), чтобы не быть истинными сынами этого «человекоубийцы и отца лжи» (Ин.8:44). Страшно любому это слово, но, если принять в рассуждение свойства сына и отца, должно признать за истину. Ибо сын отцу непременно уподобляется, ибо каково семя, таков и плод его. И апостол говорит: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1Ин.3:8). Этот страшный титул приличествует тем, которые не от немощи, но от произволения согрешают, и чем-то малым, или, что хуже того, ничем считают нарушение закона Божия. И до тех пор они от него не избавятся, пока чистосердечно не обратятся к Богу и истинным покаянием не очистят себя. 2) Должно нам уклоняться от зла и творить добро к прославлению святого имени Божия. Не так должны христиане творить добрые дела, как язычники некогда и ныне лицемеры делают — ради похвалы и славы своей — но ради похвалы и славы Того, от Которого они происходят, то есть Божией. Ибо без Бога ничего доброго сделать не можем (см. Ин 15:5). Итак, поскольку добро от Бога происходит, то нами к Божией славе и обращаться должно, по Христову слову: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). Имя Божие как свято, так и славно само в себе и не требует прославления, но от нас или прославляется, когда Его исповедуем так, как святое Его Слово открыло, и живем так, как рабам Его, имя Его называющим и Его Господом своим признающим, должен; или бесчестится и хулится, когда не так Его исповедуем, как открыто, и не так обращаемся и обходимся, как рабам Божиим прилично, как апостол приводит из пророков об иудеях: «Имя Божие хулится у язычников» (Рим 2:24; Ис.52:5). Ибо слава отцу бывает, когда сыновья его в постоянстве живут, и господину похвала, когда рабы его в своем звании исправны. Истина эта бесспорна. Так слава Отцу Небесному бывает, когда христиане, которые Его Отцом и Господом своим признают, живут по правилу святого Божия Слова и так, как сынам такого Великого и Благого Отца и рабам такого страшного Господа прилично. К прославлению имени Божия подает нам повод познание Божественных свойств и прилежное размышление о них. Имя Божие заключает в себе Божественные его свойства, в Святом Писании открытые: Святой, праведный, присносущный, вездесущий, великий, всемогущий, благой, щедрый, милостивый, истинный и прочее. Так, прославляем присносущное бытие Его, когда от сердца признаем и исповедуем, что Он есть, есть Единый, и конца и начала не имеет. Прославляем истину Его, когда веруем сердечно неложным обещаниям Его. Так Авраам, праотец наш, «воздал славу Богу, как учит апостол, когда не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере» (Рим 4:20). Прославляем правду Его, которая всем воздает по делам, когда признаем в научении с пророком: «Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои» (Пс.118:137), — и грехи наши исповедуем и каемся, и говорим так: «У Тебя, Господи, правда, у нас же на лицах стыд» (Дан 9:7-8). Прославляем величество Его и всемогущество, когда, познавая и признавая подлость и ничтожество наше, смиряемся перед Ним. Прославляем высочайшее господство и власть Его, когда воле и повелению Его с усердием повинуемся. Прославляем вездесущие Его и всеведение, когда везде и на всяком месте уклоняемся от зла и творим добро (см. Пс.33:15); отдаем Ему, как вездесущему, Который слово наше слышит, дело и помышление видит, замысел и намерение проницает, — отдаем Ему, говорю, словом, делом и помышлением почтение высокое, как высочайшему Господину и Царю, не только не делая, но и не помышляя и не произнося ничего, для святейших Его очей и ушей непристойного. Прославляем святость Его, когда сами стараемся хранить святыню, хранимся «от всякой скверны плоти и духа» (2Кор.7:1), по слову Его: «Будьте святы, потому что Я Свят» (1 Петр 1:16; Лев 11:44, 19:2). Прославляем премудрость Его, когда верим чудному Его Промыслу, которым Он все к надлежащей цели в должном порядке управляет, хотя нашему слепому уму и непонятно, и «не испытываем то, что выше нас», но со смирением и молчанием оставляем премудрости Его и всемогуществу то, что нам не дано знать и понять. Прославляем благость Его, когда Его одного, как высочайшее добро, любим и благодарим Его. Прославляем милость и щедроты Его, которые Он на нас всегда обильно изливает, когда усердно от сердца благодарим Его и, в знак благодарности, сами милостивыми и щедрыми к ближним нашим стараемся быть. Прославляем невещественное и духовное Его существо, когда поклоняемся «Ему в духе и истине» (Ин 4:24); не полагаем этого почитания во внешних только обрядах, но в сердечном усердии, страхе и любви; и что «сердцем веруем, тои устами» безбоязненно, где должно, «исповедуем» (Рим 10:10). И это не только сами делаем, но и других к тому словом и делом побуждаем. Так святится и славится в нас святое и страшное имя Божие. А поскольку этого долга, по слабости нашей, исполнять сами не можем, то, если исполняем, благодати Его, действующей в нас, должны это приписывать, дабы похвала и слава была Тому, от Кого добро происходит. И так прославляем Бога, когда не себя прославляем в делах, не нашему имени ищем чести и похвалы, но Божиему, по сказанному: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу по милости Твоей и истине Твоей» (Пс.113:9). Прославляем правду Его, когда нашу неправду перед Ним исповедуем с пророком: «У Тебя Господи, правда, у нас же на лицах стыд» (Дан.9:7-8), — и у Него просим, веруем и надеемся оправдаться «правдою единородного Сына Его», за грешников умершего (Рим 3:21—28). Прославляем святость Его, когда нашу перед Ним исповедуем нечистоту и стремимся «иметь участие в святости Его» (Евр.12:10). Прославляем истину Его, когда перед Ним нашу признаем ложь, ибо «всякий человек лжив» (Пс.115:2). Прославляем благость, милость, долготерпение, премудрость и крепость Его, когда перед Ним нашу злость, немилосердие, нетерпение, слепоту и немощь чистосердечно признаем, и себе у Него просим этих Его благ. Так имя Божие прославляется в нас, когда имя наше, слава и похвала увядает «для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1Кор.1:29), когда охотнее хвалимся с апостолом «своими немощами, чтобы обитала в нас сила Христова» (2Кор.12:9), добродетельная, и немощных укрепляющая, и оскудевающих восполняющая (см. 2Кор.9:12),— чтобы Тому, Чья сила и крепость в нас действует, похвала и слава от нас была. Следовательно те, которые в своих добрых делах ищут не славы Божией, но своей, и те, которые соблазнительно и противно слову Божиему жизнь свою проводят, славы Богу не воздают; поэтому и сами той славы, которой Он обещает «прославляющих Его милостиво прославить» (1Цар.2:30), не сподобятся; но услышат, что сказано пророком: «Да будет взят нечестивый, чтобы не видеть ему славы Господней» (Ис.26:10). 3) Должны мы добрые дела творить, чтобы засвидетельствовать Богу, Благодетелю нашему, сердечную нашу благодарность (об этом смотри главу о благодарении Богу). Благодарность истинная требует не только устного исповедания и прославления благодетеля, но и сердечной любви к нему. Любовь же познается по исполнению заповедей Его святых. «Кто любит Меня, — говорит Христос, — тот соблюдет слово Мое» (Ин 14:23). И благодарение устное без сердечной любви не что иное, как лицемерие; о таковых Бог через пророка говорит: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и устами чтут Меня, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Ис.29:13). Поэтому не только устами, но и сердцем и делами добрыми, от сердца происходящими, благодарность Богу проявлять должно. Следовательно, не исполняющие этого долга христиане Богу, Благодетелю своему, неблагодарны, хотя устами своими и приближаются к Нему, ибо «делами отрекаются от Него» (Тит 1:16). А поскольку они Бога оставляют, то и сами судом праведным Им оставляются. От этого бывает, что такие люди во всякое заблуждение и от греха в грех падают. Такой человек, как без Божией благодати находящийся, подобен свирепому коню без узды, которого ожидает самовольная погибель. Отсюда для именующихся христианами нет греха ближнего обидеть, клятву преступить, суд Божий извращать, судебное место торжищем и корчемницею делать, сироте и вдове насилие причинять, оправдать нечестивого и неповинного осуждать, лгать, обманывать, прельщать и прочие беззаконные дела, каковыми язычники гнушаются, делать. Это истинные приметы безбожного сердца, хотя и исповедуют устами имя Его. Должен всякий христианин этого опасаться и благодарность свою любовью и послушанием оказывать Богу, чтобы не впасть в вышесказанное заблуждение. 4) Требует того от нас вера, которую имеем в Бога и Сына Его Иисуса Христа, да покажем веру нашу от дел наших, как апостол говорит: «Покажи мне веру твою от дел твоих» (Иак.2:18). И хотя одна вера во Христа, Сына Божия, умершего за нас и воскресшего, оправдает нас без взгляда на дела наши, однако вера эта пустой быть не может, но любовь сопряженной с собой имеет. Любовь же есть источник добрых дел. Посему святые апостолы, проповедуя Христа всей твари, в основание полагают веру во Христа; но эту веру поучают нас и увещевают засвидетельствовать любовью и прочими добрыми делами, как видно из их посланий. «Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь», — говорит святой Петр (2 Петр 1:5—7). Ибо истинная вера, как искра, Святым Духом в сердце человеческом зажженная, которая теплоту любви издает. Эта Божественная искра взгревается и раздувается с Божией помощью чтением или слушанием Божиего Слова, размышлением о прежде бывших делах Божиих, молитвой, причащением святых Христовых Таин, и вне проявляет себя, как доброе древо, сладкими плодами любви: терпением, кротостью, милосердием, верностью, воздержанием, братолюбием, миролюбием и прочими христианскими добродетелями. Это плоды доброго дерева; это приметы доброго сердца, верою Христовою очищенного; это свидетели «живущего не по плоти, но по духу» (Рим 8:1). Эти свидетели предстанут на всемирном Суде Христовом и засвидетельствуют в избранниках Божиих истинную и нелицемерную веру, которой оправданы и с помощью которой произросли эти прекрасные плоды. Это, как сокровище некое, произнесет Сам Судия Праведный, и объявит их перед всем светом: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Как для неверных свидетелями неверия их будут злые их дела: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф.25:35-36,42-43). И еще: «Обличу тебя и представлю пред лицом твоим грехи твои» (Пс.49:21). Поэтому испытывай себя, возлюбленный христианин, пребываешь ли ты в вере, хотя Бога Христа, Сына Божия, устами исповедуешь. К этому испытанию увещевает апостол: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте» (2Кор.13:5). Знай точно, что веры спасающей нет в том, в ком нет добрых дел, но есть некая устная, лицемерная, или, как апостол учит, мертвая: «ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2:26). Поэтому и Христос говорит: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» — войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21). Воля же Небесного Отца в том состоит, дабы нам о грехах каяться, веровать во Христа и слушать святое учение Его, как Сам Он говорит: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (17:5). А чему учит нас этот Небесный и всему миру проповеданный Учитель, святое Его Евангелие представляет нам. 5) Должны мы уклоняться от зла и творить добро (см. Пс.33:15), чтобы не порочить и бесчестить высокого христианского звания и имени. Христианам должно рассуждать и помнить о том, что апостол пишет: «Призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1 Фес 4:7); помнить и внимать тому, что святой Петр им приписывает: «Вы —род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий», и проч. (1 Петр 2:9-10 и далее); помнить, что они Бога Небесного призывают, чтят и молятся: «Отче наш, Иже ecu на не-бесех (Мф.6:9); прилежно внимать тому, что Богослов пишет: Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин 3:1); и еще: «А наше общение — с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом» (1 Ин 1:3); помнить и размышлять, что они, по апостолу, «храм Божий, и Дух Божий живет в них; ибо храм Божий свят» (1Кор.3:16-17). Великое, высокое и совершенно небесное звание христианское, почему оно должно быть от земных и мирских скверн и нечистот удалено. Царская семья мира сего в рубищах не терпит ходить и от пороков, помрачающих славу ее, бережется, но покрывается порфирой и виссоном и прочими украшениями, царству земному приличными. Христианство — это семья Небесного Царя, для которой рубища мирского смрада и греховной скверны крайне неприличны; но как она одета в порфиру и чистый виссон правды Христовой, так и ходить в этом царском украшении должна, и благодатью Божией украшать себя украшениями добродетелей христианских. Поэтому святые апостолы, рассуждая об этом высоком христианском достоинстве, везде в посланиях своих это нам перед душевными очами полагают и поучают нас достойно этого жить и увещевают: «Я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны», и проч. (Еф 4:1 и далее). И еще: «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит 2:11-12). Сюда же относится и то, что поучают нас «распинать плоть нашу, которая желает противного духу» (Галл.5:17), распинать «со страстями и похотями, совлекаться ветхого человека и облекаться в нового» (Галл.5:24; Кол.3:9-10; Еф.4:22-24). Итак, о, сколь сильно звание это небесное бесчестят те, которые не только достойных его дел не творят, но и пороками греховными, как смрадными рубищами, себя оскверняют! Так они явно показывают, что от него удалились и обратились в ту тьму, из которой благодатью Божией призваны были «в чудный свет» (1 Петр 2:9). Поэтому должны они, пока «время благоприятно», пока «день спасения» (2Кор.6:2), признав свое заблуждение, опять возвратиться с чистым сердцем к позвавшему их и ныне всех зовущему Богу, и молить Его, чтобы принял в первую Свою милость. 6) Должно христианам примечать и помнить и то, что Христос говорит: «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Мф.7:19), — и что говорит апостол: «Если живете по плоти, то умрете» (Рим 8:13). Как бы некое духовное дерево — человек, который, хотя имя Христово исповедует и тем исповеданием, как листвой дерево, украшается и величается, но достойных плодов исповедания своего, то есть добрых дел, не творит, почему не иному чему, как вечному гееннскому огню, как дерево бесплодное на сожжение, праведным судом Божиим будет предан. Потому и апостол говорит: «Если живете по плоти», то есть плотским похотям следуете, — «умрете» — здесь имеется в виду смерть не временная, а вечная, ибо и праведные, и грешные временной смертью умирают, но те воскреснут «в воскресение жизни» вечной, а эти — «в воскресение суда» (вечного осуждения) (Ин 5:29). Этот страшный конец да устрашит нас от злых и горьких плодов греховных, которые вечному огню предают, и да подвигнет к покаянию и плодам его сладким. Но если и на временное бедствие посмотрим, увидим, что оно не откуда-нибудь, как от беззаконной и нераскаянной жизни человеческой происходит. Отсюда пожары, голод, оскудение хлеба и прочих житейских благ; отсюда моровые язвы, землетрясения; отсюда войны, ужасные сражения, кровопролития, многих тысяч людей падения, и от этого последующие жен, родителей, детей плачевные вопли, разорения и опустошения городов и государств, и прочее. Так правда Божия, беззакониями человеческими раздраженная, посылает страшный меч суда Своего и поражает беззаконников! Да убоимся страшного этого меча и «сотворим достойные плоды покаяния» (Мф.3:8; Лк.3:8). 7) Апостол говорит: «Благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тим 4:8). Благочестие Бог обещает милостиво и благодатно не только в будущем, но и в нынешнем веке наградить Своим благословением. «Если в повелениях Моих ходите, и заповеди Моя сохраните, и сотворите их, дам дождь вам во время свое, и земля даст плоды свои, и деревья полевые принесут плод свой; и молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно, и войны не будет земле вашей; и дам мир в земле вашей, и уснете, и не будет устрашающего вас, и погублю зверей лютых от земли вашей», и проч. (Лев 26:3—6 и след.). Изрядно представляет очам нашим псалом 36-й благословение Божие, которое благочестивым подается: как нечестивые хотя и возносятся и высятся, как кедры Ливанские, однако исчезают, так что и места их не найдешь, хотя и поищешь. Благочестие и в день смерти благочестивому помогает. «Боящемуся Господа благо будет, и в день смерти своей обретет он благодать» (Сир 1:13). В будущем же веке «все блага, которые не видел глаз, не слышало ухо, которые не приходили на сердце человеку, любящих Бога» ожидают, по неложному обещанию Его (1Кор.2:9). Однако это не так должно понимать, что будто бы дела наши заслужили что у Бога; поскольку и дела наши добрые должно приписывать Богу, Который в нас благодатью Своею производит их; нашими же они называются потому, что мы благодати Божией зовущей и действующей повинуемся и, этой благодатью просвещаемые и укрепляемые, деяния плотские умерщвляем, и плоды веры, которая есть дар Божий, приносим, боимся и любим Бога, и ближнему дела любви оказываем. Ибо Бог никому не должен, и, что нам благое дает, даром дает, по одной Своей благости. Поэтому, как обещает блага Свои, и этим обещанием возбуждает в нас веру и охоту к благочестию, так и обещанное послушавшим Его и верующим дает даром, по одной Своей благости. Надо помнить нам в этом случае Христово слово: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: «Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17:10). Но кто бы «все повеленное» исполнил? Один Христос, Исполнение закона и пророков, все исполнил и заслужил всем благодать и славу у Бога, Небесного Своего Отца. Ему слава и похвала подобает, нам же должно всегда признаваться со смирением: «У Тебя, Господи, правда, у нас же на лицах стыд» (Дан 9:7), и молиться: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу по милости Твоей и истине Твоей» (Пс.113:9). Однако отсюда не должно заключать по плотскому мудрованию, что если даром, одной верой, а не добрыми делами, получаются блага от Бога, то не требуются и дела добрые. Мнение такое погрешительно. Кто такое мнение имеет, в том и веры нет, поскольку где добрых дел нет, там и веры нет, которая от добрых дел, как дерево от плодов, познается (как сказано под числом 4-м этого параграфа, и ниже будет предложено). Поэтому должно иметь веру и ее добрыми делами засвидетельствовать, да получим верой Божие обещание. 8) Требует того братская христианская любовь, дабы мы ближнему нашему в нуждах его помогали, как сказано о том в главах о любви, милости и прочих, и духовно его созидали примером христианской жизни и благочинного обращения. Это говорится опять не затем, чтобы мы добрые дела делали ради того, «чтобы увидели люди» (Мф.23:5), — эта цель и намерение, как фарисейское лицемерие, святым Божиим словом осуждается, — но затем, что добрая жизнь одного может другому подать повод или к более ревностному в христианском деле подвигу, или изнемогающим — к восстанию от уныния и бессилия. Ибо истинное благочестие есть как свет, в ночи мира сего сияющий, который хотя и таится, однако скрыться не может, но издалека видим. Этим примером благочестивой жизни люди не менее созидаются, чем словом. И хотя этот пример благочестия необходим родителям ради детей, пастырям, то есть епископам и иереям, — ради словесных Христовых овец, которых словом Божиим пасут, властям — ради подвластных, учителям — ради учеников, старым всем — ради юных, однако и всем христианам не должно этим пренебрегать, но должно друг другу в подвиге христианском против плоти и дьявола примером своим помогать и поощрять. Сколь силен пример доброго обращения, видим из истории о древних христианах. О том, как во время гонений на христиан христиане друг другу последовали в безбоязненном исповедании имени Христова перед мучителями, и друг друга взаимным примером поощряли к страданию за Христа, церковная история свидетельствует. Не только мужчины и женщины в совершенном возрасте, но и сами отроки и отроковицы, и даже почти младенцы усердно за Христа склоняли свои головы под меч. И хотя эта благочестивая ревность была даром Божиим, однако спасительный тот огонь силу и действие свое большее воспринял от взаимного примера, так же, как естественный зажженный огонь превращается в большее пламя, когда к нему другой огонь присоединяется и ветром раздувается. 9) К благочестивой жизни и благочинному обращению должен нас побуждать злой конец непостоянной жизни, то есть соблазн. Правило добрых дел — Божие Слово. «Светильник ногам моим — закон Твой, Господи, и свет стезям моим», — говорит Псаломник (Пс.118:105). Этот светильник светит нам, во тьме мира сего ходящим, и показывает, как ходить, жить и обращаться, что делать и от чего уклоняться. Потому соблазн прежде всего двояким образом бывает: во-первых, через развращенное и слову Божию противное учение, как то делают еретики и прочие суеверы; во-вторых, подает соблазн и тот, который противно слову Божиему живет и развращенно среди братии своей ведет. Ибо как добрый, так и злой пример одного ударяет в сердце другого через слух или зрение; тот к добру, а этот ко злу побуждает видящего или слышащего.Соблазн подобен моровой язве, которая, зачавшись в одном человеке, многих близ живущих заражает и умерщвляет. Так и развращенное учение в одном ересеначальнике зачинается, но бесчисленный народ поражает и губит. Так и развращенная жизнь одного часто подает повод многим беззаконничать, и то, что видели или слышали, делать, и так же, как дом от соседнего дома горящего загорается, беззаконным пламенем нечестивого примера разжигаться и загораться. Отсюда видим, что иной город и село одним, иной другим беззаконием изобилует больше другого. Одним мамона и сребролюбие особенно обладает, в другом роскошь и всякое плотоугодие преизобильно разливается, в третьем гордость житейская более прочего себя показывает. То же примечается в домах и семьях. Ибо один у другого видит или слышит зло и перенимает, и так развращается; а от него другой тому же учится, и так расширяется смрадный запах беззаконной жизни и поедает души, подобно усилившейся язве. Хотя и каждый друг другу может подать соблазн, однако прежде всего подают родители детям, пастыри людям, начальники подчиненным, господа рабам своим, учителя ученикам, старые молодым. Ибо жизнь и пример высших для низших — как правило или как зеркало, в которое смотрят, и по тому себя исправляют. Распространению соблазнов много служат и помогают клеветники, которые рассеивают чужие грехи и беззакония, и этим слух слушателей своих наполняют. «Горе миру от соблазнов», — говорит Христос (Мф.18:7). «Горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк.17:1-2). Из этого видим, сколь великое зло — соблазн, который, как язва, разливается и многих умерщвляет. Это зло да убедит нас уклоняться от беззакония и стараться о добродетельной жизни, дабы нас то горе, которое ожидает соблазняющих, по слову Христову, не постигло. 10) О добродетельной жизни и для того должно нам заботиться, чтобы заградить уста противникам нашим и врагам, которые изощряют ядовитый язык свой на поношение и злословие наше, и наблюдают, как бы обратить речь против нас. Так они, увидев жизнь нашу не таковой, каковой считают и разносят, посрамятся и заградят уста свои и умолкнут. И хотя свойство клеветников — и там находить причину порицания и злословия, где нет причины; однако клевета их, как ложная и неправедная, тщетна будет, когда «выведет Господь, как свет, правду» неповинных, «и судьбу» их, «как полудень», и тогда «меч их», который против неповинных извлекают, «войдет в сердца их» (Пс.36:6, 14-15). 11) Жизнь нашу благочестиво должно проводить нам для того, чтобы, видя жизнь нашу добрую, не знающие и не исповедующие имени Христова обратились ко Христу и с нами едино были, «и прославили Отца нашего Небесного» (Мф.5:16). Так древние христиане многих приобретали Христу, как читаем в истории церковной.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar