Меню
Назад » »

Святитель Иннокентий Пензенский / Богословие деятельное (11)

Глава 7. О состоянии гражданском Соединение многих семейств для содействия взаимными силами общей безопасности и земному счастью называется обществом гражданским или государством. Поскольку такое соединение могло произойти не иначе, как посредством договоров, явных или подразумеваемых, которыми люди не только обязались содействовать взаимной выгоде, но и подчинили себя верховному правителю, без коего такое общество существовать не может, то учреждение гражданского общества и поставление верховной власти имеют свое происхождение от людей, ибо апостол Петр называет это созданием человеческим: Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро (1 Пет. 2, 13—14). Впрочем, поскольку такое состояние людей требуется ради сохранения и благосостояния человеческого рода, отсюда необходимо заключить, что оно образовалось по согласию, устроению и утверждению Божию, как это явствует из Св. Писания: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение (Рим. 13, 1—2). В Ветхом Завете на некоторых людей непосредственно от Бога была возложена верховная власть, как, например, на Моисея[1], на Иисуса Навина[2], Саула и Давида. Однако, хотя цель гражданского общества — это общее сохранение и благосостояние человеческого рода и хотя верховную власть должно возлагать на такого человека, который может содействовать осуществлению этой цели, по всемогущей воле и премудрому намерению Божию, в степень верховной власти иногда возводятся и нечестивые государи, за нечестие подданных[3], или же по этой самой причине от того же народа отнимаются благочестивые и мудрые государи[4]. Поскольку всякое общество состоит из верховного правителя и подданных, то надо особенно рассмотреть: права верховных правителей, обязанности подданных и различные отношения верховной власти к подданным, в зависимости от их положения, или состояниям, а именно: гражданского, духовного, воинского (в военное и мирное время). Из цели гражданского общества, или государства, которая есть общее сохранение и благосостояние подданных, вытекают все права верховной власти, а именно: право определять по своей воле действия граждан, что иначе обыкновенно называется правом верховной власти[5]; право издавать законы и придавать им силу или умножать власть их другими законами; право наказывать за нарушение законов, а потому право на смерть и жизнь[6]; право собирать налоги и взимать подати[7]. Из всего этого следует, что Государь не подлежит никаким законам человеческим, не обязуется никому отдавать отчета в своих действиях, а потому никем не может быть судим и наказываем[8]. Однако, несмотря на это, Государь, как человек, подчинен Божественным законам и суду Божию и обязывается наблюдать сам, чтобы все постановления исполнялись[9]. Обязанности подданных, или подчиненных, бывают общие и частные: К общим обязанностям их относятся следующие: воздавать правительству или властям должную честь и уважение[10]; оказывать им повиновение, или послушание, и притом чистосердечно и по совести (Рим. 13, 5), но только в делах, дозволенных Богом[11]; платить им дани[12]; приносить за них молитвы[13], и исполнять все эти обязанности даже по отношению к правителям нечестивым[14]. Частные же обязанности подданных, или подчиненных, зависят от состояния или звания каждого, а потому сюда относятся частные, или особенные обязанности лиц, служащих по части духовной, гражданской и военной, а также обязанности, присвоенные в государстве людям, имеющим разные состояния, относящимся к разным обществам, сословиям, разным коллегиальным собраниям, или управлениям, число которых даже трудно определить. Обо всех этих обязанностях имеют попечение все те лица, которые входят в состав вышеозначенных частей и обществ. 1) Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону царю Египетскому; и выведи ив Египта народ Мой, сынов Израилевых (Исх. 3, 10). 2) И сказал Господь Моисею: «Возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою, и поставь его пред Елеазаром священником и пред всем обществом, и дай ему наставление пред глазами их, и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его все общество сынов Израилевых» (Чис.27, 18-20). 3) Господь поставляет царем человека — лицемера за строптивость людей (Иов. 34, 30). 4) Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою, храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца, пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове. И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними. И в народе один будет угнетаем другим, и каждый — ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин нчд вельможею (Ис 3,1—5). 5) Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены (Рим.13,1). Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро (1 Пет. 2,13—14). 6) Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмстителъ в наказание делающему злое (Рим. 13,3-4). 7) Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 21). 8) Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая — пересказать речь твою (Еккл.10, 20). 9) Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научаться бояться Господа, Бога своего, и стараться исполнять все заповеди эти и постановления; чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от заповедей ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья его посреди сынов Израиля (Втор. 17,18—20). 10) Итак, отдавайте всякому должное: кому подать, подать: кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (Рим. 13, 7). Всех почитайте, братство любите. Бога бойтесь, царя чтите (1Пет 2,17). 11) Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян.4,19—20). 12) Для сего вы и подати платите, ибо они Божий служители (Рим. 13, 6). 13) Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (1Тим.2, 1-2). 14) Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены (Рим. 13,1). ******** Тот, кто увидел и познал Бога и потому не позволяет себе легкомысленно и бесстрашно впадать в грех, показывает тем, что он не только боится, но и любит Бога. Такой человек, проведя всю жизнь богоугодно, перейдет в другую с надеждой и чаянием воскресения мертвых и воскреснет к неизреченной радости, для которой и рождаются, и умирают люди. Прп. Симеон Новый Богослов Оглавление Глава 8. О состоянии церковном, или духовном Церковь, или духовное общество, есть единство лиц, взаимные отношения которых имеют целью высшую степень восстановления образа Божия, или единение с Богом. В этом обществе, по мысли апостола, должно быть стремление к соединению верующих, или святых, для дела служения, для созидания Тела Христова; иначе говоря, стремление к единству веры и познания Сына Божия, стремление к тому, чтобы возрастить сокровенного сердца человека в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф.4,11-13). А потому как видим как тех, кто созидает: евангелистов, пастырей и учителей, так и созидаемых, или слушателей, овец словесного стада. Поэтому надо рассмотреть обязанности тех и других. Общество служителей церковных установлено Самим Христом Спасителем[1], наставлено Его учением[2], научено надлежащему исполнению дел, касающихся таинств веры[3], и ему дана власть разрешать грехи[4]; оно имеет целью примирение людей с Богом[5] и возрастания их в вере и святости[6]. Поэтому обязанности служителей Церкви следующие: учить, и притом публично[7]; публично и частным образом (в зависимости от того, спасение ли всей Церкви требует этого или спасение одного верующего); исправлять погрешающих, обличать противоборствующих, возбуждать ленивых, увещевать уклонившихся с прямого пути, для чего и дано Священное писание[8]. А чтобы служители Церкви могли правильно употреблять власть сию, они имеют право обращать внимание на жизнь и нравы каждого из своих слушателей[9], имеют власть совершать Святые Таинства веры[10], а потому имеют власть оставлять и удерживать грехи[11]. Посему никто из служителей Церкви не должен принимать на себя столь важной должности, не испытав прежде своих сил, т.е. не испытав, способен ли он хорошо исправлять ее и имеет ли необходимые дарования, чтобы показывать другим, как должно, путь ко спасению[12]. Хотя искать духовной должности не есть дело недостойное и в этом нет ничего худого[13], однако никто из искателей ее не должен навязывать себя другим, но должен ждать, пока его не призовут к тому, по установлению Церкви. Гораздо хуже искать такой должности ради пропитания, прибытка или обогащения[14]. Избранный и поставленный на дело служения обязан все свои телесные и душевные силы посвятить тому, чтобы удовлетворительно исправлять свою должность[15], и словесное стадо Христово надлежащим образом пасти[16], усердно проповедуя слово Божие[17], благоразумно употребляя ключ царствия Божия и соблюдая различие между возрожденными и невозрожденными[18]. А для этого он должен подробно узнать о своем словесном стаде[19]. Он должен везде вести себя благоразумно и кротко, и самым делом доказывать, что не плотской, но духовной ревностью, не корыстной целью, но искренней любовью побуждается ко всевозможному исканию спасения для других[20], и таким образом должен доказать, что наставляет своих слушателей как словом, так и собственным примером[21]. Обязанности же слушателей, или созидаемых в Тело Христово, следующие: молить Бога о том, чтобы Он послал им верных учителей и служителей Церкви[22]; отличать лжеучителей от истинных учителей[23]; первых избегать, а последних почитать, как строителей Божественных таинств, и принимать их слово со всяким смирением и послушанием[24], последовать их примеру и подражать их добродетелям[25], почитать их и доставлять им все нужное, чтобы они могли иметь пропитание без урона своей чести, прилично своему сану[26]; прилежно за них молиться[27]. 1) Иисус же сказал им вторично. «Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Сказав это, дунул, и говорит им: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 21—23). Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28, 19—20). 2) Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема... Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа (Гал.1; 8—9 и 11—12). 3) Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передам, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор.11, 23—24). 4) Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 23). 5) Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом (2Кор. 5,18—20). 6) Итак вы уже не чужие, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом (Еф.2,19—22). 7) См. выше: Мф. 28,19-20, сноска 2. 8) Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3,16—17). 9) По прошествии же семи дней было ко мне слово Господне: «Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: смертью умрешь! — а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою» (Иез.3,16—19). Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас (Деян.20, 31). 10) Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1Кор. 4, 1). 11) На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф.16, 18). Сказав это, дунул, и говорит им: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22—23). 12) Сказал также им притчу: «Может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму?» (Лк. 6, 39). 13) И услышал я голос Господа, говорящего: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» И я сказал: «Вот я, пошли меня» (Ис.6, 8). Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает (1 Тим. 3,1). 14) Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких (1 Тим. 6, 5). 15) Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным (1Кор 4,1—2). 16) Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет. 5, 2—3). 17) Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением (1Тим.4, 13). Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию (Деян.20, 26—27). 18) Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить (Ин. 16,12). 19) Входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его (Ин. 10, 2-4). 20) Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим 4, 2). 21) Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12). 22) Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Мф.9, 36—38). 23) Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф.7, 15). 24) Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1Пет.5, 5). 25) Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас (Флп. 3, 17). 26) Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания (Мф. 10, 9-10). 27) Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу (Рим. 15, 30).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar