Меню
Назад » »

Святитель Илия Минятий / Поучения на воскресные дни и похвальные слова на Богородичные праздники (4)

Слово на Евангелие от Луки. О корыстолюбии Человеку некоему богату угобзися нива; и мысляше в себе, глаголя: что сотворю.. ? (Лк. 12, 16-17) Раньше богатый, а теперь еще богаче, этот человек однако еще задумывается? Его нива дала тысячекратный урожай разнообразных плодов, и сердце его еще беспокоится? Увеличились чрезмерно его хлебные запасы, беспредельно умножилось его добро, и так же увеличились и осложнились его заботы? Он стал чрезвычайно богатым и все еще тревожится, как нищий? Что сотворю..? Если он не успокоится теперь, когда Бог ниспослал на него, как обильный дождь, свое божественное благословение, то когда же, когда наконец оставит его мучительная жажда богатства? Никогда. Больной водянкой пьет, но не напивается; обилие воды не утоляет, а еще более возбуждает его жажду; таков же корыстолюбивый человек нынешней притчи: чем больше он заботится, чем больше собирает, тем сильнее желает. Какая нехорошая эта страсть - корыстолюбие! Страсть, которая широко господствует в этом мире, властвует, которая подавляет собой все, расшатывает всякий закон, которая не стыдится людей, не боится Бога. Нет такой совести, нет дружбы, родства, нет справедливости, страха, стыда, которые могли бы сдержать грабительские руки корыстолюбия, руки, простирающиеся одинаково на богатых и бедных, равно расхищающие и дома, и церкви. Брату не больно снять последнюю одежду с брата, сын не боится сделать отца нищим, и корысть не жалеет сиротских слез. Что сотворю..? - говорит корыстолюбие, которое не спит ни днем ни ночью, чтобы приобрести то, чего не имеет, умножить то, что имеет, горюет о том, чего у него нет, и недовольно тем, что у него есть. Оно просиживает ночи над расчетами, проводит целые дни в торговле, неутомимо переходит высокие горы, бесстрашно переплывает беспредельные моря, преследует прибыль в самых отдаленных краях земли. Оно все видит проницательным оком, все обсуждает с утонченной тщательностью; одного только оно не видит и не обсуждает, именно: смерти. Корыстолюбец воображает вечную жизнь на земле и потому страстно жаждет несчетных богатств. Это величайшее заблуждение, когда человек желает чрезмерно разбогатеть в надежде вечно жить на земле. Но это заблуждение Господь хочет рассеять сегодняшней притчей, в которой Он раскрывает три вещи: во-первых, неустанную заботу корыстолюбца, что сотворю, яко не имам, где собрати плодов моих? (Лк. 12, 17); во-вторых, бессмысленные и суетные надежды многа блага, лежаща на лета многа (Лк. 12,19); и в-третьих, внезапный и несчастный конец жизни, ведь в сию нощь душу твою истяжут от тебе; а яже уготовал еси, кому будет? (Лк. 12, 20). Вот об этих трех предметах я и буду ныне проповедовать. 1 Корыстолюбцу свойственно желать большего. Поэтому он всегда боится лишиться того, что имеет, и даже никогда не доволен тем, что имеет. «Быть корыстолюбцем, - говорит Златоуст, -значит желать большего, чем следует». Другими словами, корыстолюбец тот, кто имеет больше того, что ему подобает, что для него достаточно, что ему нужно. Поэтому «корыстолюбца, - говорит Василий Великий, -не радует приобретенное, а печалит недостающее». Посмотрите на истинное изображение корыстолюбия в лице маловерного и неблагодарного еврейского народа. Там, в пустыне, едва прошло два месяца с тех пор, как Бог при столь великих чудесах освободил их от тягчайшего рабства фараону, они поставили свои кущи между Селимом и Синаем, на месте совершенно безводном и опаленном, где не было самого необходимого для их пропитания. Так что же из этого? Ведь они собственными глазами видели всемогущую и действенную десницу Божию, которая охраняла их: днем, чтобы не жгло их солнце, Бог покрывал их облаком, ночью же, чтобы они видели куда идут, Он указывал им путь огненным столпом. Стало быть, они должны были иметь веру и надежду на отеческое промышление Бога в уверенности, что Он не даст им умереть от голода, а пошлет им необходимое пропитание. Но нет, это первый грех корыстолюбца - не верить и не надеяться на Промысел Божий, которого совершенно не признает маловерный и неблагодарный еврейский народ. Поэтому он тотчас же стал негодовать на Моисея и Аарона и роптать на Своего Спасителя и Благодетеля Бога, и вздыхать о яствах, которые они ели в Египте. Зачем вы привели нас, говорили они, сюда, в пустыню, чтобы мы умерли от голода? И вот едва только евреи пожелали пищи, Бог готов им дать чудную пищу: одождить с небес манну, которая не оставляла их никогда в течение сорока лет, пока они странствовали в пустыне. Каждое утро вместе с росой падало что-то, цветом белое, круглое на вид, сладкое на вкус, в беспредельном количестве. Эта манна, как говорит книга Премудрости Соломоновой (см.: 16, 20), имела вкус всякого рода пищи, какую только мог пожелать человек. Мужи, жены и дети выходили из стана и собирали ее, и каждый брал столько, сколько хотел есть, чтобы насытиться совершенно. Какая богатая милость Божия! Какое великое счастье для народа еврейского! Без труда, без сеяния и жатвы, каждый день неизменно находить насущный свой хлеб! И хлеб не земной, а небесный и ангельский, как о нем сказал пророк, - хлеб ангельский яде человек (Пс. 77, 25). Только два условия Господь повелел им соблюдать. Первое, чтобы они собирали столько манны, сколько нужно, чтобы хватило им с утра до вечера, т. е. для каждого в размере, достаточном для него и для его семьи, так, чтобы у них не было недостатка, но не было и излишка; чтобы каждый ел и насытился в тот день, но ничего не сохранял на завтра. И какая была нужда брать излишек или сохранять на завтра, если Бог неукоснительно каждый день давал им достаточное, так что они никогда не испытывали нужды? Соберите от него кийждо... поглавно по числу душ ваших... никтоже да оставит на утрие от него (Исх.16, 16-19). Второе, чтобы в шестой день, перед субботой, который мы теперь называем пятницей, собирали в двойном количестве, дабы имели и для субботы; а в этот день, честнейший праздник упокоения, весь народ должен был соблюдать покой, отдыхать в благоговении и молитве; поэтому в день субботы Бог не посылал манны, - шесть дний собирайте, в седмый же день суббота; яко не будет в нем (Исх. 16, 26). Так повелел Бог. Но что же сделали евреи? Разве каждый из них не имел ежедневно столько манны, сколько ему было нужно? Да; но некоторые не были довольны тем, что Бог давал им; они хотели больше, чтобы сохранить и на завтра, боясь, как бы не остаться без манны, которая щедро падала дождем каждый день в таком количестве, что покрывала лицо земли. А в том и состоит корыстолюбие, чтобы желать больше того, что достаточно и необходимо: «Корыстолюбие желает большего, чем следует». Они собрали излишек, сохранили его до завтра, но наутро нашли, что он испортился и стал добычей червей, - оставиша нецыи от него на утрие, и воскипе червми и возсмердеся (Исх. 16, 20). Другие в день субботний, когда они должны были соблюдать покой, - тем более что заранее уже собрали манны и на этот день, - не уважая честного праздника, выходили из стана в поле собирать манну; это великое корыстолюбие - не быть довольным тем, что есть, и заботиться о том, чего нет. «Корыстолюбца не радует приобретенное, а печалит недостающее». Они выходили на сбор манны, но не находили ее и возвращались с пустыми руками, - бысть же в седмый день, изыдоша нецыи отлюдий собирати, и не обретоша (Исх. 16, 27). Так и следует корыстолюбцам! Пусть будет съедено червями, пусть испортится их излишек, когда они уже имеют достаточное и необходимое, даруемое Богом; пусть трудятся попусту, пусть ничего не находят, если не довольствуются тем, что имеют, и думают о том, чего у них еще нет! О, гнусная, отвратительная жадность, о, ненасытность и корыстолюбие иудеев! Но к чему я порицаю корыстолюбие в иудеях, когда вижу ту же страсть в христианах, да, может быть, еще и в большей силе? Среди христиан главным образом, со слезами говорит божественный Златоуст, «корыстолюбие властвует, и грабители расстраивают жизнь». Да, корыстолюбие царит в судилищах, где дары закрывают глаза судье и он не обращает внимания на справедливость; корыстолюбие гуляет по торжищу, где купец поистине расчленяет комара с таким анатомическим искусством, которого не знают даже самые опытные врачи, для того, чтобы из малого сделать великое, из немногого - многое, из единицы - сотню. Корыстолюбие живет в мастерских, где лживый продавец ремесленник с помощью неправильных весов, фальшивых мер, ложных клятв с жадностью бросается на постыдную прибыль. Корыстолюбие руководит языком ораторов, движет тростью писцов, где философ, по выражению Синесия, торгует речами, «как кондитеры - сластями». Корыстолюбие входит и внутрь храма Божия и делает Иерусалим как овощным хранилищем; дом молитвы превращает в дом торговли; торгует благодатью таинств и, как говорит Павел, благочестие считает промыслом. «Корыстолюбие властвует, и грабители расстраивают жизнь». Если отеческий Промысел Божий имел такое попечение о еврейском народе, то гораздо большее он имеет о народе христианском. Все благодеяния, какие только Бог оказал им, суть тени высших благодеяний, которые Он оказал нам; как небесная манна никогда не переставала питать евреев в пустыне, так у нас никогда не отнимается милость божественного промышления, и если мы не видим ее так, чтобы убедиться в ней с очевидностью, то причина этого - наша неблагодарность: подобно тому, как дождь совершенно не виден, когда падает на песок, так и богатая Божественная милость совершенно не видна, когда даруется неблагодарной душе. Мы нагими исходим от чрева матери, но податель всяческих благ Бог, одевающий и питающий от малого до великого, птиц небесных и животных земных, благоволит питать и одевать и нас, чад Своих, «ибо, - говорит Василий Великий, - у Бога ничего не оставлено без предусмотрена и попечения». Он знает, ч нужно нам и дает это безошибочно. Поэтому Он Сам внушает нам в святом Евангелии не иметь никакой заботы и попечения, а, довольствуясь тем, что имеем сегодня, не думать о завтрашнем. Какая блаженная жизнь! Без всяких забот, которые отравляют наши дни, надеяться только на Божественный Промысл, неизменно подающий всем достаточное! Но корыстолюбие не оставляет нас, побуждает делать то же, что сделали евреи в пустыне, именно: собирать сверх достаточного излишнее с помощью чрезвычайных усилий, постыдных замыслов и, как бывает очень часто, посредством грабительства и несправедливости, - заставляет нас нарушать праздники, освящать которые повелевает нам божественная заповедь; пропускать священные службы, которыми должно прославлять божественного Благодетеля, - выходить из Церкви, где именно мы и должны находимся, внимая страшному таинству и слову Божию. И в своем желании стать большими, чем каковы мы на самом деле, мы никогда не остаемся довольны тем, что нам дал, ни тем, какими нас создал Бог. Это наш праотеческий грех, который мы наследовали от нашего отца. Чем был Адам? Ничем до создания. А затем? Землей. Из земли он стал человеком, затем из человека был посвящен в царя всех подлунных тварей. Вся, говорит Богу пророк, покорил еси под нозе его (Пс.8,7). Чего больше мог желать Адам? Но разве он этим удовольствовался? Нет; тот Адам, который из ничего стал сначала землей, из земли - человеком, помыслил стать наконец и богом. Будете яко бози (Быт.3,5), сказал ему змий, и он поверил этому. О, безмерное корыстолюбие, начало и корень всех зол, за которое он справедливо потерял высшее блаженство земного рая! Человече, сыне Адамов! Из ничего Бог сотворил тебя человеком, богатым властителем; так будь же доволен тем, что тебе дал, каким тебя создал Бог! Но корыстолюбие не оставляет тебя - ты все хочешь большего. Так послушай. Как тот излишек манны, который евреи собирали сверх достаточного, портился и делался добычей червей, так и те излишние вещи, которые ты собираешь как сокровище, есть мерзость перед Богом, тлеют и разрушаются тысячью способов. И как в день субботы Бог не одождил манны, так и в день праздника Он не дает прибыли. Поэтому ты напрасно трудишься и строишь планы - этим только губишь свою жизнь и вводишь душу в грехи. Послушайте, все корыстолюбцы, что говорит вам Дух Святой устами пророка Исайи: Постав паучшный ткете и постав ваш не будет на ризу... дела бо ваши... дела беззакония (59, 5-6). Нет животного, которое работало бы так усердно и искусно, как паук; он губит себя, выделывая это нежное полотно, так как эта тонкая ткань выходит из его внутренностей; но ведь это полотно бесполезно, такой труд и искусство паука напрасны. Подобным же образом нет человека, который работал бы больше, чем корыстолюбец. Какой труд! Сколько путешествий, сухопутных и морских! Сколько забот о прибыли! Какая тщательность в замыслах и какая точность в расчетах! Он сохнет, истощается от забот и попечений и делает дело, но это - паутина, постав паучшный. И как из ткани паука нельзя сделать одежды, так и из дела корыстолюбца не может выйти никакой пользы. Постав ваш не будет на ризу. Почему же? А потому, что оно противозаконно и мерзко перед Богом. Дела бо ваши дела беззакония. Таким образом, существенное свойство корыстолюбия в том, чтобы желать более того, что достаточно и необходимо. «Корыстолюбие состоит в том, чтобы желать более того, что следует; корыстолюбца не радует приобретенное, но печалит недостающее». Какая несчастная, мучительная жизнь! Какая бессмысленная и суетная надежда! Человеку некоему богату, говорит сегодняшняя притча, угобзися нива; безмерно умножился на полях урожай, в виноградниках и масличных садах - плоды, в загонах - скот, так что ни амбары не вмещали обилия пшеницы, ни кладовые - всего вина и масла, ни овчарни - множества овец и волов. И мысляше в себе, глаголя: что сотворю, яко не имам, где собрати плодов моих? (Лк. 12, 17) Он размышлял сам с собой, говоря: что мне делать? Мне некуда собрать плодов моих, которые так умножились. Что сотворю..? Корыстолюбец, я тебе скажу, что делать: наполни прежние твои амбары, оставь в них необходимое и достаточное для тебя, удовлетвори все твои потребности, а то, что останется, раздели между бедными и нищими. Что сотворю.. ? Человек, то, что ты приобрел, есть не плоды твоих трудов, а дарования благодеющей десницы Вышнего; поэтому подражай милости благодетеля Бога. Бог явился так милостив к тебе, явись и ты милостивым к ближнему. Что сотворю..? - говоришь ты, богач, думая о том, куда сложить столько добра. Что сотворю..? - говорит и бедняк, думая о том, как прокормить своих несчастных детей. Тебя теснит излишек, его теснит нужда. Так окажи хотя бы эту справедливость в управлении хозяйством: из многого, что у тебя остается, утоли нужду этого бедняка в том, чего ему недостает. Нет, ты желаешь необходимого, желаешь и излишнего; один хочешь всего и, чтобы сберечь это, разорю, говоришь ты, житницы моя и болшыя созижду (Лк. 12,18), - разрушу прежние, малые житницы и построю другие, большие. Безумный, а если опять умножатся плоды твои, ты опять будешь разрушать и опять строить? Но что за нужда строить временные житницы здесь, на земле, если имеешь нетленные сокровищницы на небесах - руки бедных? В них сберегай свои плоды, и будешь иметь их вечно. Нет, соберу ту вся жита моя и благая моя (Там же). Я не хочу раздавать другим то, что Бог дал лично мне. Тогда я скажу душе моей: Душе, имаши многа блага, лежаща на лета многа; почивай, яждь, пий, веселися (Лк. 12,19) - душа, в яствах и питии успокойся теперь от трудов, утоли свое желание, ты имеешь много добра на многие лета. Теперь я понимаю, вот безрассудная и суетная надежда корыстолюбца, он надеется жить долго потому, что скопил много; он думает, что умножились и дни его оттого, что возросло его имущество; он воображает, что стал уже бессмертен оттого, что стал богат, - аз же рех во обилии моем: не подвижуся во век (Пс.29,7). Эта надежда в первые дни мира ввела в заблуждение первого корыстолюбца, великого и богатого властителя всех земных тварей, праотца Адама. Бог завещал Адаму и Еве не вкушать от древа познания, иначе, сказал Он, в тот день, когда вкусите, смертию умрете (Быт. 2, 17); а дьявол, который побудил их преступить заповедь Божию и вкусить, сказал им, что они не умрут, - не смертию умрете (Быт. 3, 4); Адам поверил дьяволу и не поверил Богу, и дал себя обмануть. Тот же самый дьявол и теперь шепчет на ухо властителям, богатым и алчным и говорит им, что они не умрут (не смертию умрете) , этим он будит в них надежду на долголетнюю жизнь и заставляет их говорить: Душе, имаши многа блага, лежаща на лета многа; не подвижуся во век. Но что за голос я слышу, как гром небесный? Это - глас Божий: Безумие, в сию нощь душу твою истяжут от тебе (Лк. 12, 20)! Богатый владетель, ты стоишь и размышляешь над бесчисленным своим добром, что с ним делать; ты мечтаешь о многих годах жизни и совершенно не помнишь о смерти! Безумный, глупый и бессмысленный! Не в этом году, не в этом месяце, не в эту неделю, а вот в эту самую ночь, в сию нощь душу твою истяжут от тебе. Ты умрешь через несколько часов. Христиане, ведь это возможно. Так какие же это надежды питал нынешний богач? Надежды глупые и суетные. Значит, он не знал, о чем говорил, когда мечтал о многом имуществе и долгих годах? Конечно. Разве богатые не умирают так же, как умирают бедные? Кто сомневается в этом? Царь Навуходоносор увидел во сне большое и высокое изваяние, у которого была золотая голова, серебряная грудь, медное чрево, железные бедра, а ноги частью железные, частью глиняные. Но не здесь заключается таинство, которое я исследую. Он увидел еще, что с горы сорвался камень, отсеченный невидимой рукой, который поразил это изваяние, ниспроверг его на землю и сокрушил, так что оно стало пылью, которую рассеял ветер, и самое место, на котором стояло то изваяние, трудно было узнать, - видел еси дондеже отторжеся камень от горы без рук, и удари тело... тогда сотрошася вкупе скудель, железо, медь, сребро и злато и бысть яко прах от гумна летня; и взят я премногий ветр, и место не обретеся им (Дан. 2, 34-35). Вот это и приводит меня в недоумение. Что ноги, которые были глиняные, сокрушены в прах, в том нет ничего удивительного. Но разбитая золотая голова не должна ли была превратиться в золотой песок, серебряная грудь - в серебряный песок, медное чрево - в медный песок, железные бедра - в железный песок? Так бы должно быть. Но в действительности и золото, и серебро, и медь, и железо - все одинаково стало пылью, как и глина. Да, вот это же делает и смерть. Она всех уравнивает, все одинаково становятся пылью, перстью, землей, пеплом: столько же глиняные ноги, т. е. бедные и нищие; столько же железные бедра, т. е. безродные и униженные, которых в мире не ставят ни во что; сколько и чрево медное, т. е. сильная юность и мужество, сколько и серебряная грудь, т. е. богатые, у которых много денег; сколько, наконец, и золотая голова, т. е. великие вельможи, знатные и гордые, которым воздается вся честь и слава мира. Все - персть, все равны: и бедные, и богатые - вкупе богат и убог (Пс.48, 3). Конечно, глуп и действительно безумен этот богач, который, имея много, надеялся жить долго, тогда как богатый может умереть так же, как и бедный. Душе, имаши многа блага, лежаща на лета многа. Несчастный, ты мечтаешь о долгих годах? Но ты не можешь быть уверен, что проживешь и один день. Разве для тебя не существует болезней, нет убийств, нет удушений, нет внезапной смерти и тысячи родов этой смерти? Но здесь мне представляется иное. Ты видел то великое и высокое изваяние? Что сокрушило его? Один камень. А видал ли ты руку, бросившую его? Нет, ибо отторжеся камень... без рук. Так незримо посылается удар от руки, которой не видишь (и ты не знаешь, гнев ли это Божий, коварство ли человеческое или превратность судьбы), и удар этот сокрушает и ниспровергает этого знатного вельможу, богатого и важного, этого раскрашенного идола, которому мы в заблуждении своем удивлялись и поклонялись. Господи, говорит Давид Богу о таковых, образ их уничтожиши (Пс.72, 20). И исчезло изображение, сокрушено это изваяние в пыль, и эту пыль развеял ветер. Это значит, что у богатых корыстолюбцев ветер - и заботы, ветер - и труды, и имущество; все рассеялось, развеялось и исчезло, как ветер. Больше того, исчезло и самое место, где оно было, - и место не обретеся им. Это значит, умер богатый, и память о нем совершенно похоронена -погибе память его с шумом (Пс.9,1), и не обретеся место его. Это слова Святого Духа. Вот такой конец, безумный корыстолюбец. Тако собирали себе, а не в Бога богатея (Лк. 12, 21). И когда я услышу о твоей смерти, а это должно случиться в сию нощь, приду начертать на камне, покрывающем твою могилу, следующую надпись, чтобы прохожие видели и смеялись над твоей глупостью: Се, человек, иже не положи Бога помощника себе, но упова на множество богатства своего, и возможе суетою своею (Пс.51,9). 2 Блаженный Павел, зная, какое тяжкое зло для людей корыстолюбие, что оно великое препятствие к спасению, ближайшая причина наших загробных мучений, пишет возлюбленному своему Тимофею следующее: А хотящий богатитися впадают в напасти и сеть, и в похоти многи несмысленны и вреждающыя, яже погружают человеки во всегубителство и погибель (Ним. 6, 9). Прошу вас, вникните в эти слова. Он говорит, что желающие обогатиться впадают в три великие бедствия: во-первых, в искушение; во-вторых, в сеть; в-третьих, во многие похоти. Впадают в искушение. Желающими богатства овладевает искушение говорить ложь, все во вред ближнему; искушение поклясться, искушение обидеть, искушение похитить и во многих случаях даже убить. Знает это, например, бедняк Навуфей, которого несправедливо побили камнями по приказу корыстолюбивого царя Ахаава, желавшего захватить его виноградник. Далее, корыстолюбие есть сеть, вполне годная на то, чтобы ею дьявол уловлял людей. Птица, раз попавшая в сеть, уже не может избежать рук птицелова; и душа, раз охваченная корыстолюбием, не может более спастись от рук дьявола. Причина в том, что большая часть достояния корыстолюбца нажита несправедливостью, а такая обида не прощается, если не будет возмещена; но возмещения никогда не бывает, стало быть, корыстолюбец всегда остается в сетях. Закхей был неправедный корыстолюбец, но как он порвал сети и спасся, и услышал драгоценные слова Иисуса Христа: Днесь спасение дому сему бысть (Лк. 19, 9)? Прежде всего он роздал бедным половину своего имущества - се, пол имения моего... дам нищим (Лк. 19, 8). Затем обиженному заплатил четверицею - аще кого чим обидех, возвращу четверицею (Там же); т. е. он возвратит одно - потому что он отнял у бедного, другое - потому что бедный потерял, третье - за то, что тот не имел выгоды, и четвертое - за то, что тот претерпел, страдая от бедности, голода, жажды и наготы. Но кто же так возвращает? Никто. И потому корыстолюбец остается в сети, в узах неправды. Значит, он не может быть прощен. Наконец, впадает во многие похоти. Море, принимающее в свои недра все воды рек, говорит ли когда-нибудь «довольно»? Никогда. Так и корыстолюбец никогда не довольствуется. Это то же, что болезнь есть и никогда не насыщаться, «ибо такова болезнь корыстолюбия, не знающая пределов для своей жадности», говорит богослов. Какого же рода страсти имеет корыстолюбец? Несмысленные и вредные, говорит Павел. До чего же они доводят? До погибели жизни и души. Яже погружают человека во всегубителство и погибель. Но я хочу спросить тебя, богач, как Бог спросил богача сегодняшней притчи, кому в конце концов будет принадлежать это богатство, которое ты нажил, ради которого ты погубил жизнь и ввел в грехи душу, - а яже уготовал еси, кому будет? (Лк. 12, 20) Я тебе скажу. Видишь ли то большое дерево, которое укоренилось глубоко в землю и подняло свою вершину высоко в воздухе, которое широко распрострело свои ветви и, одетое в зелень своей листвы, многих принимает под свою тень? Когда оно падет на землю и засохнет, всякий, кто хочет, рубит его и готовит дрова для огня по общей поговорке: «Всяк дровосек на готовый павший дуб». Дерево, глубоко укоренившееся в благополучии, это ты; поэтому ты и говоришь: во обилии моем... не подвижуся во век (Пс.29, 7). Ты, в гордости и надменности высоко поднимающий голову, широко распростирающий свою власть, цветущий в чести и славе и стольких имеющий под своим покровом. Когда ты падешь (и, конечно, ты падешь когда-нибудь, может быть, в эту ночь), тогда тот, о ком ты и не думаешь, «всяк дровосек», обрубит твои ветки, расхитит твое богатство; ты трудился для одних, а может быть, другой будет твоим наследником. Оставят чуждим богатство свое (Пс.48, 11). Таково решение Святого Духа. А яже уготовал еси, кому будет? Я тебе скажу: как та излишняя манна, которую сохранили евреи, испортилась и была съедена червями, так и это будет расточено со вредом или останется бесполезным. Кому будет? Я скажу: как камень сокрушил золото, серебро, медь, железо того изваяния и ветер их рассеял, так и то, что ты имеешь, разрушит внезапная перемена счастья и растратит по пустому. Кому будет? Я скажу: это или расточит какой-нибудь распутный наследник, или поглотит какой-нибудь хищный заимодавец, или разграбит лихой человек. Кому будет? Скажу тебе: это или потонет в море, или сгорит в огне. Кому будет? Скажу тебе одним словом: это не от неправды ли мамоны? Значит, она и будет твоим наследником. Она сама собрала это с таким старанием, сохраняла столько времени, она же когда-нибудь и расточит его в притонах порока, на пиршества, на игры, - вот каков будет плод твоего корыстолюбия! Тако собирали себе, а не в Бога богатея! Марфо, Марфо, печешися и молвшии о мнозе, едино же есть на потребу (Лк. 10, 41-42). Богатый, ты заботишься и думаешь о том, что сотворю..? И это о вещах, о которых ты не знаешь, кому будет. Заботиться должно об одной только вещи - только об одной, говорю я тебе: о душе, о душе! Оглавление Слово на Евангелие от Луки. О наследовании вечной жизни Учителю благий, что сотворив живот вечный наследствую? (Лк.18,18) Опять богатый, и притом богатый, который говорит также с недоумением, что сотворив... Где богатство, там и волнение от забот и попечений, там размышления запуганной души, там колебания угнетенного сердца. Что сотворю, говорил богатый в притче прошлого воскресенья, не зная, куда собрать свои плоды, которые в изобилии уродила его нива. Что сотворив, говорит и сегодняшний богач, спрашивая о том, как наследовать вечную жизнь. Тот был уверен, что проживет долго, и заботился только о том, чтобы собрать больше, дабы достало богатого состояния на все дни его жизни; этот уже имеет много накопленного и заботится о долгой жизни, чтобы при богатом имуществе не прекратились дни его жизни. Тот уже, наверное, рассчитывает, а этот еще только желает жить вечно. Что сотворив живот вечный наследствую? Тот любил богатство, а этот любит жизнь. И тот, и этот одинаково несмысленны, ибо одинаково неразумно: веря в вечность жизни, желать и вечности богатства; так и наоборот: веря в вечность богатства, желать и вечности жизни. Учителю благий, что сотворив живот вечный наследствую? Он желает узнать какой-либо путь к вечной жизни в этом мире. Он был очень богат - бе... богат зело (Лк. 18, 23), поэтому захотел сделаться и бессмертным; услышав, что Христос творит много чудес, он поверил, что может сотворить и это, именно, что Тот, Кто воскрешает мертвых, еще легче мог сделать так, чтобы живые не умирали. Святой Феофилакт так объясняет это: «Он подходит к Иисусу, желая узнать о вечной жизни; ибо он думал, что Иисус предложит ему способ, посредством которого он будет вечно жить, наслаждаясь обладанием имений как любящий богатство». И это, говорит он, потому, что нет живого существа, которое было бы привязано к жизни больше, чем любой богач: «Ибо никто так не любит жизнь, как корыстолюбивый человек». Но, христиане, рассчитывать на вечную жизнь здесь, на земле, есть крайнее неразумие. Кто это из земнородных не умер или когда-нибудь не умрет? Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти? (Пс.88,49). Нет другой вечной жизни, христиане, кроме той, которой мы будем жить в раю; поэтому, если какой-нибудь богач действительно захочет узнать, что должно ему сделать для унаследования такой вечной жизни, я сегодня хочу ему показать надежнейший к тому путь. Итак, пусть он послушает меня. 1 Высочайший Промысел Божий, который весом, мерой и числом строит и премудро управляет всем, весь род человеческий разделил на две части: на богатых и бедных. Это было необходимо для того, чтобы в силу обоюдного обмена сохранялось человеческое общежитие. Если же в этой временной жизни состояние богатых, по-видимому, резко отличается от состояния бедных, то что касается иной, вечной жизни, там, по цели Божественного Промысла, состояние тех и других одинаково - вкупе богат и убог (Пс.48, 3). Бог направил богатых по одному пути, бедных - по другому; богатых - по пути широкому и видному, бедных - по узкому и скромному. Однако Он хочет, чтобы и те, и другие, каждый своим путем, пришли к одной цели, т. е. к вечной жизни. Богатые - добрым употреблением своего богатства, бедные — терпением в бедности. Те - через милостыню, эти - через терпение. Вкупе богат и убог. «Ужели несправедлив Бог, неравно разделяет нам необходимое к жизни, - говорит очень мудро Василий Великий, - ибо для чего ты живешь в богатстве, а тот в бедности? Это во всяком случае для того, чтобы ты получил мзду за полезное и верное употребление имущества, а тот за терпение был почтен великими наградами» (беседа на разорю житницы) Посмотрите, там, на лоне Авраамовом, бедный Лазарь. Вы видите и богатого, Авраама, и бедного Лазаря, оба они блаженствуют одинаково. Значит, спасаются не только бедные, но и богатые; трудность для богатых заключается лишь в том, чтобы употребить богатство согласно намерению Божию, именно: с добротой, с милостью и верностью в домоправлении. Трудность великая, поэтому Бог и говорит о сегодняшнем богаче: Како неудобь имущий богатство в Царствие Божие внидут (Лк.18,24). Намерение Бога, с которым Он дал богатство тебе, о человек, состоит в том, чтобы ты для себя имел достаточное и необходимое, а от избытка раздавал бы и бедным. Бог даровал тебе столько благ, чтобы ты был хорошим их управителем. Блаженный Петр говорит так: Кийждо якоже прият дарование... яко добрии строителие различным благодати Божия (Шетр. 4, 10). Бог тебе даровал много, а иному мало или даже ничего, дабы ты своим излишком восполнил его недостаток. Блаженный Павел так говорит: Да... онех избыток будет в ваше лишение (2Кор. 8, 14). Бог сделал тебя богатым, а его бедным - и сиротой, чтобы ты стал покровителем бедного и помощником сироты. Так говорит Святой Дух в псалмах: Тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник (9, 35). «Бог не имеет, — говорит великий Златоуст, - ничего более честного и драгоценного, чем бедный человек, и его-то Он передал тебе на попечение. Он поручил тебе содержать то, что для Него честнее небес» (14 беседа на Послание к римлянам). Чего же более? Сам Христос называет бедного братом и заявляет, что все сделанное для какого-нибудь бедного, делается для Самого Христа: Понеже сотвористе единому сих братии Моих менших, Мне сотвористе (Мф. 25,40). Подумай, как ты обязан заботиться о нем, наблюдать за ним, содержать его. Поэтому блажен разумеваяй на нища и убога (Пс.40, 1). Если бы местность по соседству с тобой, где ты живешь, была безводна и иссушена и не имела воды для питья соседям и если бы Бог восхотел явить тебе особую любовь и в твоем дворе открылся бы многоводный ключ, что бы ты сделал, чтобы явиться благодарным к твоему Благодетелю? Пей из этого ключа сколько хочешь, но позволь пить и жаждущим соседям. Эта вода не есть твое приобретение и не твой труд, а дар и милость Бога; вода обильна, ее хватит на удовлетворение нужд твоего дома; ее достаточно, чтобы напоить твой скот и полить твои сады. А задерживать воду так, чтобы она без пользы скапливалась в ямах или вытекала из твоего двора, вытекала напрасно и утекала в море в то время, как твои соседи сгорают от жажды, не имея ни капли воды, - разве это не есть отвратительное бесчеловечие? Равным образом, твои соседи, ближние, сограждане, собратья твои, христиане, бедны, лишены необходимого; и если Бог восхотел одождить на тебя Свою милость, ниспослать на дом твой блага Авраамовы, ты что делаешь, чтобы явиться достойным и благодарным за такую милость Божию? Удержи из этих благ, сколько пожелаешь, но дай одну частицу и бедным; будь милосерд к другим, как и Бог милосерд к тебе. Твое богатство велико, его достанет на содержание твоего дома по твоему состоянию и даже останется для обогащения твоих слуг. Но чтобы твое богатство оставалось спрятанным без всякой пользы в сокровищнице или - еще хуже - текло, как вода, и расточалось на тщетные и бесполезные расходы и чтобы в то же время из того многого, что остается, ни один бедняк не имел ни малейшей части?! На твоих столах будут оставаться яства, так что и псы твои будут насыщаться, а твои соседи будут сохнуть от голода? В твоих сундуках будут тлеть две, три перемены платья, а какая-нибудь вдова, обремененная сиротами, будет дрожать от холода? Ты будешь расточать на свои постыдные страсти столько подарков, столько денег, а нищий стеснен будет нуждой? Разве это не беспримерное жестокосердие? Нет, нет, не таково намерение Божие. Бог хочет, чтобы из источника воды пили и твои соседи, чтобы от твоего большого богатства содержались и бедные. Тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник. «Богатство должно быть употреблено на домоправление, а не для наслаждения», - говорит Василий Великий. Это значит, что богатство предназначено служить не только твоему наслаждению, но и содержанию других. Как только рождается младенец, Бог совершает чудо и умножает для него молоко в груди родившей. Для чего это? Для того, чтобы она дала его неразумному младенцу, который ниоткуда не имеет другой пищи. А если она задержит молоко и не даст, смотрите, какое она делает зло! Младенец умирает, а причиной этому - сама жестокая мать, не давшая ему груди. Такое молоко для бедных есть богатство, данное Богом, как Отцом и защитником бедных, тебе, о человек, чтобы ты их кормил и содержал. Тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник!. Если ты удерживаешь богатство из скупости, смотри, какое ты делаешь зло: этот бедняк умирает от голода или холода, ибо нет у него ни пищи, ни одежды; та бедная девушка впадает в блуд, потому что нет у нее приданого для замужества; сирота вынужден украсть, так как ему нечем заплатить долг, - а ты не оказал никому из них необходимой помощи. Продолжу сравнение. Молоко матери тем более умножается, чем больше дается; а удержанное - засыхает и пропадает. «Таково же и свойство богатства, - говорит Василий Великий (беседа на разорю житницы), - когда оно лежит, то бывает бесполезно, а когда движется и переходит из рук в руки, то общеполезно и плодоносно». Чем больше даешь, тем больше умножается то, что даешь. Ты даешь одно, а Бог с другой стороны воздает тебе сторицей, и это - чудесный плод милостыни. Вдова из Сарепты Сидонской во время великого голода в окрестностях, имевшая только горсть муки и немного масла, достаточного ей на пропитание только на один день, какое благо получила за милосердие, которое оказала, напитав пророка Илию! Мука и масло, которыми она поделилась, никогда не кончались; то немногое умножилось и сделалось неоскудевающим. Водонос муки не оскуде, и чванец елеа неумалися (ЗЦар. 17, 16). Горе, если ты станешь удерживать богатство! Оно пропадет и рассется по праведному Божию попущению. У другой вдовы во времена Елисея оно умножалось, пока та разливала его по сосудам; когда же сосуды наполнились, оно остановилось - и ста елей (4Цар. 4, 6). Это значит, пока имущество раздается по рукам бедных, дотоле оно умножается, а если не раздается, оно тает в руках. «Пока богатство лежит, оно бесполезно, а когда движется и переходит из рук в руки, общеполезно и плодоносно». Отговорка, что хочешь удержать имущество для содержания твоей семьи, не имеет силы, потому что не для этого только Бог дал тебе имущество. По зависти вавилонских вельмож Даниил был брошен в ров львиный. Прошло шесть дней, как он не ел, и Бог, имевший о нем попечение, послал в Иудею ангела к Аввакуму, который нес на свою ниву в корзине хлеб на обед своим жнецам. «Остановись, Аввакум, - сказал ему ангел, - Бог повелевает тебе нести эту пищу в ров вавилонский, куда брошен Даниил». С этими словами берет его за темя, переносит в Вавилон и ставит его над рвом, где Аввакум и воскликнул: «Даниил, раб Божий, прими эту пищу, которую послал тебе Бог» (см.: Дан. 14, 37). В этом случае не имел ли законного основания Аввакум сказать ангелу: «И у меня жнецы ожидают обеда, а ты мне велишь отнести его Даниилу? Это хлеб для моих работников, а его будет есть какой-то чужой человек? А те, которые обрабатывают мои нивы, что станут есть?» Но он не сказал этого; Бог повелел ему идти напитать заключенного, голодного, и он сделал это без всяких отговорок. О, сколько есть таких заключенных, сколько таких голодных, как Даниил! Сколько таких, которые не имеют даже насущного хлеба, сколько обремененных долгами, сколько дрожащих от наготы! Бог повелевает тебе заботиться о них и питать их тем, что имеешь. Тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник! После этого можно ли еще отговариваться? Всесильный Бог, конечно, мог устроить так, чтобы Даниил не подвергся такому злоключению; Он мог пропитать Даниила в этой нужде небесной пищей, а не хлебами Аввакума, но Его высочайшему Промыслу угодно, чтобы, когда один утеснен, другой шел ему на помощь; чтобы нищий был в нужде, а ты, богатый, помогал ему. Для чего так? Для великого блага того и другого, чтобы бедный получил венец за свое терпение, а ты, богатый, - награду за милосердие; «чтобы ты получил мзду за полезное и верное употребление имущества, а тот за терпение был почтен великими наградами». Итак, ты обязан давать. А чтобы ты умел давать, держись такого правила: во-первых, давай там, где следует; во-вторых, давай сколько следует; в-третьих, давай как следует; в-четвертых, давай когда следует. Другими словами, принимай в соображение и личность, и меру, и образ, и время даяния. Во-первых, давай куда следует. Один мудрец, желая весь отдаться любомудрию, чтобы не иметь никакой заботы, все свое имущество бросил в море. Что за неразумный мудрец! Не лучше ли было дать его родственникам или друзьям? Еще неблагоразумнее оказался Ксеркс, царь Персидский. Он любил один платан и поливал его благовонными водами, а ветви украшались жемчугом и драгоценными камнями. Не лучше ли было оказать такого рода благодеяние своим солдатам, советникам или другим достойным из придворных? Так же неразумно дарить что-либо великому вельможе, который не имеет в этом нужды; это то же, что бросить в море. Далее, благодетельствовать неблагодарному и непотребному то же самое, что благодетельствовать бесчувственному дереву; здесь ты даешь куда не следует. Дважды евреи жертвовали свои сокровища: один раз, когда их жены принесли свои золотые украшения и расплавили их на огне, чтобы вылить золотого тельца, сделанного Аароном; в этом случае евреи дали не туда, куда следует, потому что, жертвуя их на идола, они посвятили их дьяволу. Второй раз, когда принесли все свои золотые, серебряные и медные вещи на устройство жертвенника и все свои дорогие и лучшие одежды на облачения священников; в этом случае евреи дали куда следует, потому что, жертвуя их на священнослужение, посвятили их Богу. Теперь, когда ты даешь, даришь, тратишь, расточаешь на свои прихоти, на идолов своих страстей, на пиршества, на игры и, что еще хуже, на удовлетворение неутомимого сребролюбия, на угождение блуднице и прелюбодейке, ты даешь куда не следует, ибо даришь их дьяволу. А когда даешь на святилище, т. е. на устроение церкви, на священные облачения иереев, когда ты даешь на прокормление бедного семейства, на приданое бедной девушке, на выкуп раба, на пропитание сироты, ты даешь куда следует, ибо приносишь это в дар истинному Богу. Во-вторых, давай сколько следует. Однажды мудрец попросил у царя Антигона один талант. Тот ответил, что это очень много для мудреца; в другой раз он попросил у него два динария, и тот сказал ему, что это очень мало для царя, и, таким образом, не дал ему ничего. Наоборот, Александр, когда какой-то бедный воин просил его об одной очень незначительной милости, подарил ему целый город. Бедняк был поражен таким чрезмерным подарком. «Это очень много для солдата», -сказал он. «Да, - ответил ему щедрый царь, - но это не много для Александра». Я порицаю Антигона за то, что он не дал мудрецу даже двух динариев, но не одобряю и Александра, так как простому солдату он подарил слишком много. Должно давать сколько следует, т. е. смотря по человеку и нужде; и это вполне справедливо: двух динариев, поданных нищему, достаточно для покупки насущного хлеба, но недостаточно для содержания какого-нибудь разорившегося вельможи или на приданое бедной девушке. Когда земля жаждет, мало нескольких капель воды: сильный и обильный нужен дождь. Смотря по нужде должна быть и помощь, а с другой стороны, по силе должна быть милость. Богач пусть подает много, а бедняк мало; но знайте, что они оба имеют одинаковую награду, ибо Бог взирает не на количество, а на произволение. Убогая вдовица положила две лепты в сокровищницу храма, куда другие, люди богатые, приносили золото и серебро; но Христос похвалил больше приношение вдовицы: Вси... от избытка своего ввергоша; сия же от лишения своего вся, елика имеяше, вверже, все житие свое (Мк. 12, 44). Мы можем отпереть двери золотым ключом, можем - железным и даже деревянным; равным образом, богатый с помощью червонца, а бедный - динария одинаково могут отпереть двери рая. В-третьих, давай как следует. Прежде всего с приветливым взором, от доброго сердца, а не с сожалением и как бы поневоле. Не от скорби, ни от нужды; доброхотна бо дателя любит Бог (2Кор. 9, 7). Что за благодеяние дарить и поносить, оказывать милость и стыдить? О христианин! Если бы только знал ты, кто тот, который просит у тебя кусок хлеба и ничтожной помощи! Вспомним, что сказал Господь самарянке: Аще бы ведала еси... Кто есть глаголяй ти: даждь Ми пити (Ин. 4,10). Это - Сам Бог в образе бедного человека. Так говорит божественный Златоуст: «О, как велико достоинство бедности! Она делается прикровением Бога: за бедными стоит Бог, и поэтому простирает руку нищий, а принимает Сам Бог». Кто дает милостыню бедному, тот одолжает Бога, - милуяй нища взаим дает Богови (Притч. 19, 17). Подумай, с какой радостью должно это делать. Затем, подавай с отверстой рукой, т. е. щедро. Подобно тому как сеятель не по зерну бросает семена на землю, а разбрасывает их целой горстью, так поступает и тот, кто дает как должно, по слову Давида: расточи, даде убогим; правда его пребывает во век (Пс.111,9). Как посеешь, так и пожнешь. Сеяй скудостию, скудостию и пожнет; а сеяй о благословении, о богословении и пожнет (2Кор. 9,6). При раздаянии милостыни пусть твоя левая рука не знает, что делает правая; по слову Христа: Тебе же творяшу милостыню, да неувесть шуйца твоя, что творит десница твоя (Мф.6, 3). Этим, конечно, Он хочет сказать, что милость нужно оказывать тайно, так, чтобы одна рука не знала, что делает другая. Хорошо; но это имеет и другой смысл и обозначает еще, что, когда одна рука дает, другая не должна ничего знать, чтобы и она давала, и, таким образом, будут давать обе, т. е. щедро. Наконец, давай когда следует. Это самое важное; давай теперь, в этой жизни, не ожидая смертного часа. Тогда будешь милостив поневоле, тогда ты все оставляешь, так как не можешь ничего унести с собой в могилу. Теперь, пока ты живешь, делай добро, чтобы оно было добром по произволению и имело совершенную награду. «Хороша, - говорит божественный Златоуст, - милостыня и в смертный час, но в течение жизни она лучше». И при последнем издыхании можно воздать Богу благодарение; но еще лучше и имеет большее значение, если кто при жизни помогает нищим! Какая награда от Бога! Какая похвала от людей! Какая радость в совести! Какое веселье сердцу! При жизни видеть сироту, который от твоей милостыни преуспевает, девицу, которая с твоей помощью вышла замуж, видеть несчастного, который поправился благодаря твоей поддержке! Когда же ты думаешь сделать завещание? Не тогда ли когда будешь при последнем издыхании и нетерпеливые наследники преждевременно придут закрыть тебе глаза, чтобы растащить твое имущество? А если и сделаешь, уверен ли, что наследники выполнят твою волю? Ошибаешься! Когда ты был жив, ты не доверял им своего богатства; как же по смерти доверишь им свою душу? Умершие богачи, если возможно, встаньте из гробов ваших, и я предложу вам только один вопрос. Чтобы обогатить своих наследников, вы согрешили. Если бы Бог даровал вам один час жизни, чтобы сделали вы? Конечно, вы в тот же день своими собственными руками роздали бы остальную милостыню, которая еще уцелела, и именно в двойном и тройном количестве, чтобы умилостивить правду Божию. Вот ты спрашиваешь: Учителю благий, что сотворив живот вечный наследствую? Я тебе отвечаю: давай, и давай где следует, давай сколько следует, давай как следует, давай когда следует, и будешь иметь сокровище на небесах, вечную жизнь, Небесное Царство. Чего тебе еще нужно?
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar