Меню
Назад » »

Святитель Илия Минятий / Поучения на воскресные дни и похвальные слова на Богородичные праздники (2)

Слово в неделю пред Рождеством Христовым (второе) Книга родства Иисуса Христа (Мф.1,1). Иоанн Богослов в своем божественном Откровении видел сидящего на престоле высоком и вознесенном великого Бога, державшего в Своей деснице книгу поистине чудную, исписанную извнутри и извне и запечатанную семью печатями, - и видех в деснице Седящаго на престоле книгу написану внутрьуду и внеуду, запечатану седмию печатию (Откр.5,1). Книга в деснице Божией по таинственному духовному знаменованию есть от века Богописаная книга таинственной присносущной Премудрости, исписанная извнутри, так как содержит существенные тайны, внутренне присущие Самому Богу, и извне, так как вмещает прочие тайны, домостроительные, совне касающиеся твари. Книга запечатана семью печатями, т.е. совершенно незрима и непостижима. Первая печать запечатлевает и сокрывает несознанную сущность и безначальную природу Бога, Высочайшее Бытие, Бытие Само в Себе и источник бытия. Вторая печать запечатлевает и сокрывает три ипостаси этого единого Существа и природы - Троицу Единицы, Отца и Сына и Святого Духа - Единого Бога. Третья - предвечное происхождение этих Божественных Лиц, именно: рождение Сына и исхождение Духа. Четвертая - приведение всех телесных и бестелесных тварей из ничего в бытие. Пятая - вочеловечение Божественного Слова во времени. Шестая - страдание, смерть и воскресение сего вочеловечившегося Слова. Седьмая - будущую жизнь, блаженство в раю в награду за добрые дела и наказание в аду в воздание за злые. До воплощенного домостроительства все это было тайной запечатанной, все было сокровенно в глубине Божественного молчания и посему было неведомо и незримо не только для людей, часть которых была помрачена заблуждением идолопоклонства, каковы были язычники, а часть погружена в сень закона, как евреи, но и для самых бестелесных духов. Поэтому говорит Иоанн: Никтпоже можаше ни на небеси, ни на земли, ниже под землею, разгнути книгу, ниже зрети ю (Откр.5, 3). Открыть ее и разрешить печати на ней мог только Лев от колена Иудина, Корень Давидов - Единородный Сын и Слово, Который, став плотью и вселившись в нас, открыл сокровенное, изъяснил неизреченное. Разрешил первую печать - и люди тотчас познали Единого Бога; разрешил вторую - и познали Бога Трииспостасного. Разрешил третью - и познали Бога, Отца Сыновня и Изводителя Святого Духа. Разрешил четвертую - и познали Бога, Творца всего. Разрешил пятую - и познали Бога, соделавшегося человеком. Разрешил шестую - и познали Бога, плотью пострадавшего, умершего и воскресшего. Разрешил седьмую - и познали Бога Судию, ублажающего праведных и карающего грешных. Таким образом, эта запечатанная книга Сидящего на престоле стала книгой родства Иисуса Христа, откровением таинств и исполнением обетовании. Учение Святого Духа, воспитание к богопознанию, любомудрие веры, наука вечной блаженной жизни - вот Книга родства Иисуса Христа. Эту книгу, содержащую одну и единственную мысль, именно о рождестве Иисуса Христа, я хочу, благочестивые слушатели, сегодня прочесть с вами и объяснить, чтобы, по возможности, решить два вопроса: во-первых, как произошло такое рождение, а во-вторых, почему оно произошло; другими словами, то, каким образом Бог стал человеком, и цель, с которой Он стал им. Это для того, чтобы в одном мы познали беспредельную премудрость Божию и всемогущество, а в другом - беспредельную благость и любовь Божию. 1 . Великое таинство домостроительства о воплощении, как наиболее высокое, благородное и совершенное дело творческой Божественной премудрости и силы, было предуставлено и предусмотрено раньше всего другого всеведущим умом Божиим. Бог, прежде чем предопределить творение ангелов или человеков, или какой-либо другой твари, в предвечном совете уже предопределил воплощение Божественного Слова. Поэтому воплощение Божественного Слова в Священном Писании называется началом путей Господних, а Само воплощенное Божественное Слово - Перворожденным всея твари. Эта ипостасная Премудрость Божия говорит о Себе в 8-й главе Притчей: Господь созда Мя начало путий Своих в дела Своя, прежде век основа Мя (22-23). И блаженный Павел в первой главе Послания к колоссянам, беседуя об Иисусе Христе, говорит: Иже есть образ Бога невидимого, перворожден всея твари (15). Все это священные учители изъясняют в том смысле, что оно относится к Иисусу Христу, но не по Божеству, так как Он, как Бог единосущный и соприсносущный Отцу, ни сотворен Богом, ни есть первое из творений, как богохульствовал Арий, а по человечеству, которое именно прежде всякой другой вещи и предузрел Бог, как начало Его вечных Божественных определений, как первое из всех творений. Так объясняют Афанасий Великий в III и IV слове против ариан, Кирилл Александрийский во II книге «Сокровищ» (главы IV, VI и XI), божественный Августин в I книге о Троице (глава XII). И совершенно понятно, что домостроительство о воплощении было предопределено Богом прежде всех дел, ибо, говорят церковные богословы, домостроительство о воплощении прославляет Бога больше, чем все другие дела Божий. Все вместе люди, все вместе ангелы не в силах воздать Богу такую славу, какую воздает Единый Богочеловек - Слово, Который поэтому, обращаясь к безначальному Отцу своему, говорит: Аз прославих Тя на земли (Ин. 17, 4). Существует мнение некоторых церковных учителей, что эта тайна, хранимая в сокровищнице Божественного Совета, как драгоценнейшая жемчужина, на небесах, была явлена в начале веков через откровение, дабы ангелы увидели и удивились чудеснейшему делу Божественной Премудрости. В этом именно денница нашел повод к тому, чтобы позавидовать ипостасному единению Бога с человеком и, возгордившись своим превосходством, сказать в своем сердце, что я, именно я, первый из серафимов, небесный и бесплотный, достоин такой чести, а не человек, телесный и земной, я буду подобен Вышнему (Ис. 14, 14). И, таким образом, как молния, ниспал с небес. Это решительно утверждает Максим Исповедник в 42-м вопросоответе, согласуясь с мнением Назианзена, который говорит: «Зависть помрачила денницу, ниспавшего по гордости, ибо он, будучи божественным, не стерпел, что его не признали Богом». Но наконец, егда... прииде, говорит Павел, кончина лета, посла Бог Сына Своего (Гал. 4,4). Какое это было время, по исполнении которого Бог от века определил совершиться этому домостроительству о воплощении? В шесть дней Бог создал мир; в первый Он создал свет, во второй - небесную твердь, в третий - землю, в четвертый -солнце, луну, звезды; в пятый - всех животных и в шестой - человека. Как мир был сотворен в шесть дней, точно так же под руководством естественного и писаного закона он пережил шесть периодов; равным образом как в каждый из шести дней было создано по одному новому творению, так в каждый из шести периодов происходило какое-нибудь выдающееся событие. Первый период Адама - и совершилось миротворение; второй период Ноя - и произошел потоп; третий период Авраама - и получило начало обрезание; четвертый период Моисея - и дан был закон; пятый период Соломона - и построен был храм; шестой период Ирода - и прекратилось Иудейское царство. В его-то время и родился Христос во исполнение пророчества Иакова: Не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная Ему, и Той чаяние языков (Быт. 49, 10). Так и подобало, ибо, как в шестой день был создан человек, так в шестой период надлежало быть воссозданным тому же самому человеку. В шестой день создан ветхий человек, и в шестой период - Новый; ветхий — передавший смерть всем живущим, Новый - пришедший даровать жизнь всем умершим. Тот - отец по естественному рождению, этот - Отец по духовному возрождению; тогда и был создан человек по образу и подобию Божию, теперь воплощается Бог и бывает по подобию и зраку человеческому. Но тогда человек получил образ и подобие Божие только по причастию и благодати, теперь Бог получает зрак и подобие человека по естеству и по ипостаси. Но здесь, в рождении древнего и Нового Адама, человека и Бога, заключается предмет, достойный нашего созерцания. Когда был сотворен Адам, Бог сперва украсил небо всем светом звезд, землю - всем разнообразием цветов и растений; создал к тому же рай сладости и объявил Адама царем творения; когда же родился Христос, Единородный Сын и Слово Божие, Бог сперва определил этому быть ночью, в пещере и яслях; во-вторых, Тот, Кто родился, был Наследник царства Давида, Избавитель мира, Мессия, о Котором предрекали пророки и Которого столько веков страстно чаял израильский народ. И однако Его рождение вместо того, чтобы тотчас быть провозглашенным всему израильскому народу или даже всему Иерусалиму, по крайней мере архиереям, старцам и начальникам города, - это столь великое событие остается тайным, о нем не знает почти никто, за исключением тех немногих пастырей, которым открыл его ангел. Так славно и открыто было творение человека, которое зрели небо и земля, и так сокровенно и безвестно было рождество Христа, которое совершилось ночью в какой-то пещере. И таково рождение Бога, пришедшего спасти человека?! Да. Вот посему-то пусть рождество Христа будет насколько возможно сокровенно, пусть будет почти неизвестно миру, пусть кажется, что Сей Рождающийся не есть небесный Царь славы, он самый бедный, униженный человек земли, дабы дьявол был введен в тем большее заблуждение. Пусть он считает Его теперь простым человеком, чтобы впоследствии познать в Нем Вышнего Бога, что с ним и случилось, когда он, как говорит божественный Златоуст, прият тело, и Богу приразися; когда прият, еже видяше, и впаде, во еже не видяше. О, глубина богатства, премудрости и разума Божия! (Слово на Светлое Воскресенье). Но как Бог стал человеком, Слово стало плотью, Безначальный получил начало? Хоть это и есть иудеем... соблазн, еллином же безумие (1Кор. 1, 23), однако оно - догмат нашей православной веры, более того - все основание веры, которая учит нас, что поистине Слово плоть бысть и вселися в ны (Ин. 1, 14); учит нас, что воплотилось Слово, второе Лицо Святой Троицы, а не первое, Отец, или третье, Святой Дух. Во-первых, так как грех уничтожил в человеке образ Божий, с человеком надлежало соединиться Сыну, Который есть Слово (Разум), чтобы разрешить неразумие, в которое впал человек, когда вследствие греха приложися скотом несмысленным и уподобися им (Пс. 48, 21). В-третьих, потому что, как говорят ученые, рожденность есть свойство не Отца, Который не рожден, и не Святого Духа, Который исходит, а Сына, Который потому и называется Сыном, что рождается, подобало родиться Сыну, чтобы был Один и Тот же, Кто теперь рождается один раз и всегда рождается предвечно. Рождение произошло таким образом, что ни Бог не превратился в человека, ни человек - в Бога, но Бог воплотился, пребывая Богом, и человек обожился, пребывая человеком, и Тот, Кто был совершенный Бог и совершенный человек, есть Единый Иисус Христос. Наша вера научает нас, что в единой только ипостаси Божественного Слова соединились две природы, каждая со своими свойствами. Одна ипостась, которая, однако, не сливает двух природ - божественной и человеческой; две природы, которые, однако, не разделяют единой ипостаси. Тогда как в таинстве Святой Троицы мы веруем в единство природы и троичность лиц, здесь, в тайне домостроительства воплощения, мы совершенно отличным образом веруем в единство лица и двойство естеств. Вера научает нас, что это единение естеств стало ипостасным, т. е. Один и Тот же (в силу двух естеств) Богочеловек есть Единое и То же (в силу одной ипостаси) Божественное Слово, исповедуемое нами из двух естеств и в двух естествах, как богословствует Афанасий Великий, неслитно, непреложно, нераздельно, не как богоносный человек, а как плотоносец Бог. Вера научает нас, что это Божественное Слово восприяло от той же Девы истинное тело, но, конечно, совершенное. Восприяло душу, но и душу совершенную, т. е. с разумом и волей. «Вместе плоть, - определяет посланием Софрония святой Шестой Вселенский Собор, - вместе плоть - и плоть Бога Слова; в одно и то же время одушевленная и разумная плоть и одушевленная разумная плоть Бога Слова». Вера научает нас, что Слово рождается от Девы, именно неискусомужной, главным образом потому, что Тому Единородному Сыну, Который рождается вне времени от Единого Отца на небесах, подобало родиться во времени от единой Матери на земле, чтобы у Единого Сына был Единый только Отец так же, как и единая только Мать. О, глубина богатства (повторяю) и премудрости и разума Божия (Рим. 11, 33). Это первая глава предмета, который содержит книга родства Иисуса Христа, - именно образ, посредством которого Бог стал человеком. Друга глава исследует вопрос, почему Он стал человеком. Здесь опять открывается бездна странных чудес, яко Христос Иисус, говорит Павел, прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз (1Тим. 1, 15). Велико это чудо, христиане, что Бог стал человеком! Здесь открывается беспредельная Божественная премудрость и сила. Еще большее чудо, что Бог стал человеком, чтобы спасти человека; здесь открывается беспредельная Божественная благость и любовь. Человек, вследствие Адамова преступления, отступил от Бога, стал чадом гнева Божия, рабом греха, пленником дьявола, наследником вечного мучения. Для человека не было посредника, чтобы примирить его с Богом; для человека были заключены врата Небесного Царства, была потеряна надежда на спасение. Бог сжалился над созданием рук Своих, сошел Сам на землю, воплотился, чтобы спасти этого человека, т. е. показать ему путь к спасению, открыть ему врата Царства Небесного, соединить его с Богом и Отцом, избавить его от рабства греху, от плена дьявольского, от вечных мучений - прииде... Сын Человеческий (взыскати и) спасти погибшаго (Мф.18,11). Вот цель домостроительства воплощения. Здесь церковные богословы недоумевают. Разве, говорят они, Бог для спасения человека не мог послать другого человека в духе и силе, как для спасения евреев Он послал Моисея? Нет, отвечает Василий Великий при объяснении 48-го псалма: Брат не избавит, избавит ли человек? не даст Богу измены за ся, и цену избавления души своея (8-9); другими словами, человек, какими бы дарованиями и добродетелью он ни обладал, не может выплатить цены, достаточной для искупления только своей души, а тем менее - душ всех людей. А если бы Бог послал ангела? Тоже нет, ибо ни человек, ни ангел, с их тварной природой и, следовательно, ограниченной силой, не могут понести бремя, выплатить греховный долг, который беспределен; в этом случае должен был сойти Сам Бог, сила Которого беспредельна. Согласимся, что должен прийти Бог; но если Он хотел соединиться с тварной природой, то выбрал бы лучше ангельскую, более благородную, чем человеческая. Нет, говорит Павел: Не от ангел бо когда приемлет, но от семене Авраамова приемлет (Евр.2, 16). Надлежало спасти человека, и потому человек и должен был искупить его. Это было необходимо и для того, чтобы дьявол, побежденный природой, которую раньше победил, был еще более посрамлен, чтобы тот, кто некогда соблазнил человека, будто желая сделать его Богом, сам был введен в заблуждение, видя Бога, ставшего человеком. Но как Всемогущий Бог создал нас одним словом, разве не мог Он так же одним словом спасти нас и, не воплощаясь, разрешить наш долг? Не мог ли простить нам наши грехи? Мог, отвечают Афанасий Великий в 3-м слове против ариан и Августин в XIII книге о Троице; всеконечно - мог: воли бо Его, как говорит Павел, кто противитися может (Рим. 9,19). Но таким образом мы познали бы Божие крайнее всемогущество и не познали бы Божией крайней благости. Итак, Бог только поэтому стал человеком, свидетельствует апостол, за премногую любовь Свою, еюже возлюби нас (Еф. 2, 4); вот как снизошел Бог и как возвысился человек! Когда заболел царь Езекия и стал близок к смерти, пророк Исайя, от имени Божия предрекший ему исцеление, показал ему в уверение такое странное знамение: на солнечных часах тень, указывавшая часы, с того места, куда она опустилась, поднялась на десять ступеней, и солнце вернулось на десять же. Это было прообразом чудного таинства домостроительства о воплощении Сына Божия. Незаходимое Солнце правды преклонило небеса, миновало, как девять ступеней, девять чинов ангельских и сошло на десятую ступень человеческой природы. На земли явися и с человеки поживе (Вар. 3,38). Когда же Бог вочеловечился, униженная тень и ничтожная природа человеческая из того состояния, в какое она ниспала вследствие древнего проклятия, прошла девять ступеней, возвысилась над девятью ангельскими чинами, достигла высшей, десятой ступени - божественной природы, с которой ипостасно и соединилась; и человек таким образом обожился. О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! Боже всемогущий! Боже всемудрый! Боже преблагий! Твоя сила могла бы сотворить другой, отличный от этого мир, несравненно больший; Твоя премудрость сумела бы создать другой, отличный от этого мир, несравненно прекраснее; но Твоя любовь не могла и не сумела совершить дело величественнее и прекраснее, чем дело домостроительства Твоего воплощения! Выше этого она не могла подняться (Августин). Поэтому, видя Тебя новорожденным Младенцем в пещере, в объятиях Девы, мы веруем, что Ты именно Тот, Который царствует во светлостех святых, Неразлучимый с блаженными недрами Бога и Отца; удивляемся с пастырями, поклоняемся с волхвами и с ангелами славословим: Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение (Як. 2,14). 2 . Не без таинственного значения было и то обстоятельство, что Господь наш Иисус Христос рождается в Вифлееме Иудейском по пророчеству Михея, - и ты, Вифлееме, доме Ефрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных? из тебе бо Мне изыдеш Старейшина, еже быти в князя во Израили (5, 2). Иудея в переводе значит исповедание, а Вифлеем - дом хлеба. В иносказательном смысле они обозначают, что желающий в эти святые дни найти Христа должен идти в Иудею, т. е. к святой исповеди, должен идти в Вифлеем, т. е. приблизиться к жертвеннику, который есть дом Хлеба Животного. Я хочу сказать, что желающий праздновать Рождество Христа достойным образом должен исповедаться и причаститься. Это имела в виду наша святая Церковь, устанавливая сорокодневный пост, дабы мы приготовились к исповеди и причастию. Итак, христиане, чтобы достигнуть этого духовного Вифлеема Иудейского и найти Царя небес и земли, последуем за тремя благочестивыми волхвами. Они путешествовали, водимые звездой, которая тогда явилась на небе и указывала им путь и место, где родился Христос, - и се, звезда, юже видеша на востоце, идяше пред ними, дондеже пришедши ста верху, идеже бе Отроча (Мф. 2, 9). И мы имеем звезду в слове Божием, в святом Евангелии, в законе благодати, о котором пророк говорил: светилник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим (Пс. 118, 105). Светильник для ног наших, чтобы мы видели, как именно мы ходим; свет для путей наших, чтобы мы не уклонились в заблуждения этой суетной жизни. Волхвы, когда пришли и увидели Божественного Младенца с Марией, Его Матерью, с глубоким благоговением пали и поклонились; открыли свои сокровища и принесли Ему дары - золото, ливан и смирну, которые обыкновенно употреблялись при погребении мертвых. Руководимые божественным мановением, они исповедали в Его лице: через золото - царя, через ливан - Бога и через смирну - смертного человека. И мы, приготовляясь к исповеди и причастию, чтобы обрести Христа, должны принести Ему как бы три дара. Во-первых, наше сердце как золото, очищенное от всякого злого пожелания и от всякой постыдной мысли. Во-вторых, дух как ливан, возжженный любовью к Богу и ближнему, и как ливан же возносящий с благоговением благоухание духовное. В-третьих, как смирну умерщвление страстей плоти с сокрушением и умилением. Или иначе, принесем Ему три дара: золото, т. е. милостыню, ливан - молитву, смирну - горькие слезы покаяния. Вот приготовление к истинной исповеди и достойному причащению. Волхвы, после того как поклонились Христу, не возвратились тем же путем, каким пришли, а избрали другой и вернулись на свое место - иным путем отыдоша во страну свою (Мф. 2,12); вот это и есть самое необходимое, что должны сделать и мы. После того как в эти святые дни мы исповедуемся и причастимся, не следует возвращаться опять тем же путем, каким мы пришли; нет, а иным путем: изменим путь, изменим нравы, изменим жизнь. Иным путем! Не станем возвращаться к прежним страстям, прежним грехам, к прежней погибели, а иным путем начнем другой путь - христианской добродетели. В немногих словах, оставим тот путь наших греховных привычек, который вел нас к вечному мучению; пойдем иным путем — совершенного исправления, который приводит нас к вечной жизни. Оглавление Слово на Евангелие от Луки. О почитании праздников Шесть дний есть, в няже достоит делати; втыяубо приходяще целитеся, а нее день субботный (Лук. 13, 14) Есть две вещи, которые трудно скрыть; в природе вещественной - это огонь и свет, а в природе нравственной -зависть и истина. Поэтому каждый легко может понять, что то, что говорит сегодня начальник синагоги, происходит не от ревности, которую он яко бы имеет к закону, а главным образом от зависти, которую он имеет к Христу. Жена бе имущи дух недужен лет осмьнадесять, и бе сляка и не могущи восклонитися отнюд (Лк.13,11). Несчастная женщина, по действию дьявола, восемнадцать лет терпела тяжкое страдание, что совершенно не могла поднять головы. Поэтому она всегда должна была ходить согнувшись с большим трудом и представляла жалкое зрелище. В один из субботних дней Иисус Христос учил в синагоге. Увидев ее, Он сжалился, подозвал, прикоснулся к ней Своей всемогущей целительной десницей и исцелил ее. Женщина, исполненная радости, прославляла Бога за то, что исцелилась, - и абие простреся и славляше Бога (Лк. 13,13). Видевший чудо народ чрезвычайно радовался преславным деяниям чудотворящего Владыки - и вси людие радовахуся о всех славных бывающих от Него (Лк. 13, 17). Почему Христос чудотворит, почему, с одной стороны, женщина благодарит Его и прославляет, с другой - народ радуется учению и чудесам Его, а книжники и фарисеи, эти завистливые лицемеры, соблазняются, и более всех начальник синагоги. Отвещавже старейшина собору, негодуя, зане в субботу изцели (ю) Иисус, глаголаше народу: шесть дний есть, в няже достоит делати; в тыяубо приходяще целитеся, а не в день субботный (Лк. 13,14). Хорошо; закон всем запрещает работать в день субботний; однако он не запрещает больному лечиться. Но сатана перешел из женщины, которую он связывал болезнью, в начальника синагоги и связал его завистью, как говорит Феофилакт. Потому-то архисинагог и негодует на силу чуда, что завидует славе Чудотворца: «Сатана, связывавший раньше женщину, связывает начальника синагоги завистью и его устами хулит чудо». Таким образом, слова архисинагога вытекали не из ревности к закону, а из зависти к Христу. Но то самое, что начальник синагоги из сатанинской зависти говорит народу иудейскому, я хочу по евангельской ревности сказать народу христианскому. Шесть дний есть, в няже достоит делати... а не в день субботный; т. е. вы имеете шесть дней недели, чтобы исполнять все свои дела и работы, а не в день субботний, не в праздник, когда должен быть покой от всякого мирского предприятия и когда не должны иметь другого дела, кроме прославления Бога и собственного спасения. Это будет предметом сегодняшней проповеди, в которой я хочу показать наш долг освящать праздники и соответственный образ их освящения. Прежде чем начать, я хочу вам напомнить, что сказал блаженный Павел: Мудрым... и неразумным должен есмь (Рим. 1, 14); иначе: обязан я возвещать слово Божие как ученым, так и неученым; то же самое и я говорю: я обязан говорить для всех одинаково понятно. Я чту, высоко ставлю и уважаю ученость, добродетель и мудрость ученых, образованных и мудрых мужей, украшающих и просвещающих эту православную общину. Но по отношению к ним я имею такой же долг, как и по отношению к простому народу, неученому и необразованному, ибо и они тоже христиане и они также ищут спасения. Небесный дождь, не делая между ними различия, падает как на далекие пустыни и поля, так и на близко лежащие возделанные сады, как на дикие растения, так и на нежные цветы; подобным образом и слово Божие относится ко всем без различия, и к ученым, и к необразованным, и к знатным, и к незнатным, к духовным и к мирянам. Но обратимся к предмету, который наиболее необходим. 1 . Шесть дний есть, в няже достоит делати... а не в день субботный. Бог неограничен и присносущен; не ограничивается местом, не объемлется временем; Он выше и места, и времени, везде сый и вся исполняяй. По Своему свойству неограниченности Он находится на каждом месте и везде может принимать поклонение. Поэтому пророк Давид говорит: Благословите Господа, вся дела Его на всяком месте владычества Его (Пс.102, 22). По Своему свойству присносущия Он равным образом существует во всякое время и всегда одинаково может быть прославляем; поэтому Христос повелевает: Подобает всегда молитися и не стужати (си) (Лк. 18, 1). И еще: Бдите... на всякое время молящеся (Лк. 21, 36). Апостол так заповедует: Непрестанно молитеся (1Сол. 5, 17). И сам псалмопевец в беседе с Богом говорит: В оньже аще день призову Тя; се, познах, яко Бог мой еси Ты (Пс. 55, 10). Но при всем том неограниченный Бог, поклоняемый на всяком месте, хочет принимать особенное поклонение в одном определенном месте, а это - церковь, общее место поклонения для христиан, почему и называется она домом Божиим и домом молитвы, это - земное и видимое обиталище небесного и невидимого Бога. И с другой стороны, вечный Бог, «на всякое время и во всякий час на небеси и на земли поклоняемый и славимый», требует особенного прославления в определенный, т. е. в один особый день, и этот день - праздник. Значит, как Церковь есть место, посвященное единому Богу, где мы можем не иное что делать, как только поклоняться и служить Богу, совершая таинства и воспевая священные последования службы, так и праздник есть время, посвященное только Богу, в которое мы можем не иное что делать, как прославлять Бога с истинным благоговением, как внутренним, так и внешним образом. На этом основана четвертая заповедь, где Бог говорит: Смотрите... и сохраните субботу, яка свята сия есть Господу... осквернивый ю смертию умрет; всяк, иже сотворит в ню дело, потребится душа та от среды людий своих; шесть дний да сотвориши дела, в день же седмый суббота, покой свят Господу... яко в шести днех сотвори Господь небо и землю, в седмый же день преста, и почи (Исх. 31, 13-17). Этим Бог хочет сказать следующее: смотрите, соблюдайте субботы, т. е. праздники; кто не соблюдет их и сделает какое-нибудь дело, того Я предам смерти и истреблю его душу. Вот Я вам даю для работ шесть дней недели, а седьмой оставляю для Себя, заповедую покой. Моисей, возвещавший от лица Божия, присоединяет и причину. Ибо, говорит он, и Бог шесть дней творил дело и создал мир, а в седьмой соблюдал как бы покой и почил от дела Своего. Умоляю вас, вдумайтесь в это. Во-первых, Тот, кто дает такую заповедь, есть Бог неба и земли. Во-вторых, тем, которые не соблюдают этой заповеди, Он грозит смертью, как случилось с тем несчастным человеком, который за то, что в субботний день вышел собирать дрова, без всякой жалости был предан смерти. В-третьих, Сам Бог, Господь всего, Который может повелеть все что захочет и Которому никто не в силах воспротивиться, мог бы, если бы пожелал, приказать нам из семи дней недели служить Ему шесть дней и только один оставить для себя. Однако же, по крайнему снисхождению, Он даровал нам шесть дней, чтобы мы работали для поддержания нашей жизни, для пропитания наших семей, для наших занятий и предприятий, а для Себя удержал только один день, желая, чтобы мы служили Ему только один день в неделю, что опять-таки сводится к нашему же собственному благу. Ибо, работая шесть дней на самих себя, мы поддерживаем нашу жизнь в этом мире; а служа Богу один, праздничный день, мы совершаем спасение нашей души в будущей жизни. Соблюдение подобной заповеди составляет наш неотложный долг, потому что это заповедь Божия. Если мы ее нарушаем, то впадаем в великое бедствие, если же соблюдаем, то получаем великое благо. Итак, шесть дний есть, в няже достоит делати... а не в день субботный. Для того чтобы мы соблюдали это, Бог дал нам заповедь в десятословии и подал еще пример в творении мира. Бог мог в одно мгновение создать весь мир, видимый и невидимый, но восхотел сотворить его в шесть дней. В первый Он сотворил свет, во второй - небо, в третий - землю, в четвертый -солнце и луну, в пятый - животных, в шестой - человека, для того чтобы мы узнали, что дней для работы дано шесть; в седьмой Господь почил от всех дел Своих, чтобы мы узнали, что седьмой есть день покоя. Далее, летописцы насчитывают восемь периодов в существовании этого мира; шесть периодов до явления Христа мир трудился, работая под игом закона естественного или писаного; в седьмой же период, наступивший после рождества Христова, он прекратил труд и теперь почивает в лоне Евангельской свободы и благодати, как во многих местах объясняет Павел, для того чтобы мы узнали, что число шесть есть символ труда и работы, а семь есть символ покоя и отдыха. Поэтому число семь было мерилом всех праздников в еврейской синагоге, которая служила прообразом Христовой Церкви. Семь дней - праздник Субботы; семь недель - праздник Пятидесятницы, семь месяцев - праздник Кущей. Семь лет -покой от всех дел, так что даже земля не обрабатывалась; семь седмин лет - отпущение, называемое по-еврейски юбилеем. Но еще более числом семь прообразовательно обозначались великие догматы, содержимые православной верой. Сын Божий стал человеком, чтобы восстановить род человеческий в прежнем бессмертии и блаженной жизни. В этом заключается все домостроительство о воплощении Богочеловека-Слова, домостроительство, обнимающее великие дела; во-первых, возвращение человека от земли на небо, во-вторых, разрешение беззакония и, в-третьих, воплощение Божественного Слова. Символом возвращения человека от земли на небо стал Енох, который не видел смерти, потому что Бог взял его. А Енох был в седьмом роде от Адама. Разрешение беззакония прообразовал закон, который получил Моисей, а этот был седьмым от Авраама, отца обетовании. Воплощение Божественного Слова произошло в семьдесят седьмом роде, как излагает родословную св. Лука. Единица есть начало числа, десяток - за совершение числа; так что семьдесят семь есть крайнее совершенство седьмого, и этим совершеннейшим числом должно быть отмечено совершеннейшее дело силы Божией, таинство таинств. Дабы мы узнали, насколько священно и достойно почтения число семь, мера всех праздников Ветхого и символ высочайших таинств Нового Завета, этим числом Бог отметил воскресенье, седьмой день, которое Он освятил и другими особенными преимуществами. В воскресенье Он начал творение мира природы, в воскресенье же Он воссоздал мир благодати; в воскресенье родился Христос, в воскресенье воскрес из мертвых; в воскресенье ниспослал Святого Духа, ибо Он благоволил, чтобы шесть дней недели были нашими, для исполнения наших дел, а седьмой, т. е. воскресенье, был посвящен в Его славу - шесть днш да сотвориши дела, в день же седмый суббота, покой свят Господу (Исх. 31,15). Поэтому Он устами Церкви учредил воскресенья всего года и по их образцу -памяти святых, как Свои собственные дни, в которые мы не должны делать другого дела, кроме прославления Его, Владыки, и почитания верных Его рабов. Вот намерение Божие. Но что делает коварство и зависть дьявола? Отступник — денница, когда ему не удалось задуманное, т. е. отнять у Бога Царство Небесное, поставив свой престол выше облаков и став подобным Вышнему, усильствовал воспрепятствовать славе Божией здесь, на земле. Видя, как в праздники Бог прославляется людьми, он завидует, гневается, зовет демонов, своих товарищей и соучастников в отступлении, и говорит им: Приидите, и отставим вся праздники Божия от земли (Пс.73, 8). Придите и устроим так, чтобы прекратились на земле праздники Божий, не допустим, чтобы Бог прославлялся, воспрепятствуем в этом христианам, зададим им работ и мирских дел так, чтобы они не имели времени прославлять праздники и ходить в церковь. Приидите, и отставим вся праздники Божия от земли. То, что помыслил сделать дьявол, первый привел в исполнение сосуд дьявола, жестокосердый мучитель еврейского народа фараон. Вы знаете, в каком тяжелом рабстве находились столько времени несчастные евреи, плененные в Египте. Бог сжалился над угнетенными, послал Моисея и Аарона сказать фараону, чтобы он отпустил их в пустыню на расстояние трех дней пути совершить праздник и принести жертвы, - сия глаголет Господь Бог Израилев: отпусти люди Моя, да праздник сотворят Мне в пустыне... пойдем убо путем трех дний в пустыню, да пожрем Господу Богу нашему (Исх. 5,1-3). Кто этот Бог Израилев? - сказал богопротивный тиран. - Кто есть, Егоже послушаю гласа (Исх. 5, 2)? Что это за праздник? Что за жертва? Я не хочу, чтобы они были в праздности. Пусть каждый идет на свое дело, пусть работает - идите кийждо вас на дела своя (Исх. 5, 4). Так он сказал и приказал надзирателям над работами и писцам усилить евреям тяжесть работы. Раньше евреи готовили только глину для кирпичей, а египтяне приносили им солому; теперь евреи и глину готовят, и собирают солому - двойной труд. Да отягчатся дела людий сих, и да пекутся о них (Исх. 5, 9). Египетские надзиратели не давали им вздохнуть - понуждаху... их приставницы (Исх 5,10), чтобы они не имели возможности, ни даже времени вспомнить о празднике. Что делал тогда фараон с евреями, сей чувственный дьявол, теперь делает с христианами дьявол, мысленный фараон. В праздник, господский или святого, когда они должны несколько устраниться от Египта, от темного рабства, от мирской суеты, когда должно перейти как бы в пустыню - отдохнуть умом, освободиться от работы, принести жертву, прославить Бога, тогда мучитель душ как будто говорит им в сердце: «Что за праздник? Что за служение?» Идите кийждо вас на дела своя. «Что тебе до праздников? - говорит он ремесленнику. - Докончи свою работу, чтобы иметь хлеб для семьи и для себя на этот день; иди, - говорит он торговцу, - на рынок посмотреть, как идет твоя торговля; поспеши, - говорит он знатному человеку, - во дворец вельможи, чтобы устроить свое дело; удивляюсь тебе, какого ты хочешь праздника, когда у тебя столько нужд? К чему ты дожидаешься обедни? Тебе нужно идти по делам ранним утром. Зачем тебе служба церковная? Ведь ты не монах». Идите кийждо вас на дела своя. Так советует дьявол, и христиане слушаются его совета. Но этого мало: как фараон отягчал работу евреев и удваивал их труд, когда они хотели праздновать, так и дьявол в праздники умножает, задает дела вдвое и втрое больше чем в будни. Да отягчатся дела людий сих, и да пекутся о них! Более того, как надзиратели фараоновы подгоняли работу евреев, так некие служители дьявола приходят и будят тебя в полночь, подымают тебя с постели ранним утром, влекут тебя туда и сюда с силой, чтобы ты даже не вспомнил, есть ли праздник, чтобы не имел возможность прийти сюда, в церковь. Дьявол видит это, торжествует и радуется такому уничижению Бога, погибели стольких людей и еще громче повторяет: Приидите, и отставим праздники Божия от земли! Христианин, что ты скажешь, доволен ли ты, что так радуется дьявол и уничижается Бог? Я знаю, что ты хочешь сказать мне: «Я часто не соблюдаю праздников по нужде; необходимость ежедневного пропитания заставляет меня работать; я оставляю службу и слово Божие, потому что мне необходимо повидать начальника, которого в другое время нельзя застать. Я должен постараться сегодня окончить дело, которого не могу сделать завтра». Безрассудный! Ты все это считаешь необходимым; а твое спасение разве дело не нужное? Ты считаешь долгом сделать то, а не видишь нужды сохранить заповедь Божию, преступление которой есть смертный грех? Увидев миро, которое блудница возливала на ноги Иисуса, Иуда сказал, что оно могло быть продано за триста динариев; но когда евреи хотели схватить Иисуса, он им сказал: Что ми хощете дати, и аз вам предам Его? (Мф. 26, 15) Когда они сказали ему, что тридцать сребреников, он остался доволен и не стал торговаться, так что он взял бы и меньше. Значит, он мог оценить миро - можаше бо сие (миро) продано быти вящше триех сот пенязъ (Мк. 14, 5), а Христа, бесценное сокровище неба и земли, он не оценил ни во что - что ми хощете дати, и аз вам предам Его? Вот так же рассуждаешь и ты: свою маленькую прибыль, торговое дело, услугу важному начальнику или покровителю, ты считаешь за дело необходимое и ценное, а заповедь Божию, которую преступаешь в ущерб спасению, ты не ставишь ни во что. Тебе кажется, что ты теряешь то время, которое выстаиваешь, слушая богослужение и слово Божие? Не теряешь ты его, а приобретаешь, как говорит Василий Великий (8 беседа на Шестопсалмие), так как приносишь его в дар Богу, Который отдает его тебе назад с прибылью. Исполняй свой долг, христианин, соблюдай праздник, который соблюдают даже агаряне и евреи, и, если имеешь необходимое дело, предоставь его Промыслу Божию, и Бог доведет его до счастливого конца. «Часть, данная Богу в долг, не погибает, но от Него возвращается с приращением; ибо сколько бы ни было затруднительных обстоятельств, Господь все их устранит, даровав тем, которые предпочитают духовные дела, телу - здравие, душе - бодрость, в делах удобство и во всей жизни благое поспешение». Подумай и о том, что когда евреи были в пустыне, Бог ниспосылал им манну только шесть дней, так как хотел, чтобы в седьмой, праздничный, евреи не имели повода выходить из своих палаток и оставались там в покое, прославляя и благодаря Бога. Отсюда мы можем заключить, что в шесть дней недели, данные нам для работы, Бог ниспосылает на наши труды прибыль и благоуспешность, как манну; а в седьмой, воскресный день, в праздник, Господь удерживает Свою руку и, если мы работаем, Он ниспосылает на труды, которые мы совершаем, не Божественное Свое благословение, а проклятие, и наши труды тщетны, бесполезны и прокляты. Наша прибыль превращается в дым, ветер, наши предприятия приводят к дурным последствиям. Постав паучшный ткут, говорит Исайя о таких людях, постав их не будет на ризу, и не одеждутся от дел своих, дела бо их дела беззакония (59, 5-6). Господь хочет, чтобы мы в этот день не удалялись от церкви, но спокойно там пребывали в псалмах и песнопениях, по апостолу. Таким образом, если прекратишь труд, получишь прибыль, если же не прекратишь, то не только ничего не приобретешь, а даже потеряешь и то, что считал ты приобретенным. Значит, шесть дний есть, в няже достоит делати... а не в день субботний.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar