Меню
Назад » »

Святитель Игнатий Брянчанинов (83)

"Хочешь ли переносить удобно всякую скорбь и искушения: смерть за Христа да будет вожделенна тебе, и эта цель обета нашего да предстоит непрестанно очам ума. Так заповедано нам: нам заповедано взять крест наш и последовать Христу, что значит быть постоянно готовым к подъятию смерти. Если будем в таком расположении и настроении духа, то, как сказано, будем переносить с великим удобством всякую скорбь: и внутреннюю, и находящую извне. Может ли встретить с негодованием или досадою случающиеся противности тот, кто желает умереть за Христа? Именно по той причине представляются тяжкими скорби, что мы не расположены умереть за Христа, не сосредоточили в Нем всех сердечных стремлений наших. Вожделевающий иметь в себе Христа и стяжать столь изящное наследство, должен, соответственно этому желанию, подражать страданиям Его. Говорящие, что любят Господа, пусть докажут справедливость слов своих не только великодушным терпением всех случающихся скорбей, но и терпением охотным, с любовью, ради надежды, отложенной в Господе"[166]. "Слово Божие действует в каждом человеке соразмерно и сообразно ему. На сколько кто содержит слово, на столько содержится Им; на сколько хранит Его, на столько сохраняется Им. По этой причине все лики святых, пророки, апостолы, мученики хранили слово в сердцах, не пеклись ни о чем временном, но, презрев земное, пребывали в заповеди Святого Духа, отдав предпочтение боголюбию и добродетели пред всем, отдав это предпочтение не пустыми словами и поверхностным сознанием, но словом, соединенным с делом, самою действительностью. Вместо богатства, они избрали нищету, вместо славы - бесчестие, вместо наслаждения - злострадание; вместо ярости они избрали любовь: ненавидя наслаждения этой жизни, они тем более любили тех, которые отнимали у них средства к наслаждению, и этим содействовали принятому ими направлению. Они удалялись от вкушения запрещенного плода "еже ведети" доброе и лукавое (Быт. 2:9), они любили благочестивых и благонамеренных, но не обвиняли и злых, признавая и тех и других посланниками Владычного управления; ко всем имели они правильную любовь. Внимая заповеданию Господа, "отпущайте, и отпустится вам" Лк. 6:37 , они признавали обижающих благодетелями, доставляющими обижаемым средство к получению прощения в грехах. Опять: внимая заповеданию Господа, "яко же хощете да творят вам человецы, и вы творите им такожде" Лк. 6:31 , они любили и благих, по долгу совести. Оставив свою правду и взыскав правды Божией, они обрели постепенно любовь, сокровенную естественно в правде Божией". "Господь, преподав многие заповеди о любви, повелел искать правды Божией (Мф. 5:6). Эта правда - мать любви. Невозможно спастись иначе, как чрез ближнего. "Отпущайте , - заповедал Господь, - и отпустится вам" Лк. 6:37 . В этом заключается духовный закон, начертываемый на сердцах верующих и служащий исполнением первого закона. "Не приидох, - говорит Господь, - разорити закон, но исполнити" Мф. 5:17 . Каким образом исполняется он? Услышь". Первый закон, осуждая сделавшего зло ближнему по благословной причине, осуждал и обиженного, так что каждый, осуждая в чем-либо ближнего, осуждал вместе и себя, а прощавший ближнему доставлял этим прощение и себе. Говорит закон: "Осуждение за осуждение, отпущение за отпущение". Итак, исполнение закона заключается в прощении обид. Упомянули мы о первом законе не потому, чтоб Богом были даны два закона; дан один духовный по естеству, по отношению же к воздаянию произносящий правильное определение: прощающему он прощает, а того, кто требует взыскания, подвергает суду. "С избранными избран будеши , - говорит он, - и со строптивым развратишися" Пс. 17:27 . По этой причине исполняющие закон духовно и по мере исполнения соделывающиеся причастниками благодати, любили не только благодетельствовавших, но и поношающих и гонящих, ожидая получить любовь в воздаяние добродетели. Добродетель их состояла не только в том, что они простили нанесенные им обиды, но и в благотворении душам обидчиков, молясь за них Богу, как за те орудия, при посредстве которых они получают блаженство, по свидетельству Писания: "блажени есте, егда поносят вас и ижденут ваc" (Мф.5:11). Такому образу мыслей научал их духовный закон. Когда они соблюдали терпение и кротость в духе, тогда Господь, видя терпение сердца боримого и не отступающего от любви, разрушал "средостение ограды" Еф. 2:14 и совершенно изгонял из них злобу. С этого времени они уже имели в себе любовь не по насилию над собою, а по благодати Божией, потому что с этого времени их Господь удерживал "обращаемое оружие" Быт. 3:24 , воздвигающее страстные помыслы; они входили во внутреннейшие завесы, "идеже Предтеча о нас вниде Иисус" Евр. 6:20 , где они наслаждались плодами Духа, откуда увидели ожидающее их блаженство будущей жизни, с совершенным извествованием сердца, то есть существенно, а не в зерцале и гадании (1 Кор. 13:12); они свидетельствуют с апостолом: "ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его" 1 Кор. 2:9 . Но я предложу об этом чудном действии следующий вопрос: если оно не входило на сердце человеку, то вы, апостолы, как знаете его? Как знаете его, исповедав, что вы "человеки нам подобострастные"? (Деян. 14:15). УСЛЫШЬ, что отвечает на это блаженный Павел: "Нам Бог открыл это Духом Святым: Дух бо вся испытует, и глубины Божия" 1Кор. 2:10 Чтоб никто не мог сказать: "Святый Дух дан был апостолам как апостолам; нам же несвойственно вмещать Его в себе", - Павел говорит, дав словам своим форму молитвы: "да даст вам Бог, по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу в сердца ваша, в любви вкоренени и основани" Еф. 3:16-17 . "Господь - Дух есть: а идеже дух Господень, ту свобода" 2Кор. 3:17 . "Аще кто Духа Христова не имать, сей несть Егов" (Рим. 8:9). Будем молиться и мы, чтоб и нам приять благодать Святого Духа в полном извествовании и явственном ощущении, чтоб снова взойти туда, откуда мы изгнаны, чтоб удален был от нас душегубец - змей, дух, непрестанно влагающий в нас тщеславие, дух попечения и объядения, чтоб мы уверовали в Господа живою верою, сохранили заповеди Его и возросли в Нем "в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова" Еф. 4:13 , чтоб нами уже не обладала любовь мира сего (Иак. 4:4; 1Ин. 2:15), чтоб мы были твердо убеждены в духе нашем, и веровали несомненно в благоволение благодати Божией о кающихся грешниках. Даруемое благодатию не соразмеряется уже с тою немощью, которая господствовала в человеке прежде приятия благодати, иначе благодать не была бы благодатью. Уверовав всесильному Богу, приступим к Дарующему причастие Святого Духа за веру, а отнюдь не за дела естества и несоразмерно им приступим с простым и не любопытным сердцем: "не от дел закона , - говорит писание, - Духа приясте, но от слуха веры" Гал. 3:2 [167]. Выписка из творений преподобного Марка Подвижника[168] "Бог есть и начало, и средина, и конец всякогоблага. Истинное благо не может быть ни принято верою, ни исполнено на деле иначе, как при посредстве Иисуса Христа и Святого Духа"[169]. "Живая вера - крепкий столп: Христос для верующего в Него такою верою - все"[170]. "Бдение, молитва и терпение постигающих нас скорбей доставляют сердцу безвредное, полезное сокрушение, лишь бы только несоразмерное усиление подвига не отняло у него существенного достоинства. Нерадящий об этих трех видах делания, упражняющийся в них слабо, подвергнется нестерпимой муке при кончине своей"[171]. "Во время кончины сластолюбивое сердце служит для души темницею и оковами; любящее же подвиг - дверью отверстою"[172]. "Железные врата, вводящие в Иерусалим, - образ жестокого сердца: отверзаются они сами собою ведущему подвижническую жизнь и терпящему скорби, как отверзлись апостолу Петру" (Деян. 12:10)[173]. "В то время как действует в тебе память Божия, умножай моление, чтоб и Господь воспомянул о тебе, когда забвение о Нем нападает на тебя"[174]. "Милостивое сердце очевидно привлечет к себе милость, противоположное этому естественно должно случиться с сердцем, находящимся в расположении, противоположном милости"[175]. "Закон духовной свободы научает истине, и многие знают его поверхностным разумением, но немногие уразумевают по вере исполнения заповедей делами"[176]. "Совершенство духовного закона сокрыто в кресте Христовом"[177]. "За скорби уготовано человекам благое; злое - за тщеславие и сластолюбие"[178]. "Обижаемый человеками избегает греха и обретает заступление, соразмерное скорби"[179]. "Кто верует Христу, обетовавшему воздаяние, тот усердно, по мере веры, претерпит всякую обиду"[180]. "Кто молится о человеках, обижающих его, тот низлагает бесов; низлагается бесами тот, кто дозволит себе противоборство обижающим его человекам"[181]. "Поношение от человеков приносит скорбь сердцу: оно для терпящего бывает причиною чистоты"[182]. "Живя в довольстве, принимай попущаемые скорби и, как долженствующий дать отчет, воспрещай себе излишества"[183]. "Случившаяся нечаянно скорбь напоминает благоразумному о Боге, уязвляя забывшего о Боге соразмерно вкравшемуся забвению"[184]. "Умственно показывай себя Владыке: человек бо зрит на лице. Бог же на сердце" (Евр. 4:13)[185]. "Всякая невольная скорбь да научает тебя обращаться к памятованию Бога, и не оскудеет в тебе побуждение к покаянию"[186]. "Исследывай свои грехи, а не грехи ближнего, и не будет окраден твой духовный подвиг"[187]. "Неудобопростительно нерадение о всех посильных добродетелях; милостыня и молитва восставляют нерадевших"[188]. "Всякая скорбь по Богу есть существенное дело благочестия: истинная любовь искушается противностями"[189]. "Не подумай, что можно стяжать добродетель без скорби: жительствующий в отраде пребывает чуждым духовной опытности"[190]. "Всматривайся в окончательное последствие всякой скорби и найдешь, что оно заключается в истреблении греха"[191]. "Желающий не в осуждение себе принимать похвалу от человеков прежде да возлюбит обличение в грехах своих"[192]. "Подвергшийся бесчестию за истину Христову сторично будет прославлен многими. Но лучше делать доброе в надежде будущего воздаяния"[193]. "Хвалящий ближнего лицемерно в удобное время уничижит его"[194]. "Не знающий козней, устраиваемых врагами, удобно закалается ими и не знающий начал, на которых зиждутся страсти, удобно низвергается в грехопадения"[195]. "Поступивший по заповеди да ожидает искушения вследствие своего поступка: любовь ко Христу искушается противностями"[196]. "Когда явится к тебе помысл, предлагающий славу от человеков, то знай наверно, что он устраивает для тебя бесчестие"[197]. "Враг ведает правдивость духовного закона и ищет только, чтоб человеческий ум изъявил согласие на представший ему греховный помысл. Таким образом, враг или подчиняет покорившегося ему трудам покаяния, или, если побежденный не прибегнет к покаянию, подвергает его страданиям, наводя на него как на покорившегося ему произвольно различные скорби; иногда же подучает его восставать и против наведенных скорбей, чтоб и здесь умножить страдания и выказать неверным по причине нетерпения, при исходе души из тела"[198]. "Многие много поборолись против встречающихся невольно скорбей, но никто не избежал скорби иначе как при посредстве молитвы и покаяния"[199]. "Пороки заимствуют силу один от другого, и добродетели развиваются в человеке одна от другой, возбуждая в причастнике своем движение к преуспеянию"[200]. "Малые согрешения еще уменьшаются диаволом в глазах наших, иначе он не может привести нас к большим согрешениям"[201]. "Гневающийся на ближнего или за деньги, или за славу, или за наслаждение, еще не познал, что Бог управляет тварями праведно"[202]. "Если кто, явно согрешая и не прибегая к покаянию, не подвергся никакой скорби до самого исхода из этой жизни, то понимай из этого, что его постигнет суд без милости"[203]. "Молящийся в разуме терпит встречающиеся скорби, но побуждаемый памятозлобием еще не имеет чистой молитвы"[204]. "Обиженный, обесчещенный, изгнанный кем-либо из человеков, не засматривайся на настоящее, но устреми взоры к последствиям действий этого человека и найдешь, что он был для тебя виновником многих благ не только в настоящем, но и в будущем веке"[205]. "Полезна горькая полынь для тех, у которых испорчено пищеварение, так и злонравным полезно подвергаться злоключениям. То и другое служит врачевством, доставляя телесное здравие первым и приводя к покаянию вторых"[206]. "Ты не желаешь терпеть зла? Не желай и делать зла: первое за вторым последует неизбежно. Каждый жнет то, что посеял"[207]. "Сея зло произвольное, пожиная его невольно, мы должны удивляться правде Божией"[208]. "Определено некоторое время между сеятвою и жатвою: не видя воздаяния вслед за сделанным злом, не будем не верить воздаянию, как некоторые не верят ему по этой причине; придет оно в свое время"[209]. "Похваляющий и вместе порицающий ближнего, выказывает этим, что он недугует тщеславием и завистью: похвалами старается скрыть зависть, а порицаниями старается выставить свое превосходство над порицаемым"[210]. "Невозможно пасти овец и волков на одном пастбище; так невозможно получить милость тому, кто делает зло ближнему"[211]. "Вода и огонь, будучи соединены в одном месте, противодействуют друг другу: противодействуют друг другу в душе словооправдание и смирение"[212]. "Ищущий отпущения грехов, любит смиренномудрие; осуждающий ближнего запечатлевает свою греховность"[213]. "Не оставляй неизглажденным греха, хотя бы он был и самомалейший, иначе он повлечет тебя к большему злу"[214]. "Если хочешь спастись, возлюби правдивое слово и никогда не отвращайся обличений"[215]. "Лучше молиться с благоговением о ближнем, нежели обличать его о всяком согрешении"[216]. "Кающийся истинно подвергается поруганию безумных: это служит для него знаком благоугождения Богу"[217]. "Превознесшись похвалами, ожидай бесчестия"[218]. "Ищущий похвалы вступает в область страстей; плачущий о скорби, нашедшей на него, обнаруживает преобладание в нем сластолюбия"[219]. "Колеблется, как на весах, помысл сладострастного: сладострастный иногда проливает слезы, оплакивая грехи свои; иногда же, защищая свое сластолюбие, ратует против ближнего и вступает с ним в спор"[220]. "Долготерпеливый муж изобилует разумом: будет изобиловать разумом и тот, кто устремится всем сердцем к изучению Божественной премудрости"[221]. "Без памяти Божией разум не может быть истинным: без нее он - ложен"[222]. "Ненавидящий обличения погрязает в страстях произвольно. Любящий обличение, если и увлекается еще страстями, то, очевидно, увлекается по прежде полученному навыку"[223]. "Не желай слышать поведания о согрешениях ближнего: в таком произволении напечатлеваются образы этих согрешений"[224]. "Настоящие скорби променивай в мысли твоей на блага будущей жизни и нерадение никогда не расслабит твоего подвига"[225]. "Сплетение приятных и неприятных приключений принимай равным помыслом (с одинаковым равнодушием); Бог при таком подвиге человека уравнивает неравность событий"[226]. "Душевные перемены и колебания происходят от помыслов, не приведенных в основательное, всегда равное состояние. Богом устроено так, что невольное бывает естественным последствием произвольного"[227]. "Дела, совершаемые телом, суть порождения действий духа, будучи естественными и справедливыми последствиями их, по определению Божию"[228]. "Пребывай непоколебимо в духовном разуме - и не будешь изнемогать при искушениях. Уклонившись же из духовного образа мыслей, ощутишь страдание: претерпи его"[229]. "Молись, чтоб не постигло тебя искушение. Постигшее же искушение прими как свою принадлежность, а не как что-либо чуждое тебе"[230]. "Воздержись от всякого излишества при удовлетворении нуждам тела - и тогда возможешь усмотреть козни диавольские"[231]. "Когда ум оставит телесные попечения, тогда начнет видеть, соразмерно этому оставлению, козни невидимых врагов"[232]. "Иной по наружности исполняет заповедь, но в сущности удовлетворяет своей тайной страсти и растлевает доброе дело греховными помыслами"[233]. "Вводимый в начало зла, не скажи: оно не победит меня. Насколько ты введен в него, настолько уже и побежден"[234]. "Всякое великое согрешение начинается с малого подчинения началам его и возрастает постепенно, будучи питаемо и развиваемо"[235]. "Козни злобы - мрежа многоплетенная! Часто запутывающегося в ней она охватывает со всех сторон, если он попустит себе нерадение"[236]. "Не желай слышать о несчастии, постигшем человека, враждебного тебе. Слушающие произвольно такие поведания, пожинают плоды своего произволения"[237]. "Не думай, что всякая скорбь попускается человекам за грехи их: искушаются и благоугождающие Богу. Говорит Писание: "нечистивый и беззаконницы изженутся" Пс. 34:28 ; оно же говорит: "вси хотящии благочестиво жити о Христе, гоними будут" 2Тим 3:12 [238]. "Во время скорби постарайся заметить действие сластей: они, утешая в скорби, бывают нам приятны"[239]. "Некоторые называют мудрыми понимающих и объясняющих различные предметы в видимом мире: мудры - обладающие своими пожеланиями"[240]. "Если увидишь сильное движение в душе, влекущее к страсти безмолвствующий ум, то знай, что ум предупредил это невольное действие действием произвольным, произвольно приведя в движение страсть и насадив ее в сердце"[241]. "Когда престанешь исполнять на деле плотские похотения, по учению Писания, тогда, при помощи Господа, удобно прекратится и в душе невидимое действие страстей"[242]. "Бог вменяет нам и дела, и намерения. В Писании сказано: "Господь воздаст коемуждо по деянием его" Мф. 16:27 ; также сказано: "даст ти Господь по сердцу твоему" (Пс. 19:5)[243]. "Незанимающийся постоянно рассматриванием своей совести, не возложит на себя и телесных подвигов для стяжания благочестия"[244]. "Невозложивший на себя произвольно подвигов для стяжания благочестия, тем сильнее будет подвергаться скорбям невольным"[245]. "Совесть есть книга естественного закона. Читающий эту книгу исполнением на деле требований ее, опытно познает, что Бог вспомоществует человеку"[246]. "Познавший волю Божию и исполняющий ее по силе малыми трудами избежит трудов великих"[247]. "Хотящий победить искушения без молитвы и терпения не возможет отразить их от себя - запутается в них еще более"[248]. "Благое направление совести приобретается молитвою, и чистая молитва - правильно настроенною совестью. Одно служит последствием другому естественно"[249]. "Иаков устроил Иосифу пеструю одежду, и Господь дарует кроткому разум истины, по свидетельству Писания. "Научит Господь , - говорит оно, - кроткия путем Своим" (Пс 24:9)[250]. "Господь сокровен в заповедях Своих, и обретается ищущими Его по мере исполнения ими заповедей Его"[251]. "Мир Христов есть избавление от страстей: он не может быть получен иначе, как действием Святого Духа"[252]. "Господь, научая нас, что исполнение каждой заповеди Его есть долг наш, а усыновление Богу есть дар Его, даруемый вследствие искупления человеков кровию Его, говорит: "егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы, и еже должни бехом сотворити, сотворихом" Лк. 17:10 . Из этих слов явствует, что Царство Небесное не есть возмездие за дела, но дар по благоволению Божию уготованный верным рабам"[253]. "Христос умре грех ради наших, по Писанием" (1 Кор. 15:3), и тем, которые служат Ему благоугодно, дарует свободу: "добре, рабе благий и верний , - говорит Он, - о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего" Мф. 25:23 [254]. "Почитающий Господа исполняет повеленное Им. Согрешивший же, то есть прослушавший Господа, терпеливо переносит подущаемые скорби как свойственные себе, как свою принадлежность"[255]. "Искушения, случающиеся с нами неожиданно, научают нас быть трудолюбивыми и привлекают к покаянию при недостаточном произволении к нему. Совершается это по смотрению о нас Божию"[256]. "Скорби, постигающие человеков, суть порождения соделанных ими согрешений и живущих в них страстей. Если будем претерпевать эти скорби при помощи молитвы, то последует за наведенными скорбями наведение благого положения"[257]. "Некоторые, будучи похвалены за добродетель, усладились этою похвалою и наслаждение тщеславием приняли за утешение совести; другие, будучи обличены во грехе, опечалились и полезную печаль сочли действием злобы"[258]. "Желающий преплыть мысленное море возделывает в себе долготерпение, смиренномудрие, терпение, воздержание. Если же он покусится совершить плавание без содействия этих добродетелей, то возмутит лишь сердце свое, а преплыть не возможет"[259]. "Безмолвие заключается в отвержении всех видов зла. Кто при безмолвии совокупит четыре вышеупомянутые добродетели с молитвою, для того они соделаются надежнейшим средством к достижению бесстрастия"[260]. "Невозможно безмолвствовать умом, не безмолвствуя по телу; невозможно уничтожить разъединенные тела с духом без безмолвия и молитвы"[261]. "Молитва без сосредоточенной в нее мысли вниманием не признается совершенною; но мысль, вопиющую безмолвно, то есть без расхищения рассеянностью, услышит Бог"[262]. "Ум, молящийся неразвлеченно, утесняет сердце: "сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит" Пс. 50:19 [263]. "И молитва называется добродетелью, хотя она - мать всех добродетелей: она рождает их от соединения со Христом"[264]. "Что сделаем без молитвы и не возложа упования на Бога, то оказывается впоследствии вредным и погрешительным"[265]. "Если впадешь в уныние при молитве или подвергнешься многообразным напастям от врага, то приведи себе на память предстоящее тебе исшествие из этой жизни и лютые адские муки. Но лучше прилепляться к Богу молитвою и возложением на Него всех попечений, нежели прибегать к воспоминаниям, нарушающим сосредоточенность, не смотря на пользу их"[266]. "Не признается воздержником тот, кто развлечен разнообразными помыслами, хотя бы они и были полезны: не полезнее они молитвы"[267]. "Кающийся правильно не думает, чтоб его подвиг покаяния служил удовлетворительным возмездием за соделанные грехи, но усиливается подвигом покаяния умилостивить Бога"[268]. "Сколько бы мы ни умножили сегодня добродетель нашу, этим не заслужим воздаяния: это обличение предшествовавшего нерадения"[269]. "Великая добродетель - терпеть приключающиеся скорби и любить ближнего ненавидящего, по заповеданию Господа" (Мф. 5:44)[270]. "Знак нелицемерной любви - прощение обид. Так и Господь возлюбил этот мир"[271]. "Невозможно простить от сердца обиду без истинного духовного разума: духовный разум объясняет, что все, постигающее каждого, есть его собственность"[272]. "Ничего не потеряешь из того, что оставишь ради Господа: оставленное возвратится в свое время с великим избытком"[273]. "Истинный разум заключается в терпении скорбей и в том, чтоб в бедствиях своих не обвинять ближнего"[274]. "Делающий добро и ищущий воздаяния служит не Богу, а своей воле"[275]. "Согрешившему невозможно избегнуть воздаяния иначе, как покаянием, соответствующим согрешению"[276]. "Уразумевший, что нашествие злоключений извне попущается нам правдою Божией, нашел, ища Господа, и разум, и правду"[277]. "Если уразумеешь, как научает тому Писание, что "по всей земли судьбы Господни" (Пс. 104:7): то всякий случай соделается для тебя учителем Богопознания"[278]. "С каждым встречается должное, соответственно настроению его; попускаемые наведения бывают разнообразны: приличное наведение для каждого ведает един Бог"[279]. "Подвергшись какому-либо бесчестию от человеков, зная, что этим тебе уготовляется слава от Бога, и пребудешь в бесчестии беспечален и несмущен, во славе же, когда она придет, верен и неосужден"[280]. "Похваляемый многими, по благоволению Божию, отнюдь не примеси никакого самохвальства к похвале, устрояемой по смотрению Господню, чтоб не попустилась перемена, чтоб ты не подвергся вместо похвалы бесчестию"[281]. "Когда ум, вооружившись мужеством о Господе, начнет отвлекать душу от долговременных греховных навыков, тогда сердце как бы разрывается, будучи отвлекаемо в две противоположные стороны умом и страстью, действующими подобно двум воинам, враждебным друг другу"[282]. "Никто столько не благ, столько не милостив, как Господь; но и Он не прощает некающемуся"[283]. "Печалимся о грехах, а к причинам их сохраняем привязанность"[284]. "Когда грешная душа не принимает с покорностью попускаемых ей скорбей, тогда говорят о ней ангелы: "врачевахом Вавилона, и не исцеле" Иер. 51:9 [285]. "Ум, предав забвению духовное разумение истины, ратует против человеков за вредное для него, как бы за полезное"[286]. "Страсть, произвольно приведенная в действие, после этого действует уже насильственно и против воли того, кто первоначально попустит ей действовать по произволению"[287]. "Диавол, когда увидит, что ум помолился от сердца, тогда наносит тяжкие и хитросплетенные искушения, желая истребить добродетель в начале ее великими наведениями"[288]. "Имеются три мысленные состояния, в которые входит ум, подвергаясь изменениям: естественное, вышеестественное и нижеестественное, или противоестественное. Войдя в состояние естественное, ум находит себя виновным в злых помыслах и исповедует Богу грехи, усматривая начальные причины страстей. Низойдя в состояние противоестественное, он забывает правду Божию и борется с человеками как с обидевшими его; возведенный в состояние вышеестественное, обретает плоды Святого Духа, исчисленные апостолом: любовь, радость, мир и прочее. Тогда делается ему понятным, что он не возможет остаться в состоянии вышеестественном, если увлечется телесными попечениями! Низойдя из этого состояния, он подвергается греховным падениям и последующим за грехопадениями напастям, если и не вскоре, но в свое время, известное правде Божией"[289]. "Настолько разум бывает истинным, насколько он основывается на кротости, смирении и любви"[290]. "Во всяком деле и обстоятельстве неупустительно прибегай молитвою к Богу, чтоб во всем иметь помощь Божию"[291]. "Ничто так не могущественно по действию, как молитва: Бог ничем не благоугождается столько, сколько благоугождается молитвою"[292]. "Исполнение всех заповедей заключается в молитве, потому что любовь к Богу, выражаемая молитвою, есть высшая из добродетелей и совокупность их"[293]. "Молитва, свободная от рассеянности, есть знамение любви к Богу, составляющей сущность молитвы; нерадение в молитве и рассеянность при совершении ее - признаки сластолюбия"[294]. "Бесскорбно совершающий бдения и молитвы, пребывающий в долготерпении, соделался действительно причастником Святого Духа. И тот получит скоро помощь, кто произвольно понуждает себя к этим благим деланиям, хотя и колеблется в них"[295]. "Хорошо доставлять пользу ближнему словами, но лучше содействовать им молитвою и добродетелью: ими приносящий себя Богу, вспомоществуя себе, вспомоществует и ближнему"[296]. "Возложивший в каком-либо обстоятельстве упование на Бога уже не вступает по поводу этого обстоятельства в столкновение с ближними"[297]. "Если всего невольного служит причиною произвольное, по свидетельству Писания, то лютейший враг человека - сам он"[298]. "Беги от искушения терпением и молитвою. Если будешь бороться с искушением без этих орудий, то оно сильнее угнетет тебя"[299]. "Кроткий по настроению, заимствованному от Бога, премудрее премудрых, и смиренный сердцем сильнее сильных: они носят иго Христово в разуме"[300]. "Скажем ли что или сделаем что, не испросив помощи Божией молитвою, все окажется впоследствии или погрешительным, или вредным; мы подвергаемся таинственному обличению опытно"[301]. "От дел, слов и мыслей Праведник один - Господь Иисус. От веры, благодати и покаяния праведники - многие: все святые человеки"[302]. "Кающемуся чуждо высокомудрствовать: так, напротив, согрешающий произвольно не способен смиренномудрствовать"[303]. "Смиренномудрие заключается не в том, когда совесть обличает человека; оно - благодать Божия; оно - познание духовного милосердия"[304]. "Ненавидящий страсти, отвергает причины их; пребывающий в усвоении к причинам произвольно, подвергается нападение страстей и против воли своей"[305]. "Нелюбящему начал, на которых основываются страсти, не свойственно преклоняться к страстям и мыслью"[306]. "Презирающий стыд увлечется ли тщеславием? Любящий уничижение, возмутится ли от бесчестия? Имеющий сердце сокрушенное и смиренное преклонится ли к плотскому наслаждению? Верующий Христу попечется ли о чем-либо временном, вступит ли в словопрение или столкновение о чем-либо временном?"[307]. "Пренебрегаемый и не вступающий в состязание с пренебрегающим ни словом, ни мыслию стяжал истинный разум и являет самым поведением своим твердую веру в Бога"[308]. "В сущности, ни обижающему нет приобретения от обиды, ни обижаемому лишения: "образом убо ходит человек, обаче всуе мятется" Пс. 38:7 [309]. "Если увидишь кого-либо подвергшимся многим бесчестиям и по причине их предающимся сильной печали, то знай, что он предварительно напитался помыслами тщеславия и потому с горестию пожинает терние, выросшее из семян, посеянных в сердце"[310]. "Насытившийся телесным наслаждением сверх должного вознаградит пресыщение сторичным страданием"[311]. "Находящемуся в послушании наставник его обязан говорить должное и возвещать ему наведение напасти, если он дозволяет себе преслушание"[312]. "Обижаемый и не взыскивающий с обижающего доказывает этим свою веру во Христа, сторично вознаградится в этом веке и наследует жизнь вечную"[313]. "Память Божия заключается в болезновании сердца о стяжании добродетели. Забывающий Бога непременно подвергается влиянию сладострастия и лишается спасительной сердечной болезни"[314]. "Не скажи, что бесстрастный не может печалиться: он должен печалиться если не о себе, то о ближнем"[315]. "Если хочешь непрестанно памятовать о Боге, то не отвергай наводимых скорбей, как бы наводимых несправедливо, но переноси их с терпением как наведенные правосудно. При каждом скорбном случае терпение возбуждает памятование о Боге; от оставления терпения оскудевает духовный разум, а от утешения оправданием себя происходит забвение Бога"[316]. "Хочешь ли, чтоб Господь покрыл грехи твои? Не объявляй человекам добродетелей, которые имеешь. Как поступаем мы в отношении к нашим добродетелям, так Господь поступает относительно наших грехов"[317]. "Не радуйся, когда окажешь ближнему благодеяние: возрадуйся тогда, когда непамятозлобно перенесешь оскорбление, последующее за твоим благотворением. Как ночь за днем, так зло последует за добрыми делами"[318]. "В невольных страданиях сокрыта милость Божия, привлекающая терпящего к покаянию и избавляющего его от муки вечной"[319]. "Страхом вечных мук и вожделением Царства Небесного внушается терпение скорбей, внушается не по одному собственному произволу человека - по дару Взирающего на помышления наши"[320]. "Кто верует будущим воздаяниям, тот произвольно удаляется от наслаждений земных: неверующий и сладострастен, и чужд сердечного сокрушения"[321]. "Если хочешь спастися и в разум истины прийти" (1 Тим. 2:4), то старайся всегда пребывать выше чувственного, прилепляясь надеждою к единому Богу. Уклоняясь от всего чувственного, с понуждением себя, откроешь невидимое действие начал и властей, действующих против тебя враждебно посредством различных приражений. Побуждая их молитвою, благою надеждою, получишь благодать Божию, которая избавит тебя от будущего гнева"[322]. "Уразумевший значение таинственного поведания апостолом Павлом, что "наша брань к духовом злобы" Еф. 6:12 , уразумей и причту Господа о том, что подобает всегда молиться, не предаваясь унынию" (Лк. 18:1-8)[323]. "Позвавший истину не противоборствует скорбным наведениям: он знает, что скорбные наведения приводят к страху Божию"[324]. "Если хочешь приносить Богу непогрешительное исповедание в грехах, то не поминай по виду грехопадений твоих, мужественно терпи наводимые за них скорби"[325]. "Скорби наводятся за прежде содеянные грехи, принося каждому согрешению сродное ему возмездие"[326]. "Разумный и ведающий истину исповедуется Богу не воспоминанием соделанных грехов, но терпением наводимых на него скорбей"[327]. "Отвергнув страдания и бесчестия, не думай принести покаяние при посредстве других добродетелей: тщеславие и настроение сердца, чуждое сокрушения духа, умеют служить греху и делами правды"[328]. "Добродетели рождаются обыкновенно от страданий и бесчестий: так, напротив, пороки - от наслаждения и тщеславия"[329]. "Всякое проявление плотского сластолюбия происходит от наслаждения, предшествовавшего этому проявлению. Допущение же себе наслаждения происходит от неверия"[330]. "Не примиряющий воли своей с Богом претыкается в начинаниях своих и подвергается преобладанию супостатов"[331]. "Боголюбивый слушатель объемлет пользу с противоположных действий: если добро его свидетельствуется одобрением, то он делается усердней; если же он подвергается обличению во зле, то понуждает себя к покаянию"[332]. "Хорошо держаться главной заповеди, ни о чем в частности не заботиться и ни о чем в частности не молиться, но и молитвою и всею деятельностью искать единственно Царства и Слова Божия. Если же мы еще находимся в таком положении, что должны заботиться о каждой потребности нашей, то и должны молиться о каждой. Делающий что-либо или заботящийся о чем-либо без молитвы, не возможет совершить дела с благим успехом. Об этом засвидетельствовал Господь, сказав: "не можете без Мене творити ничесоже" Ин. 15:5 [333]. "Пренебрегающего заповедь о молитве постигают самые тяжкие нарушения прочих заповедей, передавая его одно другому, как узника"[334]. "Принимающий скорби настоящего времени при посредстве упования на получение будущих благ, обрел разум истины: удобно избавится он от гнева и печали"[335]. "Подвергающийся озлоблениям и бесчестиям за истину, шествует путем апостолов, взяв крест на рамена свои и возложив на себя оковы. Усиливающийся внимать сердцу без этих пособий, не может не скитаться повсюду, не может не впадать в искушения и сети диавольские"[336]. "Боримый грехом никогда не возможет победить помыслов, если не будет действовать вместе и против их начальных причин; также не возможет победить начальных причин, не действуя вместе и против помыслов: отвергнув из двух что-либо одно, по прошествии краткого времени будем увлечены другим в то и другое"[337]. "Препирающийся с человеками из боязни подвергнуться страданиям и поношениям или здесь навлекает на себя самые сильные напасти, или будет мучен без милости в будущем веке"[338]. "Желающий отклонить от себя всякое злоключение должен при посредстве молитвы примирить дела свои с Богом, стяжать в духе своем упование на Бога и пренебрегать по силе попечениями о чувственном"[339]. "Диавол, нашедши, что человек упражняется в телесных делах излишне, без нужды, сперва похищает сокровища разума его - понятия духовные, а потом отсекает надежду на Бога как главу"[340]. "Когда достигнешь непоколебимости и чистоты в молитве, не принимай разумений, приносимых врагом во время молитвы твоей, чтоб не потерять большего. Лучше стрелять стрелами молитвы во врага, поверженного долу и заключенного там, нежели беседовать с ним. Не приносит он благого - злохитро приносит он злое, чтоб отвлечь нас от молитвы"[341]. "Благие помышления полезны человеку во время искушения и уныния; во время же молитвы они вредны"[342]. "Получив жребий учить о Господе и встречая в учимых преслушание, скорби в духе и не смущайся, не вынаруживай смущения. Скорбя, ты не будешь осужден с неповинующимся; смущаясь же, подвергнешься искушению тою же немощью"[343]. "Не дозволь себе обличить в согрешении того, кто не находится в повиновении у тебя: такое обличение - принадлежность власти"[344]. "Не вступи в прение с противящимися истине и не желающими оказать тебе повиновение, чтоб не возбудить в них ненависти к тебе, как свидетельствует об этом Писание" (Притч. 9:8)[345]. "Попускающий послушнику противоречить там, где не должно, предает его в таких случаях самообольщению и допускает нарушать обет повиновения"[346]. "Наставляющий и обличающий кого должно со страхом Божиим, стяжавает сам добродетель, противоположную согрешению: напротив того, действующий из памятозлобия и порицающий злонамеренно впадает, по закону духовному, в подобную страсть"[347]. "Иной говорит истину, и безумные ненавидят его, по слову Богослова (Ин. 8:31, 47); иной же лицемерствует, и за это любят его. Однако ни то, ни другое из этих воздаяний не бывает долговременным: Господь в свое время воздаст каждому должное"[348]. "Желающий отклонить от себя бедствия будущей жизни должен переносить благодушно бедствия жизни настоящей. Таким образом, променивая в уме своем одно на другое, он избежит великих мучений посредством ничтожных страданий"[349].
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar