Меню
Назад » »

Святитель Игнатий Брянчанинов (147)

Письмо 369 К ОТЦУ А. С. БРЯНЧАНИНОВУ. Отношение к супружеству Почтеннейший родитель! Приятнейшее письмо Ваше от 22 Октября получил 30-го. Искреннейше поздравляю Вас с получением знака отличия за 25 лет. Представление, уже утвержденное Государем, находится у Министра и, вероятно, скоро будет сообщено Вологодскому Губернатору. Сделайте милость, не беспокой­тесь о высылке мне денег; Благодаря Бога, я не нуждаюсь, и весьма бы нашел справедливым, если бы Вам благоугодно было зачесть оные за те, кои Вы мне пожаловали при отъезде моем из Вологды в Петербург. Вы изволите знать мое усердное желание добра всем членам нашего семейства. Но суждение мое односторонне: оно согласуется с родом жизни, который я провожу. Мне всегда казалось, тем более теперь кажется, супружество игом тяжким и неудобоносимым; я страшился онаго и не понимал, и теперь не понимаю, как могут люди решаться на оное. И потому сделайте милость, устраните меня от суждения в сем деле; предоставьте мне желать благополучия своим братьям и сестрам, какой бы они не избрали род жизни, - брак или безбрачие. [...] Нынешнею осенью был я очень болен горячкою, после которой начал себя чувствовать лучше и лучше. Думаю - много к сему способствует прекрасный со всеми удобствами дом, в коем живу, и ангелонравная братия, меня окружаю­щая, упокоивающая меня душевно и телесно. Простите, почтеннейший Родитель. С истинным высокопочитанием и преданностию имею честь быть Вашим покорнейшим сыном Архимандрит Игнатий. 4 ноября 1835 Письмо 370 К РОДНОЙ СЕСТРЕ МАРИИ АЛЕКСАНДРОВНЕ. О душеполезномслове, приготовлении к вечности, молитве, чтении душеспасительных книг и о других вопросах духовной жизни Воистину Воскресе Христос! Любезнейшая сестра Мария Александровна! Равно и я поздравляю тебя от исполнения сердечнаго с протекшим праздником Воскресения Христова; равно и я желаю тебе, друг мой, всевозможнаго благополучия. Твое сетование справедливо: я слишком долго молчал; молчал потому что надеялся, что наше взаимное расположение не может быть подвержено сомнению; обыкновенные письма светских людей, состоящие в различных поздравлениях и уверениях, не составляют обязанности монаха. В слове о душевной пользе я отказать не могу; такое слово есть милостыня, которую непременно должен подавать монах не только для душевной пользы ближнего, но и для своей. Когда человек почаще будет размышлять, что все земное временно, непременно кончится смертию, - опять что смерть сия придет неизвестно когда: - чрез многие ли годы, или завтра, или чрез неделю, - тогда рождается в человеке забота о приуготовлении себя к вечности: в числе сих приготовлений есть и молитва. Познакомься с Богом забла­говременно, частыми молитвами стяжи дерзновение, дабы, когда должно будет предстать на Страшный Суд, могла ты упросить Судию быть к тебе милосердным. Оставь угожде­ние диаволу в различных мирских забавах, послушайся Спасителя, возвестившего: "Горе смеющимся ныне! Горе насыщенным ныне!" - Вопреки завещанию Сына Божия, диавол установил балы, театры и прочие забавы; деньги те приносятся в жертву диаволу, кои могли бы быть принесены в лице нищих Господу Иисусу Христу, Который воздаст дающему милость сторицею в будущем веке. - Займись чтением Божественных книг с благоразумною умерен­ностью, сохраняющею надолго вкус и утончающею оный, и умножающею сердечную жажду Божественной правды, сими книгами поведуемой. Таковы книги Четьи-Минеи, сочинения святителя Димитрия Ростовского, сочинения святителя Тихона Воронежского, письма Георгия Затворника. В особенности последняя книжка драгоценна. [...] Перево­дов с немецкаго и французскаго отнюдь не надо читать, от них можно заразить сердце неисцельною язвою. Просишь от меня духовнаго благословения на себя и на мужа твоего? Да даст тебе Господь прошение сердца твоего и свыше нисходящею благодатию Святаго Утешителя Духа да осенит умы и сердца Ваши к познанию святой Своей воли, да отверзет мысленные очи Ваши к усмотрению краткости и суетности сея земные жизни, да разжет души Ваши к сохранению заповедей Его, и да сотворит и Вас наследни­ками некончаемых сладостей рая, уготованных всем любя­щим Бога и ненавидящим диавола и дела его, и начинания его, и славу его мерзостную. Аминь. Усердно любящий тебя и желющий тебе душевнаго спасения. 27 апреля 1840 Архимандрит Игнатий. Письмо 371 О скорбях, болезнях, приготовлении к вечности, характеристика писем Григория Затворника Воистину Воскресе Христос! Любезнейший Друг и Сестра, Мария Александровна! Сердечно благодарю тебя за твое милое и доброе письмо. Поздравляю тебя с светлым Праздником. Очень рад, что любовь превозмогла напрасное опасение обеспокоить меня письмом твоим. Такое доброе письмо не может обеспокоить, - может только утешить и обрадовать. Я не могу участвовать в светских веселостях моих родных; зато должен и желаю принимать живейшее участие в скорбях их. Идут в монастырь и избирают скорбную жизнь для того, чтоб жизнь веселая не развлекала и не привела в забвение Бога, а не для того, чтобы вместе с суетным оставлять и законное, святое. Я убежден и из слова Божия и из опытов жизни, что Бог кого полюбит, тому непременно пошлет скорби. Потому что без скорбей сердце не может умереть для земли и ожить для Бога и вечности. Слыша о тебе, что ты постоянно больна, я понимал из этого, что Господь обратил на тебя особенное внимание и хочет тебе доставить блаженную вечность! Все мы непременно должны вступить в нее, и те из нас, которые не хотят нисколько о ней подумать, но всегда мыслями своими и желаниями пригвождены к одному земному. Вечность! С какою радо­стною надеждою ожидают ее иные, а иным как она грозна. Итак, если вечность нас ожидает непременно, то пригото­виться к ней заблаговременно - требует самое благоразу­мие. Посему советую тебе относительно твоего здоровья положиться на волю Божию. Содержа в памяти мысль, что Бог призывает тебя скорбями к Себе, благодари Создателя, возлюбившего тебя и повторяй чаще сии слова: Слава Тебе, Господи, за все, что Ты мне посылаешь. Твори над рабою Твоею волю Твою. - Благодарение в скорбях приносит утешение и силу терпеть и долготерпеть. Смерти не должно желать. Бог оттого не посылает ее, что мы к ней не приготовились, как должно. Сколько здесь потерпишь с благодарением, столько в будущей жизни насладишься утешением духовным. Читай письма Задонскаго Затворника Георгия; они недавно напечатаны в Москве в 3-х томах. Предуховная книжка, наполненная утешительнейших наставлений для страждущих. Благословение Божие да почиет над тобою. Тебе преданнейший брат Архимандрит Игнатий. 27 апреля 1845 Письмо 372 Приглашение приехать в Петербург для полученияправильного направления в духовной жизни Любезнейшая Сестра, Мария Александровна! Поздравляю тебя с Праздником Воскресения Христова и очень радуюсь, что ты чувствуешь облегчение в болезни. И я нахожу хорошим, если-б ты вздумала ехать в Вологду чрез Петербург. В июле и августе Петербургский климат менее опасен для людей слабаго здоровья, нежели в прочие времена года. Свидание с недостойным братом твоим могло бы доставить тебе неисчислимую пользу и дало бы тебе направление правильное на пути благочестия, на котором можно понести тяжкие труды и иметь самые малые плоды, и, напротив, при малом труде, но правильном можно обогатеть духовными плодами. Сие и св. Апостол Павел засвидетельствовал: "Аще же и постраждет кто, не венчается, аще незаконно мучен будет" (Сличи с Русским переводом). Тим. 2, поел. гл. 2 с. 5... Дай Бог тебе прочнаго и скораго выздоровления! Остаюсь навсегда преданнейший брат Архимандрит Игнатий. 11 мая 1836 Письмо 373 О терпеливом шествии по жизненному пути и советы, как вести себя по отношению к посторонним людям Любезнейший Друг и Сестра, Мария Александровна! Благодарю тебя за милое письмо твое, за поздравление с Новым Годом, за добрые твои желания! Слышал о твоем ушибе, который сильно усилил твою болезненность. Что делать? Каждому надо идти с терпеливым постоянством по тому пути, на который он поставлен судьбою - тем больше что изменить этот путь не в нашей власти. На людские мнения и речи не советую тебе обращать большаго внимания и подчинять им свое поведение, особливо же Боголюбезные впечатления и движения сердечные. Веди себя просто, без принуждения и восторженности, оставляй поступки, резко бросающиеся в глаза, выходящие из обыкновеннаго круга действий - это вполне достаточная жертва для ближних. [...] Христос с тобою! При свидании, может быть, что нибудь скажу и о болезни твоей. Письмо 374 О благодарении в скорбях и самооправдании Любезнейший друг и сестра, Мария Александровна! Искренно благодарю тебя за воспоминание о мне и призываю обильное благословение Божие на тебя, твоего супруга, твою дщерь и на весь дом твой, на все домочадство твое. Великая мудрость и великий источник утешения - благодарить Бога за все земные скорби, как ниспосылаемый нам самим Промыслом Божиим во спасение душ наших. Кого Господь любит, того наказует. Пожелай мне не забывать этого святаго образа мыслей и не уклоняться от него по поводу различных самооправдании, которые все - ложь и самообольщение, и слепота и гордыня. Стареюсь, хирею, отживаю: вот, что могу сказать о себе. И паки призываю на тебя обильное благословение Божие. Тебе преданнейший брат Архимандрит Игнатий. 5 мая 1857 Письмо 375 О поведении своего племянника А.П. Любезнейший Друг и Сестра, Мария Александровна! Спаси тебя Господи за участие, которое принимаешьв Алексее Петровиче. И то хорошо, что не пишешь подробностей о нем брату, Петру Александровичу, который имел средство сам узнать о нем все. Современная политика, общественная и частная - невмешательство. Держаться её - полезно и благоразумно. Алексей, как юноша, пошалил и поглупил; вероятно, и теперь имеет образ мыслей не самый основательный. Время и обстоятельства вразумят его. Брат Петр Александрович поступил в этом обстоятельстве, как следует благоразумному и благородному человеку - православному христианину. Благословение Божие да почиет над тобою,над супругом твоим и над дщерью. А я совсем состарился: хвораю и хвораю. Тебе преданнейший брат, Игнатий, Епископ Кавказский и Черноморский. Письмо 376 К РОДНОЙ СЕСТРЕ АЛЕКСАНДРЕ АЛЕКСАНДРОВНЕ ЖАНДР:О земной жизни и истинном счастье Искренне говорю тебе - ты счастлива, потому что идешь путем спасения, потому что ты познала, что человек должен искать свое счастие не во временном и земном, но в Божественном и вечном. Что человек на земле? - Путник. - Что такое смерть? - Эпоха, с которой начинается наша действительная жизнь. - Продолжительно странствуя в этой тьме ночной, посреди слабостей и искушений, руково­димые светом истинной веры, мы достигаем, наконец, до той грани, которою отделяется свет от тьмы. - Счастлив человек, бывший истинным христианином. 1824 Димитрий. Письмо 377 О молитве Ты, упомянув о моих молитвах, меня громом поразила. Разумеется, молиться друг за друга мы должны не только, как христиане, но и как единокровные... мою грешную молитву нельзя еще назвать и молитвой; ибо, что такое молитва? - Молитва есть разговор человека с Богом; признаюсь тебе с горестною откровенностью, что почти всегда язык мой только произносит кое-как молебные слова без всякаго участия ума и сердца. И так молюсь-ли я? Нет, более грешу, чем молюсь; однако, надеюсь на Всемилостиваго Господа, что поможет мне некогда вкусить и силу молитвы. Димитрий. Письмо 378 О терпении и Промысле Божием Дело твое совершенно не удалось, слава Богу! Бог знает, что делает. Никто у Бога не забыт и над каждым бдит недремлющее око Божие и строит все к его пользе. Итак, положись на Бога и оставь излишнее желание, которое тебе приносит враг, чтоб смутить тебя. Знаю, что трудно и очень трудно тебе бывает. Но что делать? Нет другого средства, кроме терпения и благодаре­ния Богу, на нас пристально смотрящему. Зачем-же ты сердишься при твоих занятиях? "Помысли, - говорит Великий Варсонофий, - что все земные занятия пройдут, а терпение, которое окажешь при этих занятиях - то останется с тобою, пойдет за гроб и оправдает или осудит тебя перед Богом. Смотри не погубляй этаго хлеба насущнаго (т.е. терпения), который тебе понадобится на дорогу от земли на небо". Точно понадобится! Пишешь, что ныне лишена совершенно внутренней радости. Иногда благодать Божия утешает человека, а иногда скрывается, а все это делает по премудрейшему своему усмотрению, а потому все таковые случаи и перемены должно переносить с терпением и почитать себя недостойною радости или утешения духов­ного. В свое время опять ощутишь отраду. Также не должно человеку отчаяваться, как бы велики грехи его ни были: ибо человек спасается не своими добрыми делами, единою верою во Христа Спасителя; а делами должно доказывать свою веру. Подумай, что "и оный великий Петр плакася горько". Средства переменить местожительства теперь не предви­дится (разве что состроит Господь непредвидимо) и потому должно укрепиться всевозможным терпением и благою надеждою. Зачем ты отчаяваешься? Или считаешь Бога немилостивым? Как можно! Он то и есть самое добро. Надейся на Него и крепись. Не забывай молитвы: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя". Молитва это может совершаться при всех занятиях, сверх того отгоняет скверные помыслы и разливает в нас веселие. Прости! 1830 Письмо 379 О вдовстве Любезнейшая сестра, Александра Александрова! Благодарю тебя за приятнейшие твои строки,желаю тебе и малютке твоей всего добраго. Богу угодно было освободить от уз супружества, столько скорбного. Г. Жандр, на днях скончался и погребен в Невской Лавре. Ты приезжала сюда проститься с ним последним погребальным прощанием. Свобода твоя должна быть для тебя средством работать Господу. Ему жертвуй сей свободой и не сковывай ее узами плотскими. Есть у тебя дитя, которому дав бытие существенное, должна ты дать и жизнь духовную, т.е. научить веровать во Христа и исполнять Его Священные заповеди в коих заключается любовь. Хранящий заповеди Христовы, любит Христа, не хранящий заповедей - чужд любви. Господь да благословит и матерь и чадо. Христос с тобою. Искренно любящий тебя брат Архимандрит Игнатий. 26 апреля 1838 Письмо 380 О хульных помыслах и о скорбях Приношу тебе искреннейшую благодарность за то, что ты вспомнила меня грешнаго и больнаго в дни величайшаго христианскаго праздника! Да благословит тебя Бог за это доброе воспоминание! Да утешит тебя в скорбях твоих! Да дарует тебе силы переносить их с великодушием и терпением! Ибо и утешение и силу терпения проливает в нас единая милость Божия, единая благодать Божия! О приходящих помыслах неверия и хулы не смущайся. Эта явная бесовская брань, которая случалась со многими святыми, и продолжа­лась весьма долго. Такою бранью томим был в продолжении четырех лет Святый Нифонт. Посмотри на житие его в Четьих-Минеях, 23 декабря. В таких бранях никак не надо смущаться, не надо приходить в отчаяние, но повергаться пред всевидящим и всемогущим Богом и, предавая в Его волю душу свою, просить у Него милости. От смущения и отчаяния укрепляется на нас брань вражеская, а если будем смотреть на эту брань с великодушием, говоря себе: "Что-ж? Господь видит эту брань и попускает ее - значит такова Его святая воля и мне это на душевную пользу"; тогда брань ослабевает и умаляется. Потерпи и узришь милость Божию! За всю жизнь твою, с самаго младенчества твоего, были попущены тебе скорби. Это признак, как утверждают святые Отцы, особеннаго Промысла Божия. Бог хощет соделать тебя участницей вечнаго блаженства и подает тебе чашу спасительную скорбей. Успокойся и молись. Благословение Божие да почиет над тобой и над чадом твоим. 10 мая 1838 Архимандрит Игнатий. Письмо 381 О скорбях Бог да подкрепит тебя в скорбях твоих! Прими и мое грешное и недостаточное слово утешения, которое присылаю тебе в этих строках, чтоб утешить тебя Богом, как и пророк Давид сказал: "Отвержеся утешитися душа моя; помянух Бога и возвеселихся". Во-первых каждый христианин должен веровать, что он находится под непрестанным Промыслом Божиим. Этому научает нас Евангелие. Сам Спаситель говорит: "И власы глав ваших изочтены суть". Поэтому христианин, когда будут ему попущены скорби, должен несомненно веровать, что эти скорби попущены ему Самим всеблагим и премудрым Богом, Который предвозвестил Своим возлюбленным: "В мире скорбни будете". Итак, не должно считать странным, видя себя в скорбях, не должно предаваться унынию; напротив того, должно благодарить Бога за скорби, как за знак избрания к блаженной вечности. От благодарения не только притупляется лютое жало скорби, но и вселяется в сердце благодарящаго небесное, духовное утешение. Благодарить можно словами праведнаго Иова. Во-вторых - все мы грешники пред Богом. Грешник не должен считать странным, когда ему посылается наказание. Нет! Он должен открыться пред Богом, признавать себя достойным посланной на него скорби и радоваться, что в земной жизни приемлет наказание за согрешения в ведении и неведении и тем избавляется от вечных мук. При таком размышлении полезно произносить со святым разбойником: "Достойное по делом моим восприемлю, помяни мя, Господи, во Царствии Твоем". Христос совершил земное течение Свое в непрестанных страданиях. Едва Он родился, как уже люди устремились на убиение Его. Учеников Своих Он приглашает к страданиям, а тому, кто не хочет страдать, говорит: "Иже не возьмет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин". Рассмотри жития всех Апостолов: все они проводили жизнь и окончили в страданиях. Рассмотри жития мучеников: они кровию и безчисленными муками купили себе небо. Рассмотри жития преподобных: не была-ли вся жизнь их продолжительным, невидимым мученичеством? "В пустынех скитающеся, в вертепах и пропастех земных, лишени, скорбящи, озлоблени", по словам Апостола, "многими кровьми и смертьми-", по выражению Требника, наследовали они блаженную вечность. "Никто-же взыде на небо с ослабею, - говорит святой, великий Исаак Сирский, - напротив того, о сем познавается человек, находящийся под особенным Промыслом Божиим, когда ему пошлются непрестанные скорби". Итак, благодари, смиряйся, веруй, предавайся воле Божией, молись за тех, в коих сердце не мирно. В сих только возможешь найти утешение и исцеление. Архимандрит Игнатий. Письмо 382 О безмерной скорби, о грехах и других предметах ...Милосердый Господь да не оставит тебя! Он попущает нам скорб для очищения нашего от грехов; Он посылает нам и утешение, чтоб мы не до конца изнемогли под бременем скорби. Безмерная скорбь о грехах, доходящая до отчаяния, отвергается по учению святых Отцов. Скорбь эту должно растворять надеждою на милосердие Божие; должно вместе печалиться и надеяться; печалиться, потому что мы грехами своими прогневляем Бога, удаляемся от Бога; надеяться - потому, что мы имеем всесильнаго Врача для грехов наших, Господа Иисуса Христа, пролившаго за нас Кровь Свою. Когда приходят хульные помыслы неверия, сомнения и тому подобные, то по учению святых Отцов не должно этим смущаться, а знать, что эти помыслы не принадлежат душе нашей, а врагу нашему - диаволу. Не должно ими смущаться, не должно принимать их и укосневать в них. Больному человеку полезнее частая молитва, но краткая. Хорошо молиться несколько раз в день по краткому времени. Прекрасны молитвы: "Боже, очисти мя грешнаго" и "Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас". Их должно произносить не спешно, заключая ум в слова молитвы, как выражается святый Иоанн Лествичник. Милосердый Господь да поможет тебе и да благословит тебя и дщерь твою! Архимандрит Игнатий. 16 октября 1846 Письмо 383 О телесной болезни Благодарю тебя за письмо твое. Слышал о твоей болезни. Что делать? Ни в чем другом невозможно найти утешение, как в терпении, которое рождается от смирения. Смирение состоит в том, чтоб мы признавали себя достойными скорби, попущенной на нас Промыслом Божиим. "Достойная по делом наю восприем-лева", говорит благоразумный разбойник, и за осуждение себя удостоился высших разумений и ощущений, за которыми следует Царствие Небесное. Скорби всегда были достоянием спасающихся особливо же они свойственны нынешнему времени, когда человеки ослабели к совершению добродетелей. Итак, не малодушествуй, но в терпении и смирении предавай себя воле Божией и благодари Его Святый Промысл за все, тебе посланное. Благословение Божие буди над Тобою и над твоим чадом. Господь с тобою. 8 января 1846 Архимандрит Игнатий. Письмо 384 Поощрение к терпению болезни Христос Воскресе! Воскресший Христос да облегчит твои страдания, да дарует терпение и благую спасительную мысль переносить временную болезнь с великодушным терпением и мужеством, с благодарением Богу, временными скорбями устрояющему нашу вечную радость. Благодарю тебя за письмо твое. Даруй Бог тебе поправиться. Уединение много поможет тебе: - уединение, соединенное с занятиями простыми, одушевляемыми любовию к ближним и благочестием. 14 апреля 1848 Архимандрит Игнатий. Письмо 385 Поощрение к терпению 1848 год Село Покровское. Благодарю тебя за добрейшее письмо твое. Хотя я не видел тебя здесь очами телесными, но вижу очами души. Бог да подкрепит тебя, да дарует тебе нести крест твой с терпением и надеждою. Все мы создания - не что другое. Отдадим себя в руце Создателя: да творит с нами то, что Ему угодно. Я хотел заехать к тебе, но время так коротко, что мне невозможно этого сделать. Так-то будем поживать в пустынях: я в Сергиевской, а ты в пустыне Маслинской; будем заботиться об исцелении наших душевных и телесных недугов, предаваясь воле Божией. Христос с тобою. Игумен Игнатий. Письмо 386 Поощрение не оставлять деревни Чудесное письмо твое от 18 сентября я получил. Какая до сих пор прекрасная рука! Как похожа на руку покойной матушки! Бог да укрепит тебя, да утешит тебя! Пожалуйста, живи безвыездно в Маслине, пока не поправишься, спокой­ствие необходимо при нервном расстройстве, - спокойствие и удаление от предметов трогающих сердце. Иначе болезнь может возрасти и обратиться во что-либо серьезное, неисправимое. Прими мой искренний совет. 1 октября 1849 Архимандрит Игнатий. Письмо 387 О борьбе со страстями Воистину Христос Воскресе! Благодарю тебя за дружеское письмо твое и поздравление с Праздником Праздников Воскресением Христовым, с которым я равным образом поздравляю тебя, желая тебе всех истинных благ. Христос, поправший Своею смертию смерть человеков и Воскресением Своим даровавший воскресение всем верую­щим в Него, уже одержал победу и над всеми скорбями твоими, а со Христом одержала и ты эту победу. Терпи великодушно яростные волны, терпи великодушно напор свирепых ветров, терпи силою веры - и Христос приведет тебя в свое время в покой свой. По множеству болезней, которые тебя посещают в этой временной жизни, великия утешения ожидают тебя в вечной жизни. Не тревожься восстающими страстями, старайся по возможности проти­виться им: человек, доколе на земле и облечен в бренное тело, дотоле подвержен изменениям, то чувствует сердечный мир и спокойствие, не возмущаемое никакою страстию, то находится в обуревании страстей. Такая изменяемость научает нас самопознанию, смирению; научает прибегать непрестанно к помощи Божией, которая только что нас оставит, хотя бы на одну минуту, то мы падаем и совершаем беззакония. Призывающий на тебя благословение Божие. 14 апреля 1849 Архимандрит Игнатий Об оставлении мира - Письма к родным и друзьям - Избранныеписьма святителя Игнатия (Брянчанинова) Письмо 388 Об оставлении мира. "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою вы", сказал Господь. Благо будет и тебе, обремененной многими скорбями душевными и телесными, послушаться этого призвания спасительнаго и оставляя мир, которого попечениями тебе заниматься уже не под силу, взойти в тихое монастырское пристанище. - Твое намерение не видеть дочь твою во время твоей земной жизни я благословляю: да примет от тебя Бог эту существенно нужную жертву и да наставит тебя на путь Свой. 7 декабря 1849 Архимандрит Игнатий О терпении скорбей - Письма к родным и друзьям - Избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Письмо 389 О терпении скорбей Посылаемые Господом земные скорби суть залог вечнаго спасения: почему их должно переносить с терпением, а терпение тогда изливается в душу человека, когда человек за свои скорби благодарит и славословит Создателя. Мы здесь на земле - странники: и хорошее и худое положение человека мимоидет яко сон. Сокровище наше - Господь. О дочери не скорби, предоставь ее воле Божией.Не с твоею болезненностью усильно заботиться о ней. 7 января 1855 Письмо 390 К ней-же. Советую тебе предоставить дочь попечению сестер в вере и надежде на Господа, а сама прилепляйся Господу милостынею и молитвою: предоставив С. сестрам или Батюшке, ты сделаешь пользу и ей и себе. А засуждать ее не надо: мы все немощны, и гордостию заражен весь падший род человеческий. 14 апреля 1855 Письмо 391 К СЕСТРЕ С. А. Б-К-НОЙ. Скорби - великое благодеяние Усердно желаю тебе и телесного и душевнаго здоровья. Да укрепит тебя Всеблагий Господь наш Иисус Христос, искупивший нас Своею неоцененною Кровию; да дарует тебе терпение в твоих болезнях и прочих скорбях, да внушит тебе благодарение за них, как за величайшия благодеяния. Ус­лышь Его святейший глас, вещающий: "Аз их же аще люблю, обличаю и наказую" (Апок. 3, 10). Воспомяни праведнаго Иова, лишеннаго чад своих и всего имения, покрытаго смердящими струнами, сидящаго на гноище и говорящего: "Господь даде, Господь и отъя, буди имя Господне благословенно отныне и до века". Воспомяни пророка Иону, от чрева китова исповедающаго свое прегре­шение и прославляющаго правосудие Божие. Воспомяни трех отроков, вверженых в пещь огненную и из сердца пещи благословляющих Бога. Воспомяни всех святых и путь, коим они достигли спасения. Не тесный ли и прискорбный путь искушений ввел их в обитель живота? Воспомяни все это и поревнуй жребию святых, скажи твоим малодушным помыслам: и власы все главы моей изочтены у Бога, то как могу я унывать? "Не пошлю, - обещает Он мне устами Своего Апостола, - искушения выше меры твоей", но в самом искушении сокровенно дарую тебе избавление от искушения. Нарочно тебя болез­нями поражаю, напастями, чтоб ты не пристрастился к чему-либо суетному, но в сокрушении сердца поискал прилепиться ко Мне, Создателю твоему исполнением Моих заповедей, и стяжал Меня в себе; а когда стяжешь Меня в себе, тогда взыграют все уды твои нескончаемым веселием: ибо Я есмь Само - благость и Само - блаженство неоскудеваемое и непременяемое. Благодаря за все милосердаго Бога, будем молить Его, чтоб сохранил нас в любви и согласии во славу святаго имени Своего. Прости и моли о многогрешном Димитрии. Письмо 392 К СЕСТРЕ ЕЛИЗАВЕТЕ АЛЕКСАНДРОВНЕ И ЕЕ МУЖУ ДИМИТРИЮ ТИХОНОВИЧУ ПАРЕНСОВУ: Поздравление с рождением сына, своей поездке по монастырям, о своих братьях, своих занятиях в монастыре. Любезнейшая Сестра! Елисавета Александровна! Усердно благодарю тебя за доброе письмо твоеи разделяю твою радость о рождении сына Петра. Дай Бог, чтоб сохранились дни сего младенца к утешению его родителей. Я недавно возратился из объезда монастырей здешней губернии - путешествие, которое обязан совершать ежегод­но, путешествие довольно неприятное, особливо чрез Ла­дожское озеро. Здоровье мое слабо; на него очень сильно действует здешний климат. Брата Михаила не вижу, а слышу, что он затевает что-то, то есть, супружество с девицею без всякаго состояния. Некоторые очень добрые и очень почтенные знакомые, услышав это, советовали ему не решаться ни на что прежде свидания со мною; но он им отвечал, что боится мне сказать о сем. Я очень сожалел и о брате Петре, который женился так опрометчиво. Обстоятельства их не таковы, чтоб увлекаться первым порывом сердца. Благодарю, любезнейшая Сестра, за известиео здоровье Почтеннейшаго Родителя, брата Семена и сестер Александры Александровны и Марии Александровны. Я пишу редко, потому что занимаюсь в монастыре единствено духовными предметами, не обращая внимания ни на что светское и не зная никаких новостей С.-Петербургских, хотя и живу так близко от сего города. Любезнейшая сестра! искренно тебе желаю всех благ настоящих и будущих. Димитрию Тихоновичу прошу ска­зать мой усерднейший Поклон. С искреннейшею преданностию, остаюсь навсегда тебе преданнейший брат 1843 Сергиева Пустынь Архимандрит Игнатий. Письмо 393 О кратковременности земного благополучия, слабостисвоих сил и желание окончить дни свои в глубоком мире Любезнейшая Сестра и друг, Елизавета Александровна! [...] [...] Земное благополучие всегда кратковременно и не прочно; неизвестно откуда подымется туча и разразится над головою. Блажен, хранящий в душе своей сокровище веры и почерпающий в ней утешение в тяжкия минуты скорби... Мое здоровье становится очень слабо: нынешнюю зиму почти постоянно хвораю. Петербургский климат, особливо морския ветры, действуют на мои нервы очень сильно и вредно; пора бы убираться в какой-нибудь тихой уголок, где климат более способствует нашей монашеской жизни, кото­рая проводится наиболее в церкви и келлии и потому скудна в движении. При усилившейся болезненности я стал очень тих и невзыскателен, а потому должность начальника делается мне не по характеру; желалось бы вне ее окончить дни свои - в глубоком мире.[...] Прекрасна Сергиева Пустыня в настоящем ее состоянии; но для здоровых, которым предстоит жизнь многолетняя. Прощай! Будь здорова, благополучна и помни тебе преданнейшаго брата. 8 января 1846 Архимандрит Игнатий Утешение по случаю кончины ребенка - Письма к родным и друзьям - Избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Письмо 394 Утешение по случаю кончины ребенка Любезнейший друг и сестра, Елизавета Александровна! Принимаю сердечное, искреннейшее участие в скорби постигшей тебя и почтеннейшаго Димитрия Тихоновича. Но должно сознаться, что христиане, умирающие в отрочестве, блаженнее тех христиан, которые умирают в преклонных летах, проведши жизнь среди сует, и нередко и греховную. Сему научает нас наша Церковь Святая и сие должно утешать родителей, которых оставляют их младенцы и отходят в вечность для вернаго и безконечнаго блаженства. Апостол не хочет, чтобы мы, взирая на почивших наших ближних, посещая их могилы и совершая о них воспоминание, предавались неутешной скорби, подобно как предаются ей неимеющие упования язычники, язычники именем и делом, или хотя и одним делом. Мы должны растворять скорбь верою и благою надеждою, а где вера и надежда, там - утешение. [...] Желаю тебе и почтеннейшему Димитрию Тихоновичудобраго здравия, с чувством искреннейшей дружбы остаюсь навсегда тебе преданнейший брат 26 июня1846 Архимандрит Игнатий. Письмо 395 О суетности земной жизни, чтении святых отцов и иностранных писателей Любезнейшая сестра Елизавета Александровна! [...] Точно - путь земной жизни скорбен; когда человек совершит значительную часть его и оглянется назад, то как кажется суетным все приятное земное, к которому он стремился с такою жадностью в юности своей! Не потеряем, по крайней мере остальной жизни нашей принесением оной в жертву суете; познакомимся с вечностию не по романти­ческим иностранным книжонкам, ведущим в непременное самообольщение читателей своих, но по руководству Святых писателей нашей Церкви, в которых нет ничего романтичес­кого, мечтательного, льстящаго и обманывающаго ум и сердце. Чтение писателей нашей Церкви сообщает положи­тельное познание отношений человека к Богу, Творцу и Искупителю, и научает приближаться к Нему покаянием, а не льстить себя сладостными чувствованиями мнимой духов­ной любви, к чему привлекает сумасбродные Фомы Кемпийские, Франсуа де Саль и тому подобные лжеучители. Духовная любовь есть достояние совершенных; а достояние благочестивых и спасающихся есть страх Божий, зрение своих грехов и недостатков; результат того и другого - сердце сокрушенно и смиренно, выражающееся покаянием. Вот истинное нравственное учение Православной Церкви, чуждое обмана и самообольщения. Призывая на тебя благословение Божие с чувствами сердечной преданности, с желанием всех благ, в особенности же душевнаго истиннаго Христианскаго назидания, которое есть верховное земное благо и залог благ небесных, остаюсь навсегда Тебе искренно преданный брат Арх. Игнатий. 13 января 1847 Письмо 396 Описание своей болезни При великом происшествии здешняго края, уничтожение Тимохинской станции, я послал к тебе, Любезнейшая Сестра, письмо чрез Кострому, куда ездил о. Игумен по делам своим.[...] Около 20-х чисел декабря со мною был самый сильный кризис: многия дни я пролежал не только неспособный что-нибудь делать, - даже не способный мыслить. С 25декабря стало мне полегче: на часок, на два в день делалось столько свободным, что могу почитать и пописать. Эта свобода увеличивается с каждым днем; чувствую радикальное исцеление от болезни, которая была скрытная, немая, внутренняя, потому - загадочная для врачей, неудобоприступна для лекарств... Утешителны виды Бабаевскаго монастыря! - Земля покрыта льдом и снегом - как мертвец покрытый покровом из серебряннаго глазету; сельская повсюду простота и обычаи Руси, в которых что-то священное! Димитрию Тихоновичу - мой всеусерднейший поклон! - Желаю тебе милости Божией и в времени и в вечности. Благословение Божие да почивает над тобой и над всем твоим домом! Тебе преданнейший друг и брат Архимандрит Игнатий. 16 января 1847 Письмо 397 О простоте, смирении и пользе уединения На два письма твои. Любезнейший друг и сестра, отвечаю одним. Благодарю за поздравление с днем моего рождения, о котором и сам я нередко забываю вспомнить. [...] Святая Боголюбезная простота требует, чтоб мы не сравни­вали себя ни с кем из ближних, а жили просто - для Бога и своего в Нем спасения. При такой простоте все ближние нам начнут казаться лучше нас; а это и нужно, - в этом смирение, это ведет в любовь к ближним, святые Отцы сказали, что смирение - сердечное чувство, заводящееся неприметно в душе от делания заповедей Христовых. Выходить из комнат в течение всей зимы никак не советую. Помысл, приходящий тебе о лишении церковной великопостной службы и предлагающий выезд в Церковь, - суетный. Оставь его без всякого внимания. Уединение имеет свою пользу, пользу существенную; ты же пришла к нему не сама, но приведена перстом Божиим при посредстве болез­ней. Церковная служба питает душу, а уединение чрезвычай­но способствует к разсмотрению себя и покаянию. Потому-то многие Святые отцы, удалялись в глубокия пустыни и на многие годы лишали себя Церковной службы. Советовал-бы и тебе провести Великий Пост безвыходно дома с пользою для души и тела, иногда приглашать священника для отправления некоторых важнейших служб, - а говение и причащение Св. Тайн отложить до Петрова поста. Не то важно, чтоб приобщаться часто, но чтоб приготовиться существенно к причащению и потому пожать обильную пользу. Св. Мария Египетская во всю многолетнюю жизнь свою в пустыне не приобщалась ни разу: эта жизнь была приготовлением ко причащению, которого она удостоилась пред концом жизни. Я до сих пор не выходил из комнат и вижу, что во все время Великаго Поста должен оставаться безвыходно в них... [...] Желаю тебе всех благ от Десницы Создателя - и всему твоему семейству. [...] Тебе преданнейший брат Арх. Игнатий. 16 февраля 1847
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar