Меню
Назад » »

Святитель Игнатий Брянчанинов (143)

Письмо 270 Предание себя воле Божией. 2. Уединение - необходимоеусловие спасения. 3. О воспитании дочери. 4-5. Об исповеди "(Из письма к Н.Н.)" 1. Кто желает правильно служить Богу: тот не должен просить у Бога именно чего-либо, как-то слез или чего другого, сообразно нечто воле своей: должен просить у Бога, чтобы Бог дал ему то, что полезно для души его; человек не знает, что именно полезно для его души. Кто в прошении своем отрекается от своей воли для Воли Божией: тот может получить истинное смирение. Надо удерживаться от разгорячения, а стараться иметь при молитве страх Божий: это вернее. 2. Уединение всегда было полезно, когда, по духу времени, в обществе было много благочестивых людей; а ныне при общем распространении разврата, уединение и удаление от знакомых и знакомств есть необходимое условие к спасению. 3. Дочку не позволяй себе хлопать, ниже пальчиком. Это чрезвычайно вредно для нравственности как дочки, так и матери. Есть старинное - хорошее, а есть и старинное худое: худому не надо подражать. Выпиши себе книгу: поучения преподобнаго Аввы Дорофея, который занимался воспитанием молодых иноков с отличным успехом. Эта книга будет превосходным наставлением для тебя самой и для воспитания дочери. Читай книгу, и изучай ее. Знай, что паче всех твоих наставлений словами, жизнь твоя будет самым сильным наставлением для дочери. 4. Сознавать себя грешным необходимо для спасения, а засуживать себя и метаться во все стороны от греховности очень вредно. Все неумеренное - от бесов, сказал преподобный Пимен Великий. Что ты расхвасталась множеством грехов твоих? Спаситель и Искупитель наш неисчислимо богат и могуществен: для Него ничего не значат прегрешения всех человек ов, только бы они сами не отвергли своего Искупителя. Господь сказал прощенной Им грешной жене: "Аз тебе не осуждаю; иди и ктому не согрешай" Иоанн. 8, 11 . Тот, кому прощены грехи при таинстве исповеди, обязан не повторять этих грехов, и только. Воспоминание прежних телесных грехов очень вредно и воспрещается святыми Отцами. Тут действуют неверие, недостаток уважения к Таинству Исповеди, фальшивое понятие о добродетели, обманчивое разгорячение и мечтательность. Тебе не представилось-ли, что тут действует смирение? 5. Почти то же должно сказать о намерении твоем открыть твою греховность некоторому лицу. Опять здесь недоверие к Святому Таинству Исповеди, в котором действует всесильный Дух Святый, решительно и вполне изглаждая грехи человеков. Зачем ты считаешь уничтоженное существующим? Не смей прикасаться к Великому Таинству! Ничтожная пылинка! не смей пополнять Великаго Таинства, которое имеет свою полноту от Бога, и не нуждается в пополнении человеческом. Не повторяй согрешений: вот все, чего требует от тебя Бог, и что единственно нужно для твоего спасения. Не смей говорить о твоих грехах никому, кроме духовника. Бойся неверия, ибо оно умаляет в мыслях человека могущество и благость Божию. Надо очень остерегаться фальшивых мыслей и разгорячения: потому что при них человек, думая делать добро, может наделать много зла и себе и ближним. Непременно нужно для желающего спастись руководство Дорофея: оно придется по тебе. Христос с тобою. Повторяю мое искреннее желание всех благ тебе и твоему семейству. Недостойный Епископ Игнатий. 3 февраля 1859 Письмо 271 К А.В.Ж. О болезни тела Господь Бог да помянет тебя милостию Своею. Болезненностию восполняются подвиги. Болезнь - готовое, спасение, когда больной удаляется от дурных слов, помышлений и мечтаний; когда он предается воле Божией; когда благодарит за болезнь, удаляющую его от мира; чего бы он не сделал единственно по собственному произволению." Извини: пишу мало, хотя и написал много.Я слаб силами, а по причине золотухи, обратившейся к глазам, должен беречь глаза. - Призывающий на тебя благословение Божие. Игнатий, Епископ Кавказский и Черноморский. 30 декабря 1858 Письмо 272 Скорби - печать избрания Благодарю тебя за Письмо твое от 15 декабря и поздравляю с наступившими праздниками. Очень справедливо и богоугодно разсуждаешь, говоря, что болезненность и сопряженные с нею тесноты посланы тебе Богом для охранения от грехов и греховных соблазнов, которыми ныне преисполнен мир. Но и ныне избранные спасаются. Печать избрания суть скорби. Господь и кого приемлет в ближайшее усвоение Себе, тому посылает скорби, и кого (приемлет) хочет увенчать, того подвергает многим и различным скорбям, чтоб душа, потрясаемая скорбями, прозрела и увидела Бога в Его Промысле. В скорбях очень полезно предаваться воле Божией и благодарить Бога за посланную скорбь. Скорбящим полезно читать житие Великомученника Евстафия-Плакиды (Четьи-Минеи 20 сент.). Благословение Божие да почиет над тобою. Игнатий, Епископ Кавказский и Черноморский. 29 декабря 1839 Письмо 273 Благоразумное самовоззрение и тесный путь Очень хорошо, когда человек постоянно видит и исповедует себя грешным. От таковаго самовоззрения дух человека пребывает постоянно в смирении и Боголюбезной печали. Но надобно, чтобы такое самовоззрение было растворено благоразумием и не переходило должной меры. В последнем случае оно может быть вредным, может поставить человека в совершенное недоумение и относительно его жительства. Естество наше повреждено грехом. По этой причине сердце каждого человека производит само собою в большом количестве плевелы. И потому, кто видит возникающие в себе плевелы, никак не должен удивляться этому, как чему-нибудь необыкновенному, не должен приходить в недоумение и малодушие. Так быть должно! Плевелы сердечные делают свое: растут и растут: будучи выполоты, снова появляются. И мы должны делать свое: полоть и полоть плевелы. Таким положением укореняется в человеке смирение. К смирению нисходит милость Божия. Всесильный и всеблагий Бог неуклонно смотрит на нас. Он потому и попускает нам положение, приводящее нас к смирению, чтоб даровать нам свою милость. На все есть свое время: есть время обработки земли под посев хлеба, есть другое время для посева, опять другое для жатвы, для молочения, для превращения в муку, для печения, наконец, для вкушения хлеба. Душа каждаго человека, предавшагося в служение Богу без всякой лукавой, земной цели с целью Богоугождения и своего спасения находится в руце Божией. Такую душу никто и ничто не исхитит из руки Божией. Такой душе Бог дарует на время земного странствования тесный путь, состоящий из различных скорбей и лишений, потому что по широкому пути невозможно придти к Богу. С верою предай себя Воле Божией, отвергая от себя не трудовое попечение о себе, но попечения мечтательные. Когда придут такия попечения, гораздо лучше обращаться с молитвою о себе Богу, нежели вдаваться в сочинения и живопись разных планов, всегда несбыточных. Благословение Божие да почиет над тобою. 1 февраля 1862 Недостойный Е. И. Письмо 274 О краткости земной жизни и приготовлении к вечности Спаси Господи за поздравление с Праздником Воскресения Христова, с которым и я поздравляю тебя, искренно желая встретиться с тобою на вечном Празднике, уготованном для всех христиан воскресением Христовым. Давно-ли я тебя видал в Москве? Кажется оченьнедавно а с того времени пролетело более полугода. Так пролетит и вся земная, жизнь. Она дана нам для приготовления к вечности. Благословение Божие да почиет над тобою. 20 апреля 1862 Письмо 275 О помыслах, о преданности воле Божией и вере Богу,побеждающей безнадежие спасения Когда человека особенно беспокоят помыслы против его воли это знак, что к тому человеку есть милость Божия. Нечистые духи завидуют такому человеку и стараются смутить его. Таких помыслов не должно разбирать и обращать на них особое внимание, потому что от этого усиливается смущение. Не найти порядка в тех, в которых все беспорядок. На все смущения должно отвечать краткими словами: "Я отдал себя в волю Божию". Также и в молитве ежедневно просить у Бога,чтоб Он сотворил над нами Свою святую волю и затем утверждаться верою в Бога, без воли Которого ничего с нами случиться не может. Воспоминание о смерти, о суде Божием, о вечных муках - хорошо; но когда при этом приходит безнадежие, уныние, отчаяние, то надо знать, что тут есть и примесь бесовская, которая прогоняется верою. Священное Писание называет Бога верным, а человека - ложью. Бог верен и никак не лишит спасения того человека, который желает спастись; также не пошлет преждевременной и безвременной смерти такому человеку, но даст ему все время на приготовление. Укрепись верою и предавайся воле Божией.Милость Божия и благословение Божие да почиет над тобою. 8 ноября 1862 Письмо 276 О внимании к молитве Общее правило для всех, занимающихся молитвою: "заключать ум в слова молитвы", т.е. молиться со вниманием. Что душа для тела, то внимание для молитвы: без внимания она мертва, не имеет никакого значения. Заботиться о заключении ума в слова молитвы должно и при молении молитвою Иисусовою и при чтении акафистов и прочих молитвословий. Святые Отцы советуют желающему преуспеть в молитве заниматься и молением молитвою Иисусовою и чтением правил попеременно. Такое разнообразие облегчает молитвенный подвиг и способствует преуспеянию. Новоначальным должно заниматься молитвою понемногу, но часто, чтоб сохранить вкус к молитве и не произвести в уме утомления, от которого происходит оставление молитвы. Когда находишься один, - молись несколько вслух, чтоб слышать самому себя: это способствует к вниманию. На приходящие мысли как бы они ни были явственны, не должно обращать никакого внимания. "Свет стезям моим - закон Твой" , - сказал Пророк, а ничто иное. Если при молитве не имеешь должнаго внимания, то этим не смущайся. Бог даст внимание в свое время тому, кто постоянством в упражнении молитвою и в понуждении себя, ко вниманию докажет, что он действительно желает молиться со вниманием. Один Святой сказал: "Я все мои немощи возложил на Бога и отдал себя совершенно в Его волю". И ты говори о себе так и успокоишься. Благословение Божие и милость Божия да почиют над тобою. 24 марта 1863 Письмо 277 К К. В. Г. О внимательной молитве, молитвенномправиле Святые Отцы, восхваляя правило молитвенное и исповедуя необходимость его, наставляют иметь его умеренное, соразмерное с силами, с состоянием душевнаго преуспеяния и с обстоятельствами, в которые поставлен человек Промыслом Божиим. Сущность исполнения молитвеннаго правила заключается в том, чтоб исполнялось оно со вниманием. От внимания дух наш приходит в смирение: от смирения рождается покаяние. Чтоб можно было совершать правило неспешно, надо правилу быть умеренным. Святые Отцы, очень похваляя умеренное правило, советуют исполнять его неупустительно. Следующее правило, может быть полезным для нас и на первый случай удовлетворительным: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе; Царю Небесный, Трисвятое, Отче наш, Господи помилуй 12. Приидите поклонимся. Псалом 50, Символ Веры, Богородице Дево, радуйся, трижды. После этого 20 молитв: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя"; при каждой молитве земной поклон. Затем другая 20 таких же молитв, и при каждой поясной поклон. Достойно есть, яко воистину; Молитвами святых Отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Это молитвенное правило должно совершать утром и вечером. Поклоны должно полагать очень не спешно, с чувством покаяния, как бы стоя пред Самим Господом, припадая к стопам Его и умоляя о помиловании, но отнюдь не воображая Господа, а только веруя Его присутствию и тому, что Он взирает на нас и видит нас. Вы имеете письменное наставление о молитве: старайтесь заимствовать из него направление для духа Вашего во время молитвы. Из прочих молитвословий более других полезен для новоначальнаго акафист Господу Иисусу. Прочитывайте его в неделю однажды, стоя или сидя, как Вам будет удобнее, но непременно со вниманием и не спешно. Также никак не позволяйте себе читать поверхностно и бегло Евангелие и прочия священные книги: читайте их не спешно и со вниманием. При чтении наблюдайте умеренность. Умеренность поддерживает постоянную охоту к чтению, а пресыщение чтением производит отвращение от него. Книга писем Задонскаго затворника Георгия может быть для Вас очень полезною. Она одного духа и направления с сочинениями Святителя Тихона Воронежскаго. Позволяю себе сказать, что она однаго духа и с моими грешными писаниями, которые Вам можно читать все: потому что в них объяснено, что идет для новоначальнаго и что идет для преуспевшего. Не забывайте непрестанно предавать себя воле Божией и благодарить Бога за все Его благодеяния, сделанные Вам. Все мы должны быть уверены, что не заслуживаем тех Божиих благодеяний, какие имеем, что мы заслуживаем несравненно большия неприятности, нежели те, какия встречаются нам. При таком воззрении на себя христианин пребывает мирным по причине покорности своей Богу и благодарит Бога за все случающееся с ним. 1 июня 1865 Письмо 278 К А. А. С. О принятии Святых Тайн Христос пришел на землю спасти грешников, а не праведников. Точно так нисходит Он Своим святым Телом и Своею всесвятою Кровию в грешнаго человека и спасает его. Не сочувствие к нашей праведности и к нашим достоинствам привлекает к нам Господа, но Его милосердие к нашей греховности и немощи, нами сознаваемой и оплакиваемой. Кто по возможности употребляет все усилия, чтобы воздерживаться от грехов и при сознании своей греховности и немощи приступает к Господу, того Господь приемлет. Он отвращается от тех грешников, которые приступают к Нему без благоговения и без намерения оставить греховную жизнь. Такия принимают Святые Тайны в осуждение себе. 23 июня 1963 Письмо 279 О претерпении болезни телесной Находящийся в болезненном состоянии подобен закованному в тяжкия оковы извне и внутри. Но оно посылается или попускается Богом, Который "наказует всякого, его же приемлет" . По этой причине болезнь сопричисляется к тем подвигам, которыми израбатывается наше спасение. От всякаго подвига требуется, чтоб он был правилен. Тогда подвизается человек правильно в труде болезни своей, когда благодарит за нее Бога. Святые Отцы причисляют болезнь, сопровождаемую благодарением Богу и славословием Бога за Его отеческое наказание, руководствующее к вечному блаженству, к двум величайшим иноческим подвигам: к безмолвию и послушанию. 8 августа 1863 Письмо 280 О благодарении Бога за скорби Пишу Вам, потому что вы находитесь в болезненном состоянии. Знаю на опыте трудность этого положения. У тела отнимаются силы и способности; вместе отнимаются силы и способности у души; разстройство нервов сообщается духу, потому что душа связана с телом союзом непостижимым и теснейшим, по причине которого не могут не влиять друг на друга душа и тело. Присылаю Вам духовный рецепт, которым советую Вам употреблять предлагаемое лекарство по нескольку раз в день, особливо в минуты усиленных страданий и душевных и телесных. Не замедлится при употреблении вынаружение силы и целительности, сокровенных во врачестве по наружности своей самом смиренном. Уединясь, произносите неспешно, вслух самомусебе, заключая ум в слова (так советует св. Иоанн Лествичник) следующее: "Слава Тебе, Боже наш, за посланную скорбь; достойное по делам моим приемлю: помяни мя во Царствии Твоем". Так как сущность этого упражнения заключается в сосредоточенном внимании, то телу надо давать спокойное положение, чтоб движения тела и происходящия от них разгорячения крови не препятствовали уму сосредоточиваться. Лучшее положение - лежащаго на одре. И в Евангелии сказано, что больной в таком положении представлен был Господу и получил милость от Господа. С тою же целию удобнейшаго внимания повелевается заключить ум в слова молитвы, должно произносить молитву крайне не спешно. Сказав молитву однажды, несколько отдохните. Потом опять скажите и опять отдохните. Продолжайте так молиться минут 5 или 10, доколе не ощутите Вашу душу успокоенною и утешенною. Вы увидите: после трех сказанных таким образом молитв, начнете чувствовать, что успокоение входит в Вашу душу и уничтожает терзавшее ее смущение и недоумение. Причина этому ясна: благодать и сила Божия заключается в славословии Бога, а не в красноречии и многословии. Славословие же и благодарение суть делания, преподанные нам Самим Богом - отнюдь не вымысел человеческий. Апостол заповедует это делание от лица Божия (1 Солун. 5, 16). Предадимся добровольно воле Божией: потому что, хотим или не хотим, а находимся и будем находиться в руках Божиих, хотя на некоторое время и представляется нам свобода в действиях, чтоб высказались наше произволение и залог сердечный. Вместе со мною свидетельствует Вам Н. Н. свое совершенное почтение и преданность. Причиною чувств этих учение Христово. О! сей драгоценный бисер, столько малоприметный на земле, сокровенный в уничижениях, в страданиях, в которые была облечена земная жизнь Спасителя, да будет для нас залогом вечнаго, раскрытаго и блистающаго Божественным светом Небеснаго блаженства. Письмо 281 К С. И. Сн-ой. О промысле Божием Земная жизнь - школа. Находясь 25 лет в этой школе Н. Н. увидел звезду хранящую его. Звезда - это Промысл Божий. Звезды усматриваются ночью на чистом небе; при наступлении дня они, оставаясь на своих местах, делаются неприметными по причине появившагося преимущественно света, разливаемаго солнцем. Солнце - Христос. Теперь познания в религии сына Вашего подобны светлой ночи, и потому он заметил непостижимый, превысший описаний, но действительно существующий Промысл Божий. Когда же разум его, по особенной милости Божией, осветится христианством, тогда религиозные познания его из поверхностных, скудных, неясных преобразятся в светлые, обширные, глубокия и высокия, преизобильно удовлетворительные; они сделаются подобными прекрасному летнему дню, в течение которого умный и расположенный к добру человек возможет совершить свое спасение, т.е. усвоить себе жизнь и участь в вечности во благо себе. "Отчего, мама, ты так сильно безпокоишься обо мне"? Оттого, душенька, что у мамы слаба вера в Бога, Который воспретил суетные попечения, не приносящия и не могущия приносить никакой пользы; производящия только беспокойство и смущение, расстраивающие душу и тело. Немощный человек хочет действовать и там, где действие невозможно для него. Повсюду он простер бы свою "сильную" руку: везде бы указал образ действия по своему "мудрейшему" соображению. Признать Бога деятелем достаточно могущественным и разумным, на этом основании постоянно прибегать к Богу молитвою он не хочет. Между тем, только что прибегнет человек к Богу смиренною молитвою, - не плотскою, нервною, разгоряченною движением крови, - предавая себя и ближних своих милости и воле Божией, как и успокоится. Молитесь о сыне: тщательным чтением убогих сочинений моих входите в ближайшее соотношение с душою моею, чтоб соединиться в том мире и граде, где "несть мужеский пол и женский", но все истинные слуги Бога составляют едино в Боге, как различные члены тела, соединяемые во едино существо оживотворяющею их душою. Епископ Игнатий. P.S. Будущее известно одному Богу: в наше переходное время может легко случиться изменение положения монастырей и очень скоро. Мое здоровье очень плохо: уже мне не до земных дел! Должно больше думать о переселении в иной мир! Впрочем, по обязательному моему отношению к монастырю я должен заботиться о его внутреннем и наружном, духовном и вещественном благосостоянии, что стараюсь исполнить по силам, охраняясь, чтоб действие в пользу монастыря не было сопряжено с отягощением и неприятностию для ближнего. 22 августа 1863 Письмо 282 Скорби, послушание, страх, стояние во храме Божием,не засуживание себя и другие вопросы духовной жизни "Многими скорбями" не малыми, заметьте, но многими и разнообразными - "подобает нам внити в Царствие Божие" . Так определило Слово Божие. Это же всесвятое Слово повелело нам не бояться скорбей, потому что они попускаются нам Промыслом Божиим, а Промысл Божий, попуская нам их, по существенной необходимости и пользе их для нас, неусыпно бдит над нами и хранит нас. Так врач для исцеления больного дает ему горькие, отвратительные и мучительные лекарства и в то же время тщательно ухаживает за ним. Веруйте этому и переносите постигшую Вас болезнь благодушно, благодаря за нее Бога. Послушание есть спасительнейший подвиг. Сила и жизнь всех страстей человека сосредоточены в его испорченной воле: послушание, связывая и убивая волю, связывает и убивает совокупно все страсти. Другие ищут всеусильно и всеусердно этого подвига, а для Вас он устроился сам собою. Старайтесь преуспевать в послушании разумно и благочестно и благодарите Бога, даровавшего Вам этот подвиг. Послушание полезнее всех произвольных подвигов, хотя и представляется при поверхностном взгляде, что положение в послушании препятствует духовному преуспеянию, препятствуя совершению произвольных подвигов. Такой взгляд ошибочен. В Египетском Скиту - местопребывании величайших Святых - жил юный инок Захария при родном отце своем Кариоше, который был и старцем его. Захарию осенила благодать Божия, и он пришел от этого в особое состояние. О сверхъестественном состоянии своем он поведал старцу. Старец занимался одним телесным подвигом и не понимал ни духовнаго подвига, ни обстановки его. Он начал бить Захарию, говоря, что совершившееся с ним есть следствие самообольщения и действие бесовское. Захария принужден был сходить тайно к одному из святых Отцов для совещания. Отец дал такой совет: "Твое состояние от действия Божественной благодати, но иди и пребудь в повиновении у твоего старца". Очевидно, что святой Отец оставил за Захариею положение, положение послушания, на котором, как на основании, воздвиглось его душевное преуспеяние. С отьятием основания могло бы рушиться и воздвигнутое на основании. Страх, приходящий Вам по вечерам, должно отражать верою. Напоминая себе, что Вы в деснице Бога и под Его взорами, прогоняйте страх, не имеющий никакого смысла. В церкви никаких особенных молитв не читайте, а внимайте Богослужению. Хорошо приучиться к молитве мытаря, которая одобрена Господом и которую мытарь, как видно из Евангелия, произносил, находясь в церкви. Эта молитва читается так: "Боже, милостив буди мне, грешнику", или "Боже, очисти мя грешнаго". Этой молитве равносильна молитва "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго", или "Господи, помилуй". Читайте из этих молитв ту, которую найдете удобнейшею для себя. Но читайте непременно не спеша и со вниманием. Советую держаться второй (т.е. Г. И. X. С. б. п. м. г.). Первые две молитвы - тождезначущи; третья - сокращение второй. В церкви иногда внимайте богослужению, а иногда умом произносите молитву, непреставая внимать, и Богослужению. Можно вместе и молиться умом, и .внимать церковному молитвословию. Первое споспешествует второму, а второе первому. Церковную службу, когда остаетесь дома, можно заменить чтением которого-либо из акафистов: акафиста Господу Иисусу или акафиста Божей Матери. В церкви не становитесь на колени и вообще по наружности не отделяйтесь от прочих какими-либо особенностями; но сохраняйте и внутреннее и наружное благоговение. Поклонов кладите как можно меньше. Земных поклонов Полагайте всего два в течение Литургии, в конце ея: когда Дважды выносят Чашу со Святыми Тайнами. Удерживайте себя от разгорячения и от всех порывов, столько противных смирению. Требуйте от себя тишины и внимания и при молитве, и при чтении, и при всех действиях Ваших. Таким поведением доставляется духу смирение. Смирение осеняет милость Божия. Никакими мелочами не связывайте себя и не засуживайте себя по причине мелочных погрешностей и проступков. То и другое служит источником смущения и уныния. Мелочные погрешности, в которые впадает ежечасно Каждый человек, врачуются ежечасным покаянием пред Богом, покаянием, состоящим из немногих слов при сочувствии им сердца. Нередко оказывается возможным слово покаяния произнести только умом: и этого достаточно, лишь бы они произнесены были со вниманием. В церкви, когда найдете нужным сесть, садитесь, потому что Бог внимает не тому, кто сидит или стоит, а тому, чей ум устремлен к Нему с должным благоговением. Стремление к Богу, благоговение пред Богом и страх Божий приобретаются вниманием к себе. Читайте, что читали. Чтение Апокалипсиса приводит к страху Божию; воздержитесь от объяснения этой таинственной книги, довольствуясь производимым ею действием на Вашу душу. Когда найдете нужным прибавить или убавить что в Вашем молитвословии и чтении по случаю немощи или встретившихся независимо от Вас других занятий, делайте это, не сомневаясь и не смущаясь. Будьте свободны! не связывайте себя никакою скрупулезностию. Правила для человека, а не человек для правил. Противным сему пониманием производятся лишь недоумения и расстройства. Мне приятно, что Вы поняли причину, по которойпредложено Вам чтение сочинений Святаго Тихона. Теперь уже нет для Вас повода колебаться, когда Вам будут предлагать для чтения ту или другую духовно-нравственную святую книгу. Идите своим путем, уважая и благословляя пути всех других, благочестно спасающихся. Письма затворника Георгия одного духа с сочинениями Святителя Тихона. Благословение Божие да почиет над Вами. Письмо 283 О молитве Желающий заниматься богоугодною молитвою должен заботиться только о том, чтоб во время молитвы ум его сохранял внимание, а сердце содействовало уму чувством покаяния. Иногда молитва сопутствуется обильным умилением, которое приходит человеку независимо от него, а иногда при молитве чувствуется особенная сухость также без видимой причины. На эти перемены должно смотреть равнодушно, как смотрит на перемены погоды опытный земледелец, зная, что после ненастья бывает ведро, а после ведра - ненастье. Земледелец заботится о том, чтоб успешно произвести сеятву и собрать жатву, хотя бы то было сопряжено с большим трудом и с большими препятствиями от непогоды, так и занимающийся молитвою, заботится о том, чтоб молитва его была правильною и чтоб при возделании себя ею получить от Бога дар спасения, хотя б молитвенный подвиг сопровождался трудом и скорбями, был наветуем разными искушениями. На скорби и искушения он смотрит, как на бури, которые приходят и уходят. Святые Отцы сказали, что человеку, занимающемуся внимательною молитвою, особенно завидует диавол и наводит на него различные искушения. Это совершается не без Промысла Божия, для нашей существенной пользы, и потому искушения вражеския должно переносить великодушно, предавая себя воле Божией. Также Отцы сказали: "Помолясь, как должно, ожидай противнаго". Это значит: после внимательной молитвы, - когда нам даруется обильное умиление, всегда случается какое-либо смущение или искушение. От смущения должно храниться, т.е. отвергать его, когда оно придет, а тому, что оно приходит не должно удивляться. Нападение на нас греховных помыслов попущено нам для нашей пользы, потому что оно приводит нас к смирению, к опытному познанию нашего падения, нашей греховности. Отцы признают нашествие греховных помыслов на занимающагося молитвою хорошим признаком: от борьбы с греховными помыслами получаются деятельный разум и твердость духа. Греховным помыслам должно противиться, а увлечения ими немедленно врачевать покаянием. Не входи в тонкое разсматривание своих страстей: это тебе не под силу и непременно повредит тебе. Знай, что падение наше насадило в каждом из нас семя всех грехов, и потому падение по необходимости должно проявлять свое присутствие в нас разными греховными помыслами и ощущениями. Этому не должно удивляться как чему-либо странному! Этому следует быть! Но греховные помыслы и ощущения не должно рассматривать, чтоб они не вкрались в душу и не заразили ее, должно их немедленно отвергать, а самому повергаться в пучину милосердия Божия. Благодарение благости Божией за то душевное успокоение, которое ты получила, посетив святую Обитель! Все блага, которыми пользуются человеки, принадлежат Богу. Его - дары. Ему - слава во веки. Аминь. Письмо 284 О действии умной молитвы; о жительстве желающего спастись Свойственно умной молитве открывать страсти, скрывающияся и тайно живущия в сердце человеческом! Она и открывает их и укрощает. Свойственно умной молитве открывать тот плен, в котором мы находимся у падших духов. Она открывает этот плен и освобождает от него. Следовательно, не должно смущаться и недоумевать, когда восстают страсти из падшаго естества, или когда они возбуждаются духами. А как страсти укрощаются молитвою, то и должно, когда они восстанут, творить умом неспешно и очень тихо молитву Иисусову, которая мало-по-малу уймет восставшие страсти. Иногда восстание страстей и нашествие вражеских помыслов бывает так сильно, что возводит в великий душевный подвиг. - Это - время невидимаго мученичества. Надо исповедать Господа пред лицем страстей и бесов молитвою продолжительною, которая непременно доставит победу. Очень хороша книжка преподобнаго Нила Сорскаго: тебе не мешало бы обзавестись ею. Не занимайся тонким разсматриванием твоих помыслов и состояний. Это превышает твои силы. Твое разсматривание непременно должно быть ошибочным и иметь вредное влияние на твое жительство. Один Святый сказал: "Я возложил все немощи мои и погрешности на Господа и на Его Пречистую Матерь". Так поступи и ты. Ходи пред Богом по мысленному пути с простотою. Знай, что ты заражен греховностию, что эта греховность естественно должна отзываться во всех твоих действиях, и потому плачь молитвенно пред Богом, и только. Бог отнюдь не казнитель, как тебе представилось, но воспитатель. Иногда Он посылает в утешение благодатные ощущения, а иногда попускает для смирения взволноваться страстям и подвергнуться нападению духов: то и другое делается по великой милости к нам, с целию существенной пользы нашей. Благодарю за уведомление о печальных событиях. Это - плод сеятвы, как Апостол сказал: "Бог "поругаем не бывает что человек посеет, то и пожнет" Гал. 6, 7 . Заботились о своей славе всеми непозволительными средствами, а истинною славою Божиею пренебрегли: то Бог и попустил обезславиться. Вообще положение монастырей в России в нравственном и духовном отношениях самое бедственное. За сто лет до нас Святитель Тихон сказал, что истинное благочестие почти исчезло, а заменено оно лицемерством для обмана людей с целию вещественной выгоды. Надо понимать дух времени и не признавать прежния пристанища пристанищами, потому что они наиболее превратились в гибельные омуты и пропасти. 1 декабря 1863 Письмо 285 О внутренней жизни. Видение. Необходимость открываться- о рассмотрении лица для того избираемаго Христос Воскресе! По сравнению сделанному святыми Отцами, внутренняя жизнь подвижника Христова подобна погоде: иногда бывает ясно и тепло, а иногда пасмурно, ненастно и холодно. По их же сравнению эта жизнь подобна урожаям хлеба, которые иногда бывают очень обильны, а иногда очень скудны. Люди опытные не надеются на постоянство хорошей погоды и не приходят в смущение от погоды дурной, зная, что одна постоянно сменяется другою. Также при хорошем урожае они не полагаются на него и не престают от труда, а при худом урожае не впадают в уныние и равным образом не престают от возделывания земли. Таков закон природы. Подобен ему и закон подвижничества. Иногда бывает посещение благодати, и душа утешается, а иногда восстают волны искушений, и она поставляется в затруднительное положение. Таков был путь всех святых Отцов. Они повелевают всякому, желающему подвизаться правильно, чтоб он подчинился с покорностию этому закону подвижничества, установленному Самим Богом для странника земнаго. От постоянно ясной погоды высыхает земля и заводятся во множестве черви и прочия вредные насекомые. Подобно этому действует на душу продолжительное спокойствие, даже производимое благодатию: в душе зарождается высокоумие, самомнение, самонадеянность, презрение к ближним, уничижение и осуждение их и тому подобные недуги духа человеческаго, самые опасные и самые страшные. Великое дело: признавать себя достойным искушения, и предаваться воле Божией, когда придет искушение. Это очень помогает и при страхованиях. Признание себя достойным всякаго наказания, и даже явнаго бесовскаго, приводит к самоотвержению и к преданности воле Божией. От самоотвержения и преданности воле Божией уничтожается страх, наводимый бесовским искушением. Диавол ничего не может сделать без попущения Божия; он находится постоянно во всемогущей руке Божией и имеет не иное значение в этой руке, как значение бича, который, сам по себе лишен всякой способности к действию. Тебе послано было духовное видение низшаго разряда, видение греховности твоей и того общения, в котором человек содержится При посредстве греха с духами отверженными. Враг позавидовал этому и захотел восхитить из души твоей плод, то есть чувство плача. Он сделал это хитро, внушив неправильную мысль, которая всегда бывает началом зла. Ему попустилось сделать это для твоего искуса, чтоб ты опытно познала диавольския козни и постоянно была на страже. Духовные сокровища должно хранить и хранить. Впрочем посещению благодати обыкновенно предшествует или последует искушение. Все, случающееся с подвижником, свидетельствуетсамо о себе. Но это могут понимать только те, которые проходят подвиг правильно. Обольщенные также довольны в слепоте своей своими состояниями и случающимся с ними: их довольство есть самодовольство, основывающееся на удовлетворяющем их и ласкательствующем им мнении их о себе, а не на зрении своей греховности и окаянства. Очень хорошо поверять себя, открывая о том, что случается вне обыкновеннаго порядка. Открывать должно пред знающими дело, а не пред умниками, прославляемыми и выставляемыми миром за святых и духовных. "Мир любит свое"" , - сказал Спаситель. Мир - в прелести и сочувствует одним тем, которые находятся в прелести. Служителей истины он отвергает и ненавидит. Наступают времена трудный в духовном отношении: они наступили уже давно, как пишет Святый Тихон Воронежский, но затруднительность постоянно увеличивается, отступничество принимает огромные размеры. Это - попущение Божие, предсказанное в слове Божием. Пред непостижимыми судьбами Божиими должно благоговеть. Что - мы пред Богом? - Ничтожные червячки, призванные Его неизреченою милостию в бытие и что выше бытия, в познание Бога, в общение с Богом. Будем прославлять Его благоволение о нас. Его милость к нам! Будем молить Его, да совершит до конца милость Свою над нами! Недостойный Епископ Игнатий... 8 апреля 1864 Письмо 286 К И. И. Глазунову по предпринятому им изданию "Аскетических Опытов" Богу благоугодно было внушить Вам расположение приобщиться моему убогому труду изданием составленных мною Аскетических Опытов. Эта книга в собственном смысле принадлежит не мне: она вся заимствована из святых Отцов Православной Церкви. Мой труд состоит в том, что в течении всей жизни моей я занимался изучением Отеческих Писаний и сделал из них такое извлечение, какое возможно сделать только по долговременном изучении сих исканий. Учение, принадлежащее святым Отцам, должно принести существенную пользу современным христианам, желающим проводить жизнь благочестивую и богоугодную, но не имеющим возможности основательно и подробно изучить Отеческия Писания. То, что говорю, доказано опытом: многие читавшие в рукописи наставления о покаянии, молитве, о кратковременности земной жизни, находящияся в книге моей, почувствовали на себе сильное действие чтения, способствовавшего их духовному преуспеянию. Так и должно быть! Аскетические Опыты - книга практическая. Она - единственная потому, что со времени введения в России образования никто еще не писывал в этом роде. Святые Отцы сказали, что милостыня, оказываемаядуше, на столько выше милостыни, оказываемой телу, насколько душа выше тела. Такой милостынею признал я книгу - Аскетические Опыты. Промыслом Божиим дано было мне, во спасение души моей, приуготовить эту милостыню: этим же Божиим Промыслом дается Вам, во спасение души Вашей, передать эту милостыню духовную нуждающимся в ней христианам. Дело Божие, И. И.-ч, надо делать со тщанием, чтоб дело, данное во спасение не было повреждено небрежением и не послужило в осуждение. Я по силе моей постарался дать возможную отчетливость и исправность книге, приготовляя ее с 1840 года, пересматривая, выправляя, дополняя ее, чтоб учение Отцов, изложенное в ней, имело удовлетворительную ясность и полноту, так и Вы позаботьтесь, чтоб книга была издана исправно и в должный срок. Многая благочестивые души жаждут этой пищи духовной и желают иметь книгу в руководство жительства своего именно по той причине, что она есть сборник учения Святых Отцов Православной Церкви о главных добродетелях христианских и о духовном подвиге. Призывая обильное благословение Божие наВас и на семейство Ваше, с чувствами совершеннаго почтения и искренней преданности и т.д. 3 марта 1864 Письмо 287 О корректуре "Опытов" и разных предметах Не ошиблись Вы, вручив сына Вашего покровительству Божией Матери. Вследствие этого покровительства ему посчастливилось на службе. Слышу, что Вы нездоровы. В таком положении нахожусь и я. Должно положиться на Бога и стараться о благоугождении Ему. Находясь постоянно в Его полной воле и власти, мы должны непременно предстать на суд Его, на котором решится наша вечная участь, смотря по тому, приблизились ли мы к Богу или отдалились от Него во время нашего земнаго странствования. Относительно корректуры "Опытов" убедительнопрошу Вас поступить со всею искренностию и прямотою. Если этот труд удобен для Вас, возьмите его на себя; если же он сколько-нибудь неудобен, то откажитесь от него. Поступив искренне, Вы поступите самым приятнейшим образом для меня. Что это значит? Веет от мира какою-то пустынею, или потому что я сам живу в пустыне, или потому, что многолюдное общество, когда оно отчуждилось от Слова Божия, получает характер пустыни. Благословение и милость Божий да почиют над Вами и сыном Вашим. 3 марта 1864 Письмо 288 В ответ соблазняющимся на "Слово о Смерти" М. Г. Г. Ив-ч, искренно благодарю Вас за письмо Ваше! Я не утрудил бы Вас ответом моим, если б Вы не упомянули о соблазне некоторых по поводу "Слова о Смерти", и если бы мы не имели учения святых Отцов относительно такого рода соблазна. Учение это признаю долгом моим сообщить Вам. Оно изложено в 54-м слове святаго Исаака Сирскаго, признаваемаго Церковию одним из первейших наставников христианскаго аскетизма. "Блаженный Павел", - говорит этот Отец, написал: "Слово бо "крестное погибающим убо юродство есть" 1 Кор. 1, 18 . Чтож из этого? Долженствовало ли Павлу умолкнуть и прекратить проповедь по той причине, что слово крестное вменено было в юродство теми, которые не ощутили силы этого слова? Учение крестное и до ныне служит преткновением для Иудеев и Еллинов. Итак, молчать ли нам об истине, чтоб таковые не соблазнились? Павел не только не умолк, но и воззвал, говоря: "Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа" Гал. 6, 14 . Хваление о кресте поведано Святым не для того, чтоб соблазнить иных, но для того, чтоб была проповедываема великая сила Креста. Сообразно сему, и ты, о святый! совершай жительство свое с тою целию, которую ты положил себе пред Богом, чтоб не осуждала тебя совесть твоя, и жительство твое разсматривай по Божественному Писанию и по Преданию, которое ты приял от святых Отцов. Если не будешь осуждаем ими (Св. Писанием и Св. Преданием), то не убойся соблазна, которому подвергнутся некоторые. Никто из человеков не возможет удовлетворить равно всех или угодить всем и в тоже время угодить Богу и совести своей. "Слово о Смерти" написано мною в Сергиевой пустыне вследствие просьбы некоторых знакомых. Не было у меня ни намерения, ни надежды напечатать его. Это могу сказать и о прочих сочинениях моих. Особенными обстоятельствами устроилось напечатание их, и, как понимаю, не без Промысла Божия. Об этом писали мне некоторые лица, предавшия себя в монастыре и вне монастыря всецело теоретическому и практическому изучению христианства: они выразили мне искреннюю благодарность за изложение учения святой Церкви Православной, в котором они существенно нуждались, и по такому предмету, который существенно важен для всякаго человека. Даже священник Матвеевский, написавший рецензию в "Страннике", сознается (Стран. 28), что "еще ни одна эсхатология, или часть богословия, разсматривающая последствия события, касающияся мира и человека, не входила в такое подробное решение этих вопросов, какое сделано в "Слове о Смерти". Рецензия сама по себе не имеет ничего предосудительнаго, напротив того, она была очень полезною, предложив вопросы, которые затрудняли рецензента и, разумеется, не его одного. Разрешение их должно было принести общую пользу. Было бы желательно, чтоб предложение вопросов в духовном журнале не смахивало на выходки Герцена. У нас Богословие постепенно принимает характер более и более определенный, Православно-Восточный. Это тотчас делается ясным при сличении Богословия, составленнаго Терновским, с Богословием Преосвященных Антония и Макария. Естественно, что по мере перевода на русский язык Отцов Восточной Церкви, Предание этой Церкви обозначается отчетливее. Вообще мы еще не довольно знакомы с Преданием нашей Церкви и неприметным образом усвоились нам чуждые ей некоторые мнения Запада. По этой причине "Слово о Смерти" сначала было принято многими неблагосклонно, но основательнейшия лица из духовенства на стороне его, а в Академиях, где библиотеки очень удовлетворительны, вероятно займутся тщательною обработкою этой части Богословия и изложат ее в обычной системе. С.-Петербург очень удобен для уединенной жизни: это я испытал на себе в светском быту; напротив того, для монашествующих он очень неудобен. Впрочем, где-бы кто ни жил, если живет по заповедям Божиим и руководствуется Словом Божиим, то живет в преддверии к вечному блаженству. Милостивый Господь да дарует это блаженство и мне и Вам и всему Вашему благословенному семейству. 4 мая 1864
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar