Меню
Назад » »

Святитель Игнатий Брянчанинов (142)

Письмо 259 У подножья Креста Христова. - О лечении глав.- О детях С.Д.П. - О книгах св. Исаии Отшельника. О своем здоровье и жизни Милостивейший государь, Стефан Дмитриевич! "Аз" , говорит Господь в Откровении Иоанна Богослова, "их же люблю, наказую" . Эти слова совершаются над Вами. И Ваше сердце давно приготовлялось непостижимым, таинственным ощущением к ношению креста! Ваша счастливая жизнь, в которой я Вас застал, была подобна благотворному лету, доставляющему нивам обильное плодородие: в нем дни ясные сменялись днями пасмурными. Прочитав письмо Ваше, которого каждое слово отзывалось в моем сердце, я перенесся воспоминанием к тому опыту стихов Ваших, который Вы, когда-то, во время одной из приятнейших наших бесед, мне читали. Предметом Ваших восторгов была Голгофа, Крест, терновый венец, гвозди. И точно! С того времени как Богочеловек подчинил Себя страданиям и ими исцелил наши страдания, подножие Голгофы сделалось для ученика Иисусова местом дум плачевных и вместе утешительных, сладостных. Сидящий у сего подножия смотрит с равнодушным и спокойным любомудрием на непостоянных счастливцев сего непостояннаго мира. Он им не завидует, он предпочитает познание Креста Христова, отверзающаго врата в блаженную вечность, тому кратковременному упоению, в котором держит земное счастие свою жертву, чтоб предать оную вечному бедствию. Горе "вам, насыщенным ныне, горе вам, смеющимся ныне! -" Это неложные слова Сына Божия. В то время, как я имел возможность часто наслаждаться лицезрением Вашим, взоры мои отыскали особенную черту в Вашем характере; она ярко выказывалась для меня при всей светлости Вашего ума; это простота сердца, выражающаяся в доверенности к людям, к доброте их сердца, и прямоте совести и правил. Таковая простота есть один из признаков любви. "Любы не мыслит зла" , а потому "всему веру емлет" . Любовь есть печать души, способной для Неба. Итак, в Вашей душе та причина, по которой человек бывает крестоносцем; "Отец, небесный всякую розгу, творящую плод отребляет ю, да множайший плод принесет" . Вот и глаза Ваши ослабели. Понимаю, как отяготительна болезнь сия для человека, которого главнейшим занятием суть чтение и письмо. И почерк Ваш сказывает, что глаза Ваши не прежние. Я страдаю глазною болезнию уже семь лет и длинные зимние вечера провожу в своей комнате без свечек; пишу и читаю только при свете дневном, впрочем, и сие без боли глаз только с нынешней зимы, после того, как я стал привязывать к глазам на ночь рубленную, или лучше, мелко крошенную свеклу, в платке батистовом, на полчаса или час, предварительно помочив голову ромом, предпочтительно белым, и обтерши им лице. Все преждния лекарства, все знаменитые капли, чужестранные и здешния, не принесли мне никакой пользы; напротив, еще более ослабили, притупили зрение. Последнее средство, будучи вполне не опасно, очень мне помогает; должно наблюдать, чтоб, как свекольный сок, так и ром не попадали в глаза. Для Вас, на котором лежит столько должностей общественных, при исполнении которых Вы не любите не смотреть пристально, ослабление зрения есть большая потеря, большое лишение. Инок должен меньше чувствовать тягость сего лишения, потому что он может, сидя в своей келии, чуждый всякой наружной деятельности, разгибать книгу души своей и читать в сей книге назидательнейшия истины. Милые Ваши дети, прекрасные Ваши дети, которые так утешительно лепетали молитву и славословие Спасителю мира, совершающаго хвалу Свою из уст младенцев и сущих! Они достигли юношескаго возраста; они ощущают, несут ярем креста! Господь да укрепит их, да помилует их! Да дарует их родителю терпение, подобное терпению Иова, посылая искушения, подобные искушениям сего праведнаго мужа. Вы уязвлены и в имение Ваше, и в семейство Ваше, и в тело Ваше. Души его не коснись, заповедует Господь диаволу, передавая на испытание внешняго человека. Не касается диавол души страждущаго человека, когда человек пребывает в самоукорении и в благодарении, когда множеством славы стирает супостата. Достойная по делом наю восприемлем, - вот слова приличествующия распятым одесную Господа. Таковы будут помянуты в Царствии Его. Благодарю Вас за присланные книжки. Обе так просты и ясны, что в них с приятностию усматривается желание угодить не только земле, но и Небу. Слово о. Сергия очень мило: в нем соединяются прекрасные чувствования с непринужденным приятным слогом. И слово его не возвратилось к нему безплодным, посеялось в сердцах слушателей и принесло плод, приятный Богу, - сострадание к нищим, тотчас выразившееся в делах! Будучи Вам должен невыплатимым долгом - долгом любви, я состою у Вас в особенном долгу! А причиною тому - мои глаза. Книга Исаия ждет окончательной переправки, которую никак не могу предпринять раньше весенних, ясных дней. По тому, как ныне публика принимает подобные книги, я полагаю, что экземпляры Исаии не залежатся, особливо, когда они будут в деятельном распоряжении председателя комитета нищих. Ныне выходят вновь письма Задонскаго Затворника уже в трех томах: эта книжка многим чрезвычайно понравилась. Что сказать Вам о себе! Единообразно текут дни мои среди немощей душевных и телесных. Сергиева пустынь расцветает год от году более, а я год от году хилею, слабею, и по зимам почти не выхожу из своих комнат. Иногда мелькает мысль о путешествии в Воронеж или Киев, о путешествии столь нужном для моего здоровья, и опять подавляется безчисленными препятствиями, не позволяющими оставить монастырь на продолжительное время, особливо летом. Но в то время, когда занимает меня мысль сия, бываю в Москве, вхожу в дом, стоящий близ Девичьяго поля, вижу хозяина, с той же улыбкою любви на устах, с каковою всегда видел его в Петербурге. И приветливо смеются мне его голубые глаза, все лице его живописуется в моем воображении с сходством точно идеальным. Сердце гармонирует фантазии нежным восторгом и трепетанием. Простите, простите! Соединенный со мною узамиискренней дружбы и удаленный протяжением земнаго разстояния, Стефан Дмитриевич! Когда-то судьбы приведут Вас увидеть, и какую увижу в Вас перемену, напечатленную восьмью нерадостными годами. На мне Вы увидели бы седины и седины! Призываю на Вас благословение Божие и молитвы преподобнаго Сергия, поручаю себя Вашей христианской любви и с чувством сердечной преданности и почтения, имею быть навсегда Вашего превосходительства покорнейшим слугою и богомольцем. Архимандрит Игнатий. 13 декабря 1843 Сергиева Пустынь. Письмо 260 "Слово" благодатного озарения; - О скорбях С.Д.Н-ва Долго странствовало письмо Ваше, почтеннейший и добрейший Стефан Димитриевич, доколе не пришло ко мне. [...] В ответ на первую страницу Вашу скажу: соответственно Вашим добрым чувствам ко мне, и скудное мое слово к Вам кажется Вам благим и носящим помазание. Но каково бы оно ни было, - оно есть слово сердца. Признаюсь, - бывали в жизни моей минуты, или во время тяжких скорбей, или после продолжительнаго безмолвия, минуты, в которые, появлялось в сердце моем слово. Это слово было не мое. Оно утешало меня, наставляло, исполняло нетленной жизни и радости, - потом отходило. Искал я его в себе, старался, чтоб этот голос мира и покоя во мне раздался, - тщетно! Случалось записывать мысли, которые так ярко светили в сии блаженные минуты. - Читаю после, - читаю не свое, читаю слова, из какой-то высшей сферы нисходившия и остающиеся наставлением. Обыкновенная жизнь, и монастырская, сопряжена со многим развлечением, не может удерживать всегда при себе сих горних посетителей. Открывая так себя пред Вами, почтеннейший и дражайший Стефан Дмитриевич, я самым делом доказываю Вам, что недостойная душа моя, по благости Божией, ощущает сближение с душою Вашею, несмотря на материальное пространство и на продолжительное время, нас разлучающия: потому что это сближение совершается о Господе и ради Господа. [...] Посетила меня, недели с две или три тому назад, послушница Бородинскаго монастыря... она долго подробно сказывала мне о Вас, о Ваших милых детях, что и их посещает перст Божий. Милые дети! Бог, рано посылая Вам воздыхания, приготовляет Вас в храмы Себе. Не завидуйте тем, которые пользуются полным здоровьем, которым мир улыбается и которых он приглашает в свой омут. Уста распявшагося за нас Господа возвестили горе смеющимся ныне, а блаженство плачущим и воздыхающим. Участвующий в Вас сердцем Ваш преданнейший Архимандрит Игнатий. 27 сентября 1845 Письмо 261 О приезде Валленштрема; О непрестанности своих скорбей; Новогодние пожелания Получил два письма Ваши почти в один день, дражайший бесценный сердцу моему Стефан Дмитриевич: одно с отчетом печатным, другое с отчетом живым - Валленштремом. Вы меньше сказываете в Вашем печатном отчете, нежели сколько говорит живой: в первом виден Ваш ум, Ваша распорядительность; второй беседует больше, почти единственно, о Вашем сердце... Валленштрем мне понравился, понравился и братии; сколько видно и как он говорит - понравился и ему монастырь наш. По его хозяйственным сведениям он может быть полезным обители: следовательно, Вы сделали нам значительный подарок. В нравственном отношении мы не будем его отягощать излишними, утонченными требованиями, зная, что старое строение от значительной переделки может только разрушиться. Благодарю Вас за участие в постигшей меняскорби. Но это - путь мой: одна скорбь передает меня другой, и когда несколько продлится спокойствие, то я чувствую сиротство. Увидев бездыханное тело, я зарыдал над ним без всякой мысли, по одному лишь горькому чувству сердца. Какая мысль, какое размышление может быть тогда, как действует судьба, превысшая мысли? Буди воля Божия, буди воля Божия! В сих словах я находил разрешение сего случая, сии слова внесли в душу мою спокойствие - непременное следствие преданности воле Божией. Часто, стоя пред вратами вечности, частым ощущением её и размышлением о ней, не принужденными и не искусственными, но являющимися и действующими в душе как бы самостоятельно и естественно, - я становлюсь более и более холодным к случающемуся со мною приятному и неприятному, предавая все временное воле Божией и прося у Бога единственно благополучной вечности. Приближаются великие праздники ХристовойЦеркви и новый год. Поздравляю Вас и милых детей Ваших; желаю Вам и им всех благ на земле и на небе. Во время пребывания Вашего в Петербурге, когда я принят, был под благословенный кров Ваш, дети Ваши были так малы, что, конечно, или совсем меня не помнят, или помнят очень мало; но я живо сохраняю их в памяти; в ней нарисовались их милые образы чертами, которых время не могло изгладить. Чувство любви к их родителю естественно объемлет и чад его. Будьте здоровы, дражайший Стефан Дмитриевич! Мир Божий, превысший разумения человеческаго, поглощающий в себя всякое разумение, даруемый Евангелием, даруемый Христом, изливающийся обильно из язв Его в сердца верующих и терпящих здесь, на земле, скорби, "да водворяется в Вас богатно" и да исполняет Вас сладостным, благодатным утешением, - веселием Небожителей! От души и сердца Вам преданнейший Архимандрит Игнатий. 1 декабря 1845 Письмо 262 О простосердечии. О молчании Христовом на суде. На земле мы странники. Какой сладостный, духовный, высокий плод пожинают погружающиеся умом и сердцем в Слово Божие, поверяющие по глаголам сей Небесной премудрости опыты своего земнаго странствования! Таковые достигают того, чего желал от верующих во Христа Христов Апостол, когда он писал им: "Молю вы, братие, да будете утверждении в том же разумении и в той же мысли" . Событие сих слов я ощущал в себе; почтеннейший и дражайший Стефан Дмитриевич, читая Ваши строки, которые изливало сердце, пронзенное многими язвами и нашедшее отраду в язвах Иисуса, прозревшее яснее на будущность, видящее яснее Промысл Божий, истинное назначение человека, ничтожность и быстрое исчезание всего временного и суетнаго. Читая Ваши строки, я как будто размышлял сам с собою; в ответ я мог бы послать к Вам письмо Ваше, усвоив его себе и подписав под ним мое имя. Давно не видимся друг с другом, не беседуем лицем к лицу, пишем друг к другу не часто, а сближаемся более и более! Вот плод учения Христова! Письмо Ваше сказало мне, что Вы часто прибегаете к Слову Божию и к молитве, просвещающим человека. По мыслям, рождающимся в душе, можно узнавать, какия впечатления на нее действуют! Принимайте слова мои с простотою сердца, потому что и я говорю от искренности сердца. В словах моих нет ничего лестнаго; льстящие льстят для того, чтоб уловить, посмеяться, повредить. Нет! Не имею этой цели! Говорю для истины и любви. Язык их, конечно. Вы можете отличить от языка, которым говорит лживое человекоугодие. Ваше размышление о простоте, сердечии и лукавстве, извлеченное из опытов жизни христианской и внимательной, так мне понравились, что я благословил искренним ученикам моим списать письмо Ваше в их письменные книги, в которые вносится особенно примечательное современное с целию душевной пользы. Какое условие христианской простоты? Последование закону Божию. Добродетельный и благонамеренный не нуждается представляться таковым; напротив того, кто любит грех, чья воля в грехе, тому нужна личина. Вера рождает простоту. Верующий идет путем жизни, надеясь на Промыслителя своего, как говорит Писание: ходяй просто, ходит надеяся. Неверующий не видит Промысла, думает, что судьба его зависит от ухищрения разума его, все благо полагает в земном; стремясь к нему, лукавствует словом и делом. Чем более будем углубляться в Слово Божие, чем более будем возрастать возрастом духовным, тем более будем убеждаться, что приблизиться к Богу невозможно иначе, как простотою, в которой и вера, и чистота совести, и образ мыслей, созданный заповедями Вышняго. Одни простосердечные способны преуспевать духовно, как говорит Писание: в душу злохудожну не внидет Премудрость. Простосердечные подвергаются страданиям, но не без причин. Небесный Вертоградарь отребляет лозы Свои: Он видит способность их к плодоносию. Ветвь безплодная не привлекает к себе Его внимания и забот до тех пор, как придет время ее отрезать и выкинуть из винограда; тогда подбирают ее нищие земли для топлива своего. Под именем нищих разумею здесь лишенных всякаго блага бесов, заботящихся, чтоб их вечная пещь горела жарче. Знаменательны, приведенные Вами слова: "еже твориши, сотвори скоро!" Такой же обширный смысл имеет и молчание Христово пред судьями, судившими для того, чтоб обвинить, чтоб найти какой-либо предлог, имеющий вид обвинения праведнаго, для исполнения замысла, замышляемаго в сердце преступном и злобном. Посреди сего Божественнаго молчания возгремели в наставление наше слова Спасителя к Пилату, слова тихия по наружности, но страшные как гром и молния по смыслу: не "имаши власти ни единые на Мне, аще не бы ти дано свыше!" Какое глубокое и обширное наставление для страждущих о Христе, научающее их смотреть на своих Пилатов, как бы на бездушное оружие Промысла, подающего возлюбленному своему чашу Христову, залог блаженства вечнаго со Христом. Здесь же совершается отделение пшеницы от плевелов и производится Божий суд над ними. Последователь Христов страждет в великодушном молчании, познавая крестом Христа; а Пилат с холодностию и мимоходом вопрошает о Истине; не думает и не желает знать о ней, потому что не хочет даже выслушать, дождаться ответа; между тем Истина Христова ему предстоит в смирении и высоким молчанием о Себе сказывает. "Удивися разум твой от Мене" , молитвенно взывал к Богу св. Давид; удивится Евангелию и его глубокому учению, учению Божественному, христианин, читающий его с верою и чистотою совести, при озарении свыше: живые жизнию, заимствованною от ветхаго Адама по закону чадородия, находятся в состоянии падения: это состояние свое доказывают непрестанным самообольщением, почитая землю, место своего изгнания, местом наслаждений безконечных. Новый Адам, Христос - крестом спасает падших: умерщвляется жизнь падения отьятием наслаждений земных, а из недр сей смерти возникает жизнь во Христе, находящая наслаждение в лишениях. Отсюда преселяется человек мыслями, желаниями, надеждами на небо и ожидает с извещенною верою обетования свыше, обновления Духом. Нам должно странствовать со Христом, страдать с Ним, претерпеть распятие, вкусить смерть, быть погребенными, воскреснуть и вознестись. Сего желаю и Вам и себе; почему произношу вместе с Вами сию исполненную духовнаго разума утешительную молитву: "Господи! совершай над нами волю Твою, и нам даруй мыслить, чувствовать, действовать по Твоей воле. Сего единаго у Тебя просим, в сем едином заключаем все наши желания и моления". Изливая душу Вашу, Вы забыли сказать мне о Вашем теле, о здоровье Вашего милого семейства. Господь, врачующий душу Вашу, и сие да приложит Вам! Благодарю Вас за присланную повесть о заботах Ваших, служении меньшой братии Христовой. Скоро ли исполню обет свой и отплачу Вам чем-либо подобным! Здоровье мое слабее и слабее, а с этим вместе и здешний мир начинает казаться чужим. Не мудрено, когда пред глазами переселение! Ваш преданнейший Игнатий. 19 декабря 1845 Письмо 263 Крест - знамя стада Христова и венец его - радостьвечная Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное. Сие слово Божие совершается над Вами, достопочтеннейший и дражайший душе моей Стефан Дмитриевич. Известил меня М-ов о новом виде болезни, болезни тяжкой, в Вас открывшейся. Да дарует Вам Бог перенести страдания с сохранением сил душевных и телесных и получить облегчение. По тернистому пути ведет Вас рука Промысла! Но такова судьба возлюбленных Богом: едва нарекается Павел избранным сосудом, как уже вместе с сим и предназначается ему множество страданий. Крест - это знамя стада Христова, это знамение овцы Христовой. Да ниспошлет Господь в минуты тяжкой скорби Вашей благую мысль благодарения Богу, славословия и благословения Десницы Его. От благодарения и славословия рождается живая вера; от живой веры - тихое, но могущественное терпение о Христе. А где ощутится Христос, там и утешение! Это утешение не от мира сего, который иначе не может утешать в скорби, как отъятием скорби. Христос действует иначе: Он не снимает терноваго венка с возлюбленнаго Своего, потому что так венчаются в цари Небеснаго Царства, но посылает в душу благодатную сладость, залог предвкушения вечнаго блаженства, - и пред лицем сей сладости исчезают временные скорби - по крайней мере много притупляется острие их. Вручая Вас Господу, остаюсь навсегда Вам преданнейший Архимандрит Игнатий. 19 января 1846 Письмо 264 Страдание - чаша Христова. Малодушие Философав скорби. О своем здоровье. Наконец имею сведения о Вас, дражайший душе моей Стефан Дмитриевич, от человека, лично видевшаго Вас, от человека, облеченнаго в иноческий образ; то сведение тем особенно для меня драгоценно, что взоры внимательных иноков глубже проницают в душу, посещаемую посещением Господним. Он понял, что Господь, посещая Вас скорбями, вместе дарует и пособие к перенесению их, как говорит преподобный Исаак Сирский: "Отец наш щедрый, когда возблаговолит даровать истинным сынам Своим исшествие из искушений их, то не отьемлет от них искушений их, но подает им терпение в искушениях их, и они приемлют все блага к совершенству душ своих рукою терпения". Отверзаются пред умом двери таинственнаго созерцания христиан-скаго: он зрит распятаго за грехи мира Христа, призывающаго к Себе овец Своих и говорящаго: "иже не возмет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин" . Он зрит членов торжествующей Церкви и слышит о них от Сказателя Небесных тайн: "Сии они суть, иже приидоша от скорби великия, и испраша ризы своя в Крови Агнчи: сего ради суть пред престолом Божиим и служат Ему день и нощь в Церкви Его, и седяй на престоле вселится в них: "Не взалчут ктому, ниже вжаждут, не имать же пасти на них солнце, ниже всяк зной: яко Агнец,, Иже посреде престола, упасет я и наставит их на животные источники вод, и отимет Бог всяку слезу от очию их" Ап. 7, 14-17 . Сей же Тайнозритель возвещает, кто из членов воинствующей Церкви поступит в члены торжествующей, которым не дано еще полнаго блаженства, которым "речено бысть да почиют еще время мало, дондеже скончаются и клеврети их и братия их, имущий избиени быти, якоже и тии" Ап. 6, 11 . Итак, страдания суть земное достояние и избранных, и приготовляемых быть избранными. Страдания суть чаша Христова. "Чашу спасения прииму и имя Господне призову: яко по множеству болезней моих утешения Твоя воэвеселиша сердце Мое. Вкусите и видите, яко благ Господь" и в то самое время, когда посылает нам скорби, которыми соделывает нас причастниками чаши Христовой отныне и до века. Случается и здесь видеть скорбящих - и только ищущие утешения в вере обретают его. Недавно случилось видеть в скорби одного умнаго и ученаго мужа, много занимавшагося философиею, изобретенною падшим и омраченным от падения умом человеческим. Каким же оказался философ пред лицем скорби? Слабым, изнемогающим, невидящим Промысла Божия, неведающим Креста Христова, ищущим на земле правды человеческой и не могущим найти правды Христовой в смирении и терпении. Поучительное зрелище, на которое нам дозволено смотреть не с тем, чтоб осуждать ближнего, но чтоб видеть нашу мертвость, когда бываем без Христа. И при самой болезни, при которой обыкновенно меньше помнится вещественное, Вы позаботились прислать мне прекраснаго чаю, чтоб вспоминал я Вас не только при духовных упражнениях, но и за чашкою чая! Благодарю Вас! Всякий знак любви Вашей приносит душе моей наслаждение. И я продолжаю прихварывать: мои болезни сопряжены не столько с тяжкими болями, сколько с изнеможением и лихорадкою; в течение нынешней зимы почти не выхожу из своих комнат, а с половины января доселе - решительно не выхожу. Буди воля Божия! Скудельные сосуды могут ли разсуждать, что для них нужно и полезно? Милосердый Господь, попустивший Вам тяжкое испытание и дарующий Вам прохладу на источниках веры святой и смиренномудрой, да дарует Вам и скорое исшествие из скорби, да имуще всякое довольство здравия, преизобилуете во всякое благое дело о Господе. С неизменяющимися чувствами сердечной, искреннейшей преданности остаюсь навсегда Ваш покорный слуга и недостойный богомолец Архимандрит Игнатий. 19 марта 1846 Письмо 265 О странничестве. - Любви естественной и любви,"началом которой Бог", уединении и покаянии О Господе дражайший сердцу моему Стефан Дмитриевич! Возблагодарив Бога, должен я сказать Вам прямо и просто: к Вам особенная милость Божия; Бог избирает Вас и приближает к Себе. Ощущение странничества не есть фантазия, не есть следствие размышлений, не есть умствование, это невольное чувство сердца, движущееся само по себе, независимо от нашего произволения. Это голос благодати, сообщенной нам святым крещением. Когда тело утончилось болезнию, а душа несколько очистилась, сей голос таинственный, но сильный, раздался. Как инструмент обыкновенно устраивается из сухаго, утонченнаго дерева, без чего натянутые на нем струны не могут издавать должных звуков; так необходимо утончать и изсушать тело воздержанием, а душу очищать непрестанным покаянием, чтоб в нашем Богозданном храме могли слышаться вещания Духа. Вы можете видеть, что ощущение Ваше мне знакомо, что я говорю о нем, как о своем. Я верю, что расположение Ваше ко мне возрастает; и еще более будет возрастать оно, если мы будем направлять стопы наши к Богу. Любовь естественная скоро может насытиться и пресытиться; пресыщенный ею перестает любить, может удобно перейти к ненависти: ибо и излишняя пища может произвести дурноту и обремененный желудок нередко извергает ее. Но любовь, которой началом Бог, не имеет ни насыщения, ни конца: потому что ее питает безконечный Бог. Когда я прочитал письмо Ваше и увидел, что в Вас начались движения будущаго века, которых мир сей ни вместить, ни понять не может, то явилась во мне мысль, что для Вас нужно будет, со временем, уединение, как способствующее к развитию ощущений и помышлений духовных. Предуготовительным занятием к уединению должно быть святое покаяние, исцеляющее душевные очи. Это тот целительный для очей поллурий, который велит купить у Себя Господь: ибо и нищета духа есть Дух Божий, приобретаемый человеком чрез сличенье своего сердца с Евангелием. Сей поллурий отгоняет от очей души, которые есть ум наш, очищает с них всякую надменность, всякое о себе высокое понятие, всякое признание в себе какой-либо добродетели. Скажите, пожалуйста, в какой одежде всего приличнее стоять пред Создателем человеку, сему существу падшему? Думаю, что тот одевается прилично, кто в молитвах своих весь одет в покаянье. Сего сердечно желаю Вам, как желаю и себе; потом желаю приготовления к вечности уединением. Сии желания да видит Бог и да творит с нами не по желаниям нашим, но по Своей святой воле. О Господе Вам преданнейший недостойный Архимандрит Игнатий. 27 октября 1846 Письмо 266 О своем телесном и душевном состоянии Примите, бесценнейший Стефан Димитриевич, мое усерднейшее поздравление с наступающим Новым годом, который желаю Вам и чадам Вашим проводить в вожделенном здравии и совершенном благополучии. [...] Я лечусь и до сих пор от застарелой простуды с медленным, но уже значительным успехом. Все иностранные лекарства или вовсе не помогли, или помогли очень недостаточно; с отличною пользою подействовали самые простые средства: ванна с солью и натирание чистым дегтем. Теперь на опыте знаю, что пред отечественным деготьком ничего не значат заморские оподелькоки - не только какая-нибудь летучая мазь. Второй год продолжается мое лечение - и сознаюсь, что состояние лечащагося от хронической болезни труднее, нежели состояние болящаго: отнимает все время, действие лекарств поставляет тело в ненатуральное положение, отнимает способности телесные и душевные, отнимает возможность умственных занятий, держит в состоянии непрерывающейся усталости, какого-то онемения и усыпления. Человек - яко трава! Взойдет в его тело какая-нибудь посторонняя влага, займет место на путях крови, разстроит её обращение - и весь человек изменился не только по телу, но и по душе, по уму! "Во обилии моем не подвижуся во век". -" Этими словами Пророк изобразил крепость человека, силу его при здравии тела, при здравии души, поучающейся день и ночь в законе Божием. "Отвратил еси лице Твое, и бых смущен" . Эти слова вскоре последуют за вышеприведенными - и как справедливы! Не говоря уже о душевных искушениях, одно оскудение сил телесных есть искушение, и при изнеможении тела невольно изнемогает душа. Вот, бесценнейший Стефан Дмитриевич, подробное описание собственно моего состояния: внешния же обстоятельства остаются такими, какими были и прежде: приятное сменяется скорбным, скорбное сменяется опять приятным. Да дарует милосердый Бог рабу Своему встречать то и другое с одинаковым чувством недоверчивости и холодности. Земные печаль и радость приводит только в суетное движение кровь: слово Божие может остановить это движение, сказав крови: не только плоть, но и кровь Царствия Божия не наследуют. Призывающий на Вас и на семейство Ваше благословение Божие, Ваш покорнейший слуга и богомолец Архимандрит Игнатий. Январь 1848 Письмо 267 О печатании "Чаши Христовой" Милостивейший государь Стефан Димитриевич! [...] Примите мое усерднейшее поздравление с праздником Рождества Христова и наступающим новым годом. Благословение Божие да осенит Вас и чад Ваших, и благодать Божия да хранит души и телеса Ваши. О себе скажу Вам, что по великой милости Божией, чувствую себя лучше и лучше: начинаю уже укрепляться, и вижу в себе восстановление способностей к деятельности. Новый митрополит добр и правосуден. Позвольте представить Вам при сем скудный отчет из ниществующей души моей, мало собравшей духовной милостыни на пути и торжище земной жизни. [...] Многие скорбящие желали иметь у себя список "Чаши Христовой", чтоб из этого чтения почерпать утешение для душ своих. Это заставило меня напечатать "Чашу", вообще издавать печатно свое я опасаюсь, видя свою духовную незрелость. С чувствами неизменяющейся преданности и совершеннаго почтения имею честь быть Вашего превосходительства искреннейшим слугою и богомольцем Архимандрит Игнатий. 22 декабря 1849 Сергиева пустынь Путь к совершенству - Христианин - храм Божий - Евангелие - правило жизни - Любовь к Богу - исполнение евангельских заповедей - Молитвенное правило - Письма к мирянам - Избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Письма к мирянам Письмо 268 Христианин - храм Божий. - Евангелие - правиложизни. - Любовь к Богу - исполнение евангельских заповедей. - Молитвенное правило; Путь к совершенству "(К некоторой девице, желавшем заняться подробным и деятельным изучением Христианства)" Новый Завет всюду именует Христианина храмом, домом, сосудом. Цель этого храма, с которою создал его Создатель, цель этого сосуда, с которою устроил его Великий Художник, в том, чтобы он был жилищем Бога, вместилищем даров Святаго Духа. Бог, по неизреченным - Любви Своей и Смирению, не восхотел быть насильственным обладателем храма, сооруженнаго Им для Себя. Он даровал словесному храму свободу, власть принадлежать или не принадлежать своему Зиждителю, чтоб пребывание Бога в человеке было единственно по любви человека к Богу. Но храм этот, сосуд, удалив из себя Бога, не может не быть тем, чем он создан, то есть храмом, сосудом. Тогда, по словам Писания, он принимает в себя грех, - яд, ввергнутый в естество наше диаволом, - соделывается вместилищем страстей. Если же Христианин опять захочет быть обителию Бога; то покаянием изгоняет из себя грех, а хранением заповедей опять привлекает к себе Бога. Впрочем, возможность этих изменений продолжается только во время земной жизни, по окончании которой, тот, кто был последним владетелем храма, остается его владетелем на всю вечность, и Бог составляет Собою вечное блаженство Своего жилища, а грех - вечное мучение своего логовища. Судьба наша в вечности зависит от того образа жизни, который будем проводить во время нашего краткаго на ней пребывания. Хотите-ли быть храмом Божиим? - Желаете ли, чтоб сердце Ваше было сосудом даров Благодати? - Вручаю Вам Евангелие, пусть оно будет правилом Вашей жизни. Веруйте в него Вашими делами, Вашею жизнию, - не только мыслию, сердцем и устами. - Когда читаете эту Божественную книгу, книгу жизни, - представляйте себе, что невидимо стоит пред Вами Сам Христос и говорит Вам глаголы, которые "Дух суть, и Живот" суть!" - Не должно начертывать в воображении вида Христова, - нет, должно лишь живо и благоговейно ощущать Его всесвятое присутствие. Что желающий любить Спасителя обязан исполнять все Его заповеди, изложенные во святом Евангелии, - это ясно засвидетельствовал Сам Спаситель: "Кто любит Меня" , - сказал Он, - "тот Слово Мое соблюдает"... "Не любящий Меня, словес Моих не соблюдает" . Любовь к Богу проистекает от хранения евангельских заповедей и соблюдается в сердце этим хранением: "если заповеди Мои соблюдаете, пребудете в любви Моей". -" Какой же плод любви к Спасителю? - "Кто любит Меня" , - отвечает Он, - "тот, возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его., и явлюся ему Сам" . Ученик, когораго мысль -была еще пригвождена к земле, услышав о явлении Спасителя возлюбившему и возлюбленному, думая, что обещающий явиться, будет зрим очами телесными, вопрошает: "Господи, отчего это, что Ты хочешь явиться нам, а не миру?" -" Иисус говорит ему в ответ: "Кто любит Меня, тот слово Мое соблюдает, и Отец Мой возлюбит его и Мы придем к нему и обитель у него сотворим". -" Это явление - в сердце. Это то явление, о котором сказал Апостол Павел: "уже не я живу, но живет во мне Христос!" Это то явление, то пребывание Господа, которое должны ощущать все Христиане, если они точно Христиане! "Или вы не познаете самих себя" , - говорит Апостол Коринфянам, - "что Иисус Христос в вас, разве только вы не то, что должны быть?" -" Вселение Господа в сердце - плод любви; любовь - плод хранения заповедей; хранение заповедей - плод знания их; знание их приобретается чтением Евангелия и молитвою. "В заповедях Твоих поучу ся" , говорит Пророк Духом Святым; и в другом месте молится: "Не скрый от мене Заповеди Твоея́!" От молитвы возсиявает при чтении просветление. Отец Небесный Сам подает все нужное для временной жизни тому, кто ищет Царствия Небеснаго, почему преподобные Отцы наши, оставив все прошения о земном, молились только об одном - об очищении от грехов. А как Господь, преподавая после Тайной Вечери ученикам Своим высочайшия заповеди, повелел призывать в молитвах Свое всесвятое Имя, "то" святые Отцы присовокупили прошение об отпущении грехов к имени Господа, и их молитвы были кратки, но Небо отверзающия слова: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго". Эта молитва делалась их непрестанным, почти единственным мысленным занятием. "Имя Иисусово, - сказал один из них, - да соединится с дыханием твоим". Сам Апостол Павел говорит о себе: "Я разсудил ничего не знать в вас, кроме Иисуса Христа, и притом распятого" . Но чтоб вселился в нас Христос, это дело не одного дня или двух, сказал святый Иоанн Златоустый, но многих лет и годов. Притом, желающий стяжать Христа, должен отречься от всего: нельзя работать миру и вместе Богу. Желающие приучиться к молитве именем Господа, обыкновенно называемой Иисусовою, первоначально приучаются по преданию Отцов, соединяя ее с поклонами. Это правило увеличивается или сокращается сообразно силам каждаго. Для многих бывает достаточным следующее: Восстав от сна, старайтесь, чтоб первая Ваша мысль была о Боге и Его благодеяниях, которые на Вас излиты Богом без Вашего сведения и желания, по Его единой милости. Особеннейшим же благодеянием почитайте то, что Вы просвещены Христианскою Верою, в недре истинной Церкви; потом начинайте правило так: 20-ть земных поклонов; при каждом поклоне молитва: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго". 20-ть поясных поклонов с тою же молитвою. 10-ть земных поклонов: при каждом поклоне молитва: "Пресвятая Владычице моя Богородице спаси меня грешнаго". 10-ть поясных с тою-же молитвою. 5-ть поясных с молитвою: "Ангеле Божий Хранителю мой святый, моли Бога о мне грешнем". 5-ть поясных с молитвою: "Все святые молите Бога о мне грешнем". Итого 70 поклонов, из которых 30 земных и 40 поясных. Если найдете, что этих поклонов для Вас мало, то можно прибавить соответственно силам Вашим несколько поклонов с молитвою Иисусовою. Но должно правило соразмерить так, чтобы оно ежедневно было одинаковое. Святые сказали: "Лучше небольшое делание, но постоянное, нежели большое, но в скором времени прекращающееся". После чего читаются утренния молитвы, и, если хотите, помянник, который Вам нравится по особенным причинам; после помянника читайте Евангелие, главы гу две или по три. Когда будете читать о слепых, хромых, прокаженных, беснующихся, мертвых, то думайте, что Вы подобны им и молите Спасителя о спасении Вас. Затем должны следовать обыкновенные Ваши занятия со страхом Божиим, молитвою, полезными мыслями и воспоминаниями. Для чтения одобряю книгу: Les saints peres des deserts de ÍOrient. Но и эту книгу должно читать с умеренностию. Советую приучаться к чтению на Русском и Славянском языках, для чтения книг святых Отцев. Если для нужд преходящаго мира, Вы приучались к разным иностранным языкам; - то отчего не потрудиться и не приучиться к родному языку для Христа и для блага души своей? - Начните читать на Русском и Славянском - хотя Евангелие. Если в продолжении дня выпадает свободный часок, то можно повторить правило с поклонами, или только положить 20 поклонов земных и 20 поясных с Иисусовою молитвою. Если же не будет свободнаго времени, то правило оставляйте и пребывайте мирны. Вечером должно начинать опять с поклонов в вышеопределенном порядке и числе, после них читать вечерния молитвы и Евангелие. Легши на постель должно воспоминать о смерти, которой образ - временный сон, и, отрекшись от всех помыслов и мечтаний, засыпать с молитвою Иисусовою. Если желаете идти истинным путем Божиим и увидеть духовный плод в душе Вашей; то довольствуйтесь смиренным и простым образом духовнаго подвига. Не ищите наслаждения в восторгах мечтательности, которые возбуждаются иностранными писателями. Отрекитесь от них. Скоро Вы убедитесь в прочности пути Вашего тем душевным миром и спокойствием, которые прольются в Ваше сердце. В Отцах пустынь Востока Вы увидете, что Евангелие и Псалтирь были по большей части единственными их книгами. "Христос, - сказал один из них, - сокрыт во Евангелии, желающий найти Христа, может найти Его во Евангелии. Христос есть Божия Сила и Божия Премудрость". - Нашедший Божию Премудрость нуждается-ли в премудрости человеческой? Не уничижите Премудрость Божию за то, что наружность ея так проста и смиренна. Оставьте, повторяю Вам, все иностранные молитвы и чтения, которые Вам так нравились, казались так прекрасными. Последуйте тому, что Вам советую пред Богом и ради Бога. Когда сердце Ваше очистится вкушением истинно Святаго и Духовнаго, тогда оно получит отвращение к поддельно-духовному, тогда возрадуетесь и возблагодарите Бога, что уклонил Вас от челюстей лжи и прелести, которых не могут понять обманутые и омраченные ими. Вспомните слова Христовы: "Узки врата и тесен путь, ведущие в жизнь и немногие находят их. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные" . Если при жизни по заповедям Христовым благодатьСвятаго Духа прольется в сердце Ваше и будет ознаменовывать свое присутствие в нем различными духовными плодами, как-то - необыкновенным миром, кротостию, благостию ко всем, терпением: тогда будете сосудом благоприятным Богу, сосудом спасения. Если-же захотите быть совершеннее, то после полнаго самоотвращения, погрузитесь в глубину смирения. Тогда благодать может Вам преподаться обильнее, тогда можете ощутить вселение Христово, соделаться храмом Божиим: - опытом узнаете, что такое Христианское совершенство на земле, называемое Апостолом: "совершенство отчасти" . Господь, призывающий всех в вечное блаженство,Господь, Которому известны избранные Его, Господь, испытующий сердца и утробы, да призрит свыше на желание Ваше работать и благоугождать Ему Единому, да примет это желание, да ниспошлет Вам свою помощь! "Без Мене, -" сказал Он, - "не можете делать ничего" душам Вашим полезнаго и Богу приятнаго. Аминь. 10 марта 1943 Сергиева пустынь Скорби христиан в последнее время - Письма к мирянам - Избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Письма к мирянам Письмо 269 Скорби христиан в последнее время; глад слышанияСлова Божия "В мире скорбни будете" , предвозвестил Спаситель ученикам Своим; но "дерзайте, яко Аз победих мир" . И вот! - это предсказание Спасителя совершается над последователями Его в течение тысячи восьми сот пятидесяти двух с половиной лет. Но скорби, постигавшия малое Христово стадо, на этом пространстве времени, очень различны. Сперва было явное гонение на христиан: все двенадцать главных Апостолов Христовых, за исключением Иоанна Богослова, окончили земное странствование насильственною смертию. Впоследствие времени, это явное гонение преобразилось в более тонкое, неприметное для каждаго, но вполне ясное для умов очищенных, начали требовать гонители от христиан, не отречения от Христа, а принятия ереси, столько же душепагубной, как и отречение, т. е. требовать не прямо нечестия, но злочестия. - Далее, гонение сделалось еще тоньше: оставлено на произвол верование во Христа, а отвергнуто жительство по заповедям Христовым: - принято жительство противоположное им, отчего вера никак не может перейти из вводной в деятельную, тем менее в живую, т. е. духовную. Вера без дел веры, т. е. без исполнения заповедей Христовых, мертва. Самые вводные познания её остаются для человека крайне темными и сбивчивыми, как не объясненные в нем и ему - деянием, паче Духом Святым. В этом состоянии сбивчивости и темноты, мы видим в настоящее время многих, считающих себя христианами, и даже учителями Христовой Церкви, - из них иной не верит чудесам Христовым, исчисленным в Евангелии, - другой верит одной части учения Христова, а другую отвергает, иной не верит существованию демонов; опять иной думает, не умея различить дел веры от дел естества, что все спасутся за свои добрые дела, и проч., и проч. По этой причине весьма редко можно слышать истинное Слово Божие из уст человеческих, хотя и часто можно слышать поддельное. Глад слышания Слова Божия - вот бедствие, несравненно тягчайшее, бедствие всех бедствий, которые когда-либо были попущены на христиан. Но и это - попущение Божие, которое должно переносить с преданностию воле Божией. Гнев Божий понесу, говорит Пророк. По тягости скорбей, попущенных на настоящее поколение. Господь с особенною благостию прощает согрешения его. Благословение Божие да почиет над тобою. 18 июля 1853
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar