Меню
Назад » »

Святитель Феофан Затворник / СБОРНИК СВЯТЫЕ ОТЦЫ О МОЛИТВЕ И ТРЕЗВЕНИИ (8)

40) Что стяжевается многими молениями и во многие годы, то долговечно. Аф. Что стяжевается во много времени с великими трудами и молениями, то твердо, многосносно, долговечно и пребудет с нами до самого конца нашего. 41) Стяжавший Господа (имеющий живущим в себе Господа), не станет уже сам вести слова в молитве; ибо в таком случае «Дух ходатайствует о нем в нем воздыханиями неизглаголанными» (Рим. 8, 26). Аф. Тот, внутри коего обитель себе устроил Бог не имеет нужды изобретать и придумывать молитвенные слова; ибо тогда Сам Бог всесильный, всеблагостный будет просвещать ум его, что да речет в молитве, и сердце воспламенять, да изливается в чувствах умиления слезного, и душу подвигать к воздыханиям неизглаголанным от сильных желаний и глубоких болезнований. Мн. Тогда, говорит, ум благодатию Божиею, воспаряет горе к Тому, Кто дает молитву молящемуся, и будучи Им вдохновляем не заботится о словах, какие следовало бы ему произносить в молитве своей: она идет у него тогда из сердца, без слов изливаясь в пламенных чувствах благоговения, преданности и любви. 42) Никакого чувственного мечтания не принимай во время молитвы, чтоб не подвергнуться исступлению. Аф. Смотри никаких не принимай во время молитвы сторонних помыслов и мечтаний, не слушай речей, будто к тебе обращаемых и не отвечай на них, особенно когда они касаются как-либо веры. Только к Богу взирай со всем желанием, умоляя Его, да не даст Он уму твоему уклониться от истины, или впасть в какое-либо заблуждение, веру повреждающее, и в какую-либо ересь пагубную, и потерять чрез то благодать и дар правой веры, которая требует, чтоб мы веровали слову Божию, как отнюдь истинному, и хранили его неизменным, согласно Святым Отцам Церкви нашей. Мн. Молясь, говорит, не уподобляй божественного какой-либо чувственной вещи, чтоб не уклониться от правости верования и исповедания. NВ. Но, кажется, в сем пункте говорится о призраках чувствам представляющихся во время молитвы— образах, звуках, светах, бывающих от врага. Иные, поверив им, сходили с ума. 43) Удостоверение об услышании прошения во время молитвы появляется в душе. Удостоверение же есть устранение всякого сомнения; удостоверение есть неявного показание преясное (не допускающее недоумения и колебания). Аф. Веровать надлежит человеку, что, стоя на молитве со страхом Божиим и всяким благовеинством, он приимет от Бога, что требуется для блага души его, что Бог приемлет слова его и внемлет прошению его, благоволя к любовному устремлению к Нему сердца его. Признак чистого и искренно верующего сердца есть, когда человек свободен от всякого малейшего мелькания неверия, и верует чисто, созерцая веруемое оком ума, как оком телесным видит при свете солнца вещи пред собою. 44) Милостив будь сильно прилежа молитве: ибо (ради сего) монахи в ней (в молитве), «сторицею примут» (Мф.19,29): следующее же (за сим в Евангелии: «и живот вечный наследят», получат они) в следующем (веке). Ил. Если, говорит, усотнеришь молитву, то сторицею приимешь и дарований от нее, и в будущем веке живот вечный наследуешь. Аф. Ты, который любишь, чтобы молитва твоя была богоприятна, твори и сам милостыню по силе твоей; потому что за нее милостивые монахи здесь получат от других стократную милостыню, а от Бога тысячекратную помощь и всякие дарования, в будущем же веке тмократные блага вечные и царство небесное, соответственно трудам их, как говорит Евангелие: сторицею приимут ныне во время сие и живот вечный и царство небесное наследят (Лк. 18, Мр. 10). Мн. Заключил ты утробу свою для благотворения: заключу и Я недра Мои для помилования тебя, в день воздаяния. Еще: сделай благодеяние благочестивому, —и получишь воздаяние. Еще: Что плачешь молясь, когда сам видя слезы бедного не оказываешь ему милости? 45) Огнь нашедши на сердце воскрешает молитву, после же того, как она воскресши и на небеса вознесется, бывает сошествие огня в горницу души. Ил. Божественное желание, вошедши, говорит, в сердце человеческое, возбуждает в нем молитву; когда же сия молитва вознесется на небеса, тогда бывает сошествие Св. Духа на молящегося, как было и на Св. Апостолов. Аф. Когда огнь божественного желания и божественной любви воспламенит сердце, тогда душа возбуждается на молитву и возносит ее в чистом помысле на небеса, откуда нисходит затем в горницу души благодать всесвятого Духа и озаряет ее ум и сердце, очищает их и мощными творит, как это было в Апостолах. Мн. Огнем здесь называет он божественное желание, которое, возбудившись в сердце, и ум возвышает на небеса. Тогда наконец в такую горницу души, высшую всякого мудрования земного, бывает невидимое сошествие Божественного Духа, какое было на Апостолов с видимыми знамениями. 46) Некоторые говорят, что молитва лучше памяти смертной; я же воспеваю два естества в едином лице. Ил. Некоторые говорят, что лучше молиться, нежели иметь в себе память смертную; я же, говорит отец, как во едином Христе Спасителе нашем, чту два естества—божество и человечество, так эти две—молитву и память смертную, полагаю в одном чине, или ставлю на одну линию. Аф. Некоторые говорят, что молитва дает большее умиление и благоговение, нежели памятование о смерти, но я обе их нераздельно хвалю и почитаю, как прославляю и почитаю два естества во Христе, божество и человечество нераздельно и неслиянно соединенные; ибо обе они вместе ведут душу к единой благодати и святости. Мн. Обе равно благотворно действуют на душу, преисполняя ее божественным умилением. 47) Бодрый конь обыкновенно по мере пройденного пути разгорячается и прибавляет бегу. Под бегом я разумею песнопение, и под конем—мужественный ум. Таковой издали чует брань, и приготовившись (к ней заранее), пребывает прочее вовсе непобедимым. Ил. Приточно конем называет он ум и молитву, внушая, что как конь, издали почуяв врага, раздражается, так надобно уму, бодренно приступив к молитве и усердно совершая ее, мужественно и с большим воодушевлением вооружаться против страстных помыслов, и подступить им к себе не допуская. Аф. Добрый конь, начав бежать, разогревается, и чем более бежит, тем более разгорается и прибавляет бегу. Бег—молитва, и конь—мужественный ум, который чем более поет и молится, тем более душа внутри возгорается от божественного воздействия, и облекается силою к препобеждению всех искушений и всех препон, какие бы враг ни возграждал на пути ее, которые потом и встречает будучи готова и вооружена, и преодолевает, попирая врага и все козни его разрушая, как сеть паутинную. 48) Жестоко от уст жаждущего отнять воду; но еще жесточае душе, с умилением молящейся, отторгнуть себя от многовожделенного предстояния, прежде окончания оного. Аф. Великое немилосердие и жестокосердие отрывать от уст жаждущего воду, не давая ему утолить жажду, томящую его; но еще более немилосердое и жестокое дело — душу умиленную и Боголюбивую отторгать от многовожделенного предстояния в молитве, прежде окончания ее, и прежде утоления жажды душевной. 49) Не отторгайся (от молитвы), пока не увидишь огнь и воду (сердечную теплоту и слезы) домостроительно истощившимися: ибо, может быть, во всю жизнь свою не будешь ты иметь такой благовременности к получению оставления грехопадений. Ил. Молитве своей, говорит, не мешай, пока не увидишь, что горение сердца твоего утихло и вода слез иссохла; ибо во всю жизнь свою не найдешь, может быть, подобного времени к оставлению тебе прегрешений. Аф. Не отступай от умиленной молитвы, пока не прекратится пламень горящий в сердце, и не истощатся слезы; ибо может случиться, что во всю жизнь свою не встретишь ты более такого благовремения ко отмытию грехов своих. Бывает, что Бог много раз удерживает их, — горение сердца и слезы, — для твоего блага, чтоб ты не возгордился таким богодвижным делом, внутри тебя бывающим, но сам ты никогда не дерзай рассеивать себя и охлаждать. Мн. Не отходи от молитвы, пока подвигшиеся богоданные слезы и огнь умиления не прекратятся сами,— по домостроительству, чтоб не вознесся ты; ибо не знаешь, что может быть, никогда уже в другое время не случится тебе поиметь такое сильное ходатайственное предстояние. 50) Вкусивший молитвы часто одним исторгшимся словом оскверняет ум, и став на молитву не находит уже, как обыкновенно, вожделеваемаго. Ил. Слово одно часто оскверняет ум, или непристойности его ради, или ради самохвальства, или ради осуждения. Аф. Кто вкусил и познал сладость молитвы, тот часто одним словом, из уст его исшедшим по невнимательности, или от других услышанным случайно, так оскверняет ум свой, что не может уже и не сподобляется, представить его на молитве целостным, и держать чистым, или дойти до прежнего умиления и слез, или получить желанное вкушение божественного, как бывало обычно. 51) Иное дело надзирать почаще за сердцем, а иное епископствовать в сердце умом, яко властителем и архиереем словесные жертвы Христу приносящим. Ил. Ум властителем называется, когда держит в порядке и обучает добру телесные чувства; а епископом и архиереем, когда и внутренния помышления и чувства приносит Богу чистыми и непорочными. Аф. Иное дело, чтоб ум хранил сердце, как иной господин хранит свое селение и поместье, не допуская в него худых пожеланий, а вошедшия изгоняя и истребляя; а иное—освящать его и подобно архиерею приносить его в жертву Богу со всеми движениями его. Это последнее выше и святее: ибо Богу посвящать все свои действия и начинания более ценно пред очами Божиими, нежели отревать только худые мысли, желания и дела. Мн. Иное познавать себя и осматривать; иное быть епископом и властителем над страстями. Последнее выше перваго. Еще: Ум бывает властителем, когда все в себе и около себя, как то — силы душевные и чувства телесные, держит в порядке и управляет достодолжно; а архиереем — когда посредством молитвы приносит на божественный жертвенник чистые и непорочные помышления и чувства. Также—дело властителя—надзирать за тем, что вне, а дело архиерея—надзирать и за тем, что вне, и за тем, что внутри. 51б) Одних, как говорит некто из получивших прозвание от богословия, святой и пренебесный огнь нисшедши пережигает, по причине недостаточности еще очищения в них, а других просвещает, по причине достижения ими меры совершенства. Один и тот же огнь именуется и отребляющим (очищающим) и просвещающим. Почему иные, исходя от молитвы, исходят будто из пещи огненной, чувствуя облегчение от скверны и вещественности; (а другие исходят) будто из (области) света просвещенными, облеченными в двойную ризу смирения и радования. Те же, которые исходят от молитвы, без которого либо из этих двух действий, молились телесно, — чтоб не сказать иудейски,—а не духовно. Аф. На тех, как говорит Григорий Богослов, которых ум стоит как властитель и охраняет сердца их от всякого зла, да не искушает их, Дух Святый нисходит, как огнь небесный, попаляя страсти их, очищая нечистоты их и избавляя их от насилия, какое терпят они от греховных влечений. А тех, у которых ум бодрствует и трезвенствует, как архиерей, освящая и Богу в жертву принося сердце со всеми его благими движениями, божественная благодать просвещает, как чистых, делает светозарными, как совершенных, и мощными, как достойных быть деятелями в вертограде Божием, паче и паче преуспевая в любви к Домовладыке. Сии бывают таким образом престолом и жилищем, всегдашним и пребогатым, великого Царя небесного. И да не дивимся проявлению таких действий: ибо Писание называет Бога огнем поядающим (Втор. гл.4) и попаляющим зло, и светом озаряющим добродетель, и возвеселяющим душу. Почему иными, когда исходят они от молитвы, ощущается, что в этот час благодатию Божиею сердца их измылись как в бане, очистились и облегчились от страстей: для этих Бог есть, как мы сказали, огнь поядаяй. А другие исходят от молитвы, как бы из некоего осиявания их светом, просвещенными, облистанными и облеченными в великое смирение и душевное радование, как бы Сам Христос, Владыка их надел на них в этот час свой царский хитон. У тех же, которые исходят от молитвы, не испытывая какого либо из сих действий, молилось только тело, а не душа их: таковые скорее суть иудеи неверные, чем добрые христиане. 52) Если тело, к телу прикасаясь, изменяется под действием его, то как не измениться тому, кто к телу Божию прикасается чистыми руками? Ил. Если взявший рукою руку человеческую вдруг совсем иным делается по воздействию сатанинскому: то как не измениться тому, кто чистыми руками прикасается тела Божия? Аф. Если, когда одно тело приближается к другому и прикасается к нему, изменяется его спокойное состояние в сильное любление; то как можно, чтоб дивным образом не изменился, не очистился и не просветился тот, кто, после приближения к Богу в пламенной молитве, после многих коленопреклонений, после излияния искренних благодарений и славословий, простирает руки свои и ими объемлет и приемлет пречистое тело Господа: причащается его и пречистые крови Его, в предивном таинстве Евхаристии? Это может случиться только с тем, кто недостойно приступает к сему таинству, как Иуда предатель, который за тайною вечерию держал зло в сердце своем. 53) Можно видеть, что подобно царю земному, и наш всеблагий Царь, иногда Сам, иногда чрез друга, иной раз чрез раба, а бывает, что и неведомым путем, раздает воинам своим дары свои,—все впрочем смотря и по одежде присущего нам смирения. Аф. Смотря на то, как земной царь раздает дары слугам своим, воинам и начальникам, можем делать наведение и о том, как Бог дает свои дарования рабам своим. Ибо как тот иногда подает дар своими руками, иногда посылает его чрез друга, иногда—чрез раба, иногда переодевшись, чтоб не быть узнанным, скрытными путями подает дар свой; так и Царь небесный и вечный многими дивными способами и воздействиями почитает и богатит воинов своих— иноков, особенно тех, коих видит облеченными в досточестную одежду смирения. 54) Как царю земному мерзок тот, кто, предстоя ему—отвращает от него лице свое и разговаривает с врагами его,—владыки своего: так и Господь мерзит тем, кто предстоя Ему на молитве принимает нечистые помыслы. Аф. Как привременный царь гневается на тех, которые стоят пред ним, чтоб беседовать с ним, а между тем без страха в сторону отворачивают от него лице свое, вступают в разговор с врагами его, смеются с ними и хохочут; так и вечный Царь наш ненавидит того, кто, предстоя Ему на молитве, обращает ум свой и сердце свое к врагам Его, злым помыслам, чувствам и желаниям, и ведет с ними внутри шумную речь о непотребных делах и вещах, и еще тщеславится тем и гордится. 55) Пса подходящего гони оружием; и сколько бы ни бесстыдствовал он, не поддавайся ему. Ил. Псом называет демона, хотящего помешать молитве нашей. Гнать его должно оружием честного креста и молитвою; и сколько бы раз он ни подступал с бесстыдством, поражай его молитвою, творя ее, не смотря на его козни. Аф. Добре держи ум свой всякой час, особенно же во время молитвы своей, и когда увидишь подходящим этого пса дерзкого — демона, который подкрадывается с лукавым намерением похитить ум твой и сердце твое от Бога и увлечь инуды, гони его без жалости и не позволяй подходить к себе, чтоб он не обольстил тебя; и сколько бы раз ни подходил он, не переставай противоборствовать ему и прогонять его. Стой мужественно и не давай ему места ни под каким видом, не слушай его и ни мало не позволяй ему развлекать тебя. Мн. Псом называет он здесь демона, покушающегося под каким либо предлогом отмануть ум от молитвы: его надобно отгонять молитвою против него к Богу. 56) Проси плачем, ищи послушанием: толцы терпением, ибо сим образом «просяй приемлет, и ищай обретает и толкущему отверзается» (Мф.7, 8). Аф. Испрашивай помощь Божию слезами, ищи ее послушанием, и толцы в дверь благоутробия Господня терпением и пожданием. Так исполняется, что обетовал Господь: «просяй приемлет», и проч. 57) Берегись,—как бы ни случилось, — молиться в молитве своей о женщинах; чтоб иначе не быть окраденным десными. Ил. О женщине, говорит, не твори молитвы, чтобы при этом, конечно, добром деле, не обокрал тебя враг. Аф. Берегись молиться о какой либо красивой женщине, воспоминание о которой производит тревожное движение в крови твоей, чтоб при этом враг не увлек тебя к нечистым помыслам, а чрез них и к блудному похотению; так что желая сделать добро, ты сам подлежишь опасности впасть в зло. Почему отскочи от этой мысли, как от бесовской сети, которую начал расстилать пред тобою враг, чтоб потом посмеяться над неискусным добротворцем — молитвенником. 58) Не обличай плотских деяний своих подробно, как они были, чтоб не сделаться наветником самому себе. Аф. Когда в молитве своей умоляешь Бога о прощении, не исповедуй подробно плотских грехов своих со всеми обстоятельствами, как ты их делал; как бы таким воспоминанием не растревожить греховного похотения и не сделаться предателем самого себя, скверня себя возрождением скверных пожеланий. Мн. Заметь, что срамных деяний своих не должно до подробности изобличать в молитве своей. 59) Да не будет для тебя время молитвы часом рассмотрения необходимых вещей, хотя бы то духовных: в противном случае ты всякий раз будешь сам губить свое лучшее. Аф. Когда молишься, не вдавайся в рассуждение о чем бы то ни было, ни даже о местах Писания и о других предметах душеполезных, иначе будешь ты губить лучший плод и терять важнейшее. Потому необходимо, тебе в час тот ум свой держать весь собранным в себе самом, и что говорят слова, произносимые языком твоим, то беседовать внутри к Богу умом своим без всякого другого стороннего помышления. Ибо мысль к Богу устремленная и к Нему прилепленная, есть самая дивная, самая драгоценная и самая нужная из всех благих помышлений, какие когда либо посещают ум твой. Уместно ли потому какое либо из них предпочитать в молитве твоей этой, единой на потребу, Богу предстоящей мысли? Оставь все другое, и держи ее одну. 60) Кто непрестанно держит жезл молитвы, тот не поткнется, и если б это случилось, не падет в конец: потому что молитва есть благочестивое побуждение Бога (помочь). Аф. Кто всегда держит жезл молитвы, чтоб опираться на него, того душа не поткнется. Если и случится ей поткнуться и впасть в какое либо прегрешение, то не падет в конец, или падши не разобьется до смерти; потому что молитва может опять тотчас поддержать ее и поставить на ноги прямо. Молитва есть некий великий, сладкий и любимый понудитель Бога, стоящий пред Ним и нудящий Его явить милость кающиейся душе, да притечет, яко многоблагоутробный Отец, с отверстыми объятиями, с радостью приять блудного сына, и к неизреченной отраде его, упокоить его на груди своей. 61) О пользе молитвы будем заключать из бесовских запинаний, случающихся в часы служб церковных, о плоде же ее—из победы над врагом. «В сем познах», говорит Псалмопевец, «яко восхотел мя еси, яко не возрадуется, во время брани, враг мой о мне» (Пс.40, 12). Аф. Пользу молитвы можем мы понять из препятствий, которые воздвигают нам бесы в часы богослужения, прежде чем пойдем в церковь,—чтоб не допустить нас собраться пред лице Бога—Судии вопиять против них, и молитвою своею побороть их, поражать и мучить. Если б не была молитва угодна Богу и для нас полезна, бесы не старались бы так затруднять выход наш в церковь, и всячески мешать нам молиться, как должно, в церкви, внешно чрез очи и слух, и внутренно чрез возбуждение помыслов. Плод же молитвы можем познать из любви, какую являет к нам Бог, исполняя нас отрадою, когда молимся к Нему от всего сердца нашего, и обрадовая победою над врагами; когда видим, как силою молитвы поражаемы бывают враги наши—демоны, и убегают от нас, вместе с исчадиями их—страстями и порочными помыслами. Видя такой покров Божий, такую Божию благодать и силу в нас действующую чрез молитву, душа радуется, а враги скорбят и терзаются, как говорит Св. Давид: из того, что не оставил Ты меня, Господи, в час молитвенной брани моей, и не дал врагу моему победить меня и порадоваться надо мною, как ему хотелось, познаю, что Ты любишь меня, блюдешь и хранишь, как раба и друга своего. 61б) «Воззвахъ», говорит еще Псалмопевец, «всем сердцем моим» (Пс.118,145), т.-е. и телом, и душою, и духом; ибо где бывают два последние собраны, там Бог посреди их (Мф.18, 20). Аф. В церкви поется: «воззвах всем сердцем моим», т.-е. устами, душою и умом, к Богу многомилостивому, и Он услышал меня и избавил от ада душу мою. И Господь говорит в Евангелии: где двое или трое соберутся во имя Его, из любви к Нему, там и Я с ними посреди их. И так той молитве, в коей сочетаваются душа и ум в благоговеинстве, сокрушении и умилении, воистину соприсущь Сам Бог, который и сообщает ей действенную силу. 62) Как телесное, так и духовное—не все одинаково для всех (и у всех). Одним более подходят спешность в псалмопении, а другим — неспешность: ибо те говорят, что борются с пленением, а эти—с необучением. Аф. Как телесные силы, так и душевные дарования не у всех одинаковы и равны. Как в отношении к телесному, один хочет одного, а другой другого; так бывает и в отношении к душевному. Посему и в псалмопении, иные любят петь скоро, а другие—медленно. Те, которые, поют скоро, говорят, что это делают они для того, чтоб при медленности, не был пленяем ум их, и расхищаем иными помышлениями. А те, которые поют медленно говорят, что то делают, чтоб лучше разбирать читаемое и не ошибаться, ибо еще не обучились, как следует, и неискусны в чтении. Впрочем надо соразмерять то и другое с рассуждением, соображаясь с временем и другими делами. 63) Если будешь неотступно вопиять к Царю против врагов своих, когда они приступают к тебе; то дерзай, недолго протрудишься. Ибо они и сами после скоро отступят от тебя, потому эти непотребные не захотят видеть тебя получившим венец за борьбу с ними молитвою; но, кроме того, они побегут будучи бичуемы молитвою, как огнем. Аф. Если будешь неотступно умолять небесного царя, чтоб защитил тебя от врагов, когда они окружат тебя с искушениями; то имей благонадежное к Нему дерзновение: не придется тебе долгое время трудиться над прогнанием их. Они и сами собою скоро убегут от тебя: ибо приступили, чтоб мешать тебе молиться и, утомив тебя нападением и истощив твое мужество и терпение, заставить прекратить молитву: но видя, что ты твердо противостоишь им и борешься не жалея себя, и зная, что за это ты тем краснейший получишь венец, чем более пребудешь в мужественной борьбе, тотчас отбегут, нехотя, по зависти, доставлять тебе своими бранями венцы. Так и поэтому они убегут; особенно же потому, что не смогут вынести пламени молитвы, которое подобно огню палит их и жжет мучительнее огня адского. 64) Мужество стяжи всяческое, и будешь Бога иметь учителем в молитве твоей. Тому, чтоб видеть глазами, нельзя научиться со слов: это приходит естественно. И красоту молитвы (нельзя узреть) по истолкованию другого—она сама в себе имеет наставником Бога, Который научает человека разуму, «дает молитву молящемуся, и благословляет лета праведных» (Пс.93,10: 1Цар.2,3). Ил. Мужество стяжи, т.-е. великое тщание и прилежание к молитве, и сподобишься иметь Бога наставником в ней. Аф. Понуждай себя стоять всегда на молитве с усердием, терпением и мужеством, и достигнешь того, что Сам Бог будет тебя укреплять в ней и научать. Как глаз естественную имеет способность смотреть и видеть, и не требует словесного к тому наставления; так и когда душа добрая к Богу устремляется в молитве своей, то Он естественно просвещает ее и научает стоять в молитве пред Ним со страхом и любовью. И словами никто не может дать другому познать красоту молитвы, ни истолковать способа, коим Господь Сам руководит душу да пребывает с Ним. Ибо Он есть научающий человека разуму. Он одевает просвещением ум и влагает благие стремления в сердце. Он благословляет долголетием всякого благого раба Своего, молящегося к Нему с верою и теплым желанием. Ей, воистину так есть, так учит нас писание, и показывает повсюдный опыт. Мн. Не в учителе, говорит, имеешь ты нужду, для молитвы: но в собственном твоем к ней усердии, ради которого Сам Бог будет тебе наставником в молитве. Того, кто терпеливо и усердно молится, Бог непосредственным Своим просвещением научает молитве и избавляет ум его от блуждания и сердце от пленения. Там же Св. Максима: Искренно любящий Бога молится неразвлеченно, и неразвлеченно молящийся искренно любит Бога. Не может неразвлеченно молиться тот, у кого душа прилеплена к земному. Следовательно, не любит Бога тот, у кого ум связан пристрастиями к человеческим вещам. Там же Св. Нила: Молитва есть восхождение ума к Богу. Внимание, ищущее молитву, молитву обретает, ибо за вниманием естественно последует молитва. Об этом и да будет у нас вся забота. Оглавление Глава: ПРЕПОДОБНОГО НИЛА ПОДВИЖНИКА СИНАЙСКОГО. СЛОВО О МОЛИТВЕ Предисловие. Благовременно восставил ты меня, лежащего в жгучей горячке (речь применяется к исцелению тещи Симоновой прикосновением руки Спасителя) нечистых страстей, прикосновением боголюбивого письма твоего, и ум мой, недугующий самыми срамными недугами, ободрил утешением, блаженно подражая великому Наставнику и Учителю. И не дивно. Долею твоею всегда было искать славного и знаменательного, как и благословенного Иакова. Почему, поработав хорошо ради Рахили и получив Лию, ищешь и возлюбленную, как и за нее исполнивший седмилетие (работы) (Быт. 29, 20—28). А я не отрекаюсь сознаться, что протрудившись всю ночь, ничего не поймал; но, по слову твоему, ввергши мрежи извлек множество рыб, не думаю что великих, однако ж сто и пятьдесят три (Ин.21,11).—И их то я посылаю к тебе в кошнице любви: и тем исполняю повеление твое, составив равное тому число глав (о молитве). Удивляюсь я тебе, и очень ублажаю прекрасное произволение твое, что возжелал ты (не другого чего), а глав о молитве; и при том не просто возжелал, чтобы они руками на хартии написаны были чернилами, но чтобы водружены были в уме, любовью, и незлобием. Поелику «вся сугуба, едино противу единаго», по слову премудрого Сираха (42,25), то не по букве только приими их, но и уразумей духом. Слово о молитве, разделив на сто пятьдесят три главы, посылаем тебе евангельский оброк... За бедность глав не брани, как умеющий и «насыщатися и лишатися» (Фил.4, 12). Да, не брани, помня, что Господь не отверг и двух лепт вдовицы, но принял их благосклоннее, чем богатые вклады многих других. Но паче, умея хранить в отношении к искренним братиям своим благорасположение и любовь, молись о немоществующем, чтоб он стал здрав, и взяв одр свой начал ходить, благодатию Христовою. Аминь. 153 ГЛАВЫ 0 МОЛИТВЕ 1) Если бы кто захотел приготовить благовонный фимиам, то ему надобно по закону сложить по ровной части «ливана чистаго, кассии, ониха и стакти» (Исх.30,34). Это—четверица добродетелей. Когда они все сполна бывают присущи в душе и в равной силе, тогда не будет предан ум (изменнически, разумеется, каким либо внутренним предателем). 2) Душа, очистившись полнотою добродетелей (тем, что становится полною добродетелей), поставляет ум в состояние безмятежия, соделывая его способным принять устроение, какое требуется (в молитве). 3) Молитва есть беседа ума к Богу. Какое же нужно устроение уму, чтобы он мог неуклонно вознестись к своему Владыке, и беседовать с Ним, без всякого посредника? (славянское: ничесому же посреде сущу,— может быть, лучше). 4) Если Моисею, когда он пытался приблизиться к наземной купине горящей, возбранено было это, пока не иззует «сапоги от ног» (Исх.3,5), — то как же тебе не отрешить от себя всякое страстное помышление, когда желаешь видеть Того, Кто выше всякого чувства и помышления, и быть Ему собеседником? 5) Прежде всего, молись о даровании тебе слез, чтобы плачем умягчить сущую в душе жесткость и исповедав на себя «беззаконие Господеви» (Пс.31,5), получить от него оставление грехов. 6) Употребляй слезы, как орудие к получению всякого прошения. Ибо очень радуется о тебе Владыка, когда ты молишься со слезами. 7) Когда во время молитвы своей проливаешь источники слез, никак не возносись тем сам в себе, как будто ты выше других. Это помощь тебе привлекла молитва твоя, чтобы ты охотнее и искреннее исповедал грехи свои и со слезами умилостивил Владыку. Не обращай же в страсть средства против страстей, чтобы еще более не прогневить Даровавшего тебе благодать сию (т.-е. слезы). 8) Многие из проливавших слезы о грехах, забыв цель слез вознеистовствовали и совратились (с пути правого; не о сумашествии речь, а о крайнем возгордении). 9) Стой притрудно и молись благотонно (благоумно, или благонастроенно), отрывая приражения житейских попечений и всяких помыслов; ибо они возмущают и тревожат тебя, чтобы расстроить тон твой (доброе настроение). 10) Когда демоны увидят, что кто либо имеет усердие и ревность молиться, как должно, то (не во время молитвы) влагают ему мысли о чем либо будто нужном (и отходят), а спустя немного опять возбуждают воспоминание о том, подвигая и ум на взыскание того, (если вопрос—на решение, если вещь—на приобретение): и он не находя искомого, (решения вопроса, или способа приобретения вещи), досадует и скорбит. Потом когда станет на молитву (этот усердный ревнитель молитвы), они напоминают ему о чем он помышлял и чего доискивался, чтоб ум, подвигшись опять к узнанию (не решенного прежде) сделал молитву (молящегося) бесплодною. 11) Подвизайся ум свой во время молитвы устроевать глухим и немым, и будешь иметь возможность молиться, (как должно). 12) Когда сретит тебя искушение, или раздражит чье либо прекословие,—так что ты или на гнев подвигнешься против того, кто все поперечил тебе, или даже на то, чтоб произнести какое неподобное слово: тогда вспомни о молитве, и о суде во время ее (над тобою в совести пред лицом Бога),— и тотчас укротится в тебе бесчинное движение. 13) Что ни сделаешь ты в отмщение брату, онеправдовавшему тебя, все то в соблазн будет тебе (смущать будет тебя) во время молитвы. 14) Молитва есть произрастение кротости и безгневия. 15) Молитва есть проявление (исторжение, проторжение) радости и благодарения. 16) Молитва есть врачевство печали и уныния. 17) «Иди продаждь имение твое и даждь нищим» (Мф.19,21), и взяв крест отвергнись себя (16, 24), чтоб можно тебе было молиться без развлечения. 18) Если хочешь молиться похвальною молитвою, отвергайся себя ежечасно, и крайние озлобления терпя любомудрствуй о молитве. 19) Если будешь любомудрствовать о молитве, какую бы ни пришлось тебе претерпевать прискорбность; то плод сего обретешь во время молитвы. 20) Если желаешь молиться, как должно, не печаль души (печалями века сего); иначе всуе течение твое (или труд твой). 21) «Остави дар твой», говорит Господь, «предъ олтарем, и шедъ прежде смирися с братомъ твоимъ» (Мф.5,24),—и тогда пришедши, станешь молиться без смущения; ибо злопамятство наводит мрак на владычественный ум молящегося и тьмою окружает молитвы его. 22) Собирающие в себе печали (века сего) и злопамятные помыслы, и держащие (в этом состоянии) молитву, походят на тех, которые черпают воду и вливают ее в дырявую бочку. 23) Если ты терпелив, то всегда будешь молиться с радостью. 24) Когда молишься, как должно, могут встретиться тебе какие либо дела, за которые покажется тебе праведным погневаться на ближнего. Но нет гнева на ближнего, который был бы праведен. И если поищешь, то найдешь, что можно и без гнева дело устроить хорошо. Потому всячески ухитряйся, чтобы не подвигнуться на гнев. 25) Смотри, как бы, думая уврачевать другого, самому не остаться не исцеленным, и не пресечь молитвы своей. 26) Обуздывая гнев (на ближнего), обретешь и себе пощаду,—покажешь себя благоразумным, и будешь в числе истинно молящихся. 27) Кто вооружается против гнева, тот никогда не потерпит поражения от похоти: ибо она дает пищу гневу, а этот возмущает умное око и расстраивает молитвенное состояние. 28) Молясь, не ограничивайся одними внешними молитвенными положениями, но вводи ум свой в чувство духовной молитвы, с великим страхом. 29) Иногда, лишь станешь на молитву, тотчас начнешь молиться хорошо; а иногда и много потрудившись, не получишь этого—желаемого, чтоб ты еще усерднее взыскал того, и получив имел молитву совершенно исправною, безопасною от окрадения. 30) Когда приблизится к нам Ангел, тотчас удаляются все стужающие нам (демоны); ум находится тогда в великой отраде, и молится здраво. А иногда во время належания обычной брани, ум бьется борясь, и не дается ему возникнуть (к благомыслию и благочувствию). Это за то, что он прежде окачествовался разными страстями. Впрочем, если побольше поищет, найдет, и если не поленится толкать, отверзется ему. 31) Не молись, да будет по желаниям твоим; ибо они не во всем бывают согласны с волею Божиею. Но лучше молись, как научен, говоря: «да будет на мне воля Твоя» (Мф.6,10). И во всяком деле так проси Его да будет воля Его: ибо Он всегда желает доброго и полезного душе твоей, а ты не всегда этого взыскиваешь. 32) Много раз, молясь, просил я, да будет мне, что казалось благом для меня, и настаивал на прошении, неразумно нудя волю Божию, а не предоставляя Богу, устроить лучше то, что Он ведает полезным для меня. Но получив (просимое) бывал потом в большой скорби, и именно за то, что не просил, — да будет лучше по воле Божией; ибо дело оказывалось для меня не таким, как я думал. 33) Что благо кроме Бога? Предадим же Ему все, касающееся нас, и благо нам будет: ибо Благий конечно есть и благих даров Податель. 34) Не скорби, не получая тотчас от Бога того, о чем просишь. Он хочет доставить тебе большее благодеяние, заставляя тебя чрез то наиболее с терпением предстоять Ему в молитве. Ибо что выше, как простирать беседу к Богу, и объятым быть сопребыванием с Ним. 5) Нерассеянная молитва есть высшее умение ума (верх разумной деятельности ума). 36) Молитва есть восхождение ума к Богу. 37) Если сильно желаешь преуспеть в молитве (если вожделенна для тебя молитва настоящая); отрекись от всего, да все наследуешь. 38) Молись, во-первых, о том, чтоб очиститься от страстей, во-вторых о том, чтоб избавиться от неведения и забвения, и в-третьих о том, чтоб избавленным быть от всякого искушения и оставления. 39) Ищи в молитве своей только правды и Царствия, т.-е. добродетели и ведения, и прочее все приложится тебе (Мф.6, 33). 40) Праведно—не только о своем очищении молиться, но и об очищении всякого соплеменника, в подражание Ангельскому образу (молитвы). 41) Смотри, истинно ли Богу предстоишь ты в молитве своей, или препобеждаешься желанием человеческой похвалы и ее уловить стараешься, прикрывая (это недоброе намерение) благовидным молитвенным положением. 42) С братиею ли молишься, или наедине, подвизайся стоять на молитве не с тем, чтоб только отбыть обычное правило, но чтоб помолиться в чувстве. 43) Эта молитва в чувстве есть внимание (к Богу и словам молитв) с благоговением, сокрушением и болезнованием души при исповедании прегрешений с неявными воздыханиями. 44) Если ум твой еще окрадается во время молитвы, то он молится не как монах, но еще мирянин есть, украшающий внешнюю скинию. 45) Когда молишься, всеми силами храни память свою, чтоб она не предлагала тебе своего; и всячески подвизайся к разумному предстоянию (с сознанием кому и для чего предстоишь). Во время молитвы ум обыкновенно очень окрадается памятью (приходят на память вещи, лица, события, и увлекают в себе внимание ума). 46) Во время молитвы память приводит на мысль или воображения давних вещей, или новые заботы, или лице оскорбившего тебя. 47) Демон очень завидует человеку молящемуся и всячески ухитряется уклонить его от намерения его: поэтому не перестает возбуждать посредством памяти помыслы о разных вещах и посредством плоти приводить в движение все страсти, чтоб только помешать как-нибудь прекрасному его шествию (т.-е. труду молитвенному), и к Богу преселению (восхождению вниманием). 48) Когда вселукавый демон, при всех своих проделках, не успеет воспрепятствовать молитве рачительного (молитвенника); тогда немного послабляет (свои нападки), но за то потом, когда кончит он молитву, отмщает ему. Ибо или воспламенив его гневом, уничтожает то прекрасное настроение, которое приобретается молитвою, или раздражив какую бессловесную сласть (позывы к чувственным удовольстиям), посмевается над умом. 49) Помолившись, как должно, ожидай, что не должно, и стой мужественно охраняя плод свой. На это с самого начала ты поставлен,—т. е. чтоб «делати» и «хранити» (Быт.2,15). Поэтому сделав (совершив как должно молитву), не оставляй без охраны того, что стяжал трудом. Иначе никакой не будет тебе пользы от молитвы. 50) Вся, непрестанно ведомая между нами и нечистыми демонами брань, не из-за чего другого бывает, как из-за духовной молитвы; ибо она очень им противоборственна и не сносна, а нам спасительна и благоприятна. 51) Для чего демонам хочется возбуждать в нас (своим воздействием) чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, злопамятство и прочие страсти? Для того, чтоб ум, одебелев от них, не мог молиться, как должно: ибо страсти бессловесной нашей части, взяв силу, не позволяют уму действовать словесно (как требуется от разумного). 52) Добродетели проходим мы, потому что они требуются природою; природе покорствуем ради осуществовавшего ее Слова—(Бога). Слово же сие является (в сознании нашем печатлеется) обыкновенно в молитвенном состоянии (темен параграф). 53) Молитвенное состояние есть бесстрастное устроение, крайнейшею любовью восхищающее на мысленную высоту любомудрствующий ум. 54) Не только над гневом и похотью надо властвовать тому, кто хочет истинно молиться, но быть чуждым и всякого страстного помышления. 55) Кто любит Бога, тот всегда беседует с Ним как бы с Отцом, отвращаясь от всякого страстного помышления. 56) Не всякий улучивший (минуту) бесстрастия, уже и молится истинно; ибо такой может еще занят быть простыми представлениями (вещей без страстных при том движений) и развлекаться историями их (может быть картинами их и разными их сочетаниями),—и далеко отстоят от Бога. (Страстных движений нет, но ум мечтает). 57) Но и когда ум не коснеет в простых помышлениях о вещах, не значит еще, что он достиг уже места молитвы: ибо он может быть занят (философским) умозрением о сих вещах и углубляться в причинные их отношения. Хотя все сие суть отвлеченности, но как они суть умозрения о вещах, то печатлеют в уме образы их, — и далеко отводят его от Бога. (Страсти не в движении, но ум философствует, а не молится. Состояние ученых). 58) Пусть ум будет выше и умозрения о вещественной природе, не следует еще, что он узрел уже настоящее место Божие: ибо он может быть занят познанием мысленных тварей (Ангельского мира), и пестриться ими (быть полным разнообразных о них мыслей). 59) Если хочешь молиться (как следует), то потребен тебе Бог, дающий молитву молящемуся. Его и призывай в молитве, говоря: «да святится имя Твое, да приидет царствие Твое» (Мф.6,10), т.е. Дух Святый и Единородный Сын Твой. Ибо так научил сам Господь, говоря, что Отцу кланяться должно духом и истиною (Ин. 4, 24). 60) Молящийся в духе и истине, не от тварей заимствует мысли к величанию Творца, но из Него Самого почерпает созерцания к воспеванию Его. 61) Если ты богослов, то будешь молиться истинно; и если истинно молишься то ты богослов. 62) Когда ум твой, пламенея желанием к Богу, мало помалу, как бы отрешается от плоти, и отвращается от всех помышлений, исходящих от чувственных впечатлений, или из памяти, будучи вместе с тем полон благоговения и радости, тогда заключай, что он приблизился к пределам молитвы. 63) Св. Дух, сострадая к нашей немощи, посещает нас, и когда бываем мы еще нечисты; и если только найдет ум наш искренно ему молящимся, находит на него, и разгоняет всю окружающую его толпу помыслов или представлений (делает, что она исчезает), а в нем возбуждает любовь к духовной молитве. 64) Иные чрез воздействие на тело внедряют в ум помыслы, или понятия и умозрения; а Господь действует противным тому образом. Наитствуя самый ум, влагает ему ведение, о чем Ему угодно: а посредством ума укрощает и невоздержание тела. 65) Достоин всякого порицания тот, кто, любя истинную молитву, гневается или злопамятствует: ибо он похож на того, кто желает остро видеть, а между тем запорашивает свои глаза. 66) Если желаешь молиться, как должно, не делай ничего противного (враждебного) молитве, чтоб Бог, приблизившись, сшествовал тебе. 67) Когда молишься, не придавай божеству какого либо облика, и не попускай, чтоб в уме твоем был печатлеем какой либо образ, но невещественно приступи к Невещественному, и войдешь в общение с Ним. 68) Берегись сетей вражеских: ибо бывает, что, когда молишься чисто и безмятежно, вдруг предстанет тебе какой-нибудь образ странный и чуждый. Это делают враги за тем, чтоб ввесть тебя в самомнение, внушив мысль, что тут божество (явилось тебе); а далее и за тем, чтоб ты подумал, что подобно этому, внезапно явившемуся тебе, и божество количественно (занимает место, протяженно, имеет части). А Божество ни количественности, ни образа не имеет. 69) Когда завистливый демон не успеет привести в движение память, тогда воздействует на кровь и соки, чтоб чрез них привести в уме воображение чего-либо чуждого и наполнить его образами. А он, имея навык вращаться в помышлениях, удобно увлекается тем, и, стремясь к созерцанию Невещественного и Безвидного, обманывается, принимая дым вместо света. 70) Стой на страже своей, и храни ум (свободным) от помышлений во время молитвы, чтоб исполнить свое прошение, пребывая во внутренней тишине. Тогда «Состраждущий невежствующим» (Евр.5,2) посетит и тебя, и ты приимешь преславный дар молитвы. 71) Невозможно тебе молиться чисто, если запутан ты в вещественные дела, и волнуем непрестанными попечениями: ибо молитва есть (требует) отложение помышлений. 72) Связанный не может бежать, а ум, рабствующий какой либо страсти, видеть место духовной молитвы; влается он и носится страстным помышлением, и не может установиться на одном непоколеблемо. 73) Когда ум начинает наконец молиться чисто и бесстрастно, тогда демоны наступают на него уже не от шуиих, а от десных: представляют явление будто славы Божией, и какое либо видение чувству приятное, так что ему покажется, будто он совершенно достиг уже цели молитвы. Это, как сказал один знающий дело муж Евагрий в книге: γνωςιχος.—Филологическое объяснение сего опускается), бывает от страсти тщеславия. 74) Думаю, что демон подвигает страсть тщеславия на помысл (мечтание), и в тоже время представляет какое либо призрачное видение, которое ум легкомысленно принимает за явление Божества (Перифраз—темно). Так как его не тревожат плотские нечистые страсти, а он чисто предстоит (в молитве), то ему никак не думается, чтоб тут было какое либо вражеское действие, и он уверяется, что это есть точно Божественное явление, тогда как оно произошло от демона. 75) Ангел Божий, представ, одним словом прекращает в нас вражеское действие, и настраивает ум действовать, неподвергаясь прельщению. 76) Сказанное в Апокалипсисе об Ангеле, приносящим фимиам, «да даст молитвам святых» (Апок.8, 3), думаю, указывает на сию благодать, чрез Ангела воздействующую, которая сообщает (умение истинно молиться; так что ум наконец стоит на молитве) без смятения мыслей, уныния и малодушия. 77) Фиалы с фимиамами суть «молитвы святых», кои приносили «двадесять четыре старца» (Апок.5,8). Под фиалом должно разуметь содружение с Богом, или совершенную и духовную любовь, в коей молитва действуется духом и истиною. 78) Когда подумаешь, что во время молитвы твоей нет тебе нужды плакать о грехах, тогда посмотри, сколь далеко отстоишь ты от Бога, будучи обязан всегда пребывать в Нем, — и прольешь теплейшие слезы. 79) Истинно так, — сознав меру свою (бедность и ничтожество), в сладость поплачешь, окаевая себя подобно Исаии, — как будучи нечист, и «нечисты устне имый», и живя среди такого народа (нечистых и заботливых помыслов), дерзаешь предстоять Господу Саваофу (Ис. 6, 5). 80) Если молишься истинно, то получишь во многом полное удостоверение и Ангелы соберутся к тебе, как и к Даниилу, и просветят тебя ведением причин, почему что бывает. 81) Ведай, что св. Ангелы настраивают нас на молитву, стоят с нами радуясь и вместе молясь о нас. И так, если не радим и принимаем противные помыслы, то тем крайне прогневляем их; ибо тогда, как они столько подвизаются за нас, мы о самих себе не хотим умолять Бога, но, пренебрегая своим служением и их, Бога и Владыку оставляя, ведем беседу с нечистыми бесами. 82) Молись мирно и безмятежно, пой разумно и стройно и будешь как птенец орлий, поднимающийся на высоту. 83) Псалмопение усыпляет страсти и укрощает позывы телесной невоздержаности; а молитва настраивает ум к свойственному ему умному деланию. 84) Молитва есть приличная достоинству ума деятельность, или лучшее и настоящее его употребление. 85) Псалмопение есть образ многоразличной премудрости; а молитва предначатие невещественного и многоразличного ведения. 86) Ведение есть дело прекрасное; ибо оно содействует молитве, мысленную силу ума пробуждая к созерцанию Божественного ведения. 87) Если не получил еще ты дара молитвы или псалмопения, то проси неотступно, и получишь. 88) «Глагола, же (Господь) и притчу к ним, како подобаетъ молитися и не стужати си» (Лк.18,1). Поэтому—не горюй и не унывай, что еще не получил; ибо после получишь.—К притче приложил Господь и сие: «аще и Бога не боюся, и человек не срамляюся: нозанеже творит ми труды» жена «сия, отмщу ея» (—5). Так и «Бог сотворит отмщение вопиющих к Нему день и нощь вскоре» (—7). Благодушествуй же, с трудолюбивым терпением пребывая во святой молитве. 89) Не желай, чтоб то, что касается тебя, было, как тебе кажется (лучше), но как Богу угодно; и будешь безмятежен и благодарен в молитве своей. 90) Хотя бы уже и с Богом, по-видимому, был ты, берегись демона блуда; ибо он очень обольстителен и коварен, и всячески усиливается превозмочь бдительность и трезвение ума, чтоб отвлечь его от Бога, даже когда он предстоит Ему с благоговением и страхом. 91) Если радеешь о молитве, то приготовься к бесовским навождениям: ибо как дикие звери найдут они на тебя, и озлобят все тело твое (изъязвят). 92) Приготовься, как опытный борец,—не колебаться, хотя бы внезапно увидел ты какое привидение, не смущаться, хотя бы обращен был на тебя меч, или пламенник устремлен тебе в лице, не падать духом (не робеть), хотя бы представился тебе зрак (рожа) какой безобразный и кровавый. Стой тогда, исповедуя доброе исповедание, и смело взирай на врагов своих. 93) Кто переносит печальное, тот сподобится и радостного; и кто претерпевает неприятное, тот не будет лишен части и в приятном. 94) Смотри, да не обольстят тебя лукавые бесы каким либо видением. (Если случится что подобное, то), пребывая в себе собранным, обратись к молитве, и проси Бога, чтоб, если это от Него (на вразумление), Он Сам просветил тебя, а если нет, то чтоб поскорее отогнал от тебя прелестника. И дерзай: ибо не постоят псы, когда ты притечешь к Богу теплым молением, но тотчас невидимо и незримо биемы будучи Божиею силою, далеко от тебя разбегутся. 95) Надлежит знать тебе и следующее коварство демонов. Иногда они разделяют себя (на группы. Одни приходят с соблазном). И когда ты взыщешь помощи, входят другие в ангельских образах, и прогоняют первых, чтоб прельстился ты мнением, что они настоящие ангелы (и впал бы в самомнение, что удостоен того). 96) Постарайся быть, сколько можно, больше смиренномудрым и мужественным,—и вражеское покушение демонов не коснется души твоей и бич их не приблизится к телу твоему. «Ангеломъ своим заповест о тебе (Господь) сохранити тя» (Пс.90,10.11); и они незримо отразят от тебя всякое вражеское действо. 97) Хотя и шум, и топот, и вопли, и удары услышит старающийся держать чистую молитву, но не ниспадет помыслом и не предаст его, говоря к Богу: «не убоюся зла, яко Ты со мною еси» (Пс.22, 4), и тому подобное. 98) Во время таких искушений обращайся к молитве, и молись немногословною молитвою, но напряженно. 99) Если демоны станут угрожать тебе, что внезапно явятся в воздухе, чтоб изумить тебя и похитить ум твой, не бойся их, и совсем не заботься о такой угрозе их. Это они стращают тебя, пытая, ставишь ли ты их во что-либо, или совсем презрел уже их. 100) Если Богу Вседержителю, Творцу и Промыслителю всяческих предстал ты в молитве, то для чего так неразумно предстоишь Ему, что, оставя страх Его непреоборимый, боишься мух и комаров? Или не слышишь, что говорит (Пророк): «Господа Бога Твоего да убоишися» (Втор. 10, 20); и еще: «Его же вся боятся и трепещут от лица силы Его», и прочее (2 Паралип. 36, молитва Манас.). 101) Как хлеб служит пищею телу, а добродетель душе: так духовная молитва есть пища ума. 102) Не фарисейски, а мытарски молись в священном месте молитвы, чтоб и тебе быть оправданным от Господа. 103) Подвизайся никого не проклинать в молитве своей, чтоб не разрушать, что созидаешь, делая омерзительною (пред Богом) молитву свою.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar