Меню
Назад » »

Святитель Димитрий Ростовский / Поучения и слова (23)

34. Поучение во время святых постов («Веришь, увидишь больше сего» (Ин. 1, 50)) Когда пастырь видит свое стадо, на пажити жизни с пользой пасущееся, он весьма радуется, благословенные христиане! Так и мать наша Святая Церковь, когда видит своих сынов и дочерей, рожденных святым Крещением, на заповеданной ею пажити, соделовающей жизнь вечную и дарующей чистоту душе и телу, легкость и бодрость уму и всем членам, то есть во святом посте и во святом воздержании пребывающих, — она весьма веселится. Ибо поистине, лучшая пажить и пища душам христианским — святой пост, которым все разожженные вражеские козни угашаются и, содержа который люди, очищая в те святые дни свои сердца от всякого зла, сподобляются зрения Божия по Его Божественному слову: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8). Видя послушных и постящихся людей, святая церковь с любовью восклицает, взывает с веселием: придите, обедайте, насладитесь бессмертной пищи и святых Тайн Иисуса Христа, Бога нашего; а постившихся и сподобившихся дара небесного приветствует обещанием блаженства и благословения: блаженны вы и благословенны вы Господом Богом, сотворившим небо и землю (Пс. 113, 23). И кто из постящихся в те дни не почувствовал в сердце своем радости от богоугодного подвига, бодрости в теле и чистоты разумения в уме? Кто не вкусил вечной сладости Тела и Крови Христа, Сына Божия? Воистину, все принявшие с верой Господа Бога радуются, взывая: «Мы вкусили и увидели, как благ Господь» (ср. Пс. 33, 9), и громогласно восхваляют: аллилуиа! Каждому из них говорит Господь Бог, как Благодетель: Веришь, увидишь больше сего (Ин. 1, 50). Если, говорит Он, ты хранишь пост, который Я заповедал и Адаму в раю, и Сам подал вам пример, когда был с вами на земле во плоти, если ты вкушаешь Меня в святых Тайнах с усердной верой и в истину этого веришь, — увидишь больше сего, увидишь воздаяние в пренебесном Моем царствии и будешь со Мной в нескончаемые веки веков. Вопрос: почему мы должны поститься? Ответ: Потому, что пост заповедан Самим Богом, ибо в пророчестве святого пророка Иоиля, в главе второй сказано: И ныне говорит Господь Бог наш: «Обратитесь ко Мне всем сердцем вашим, со алчбою в посте, в плаче и рыдании» . И затем в той же главе, ниже: Освятите пост, проповедайте исцеление (Иоил. 2, 12, 15). Здесь именно повелевает Бог, чтобы грешные люди постились, если хотят получить Его милость. Итак, мы должны поститься, исполняя Божию заповедь. В книге Товииной, в главе 12 Ангел Рафаил говорит Товии: Доброе дело — молитва с постом, и милостыню творить лучше, чем собирать золото (Тов. 12, 8). Всякий да внемлет: если так говорит Ангел, не явно ли, что пост умилостивляет? В книге Иудифи, в главе 4 написано, что Иоаким, великий священник Господень, обходил весь народ израильский и говорил: «Знаете ли, что услышит Господь Бог ваши молитвы, если пребудете в посте и в молитвах пред Господом»? В книге святого пророка Ионы, в 3 главе, рассказывается, что царь ниневийский, услышав пророчество Ионино о гибели города, облекся во вретище и запретил вкушать всему городу, чтобы не только люди постились, но чтобы и скотам не давалась пища в течение трех дней. Как постился царь Давид, он сам упоминает в псалмах: Облачился, — говорит он, — во вретище и смирял постом душу мою (Пс. 34, 13). И еще: Покрыл постом душу мою (Пс. 48, 11). И в другом псалме: Колена мои изнемогли от поста (Пс. 108, 24). Вот как постился этот царь, чтобы иметь Бога милостивым к себе! Сам Христос Спаситель постился сорок дней и сорок ночей, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Петр. 2, 21), чтобы и мы по силе нашей хранили пост в святую Четыредесятницу. Пишется в Евангелии Матфеевом в главе семнадцатой, что Христос Бог, изгнав из некоего юноши беса, сказал апостолам: Сей род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21). Постились и святые апостолы, как о том говорится в Деяниях, в зачале 31: Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 2—3). И святой апостол Павел во втором Послании к коринфянам, в зачале 182, увещевая верных, говорит, чтобы являли себя как служители Божий, между иными богоугодными делами упоминает и пост, говоря: В бдениях, в постах (2 Кор. 6, 4—5). И затем в зачале 193, вспоминая свои подвиги, говорит: В голоде и жажде, часто в посте (2 Кор. 11, 27). Кто не знает и того, что Моисей, постившись, сподобился беседовать с Богом, Даниил постом заградил уста львов, три отрока постом угасили силу огненную? И много других примеров лощения имеется в Ветхом и Новом Завете и в церковной истории, как рассказывают о том жития святых. Итак, каждый верующий христианин должен хранить святой пост, как повелевают это Божий заповеди и церковные предания. Для непостящихся же установлен следующий канон, находящийся в так называемой Кормчей книге, в правиле 69 святых апостолов: «Если какой-либо епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец в течение сорока дней, то есть в Великий пост, не постится, а также во весь год по средам и пятницам, да извержен будет, разве только не препятствует ему телесная болезнь, ибо немощному дозволяется по силе вкушать масло и вино. Если же мирской человек не постится, да будет отлучен». Аминь. Оглавление 35. Поучение на страсти Господа нашего Иисуса Христа («Все проходящие путем, взгляните и посмотрите, есть ли болезнь, как моя болезнь» (Плач. 1, 13)) Да остановится здесь всякий человек, проходящий путь болезненного сего жития, да посмотрит и видит, есть ли болезнь, подобная болезни Господа нашего Иисуса Христа, носящего наши болезни, о Котором пророк говорит: Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо (1 Петр. 2, 24). Каждый купец, которому случалось проходить опасными дорогами, видеть много зла и попадаться разбойникам, остановись и посмотри, есть ли столь лютый варвар, столь немилосердный разбойник, как здесь, где раб Владыку, тварь Создателя, человек Бога так связывает, обесчещивает, обнажает, мучает и бесчеловечно умерщвляет: Умертвили, повесив на древе (Деян. 5, 30). Каждый, кто многими скорбями, тесным и прискорбным путем старается войти в небо, остановись здесь, посмотри и увидь, есть ли такая скорбь, как скорбь Того, Который говорит: Душа Моя скорбит смертельно (Мф.26,38; Мк.14,34). О вы, проходящие по пути! Обернитесь и посмотрите на Того, у Кого нет ни вида, ни величия (Ис. 53, 2), примите во внимание, как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его (Лк. 24, 20)! Обернитесь и посмотрите! Скажу словами Августа новыми: «Сын Божий ко Кресту ведется, тернием венчается пришедший уничтожить терния грешных, вяжется разрешающий на древе связанных, повешивается возводящий низверженных, уксусом напояется Источник жизни, Тот, Который определил некогда за совершенный в раю грех матери в болезнях рождать чад, Сам теперь, как мать, страдает, порождая нас кровью и водой: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Гал. 4, 19). В печали, в болезнях и муках рождает нас: Когда у беременной женщины приближаются роды, она от боли кричит (Ис. 26, 17), и от нестерпимой и тяжкой той болезни вопиет: «О вы, проходящие по пути, обратитесь и видите!» Как бы с многострадальных Иовом говорит: Помилуйте Меня, помилуйте Меня, о други! (Иов. 19, 21), — то есть соболезнуйте, состраждите Мне, сжальтесь надо Мной, все взирающие на Меня! Но увы! Ждал сочуствующего Мне — и не было, и утешающих — и не нашел (Пс. 68, 21). Гнушаются Мною наперсники Мои, и те, которых Я любил, обратились против Меня (Иов.19,19). И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своей страны, чтобы посетовать с ним и утешить его. И увидев его издали, они не узнали его; и воскликнули и зарыдали; и разодрали верхние одежды свои, и посыпали землей головы свои. И сидели с ним семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели его язвы жестокие и великие (Иов. 2, 11 — 13). Видим мы язвы жестокие и великие от ног до головы и в мысленном нашем Иове — Христе Спасителе. Вы! Кто верный друг, пусть поспешит прийти к Тому, Кто называет нас истинными друзьями: Вы друзья Мои, чтобы не сказал Он: Друзья Мои и ближние Мои вдали от Меня встали (Пс. 37, 12—13)! Кто Его друг, пусть сядет рядом с Ним набожным размышлением о Его страстях, не медля семь дней и семь ночей, как друзья Иовлевы, но в сей же самый настоящий час, чтобы не сказал Он и нам, как Петру: Не могли вы один час бодрствовать со Мною (Мф. 26, 40)! Кто истинно любит Его, раздери не ризы, но сердце твое для Того, Кто дал сердце Свое ради тебя на раны. Пролей слезные капли ради Того, Кто пролил ради тебя Кровь Свою! Теперь, в этой Его великой беде и болезни, покажи себя Его другом, чтобы и Он в твоей беде оказался Благодетелем! Итак, начиная повествовать о страстях Христовых к пользе душевной, с Его помощью буду говорить от Гефсиманского сада, в котором Он взят, и до самой Его смерти. Любовь же вашу прошу внимательно послушать и приклонить ухо ваше к словам уст моих, о которых вместе со святым Иовом скажу: Слова мои жестоки (Иов. 6, 3). К этому слушанию Сам Господь в Плаче пророка Иеремии нас призывает: Послушайте, все народы, и взгляните на болезнь Мою; болезнь Моя сильнее всех болезней, и сердце Мое скорбит (Плач. 1, 18,22). Итак, приклоните ухо, приступите с набожной мыслью, сокрушите жестокое сердце, возведите мысленные очи. Воззрите, скажу с блаженным Августином, на раны Висящего, на Кровь Умирающего, на цену Искупающего, сострадайте и соболезнуйте Ему сердечной болезнью. Христос Спаситель! Ведаю я, что не столько словом, сколько делом, не столько деяниями, сколько самой речью, не столько речью, сколько обильными слезами должно показать пречистую Твою страсть и повествовать о ней. Знаю я, что никто страсти Твоей достойно восхвалить не может, если прежде всего, возненавидев и отвергнув то, за что Ты страдал, не возьмет крест свой. Но естество наше — страстное, и сила наша - немощная, так, по крайней мере, подай мне силу представить страсть Твою мысленным очам моих слушателей. Ты, Который не дал Пилату и Ироду о Себе ответа, позволь мне возвестить о Тебе и о болезнях Твоих, как некогда глухому и немому отверз слух и язык, так и теперь слух и язык даруй нам: слушателям — слух для слышания страстей Твоих, мне же — язык для говорения. В этом, Христе, Твоей помощи, а у любви вашей терпеливого слушания прошу. Оглавление Часть первая («Все проходящие путем, взгляните и посмотрите, есть ли болезнь, как Моя болезнь» (Плач. 1, 12)) Болезновал некогда Создатель сердцем, взирая на злобу человеческую, слушатели благочестивые! И увидел Бог, как умножилась злоба людская на земле, и у всех помышления сердца были злыми во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле (Быт. 6, 5—6). Восскорбел Бог болезнью внутри Своего сердца. Если только видя наши злодеяния восскорбел Бог болезнью в Своем сердце, то какую же, скажите мне, болезнь ощущает Он в Себе теперь, когда не только взирает на наши злодеяния, но и взял их на Себя — все грехи, все беззакония, все преступления целого света принял на Себя: Он берет на Себя грех мира (Ин. 1, 29)? Не только внутри, но и снаружи невыносимую и нестерпимую сносит и терпит болезнь. Он жалуется у Псалмопевца: Истощилась в болезни жизнь Моя (Пс. 30, 11). Он болезнует всеми членами Своего Тела, потому что мы все наши члены обратили ко греху. Болезнует головой, потому что беззакония наши превысили голову нашу (Пс. 37, 5). Болезнует очами, потому что очи наши мы устремили, чтобы приклонить на землю (Пс. 16, 11). Болезнует устами и языком, потому что уста наши размножают злословие, и язык наш сплетает льщения (Пс. 49, 19). Болезнует руками, потому что руки наши осмелились сорвать запретный плод. Болезнует сердцем, потому что из сердца нашего исходят злые помыслы (Мф. 15, 19). Болезнует утробой, потому что проклятие вошло, как вода, в утробу (Пс. 108, 18). Болезнует ногами, потому что ноги наши от пути правого заблудились. Болезнует весь, ибо всякий из нас одержим бесчисленными страстями и возлежит на ложе зла. Ложе зол наших возложило Его на болезненное ложе крестное (Дамаскин). Это мы все ложе Его обратили в Его болезнь, это мы зачали болезнь, родили беззаконие (Пс. 7, 15). Наши гноящиеся греховные раны соделали Христу, Спасителю нашему, болезненные раны. Страждешь, Господи, — говорит святой Амвросий, — и мучаешься не Твоими, но моими ранами, болезнуешь не Твоей смертью, но моей немощью. В лице каждого грешника Давид жаловался: Болезни смертные объяли меня, сети смерти встретили меня (Пс. 114, 3; 17, 6). Избавляя нас от сей адовой болезни и сетей смертных, Христос Спаситель Сам подъял на Себя болезни и сети. Вот иудейское собрание, как ад, раскрыло против Него свои челюсти: Раскрыли на Меня пасть свою, — говорит Господь, — как лев, похищающий добычу и рыкающий (Пс. 21, 14). Вот Иуда еще во время трапезы, на Вечере, расставил против Него смертные сети, замыслив Его предать. Сетью была трапеза для него, и в сети своей увяз грешник Иуда (Пс. 68, 23; 9, 16). Горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается (Мф. 26, 24)! С ночи начинает болезнь Свою Господь, как бы говоря вместе с Иовом: Ночи на болезни даны Мне были (Иов. 7, 3). Еще на Вечере возмутился Иисус духом, сказав: Один из вас предаст Меня, а после Вечери изрек: Встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня (Мф. 26, 21, 46). Куда же Ты спешишь ночью, Господи? Еще недавно Ты поучал учеников Своих, чтобы ходили днем, а не ночью: Кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним (Ин. 11, 9—10). Опасаюсь я, как бы не случилось с Тобой какого-нибудь преткновения, как бы Ты не упал: Да не когда споткнешься о камень ногой Твоей (Пс. 90, 12). Ты простираешь тьму, и наступает ночь (Пс. 103, 20). С ужасом помышляю, как бы Ты, Агнец Божий, не попал на свирепых зверей, ибо в ней (в ночи) ходят все звери лесные, молодые львы рыкающие о добыче (Пс. 103, 21). Боюсь я, как бы Ты не впал в какую-либо немощь, в какую-либо болезнь и потом не сказал: Скорбь и болезнь приобрел (Пс. 114, 3). Ночью ходят злодеи, разбойники, и я так ужасаюсь, Господи, чтобы и Тебя не сочли за злодея и не сказали: Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе (Ин. 18, 30), чтобы и Тебя не приняли за разбойника и посреди двух разбойников не поставили. Но благословен грядущий во имя Господне! (Мф. 21, 7) И провожаю Тебя в дорогу с тем приветствием, которым некогда напутствовал Гедеона Ангел: Господь с тобой, муж сильный! Иди в этой силой твоей и спаси Израиля (Суд. 6, 12, 14). Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон (Ин. 18, 1). И было слово Господне ко Илии: иди отсюда на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана; из этого потока ты будешь пить (3 Цар. 10, 2, 5). После хлеба на Вечери спешит Христос Спаситель наш к воде, к потоку: От потока на пути будет пить (Пс. 109, 7). Учителя церковные, объясняя слова Давидовы: Поток перешла душа наша (Пс. 123, 4), — называют потоком гонения, скорби и беды. Вот через какой поток идет наш Господь — через гонения, через скорби: Начал скорбеть и тосковать (Мф. 26, 37), — через беды. Вот от какого потока на пути будет пить, потому вознесет главу (Пс. 109, 7), когда будет вознесен на Крест. Идет через поток скорбей, чтобы и нам оставить в нем Свои следы. Стези в глубоких водах (Пс. 76, 20) — во многих скорбях, чтобы и мы путем многих скорбей шли за Ним к небесному царствию, чтобы поток бед прошла душа наша, то есть воду стремительную (Пс. 123, 4) гонений, преследований, нападений от мира, плоти и дьявола. Бежит Давид от сына Авессалома через поток (2 Цар. 15, 23) с плачем, со скорбью: преследует и здесь злобный Авессалом, а грешник Отца своего, Который породил его водой и Духом. Идет и Господь через тот же поток со скорбью, говоря: Объяли меня болезни смертные, и потоки беззакония смутили меня (Пс. 17, 5), — ибо из-за потоков наших беззаконий Он переходит поток страстей. Соломон, призвав Семея, сказал ему: Построй себе дом в Иерусалиме и живи там, и не выходи оттуда никуда; и знай, что в тот день, в который ты выйдешь и перейдешь поток Кедрон, непременно умрешь (3 Цар. 2, 36—37). Случилось, что Семей, забыв царский завет, уходил за бежавшими от него слугами, и он был умерщвлен за то, что перешел за поток Кедронский. Удалился грешник от своего Владыки: Пошел в дальнюю сторону (Лк. 15, 13), и вот, когда Ты, Господи, ищешь его, когда по милости Своей идешь за ним за поток Кедронский, я опасаюсь, чтобы Тебя не умертвили. Ибо нечестивые мучители уже приготовляют для Тебя, Господи, свои орудия, смерть уже точит на Тебя, Христе, свою косу, и иудейская злоба хочет показать над Тобой свою свирепость. Собираются старейшины, стекается народ, восстает создание на своего Создателя. Князи собрались вместе против Господа и против Помазанника Его (Пс. 2, 2). Иисус вышел за поток. Вышел человек на дело свое и на делание свое до вечера (Пс. 103, 23), — не на праздность, не на леность, не на лежанье, не на спанье, не на отдых, но на труды, на работу, на дело, на установленное делание. Каждый человек, как говорит Иов, рождается на свет для трудов (см. Иов. 5, 7). Ничего не делающему святой Павел запрещает есть хлеб: Кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3, 10). И тот, кто не трудится, ничего не имеет: Ленивый, — говорит Соломон, —всегда в убожестве (Притч. 11, 16). Поэтому каждый человек выходит на свое дело с самого утра, от стражи утренней до ночи (Пс. 129, 7), и на делание свое до вечера (Пс. 103, 23). Но бывает ли у какого-нибудь человека столь тяжкое делание, столь скорбная работа, столь трудное дело, как у Того, Кто сделался Человеком ради человеколюбия, Кто «на земли я вися и с человеки поживе» (Догматик, 8 глас), Кого Пилат показывает народу со словами: Се, Человек (Ин. 19, 5), — делание Господа нашего Иисуса Христа, «нас ради, человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася; распятаго за ны при Понтийстем Пилате и страдавша, и погребена», Который говорит: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин. 5, 17)? Что же это? «Спасение содея посреде земли, Христе Боже, на Кресте пречистыя Свои руце простер!» О, сколь трудное дело, сколь великое делание, сколь тяжкая работа, в которой и слезами, и- кровавым потом, и самой Кровью обливается Делатель! Гефсиманский сад Входит Иисус в Гефсиманский сад на делание, чтобы вырвать, искоренить, вычистить в нем греховное терние, которое насадил и посеял первый человек в первом райском саду. Некогда царь Еквир, соскучившись на пиршестве, вышел в сад, чтобы там рассеять свою скуку смотря на прекрасные аллеи, богатые виноградники и ароматные сады. Встал и Христос Спаситель с вечери, на которой только что преподал Тело и Кровь Свою драгоценнейшую Своим ученикам, встал уже с душевной скорбью: Иисус возмутился духом (Ин. 13, 21), — и вошел в сад. Но Он и в нем не находит отрады; вместо утешения испытывает еще большую скорбь: Начал скорбеть и тосковать (Мф. 26, 37). Сирах предостерегает: Утешь сердце твое и печаль отгони от себя подальше: многих печаль убила, нет в ней пользы (Сир. 30, 24—25). Он же говорит: Душа Моя скорбит смертельно (Мф. 26, 38). Источник всякого утешения скорбен до смерти, но не без пользы, ибо Он терпит скорби, уготовляя нам вечную радость. Везде зеленеющие сады служат местом утешения и веселия, этот же, не знаю, какой-то дивный сад, ибо в нем представляются вместо роз — терние, вместо побегов — розги, вместо винограда — уксус, вместо деревьев — Крест Христу Спасителю. Вместо водных источников текут кровавые потоки, вместо тихого дуновения ветра слышатся тяжкие воздыхания из груди Христовой. Он говорит: Душа Моя скорбит, — ибо ожидает страдания и поношения. Зовет невеста Жениха своего: Да придет брат мой в сад свой и ест плоды (Песн. 5, 1). Но каким же плодом питается Возлюбленный? Тем, который вкусил Адам в раю и за которым последовали обнажение, изгнание и смерть. Ибо и здесь мысленный наш Адам претерпел обнажение: Сняли с Него багряницу (Мф. 27, 31), и изгнание: Вывели вон из виноградника (Мф. 21, 39), — и смерть уже наступает. Вкусил Адам яблоко в раю, и теперь он испытывает кислость и горечь того яблока, не сладкие, но горькие плоды вкушает, говоря: Насытил меня горестями Вышний (Иов. 9, 18). Горестью исполняется в том вертограде Спаситель наш, взирая на содомские яблоки, на гоморрские гроздья: От виноградов содомских виноград их, и лоза их от Гоморры; гроздья их — гроздья желчи, гроздья горести (Втор. 32, 32). Много в том саду трудолюбивый Делатель трудится, ибо, все тернии греховные, все тяжести беззаконий наших в одно место собрав, возлагает их на плечи Свои, чтобы вынести их вон, и отягченный ими сетует: Беззакония (людские) превысили голову Мою, как бремя тяжкое отяготели на Мне (Пс. 37, 5), — и так отяготили, что Я должен уже упасть на землю от этой тяжести. Пал на землю Пал на землю (Мк. 14, 35). Пал на колени, пал налицо Свое. О сколь велика тяжесть греха, если Тот, Который подпирает небо и держит землю, под грехом нашим падает! Одного греха гордости в Деннице не могла сдержать твердь небесная и самая толща земная, и он (дьявол) только на самом дне ада остановился. А если несчетное множество наших грехов собралось вместе, умножились и стали больше числа песка морского, больше, чем волос на голове (Пс. 68, 5), то как же не упасть Сыну Божию под такой тяжестью? Падает Тот, пред Которым падают двадцать четыре старца (Откр. 4, 10). Земля, земля! Слушай слово: Слово Господне падает. Доброе семя падает на землю, добрый дождь падает, чтобы земля наша дала плод свой (Пс. 66, 7). Проклял некогда землю: Проклята земля за дела твои (Быт. 3, 17), а теперь благословляет, возлагая на нее простертые Свои руки, падая под Крестом. Не сподобился Моисей лицом к лицу посмотреть на Бога, теперь земля сподобилась иметь на себе лицо Божие. Пал на лицо Свое, чтобы обновить застарелое лицо земли, как говорит Псалмопевец: Обновишь лицо земли (Пс. 103, 30). Уходя от мира, как бы сказал земле: «Мир Мой даю (Ин. 14, 27) тебе, мир Мой оставляю тебе, и на земле мир» (Лк. 2, 14). Падает на землю, от лица всех грешников говоря: Не достоин воззреть на высоту небесную (2 Пар. 36). Стыдится грехов наших: Весь день посрамление Мое предо Мною (Пс. 43, 16). Возвещает пророк Захария: Иисус облечен в ризы гнусные (Зах. 3, 3). Что же это за гнусные ризы? Не что-либо иное, как только наши гнусности, наши греховные мерзости, гнусность самохвалов, блудников, пьяниц, разбойников. Так, гнусная одежда покрыла лицо Его: Стыд лица Моего покрыл Меня (Пс. 43, 16). Сего устыдившись, падает на землю. И как устыдившийся чего-либо обыкновенно краснеет лицом, так и Христос не только лицом, но и всем телом червленеет, когда обливается кровавым потом. Кровавый пот Был пот Его, как капли крови, падающие на землю (Лк. 22, 44). Теперь посмотри, невеста, на возлюбленного Жениха своего! Вот брат твой бел и красен (Песн. 10, 15). Бел, ибо побледнел от страха и боязни. Красен, ибо кровавым потом обагрился. Кто же, о Господи, без раны так поразил и уязвил Тебя, что Ты весь обливаешься Кровью? Это любовь, которая силой превосходит смерть: Крепка как смерть любовь (Песн. 8, 6). О пламенеющая любовь, которую не только многая вода, но и сама кровь угасить не может! Две силы, сражаясь во Христе Спасителе, вызвали у Него кровавый пот, — это боязнь и любовь. Боязнь поражает Его сердце тревогой, стеснением и принуждает просить Отца об отдалении чаши, которую показывает Ему явившийся Ангел: Отче Мой! Да минует Меня чаша сия (Мф. 26, 39). Любовь производит в сердце желание, повелевает немедленно принять рукой сию чашу, исполнить волю Отеческую: Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя (Мф. 26, 42). Так эти две страсти, воюя в Нем, обагрили Его Кровью, и Он истекал кровавым потом. Это — второй Адам, в поте лица Своего ядущий хлеб (Быт. 3, 19): Были слезы Мои Мне хлеб день и ночь (Пс. 61,4). 5 Рассказывает Плиний, что в Африке существует змея, которая, когда укусит человека, высасывает и выливает кровь из всего его тела. Христос Спаситель! Ядовитый грех наш так поразил Тебя, что всю Кровь Твою выпил и вылил, пролил Кровь Твою, как воду окрест Иерусалима (Пс. 128, 3). Сказал Иов: Видел пашущих, и сеющих злобу, и пожинающих печаль (Иов. 4, 8). Почему же Ты, Господи, кроткий, незлобивый, пожинаешь печали, если не сеял злобу? И почему истинны слова: Один сеет, а другой жнет (Ин. 4, 37)? Мы посеяли грех, а Ты пожинаешь болезни! В Египте, когда были превращены воды в кровь, наступила смерть первородных. И когда Ты, Господи, истекаешь Кровью, то это уже Твою, Первенец Бога и Отца, и Пречистой Богородицы, смерть предозначает! Падает кровавый пот на землю... О чудная кровь неповинного Авеля! Сколь отличен Твой голос от голоса крови Авелевой (см. Быт. 4, 10)! Та — об отмщении, а Ты о прощении вопиешь к Богу. Также и нам, виновникам пролития Твоей Крови, отпущение грехов наших ходатайствуешь! Омывалась некогда в своем уединенном саду Сусанна, исполненная страха Божия и похвальных добродетелей. И вот на нее разбойнически нападают два разбойника, два старца израильских. Учиняют неистовый крик, берут неповинную, ведут на смерть, полные беззаконного помышления о Сусанне, чтобы умертвить ее. Омывается Тот, у Кого невинны руки и чистое сердце (Пс. 23, 4) Жених в саду Своими слезами, своей Кровью. И вот Иуда и синагога иудейская, в злобе затвердевшая, с множеством вооруженного народа внезапно на Него нападают, как волки на агнца, учиняют неистовый крик, учеников отгоняют прочь: Оставив Его, бежали (Мф. 26, 56); а Неубегающего схватывают с льстивым лобзанием, святотатственной рукой, как некую добычу, связывают, на смерть приводят, полные беззаконного намерения умертвить Его. Связание Взяли Иисуса и связали Его (Ин. 18, 12). Увы! Ковчег Господень в плену и в неволе! И кто же не скажет с женой Финеесовой: Отошла слава от Израиля со взятием Ковчега Божия (1 Цар. 4, 21)? Отошла слава Израилева, ибо отнят Ковчег Божий. Почему же, Боже Отче, Ты не наказываешь разными болезнями этих разбойников, как некогда иноплеменников, которые только отвезли к себе с честью Ковчег Господень? Почему не караешь их сокрушением как бога Дагона, пред которым только стоял Ковчег Господень (см. 1 Цар, гл. 5); мором как вефсамитян, которые только заглянули в Ковчег Господень (см. 1 Цар. 6, 13); внезапной смертью как Озу, который только прикоснулся к Ковчегу Господню (см. 2 Цар. 6, 6)? Они же так дерзновенно к сему мысленному Кивоту прикасаются, что Он даже жаловаться начинает: Попрал Меня человек, попрали Меня враги Мои (Пс. 59, 2-3). Спрашивал Он некогда: Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня (Лк.8, 46). Здесь же кровопийцы так прикасаются к Нему, что уже совсем ослабевает Его сила, ибо Он говорит: Оставила Меня сила Моя (Пс. 37, 11). Одни за волосы терзают, другие кулаками бьют, иные оружием и палками ударяют. Не только лишают силы телесной, но и к скорой смерти уготовляют Ему дорогу. Сетует Он у Иова: Ночью ноют кости Мои, жилы же Мои не имеют покоя; нападаешь на Меня без милости, рукою крепкою враждуешь против Меня (Иов. 30, 17, 21). Связала некогда Сампсона Далида и громко закричала ему: Иноплеменники идут на тебя, Сампсон! (Суд. 16, 19—20), — и распались узы на нем, как будто бы пережег их огонь. Хитрая Далида, злоба иудейская, связала Тебя, Всемогущий Сампсон, Христос Спаситель! Почему же не расторгнешь Ты узы и не свергнешь их иго? Где же Твоя сила, крепкий во бранях Господи? А Ты говоришь им: Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? (Мф. 26, 53). Вяжут связующего воду облачную, вяжут Того, Кто связанным дает свободу, Кто извел из смертной темницы Лазаря и повелел развязать его. Тот, у Кого руки невинны, Сам теперь дозволяет связать Себя. Остановитесь, плотоядны! Слово Божие не вяжется! Стойте, варвары! Это те руки, которых боится пламя и теряет свою силу. Это те руки, которых устрашается смерть: Взяв за руку, говорит: «Тебе говорю, встань» (Мк. 5, 41). Это те руки, которые сухоруких исцеляют, слепых делают зрячими. Вяжут руки, чтобы Он не освобождал и не насыщал их, вяжут, чтобы Он не благословлял их. Вяжут вольность, чтобы самим сделаться вечными невольниками дьявола. Вяжут, чтобы Он сказал им в свое время: Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю (Мф. 22, 13). Подобно как некогда Иеремия, будучи схвачен, сказал народу: Вот — я в ваших руках; делайте со мною, что в глазах ваших покажется хорошим и справедливым; только твердо знайте, что если вы умертвите меня, то невинную кровь возложите на себя и на город сей и на жителей его; ибо истинно Господь послал меня к вам сказать все те слова вам (Иер. 26, 14-15), — так точно и Христос схваченный мог бы то же сказать. Что же они отвечают на это? Кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27, 25). Так, взяв Его, как злодея, с торжеством на место приводят, пред архиереями, книжниками и старцами людскими поставляют, вопрошают об учении и об учениках, ищут ложных свидетелей. Искали лжесвидетельства против Иисуса, и не находили (Мф. 26, 59-60). На эти лжесвидетельства Иисус не отвечал.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar