Меню
Назад » »

Святитель Амвросий Медиоланский / Письма (3)

4 (Maur. 27). Амвросий Иринею108 1. Ты написал мне, что озадачен прочитанными словами: Отвратительную для египтян жертву принесем Богу (Исх. 8. 26). Но ты мог бы догадаться, что это значит, ведь в Бытии написано, что египтяне гнушались всяким пастухом овец,109 конечно, не из-за самого человека, но из-за скота. Ибо египтяне вспахивали землю плугом,110 Авраам же и Иаков, а впоследствии Моисей и Давид были пастухами и вместе с этим занятием воспринимали некое царственное научение. 2. Итак, египтяне ненавидели жертвоприношения чистые, то есть совершенные и полные наставления стремления добродетелей. Следовательно, что ненавидят люди порочные, то для добрых людей чисто и благочестно. Делом добродетели гнушается тот, кто предан роскоши, избегает его распутник. Итак, тело египетское, податливое на соблазны, отвращается от добродетелей души, гнушается порядком, избегает научения в добродетелях и всех подобных дел.111 3. Стало быть, то. чего избегает египтянин – именно египтянин, а не собственно человек,112 – к этому ты, обладающий человеческим знанием, стремись. И отвергай то, чего они добиваются и что они избирают, ибо не могут согласоваться между собой эти два свойства: благоразумие и безрассудство. Итак, насколько от всего, что принадлежит неразумию и неумеренности, отказывается благоразумие, отказывается воздержность, настолько неразумный и невоздержный лишен всего, что свойственно благим и что составляет наследие мужа мудрого и воздержного. 4. Так и те две женщины, святые в таком супружестве, Лия и Рахиль,113 одна «трудолюбивая»,114 другая «сильное дыхание»,115 избегая не родственных уз, но несогласия нравов, наученные словом Иакова, «мужа испытанного», что, дескать, он хочет уйти, чтобы бежать от зависти Лавана и его сыновей, а также их нерадивости, ответили: Есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего? Не зa чужих ли он нас почитает? Ибо он продал нас и проел (Быт. 31. 14–15) цену нашу. И это прежде всего означает, что нерадивый и завистливый трудолюбивую и приверженную учению считает себе чужими и избегает, и хочет избавиться от них, потому что считает их себе обузой, и думает, что приобрел выгоду, продав их, и считает цену их своей и плодом своею наслаждения.116 5. Сейчас послушаем, каким образом нерадение лишено того, чем обладает добродетель, ибо говорят: Все богатства и слава, которую Бог отнял у отца нашего, будет наше и детей наших (Быт. 31. 16). Неслучайно говорят, что отнято все это по воле Божией, ибо Он Сам – Податель благ и Его благодати лишены нерадивые, ибо не могут негодные и немощные восприять красоту божественного наследия, получает же все эnо ревностный и имеющий в себе дух сильного. Ибо кто силен, как не один лишь Бог, Который все удерживает и всем правит? 6. Следовательно, именно таким предназначено наследие Божие. Поэтому и Исаия говорит: Это есть наследие верующих в Господа (Ис. 54. 17). И прекрасно говорит он: Есть наследие, – ибо это единственное наследие, другого нет. Ведь слепая сокровищница117 не является наследием, и ничто преходящее не имеет достоинства наследия; наследие есть то, в чем удел – Бог. Потому святой Господа говорит: Удел мой – Господь (Плач 3. 24; Ис. 118. 57), и в другом месте: Я стал наследником откровений Твоих (Пс. 118. 111). Видишь, чем обладает праведный: это заповеди Божии, пророчества Его, повеления Его. Ими он богат, ими питается, ими услаждается, как во всяком богатстве (Пс. 118. 14). 7. Итак, всем этим обладая, Лия и Рахиль не искали отцовских богатств, среди которых были деньги поддельные, красота, лишенная разума и духовной силы. Они, как богатые и свободные, даже считали его не богатым, а неимущим. Ибо ни один из тех, кто причастен наукам благим и свободным, не сочтет богатым кого-либо неразумного, но будет почитать его нищим и неимущим, а также отверженным, хоть бы тот и владел в изобилии царскими богатствами и, гордясь золотом, кичился бы своим могуществом. 8. Итак, следует избегать общества таких людей, даже если родственные узы к тому обязывают. Ибо вредны беседы с безрассудными, они заражают трезвенный ум и загрязняют, потому что со святым свят будешь и с лукавым будешь лукав (Пс. 17. 26, 27). Ибо часто случается, что тот, кто вопреки своему намерению слушает невоздержного, когда захочет сам хранить строгий порядок воздержности, окрашивается пурпуром безрассудства; и неслучайно противоположны друг другу и враждуют между собой строгий порядок и излишество. 9. Поэтому, когда муж испытанный спрашивал их суждения, они возвысили голос, уже будучи приучены к ежедневному упражнению в добродетели: Разве есть у нас доля и наследство в доме отца нашего? (Быт. 31. 14) – то сеть: Ты спрашиваешь нас, хотим ли мы уйти от него? Будто не знаешь, что нет у нас никакого стремления быть в его обществе и не удерживает нас сладостная для большинства жажда мирских богатств и наслаждение роскошью! Это то, что мы называем ничтожным и чуждым нам, это то, что мы считаем исполненным нищеты и лишений. 10. Они также добавляют причину ухода: Потому что Лаван утратил истинную славу и богатства благой сокровищницы, в которых мы рождаемся: это данная нам сила ума и благая монета118 образа Божия и подобия. Эту духовную монету утратил тот, кто избрал мирской блеск, а не то, что истинно и полезно для его жизни, их красота проходит мимо не посвященного в божественные блага, в чем он, чуждый божественных благ, не замечает красоты, потому что заблуждается и обманывается в том, что считает прекрасным. Поэтому выслушай его слова и рассуди сам! 11. Погнавшись за святым Иаковом и своими дочерьми,119 думая, не найдет ли случайно у них чего-либо из своих пороков и не возымеет ли власти вернуть их себе, он обвинял праведного, но был в свою очередь изобличен разумом, и ничего не мог ни ответить, ни возразить, чем должен был бы удержать его: Если бы ты возвестил мне, – говорит он, – я бы отпустил тебя (Быт. 31. 27). И тем самым он показал, чего избегает праведник: он не хочет, чтобы его преследовали, чтобы вели, чтобы он шествовал в таком сопровождении. Прежде всего потому, что он не должен был подчиняться власти многих господ, чтобы его отпускали словно раба, а кроме того потому, что он был человеком усердным и, изыскуя истинного пути к добродетели, искал не провожатого, но небесных пророчеств, «которые мне, – как он говорит, – повелели уйти отсюда и которые ныне сопровождают меня на пути. 12. Но как бы ты отпустил меня? Не с веселием ли твоим, которое исполнено печали, то есть с тимпанами и гуслями,120 звучащими не в склад, и со звуками флейт, сладкими, но несладко омывающимися, звуками несозвучными, трещотками трескучими, голосами немыми, кимвалами, ударяющими в душу? И ты думал, что этим можешь усладить, этим удержать? Именно этого я и бежал и не боюсь ненависти в твоих словах. Я бежал, чтобы ничто подобное за мной не следовало, чтобы уйти, не взяв ничего твоего». 13. Не с такими провожатыми приходят в Церковь Христову, к которой стремился Иаков, чтобы привести туда множество народов, доставить богатства племен, переселить потомство, избегая тени вещей пустых, предпочитая дышащую красоту добродетелей бесчувственным изображениям, ставя важное выше одобряемого. Ты ведь видишь, как язычники украшают пиры, возвещают о праздниках. Но умам благочестивым все это враждебно, потому что многие этим соблазняются, сладкими уловляются яствами, уловляются сонмами пляшущих, избегают наших постов, считая их для себя неприятными, и мнят их вредными для тела и тягостными. 14. Не подумал ли ты, что я желаю твоего золота? Но нет у тебя золота, огнем очищенного (Откр. 3. 18), которым испытываются праведники. Или я возжаждал серебра? Но нет у тебя серебра, ибо нет у тебя блеска небесной беседы. Или, может Быть, я надеялся, что ты дашь мне в услужение своих рабов? Но я ищу свободных, избегаю рабов греха. Или, возможно, мне нужны были спутники на пути и проводники на дорогах? О если бы они могли за мной последовать! Я показал бы им пути Господни. Но как вы, не знающие Бога, можете знать Его пути? По пути Его шествуют избранные Господом. Не всякий вступает на этот путь, однако никто не отвергнут. 15. Пусть последует тот, кто готов, пусть шествует по пути, ведущему в Месопотамию, чтобы тот, кто стремится в нее, перешел через воды, воды Тигра и Евфрата,121 крепости и правды, через слезы покаяния, крещение благодати. На этом пути воинство Божие; ибо все, кто в Церкви, Богу воинствуют.122 В ней то славное собрание разнообразных добродетелей, которое избрал для себя Иаков.123 Ибо всякая душа без отметины невежественна и неучена, несведуща в науках, а та, которая с отметиной, та богата трудами и обильна благодатными дарами. 16. Кто в нее приходит, тот прежде пусть примирится с разгневанным братом.124 Кто в нее приходит, тот пусть поселится в Сихеме,125 многоценной и многотрудной кузнице добродетелей, где сурово отмщение за оскорбленную чистоту.126 Кто в нее приходит, пусть борется с Богом,127 чтобы упражняться в подражании Ему, пусть снизойдет к смирению Христову и Страстям Его, пусть возьмет крест свой и следует за Христом (Мк. 8. 34). Наконец, добрый боец не завидует, не превозносится (1Кор. 13. 4) и даже благословляет своего противника таким даром. 17. Итак, последуем святому Исааку и путям его, чтобы достигнуть тех страстей, тех сражений, достигнуть «плеча»,128 достигнуть «терпения», матери верных,129 и отца Исаака, то есть вмещающего «сладость», изобилующего «радостью».130 Где «терпение», там «радость», потому что после скорбей – терпение, от терпения же опытность (Рим. 5. 3–4), в которой надежда непостыдная,131 ибо кто не постыдился креста Христова, того и Христос не постыдится.132 Прощай, сын, и не смущайся спрашивать отца, ты, который, не смущаясь, хвалишься Страстями Христовыми.133 5 (Maur. 4). Амвросий Феликсу134 1. Хотя телесное мое здравие оставляло желать лучшего, однако, прочитав слово твоего единомысленного со мною сердца, я получил немалую благодать для выздоровления от сладости твоей беседы,135 ибо ты возвестил, что настает день, знаменательный для нас обоих,136 когда ты восприял бразды высшего священства, о чем ранее я беседовал с братом нашим Вассианом137. Возникший разговор о базилике, которую он основал во имя и в честь апостолов,138 дал повод и для данного слова, потому что он заметил, что весьма желает присутствия твоей святости. 2. Тогда я упомянул в нашей беседе и день твоего рождения,139 который ожидался в самые ноябрьские календы, так что, если я не ошибался, праздновать его следовало бы уже завтра, но не позже, а потом уже будет нельзя. Итак, я пообещал за тебя, – ведь и ты можешь это делать за меня, – пообещал ему, поручился сам, ибо я предположил,140 что ты будешь присутствовать, потому что должен присутствовать. Стало быть, мое обещание свяжет тебя не больше, чем твои собственные правила, ибо душа твоя приучена делать то, что следует. Итак, ты понимаешь: не то чтобы я был столь дерзок в своих обещаниях, но я обещал брату, зная тебя. Так приди же, чтобы не поставить в неловкое положение двух священнослужителей: самого себя, что не пришел, и меня, что так легко пообещал. 3. Мы будем возносить наши молитвы по случаю твоего дня рождения, но и ты не забывай нас в своих. Наш дух будет сопутствовать тебе, и когда ты вступишь во вторую скинию, называемую Святое Святых (Евр. 9. 3), поступай по нашему обычаю, чтобы и нас ввести вместе с собой. Когда ты духом возжигаешь ту золотую кадильницу, не забывай о нас. Ибо уже во второй скинии находится то, о чем, словно кадильный дым, восходит к небесам полная мудрости твоя молитва.141 4. Там ковчег завета, со всех сторон обложенный золотом,142 то есть учение Христово, учение премудрости Божией. Там золотой сосуд с манной (Евр. 9. 4), иными словами, вместилище духовной пищи и хранилище божественного познания. Там жезл Ааронов, знак благодати священства: иссох он прежде, но во Христе вновь расцвел.143 Там херувимы на скрижалях завета, познание священного чения. Там очистилище,144 над которым в вышних Бог Слово,145 образ невидимого Бога (Кол. 1.15), говорящий тебе: Я буду беседоват с тобою над очистилищем, посреди двух херувимов (Исх. 25. 22). Ибо так Он беседует с нами, чтобы мы понимали Его слово, потому что Он говорит не о мирском, но об умопостигаемом, как Он сказал: Отверзу в притчах уста мои (Пс. 77. 2; Мф. 13. 35). Ибо где Христос, там всё, там Его учение, там грехов оставление, там благодать, там разделение мертвых и живущих. 5. И Аарон однажды встал посреди них, чтобы воспрепятствовать смерти перейти к рядам живых от мертвых тел.146 А здесь у каждого всегда стоит Слово, не зримое нами, отделяя внутри нас разумные добродетели от трупов страстей смертоносных и пагубных помышлений.147 Здесь стоит Слово, как Тот, Кто пришел в этот мир, чтобы притупить жало смерти,148 чтобы остановить ее ненасытную утробу,149 чтобы дать живущим вечную благодать, а умершим даровать воскресение.150 6. Для Него ты воинствуешь добрым воинствованием,151 Его залог ты хранишь,152 Его средства ты даешь взаймы, как написано: Ты будешь давать взаймы народам (Втор. 15. 6). Это добрая купля духовной благодати, от которой Господь, придя, потребует прибыль153 и, найдя, что ты хорошо ею распорядился, даст тебе многое за малое,154 и будет у меня плод сладчайший, потому что в тебе оправляется мое суждение, не вызовет упрека поставление, которое ты получил через мое рукоположение (2 Тим. 1. 6) и благословение во имя Господа Иисуса. Итак, делай дело благое,155 чтобы в тот день получить воздаяние156 и чтобы я упокоился в тебе, а ты во мне. 7. Много жатвы Христовой, но мало делателей (Мф. 9. 37), и с трудом находятся помощники. Так было в древности, но могущ Господь, Который посылает делателей на жатву Свою (Мф. 9. 38). Конечно, среди славного сословия города Кома уже многие уверовали под твоим водительством и, поучаемые тобою, приняли слово Божие. Но Тот, Кто дал верных, даст и помощников, так что тебе не надо будет оправдываться, почему поздно нас посещаешь, и мне изобильнее будет проливаться благодать твоего присутствия. Прощай и люби нас, как и ныне любишь! 6 (Maur. 28). Амвросий Иринею 1. Встретилось нам в чьих-то сочинениях157 Пифагорово правило, которым он запрещал своим ученикам пользоваться путем торным и привычным для народа. Однако не является тайной, откуда он это позаимствовал. Ведь поскольку, как считает большинство, свой род Пифагор вел от племени иудейского,158 из его учения он и почерпнул наставнические предписания,159 и среди философов заслуженно считается великим,160 и трудно, говорят, найти ему равного. Стало быть, читал он в Исходе заповедь божественного гласа, данную Моисею: Сними обувь с ног твоих (Исх. 3. 5), а также, очевидно, и предписание, данное Иисусу Навину,161 чтобы, желая идти дорогой Господней, отрясли они прах торной, проезжей дороги. Читал он предписание, данное тому же Моисею, чтобы тот со священниками взошел на гору, а народ – остался внизу. Следовательно, отделил Бог священников от народа, а впоследствии самому Моисею приказал войти в облако.162 2. Видишь разделение: у священников не должно быть ничего простонародного, ничего обыденного, ничего общего с обычаями и нравами грубой толпы. Почтенности трезвенной, чуждой толпе, жизни строгой, ответственности исключительной требует для себя звание священника. Ибо как может народ почитать того, кто не имеет ничего сокровенного от народа, кто ничем не отличается от большинства? Чему он будет дивится в тебе, если узнает в тебе свое, если нe увидит в тебе ничего, что недоступно ему, если то, чего он стыдится в самом себе, в тебе, кого он считает достойным благоговения, ранит его взор. 3. Итак, возвысимся над простонародными представлениями и будем уклоняться от мостовых, по которым снует163 чернь, от стезей обыденной жизни, от земли с утоптанными тропами, по которой бежит тот, чья жизнь быстрее гонца, о ком сказано: Прошел и не увидел (Иов 9. 25). Но будем искать для себя пути, недоступного для речей людей дерзких, непроходного для дел людей неопытных, пути, которого не попирал никто запятнанный, то есть запятнанный грязью собственной лености, покрытый нечистотами неправды, погребенный под мрачными развалинами164 души, кто не вкусил сладости добродетели, кто предпочитает смотреть на нее искоса, а не принимать с искренним чувством и открытым лоном ума, и кто – это свойство большинства, считающего остроумием и изысканностью превращать красоту премудрости в безобразие лукавства, – не видя истинной благодати и словно пребывая в ночи, не верит живущим при дневном свете,165 ибо он из числа фемеев и савейцев, отпадающих и отвращающихся от истины,166 о которых говорит Иов: Вы видите дороги фемайские и пути савейские, ибо постыдится, кто надеется на города и на богатство. Так и вы восстали на меня немилосердно; потому, увидев рану мою, боитесь (Иов. 6. 19–21). 4. Так оставим же эти бездорожные тропы уклоняющихся с пути и ту пыль ослабевающих, которые из-за своей похоти часто падали в пустыне.167 Но обратимся и последуем путем премудрости, которого не попрали сыны величающихся и хвалящихся (Иов. 28. 8), которого гибель не знает, смерть не ведает, ибо Бог управил его,168 бездна сказала: Не во мне он, море сказало: Не со мной он (Иов 28. 14)! Но если ты ищешь путь премудрости и научения, то почитать Бога и Ему подчиняться – вот премудрость, воздерживаться от грехов – вот научение (Иов 28. 28). 5. Так что же нам до пути века сего, на котором ждет нас искушение? Даже сама жизнь человека – искушение (Иов 7. 1) и ничтожнее пустых слов (Иов 7. 6): обитать в глиняных домах,169 денно и нощно печься о выгоде и о выгоде всегда помышлять, и, словно наемнику, искать дневной мзды, и, как говорят о цикадах, питаться дуновением страстей,170 – воистину словно цикады, ибо одним днем они живут и от собственных жалоб надрываются.171 Что же иное суть люди легкомысленные, без научения, как не те же цикады, рожденные, чтобы умереть в тот же день, скорее стрекочущие, чем говорящие; те, кто в кипении пылающих страстей расслабляет себя погибельным пением и внезапно погибает, не принеся никакого плода, не получив благодати? Итак, пути их – погибельные и извилистые пути змей, которые влачатся в полном яда скольжении тела и свиваются в кольца порока172 и не могут возвыситься ни до чего небесного. 6. Так войдем же во врата Господни, врата правды, которыми войдя, праведник да исповедается Господу!173 Но это вход немногих. Потому Господь и говорит, что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7. 14). Зато широки врата и пространен путь, которым идут многие (Мф. 7. 13); он устремлен к смерти и путников своих туда ведет. 7. Но да будет путь наш теснее, добродетель изобильнее, тропа уже, вера выше, дорога труднее, сила ума пусть переливается через край, будут стези наши правы, ибо неуклонен шаг добродетелей. Поэтому говорит Соломон: О, оставившие правые стези (Притч. 2. 13)! 8. Да будет шаг наш к вышнему, ибо лучше восходить, чем нисходить. Наконец, как сказано в сегодняшнем чтении: Горе тем, кто нисходит во Египет (Ис. 31. 1)! Однако не в Египет переходить преступно, а переходить к нравам египтян,174 переходить к их лукавому вероломству и безобразной роскоши.175 Кто туда переходит, нисходит, кто нисходит, падает. Итак, отвергнем человека-египтянина, а не Бога. Ибо сам царь египетский отдан во власть своих пороков; в сравнении с ним Моисей, повелевающий царствами, подчиняющий себе власти, сочтен богом. Поэтому и сказано ему, как мы читаем: Поставлю тебя богом царю фараону (Исх. 7. 1).176 Будь здоров, и люби нас сыновней любовью, как и ныне любишь. * * * 24Юст (Иуст), епископ г. Лугдуна (совр. г. Лион, Франция), который представлял Галлию на Аквилейском соборе 381 г. Вскоре после собора удалился п египетскую пустыню, умер ок. 390 г. 25См.: Исх. 30. 12–13. Дидрахма – греческая серебряная монета стоимостью две драхмы. 26 См.: Лк. 15. 8–9. 27См.: Мф. 6. 22. 28См.: Мф. 5. 15. 29См.: Исх. 16. 15; Ин. 6. 30. 30Мера жидкостей и сыпучих тел, примерно равная 2,2 литра. 31 Ср. у Филона Александрийского, rer. diu. hercs 13. 191: «Однако пищу небесную для души – а это мудрость, которая называется манной. Божсственное Слово разделяет между всеми, кто будет ее употреблять, прежде всего заботясь о равенстве». Здесь и далее (кроме оговоренных случаев) перевод наш. – Т. А. 32Ср:. Исх. 16. 16.. 33См.. Еф. 4. 7. 34См.: 1 Кор. 12. 11. 35См . Притч. 9. 5. 36См. Мф. 10. 30. 37См.: Рим. 8. 17. Ср. у Филона, rer. diu. heres 40. 192: «Пасха же – это когда неразумная душа хочет отложить неразумную страсть и добровольно претерпевает благоразумное благострадание». 38См.: 2 Кор. 6. 16. 39См Мф. 20. 8–12. 40См.: 1 Кор. 9. 24–25. 41См. Мф. 17. 27. 42См.: Мф. 17. 25–26. 43См.· Ин. 1.29; ср.: Евр. 9. 28. 44См: Флп. 2. 7. 45См.: Лк. 2. 21. 46См.: Мф. 3. 15. 47Серебряный статир был равен четырем драхмам. 48См.: Мф. 17. 26. 49См.: Исх. 30. 13. Подать, о которой идет речь в книге Исхода, была использована на сооружение скинии (см.: Исх. 38. 25–28) и была разовой. Позже эта подать несколько раз возобновлялась и стала ежегодной. 50См.: Мф. 4. 19. 51См.: Пс. 17. 31. 52Речь идет о предписаниях закона, как следует поступать с рабом-евреем, который на седьмой год должен получить свободу, при этом его жена, данная ему господином, и родившиеся от нее дети должны были оставаться в рабстве. 53Ср. у Филона, rer. diu. heres 38. 186: «“Я люблю господина моего”, то есть господствующий надо мной ум, и “жену мою”, любезное и погрязшее в страстях чувство, “и детей», то есть злые их порождения, я не пойду на волю». 54В знак вечного рабства. 55См.: Мф. 16. 24. 56Ср. у Филона, rer. diu. heres 38. 187: «Ибо надобно и этому роду дать удел безудельный и переходящий». 57См Мф. 22. 21. 58См.: Дан. 1. 8; 3. 15–18. 59См.: Втор. 18. 2; Плач 3. 24. 60См . Мф 16 17. 61См.: Гал 4 4. 62См.: Сирах. 28. 29. 63См.: Притч. 10. 19. 64Динарий – римская серебряная монета, равная четырем сестерциям. 65Изображения императоров на римских монетах менялись вместе с самими императорами. Драхмы имели разные изображения в разных городах, но символ драхмы представлял собой цифру 1 (с дополнительным горизонтальным штрихом). 66О монаде у свт. Амвросия пишет Курсель (гл. «Ambroise dйvot de la monade» см: Courcelle P. Recherches sur saint Ambroisë «vies» anciennes, culture, iconographie. P., 1973. P. 25–41). – Примеч. ред. 67Здесь свт. Амвросий буквально переводит Филона, rer. diu. heres 38. 187: «Бесконечно беспредельное в сложении число, будучи разделяемо, разрешается в монаду, и вновь начинается с монады, будучи слагаемо в бесконечное множество. Поэтому не числом а элементом назвали его те, кто сведущ в подобных вещах». 68Священник Симплициан, преемник свт. Амвросия на Медиоланской епископской кафедре. Готовил свт. Амвросия к крещению. Епископом стал уже в весьма преклонных годах (см. у Павлина – uita А 46). Умер в 400 или в 401г. Блж. Августин с благодарностью вспоминает его в «Исповеди» (conf. 8. 1 и след.). 69Путешествовать ради познания – черта, свойственная многим античным мудрецам и философам. Например, о Солопе сообщается, что он, занимаясь философией, объехал многие земли (см. у Геродота – hist. 1. 30). Возможно, это сближение неслучайно (христианский философ намеренно сопоставляется с философами языческими). 70Ср. толкование того же места Писания у Филона (rer. diu. heres 38. 182). 71См.: Пс. 38. 2: 140. 3; 109. 1. 72В тексте Втор.: которого Господь знал. 73См.: 1 Кор. 1. 24. 74См.: Ин. 13. 23–25; 21. 20 75См.: Прем. 17. 1. 76Ср. у Филона (rer. diu. heres 38. 183). 77Ср. у Филона, rer. diu. heres 38. 184–185: «Род чувств подлежит смешению, и природа предусмотрела для него особые чаши. Чаши зрения – глаза». 78См.: Исх 24. 3. 79 См.: Евр 4. 12. 80См.: Притч. 9. 6. 81См.: Мф. 26. 28. 82См.: Ин. 19. 34. 83См.: Числ. 12. 8. 84См.: Исх. 4. 12. 85См.: Лев. 10. 19–20. 86См.: Числ. 12. 1–10. Аарон и Мариам упрекали Моисея за то, что он взял себе жену-эфиоплянку (Сепфору, ср.: Исх. 2. 21). 87См.: Втор. 18. 15. 88См.: Лев. 10. 16. 89Ср. у Филона, fug. et inu. 28. 157: «Не грешить свойственно Богу, каяться – мудрецу. Это весьма трудно и крайне редко встречается». 90То есть слова «покаяние». 91Ср. у Филона (fug. et inu. 28. 158–159: «Меньшее терпит поражение от большего, медленное – от быстрого, будущее – от настоящего». 92Ср. у Филона (fug. et inu. 28. 159). 93См.: Лк 10. 17–18. 94См.: Лев. 10. 19. Ср.: paenit. 2. II. 104, а также у Филона (fug. el inu. 28. 159). 95См.: Лев. 10. 1. 96Ср.: Мф. 6. 4. 97Ср. у Филона, fug. et inu. 28. 160. 98См.: Лев. 10. 1–2. 99См.: Мф. 9. 20. 100См.: Мф. 27. 5. 101См.: Ис. 30. 15. 102Имеется в виду сакральная трапеза. 103См.: 1 Петр. 5. 4. 104См.: Лев. 10. 16. 105См.: Лев. 16. 7. 106См.: Лев. 16. 7–10. 107См.: Евр. 3. 8–11 (Пс. 94. 9–11). 108Относительно Иринея предполагают, что он мог быть священником Медиоланской Церкви. Паланк (см.: Palanque J.-R. Deux correspondants de saint Ambrose, Orontien et Irénée // Revue des Études latines, 1933. 11. P 158) считал, что это был грек или египтянин, живший на Востоке. Ему адресовано 13 писем. 109См.: Быт. 46. 34. 110То есть египтяне были земледельцами. Причиной враждебности их к пастухам могло быть и то, что те приносили в жертву овец, священных животных бога Хнума. 111Ср. у Филона, fug. et inu. 3. 18: «Ибо совершенная и непорочная жертва – это добродетели и добродетельные деяния, которыми гнушается любострастное египетское тело». 112Свт. Амвросий противопоставляет египтянина, раба пороков, истинному человеку, имеющему духовные устремления. 113См.: Быт 29. 21–28. 114Ср. у Филона, migr. Abr. 26. 145: «Лию, что в переводе означает “работящая «". 115Подобная интерпретация встречается лишь у свт. Амвросия. Имена Лия и Рахиль восходят соответственно к еврейскому leah – «корова» и rahel – «овца, имеющая ягнят» (см.: Iacob. 2. 5. 25). 116То есть дочери принадлежат ему, потому что он их породил. 117Возможно, закрытая, то есть из которой нельзя взять сокровище. 118Moneta от глагола monere – напоминать, предвещать. 119См.: Быт. 31. 23, а также: Iacob 2. 5. 21–24. 120См.: Быт. 31. 27. 121См.: Быт. 31. 18. 122Ср 2 Тим. 2. 3–4. 123См: Быт. 30. 32. 124См.: Быт. 33. 4. 125См.: Быт. 33. 18. 126См.: Быт. 34. 25–31. 127См.: Быт. 32. 24–31. 128Свт. Амвросий в своих творениях так толкует название города Сихем, (см.: Abr. 1. 2. 5; 2. 3. 8; Ioseph 3. 9; patr. 3. 11). 129Подразумевается Ревекка, мать Иакова. Этимология имени Ревекка, возможно, взята свт. Амвросием у Филона Александрийского (см: congr. 7. 37; cherub. 13. 47; fuga et inu. 4. 24). Это толкование свт. Амвросий повторяет в lacob. 2. 4. 14; Isaac I. I. – Примеч. pед. 130См.: Быт. 21. 6. О значении имени Исаак свт. Амвросий пишет в Isaac I. I. Филон Александрийский (см.: рrаm. 5. 31) также дает толкование этого имени. – Примеч. ред. 131См.: Рим. 5. 5. 132См.: Мк. 8. 38; Лк. 9. 26. 133См.: Гал. 6. 12. 134Феликс, епископ г. Кома (ныне г. Комо, Италия), рукоположен свт. Амвросием. Ср.: parad. 7. Участвовал в соборе, созванном свт. Амвросием в Медиолане в 393 г. для осуждения учения Иовиниана (см.: epist. 15). 135Ср. у Цицерона (fam. 16. 23 – pulegio mihi tui sermonis utendum est). Puleium (pulegium, poleium – ароматическая трава, одна из разновидностей мяты, употреблялась для сладости (см. в том же письме Цицерона ее противопоставление горькой руте). 136Годовщина рукоположения Феликса, о чем речь идет и дальше. 137Свт. Вассиан Лавдийский, епископ г. Laus Noua (ныне г. Лоди, Италия). См. у Павлина, uita А. 47. Память свт. Вассиана отмечается Православной Церковью 10 (23) июня. 138Базилика, о которой идет речь, находилась на месте, где сейчас находится церковь San Bassiano a Lodivecchio. 139То есть день епископской хиротонии. 140Praesumptum habeo – возможно, это начало появления в романских языках аналитических форм. – Примеч. ред. 141См.: Пс. 140. 2. 142См.: Евр. 9. 4. 143См.: Евр. 9. 4. 144Очистилище – крышка ковчега завета, где хранились скрижали Закона. 145См.: Евр. 9. 5. 146См.: Числ. 16. 47–48. 147Ср. у Филона (rer. diu. heres 42. 201). 148Ср.: Ос. 13. 14; 1 Кор. 15. 55–56. 149См.: Ис. 25. 8. 150См.: 1 Кор. 15. 21–26; Рим. 1. 4, а также: ехр. 118, 18. 12. 151См.: 1 Тим. 1. 18. 152См.: 1 Тим. 6. 20. 153См.: Мф. 25. 27. 154См.: Мф. 25. 21–23. 155См.: 2 Тим. 4. 5; 1 Тим. 3. 1. 156См.: 2 Тим. 4. 8. 157Сходную мысль см. у Филона (pmn. prob, liber. 1. 2). 158Ср. у Климента Александрийского (strom. 1. 14. 62), где сначала говорится, что Пифагор был сириец или тириец, а далее высказывается более общее предположение, что родом он был из варваров. 159Об этом также говорит Климент Александрийский (strom 1. 22. 150), его слова повторяет Евсевий Кесарийский (praep. cuang. 9. 6. 8). 160Ср. у Климента Александрийского (strom. 1. 21. 107) и у Евсевия Кесарийского (praep. euang 14. 5. 2). 161См.: Иис. Нав. 5. 15. 162См.: Исх. 24. 13–15. 163Conuersatio можно перевести как «образ жизни», однако в сочетании со strata это слово звучит как метафора (образ жизни большинства людей – мостовые, на которых постоянно «крутятся» какие-то люди, толпы людей). 164Ср. у Цицерона (fam. 4. 3. 2). 165Ту же мысль см. у Филона omn. prob, liber. 1. 3–5. 166См.: Вар. 3. 22–23. 167См.: 1 Кор. 10. 5–6. 168См.: Иов. 28. 22, 23. 169См.: Иов. 4. 19. 170О том, что цикады питаются ветром, см. у Филона (omn. prob, liber. 2. 8). 171Ср. у Вергилия, georg. 3. 328: et cantu querulae rumpent arbusto cicadae; также 3. 438: dum amnes ulli rumpuntur fontibus. Похожее описание жалоб человека на жизнь (см.: bon. mort. 3. 12). 172Ср. V Вергилия, georg. 2. 154: squameus in spiram tractu se colligit anguis. 173См.: Пс. 117. 19–21. 174См. сходную аргументацию в Isaac 6. 54. – Примеч. ред. 175См. выше: cpist. 4. 2. 176Та же мысль у Филона, omn. prob, liber. 7. 43: «Законодатель иудейский дерзнул назвать того, кто охвачен божественной любовью и поклоняется лишь Сущему, не человеком, но богом».
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar