Меню
Назад » »

Святитель Амвросий Медиоланский / Письма (12)

Книга 7 36 (Maur. 2). Амвросий Констанцию958 1. Ты восприял дар епископства и, восседая на корме, направляешь среди волн корабль Церкви.959 Держи кормило веры, чтобы не смогли сбить тебя с пути суровые бури века сего. Море, конечно, велико и обширно, но не бойся, ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее (Пс. 23. 2). И потому неслучайно среди стольких течений мира Церковь Господня, словно утвержденная на апостольской скале, пребывает недвижимой и стоит на твердом основании, выдерживая натиск бушующей пучины.960 Волны омывают ее, но не сотрясают, и, хотя часто стихии мира сего сшибаются с великим грохотом,961 есть у нее надежнейшая гавань спасения, чтобы принять страждущих. 2. Однако, колеблясь на море, она скользит по рекам, и смотри, не по тем ли рекам, о которых сказано: Возвышают реки глас свои (Пс. 92. 3)! Ибо суть реки, которые истекают из чрева того, кто взял питие у Христа и приял от Духа Божия.962 Следовательно, именно эти реки возвышают глас свой, изобилуя духовной благодатью. Есть также и река, которая сбегает на святых своих подобно бурному потоку.963 Есть и стремительное течение реки, которое исполняет радости душу мирную и спокойную.964 Каждый, кто приемлет от полноты этой реки, как евангелист Иоанн, как Петр и Павел, возвышает глас свой, и как апостолы звучным гласом распространили весть евангельской проповеди до крайних пределов круга земного, так и он начинает благовествовать Господа Иисуса. Итак, прими от Христа, чтобы и твой глас возвысился. 3. Море – божественное Писание, оно скрывает в себе бездну смысла и глубины пророческих гаданий, это море, в которое впадают многие реки. Это потоки сладкие и прозрачные, и источники снежные, бьющие в жизнь вечную, и словеса благие, подобные сотовому меду (Притч. 16. 24), и приятные речения, увлажняющие души слушателей неким духовным питием и умягчающие сладостью нравственных предписаний. Итак, различны потоки божественных Писаний. Есть у тебя что пить в первую очередь, есть что во вторую, есть что напоследок. 4. Собирай воду Христову, ту, что хвалит Господа.965 Собирай воду от многих мест, воду, которую источают облака пророческие.966 Кто собирает воду с гор и приносит к себе или же черпает из источников, тот и сам источает ее, подобно облаку. Итак, наполни лоно ума твоею, чтобы земля твоя увлажнилась и оросилась собственными источниками. Стало быть, кто много читает и понимает, наполняется: кто наполнен, орошает других; и потому Писание гласит: Если облака полны, то они прольют на землю дождь (Екк. 11. 3). 5. Итак, да будут слова твои обильны, да будут они чисты и прозрачны, чтобы нравственным наставлением ты вливал сладость в уши народов и умягчал народ благодатью слов твоих, чтобы он охотно следовал туда, куда ты ведешь. Если среди народа или среди некоторых поднимется мятеж или же объявится грех, да будут словеса твои таковы, чтобы они вонзались в слушающего, язвили бессовестного, ведь слова мудрых – как стрекала (Екк. 12. 11). Уязвил Господь Иисус и Савла, когда тот был гонителем. Помысли, сколь спасительно было это уязвление, если гонителя Он соделал апостолом, сказав: Трудно тебе идти против рожна (Деян. 9. 5). 6. Бывают также словеса, подобные молоку, – такие излил Павел на коринфян;967 ибо те, кто не может вкушать твердую пищу, молоком питают младенчество ума своего. 7. Да будут беседы твои полны разума. Поэтому и Соломон говорит: уста мудрого – оружие разума,968 и в другом месте: уста твои да будут связаны смыслом,969 то есть пусть сияет ясность слов твоих, пусть блистает разум твой и твоя беседа, и рассуждение пусть не нуждается в чужих подтверждениях, но пусть речь твоя как бы защищается собственным оружием и никакое слово твое не исходит напрасно и не произносится без смысла. Ведь есть перевязочные средства, которыми обычно врачуют раны души, кто их отвергает, тот, как видно, отчаялся в спасении.970 И потому тех, кто страждет от тяжких ран, пользуй словесным елеем, которым ты смягчишь затвердевшую корку ума: прикладывай припарки, стягивай перевязью спасительного наставления, чтобы не попустить безвозвратно погибнуть заблудшим и восстающим против веры или учения в расслабленности духа и бессилии. 8. Итак, убеждай народ Божий и заклинай, чтобы изобиловал добрыми делами, отвергал преступления, не возжигал пламени пожара, не скажу «в субботу»,971 но во всякое время, чтобы не сжигал тело свое. Блуд и нечистота (Еф. 5. 3) да не пребудут в рабах Божиих, ибо служим мы непорочному Сыну Божию. Каждый пусть познает себя972 и соблюдает свой сосуд,973 чтобы, возделав почву своего тела, ожидать должных плодов, и чтобы земля его не производила терние и волчцы (Быт. 3. 18), но чтобы сам он сказал: Земля дала плоды свои (Пс. 84. 13) – и чтобы вместо прежних ломких зарослей страстей процвели насаждения добродетелей. 9. Также поучай и наставляй, чтобы они творили то, что благо, и чтобы каждый не прекращал достойно трудиться независимо от того, на виду он у многих или предоставлен сам себе, ибо с избытком хватает одного свидетеля – совести. 10. Пусть избегает злых упреков, даже если уверен, что уличить его нельзя. Ведь хотя бы он был заперт за стенами и содержался в заключении, без свидетеля, без очевидца, тем не менее есть у него судия его поступка, которого невозможно обмануть, к которому взывает все содеянное. Ведь вопиет и глас крови (Быт. 4. 10). В каждом суровый судия – он сам... и его собственный дух, отмститель злодеяния и каратель беззакония. Так в страхе и трепете скитался Каин, смывая грех братоубийственного преступления, так что собственная смерть стала ему лекарством, ибо она смертью освободила блуждающего изгнанника от неизбывного страха смерти. Итак, никто да не совершает дел постыдных и бесчестных, ни наедине с собой, ни вместе с другими. И если кто один, пусть сам себя стыдится больше, нежели прочих, ибо более всего он должен страшиться самого себя. 11. Пусть не желает слишком многого, ибо и малого ему слишком много; ведь бедность и богатство – названия нужды и довольства. Небогат тот, кто в чем-то нуждается, и небеден тот, кто не нуждается. Пусть никто не презирает вдовицу, не обманывает сироту, не вредит ближнему своему.974 Горе тому, кто неправедно нажил богатство и на крови созидает город (Авв. 2. 12), то есть душу свою! Ибо это она, возводимая словно город (Пс. 121. 3). Алчность не созидает город, но разрушает; похоть не созидает, но воспламеняет и сожигает. Ты хочешь созидать город как следует? Лучше малое со страхом Божиим, нежели великие сокровища без страха (Притч. 15. 16). Богатство человека должно содействовать искуплению души,975 а не ее разрушению. И сокровище будет искуплением, если кто пользуется им во благо; и оно же будет сетью ловчей, если кто не знает, как им пользоваться.976 Что для человека его деньги, как не запасы в дорогу? Груз тяжкий, а хватит ненадолго. Мы – путники в этой жизни:977 многие идут, но нужно успешно переправиться; ведь с тем Господь Иисус, кто успешно переправляется. Поэтому читаешь: Будешь ли переправляться через воды, Я с тобою, реки не потопят тебя и огонь не опалит одежд твоих, если переправишься (Ис. 43. 2). А кто связывает огонь в собственном теле, огонь похоти, огонь неумеренной страсти, тот не переправляется, но сожигает этот покров души своей.978 Ибо доброе имя славнее денег, и выше всех гор серебра – благодать (Притч. 22. 1). Вера сама для себя изобильна, имений ее хватает с избытком979. И мудрому ничто не чуждо, если это не противоречит добродетели: куда ни глянет, все принадлежит ему. Весь мир – его владение, ибо всем им он пользуется как своим.980 12. Так почему же притесняют брата? Почему обманывают наемника? Немного, сказано, пользы от дохода блудницы, то есть этой мимолетной тленности.981 Блудница эта не частное лицо, но всеобщее явление, блудница не одна какая-то женщина, но всякая распространенная страсть. Всякое вероломство, всякий обман блудница; не только та, что торгует своим телом, но всякая душа, предающая свою надежду, ищущая скверного прибытка и недостойного обогащения. А мы – наемники, потому что трудимся за мзду и ожидаем мзды за этот наш труд от Господа нашего и Бога. Если кто хочет знать, в какой степени мы наемники, пусть услышит говорящего: Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода (Лк. 15. 17). И ниже: Прими меня в число наемников твоих (Лк. 15. 19). Все наемники, все работники; кто ожидает плода от трудов, пусть помыслит, что тот кто другого, обманув, лишил мзды, и сам своей лишится. Такая прибыль вредит и впоследствии очень быстро исчезнет. Следовательно, кто не хочет потерять того, что вечно, пусть не отнимает у другого то, что временно. 13. Также никто пусть не беседует с ближним своим, замышляя коварное в душе.982 Сеть ловчая в устах наших, и часто человек речами своими не изъясняется, но опутывается.983 Глубокая яма – рот недоброжелателя (Притч. 22. 14), страшно падение невинности, но куда хуже падение недоброжелательства. Невинный, будучи легковерен, легко может поскользнуться, однако встает после падения; злоречивый же со всеми своими уловками низвергается в бездну, из которой никто не освободится и не выйдет. Поэтому пусть каждый взвешивает слова свои, но не с обманом и не с хитростью: неверные весы – мерзость пред Богом (Притч. 11. 1). Я говорю не о тех весах, на которых взвешивается чужой товар, – и в ничтожных вещах проявляет себя лживая плоть, но мерзостны пред Богом весы словесные, где на виду стоит груз почтенной рассудительности, а под ним – груз лживой злокозненности. Более всего порицает Бог, если кто-то вводит ближнего своего в заблуждение благосклонными обещаниями, а тайными кознями завладевает им и уловляет его в долговые сети, – никакой пользы не принесет он себе своим коварным искусством. Ибо что пользы человеку, если он приобретет (Мф. 16. 26) богатства всего мира, а душу свою лишит мзды вечной жизни? 14. И о других весах надобно помыслить благочестивым умам, о тех, на которых испытываются дела каждого, на которых грехи тянут чашу к осуждению, или же добрые дела перевешивают грехи. Горе мне, если одолеют пороки и своей смертоносной тяжестью уготовят мне смертный приговор! Уж лучше, если все откроется впоследствии!984 Однако все открыто Господу и пред судом; ни добрые дела не могут утаиться, ни те, которые полны порока, сокрыться. 15. Сколь блажен тот, кто смог отсечь алчность, корень пороков! Ему, конечно, эти весы нестрашны. Ибо алчность по большей части притупляет ум человеческий и извращает мнения, так что прибыток начинают считать благочестием, а деньги – как бы вознаграждением за благоразумие. А между тем великое вознаграждение за благочестие и прибыток трезвенности – иметь столько, сколько достаточно в обиходе. Для чего в этом мире избыток богатства, если он не помогает родиться и не препятствует умереть? Ведь как без покрова мы рождаемся в этот мир, так без дорожных запасов и уходим, без наследства погребаемся. 16. Для каждого из нас установлены весы, и чаши их колеблются то туда, то сюда под тяжестью добрых дел или недостойных пороков:985 если перевесит зло, горе мне, если добро – вот она, милость! Ибо никто не свободен от греха, но там, где перевешивает добро, грехи теряют вес, затушевываются, исчезают. Итак, в день суда дела либо помогут нам, либо потянут нас в бездну, словно обремененных мельничным жерновом.986 Ибо тяжела, словно отягощена куском свинца,987 неправда, невыносима алчность и всяческая гордыня, отвратительна ложь. И потому убеждай народ Господень более уповать на Господа, изобиловать богатством простоты и с ним миновать сети ловчие и препоны.988 17. Хороша также пред Богом искренность чистой речи, даже если ходит она посреди сетей ловчих;989 однако, поскольку не умеет плести козни и ставить ловушки другому, и сама не попадает в них. 18. Весьма важно также, если ты убедишь их, чтобы научились смиряться: пусть узнают истинный вид смирения, поймут его природу. Многие имеют лишь видимость смирения, силы же его лишены; многие перед всеми выставляют его напоказ, внутри же противятся ему; прикрасы предпочитают, истину отрицают, благодать отвергают. Ибо есть такие, кто ходит согнувшись, в унынии, но внутри полон коварства (Сирах. 19. 26). И есть такие, кто от избытка смирения чересчур принижает себя. Итак, смирение подлинно лишь тогда, когда оно без прикрас, без обмана. Тогда оно истинно, когда обладает благочестивой чистотой ума. Велика эта добродетель! Ведь преслушанием одного человека (Рим. 5. 19) вошла в мир смерть, а послушанием одного Господа Иисуса Христа свершилось искупление всех. 19. Умел смиряться святой Иосиф, который, будучи продан в рабство братьями и куплен купцами,990 унижен, закован по ногам в оковы, как гласит Писание,991 познал добродетель смирения, отверг немощь. Итак, в странах египетских он был куплен царским слугой, главным поваром,992 и то, что он был благородного происхождения, отпрыск потомков Авраама, не заставило его гнушаться рабскими обязанностями и презреть недостойное состояние, но он проявил себя слугой ревностным и преданным господину, высоким умом понимая, что неважно, в каком положении человек выказывает себя достойным, но в том цель людей добрых, чтобы выглядеть достойно в любом положении, и нужно, чтобы нравы красили положение, а не положение – нравы. Таким он проявил себя, столь усердным, что господин поручил ему весь свой дом, подчинил ему все. 20. Потому, и жена господина остановила на нем выбор, привлеченная красотой его облика. Мы не виноваты, если дерзкие очи пленяются молодостью или красотой. Если не будет уловок, то нет вины в привлекательности, если нет ухищрений, то безгрешна и прелесть вида. Итак, возбужденная, не выдерживающая натиска бури,993 женщина обращается к юноше и, под давлением похоти, вся во власти терзающих ее страстей, сознается в своем грехе. Однако он отказывается пойти на преступление, говоря, что осквернять чужое ложе не дозволено ни нравами евреев, ни законами, ибо они заботятся о сохранении целомудрия, о том, чтобы чистые, не ведающие брака, сочетались с чистыми девами, а не с какой-то женщиной, не знающей законов брачного ложа; и что благоговение не позволяет ему, опьянев от невоздержания, неблагодарно забыв о милости господину, которому он подчиняется, принести в его дом тяжкое бедствие.994 21. Неужели он стыдился называть того, хотя и безродного, господином, а себя считать рабом? И когда женщина домогалась его, заклинала под угрозой его выдать и проливала слезы страсти, чтобы добиться своего, он остался чужд жалости, и не исполнился сочувствия к преступлению, и не был сломлен страхом, устоял против молений и не уступил угрозам, дарам предпочитая опасную честность и целомудренную стыдливость – постыдному вознаграждению. И тогда женщина приложила еще большие усилия,995 чтобы убедить непреклонного и во второй раз оставшегося неколебимым; страсть и бесстыдство подавали ей сил, и она приступила к юноше, схватив его за одежду и увлекая к ложу, пытаясь заключить в объятия,996 и ей бы это удалось если бы Иосиф не сбросил одежду, которую она держала, оставив в ее руках, чтобы не совлечь покрова смирения, одеяния стыда. 22. Итак, умел смиряться тот, кто смирился до темницы; и, будучи оклеветанным, предпочел принять ложное обвинение, нежели открыть правду. Умел он, говорю я, смиряться, ибо смирялся ради добродетели. Смирялся во образ Того, Кому предстояло смириться даже до смерти, смерти же крестной (Флп. 2. 8), Кому предстояло прийти, чтобы пробудить эту жизнь ото сна и показать, что эта жизнь только сон,997 в котором все меняется, как будто в опьянении, и нет ничего постоянного, ничего твердого, и мы, словно спящие, видя сны, не видим, и слыша, не слышим, и вкушая, не насыщаемся, радуясь, не радуемся, стремясь, не достигаем. В этом веке тщетны надежды людей, которые полагают, что нужно стремиться к тому, чего нет, как будто это есть. Пусты и бесплотны образы вещей, и словно во сне пришли они и ушли: появились, исчезли. Они разлиты и рассеяны кругом, кажется, что их можно удержать, а нельзя. И только когда человек услышит говорящего: Встань, спящий (Еф. 5. 14), и пробудится ото сна века сего, поймет, что все это ложное: проснулся – а сон отлетел, иссякла мощь, ушла забота о родовом имуществе, красота облика, стремление к почестям. Ибо все это сон, который не трогает тех, кто бодрствует сердцем, но волнует лишь спящих. 23. Святой Иосиф подтверждает мои слова: не вечно и непродолжительно то, что от века сего, и тот, кто изначально знатен родом, богат состоянием, внезапно становится нижайшим рабом и – что делает еще более невыносимой презренную рабскую участь – имуществом, купленным за деньги безродного господина. Ибо легче служить свободному, но вдвойне рабство, если служишь рабам. И вот уж тот, кто знатного рода – раб, сын богатого отца – бедный; он попал из любви – в ненависть, из благосклонности – в наказание, и вновь из темницы – во дворец, из ответчиков – в судьи,998 и горем не сломлен, и не возгордился в счастье. 24. Добавим сюда и превратности, какие испытал святой Давид, чье положение часто менялось: у отца он был в пренебрежении, у Бога в почете, триумфом был прославлен, завистью унижен,999 призван к царскому служению, принят в родство,1000 а затем все изменилось: покинул царство, избегая смерти от руки сына,1001 то свои беды оплакивал, то чужие предотвращал и стал славнее, приобретя наследника,1002 чем лишившись. Итак, он испытал все и прекрасно сказал: Благо мне, что я унижен (Пс. 118. 71). 25. Хотя это можно отнести и к Тому, Кто, пребывая образом Божиим, легко мог склонить небеса, но снизошел до образа раба1003 и, восприяв наши немощи, понес их.1004 Кто, провидя, что Его святые не станут присваивать себе почести как будто награбленное,1005 но подчинятся равным и предпочтут себе других, сказал: Благо мне, что Я унижен (Пс. 118. 71). Благо Мне, что Я подчинил Себя, чтобы подчинилось Мне все и чтобы был Бог все во всем (1 Кор. 15. 28). Изливай это смирение в души каждого и сам подавай всем пример, говоря: Будьте подражателями мне, как я Христу ( 1 Кор. 11. 1). 26. Пусть они научатся искать богатство в добрых делах и изобиловать добронравием. Красота богатства не в кошельках богачей, но в пропитании бедных.1006 На них, немощных и нуждающихся, ярче блистает золото. Пусть также те, кто имеет деньги, научатся искать не своего, но Христова,1007 чтобы и Христос их взыскал,1008 чтобы даровал им Свое. За них Он пролил Свою кровь, излил на них Духа Своего, им предлагает Царство Свое. Что может дать большего Тот, кто принес в жертву Самого Себя? Или чего не даст Отец, Который за нас предал смерти единственного Сына? Итак, убеждай их служить Господу в трезвении и благодарности, со всем усердием души возводить очи к небесам, ни во что не ставить стяжание, если это не стяжание жизни вечной, ибо все богатства века сего – душевные траты. Всего лишился тот, кто хотел стяжать Христа,1009 и хотя он удивительно сказал об этом, но меньше выразил на словах, нежели нa деле. Ибо он говорил о чужом, Христос же сказал: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (Лк. 9. 23), чтобы самому для себя стать убытком, а для Христа – приобретением.1010 Все здешнее непрочно, ущербно, без прибытка, лишь там прибыток, где плод нескудеющий, где награда вечного покоя. 27. Препоручаю тебе, сын, Церковь Корнелиева Форума,1011 чтобы ты, находясь неподалеку, навещал ее чаще, пока туда не будет назначен епископ. Я занят, ибо настали дни Четыредесятницы, и не могу поехать так далеко. 28. Есть у тебя там иллирийцы, зараженные злым учением ариан. Берегись их плевел! Пусть не приближаются они к верным, не всевают семена любодейные; пусть откажутся от того, к чему прибились из-за своего же вероломства,1012 пусть успокоятся или последуют истинной вере. Трудно для умов, напитанных ядом неверия, вырваться из клейких силков своего нечестия,1013 если глубоко в них вошла несчастная зараза. Нелегко им можно доверять, есть, так сказать, особые жилы и суставы мудрости в том, чтобы не доверять опрометчиво, особенно в вопросах веры, которая редко бывает совершенной в в людях. 29. Однако если есть кто-то, кто пусть и не вполне устойчив и колеблется в суждениях, но захочет очистить свое доброе имя, позволь ему сделать то, что он хочет. Потерпи немного, ибо у кого отнимается возможность оправдания, у того душа отвращается. Также ведь и опытные врачи, видя симптомы болезни, как они это называют, не сразу применяют лекарства, а выжидают время для лечения; они не оставляют больного в небрежении, но, насколько возможно, осторожно утешают его мягкими словами или пользуют какими-то болеутоляющими средствами, чтобы запущенная болезнь не усугубилась от отчаяния души и чтобы, не развившись до конца, не созрев, она не оказалась нечувствительной к лекарству, если неопытный врач не вовремя его применит. Точно так же и плоды, если их отрясли незрелыми, быстро портятся. 30. И раз уж мы взяли пример с поля, наставляй их, чтобы они не нарушали границ, храня отеческие межи, которые блюдет закон.1014 Соседская дружба нередко превосходит братскую любовь; ведь брат часто оказывается далеко, а сосед близко, свидетель всей жизни, судья нравов. Приятно свободно отпускать скот на ближайшие пастбища и, лежа на зеленой травке,1015 наслаждаться мирным досугом. 31. Также и господин слуг, принадлежащих ему по праву владения, пусть держит в умеренной узде, ибо и они имеют такую же душу, как и он. Ведь потому он называется «главой семьи», что должен распоряжаться рабами как сыновьями, ведь и сам он раб Божий и Отцом называет Господа неба, Который правит всеми. Прощай и люби нас, как и ныне, ибо мы тебя любим. 37 (Maur. 47). Амвросий Сабину1016 1. Я отправил тебе книгу, о которой ты просил, написанную яснее и разборчивее, чем та, что я послал ранее, чтобы читалось легко и не было никаких помех для твоею суждения. Ибо первый список написан не ради красы, но по необходимости; поскольку мы не все диктуем, и тем более ночами, когда не хотим быть в тягость и обузой другим, ибо все, что диктуется, стремится вперед и несется потоком. 2. Нам же важно со всей тщательностью и привычным для себя образом вести старческую беседу и продвигаться неспешно, медленным шагом1017, и нам удобнее утруждать собственную руку своим стилосом, чтобы не показалось, что мы что-то преувеличиваем, нежели утаиваем, и чтобы нам не краснеть еще перед кем-то пишущим, но без постороннего судьи не только ушами, но и глазами самим оценивать то, что пишем. Ибо язык быстрее руки, как гласит Писание: Язык мой– трость книжника-скорописца (Пс. 44. 2). 3. Но может быть, ты скажешь, что скорость зависела от пишущего. Однако тебе хорошо известно, что только проворство быстро пишущего писца могло уловить течение пророческой речи. Апостол Павел так же писал своей рукой, как сам он говорит: Написал вам своею рукою (Гал. 6. 11), он – чтобы почтить их, а мы – от стыда. 4. Однако пока ты выносишь суждение о книгах, развлечем друг друга письмами, которые имеют свойство соединять нас чувствами, хотя мы разделены расстоянием; в них читающий видит отсутствующего, и беседа в письмах связывает разлученных; в них мы передаем другу частичку нашей души и как бы вливаем в него наш дух. 5. Ведь если, как ты советуешь, в письмах будет что-то от древних писаний, то станет видно, что души не только объединяются для познания истинного учения, но полнее сохранится вид и образ настоящей беседы, чтобы в чередовании взаимных вопросов и ответов состязательность вела к единой цели и соединяла друзей, для которых это способ побудить друг друга к занятиям и общению. 6. И стоит ли мне приводить в пример наших предков, которые своими посланиями вливали веру в умы народов и писали, обращаясь к целым народам в совокупности,1018 и, отсутствуя, в письмах заявляли о своем присутствии, как говорил святой апостол Павел, что он отсутствует телом, но присутствует духом1019 не только когда пишет, но и когда судит? Так, отсутствуя, в послании он выносил осуждение и точно так же через послание – прощал.1020 Ибо послание Павла было неким образом его присутствия и видом деяния. 7. Ведь не было так, что послания его, в отличие от посланий других, строги и сильны, а в личном присутствии oн слаб, и речь его незначительна (2 Кор. 10. 10); но как присутствие апостола, так и послание его таково, что вид наставления соответствует сути дела, ибо каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично (2 Кор. 10. 11). Образ своего присутствия он выразил в посланиях, а плод и свидетельство – на деле. Прощай и люби нас, как и ныне. 38 (Maur. 55). Амвросий Евсевию1021 1. К тебе вернулись оба Фавстина, у меня гостят мои милые Амвросии.1022 Тебе досталось то, что главнее всего в отце, и то, что приятнее всего в младшем сыне, ибо с тобой высшая доблесть и благодать смирения; а с нами – то, что есть общего между отцом и младшим сыном.1023 С тобой глава всего дома и наследие неумирающего имени, с нами – умеренная середина, нечто среднее между первым и вторым. Итак, с тобой упокоение нас обоих, которое, по очереди оказываясь с каждым из нас, уносит всякую печаль души. С тобой тот, кто и в характере, и в делах, и в таком потомстве обрел благодать пред Господом нашим. С тобой тот, кто средь бурь мира сего воспитал духовную голубицу,1024 которая, помазанная елеем чистоты, принесет ему плод мира.1025 С тобой тот, кто воздвиг алтарь Богу, кого вместе с детьми благословил Бог, говоря: Растите и умножайтесь (Быт. 9. 1), с кем Он заключил завет Своего мира, чтобы ему и его детям это было во веки веков.1026 2. Итак, с тобой наследник божественного благословения, общник благодати, причастник правды. Но смотри, прошу тебя, как бы этот наш Ной, земледелец, добрый возделыватель плодоносного виноградника, опьяненный от кубка твоей любви и милости не был побежден вином (Пс. 77. 65) и не слишком предавался покою; а если он случайно и заснет,1027 разбудит его тоска по нашему Симу.1028 3. Там же и Иафет, младший из братьев,1029 который в благочестивом почтении прикрыл наготу отца, которого отец и во сне видел и никогда не отпускал от лона своего, но всегда удерживал очами и объятиями, а, проснувшись, понял, что для него сделал младший его сын. В переводе это значит «широта», потому что в устах его и в характере распространилась благодать, за что благословил его Господь, ибо сам он, вернувшись снова в Бононию, словно бы укрыл отца благочестивым покровом любви и воздал хвалу благочестию, о ком и отец говорит: Да возвеселит Бог Иафета в шатрах Симовых (Быт. 9. 27). Поэтому в родословии1030 он предпочтен старшему брату, а в благословении следует за ним: предпочтен за славу имени, следует вследствие преимущества старшего возраста и по природе полагающейся ему почести. 4. «Сим» же в переводе означает «имя». И наш Амвросий прекрасное имя, в шатрах которого распространится Иафет, ибо доброе имя лучше, большого богатства (Притч. 22. 1). Итак, да будет он благословен и благодать его превыше золота и серебра, да будет в доле его семя Авраамово,1031 да будет всяческое благословение на потомстве и всей семье мужа праведного. Но никто не проклят, все благословенны, ибо благословен плод Сарры.1032 5. Приветствуют тебя Амвросий, приветствует сладчайший Партений, приветствует Валентиниан, обреченный на смирение, то, что по-еврейски называется Ханаан,1033 как слуга брата своего, которому и именем своим уступает. Потому он словно Нимрод, великан с двойным именем,1034 выдающийся охотник на земле, о котором сказано: Как Нимрод, великан-охотник пред Господом Богом (Быт. 10. 9). Ибо умом несколько неотесан, мощью силен, и тех, с кем не может сравняться дарованием, превосходит силой, так что и Комаценские скалы может носить, которым сам он подобен видом, а лицом схож с быком;1035 он негодует на пренебрежение к себе и лишение отцовского имени, и что он, человек столичный, оказался в подчинении у бононца, ибо не знает детской ласки и от лона кормилицы вырвался как олененок. Прощай и люби нас, ибо мы тебя любим. 39 (Maur. 46). Амвросий Сабину1036 1. Тот, кого ты называешь рассадником зловредного учения, человек в высшей степени легковесный, который уже получил возмездие за свой яд. Отпор был дан ему при всех, и посеянное частным образом он пожинал публично. Поначалу я счел его лишь суетным и завистливым, но как только услышал его рассуждения, сразу понял, что он заражен ересью Аполлинария.1037 Последний не может согласиться с тем, что Господь наш Иисус при воплощении принял ради нас рабское состояние, хотя утверждает апостол: Он принял образ раба (Флп. 2. 7). В этих словах оплот, в этих словах ограда нашей веры! Кто ее разрушает, погибает сам, как написано: Кто разрушает ограду, того ужалит змей (Екк. 10. 8). 2. В начале спора я мягко спросил его: Почему ты доброе дело совершаешь со злым намерением? Я считаю за благодеяние, когда читают мои сочинения и говорят мне, что находят в них спорным. Без сомнения, я сам могу допустить неточность даже в том, что знаю. Нередко некоторые вещи проходят мимо ушей читателя, а некоторые воспринимаются каждым по-своему. Нужно стараться предусмотреть все, если это только возможно. Более того, я не должен приходить в смущение, когда в моих книгах находят пререкаемые места, если даже апостольские, а также евангельские и Господни слова у многих вызывают вопросы. Но некоторые начинают потворствовать своей желчной придирчивости, как тот человек, который проехал целый мир с желанием всех укорять, а не с целью найти себе пример для подражания. 3. Но мой соперник, желая вцепиться зубами хоть в какое-нибудь противоречие в моих сочинениях, нашел вот такой удобный повод. Восклицание Господа Иисуса: Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли (Мф. 11. 25), мы предлагали понимать как подтверждение того, что [Первое Лицо Троицы] есть Отец Сына и Господь творения, но только Господом Сын отчетливо называет Отца в псалме: Увидев меня, закивали головами своими: Помоги мне. Господи, Боже мой (Пс. 108. 25–26). Дело в том, что здесь [Христос], в образе раба взывая к Господу, обращается к Тому, Кого знает как Отца. Сохраняя равный с Отцом образ Бога, Он признает Себя рабом по телесной сущности: ибо рабство – свойство плоти, господство же – Божества. 4. Ты1038 же со свойственной тебе удивительной проницательностью твердо настаиваешь на том, что слова Евангелия применимы только к евангельским временам, когда Господь Иисус в человеческом образе жил среди людей; поскольку ныне мы уже не знаем Христа (2 Кор. 5. 16) по человечеству. Таким Он был видим и известен древним, но древнее уже прошло, теперь все новое (2 Кор. 5. 17). Все от Бога, Который примирил нас с Собой во Христе. Мы были мертвы, и вот Он один умер за всех и один за всех стал рабом. И что говорить: рабом? Он стал грехом, поношением и клятвой, по словам апостола: Господь Иисус за нас стал грехом (2 Кор. 5. 21), стал клятвою (Гал. 3. 13), но он же сказал: когда Сын покорит Себе все, тогда и Сам покорится (1 Кор. 15. 28). Сказал Петр в Деяниях апостолов: Во имя Иисуса Назорея встань и ходи (Деян. 3. 6), – но в той же речи он продолжает: [Бог] прославил Сына Своего Иисуса (Деян. 3. 13). Заметь, что никто не спрашивает, к какому времени это относится! Агнцем называет Его Иоанн в Откровении, но о Нем же сказано в псалме Он червь, а не человек (Пс. 21. 7). Всем этим [Сын] соделался, чтобы притупить острие нашей смерти, чтобы уничтожить наше рабство, чтобы истребить наши клятвы, грехи и поношения. 5. Неужели кто-то усомнится, что в Божественном Писании все, приводимое тобой по поводу и без повода для некоего вопрошающего, написано благочестиво и направлено на прославление, а не на уничижение Христа. Если даже о даре Его, о манне небесной, сказано, что и у собравших мало, не было недостатка, и у собравших много, не было лишнего (Исх. 16. 18), то неужели Он Сам мог умалиться или умножиться? Что в Нем умалилось оттого, что Он воспринял наше рабское состояние и наши немощи? В образе раба Он был унижен, но Он же пребывал в славе Бога Отца. Он был как червь на кресте, но Он же отпускал грехи Своим гонителям. Он был поношением, но Он же – величием Господним, как написано: И явится величие Господне, и узрит всякая плоть спасение Божие (Ис. 40. 5). Чего лишился Тот, Кому умаление ничто? Ибо Он не обладал ни значительной наружностью, ни красотой, но обладал полнотой Божества. Он считался немощным, но не переставал быть силой Божией. Он был видим как человек, но блистали на земле величие Божие и Отчая слава. 6. Поэтому апостол к месту повторил то же самое выражение, говоря о Господе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Флп. 2. 6–7). Что значит образ Божий, если не полноту Божества, явление божественного совершенства? Итак, будучи полнотой Божества, Он уничижил Себя и без изъяна воспринял полноту человеческой природы. Он как Бог ни в чем не испытывал недостатка, и человеком Он стал всецело, чтобы быть совершенным в обоих образах. Об этом и Давид говорит: Видом ты прекраснее сынов человеческих (Пс. 44. 3). 7. Наконец, аполлинарист уловлен, и некуда ему бежать! Он уловлен своими же сетями, потому что сам сказал: Принял образ раба, а не был выбран в качестве раба. Я вновь его спрашиваю: Что значит образом Божиим? Он отвечает: Природой Божией. Ибо есть, как говорит апостол, которые по природе1039 не боги (Гал. 4. 8). Я продолжаю: Что же тогда значит приняв образ раба (Флп. 2. 7)? Без сомнения, приняв без изъяна человеческое состояние и человеческую природу, как я уже сказал, чтобы сделаться подобным человекам (Флп. 2. 7). Безошибочно сказал апостол: подобным человекам, а не плоти. Он пребывал в плоти, но Он был без греха, а человек – во грехе, вот почему Он казался по виду как человек (Флп. 2. 7), вот почему и пророк говорит: И человек Он, и кто Его узнает (Иер. 17. 9)? Он Человек по плоти, но превыше человека по божественному действию. Как человек Он прикасался к прокаженному, но был превыше человека – когда очищал его. Скорбя о мертвом Лазаре, Он плакал, словно человек, но был превыше человека, когда мертвому со связанными ногами дал повеление идти. Когда Он висел на кресте, то казалось, что Он – человек, но Он был превыше человека, когда, разрушив гробницы, воскресил мертвых. 8. И пусть не обольщается аполлинаристская пагуба словами: По виду став как человек (Флп. 2. 7)! Человек в Иисусе не отрицается, а напротив, ясно утверждается Павлом же в другом месте: Посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус (1Тим. 2. 5). Особый образ изъяснения принят в Писании. Например, в Евангелии мы читаем: И мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин. 1. 14). Говорится «как Единородного», но при этом не отрицается, что Он – Единородный Сын Божий, точно так же говорится и «как человек», но не отрицается, что Он был совершенным Человеком. 9. Итак, пребывая в образе раба и смирившись даже до смерти (Флп. 2. 7–8), Он, однако, пребывал в славе Божией. Так чем же Ему вредит рабство? Написано, что Он сделался рабом, поскольку родился от Девы и сотворен во плоти, а всякое творение служит Богу, как говорит пророк: Все служит Тебе (Пс. 118. 91). Поэтому и Бог Отец говорит о Нем: Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал Его. Он будет звать Меня: Ты отец Мой, Бог спасения Моего. И Я сделаю Его первенцем (Пс. 88. 21, 27–28). В другом же псалме Он Сам о Себе: Сохрани душу Мою, ибо Я свят; спаси Раба Твоего (Пс. 85. 2). И ниже в том же псалме: Даруй крепость Твою Рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей (Пс. 85. 16). Я свел вместе голоса Отца и Сына, чтобы противостали еретику не человеческие доказательства, но божественные пророчества. 10. В другом месте Господь говорит: В руки Твои предаю дух Мой (Пс. 30. 6), – и: Поставил ноги Мои на пространном месте (Пс. 30. 9), – и: Превыше всех врагов Моих Я сделался поношением (Пс. 30. 12). – и в том же псалме: Яви светлый Твой лик над рабом Твоим (Пс. 30. 17). Через Исаию также говорит Сам Сын Божий: От утробы матери Моей Господь назвал имя Мое и соделал уста Мои как острый меч; покровом руки Своей покрыл Меня. Соделал Меня стрелою избранной; в колчане Своем хранил Меня и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль (Ис. 49. 1–3). Он называется Сыном Божиим и Израилем в другом месте: Иаков, слуга Мой, Израиль, возлюбленный Мой (Ис. 44. 1). Ибо один Он не только истинно видел Бога Отца, но и явил Его.1040 11. И далее: В Тебе Я прославлюсь. А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Господа, и скорбь Моя пред Богом Моим (Ис. 49. 3–4). И ныне так говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы собрать к Нему Иакова и Израиль (Ис. 49. 5). Кто собрал народ Божий, если не Христос? Кто прославился перед Господом? Кто есть Божия сила? Кому сказал Отец: Величие для Тебя – называться слугой Моим (Ис. 49. 6)? И Кому говорит: Но Я поставил Тебя заветом рода Моего, светом народов, чтобы Ты был во спасение до концов земли (Ис. 49. 6)? О Ком также устами Иезекииля Он изрек: И возведу над ними одного пастыря, и Он будет пасти их, раб Мой Давид, и Он будет у них пастырем. И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет первым среди них (Иез. 34. 23–24)? Поскольку царь Давид в то время был уже мертв, то под его именем предвозвещается истинный Давид, истинно смиренный, истинно кроткий, истинно рукою крепкий Сын Божий. Он также предвозвещается в книге пророка Захарии, когда Бог Отец говорит: Вот , Я посылаю раба Моего, Восток имя Ему (Зах. 3. 8; 6. 12). Неужели из-за убогих одежд Солнце правды (Мал. 4. 2) потеряло сияние Своего Божества? 12. И что больше? Неужели мы считаем, что рабство меньше греха, проклятия, поношения и немощи, которые Он воспринял ради нас, чтобы отвратить их от нас? Итак, Он стал всем, чтобы все очистить. Последователи же Аполлинария не приемлют того, что Он стал рабом, поношением, грехом и проклятием,1041 и считая, будто Слово и плоть – одна сущность, они говорят: «Тот, Кто искупил нас, назван рабом и должен называться грехом». Они не замечают, что слава Христова в том, что Он воспринял рабство в теле Своем, чтобы всем вернуть свободу, и понес наши грехи, чтобы истребить грех мира (Ин. 1. 29). 13. Он стал рабом, грехом и проклятием, чтобы ты перестал быть рабом греха и освободился от проклятия божественного приговора. Он принял твое проклятие – ибо проклят всяк, висящий на древе (Гал. 3. 13) – и соделался на кресте клятвою, чтобы ты принял благословение в Царстве Божием. Он был уничижен и умален, и вменен ни во что.1042 Тот, благодаря Которому Павел удостоился сказать: Я не тщетно трудился (Флп. 2. 16), – говорил о Себе: Тщетно Я трудился (Ис. 49. 4), чтобы дать Своим рабам плод благого деяния и славу евангельской проповеди, которой все освободятся от тягостного бремени. 14. Итак, услышав это, оставлена на половине дней своих куропатка,1043 кичившаяся тем, что собирает, кого не породила (Иер. 17. 11), – и посрамлена гласом Господа Иисуса, и уже готова обратиться в бегство. Прощай и люби нас, ибо мы тебя любим. 40 (Maur. 32). Амвросий Ириною1044 1. Закричала куропатка, собрала, кого не породила (Иер. 17. 11). Да будет мне позволено концом предыдущего письма начать следующее. Вопрос весьма важный, и потому поразмыслим, как мы можем его разрешить: что означает этот рассказ о повадках птицы?1045 Ведь и размышление об этом требует немалого разума, ибо и Соломон знал повадки животных и говорил о скоте и о птицах, о пресмыкающихся и о рыбах.1046 2. Итак, говорят, что этой птице свойственна хитрость, ложь, изворотливость, что она умеет ловко обманывать охотника и знает способы, как увести его от своих птенцов, и не чужды ей разнообразные уловки, с помощью которых она спасает от охотника свое гнездо и кладку. И конечно, если он будет настойчив, она будет его водить за нос до тех пор, пока у потомства не появится возможность скрыться и пока она не даст знак. А когда она почувствует, что птенцы вне опасности, тогда и сама ускользает и своим лукавым искусством оставляет ловца ни с чем. 3. Говорят также, что куропатки спариваются между собой без разбора, что самцы наскакивают на самок с сильным натиском и пылкая охота их ни на кого одного не направлена. Потому и считается, что это нечистое, злокозненное и лживое животное можно сравнить с лживым врагом и обольстителем рода человеческого и с отцом нечистоты. Итак, закричала куропатка (Иер. 17. И), получившая имя от погибели,1047 тот сатана, который по-нашему зовется «врагом». Закричал он сперва в Еве,1048 закричал и в Каине,1049 закричал и в фараоне.1050 Дафане, Авироне, Корее.1051 Закричал он в иудеях, когда они искали себе богов, в то время как Моисей принимал закон.1052 И вновь он закричал, когда они сказали о Спасителе: Да будет распят, да будет распят! Кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27. 23, 25). Закричал, когда они потребовали себе царя,1053 чтобы отступить от Господа Бога Царя. Закричал он во всяком суетном и вероломном. 4. Этими криками собрал он себе народы, которые не он сотворил; ибо Бог сотворил человека по образу Своему (Быт. 1. 27), а дьявол присвоил себе человека лживой своей речью. Собрал он себе племена и народы, собирая богатство неправедно (Иер. 17. 11). Поэтому в пословице говорится о скупом богаче, что эта куропатка собирает богатства неправедно. А мой Иисус как Добрый Судия все делает по правде, Он пришел, как написано, говоря: Я изрекаю правду и суд спасения (Ис. 63. 1 ). 5. Итак, лишив этого преимущества ту куропатку-дьявола, Он отобрал у нее неправедно собранные богатства многих и призвал от заблуждений души язычников и умы сбившихся с пути народов. И так как Он знал, что они обмануты голосом дьявола, то Сам, чтобы разрешить оковы и узы древнего заблуждения, воскликнул сначала в Авеле, вопия как голс его крови (Быт. 4. 10). Воскликнул в Моисее, которому сказал: Что ты взываешь ко Мне (Исх. 14. 15)? Воскликнул в Иисусе Навине.1054 Воскликнул в Давиде, который говорит: Я воззвал к Тебе, спаси меня (Пс. 118. 146). Воскликнул и во всех пророках. Поэтому и к Исаии Он говорит: Возвещай, а тот говорит: Что мне возвещать (Ис. 40. 6)? Воскликнул в Соломоне, созывая гласом глубочайшей мудрости: Идите, ешьте хлеб Мой и пейте вино, Мною растворенное (Притч. 9. 5). Воскликнул также в Своем теле, как скарабей на древе.1055 Воскликнул, чтобы обмануть и обойти кознодея, говоря: Боже, Боже мой, для чего Ты меня оставил (Мф. 27. 46)? Воскликнул, чтобы лишить его добычи, говоря разбойнику: Аминь, аминь говорю тебе, ныне будешь со Мною в раю (Лк. 23.43). И там, где воскликнул Иисус, эта куропатка оставлена теми, кого собрала на половине дней своих.1056 6. Поэтому некоторые полагают, что куропаткам свойственно похищать чужие яйца и согревать своим телом и этой своей ложью отбирать себе чужих детенышей. Но – о чем свидетельствует пословица про глаз ворона1057 – и у птиц есть свои уловки: когда заметит это та птица, у которой либо яйца украдены, либо кладка разорена, либо потомство, обманутое подобием, введено в заблуждение сходством облика, – даже если она и слабее силами, то вооружается хитростью и в нее облачается; и когда воспитательница истощена вскармливанием, а птенцы начнут взрослеть, тогда эта птица возвышает голос и как будто трубою любви созывает потомство. И оно, услышав родной голос, признаёт истинную родительницу и оставляет ложную, И так, желая собрать тех, кого не породила, она теряет тех, кого решила выкормить. 7. Неслучайно и Иисус воззван, потому что люди всего мира были обмануты лестью, кознями, видом куропатки и отошли от собственного Создателя, поддавшись на хитроумные уловки, а теперь они, призванные гласом истинного Родителя, покинули ложного и оставили обманщика на половине дней его (Иер. 17. 11), то есть до скончания этого мира, у которого нас вырвал Господь Иисус и призвал к вечной жизни. Итак, ныне, мертвые для мира, мы живем для Бога.1058 8. Когда эта куропатка будет совершенно оставлена неправедно собранными детьми, тогда спасется тот немудрый, которого избрал Бог и посрамил мудрого, ибо Бог избрал немудрое мира (1 Кор. 1. 27). И поэтому, если кто думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым (1 Кор. 3. 18). Прощай, сын, и нас люби, как и ныне, ибо мы тебя любим. 41 (Maur. 86)1059. Амвросий Сирицию1060
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar