Меню
Назад » »

Святитель Амвросий Медиоланский / Об Иосифе (2)

32. Посмотри же на этого еврея, как он говорит начальни­ку евнухов, который впал в немилость у царя и которого Иосиф восстановил в его служении: Вспомни ты сам, когда хорошо тебе будет, и ты сотворишь мне милость, и напомнишь обо мне (Быт. 40. 14). Он повторил второй раз, потому что знал: тот не вспомнит, какого наказания он избежал, снова приняв власть. Напомнил дважды, потому что дважды избавил его88, и если бы он не запомнил первого благодеяния, подумал хотя бы о последующем и не презрел бы своего спасителя, не оскорбил вероломной из­меной. Но при благоприятных обстоятельствах быстро приходит забвение о благодеянии. Вернувшись к своей должности, он не вспомнил об истолкователе, но забыл его89. Однако, хотя он за­бывал, Христос не забывал, но говорил ему, и через молодого раба90 говорил ему: «Вспомни ты сам...» – то есть: «Хотя бы путем рассмотрения своей должности вспомни, что ты тогда услышал. Но хотя теперь ты и забыл, вспомнишь обо мне позднее, чтобы избежать опасности, – ты, который забыл благодеяние». Од­нако, надмеваясь собственной властью, он не вспоминал. Да и что за власть такая – распоряжаться вином! Вот откуда все хвас­товство: он был начальником евнухов, которые разливали вино в царские чаши. 33. И случилось через два года (Быт. 41. 1). Может, я ошибаюсь относительно этого срока нашего евнуха, однако и время совпада­ет, ведь, после того как он вновь принял служение, в течение двух лет он и не вспомнил, но ему напомнили. Ибо тот, кто не поверил своему сну, понял, что и само царство в этом мире было сном; узнал, что и цари видят сны и власть царей не вечна. Но пусть скорбь быстро минует это место, чтобы не усилиться ей самим упоминанием: мне не нравится вспоминать ни о своей речи, что излилась тогда по причине скорби и вырвалась из-за поношения, причиненного Церкви91. 34. Итак, получив во сне царя предупреждение для себя, глав­ный виночерпий говорит: Грех мой я вспоминаю (Быт. 41. 9). Хотя и позднее это признание, но если бы оно было искренним! После того как согрешил, ты сознаешь, что ранее должен был остере­гаться греха. Как скоро ты забыл слова «вспомни меня»! Ты зна­ешь, что именно тогда были произнесены эти слова; но у тебя был притуплен слух напыщенностью власти, и, опьяненный вином, ты не слышал трезвых слов92. Хотя бы теперь вспомни Меня, ты, кто поздно признаешь грех. Ты, который спрашиваешь простого раба, почему отвергаешь Господа? Опьяняйся уже не вином, а Святым Духом93. Вспомни, что претерпел тот, кто, как и ты, ус­нул и увидел сон94. И он был распорядителем, и распорядителем царских трапез, которые касались дела пекарей. Он считал себя великим, так как имел во власти царский хлеб, но не знал, что его власть подвержена многим изменениям. Угрожал другим тот, кого самого надлежало скоро предать смертной казни; и не услышал Иосифа – того, кто хотя и был простым рабом Господним, но произносил предсказание: что по приказанию самого царя, из-за которого он больше всего льстил себе, голова его будет отсечена и станет пищей, которую бросят птицам95. Хотя бы этот пример должен был обратить тебя, чтобы ты не доверялся лицемерному обману. 35. Есть и другие примеры напыщенности и слабости царс­ких прислужников, которые встречаются в истории позднейшего времени. И Доик96 был начальником, и начальником над царски­ми животными – обучал мулов, то есть скопцов среди животных97. Он тоже донес на священника Господня и обманом подвиг царя к испытанию священника, и он был сириец98. Неужели я ошибаюсь, когда и родина и поступки совпадают? Также и Аман, царский постельничий, когда силился в упорном безрассудстве захватить церкви Господни и ограбить и преследовать верный народ, запла­тил за святотатство суровыми пытками99. 36. Но вернемся к тому распорядителю вина, который, словно опьяненный вином100, надолго забыл своего благодетеля, пока однажды – чтобы найти истолкователя для царя, не в знак благодарности, а из лукавства, он рассказал свою историю. Узнав о ней, царь повелел вызвать Иосифа и, когда его привели из тем­ницы, спросил, может ли тот истолковать ему сновидение. Фара­ону понравилось объяснение, и он избавил Иосифа от неспра­ведливости и воздал ему честь. Итак, смотрите, не совпадает ли с настоящими событиями и это. Была допущена несправедливость, прежде чем царь узнал о ней, а когда царь узнал о нем, вернулась милость. Таким образом, царь невиновен, потому что ту обиду, которую принял святой муж, была нанесена другими, и ту ми­лость, которую он принял, была от царя. 37. Сон же фараонов и толкование его таковы: все, что наме­рен сделать Бог, Он показал фараону. Семь тучных коров – это семь лет; и семь тучных колосьев – это семь лет. Сон фараонов – один. И семь тощих коров, которые поднимались после тех, – это семь лет; и семь колосьев тощих и поврежденных ветром – это семь лет. Будут семь лет голода. Вот почему я сказал: «Все, что намерен сде­лать Бог, Он показал фараону». Вот, наступает семь лет великого изобилия во всей земле Египетской; но наступит и семь лет голода после этого, и забудут об изобилии во всем Египте. И истощит голод всю землю, и не вспомнят об изобилии на земле из-за голода, который будет после этого, ибо он будет очень силен. А что сон повторился фараону дважды, значит, что истинно слово от Бога и поспешит Бог совершить это (Быт. 41. 25–32). 38. Сон древний, а дела недавние. Прежнее было истребле­но последующим, и где раньше было изобилие и плодородие, там сделалась нужда во всем. Вот бы кто-нибудь дал царю такой совет, чтобы его начальник приберег некоторую часть прошлогоднего обильного урожая на будущее, и тогда было бы в излишке боль­шое изобилие для раздачи. Но неумеренная расточительность предыдущего времени оставила ни с чем последующее, и люди, расхищая все, не хотели обратиться к какому-либо Иосифу. Хотя я не Иосиф – ибо кто я такой! – но я провозглашал, что те туные коровы обозначают не только распущенность, но и нерадение о богопочитании, ибо о неверных сказано: Тучные волы окружили меня (Пс. 21. 13), – и об иудейском народе написано: Утучнел, и разжирел, и раздался, и оставил он Бога, Который создал его (Втор. 32.15). И потому этот сон мирского преизбытка не может быть вечным: наступит время, когда к ним подойдет жестокий голод101. 39. И все же я считаю, что этот сон показан не для одного или двух, а предложен всем, ибо семь изобильных лет этого мира, бо­гатых мирским плодородием, поглощаются теми будущими вре­менами102, в которых бесконечный покой и соблюдение духовного закона: их должно охранять колено Ефремово103, богатое плодами для Бога отцов, благая телица, у которой наполнено не телесное вымя, а изобилует духовное молоко и благодать, на красоте ее шеи Бог восседает, как написано: Ефрем – телица, обученная любить победу104 . Я же перешел на красоту шеи ее (Ос. 10. 11). Поэтому елей грешника да не умастит главу нашу (Пс. 140. 5), и плоды лжи не должны нас услаждать, чтобы не было сказано и о нас: Вы посеяли нечестие и собрали его неправду... Ты съел ложный плод, потому что понадеялся на колесницы свои (Ос. 10. 12–13). И меня не смущает, что говорится о тощих и поврежденных ветром колосьях; ведь и Давид тогда был лучше, когда истончался, как паутина105, и дух со­крушенный – жертва Богу (Пс. 50. 19). И оказываются великими те, кого в этом мире тяжкими несправедливостями испытывал дух злобы. 40. Поэтому я думаю, что Иосиф более заслужил таинствен­ную награду, так как сказал о таинственном. Ибо что обозначает перстень, надетый на его палец, как не то, чтобы мы поняли, что ему ниспослано первосвященническое служение веры, чтобы он сам знаменовал других106? Что обозначает одежда, которая есть об­лачение ума, как не дарованное ему Небесным Царем первенство в премудрости? Золотая цепь, видимо, выражает благое познание. Колесница также обозначает высокую степень заслуг107. Кто же тот, кто взял жену из язычников108, если не Тот, Кто собрал Себе Цер­ковь из народов и принял от нее сына Манассию, благодаря ко­торому забыл все Свои скорби, которые имел из-за святотатства иудеев109? Он принял и другого сына, Ефрема, благодаря успеху ко­торого110 стало ясно то, что принятое по плоти умаление и Божества не уничижило, и умножило славу. 41. И всех, кто голодал, посылали к Иосифу. Кто они, если не те, о которых сказано: Возвратятся к вечеру и взалчут, как псы (Пс. 58. 7)? Ведь голод был не в одном месте, а во всей земле, так как не было ни одного, кто творил бы добро111. Потому Господь Ии­сус, милосердствуя о всемирном голоде, отворил Свои житницы112, широко распахнул потаенные сокровищницы премудрости и ве­дения тайн небесных113, чтобы никому не было недостатка в пище. Ибо сказала Премудрость: Придите, ешьте мои хлебы (Притч. 9.5). И потому только тот, кого насыщает Христос, говорит: Господь пасет меня и ничего не лишит меня (Пс. 22. 1). Значит, Христос отворил Свои житницы и продавал, спрашивая не плату в монетах, по цену веры и дань преданности. И продавал Он не малому числу в Иудее, а продавал всем, чтобы в Него веровали все народы. 42. И все страны приходили в Египет к Иосифу покупать хлеб (Быт. 41. 57), потому что продолжался голод. Ибо голодают все, кого не накормил Христос. Купим же пищу, которой сможем из­бавиться от голода. Пусть никто не возвращается назад, видя свою бедность, пусть никто не стыдится, что не имеет серебра. Христос ищет не серебро, а веру, которая драгоценнее серебра114. Купил ее и Петр, у которого не было серебра. Он сказал: Серебра и золота нет у меня, а что имею, то даю тебе. Во имя Иисуса Христа встань и ходи (Деян. 3. 6). И пророк Исаия говорит: Вы, жаждущие, идите к воде; и все вы, у кого нет серебра, идите, покупайте и пейте, и ешьте без серебра и платы за вино (Ис. 55. 1). Ибо не взыскал с нас цены Тот, Кто уплатил за нас цену Своей крови, потому что искупил нас не золотом и серебром, а Своей драгоценной кровью115. Поэто­му ты должен ту цену, которой был куплен; и если бы даже Он не всегда требовал, ты все равно должник. Итак, заплати за Христа не тем, что есть у немногих, а тем, что есть у всех по природе, но немногие приносят из-за страха. Христу принадлежит то, что Он от тебя требует обратно. Он дал жизнь всем, Сам принес Свою смерть за всех. Уплати за Создателя то, что ты должен уплатить по закону. Это непростой договор, не все его с легкостью видят. Вот и дев в Евангелии жених, придя, не впустил и оставил снаружи, по­тому что не купили масла. Поэтому им говорится: Пойдите лучше к продающим и купите себе (Мф. 25. 9). И заслуженно прославля­ется тот купец, который продал все свое имение и купил жемчужину (Мф. 13.46). 43. И сказал Иаков сыновьям своим: Что вы медлите? Вот, я услышал, что есть хлеб в Египте. Сходите туда и купите нам пищи (Быт. 42. 1–2). Иаков сказал это не один раз, ежедневно он гово­рит всем своим сыновьям, которые слишком поздно приходят к благодати Христа: Что вы медлите? Вот, я услышал, что есть хлеб в Египте. Из этого хлеба зерно, которое воскресает. Итак, кто терпит голод, должен приписывать это своей нерасторопности. Вот, – сказал он, – я услышал, что есть хлеб в Египте. Обычно юноши скорее узнают новости, чем старики, потому что многие из юношей проводят время вне дома. Но об этой торговле раньше слышит старик116, и тот старик, в ком – многолетняя седина веры117. Узнает первым старик, в ком – почетная старость и беспорочная жизнь – возраст старости (Прем. 4. 9). 44. И не все берутся за эту торговлю, только сыновья Иакова, притом старшие по возрасту. Потому десять из них отправляют­ся в путь, а младший не отправляется. Отец его оставил, говоря: Чтобы не приключилась с ним болезнь (Быт. 42. 3–4). Младший сын Вениамин был подвержен недугам. Хотя мы читаем о патриархе Вениамине, но прообразовал он Павла из колена Вениаминова118. Иаков справедливо сомневался в его крепости. Он подвергся бо­лезни, чтобы излечиться: испытал слепоту, но эта немощь была ко спасению. Наконец, та слепота принесла ему свет119. 45. Мы услышали историю – познаем тайну. Сначала патриар­хи отправились в путь без Вениамина, а апостолы – без Павла. И тот и другой пришли не первыми, а были призваны теми, которые были первыми и своим приходом сделали их награду более изо­бильной120. Есть, – говорит он, – хлеб в Египте, то есть: «Где силь­нее голод, там больше изобилия». Много хлеба в Египте. Наконец, и Бог Отец говорит: Из Египта Я воззвал Сына Моего (Ос. 11. 1). Из этого зерна такое плодородие121. Ведь могло бы не быть и уро­жая, если бы египтяне прежде не посеяли зерно. Поэтому это хлеб, в существование которого прежде никто не верил; в торговле этим хлебом участвуют патриархи. И хотя они принесли серебро, но бла­гой Иосиф дал хлеб, а серебро вернул, ибо Христос покупается не деньгами, а благодатью: твоею ценой является вера, сю покупаются Божественные тайны. А хлеб этот переносит тот осел, который прежде был нечист по закону, но теперь уже чист по благодати122. 46. Однако младшего сына Вениамина удерживала при себе отеческая любовь и до поры связывала его. Его удерживали око­вы закона, нрав отца. Голод усиливался, потому что он поздно от­правился в путь. За него вступаются двое, Рувим и Иуда123, то есть смирение124 и исповедание125. За него поручаются перед отцом двое, которым он вверяется, из них один – первенец126, другой – вос­крешенный127. Закон – у первого, Евангелие – у воскрешенного. Они ведут младшего Вениамина, и в сопровождении приятных благоуханий128 он приходит, неся с собой смолу129, которой скрепля­ются мраморные камни, чтобы своей проповедью, словно духов­ной смолой, скрепить уже живые камни130; неся также мед, кото­рым вредоносные раны исцеляются изнутри без какой-либо боли разрезания. Ибо такова проповедь Павла, что уничтожала гнилые чувства, выпускала болезненную влагу жалом своего рассужде­ния, желая лучше прижечь воспаленные недра ума, чем разре­зать. Пророк Давид научил нас, что каждение фимиама является символом молитвы, а кассия и ароматическая смола131 – символами погребения, говоря: Смирна, стакти и кассия от риз Твоих (Пс. 44. 9). Ибо Павел пришел проповедовать Крест Господень, то есть вечнозеленый дуб и орехи, скорлупа которых весьма твердая, а плоды мягкие. И недаром первосвященнический жезл Аарона был из ореха и жезл Иеремии – такой же132, и количест­во серебра было в двойном размере133. Кто усомнится, что все это является небесполезными дарами; поскольку и жизнь патриар­ха, и слово апостола цветет в сердце каждого; и речения святых, словно очищенное серебро134, блистают сиянием спасительного наставления? И заслуженно приносят серебро в двойном разме­ре те, в которых прообразовалось пришествие Павла, который награждал пресвитеров, трудящихся в слове и научении, двой­ной честью135. 47. И увидел их Иосиф, и Вениамина, брата своего от одной матери. Теперь уже видны евреи, и видит их Христос, Который есть истинный Иосиф, когда они приходят с прообразом Пав­ла; и говорит им нежно и ласково, чтобы они тоже принимали пищу. А раньше, когда они пришли без Вениамина, он хотя и узнал, но сторонился их, как написано: И говорил с ними суро­во (Быт. 42. 7), – поскольку они не узнавали того, кто узнал их136. Итак, они преуспели благодаря заслуге Павла, которого Господь Иисус любил больше других братьев, словно младшего брата, рожденного от одной матери137. Пусть иудеи обратятся к Тому, Кого они отвергли, чтобы Он был их Господом, Который, хотя и распят, но происходит из их синагоги, словно от одной матери, и любит их больше, пусть даже поздно бы они узнали Творца своего спасения. Но, сознавая свои прегрешения, они не верят, сколь велико милосердие Христа, что Он отпускает грех и прощает несправедливость. И потому в патриархах предызображалось, какими будут их потомки. Их приглашали к благодати, призывали на пир за спасительным столом, а они подозревали, что против них готовится клевета, устраивается засада138. 48. И при дверях дома человеку, который был управителем, стали они говорить, что хотят доказать свою правоту. До сих пор они не решаются войти и предпочитают оправдываться свои­ми делами139 – они хотят построить свою защиту, но не принять благодать, и потому изобличаются в дверях. Но тот, кто ожидает Плод девического чрева и наследство Господа, кто торгует това­ром на правах сына, не покраснеет в дверях от стыда, а на исхо­де этой жизни отражает неприятеля, чтобы тот сознавая свою более тяжкую вину, не становился на пути спешащею к более возвышенному. 49. Поэтому таинственно ответил им домоправитель. И пойми, кто он, когда прочитаешь, что Моисей был верен во всем доме Его (Евр. 3. 5)140. Ибо домоправителями являются Моисей, Петр, Павел и прочие святые, но Один Христос – Господин. И написано, что Моисей был верен во всем доме Его, как слу­житель, для засвидетельствования того, что было возвещено; а Христос – как Сын в Своем доме; дом же Его мы, если только де­рзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним (Евр.5–6). 50. И здесь начальник дома ответил им: Да будет вам ми­лость, не бойтесь; ибо Бог ваш и Бог отцов ваших дал вам со­кровища в мешках ваших: и серебро ваше доброе я получил (Быт. 43.23). Ибо они сказали: Серебро каждого нашли мы в мешках своих. Мы принесли обратно серебро свое по весу его (Быт. 43. 21). О великие и ясно выраженные тайны! Это значит: «Почему вы воспламеняетесь? Почему вы так часто выступаете с при­тязанием, что имеете свое серебро в мешках? Что вы имеете, чего бы не получили? А если получили, что хвалитесь, как будто не получили? Вы уже пресытились, обогатились (1 Кор. 4. 7–8), так как вы уверены, что имеете серебро: но серебро вам дал Бог отцов ваших». Он Бог ваш, Он Бог отцов ваших. Которого вы отвергли. Но Он прощает, Он снисходителен, Он прини­мает обратно, если вы возвращаетесь. Он Тот, Кто не требует вашего серебра, а дарует Свое. Именно Он дал вам серебро в мешках ваших. Теперь есть серебро в ваших мешках, в которых была грязь; и потому один из вас говорит; Ты разодрал руби­ще мое и препоясал меня веселием (Пс. 29. 12). Дар веселия есть Христос, именно Он – ваше серебро, именно Он – ваше бо­гатство. Не взимает с вас Господь Иисус цену Своего хлеба, не требует веса вашего серебра. Ваше серебро поддельное, сереб­ро в мешке – недоброе. 51. Серебро ваше доброе я получил (Быт. 43. 23); то есть не ве­щественное серебро, а духовное; это серебро – доброе: то, кото­рое вы возвратили пожертвованием веры как сыновья Иакова; которое дается без убытка и отсчитывается без какого-либо рас­хода. Ведь такой ценой устраняется ущерб смерти, приобретается выгода жизни141. 52. И они приготовили дары к приходу Иосифа в полдень (Быт. 43. 25). Ускорила полдень вера Павла. Прежде он был слеп, а после стал видеть свет правды; ибо если кто открывает ко Гос­поду путь свой и уповает на Него, то и Господь изведет, как свет, его правду и суд его, как полдень142. И был полдень, когда Бог явил­ся у дуба Мамврийского Аврааму143, которому сиял вечный свет от присутствия Господа. На дворе полдень, когда истинный Иосиф входит в Свой дом, чтобы совершить трапезу. Ибо тогда свет более ярок, когда мы совершаем таинства. 53. И принесли ему дары (Быт. 43. 26). Мы приносим дары, а Он устраивает пир. Он говорит: Подайте хлеб (Быт. 43. 31), который едят одни евреи, а египтяне не могут вкушать144. Но как велико его почтение к ним перед началом пира! Чем не нравственное настав­ление – обыкновение оказывать почтение, милость и проявлять старательность! Братья до сих пор находились под подозрением из-за клеветы, которую, как они думали, наводил на них Иосиф145. Он приглашал их на трапезу: душа их волновалась, а милость его оставалась неизменной. Он первым обращается к ним и первым вопрошает: Как ваши дела? 54. И прибавляет он: Здоров ли отец ваш старец (Быт. 43. 27)? Более сильному подобает приглашать к разговору того, кто ниже его, придавать уверенность его словам, спрашивать не только о них самих, но и о родителях. 55. Они отвечают ему: Здоров раб твой, отец наш (Быт. 43. 28). Он сказал о старце, чтобы почтить его, они назвали его рабом-отроком146, чтобы выразить покорность смирения; посколь­ку старости подобает достоинство, которое требует почтения, а молодость кажется подчиненной и более близкой к скромности, чем к гордости. 56. И окинув их взором, он увидел Вениамина, брата своего от одной матери (Быт. 43. 29). Нравственный смысл таков: тех, кого мы любим, мы видим раньше других; и кого память удерживает первыми, на тех и обращается взор. А если ум занят чем-то дру­гим, то мы не видим и того, кто у нас перед глазами; таким обра­зом, душа управляет нашим взором. Итак, святой Иосиф увидел брата своего Вениамина, которого помнил, которого отыскивал глазами: когда тот отсутствовал, он почти не видел братьев, так как то, что он видел, ему нисколько не помогало. И не довольс­твовался он тем, чтобы лишь увидеть его. И спросил, как будто не зная: Это брат ваш меньший (Быт. 43. 29)? Обыкновение и приятность любви состоит в том, что мы удерживаем своих воз­любленных не только глазами, но и словами. Иосиф узнал свое­го любимца, но спрашивал потому, чтобы того, о ком он помыш­лял, назвать вслух. 57. И при этом он не ждал ответа, но тотчас благословил его и пришел в волнение от плода своего желания. И терзалась внутренность его, так как возможность свободно обнять того, кого он пожелал, откладывалась. И, войдя во внутреннюю комнату, он заплакал; и умыл лицо свое, и сдержался (Быт. 43. 30–31). Жало сильной любви быстро уязвляет сердце, если не ослабля­ются узды, которыми сдерживается желание. Чувством Иосиф побеждался, рассуждением противостоял самому себе: разум боролся с любовью. А заплакал он, чтобы умерить слезами пыл благочестивой любви. 58. Таково нравственное толкование. А вот каково таинс­твенное: Господь Иисус увидел Павла, ибо очи Господни обраще­ны к праведникам (Пс. 33. 16), и сказал: Это брат ваш меныиий? Меньшим все еще называется тот, кто пока не имел зрелого возраста седой веры147, пока не возрос в мужа совершенного, в ту, как сам Павел говорит, меру полного возраста Христова (Еф. 4. 13). Наконец, как о юноше о нем говорится только там, где он охранял одежды побивающих Стефана камнями148. И потому он горячо желал, чтобы Филимон был подобен ему не в юности, а в старости, как и написал: Я очень прошу тебя, поскольку и ты старец, как Павел (Флм. 9). Поэтому он проповедует, что не следует принимать молодых вдовиц149 – не из-за возраста, а из-за некоторой удобопреклонности к проступкам, свойс­твенным юным, и незрелости добродетели. Впрочем, похвала чистоте больше в юноше, чем в старике. И я думаю, что было бы недалеко от истины, если бы мы поняли это так: поскольку, хотя Павел и имел это и ужасался, будучи настигнут, то есть когда с ним приключилась слепота, но начинал приближаться, говоря: Господи, что повелишь мне делать (Деян 9. 6)? Потому Христос назвал его юнейшим, чтобы того, кто призывался к благодати, оправдать от вины, поскольку она совершилась в опасном возрасте. Затем его увидел Христос, когда осиял его свет150, потому что юноши больше из-за страха, чем доводами разума отвращаются от греховного пристрастия. Он применил рожон и, сжалившись, предостерег его, чтобы он не шел про­тив рожна151. 59. А взволнован был Христос, как ты читаешь в Евангелии152, потому что дух Его пришел в волнение, когда Он воздвиг Лазаря; и Он заплакал тогда, чтобы прежде омыть Своими слезами пре­грешения умершего. Но заплакал Он втайне и умыл лицо Свое. Слепота Павла – это плач Христа: он умывает свое лицо, после того как вновь получает утраченный свет153. Христос умыл Свое лицо, когда был крещен Павел, ведь благодаря ему Господа Ии­суса увидели многие. И потому на пиру его доля была впятеро больше154, что Павла подобало предпочесть вышестоящим апос­толам – не только за рассудительность ума, но и за воинствен­ность облика, и красу чистоты. 60. И пили они, и опьянели вместе с ним (Быт. 43. 34). С са­мого начала уверения большее преимущество веры ниспосыла­ется Павлу, о котором было сказано Анании: Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами (Деян. 9. 15). Вначале он опьяняется хмелем, но умеренным, чтобы и самому сказать со святыми: И чаша Твоя опьяняет, ибо велика ее сила (Пс. 22. 5)! 61. И серебряная чаша вкладывается только в его мешок155. Ве­ниамин не знал об этом, Павел заблуждался, но [тем самым] он призывался. Утром за ним посылают человека, ибо ночь слепоты прошла, и приближался день156 веры. 62. Сначала по порядку осматриваются мешки каждого157. Божественное Писание учит тебя нравственности. Прежде по порядку они расположились на пире напротив него, начиная с первородного – в соответствии с возрастом своим158. Ты видишь, что старшему должно быть отведено место. По порядку опять же обыскиваются мешки каждого, чтобы ты знал, что Павел был из­бран небесным судом. Он исключил других и предпочел его. Ни в чьем другом мешке не была найдена серебряная чаша, кроме как в его. И что значит, что она была вложена в мешок? Иосиф напоил братьев, чтобы обмануть: подложил чашу, чтобы брата, которо­го любил, вернуть с помощью благочестивого обмана. Но здесь вновь сияют Божественные тайны. 63. Христос нашел у нас то серебро, которое Сам даровал нам. У нас есть серебро природы, есть и серебро благодати159. Приро­да – дело Творца, благодать – дар Искупителя. И хотя мы не в си­лах видеть дары Христа, но Он дарует, и действует тайно, и дару­ет всем; но немногим свойственно сохранять и не утрачивать их. Однако не всем Он дарует все. Пшеница дается многим, а чаша только тому, кто принимает в дар пророческое и священническое служение. Ибо не все, а только пророк говорит: Чашу спасения прииму и имя Господне призову (Пс. 115.4). 64. Итак, в теле Павла уже сияла проповедь небесного уче­ния, поскольку он был наставлен в законе160. Но он не находился под действием правды Божией: чаша была внутри мешка, уче­ние – внутри закона, светильник161 – под спудом. Но послан был Анания, чтобы дать благословение, возложить руки, развязать мешок. Когда мешок был развязан, вновь засветилось серебро, и, когда спала чешуя, словно некие завязки мешка, он тотчас стал видеть162. Его узами была неверность, а освобождением от них сделалась вера. И потому, когда мешок был развязан, то есть когда было отложено покрывало закона, которое положено на сердце иудеев163, обратившись ко Господу, свободный от пут, достигнув благодати свободы, он говорит: Мы же все откры­тым лицом, как в зеркале, взирая на славу Божию, преображаемся в тот же образ (2 Кор. 3. 18). Когда с Павла была снята обувь закона, босыми стопами свободного слова он проповедовал Евангелие. Иудеи удерживали его и стремились ему помешать, но когда в его мешке засверкало серебро, они разодрали свои одежды и возвратились назад. Ибо свободная проповедь Павла в защиту Христа обнажила иудейский народ и отменила всю их благодать. 65. И потому возвратились назад те, которые не могли смот­реть перед собой. Назад отступают те, которые теряют Христа. Наконец, и в Евангелии, когда они схватили Господа Иисуса, чтобы вести на смерть, они отступили назад и пали на землю (Ин. 18. 6). Справедливо сказано, что они возвращались на­зад164, о тех, кто от той небесной благодати отступали к земному падению. В нравственном смысле надо понимать, что они не хотели возвращаться без брата, а в таинственном – вернуться без Павла; они признавали, что его потеря введет в печаль ста­рость отца парода. 66. И потому Иуда желал остаться у Иосифа165, чтобы не видеть горя, которое постигло его отца, то есть он уже предвидел и стре­мился избежать зол, которые впоследствии настигли иудейский народ. Но так как до сих пор эта свободная проповедь не была прообразом начальников иудейского народа, заплакал Иосиф, то есть в нем зарыдал Христос. 67. И повелел всем уйти, чтобы открыться братьям, по­тому что Он пришел, как Сам говорит, к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 15. 24). И вскричал с плачем: Я – Иосиф; жив ли еще отец мой (Быт. 45. 3)? Это значит, что простер руки Свои к народу неверующему и прекословящему, не требуя ни посла, ни вестника. Сам Господь, желая спасти Свой народ. Я Тот, Который сказал: «вот Я» (Ис. 52. 6). Я открылся не искавшим Меня, Меня обрели не вопрошавшие обо Мне (Ис. 65. 1). Итак, что другое Он возгласил тогда, если не это: Я Иисус (Ин. 18. 5), – когда иудейским старейшинам, вопрошавшим: Ты Сын Божий?– отвечал: Вы говорите, что Я (Лк. 22. 70); когда го­ворил Пилату: Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился (Ин. 18. 37). Когда первосвященнику, говорившему: Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? – повто­рил: Ты сказал. Аминь говорю вам, отныне узрите Сына Челове­ческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных (Мф. 26. 63–64). Следовательно, это то же, что говорит Иосиф: Я Иосиф, я обладаю Божественной силой. Жив ли еще отец мой? – то есть: Я не отвергаю отца, я признаю братьев, если и вы узнаете брата или отец – сына. Жив ли ещё народ Мой, из семьи которого Я избрал Себе брата? 68. Подойдите ко мне (Быт. 45. 4), поскольку Я приблизился к вам так, что через принятие плоти сделал Себя причастником вашей природы. Не избегайте вашего общника, если не признаёте Творца спасения. 69. И подошли они к нему, и сказал он: «Я Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет. Теперь же не печальтесь, и пусть не кажется вам жестоким, что вы продали меня сюда. Ибо для жизни послал меня Бог перед вами» (Быт. 45. 4–5). Какова брат­ская любовь! Как сладостно родство! Он даже оправдывал бра­тоубийственное преступление, говоря, что оно было делом Божественного Промысла, а не человеческого нечестия; так как не людьми он был отдан на смерть, а Господом послан к жизни. Что другое означает то посредничество Господа нашего Иисуса Христа, Который превзошел Своею любовью всех бра­тьев, когда был воздвигнут на Кресте и говорил в защиту на­рода: Отче, прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23. 34)? Что другое означает то святое воззвание Говорившего посреди учеников: Мир вам: это Я, не бойтесь166 (Лк. 24. 36)? И так как, смутившись и устрашась, они полагали, что видят духа, Он вновь сказал им: Что смущаетесь, и для чего такие мысли вхо­дят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня (Л к. 24. 38–39). Уже тогда были от­крыты тайны, которые должны были сбыться в последующие времена. 70. Тут и слова употреблены те же самые, чтобы мы поняли, что это Он Сам: и Тот, Кто прежде говорил в Иосифе, и после – в Своем лице, ведь Он и самих слов не изменил. Ибо сказал тогда Иосиф: Не печальтесь. И затем: Идите к отцу? моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: «Бог поставил меня господином над всей землей Египта» (Быт. 45. 5, 9). И в Евангелии Господь говорит: Не бойтесь. Пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня (Мф. 28. 10). И затем гово­рит: Дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф. 28. 18), – а это то же самое, что сказать: «Это было делом Божественного установления, а не человеческой жестокости, чтобы я принял власть». Не поставляет на вид преступления Тот, Кто исчисляет награду. 71. И то, что мы находим в книге Бытия: Ибо для жизни послал меня Бог перед вами (Быт. 45. 5), – Он повторяет в Евангелии, го­воря: Научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28. 19). Ибо таковы дела и жизнь святых, что они иску­пили даже других. 72. Заметь и то, что неслучайно написано в книге Бытия: И будешь близ меня ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих (Быт. 45. 10). Ибо это есть то, что Он сказал в Евангелии: Вот, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28. 20). 73. Насколько явственна и другая тайна: когда все запове­данное было исполнено, Иосиф обнял брата своего Вениамина и пал на шею его, как и Христос, когда было исполнено Еванге­лие, словно обнимает Павла руками Своего милосердия167, чтобы возвести его, согнутого своим заблуждением, к небу. Поэтому он, воздвигнутый Христом, говорит: А наше жительство – на небесах (Флп. 3. 20). 74. И обрадовался фараон, что Иосиф нашел своих бра­тьев168. Об этом пронесся слух в доме фараона, и он посоветовал святому Иосифу пригласить братьев, чтобы они пришли с отцом, и поручает наполнить их мешки пшеницей и дать им повозки. От­куда такая человечность у варвара, если в этом не являлась та ве­ликая тайна, что Церковь уже не смотрит завистливо, когда полу­чают спасение иудеи, и христианский народ радуется этому при­соединению, и помогает какими может средствами, и – чтобы они скорее были призваны – посылает благовествующих Царс­тво Божие, которым дается по паре одежды169. 75. И Он посылает Павла, когда заимствует слова у Иосифа: Христос дает ему триста золотых монет и пять одежд различного цвета170. Триста золотых монет имеет тот, кто проповедует Крест Христов171, поэтому он говорит: Ибо я рассудил быть у вас не знаю­щим ничего, кроме Христа Иисуса, и притом распятого (1 Кор. 2. 2). И по заслугам принимает он золото, так как он проповедо­вал не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа (1 Кор. 2. 4). Павел получает пять одежд, что означает либо наставления в разнообразной мудрости, либо то, что он, не бу­дучи захвачен никакими прельщениями телесных чувств, одер­живал победу там, где для других – опасность; ведь он преодо­левал все удовольствия плоти исключительным воздержанием и мужеством, ведь его дарования и усердие не притупила никакая телесная немощь, ведь, находясь в теле, он не знал, что у него есть тело. И вот он, будучи восхищен в рай, не зная, в теле или вне тела, слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя было бы пересказать172. Ведь он и на земле не имел земного запа­ха, как сам он учит, говоря: Ибо мы – Христово благоухание Богу в спасаемых (2 Кор. 2. 15). 76. Итак, выделяется Павел, и часть его преизобилует; но все же и у прочих проповедников есть своя благодать. Они по­лучают по паре одежды. Какие? Ты не должен особенно недо­умевать о них, так как прочитал то, что сказано о Премудрости: Двойные одежды сделала она мужу своему (Притч. 31. 22). Одна таинственная, другая – нравственная173. Но не все апостолы, не все пророки, не все учители, не все чудотворцы, не все имеют дар исцелений, не все говорят языками174. Где различны заслуги, там различны и награды. 77. И дары заранее посылает он отцу175. Сын почитает Отца, Христос призывает Свой народ обещаниями, призывает дарами. Эти дары переносят те ослы, прежде бесполезные и годные лишь для тяжких трудов, теперь же полезные – они переносят, в соот­ветствии с прообразом, дары Христа, намереваясь переносить в Евангелии щедрого Подателя даров176. 78. И отпустил он братьев своих, и они пошли. И сказал им Иосиф: Не впадайте в гнев на пути (Быт. 45. 24). Как хорошо он учит остерегаться вспыльчивости, поскольку она может разде­лить даже любящих друг друга братьев, и более всего следует избегать раздора на пути, где товарищи по путешествию долж­ны соблюдать нерушимую дружбу. Разве другое сказал Господь наш Иисус, собираясь уклониться от этого тела и отослать Своих учеников, если не то, чтобы они не впадали в гнев на пути, го­воря: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14. 27)? Там, где мир, нет места гневу, удаляется раздор, изгоняется разногласие. Значит, то, что Он говорит: Мир Мой даю вам, – есть то же, что: Не впадайте в гнев на пути. Смотри, что Он не говорит «на этом пути», это значит, что на всем этом жизненном поприще следует остерегаться негодования, потому что гнев часто даже невинных приводит к преступлению, потому что когда мы слишком гнева­емся177, даже желая предотвратить чужой грех, совершаем более тяжкие грехи. Потому апостол говорит: Не мстите за себя, воз­любленные, но дайте место гневу (Рим. 12. 19), – то есть уклоним­ся от гнева, чтобы он не охватил нас. Поэтому Господь Иисус, посылая учеников на проповедь Евангелия, послал их без золо­та, без серебра, без денег, без сумы, без посоха178, чтобы вырвать и побуждение к ссоре, и орудия мщения. 79. И пошли они из Египта, и пришли в землю Ханаанскую к Иакову, отцу своему; и известили его, сказав: Иосиф, сын твой, жив и теперь владычествует над всею землею Египетскою (Быт. 45. 25–26). Что это за земля Ханаанская? Та, которая колебалась179. Разве не обозначаются столь явно апостольские времена, когда они, входя в колеблющиеся иудейские синагоги, проповедова­ли силу Господа Иисуса? Мы знаем из Деяний апостолов слова Петра: Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы свидетели. Итак, Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Свтаго Духа, излил этот дар, что вы ныне видите (Деян. 2. 32–33)? Обязательно обратим внимание, что жив и владычествует всею землею Тот, Кто открывает Свои житницы и дарует всем изоби­лие духовной благодати. Это говорили апостолы, но иудеи не верили и налагали на них руки и заключали в тюрьму проповед­ников спасения180. 80. Поэтому и об Иакове написано: Он пришел в замеша­тельство (Быт. 45. 26), – потому что не верил им. Он пришел в замешательство из-за неверия толпы, но после того как узнал о служении Христа, радуясь столь великим благодеяниям и делам, он вновь воспрял духом, говоря: Довольно сего для меня, если жив еще сын мой Иосиф. Пойду и увижу его, прежде чем умру (Быт. 45. 28). Первое и величайшее основание веры – верить в воскресе­ние Христа181. Всякий, кто поверил в Его воскресение, стремит­ся отыскать Его, с преданностью приступает к Нему и почитает Бога из глубины сердца, ведь он верит, что сам не умрет, если верит в Творца воскресения182.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar