Меню
Назад » »

Святитель Амвросий Медиоланский / О таинствах (2)

22. Слушай внимательно. «Подобно и чашу после вечери, накануне Своих страданий, Он взял, возвел очи Свои на небо, к Тебе, Святый Отче, Всемогущий Боже, воздав благодарение, благословил, преподал Своим ученикам и Апостолам, говоря: “Примите и пейте из нее все, ибо это есть кровь Моя”». Заметь, что все эти слова принадлежат Евангелисту, до слов “Примите”, говорящих о Теле и Крови, а затем уже идут слова Христовы: “Примите и пейте из нее все, ибо это есть кровь Моя”. 23. Обрати внимание на одну подробность. Священник произносит: “Он накануне Своих страданий взял хлеб в святые Свои руки”. До освящения – это хлеб, но после произнесения слов Христа – это Тело Христово. А теперь послушай Говорящего: “Примите и вкусите от него все, ибо это есть Тело Мое”. Прежде произнесения слов Христа, в чаше – вино и вода, после же действия слов Христа – там кровь, искупившая людей. Посмотрите же, сколь могущественно слово Христа, которое изменяет все существующее. Наконец, Сам Господь Иисус засвидетельствовал нам, что мы принимаем Его Тело и кровь. Должны ли мы сомневаться в истинности Его свидетельства? 24. Вернемся теперь к тому, о чем я говорил. Воистину велико и достойно почтения то, что манна излилась с неба для иудеев. Но подумай, что значительней: манна с неба или Тело Христово? Несомненно, Тело Христа, Который есть Творец неба. Далее, тот, кто ел манну, умер, а тот, кто будет вкушать это Тело, получит оставление грехов и не умрет вовек (см. Ин 6:49,58). 25. Значит, не напрасно ты говоришь: “Аминь”, признавая в сердце, что принимаешь Тело Христово. Поэтому когда ты подходишь, священник говорит тебе: “Тело Христово”, ты же отвечаешь: “Аминь”, то есть “Истинно”. Пусть же то, что исповедует язык, происходит из твоего внутреннего чувства. Знай же, что это есть то таинство, которое было предызображено ранее. 26. Пойми, сколь велико это таинство. Слушай, что Он говорит: Всякий раз, когда вы будете совершать это, в Мое воспоминание совершайте, доколе Я снова не приду (см. 1 Кор 11:26). 27. Священник же произносит: “Итак, воспоминая Его преславные страдания и из ада воскресение и на небо вознесение, приносим Тебе эту Жертву непорочную, Жертву разумную, Жертву бескровную, этот святой Хлеб и эту Чашу жизни вечной, и просим и умоляем, приими это приношение в горний Твой жертвенник руками ангелов Твоих, как Ты благоволил принять дары отрока Твоего праведного Авеля и жертву патриарха нашего Авраама и жертву, которую принес Тебе первосвященник Мелхиседек”. 28. Итак, что тебе сказал Апостол о том, когда ты принимаешь таинство? Всякий раз, когда мы принимаем его, мы возвещаем смерть Господню (1 Кор 11:26). Если же мы возвещаем смерть, то мы возвещаем и оставление грехов. Если же всякий раз, когда пьется кровь, она пьется в оставление грехов, то тогда я должен всегда принимать ее, чтобы мне всегда отпускались грехи. Я, согрешающий всегда, должен всегда иметь врачевство. 29. Между тем и сегодня мы смогли многое объяснить. Завтра же и в субботу, если будет возможность, мы будем говорить о молитве Господней и о ее составе. Да сохранит Господь Бог наш благодать вам, которую даровал, и да благоволит всецело просветить ваши очи, которые отверз, через Единородного Сына Своего, Царя и Спасителя, Господа Бога нашего, через Которого и с Которым Ему хвала, честь, слава, величие, сила со Святым Духом от века, и ныне, и всегда, и во все веки веков. Аминь. Книга V 1. Вчера в нашей беседе мы приступили к изучению таинств святого алтаря. Мы узнали, что эти таинства были предызображены «еще» во времена Авраама, когда святой Мелхиседек, «не имеющий ни начала, ни конца дней» (см. Евр 7:3), принес жертву. Внимай тому, о человек, что говорит апостол Павел «в Послании» к Евреям. Где те, которые говорят, что Сын Божий во времени? Ведь о Мелхиседеке сказано, что он не имеет ни начала, ни конца дней. Если Мелхиседек не имеет начала дней, то неужели Христос может их иметь? Ведь образ «истины» не больше «самой» истины. Ты знаешь, что Он есть «Первый и Последний» (Откр 1:17; 22:13). Первый, ибо Он – Творец всего, Последний же не потому, что Он имеет конец, но потому, что Сам полагает конец всему. 2. Итак, мы сказали, что на алтаре поставляется чаша и полагается хлеб. Что вливается в чашу? Вино. А что еще? Вода. Но ты мне говоришь: “Как же так? Мелхиседек предложил вино и хлеб. Что же означает добавление воды?”. Слушай и разумей. 3. Прежде всего, что было предызображено во времена Моисея? Когда иудейский народ жаждал и роптал из-за того, что не мог найти воду, Бог повелел Моисею ударить жезлом скалу (см. Исх 17:1–6). Моисей ударил скалу и она излила большой поток воды, как говорит Апостол: «Они пили из следовавшей за ними скалы, скалой же был Христос» (см. 1 Кор 10:4). Скала, следовавшая за народом, не была неподвижной. Пей и ты, чтобы и тебе сопутствовал Христос. Обрати внимание на тайну. «Как» Моисей, то есть пророк, «ударяет» жезлом, то есть словом Божиим, «так и» священник словом Божиим “ударяет скалу”. Вода изливается и народ Божий пьет. Значит, священник “ударяет” чашу. Вода в чаше изливается в изобилии и бьет ключом в жизнь вечную (ср. Ин 4:14). И пьет народ Божий, последовавший за благодатью. 4. Итак, теперь ты это знаешь. Послушай и другое. Во время страстей Господних, когда приближалась Великая суббота, а Господь наш Иисус Христос и разбойники были еще живы, были посланы «воины», чтобы их умертвить. Придя, они нашли Господа нашего Иисуса Христа мертвым. Тогда один из воинов пронзил копьем Его бок и из Его бока истекла кровь и вода (см. Ин 19:31–34). Почему вода? Почему кровь? Вода – чтобы очистить, кровь – чтобы искупить. Почему из бока? Потому что откуда вина, оттуда и благодать. Вина «произошла» через женщину, благодать же – через Господа нашего Иисуса Христа (см. Ин 1:17). 5. Ты подошел к алтарю. Тебя призывает Господь Иисус, призывает душу твою, призывает Церковь, и она говорит: «Да лобзает Он меня лобзанием уст Своих» (Песн 1:1). Хочешь приложить «эти слова» к Христу? Нет ничего более приятного. Хочешь «приложить их» к своей душе? Нет ничего более радостного. 6. “Да лобзает Он меня”. Он видит, что ты чист от всякого греха, ибо прегрешения (delicta) «твои» смыты. Он считает тебя достойным небесных таинств и приглашает тебя на небесный пир. “Да лобзает Он меня лобзанием уст Своих”. 7. Наконец, ввиду того, что последует, видит душа твоя, видит человеческая природа, видит и Церковь, что она чиста от всех грехов. Она видит, что достойна и может приблизиться к алтарю Христову. А что есть алтарь, если не образ Тела Христова? Она видит чудные таинства и говорит: “Да лобзает Он меня лобзанием уст Своих”, то есть, “Да преподаст мне Христос лобзание”. 8. Почему? «Ибо перси» (ubera) «Твои лучше вина» (ср. Песн 1:1), то есть Твоя любовь (sensus), Твои таинства лучше вина. Лучше того вина, которое хотя и имеет приятный вкус, доставляет удовольствие и радость, однако это радость мира сего. В Тебе же – радость духовная. Поэтому здесь Соломон представляет уже брак Христа и Церкви, либо духа и плоти, либо духа и души. 9. И добавляет: «Миро разлитое – имя Твое, потому девицы возлюбили Тебя» (см. Песн 1:2). Кто же эти девицы, если не души, обновленные Духом Святым, которые сбросили ветхость этого тела? 10. «Влеки нас, мы побежим вслед благоухания Твоего» (см. Песн 1:3). Видишь, сказано, что ты не можешь следовать за Христом, если Он Сам не привлечет тебя. Наконец, чтобы ты знал, Он говорит: «Когда Я буду вознесен, всех привлеку к Себе» (см. Ин 12:32). 11. «Царь ввел меня в спальню Свою» (см. Песн 1:3). По-гречески: ‘в хранилище Свое’ или ‘в кладовую Свою’19. Туда, где приятные напитки, благоухания, сладкий мед, разнообразные фрукты, различные яства, чтобы твоя трапеза была украшена многими блюдами. 12. Итак, ты подошел к алтарю, ты принял Тело Христово. Послушай еще о том, какие таинства ты получил. Послушай, что говорит святой Давид. Он в Духе предвидел эти таинства, радовался и говорил, что ни в чем не имеет недостатка. Почему? Потому что тот, кто примет Тело Христово не будет алкать вовек (ср. Ин 6:35). 13. Сколько раз ты слышал двадцать второй псалом, не понимая его? Смотри как он подходит к небесным таинствам20. «Господь пасет меня и я ни в чем не буду иметь недостатка; там, на пастбище, Он поселил меня. На воде отдохновения Он воспитал меня, обратил душу мою. На путь правды Он привел меня ради Имени Своего. Посему, если я пойду среди тени смерти, я не убоюсь зла, ибо Ты – со мной. Жезл Твой и посох Твой ободрили меня». Жезл – «знак» власти, посох – «знак» страдания, то есть «знаки» извечной Божественности Христа и «Его» телесного страдания. Божество сотворило, а страдания искупили. «Ты приготовил мне трапезу перед лицом угнетающих меня. Ты умастил елеем голову мою и как прекрасна опьяняющая чаша Твоя» (см. Пс 22:1–5). 14. Итак, вы подошли к алтарю, вы получили благодать Христову, вы приняли небесные таинства. Церковь радуется об искуплении множества людей. Она духовно ликует, видя рядом с собой семью в белых одеждах21. Об этом говорится в Песни Песней. Ликующая Церковь приглашает Христа на приготовленный пир, который, кажется, подобен небесному пиру. И потому она говорит: «Пусть придет Брат мой в Свой сад и берет плод с плодоносных деревьев Своих» (ср. Песн 5:1). Что это за плодоносные деревья? В Адаме ты был сухим деревом, а теперь благодатью Христовой вы разрастаетесь как плодоносные деревья. 15. Господь Иисус охотно принимает приглашение и с небесным почтением, отвечая Своей Церкви, говорит: «Я пришел в Мой сад, собрал мирру с благовониями Моими, поел Мой хлеб с медом Моим, напился вина Моего с молоком Моим. Ешьте, братья Мои и пейте допьяна» (см. Песн 5:1). 16. “Собрал Я мирру с благовониями Моими”. Что это за сбор? Узнайте, «что такое» виноград, и поймете, «что за» сбор. Ска­зано: «Ты перенес виноград из Египта» (см. Пс 79:9), речь идет о народе Божием. Вы – виноград, «и» вы – сбор. Вы подобны пересаженному винограду, приносящему плоды во время сбора. “Собрал Я мирру с благовониями Моими”. Это то благоухание, которое вы приняли. 17. “Я поел Мой хлеб с медом Моим”. Ты видишь, что в этом хлебе нет никакой горечи, но всякое наслаждение. “Я напился вина Моего с молоком Моим”. Ты видишь, что это такая радость, которая не омрачена никакой грязью грехов. Ведь всякий раз, когда ты пьешь, ты получаешь отпущение грехов и “пьянеешь” в Духе. Об этом говорит и Апостол: «Не упивайтесь вином, но наполняйтесь Духом» (см. Еф 5:18). Ведь тот, кто опьянен вином, качается и шатается, тот же, кто “опьянен” Духом, укоренен в Христе. И это “опьянение” прекрасно, потому что производит трезвость ума. Таков наш краткий обзор таинств. 18. Что может быть превосходнее молитвы? И не считайте маловажным для добродетели знать, как следует молиться. Святые Апостолы сказали Господу Иисусу: “Господи, научи нас молиться, как Иоанн научил своих учеников”. Тогда Господь произнес молитву: «Отче наш, Который на небесах, да святится имя Твое, да придет Царство Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш каждодневный подай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не допусти нам впасть в искушение, но избавь нас от лукавого» (ср. Лк 11:1–4; Мф 6:9–13). Смотри, как кратка молитва, но она полна всевозможных достоинств. Как велика благодать первого слова! 19. О человек, ты не смел поднять свое лицо к небу, ты опускал свои глаза на землю, но внезапно ты принял благодать Христову и тебе были отпущены все грехи. Из плохого раба ты стал хорошим сыном. Поэтому хвались не своими делами, но благодатью Христовой. «Благодатью вы спасены», говорит Апостол (Еф 2:5). Итак, это не дерзость, а уверенность. Восхвалять то, что ты получил, – не надменность, а благочестие. Итак, подыми глаза свои к Отцу, Который родил тебя крещением, к Отцу, Который искупил тебя через Сына Своего, и говори: “Отче наш”. Это настоящее дерзновение, но благоразумное. Ты обращаешься к Отцу как сын, но не требуй для себя чего-нибудь особенного. Он Отец преимущественно Одного Христа, для всех же нас Он Отец в общем «смысле». Ибо Одного Его Он родил, нас же – сотворил. Итак, говори же и ты по благодати: “Отче наш”, чтобы удостоиться быть Его сыном. Доверься мнению Церкви. 20. “Отче наш, Который на небесах”. Что значит “на небесах”? Слушай, что говорит Писание: «Высок над всеми небесами Господь» (см. Пс 112:4). И ты везде найдешь, что Господь над небесами небес, как будто и ангелы и господства не на «этих» небесах, но на тех, о которых сказано: «Небеса проповедуют славу Божию» (Пс 18:2). Небо там, где прекратился грех; небо там, где уничтожаются преступления; небо там, где нет смертельной скорби. 21. “Отче наш, Который на небесах, да святится имя Твое”. Что значит “да святится”? Как будто мы хотим, чтобы освятился Тот, Кто говорит: «Будьте святы, ибо Я Свят» (см. Лев 19:2); или как будто наше пожелание может что-то добавить к Его святости. Нет, но да святится «имя Его» в нас, чтобы Его освящение достигло нас. 22. “Отче наш, Который на небесах, да святится имя Твое, да придет Царство Твое”. Как будто Царство Божие не вечно. Сам Иисус говорит: «Я на то родился» (Ин 18:37), а ты говоришь Отцу: “Да придет Царство Твое”, как будто оно не пришло. Но Царство Божие пришло тогда, когда вы получили Его благодать. Ведь Он Сам сказал: «Царство Божие между вами есть» (ср. Лк 17:21). 23. “Да придет Царство Твое, да будет воля Твоя и на земле как на небе. Хлеб наш каждодневный подай нам сегодня”. Все примирилось Кровью Христовой как на небе, так и на земле (см. Кол 1:20). Освятилось небо, был низвергнут диавол. Он обитает там, где и человек, которого он обманул. “Да будет воля Твоя”, то есть, да будет мир на земле, как и на небе. 24. “Хлеб наши каждодневный подай нам сегодня”. Я вспоминаю о том, что я говорил, когда объяснял «вам» таинства. Я говорил вам, что прежде «произнесения» слов Христа, приношение называется хлебом. После того же, как слова, принадлежащие Христу, будут «произнесены», оно уже называется не хлебом, но именуется Телом «Христовым». Почему же в молитве Господней, которая произносится после «освящения», говорится: “хлеб наш”? «Хотя» Господь сказал о Хлебе, но назвал его ™pioЪsion, то есть насущным (substantialem). Это не тот хлеб, который входит в «наше» тело, но это – Хлеб жизни вечной, который питает нашу душу. Потому по-гречески он называется ™pioЪsioj. По-латински же этот Хлеб называется “каждоднев­ным”, потому что греки называют наступивший день tѕn ™pioа­san №mљran. Итак, очевидно, что сказанное как по-латин­ски, так и по-гречески одинаково пригодно. Одним греческим словом выражается и одно и другое значение, латинское же слово говорит о каждодневном «хлебе». 25. Если же это каждодневный Хлеб, то почему ты должен принимать его однажды в год (post annum illum), как это в обычае на Востоке у греков22? Принимай ежедневно то, что будет ежедневно полезным для тебя. Живи так, чтобы ты был достоин принимать его каждый день. Кто недостоин принимать его ежедневно, тот недостоин принимать его и однажды в год. Таким же образом святой Иов каждый день приносил жертву за своих сыновей из опасения, что они, может быть, согрешили в сердце или слове (см. Иов 1:5). Итак, ты слышишь, что всякий раз, когда приносится Жертва, возвещается смерть Господня (см. 1 Кор 11:26), воскресение Господа, Его вознесение и оставление грехов. И ты не принимаешь ежедневно этот Хлеб жизни? У кого есть рана, тот ищет лекарство. Рана – наша подверженность греху, лекарство – небесное и достопоклоняемое таинство. 26. “Хлеб наш каждодневный подай нам сегодня”. Если ты принимаешь «Хлеб» ежедневно, то каждый день для тебя – “сего­дня”. Если сегодня Христос пребывает с тобой, значит Он воскресает ежедневно. Каким образом? «Ты – Сын Мой, сегодня Я родил Тебя» (см. Пс 2:7). Значит, “сегодня” – это когда Христос воскресает. «Вчера и сегодня Он пребывает» (ср. Евр 13:8), говорит апостол Павел. А в другом месте он говорит: «Ночь прошла, день же приблизился» (см. Рим 13:12). Вчерашняя ночь прошла, сегодняшний день приблизился. 27. Далее следует: “И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим”. Что такое долг, если не грех? Итак, если бы ты не взял в долг чужие деньги, то не стал бы бедным. Потому и вменяется тебе грех. У тебя были деньги, ибо ты был рожден богатым. Ты был богат, будучи создан по образу и подобию Божию (см. Быт 1:26–27). Ты потерял то, что имел – смирение, и в то же время ты требуешь наказания за надменность. Ты потерял деньги, ты стал нагим, как Адам. Ты взял в долг у диавола то, что не нужно. И потому ты, который был свободным во Христе, стал должником диавола. Твоя долговая расписка была у врага, но Господь пригвоздил ее ко Кресту и Своей Кровью изгладил ее. Господь отнял твое обязательство и вернул тебе свободу. 28. Итак, хорошо сказано: “И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим”. Смотри, ты как бы говоришь: “Как я прощаю, так и Ты прости мне”. Если ты прощаешь, то даешь доброе согласие, чтобы было прощено и тебе. Если же ты не прощаешь, то как Он может дать согласие «на твое прощение»? 29. “И не допусти нам впасть в искушение, но избавь нас от лукавого”. Смотри, о чем здесь говорится: “И не допусти нам впасть в искушение, которое мы не сможем перенести”23. Не сказано: “Не вводи в искушение «никогда»”, но подобно тому, как атлет желает для себя такого испытания (temptationem), которое способна вынести человеческая природа, так и чтобы каждый освободился “от лукавого”, то есть от врага и от греха. 30. Господь же, Который уничтожил ваши грехи и простил ваши прегрешения, силен сберечь и сохранить вас от вражеских козней диавола, чтобы враг, имеющий обыкновение производить грех, не застал вас врасплох. А тот, кто вверил себя Богу, не боится диавола. Ибо «если Бог за нас, то кто против нас?» (см. Рим 8:31). Поэтому Ему хвала и слава от века и ныне и всегда и во все веки веков. Аминь. Книга VI 1. Как Господь наш Иисус Христос есть истинный Сын Божий (не как все люди, по благодати, но как Сын Божий, рожденный из сущности Отца24), так истинна и Плоть Его, которую мы принимаем, как Он Сам сказал, и Кровь Его есть истинное питие (ср. Ин 6:55). 2. Но ты, может быть, скажешь (как говорили в свое время ученики Христовы, услышав Его слова: Кто не будет есть Плоть Мою и пить Кровь Мою, тот не будет пребывать во Мне и не будет иметь жизни вечной (ср. Ин 6:54)), – возможно, ты скажешь: “Разве она истинна? Напротив. Ведь я вижу подобие, но не вижу настоящей крови?”. 3. Прежде всего я сказал тебе о слове Христа, которое действует так, что может изменять и прелагать естественные законы25. Далее, когда ученики услышали слова Христовы о том, что Он даст есть Свою Плоть и пить Свою Кровь, то не стерпели этого и отошли от Него (ср. Ин 6:61–68). И только один Петр сказал: Ты имеешь глаголы жизни вечной. Куда мне идти от Тебя? (см. Ин 6:68). Итак, немногие смогли бы сказать подобное, как бы опасаясь настоящей крови. Поэтому чтобы благодать искупления была сохранена, ты принимаешь таинство в подобии, но обретаешь благодать и силу истинной природы. 4. Я – Хлеб живой, сошедший с неба (см. Ин 6:41), – говорит Он. Однако плоть не сошла с неба, поскольку плоть Он воспринял на земле от Девы. Каким же образом Хлеб сошел с неба и Хлеб Этот – живой? Именно потому, что Господь наш Иисус Христос причастен и Божеству, и телесности, ты, принимая Плоть Его посредством этой пищи, причащаешься Его Божественной сущности. 5. Итак, ты узнал о таинствах. Ты познал все во всей полноте, будучи крещен во Имя Троицы. Во всем, что мы совершили, была заключена тайна Троицы. Везде у Отца и Сына и Духа Святого одно действование, одно освящение, хотя и есть, кажется, некие особенности. 6. Каким образом? Бог тебя помазал, Господь тебя запечатлел и вложил в твое сердце Духа Святого (ср. 2 Кор 1:21–22). Итак, ты принял Духа Святого в свое сердце. Послушай и другое. Поскольку Дух Святой в твоем сердце, то и Христос также в твоем сердце. Об этом говорит Христос Церкви в книге Песнь Песней: Положи Меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою (Песн 8:6). 7. Итак, тебя помазал Бог, тебя запечатлел Христос. Каким образом? Ты был запечатлен знаком Его Креста, знаком Его страданий. Ты принял печать для уподобления Ему, чтобы ты воскрес по Его образу и жил по Его примеру. Он был распят для греха и живет для Бога. Подобно и твой ветхий человек, погруженный в купель, был распят для греха, но воскрес для Бога (ср. Рим 6:4–6,10). 8. Далее, что было прочитано позавчера, о чем говорил Апостол? Ведь есть различия в дарах, но Дух – Один и Тот же; есть различия в служениях, но Господь – Один и Тот же; есть различия в действованиях, но Бог – Один и Тот же, Который производит все во всех (см. 1 Кор 12:4–6). Все производит Бог, говорит Апостол. Но было прочитано и о Духе Божием: Один и Тот же Дух, разделяющий каждому, как Он хочет (см. 1 Кор 12:11). Послушай, что говорит Писание: Дух разделяет по Своей воле, а не из подчинения. Итак, Дух уделил вам благодать по Своему желанию, не по принуждению, именно потому, что Дух Божий – это Дух Христов. Запомните: Он есть Дух Святой, Он – Дух Параклит. 10. Ариане полагают, что умаляют Святой Дух, называя Его Духом Параклитом. А что значит Параклит, если не Утешитель? Как будто не об Отце было прочитано, что Он Сам есть Бог утешения (2 Кор 1:3). Итак, ты видишь, что ариане считают умалением Святого Духа то, чем благочестие прославляет могущество Вечного Отца. 11. Теперь послушайте о том, как мы должны молиться. Существует множество требований к молитве. Немаловажен вопрос о том, где ты должен молиться. Апостол говорит: Желаю, чтобы мужи молились на всяком месте, воздевая чистые руки без гнева и рассуждения (см. 1 Тим 2:8). А Господь в Евангелии говорит: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь, молись Отцу твоему (см. Мф 6:6). Не кажется ли тебе, что есть противоречие между тем, что говорит Апостол: “Молись на всяком месте”, и тем, что говорит Господь: “Молись внутри твоей комнаты”? Однако противоречия нет. Итак, давайте вкратце рассмотрим это, а затем то, как ты должен приступать к молитве и в каком порядке ее произносить, что добавлять, на что ссылаться, как заканчивать молитву, и затем, о чем ты должен молиться. Давайте поговорим обо всем этом. 12. Прежде всего, где ты должен молиться? Кажется, что Павел говорит одно, а Господь – другое. Неужели Павел смог бы учить вопреки наставлениям Христа? Никогда. В чем же дело? В том, что он не противник Христа, а Его истолкователь, поскольку говорит: Будьте моими подражателями, подобно как и я – Христа (см. 1 Кор 4:16; 11:1). Итак, что же? Ты можешь всегда и везде молиться в своей комнате. Твоя комната везде с тобой. Даже если ты будешь находиться среди язычников или иудеев, ты сможешь молиться, ибо везде с тобой есть уединенное место. Твоя комната – это твоя душа. Хотя бы ты находился среди толпы, в твоем внутреннем человеке содержится твое тайное и уединенное место. 13. “Ты же, когда молишься, войди в комнату твою”. Хорошо Он говорит: “Войди”, чтобы ты не молился, как иудей, о котором сказано: Народ этот устами чтит Меня, сердце же их далеко отстоит от Меня (см. Ис 29:13; Мф 15:8). Итак, пусть твоя молитва исходит не только из одних уст. Устремляйся всей душой, войди в тайники твоего сердца, войди всецело. Пусть не найдет тебя поверхностным Тот, Кому ты желаешь понравиться. Пусть Он увидит, что ты молишься в сердце, и да удостоит тебя, молящегося в сердце, Своего внимания. 14. “Ты же, когда молишься, войди в комнату твою”. Ты узнаешь об этом и из другого места: Иди, народ мой, и войди в убежища твои, дабы укрыться немного, доколе не пройдет гнев Господень (см. Ис 26:20). Господь говорил это через пророка. В Евангелии же Он говорит: “Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь, молись Отцу твоему”. 15. Что значит “затворив дверь”? Что для нас является “две­рью”? Знай же, что у тебя есть “дверь”, которую ты должен затворять всякий раз, когда молишься. О, если бы женщины уразумели это! Ты же уразумел это, ибо святой Давид научил тебя, говоря: Положи, Господи, охрану устам моим, и дверь в ограждение уст моих (см. Пс 140:3). В другом месте о “двери” говорит апостол Павел: Да будет открыта мне дверь слова для возвещения тайны Христовой (см. Кол 4:3). Таким образом, когда ты молишься, не кричи, не разглашай и не выставляй напоказ свою молитву перед толпой. Молись втайне, будучи уверен, что Тот, Кто все видит и все слышит, сможет услышать тебя втайне. “И молись Отцу Твоему втайне”. Ведь Он, Видящий втайне (см. Мф 6:6), слышит твою молитву. 16. Давайте зададим вопрос: “В чем же польза? Почему мы должны молиться именно втайне, а не с воплями?”. Слушай. Возьмем пример из жизни. Если ты обращаешься к кому-то, кто хорошо слышит, ты не прибегаешь к крику. Ты говоришь тихо, спокойным голосом. Если же ты обратишься к глухому, не начнешь ли ты кричать, чтобы он смог тебя услышать? Значит, тот, кто кричит молясь, считает наоборот. Ондумает, что если не будет кричать, то Бог не сможет его услышать. Но, обращаясь так к Богу, он умаляет Его могущество. Тот же, кто молится в тишине, показывает свою веру и исповедует, что Бог испытывает сердце и утробы (Пс 7:10), и что Он слышит твою молитву прежде, чем твои уста произнесут ее. 17. Итак, посмотрим далее: Желаю, чтобы мужи молились на всяком месте (см. 1 Тим 2:8). Почему Апостол сказал о мужах? Несомненно, что молитва свойственна и женщинам, и мужчинам. Я не нахожу причины. Может быть, святой Апостол сказал о мужах для того, чтобы женщины, ухватившись за превратно ими понятое “на всяком месте”, не стали бы везде производить шум. А таковых мы не можем терпеть в Церкви. 18. “Желаю, чтобы мужи”, то есть те, которые могут соблюдать это наставление, “молились на всяком месте, воздевая чистые руки”. Что значит “чистые руки”? Неужели во время своей молитвы ты должен изображать перед язычниками Крест Господень26? Но ведь это – знак мужества, а не стыда. Однако у тебя есть возможность молиться, не совершая внешних знаков, а “воз­вышая” свои действия. Если ты желаешь совершать всякое дело безупречно, то ты темсамым “воздеваешь чистые руки”. Ты не воздеваешь их ежедневно. Воздев однажды, тебе не нужно воздевать их снова. 19. “Желаю, чтобы мужи молились на всяком месте, воздевая чистые руки без гнева и рассуждения”. Нет ничего более правильного. Гнев, – сказано, – губит и разумных (Притч 15(LXX)). Поэтому христианин должен всегда, насколько это возможно, подавлять гневливость, особенно, когда он приступает к молитве. Пусть негодование не смущает твою душу, пусть никакое ярое бешенство не препятствует твоей молитве. Лучше приступай кмолитве со спокойным сердцем. Почему ты гневаешься? Твой раб совершил проступок? Ты приступаешь к молитве, чтобы твои собственные прегрешения были прощены, а сам негодуешь на других. Итак, это и есть молиться “без гнева”. 20. Теперь рассмотрим, что значит “без рассуждения”? Очень часто торговец, или скорее скряга, приступая к молитве, думает о деньгах, иной о наживе, иной о славе, иной о предмете своей страсти, и каждый считает, что Бог сможет его услышать. Поэтому когда ты молишься, ты должен Божие предпочитать человеческому. 21. Желаю, – говорит апостол Павел, – чтобы также и жены молились, не хвастаясь своими украшениями и жемчугами (ср. 1 Тим 2:9). Но и апостол Петр говорит: Доброе поведение жены имеет столь сильное влияние, что может изменить чувства неверующего мужа и обратить его к благодати Христовой (ср. 1 Пет 3:1). Насколько действенно зачастую слово благоразумного человека, настолько убедительны целомудрие и доброе поведение жены, чтобы привести ее мужа к вере и благочестию. Итак, пусть украшением жены будет не прическа и не плетение волос, – говорит Апостол, – а молитва из чистого сердца, где сокровенный сердца человек, который всегда богат у Бога (ср. 1 Пет 3:3–4). Итак, ты знаешь, в чем твое богатство. Во Христе твое богатство – это целомудрие, скромность, святость веры, благочестие, милосердие. Это – сокровища праведности, как сказал пророк27. 22. Теперь послушай о том, с чего ты должен начинать молитву. Скажи мне, если бы ты захотел обратиться к кому-то и начал бы так: “Дай мне то, что я прошу!”, – не кажется ли тебе, что такое обращение дерзко? Именно поэтому молитва должна начинаться с восхваления Бога, поскольку ты обращаешься к Всемогущему Богу, для Которого возможно все, и Который желает исполнить просимое. Далее следует моление, как учит Апостол, говоря: Итак прошу, прежде всего, совершать молитвы, моления, прошения, благодарения (см. 1 Тим 2:1). Итак, молитва должна иметь: во-первых – восхваление Бога, во-вто­рых – моление, в-третьих – прошение, в-четвертых – благодарение. Ты не должен начинать молитву словно голодный, который говорит только о пище, но начинай ее с восхвалений Бога. 23. Потому искусные ораторы и придерживаются этого же принципа, чтобы благорасположить к себе судью. Они начинают с похвалы ему, чтобы при благосклонности судьи сделать его своим защитником. Затем мало-помалу начинают упрашивать судью, чтобы он удостоил выслушать. В-третьих начинают излагать свою просьбу, стараясь говорить ясно. В-четвертых…28 как начинают с восхвалений Бога, так должен каждый из нас заканчивать восхвалением и благодарениями. 24. Ты найдешь это в молитве Господней (см. Мф 6:9). Отче наш, Который на небесах. Восхваление Бога в том, что Он именуется Отцом, и в этом – благоговейное прославление. Восхваление Бога и в том, когдаговорим, что Он обитает на небесах, а не на земле. Отче наш, Который на небесах, да святится Имя Твое, то есть, да освятит Он рабов Своих. Ведь Его Имя святится в нас тогда, когда люди исповедуют себя христианами. Следовательно, “да святится Имя Твое” – выражение пожелания. Да придет Царство Твое. Прошение о том, чтобы Царство Христово было во всех. Если Бог царствует в нас, то для врага нет места. Вина не царствует, грех не царствует, но царствует добродетель, царствует целомудрие, царствует благочестие. Далее: Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш каждодневный подай нам сегодня. Это наибольшее прошение из всех других29. И прости нам долги наши, – сказано, – как и мы прощаем долги должникам нашим”. Поэтому принимай Хлеб ежедневно, чтобы тебе ежедневно получать прощение твоих долгов. И не допусти нам впасть в искушение, но избавь нас от лукавого30. Что же следует дальше? Слушай, что говорит священник: “Через Господа нашего Иисуса Христа, в Котором, и с Которым, Тебе честь, хвала, слава, величие и сила с Духом Святым от века, и ныне, и всегда, и во все веки веков. Аминь”. 25. Теперь другое31. Хотя есть только одна книга псалмов Давида, отвечающая тем требованиям к молитве, о которых мы сказали выше, тем не менее все составляющие молитвы в полной мере находятся в одном псалме. Мы находим их в восьмом псалме. Даже начинается он так: Господи, Господь наш, как дивно Имя Твое по всей земле! Итак, на первом месте – обращение. Затем следует моление: Как посмотрю на небеса, дела перстовТвоих, то есть, “я увижу небеса”. На луну и звезды, которые Ты основал. Он не говорит “посмотрю на небо”, но – “посмотрю на небеса”, на которых начинает сиять благодать небесной славой. Пророк обещал тогда, что эти небеса дарованы тем, которые заслужили у Господа небесную благодать. “На луну и звезды, которые Ты основал”: луна – Церковь, звезды – <сыны Церкви, и днем> сияющие светом небесной благодати. Затем посмотри на его прошение: Что такое человек, что Ты помнишь его, или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Ты умалил его лишь немногим от ангелов, славой и честью Ты увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих. И далее идет благодарение: Все покорил под ноги его: овец и волов всех, сверх того и скот полевой (Пс 8:1–8) и так далее. 26. В меру наших возможностей мы научили вас тому, чему мы сами, возможно, не были научены, и объяснили доступно, как смогли. Пусть же ваша святость, наученная наставлениями епископа, постарается удержать то, что вы приняли, дабы молитва ваша была принята Богом и прошение ваше было чистой жертвой. Пусть Он всегда видит в вас Свою печать, чтобы и вы сами смогли достичь благодати и получить награду за добродетель через Господа нашего Иисуса Христа, Которому принадлежит честь и слава, хвала и вечность от века, и ныне, и всегда, и во все веки веков. Аминь. Перевод с латинского священника Александра Гриня * * * 1В древней церковной литературе епископ часто называется “священник” или “первосвященник”, а диакон – “левит”; ср. I Послание к Коринфянам святителя Климента Римского, 40; Святитель Кирилл Иерусалимский. Слова Тайноводственные, 5:2–3. 2Христос как Бог Сам прощал грехи, священники же отпускают грехи в силу полученной от Христа власти (см. Ин 20:23). 3Речь идет о помазании всего тела; см. Алмазов А. История чинопоследований крещения и миропомазания. Казань, 1884. С. 267–271. 4Синод. перевод: …ибо, где будет труп, там соберутся орлы. – Ред. 5Синод. перевод: …се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. – Ред. 6Синод. перевод: …уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. – Ред. 7Синод. перевод: …когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно. – Ред. 8Синод. перевод: …Он не сделал никакого греха. – Ред. 9Синод. перевод: …Все это происходило с ними. – Ред. 10Лакуна. 11О такой форме крещения говорят Тертуллиан – “О зрелищах”, IV; “О крещении”, V; священномученик Ипполит Римский – “Апостольское предание”, 21; святитель Кирилл Иерусалимский – “Слова тайноводственные” 2:4. Упоминание Креста – особенность миланского чина крещения. 12Это помазание не является таинством Миропомазания, которое в Милане совершалось после ритуала омовения ног (О таинствах III,8). Для Запада характерно двойное посткрещальное помазание: вначале главы и всех частей тела, затем крестообразное помазание чела (см. Священномученик Ипполит Римский. Апостольское предание, 21). 13Это не буквальная цитата. Святитель Амвросий перефразирует библейский текст. 14Речь идет о регистрации желающих принять крещение, имена которых вносились в книгу перед началом периода оглашения. См. Протоиерей А. Шмеман. Водою и Духом. М., 1993. С. 19. 15Таинство крещения совершалось в Милане один раз в год, на Пасху. 16Ботте делает такое замечание: “Игра слов iudaei – ius Dei сейчас уже не является признаком хорошего вкуса, но для древних это было обычным”. – Ambroise de Milan. Des Sacrements. Des Myst-res. Explication du Symbole. Paris, 1961. P. 106. 17Святитель Амвросий придает установительным словам Спасителя тайносовершительное значение. Однако это не предполагает отсутствие эпиклезиса в анафоре. На Западе был распространен как восходящий, так и нисходящий эпиклезис. Об эпиклезисе в западных анафорах см. Успенский Н. Д. Византийская литургия. Анафора. М. 2003. С. 273; Архимандрит Киприан (Керн). Евхаристия. Париж 1947. С. 269–272. 18Святитель Амвросий для обозначения преложения хлеба и вина в Тело и кровь Господа впервые ввел на Западе термины conversio, mutare, transfiguratio (Адамов И. И. Св. Амвросий Медиоланский. Сергиев Посад 1915. С. 524). 19Синод. перевод: «…в чертоги свои. – Ред». 20Святитель Кирилл Александрийский, блаженный Феодорит Кирский, святитель Григорий Нисский объясняют этот псалом в контексте таинств Крещения и Евхаристии, см.: Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена. Б. м., б. г. С. 179–183. 21Речь идет о новокрещенных, облаченных в белую одежду. 22Святитель Амвросий призывает слушателей следовать древней традиции частого причащения (даже ежедневного), порицая при этом охлаждение христиан как Востока, так и Запада, к таинству Евхаристии. Свидетельства других святых Отцов см. «Преподобный Никодим Святогорец, святитель Макарий Коринфский». Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении святых Христовых Тайн // Альфа и Омега. 2003. №№ 1(35), 2(36). 23“Et ne patiaris induci nos in temptationem”. Дословно: ‘И не допусти ввестись (быть введенными) нам в искушение’. Возможно, появление такого варианта стиха молитвы Господней связано с Иак 1:13–14. 24Очевидно, эта фраза взята из Никейского Символа (см.: Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. СПб., 1996. С. 69). 25О таинствах IV,17 // Альфа и Омега. 2004. № 3(41). С. 84. 26Молитвенная поза manibus extensis (с простертыми руками) получила широкое распространение у древних христиан, о чем свидетельствуют Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, а также многочисленные раннехристианские иконографические изображения (см. Иеромонах Габриэль Бунге. Скудельные сосуды. Практика личной молитвы по преданию Святых Отцов. Рига, 1999. С. 131–134.). 27Такого выражения в ВЗ нет, но ср. Кол 2:3. 28Лакуна. О. Б. Ботте приводит недостающую фразу по изданию отца Отто Фаллера (Sancti Ambrosii opera. Pars septima. Explanatio symboli. De sacramentis. De mysteriis. De paenitentia. De excessu fratris. De obitu Valentiniani. De obitu Theodosii / Recensuit Otto Faller, S. J. Vienne, 1955): “заканчивают восхвалением. Следовательно”. 29В рукописи Saint-Gall 188 (VII-VIII вв.) добавлено: “чтобы люди по воле Божией стали достойны принимать ангельский хлеб ежедневно” (Ambroise de Milan. Des Sacrements. Des Myst-res. Explication du Symbole. Paris, 1961. P. 152). Ботте считает это добавление достоверным. 30Saint-Gall добавляет: “Если ты молишься Богу с чистым сердцем, сделав добро, то никакое искушение не сможет найти в тебе места” (Там же. P. 153). 31Весь этот фрагмент создает впечатление незаконченности.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar