Меню
Назад » »

Святитель Афанасий Великий / Послание о Соборах, бывших в Аримине италийском и в Селевкии исаврийской (2)

24) А некто Феофроний, Епископ тианский, сам составив следующее исповедание веры, предложил его всем, и все, приняв это вероисповедание, подписались к нему (341 г.). «Известно Богу, Которого призываю во свидетели о душе моей, что верую так: в Бога, Отца, Вседержителя, Создателя и Творца всяческих, из Негоже вся (1 Кор. 8, 6). И в Сына Его единородного, Бога Слова, Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, Имже вся, рожденного от Отца прежде веков, Бога совершенного от Бога совершенного, ипостасно сущего у Бога, напоследок же дней снисшедшего и родившегося от Девы по Писаниям, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего из мертвых, восшедшего на небеса, сидящего одесную Отца Своего, и паки грядущего со славою и силою судить живых и мертвых, и пребывающего во веки. И в Духа Святого, Утешителя, Духа истины, Которого и Бог чрез Пророка обетовал излиять на рабов Своих, и Господь обетовал послать, и послал, ученикам Своим, как свидетельствуют Деяния Апостольские. Если же кто учит чему, или в себе содержит что, кроме сей веры; то да будет анафема. И если кто единомышлен с Маркеллом Анкирским, или Савеллием, или Павлом Самосатским; то анафема и сам он и все имеющие с ним общение». 25) Собралось же на обновление храма девяносто Епископов, в ипатство Маркеллина и Провина, в 14-й индикт, в бытность там злочестивого Констанция. Сделав все это в Антиохии на обновлении храма, и думая, что написали еще несовершенно, и кружась мыслию, чрез несколько месяцев сложили опять иное писание о вере, отправили в Галлию Наркисса, Марина, Феодора и Марка, которые, как посланные Собором, блаженной памяти Августу Константу и всем тамошним сообщили следующее (341 г.): «Веруем в единого Бога, Отца Вседержителя, Создателя и Творца всяческих, «из Негоже всяко отечество на небесех и на земли именуется» (Ефес. 3, 15); и в единородного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, прежде всех веков рожденного от Отца, Бога от Бога, свет от света, «Имже быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая» (Кол. 1, 16), сущее Слово, Премудрость, силу, жизнь, свет истинный; напоследок дней вочеловечившегося ради нас, и родившегося от Святой Девы, распятого, умершего, погребенного, воскресшего из мертвых в третий день, взятого на небо, сидящего одесную Отца и при скончании века имеющего прийти судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его; и царство Его ненарушимо пребудет в бесконечные веки, потому что не только в сей, но и в будущий век будет Он восседать одесную Отца. И в Духа Святого, то есть Утешителя, Которого (Христос), обетовав Апостолам, по восшествии Своем на небеса послал научить их и воспомянуть им все, и Которым освятятся души искренно в Него уверовавших. Утверждающих же, что Сын из не сущих, или от иной ипостаси, а не от Бога, и что было время, когда Его не было, вселенская Церковь признает чуждыми». 26) Но какбы раскаявшись и в этом, чрез три года, собирают опять свое соборище, и Евдоксия, Мартирия и Македония киликийскаго и с ними некоторых других посылают в области италийския – отнести исповедание веры, писанное многими, в котором сделаны были весьма многия прибавления сверх прежних. Как придумавшие нечто новое, отправились они в путь, неся с собою следующее (344 или 345 г.): «Веруем в единого Бога, Отца Вседержителя, Создателя и Творца всяческих, «из Негоже всяко отечество на небеси и на земли именуется»(Еф. 3, 15). И в единородного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, прежде всех веков рожденного от Отца, Бога от Бога, свет от света, «Имже быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая» (Кол. 1, 16), сущее Слово, Премудрость, силу, жизнь, свет истинный, напоследок дней вочеловечившегося ради нас, и родившегося от Святой Девы, распятого, умершего, погребенного, воскресшего из мертвых в третий день,взятого на небо и сидящего одесную Отца, при скончании века имеющего прийти судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его; и царство Его непрекращаемое пребудет в нескончаемые веки; потому что не только в сем, но и в будущем веке будет восседать одесную Отца. Веруем и в Духа Святого, т. е. Утешителя, Которого (Христос), обетовав Апостолам, по восшествии на небо послал научить их и воспомянуть им все, и Которым освятятся души искренно в Него уверовавших. А утверждающих, что Сын из не сущих, или от иной ипостаси, а не от Бога, и что было время, или был век, когда Его не было, вселенская и святая Церковь признает чуждыми. Подобно сему и утверждающих, что три Бога, или что Христос – не Бог, или что Он не есть ни Христос, ни Сын Божий прежде веков, и что Один и тот же есть Отец и Сын, или Святой Дух, или что Сын не рожден, или что Отец родил Сына не по хотению и не по изволению, святая и вселенская Церковь анафематствует. Ибо не безопасно говорить, что Сын из не сущих (потому что в богодухновенных Писаниях о Нем нигде сего не говорится), и что Он от какой-либо иной предсуществовавшей ипостаси, кроме Отца; напротив же того утверждаем, что Сын преискренно рожден от единого Отца; ибо, как Божие слово учит, един нерожден и безначален Отец Христов. Не должно же с теми, которые не на основании Писания опрометчиво утверждают, что было, когда Сына не было, представлять мысленно прежде Него какой-то временный промежуток, а не единого, не во времени родшего Его, Бога; ибо времена и веки Им сотворены. Не должно же почитать Сына так же безначальным и нерожденным, как и Отца; ибо никто не может, в собственном смысле, быть назван Отцом, или Сыном, собезначального и купно нерожденного. Напротив того знаем, что единый Отец, Который безначален и нерожден, родил Сына для всех неизреченно и непостижимо, и Сын родился прежде веков, и уже не есть подобно Отцу нерожден, но имеет началом родшего Отца; ибо «глава Христу Бог» (1 Кор. 11, 3). Исповедуя по Писаниям трех (τρία πράγματα) и три Лица, Отца и Сына и Святаго Духа, не творим поэтому трех Богов; ибо знаем единого только самосовершенного, нерожденного, безначального, невидимого Бога, Который есть Бог и Отец Единородного; един имеет бытие Сам от Себя, и един независтно дарует оное всем иным. Но говоря, что Отец Господа нашего Иисуса Христа есть единый только Бог, единый нерожденный, не отрицаем чрез сие, что и Христос есть Бог прежде веков, как делают последователи Павла Самосатскаго, утверждающие, что Христос обожен впоследствии по вочеловечении и за преспеяние, тогда как по естеству был простой человек. Ибо знаем, что Он, хотя покорен Отцу и Богу, однако же прежде веков рожден от Бога, и есть по естеству совершенный и истинный Бог, и не из человека сделался впоследствии Богом, но есть Бог, ради нас вочеловечившийся, и нимало не утративший Божества. Сверх сего, проклинаем и анафематствуем тех, которые ложно именуют Сына только простым Божиим Словом неосуществившимся, имеющим бытие в другом, и называемым теперь у иных то словом произносимым, то словом внутренним; проклинаем тех, которым угодно, чтобы Сын не прежде веков был Христом и Сыном Божиим, и Ходатаем, и Образом Божиим, но с того только времени стал Христом и Сыном Божиим, как от Девы приял нашу плоть, то есть не прежде, как за четыреста неполных лет. Ибо им желательно, чтобы Христос с сего только времени имел начало царствования, которое и кончилось бы по скончании века и после суда. И таковы суть последователи Маркелла и Скотина анкирогалатских, которые, под мнимым предлогом – установить единоначалие, подобно иудеям, отвергают предвечное бытие, Божество и нескончаемое царство Христово. Мы же знаем, что Сын – не просто произносимое или внутреннее Божие слово, но живое, самостоятельное Слово, Бог, Сын Божий и Христос, не по предведению прежде веков соприсущий и сопребывающий с Отцом Своим, но послуживший Ему во всяком создании как видимого, так и невидимого. Ибо Он есть Тот самый, Кому сказал Отец: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1, 26); Он самолично являлся Патриархам, дал закон, глаголал чрез Пророков, напоследок вочеловечился, явил Отца Своего всем людям, и царствует нескончаемые веки. Не новое достоинство приял Христос, но веруем, что Он искони совершен и во всем подобен Отцу. И утверждающих, что один и тот же есть Отец и Сын и Святой Дух, и сии три имени нечестиво разумеющих об одном и том же и об едином Лице отлучаем от Церкви; потому что невместимого и бесстрастного Отца предполагают при вочеловечении вместимым вместе и страждущим. Таковые у римлян называются патропассианами, а у нас савеллианами. Мы же знаем, что пославший Отец пребыл в собственном качестве неизменяемого Божества, а посланный Христос исполнил домостроительство вочеловечения. Подобно сему и тех, которые неблагочестно говорят, что Сын рожден не по хотению и изволению, приписывают же необходимость Богу, то есть, непроизвольность, так что Он невольно рождает Сына, признаем весьма нечестивыми и чуждыми Церкви; потому что осмелились утверждать сие о Боге вопреки общим о Нем понятиям и вопреки намерению богодухновенного Писания. Зная, что Бог самовластен и Господин самому Себе, благочестно приемлем, что Он добровольно и по желанию родил Сына, и со страхом веря Сказавшему о Себе: «Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя» (Притч. 8, 22), не представляем Его происшедшим подобно тварям или произведениям, которыя Им созданы. Ибо нечестиво и чуждо церковной вере – Творца применять к созданным от Него тварям, и думать, что имеет Он одинаковый с прочими образ происхождения; божественныя же Писания научают нас, что один только единородный Сын преискренно и истинно рожден. Но утверждая, что Сын имеет самостоятельное бытие, живет и существует подобно Отцу, не отлучаем Его сим от Отца, вымышляя какие-либо пространства и расстояния, телесно Их разъединяющие. Ибо верим, что непосредственно и неразрывно соединены они между собою, и друг от друга неотлучны; потому что всецелый Отец носит в лоне Своем Сына, и всецелый Сын привержен и прилеплен к Отцу, и Один непрестанно упокоевается в недрах Отчих. Посему, веруя во всесовершенную и святейшую Троицу, то есть, в Отца и Сына и Духа Святого, и именуя как Отца Богом, так и Сына Богом, исповедуем не двух Богов, но единое достоинство Божества, и единое, совершенное согласие Царства; потому что один Отец всеначальствует вообще над всеми, даже и над самим Сыном, а Сын покорствует Отцу, исключая Его, царствует над всеми, которые под Ним и сотворены Им, и по Отчему изволению дарует святым благодать Святого Духа. Ибо таков закон единоначалия во Христе, как предали нам священные словеса. Сие после исповедания веры, изложенного вкратце, мы вынуждены были изъяснить не по излишнему любочестию, но чтобы от незнающих происходящего у нас устранить всякое подозрение, чуждое нашему образу мыслей, и чтобы на западе все знали, как бесстыдство клеветы иномысленных, так и церковное мудрствование о Господе восточных, каковое мужи, непоколебимые в вере, засвидетельствовали богодухновенными Писаниями». 27) Но и на этом не остановились они; потому что, вскоре собравшись в Сирмии против Фотина, сложили еще исповедание веры не столько обширное и многословное, и как бы по чьему-либо внушению, весьма многое исключив, иное же присовокупив, написали следующее (351 г.): «Веруем во единого Бога, Отца Вседержителя, Создателя и Творца всяческих, «из Негоже всяко отечество на небеси и на земли именуется»; и в единородного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, прежде всех веков рожденнаго от Отца, Бога от Бога, Свет от Света, «Имже быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая», сущее Слово и Премудрость, Свет Истинный, Жизнь, напоследок дней вочеловечившегося ради нас, родившегося от Святой Девы, распятого, умершего, погребенного, воскресшего из мертвых в третий день, взятого на небо, сидящего одесную Отца, при скончании века имеющего прийти судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его; и царство Его непрекращаемое пребудет в бесконечные веки; потому что не только в сей, но и в будущий век будет Он восседать одесную Отца. И в Духа Святого, то есть Утешителя, Которого (Христос) обещал послать и послал Апостолам по восшествии Своем на небеса, чтобы научил их и воспомянул им все, и чрез Которого освящаются души искренно в него уверовавших. А утверждающих, что Сын из несущих, или от иной ипостаси, а не от Бога, и что было время, или был век, когда Его не было, святая и вселенская Церковь признает чуждыми. Посему говорим еще: если кто утверждает, что Отец и Сын – два Бога; да будет анафема. И если кто, именуя Богом Христа, предвечного Сына Божия, не исповедует, что Он содействовал Отцу в создании вселенной; да будет анафема. Если кто дерзает утверждать, что от Марии рожден Нерожденный или часть Его; да будет анафема. Если кто говорит, что Сын по предведению был прежде Марии, но не был у Бога рожденным от Отца прежде веков, и что не Им приведено все в бытие; да будет анафема. Если кто скажет, что сущность Божия расширяется, или сжимается, – да будет анафема. Если кто станет утверждать, что расширяемая Божия сущность творит Сына, или кто расширение сущности Божией назовет Сыном; да будет анафема. Если кто Сына Божия именует внутренним или произносимым словом; да будет анафема. Если кто Сына от Марии именует только человеком, – да будет анафема. Если кто, Рожденного от Марии именуя Богом и человеком, разумеет под сим нерожденного Бога; да будет анафема. Если кто слова: «Аз Бог первый, и Аз по сих, кроме Мене несть Бог» (Ис. 44, 6), сказанные против идолов и не сущих богов, будет по-иудейски принимать в отрицание Единородного прежде веков Бога; да будет анафема. Если кто, слыша сказанное: «Слово плоть бысть» (Иоан. 1, 14), подумает, что Слово преложилось в плоть, или скажет, что прияло Оно плоть, претерпев изменение; да будет анафема. Если кто, слыша, что Единородный Сын Божий распят, скажет, что Божество Его потерпело истление, или страдание, или изменение, или умаление, или уничтожение; да будет анафема. Если кто станет утверждать, что не к Сыну сказал Отец: «сотворим человека» (Быт. 1, 26), но говорит это Бог Сам с Собою; да будет анафема. Если кто скажет, что Авраам видел не Сына, а нерожденного Бога, или часть Его; да будет анафема. Если кто скажет, что с Иаковом боролся не Сын в образе человека, но нерожденный Бог, или часть Его; да будет анафема. Если кто слова: «Господь одожди... огнь от Господа» (Быт. 19, 24) принимать будет не об Отце и Сыне, но скажет, что Господь одождил Сам от Себя; да будет анафема; ибо одождил Господь – Сын от Господа – Отца. Если кто, слыша, что Отец Господь и Сын Господь, а также Отец и Сын Господь (ибо сказано: «Господь... от Господа»(Быт. 19, 24)), станет утверждать, что два Бога; да будет анафема; ибо не сопоставляем Сына Отцу, но признаем Его покорным Отцу. Не без Отчего совета снисшел Он в Содом, не от Себя одождил, но от Господа, то есть, по власти Отца; также не Сам Собою возседает одесную Отца, но слышит вещающего Ему Отца: «седи одесную Мене» (Псал. 109, 1). Если кто Отца и Сына и Святого Духа называет единым Лицом; да будет анафема. Если кто, Духа Святого называя Утешителем, скажет, что Он есть нерожденный Бог; да будет анафема. Если кто Утешителя не наименует иным, кроме Сына, как научил нас Господь; ибо сказал: «иного Утешителя пошлет вам Отец, о Немже Аз умолю» (Иоан. 14, 16); да будет анафема. Если кто Духа Святого наименует частью Отца или Сына; да будет анафема. Если кто Отца и Сына и Святого Духа наименует тремя Богами; да будет анафема. Если кто скажет, что Сын Божий получил бытие по Божию хотению, как одна из тварей; да будет анафема. Если кто скажет, что Сын рожден не по воле Отца; да будет анафема. Ибо Отец не по принуждению, не доведенный до сего естественною необходимостью, родил Сына, когда не хотел; но вместе и восхотел и явил Его из Себя, родив не во времени и бесстрастно. Если кто Сына наименует нерожденным и безначальным, как бы именуя двух безначальных и двух нерожденных и творя двух Богов; да будет анафема. Ибо глава, т. е. начало всему – Сын, а глава, т. е. начало Христу – Бог. Таким образом, чрез Сына все восходит благочестно к единому Безначальному, Началу всяческих. И еще, в точности определяя понятие о христианстве, говорим, что, если кто не наименует Христа Богом, предвечным Божиим Сыном, содействовавшим Отцу в созидании вселенной, но скажет, что только с того времени, как родился от Марии, стал называться Христом и Сыном, и начал быть Богом; да будет анафема». 28) Но отринув все это и как бы придумав лучшее, они установляют еще новую веру, и в Сирмии на латинском языке пишут, по переводу на эллинский язык, следующее (357 г.): «Поелику признано нужным рассуждение о вере, то в Сирмии, в присутствии Валента, Урзация, Герминия и прочих, верно все разыскано и исследовано, и оказалось несомненным, что един есть Бог Отец, Вседержитель, как возвещается и в целой вселенной, и един Единородный Сын Его, Господь наш Иисус Христос, рожденный от Него прежде веков. Не должно именовать двух Богов; ибо Сам Господь сказал: «восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и... Богу Моему и Богу вашему» (Иоан. 20, 17). Посему, един Бог всех, как научил и Апостол: «или иудеев Бог токмо, а не и языков? Ей и языков. Понеже един Бог, Иже оправдит обрезание от веры, и необрезание верою» (Рим. 3, 29, 30). Все прочее согласно и не заключает никакого сомнения. Поелику же иные многие смущаются латинским словом substantia и тождезначущим эллинским словом – (οὐσία) (сущность), желая точнее выразуметь единосущие, или, так называемое, подобосущие, то в Церкви не должно никому упоминать об этих словах и толковать их по той причине и на том основании, что в божественных Писаниях об этом не писано и что это выше человеческого ведения и ума человеческого, и никто не может объяснить рождения Сына, по написанному: «род же Его кто исповесть» (Иса. 53, 8)? Ибо само собою явствует, что один Отец знает, как родил Он Сына, и еще знает Сын, как Он рожден от Отца. Для всякого же несомненно, что Отец больше, и никто ни усомнится, что Отец больше честью, достоинством, Божеством и самым именем Отца; потому что свидетельствует Сам Сын: пославший Меня Отец «болий Мене есть» (Иоан. 14, 28). И всякому известно вселенское сие верование, что два лица: Отец и Сын; Отец больше, а Сын покорен Отцу со всеми, кого покорил Ему Отец; что Отец не имеет начала, невидим, бессмертен, бесстрастен, а Сын рожден от Отца, Бог от Бога, Свет от Света; и рождения Его, как выше сказано, никто не знает, кроме одного Отца, сам же Сын, Господь и Бог наш от Марии Девы, как благовествовал и Ангел, восприял плоть или тело, то есть, человека. А как учат все Писания, особенно же Апостол, Учитель языков, Христос восприял от Марии Девы того человека, которым пострадал. Но главизна и утверждение всей веры в том, чтобы хранима была всегда Троица, как читаем в Евангелии: «шедше крестите все языки во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф. 28, 19). Число Троицы просто и совершенно. Утешитель же Дух Святый, посланный Сыном, пришел по обетованию научать и освящать Апостолов и всех верующих». 29) Написав это и переменив мысли, сложили еще то исповедание веры, которого сами постыдились, потому что означены были в нем имена ипатов; и по обычаю, как бы не одобряя его, сделали, что у имевших списки с него было оно отобрано письмоводцем Мартинианом. А когда домоглись, что Царь Констанций издал против него указ, обнародывают еще иное исповедание, и прибавив по обыкновению несколько речений, пишут в Исаврии следующее (359 г.): «Мы не уклоняемся представить на среду Собора утвержденное исповедание веры, какое изложено при обновлении храма в Антиохии, где Отцы наши собирались всего больше для решения рассматриваемого в то время вопроса. Но поелику в протекшие времена, и доныне, смущали многих единосущие и подобосущие, и недавно, как говорят, вводится некоторыми учение о неподобии Сына со Отцом; то слова: «единосущие» и «подобосущие», как чуждыя Писаниям, отметаем, а учение о неподобии анафематствуем, и всех, которые держатся его, признаем чуждыми Церкви; подобие же Сына со Отцем ясно исповедуем, следуя Апостолу, который говорит о Сыне: «Иже есть образ Бога невидимаго» (Кол. 1, 15). Так исповедуем и веруем во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимаго и невидимаго. Веруем и в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Его, рожденнаго от Него безстрастно прежде всех веков, Бога Слова, Бога от Бога, Единороднаго, Свет, Жизнь, Истину, Премудрость, Силу, «Имже быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая»(Кол. 1, 16). Веруем, что Сей Сын Божий «в кончину веков, во отметание греха» (Евр. 9, 26), приял плоть от Святой Девы, вочеловечился, пострадал за грехи наши, воскрес, взят на небеса, возседит одесную Отца, и опять приидет во славе судить живых и мертвых. Веруем и в Духа Святаго, Котораго Спаситель и Господь наш наименовал Утешителем, обетовав по отшествии Своем послать и послал ученикам, и Им освящает в Церкви верующих и крещаемых во имя Отца и Сына и Святаго Духа. А которые проповедуют иное что-либо вопреки сему исповеданию веры, тех вселенская Церковь признает чуждыми. И что недавно изложенное в Сирмии исповедание веры, в присутствии благочестиваго Царя нашего, равносильно сему исповеданию, это знают читатели». 30) Написав это в Исаврии, когда прибыли в Константинополь, как бы отказываясь от прежних мыслей, изменили это по обычаю, прибавив несколько речений, и запрещая об Отце, Сыне и Святом Духе употреблять даже слово: «ипостась», послали сие собравшимся в Аримине, и принуждали подписаться епископов этих областей, а которые противоречили им, о тех постарались, что бы Констанций послал их в заточение. Написанное же ими исповедание было следующее (360 г.): «Веруем в единого Бога, Отца Вседержителя, от Которого все, и в единородного Сына Божия, рожденного от Бога прежде всех веков и прежде всякого начала, Которым приведено в бытие все видимое и невидимое, Сына единородного, единственного от единственного Отца, Бога от Бога, по Писаниям, подобного росшему Его Отцу, и рождения Которого никто не знает, кроме единого родшего Его Отца. Знаем, что сей единородный Сын Божий, посланный Отцом, пришел с небес, как написано, на разорение греха и смерти, родился от Духа Святого и от Марии Девы по плоти, по написанному, пребывал с учениками, и совершив все домостроительство, по изволению Отчему, был распят, умер, погребен, нисходил в преисподняя, самый ад привел в ужас, возстал из мертвых в третий день, пребывал с учениками, и, по исполнении сорока дней, вознесся на небеса и сидит одесную Отца, придет же в последний день воскресения во славе Отчей, воздать каждому по делам его. И в Духа Святого, Которого сам единородный Сын Божий, Христос Господь и Бог наш обетовал послать роду человеческому Утешителем, как написано, Духа истины, Которого и послал им, когда восшел на небеса. Что же касается до именования (οὐσία) (сущность), которое введено в употребление Отцами по простоте и как непонятное народу производило соблазн, потому что нет его в Писаниях; то стало нам угодно, чтобы оно было изъято из употребления и вовсе не упоминалось более; потому что божественные Писания нигде не упоминали о сущности Отца и Сына; не должно также употреблять слово: ипостась, говоря об Отце, Сыне и Святом Духе; Сына же называем подобным Отцу, как говорят и учат божественные Писания; а все ереси, как осужденные прежде, так и вновь появившиеся и учащие противно сему изложенному нами Писанию, да будут анафема». 31) Но не остановились и на этом; ибо, из Константинополя пришедши в Антиохию, раскаялись в том, что прямо написали: Сын подобен Отцу, как говорят Писания; и сложив, что примыслили, начали опять возвращаться к прежним своим мыслям и утверждать, что, конечно, Сын неподобен Отцу, и ни в каком отношении у Сына нет подобия с Отцом. И столько переменились они, что стали принимать открыто рассуждающих по-ариански, даже отдавать им церкви, чтобы свободнее изрыгали они хулу. За великое бесстыдство хуления стали все называть их аномеями, имели же они еще прозвание – из несущных (ἐξουκόντιον); а покровителем их нечестия был еретик Констанций, который до конца пребыл в нечестии, и уже умирая, пожелал принять крещение, не от благочестивых мужей, но от Евзоия, который за арианскую ересь не один раз, но многократно, был извержен, и когда был еще диаконом, и когда епископствовал в Антиохии. 32) Дойдя до сего, поименованные мною выше остановились на том и были извержены; но хорошо знал я, что не остановятся те, которые до сего времени притворствовали, всегда они будут составлять скопища против истины, пока не придут в себя и не скажут: «возстав, пойдем к Отцам своим и скажем им: анафематствуем арианскую ересь и признаем Собор Никейский». Ибо спор у них с этим Собором. Посему, кто же, имея хотя несколько чувства, будет терпеть их? Кто, видя, как на каждом Соборе одно исключается, а другое прибавляется, не усмотрит, что разумение их, какое имеют о Христе, и подозрительно и притворно? Кто, видя, как они распространяются в своих изложениях веры и в оправданиях касательно того, в чем обвиняют их, не усмотрит, что они сами на себя произносят суд, и с намерением пишут много, чтобы неумеренным любочестием и своим многословием привлечь людей простых и прикрыть свою ересь? Но как язычники, по слову Господню, «лишше глаголя в молитвах» (Матф. 6, 7), не получают от того пользы, так и они после стольких усилий не могли испровергнуть суда, произнесенного на ересь арианскую, но еще более обличенные, были низложены, и – справедливо. Ибо какое из написанных ими исповеданий примет слушающий их? Или, на каком утверждаясь, будут оглашать они приходящих к ним? Если все эти исповедания согласны в одном и том же, то какая нужда во многих? Если же была нужда в стольких исповеданиях, то явно, что каждое из них недостаточно и неполно, и в этом сами они, более нас, обличают себя тем, что каждое изменяют и переделывают. Множество Соборов и разность написанных исповеданий показывают, что присутствовавшие на Соборах, хотя противоборствовали Собору Никейскому, однако же не могли устоять против истины. 33) Поелику же так они вели себя в отношении и к себе самим и к своим предшественникам, то, допросив их, дознаемся от них самих, какую усмотрев несообразность, или на какое жалуясь речение в написанном, стали они непокорны Отцам и противятся вселенскому Собору? «Нам не нравятся, – говорят они, – речения: «от сущности» и «единосущный», потому что они некоторых соблазнили и многих возмутили». Так говорили они в своих писаниях, но иной основательно возразит им так: если эти речения, сами по себе взятые, служат для них причиною соблазна, то надлежало не некоторым только соблазняться и не многим возмущаться, но и нам и всем прочим разуметь их одинаково. Если же все охотно приемлют эти речения и написаны они не кем бы то ни было, но собравшимися из целой вселенной, и подтверждают их собравшиеся ныне в Аримине Епископы числом более четырех сот; то говорящие это вопреки Собору не вполне ли обличаются, что виновны не речения, но злоумие перетолковывающих оные? Многие, с худою мыслию читая божественные Писания, превратно разумея их, обвиняют Святых; таковы были тогдашние иудеи, неприявшие Господа, таковы же и нынешние иудеи, хулящие Закон; причиною для них были не Писания, но собственная их злонамеренность. Поэтому, если можете показать, что речения худы, то сделайте это, и пусть будет представлено основание доказательства, но не выставляйте в предлог соблазняющихся, чтобы с вами не было того же, что и с тогдашними фарисеями. Ибо, когда выставляли они в предлог, что соблазняются учением Господа, сказал им Господь: «всяк сад, егоже не насади Отец Мой небесный, искоренится» (Матф. 15, 13). Говоря же это, показал, что не насаждаемые Им глаголы служили для фарисеев соблазном, но сами они соблазняли себя, с худою мыслию приемля, что сказано хорошо. Ибо и жаловавшиеся тогда на Послания Апостола, обвиняли не Павла, но свое невежество и превратное разумение. 34) Прилично спросить у них: скажите, кто, как выставляете вы в предлог, соблазняется и возмущается этими речениями? – Никто из благочестно верующих во Христа, потому что они подтверждают и защищают эти речения. А если соблазняют и возмущают кого из ариан, – что удивительного, ежели неприятны им речения, низлагающие их ересь? Да и им причиняют они не соблазн, но скорбь, потому что служат как бы позорною надписью их нечестия. Посему, перестаньте роптать на Отцов и выставлять подобные предлоги; иначе, остается вам порицать и крест Господень, потому что и он, как сказал Апостол, «иудеям соблазн, язычникам же безумие»(1 Кор. 1, 23.). Но как не худ крест, потому что нам верующим «Христос Божия сила и Божия премудрость» (1 Кор. 1, 23, 24), хотя и безумствуют иудеи; так не худы и речения Отцов, напротив же того, полезны разумеющим их правильно, и служат к низложению всякого злочестия, хотя бы ариане, осуждаемые ими, не раз терзались досадою. Поэтому, когда по доказанному, невероятен выставляемый вами предлог, будто бы соблазняются этими речениями, скажите: почему не нравится вам речение: «от сущности»? Ибо прежде всего необходимо спросить: не пишете ли и вы, что Сын рожден от Отца? Если же, именуя Отца, или употребляя слово – Бог, означаете вы не сущность, и разумеете не самого Сущего, каков Он по сущности, но означаете этими словами что-либо иное окрест Его, или еще и худшее (что да не будет мною и выговорено); то не надлежало вам писать, что Сын от Отца, скорее же, что Сын от того, что окрест Отца, или что в Нем, и таким образом, избегнув необходимости утверждать, что Бог есть истинно Отец, простое разумея сложным, и Бога представляя телесно, сделаться изобретателями новой хулы. А при таком разумении, по необходимости, и Слово и Сына признавать будете не за сущность, а только за имя, и представление свое ограничите уже одними именами, и что говорите, о том не будете верить, что оно есть, станете же думать, что сего нет. 35) Такая же дерзкая мысль свойственна более саддукеям и так называемым у эллинов безбожникам. Посему скажете, что и тварь сия не есть создание самосущего Бога, если слова: «Отец» и «Бог» означают не самую сущность Сущего, но нечто иное, как вымышляете вы это. Но даже и представить это только в мыслях злочестиво и крайне неприлично. Если же слышим когда: «Аз есмь Сый» (Исх. 3, 14), и: «в начале сотвори Бог небо и землю» (Быт. 1, 1), и: «слыши Израилю, Господь Бог Твой, Господь един есть» (Втор. 6, 4), и: «сице глаголет Господь Вседержитель» (2 Цар. 7, 8); то разумеем не иное что, но самую простую, блаженную и непостижимую сущность Сущего. Ибо, хотя и невозможно нам понять, что такое есть Божия сущность, однако мы, слыша слова: «Отец, Бог, Вседержитель», понимаем, что не иное что этим означается, но самая сущность Сущего. Вы сами сказали, что Сын от Бога, – следовательно сказали, что Он от сущности Отчей; прежде же вас Писания говорят, что Господь есть Сын Отца; а прежде Писаний сам Отец сказал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Матф. 3, 17), и Сын не что иное есть, как рождение от Отца; почему же кажется вам, будто бы Отцы нехорошо сказали, что Сын от Отчей сущности, рассуждая, что совершенно то-же значит, сказать ли: «от Бога», или сказать: «от сущности»? Ибо все твари, хотя говорится о них, что получили бытие от Бога, не суть от Бога, как Сын; потому что по природе суть не рождения, но произведения. Сказано: «в начале Бог, – не родил, но – сотвори небо и землю, и вся, яже в них» (Быт. 1, 1. Псал. 145, 6); и: не раждаяй, но «творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный» (Пс. 103, 4). Если же Апостол сказал: «един Бог... из Негоже вся» (1 Кор. 8, 6); то говорит сие, не сопричисляя ко всему и Сына. Но поелику одни из эллинов думают, что тварь произошла случайно из сцепления атомов и сама собою составилась из частиц однородных, и не имеет Виновника, другие же полагают, что, хотя получила она бытие от Виновника, но не Словом; и каждый из еретиков, как хотел, вымышлял и баснословил о происхождении твари: то Апостол, по необходимости, сказал: «от Бога», чтобы и Творца сделать ведомым, и показать, что создание всего зависело от Его изволения. Но тотчас присовокупляет: «и един Господь Иисус Христос, Имже вся» (1 Кор.8, 6.), чтобы исключить тем Сына из наименованного речением: вся. Ибо все именуемое Божиим произошло чрез Сына, и невозможно, чтобы сотворенное имело одно начало бытия с Зиждущим. Еще же Апостол научает сим, что сказанное здесь: «от Бога», имеет значение относительно к тварям, и разумеется иначе, нежели когда сказуется о Сыне; потому что Сын есть рождение, а твари – произведения; посему, Сын есть собственное рождение сущности, а твари – создания Божия изволения. 36) И Собор, имея это в виду, и усмотрев разность в разумении, чтобы, при одинаковости выражения, не подумали иные, будто бы Сын сказуется от Бога в том же смысле, как и тварь, написал яснее, что Сын от сущности. Ибо из сего познается преискренность Сына в отношении к Отцу; а если сказать просто: от Бога, то этим означается изволение Творящего к созданию. Посему, если и сами они, имея ту же мысль, написали, что Слово от Отца; то да не порицают Собор. А если, как написано о твари, так и о Сыне толкуют они речение: «от Бога», то, взяв сказанное о твари, не надлежало им именовать Сына, чтобы не подать вида, будто бы к благочестию примешивают хулу; надлежало – или не сопричислять Господа к тварям, или не писать о Сыне, что недостойно Его и неприлично Ему. Ибо если Он Сын, то не тварь; а если тварь, то не Сын. При таком же разумении будут отрицать и святое крещение; потому что преподается оно во имя Отца и Сына, а не в Творца и тварь, как они думают. Но говорят: «нет сего в Писании, и мы отвергаем эти речения, как взятые не из Писания». Но и этот предлог их также бесстыден. Если признают отметаемым все не из Писания взятое; то почему против такого множества не из Писаний взятых и выдуманных арианами речений, каковы: из не сущих; Сын не был, пока не рожден; было, когда Он не был; Сын изменяем; Отец неизречен и невидим для Сына; Сын не знает даже Своей сущности, и что еще мудрствующий Арий изблевал в смешной и злочестивой своей Талии, не только не возражают они, но еще защищают эти речения, и ради их препираются с своими Отцами? В каком писании сами они нашли имена: несозданный, сущность, также и это: три суть ипостаси; Христос не есть истинный Бог; Он есть одна из ста овец; Премудрость Божия нерожденна и безначальна; много есть сил сотворенных, одна из них есть Христос? Или почему, во время так называемых обновлений, Акакий и Евсевий, употребив не из Писания взятые речения и назвав Перворожденного твари безразличным образом сущности, силы, воли и славы, ропщут на Отцов, что они упомянули речения, взятые не из Писания, упомянули Слово – сущность? Им надлежало бы, или роптать на себя самих, или нимало не винить Отцов. 37) Если бы другие кто-либо выставляли в предлог речения Собора: то можно было бы подозревать в них или неведение или опасение. Нет слова о каппадокиянине Георгии, изгнанном из Александрии, как о человеке не заслужившем одобрения прежнею жизнью и вовсе не христианине, но только лицемерно, по обстоятельствам, принявшем на себя это именование и почитавшем благочестие средством к обогащению. Почему, никто не вправе порицать его, что претыкается в касающемся до веры человек, который не знает, о чем говорит и что утверждает, но, по написанному, последует всякому, как «объюродевший» (Прит. 7, 22). Акакий же, Евдоксий и Патрофил, говоря это, не достойны ли всякого осуждения? Ибо, сами написав, что взято не из Писания, и многократно допустив именование: «сущность», как хорошее, особливо по случаю Евсевиева послания, обвиняют теперь прежде них бывших за употребление таковых речений. И сами, наименовав Сына Богом от Бога, живым Словом, безразличным образом Отчей сущности, винят никейских Отцов, наименовавших Сына рожденным от сущности, и единосущным Родшему. Но что удивительного, если вступают в спор с бывшими прежде них Отцами те, которые, противореча сами себе, нападают на сказанное ими же? Ибо во время так называемых обновлений в Антиохии они внесли в свое исповедание, что Сын есть безразличный образ Отчей сущности, и утвердив клятвою, что так мудрствуют, а иначе мудрствующих предав анафеме, да и в Исаврии написав: «мы не удаляемся от соборно утвержденного исповедания веры, изложенного во время обновлений в Антиохии» (где было написано и именование: сущность); и как бы забыв об этом, чрез несколько времени, в той же Исаврии написали противное, говоря: «мы отметаем речения – «единосущный» и «подобосущный», как чуждые Писаниям, и изъемлем из употребления именование: «сущность», как ненаходящееся в Писаниях. 38) Кто же признает таких людей даже христианами? Или, какая вера у тех, у кого ни слово, ни письмена не тверды, но все со временем изменяется и превращается? Ибо, если не уклоняетесь вы, Акакий и Евдоксий, от исповедания веры, изложенного во время обновлений, а в сем исповедании написано, что Сын есть безразличный образ сущности, то почему же пишете в Исаврии: «отметаем речение: «единосущный» «? Если Сын неподобен Отцу по сущности; то как же Он есть безразличный образ сущности? Если же раскаиваетесь в том, что написали; безразличный образ сущности; то почему анафематствуете утверждающих, что Сын неподобен? Ибо, если не имеет подобия по сущности, то конечно неподобен; а неподобное не может быть образом. Если же принять утверждаемое вами; то уже видевший Сына не видел Отца по причине великого между ними различия, лучше же сказать, совершенного неподобия у Одного с Другим. Неподобного нельзя называть подобным. Как же вы ухищряетесь неподобное называть подобным, и подобное представлять неподобным, и лицемерно говорить, что Сын Отчий образ? Если Сын неподобен Отцу по сущности, то образ недостаточен и неполон, и есть несовершенное сияние; как же читаете: «в Том живет всяко исполнение Божества телесне» (Кол. 2, 9), и: «от исполнения Его мы вси прияхом» (Иоан. 1, 16)? Почему арианина Аэтия извергаете как еретика, хотя сами говорите с ним одно? Друг он тебе, Акакий, а Евдоксию был учителем в таком нечестии, за которое Епископ Леонтий поставил его диаконом, чтобы именем диаконства пользуясь, как овчею одеждою, свободно мог он изрыгать хульные речения. 39) Что же убедило вас впасть в противоречие самим себе и понести такой стыд? Но вы не можете сказать ничего благовидного; остается только думать, что во всем теперь лицемерите, и, притворяясь, вымышляете все ради Констанциева покровительства и чаемых оттого выгод. Вы не затрудняясь обвиняете Отцов, в предлог же выставляете просто речения, как взятые не из Писания, и, по написанному,"разлагаете голени... всякому мимоходящему» (Иез. 16, 25), готовы столько раз изменяться, сколько угодно будет тем, кто вас нанял и кормит. Если кто произносит речения не из Писания взятые, то это ничего не значит, пока держит он благочестную мысль. А еретик, хотя употребляет и из Писаний взятые речения, при всем этом, как человек подозрительный и растленный умом, услышит от Духа: «вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими» (Псал. 49, 16)? Так дьяволу, хотя говорил он из Писаний, Спаситель заградил уста. А блаженный Павел, хотя говорит заимствованное у внешних: «Критяне присно лживи» (Тит. 1, 12); «сего бо и род есмы» (Деян. 17, 28); «тлят обычаи благи беседы злы» (1 Кор. 15, 33), однако же, как святой, содержит благочестную мысль, и, имея ум Христов, есть учитель языков в вере и истине, и что вещает, то говорит благочестно. Какая же вероятность в арианских речениях, которыми пред Спасителем отдается предпочтение гусенице и пругам, и которыми злословят Его ариане, говоря: «Ты некогда не был, сотворен, чужд по сущности Богу», и ничего не оставляют, чтобы всячески хулить Его сими речениями. Но что опущено Отцами к благохвалению Христову? Не у них ли высокое о Христе разумение, не у них ли христолюбивое благочестие? И однако же еретики написали: «это мы отмещем»; а тех, укоризненных для Господа речений, держатся, и для всякого делают явным, что не по иному чему вооружаются против того великого Собора, но потому, что осудил он арианскую ересь. Поэтому, осуждают и речение – «единосущный», сами толкуя его худо. А если бы право веровали, воистину исповедовали Отца Отцом, Сына преискренним Сыном, и веровали, что Он по естеству есть истинное Слово и Отчая Премудрость, и говоря, что Сын от Бога, говорили сие о Нем не в том смысле, в каком то же говорится о тварях, но разумели, что Сын, как сияние от света, есть собственное рождение Отчей сущности; то не стал бы каждый из них винить Отцов, но смело утвердили бы они, что Собор написал хорошо, и что такова правая вера о Господе нашем Иисусе Христе. 40) Но скажут: «для нас неясен смысл таких речений». Ибо и это представляли они в предлог, говоря: «не можем понять объяснения сих речений, потому отмещем их». Но если бы в словах их была правда, то не должно было бы им говорить: отмещем сии речения; а надлежало бы потребовать, чтобы научили их знанию; иначе, должны отметать и то, чего не понимают в Божественных Писаниях, и винить написавших это. Но такая дерзость свойственна более еретикам, а не христианам. Чего не уразумеваем в словесах Божиих, того не отмещем, но ищем, кому открыл Господь, и их просим научить. Поелику же выставляют они в предлог неясность таковых речений, то пусть исповедуют сказанное прямо, и анафематствуют мудрствующих, что Сын из не сущих, что Его не было, пока не рожден, что Слово Божие есть тварь и произведение, что Он изменяем по естеству и от иной ипостаси; и, одним словом, пусть анафематствуют арианскую ересь, изобретшую такое нечестие, и говорят уже не это: отмещем речения сии, но: не понимаем еще их, чтобы таким образом иметь им некоторый вероятный предлог – отказаться от них. А я очень знаю и уверен, и им самим это известно, что если исповедуют сие и предадут анафеме арианскую ересь, то не будут отрицаться и от тех соборных речений. Посему-то и Отцы, наименовав Сына рожденным от сущности, единосущным Отцу, немедленно присовокупили: а утверждающих сказанное выше и изобретенное арианскою ересью анафематствуем; чем хотели показать, что это сказано ими как бы в соответственность прежнему, и речения сии означают то же самое. Кто исповедует те истины, тот, конечно, уразумеет и эти изречения; а которые не так мудрствуют и осуждают их, те во всем обличают себя христоборцами.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar