Меню
Назад » »

Священномученик Аркадий (Остальский) / Мы не должны бояться никаких страданий (32)

№ 54. «Очи имут и не видят, уши имут и не слышат» (На Рождество Христово) I. Два особых события возвещали миру пришествие Спасителя: звезда на востоке и явление ангелов пастухам. Звезду, несомненно, видели многие, но немногие понимали, что эта звезда Мессии Христа. И Самого Младенца Христа видели многие. Но тогда как для волхвов и пастухов Он виделся Творцом мира и Владыкой всякого создания, прочие видели в Нём обычного младенца... II. Так бывает всегда: разные люди в одно и то же время глядят на один и тот же предмет и видят его по-разному. Например: 1) Глядя на небо, одни видят только материальные миры в виде звёзд, сияющих над землёй, – и больше ничего. А другие в то же время видят, или вернее, чувствуют за ними их Творца, великого Механика, Промыслителя, создавшего их и управляющего их движением и направлением. 2) Изучая природу, одни всюду видят одну материю, неизменные суровые законы природы, слепой рок. А другие – премудрость, целесообразность, красоту, которые, в свою очередь, вещают о премудрости, благости и всемогуществе Создателя и Промыслителя. 3) Наблюдая себя и вообще человека, одни и тут не видят ничего, кроме материи, отрицают душу, человека низводят на степень животного. А другие – различают в человеке Богу подобный дух, отличающий его от животного, видят себя бессмертными, вечными, чувствуют своё сродство Духу Божественному, к Которому тяготеют и всецело стремятся. III. Причины, по которым люди разно относятся к одному и тому же, следующие: 1) Как в телесном отношении люди бывают дальнозоркими и близорукими, зрячими и слепыми, слышащими и глухими, имеющими слаборазвитый слух или слух тонкий, так бывает и в жизни духовной. Как два человека, глядящие вперёд, видят разно – один различает только близко находящиеся предметы (потому что он близорук), а другой видит далеко, так и в духовной жизни: одни видят только лишь материю, а другие – за нею и в ней примечают мир духовный. 2) Люди бывают духовно слепыми и глухими или от рождения, или заболевают в продолжение жизни. а) От рождения. Как телесные недостатки (болезни) наследуются от родителей, так наследуются и душевные недуги: привычки греховные, страсти, склонность к неверию, – особенно, если родители были преданы этим недугам в то время, как зачинался и формировался младенец. Б) От греховной жизни. Это то же, что запорошить себе глаз или получить нарост, бельмо, или повредить (прободать) слуховую (барабанную) перепонку. 3) Такие души можно уподобить зрительной трубе с испорченными или даже разбитыми стёклами, через которые если и можно что-то видеть, то невозможно ничего разобрать. Или же сравним их с птицей, крылья которой дети вымазали в грязи, и она никак не может подняться в воздух, но с трудом ползёт по земле. 4) Посмотрите на жизнь людей, отрицающих духовный мир, не чувствующих его, – в их жизни вы найдёте ответ на вопрос: почему они не видят этого мира, не чувствуют его и отрицают его? Эти люди: а) Отрицают Бога, потому, что не ищут Его, не хотят Его бытия; без Него им легче, лучше; не мучает их совесть. б) Они отрицают существование души потому, что всецело служат плоти, любят её, она – их бог. в) Они отрицают загробный мир потому, что прилепились к земле. г) Не могут понять умом христианских истин; не могут вознестись к Богу потому, что их ум, преданный исключительно заботам земным, не упражняется в богомудрии. д) Чувства их, заполненные страстями, скованы, привязаны к плоти и не могут воспринять воли, движений и звуков духовного мира... IV. Заключение. Хочешь быть зрителем мира духовного, причастником его, – береги чистоту ума и чувства, кои могут ввести тебя в этот мир. Протирай чаще свои очи духовные, очищай чувства, и тогда за материей, сквозь неё и в ней самой увидишь, услышишь, почувствуешь жизнь, дыхание и присутствие Самого Великого Духа – Бога. № 55. Слово на Евангелие недели пред Рождеством Христовым (Почему читается это Евангелие в неделю пред Р. Х., а также о вере и послушании Авраама и о покаянии Давида) «Книга родства Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамля. Авраам роди Исаака; Исаак же роди Иакова... Всех же родов от Авраама до Давида, родове четыренадесяте... » (Мф. 1:1–2, 17) I. Заметно, что когда читается сегодняшнее Евангелие (перечень имён предков Господних по плоти), слушатели скучают и, вероятно, думают: «Какое неинтересное Евангелие... Зачем оно читается?» 1) Читается оно для того, чтобы напомнить нам предков Господних по плоти, вспомнить величайших из праведников, прославить из-за них Бога, Дивного во святых Своих, и привести себе на память неизреченное снисхождение Божие, не возгнушавшегося иметь в родстве с собой и грешников – покаявшихся и не покаявшихся. 2) Если же нам простой перечень имён ветхозаветных мужей кажется скучным, то в этом виноваты мы сами, наша религиозная необразованность. Как для учёных простой перечень имён великих учёных; как для врачей латинские названия болезней и лекарств представляют интерес, так и людей церковных перечень имён подвижников Ветхого Завета переносит в даль седой древности, и пред их глазами встают одна за другой великие личности патриархов, пророков и царей. II. Выберем только двух святых из упомянутых в сегодняшнем Евангелии; остановим своё внимание на их духовном облике и поучимся у них. 1) Вот Авраам, прекрасный видом и чудный своим духовным образом. а) Как велики его вера и преданность Богу! Он оставляет землю, где рождён, и, повинуясь воле Божией, идёт, не зная куда. Идёт туда, куда ему Бог укажет. Вот какова его покорность Богу... Не следует ли нам поучиться у него? 2) А любовь Авраама ко Господу? Он ей приносит в жертву единственного, любимого сына. Когда Господь потребовал показать, кого Авраам больше любит: сына или Господа, то Авраам ни на минуту не останавливается в раздумье и подымает нож над сердцем сына... Родители, вам понятна эта жертва отеческого сердца? Сравните же свою любовь ко Господу с этой любовью... 3) А вот Давид. а) Какова его любовь ко Господу? Он устраивает роскошную скинию; он в восхищении скачет, играя на гуслях, когда переносят ковчег в скинию... Читайте Псалтирь, – здесь заключены чувства Давида! б) Каково его всепрощение... Саул замышляет его убить; а он не только не мстит Саулу, но считает его своим царём, оберегает его, а когда Саул умирает, то горько оплакивает его кончину. Такого же всепрощения исполнен он и в отношении своего сына, поднявшего на отца восстание, лишившего его царского престола и изгнавшего его из родной страны. в) А каково покаяние согрешившего Давида, как велико его стенание, глубоко смирение! III. Заключение. Читайте Святую Библию, – и пред вашими глазами пусть чаще встают дивные ветхозаветные мужи. Укрепляйтесь их примерами, совершенствуйтесь в любви. Украшайтесь добродетелями. Совершенствуйтесь, как совершенствовались они; стремитесь, как они стремились ко Господу; плачьте о грехах, как плакали они в своих падениях; смиряйте себя, как смиряли они. Будьте просты, честны, правдивы и нелицемерны, как были люди тех отдалённых веков, – тогда и вы сподобитесь названия «детей Авраамовых» и возлежания на лоне сего праведника во Царствии Небесном. № 56. Как заразителен пример (На день св. мученика Вонифатия) I. Из жития св. мч. Вонифатия. Он был любимым слугой богатой римлянки Аглаиды, с которой состоял в греховной связи. Когда совесть стала мучить Аглаиду, она посылает Вонифатия в те провинции, где шли гонения на христиан с тем, чтобы он оттуда привёз мощи мученика за Христа, дабы сей мученик предстательствовал за них. Вонифатий прибыл в город и здесь, увидев страдания, терпение св. мучеников, их подвиги мужества, сам воспламенился духом, заявил себя христианином, и был умучен. Мощи его слуги и привезли Аглаиде. II. Пример св. мучеников заразил и Вонифатия. Вот как заразительны примеры! Мы как бы связаны невидимыми нитями друг с другом, один со всеми, и все с каждым. Так что то, что делает один, передаётся другому. Примеры влияния: 1) Зевота. В классе зевота от одного переходит к другому и вскоре зевает весь класс. Также заразителен и смех. 2) Истерия. Истерический припадок весьма влияет на других и часто заражает других... Особенно это часто наблюдается в приёмных врачей, когда припадок одного больного вызывает подобные припадки у других. 3) Также заразительны моды. Стоит одному человеку взять себе какую-либо моду, как ей следуют другие. Так появилась мода на костюмы, на любимых писателей и т.п. 4) Иногда заражаются примером целые классы общества и даже целые народы. Так, у нас в России в 1914 году, когда началась война, дух патриотизма заразил всех. Многие бросали семьи для войны... шли в сёстры милосердия, в добровольцы... Дети уходили из родительских домов, бросали школы и шли на войну. Любимыми играми детей стали «игры в войну». 5) Современная зараза – атеизм. Начавшаяся с верхов, она объяла собою народные массы. Часто видим, как те люди, которые недавно ещё молились Богу, теперь хулят Его... Когда остаются наедине с собой, понимают всю гнусность своих поступков, но когда смешиваются с массой, теряют свою волю, поддаются чужому влиянию. Пример других увлекает их на преступления против веры. Получается то, что принято называть гипнозом толпы, т.е. то состояние, когда человек утрачивает власть над собой и слепо, бессознательно делает то, что делают другие, к чему эти другие его толкают, увлекают. III. Но если пример столь заразителен, то гляди за собой, чтобы ты не давал худого примера, ибо «горе тому, чрез кого соблазн приходит» (Лк. 17:1). 1) Родители! Не давайте худого примера. Учите не словом одним, а примером доброй жизни. Не говорите лжи, когда хотите своих детей приучить к правде... Не ссорьтесь между собой, если желаете, чтобы ваши дети жили в мире... Не курите сами и не пейте спиртных напитков, когда хотите детей видеть трезвыми. 2) Начальники и учащие! Будьте справедливы, честны, внимательны, если хотите, чтобы ваши подчинённые и ученики отличались этими качествами. «Что сеете, то пожнёте». 3) Пастыри Церкви Христовой! Давайте добрый пример в слове, житии, вере, любви и чистоте, если хотите иметь доброе стадо, видеть духовных чад своих, успевающих в жизни евангельской, и чтобы не бояться услышать от них: «врачу, исцелися сам». IV. Заключение. Итак, зная и видя силу и действие примера, будем сами беречься от зла, подавать друг другу лишь примеры добрые; ими заражая один другого и, восходя от силы в силу, как бы связанные добрым примером христианской жизни и благочестия, постараемся подвизаться подвигом добрым, дабы воспринять венцы награды в вечном Царстве. № 57. Великий пастырь – о. Иоанн Кронштадтский I. Как реки льются в моря, как стальные опилки тянутся к магниту, так тысячи душ людских тянулись к «дорогому батюшке». Чем же о. Иоанн притягивал их? Молитвой, мудростью и любовью. 1) Молитва о. Иоанна захватывала всех даже против воли их. Слёзы лились из глаз при виде этого светильника, горящего у Престола. 2) Мудрости его искали и богатые, и бедные, и высокообразованные, и некнижные. Эта мудрость касалась главного – как жить, чтобы душу спасти. Видя добрый пример батюшки, несомненно спасающего свою душу, шли к нему почерпнуть знания и сил побороть грех, стяжать покаяние и украсить свою убогую душу христианскими добродетелями. 3) Его любовь ко всем магнитом тянула к себе. Его все чувствовали близким, родным. Пред ним открывалось всякое сердце. Он всех согревал лучами беспредельной любви. Он был пастырем и отцом не одного Кронштадта, но многочисленных верующих Руси и живущих за пределами её. II. Как же стяжал о. Иоанн сии добродетели? Это тайна его келии, бессонных ночей его, проведённых в молитве, только Богу одному ведомых подвигов, тайна его святой души. Мы только малое знаем из того пути, который вознёс батюшку на такую высоту. Он же указывает нам на следующее: 1) На молитву. С начала своего пастырства, а вернее и ещё ранее его, батюшка «нудил» себя к молитве, не давая себе поблажки, истово, усердно молился, а не читал только молитвы. Он старался быть умно-сердечным делателем молитвы. Богослужа, он представлял своё недостоинство, высоту и ответственность пастырского служения, милость и святость Божию, трепет ангелов у Престола Божия и свою греховность. 2) Ежедневно читая Священное Писание, он воспринимал его не одной лишь памятью, а всем своим существом, так что мысли Свящ. Писания делались его мыслями; Божественная мудрость делалась достоянием и содержанием его ума. 3) Любовь ко Господу рождала любовь к людям, братьям во Господе. Эта же любовь поддерживалась тем, что о. Иоанн никого не отталкивал от себя; всем служил, помогал, ходил в дома скорби, страданий, навещал павших и подымал их из омута грязи и страданий. III. Дары Святого Духа в о. Иоанне. Работая над своим духовным миром, трудясь на пользу и благо ближних, батюшка обогащался дарами Святого Духа: 1) Молитвой... Он совершает литургию, как огнезрачный серафим, горит за св. Евхаристией, трепещет св. Таин, закрывает лице свое, как ангелы от лицезрения Божия... Молитва его чудотворна; она исцеляет болезни тела, врачует и души; он на расстоянии слышит и исполняет молитвы... 2) Его любовь к людям безгранична. Она собрала к нему весь христианский мир. Щедрость его не знает границ. Правая рука его даёт то, что принимает левая. Но особенно видна его любовь к душе людской. Он плачет с грешником и этим врачует его – обращает на путь христианской жизни. А исповедь его – есть один из знаков его великой любви. Здесь он, подобно Голгофскому Страдальцу, испытывает на себе тяжесть грехов исповедников, горько плачет с ними и за них, могуче устремляет их ввысь и властно разрешает кающихся. Вот где особенно видна была вера в Бога батюшки, его любовь к ближнему и его молитвенное, пастырское дерзновение. IV. Заключение. Да будет же сей дивный пастырь всем нам правилом веры, образом кротости, учителем молитвы, любви и воздержания; а мы все, получившие от него милость или только восхищавшиеся его святой жизнью, усердно помолимся Всевышнему – да приимет душу верного раба Своего, усердного Пастыря и служителя в высшие кровы Свои и сопричтёт его к избранным Своим687. № 58. Подведём итоги прошедшему году I. Все люди «века сего» – торговцы и банкиры, коммерсанты и землепашцы, работники государственных учреждений и частных предприятий – подводят итоги за прошедший год, дабы представить себе, что в прошедший год они получили, что сделали, и что остаётся к наступающему году. II. Поступим же и мы подобным образом в духовной жизни, подводя итоги тому, что мы получили от Бога и от людей в прошедшем году, что сделали мы в отношении Бога и людей, что мы сделали для собственной души, и с чем мы встречаем наступающий год. 1) Что же получили мы в прошедший год от Бога? А) Главное – целый год для покаяния. Тогда как многие, не приносящие плода смоковницы, Садовник срубил, нас – ленивых и грешных – Он целый год терпел в Своём саду (земной Церкви), ожидая нашего обращения, цвета и плодотворения... Слава Тебе, Всещедрый Господи, за сие долготерпение! Б) Вспомни каждый по мелочам всё, что было с тобой в прошедший год, – и ты увидишь множество доказательств промыслительной заботы и любви к тебе Господа: а) одного, несмотря на приговор врачей, Господь подымал от смертного ложа; б) другой избежал сокращения и лишения работы, а отсюда голода, холода и нужды; в) иному возвращался семейный мир, налаживались добрые семейные отношения; г) многие в дни скорби и уныния получали неожиданное утешение; Нет возможности перечислить всех благодеяний, которые Бог посылает людям. И обильный урожай, и хорошая работа, и добрый друг в беде, и слёзы покаяния во грехах, и крепость в скорбях, и надежда в страданиях, и участие ближнего, и материальная помощь, – всё это милости Всевышнего Промыслителя, «бывшия в мимошедшее время лета сего»... Немало милостей явлено нам и ближним нашим, их и перечислить нельзя. Тут и участие в беде, и помощь материальная, и ласковое слово, и бодрящее наставление... III. Что же мы сами сделали в прошедшем году? 1) Рассмотрим наши обязанности по отношению к Богу: а) Вера в Бога. Окрепла ли она? Не сомневаемся ли мы в бытии Бога, в Его благости, всемогуществе, всеведении? б) Надежда на Бога... Возлагаем ли мы свою надежду на Него, предаём ли себя всецело Его воле? Не творим ли своей воли, сознавая, что она противна воле Его? Не унываем ли и не отчаиваемся ли в бедах? Живём ли надеждой на вечную жизнь? в) Любовь ко Господу. Занимает ли она в нас первое место? Любим ли мы Господа более всего? Уготовили ли мы своё сердце, очистив его от страстей, для храмины Господу нашему? Творим ли мы волю Его, слушаем ли глас Его, выражая этим любовь к Нему? Помним ли мы Его страдания за нас, и чем стараемся возблагодарить Его за них? В каких делах выразилась наша любовь к Нему? IV. Рассмотрим и наши обязанности по отношению к ближним. Что сделали мы для духовного блага ближних своих? 1) Заботились ли мы о душе ближних своих? Сколько душ спасли от гибельного пути неверия и греха? Кому помогли побороть его страсти и отстать от греха? Кого подкрепили в скорби, утешили в горе, направили в недоумении, спасли от отчаяния? О многих ли мы горячо молились? 2) Кому оказывали мы материальную помощь? Накормили ли мы голодного, напоили ли жаждущего? Приютили ли странника и одели ли нагого? Посетили ли больного и понесли ли передачу заключённому? Не забывали ли вдовицы и не пренебрегли ли сиротой? Которую копейку уделяем нищей братии? V. Наконец, вспомним об обязанностях в отношении своей собственной души. 1) Заботились ли мы о спасении души? Боролись ли со злыми навыками, корчевали ли свои страсти, очищали ли душу свою от грехов? Звали ли святое покаяние и возлюбили ли токи слёз? 2) Ловили ли святые семена Евангельского учения? Часто ли мы посещали храмы – дома молитвы, одры умирающих, хижины страждущих и им подобные обители – места научения христианскому благочестию, истинному покаянию и смирению? Старались ли в своих сердцах удержать семена Христова учения и принять их так, чтобы они принесли плод мног? 3) Украшали ли убогую душу христианскими добродетелями, починили ли одежду крещения, разодранную грехами? Дали ли возможность семенам учения Христова принести плоды? VI. Заключение. Итак, душе, дано тебе ещё время для покаяния... Сбрось же одежды греха и страстей, омойся слезами и облекись в одежды святой любви, все-совершенного смирения и дел милосердия, «да пощадит тя Христос Бог», простит твоя лютая, очистит Своею благодатию и восприимет тебя в Свои вечные кровы. № 59. Где мы можем увидет Христа? (На Сретение Господне) I. Симеон и Анна во храме Иерусалимском сподобились увидеть Господа. II. Ныне нельзя видеть чувственно Господа, ибо Он уже не живёт во плоти. Да это чувственное видение Господа и не есть нечто необходимое для спасения человека. Ведь Симеон и Анна возрадовались не оттого, что увидели младенца, а потому, что в младенце духом прозрели своего Господа. Следовательно, источником их радости было не телесное зрение, а духовное прозрение. Этого же последнего не лишены и мы; и мы можем очами веры видеть Господа. III. Где же мы можем видеть Господа? Он вездесущ и всё Собою наполняет, и без Него ничто не может существовать. Но как аромат, разносящийся по всей земле, имеет место, на котором он особенно обоняем; как звуки музыки, оглашающие большие пространства, сильнее слышатся у самого инструмента, так и Господь в некоторых местах и при некоторых условиях ощущается сильнее, и душа человека видит Его скорее и лучше. А эти благодатные места и условия следующие: 1) Чтение Святого Евангелия. Эта св. книга написана Святым Духом, посему она преисполнена Божественной благодати. Евангелие само в себе имеет силу привлекать сердца, вызывать умиление и добрые чувства. а) Развращённую Евдокию слышание Евангелия возвращает к решимости вести праведную жизнь. б) Антония Великого оно убеждает раздать имение и уйти навсегда в пустыню. в) Иоанна Кущника соделывает великим подвижником. В Евангелии душа человека часто соприкасается с Божеством. 2) Молитва домашняя, сосредоточенная. Когда христианин закроет двери внешних чувств и восприятий и войдёт в клеть своей души, – тогда Бог посещает его, и он зрит Бога. 3) В храме за богослужением, а особенно за священной литургией. Здесь возможно самое близкое ощущение Божества. А чистые сердца и святые души праведников настолько привлекают к себе Господа, что Он иногда являет Себя во храме и видимым даже для телесных очей образом. 4) В доме печали и скорби; у постели больного и умирающего; в хижине бедняка; среди деток-сирот; возле плачущей вдовы; утешая обиженного; подкрепляя слабого; беседуя о спасении души с детками, – в этих и им подобных местах и занятиях легко почувствовать Господа. IV. Заключение. Искатели Бога, стремящиеся к Нему, желающие ощутить Его, – читайте Евангелие, стараясь принять его не одним умом, но и сердцем; усердно посещайте св. храм, в нём и дома умиленно молясь; идите к больным, служите страждущим и скорбящим, чаще беседуйте с детьми, – и вы многажды будете сподобляться ощущения, чувствования близости Бога. Притаившись смиренно в тёмном уголке храма или самоотверженно служа больному, вы будете награждены Самим Господом, Который сердцу вашему откроет, явит Себя. № 60. О святом храме «Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящ. Изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих » (Пс. 83:11) I. Храм – училище благочестия. 1) Тянется он куполом к небу, свидетельствуя сим, что наше отечество на небесах... 2) Увенчан он крестом – символом беспредельной Божественной любви и символом страдания. 3) Все стены его, украшенные священными изображениями, вещают о Боге, небе, святой жизни, спасении души, подвигах и добродетелях. 4) В пении, чтении, молитвах, проповедях преподаётся великая мудрость – наука как душу спасти. Здесь же в житиях святых показаны и самые примеры благочестия и спасения. II. Храм – врачебница. 1) В таинствах и молитвах, здесь совершающихся, подаётся Божественная благодать «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая». Здесь часто болящие телесными недугами исцеляются. 2) Но главное – здесь врачуются души, заболевшие грехом и страстями, освобождаются от насилия диавольского... III. Храм – судилище. 1) В таинстве исповеди грешник выслушивает приговор себе. 2) Здесь особенно бичует его собственная совесть, разбуженная Евангелием и проповедью. 3) Здесь гремит труба будущего Страшного Суда над всем миром – Мф. 25:31–46. IV. Храм -место единения верующих между собою, а кроме того, Церкви земной с Церковью небесной. 1) В храме все чувствуют себя близкими, родными. Особенно это заметно на чужбине, в плену. 2) Здесь святые окружают нас, привлекаемы во храм на св. Евхаристию, молятся с нами и о нас. V. Заключение. Люби св. храм, спеши в него, с благоговением молись в нём, он тебя предохранит от греха, направит на путь спасительный, оградит Божественною благодатью и сделает сообщником и согражданином святых неБожителей и сил ангельских. № 61. Скорби и радости пастырского служения «Мене изгнаша и вас изженут» (Ин. 15:20) I. Высоко, ангелоподобно пастырское служение. 1) Пастырь присутствует Самому Господу у Его Святого Престола. 2) Ему вручены души людские. 3) Для их спасения он сделан совершителем страшных таинств: духовного возрождения (крещения), вязания и отпущения грехов, таинства Евхаристии, тайны молитвы... II. Вследствие своей высоты служение пастыря и тяжело. Скорби служения пастыря происходят от: 1) сознания собственных грехов и трудности в исправлении; 2) от сознания грехов своей паствы; 3) в настоящее время к сему ещё добавилось сознание того, что весь мир идёт к антихристу, отказывается от Христа и сам собой духовно умирает – погибает; и 4) от издевательства над самим пастырем, его одеждою и, главное, над всем святым, что дорого ему: хула на Христа, Божию Матерь... III. Тяжёлым бременем легли эти скорби на современных пастырей. 1) Иные ушли от Христа, так как они были с Ним, доколе это им было выгодно, а Христа, вновь висящего на Голгофе, им не надо; Он ничего не может дать им на земле – они изменили Ему, отреклись от Него. 2) Иные бежали с поля сражения – оставили приходы и стали мирскими. 3) Другие не рискнули сделать ни первого, ни второго, но, как тяжкое бремя, несут свое служение, ругая и кляня своих родителей за то, что отдали их в духовные школы, и всячески внушают детям своим не идти в «поповство», а устраиваться на светской службе. 4) Есть, конечно, и такие, которое верны своему долгу, страдают со Христом и за Христа, дорожат своею рясою, и вновь распятого Христа любят ещё более, чем любили Его раньше. IV. Но не одни скорби несёт с собой пастырство. Оно даёт верному рабу Божию и великие радости. Радуется пастырь, когда: 1) Его проповедь собирает и наполняет храм верующими, исправляет их, ведёт ко Христу, к покаянию. 2) Он во время посещения своих прихожан на дому учит их христианской жизни, примиряет враждующих, наставляет, исправляет; когда детки не бегут от него, а протягивают ручки свои для благословения и радостно, как отца, приветствуют его. 3) Когда молитва веры подымает больного отца или мать многочисленного семейства. 4) Когда он принимает искреннюю исповедь умирающего, много лет не говевшего; приобщает его Св. Таин и напутствует его в вечную жизнь. 5) Когда он сознаёт себя тайносовершителем: освящает воду, крестит, исповедует, читает разрешительную молитву над умершим и особенно, когда он совершает Божественную литургию. V. Все эти переживания столь велики, неземны, божественны, что пред ними меркнут все скорби. VI. А каковы же радости ждут тебя, добрый пастырь, верный слуга Христов, во Царствии Небесном? Там ты из рук Самого Господа получишь венец за терпение, гонения и мучения, претерпленные на земле. Там ты будешь стоять у самого Престола Вседержителя и вместе с ангелами неумолчно воспевать Его святыми песнями... VII. Заключение. Терпи же всё ради Христа, ради спасения своего и ради вечной неизреченной славы... № 62. Почитай св. Крест Христов I. Речи сектантов, не почитающих св. Креста. 1) Сектанты называют православных неразумными и идолопоклонниками за почитание св. изображений и св. Креста. 2) «Креста нельзя почитать, – говорят они, – потому что крест Богом проклят. – «Проклят всяк висяй на древе» (Гал. 3:13). 3) «Кто из нас стал бы почитать дерево, на котором повесили нашего отца, а православные неразумно почитают это дерево». II. Ответ на сектантские возражения. 1) Православные не идолопоклонники. Идолопоклонниками называются те люди, которые самые изображения признают за Бога. Например, сделают изображение человека и верят, что это изображение есть всемогущий, всё создавший бог. Но никогда православные не верили и не верят, что икона и крест есть Бог. Почитают они св. изображения, как память о Боге, как образы Бога, напоминающие нам Самого Бога. Ведь и сектанты почитают святое Евангелие, но от этого они себя не называют идолопоклонниками. 2) В словах «проклят всяк висяй на древе» проклинается не самое древо креста, а висящий на нём. Если мы этим словам захотим придать сектантский смысл, то получится страшное кощунство, а именно «проклят всяк висящий на древе», т.е. Иисус Христос. Но, обдумавши, этого не скажут и сектанты. Итак, если на древе висит человек, проклинаемый за свои преступления, то и древо из-за него проклинается, а когда на нём висит безгрешный Сын Божий, то к нему относятся другие слова: «Благословенно древо, чрез которое бывает правда!» (Прем. 14:7; сравн. 1Пет. 2:24). 3) Сравнивать св. Крест с древом, на котором повесили бы нашего отца, неразумно, ибо Христос для того и сошёл на землю, чтобы пострадать на кресте. От крестных страданий Он не только не бежит, но смотрит на них, как на средство Своего прославления. «Отче! Пришёл час, прославь Сына Твоего...» (Ин. 17:1–5). Ко кресту Он обещает всех привлечь, говоря: «И когда я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрёт» (Ин. 12:32–33). III. Ветхозаветные прообразы св. Креста и проявлявшаяся чрез них сила Божия. 1) Когда Израильский народ сражался с амаликитянами, то заметили, что победа и поражение израильтян зависели не от орудия и силы воинов, а от рук Моисея, молившегося на горе, ибо «когда Моисей подымал руки свои – одолевал Израиль, а когда опускал руки свои – одолевал Амалик». Посему Аарон и Ор поддерживали руки Моисея до захождения солнца, пока Иисус Навин не победил Амалика – Исх. 17:10–13. Моисей с распростёртыми руками – есть образ Иисуса Христа, распростёртого на Кресте. 2) Когда евреи были в пустыне, кишащей змеями, от укусов которых многие умирали, то Господь, видя раскаяние евреев, повелел на знамени повесить медного змея. Моисей так и сделал. И с тех пор, кто из ужаленных ядовитыми змеями смотрел на медного змея, тот оставался живым – Чис. 21:6–9. Так и ныне, кто с верою и мольбою смотрит на св. древо Креста, тот не умрёт от ужаления змея ядовитого диавола. IV. Апостолы почитают Крест Христов. Они пишут: 1) «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1Кор. 1:18). Если слово о кресте – сила Божия, то тем более сам Крест. 2) Ап. Павел «хвалится крестом» Христовым. Сказавши о том, что некоторые обрезываются для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, он пишет: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:12–16). Здесь под крестом разумеются не страдания, а самое древо Креста Господня, за прославление которого и были гонения. 3) Пред именем Иисуса Христа должно преклониться «всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2:9–10). Вот почему кланяемся Св. Кресту. Он не только омыт Св. Кровию нашего Спасителя, но на нём имеется имя Иисуса Христа и самое Его изображение. 4) Апостол приглашает христиан: «Выйдем за стан, нося Его поругание» (Евр. 13:13), т.е. Крест, на котором Он был поруган. V. Пример из жизни, поясняющий смысл почитания Креста Господня. Бедная вдова. Единственный сын её на фронте. Долго о нём она не получает известий. Наконец приходит солдат, товарищ сына, и приносит матери карточку сына и рубашку его. «Товарищ, – рассказывает солдат, – сказал мне твой сын – я умираю здесь на позиции. Будь братом. Отнеси моей матери карточку мою да и ту рубашку, в которой я умираю. Пусть мать меня поминает, а это ей от меня последний подарок». Мать, развернув окровавленную рубаху и взяв карточку, со слезами прижимает их к груди, покрывает поцелуями. Никто не скажет, что мать идолопоклонница и не осудит её. VI. Заключение. Так и Иисус Христос, сразивши диавола, оставил нам святую памятку – Свой Крест. Лобызай его, люби его, ибо чрез него ты спасён, и он есть «Благословенное древо». № 63. Правда ли, что чудеса не могут совершаться потому, что они нарушали бы законы природы? I. Вступление: Перед смертью святителя Василия Великого к нему пришёл его друг искуснейший врач Иосиф, евреянин. Осмотрев святого, врач сказал, что он через насколько часов умрёт. Св. Василий ответил, что он не умрёт, доколе Иосиф не станет христианином. Иосиф на это сказал: «Да, если ты проживёшь до завтрашнего дня, то я поверю во Христа». Святитель, к удивлению врача, дожил до следующего дня, крестил уверовавшего, сам совершил литургию, причастил новокрещённого Св. Таинств и скончался. Вот чудо милости Божией, совершённое верою Святителя. II. Атеисты, отрицая возможность чудес, говорят, что чудеса нарушали бы «законы природы», а так как нарушить законов природы никто не может, то значит, и чудес не может быть. III. Ответ неверующим и отрицающим чудеса: 1) Что такое «законы природы»? Не даны ли они природе Самим Богом, Который и совершает чудеса? Знаем ли мы все законы, что берёмся утверждать, что то или иное событие противоречат законам природы? Если мы знаем нечто о законах физической природы, то весьма мало нам известны законы природы психической и совершенно неизвестны законы природы духовной. 2) Не говорит ли нам опыт, что и законы физические дают место один другому, отчасти или совсем препобеждаются один другим? Так аэропланы, препобеждая закон притяжения, подымаются от земли и несутся вверх. Не побеждается ли закон физической природы, когда доктор вылечивает умирающего человека, или прививкой убивает попавшие в организм больного вредные бациллы, предупреждая заболевание, долженствовавшее наступить по «законам природы». А возьмите радио. Сколько явлений, которые люди доселе называли «законами природы» оно изменило? А рентгеновские лучи, при посредстве которых мы видим сквозь плотное тело? А хирургические операции, которые возвращают к жизни приговорённых врачами к смерти? Ведь всё это преодоление известных нам доселе «законов природы». 3) Также точно преодолеваются законы природы физической действием законов психических. Например: а) ощущение голода не замечаем мы в продолжение целого дня, если мы в это время заняты чем-либо, например, болезнью любимого существа, убегаем от смерти, или находимся в беде, скорби или на войне. б) уступают законы физические и нашей воле, так, рука по закону притяжения должна тянуться к земле, а наша воля её подымает вверх. в) устраняются действия физических законов, когда внушением, т.е. действием воли доктора на волю больного излечиваются телесные болезни: параличи, немота, слепота и др. физические болезни. Итак, видите, как часто «законы природы» изменяются и нарушаются, однако, это не мешает и не вредит существованию мира. IV. Чудеса – суть действия законов высшего порядка, высшего мира, 1) Если законы физической природы могут быть изменяемы законами физическими и психическими, то почему же отрицать изменение их законами ещё высшими, духовными? Если доктор может лечить болезни не только лекарствами, но и внушением, то почему верующий не может лечить телесных и душевных болезней молитвами, т.е. средствами более сильными и высшими, чем внушение, гипнотизм или магнетизм? V. Заключение. Итак, смотрите на чудеса, как на дела всемогущего Бога, Творца всех законов, которые Он по Своей воле может изменять или заменять один другим. Когда Ему угодно, действуют одни законы, а когда то благопотребно, приводятся в действие другие. Если же мы веруем во Всемогущего и в то же время Всеблагого Бога, нашего Отца, то мы должны верить и в то, что Он, видя наши мольбы и нужды, отвечает на них не только обычным для нас образом, но помогает и сверхъестественными явлениями и способами – чудесами. № 64. Против зрелищ «Горе вам смеющиеся, ибо восплачете» (Лк. 6:25) I. Зрелища – это сети диавола. Много силков расставил диавол для уловления душ людских. Одними из них являются всякого рода зрелища и увеселения, как-то: театры, кино, клубы и т.п. Неумолчно диавол зазывает сюда души, обещает им здесь дать радость, забытьё от тяжёлой жизни и весело скоротать время. II. Как люди относятся к зрелищам? 1) Неверующие в Бога. Так как они не знают Бога, не верят в загробную жизнь (да для них за неверие и не будет блаженной загробной жизни), то естественно, что они здесь на земле стараются получить возможно больше радостей. Поэтому они и устремляются толпами на всякого рода зрелища. Ими всецело овладел диавол; затуманив им глаза, он не только гонит их в театры и клубы, но ещё возбуждает в них такую любовь к этим увеселениям, что иные голодают, лишают себя потребного, а откладывают деньги на театр и зрелища. 2) Верующие в Бога, тоже, к сожалению, посещают зрелища. Правда, многие из них разбираются, какие зрелища можно посещать, и какие нельзя. Они заранее узнают, не будет ли в театре чего-либо против веры, или нравственности и рассуждают так: «На невинные представления можно идти. Ведь мы не монахи, развлечься нужно». III. Как на увеселительные зрелища смотрят подвижники и учители Христианской Церкви? 1) Все общественные увеселительные зрелища они считают душевредными. Делят же их на две группы: одна – где явно губятся души человеческие. Это те зрелища, на которых проповедуется безБожие, нравственный разврат, восхваляется грех; другая – это так называемые «невинные» развлечения: «хорошая» пьеса, драма, игра в карты, лото, шахматы и им подобное. 2) О явно безбожных и безнравственных зрелищах говорить не будем, ибо их вред для души очевиден. В чём сущность вреда так называемых «невинных зрелищ»? а) Они крадут у человека дорогое время. Всей жизни не хватает, чтобы очиститься от греха и обогатиться добродетелями. Многие подвижники перед смертию говорили, что они «ещё не начали дела спасения». Что же успеет тот, кто привык свободное время «убивать» в театрах, цирках, клубах или за картами? С чем предстанут на Суд Божий всю жизнь смеявшиеся и веселившиеся? б) Зрелища приучают человека к праздности. Кто вкусит обманчивой сладости зрелищ, тот не желает возвратиться к тяжёлому труду молитвы и подвигов. По опыту известно, что после театра молитва не идёт на ум. в) Зрелища приучают человека к сильным ощущениям. Посещающий театры и насмотревшийся в них на различного рода пьесы и картины, получает некоторое пренебрежение к собственной тихой семейной жизни; его уже тянет к бурному водовороту жизни; он тяготится спокойной обстановкой. К тому же, зрелища расстраивают нервы. Вот почему в некоторых странах запрещается детям посещать драмы. VI. Заключение. Не «убивай» времени на зрелища; убьёшь, а потом наступит время, когда будешь жалеть о собственном неразумии. Время дано нам для приготовления к вечности, а не для того, чтобы его «убивать». Для того, чтобы стать доктором, нужно много лет учиться и всю жизнь трудиться; трудиться нужно, чтобы быть инженером, математиком, художником, музыкантом. Посмотри, как иной человек с утра и до ночи работает, чтобы научиться тому, что он замыслил; иной музыкант только во время сна оставляет свой инструмент или художник – кисть. Им кажется, что мало дня, мало жизни, дабы усовершенствоваться в своём деле. А мы говорим, что у нас много свободного времени и некуда его девать... Если будем следить за своей духовной жизнью, бороться с собственными грехами, то не только не останется у нас свободного времени, но и всей жизни будет мало. Итак, не ленись и не веселись, а трудись для спасения души, ибо, что посеешь в сей жизни, то пожнёшь в будущей. * * * 687О. Иоанн Кронштадтский канонизирован в 1989 году. Память его 20 декабря и в дни Соборов Петербургских и Эстонских святых – прим. сост.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar