Меню
Назад » »

Священномученик Аркадий (Остальский) / Мы не должны бояться никаких страданий (17)

Вопрос: Следствие снова возвращается к вопросу – кто занимался распространением молитвы Кирику и Улите, которую можно толковать в к.р. духе. Кроме того, укрывая распространителя, Вы попадёте в те же условия, что и в 28 году. Ответ: Перед моим арестом в субботу или воскресенье один из певчих моего клироса Никольско-Казанской церкви г. Калуги, подпевающий басом, заика, немножко ненормальный человек, подал мне эту молитву для того, чтобы я дал ему по ней своё мнение. Я её забраковал, но не имел времени отдать её автору обратно. Вопрос: Следствие располагает данными о том, что Вы в связи с арестом Архиепископа Августина бежали из Калуги, боясь ареста. Ответ: Когда арестовали Архиепископа Августина 21/IX в 21 час, я тут же узнал об этом. В тот же вечер я написал своё «Кредо», и на следующий день – 22/IX в 24 часа ночи – отправился на вокзал с целью просить Митрополита Сергия о назначении меня на Калужскую кафедру и, одновременно с этим, лично отнести в УНКВДМО своё «Кредо». Если бы я хотел бежать, то бежал бы в вечер ареста Августина – 21/IX. Вопрос: Следствию известно, что Вы в вагоне забрались на третью полку и, когда показывали проверяющим документы, то прятали своё лицо. Для чего вы это делали? Ответ: В вагоне я лежал не на третьей полке, а на второй. Своего лица я не прятал. У меня даже мысли не было, что меня хотят арестовать. Вопрос: Кому из знакомых вы говорили: «Горю желанием служить Церкви, готов кровь свою пролить за Христа»? Ответ: О том, что я горю желанием служить Церкви, говорил тем лицам, которые меня спрашивали о том, что я намерен делать. Но «желание пролить кровь за Христа» – об этом не говорилось. Я горю желанием служить Церкви, то есть совершать богослужение. Желания управлять епархией у меня нет. Я готов быть на должности любого рядового московского священника. Мне как последователю истинно Православной Церкви необходимо быть и служить в Церкви Богу. За предоставление мне этой возможности я обещаю полную и истинную лояльность к соввласти. Вопрос: Следствие, рассмотрев ваше прошлое, ваше враждебное отношение к соввласти, за что вы были трижды осуждены к пяти годам ссылки, пришло к выводу, что вы до сих пор ещё враждебны к соввласти и в связи с этим в кругу своих знакомых заявили: «Буду заниматься нелегальной к.р. деятельностью, к чему я подготовил себя в ссылке». Ответ: О своём отношении к соввласти <...> никогда я не давал таких прямых, ясных и откровенных заявлений, как теперь. Действительно, раньше я был враждебен к соввласти, но последние десять лет пребывания в Соловках изменили меня. Я считаю себя сейчас не враждебным к соввласти. О том, что я намерен заниматься подпольной к.р. деятельностью, я никогда и никому не говорил, потому что я вернулся из Соловков с настроением служить честно соввласти и всего себя отдать служению Православной Церкви и религии. Больше показать ничего не имею. С моих слов записано верно. Протокол мною прочитан»579. 20 октября следователь допросил учительницу французского языка Надежду Александровну Гринвальд, которая раньше написала два стихотворения о владыке Аркадии. На допросе она была неустрашимой. Вопрос: Кто Ваши знакомые, их род занятий и место жительства? Ответ: Моими знакомыми являются: Маниевские Анна Гавриловна и Маргарита Гавриловна, проживающие ул. Петровка, дом 26; служащие: Щербачёва – моя бывшая квартирная хозяйка, где она сейчас, не знаю; Цветковы: Юлия Владимировна и Нина Владимировна, а также знаю их мать Марию Николаевну и тётку Ольгу Николаевну. Из духовенства мне знакомы: священник Пименовской церкви Бажанов Николай и Епископ Остальский Аркадий, с матерью Остальского я знакома очень давно. Знаю также Костомарову Веру Алексеевну и Пятницкую Наталию Константиновну. Все эти лица являются мне знакомыми по церкви, где я с ними и встречаюсь. Изредка мы ходим друг к другу в гости на квартиру. Вопрос: С какого времени Вы знаете Остальского Аркадия? Ответ: Я знаю его мать лет 11. Самого Остальского знаю также с этого времени. Его мать перед смертью просила меня, чтобы я не оставляла её сына и помогала ему как сосланному. За 9 лет пребывания его в Соловках я ему отправила три маленьких посылки с сухарями, сахаром и др. предметами. Других лиц в сбор средств не привлекала. От него за период ссылки я получила 2–3 открытки, я ему также написала за это время не больше. Вопрос: Когда и где Вы встречались с Остальским по возвращении его из ссылки? Ответ: В этом году весной Остальский заходил ко мне раза три, во время приездов в Москву. Приезжал он в Москву для устройства на работу при церкви. Когда он бывал у меня, никого из посторонних лиц у меня на квартире в это время не было. Вопрос: Что говорил Остальский, когда бывал у Вас на квартире? Ответ: Остальский, будучи у меня на квартире, говорил со мною о своих планах на дальнейшее, что он добивается права и возможности снова служить при церкви. Рассказывал также о том, как он жил и что делал, будучи в ссылке. Ничего плохого о своей жизни в ссылке он не говорил. Вопрос: Следствие требует от Вас правдивых показаний о высказываниях Остальского у Вас на квартире, потому что всё точно Вы говорили неверно. Ответ: Ничего больше мне Остальский о себе и условиях своей жизни в ссылке не говорил. Вопрос: Следствию известно, что Остальский, будучи у Вас на квартире, говорил о том, что он приложит все силы к тому, чтобы активизировать работу церкви, поднять качество этой работы и отдать всю свою кровь за Церковь и Христа. Дайте Ваши показания. Ответ: Ничего подобного он у меня на квартире не говорил. Вопрос: У Вас же на квартире Епископ Остальский говорил о том, что он намерен заниматься нелегальной к.р. деятельностью, к чему он себя подготовил в ссылке. Ответ: Подобного Остальский у меня на квартире не говорил. Я знаю его как вполне лояльного к сов. власти человека»580. 22 октября состоялся третий допрос Епископа Аркадия: «Вопрос: Следствие располагает данными о том, что Вы в кругу своих знакомых говорили о том, что намерены организационно укреплять Церковь для того, чтобы вести борьбу против соввласти. Дайте Ваши показания по данному вопросу. Ответ: В порядке обычных разговоров со своими знакомыми кто-то из них задал вопрос, что необходимо сделать для укрепления Церкви. Я говорил, что Церковь расшатывается вследствие нашего нравственного падения. Следовательно, для того, чтобы укрепить Церковь, необходимо в основу положить наше нравственное усовершенствование. Последнее и является средством борьбы с неверием и его наступлением на Церковь. О том, что нравственное усовершенствование является единственным средством укрепления Церкви, и никакими иными средствами мы не можем располагать, к этому убеждению я пришёл в 1935 году, когда в Соловки прибыл Епископ Пётр Руднев, который много рассказывал мне о нравственных проступках епископата и духовенства и полной разрозненности среди последнего. Уже в это время я пришёл к выводу, что после освобождения я буду стремиться не к тому, чтобы управлять епархией, а чтобы иметь возможность совершать богослужение в храме. Если это не удастся, то быть хотя бы сторожем любого храма, скрыв от верующих своё епископское звание, с тем, чтобы своим высоким нравственным совершенствованием дать образец того, что и наши люди могут украсить Церковь в современных условиях. О борьбе с соввластью какими-то физическими или иными средствами я давно перестал и думать, вследствие того переворота, который я лично пережил, и сама Церковь в современном состоянии не способна к какой-либо подобной борьбе. Только нравственное усовершенствование служителей Церкви и верующих свяжет их между собой и сделает Церковь гибкой для сопротивления против наступающего неверия. Вопрос: Следствию известно, что Вы говорили о том, что конституция создаёт условия для легальной борьбы Церкви против соввласти. Что Вы можете сказать по этому вопросу? Ответ: Я мог говорить о том, что нравственное усовершенствование служителей Церкви и верующих ничуть не противоречит смыслу конституции. Свобода исполнения религиозных обрядов предполагает нравственное усовершенствование верующих и укрепление самой Церкви. Только в этом смысле я мог говорить об использовании тех легальных возможностей, которые предоставлены мне конституцией. Вопрос: Следствие на основе имеющихся материалов пришло к твёрдому выводу о том, что Вы враждебны к сов. власти и готовы вести против неё борьбу. Ответ: Из данных ранее мною показаний видно моё отношение к советской власти раньше и теперь. Подтверждаю, что теперь я ничуть не враждебен к соввласти и, наоборот, обещаю полную лояльность. Если бы мне была предоставлена возможность служить в церкви хотя бы в должности приходского священника, я обещаю не только не вести борьбу против соввласти, но помогать ей по разоблачению врагов народа. Я расхожусь с советской властью только по вопросу религии. Только в этом вопросе и имеется та идейная борьба, о которой я говорил выше. Больше показать ничего не имею. С моих слов записано верно»581. 15 ноября состоялся четвёртый и последний допрос, который вёл уже другой следователь. Вопрос: Ваше отношение к сов. власти? Ответ: После пятнадцати лет, проведённых в ссылке, на сегодняшний день я остаюсь не согласным с сов. властью по вопросу религии и закрытия церквей <...> Вопрос: Следствие располагает данными, что Вы после отбытия срока наказания вернулись в Москву и возобновили нелегальную контрреволюционную деятельность. Вы это подтверждаете? Ответ: Нет, я это не подтверждаю, контрреволюционной деятельностью не занимался. Вопрос: Вы даёте неверные показания, следствие требует правдивых показаний. Ответ: Свою контрреволюционную деятельность я категорически отрицаю»582. Нужны были «свидетели», которые бы засвидетельствовали то, что хотел от них следователь. И такие «свидетели» были найдены. Один из них показал: «В начале 1937 г. в Москве снова появился Епископ Аркадий Остальский, который восстанавливал свои связи. Он зашёл и ко мне, как к старому знакомому. Я в беседе спросил его, чем он намерен заниматься. На это он ответил: «Я много выстрадал за время пребывания в лагере, но я снова горю желанием работать над укреплением Православной Церкви, разъяснять верующим смысл происходящих событий в жизни русского народа, укреплять веру в народе, хотя бы мне и снова пришлось пострадать за это, я готов на всё». <...> Епископ Аркадий в беседе со мной заявлял: «Я, как христианин, не могу спокойно смотреть на происходящий разгром Православной Церкви и физическое уничтожение веры в народе <...> Я много страдал за свои убеждения и сейчас готов принять любое наказание, я этого не боюсь, буду снова работать над укреплением Церкви». Дальше Остальский заявил: «Новая конституция, выборы Верховного Совета так же, как и раньше, направлены против Православной Церкви и верующих. Это всё делается напоказ, для заграницы, а пока есть советская власть, никаких разговоров о свободе вероисповедания и быть не может. Советская власть насильственными методами насаждает безБожие в народе <...>""583. Другой свидетельствовал в том же духе: «Остальского я случайно встретил на улице возле Пименовской церкви, где в беседе со мной он заявил: «Приехал в Москву навестить своих духовных детей» <...> Дальше Остальский сообщил мне: «Правительство взяло курс на уничтожение последних оставшихся православных храмов, повсюду видишь запустение внешнее, но вера в Бога у народа велика, это я говорю по следующим примерам: стоит только Епископу появиться в деревне и городе, моментально вокруг тебя собирается народ, и как на молитве себя держат верующие, это тоже характерно, тишина, торжественное благоговение, порядок». <...> Остальский мне говорил при встрече: « <...> Я не верю, чтобы русская нация совершенно сошла со сцены, нет, национальный дух живёт в русском народе, и придёт время, он себя покажет». <…> Остальский разъезжает по различным городам СССР, где проводит работу по укреплению Церкви""584. В начале декабря следствие было закончено. 7 декабря Тройка НКВД обвинила Епископа Аркадия в контрреволюционной фашистской агитации и приговорила его к расстрелу585. Задним числом – 8 декабря было составлено обвинительное заключение586. Епископ Аркадий был расстрелян 29 декабря 1937 года, в среду, на полигоне НКВД недалеко от посёлка Бутово под Москвой и погребён в общей могиле, принявши мученический венец от своего Господа, Которого он возлюбил в земной жизни своим чутким сердцем. С Епископом Аркадием были расстреляны ещё 246 человек587. 25. Прославление в лике святых Из определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 31 марта 1999 года: »Слушали: Доклад Преосвященного Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении и мученической кончине Преосвященного Аркадия (Остальского; 1881 [1889 – сост.] – 1937), Епископа Бежецкого, викария Тверской епархии, на предмет его канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Постановили: 1. Одобрить доклад Преосвященного Митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских Преосвященного Епископа Аркадия (Остальского; 1881–1937) для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора»588. Епископ Аркадий (Остальский) был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года589. Память священномученика Аркадия совершается в день мученической кончины – 16/29 декабря и в дни Соборов новомучеников и исповедников Российских (в воскресенье, ближайшее к 25 января / 7 февраля), новомучеников в Бутове пострадавших (4-я суббота по Пасхе), Санкт-Петербургских святых (3-я неделя по Пятидесятнице), Соловецких святых (9/22 августа) и Архангельских святых. Приложение (К стр. 5) Павел Филиппович Стефанович родился в 1838 году в селе Залесцы Вышневецкие Кременецкого уезда Волынской губернии в семье священника. В 1861 году окончил Волынскую духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда. 14 сентября 1862 года Архиепископом Волынским и Житомирским Антонием (Павлинским) рукоположен в сан диакона для служения в Почаевской Свято-Успенской Лавре. С 20 июля 1861 по 1863год состоял корректором при Почаевской лаврской типографии. Тем же Архиепископом Антонием 29 сентября 1863 года рукоположен во священника к Свято-Покровской церкви с. Янковцы Житомирского уезда. С 22 ноября 1876 по 12 февраля 1886 года, и с 23 января 1889 по 18 февраля 1892 года был членом правления Житомирского духовного училища. С 15 января 1878 по 19 января 1880 года состоял, по назначению Волынской духовной консистории, членом особого комитета по выработке проекта учреждения эмеритальной кассы духовенства Волынской епархии. С 28 января 1878 по 4 мая 1883 года был членом особой комиссии, которая составила проект преобразования Волынского училища девиц духовного ведомства из трёхклассного в шестиклассное. С 21 января 1883 по 15 мая 1887 года состоял членом строительного комитета, производившего перестройку существовавших и постройку новых зданий под помещение того же духовного училища в преобразованном виде. В феврале 1891 года был назначен членом комитета, составившего проект открытия в Волынской епархии церковно-учительской школы. С 1880 по 1890 год состоял судебным духовным следователем второго благочиннического округа Житомирского уезда. С 1885 по 1896 год состоял наблюдателем церковных школ, сначала второго, а потом первого благочиннических округов Житомирского уезда. 17 мая 1901 года назначен вновь духовным судебным следователем первого благочиннического округа Житомирского уезда. В отчёте члена-ревизора Учебного комитета при Святейшем Синоде действительного статского советника Нечаева, производившего ревизию Житомирского духовного училища в феврале 1900 года, выражена ему, священникуСтефановичу, «похвала за усердное им исполнение обязанностей члена училищного правления». За участие в производстве первой народной переписи в январе 1897 года «Высочайшим рескриптом, данным на имя г. Министра Внутренних дел 8 июля 1897 года, выражена ему, Стефановичу, в числе прочих сотрудников, совершенная Его Величества Императора Николая II благодарность». Имел серебряную медаль в память царствования Императора Александра III, а также бронзовую медаль за труды по народной переписи. «Указом данным в 13 день февраля 1903 года Капитулу, Всемилостивейше был сопричислен к ордену св. Анны третьей степени». Награждался набедренником в 1875 году, скуфиею – в 1878 году, камилавкою – в 1895 году, наперсным крестом – в 1901 году. Поучения во время богослужений говорил неупустительно. Представился 21 апреля 1907 года от воспаления лёгких, 69 лет от роду. Был похоронен на приходском янковецком кладбище в семейном склепе, разорённом в послереволюционное время590. * (К стр. 10) Николай Иванович Абрамов родился 14 декабря 1876 года в семье протоиерея Богучарского уезда Воронежской губернии Иоанна Абрамова. Первоначальное обучение получил в Павловском духовном училище и Воронежской духовной семинарии, которые окончил первым учеником. Для продолжения образования в 1898 году был отправлен на казённый счёт в Казанскую духовную академию. Будучи студентом, Николай Иванович, выделявшийся из среды своих товарищей глубокими богословскими познаниями и красноречием, состоял в течение нескольких лет председателем студенческого проповеднического кружка и вёл беседы для рабочих в народных аудиториях Казани. Академию Н. И. Абрамов окончил в числе первых магистрантов в 1902 году, после чего был назначен преподавателем Священного Писания в Орловскую духовную семинарию. По ходатайству Архиепископа Волынского и Житомирского Антония (Храповицкого) Николай Иванович 1 марта 1904 года Святейшим Синодом был назначен Волынским епархиальным противораскольническим и противосектантским миссионером, а позже он стал также и противокатолическим миссионером. С первых дней своей миссионерско-просветительной деятельности, простой в обращении, общительный, дружественный, жизнерадостный Николай Иванович Абрамов привлёк симпатии волынцев, стал своим, родным человеком. Противораскольническая миссионерская деятельность (обличение русского раскола – старообрядчества) Николая Ивановича, которой он занимался в течение первых трёх лет миссионерства, выражалась в частых беседах на дому и в публичных – в здании церковно-приходской школы при житомирской кладбищенской Иаковлевской церкви, расположенной вблизи старообрядческого посёлка Каракули. С 1907 года были открыты и религиозно-нравственные народные лекции в здании бывшей церковно-учительской школы. Труды миссии не остались бесплодными: за три года в епархии было устроено три единоверческих (единоверцы – старообрядцы, принявшие православие при условии сохранении древних старообрядческих обрядов) храма, три миссионерских школы, открыто четыре единоверческих прихода и обращено из раскола свыше двухсот человек. Но времена изменились: Российская Империя провозгласила свободу вероисповедания. Пора было оставить противораскольническую деятельность и заняться противосектантской, чтобы удержать в православии «колеблющихся разным родом учений». Для помощи приходскому духовенству Николай Иванович издал «Миссионерский сборник», «Противораскольнический катехизис», «Противосектантский катехизис», «Противокатолический катехизис», «Разбор штундобаптизма», «Над Евангелием», «Христов путь (ответ о православном уповании)» и другие. Характерной чертой в его служения было то, что он не столько полемизировал и обличал сектантов, сколько заботился о положительном раскрытии им истин православно-христианского учения. Благодаря этой и некоторым другим особенностям его подхода к миссионерству, его деятельность была весьма успешной. 14 декабря 1907 года, в день своего рождения, в Почаевской Свято-Успенской Лавре, наместником Лавры архимандритом Амвросием Николай Иванович Абрамов был пострижен в монашество с наречением имени Митрофан, в честь святителя Митрофана Воронежского, к мощам которого в дни юности молитвенно припадал, под благодатной сенью которого и в пору школьного воспитания Божественною мудростью ум и сердце возгревал… 15 декабря монах Митрофан был рукоположен в сан иеродиакона, а 16 декабря, в день своего крещения – в сан иеромонаха. Протоиерей Константин Левицкий, настоятель житомирского Преображенского собора, так охарактеризовал деятельность архимандрита Митрофана: «Апостольски, благовестнически пешком обошёл о. Митрофан почти всю землю Волынскую, осенил её Честным Крестом и дивными иконами – святынями не только местными, русскими, но и православного Востока – Святой Земли, куда он дважды совершал паломничества; знакомился с жизненными условиями, с бытом духовенства и всех православных насельников многострадальной Волыни; в самых глухих, отдалённых от религиозно-просветительных очагов, уголках являл народу красоту православия, благолепие уставной церковной службы, воскрешал священно-исторические древние обычаи, растворял любовью сбитые с толку криками злобной смуты сердца; умилительною молитвою, пламенным воодушевлённым христианским словом побеждал равнодушие к молитве, холодность к вере, добрые благочестивые души в православии и богомыслии утверждал, ленивые же и нерадивые от духовного сна пробуждал и к славословию Бога направлял; ревнивым пастырям своим высоким примером, своим паломническим подвигом сугубую ревность внушал. Крестным ходам на Волыни придал о. Митрофан необычайную торжественность и редкое величие, вызвал святую ревность»591. 17–28 сентября 1909 года в Почаеве состоялся первый на Волыни миссионерский съезд, который утвердил права и обязанности окружных миссионеров: «Окружной миссионер, ведая миссионерское дело в своём округе, будучи прямым помощником епархиального миссионера, должен явиться каждый раз в зараженный штундою приход не иначе, как по приглашению местного священника, исключая тех случаев, когда он специально командируется епархиальным начальством или благочинным. Если же в приходе появится штунда и приходский священник не даст знать миссионеру, а своими силами не может с ней справиться, что повредит и соседним приходам, – то такие вопросы должны решаться по постановлению благочиннического соборика, который или командирует в такой приход окружного миссионера с назначением в помощь ему других полезных лиц, или сообщает об этом епархиальному начальству. Окружной миссионер ни в коем случае не должен являться начальством приходского священника, а только как собрат и соработник его. Окружной миссионер увещевает или наедине сектанта, или говорит поучения в храме, прибегает же к публичной беседе в том только случае, если нужно подорвать авторитет сектанта, когда он пользуется большим уважением в народе. Увещание же желающих отпасть в католичество – дело только местного священника». Также съездом было постановлено: «Признать устройство отпустов, крестных ходов и вообще церковных праздников важным средством для поднятия религиозного настроения в народе», и что «желательно, чтобы священники сектантских приходов присмотрели у себя искренно преданных Православной Церкви людей, способных вести домашние беседы с сектантами и, если окажется возможным, устраивать для них курсы». Съезд также признал «устройство братств важным миссионерским средством», но постановил «… устраивать их с крайней осторожностью, чтобы в этот церковный институт не впустить лиц недостойных, которые бы, вместо помощи пастырю, не явились контролёрами его пастырских действий». В основу всех этих постановлений легли предложения о. Митрофана. Владыка Антоний, утверждая журналы съезда, написал: «Исполнить всё согласно сему. Окружные миссионеры не должны, однако, стесняться сообщать местному священнику слухи о появляющихся у последнего сектантах и, в случае его медлительности в отношении мероприятий против сей духовной болезни, доложить о сем епархиальному миссионеру и архиерею»592. Авторитет о. Митрофана был необычайно высок. Вне его участия, можно сказать, не совершалось ни одно важное и серьёзное дело в пределах епархии. Он был первый сподручник и споспешник, разумный советодатель и активный соучастник во всех благих начинаниях и предприятиях Архиепископа Антония. 12 сентября 1910 года во время Божественной литургии в житомирском Преображенском соборе, совершённой Преосвященным Гавриилом (Воеводиным), Епископом Острожским, викарием Волынской епархии, епархиальный миссионер иеромонах Митрофан был возведён в сан архимандрита с оставлением ему благочиния над мужскими монастырями Волынской епархии593. В мае 1915 года по просьбе Архиепископа Харьковского и Ахтырского Антония (Храповицкого) определением Святейшего Синода архимандрит Митрофан (Абрамов) был перемещён на должность миссионера-проповедника в Харьковскую епархию594. А уже 5 июня 1916 года архимандрит Митрофан был рукоположен во Епископа Сумского, второго викария Харьковской епархии595. Он был в числе пяти русских архиереев, эвакуированных из Новороссийска, которые прибыли 5 февраля 1920 года в Сербию. Представился владыка Митрофан в 1945 году в Югославии596. * * * 5Государственный архив Житомирской области (далее – ГАЖО). Ф. 1, оп. 77, д. 361, л. 292 об.–293. Метрическая книга Иоанно-Богословской церкви с. Скаковка за 1889 год. 6Там же. 7Там же, л. 303 об.–304. 8Воспоминания родственников священномученика в изложении Светланы Вячеславовны Хоменко. 9Сборник планов и конспектов бесед и проповедей Епископа Аркадия. Машинопись. Стр. 247. 10Там же, стр. 251. 11Воспоминания Галины Степановны Денисенко. 12Сборник планов и конспектов бесед и проповедей Епископа Аркадия. Машинопись. Стр. 249. 13ГАЖО. Ф. 1, оп. 25, д. 898 (1895 г.), л. 13 об. 14Чин внимания себе для живущего посреди мира // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. М.: Паломник, 2006, Т. 1, стр. 277. 15Сборник планов и конспектов бесед и проповедей Епископа Аркадия. Машинопись. Стр. 288. 16ГАЖО. Ф. 1, оп. 73, д. 127, л. 694 об.–695. 17Там же. 18Там же, оп. 77, д. 372, л. 592 об.–593. Метрическая книга Иоанно-Богословской церкви с. Скаковка за 1890 год. 19Там же, д. 421, л. 132 об.–133. Метрическая книга Иоанно-Богословской церкви с. Скаковка за 1895 год. 20Там же, д. 734, Скаковка, л. 17 об.–18. Метрическая книга Иоанно-Богословской церкви с. Скаковка за 1896 год. 21Там же, оп. 73, д. 127, л. 694 об.–695. 22Разрядный список воспитанников Житомирского духовного училища, составленный после экзаменных испытаний, бывших в конце 1899–1900 учебного года // ВЕВ, 1900, 1 июля, № 19, ч. оф., стр. 397. 23Разрядный список воспитанников всех классов Житомирского духовного училища, составленный после испытаний, бывших в конце 1903–1904 учебного года // ВЕВ, 1904, 21 июля, № 21, ч. оф., стр. 422. 24Разрядный список воспитанников Волынской духовной семинарии всех классов и отделений, составленный по окончании учебных занятий в 1904–5 учебном году // ВЕВ, 1905, 11 июля, № 20, ч. оф., стр. 330. 25Разрядный список воспитанников Волынской духовной семинарии всех классов и отделений, составленный по окончании учебных занятий в 1905–6 учебном году // ВЕВ, 1906, 21 июля, № 21, ч. оф., стр. 374. 26Цит. за публикацией: Тимиряев Е. Житие священномученика Архиепископа Фаддея (Успенского) // Правда Житомирщини, 2003, 22 сичня, № 4 (18), стор. 17. 27Разрядный список воспитанников Волынской духовной семинарии, окончивших курс, переведённых в следующие классы, имеющих переэкзаменовки и экзамены, и оставленных на второй год в тех же классах // ВЕВ, 1910, 15 июля, № 29, стр. 528. 28Фаддей, Епископ. Духовному юношеству, оканчивающему курс семинарии // ВЕВ, 1910, 17 июня, № 25, стр. 457–458. 29ГАЖО. Ф. 1, оп. 40, д. 9б, л. 92–92 об. 30Там же. Ф. 147, оп. 1, д. 397, л. 102 об. 31Опубликована в настоящем томе на стр. 284–285. 32Остальский Аркадий. Глубоко поучительный случай наказания Божия отступника от православия // ВЕВ, 1910, 11 ноября, № 46, стр. 825. 33Вацатко Иосиф, священник. Из с. Страклова, Дубенского уезда // ВЕВ, 1911, 26 мая, № 22, стр. 446. 34В докладной записке на имя Архиепископа Волынского и Житомирского Антония (Храповицкого) 21 апреля 1909 года иеромонах Митрофан писал: «Прослужив на Волыни в должности епархиального миссионера пять лет, я пришёл к убеждению, что работать одному, если не считать одного помощника миссионера, который также не в состоянии часто посещать зараженные пункты при всём своем усердии к делу (помощник миссионера В. Михайлов ко времени написания докладной записки «подал в отставку» – сост.), особенно в последнее время, когда сектантство существует в пяти уездах, из коих два – Староконстантиновский и Ковельский – весьма удалены от центра, заведуя в то же время делами по борьбе с католичеством и расколом, – весьма трудно, а иногда положительно не под силу. Положение дела требует, чтобы миссионер посещал зараженные пункты по возможности чаще; между тем исполнить последнее, являясь единственным миссионером на всю епархию, почти невозможно. Желая от всей души поставить в епархии дело миссии на должную высоту, я пришёл к мысли об образовании института так называемых окружных миссионеров. Именно, каждый благочиннический округ избирает из среды священников своего округа лицо, которое и ведает под руководством епархиального миссионера миссионерским делом в своём округе, как-то: 1) посещает зараженные пункты для миссионерских бесед и увещаний; 2) собирает сведения о числе колеблющихся и уклонившихся в сектантство; 3) имеет у себя необходимые миссионерские пособия, которыми снабжает приходских пастырей своего округа; 4) сообщает епархиальному миссионеру отчёт о состоянии сектантства в своём округе. Для приобретения необходимых миссионерских сведений все окружные миссионеры собираются каждый год на миссионерские курсы, которые одновременно являются и епархиальным миссионерским съездом. Местом курсов может быть св. Почаевская Лавра, время – между 14 сентября и 1 октября, руководителем является епархиальный миссионер. Окружные миссионеры не получают материального вознаграждения, будучи одновременно приходскими пастырями, но должность их считается почётной, потому что они пользуются преимуществом в представлении к наградам по представлению епархиального миссионера. Для разъездов желательно, чтобы окружные миссионеры пользовались открытыми листами. Желательно, чтобы деятельность окружных миссионеров была далека от всякой начальственности над своими собратьями, а являлась лишь братской помощью лица более опытного в миссионерском деле. Средства для поездки в Почаев и обратно окружные миссионеры получают из церквей своего округа по решению окружных собориков; содержание же окружных миссионеров на курсах изыскивается по усмотрению епархиального начальства» (Копия этой докладной записки была напечатана в ВЕВ за 1909 г., № 20, оф. часть, стр. 225–226). При докладной записке была представлена программа миссионерского съезда. Владыка Антоний благословил это доброе дело. Духовенством были избраны окружные миссионеры и Архиепископом Антонием 8 июля 1909 года утверждены. 35Хроника. Миссионерские курсы в Почаеве // ВЕВ, 1910, № 43, 21 октября, стр. 770–771. 36Волынское епархиальное Владимиро-Васильевское братство существовало в г. Житомире при кафедральном соборе с 6 августа 1888 года 37ГАЖО. Ф. 1, оп. 41, д. 252, л. 1– 2. 38Митрофан, архимандрит. Беседа. // ВЕВ, 1911, 7 июля, № 28, стр. 551–553. 39ГАЖО. Ф. 1, оп. 41, д. 252, л. 3. 40Дамаскин (Орловский), игумен. Священномученик Аркадий (Остальский), Епископ Бежецкий, викарий Тверской епархии // Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Тверь: ООО Издательский дом «Булат», 2001, Кн. 3, стр. 443. 41Лариса Гапанович родилась 14 марта 1893 года в с. Великая Цвиля в семье иерея Константина Гапановича и его супруги Таисии Михайловны. Кроме дочери Ларисы у иерея Константина и его матушки было ещё пятеро детей: сыновья – Михаил и Аркадий, дочери – Олимпиада, Александра и Елизавета. 42О смерти священника // ВЕВ, 1908, 7 декабря, № 48, ч. оф., стр. 728.Константин Алексеевич Гапанович родился 17 сентября 1855 года в м. Любаре Новоград-Волынского уезда Волынской губернии в причетнической семье Воскресенского прихода. По окончании Житомирского духовного училища в сентябре 1874 года поступил в Волынскую духовную семинарию, которую окончил в 1881 году с аттестатом второго разряда. 25 июня 1881 года Константин Гапанович был определён на должность псаломщика при Каменецкой Благовещенской церкви, где служил по 2 августа 1885 года, сего числа Архиепископом Волынским и Житомирским Палладием (Ганкевичем) назначен на священническое место в с. Великую Цвилю. 14 сентября 1885 года тем же Высокопреосвященным рукоположен в Почаевской Свято-Успенской Лавре в сан диакона, а на следующий день в той же Лавре Преосвященным Иосифом, Епископом Балтским, в сан священника к Вознесенской церкви с. Великой Цвили. Поведения был очень хорошего. 1 октября 1894 года награждён скуфьёй. За службу при Царе-миротворце Александре VIИ имел серебряную медаль на Александро-Невской ленте, а за Всероссийскую всеобщую перепись тёмно-бронзовую медаль на ленте из государственных цветов. Состоял законоучителем Велико-Цвильской одноклассной церковно-приходской школы, Осовской и Тайковской школ грамот. Иерей Константин отличался аккуратностью на службе, скромной жизнью, бережливостью и, благодаря этому, сумел приобрести в собственность около 70 десятин земли, построить дом с необходимыми хозяйскими строениями. 43ГАЖО. Ф. 1, оп. 41, д. 17, л. 34. 44Там же, оп. 77, д. 1515, с. В. Цвиля, л. 61 об.–62. 45Торжество православия в Адамове // ВЕВ, 1911, 25 августа, № 35, стр. 687–688. Александр Молчанов, свящ. Торжество в Адамове (дополнение) // ВЕВ, 1911, 22 сентября, № 39, стр. 756–757. Заинтересованный. Новые храмы на Волыни // ВЕВ, 1911, 13 октября, № 42, стр. 815. Митрофан, архимандрит. На Божественной страже // ВЕВ, 1915, 7 мая, № 19, стр. 292–293. 46Остальский Аркадий, помощник епархиального миссионера. Поездка к сектантам // ВЕВ, 1911, 22 сентября, № 39, стр. 757–758. 47ГАЖО. Ф. 147, оп. 1, д. 446, л. 47 об. 48Епархиальная хроника // Жизнь Волыни, 1911, 13 сентября, № 233, стр. 4. 49Перемены по службе // ВЕВ, 1911, 22 сентября, № 39, стр. 744. 50ГАЖО. Ф. 1, оп. 78, д. 497, л. 2. 51Там же, оп. 41, д. 252, л. 4–4 об. 52Там же, л. 4. 53Там же, д. 382, л. 6–6 об.. 54Там же, л. 6. 55Епархиальная хроника // Жизнь Волыни, 1911, 8 октября, № 255, стр. 4. 56ГАЖО. Ф. 1, оп. 41, д. 382, л. 5–5 об. 57Там же, л. 5; д. 252, л. 5–6; Епархиальная хроника // Жизнь Волыни, 1911, 14 октября, № 261, стр. 4. 58Миссионерские курсы в Почаеве // ВЕВ, 1911, 3 ноября, № 45, стр. 879–880. 59От духовной консистории // ВЕВ, 1909, 26 июля, № 30, ч. оф., стр. 364–365. 60Митрофан, архимандрит. Беседа // ВЕВ, 1911, 22 сентября, № 39, стр. 753–754. 61Откуда штунда на Волынь идёт // Почаевские известия, 1909, 22 мая, № 762, стр. 3. По нашему краю. 62С. Левковцы Староконст. у. [из доклада о. окружного миссионера] // ВЕВ, 1910, 4 февраля, № 6, стр. 120–121. 63Нарушевич Митрофан, священник. К борьбе со штундою // ВЕВ, 1910, 11 марта, № 11, стр. 208–210. 64Рапорт священника с. Левковец Староконстантиновского уезда на имя Волынского епархиального миссионера // ВЕВ, 1910, 3 июня, № 23, стр. 431. По епархии. 65Сусугурова Свитлана, науковий спивробитник Староконстянтинивського историко-краєзнавчого музею. Святини князив Острозьких // Слово Просвити, 2006, 7–13 грудня, ч. 49 (374). 66ГАЖО. Ф. 1, оп. 78, д. 497, л. 2–10 – Клировая ведомость соборной церкви г. Староконстантинова за 1914 год. 67Там же. Ф. 158, оп. 1 доп., д. 29, л. 12 об. 68Там же, л. 52 об., 53, 54. 69С. Капустин Изяславльского уезда // ВЕВ, 1912, 23 августа, № 35, стр. 683. 70Остальник Аркадий, священник. Из Староконстантиновского уезда // ВЕВ, 1913, 24 января, № 4, стр. 64–65. 71ГАЖО. Ф. 1, оп. 42, д. 21а, л. 57. 72Эти материалы помещены в настоящем томе на стр. 287–299. 73Остальский Аркадий, миссионер-священник. С. Лажевая, Староконст. уезда // ВЕВ, 1912, 6 декабря, № 50, стр. 986–988. 74Корреспонденция Ж. В. Староконстантиновский уезд. Секта «богомолов» // Жизнь Волыни, 1913, 26 ноября, № 299, стр. 3. 75ГАЖО. Ф. 1, оп. 42, д. 26, л. 265–266 об. 76Там же, л. 260–263. 77Там же, л. 269. 78Перемены по службе // ВЕВ, 1914, 27 февраля, № 9, стр. 129. 79ГАЖО. Ф. 1, оп. 42, д. 26, л. 259–259 об. 80Остальский Аркадий, священник (С. А. О.) Лажевские богомолы // ВЕВ, 1914, 24 июля, № 30, стр. 506–507. 81ГАЖО. Ф. 1, оп. 42, д. 26, л. 255–257. 82Там же, оп. 44, д. 26, л. 260–260 об. 83Никон (Рклицкий), Архиепископ. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время. Нижний Новгород, 2004. Кн. 1, стр. 385. 84Остальский Аркадий, священник. Встреча Афонской святыни в местечке Купеле Староконстантиновского уезда // ВЕВ, 1913, 7 ноября, № 45, стр. 819–820. 85Остальский Аркадий, священник. Миссионерские крестные ходы // ВЕВ, 1913, 10 октября, № 41, стр. 752–753. 86Присоединение к православию // Жизнь Волыни, 1914, 11 января, № 9, стр. 3, Местная жизнь. 87Первый выступ Речи Посполитой // Почаевский листок, 1914, 18 марта, № 10, стр. 10–12. 88Остальский Аркадий, священник. Голос русского // Почаевский листок, 1914, 18 марта, № 10, стр. 9–10. 89Епархиальная хроника // Жизнь Волыни, 1914, 24 мая, № 130, стр. 4. 90ГАЖО. Ф. 1, оп. 78, д. 16, л. 95 об. 91Красовский М. Проводы святыни из Москвы на Козацкие Могилы // Волынская земля, 1914, 29 мая, № 99, стр. 1. 92Малевич Сергий, священник. Крестный ход с иконой св. Ермогена из м. Домбровицы Ровенского уезда в м. Бережницу Луцкого уезда (Из записок очевидца) // Почаевский листок, 1914, 25 июня, стр. 9–10. 93Поминки на Козацких Могилах (1–6 июня) // Волынская земля, 1914, 18 июня, № 116, стр. 1–2. 94Поминки на Козацких Могилах 6 июня // Почаевский листок, 1914, 25 июня, № 22, стр. 5–8. 95Епархиальная хроника // Жизнь Волыни, 1914, 24 июня, № 159, стр. 4. 96ГАЖО. Ф. 1, оп. 78, д. 16, л. 128 об.–129; Козацкие Могилы // Волынская земля, 1914, 10 сентября, № 164, стр. 1. 97ГАЖО. Ф. 1, оп. 44, д. 28а, л. 223–223 об. 98Там же, л. 221–221 об., 223а. 99Там же, д. 2, л. 110–125. 100Там же, л. 110. 101Военное положение // Наша Волынь, 1914, 20 июля, № 189, Местная хроника. 102Германия объявила войну России // Жизнь Волыни, 1914, 20 июля, № 184, стр. 3. 103Евлогий (Георгиевский), Митрополит. Путь моей жизни: Воспоминания // М.: Моск. рабочий; ВПМД, 1994. Стр. 231. 104Там же, стр. 233. 105ГАЖО. Ф. 1, оп. 44, д. 458, л. 65–65 об. 106Письмо из Львова // Русский инок, 1914, № 19–20 (вып. 113), стр. 1107–1112. Из писем в редакцию. 107Евлогий (Георгиевский), Митрополит. Указанное сочинение. Стр. 237–239. 108Митрофан, архимандрит. У бывших униатов в Галиции // ВЕВ, 1914, 25 сентября, № 39, стр. 646–647. 109Т. с. Борятин Бродского уезда Львовской губернии. Торжество православия в Галиции // Жизнь Волыни, 1914, 6 сентября, № 230. Корреспонденция Ж. В. 110ГАЖО. Ф. 1, оп. 44, д. 458, л. 47. 111Там же, д. 28а, л. 222–222 об. 112Там же, л. 217–218 об. 113Там же, л. 219–220. 114Там же, д. 458, л. 1. 115Там же, л. 47. 116Там же, л. 9–9 об. 117Переход униатов в православие // Жизнь Волыни, 1914, 27 октября, № 281, стр. 3, Последние известия. 118ГАЖО. Ф. 1, оп. 44, д. 458, л. 45. 119Там же, л. 46–46 об., 53. 120Там же, л. 45. 121Архиепископ Евлогий в Галичине. Встреча Владыки в Бродах // ВЕВ, 1914, 20 ноября, № 47, стр. 775–776. 122ГАЖО. Ф. 1, оп. 44, д. 458, л. 106. 123Там же. 124Там же, л. 182–184 об. 125Там же, л. 204–204 об., 207. 126Там же, л. 293–294 об. 127Евлогий (Георгиевский), Митрополит. Указанное сочинение. Стр. 250, 251, 253. 128Российский государственный военно-исторический архив (далее – РГВИА). Ф. 2082, оп. 1, д. 1, л. 46–47. 129Перемещение архимандрита Митрофана // Жизнь Волыни, 1915, 26 мая, № 141, Местная жизнь. 130Воспоминания родственников священномученика в изложении Светланы Вячеславовны Хоменко. 131Сборник планов и конспектов бесед и проповедей Епископа Аркадия. Машинопись. Стр. 272–273. 132Воспоминания родственников священномученика в изложении Светланы Вячеславовны Хоменко. 133Информация предоставлена Сергеем Владимировичем Волковым.Супруга Владимира Иосифовича Остальского Вера Петровна родилась в 1894 году в городе Ломма (Швеция). Дочь отставного генерал-майора Петра Забусова (родился в 1845 году, окончил Павловское военное училище в 1865 году, полковник с 1903 года, в 1910 году, будучи уездным воинским начальником, уволен в отставку в звании генерал-майора). В супружестве с Владимиром Иосифовичем Остальским Вера Петровна имела двоих детей: Владимира, 1914 года рождения, и Николая, 1917 года рождения. В марте 1920 года находилась в составе Русского отряда в лагере Альтенграбов (Германия), 15–29 июня 1921 в лагере Альтенау, к 31 августа 1921 года в лагере Вильдеман. Умерла 25 сентября 1928 года в г. Панчево (Югославия) в возрасте 34 лет от туберкулёза. 134РГВИА. Ф. 2082, оп. 1, д. 2, л. 65 об. 135Там же. Ф. 2417, оп. 1, д. 220, л. 153. 136Там же. 137Обращение Протопресвитера военного и морского духовенства к военным пастырям // Жизнь Волыни, 1914, 9 августа, № 202, стр. 1–2. 138РГВИА. Ф. 2417, оп. 1, д. 220, л. 1–2. 139Там же, л. 190 об. 140Там же, л. 184. 141Там же, л. 158 об. 142Там же, д. 223, л. 120. 143Там же, д. 220, л. 290 об. 144Там же, л. 288. 145Там же, д. 220, л. 266–267, 296–296 об.; д. 222, л. 373–373 об. 146Там же, д. 223, л. 57. 147Там же, л. 121. 148ГАЖО. Ф. 1, оп. 46, д. 73, л. 1. 149Там же; Служебные перемены // Жизнь Волыни, 1916, 6 февраля, № 37, стр. 4. Епархиальная хроника; Перемены по службе // ВЕВ, 1916, 11 февраля, № 7, стр. 74.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar