- 275 Просмотров
- Обсудить
Об исповедании помыслов старцу Ученик: Батюшка, некоторые, приходя в обитель, говорят, что теперь нет таких старцев, которые могли бы руководить к спасению души, и живут, никем не управляемые; некоторые из них предаются потом беспечности. Старец: Хотя грех наших ради и нет ныне старцев таких, какие были прежде, но кто истинно хочет спастись, тому Господь не даст погибнуть и пошлет ему старца, или же Сам, имиже весть судьбами, вразумит его. А это говорят те, которые не хотят смирить своего сердца и своего мудрования; тем весьма трудно спастись. Праведник же не оскудеет на земле до скончания века (Руководство к духовной жизни препп. Варсонуфия Великого и Иоанна. Св. Нифонта отв. 4). Ученик: Батюшка, почему случается с некоторыми из монашествующих и даже с мирскими, что им представляются видения и страхования, или ум их омрачается помыслами, а, между тем, у них было также намерение спастись? Старец: Господь и Бог наш хочет, чтобы все спаслись; мы так себе не желаем спастись, как Он нам этого желает. А случается это с такими людьми большей частью от высокоумия, гордости и осуждения других. Когда предпринимают они подвиг, то ни с кем не хотят посоветоваться, живут по своей воле, от того и погибают. Ученик: А можно ли им надеяться спастись? Старец: Можно, если они захотят, только трудно это. Старцы нам говаривали: "горбатого могила только исправит". А впрочем, отчаиваться не надо: милосердия у Господа - неисчерпаемая пучина. Но, во-первых, им надо сделаться подобными малым детям и ничего без благословения не делать; обо всем надо советоваться, конечно, не со всеми, а к кому имеют доверие,- со своим духовным отцом или с братом, имеющим духовный разум. Ученик: Батюшка, все ли святые жили под руководством старцев? Старец: Нет, не все; многие и без руководителя угодили Богу. Примеров таких много: такова преп. Мария Египетская; у нее было уязвлено сердце теплотою скорби о грехах ее. Она сознавала свою греховную жизнь и удалилась в отдаленную безлюдную пустыню. И, какие там ни предпринимала подвиги и какие не терпела злострадания, все считала себя великой грешницей. Чрез это стяжала она нищету духовную и просияла, яко светило, на земле, и до сего дня Святая Церковь ее ублажает и почитает. Так и к старцу ходят не ради чего иного, как ради того, чтобы смирить свое мудрование и преломить свою злую волю, дабы сделать ее покорной воле Божией, и исполнять заповеди Господни впоследствии без труда. Ученик: Батюшка, непременно ли следует всем иметь старца для руководства в духовной жизни, и не достаточно ли, как говорят некоторые, читать духовные книги? Старец: Когда обучают детей своих грамоте, то зачем их отдают в училища и нанимают учителей, которые бы растолковывали, что написано в книгах? Дали бы им одни книги и учебники, и пусть бы учились сами, без учителей? И это делают для обучения наукам в течение нескольких лет, хотя науки полезны только в здешней кратковременной жизни. Как же столь пренебрегают душой бессмертной, говоря, что не нужно руководить в жизни духовной? Ученик: Батюшка, я замечаю, что только немногие из тех, которые говорят, что теперь нет старцев, и принимаются за чтение книг, приобретают сердечную теплоту и рассуждение: отчего это бывает с ними? Старец: Если кто истинно хочет спастись, то Господь и в нынешнем веке пошлет ему наставника невидимо. А в Св. Писании, как свидетельствует апостол Петр, есть нечто неудобовразумительное, что ненаученные и неутвержденные к собственной своей погибели превращают (II Петр. 3; 16). Оттого многие из читающих впадают в лжеучение, ереси и расколы. В чтении Божественного Писания непременно нужен наставник. Мы читаем в Деяниях святых апостолов, что когда св. апостол Филипп спросил евнуха царицы Муринской, читавшего книгу пророка Исаии, разумеет ли он, что читает, тот отвечал: "Как могу разуметь, если кто не наставит меня?" (Деян. 8; 31). Когда я жил еще в Оптиной пустыни, многие новоначальные покупали себе священные душеполезные книги, например, Добротолюбие и другие, и говорили: "Вот нам старец - книги". Но ни в одном из них толку не оказалось. Действительно, они изощряли свой ум учить других, а сами на деле проходить добродетели не научились. Это случается и в миру: если кто-нибудь читает или спрашивает о торговле или о мастерстве каком, а сам на опыте заниматься этим не будет, то как же он может научиться сему? Ученик: Батюшка, что же делать, если человек действительно не находит такого, который растолковал бы ему Писание? Старец: Ищи и обрящешь; ищи усильно и найдешь. Если человек усердно помолится ко Господу Богу, то после этого всякое малое отроча скажет ему на пользу его душе. А то, что иные будто желали бы найти руководителя, но не находят, говорят те, которые не хотят смириться. К тому же и враг рода человеческого, который всегда хочет нашей погибели, препятствует: знает он, что, если кто со смирением будет искать совета у человека опытного в духовной жизни, то этот разъяснит спрашивающему коварство врага (как пишет св. Авва Дорофей в Поучении пятом). Ученик: Батюшка, простите меня Господа ради, я опять помыслами смущаюсь: ищу опытного старца и не нахожу по себе; все мне думается, что недостаточно так жить, как вижу их живущими. Если бы по-моему, то надо бы им лучше жить. Старец: О, брате мой, если не смиришь себя и не отсечешь своей воли, никогда себя не успокоишь: ищи сначала в себе царство небесное, тогда найдешь и в людях. Сказано в Писании: И враги человеку домашние его (Матф. 10; 36); вот с этими-то врагами и надо нам бороться. Когда будем бороться и познаем свою немощь и бессилие, что без Божией помощи мы сами ничего не можем сделать, тогда сочтем мы всякого человека лучшим себя и найдем благопотребного для себя руководителя. Ученик: Батюшка, отчего между старцами так мало можно встретить искусных, бывает даже, что иные старцы и святые, а мало искусны? Старец: Святыми, но неискусными бывают те, которые сохранили в себе благодать по св. Крещении. Они, восприяв ревность о спасении, вскоре освящаются, не испытывая борений, которые обычны для падавших по крещении. Как они не испытали борьбы, то и советниками в сем деле быть не могут. Но есть и такие святые, которых только мир почитает святыми и ублажает как прозорливцев, - и к таким не прилепляйся. Нам старцы говорили: "Ищи себе старца не столько святого, сколько искусного и опытного: бывает много святых старцев, но мало искусных". Надо советоваться с людьми благоразумными и сострадательными, и имеющими духовный разум, особенно же ищи себе такого старца, который имеет нищету духа, кроткого и смиренного, и прочими добродетелями украшенного, как пишет св. ап. Павел (См. Гал. 5, 22, 23). Такие большей частью миром бывают презираемы, их мир ненавидит, как о них Господь сказал в Св. Евангелии (См. Иоан. 15; 18-19). Блажен человек, который обрящет опытного и искусного кормчего для своего спасения. Оглавление О чтении книг и молитве Ученик: Батюшка, у меня есть помысл купить книг и читать, как благословите? Старец: Выучи то, что уже читал, а то много будешь знать, от многого знания у тебя будет надмение; более занимайся молитвой Иисусовой. Тогда не захочешь и книг никаких читать, когда она тебя будет услаждать и научать. Старца спрашивала схимонахиня Смарагда: "У меня, батюшка, много книг: благословите, я вам пришлю для чтения". Старец отвечал: "Нет, не надо". Схимонахиня говорит: "Почему?". Старец отвечает: "Потому что ум у нас один; если он ослабеет в книжном чтении, то трезвенно не может молиться. А я нахожу более полезным для себя заниматься молитвой". Ученик: Батюшка, благословите ли мне прочитать вот эту книгу, которую подарил мне один брат? Старец: Эту книгу неполезно читать: тебе надо читать такие книги, которые учат как побеждать страсти. Ученик: Батюшка, когда я читаю какие-нибудь духовные книги и найду что-либо назидательное, то помысл внушает мне это выписывать; как благословите? Старец: Нет, ты не выписывай. Враг хочет только отнять у тебя время, дабы отклонить от молитвы. Если бы ты знал, какие он делает усилия, чтобы отклонить человека от молитвы: он бы готов был дать тому человеку все сокровища мира. Знает он, коварный, какие блага человек приобретает чрез молитву. Ученик: Батюшка, какие мне лучше читать книги? Старец: Паисия Величковского, Иоанна Лествичника, Серафима Саровского с приложением правил о молитве Иисусовой, Исихия Иерусалимского, Аввы Дорофея и прочие, которые поучают добрым деяниям и молитве. Но читай меньше, а больше занимайся молитвой. Старцу говорили некоторые ученые монахи, кончившие курс богословия: "Новоначальным послушникам и монахам хорошо и полезно давать читать Толковое Евангелие и Апостол". Старец ответил: "Никто не может их порицать за это чтение, ибо на сих книгах вся наша вера основана. Святой Макарий Египетский говорит так: "Евангелие показует прямо, как надо полотно ткать, а Апостол поясняет, как и волну приготовлять" (Слово V, гл. 19). Надо жить по Евангелию и Апостолу, чтобы приобрести и опыт, который всему научит; без опыта, если и будем читать эти книги, будем знать это дело поверхностно и ум свой острить, но сердце мало будет сочувствовать читаемому. Лучше всего и полезнее всего новоначальному забыть свое я, повергнуть свое мудрование под ноги благоразумных людей, отсечь свою волю и отвергнуться себя, взять крест, как Господь говорит во Cв. Евангелии (Ср. Мк. 8; 34). Трудно спастись без смирения. Хотя бы мы познали всю мудрость века сего, но если у нас не будет смирения, то толку никакого не будет, и душа наша будет пуста, если только на одном познании будем основываться. Оглавление Об отношениях к братии Ученик: Как посоветуете поступить, батюшка, если в келье пью чай или что вкушаю, и придет ко мне какой-либо брат, то пригласить ли его вкусить или нет? Старец: Нет, не приглашай; если ты приучишь себя приглашать, то никогда не будешь спокоен. Ученик: Некоторые из братии приглашают меня к себе в келью и предлагают при этом сластей; как мне поступать? Старец: Если с богатыми будешь знаться, то и Бога забудешь. Ученик: Если придет к нам в коридор какой-либо брат или мирской человек, и я слышу из кельи, что пришел кто-то, следует ли мне отворить двери кельи своей и спросить, что ему надо, или не следует? Старец: Нет, не надо отворять, а если подойдет к келье твоей и постучится, то другое дело. Впрочем, о.Александр советовал избегать только праздных бесед с братией, которые, не принося пользы, отвлекали от молитвы и внимания к себе; когда же обстоятельства требовали быть с братией, то не советовал уклоняться. Таковы, например, его советы монахине Каллисфении. Ученик: Что мне делать? Я скорблю: послушание мое суетное и многолюдное, в келье живу не одна, не нахожу времени и места, чтобы собрать помыслы и помолиться. Старец: Преп. Феодосий Великий (житие 11 января) говорит, что не в уединении тела, а в предстательстве пред Богом и тишине сердечной совершается монашеское житие. Ученик: Батюшка, иногда после вечерни приходит какая-либо сестра, желает поговорить со мной о послушании или о какой скорби, принять ее или отказать? Когда откажу, то скорблю, а если приму и поговорю, то после не нахожу времени прочитать правило; что мне делать? Старец: Прими и утешь сестру, а когда не можешь совершить правило, то сядь и твори молитву Иисусову, сколько можешь, один час или полчаса, и вменится это вместо правила, а если откажешь, то отнимется благодать. Ученик: Когда я вижу какие-либо непорядки между сестрами, то следует ли сказать начальнице ради пользы ближнего? Старец: Никак не говори: один раз, другой скажешь, и обратится это в привычку. В другой раз старец сказал об этом монахине Каллисфении: "Хорошо покрывать немощи и грехи других, потому что тогда покроет Господь и наши недостатки. Но на все надо иметь рассуждение. Если какую-нибудь сестру покроешь в надежде на исправление и увидишь, что она сама сознает себя и раскаивается в своих согрешениях, то это хорошо. А если она в горшее зло приходит, то надо объяснить начальнице; она властью своей ее исправит, чтобы душа ее не погибла; для того и учинена от Бога власть. За других отвечать пред Богом не будешь, всяк за себя ответ даст Богу. А ежели мы немощному поможем к восстанию или укреплению, то эта добродетель не маленькая; сказано: Носите бремена друг друга и так исполните закон Христов (Гал. 6; 2)". Ученик: Почему я начал часто раздражаться на некоторых приходящих ко мне о чем-либо посоветоваться или спросить ради пользы душевной? Не знаю, что иногда и делать. Старец: Это бывает от нашего нерадения и небрежения о себе, оттого, что не держим себя в необходимом для нас постоянном памятовании о Господе. Каждый приходящий к нам брат есть член Христов, и мы должны принимать его, как посланного Господом, с полнейшим вниманием и лаской. Если бы к тебе был прислан посланник от царя земного, то, конечно, ты принял бы его с большим благоговением и радостью. Почему так же не принять и каждого брата, как присланного к тебе от Царя царствующих ради обоюдной душевной вашей пользы? Если ты не будешь принимать приходящих и ласково обходиться с ними, то Господь отнимет от тебя благодать и "даст приносящему плоды Его" (Мф. 21;43). Ученик: Я иногда думаю отказаться от послушания, возложенного на меня властью. Держусь той мысли, что в безмолвии мне удобнее сосредоточиться и внимать себе. При настоящем же моем послушании я не нахожу времени, чтобы хорошенько собраться в себя. Чувствую нужду в неотложном приготовлении себя к будущей жизни, но условия моего теперешнего положения препятствует тому: память Божия бежит от меня, о чем я сильно скорблю. Старец: Отказываться от послушания не всегда полезно. Достоверно ли ты знаешь, что в безмолвии ты легче сосредоточишься и больше будешь помнить Бога? Не обман ли это врага? Разве при настоящем твоем послушании нельзя постоянно помнить Бога, ходить пред Ним? Нет. Очень можно. Св. Каллист, патриарх Константинопольский, был поваром, стоял у печки и памятовал о Господе, просиял молитвой и вниманием. Патриарх Фотий был сенатором, но несмотря на свои многосложные занятия он не давал своему уму развлекаться предметами посторонними, мысль его не отходила от Бога, и был он волею Божией избран на патриарший престол. Советую и тебе пока отклонить от себя мысль о перемене своего положения. Время придет - Сам Господь устроит твое положение, если Ему будет угодно. Ученик: Ведь если так будем молчать и никому не будем заявлять о своем положении, то кто же может понять нас, кому будут известны наши нужды и стремления? Старец: Опять скажу, что если будет угодно Богу, то и без всяких намеренных заявлений, усилий и ухищрений со стороны человека люди, которым надлежит ведать, заметят его наклонности и способности и дадут ему соответственное служение или послушание. И это будет устроено и направлено волею и действием Самого Промыслителя. Положение же, данное по Его всеблагой, премудрой и всемогущей воле, конечно, будет прочно, непогрешительно и вполне целесообразно, и благонадежно. Вопрос одного из братии: Занятый каким-либо послушанием, я иногда вкушаю пищу не в свое время, т.е. не с братией в трапезной, а в своей келье один, и не знаю, как поступать с остатками пищи: вылить куда-либо жалею и думаю, не отдать ли странникам? Старец: Когда я принимал странников, то никогда не был покоен, нарушая свое мирное монашеское устроение. Ибо странники много рассказывают новостей, расхваливают те и другие монастыри и заведенные там порядки, а чрез это смущают живущих на одном и том же месте. Но ведь там хорошо, где нас нет: куда мы ни пойдем, всюду понесем с собой свои нравы и страсти, обуревающие нас. Не советую тебе давать, а лучше оставшуюся пищу снеси на кухню. В монастыре мы своего ничего не имеем, а все у нас монастырское и есть дар Божий нам. А то ты сделаешь на грош барыша (отдавши как милостыню странникам незначительные остатки пищи), а на пятак убытку (лишив себя чрез их празднословие необходимого каждому монаху довольства своим монастырем и его порядками и причинив себе расстройство духа). Оглавление О непревозношении и воздержании Однажды явился к старцу мирянин, присланный для исповеди оптинским иеросхимонахом Амвросием, и начал разглагольствовать о своих трудах для храмов Божиих и, между прочим, о том, что он устроил в одном храме прекрасные хрустальные иконостасы. Старец. А упражняетесь ли Вы в молитве Иисусовой? Мирянин. О, конечно, постоянно упражняюсь. Старец. А мы - так вот твердим-твердим ее, а все не можем сказать, что постоянно труждаемся в ней. Ваши труды и старания для благоустроения храмов Божиих похвальны, и Вы очень хорошо сделали, что потрудились на этом поприще. Но строите ли храм душевный, внутренний, который выше внешнего? Мы сильно нуждаемся в обновлении внутреннего человека, и в этом много и тщательно нужно потрудиться. Ученик. Батюшка, простите меня Господа ради, я все предаюсь невоздержанию чрева и празднословию. Старец. "Грей-ка змейку на свою шейку". Ты как невоздержный извозчик, который, когда едет по дороге, то на каждом перепутье останавливается, где попить, где поесть, так что приедет домой с одним кнутом, даже лошадей и всю сбрую пропьет. Так и человек невоздержный явится домой, т.е. к будущей жизни, с обнаженной душой, без добрых дел". Иногда старец о.Александр говаривал: "Масла старайся немного есть, а то ни одной страсти не победишь!" Однажды монахиня Каллисфения сказала старцу: "Батюшка, мне кажется, что Вы только при других кушаете чай и то без удовольствия?" Старец: И ты так же делай. Вопрос:Батюшка, как бы я хотела подражать вашему житию. Старец:Ну, что ж, приготовляйся; хорошо бы не пить чай или хотя в среду и пятницу пить по одному разу, хорошо бы и не ужинать, а если ноги затрясутся, можно съесть кусок хлеба с водой.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.