Меню
Назад » »

Создание света и происхождение тьмы

Создание света и происхождение тьмы Создатель, начиная совершенствовать и украшать первое творение, невидимое и неукрашенное, прежде всего повелел воссиять из тьмы свету. Как художник, вставший в полночь, чтобы сделать то, что хочет, сначала зажигает свечу, чтобы видеть все в своем доме, так и премудрый Создатель Бог-хотя Он и всевидящ и видит сущее в темной бездне, словно при свете,-прежде всего, как свечу в доме, явил свет дня, сказав: "да будет свет. И стал свет" (Быт. 1, 3). Святитель Димитрий Ростовский. Летопись. М., 1784, с. 2. Начало творения есть свет, потому что свет делает видимым то, что созидается. Поэтому и говорится: "И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог, что свет хорош", разумеется для человека. Святитель Феофил Антиохийский (Сочинения древних христианских апологетов. М., 1867, с. 196). "И сказал Бог: да будет свет" (Быт. 1, 3). Первое Божие Слово создало природу света, разогнало тьму, рассеяло уныние, наполнило радостью мир, всему придало вдруг привлекательный и приятный вид. Святитель Василий Великий (4, 30). Когда по единому мановению Божией воли вдруг нераздельно была сотворена вселенная и все стихии были еще смешаны одна с другой, тогда рассеянный повсюду огонь был затемнен преизбытком вещества. Но поскольку в нем есть некая всепроницающая и подвижная сила, то вместе с тем как естеству существ было дано Богом повеление привести в бытие мир, и огонь прошел сквозь всякое тяжелое естество и вдруг озарил все светом. Святитель Григорий Нисский (17, 14). Тьма необходима. А что она не какая-либо сущность, но нечто случайное, нетрудно понять потому, что она есть тень, отбрасываемая небом и землей и исчезающая при появлении света. Свет же есть сущность, и он самостоятелен, он заходит и снова появляется и, удалившись, возвращается. Как наше тело есть некая сущность, а производимая им тень-нечто случайное, а не сущность, так небо и земля, эти величайшие из тел, суть различные сущности, производимая же ими тень, пока нет света, называется тьмою. Но свет уничтожает тьму. Блаженный Феодорит Кирский. Творения, ч. 1, М., 1855, с. 15. Тьма не есть что-либо вечное, она даже не творение, потому что тьма, как показывает Писание, есть тень. Она не прежде неба и не после облаков сотворена, но вместе с облаками и ими порождена. Бытие ее зависит от иного, потому что нет у нее собственной сущности; и когда перестает быть то, от чего она зависит, тогда вместе с этим и подобно этому перестает быть и тьма. Но что прекращается вместе с другим, перестающим быть, то близко к несуществующему, потому что иное служит причиной его бытия. Поэтому тьма, которая была при облаках и тверди и которой не стало при первоначальном свете и при солнце, могла ли быть самостоятельной, когда одно своим распространением породило ее, а другое своим явлением рассеяло ее? Преподобный Ефрем Сирин. Творения, ч. 8, 1853, с. 260-261. Огонь есть одна из четырех стихий-и легкая, и более остальных устремленная вверх, и жгучая, и освещающая, созданная Творцом в первый день. Ибо Божественное Писание говорит: "И сказал Бог: да будет свет. И стал свет" (Быт. 1, 3). Как некоторые говорят, огонь не есть что-либо другое, кроме света. Другие же утверждают, что этот мировой огонь, который они называют эфиром, находится выше воздуха. Итак, в начале, то есть в первый день. Бог сотворил свет-убранство и украшение всей видимой твари. Ибо отними свет-и все останется во тьме нераспознаваемым и не сможет явить собственную красоту. "Назвал Бог свет днем, а тьму ночью" (Быт. 1, 5). Тьма же есть не какая-либо сущность, но случайность, ибо она-лишение света, потому что воздух не имеет в своей сущности света. Итак, Бог назвал тьмой самое лишение света, что именно скорее указывает на его случайность, нежели на сущность. И не ночь была названа первой, а день, так что день-первый, а ночь- последняя. Таким образом, ночь следует за днем; и от начала дня до начала другого дня-одни сутки, ибо Писание говорит: "И был вечер, и было утро: день один" (Быт. 1, 5). В три первых дня и день, и ночь произошли, конечно, вследствие того, что свет, по Божественному повелению, распространялся и сокращался. В четвертый же день Бог сотворил светило великое, то есть солнце, в начало и власть дня, ибо при посредстве его происходит день, так как день бывает в то время, когда солнце видимо над землей; и мерой дня служит бег солнца над землей от восхода его до захождения. В этот же день Бог сотворил и светило меньшее, то есть луну, и звезды, в начало и власть ночи, чтобы освещать ее. ...В эти светила Творец вложил первозданный свет-не потому, что Он имел недостаток в ином свете, но чтобы тот свет не оставался праздным. Ибо светило есть не самый свет, но вместилище света. Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. СПб., 1894, с. 54-60.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar