Меню
Назад » »

Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим (7)

78. Не должно усложнять путь монашеский Как я писал тебе, что ты единственный путь монашеский разветвляешь на многия стези, так ты мне и написала в письме своем, вскоре после моего полученном, в котором говоришь: «я не знаю и недоумеваю, каким я иду путем: путем ли молитвенным, но не вижу его; путем ли послушания и отсечения своей воли, – и это не заметно; путем ли безмолвия во уединении, – но сестра и келейница мне мешают». И еще каких-то путя два или более насчитала, забывая, что путь монашеский один, а все остальное его принадлежности для монаха, как апостол говорит: облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диавольским и проч. (Еф. 6, 11, 18). А если кто захотел довольствоваться одним только оружием тем или другим, оставляя прочия, такой уподобился бы человеку, который вместо правильнаго хождения прыгает то на одной, то на другой ноге, а когда устанет, ложится совсем и пыхтит; и видя, что неудобно такое прыганье, придумывает, нельзя ли ползти на руках и волочить ноги. Само собою разумеется, и такое ползание неудобно, а только без толку утомляет. – Тогда такой чудотворец взывает: недоумеваю, как после этого ходить? На что ему просто отвечают: ходи обеими ногами, делай обеими руками, смотри обоими глазами, слушай обоими ушами и не придумывай прыгать на одной ноге или ходить на руках: то и не будешь без толку утомляться и избежишь неразсудных недоумений. В записках о. игумена Антония нашелся листок, на котором написано 12 добрых друзей (монаха и всякаго христианина). 1) Правда – от смерти избавляет. 2) Чистота – к Богу присвояет. 3) Молитва с постом – с Богом соединяет. 4) Любовь... Идеже любовь тут и Бог пребывает. 5) Смирение со благодарением, – егоже сам сатана трепещет. 6) Разсуждение, – выше всех добродетелей. 7) Послушание – святое дело и скорый путь ко спасению, 8) Воздержание, – ему же несть заповеди. 9) Труды, – телу честь и душе спасение. 10) Покаяние, – самая радость Богу и ангелам. 11) Неосуждение, – без труда спасение. 12) Милость, – Самого Бога дело. Всякий монах, если хочет быть истинным монахом, должен по силе своей облекаться во все сии оружия духовныя, держась каждаго в свое время, по потребности, смотря по мере своего устроения и силы телесной и душевной, а не так, чтобы избирать какое вздумается, а другая оставлять, когда в них бывает существенная потребность. – Главное всякому должно иметь, по слову Лествичника, самопознание, т.е. знать свои силы телесныя и недуги душевныя, чтобы неразсудно не употреблять первых и не усиливать последних. Считаю уместным приложить ответ Варсонофия В. о ложном умилении. : «(391) Вопрос. Многократно случается, что мне приходит на память страх Божий, и вспомнив суд оный, я тотчас умиляюь. Как я должен принимать память о сем? : Ответ. Когда сие приходит тебе на память, т. е. когда почувствуешь умиление о том, в чем согрешил ты в ведении и неведении, то будь внимателен, как бы сие не произошло, по действию диавольскому, на большее осуждение. А если спросишь: как распознать истинную память от приходящей по действию диавольскому, то выслушай. Когда придет тебе таковая память и ты стараешься делами показать исправление: то это есть истинная память, чрез которую прощаются грехи. А когда видишь, что вспомнив (Страх Божий и Суд) умиляешься и потом снова впадаешь в те же, или худшие грехи, то да будет тебе известно, что такое припоминание от сопротивнаго, и что демоны влагают в тебя оное к осуждению души твоей. Вот тебе два ясные пути. – Итак, если желаешь бояться осуждений, бегай дел его». О Г-ке, чтобы вам там поселиться, – выбрось из головы. – И напрасно вы об этом безпокоили брата, не спросившись. Как можно монахам жить в деревне? Бог даст, будут у вас средства и для прожития в монастыре; лишь должно заботиться о монашеском смирении и монашеском исправлении по силе. Также неправильно недоумение твое или, вернее, мнение: не полезнее ли жить вам с сестрою порознь, или не лучше ли для вас будет продать келлию. Все такие мнения и недоумения должно оставить без всяких размышлений, и жить пока с сестрою как жили, предаваясь воле Божией и всегда помня совет апостола: друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов. Жить совершенно безмолвно, без всяких попечений, нисколько не заботясь ни о келейных, ни о других потребностях, – дело выше нашей меры, когда видим, что прежние отцы, – и совершенные, – заботились о пище своей каждый по своей мере, хотя и мало заботились, и безстрастно, но заботились. – Кольми паче нам немощным и страстным должно в этом случае смириться и позаботиться о плоти своей по слову апостола, питая оную и грея по потребности, а не прихотливо. Дело о келейных своих разсмотрите сами хорошенько. – При оскудении средств, если можете довольствоваться одною келейною, то держите хоть одну. Мир тебе! и духови твоему. В мире место Божие. 79. Самообман в заботе о ближнем Заботливость твоя об успокоении м. N простирается до излишней крайности, и чувство в тебе это смешанное с некоторою тонкою прелестию; – предполагать успокаивать ближняго тогда, когда нас об этом не просят, и может быть, надобности в этом не будет. Когда же на самом деле придется показать любовь к ближнему, тогда окажутся у нас совсем иныя чувства, и язык наш возглаголет совсем не то, что предполагали мы прежде касательно непрошенаго успокоения ближняго. Тогда на самом деле виднее будет, что нужно будет сделать для м. N. А что ты с – нею увиделась с радостными чувствами, думаю, что это потому, что ты против нея не совсем права была, и теперь рада случаю, чтобы загладить свою вину: в духовной жизни вещь весьма хорошая – вовремя благоразумно объясниться, вовремя попросить прощения, чтобы и свою душу умиротворить и другим подать повод к тому же. – Не вотще сказано в псалмах: взыщи мира и пожени и. 80. Нужно вырвать корень зла – самость Мать! тебе нужно знать и твердо помнить, что в тебе корень всему злу – самость и упрямость, растворяемыя завистию и заправляемыя обольщением вражиим; поэтому и нужно всячески постараться вырвать этот злой корень: смирением и послушанием, подражая самому Господу, Который смирился до рабия зрака и послушлив был до смерти крестной и распятия. Господи! благослови начать! Господи помози! хощеши бо всем спастися и в разум истины приити. 81. Жить вместе и жить врознь В одном письме жалуешься на м. N, что она ко всему равнодушна, в другом жалуешься на странныя ея понятия, и что вся тягота падает на тебя одну. – Вот когда будешь жить у м. N, тогда тягота эта разделится на двое и каждая из вас будет несть свою тяготу, по своим понятиям и по своему равнодушию, или неравнодушию. Когда живем вместе, нам кажется все, что другая сторона более виновата или тем, что вперед лезет и высказывает свои требования, или тем, что будто не входит в дело и молчит; а иногда каким-то непонятным образом как бы стесняет нашу свободу. – Когда же придется нам житьпорознь, тогда ясно увидим, что каждый из нас сам свою тяготу несет, и сам ее или уменьшает, или увеличивает, и сам дает своему духу или свободу, или стеснение. – Не вотще проповедует Православная Церковь, кийждо от своих дел или прославится, или постыдится. Может быть промыслительно так устрояется, чтобы пожить вам с сестрою порознь для познания каждой своей немощи. О старых кельях смотрите сами, как лучше, так и делайте. На месте это виднее. 82. Сознание немощи – начало исправления Сестра о Господе мать N! поздравляю тебя с праздником Рождества Христова и с поздравлением хочу написать тебе и вразумление, чтобы хотя отселе положила начало самоукорения, как учит св. авва Дорофей, и перестала обвинять других за свои ошибки или, вернее, за свое неумение распоряжаться делом как следует. – Ты писала, что мать N странною тебе кажется в своих понятиях и действиях. А мать N, как предположила, наняла себе уголок и живет, по возможному, покойно, даже без келейной. Ты же для своего устроения и успокоения придумывала планов до семи, и доселе ни на одном с твердою мыслию не остановилась. – Обдумай хорошенько после всех испытаний и изследований и предприятий, сделанных тобою, и реши, если находишь более удобным оставаться тебе в своей каменной келье, то живи там, хотя с двумя келейными, если не можешь жить с одной; только живи покойно, познавая из самаго опыта, что никого не должна винить за наше неуменье распоряжаться делом как следует и как полезно. – Сознайся в этом искренно и тогда не только сделаешь начало исправления, но будешь получать успокоение, по мере сознания своей немощи и по мере самоукорения. – Повторяю: испытай это самым делом искренно и тогда скажи нам, что почувствует душа твоя. – Горе нам с нашим великим самолюбием! Оно, как темная завеса, затеняет от нас свет истины и не попущает насладиться нам истинным познанием. – Сказано: Царствие Божие внутрь нас. – Мы же, оставляя искание его внутри себя, вращаемся во вне, занимаясь, разбором чужих дел и недостатков. – Оттого и плохо идет дело наше, как духовное, так и хозяйственное. Умудряйся и смиряйся! 83. Нужно учиться самоукорению Мать N! получаю твои письма, и содержание их меня и удивляет и приводит в недоумение. Ты сама сознаешь, что главная причина твоего неустройства душевнаго – твое самолюбие, а между тем смириться не хочешь. Пишешь: вижу сама, как работают враги в душе моей; а при всем том доверяешь всяким нелепым вражиим помыслам. В тебе явно обнаруживаются крайности, которыя названы от св. отцев бесовскими, а средина во всем называется или, вернее, почитается царским богоугодным путем, – средины нужно держаться. Любовь твоя к сестре м. N вдруг обратилась в ненависть, когда ты осталась одна. Отчего это так? Оттого, что теперь тебе не на кого сваливать все вины, за которыми следовали и укоризны; а приходится во всем винить себя и самым делом научаться самоукорению, которое в монашеской жизни нужнее всего. Учись, учись самоукорению; тогда без труда успокоишься. К о. N относиться, – значит жить по своей воле. Понудься лучше смириться. Церковь не оставляй, а ходи на службы и келейное правило совершай. 84. Не должно препятствовать спасению ближняго Мать N! Получаю твои письма и читаю сам, хоть и не без затруднения. – Не верь злым внушениям вражиим и касательно писем и особенно касательно м. N.– Все тебе представляется в извращенном виде. В этом-то и заключается прелесть вражия, от которой да избавит нас Господь. – Дай м. N спокойно умереть, чтобы после не терзала тебя за это совесть и Богу не отвечать бы за нанесенный тобою ей вред душевный под влиянием вражиим. – Я помню, как ты под таким влиянием не дала ей в Оптине ни покойно исповедаться, ни покойно причаститься, а теребила ее пред самою обеднею. – Не поступай подобно сему. – Грешно пред Богом и стыдно пред людьми и против совести так поступать. Исправься. Р.S. А касательно келлий, мать N: живите до тепла, как живете, а там как Бог устроит. – Вперед надолго не следует задумывать и заботиться о внешнем; а вот о чем следует и должно позаботиться всячески, чтобы из самоугодия не мешать спасению ближняго, и миру его душевному, и успеху духовному. – За это отдадим великий ответ Богу, если не будем осторожны. – Долг христианский содействовать спасению ближняго, а не препятствовать. – Не должно забывать о юродивых девах и того, за какия страсти оне лишились чертога небеснаго. 85. Скорби научают терпению, а терпением достигается спасение Ты спрашиваешь, почему по пострижении надобно понести скорби? И вообще ко всем Господь во Евангелии говорит: «в терпении вашем стяжите души ваши» (Лк.21:19). Кольми паче слова Господни о терпении приличны, давшим обеты особенные для удобнаго стяжания души своей. – Терпению же нельзя научиться без скорбей, как говорит св. апостол Павел: «скорбь соделывает терпение, терпение же искусство, искусство же – упование, упование же не посрамит» (Рим.5:3–5). И св. Исаак Сирин говорит: Господь мог бы избавить нас от зла и иным образом: но чтобы научить нас любви, Он предал за нас Единороднаго Сына Своего на страдания и распятие. – Из этого можем видеть, что любовь и терпение (которыя без смирения не бывают) для нас нужнее всего. 86. Наставление об отношении к старцу Чадце мое не толковитое – мать N! Удивляюсь тебе не мало, как ты, при твоем природном уме, мало имеешь дельнаго соображения. После того, что написал тебе о. N, опять мне пишешь: «как бы было хорошо, если бы я дозволил тебе относиться к о. N». Прочти опять его письмо и вникни и разбери, что пишет тебе о. N, именно, что неудобно иметь двоякое отношение. – Писать же к нему я никогда тебе не запрещал, вполне будучи уверен, что он посоветует тебе всегда полезное, как опытный духовный муж. Пишешь еще, чтобы между нами не было посредников! – Мне они не нужны; а ты сама их набираешь своими необдуманными, неосновательными действиями и потом праведно терпишь от них нарекания и укоры, как, например, от м. N. – Сама ты с нею завела дело, то продавая, то отдавая ей внаем свои келлии, то опять отказывая, а после на меня сваливаешь вину какого-то небывалаго посредничества. Веди себя основательнее, без странных выходок, и тогда не будет никаких мнимо посредствующих лиц. – Досаждения же разныя монах обязан переносить и без поводов с своей стороны, а за то, что давал обеты все скорбное нести. Опять о правиле спрашиваешь! И от. N подтвердил мое мнение, что лучше не великое правило иметь, да постоянно исполнять оное, нежели много с перерывами совершеннаго оставления. – Напиши сама себе по силам правило и то, как тебе удобнее исправлять оное, и пришли мне на разсмотрение. Наконец скажу: пора уже тебе научиться отвергать помыслы неверия; не всегда же путаться в этом. 87. О непрерывности четочнаго правила Записку и от 8 февраля письмо читал, да уж вы заметали меня письмами, да длинными. – Помози Господи по последнему письму исправиться. – Правило четочное лучше исправляй по обычному; потому что лучше, когда источник непрестанно течет хоть понемногу, нежели много с перерывами. 88. Течение благочестивой жизни в покаянии, чистоте и совершенстве. О молитве Иисусовой Сестры о Господе!.. Письма ваши от 30 марта, и 1–4 и 7 апреля получены. По краткости времени на все ответствую вам словами св. Исаака Сирина, который в слове 48 говорит, что все течение благочестивой жизни заключаемся в трех сих: в покаянии, в чистоте и совершенстве. – Что есть покаяние? оставити первая, т.е. согрешения и скорбети о них. – Что есть чистота? Вкратце: сердце милостиво о всяком созданном естестве. – Что есть совершенство? Глубина смирения. Вопрос: что лучше, совершать обычное правило или проходить Иисусову молитву? Ответ: лучше исполнять и то и другое; потому что под правилом жили и не оставляли онаго великие мужи, каков был Антоний Великий и преп. Зосима Стоя в церкви, должно слушать внимательно пение и чтение церковное, и кто может, не должен оставлять при этом и молитвы Иисусовой, особенно когда не хорошо и невнятно слышно чтение церковное. – Молитва Иисусова по научению св. отцев прилична, когда человек идет, или сидит, или лежит, пьет, ест, беседует или занимается каким рукоделием, кто может при всем этом произносить молитву Иисусову со смирением, тот не должен оставлять оной; за оставление же укорять себя и каяться со смирением, но не смущаться; потому что смущение, какое бы оно ни было, есть признак тайной гордости и доказывает неопытность и неискусство человека в прохождении своего дела. Когда кто-либо совершает келейное правило, и среди онаго почувствует особенное настроение духа к молитве Иисусовой или к поучению в каком-либо изречении Писания, тогда может оставить на время келейное правило и заняться тем или другим из сказанного. Так научают нас опытные отцы. 89. Избегай начальствования Мать N – чадце двоедушное и храмлющее на обе плесне! Презри вражие внушение касательно представляющагося начальства. Ты ведь добровольно избрала – благую часть Марии, одобренную Самим Господом, зачем же озираешься вспять? Если владыки – архиереи «в этом образе» слагают с себя иго начальства, то будет ли сообразно «в оном» принять начальство, хотя бы стали и предлагать оное? Притом и без «сего образа» решиться на такое страшное дело весьма опасно, как говорит о сем св. Симеон Новый Богослов в книге 12 слов, в слове 8-м а после пришлем тебе и в русском. Наконец подумай, что ты ведь и больна и слаба. – По всем этим причинам презри вражие это искушение и старайся внимать своему спасению, может быть, и смерть от нас недалеко. Молись и о мне грешном. 90. Советы об устройстве келлии Сестры о Господе NN! Получаю от вас письма, а по немощи давно не отвечал вам. Скорбите о своей постройке! Что делать? Потерпите и вперед будьте разсудительнее и осмотрительнее и в других делах. Думаю, что вы не много тут наказаны и за непокорность и презрение моего грешнаго совета. – Если бы вы приспособили мой план к своему соображению и потребовали бы так от управляющаго, чтобы сруб был приготовлен по предлагаемому плану, тогда бы много было вам легче, и постройка была бы лучше. – Хоть теперь послушайте меня – около самой печи сделайте три двери, чтобы средняя дверь отворялась только с общаго согласия, или среднюю дверь и совсем оставить, тогда келейки будут обе не проходныя; а это большое удобство подаст обеим вам к безмолвному уединению. Никто из вас да не раскаивается, что приняли полное монашество, только до конца да не вознерадим, а то силен Господь подати нам своевременную помощь, если постараемся отвергать самонадеянность и презорство и другое прочее неугодное Богу, паче же и Богопротивное. Мир вам! Молитвеннаго правила совсем не оставляйте, а старайтесь исполнять, елико, елико возможно. – Молитесь и о моей худости. – Езжу по дачам, а укрепления большаго не чувствуется. – Но за все слава Богу, Который лучше нашего знает полезное нам. 91. Советы о келейном времяпровождении с сестрою Поздравляю вас с приближением келлии вашей к концу и желаю вам в ней пребывания мирнаго и душеполезнаго. – Напрасно вы приняли к сердцу мое замечание, что неурядица была частию наказательная; оно было сделано просто, шутя и мимоходом; и теперь, когда вы объяснили дело, все стало понятнее. – Укорите себя, что прежде не объяснили мне, как было дело; и будьте покойны.– Я ничего не имел и не имею за это на вас, и что писал вам, то писал просто. Пишешь ты, мать N, что хочешь приходить к сестре в определенное время, к обеду и вечером; а после обеда и после вечерняго правила уходить в свою келью. – Это одобряется, – держись этого, потому что после обеда требуется отдых, а после вечерняго правила св. отцами запрещены излишния беседы, кольми паче не полезныя или ведущия к общему смущению. – Каждому из нас более должно заботиться о себе самом, о своей душе и о собственной пользе душевной, потому что, по слову апостола, каждый из нас сам о себе воздаст слово Богу. – У нас же путаница от того и происходит, что мы все более склонны к вразумлению других и стараемся не только убедить, но и разубедить и доказать многоразличными аргументами. – Дело же спасения совершается очень просто, как говорит апостол: мир имейте и святыню, их же кроме никто же узрит Господа. – И паки: друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов. – Всеблагий Господь да помилует всех нас ими же весть судьбами. 92. Не следует спешить разделяться с сестрою Мать N! На письмо твое от 10 октября, которым просишь ответа скорейшего и собственноручнаго (а я этого числа заболел прошлогоднею болезнию, и потому), решился продиктовать тебе несколько слов. Помышлять о совершенном разделении с сестрою оставь до времени: лучше попробуйте жить так: – ты живи в каменной келье, а мать N пусть живет в деревянной; и каждая да попечется о спасении своей, души, как умеет и как разумеет. Зачем прежде времени обнародовать формальное разделение? Лучше всего попробуйте прежде испытать себя тайно как предполагаешь теперь в мысли твоей; после виднее будет, на что следует решиться и как поступить. 93. О радости возвращения к совместной жизни Сестры о Господе! Давно собирался писать вам, но никак не приходилось: то немощи, то недосуг никак не дозволяли сего сделать. Теперь поздравляю вас паки сошедшихся вкупе на общее житие. – Пожили вы немного врознь, а через это пришлось вам перечувствовать.– Примите это обе за урок себе, каждая усматривая свою пользу душевную из того, что жили врознь, и что живете теперь вместе. – Ни та, ни другая не допускайте в себе самооправдания, а начните дело пользы каждая с познания своих немощей и с самоукорения; а в продолжении имейте в виду то, чтобы одна другой ни мало не мешать в деле спасения, имея пред очами всегда страх Божий и праведнаго обличителя – свою собственную совесть, которой монаху не должно попирать ни в каком случае. – Обе укоряйте себя и за то, что погорячились и много толковали при переходе из келлии Ч. – Можно бы было это сделать и без горячности и поскромнее: тогда было бы полезнее обеим сторонам. Зазрите себя в этом и вперед будьте осторожнее. 94. Умеренному деланию цены нет (1870 г.) Мать N! Чадце мудреное и постоянства неимущее! то уже горе ты паче меры простираешься, то паки долу паче меры нисходиши, как это видно из письма твоего от 5 марта. – Чтобы поправить сбивчивое свое положение, ты просишь дозволения заняться тебе преимущественно чтением духовных, а молитвенное правило ослабить. – Но в Евангелии повелевается сие творить и онаго не оставлять.– Этому правилу и последуй, держась всегда средины и умеренности в том и другом случае. – Тогда и положение твое и расположение душевное уравняется. – Св. Исаак Сирин говорит: умеренному и притрудному деланию цены несть. – Так оно ценно, так полезно и спасительно, а крайности названы бесовскими, т.е. от внушения и подстрекания бесовскаго происходящими; почему, несмотря на свою благовидность, всегда вред душевный приносят, избегая чего попеременно читай и молись в меру, не ослабляясь совершенно, ни от разленения, ни от житейских попечений, ни от претензий на других. – Богомудрые отцы научают нас всегда и во всем лучше себя укорять и во всяком неприятном случае на себя возлагать вину, а не на других. – Тогда и обрящем покой и мир душевный и удержимся на истинном пути спасения. 95. Об искушениях на молитве Чадце недоумевающее мать N! не скорби, что вы с м. N скоро уехали от нас; и у нас бы без толку пробыли, потому что я был нездоров и никого не мог принимать. Письма твои от 30 мая и 2 июня получил. Представлять лице духовнаго отца в церкви, и на молитве келейной не только не благовременно, но и противузаконно и вредно. – Это просто благовидное искушение вражие, котораго нужно избегать всячески. – Первая и главная, заповедь Евангельская: «возлюбиши Господа Бога всем сердцем и душою и помышлением» (Матф.22:37, Мк.12:30, Лук.10:27). Этой заповеди и нужно всячески держаться. О духовных же отцах заповедь другая, так как бдят о душах наших, должно повиноваться им, а не представлять их во время молитвы. – Это не только не нужно, но и вредно, особенно тому, кто еще не освободился от земных чувств ветхаго человека. Пишешь ты, что в молитве Иисусовой есть у тебя какое-то запинание на словах «помилуй мя грешную»; это показывает, что прежде эта молитва совершалась тобою без должнаго смирения, без котораго неприятна Богу и молитва наша. – Поэтому принудь себя ударять на слово – «грешную» с должным понятием. 96. Нужно молиться об исправлении душевных немощей Мать N! чадце парящее, мечтающее и увлекающееся! Ты безпокоишься – получил ли я твои письма от 30 мая, 3, 7 и 9 июня, и читаю ли оныя! Я уже писал тебе, что читаю все, хоть и не вдруг по получении, от немощи и недосуга, а отдохнувши. Опять ехать к нам теперь тебе неблаговременно по многим причинам: моя немощь и недосуг и нарекание за трату денег от брата! (полезнее ему жить в деревне, нежели за границею). – Лучше вместо поездки к нам, дома позаботься о тех немощах душевных, о которых писала мне, молясь с верою и смирением Врачу душ и телес, да исцелит внутренния и невидимыя немощи наши. – Един Он всесилен уврачевать тайныя страсти наши. – Потому что доброненавистник поставил тайныя сети на пути духовнаго отношения, чтобы вместо пользы нанести душевный вред. Но да упразднит все сие Всеведущий и Всесильный Господь мановением Своим. Впрочем, и, мы сами, разумевая козни вражия, да отвергаем вредное и душевредное; полезное же да содержим. – Можно вспоминать о. духовнаго, но не в церкви или на молитвенном правиле, когда весь ум должен быть обращен к Богу Единому. – Да и в другое время воспоминание должно очищать от неполезной примеси, обращением и к Богу и призыванием Его Всесильной помощи и помилования и избавления от вредной примеси. Р. S. Если желаешь избавить и от зависти и душевредной ревности, то же средство употребляй, молясь, от «тайных моих очисти мя Господи», и помышляя, что «духовное неисчерпаем»; – твоего никто не восхитит, как и ты другаго; всем достанет и не оскудеет. 97. Божие должно впереди ставить Мир тебе! мать N – чадо мое неудобопонятное, паче же планы свои и предположения скоро изменяющее. Писала ты мне, по отъезде, что скоро и очень скоро желала бы приехать к нам и с братом своим, то опять пишешь, что тебе уже не придется со мною видеться, а брата своего не желаешь и видеть. – Разъясни мне, како бысть изменение сие и чесо ради. Пишешь в одном из своих писем, что «искушение миновало», только многих слез стоило тебе, а из других писем видно, что не совсем еще миновало, а проглядывает. – Силен Господь явить нам помощь Свою, если достодолжно позаботимся избавиться от немощи сея, воздавая «Кесарево Кесареви, а Божия Богови» (Мф.22:21; Мк.12:17). – Разумей глаголемое, и потщимся Божие впереди поставити, тогда и прочее станет в своем чину. Пишешь, что иногда к обычному правилу прилагаешь лишние поклоны от усердия до усталости, а после и обычнаго не выполняешь. – Полезнее постоянно продолжать умеренное делание, нежели иногда излишнее совершать, иногда же и должное оставлять по причине неумеренной усталости. Невотще пишут св. отцы: «умеренному деланию цены несть». При молитвенном подвиге прежде всего должно заботиться о том, чтобы избавиться дурных и зловредных качеств юродивых дев, да не услышим: «что мя зовете Господи! Господи! И не творите27 повеленнаго Мною о мире и святом отношении ко всем»; Господи! помилуй нас! 98. О необходимости держаться постоянства Мать N! неудобопонятная для тебя самой; что же касается до меня, то непонятная только в том отношении: лишь подумаю, что мать N стала на степень, утвердилась в своих понятиях и разумениях, смотришь, опять у ней старыя сомнения, опять прежния недоумения, недоверие, подозрение и подобное; опять придумывание новых правил, новаго образа жизни, чуть и не новаго имени. – Прежде желала носить имя еще не признаннаго во св. Саровскаго старца Серафима; а теперь не нравится тебе имя и мученицы N. Если бы ты была тверда и обстоятельна, то тогда же бы и назначала праздновать свои именины N числа. Было бы дело просто и безукоризненно. Теперь же можешь так праздновать, т.е.00 числа, но с укорением себя за непостоянство и неосновательность, – Отселе постараемся положить твердое начало не разветвлять путь Христов на многообразныя отрасли, но собирать во едино главное: любить Господа от всей души и иметь мир и святыню со всеми, ни о ком не думая дурно и подозрительно. В письме от 14 августа пишешь, что желаешь писать ко мне реже, по получении ответов; попробуем во избежание сомнений и недоразумений. – Сама ты неаккуратна, а от меня требуешь аккуратности и ранней и поздней. – Письма от тебя получены 30 мая, потом от 2, 8, 13, 16, 20 и 27 июня; за числа июля уже тебе выслан счет, а от 4 августа также получено. Но у тебя бывает числа два в конверте и иногда два на конверте, – какое прикажешь означать? Будем жить проще, и Бог помилует нас. – Мир тебе. 99. О том, как писать письма старцу Сестра о Господе мать N! Письма твои получаю исправно, но сегодня мне нездоровится; много писать не могу, а вкратце скажу об одном. – Я нахожу, что и для моей немощи будет сноснее и для вас самих лучше, чтобы вы писали мне не так часто, но дельнее. – Я говорил матери N, а теперь я тебе объясняю, что довольно с вас будет: в две недели писать мне по одному письму, а в другое время записывайте что нужно, и потом, прочитавши свои записки, сообразите сами, что нужнее, – то и пишите мне, в две недели раз, покороче, да подельнее. А то ваших писем накопляется много; в каждом письме много разных описываний; – что вы когда чувствуете и помышляете: все это собирать и соображать и на все отвечать не имею решительно ни сил, ни времени. – А когда будете писать пореже, покороче, да поосновательнее, тогда, повторяю, и для меня будет легче, и для вас лучше. Письма ваши должны состоять в двух главных предметах. 1. Приносить покаяние, в чем по немощи придется погрешить против заповедей Божиих, или опустить из должнаго правила. 2. Спрашивать, что нужно. – Разумеется, кроме этих двух предметов могут быть некоторыя добавления. – Только пощадите меня от описывания различных ощущений душевных и различных размышлений, которыя ежедневно изменяются, как на дворе погода. Мир тебе! 100. Должно молить Бога об укреплении веры Сестры о Господе! Получил от вас два письма... Прошение об уведомлении исполняю. А свое желание написать вам что-либо оставляю до другаго времени, потому что нездоровится мне при сырой погоде. – Впрочем, хоть несколько слов скажу. Ангел покаяния св. Ерму говорил, что «вера свыше есть от Бога, а сомнение и неверие есть дух земной и от диавола». Если апостолы, будучи еще несовершенными, молились Господу, чтобы приложил им веру, то кольми паче нам, немощным и изнемогающим в вере, прилично и потребно молиться, чтобы Господь преложил неверие наше в веру, и отгнал дух сомнения и неразсуднаго недоумения. – Мир вам! 101. По случаю огорчения о неполучении мантии из рук старца ...Мать N! ты сожалеешь, что получила мантийку из рук о. М., а не из грешных рук моих. – Сама тому причиною, по твоей нетерпеливости: требовала чрез о. М., так и получила. – А если бы немного подождала, или бы не принимала от о. М., тогда бы получила оную как желала. – Впрочем, знай, кто верует самому делу, а не внешности дела, для того получение это не имеет никакой разности. – Св. Афанасий Александрийский не претендовал, что не из рук самого Антония Великаго получил его мантию. – Но если уже великие – так, кольми паче малым, нам с тобою – так. Пусть будет так, только будем мирны, и смирны, паче же смиренны. – Тогда все будет на пользу нам, по слову Писания: чистым вся чисто. – Да будет и у нас все чисто-начисто. – Аминь. 102. Пострижение великий дар Божий Мать N!. Чадце приснонедоумевающее, то о том, то о другом, то о третьем! И конца нет недоумениям. И все эти от двоедушия; – потому что иногда зрим в путь Божий, а иногда опять зрим вспять! – Впрочем, начну с того, что два письма твои от 9 ноября получены. – Ты удивляешься себе, как ты решилась принять пострижение в с-му, а я удивляюсь себе, как я решился дать тебе это. – Но вспоминаю, что нельзя было и не дать тебе сего; потому что настойчиво очень сего ты желала. – И я уже после разобрал, что ты сего пожелала не столько по духовному побуждению, сколько по необдуманной ревности и по недостатку смирения, чтобы тебе не быть ниже матери В. – А уж чего ты пожелаешь, от того трудно тебя удержать. – Впрочем, как бы ни было, а дело уж сделано, переделывать нельзя; – остается исполнять по силе и возможности данные обеты; в чем же окажемся неисправными, в том да приносим искреннее и смиренное покаяние. – Смущаться же ни в каком случае не должно, кольми паче не жалеть и не раскаиваться в том, что принято такое пострижение. – Это великий дар Божий; а даром и невеликим пренебрегать не должно: а лучше благодарить и стараться быть достойным того, что нам даровано по великой милости Божией. – Ты хочешь делить неделю на 4 и 3 дня, чтобы в последние преимущественно заниматься чтением Писаний, не оставляя, впрочем, церкви, а оставив четочное правило. – А оно-то должно стоять впереди всего, кроме Церкви. – Лучше что-нибудь другое оставляй, а четочное правило, хоть одиночное, старайся, кроме праздников, совершать ежедневно, и почаще молитву Иисусову произносить – это всего нужнее. – Молитву Иисусову произноси и против блудных искушений; а в гневных искушениях молись за того, на кого скорбишь. Спаси Господи и помилуй «такую-то» и за ея святыми молитвами помози мне окаянной и грешной. Выкинь из головы, будто бы я о тебе сужу по словам других. – Совсем нет. – А что ты объясняла сама мне словесно и что объясняешь в письмах, по тому я о тебе и сужу. Ведь ты, открываешь, как иногда хитришь, лукавишь, по самосмышлению подозреваешь и неправильныя делаешь замечания по самолюбию и подобное, – словом, перечисляешь качества юродивых дев; – и после этого толкуешь, что я о тебе сужу по словам других! – Ни о тебе, ни о ком другом так не сужу. – Не воте сказано в Писании: «Да не устыдишися лица человеча: суд бо Божий есть» (Втор.1:17). – Не верь помыслам ругающимся над тобою: будто бы тебя никто понимать не может, ради утонченнаго воспитания. – Но ведь светское воспитание утончает человека лишь в лицемерии, в лукавстве, в хитрости и утонченной неискренности, но ни в чем добром. Добро христианское требует душевной и сердечной простоты, а не притворства, которых чужд мир светский, хотя и считает себя – будто бы он происходит от другаго Адама, а не от общаго Адама. – Другим как угодно думать, а тебе уж пора понимать настоящий «смысл»! Здравствуй о Господе в мире и любви! 103. О славолюбии как причине неверия Мать N! Наконец-то получил я от тебя письмо со смыслом, без противоречий, и именно от 3 ноября, в прежних же письмах писала ты в начале как будто сознание и самоукорение, а под конец опять самооправдание и обвинение других, с недовольством. – Будем лучше всегда держаться самоукорения – это верный и безопасный путь. – Но и в последнем письме есть опять прикровенная затея непостоянства и своеволия, именно не являться в некоторые дни за трапезою, ради поста. – Подражай лучше преп. Феодору Студиту, который ежедневно был за трапезою, но между тем был постник. – Да кроме сего тебе прежде потребно и нужно обратить внимание на главную твою немощь – на неверие, часто тебя борющее и на оное прежде всего ратовать. – Св. Лествичник говорит: долго сомневаться и пребывать без извещения есть признак славолюбивой души. – И Господь во Евангелии: «како... можете веровати, славу друг от друга приемлюще,... славы же от Единаго Бога не ищете» (Ин.5:44). – Правда, в тебе нет грубаго искания славы земной, но есть затаенное желание преимущества; и немощь эта обнаруживается завистию, неуступчивостию и настойчивостию до упрямства, недовольством, гневом и скорым смущением. Если когда ты и решаешься презирать славу, то-это сопровождается вместе и презорством в отношении некоторых людей, особенно когда что-либо представится тебе мнимополезным, и захочешь сделать по-своему. – Но главный признак славолюбия, как сказано выше, есть неверие, долгое сомнение и долгое или перемежающее недоумение «о том же». – На все это указано врачевство Самим Господом: научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим, – а не сказал: поститеся и обрящете покой души. – Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте; лучше держись умереннаго употребления пищи и пития, избегая сытости, которой признак малое отягощение, и, с другой стороны – излишняго и неуместнаго воздержания. Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию. Для молитвы прочти и у преп. Исихия две главы 2 и 20 и запомни их, особенно о смирении, так как дело имеешь с гордыми бесами. 104. Нужно учиться различать козни вражии Мир тебе, мать N! поздравляю тебя с новолетием и сердечно желаю тебе обновления в духе, особенно желаю и советую тебе оставить изменчивость и непостоянство – то берешься за чрезмерное безмолвие и подвиги и непрестанную молитву, то опять оставляешь все недели на две или немного менее или, немного более, как видно из писем твоих (которыя получены мною и которыя все читал я, хоть и не зараз по получении; напрасно ты в этом сомневаешься). В таком своеволии есть явный признак, что враг путает тебя прелестию, хитро утаивая это от тебя самой. – К тому клонит и помысл вражий, что будто ты недостойна относиться ко мне грешному. – Тут не требуется никакого достоинства, а потребна только покорность. – Смотри сама, за ложным смирением следует смущение. Не явно ли, что это волк во овчей шкуре. Не будь несмысленна, а разумевай козни вражии и оберегайся оных. 105. Принявшему великий образ монашеский должно избегать мирской заботливости Мать N! – ехать тебе теперь в N, видеться с братом, лично, нахожу, во-первых, неблаговременным, так как ты от неладной «постройки» очень расстроена духом, а во-вторых, и неприличным, так как ты приняла монашеский в. образ, иже есть совершенное умерщвление от мира и мирских. Довольно будет и того, чтобы чрез письмо попросить брата о своих потребностях. Силен Господь расположить его душу более тогда, когда ты не решишься пуститься в столичный мир, соблюдая данныя тобою обеты и ища прежде Царствия Божия и правды его; тогда все внешнее будет приложено в потребной мере. 106. Перенося обиды со стороны других, должно вспоминать свои неправды (1871 г.) Сестры о Господе! Получая от вас скорбныя письма, я все ожидал: вот-вот кончится неприятная история неладной постройки. – Но она доселе продолжается. Для успокоения душ ваших нахожу благовременным напомнить вам о Евангельских словах Самого Господа: аще кто тя ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую. – То есть когда нас укоряют и обвиняют в том, в чем мы нисколько не виноваты, тогда мы должны обратить мысль свою к тем случаям, в которых мы были виноваты пред Богом, или пред людьми, и для получения прощения в своих согрешениях должны простить несправедливость и обиды, наносимыя нам от ближних наших, слыша паки Господа глаголющаго: аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец Небесный согрешения ваши; аще ли же не отпущаете человеком согрешения их от сердец ваших... – Грозно и страшно слово сие! Постараемся исполнить то, что от нас требует Слово Божие, и оставим самолюбивыя наши претензии, домогаясь человеческой правды. – Словом, позаботимся о том, чтобы не относился и к нам упрек апостольский: ищуще поставити правду свою, правде Божией неповинушася. – Правда же Божия состоит в том, чтоб при ударении в десную ланиту помнить дела свои с шуией стороны. – Мир вам! 107. Забота о келлии Мать N! Чадце многозаботливое и уклонившееся во многое попечение! Сама теперь видишь, на сколько это не полезно, особенно тому, кто добровольно отрекся от излишней попечительности. – Прежде я тебе предлагал продать келью по ее неудобству: ты находила это невозможным. Теперь же, когда ты положила столько трудов, стараясь об исправлении своей кельи, и понесла столько скорбей и неприятностей, чтобы удержать свои права пред соседями, и вошла в большия издержки, и даже в отягощающий тебя долг, – теперь стала помышлять о продаже кельи. – Но ты еще не испытала того, как тяжело для человека продавать то, на что он положил много собственных трудов. – Впрочем, если найдется хороший и выгодный покупатель, не запрещаю тебе продать келью; только нужно тебе наперед обдумать, как ты можешь помещаться в тесной келейке, привыкши к широте и особенной чистоте, чтобы всякая вещь была на своем месте, тогда как в малой келейке все свалено бывает в кучу и в безпорядке. – Но пока еще покупателя не имеется в виду, то и можно дело это разсмотреть со всех сторон, и тем скорее разсмотришь, чем скорее возьмешься за чтение духовных книг и молитвенное келейное правило, и исправное хождение в церковь, если здоровье позволит, и внимательно слушание чтения и пения церковнаго, так как сама сознаешь, что бывшия многия хлопоты по келье и встретившияся при этом неприятности разстроили прежний твой порядок жизни, и разслабили душу, и омрачили ум и сердце. – Впрочем, не унывай о сем. Св. Исаак Сирин пишет: если человек придержится страха Божия, как должно, то в немногие дни обрящется во вратех царствия. – Придержаться страха Божия как должно, значит взяться за свое дело прилежно и со смирением и хранением совести, в хождении пред Богом и людьми. 108. Вся испытующе, добрая держите Многопопечительное чадце N! поздравляю тебя с приближающимся днем твоего Ангела, а мать N!, с дорогою имянинницею. – Сердечно желаю вам обеим, за молитвами серафимов и херувимов и всех безплотных сил небесных, отныне положить конец исправлениям и поправлениям храмин земных рукотворенных и взяться за исправление и обновление душ своих, чтобы быть достойными внити в храмины небесныя и нерукотворенныя. – После всех хлопот и забот прилично вам теперь вспоминать апостольское слово: вся испытующе, добрая держите. – Вы сперва, хотя немного, вкусили безмятежной жизни, ходя постоянно в церковь, и дома занимаясь исполнением молитвенных правил, и упражняясь в чтении духовных и святоотеческих писаний, а потом, ради исправления келлий, вдалась в такую молву и попечение о внешнем, что главное упражнение и молитвенное правило почти были вами оставлены. – Поэтому теперь вполне можете судить о различии того и другаго состояния и настроения душ ваших, и если желаете, то можете опять стремиться и направляться к тому, что душу облегчает и успокаивает; а с другой стороны, должны постараться оставлять все то, что обременяет душу и совесть и отягчает самое тело, так как уныние, от разсеянности начинаясь в душе, переходит и на самое тело, и обоих отягчает и разслабляет. – Помози Господи сотворить начало благое, при посредстве памятования Евангельских слов: нудится Царствие Божие, и нуждницы восхищают е. 109. Наставление о кротости Сестры о Господе и чадца труждающияся мать N и мать N! Письма ваши получаю, а отвечать на них не отвечаю. – Немощь и недосуг паче меры обременяют меня грешнаго. – Хочу вам написать хоть краткое слово обеим вместе. На днях раскрыл я книгу Добротолюбия, и открылось мне место на 77-й главе яко подобает быти кротку сердцем по всяцей нужде (т. е. несмотря ни на какия причины к возмущению); яко же хотяй научитися добре стреляти не беззнамения лук напрягает (а цель поставляет); тако хотяй научитися безмолвствовати, яко знамение (или цель) да имать еже присно кротку быти сердцем. – Не довлеет к добродетели обучение (в подвигах), но подобает и кротку быти со обучением. – Далее в главе 79-й от цели духовной жизни. Слова преподобных сих согласуют с словами Самаго Господа, глаголющаго: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и проч. – И, блажени кротцыи, яко тии наследят землю, сиречь сердце, плодоносящее благодатию на тридесять, и шестьдесять, и сто, по чину новоначальных, средних и совершенных; никако же ни в чесом смущая, или смущаяся, аще где не о благочестии будет слово.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar