Меню
Назад » »

Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим (10)

153. Огорчения надо принимать благодушно Слышу, что ты была больна, и болезнь так скоро с тобою случилась, что ты решилась тотчас же исповедаться и причаститься Св. Таин и особороваться св. елеем. – И от такой скорой и скоротечной болезни, можно сказать однодневной, оказалось тебе после великое изменение в лице и относительно слабости телесной. – Да помилует тебя Всеблагий Господь и всех живущих с тобою и да поможет тебе вперед не принимать так горячо к сердцу встречающияся скорби и неприятности, которыя едва тебя не приближают к смерти, тогда как ты нужна еще для духовной пользы сестер N общины или обители – Не буду тебя убеждать к благодушию и великодушию словами Писания, которыя я многократно тебе повторял; а только приведу теперь пословицу или поговорку одного веселаго и благодушнаго человека, который имел обычай в подобных случаях повторять: «Сидор да Карп в Коломне проживает, а грех да беда с кем не бывает». И этот человек, как помню, при многих переменах и переворотах его жизни, оставался всегда благодушен и весел, и он был мирской, а мы монахи, обрекшие себя на всякую скорбь. Знаю, что тебя оскорбляют не скорби, а те случаи, о которых и св. апостол Павел пишет так: «кто соблазняется, и аз не разжизаюся» (2Кор.11:29). Но возверзем печаль свою на Господа, и Он силен утвердить и успокоить нас и устроить полезное и спасительное о всех сущих с нами. Если бы и случились такие обстоятельства, о которых пишет апостол: «аще ли неверный отлучается, да разлучится» (1 Кор. 7, 15). Предадим все и всех таковых воле Божией, и собственной их воле. – Покойный Оптинский отец архимандрит Моисей, муж мудрый и духовно опытный, в подобных случаях говаривал: «наше дело предоставить человеку средства ко спасению, а спасается он или не спасается, – сам смотри». 154. Совет относительно плана корпуса для сестер NN как-то писала мне, что вы намереваетесь строить большой корпус для сестер. – А я, кажется, уже говорил тебе, что у меня строительная немощь к постройкам, и потому не мог утерпеть, чтобы не подать вам совета, чтобы вы не строили большой корпус так, как обыкновенно отроются гостиницы. – В таком корпусе невозможно избежать шума и безпокойства, от которых никому невозможно в этом корпусе пожить с пользою душевною. В обители нашей есть старинный корпус, выстроенный лет за шестьдесят, расположение котораго мне очень нравится, как весьма удобное для спокойствия живущих. Посылаю вам планчик с этого корпуса. – Он выстроен следующим образом: сперва срублены два сруба из 10-аршиннаго лесу (каждый сруб 20 аршин) и поставлены концами друг к другу. – Между ними в 4 аршина коридор под № 1, для входа с монастыря. Из этого коридора две двери для входа в кельи направо и налево. -Под № 2 против всех келлий должно быть открытое крыльцо, где сестры во время лета могут заниматься рукодельем и одна из них для всех может читать книгу. Под № 3 три входа с монастыря. Под № 4 сход с крыльца на дворик и лестница на чердак. Двери означены тремя черточками, а окна означены двумя черточками. – Печи означены так, чтобы в каждую келью была одна сторона печи. Топка печи должна быть из передней. И одна из келлий будет проходная. Некоторыя окна будут на крыльцо. Где означены ворота дворика, при этих стенах можно поделать чуланы для сестер. Вот вам мое предложение, а вы, с общаго согласия, сделайте так, как найдете лучше. Весь корпус должен быть в длину 44 аршина. 155. С терпением надо нести скорби Мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в правоте и истине. Не вотще сказано в Писании: «мир мног любящим закон Твой и несть им соблазна» (Пс.118:165). И паки: «Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром» (Пс.28:11). И паки: «Господь не лишит благих ходящих незлобием» (Пс.83:12). – И паки, по воскресении Своем Господь изрек пречистыми Своими устами ученикам Своим: «Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин.14:27). Но с другой стороны, паки в том же Св. Писании сказано: «многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное» (Деян.14:22). И паки: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк.21:19). Чтобы согласовать слова сии св. богомудрые и богодухновенные отцы глаголют: и самые безстрастные не могут не скорбеть, если не за себя, то за других. Мир душевный имей, а терпеть – терпи, и за себя и за других. Терпение, по слову св. Григория Синаита, и в буре тишина. Вчера я начал письмо это, а сегодня, 15 апреля, в праздник Жен Мироносиц и Благообразнаго Иосифа, сподобившись причаститься Св. и Животворящих Таин Христовых, продолжаю писать начатое письмо (диктование, как и все эти письма). Недаром я сделал такое начало письма, но зная, что у тебя теперь много хлопот и забот, пожелал Словом Божиим и словом святоотеческим подкрепить твое благодушие и благомужество. Здесь на земле труды и подвиги, а там в будущей жизни воздаяние, где кийждо приимет свою мзду по своему труду, подъятому и ради спасения своей души и ради душевной пользы ближних. Блажен, кто там с дерзновением может реши: «се аз и дети, яже дал ми есть Бог» (Ис.8:18). Помолись о мне грешном, да не сбудется на мне, апостольское слово: «научаяй иного, себе ли не учиши» (Рим.2:21). И паки Сам Господь в Евангелии глаголет: «иже разорит едину заповедей сих малых,.. мний наречется в Царствии Небесном» (Мф.5:19). Горе мне грешному! Другим сказую и проповедую о вещех высоких и великих, а сам и перстом не касаюсь того, о чем говорю и пишу. Ты стремишься к безмолвию, а мне окаянному и молва стала не под силу, в великую тяжесть, да и к безмолвию едва ли я способен буду, а наконец и от молвы как избавиться? дело мудреное и не совсем удобное. – Подумаешь, подумаешь, да и скажешь со вздохом: да будет по воле Господней о мне грешном. Желал бы поисправней пожить, да разслабление душевное и телесное мешает. Прошу и тебя помолиться обо мне и б. о. И. и прочих, знающих худость мою. Приписка о. Амвросия: «мир всем вам! Хорошо бы и нам!» 156. Надо нести крест свой – управление обителию Мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в истине ! Не вотще сказано в богодухновенных псалмах: «мир мног любящим закон Твой и несть им соблазна» (Пс.118:165), хотя также сказано: «многи скорби праведным», но прибавлено, что «от всех их избавит я Господь» (Пс.33:20). И паки: «по множеству болезней... в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою» (Пс.93:19). И сам Господь в Евангелии глаголет: «дерзай дщи, вера твоя спасе тя, иди в мире» (Мк.5:34). И ты, сестра и мать, иди предлежащим тебе путем не озираясь; хотя бы предстояли скорби и встречались препятствия и различныя затруднения. – В затруднительном положении для своего утверждения всегда повторяй слово Самого Господа: «иже не приимет креста своего и в след Мене грядет несть Мене достои» (Мф.10:38); «претерпевый же до конца, той спасен будет» (Мк.13:13). Евангельский крест твой – Промыслом Божиим возложенная на тебя обязанность заботиться об устроении N общины и живущих в ней сестрах. – И так как дело сие сопряжено со многим трудом и не может исправляться без болезнования телеснаго и душевнаго, то и пишу к тебе послание в этом роде, чтобы одобрить дух твой и возбудить к ревностному занятию своим делом. Не раз тебе писал и теперь повторю апостольское слово, что кийждо приимет мзду, по своему труду. Большаго же труда уже нет, как положить душу свою за ближних, чем доказывается и большая любовь к ним, без которой, если бы человек предал тело свое на сожжение, не получит никакой пользы. Любовь же покрывает множество грехов и своих и чужих. Слышу, сестра и мать, что здоровье твое не совсем исправно и замечается упадок сил телесных от встречающихся различных прискорбностей душевных. Но «мужайся», сестра о Господе, «и да крепится сердце твое»! (Пс.26:14) Силен Господь подать нам всемощную помощь Свою и облегчить притрудное положение наше, как сам это объявляет во Св. Своем Евангелии: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы» (Мф.11:28). Должно быть, сестра, не в меру ты скорбишь. Собрался я написать тебе краткое письмо, но вышло оно не краткое. Стало быть, так нужно... (Конец утрачен) 157. Наставление тщеславным и гордым ( о гусях и утках ) Недавно подарили мне ковер, на котором красиво изображены утки. – Я пожалел, что не догадались тут же выставить и гусей, так как на ковре осталось еще много места. Мысль такая мне пришла потому, что свойство и действие уток и гусей хорошо изображают свойство и действие страстей, тщеславие и гордость. Тщеславие и гордость хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает: а гордость дышет презорством и неуважением к другим, хотя похвалы так же любит. Тщеславный, если имеет благовидную и красивую наружность, то охорашивается как селезень и величается своею красивостью, хотя мешковат и неловок часто бывает также, как и, селезень. Если же побеждаемый тщеславием не имеет благовидной наружности и других хороших качеств, тогда для удивления похвал человекоугодничает и как утка кричит: «так! так!», когда на самом делен в справедливости не всегда так, да и сам он часто внутренне бывает расположен иначе, а по малодушию придакивает. Гусь, когда бывает что-либо не по нем, поднимает крылья и кричит: «кага! каго!» Так и горделивый, если имеет в своем кружке какое-либо значение, часто возвышает голос, кричит, спорит, возражает, настаивает на своем мнении. Если же недугующий гордостию в обстановке своей не имеет никакого веса и значения, то от внутренняго гнева шипит на, других, как гусыня, сидящая на яйцах, и кого может кусать, кусает. Начал я писать это объяснение для сестер N общины, а потом подумал, что оно пригодно будет и для прочих. Потому что все мы сплошь да рядом больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостию. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если разсмотреть внимательно, то окажется, что большею частою виною сего бывают славолюбие и горделивость. Почему апостол Павел и заповедует, глаголя: «не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще» (Гал.5:26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие общия исчадия тщеславия и гордости. Преподобный Макарий Египетский обозначает и самую цепь, как страсти эти одна с другою сцеплены и одна другую рождает. Он пишет в книге «Семь слов»: «ненависть от гнева, гнев от гордости, а гордость от самолюбия» (слово 1, гл. 8). А Господь во Евангелии прямо объявляет, что и доброе творящие ради славы и похвалы восприемлют здесь мзду свою. Также и с гордостию и осуждением других добродетель проходящие, отвержены бывают Богом, как показывает евангельская притча о мытаре и фарисее. А блаженное смирение, как сказано в той же притче, и неисправных и грешных оправдывает пред Богом. Вот к какому объяснению подали повод гусь лапчатый и утка рябчатая. Но не вотще Православная Церковь, перечисляя творения Божия одушевленныя и неодушевленныя, многократно повторяет Господу песнь: «вся премудростию сотворил еси» (Пс.103:24). Богу нашему слава, честь и поклонение: Отцу, и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. 158. Беседа о Слове Божием плохо вяжется, как толки со слепым о цвете ...О себе скажу, что милостию Божнею, за молитвы молящихся о мне грешном, жив есмь, а о немощах своих и не знаю как и сказать вам. По утрам бывает тяжело, а потом опять как бы размаешься, только всегда толкую до усталости с приходящими чадами и чадцами. Но как-то плохо вяжется у нас Слово Божие; толкуем, толкуем, а плохо понимаем, подобно слепому, которому толковали о белом цвете. Слыша о нем, слепой спрашивал: какой это белый цвет, на что он похож? Слепому отвечали: белый цвет как белый заяц. Слепой спрашивал: что ж? Он такой же пушистый? Нет! отвечали, белый цвет, как белая мука! А слепой говорит: что ж! он такой же мягкий и разсыпчатый? Нет! говорят слепому: белый цвет, как снег белый. Что ж? он такой же холодный? Нет! возражали слепому, белый цвет, как чистый белый творог. Что ж? он такой же сырой? Толковали, толковали с слепым; а до настоящего толка недотолковались. Так часто бывает и с нами. Толкуем, толкуем, а до настоящаго смысла не доберешься; или плохо понимаем, или нетвердо принимаем, или судим о вещах духовных по земному и житейскому, а не по Евангельскому учению. Царствие Небесное желаем наследовать и с Христом быти, а потрудитися и пострадати о Христе не произволяем. От них же первый есмь аз. О вещах великих и высоких всем толкую и всех учу, сам же и перстом двинуть не хочу. Горе мне грешному! Помолись о мне, сестра и мати, да не в суд и не в тяготу будет мне бездельное сие учение мое других. Тесно мне отвсюду. Уклонился бы, да не знаю и недоумеваю как. Приезжающие и приходящие не прекращаются и со скорбию докучают. А с другой стороны, угрожает и опасность неключимаго раба, скрывшаго талант слова в земле нерадения. Знаю, боголюбивая сестра, что и ты охотно бы уклонилась от бремени настоятельства и скрылась бы в безмолвие, внимать себе и своему спасению. Но что же будет без тебя с сестрами юными и неопытными, собравшимися в N общине, для спасения душ своих? Поэтому потерпи, сестра, и потрудись о Господе, нося немощи и тяготы немоществующих, да некогда и сии милостию и помощию Божиею укрепятся и приидут в силу духовную, чтобы чрез то могла ты во время оно рещи Господеви: се аз и чада моя, яже ми еси дал. 159. Совет о постройке зданий и напоминание притчи о гусях и утках ...Прежде забыл писать тебе, что видел ваши кирпичи. Один привезен был мне на показ вашими N путешественницами. Кирпичи хороши по отделке и выгодны будут по величине. В вашей стороне выгоднее производить кирпичныя постройки, нежели деревянныя. Да они и прочнее и дольше простоят; только при постройке нужно подниматься от земли повыше, а иначе будет жилье или сыро и холодно, или угарно. Поспешили вы отштукатурить вашу церковь. Хорошо не будет. Рядчикам во всем доверять не следует, а особенно когда они приискивают себе работу. Деньги возьмут и уйдут и от дела их, после бывает неприятность хозяину. У нас в скиту сделан был деревянный придел и из хорошаго и толстаго лесу, а все-таки, в первые годы вместо штукатурки обит был белым коленкором, и когда коленкор немного потемнел от пыли, то кажется, его на третий год прокрасили белой краской, и так в церкви вид был очень хорошо несколько лет, а потом уже при удобном случае обштукатурили стены. Штукатурка более потребна там, где строение делается из плохаго леса. О кирпичах начал писать с той целию, чтобы вы позаботились в наступающую осень приготовить кирпичные сараи, чтобы весною тотчас же приготовлять и делать побольше кирпича, из котораго после можно делать потребныя здания. Приветствую о Господе N и прочих сестер общины. Прошу, чтобы притчу о гусях и утках не забывали и гусиных и утиных немощей избегали, или хоть по крайней мере не оправдывались в них, а сознавались и каялись. У всех вас прошу молитв святых о моей худости и неисправности. Всеблагий Господь да помилует всех нас, за молитвы благоугодивших и благоугождающих Ему и со дерзновением молящихся о нас грешных. Приписка собственноручная. Мати! не унывати, а на милость и помощь Божию уповати, и мене грешнаго в молитвах своих поминати! А что? Гусь и гагара? Какова пара? а ведь по одной воде плавают? 160. «Многими скорбями подобает внити в Царствие Божие» (Деян.14:22) ...Дела мои что-то плохо спорятся, и сам не понимаю отчего. Немало остается неудовлетворенных: или от множества народа это происходит, или от моей неповоротливости. Переобуваюсь, да переобуваюсь, в том и проходит большая часть времени. А тут еще зубы и щеки простудил, сидевши в лесу в деревянном ящике с ногами и толкуя с приходящими. Было же довольно ветрено и холодновато. Что-то вы поделываете и как управляетесь с своими делами. Старинные люди хоть и очень простые были, но поговорки их очень мудрыя и основательныя. Не живи, как хочется, а как Бог приведет. Эту-то малую поговорку не скоро кто переедет без труда. Как то на деле все выходит постой, да погоди, да еще немного подожди, да осмотрись, да соберись с умом, и вместе с кошельком. С год назад я слышал от одного торговца: часто не душа может, а мошна. Говорил же это человек добросовестный и весьма правдивый; а обстоятельства его плоховаты и тесноваты. А все это сходится к тому, что тесен и прискорбен путь вводяй в живот, и что многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное. – И не вотще Господь говорит в Евангелии: не приидох воврещи мир на землю, но меч. А св. Иоанн Лествичник прибавляет, чтобы разлучить миролюбивых от Боголюбивых славолюбивых от смиренномудрых.. Приветствую о Господе N.N. ...Певчих, поющих и читающих, келейных сестер, стряпающих и ходящих, метущих и мятущихся, но не оскудевающих верою и упованием. Приписка о. Амвросия: Скоро ли ваш храм будет дивен в правде. 161. По поводу освящения храма и о некоторых неприятностях Получивши от Л. известие, что N владыка приехал в N, я ожидал дальнейших известий о приезде его в N и об освящении N храма. И вот вчера вечером 18 сентября получил от Л. уведомление, что освящение вашего храма совершилось благополучно и торжественно. – Поздравляю всех обитателей с этою великою радостию и с давно ожидаемым утешением духовным. – Только очень жаль, что ты, матушка, встречала это торжество с болью в голове и с болезнию в ноге, а батюшка о. N от зубной боли не только не мог служить, но и не являлся ко владыке; хотя это, с одной стороны, и печально, а с другой, может быть, и полезно: смиреннее будем и этого случая скоро не забудем. – Слава и благодарение Господу, что начавшееся возгорение трапезной скоро было погашено. – Дай Бог, чтобы и всякое другое возгорение неприятное скоро погашалось, чтобы не подавать деревенским ребятишкам повода повторять старинную песенку: гори, гори жарко, едет Захарка, сам на лошадке, жена на коровке, дети на телятках. – По-видимому, песенка эта глупенькая, но не без причины же и повода какого-либо она сложена. А я вам написал это после духовнаго утешения для простаго разсмешения. Если батюшка N от зубной боли не мог служить, то кто же у вас теперь служит литургии в новоосвященной церкви? По церковному положению в первое время по освящении престола по крайней мере должно быть отслужено на нем не менее сорока литургий. 162. Болезни начальникам Господь посылает для того, чтобы они снисходили к немощам подчиненных Л. пишет от 1 октября, что здоровье твое доселе не поправляется. Что делать; хотя начальственному лицу неудобно быть больным, ради неудобства к управлению, но Господь лучше нашего знает, что для нас полезнее. Он вся премудростию сотворил и творит. Попустил Господь первоверховным апостолам, одному отречение, а другому неосмотрительную ревность гонения, чтобы после они снисходительны были к немощным духом, Так, думаю, и теперь попущает Господь болезнь начальственным лицам, чтобы снисходили к подчиненным немоществующим и болезненным. А то здоровые телом начальники часто не верят подчиненным, когда они ему объясняют какую-либо немощь телесную или болезнь. Не вотще св. Давид глаголет в псалмах: «проидохом сквозь огнь и воду и извел ны еси в покой» (Пс.65:12). Кроме известных обстоятельств мученических, и болезнь телесная часто как огнем жжет болезнующее тело и как водою поливает обильною испариною. Но еще тяжелее больному бывает, когда болезнь его телесная происходит не от одних телесных причин, но и от внутренних скорбей, а в таком случае болящему бывает сугубое томление. Но св. Давид, все скорбное испытавши, взывал ко Господу: «по множеству болезней в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою» (Пс.93:19). И апостол Павел пишет: «его же любит Господь наказует; биет всякаго сына, его же приемлет» (Евр.12:6). И паки, получив много ран телесных, несправедливо ему нанесенных, св. апостол написал: елико «внешний наш человек тлеет», толико «внутренний обновляется по вся дни» (2Кор.4:16). Надеюсь, сестра, что сказанное в Писании сбудется и на тебе милостию и помощию предстательством Владычицы нашея Пресвятыя Девы Богородицы, за молитвами молящихся о нас. Глаголет Господь во Евангелии: «болен бех и посетисте Мя» (Мф.25:36). Вот в этом письме и я еду посещать и утешать тебя, больную, хотя на дворе сыро и грязно, да и сам чувствую ревматическия боли по телу, даже иногда и в руках. Но почта письмо довезет, она не знает простуды, хотя почталионы иногда и ноги отмораживают. 163. Не должно страшиться за будущее, а надо уповать на Господа Л. в письме от 13 октября пишет, что у вас теперь хорошо и все скорби миновались. Очень рад этому. Только вы боитесь чего-то в будущем. Если настоящее хорошо, то и будущее будет хорошо. Не вотще глаголет Господь во Св. Евангелии, ободряя нас: «не бойся малое стадо, яко благоволи Отец ваш Небесный дати вам царство» (Лк.12:32). Поэтому утвердим себя верою и упованием, что силен Господь устроить о нас все благое и полезное. Если же и придется иногда потерпеть что-либо скорбное и болезненное, в то время повторяем себе слова св.Ефрема: «боли болезнь болезненно, да мимотечеши суетных болезней болезни». И св. апостол пишет: «страдания нынешняго времени тяготу вечныя славы нам ходатайствуют» (2Кор.4:17). По этой причине, св. Иаков, брат Божий, советует нам радоваться в находящих скорбях и печалех, чтобы и на нас исполнилось псаломское слово: радуйтеся праведнии о Господе. А подобные мне грешные да переносим это к очищению наших согрешений. Так дело наше и будет уравновешиваться. Приветствую о Господе NN и прочих певчих и не певчих и всех в простоте сердца трудящихся и достодолжно проходящих свое послушание, а ропщущим желаю исправления в этой тяжкой немощи. 164. Послушание паче жертвы Извещаю тебя и сущих с тобою, что жив есмь, милостию Божиею... хотя и с осенними тяготами. От вас почему-то известия замедлились, может быть, за хлопотами по причине освящения церкви, или по другой какой-либо благословной вине, то это ничего, подождем. Если же по другим испытательным причинам, то потерпим, поминая сказанное в Евангелии: «в терпении вашем стяжите души ваши» (Лк.21:19). Сверх того можешь иметь к своему успокоению и то, что ты не сама взялась за дело общины, а приняла тяготу сию за послушание. Послушание же, как сказано, паче поста и молитвы; и паки: послушание паче жертвы, и паки: «милости хощу, а не жертвы» (Мф.9:13; Мф.12:7). Знаю, что ты ревнительница исполнения закона Христова, а апостол Павел в посланиях своих пишет: «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал.6:2). Правда, что не легко переносить тяготы эти, но хотящим спастися Господь глаголет во Евангелии: «иже в вас хощет быти вящший да будет всем слуга, и хотяй у вас быти первый, буди вам раб» (Мк.10:43). Все это сказать и написать легко, исполнить же трудно, да некуда деваться, слыша сказанное от Самаго Господа: «иже аще разорит едину заповедей сих малых.., мний наречется в Царствии Небесном» (Мф.5:19). Поэтому «мужайся», боголюбивая сестра, «и да крепится сердце твое» (Пс.26:14) о Господе, и вместе помолись о мне грешном глаголющем и не творящем. Ничего не делая, неудобно есть глаголати, да и молчать опасно, слыша прещение ленивому рабу. – Ты же яко ретивая и боголюбивая, послушай и сотвори, в терпении и долготерпении, и мзда твоя будет многа на небеси. 165. Толкуньи просят прощение Вчера я получил извинительное письмо от трех толкуньев ваших. Их насчитывалось прежде до пяти; N писала, что четыре, а просят прощение только три. 166. О послушнике С. Не должно бежать от служения ближним «Паки и паки миром Господу помолимся; о свышнем мире и спасении душ наших» и благом стоянии сестер в церкви и о прочем благопотребном всем нам. На днях пришел С., сын некоей старицы вашей, с письмом от вас. Наш о. игумен хотя неохотно, а согласился, чтобы мы приняли его в скит на усмотрение. Если С. будет весть себя порядочно, то и может жить у нас; только что-то волосы на голове его такие мудреные, каких редко можно увидеть. Впрочем, самое дело лучше покажет, что и как. Ливенские жители привыкли говорить: толкач муку покажет. Как твое здоровье, матушка N? а я о себе скажу, что переживаю дни не без тяготы и понуждения. Поневоле приходится вспоминать Евангельское слово: «нудится Царствие Небесное и нуждницы восхищают оное» (Мф.11:12). Разбойнику и после слов Спасителя: «днесь со Мною будеши в раи» (Лк.23:43), перебили голени, и он висел на одних руках, страдая несколько часов, а часы висения на руках с перебитыми ногами были не легки, как это всякий понять может. Слова эти ввиду всерадостнаго праздника Рождества Христова как будто бы неуместны, но светлый праздник Воскресения Христова предваряется Страстною неделею. И вообще в воскресные дни служба наполнена большею частою воспоминанием страданий Христовых. Поэтому простые люди не без причины часто говорят: Христос страдал и нам повелел. И о пророке Моисее писано, что лучше благоизволил страдать с людьми Божиими, а некоторую особу все помыслы смущают бежать от людей Божиих. – Но святый Давид, испытавши все, взывал ко Господу: камо пойду от духа Твоего и от Лица Твоего камо бегу. И сам Господь во Евангелии глаголет: «иже не приимет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин» (Мф.10:38), и паки: «больше сея любве никтоже имать, да кто положит душу свою за други своя» (Ин.15:13). Пришли исповедываться, я и заканчиваю письмо. 167. Приветствие с Новым годом Поздравляю тебя со вступлением в Новый год. Сердечно желаю тебе и всем в N живущим мирнаго и душеполезнаго жития во дни сия. В Новый год приходил ко мне разный народ с поздравлениями, и одна приезжая особа разсказала следующее: в Новый год пришли ученики к учителю с поздравлением и он их приветствовал так: дети! и я поздравляю вас с Новым годом и в новый год желаю вам быть поумнее. Ученики учителю простодушно отвечали: и вам того же желаем. Простодушный ответ детей очень пришелся кстати. Полезно для всех учащих и учащихся после старых ошибок вперед быть поумнее и стараться поступать благоразумнее. Но как-то эта наука скоро не дается. Требует много терпения и понуждения; прежде всего внимания и смирения, покорности и послушания заповедям Божиим и повиновения старшим. Некогда один господин спросил покойнаго нашего 80-летняго отца архимандрита Моисея, что всего труднее в монастыре? Опытный старец отвечал: у нас труднее всего «послушаться» (и должно быть, когда дело касается до чаепития). Вот я сорок лет, живя в монастыре, угождал больному чреву чаепитием, но оно все болит да болит и нисколько не успокаивается, а еще более раздражается. Не вотще св. Иоанн Лествичник написал: чем более будешь угождать телу, тем более оно свирепствует и тем более тебя будет безпокоить. – Воздержные люди большею частою бывают здоровы, а невоздержные большею частою бывают больны. Первые, если по особенному Промыслу Божию бывают и нездоровы, то, по крайней мере, находит утешение в покойной совести, не упрекающей их в невоздержании, от котораго бывает разслабление и в прочем, относящемся к духовной жизни. Хорошо бы глаголющему сия хотя в настоящий новый год и вперед быть поумнее. 168. Не должно смущаться тем, что грешники благоденствуют, а праведники бедствуют В прежнем году ты все была больна; хоть бы в новом была поздоровей. А то N пишет, что ты все страдаешь от боли в ноге, так что и праздник Р. Х.с большим трудом была в церкви. Не вотще сказано в Писании о недомыслимых судьбах Божиих: не якоже путие ваши, путие Мои но елико отстоят востоцы от запад, тако путие Мои, от путей ваших. 7 января, пред получением письма от N, при малом досуге, раскрыл я алфавит духовных св. Димитрия Ростовскаго, и открылось в 3 части место, где сказано, что все святые проводили жизнь в скорбях и печалях, тогда как многие из грешных благоденствуют. – На что взирая и св. Давид глаголет: «яко возревновах на беззаконныя мир грешников зря» (Пс.72:3); и прор. Иеремия взывает: почему «путь нечестивых спеется» (Иер.12:1). Слышим на сие ответ в Св. Писании: «ублажиша люди, им же сия суть: но блажени людие, им же Господь Бог их» (Пс.143:15). Господь бо лучше нашего знает, что для нас полезнее. О себе скажу, что и я по утрам ощущаю большую тяжесть, как бы пуды на мне висят. А делать нечего – податься некуда. 169. За суетою житейскою не с чем предстать на Суд Божий Давно не писал тебе под тем предлогом, что ты находишься в N, а туда написать не надумался да и не совсем было досужно. Паче обычнаго в настоящую зиму я зарепортовался от множества посетителей, а может быть, и оттого, что мало-помалу слабость телесная прибавляется, а при телесной слабости прибавляется и слабость душевная, по сказанному: немоществует тело, немоществует и душа, а я плохо прибегаю к Царице Небесной под предлогом недосуга. Если же хорошенько разобрать, то и окажется, что это бывает по недостатку усердия. С ранняго утра и до позднято вечера молва и молва и толки только о житейском, а заботы и попечение о духовном и небесном остаются все в стороне. А вот того и смотри, что смерть придет. С чем явиться на Суд Божий. Одна только надежда на милосердие Божие и на молитвы молящихся о мне грешном. А сам я нищ, и наг, и убог от дел благих. Одни же слова в резон не принимаются, по сказанному: «Царствие Божие не в слове, а в силе» (1Кор.4:20), т.е. нужно делом исполнять то, что нам предписано. 170. Пред наступлением Св. Четыредесятницы Возлюбленные о Господе! Пречестнейший б. о. И. и пречестнейшая матушка N и все сестры в N общине живущия и к общине принадлежащия! Вот уже кончается сырная неделя, когда все православные, готовясь вступить в Святую Четыредесятницу, просят друг у друга прощение, в чем по немощи человеческой бывают виноваты друг пред другом волею или неволею. – Я у всех вас прошу прощение, чем кому, может быть, ненамеренно я досадил. Сказано негде: вси бо есмы человецы и всуе всяк человек. На сырной неделе хотел было я отдохнуть немного, но не дали. Провожал, провожал приезжих да и устал более прежняго, да и нервы мои стали как будто слабее прежняго. А кого ни примем, всякий хочет толковать побольше. От этого и дело не спорится, да и я отягощаюся и изнемогаю. Помолитесь обо мне немощном и грешном, чтобы мне и другим не досадить и своей душе не повредить. Все только чужия крыши стараюсь покрывать, а своя храмина душевная стоит раскрытою. Помолитесь, чтобы Господь ими же весть судьбами не лишил милости Своея вечныя. Приветствую N и N… юху и советую им держаться бодраго духу в наступающие великопостные дни. Когда Василий Великий был еще настоятелем монастыря, в то время Григорий Богослов писал ему так. Назирай юность: когда тропарь, обретается в церкви; когда же аллилуия, друхлует. То есть когда пелся тропарь, пища была с маслом, а когда пелось аллилуия, пища была без масла. От такой пищи малодушные и унывали. Мир всем вам!, и духови вашему! и нашему! многогр. и. Амвросий. 171. Смерть – благий конец страждущих Получил я письмо от N от 23 марта с известием, что мать А. после болезненных страданий мирно почила о Господе. Царство ей небесное! Ежели она при кончине своей сподобилась видеть милость Господа своего и нашего, то нет никакого сомнения, что она и всегда будет наслаждаться лицезрением сладчайшаго нашего Искупителя, столько к нам грешным милостиваго. – Лики праведных и преподобных будут радостно приветствовать почившую о Господе. Трудно переносить тяжкия и болезненныя страдания и томления и другия скорби, но отрадный и утешительный сему последует конец. И со стороны прискорбно видеть страждущих, в различных болезнях и других скорбях, но благий конец всерадует и веселит, особенно близких. 172. Совет о том, как поступать с порубщиками леса Желаю тебе радоваться о Воскресшем Господе! Возмогай в державе крепости Его. Не вотще повторяются часто во дни Св. Пасхи псаломския слова: «сей день его же сотвори Господь, возрадуемся в онь и возвеселимся» (Пс.117:24). Слышу, что ты скорбишь много о том, что вам много стужают N лесные татие; не только рубят ваш лес, но еще и угрожают разными угрозами. Противу таких угроз противопоставим псаломское слово: «Господь просвещение наше и Спаситель наш, кого убоимся; Господь защититель живота нашего, от кого устрашимся. Аще ополчится на нас полк, не убоится сердце наше: аще возстанет на нас брань, на Него уповаем» (Пс.26:1, 3). И паки: «живый в помощи Вышняго в крове Бога небеснаго водворится» (Пс.90:1). «Яко на Мя упова и избавлю и... воззовет ко Мне и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его... и явлю ему спасение его» (Пс.90:14–16). Все это пишу тебе для того, чтобы ты не унывала и паче меры не скорбела и много не устрашалась от угроз лесных татей, приходящих во множестве с топорами. У нас года два назад был подобный случай: монастырския дачи смежны с казенными лесными дачами, где по местам в караулках живут по одному солдату. Один караульный, заметив порубку, отправился туда на лошади с копьем, ружьем и, кажется, с пистолетом. Подъехав тихо, нечаянно наткнулся прежде на лежащие топоры. – Мужики почему-то еще не начинали рубить, а вдали стояли и толковали о чем-то. – Сметливый солдат слез тихо с лошади и переложил их топоры в другое место, потом сел на лошадь и подъехал к ним с выговором: зачем они рубят казенный лес; а мужики, разумеется, отвечали ему по-своему и хотели его прогнать или схватить. Солдат был один, а мужиков шестеро. – Караульный, как вооруженный, не испугался и, заметив, что один мужик стал заходить сзади, то, чтобы не убить совсем этого дерзкаго, сделал выстрел ему прямо в ноги. Ружье было заряжено дробью, и дробь эта влепилась мужику в ноги. Мужик этот долгонько поболел, а остался жив и выздоровел. И теперь эти мужики побаиваются ездить в этот участок и рубить лес. – Я пишу все это для того, так как у ваших караульных есть ружья, то заряжали бы их дробью и в крайней нужде и необходимости не стреляли бы иначе, – как только в ноги, тогда человек останется жив. Разумеется на угрозы отвечать угрозами чрез начальство, и тогда хоть немного, да смирятся бунтовщики эти; также не нужно много и скорбеть, если окажется малая порубка. Весь ваш лес не порубят. 173. 06 утверждении общины и о том, что скорби должно переносить терпеливо Наудачу пишу тебе в N может быть, письмо мое тебя там и застанет. Если ты была у П. или в консистории, то всячески узнала, что община... утверждена... со всеми недвижимыми имуществами. Теперь благовременно по многим причинам для N общины просить другого священника, если не прямо, то как бы в помощь о N, так как последнему предложат разъезды в N или ради земли, или ради помещения там N , чтобы более не являлся в N и не куролесил. А нам с тобой предложит возмогать о Господе и в державе крепости Его и не очень принимать к сердцу неудобных встреч и обстоятельств. Молитвы великих странников да покроют нас. Они милостивы и сострадательны, и, сбивающимся с пути могут указать настоящую дорогу, да еще молочным кулешем подкармливают, хотя ложки их и не совсем аккуратны. Помни этот кулеш, когда неприятную похлебку ешь. Как ни мерекай туда и сюда, а нигде не избежишь труда. Не ложно слово Самого Господа: «в мире скорбни будете» (Ин.16:33). Значит, в целом мире нигде скорбей не избежим. Поэтому и предписывается другое Евангельское слово Господа: «будите мудри яко змия, и цели яко голубие» (Мф.10:16); и «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк.21:19); «претерпевый до конца, той спасен будет». (Мф.10:22; Мк.13:13) И еще: «больше сея любве никтоже имать, да аще кто положит душу свою за други своя» (Ин.15:13). И апостол пишет: «любы николиже отпадает» (1Кор.13:8). Еже буди всем нам получити милостию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа. Приписка о. Амвросия. Аминь! Аминь! Аминь! многогр. и. Амвросий. Молись о мне недостойном и неисправном, всех учу, а сам делать ничего не хочу, а только смотрю, что под столом. 174. Искушения неприятны, но полезны ... Как-то ваши дела идут и к какому концу грядут? Впрочем, как бы они ни шли, не мимо идет слово Писания, глаголющее: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21:19); и – «претерпевый до конца, той cпасен будет» (Мф. 10:22; Мк. 13:13). «Не приидох бо, – глаголет Господь, – воврещи мир на землю, но меч». (Мф.10:34) Св. Иоанн Лествичник, объясняя слова сии, говорит: чтобы разлучить боголюбивых от миролюбивых, и смиренномудрых от славолюбивых. А из г. Ливен приезжающие к нам часто повторяют слово, значение котораго я не совсем ясно понимаю: «толкач муку покажет». Должно быть, когда толкут человека-христианина, то и покажется, какая в нем мука, первой руки или второй, или третьей. И св. Иаков, брат Божий, пишет, что человек неискушен неискусен. В паремиях преподобным читается: «якоже злато в горниле искуси их» (Прем.Сол.3:6). Искушения неприятны, а полезны; да и податься от них некуда, по сказанному: «в мире скорбни будете» (Ин.16:33). Значит, в целом мире безскорбнаго места не найдешь; везде к одному заключению придешь, что потерпеть нужно. Другаго средства к избавлению нет. Здоровье мое постоянно слабое, а потому-то дела мои не спорятся, заметно, что еще становится слабее. Письмами я так завален, что не успеваю прочитывать. 175. Монах, если не крестится крестом, не может быть монахом ...Слышу, что опять у тебя открылась болезнь в ногах, а болезнь причиняет страдание, а страдание требует терпения, без котораго не приобретается спасение наше, по скаэанному в Евангелии от Самаго Господа: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21:19) и «претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10:22; Мк. 13:13). Правда, что начальнику при болезни телесной неудобно начальствовать. Но Господь лучше нашего знает, что для нас полезней, здравие или болезнь. Недавно, мне прислали напечатанныя записки одной замечательной монахини, в которых между прочим сказано, что Господь в видении сказал этой монахине: «как христианский младенец, если не родится водою и духом, не может быть христианином, так и монах, если не крестится крестом, не может быть монахом». Подлинником посылаю тебе эту брошюру, из которой видно, что до дверей Царствия Небеснаго без труда и неудобств добраться невозможно: потому и повелено нам поступать осторожно, как сказано у апостола: «должны есмы мы сильнии немощи немощных носити и не себе угождати» (Рим.15:1). – «Блюдый себе, да не и ты искушен будеши. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал.6:1–2). Еже буди всем нам получити и улучити. Аминь. Наступает Новый год. Кто может, да потщится жить по-новому в обновлении духа, да будет нова тварь: и о мне грешном и обетшавшем да помолится, дабы избегнуть апостольскаго упрека: «научая иного, себе ли не учиши» (Рим.2:21). Всех N обитателей поздравляю с новолетием, и у всех прошу молитв святых о моей худости и неисправности.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar