Меню
Назад » »

Сердце - средоточие внутренней жизни / Сердце - начало и корень всех наших деяний

СЕРДЦЕ Сердце - средоточие внутренней жизни Сердце - начало и корень всех наших деяний. Что ни делаем внутри И вне нас, делаем сердцем - или добро, или зло. Сердцем веруем или не веруем; сердцем любим или ненавидим; сердцем смиряемся или гордимся; сердцем терпим или ропщем, сердцем прощаем или озлобляемся; сердцем примиряемся или враждуем, сердцем обращаемся к Богу или отвращаемся от Него; сердцем приближаемся, приходим к Богу или отходим и удаляемся... Следовательно, чего на сердце нет, того нет вообще. Вера - не вера, любовь - не любовь, если их нет в сердце, это одно лицемерие; смирение - не смирение, но притворство, когда не в сердце; дружба - не дружба, но горшая вражда, когда только вовне проявляется, а в сердце не имеет места. Поэтому Бог требует нашего сердца: "Сын мой! Отдай сердце твое мне" (Притч. 23, 26) (104, 1672-1673). Сердце, а не язык есть место и седалище духовной мудрости (104, 1682). Сердце здесь подразумевается не естественное, поскольку оно есть начало жизни человеческой, как рассуждают философы, но иносказательно, как внутреннее человеческое состояние, расположение и склонности. Так надо понимать эти апостольские слова: "сердцем веруют к праведности" (Рим. 10, 10) и слова пророка: "Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога" (Пс. 13, 1). Естественное сердце, поскольку это начало жизни человеческой, у всех одинаково, то есть у добрых и злых, как и прочие естественные члены, но иносказательно понимаемое - не одинаково, но у иного доброе, у иного злое (104, 1682-1683). Вся сила христианской жизни состоит в исправлении и обновлении сердца (104, 1686). Покаяние состоит в перемене сердца (104, 1692). Молитва должна быть в сердце (104, 1694). Сердце веселится от плача духовного (104, 1694). В сердцах через слово Божие действует Святой Дух (104, 1694). Верою вселяется в сердце благодать (104, 1697). Вера в сердце, что светильник в доме (104, 1697). Благодать Святого Духа пишет на сердцах верующих закон жизни по Евангелию (104, 1672). Любовь входит в сердце, очищенное покаянием (104, 1698). Чем ближе приходит Бог со Своим светом и дарованиями к благочестивому сердцу, тем более оно познает свое ничтожество (104, 1700). Сердце скрывает гнев или кротость - это обнаруживает обида (104, 1707). Благость Божия в сердце человека чувствуется сильнее после искушения (104, 1707). Если человек не обратился, всем сердцем к Богу, то молитва ему не принесет успеха (104, 1708). Видишь, что на земле, хотя и сеется на ней семя, ничего не прорастает, если нет влаги. Так и в сердце человеческом: хотя оно и слышит Слово Божие, но не прорастает плод, достойный слова Божия, если не будет влаги Божией благодати. Потому нам повелевается так усердно об этом молиться: "Просите... ищите... стучите",- говорит Господь (Мф. 7, 7). Это убеждает нас усердно молиться Богу, просить у Него благодати, чтобы мы ушами слышали слово Его, и сердцем творили. Без этого мы ни в чем не преуспеем, столь глубоко растленное имеем сердце. И, слыша слово Божие, не можем понять его и погрузить в сердце, а поняв, не можем исполнить, так что во всякую минуту нуждаемся в благодати Божией, содействующей нам в благочестии. Святитель Тихон Задонский (104, 1709-1710). Сердце, ожив ощущением своим для Бога и для всего, что принадлежит Богу, умирает для мира, умирает для всего, что враждебно Богу и что чуждо Бога. В этой смерти - жизнь, и в гибели этой - спасение (109, 327). Если ум твой и сердце ничем не исписаны, пусть Истина и Дух напишут на них заповеди Божии и Его духовное учение (108, 115). Какое направление примут силы сердца, в такое направление устремляются силы тела. И преобразуется влечение тела сообразно влечению сердца - из плотского и скотоподобного в духовное, святое, ангелоподобное (111, 243). Когда сердце вкусит сладость духовную, тогда только оно может оторваться от услаждения плотской сластью: без наслаждения оно быть не может (111, 413). Сердце тогда только может наслаждаться блаженным миром, когда оно пребывает в Евангельских заповедях, когда пребывает в них с самоотвержением. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 504).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar