Меню
Назад » »

Протоиерей СЕРАФИМ СОКОЛОВ / ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ (4)

В богословских сочинения Максима Исповедника обнаруживается сильное влияние Григория Нисского и творений, известных под именем Дионисия Ареопагита. Но как самобытный богослов, знакомый по философской и патрологической литературой прежнего времени, он показал себя оригинальным мыслителем. В спорном вопросе о волях во Христе Максим Исповедник являлся твердым поборником церковного учения. В своих сочинениях он отстаивал мысль, что во Иисусе Христе, при двух естествах, две самостоятельных воли. Воля составляет непременный атрибут каждого естества и, при отсутствии ее в том или другом естестве, последнее было бы неполным и несовершенным. Единство же лица Богочеловека, при существовании в Нем двух естеств и двух соответствующих им хотений, поддерживается нравственным соединением или гармоничным сочетанием. Его воли Божественной и человеческой без их слияния. Божественная воля и человеческая в лице Иисуса Христа всегда совпадают. От Максима Исповедника остались и толкования на Священное Писание. Исходя из того, что Священное Писание есть отражение Логоса, и в каждой его букве, в каждом факте скрыты внешне непреложные истины. Максим преимущественное значение дает таинственному смыслу. В своих толкованиях он стоит на почве аллегорического экзегеса Александрийской школы. 2. Преподобный Иоанн Дамаскин (ок. 675 - ок. 753 гг.) Преподобный Иоанн Дамаскин родился в столице Сирии - Дамаске, его родители были известны древностью рода и обладали высоким христианским благочестием. Отец Иоанна занимал должность министра при дамасском халифе. Его учителем был Косьма-инок, которого Сергий Мансур нашел на дамасском рынке. Под руководством этого инока, знавшего философию и богословие, физику и астрономию, Иоанн и получил свое образование. Благочестивый наставник передал своему воспитаннику сильное религиозное чувство, что сказалось позже, когда сын занял место своего отца Сергия на должности градоначальника Дамаска и первого министра при халифе. Иоанн поддерживал Православную Церковь, много сделал, чтобы облегчить положение православного населения в Сирии, угнетаемого арабами-мусульманами, писал сочинения против еретиков-монофизитов, защищал иконопочитание. История преподносит нам многочисленные примеры того, что происходит тогда, когда энергичный государственный деятель проявляет свои способности гибкого политика, способствует оздоровлению атмосферы в истинно-христианском духе. Силы зла тогда сколачивают оппозицию и стремятся отменить новый курс или ликвидируют лидера. Так было с Иоанном Златоустом, так произошло и с Иоанном Дамаскиным. Иоанн Дамаскин поплатился своей правой рукой за свою политику. Император Лев Исаврянин составил от имени Иоанна Дамаскина подложное письмо, где сообщалось о заговоре против халифа, с передачей Дамаска в юрисдикцию императора. Житие преподобного повествует, что клевета все же бессильна перед правдой. Рука после его усердной молитвы срослась с суставом. Из своей государственной деятельности Иоанн Дамаскин извлек урок суеты мирской жизни. Он раздал все свое имущество бедным, отпустил на волю рабов и удалился в монастырь Саввы Освященного, где прожил до своей смерти, занимаясь учеными трудами на пользу Церкви. Иоанн Дамаскин умер в глубокой старости. Наиболее важными сочинениями Дамаскина считаются вероучитель-ные, апологетические и полемические сочинения. Из вероучительных трудов следует указать на "Точное изложение православной веры", которое составляет главнейшую часть трактата Дамаскина под названием "Источник знания". Первые части этого трактата: одна - философского содержания "Диалектика, или философские главы", другая - исторического - "О ересях", - служат введением к "Точному изложению". В "Диалектике" Дамаскин дает понятие о философии и выясняет ее основные категории. В применении к христианскому вероучению философия здесь рассматривается Дамаскиным как служанка богословия. В отделе о ересях он рассматривает 103 ереси: двадцать ересей дохристианской и 83 - христианской эпохи. Сведения о них часто буквально заимствуются из творений Епифания, Феодорита и других греческих историков. Самостоятельную часть этого отдела составляют только сведения о магометанстве и иконоборчества и других современных Дамаскину ересях. Третью и самую важную часть "Источника знания" составляет "Точное изложение православной веры" - первая полная система православного богословия, составленная на основании Священного Писания, определений соборов и творений отцов Церкви, которая по стройности и полноте изложения представляет эпоху в истории догматической науки. Это творение по праву пользовалось уважением как на Востоке, так и на Западе, и, в частности, у нас в России: его изучали, переводили и полагали в основу догматических исследований. Из других вероучительных сочинений Дамаскина интересно сочинение "О правом мышлении", излагающее подробное исповедание веры, о Святой Троице в вопросах и ответах, с кратким изложением учения о Святой Троице и о Трисвятой песни, с доказательствами неправильности прибавки к ней слов "распныйся за ны". К числу вероучительных творений Дамаскина полемического характера относятся его "Три защитительных слова против порицающих святые иконы". Эти "слова" Дамаскина всегда считалось лучшими из всего, что когда-либо было написано в защиту иконопочитания. Правильное и всестороннее решение вопроса, широко обоснованное на Священном Писании, является великим вкладом Дамаскина в святоотеческое богословие. Видное место занимают полемические сочинения Дамаскина. К ним относятся; "Диалог против манихеев", "Диспут православного Иоанна о манихеем", с обстоятельным опровержением дуалистическо-манихейской системы, "Диспут сарацина и христианина", направленный против магометан, два сочинения против несторианства, просто монофизитов и монофелитов. Из нравоучительных творений Дамаскина следует отметить сочинения: "О Постах", где говорится о продолжительности времени церковных постов, и "Священные параллели" - обширное сочинение, представляющее свод параллельных мест Священного Писания и творений отцов Церкви, касающихся разных вопросов христианской веры и нравственности. Менее значительны экзегетические труды Дамаскина. Его "Комментарий на послание апостола Павла" составлен по толкованиям Иоанна Златоуста, Феодорита Карского и Кирилла Александрийского, а иногда последние воспроизводятся полностью. Кроме богословских творений Иоанн Дамаскин замечателен и как церковный поэт. Своими дивными песнопениями он обессмертил свое имя. Его перу принадлежат лучшие песнопения в нашей Церкви; каноны на Пасху, Рождество Христово, на Богоявление и Вознесение, догматики и многие другие песнопения, Он же ввел церковное пение на восемь гласов Октоиха. За этот дивный поэтический талант Дамаскина в древности называли "Златоструйным", и это имя по праву принадлежит ему. 3. Патриарх Константинопольский Фотий. Его значение как ученого-богослова и церковного деятеля (ок. 820-891 гг.) Константинопольский патриарх Фотий по праву принадлежит к числу замечательных людей. Его отец происходил из знатного рода и находился в родстве с патриархом Тарасием (ум. в 806 г.). В начале IX века, в связи с новой волной преследований со стороны иконоборцев, он подвергся репрессиям, потеряв должность и имущество. Фотий получил блестящее образование и удивлял современников широтой своих познаний в богословских, философских и других науках, однако, враги Фотия объясняли его образованность действием темных сил. Начав свою службу в рядах императорской гвардии, он достиг высших государственных должностей. В 858 году государственный сановник становится Константинопольским патриархом. Патриарший престол он занимал с перерывами в течение 17 лет (858-867 и с 878 по 886 годы). Здесь и проявился его талант энергичного церковного деятеля. При нем иерархия Константинопольской Православной Церкви обновилась, в ее состав вошли новые достойные архиереи, улучшился состав монашества. Своими мерами по отношению к еретикам он способствовал умиротворению партийной борьбы, которая отрицательно сказывалась на положении Церкви. Фотий содействовал пробуждению в обществе интереса к образованию. Сам страстно любя науку, он любил делиться своими познаниями с окружающими. Еще до патриаршества его дом стал своего рода академией: у него постоянно собирались любознательные люди. Беседы на филологические и философские темы сменялись беседами богословского характера. Располагая богатейшей собственной библиотекой, он прочитывал со своими учениками избранные места из различных сочинений византийских и античных авторов. В круг чтения античных авторов входили Платон, Аристотель, Демосфен, Гиппократ. И впоследствии, когда он находился на патриаршем престоле, его дом продолжал оставаться средоточием интеллектуальной деятельности. Но самой важной заслугой Фотия перед православным Востоком была его борьба за канонический строй Православной Церкви, за ее автокефалию от имперских притязаний римского папы, в этой борьбе он не сделал ни одной уступки Риму, став жертвой и скончавшись в монастыре (891 г.). Из сочинений Фотия особое значение имеет догматический трактат "Об исхождении Святого Духа". Этот труд представляет всестороннее раскрытие православного учения на основании Священного Писания, сочинений восточных и западных писателей и свидетельств самих римских пап. Сочинению присуща диалектика и страстный тон. Позже этот трактат имел громадное влияние на развитие богословской науки, он использовался как подспорье для борьбы с Римом. Сборник церковных правил, расположенный в определенной системе, включен в "Номоканон", который имел большое значение для развития церковного права. Включенные Фотием в собрание канонов постановления константинопольских соборов 861 и 879 гг. получили общецерковное значение. Весьма важным сочинением Фотия считается его труд "Библиотека". Это сборник отзывов и извлечений в количестве 280 статей, составленный из сочинений самого разнообразного характера и содержания. Особенно ценны извлечения из исторических сочинений, так как у Фотия были под руками такие сочинения, которые впоследствии были утеряны. Большой интерес представляют и письма Фотия (их больше 260), отличающиеся самым разнообразным содержанием, где ярко выступают индивидуальные особенности патриарха как глубокого ученого, остроумного собеседника и тонкого специалиста, соперничающего блеском своей риторики с писателями прошлого. Кроме того, Фотию принадлежит собрание 214 поговорок. 4. Симеон Новый Богослов (949 - 1032 гг.) Симеон Новый Богослов родился в Пафлагонском селении Галате (Малая Азия) и происходил от знатных неблагородных родителей; воспитание он получил при Константинопольском дворе и был приближенным императора Василия и Константина. Очень рано у Симеона появилось стремление к внутренней духовной жизни, а во время молитвы он удостоился особого духовного озарения явлением внутреннего света. В 20 лет он поступил в Студийскую обитель, где спасался строгим подвижни-чеством. Затем перешел в обитель преподобного Мамонта, где стал настоятелем. Свою жизнь Симеон закончил в основанном им монастыре в 1032 году. Преподобный Симеон известен как богослов-проповедник. Отличительная черта его богословской мысли - приложение теоретического христианского учения к практической жизни. Его слова отличаются простотой и сердечностью. Современники, привыкшие к искусственному красноречию, находили слова его ненаучными и нериторичными. Церковь назвала его Новым Богословом, находя в его поучениях сходство по глубине созерцаний истин христианского благочестия с творениями Григория Богослова, а также за его сочинения о духовной жизни, где раскрываются тайны внутреннего подвижничества, о которых было мало известно. Сочинения Симеона сохранились большей частью в рукописях. Из них заслуживают внимания сочинения о вере, созерцании, нравственности мирян и иноков, а также по богословию. 5. Папа Лев Великий (440 - 491 гг.) О жизни Льва Великого до вступления его на Римскую кафедру в 440 году мало имеется сведений. Он родился в Риме и, судя по его сочинениям, был очень образован, прекрасно овладел ораторским искусством, что видно из обширного знакомства со светской и церковной литературой. Еще до вступления на папский престол он принимал деятельное участие в борьбе с разного рода еретиками - несторианами, пелагианами, манихеями, а особенно - с монофизитами. Еще энергичнее он повел борьбу с ними в период своего понтификата. После 20-летнего управления Римской Церковью в 461 году Лев скончался. Лев был выдающимся церковным писателем Запада. Его сочинения состоят главным образом из слов и посланий. Его слова отличаются краткостью, простотой, силой выражения и богатыми психологическими наблюдениями. Из его посланий классическое значение имеет послание к Флавиану о соединении двух естеств в Иисусе Христе против монофизитства, которое было прочитано и одобрено на Халкидонском соборе в 451 году. Высокие достоинства этого произведения заключаются в ораторском изложении догмата, умелом подборе наиболее точных слов для выражения мыслей и в блестящих положениях и противоположениях. 6. Папа Григорий Двоеслов (ок. 540 - 604 гг.) Римский папа святой Григорий Двоеслов происходил из знатной римской фамилии, отличавшейся высоким благочестием. Его отец Гордиан был сенатором, но это положение сменил на духовное звание. Его мать Сильвия также посвятила себя на служение Богу и причислена Римской Церковью к лику святых. Григорий получил по тому времени прекрасное, хотя и не всестороннее образование, и занимал высокую должность префекта Рима. Но мирская жизнь его не привлекала, и он решился оставить мир. На 35-м году жизни он удалился в монастырь, предварительно продав все свое имущество. На свои деньги он организовал благотворительную деятельность и основал 6 монашеских общин в Сицилии и одну в Риме. Высокое образование и строгая жизнь выдвинули Григория на самый высокий пост иерархического служения. В 590 году он избран был на папский престол и занимал его до 604 года. Деятельность Григория для Церкви была весьма плодотворна. Он заботился о распространении христианства в Британии среди англосаксов, куда отправлял своих учеников, мерами любви и убеждения обращал в православие еретиков и раскольников, мирил знатных лиц во время распрей, боролся против развившейся в то время на Западе симонии. Не оставлял он и благотворительности. Спасавшихся от жестокости лангобардов он снабжал деньгами из доходов своей церкви, а бедным в каждое первое число месяца по его приказанию выдавались хлеб, вино, сыр, овощи и рыба. Григорий Двоеслов много проповедовал и писал. Как писатель, Григорий Двоеслов в бедное литературными силами время представлял довольно солидную величину. От него осталось много толкований на книги Священного Писания, но в них мало самостоятельного творчества. Он написал 35 книг, толкование на книгу Иова, 22 проповеди на пророка Иезекииля, 40 проповедей на Евангелия. В своих толковательных трудах он глазным образом подражает Августину. Его самостоятельность проявлялась только в мистико-аллегорических, часто искусственных и натянутых сближениях и выводах. Более ценными могут считаться нравоучительные сочинения Григория. К ним относится "Пастырское правило", где дается характеристика истинного пастыря и наставления ему по образу жизни и долгу учительства. Это сочинение было сразу же переведено на греческий язык, а на Западе соборами признано настольной книгой для духовенства, как руководство в пастырской деятельности. Источником для другого нравоучительного сочинения "Разговор или диалог собеседования о жизни - италийских отцов и о бессмертии души" послужили отчасти личные беседы Григория с италийскими отцами, отсюда и получил название он "Двоеслова", или Диалога собеседователя. Много сделал Григорий и для совершенствования богослужения. От него остались "Сакраментарий" (текст мессы) или "Служебник", содержащий полный круг служб на весь год; "Антифонарий" (сборник хоровых песнопений), заключающий в себе годичный круг кратких песнопений, и литургия преждеосвященых Даров. Григорий написал около 900 писем, содержащих много сведений относительно личности и деятельности самого Григория, а также церковной и политической жизни того времени. 7. Алкуин (730-804 гг.) Алкуин происходил из знатного англо-саксонского рода. Воспитание получал в Йоркской школе, которой потом руководил в сане диакона. Во время путешествия в Рим (781 г.), на обратном пути, он встретился в Италии о Карлом Великим, и последний пригласил ученого диакона к своему дворцу для заведывания дворцовой школой, где воспитывались сыновья высшей франкской власти. Здесь Алкуин стал ближайшим советником Карла Великого и его помощником по насаждению в Франкском государстве культуры, школы и Церкви. В нескольких монастырях, отданных в его руки, он заботился о распространении просвещения. Большинство школ обязано своим основанием Алкуину. На новую ступень были подняты существовавшие до него школы. Карл дал ему в управление аббатство святого Мартина в Муре, где он провел конец своей жизни (804 г.). Труды Алкуина касаются разных областей знания. Владея языками греческим, латинским и еврейским, он имел возможность пользоваться разносторонними источниками. Из его богословских сочинений известны "О Святой Троице", "Об исхождении Святого Духа" и комментарии на разные книги Священного Писания. Не все эти сочинения отличаются оригинальностью. Его богословские трактаты в основе своей содержат учение отцов Церкви. В толкованиях Священного Писания он пользовался в качестве источников трудами Августина, Григория Великого и Беды Достопочтенного. В экзегетике Алкуина доминирует мистико-аллегоричес-кий метод. Нет самостоятельности и в сочинениях Алкуина по философии, грамматике и математике. Алкуин написал много стихов и писем, характеризующих нравы франкского общества того времени. В заключение следует сказать, что имя Алкуина связано с т.н. "Каролингским возрож-дением" (VIII-IХ вв.), после которого происходит упадок просвещения, а X век входит в историю под названием "темного". 8. Пелагианская ересь В IV столетии на Западе появилась ересь, касающаяся учения Церкви о взаимоотношении благодати Божией и свободы человека. Если на Востоке богословские споры велись преимуществено относительно Божества Иисуса Христа, то на Западе возникло учение, имевшее своим предметом природу человека и отношение последнего к Богу. Отцы Восточной Церкви учили, что спасение человека совершается самим человеком, свободно, при содействии божественной благодати, которая, однако, не стесняет свободной воли человека. Если в Восточной Церкви только подчеркивалось значение благодати, то в Западной Церкви существовали иные взгляды на соотношение человеческой свободы и благодати в деле спасения. По мнению западных богословов, греховная воля человека настолько бессильна в делании добра, что все дело спасения человека совершается исключительно одной божественной благодатью. Выразителем такого крайнего взгляда был знаменитый богослов блаженный Августин. "Вера, - говорил он, - зависит от человека, хотя дела исходят от благодати Божией". Однако впоследствии Августин и веру стал считать также плодом божественной благодати. Из личной своей жизни Августин сделал вывод, что естественные силы человека ничто не значат в деле спасения и что только одна божественная благодать, которая дается каждому человеку, наводит его на путь истинный и спасает. Человек, по понятию Августина, до грехопадения обладал истинной свободой делать добро и не грешить. После грехопадения прародителей человек навсегда потерял свободу воли - свободу не грешить, и теперь обладает неотвратимым влечением только ко греху. Это следствие греха перешло на все потомство, потому что все люди способны только грешить, и никто не в состоянии сделать что-нибудь доброе, чтобы спастись. На помощь человеку приходит Бог Своей благодатью, которая одна лишь может спасти человека от рабства греховного и сделать его истинно свободным. В жизни каждого человека благодать действует трояким образом: 1) сначала пробуждает в человеке сознание греха и побуждает к добру (благодать предваряющая); 2) затем внушает веру во Христа и производит свободную волю к добру (благодать действующая); 3) и, наконец, чтобы человек достиг нравственного совершенства, она помогает ему бороться с ветхим человеком и поддерживает его волю к доброделанию (благодать содействующая); Человек не свободен делать выбор между добром и злом, но он управляется благодатью или грехом. Таким образом, по учению Августина, сам человек не устраивает спасение, а вместо него спасает его благодать Божия. Но тогда возникает вопрос: почему не все люди спасаются, если вместо них действует благодать? Блаженный Августин отвечает: "Все люди от вечности безусловно предопределены Богом: одни ко опасению, другие к погибели". Бог от вечности определил избавить некоторых из рода человеческого от греховной бедственности. Число их определено так, что не может ни увеличиваются, ни уменьшаться, ибо еще до их рождения они (т.е. предопределенные люди) являются сынами Божиими. Если они уклоняются с правого пути, то приводятся на него обратно и не могут погибнуть. Избранные снабжаются всеми дарами, и благодать действует в них непреодолимо. Причина их избрания неизвестна и заключается в тайном совете Божием. Но Бог, как вечное благо, не предопределяет никого к разрушению, ибо Он знает, кто не избран и не спасется. Эти последние погибают, или вследствие не прощенного первобытного греха или вследствие собственных прегрешений, т.к. не имеют части во Христе. Но это не должно быть основанием для нареканий на справедливость Божию, потому что если Бог не дает благодати всем, то Он не обязан давать ее никому, подобно тому, как между людьми кредитор может одним прощать долги, а другим нет. Таким образом, благодать действует только на предопределенных ко спасению, поэтому они если даже грешат, то все - же должны спастись. А те, которые не предопределены ко спасению, если и ищут спасения, то не получат его, т.к. им уготована вечная гибель. Такое крайнее и превратное суждение Августина о безусловном предопределении, о непреодолимой благодати вызвало теорию, известную под именем пелагианства. Основоположником этой ереси был Пелагий, родом британец, мирянин, строгий аскет. Он был ученым мужем, хорошо изучившим творения восточных отцов Церкви, от которых заимствовал взгляды на отношение свободной человеческой воли к благодати, аналогичные Августину. В 409 году, во время путешествия на Восток, Пелагий познакомился с учением Августина о благодати и свободе, и выступил со своим учением, совершенно противоположным августиновскому. По учению Пелания, первозданный человек Адам в своем невинном состоянии обладал полной свободой делать добро и зло, грешить и не грешить. После грехопадения эта свобода не изменилась - человек может грешить и не грешить. Первородный грех только коснулся природы человечества, не помрачив ее духовные силы; разум, волю и чувство, и если первый человек умер, то не вследствие греха, а потому что он, по своей природе был создан смертным. Все потомки первого человека Адама свободны от греха первородного. Первородный грех повредил только одному Адаму и не переходит на других людей. Поэтому люди и рождаются такими, каким был создан первый человек, ни добрыми, ни злыми, имея формальную нравственную свободу. В их воле грешить или не грешить, быть праведниками или грешниками. Но людям теперь трудно быть безгрешными ввиду многочисленного количества соблазнов, которые одолевают их. Благодать Божия, замечает Пелагий, является для человека только неким внешним облегчающим средством, указующим человеку путь ко спасению, не имеющим внутренней возраждающей и освящающей силы на человека. Более того, утверждает Пелагий, непосредственное действие благодати на силы человека было бы насилием над его свободной волей и все дело спасения зависит от самого человека, от его естественной природной силы. Таким образом, учение Пелагия свело к нулю искупление человечества Спасителем. И это не случайно. В этом есть определенная логика, так как Христа Пелагий рассматривал как Учителя нравственности, отрицал благодетельное значение Его Крестной смерти для тех, кто не имел греха. В 418 году на Карфагенском соборе Пелагианская ересь была осуждена и утвержден догмат, что благодать помогает человеку в деле спасения, действуя не только внешним образом на его природу, но и внутренне, и возрождает его силы к деланию добра, не насилуя его свободной воли. По указанию императора Гонория Пелагий и его последователи изгонялись из Рима. Заключение Карфагенского собора было направлено патриарху Зосиме, который в свою очередь решительно осудил Пелагия и его единомышленника Целистия в своем окружном послании, которое подписали почти все итальянские епископы, за исключением епископа Юлиана, за что тот был изгнан также из Италии и нашел убежище у Константинопольского патриарха Нестория. В 431 году на Третьем Вселенском соборе ересь Пелагия была осуждена всей христианской Церковью. В V веке, как остаточное явление пелагианскай ереси, появилось полупелагианское учение. В монастыре Иоанна Кассиана в южной Галлии, в Марселе, образовалось особое богословское направление, во главе которого был сын Иоанн Кассиан, бывший ученик Иоанна Златоуста. В вопросе о благодати и свободной воле человека он разделял взгляды восточных богословов и отрицал учение блаженного Августина. Иоанн Кассиан учил, что первородный грех не повредил настолько природу человека, что он лишился способности делать добро. Но в то же время человек, по его мысли, не может спасаться без благодати. Однако благодать, хотя и дается для всех, но принимают ее не все, от чего не все спасаются. Отсюда божественное предопределение одних ко спасению, других к осуждению основывается не на безусловной воле Божией, а на божественном предведении того, примут или не примут люди благодать. В сущности учение Иоанна Кассиана было православным, но с точки зрения сторонников Августина, оно в средние века представляюсь еретическим и было названо полупелагианским. Глава III ЦЕРКОВНОЕ УСТРОЙСТВО 1. Становление отношений Церкви и государства С IV века в Римской империи отношения между Церковью и государством существенно изменились. Христианская религия из гонимой превратилась в государственную. Христианская Церковь, как хранительница этой религии, стала пользоваться неограниченным монаршим покровитель-ством и охранялась законом. Государство и Церковь, прежде представлявшие два противоположных лагеря, теперь вступают в тесный союз между собой. Союз Церкви с государством имел громадное значение для организации церковной жизни. Находя себе поддержку в государстве, Церковь легко проводила в жизнь свои порядки. Ее основные каноны (постановления Вселенских соборов) санкционировались государственной властью и таким образом получали силу государственных законов, за нарушение которых виновные строго наказывались. Кроме того, благодаря союзу с государством, Церкви были предоставлены многие права и привилегии. За Церковью было признано право приобретать недвижимую собственность: земельные участки, поместья, поля, леса, дома и т.п., в том числе и по духовным завещаниям. Это право обеспечило содержание главным образом епископских кафедр и монастырей. В целях улучшения материального положения Церкви ее имущество освобождалось от всех налогов и пошлин в пользу государства. Иногда такой привилегией духовенство пользовалось и в части своего личного имущества. Епископам христианских Церквей императорами были предоставлены широкие судебные и административные полномочия государственного характера Так, назначение опекунов и попечителей к малолетним и несовершеннолетним детям сиротам должно было совершаться гражданскими властями при участии епископа. Епископы участвовали в выборе должностных лиц городской администрации, вплоть до рекомендации кандидата на должность начальника провинции. Они вместе с почетными гражданами имели право контроля городских доходов и налогов, а также повинностей. Епископам было предоставлено право надзирать за тюрьмами, по средам и пятницам посещать их, расспрашивать заключенных о причине их заключения и наблюдать за их содержанием и за своевременным рассмотрением их дел надлежащими судебными властями. Епископы осуществляли контроль за действием провинциальных наместников, судей и чиновников с правом доклада императору. Духовенство и церковный аппарат были освобождены от военной службы, податей и повинностей. Государство санкционировало церковный суд, которому были подведомственны дела и споры духовенства и церковных работников, а также те гражданские дела, которые по усмотрению сторон рассматривались в церковном суде. Существенным правом, гарантирующим неприкосновенность граждан, было предоставление права политического убежища в христианском храме, хотя оно и подвергалось ограничениям. Император Феодосий Великий законом 392 года установил, чтобы общественные должники, находившие убежище в храмах, подлежали выдаче властям, в противном случае бремя уплаты их долгов относилось на счет епископа.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar