Меню
Назад » »

Протоиерей СЕРАФИМ СОКОЛОВ / ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ (20)

В обрядности многое осталось от католичества. Признавая иерархию в статусе епископства, англиканское вероучение лишает ее таинства священства. Церковная реформа в Англии, несмотря на желание правительства путем уступки примирить различные религиозные партии, встретила оппозицию в лице пуритан (от англ. pure - чистый). Они требовали очищения Англиканской Церкви от всего, что напоминало им папство. Устройство их общин было аналогичным с Кальвинистской Церковью. Королева Елизавета и её преемники травили эту секту. Но эти меры только раздражали сектантов и вызывали их на ожесточенную борьбу с правительством и господствующей Церковью. Однако это привело к тому, что из пуритан выделилась новая секта с более крайним направлением и в политическом и в церковном отношениях, получившая название индепен-дентов, т.е. независимых. Индепенденты не признавали никакого духовного сана, и в каждой религиозной общине видели самостоятельную церковь, которая все церковные дела должна была решать сама по себе без всякого постороннего вмешательства. Переселенцы из Англии распространили англиканство в Америке. В самой Англиканской епископальной Церкви образовалось в XVII и XVIII вв., и по сей день существует три течения: "высокая церковь", "низкая" и "широкая". "Высокая церковь" стремится к возможно лучшему сохранению католических традиций, признает учение об оправдании верой и делами, подчеркивает значение иерархического преемства, отвергает кальвинистские взгляды. "Низкая церковь" тяготеет к протестантизму с его учением об оправдании одной верой и о Библии как единственном источнике вероучения. "Широкая церковь" стремится к объединению этих течении на почве широкой веротерпимости. Англиканская епископальная Церковь является в настоящее время государственной Церковью в Англии. Кроме Англии, США, Индии, Англиканская Церковь существует в других странах мира. С 1867 года Англиканские Церкви, сохраняя свою независимость, объединяются Англиканским союзом церквей. Раз в 10 лет созываются Ламбетские конференции, выполняющие функции консультативного органа всей англиканской диаспоры. В мире насчитывается около 30 миллионов верующих-англикан. Главой Церкви является английский король. Он назначает через премьер-министра епископов. Некоторые епископы являются членами палаты лордов. Во главе духовенства двух графств - Кентерберийского и Йоркского - стоят архиепископы. Архиепископ Кентерберийский является примасом Англиканской Церкви. В США Англиканство представлено протестантской епископальной церковью, ведущей большую миссионерскую деятельность в странах Азии, Африки и Латинской Америки. 5. Методистская церковь В XVIII веке на почве англиканства появился методизм - как одно из крупных протестантских церковных объединений, требовавших последовательного, методического соблюдения религиозных предписаний. По вероучению методисты близки к англиканам. Они признают крещение и причащение, отрицая присутствие Тела и Крови Христа в элементах евхаристии. Методисты отвергают римско-католическое учение о чистилище, необходимости покаяния, проповедуют терпение и смирение. Методистская община делится на группы по 12 человек. Общины объединяются в округа, возглавляемые суперинтендантами (в некоторых методистских церквах США - епископами). Ежегодно проводятся окружные конференции, являющиеся высшим церковным органом для верующих данного округа. В настоящее время существует Всемирный методистский совет, включающий представителей методистских организаций многих стран мира, среди которых крупнейшей является Американская епископальная методистская церковь. Кроме Англии и США, Методистские церкви имеются в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР, Корее, Бразилии, ФРГ, Швейцарии, Скандинавских странах, Австрии, Франции, Италии, Югославии, Венгрии и других странах. В мире насчитывается около 40 миллионов последователей этих церковных объединений. 6. Отношения Русской Православной Церкви с Англиканской церковью Англиканская Церковь, возникшая в XVI веке в результате Реформации, стала искать пути сближения с Православием. В 1725 году было решено провести в России богословский диспут между представителями Церкви Англии и богословами Русской Православной Церкви, но смерть Петра I помешала этому. Святейший Синод Русской Православной Церкви и иерархи Англиканской Церкви прилагали значительные усилия к соединению Церквей. По случаю 900-летия Русской Церкви в 1888 году состоялся обмен сердечными письменами между Архиепископом Кентерберийским Бенсоном и Киевским митрополитом Платоном. В 1896 году епископ Лондонский Крейтон прибыл в Петербург с посланием Архиепископа Кентерберийского к Петербургскому митрополиту Палладию. После этого Россию посетил Архиепископ Йорский Вильям Маклаган. В 1897 году митрополит Петербургский Антоний нанес визит Англиканской Церкви. На Ламбетской конференции 1910 года было принято решение об ускорении процесса взаимного сближения. После перерыва революционных леи связи наших Церквей возобновились лишь в 1943 году. С того времени стали традиционными визиты представителей двух Церквей. Важное значение имела встреча представителей Русской Православной и Англиканской Церквей в 1956 г. в Москве. Конференция наметила план будущей богословской дискуссии, на ней обсуждались наиболее важные вопросы вероучения и церковной практики Англиканской Церкви. Характерно, что в интерпретации этих доктринальных положений англиканскими богословами наметилось определенное приближение к православной точке зрения. Делегацию англикан возглавлял Архиепископ Иоркский д-р Михаил Рамсей. Богословы обеих Церквей встречались потом в 1958 г., 1966 и 1976 гг…… В начале 60-х годов состоялся обмен визитами между нашими Церквами на высшем уровне. В 1962 году Архиепископ Михаил Рамсей посетил Москву, а в 1964 году ответный визит в Англию нанес Святейший Патриарх Алексий I (Симанский). Представители обеих Церквей успешно сотрудничают в рамках ВСЦ и КЕЦ. Развиваются отношения с епископальной Церковью в США: в 1977 г. в Москве гостила делегация этой Церкви во главе с Председательствующим епископом Джоном Аллином, а в октябре 1979 г. с ответным визитом Епископальную Церковь Церковь Америки посетила делегации Русской Православной Церкви. В 1977 году гостем нашей Церкви был примас Англиканской Церкви, архиепископ Кентерберийский д-р Ф. Д. Когган. В 1980 году делегация РПЦ присутствовала на интронизации нового архиепископа Кентерберийского Роберта Ранси. На Третьем Всеправославном Совещании в Родосе (1964) была создана Межправославная богословская комиссия по диалогу с Англиканской Церковью. С этого времени систематически проводятся богословские встречи Смешанной англикано-православной комиссией. 7. Старокатоличество Результатом провозглашения в 1870 году догмата папской непогреши-мости было возникновение в Западной Церкви особого движения, получившего название старокатоличества. Прежде всего такая оппозиция возникла в Мюнхене среди профессоров богословия и философии. Во главе её стал знаменитый профессор церковной истории священник Игнатий Деллингер. Он прямо заявил, что как христианин, богослов и историк должен отвергнуть догмат непогрешимости, как противоречащий Священному Писанию, учению отцов Церкви, Преданию и истории, и это заявление готов обосновать перед собранием епископов и богословов. Такой смелый протест высокоавторитетного ученого - историка и богослова произвел громадное впечатление. К протесту Деллингера присоединились многие ученые, и в 1871 году в Мюнхене состоялся первый съезд недовольных Ватиканским собором. На съезд прибыло до 500 депутатов от разных сочувствующих этому движению общин. На конгрессе был выработан проект устройства новой церковной общины. В её основу было положено возвращение к тем порядкам церковной жизни, какие существовали в ней до разделения церквей. Эта община получила название старокатоликов. В 1872 году они выбрали своего епископа, боннского профессора Рейнкенса. Рейнкенс получил рукоположение от епископа независимой от Рима Утрехтской церкви в Голландии. С тех пор старокатолические общины стали возникать в разных городах Германии, Швейцарии и Лотро-Венгрии. В 1909 году к ним примкнули ещё независимые от Рима польские старокатолики "мариавиты" - почитатели Девы Марии, особенно почитающие Её Ченстоховскую икону. Задавшись мыслью о сближении и даже восстановлении общения как с восточной Православной Церковью, так и с западными христианскими общинами, признающими церковные начала времен Вселенских соборов, лидеры старокатоличества устраивали съезды, на которых обсуждали и уясняли вопросы веры, послужившие причиной разделения Церквей. На эти съезды каждый раз приглашались и ученые представители православной науки. Многие вопросы были разрешены в пользу Православной Церкви, и самое важное было то, что старокатолики исключили из 8 члена Символа веры прибавление об исхождении Святого Духа и от Сына. Во время Первой мировой войны старокатолические церкви переживали кризис. После войны, в 1923 году была основана Старокатолическая Церковь в Югославии, где она быстро распространилась среди хорватов и словенцев. В 1925 году на конгрессе в Берне старокатолики признали действитель-ность англиканских посвящений епископов после чего установлено молит-венное общение (в 1931 г.) с Англиканской Церковью. В 1935 году в Голландии, Германии, Австрии, Швейцарии, Чехосло-вакии, Югославии, Франции и Польше насчитывалось почти 170 тысяч старо-католиков. Кроме этого, имеются старокатолические епархии в Америке (ок. 100 тыс. членов), которые отличаются от европейских старокатоликов. Старокатолические церкви объединены в Международный старокатолический конгресс и входят во Всемирный Совет Церквей. В настоящее время старокатоликов, после объединения их с Польской национальной церковью, около 1 миллиона. 7.1. Отношения Русской Православной Церкви со старокатоликами После возникновения старокатолического движения его члены обратились к Святейшему Синоду Русской Церкви с просьбой начать переговоры с целью выяснения вероисповедных основ и возможности объединения. Русская Церковь ответила на их заинтересованность доброжелательным вниманием. С 1871 года, когда состоялся первый Старокатолический конгресс, представители Русской Церкви присутствовали на многих конференциях, конгрессах и других богословских встречах старокатоликов, внимательно наблюдая за развитием этого христианского движения. Большим энтузиастом объединения старокатоликов с православными был протопресвитер И.Л. Янышев ( 1910), переведший на русский язык и опубликовавший в 1876 году старокатолический катехизис. В 1892 году Святейший Синод Русской Церкви учредил богословскую комиссию для рассмотрения вопроса о соединении старокатоликов о Православием. Тогда же были заложены основы серьёзных богословских изучении; большой вклад в них внес выдающийся русский богослов и историк Церкви В.В. Болотов. После 1948 года установился активный обмен делегациями со Старокатолической Церковью. Гостями Русской Церкви неоднократно были главы Старокатолической Церкви архиепископы д-р Андреас Ринкель и д-р Маринус Кок. На XXII Международном старокатолическом конгрессе (1978) присутствовала делегация Русской Церкви во главе с митрополитом Киевским и Галицким Филаретом. Активно работает над выяснением богословских позиций обеих Церквей и над преодолением богословских разделений Смешанная Православно-старокатолическая комиссия, которая провела официальные встречи в 1975 и 1977 годах. По некоторым вопросам, в частности по вопросу учения о Церкви, старокатолическое исповедание веры заметно приближается к позиции Православной Церкви. Приложение I ПРЕДСТОЯТЕЛИ ДРЕВНИХ ВОСТОЧНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ АВТОКЕФАЛЬНЫХ ЦЕРКВИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX И ХХ ВЕКОВ Константинопольские патриархи № п/п Предстоятель Годы правления 1. Неофит VII 1891-1894 2. Анфим VII 1895-1896 3. Константин V 1897-1901 4. Иоаким III 1901-1912 5. Герман V 1912-1918 6. Местоблюстителъ Дорофей 1918-1921 7. Мелетий IV 1922-1923 8. Григорий VII 1923 9. Константин VI 1924-1925 10. Василий III 1925-1929 11. Фотий II 1929-1936 12. Вениамин II 1936-1946 13. Максим V 1946-1948 14. Афинагор I 1949-1972 15. Димитрий I 1972-1991 16 Варфоломей С 1991 - по настоящее время Александрийские патриархи 1. Иерофей II 1847-1858 2. Калинник 1858-1861 3. Иаков 1861-1865 4. Никифор 1866-1869 5. Софроний IV 1870-1899 6. Фотий 1900-1925 7. Мелетий II 1925-1935 8. Николай V 1935-1939 9. Христофор II 1939-1966 10. Константин - митрополит - местоблюститель 1966-1968 11. Николай VI 1968-2004 12. Феодор С 2004 - по настоящее время Антиохийские патриархи 1. Иерофей 1850-1885 2. Герасим 1885-1891 3. Спиридон 1891-1897 4. Мелетий 1899-1906 5. Григорий IV 1906-1928 6. В д о в с т в о 1928-1931 7. Александр III 1931-1958 8. Феодосий VI 1958-1970 9. Илия IV 1970-1979 10. Игнатий IV 1979 - Иерусалимские патриархи 1. Кирилл II 1845-1872 2. Прокопий II 1872-1875 3. Иерофей 1875-1882 4. Никодим 1883-1890 5. Герасим 1891-1896 6. Дамиан 1897-1931 7. Время местоблюстительства 1931-1935 8. Тимофей 1935-1955 9. Местоблюститель Афинагор, архиепископ 1956-1957 10. Венедикт I 1957-1981 11. Диодор I 1981-2005 12. по настоящее время Приложение II НАЧАЛЬНИКИ ВОЗРОЖДЕННОЙ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ В ИЕРУСАЛИМЕ 1. Архимандрит Леонид (Лобачев) 1948-1949 2. Архимандрит Владимир (Кобец) 1950-1951 3. Архимандрит Поликарп (Приймак) 1952-1955 4. Архимандрит Пимен (Хмелевский) 1956-1957 5. Архимандрит Никодим (Ротов) 1957-1959 6. Архимандрит Никодим (Руснак) 1959 7. Архимандрит Августин (Судоплатов) 1959-1961 8. Архимандрит Варфоломей (Гондаровский) 1961-1963 9. Архимандрит Ювеналий (Поярков) 1963-1964 10. Архимандрит Гермоген (Орехов) 1964-1967 11. Архимаадрит Антоний (Зовгородный) 1967-1970 12. Архимандрит Иероним (Зиновьев) 1970-1972 13. Архимандрит Климент (Толстихин) 1972-1974 14. Архимандрит Серафим (Тихонов) 1974-1977 15. Архимандрит Николай (Шкрумко) 1977-1982 16. Архимандрит Пантелеймон (Долганов) 1982 - 17. по настоящее время Приложение III РИМСКИЕ ПАПЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX И XX ВЕКОВ 1. Пий IX 1846-1878 2. Лев XIII 1878-1903 3. Пий X 1903-1914 4. Венедикт XV 1914-1922 5. Пий XI 1922-1939 6. Пий ХП 1939-1958 7. Иоанн XXIII 1958-1963 8. Павел VI 1963-1978 9. Иоанн-Павел I 1978 10. Иоанн-Павел II 1978 - 2005 11. по настоящее время БИБЛИОГРАФИЯ 1. Агапит, архим. Жизнь св. Григория Богослова. - СПб., 1869. 2. Агапит, архим. Жизнь св. Василия Великого. - СПб., 1873. 3. Агапит, архим. Жизнь св. Иоанна Златоуста. - Сергиев Посад, 1902. 4. Аджинджал Е.К. Из истории христианства Абхазии. - Сухум: Изд-во "Стратофил", Сухумо-Абхазская епархия, 2000. - 144 с. 5. Античность и Византия. - М.: Наука, 1975. 6. Асмус В.В., прот. История Церкви. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословкий институт, 1998. - 84 с. 7. Болотов В.В. Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. В 4-х тт. М.: Мартис, 2000-2003. 8. Васечко В.Н., свящ. Сравнительное богословие. Сравнительное богословие. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 1998. - 65 с. 9. Грабарь-Пассек М.Е., Гаспаров М.Л. Памятники средневековой латинской литературы IX- IX вв. - М., 1976. 10. Глубовский Н.Н. Блаженный Феодорит, его жизнь и литературная деятельность. - М., 1890. 11. Горский А.В. История Флорентийского собора. - М., 1847. 12. Гринулевич И.Р. Папство, век XX. - М., 1981. 13. Дворкин А.Л. Очерки по истории Православной Церкви. - Н. Новгород, "Братство св. Александра Невского", 2003. - 816 с. 14. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и Византийское богословие. - М., 2002. 15. Зноско-Боровский М., прот. Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство. Сравнительное богословие. М.: Артос-Медиа, 2003. - 256 с. 16. История Православной Церкви до разделения церквей (для детей и юношества). - СПб.: Сатис, 1994. - 248 с. 17. Казанский П.С. История православного монашества на Востоке. - М., 1854. 18. Карташев А.В. Вселенские Соборы. - М.: Христианская жизнь, 2004. - 686 с. 19. Кириллов А. Догматическое учение о таинстве Евхаристии в творениях катехизаторов IV в. свв. Кирилла Иерусалимского и Григория Нисского. - Новочеркасск, 1898. 20. Крымский А. История мусульманства. Ч. 1-2. 21. Курбатов Г.Л. История Византии. - Л., 1975. 22. Курганов Ф.А. Отношения между Церковью и гражданской властью в Византийской империи. - Казань. 1880. 23. Лебедев А.II. Духовенство древней вселенской Церкви. - М., 1905. 24. Лебедев А.II. История разделения Церквей в IX-XI вв. - СПб., 1905. 25. Лебедев А.II. История Греко-Восточной Церкви под властью турок. Т.1 - Сергиев Посад, 1896. 26. Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско-Восточной Церкви в IX, X и XI веках. Изд. 2-е, доп.- М.: "ДиК", 1997. -382 с. (Репринт 1902 г.). 27. Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан. - М., 1994. 28. Лопухин А.II. История Христианской Церкви в XIX веке. - СПб., 1908. 29. Ляшенко Г. Св. Кирилл Александрийский. - Киев, 1913. 30. Малицкий II.И. История Христианской Церкви. Вып. 1-3 Тула, 1912-1913. 31. Мейендорф Иоанн. История Церкви и Восточно-христианская мистика / Сост. И общ. ред. И.В. Мамаладзе. - М.: Институт ДИ-ДИК, 2000. - 576 с.: илл. - Серия "Древо". 32. Несмелов В.И. Догматическая система св. Григория Нисского. Ч. 1. - М., 2002. 33. Огицкий Д., Козлов М., свящ. Православие и западное христианство. - М.: МДА; Отчийдом, 1999. - 176 с. 34. Попов И.В. Конспект лекций по патрологии. - М., 2000. 35. Поснов М.Э.. История Христианской Церкви. - Брюссель, "Жизнь с Богом", 1964. 36. Русская Православная Церковь. Изд. Московской Патриархии. - М., 1980. 37. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. - М.: Православный паломник, 1998.-528 с. (Серия "Православное монашество и аскетика в исследованиях и памятниках"). 38. Скурат К.Е. Золотой век святоотеческой письменности (IV-Vвв.). Учебное пособие по патрологии для студентов духовных академий. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия, 2003. - 320 с. 39. Скурат К.Е. Поместные Православные Церкви (исторический очерк, устройство, деятельность и современное положение). Ч. 1. - МДА, 1974 (машинопись). 40. Скурат К.Е. Краткая справка о Поместных Православных Церквах. -Троице-Сергиева Лавра, 1979 (машинопись). 41. Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. Изд-е 10-е. - СТСЛ, 1997. - 462 с. (репринт 1915 г.). 42. Соколов И. Афонское монашество в его прошлом и современном состоянии. - СПб., 1904. 43. Спасский А.А. История догматических движений веков Вселенских соборов. Т.1. - Сергиев Посад, 1906. 44. Суворов Н.С. Римское папство до разделении Церквей. Ярославль, 1882. 45. Тальберг Н. История Христианской Церкви. - М.: ПСТБИ, 2000. -520 с. 46. Терновский Ф. Греко-Восточная Церковь в период Вселенских соборов. Киев, 1883. 47. Трубецкой Е. Религиозно-общественный идеал западного христианства. - Киев, 1897. 48. Успенский Ф.И. Очерки по истории Византийской образованности. - СПб., 1891. 49. Фаррар Ф.В. Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви. Т. 1-2. - СПб., 1902-1903. 50. Филарет, епископ Черниговский. Историческое учение об отцах Церкви. Т.1-3. - СПб., 1882. 51. Шмеман Александр, прот. Исторический путь православия. - М., "Православный паломник", 2003. ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ 1 билет Общая характеристика богословия в IV-V вв. Александрийская богословская школа 2 билет Антиохийская и Восточно-сирийская богословские школы 3 билет Святые отцы и церковные писатели Запада в IV-V вв. Духовное просвещение на Востоке в VI-XI вв. 4 билет Духовное просвещение на Запад в VI-XI вв. Пелагианская ересь 5 билет Отношения Церкви и государства в IV-V вв. Церковная иерархия и клир 6 билет Образование митрополий и патриархатов. Константинопольский патриархат. Вселенские и Поместные соборы. Источники материального положения клира 7 билет Богослужение. Священные времена. Храмы. Развитие богослужения в IV-ХI вв. Особенности богослужения Западной Церкви. 8 билет Христианская жизнь. Восточное монашество 9 билет Западное монашество. Церковно-общественное значение монашества 10 билет Предпосылки разделения Церквей. Исторический аспект 11 билет Догматика-канонический аспект разделения Церквей. Теория римского примата 12 билет История раскола Церквей. Дело патриархов Фотия и Игнатия. Юридическое завершение схизмы 13 билет Папство после разделения Церквей. Папы Григорий VII, Гильдебранд и Иннокентий III 14 билет Упадок папства. Великий раскол. Тридентский собор. 15 билет Униатская политика Византии. Лионская уния 16 билет Ферраро-Флорентийская уния 17 билет Духовное просвещение. Церковные писатели в эпоху Комнинов 18 билет Церковные писатели в эпоху Палеологов. Богомильская ересь. Исихазм на Афоне 19 билет Богослужение и христианская жизнь в XI-XIV вв. Иерархия и церковное управление 20 билет Падение Константинополя. Восточная Церковь под османским владычеством в ХV века. Отношение турецкого правительства к Церкви в ХVI-ХVIII вв. 21 билет Выдающиеся Константинопольские патриархи ХV-ХVII вв. 22 билет Церковная иерархия в ХIII-ХIХ вв. Государственные и церковные реформы 23 билет Духовное просвещение в ХVI-ХIХ вв. Протестантская смута в Восточной Церкви 24 билет Восточная Церковь в ХV-ХIХ вв. видные духовные писатели. Богослужение и христианская жизнь 25 билет Сношения Русской Православной Церкви с восточными иерархами по делам веры православной в ХVI-ХХ вв. 26 билет Русская Духовная Миссия в Палестине. Русские и другие славянские обители на Афоне 27 билет Краткая история и современное положение Константинопольской Церкви. Александрийский патриархат 28 билет Антиохийский и Иерусалимский патриархаты 29 билет Римско-католическая Церковь после реформации. Латинская пропаганда на Востоке в ХVI-ХIХ вв. 30 билет Краткий обзор деятельности римских пап в XX веке. Современное положение Римо-католической церкви. Отношения Русской Православной Церкви с Римо-католической Церковью 31 билет История Реформации. Лютеранская и Реформатская церкви. Отношения Русской Православной Церкви с протестантскими исповеданиями 32 билет Англиканская и Методистская церкви. Отношения Русской Православной Церкви с Англиканской церковью 33 билет Старокатоличество. Отношения Русской Православной Церкви со старокатоликами Преподаватель протоиерей Серафим Соколов 30 октября 1986 года
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar