Меню
Назад » »

Протоиерей СЕРАФИМ СОКОЛОВ / ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ (2)

3.5. Исидор Пелусиот Исидор Пелусиот родился в Александрии, в богатой и благородной семье, получил прекрасное образование, но в молодых летах оставил мир и удалился на одну пустынную гору близ города Пелусии. Молитва и подвиги сочетались у него с занятиями богословскими науками. Для пополнения своих знаний он совершил путешествие в Константинополь и слушал там Иоанна Златоуста. Оттуда Исидор опять возвратился в свою пустыню и собрал около себя общество подвижников. Исидор отличался необыкновенной строгостью. Он проводил жизнь подобно Иоанну Крестителю: одевался в одежду из жесткого волоса и питался только кореньями и травами, скончавшись около 440 года. Исидор был очень плодовитым писателем. По своему богословествованию он больше примыкает к писателям Антиохийской школы. Его богословское наследие имеет эпистолярный характер, он написал до 10 тысяч писем, из которых только пятая часть уцелела до нашего времени. Его письма отличались разнообразным содержанием. В одних он выступает толкователем Священного Писания, в других - учителем нравственности и обличителем современных ему недостатков, наконец, есть у него и письма догматического характера. Его толкования наиболее трудных мест Писания отличаются ясностью, простотой и здравомыслием. Как учитель нравственности, Исидор смело обличает недостатки современнго ему общества. Он не стесняется, как и его современник Златоуст, выступать обличителем сильных мира сего, не боясь их гнева. Так, Кирилла Александрийского он порицает за недостаток сдержанности и меры в борьбе с Несторием. Он советует ему действовать спокойно и хладнокровно, потому что "пристрастие недальновидно, а ненависть и вовсе ничего не видит"! На таком же смелом языке обращается он и к императору Феодосию Младшему, и к придворному евнуху Форисмании, обличая последнего в любостяжательстве и присвоении чужого добра. Начальника Пелусии Кириния он обличает за лишение христианских храмов в Пелусии права убежища. Но особенно строго он бичует недостатки монашества того времени. Будучи сам строгим подвижником, он не мог снисходительно смотреть на уклонения от правил монашеской жизни. С беспощадной суровостью и откровенностью рисует он в своих письмах праздность, скупость и бродячую жизнь иноков того времени. В письмах догматического содержания (по спорному в его время вопросу о двух естествах в Иисусе Христе) он выступал поборником чистого церковного учения. 3.6. Святитель Кирилл Александрийский О раннем возрасте святителя Кирилла сведений не сохранилось. Известно, что он был племянником архиепископа Александрийского Феофила - врага Златоуста, и под его руководством получил свое образование. По своим познанииям он был выдающимся человеком своего времени: знаком был с церковными и классическими писателями, а Священное Писание почти все знал на память. Причисленный к клиру Александрийской Церкви, Кирилл по поручению своего дяди часто занимался проповеданием слова Божия и приобрел общее уважение православных. Будучи в 412 году по общему желанию клира и народа избранным преемником Феофила, святитель Кирилл отличался сильным характером, непреклонной волей и особенной ревностью по вере. С появлением ереси Нестория вся энергия святителя сосредоточилась на борьбе с ней и защите православия. Кирилл был замечательным и плодовитым писателем Александрийской школы. Выдающийся отдел ого сочинений составляют его догматико-полемические трактаты. Главным образом они направлены против Нестория, но во многих из них он обличает и еретиков прежнего времени. К его догматическим произведениям относятся: " три трактата о Святой Троице, " три книги о правой вере, " пять книг против Нестория, " двенадцать глав или анафематизмов против него же, " схолии о воплощении Единородного " сочинение против аполлинаристов, о вочеловечении Господа. Раскрытие и объяснение догмата о единстве лица в Иисусе Христе о сохранении в нем двух естеств составляют главное содержание догматических трудов Кирилла. Кроме этого, ему принадлежит много посланий догматического содержания. В их числе послание к Несторию и третье послание к Иоанну Антиохийскому Ефесским и Халкидонским соборами признаны "правилом веры для всех времен". Но в христологии Кирилла, по существу православной, его противники (богословы несторианского лагеря) усматривали монофизитство. Поводом к этому явилось неточное употребление Кириллом понятий "естество" и "лицо" - "ипостась". Так, у него встречалось выражение: "едино естество Бога Слова воплощенное", вместо "едина ипостась Бога Слова воплощенная". Такое выражение, действительно, заключало в себе мысль об одном естестве во Христе. Но все подобные выражения Кириллом выяснены в православном духе с такой силой, что его православная репутация не подвергалась сомнению. Не менее замечателен был Кирилл и как толкователь Священного Писания. Он оставил толкования: на пятикнижие Моисея, на книгу "Песнь песней", псалмы; на книги пророков Исайи, Иезекииля и 12-ти малых пророков; из новозаветных толкований: на Евангелия Луки и Иоанна, на Евангелие Матфея (сохранились отрывки), на послания апостола Павла к Коринфинам и Евреям. Лучшими из его толкований считаются толкования на книгу "Песнь песней" и на Евангелие от Луки. В своих толкованаях Кирилл не был слепым сторонником экзегетов Алексанадрийской школы. В некоторых толкованиях он преимущественно раскрывал буквальный, исторический смысл священного текста, в других отдавал преимущественно таинственному смыслу. Аллегорический метод толкования особенно широко применялся им при объяснении обрядовых постановлений закона Моисея с целью показать, что Иисус Христос, возвещая поклонение Богу в духе и истине, не разорял этим ветхозаветного закона, но и исполнял его. Кроме того, Кириллу принадлежит много бесед нравоучительного характера на разные праздничные дни, которые греческие епископы обязывались заучивать наизусть для произнесения в церкви. 4. Антиохийская богословская школа В лучшую пору своего существования Антиохийская богословская школа дала христианской Церкви таких замечательнейших богословов и поборников веры как святители Кирилл Иерусалимский и Иоанн Златоуст, блаженный Феодорит, епископ Кирский. 4.1. Святитель Кирилл Иерусалимский (315-386 гг.) Место рождения святителя Кирилла неизвестно, но свое детство он провел в Иерусалиме. Около 345 года он был посвящен во пресвитера Иерусалимокой Церкви и в этом сане произнес свои катехизические поучения к просвещаемым и новокрещенным. В 356 году Кирилл был хиротонисан во епископа Иерусалимокой Церкви. Кирилл три раза лишался кафедры, а третье его изгнание продолжалось целых 11 лет (367-378). После этого в 381 году он принимал участие во Втором Вселенском соборе. Как богослов Кирилл замечателен своими двадцатью тремя катехизическими поучениями. Из них 18 называются огласительными, потому что они предназначены для готовящихся к крещению, и пять, обращенных к новокрещенным, - тайноводственными. Содержание огласительных поучений Кирилла составляет в одних краткое, в других - подробное изъяснение христианских догматов в порядке символа, с предварительным изложением учения о грехе и покаянии, с целью вызвать в слушателях покаянное настроение. Название тайноводческих слов заимствовано Кириллом из термино-логии мистерий и означает введение в таинства, сообщение тайны. Они названы так потому, что в них содержится изъяснение обрядов таинств крещения, миропомазания и причащения, которые были тайной для оглашаемых. Поучения святителя Кирилла важны: 1) как опыт систематического изложения догматов веры и объяснения обрядов, соединенных с таинством крещения, миропомазания и причащения; 2) как лучшее свидетельство о том, что таинства эти совершаются и в настоящее время в Греко-Восточной Церкви с теми же обрядами, с какими они совершались во времена Кирилла. 3) Наконец, в его поучениях сохранился символ древнейшей из всех христианских Церквей - Иерусалимской Церкви. 4.2. Святитель Иоанн Златоуст (347-407 гг.) Святитель Иоанн Златоуст был одним из лучших и выдающихся представителей Антиохийской школы, чуждый ее крайностей. Родившись в Антиохии, первоначальное воспитание он получил под руководством своей благочестивой матери Анфусы. Светские науки, особенно красноречие, Иоанн изучил под руководством знаменитого ритора Ливания, а изъяснение Священного Писания - у учителей Антиохийской школы. Почувствовав призвание к иноческой жизни, будущий святитель удалился к пустынникам и проводил с ними подвижническую жизнь. В 386 году он был поставлен пресвитером Антиохийской Церкви и в этом сане ревностно проповедовал слово Божие, не оставляя в то же время аскетической жизни. Его простые, общедоступные беседы стяжали ему славу великого проповедника. В 397 году по желанию императора Аркадия за святость жизни и красноречие он был избран архиепископом Константинопольским. В новом сане Иоанн всего себя посвятил на служение Церкви и своей пастве: исправлял нравы клира, постоянно учил народ, заботился о бедных, больных и всех вообще страждущих и притесняемых. Своей деятельностью, полной апостольской любви и ревности по вере и благочестию, святитель завоевал в Константинополе всеобщее расположение и обрел много почитателей. Однадо своими заботами об исправлении нравов константинопольского клира, привыкшего к богатству и роскоши, он создал себе оппозицию среди духовенства, куда входило несколько епископов Константинопольского округа. К ней примыкала константинопольская знать, недовольная его проповедями против роскоши и зрелищ. Наконец, против него была сама императрица Евдоксия, которой враги Златоуста донесли, будто бы в проповедях против роскоши он обличал именно ее. Ситуацию обострило дело монахов Нитрийской пустыни, в котором активное участие приняли Иоанн Златоуст и Александрийский епископ Феофил. Однако подход к нему последних участников был разный. Еще бы! Иоанн Златоуст представлял собой образ благочестивого миролюба, Феофил - образ гордыни и властолюбия. Преследуя монахов Нитрийской пустыни за оригеновское направление, Феофил разорил их кельи и изгнал из Египта, забыв, вероятно, о том, что когда-то был почитателем Оригена. Нитрийские монахи прибыли в Константинополь под покровительство Иоанна Златоуста, который принял их, как требует христианская любовь. В этом проявилось его искусство дипломата. Не допуская монахов в церковное общество, он занял гибкую позицию "ни за, ни против", ходатайствуя перед Феофилом о их прощении. Феофил пришел в ярость, узнав о "новом крове" нитрийских монахов. Ярость епископа усилили слух, что нитрийские монахи находятся в церковном общении с Златоустом. Тем временем, гонимые судьбой монахи добились аудиенции у императора Аркадия и просили санкционировать рассмотрение их дела столичным епископом. Таким образом, Феофил превращался в ответчика, монахи - в истцов, а Златоуст становился судьей. Феофил развернул конфликт в ином направлении. В 403 году в Халкидоне (под Дубом) собрался собор, который представлял собой оппозицию из знати и епископов Константинопольского округа, где главенствующее положение занял на нем Феофил. Обвинение в адрес Златоуста представляло стряпню из жалоб недовольных и разжалованных им клириков, которая в итоге сводилась к обвинению в оригенизме и оскорблении царского величества. Оппозиция ликовала. Император Аркадий под влиянием Евдоксии и придворной партии утвердил решение собора, а Иоанна отправил в ссылку. Резюме этой вакханалии дал современник Златоуста, Епифаний, который уехал с "суда нечестивых" до его окончания, сказав: "Оставляю вам столицу, двор и лицемерие". Но Златоусту предстояло новое испытание. Возмущенный народ потребовал его возвращения. Случившееся землетрясение усугубило тревожную обстановку. Евдоксия решила, что Златоуста следует оставить в Константинополе. Но это был маневр. Создалась новая ситуация в положении религиозного деятеля. Собор в Халкидоне не разъехался, Феофил уехал на свою кафедру. Златоуст торжественно въехал в Константинополь и по просьбе императора и народа занял также свою кафедру. Следует полагать, что политические силы как бы уравновесились. Однако, следует учитывать, что равнодействующей этих сил был не сам Златоуст, а собор в Халкидоне, что сыграло свою роль в финале его судьбы. Очевидно, оппозиция ждала удобного случая, чтобы довести свое дело до логического конца, а он представился. Ни один из церковных писателей с такой ясностью и простотой и в то же врема с такой силой слова не изъяснял христианских истин, как это делал Златоуст. Сила его ораторского таланта наложила свой отпечаток на все творения Златоуста, но особенно она выразилась в его беседах. До нашего времени сохранилось более 800 его бесед и слов. Ритора Ливания приводили в удивление беседы Златоуста, он изумлялся красоте языка Златоуста, силе ого мыслей и обилию доводов. Действительно, изобретательность и плодовитость Златоуста были изумительны. Об одном и том же предмете он мог говорить шесть, восемь бесед и каждый раз находил в нем новые стороны. Его беседы блещут новыми описаниями, меткими сравнениями и неожиданными противопоставлениями. При этом Златоуст с необыкновенным умением приспособлялся к состоянию своих слушателей, бичевал порок во всей его глубине. В образах и типах порочности его слушатели легко узнавали себя самих и у них нередко возникало отвращение к той или другой страсти. Но при всей строгости и смелости обличений, в его словах постоянно слышался голос любви к пастве, звавший их к покаянию, исправлению и спасению. С властным тоном проповедника у него соединялось чувство любящего отца к падшему сыну, с отвращением к греху - любовь к грешнику. "Не грешника преследую, - говорил он, - а грех. Сколько бы ни бранил меня, от чистого сердца говорю тебе: мир, ибо любовь отца во мне. Тем более буду любить вас, чем менее буду любим вами". Отражая в своих проповедях жизнь современного ему общества во всей полноте, бичуя порочность в разнообразных формах ее проявлениях, Златоуст в то же время излагал сущность христианского вероучения. Его проповеди составляют цельную систему нравственного богословия, сюда входят рассуждения об отношениях людей в духе христианских требований, о христианской семье, о воспитании детей, о молитве домашней и общественной, о значении храма, о труде, как основе общественного благосостояния, о христианской взаимопомощи и благотворительности, об отмене цирковых кровавых забав, об улучшении положения бедняков. Эти проповеди представляют собой классические страницы христианской литературы. Кроме вероучительного и нравоучительного смысла проповеди Златоуста имеют громадное общеисторическое значение. Они дают богатый материал для характеристики общественного и частного быта и нравов того времени. Кроме бесед, раскрытию нравственного христианского учения Златоуст посвятил целые трактаты в форме слов и увещеваний к разным лицам. Самым лучшим из таках произведений Златоуста считается его трактат "Шесть слов о священстве", имеющий специальное назначение для пастырей Церкви. В этом сочинении развиты мысли о высоком назначении священника в христианской Церкви, показан идеал истинното пастыря, указываются интеллектуальные способности и нравственные качества, какими должен обладать пастырь, а равно и те трудности, с которыми он иногда должен бороться в своем служении. По силе и глубине мыслей и изяществу языка это сочинение не имеет себе равного в церковной древности. Приступая к изъяснению какой либо священной книги, Златоуст дает сведения об ее авторе, времени, месте и цели написания. В раскрытии смысла Священного Писания он пользуется историческими и археологическими данными, стремится восстановить ту историческую обстановку, при которой эта книга была написана. Иоанн Златоуст был всегда верен духу церковного Предания, и те места Священного Писания, буквальное понимание которых противоречило общему смыслу Священного Писания, он истолковывал аллегорически. Выдающееся положение занимает Златоуст и как толкователь Священного Писания. От него остались толкования на книги Ветхого и Нового Заветов. Книге Бытия посвящены 67 бесед, 60 бесед раскрывают содержание 36-ти псалмов, есть изъяснения восьми глав книги пророка Исаии, книг пророков Даниила, Иезекииля и Иова. Среди новозаветных книг Иоанн Златоуст комментировал евангелистов Матфея, Иоанна, книгу Деяний Апостолов и 14 посланий апостола Павла. По своей структуре каждая из его истолковательных бесед, обыкновенно состоит из двух частей: 1) объяснения слов Писания; 2) нравственных выводов применительно к состоянию слушателей. В своих толкованиях Златоуст был чужд крайностей экзегезы современных ему богословских школ. Он избегал как грубо-чувственного буквализма в понимании текста Писания, так и произвольного аллегоризма. Основательное знание греческого языка, как по его форме, так и духу, глубокое проникновение в сам характер новозаветного откровения сделали Златоуста образцовым толкователем Нового Завета на все времена. Святитель Исидор Пелусиот так оценил беседы Златоуста на послание к Римлянам: "Если бы богомудрый Павел избрал аттический язык для объяснения самого себя, то не иначе протолковал бы, как и сей достославный муж". Догматических сочинений полемического характера у Златоуста немного. Сюда относятся его сочинения против еретиков - гностиков, манихеев, монтанистов, аномеев и других, а также "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Христос есть истинный Бог", "Двенадцать слов против аномеев (ариан), или о непостижимом". По глубина мыслей, по силе красноречия и одушевления эти слова принадлежат к лучшим произведениям Златоуста. Наконец, Златоусту принадлежит литургия, носящая его имя. Нужно также отметить значительное количество писем Златоуста (240), большая часть которых написана в изгнании. В них святитель проявляет трогательную заботу и попечение о тех, кто поддерживал с ним духовную связь. 4.3. Блаженный Феодорит, епископ Кирский (393-457 гг.) Блаженный Феодорит родился в Антиохии, как полагают, в 393 году, в христианской семье и получил прекрасное образование в Антиохийском богословском училище. Став в 423 году епископом Кира, главного города Евфратской области, Феодорит весь отдался заботам о своей пастве. Раздав еще в Антиохии часть своего имения бедным, он остальную его часть использовал на благоустройство города Кира: построил мост, создал форум, украшенный портиками, выстроил собор. В личных своих средствах он настолько был скромен, что кроме одежды у него ничего не было. Кроме дел по благоустройству главной заботой Феодорита было укрепление православия в своей епархии и обращение еретиков к Церкви. Но с появлением несторианства Феодорит некоторое время сам колебался в православии. Усвоив методологию Антиохийской богословской школы, он придерживался взглядов Нестория, в защиту которого писал сочинения. На Халкидоноком соборе (451 г.) он отказался от Нестория и осудил свои сочинения, написанные в его защиту. Феодорит был образованнейшим человеком своего времени. Кроме сочинений, написанных против монофизитов (Эраниот), и "церковной истории" в пяти книгах, ему принадлежат еще два исторических сочинения: "История боголюбцев", содержание которой составляет повествование о тридцати подвижниках, и "Свод еретических басней". Последнее состоит из четырех книг, излагащих лжеучения древних и современных ему еретиков. Это сочинение написано спокойным тоном, без полемического задора, и чуждо нетерпимости. Из апологетических сочинений Феодорита интересно "Врачевание эллинских недугов". Как толкователь Священного Писания Феодорит строго держался приемов толкования, принятых Антиохийской школой. Главное значение он придавал историко-грамматическому разбору текстов. Он не любил аллегорию, хотя и допускал ее в отдельных случаях; его объяснения при всей своей научной глубине и художественной отделке отличаются простотой и ясностью. От него остались толкования на псалмы, "Песнь Песней", на пророков и послания апостола Павла. Ветхий Завет он объясняет в свете новозаветного откровения и находит в нем прообразы новозаветных событий. 5. Восточно-Сирийская богословская школа Восточно-сирийская или Эдесско-Низибийская школа по своему богословскому направлению примыкала к Антиохийской школе. Основателем ее был преподобный Ефрем Сирин. 5.1. Преподобный Ефрем Сирин Ефрем Сирин родился на рубеже III и IV столетий в столице Месопотамии Низибии или в ее окрестностях в семье земледельцев. Ефрем получил христианское воспитание, но в юношеском возрасте не был свободен от некоторых недостатков: он был раздражителен, склонен к чувственным удовольствиям и колебался сомнениями относительно Промысла Божия. Но одно обстоятельство в жизни произвело в нем решительный переворот. Его обвинили в краже овец и посадили в тюрьму. В заключении он дал обет посвятить жизнь свою Богу, если получит свободу. Вскоре он оставил мир и удалился в окрестные горы к отшельникам. Здесь он довершил свое духовное воспитание под руководством знаменитого подвижника Иакова Низибийского, ставшего позже Низибийским епископом. В Низибии он основал школу, в которой был учителем сирийского языка. С переходом Низибии под власть персов (363 г.) Ефрем со многими христианами переселился в Эдессу, где продолжал заниматься преподавательской деятельностью. Ефрем был ревностным поборником православия. В Эдесской епархии было много еретиков. Чтобы привлечь на свою сторону православное население, еретики облекали свое учение в поэтическую форму и распевали на своих собраниях гимны по особым напевам. В противовес им святой Ефрем излагал в стихотворных гимнах православное учение и вместе с верующими пел их в собраниях. В 370 году Ефрем совершил путешествие в Египет, чтобы познакомиться с жизнью египетских подвижников. В Кесарии Каппадокийской он встречался о Василием Великим, который рукоположил его во диакона. Василий Великий приглашал его и на епископскую кафедру, но Ефрем притворным юродством отклонил от себя эту честь, считая себя по смирению недостойным епископского сана. Скончался преподобный Ефрем в 372 году. Ефрем Сирин замечателен не столько как догматист, сколько как толкователь Священного Писания и учитель сердечной веры и благочестия. Его богословские сочинения полемико-догматичеокого характера (20 слов против ариан, 56 слов против гностиков, манихеев, 7 слов о двух естествах во Христе, 3 - о вере против иудеев, о покаянии против новитиан) представляют собой не столько научные трактаты, сколько благочестивые размышления об истинах веры или простое их изложение. В толковании Священного Писания святой Ефрем выступает замечательным экзегетом. По свидетельству Григория Нисского, он истолковал все Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. Его толкования, особенно на книги Ветхого Завета (Пятикнижие, Иисуса Навина, Судей, Царств, Паралипоменон, Иова, 4 великих пророков и из малых Осии, Иоиля, Амоса, Закхея, Захарии и Малахии) отличаются высокими достоинствами. Для истолкования Священного Писания он владел такими средствами, каких недоставало другим толкователям. Благодаря отличному знанию еврейского языка, он прекрасно знаком был с Востоком, где происходили библейские события, с нравами и обычаями евреев, с устными преданиями, которые на Востоке отличаются особенной устойчивостью и хранятся из рода в род. Ефрем осуждал как исключительный буквализм в толковании, так и излишнюю наклонность к аллегории, в то же время буквальное толкование не исключало у него попыток проникнуть в глубокие тайны созерцания. Неподражаемым Ефрем Сирин остается и в своих беседах духовно-нравственного характера. В них он по преимуществу выступал проповедником живой веры и сердечного сокрушения, соединенного с радостью, истекавшей из любви к Богу и надежды на спасение. Кроме этого Ефрему Сирину принадлают много церковных молитв и песнопений. 6. Святые отцы и церковные писатели на Западе в IV-V веках 6.1. Иларий Пиктавийский (315-366 гг.) Иларий Пиктавийский был великим поборником православия на Западе. По ревности к православию и стойкости в защите никейского исповедания его по праву называют Афанасием Галлии. Иларий родился в городе Пиктавии, в Аквитании, около 315 года, в богатой и знатной языческой семье, получил образование в школах своего родного города. Христианство он принял в зрелых летах, убедившись в суетности той жизни, которой удовлетворялись его современники. Чтение священных книг произвело переворот в его душе, и он вместе с женой и дочерью принял христианство. В 353 году он был избран на епископскую кафедру своего родного города Пиктавии. Однако занимать ее ему пришлось недолго. За смелую и решительную защиту православия арианские епископы при Константине низложили его с кафедры, и Иларий был отправлен в ссылку во Фригию. Во время четырехлетнего изгнания он основательно изучил греческий язык и греческую литературу. Здесь им были написаны замечательные трактаты "О Святой Троице" и "О соборах". Появление этих трактатов смутило арианских епископов: они решили, что Иларий безопаснее для них дома и добились его возвращения из ссылки (360 г.). Иларий с радостью был принят своей паствой и до самой своей смерти в 366 году вел борьбу с арианством на Западе. Среди церковных писателей Запада Иларий занимает очень видное место. Его богословский трактат "О Святой Троице" по самостоятельнооти и красноречию может назваться образцовым богословским произведением. В нем обстоятельно изложены основы православного учения о Троице, раскрыт догмат воплощения, разобраны все возражения еретиков и приведена подавляющая масса библейских свидетельств в пользу православия. Кроме того, Иларию принадлежат толкования на Евангелие от Матфея и на псалмы, в чем проявилось сильное влияние аллегорического метода Александрийской богословской школы. Иларий писал также много гимнов и считается древнейшим песнописцем на Западе.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar