Меню
Назад » »

Протоиерей СЕРАФИМ СОКОЛОВ / ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ (10)

Первая фаза характеризуется усилением церковного абсолютизма. Папы оказываются на такой высоте власти, на какой никогда и нигде не стояла ни одна власть в мире. Такой папский абсолютизм включает в себя конец ХI - ХIII века. Вторая фаза, длившаяся с конца ХIII столетия до Реформации, была временем реакции против папства, стремлением к ограничению его светского и духовного могущества. На протяжении всего этого времени папство беспощадно боролось с государством за свои интересы. 1. Папа Григорий VII Гильдебрандт (1073-1085 гг.) Благодаря феодальному режиму, опутавшему своими сетями и Церковь, Западная Церковь находилась в порабощении у светской власти. В руки светских владетелей вместе с инвеститурой перешло существеннейшее право церковной власти - избрание кандидатов на высшие церковные должности. Благодаря этому Церковь наполнялась такими пастырями, которых трудно было назвать таковыми, т.к. мирские интересы ставились ими выше всего. Это порабощение иерархии светской властью коснулось и папства. Со второй половины IX века в течение почти двух столетий папский престол представлял картину глубокого политического и нравственного падения. Оставалось только в идее представление о папе как главе Католической Церкви, в действительности же этот глава превратился в игрушку вначале в руках разных политических партий Италии, а затем германских императоров, которые в первой половине XI в. стали полновластными распорядителями папского престола. Так возникла идея создать крепкую церковную иерархию, независимую от светской власти. Реформаторское движение против засилия светской власти обнаружилось в монастырях Клюнийской конгрегации, непосредственно подчиненной папам. Среди многих поборников этой идеи особенно энергично выступал монах Клюнийского монастыря Гильдебрандт. Это был человек крепкого практического ума, железной воли, всей душой при этом преданный Церкви. Гильдебрандт понимал, что спасение Церкви - в ее освобождении от светской власти. Под воздействием Гильдебрандта в 1059 году папа Николай II издал определение, по которому народ и римская знать совершенно лишались права на участие в выборе пап, и это право передавалось коллегии кардиналов, состоявшей из кардинал-епископов и кардинал-пресвитеров. Духовенству, знати и народу, а равно и императору предоставлялось право утверждения выбранного кандидата. При этом императору предоставлялось это право, как особое благоволение папского престола. В роли секретаря пап Гильдебрандт стал настолько популярной личностью, что в день погребения папы Александра II, преемника Николая II, римский народ выкрикивал его имя как папы. Кардиналы утвердили этот выбор, однако Гильдебрандт неохотно согласился занять римский престол. Тем не менее, он показал себя первым решительном выразителем твердой папской власти. Свои идеи Гильдебрандт выразил в соответствующих сочинениях. Римский первосвященник, по мнению Гильдебрандта, есть вселенский епископ, имя его единственное в своем роде имя. Только ему принадлежит право помимо собора низлагать епископов даже в их отсутствии. Он пересматривает все приговоры и апелляции, а на его приговоры уже не может быть апелляции, и он сам стоит выше всякого суда. Римский епископ составляет законы Церкви. Римская Церковь никогда не заблуждалась и никогда не будет погрешать, и папа, по заслугам апостола Петра, становится святым. Отсюда папа имеет право низлагать императоров и освобождать подданных от присяги. В этих воззрениях Гильдебрандта заключалась полная система теократического строя во главе с абсолютным монархом - папой. Но Гильдебрандт понимал, что для осуществления этой идеи нужно опереться на духовенство, оторванное от мирских интересов и исключительно преданное Церкви. Таким духовенством, по его мнению, могло быть только безбрачное духовенство. На Римском соборе 1074 года он вновь вернулся к вопросу о целибате духовенства. Преодолевая сопротивление клира, он неуклонно приводил эту идею в жизнь. В следующем году на Римском соборе Гильдебрандт решительно выступил против инвеституры. Однако светские государи увидели в этом посягательство на свои права и на государственную собственность, так как церковная власть, не отказываясь от поземельных владений, не хотела нести за них никаких обязательств в пользу государства. Высшая иерархия, свыкшаяся с феодальными порядками, была также недовольна распоряжениями папы. Борьба за инвеституру приняла острый характер. Кульминационным моментом укрепления папской власти явилась так называемая "Каносса". Германский император Генрих IV, не обращая внимания на угрозы папы отлучить его от Церкви, смело выступил на борьбу с ним. Опираясь на епископов, недовольных нововведениями папы, он попытался добиться его низложения, и, действительно, на соборе в Пьянченце папа Гильдебрандт был низложен. В ответ на это папа лишил Генриха власти над Германией и Италией, наложив на императора церковное проклятие. Оппозиционные епископы были лишены сана и отлучены от Церкви. Положение отлученного от Церкви императора было крайне тяжелое, так как это вызывало определенные политические последствия. Немецкие князья потребовали, чтобы Генрих в течение года примирился с папой. В тяжелое зимнее время Генрих с женой и ребенком пустился в путешествие в Италию. Он нашел папу в замке графини Матильды в Каноссе. В грубом шерстяном плаще кающегося грешника, босой, он три дня простоял на морозе в ожидании аудиенции у папы. Примирение с папой состоялось на унизительных условиях для императора. С него снималось отлучение от Церкви, но он оставался лишенным прав государя до соответствующего расследования. Недовольный результатами "Каноссы", Генрих вступил с Гильдебрандтом в новую борьбу. Он даже овладел Римом и избрал новым папой Климента III. Но при помощи норманнов папа вернул Рим и вынудил Генриха оставить Италию. Норманны своими разграблениями и поджогами Рима вызвали негодование городского населения. Гильдебрандт бежал в Салерно, где и скончался. Но дорога к укреплению папского верховенства была накатана, хотя в вопросе об инвеституре светские государи оказались неуступчивыми. Длинный спор за инвеституру утомил, наконец, и папство, и империю и закончился Вормским конкордатом, подписанным папой Каллистом II и императором Генрихом V в 1122 году. Вормский конкордат оставил за духовенством право выбора иерархии. Однако предоставление права на владение имениями оставалось за светской властью, с обязательством духовенства нести все повинности по отношению к государю и империи, вытекавшие из ленных отношений. 2. Папа Иннокентий III (1198-1216 гг.) В лице Иннокентия III папство выступило во всем блеске своего могущества. По своим личным качествам Иннокентий был выдающимся человеком своего времени. Он обладал железной волей, неукротимой энергией, был гибким политиком, любил поэзию и музыку, что свидетельствовало о его высоком образовании. Поэтому вступление на папский престол этого даровитого человека в 37-летнем возрасте не было случайным. Иннокентий целиком усвоил воззрение Григория на государство как учреждение человеческое. Церковь он сравнивал с солнцем, государство - с луной. Как луна заимствует свой свет от солнца, и по величине и своим свойствам ниже солнца, так и королевская власть заимствует блеск своего достоинства у папской власти, Царь царей, Иисус Христос, учредил царство и священство таким образом, чтобы царство было священническим и священство царственным. Апостолу Петру Господь предоставил власть управлять не только Церковью, но и государством. Эти воззрения нашли полное выражение в деятельности Иннокентия, и он выступил, действительно, абсолютным монархом всего католического мира, уничтожал последние следы самостоятельности светской власти. В Риме представителем императорской власти был префект, которого Инокентий заставил присягнуть папскому престолу и принять из своих рук инвеституру не в форме меча - символа светской власти, а в форме мантии и серебряной чаши. От граждан города он также потребовал себе присяги. Из средней и южной Италии Иннокентий выгнал императорских феодалов и расширил владения церковной области. В 1197 году, после смерти императора Генриха VI он активно вмешался в борьбу за германскую корону. Поскольку наследнику императора было только три года, между германскими князьями произошли разногласия относительно нового императора. Из двух претендентов на корону, Оттона Саксонского и Филиппа Швабского, Иннокентий признал первого. Но когда Оттон стал заявлять свои права на Италию и хотел подчинить своей власти и папскую область, папа отлучил его от церкви, лишил императорской короны и объявил немецких князей свободными от всяких обязанностей по отношению к императору. По указанию папы, императором провозглашен был Фридрих, сын Генриха VI. Он показал свою силу и королю Франции Филиппу Августу, вмешавшись в его семейное дело. Папа потребогал, чтобы король сошелся с удаленной им в монастырь королевой Ингебургой и расторг свой брак с датской принцессой Агнессой. Чтобы сломить упорного короля, папа установил интердикт на всю Францию со всеми последствиями этой ужасной меры. Иннокентий установил также контроль над Испанией, Португалией, Венгрией, Польшей и скандинавскими государствами. Даже в славянских государствах - Далмации и Болгарии - утверждено было его господство. Основанная в результате IV крестового похода Латинская империя в Константинополе послужила для Иннокентия опорным пунктом утвердждения, хотя и временного, своего глагенства и на Востоке. Таким образом, политика Иннокентия III завершила полный свой круг. Католический мир превратился в теократитескую монархию. В сфере гражданского управления папа выступил высшим вершителем государственных вопросов. Цари и народы трепетали от папского гнева. Правление Иннокентия III ознаменовалось созданием еще одного нововведения, на несколько столетий карающим мечом вошедшего в жизнь Европы - инквизиции. Этот священный трибунал, "Sactum oficium", непосредственно подчинялся папе и обслуживался монахами-доминиканцами. Инквизиции принадлежало право суда и расправы над всеми, заподозренными в ереси, без различия происхождения и пола. В сфере церковного управления он фактически выступал не как наместник апостола Петра, а как наместник Иисуса Христа. На всех соборах, где присутствовал папа, начиная с Иннокентия, постановления выносились от его имени. Соборы имели только совещательное значение. Издание новых церковных законов и отмена прежних составляли теперь неотъемлемое право папы. Таким оставил после себя папство Иннокентий III, скончавшись на 55-м году жизни. 3. Упадок папского могущества. Великий раскол Для укрепления своего положения папство было вынуждено повести ещё одну борьбу - борьбу с императорским домом Гонгенштауфенов, которая практически продолжалась 100 лет. Одержав над ним победу, папство стало выдыхаться, в политическом отношении ослабело. Победа над этим домом означала начало конца папского величия. Папский двор оказался в тисках двух соперников. С одной стороны, угрожал Карл Анжуйский. Подчинив не без помощи папы Неаполь и Сицилию, он стремился занять господствующее положение в Италии. Но опаснее была угроза папскому могуществу со стороны французского короля Филиппа Красивого (1285-1315 гг.). Римский папа уже как бы традиционно вмешивался в дела государей. Однако Филипп нарушил эту традицию, отклонив посредничество Римского папы Бонифация VIII в войне с английским королём Эдуардом I. Но еще большее раздражение папы вызвало обложение французского духовенства податями для покрытия военных расходов. В 1296 году папа издал буллу, где, не упоминая короля, угрожая отлучением от Церкви всех мирян, налагающих подати на духовенство, а также клира, который их уплачивал. Филипп ответил на буллу запрещением вывозить из Франции драгоценные металлы. Так как вследствие такого распоряжения папа терял свои доходы во Франции, то он должен был уступить. Состоялось временное примирение между папой и королём. Филипп принял даже предложение папы о посредничестве. Но, когда Бонифаций, в своей роли третейского судьи, начал поддерживать английского короля, враждебные отношения между ним и Филиппом возобновились. Затем, чтобы заинтересовать в борьбе с папой всю французскую нацию, Филипп созвал в 1302 году депутатов от всех сословий государства, которые торжественно заявили, что король получил корону непосредственно от Бога, а не от папы. С этим согласилось и французское духовенство. Собор в Риме осудил действия французов, а папа издал знаменитую буллу "Unam Sinctam", в которой развил с полной определенностью теократическую теорию Григория VII. Христос вручил Церкви два меча, говорилось в булле, символ двух властей - духовной и светской. И та, и другая власть установлена в пользу Церкви. Духовная власть выше власти светской, как душа выше тела, и поэтому, как тело находится в подчинении у души, так и светская власть должна находиться в подчинении у духовной. Только при этом подчинении светская власть может с пользой служить Церкви. В случае злоупотреблений светской власти она должна быть судима властью духовной; духовная же власть ни от кого не судится. На новом собрании представителей французского государства юрист Вильгельм Ногаре обвинил папу в различных преступлениях и предложил уполномочить короля арестовать его для суда. В 1303 году Бонифаций проклял Филиппа и наложил на Францию интердикт. Филипп собрал третье собрание. Здесь его ловкие юристы обвинили Бонифация в симонии и других преступлениях, в том числе несуществующих, например, в волшебстве, вследствие чего было решено немедленно собрать Вселенский собор в Лионе для суда над папой и для оправдания короля. Потрясенный всем случившимся, папа скончался в этом же году. Преемник Бонифация Бенедикт XI, сознававший, что его предшественник действовал слишком круто, старался примириться с Францией, но он через восемь месяцев умер (1304 г.). При выборе нового папы предпочтение было отдано французу архиепископу Бордосскому, взошедшему на престол под именем Климента V (1305-1314 гг.). Филипп Красивый, без сомнения, имевший влияние на выбор, взял с нового папы клятву уничтожить все распоряжения Бонифация относительно его, осудить Бонифация и уничтожить орден Тамплиеров. Опасаясь встретить неприятности в Риме за свою уступчивость Франции, Климент решил остаться во Франции навсегда, вызвал туда кардиналов и в 1309 году утвердил своё местопребывание в Авиньоне. Здесь папы находились до 1377 года, и это почти 70-ти летнее их в Авиньоне известно в истории как "Авиньонское пленение пап". Авиньонские папы, начиная с Климента V, были в полной зависимости от французских королей и действовали под их влиянием; в то же время они почти все вели жизнь, недостойную звания верховных первосвященников, чем еще более ослаблялось их влияние. Даже в Италии власть пап значительно упала. В папской области только по форме признавали папу повелителем, а на самом деле ни он, ни его наместники и легаты не имели никакого влияния на управление. Ревнители папcтва опасаясь уничтожения папства как такового, думали о возвращении римского первосвященника обратно в Италию. Григорий XI (1370-1378 гг.) перенес, наконец, в 1377 году свою резиденцию в Рим, где вскоре и умер. Со смертью Григория XI в Римской Церкви начался, так называемый великий раскол. В папской курии большинство кардиналов составляли французы, приехавшие из Авиньона. Они наcтаивали на избрании папой француза, но народ римский требовал, чтобы им был римлянин. Наконец, был выбран итальянец Урбан VI (1379-1389 гг.), человек крутого и даже жесткого характера. Новый папа начал своё правление исправлением нравов клира, коснулся он и кардиналов. Оскорбленные этим французские кардиналы, захватив папские драгоценности, уехали из Рима, объявив избрание Урбана недействительным, и выбрали своего папу Климента VII (1379-1394) который вскоре поселился в Авиньоне. Климента признали Франция, Неаполь и Испания; Урбана - остальные государства. Таким образом, в Римской Церкви образовалось двоевластие. С наступлением в Римской Церкви великого раскола западный христианский мир, привыкший смотреть на папу как на единого главу Церкви, очень соблазнился этим явлением, а папы, как римские, так и авиньонские, своей распущенной жизнью, интригами и проклятиями друг на друга ещё больше усиливали соблазн. Упала и церковная дисциплина. При таком положении церковных дел стали раздаваться голоса, что только при посредстве Вселенского собора можно достигнуть прекращение раскола и уничтожения церковных злоупотреблений. В 1409 году в Пизе был созван собор. Но несмотря на искреннее желание освободить Церковь от двоевластия, собор не достиг своей цели, ограничившись выводами, что папа может быть привлечен к ответственности через собор как судебную инстанцию. Пизанский собор потребовал к суду обоих пап и, когда те не явились, объявил их низложенными. Но кардиналы постарались убедить собор в необходимости избрания нового папы, под руководством которого и могут быть произведены реформы. Им был избран папа Александр V (1409-1410 гг.). В этом заключалась вся ошибка собора. Александр, ссылаясь на то, что для предполагаемых преобразований необходима подготовительная работа, распустил собор с обещанием созвать его вновь через три года. Таким образом, собор ничего не сделал, и Римская Церковь получила третьего папу. Смерть Александра V в 1410 году не сняла проблемы законного папы. Преемником Александра стал кардиналом Валтасар Косса, занявший папский престол под именем Иоанна XXIII (1410-1415 гг.). Иоанн вновь собрал собор. Однако собор был открыт не в Риме, где Иоанн мог иметь влияние на его решения, а в немецком городе Констанце в 1414 году в присутствии императора Сигизмунда и другой знати. Собор не имел успеха, он подтвердил право суда над папой, низложил Иоанна XXIII, объявил низложенным антипапу, объявившегося в Испании. В период понтификата Мартина V (1417-1431 гг.) все антипапы скончались и раскол прекратился, но авторитет наместников апостола Петра в католическом мире был значительно подорван. Средневековая политика Святейшего Престола завершилась протестантизмом, разделившим Римскую Церковь и ознаменовавшим собой победу над папским абсолютизмом. В результате после былого папского могущества встала проблема стабилизации его власти и авторитета в христианском мире. Выполнить эту задачу и вернуть папcтву утерянный престиж взяли на себя орден иезуитов, основанный в 1540 году и Тридентский собор (1545-1563). Собор умело привел епископат Римско-Католической Церкви к полной зависимости от папы и выработал следующие постановления: 1. Сохранение безбрачия духовенства. 2. Улучшение образования будущих священнослужителей. 3. Подтверждение добрых дел для спасения (в противовес протестантскому учению). 4. Сохранение семи таинств. 5. Сохранение латыни, как церковного языка и запрещение клиру и пастве изучать Священное Писание на ином языке. 6. Развитие миссионерской деятельности во всем мире. Тридентское "Исповедание веры", утвержденное собором, облекло Римско-Католическую Церковь в её современные формы. Глава IX УНИАТСКАЯ ПОЛИТИКА ВИЗАНТИИ 1. Политическое состояние Византии. Предпосылки униатской политики Византии В первой половине XI века последовал полный разрыв между Церквями Восточной и Западной. Мирные отношения уступили место неприязненным. Последние усугубились крестовыми походами, во время которых греческие святыни были преданы поруганию. Греки ненавидели латинян, как еретиков и своих притеснителей, а латиняне в свою очередь ненавидели греков, как "схизматиков" (как они их называли), как людей двоедушных и коварных. Враждебные чувства нередко доводили тех и других до кровавых столкновений. Но, несмотря на это, мы видим, что греки и латиняне весьма часто предпринимают попытки к единению Церквей. Были особенные причины, которые побуждали их искать церковного союза. После разделения Церквей папы не теряли надежды подчинить своей власти Греко-Восточную Церковь. Поэтому они всеми силами стремились восстановить общение Церквей Восточной и Западной, понимая под восстановлением не союз Церквей, а подчинение Восточной Церкви Западной, т.е. папе. Греки по политическим расчетам со своей стороны так же желали соединения Церквей. Политическое положение Византийской империи в описываемую эпоху было трудным. Одряхлевшая империя, при нападениях на нее турок и крестоносцев, была готова рухнуть, представляя собой колосс на глиняных ногах. Её ждал пример Великого Рима. Рассчитывая при содействии пап, которые в то время имели сильное влияние на ход политических дел во всей Европе, защитить империю от многочисленных врагов и предохранить ее от падения, византийское правительство искало союза с Римом. Не случайно оно на всех переговорах с Римом на первый план ставило вопрос о соединении Церквей, что не могло не пленить папу. Таким образом, расчеты Рима подчинить Восточную Церковь, с одной стороны, а с другой - расчеты Византии укрепить политический статус страны явились причинами попыток к соединению Церквей. Но одна уже эта расчётливость говорила о непрочности предстоящего союза. При этих расчётах искренности в переговорах о соединении Церквей не было ни со стороны латинян, ни со стороны греков - и те и другие, под предлогом соединения Церквей, преследовали свои цели. Поэтому, когда одна из сторон достигала или не достигала своей цели, вопрос о соединении Церквей отодвигался на задний план. Непрочность попыток соединения Церквей обуславливалась тем обстоятельством, что они не имели характера всеобщности, по крайней мере, на Востоке. Со стороны греков, главным образом, хлопотали о соединении Церквей императоры; греческая иерархия в своём большинстве и народ были против соединения, так как видели в нём подчинение Восточной Церкви папе. Из многочисленного числа попыток к соединению Церквей, принципи-ально неудачных, следует выделить всего две, доведенные всевозможными хитростями и насилиями до конца и сопровождавшиеся печальными последствиями для Греко-Восточной Церкви. Это так называемые унии: Лионская (1274 г.) и Ферраро-Флорентийская (1439 г.). 2. Лионская уния После взятия Константинополя в 1261 году Византийский император Михаил Палеолог укреплял дипломатические отношения с папой Урбаном IV, а затем с Климентом IV; посылал к ним несколько посольств с богатыми подарками и предложениями относительно соединения Церквей. Однако переговоры с ними не привели к положительным результатам, главным образом потому, что папы не доверяли Палеологу. Только с 1271 года, когда на папский престол вступил Григорий X, особенно сильно желавший объединения Церквей под главенством Рима, в переговорах наметился существенный сдвиг. Григорий в ответ на предложение Палеолога прислал ему письмо, в котором поддержал его намерение подчиниться апостольскому престолу и приглашал на назначенный им в 1274 году Лионский собор для окончательного решения вопроса об объединении Церквей. При этом папа в числе условий объединения выставлял признание главенства папы греками и принятие ими латинского чтения символа с прибавлением filioque. Палеолог решился на соединение Церквей на предложенных условиях. Посольство страны привезло императору письмо об унии, которое внимательно изучалось. Греческое духовенство во главе с патриархом Иосифом, прежде покорным императору, было против предложенной унии. Палеолог уговаривал патриарха и епископов соединиться с Римской Церковью, считая, что условия, предложенные папой, исполнимы: поминать папу в богослужении не унизительно для Восточной Церкви, как и признавать его братом и первым лицом во Вселенской Церкви; что же касается права апелляции к папе, то оно практически существовать не будет, т.к. в "сомнительных случаях едва ли кому захочется плыть для этого за море". О чтении символа с прибавлением filioque император промолчал. Вообще, он старался представить греческому духовенству дело унии, как дело, имеющее характер политический. Да так оно и было! Патриарх и епископы, несмотря на эти убеждения, всё-таки не соглашались на унию. Патриарший хартофилакс, учёный Иоанн Векк, сказал императору, что латиняне, не названные ещё Церковью еретиками, на самом деле - тайные еретики. Такое противодействие раздражало императора, он заключил Векка в тюрьму. Впрочем, находя, что Векк, как образованный человек, может много помочь делу унии, Палеолог счёл нужным привлечь его на свою сторону, что ему удалось - Векк превратился в горячего приверженца унии. Между тем, нужно было отпускать папское посольство и давать ответ папе. Палеолог, решившийся уже на унию, написал папе, что он пришлет на Лионский собор уполномоченных от Восточной Церкви. Одно только затрудняло императора: противодействие главы Греческой Церкви патриарха Иосифа, который успел разослать к восточным епископам окружное послание против соединения с латинянами. Хитрый Палеолог предложил Иосифу удалиться на время в монастырь на следующих условиях: если дело унии не состоится, он опять займет свою кафедру, если же состоится, - он совсем откажется от патриаршества. Иосиф не мог не согласиться. Этого требовала политика. Палеолог, заготовив с единомышленными ему епископами грамоту от греческого духовенства к папе, направил посольство на Лионский собор. В числе послов были бывший патриарх Герман и великий логофет Георгий Акрополит. Папа доброжелательно принял послов. Четвертое заседание собора было посвящено вопросу о соединении Церквей. Вопрос ставился так, что рассуждений о разногласиях между Церквами не допускалось. Прежде всего, папа заявил собору, что греки добровольно переходят в юрисдикцию Римской Церкви. Затем прочитаны были письма к папе Михаила Палеолога, его сына Андроника и грамота от греческого духовенства. Как в письмах, так и в грамоте выражалась полная покорность папе, только в своем письме император просил папу оставить грекам символ без чтения filioque. Великий логофет Георгий Акрополит дал от имени Михаила Палеолога присягу в том, что он обещает нерушимо сохранять исповедание Римской Церкви и признавать её первенство. Такую же присягу дали от лица греческого народа представители духовенства, бывшие в числе послов. В заключение всего пропели "Тебе Бога хвалим" и символ веры с прибавлением filioque. Таким образом, уния между Церквами Восточной и Западной состоялась. Греческие послы получили богатые подарки и возвратились в Константинополь. Вместе с ними прибыло посольство и от папы. Палеолог был весьма доволен исходом дела на Лионском соборе, так как после утверждения унии папа распорядился, чтобы между ним и Карлом Анжуйским, войска которого угрожали Византии, заключен был мир. Оставалось только ввести унию в Греческой Церкви. Еще в ожидании послов с Лионского собора Палеолог употреблял все средства, не исключая насилия, чтобы склонить греческое духовенство на унию. Когда послы привезли унию, он объявил разделение между Церквами несуществующим и потребовал, чтобы все признали это делом совершившимся. Патриарх Иосиф объявлен был низложенным, а на его месте возведен был приверженец унии - Иоанн Векк. В богослужении приказано было поминать Григория Х как "верховного архиерея апостольской Церкви и Вселенского папу". Но уния была слишком непрочной. Только император и его партия приняли её. Греки, духовенство и миряне, не желавшие и не искавшие унии, не хотели иметь никакого общения с Римской Церковью. Стали раздаваться проклятия на униатов, с ними не хотели иметь никаких отношений, считали за осквернение прикосновение к ним и разговор с ними. Вследствие неудачных попыток Палеолога увеличить количество униатов мирными средствами в стране прокатилась волна репрессий: начались ссылки, заключения в тюрьму, ослепления, отсечения рук, рвание ноздрей непокорным и т.п. Преследованиям подвергалось прежде всего духовенство. Император не щадил даже своих родственников. В то же время Векк старался привлечь народ к унии своими посланиями и сочинениями. Но ни насильственные меры императора, ни сочинения Векка не приносили пользы - греки не принимали унии. Между тем, в Риме узнали, что в Греческой Церкви практически унии не существует. Папа Григорий и его сторонники не тревожили Палеолога. Но Николай III желал реального осуществления унии. Он направил в Константинополь легатов, которым поручил настоять на полном введении унии с принятием латинского символа веры и с подчинением папе. Положение Палеолога было критическое. Но гибкий политик вышел из затруднительного положения. Послов великолепно приняли, оказывая им почести, император уверял их в своей преданности папе и унии. Палеолог приказал составить от греческого духовенства грамоту (подписи епископов были подделаны), в которой излагалось учение Римской Церкви. Грамоту вручили легатам. Им показывал тюрьмы, в которых заключены были противники унии, и наконец, двух противников унии отослали к папе на суд, но папа возвратил их без наказания. Так Палеолог успокоил Николая III, а последний заключил с ним тайный союз против Карла Анжуйского. В 1281 году на папский престол вступил Мартин IV. Этот папа не дал обмануть себя Палеологу. Зная, что в Греческэй Церкви унии практически нет, он с презрением отослал послов Палеолога, а самого его отлучил от Церкви. Палеолог, раздраженный таким поступком папы, запретил поминать его при богослужении, но унию все-таки сохранил. Карл Анжуйский, не связанный более запрещением папы, начал войну с Палеологом, в которой последний одержал верх. За поражение Карла папа ещё раз в 1282 году отлучил Палеолога. В том же году Палеолог умер. С его смертью окончилась и Лионская уния. Его сын и преемник Андроник II (1283-1328 гг.) был сторонником православия. В 1283 году в Константинополе состоялся собор, на котором обсуждался главный вопрос - учение об исхождении Святого Духа и от Сына. На нем судили и униатов, и прежде всего Векка, который был низложен и сослан в заточение. Церкви, в которых совершалось униатское богослужение, были освящены вновь как оскверненные. Через несколько десятилетий никаких и следов от Лионской унии на Востоке не осталось. 3. Ферраро-флорентийская уния Подобный же исход имела и Флорентийская уния. К началу XV столетия Византийская империя была поджата с Востока завоеваниями османских турок. Византийское правительство, следуя прежней политике, искало помощи на Западе, и главным образом, у пап. С этой целью греческие императоры последних времен империи часто сами лично ездили на Запад, как например, Иоанн V Палеолог (1341-1391 гг.) и Мануил II Палеолог (1391-1425 гг.). Но Запад не торопился с помощью. Преемник Мануила Иоанн VI Палеолог (1425-1448 гг.), предвидя скорое и неизбежнее падение империи под оружием турок, решился для её спасения испытать последнее средство: под предлогом объединения Церквей подчинить Греко-Восточную Церковь папе взамен получения помощи от западных государей. С этой целью он начал переговоры с папой Евгением IV. Папа согласился на предложение императора. Они договорились созвать с участием западных государей Вселенский собор из представителей Греческой и Латинской Церквей и решить на нем вопрос соединения. Предполагалось убедить западных государей подать помощь Византийской империи. После долгих переговоров о месте собора его назначили в Ферраре. Папа принял на свой бюджет проезд и содержание во время работы собора греческих епископов.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar