Меню
Назад » »

Преполовение Пятидесятницы

Преполовение Пятидесятницы

Преполовение Пятидесятницы. Апостола и священномученика Симеона, сродника Господня. 27 апреля по старому стилю / 10 мая по новому стилю среда Преполовение Пятидесятницы. Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня (107). Прп. Стефана, игумена Печерского, еп. Владимиро-Волынского (1094). Прав. Евлогия странноприимца (IV). Сщмчч. Павла Светозарова и Иоанна Рождественского пресвитеров, мчч. Петра Языкова, Николая Малкова, Авксентия Калашникова, Сергия Мефодиева и мц. Анастасии (1922); прмц. Марии Носовой (1938); сщмч. Иоанна Спасского пресвитера (1941). Моздокской и Дубенской-Красногорской (XVII) икон Божией Матери (переходящие празднования в Преполовение Пятидесятницы). Деян., 34 зач., XIV, 6–18. Ин., 26 зач., VII, 14–30. Мы прошли через великие испытания, через разрушение святынь, и те, кто совершал эти страшные поступки, думали, что, освобождаясь от святынь, строят счастливую, справедливую, обеспеченную жизнь. Им казалось, что на пути к построению счастливой жизни есть препятствие в виде веры, которая якобы мешает людям идти вперед. И они разрушали веру в надежде построить справедливое и обеспеченное общество, но не получилось. А иначе и быть не может, потому что Бог – хозяин. Он попускает человеку совершать грехи, но Он пресекает последствия грехов, когда Ему это угодно, и в первую очередь в ответ на скорби, на страдания и на веру людей. И какие же испытания выпали на долю нашего народа! Весь XX век – это кровь, это мучения, это страдания. Чего только стоила страшная война 1941–1945 гг., сколько миллионов жизней она унесла! И в ответ на эту жертву народа нашего Господь во благовремение и возвращает нам наши святыни, но наипаче – нашу веру. Пре­по­ло­ве­ние Пя­ти­де­сят­ни­цы, тж. Пре­по­ло­ве­ние Гос­подне или Пре­по­ло­ве­ние (англ. mid-pentecost, тж. meso-pentecost) — ма­лый гос­под­ский празд­ник, от­ме­ча­е­мый через 25 дней по­сле Свет­ло­го Вос­кре­се­ния. От­ме­ча­ет­ся все­ми Пра­во­слав­ны­ми, а так­же Во­сточ­но­ка­то­ли­че­ски­ми церк­вя­ми ви­зан­тий­ско­го об­ря­да. Эти­мо­ло­ги­че­ски русск. пол~, по­лов~, англ. mid~ и т.п. ука­зы­ва­ют на вре­мя празд­но­ва­ния: «пол­пу­ти», се­ре­ди­на меж­ду Пас­хой и Тро­и­цей. Пре­по­ло­ве­ние Свя­той Пя­ти­де­сят­ни­цы — один их древ­ней­ших хри­сти­ан­ских празд­ни­ков. От­ме­чая, что ни в Апо­столь­ских пра­ви­лах (пра­ви­ло №37), ни в де­я­ни­ях Ан­тио­хий­ско­го со­бо­ра (пра­ви­ло №20) празд­ник Пре­по­ло­ве­ния ещё не упо­ми­на­ет­ся, С. В. Бул­га­ков от­но­сит его уста­нов­ле­ние ко вре­ме­нам Иоан­на Зла­то­уста (ко­нец IV ве­ка) Наи­бо­лее ран­нее на се­го­дня упо­ми­на­ние о нём в бо­го­слу­жеб­ной ли­те­ра­ту­ре за­фик­си­ро­ва­но в гру­зин­ском пе­ре­во­де иеру­са­лим­ско­го Лек­ци­о­на­рия VII–VIII ве­ков. Гим­но­гра­фи­че­ские же про­из­ве­де­ния, по­свя­щён­ные Пре­по­ло­ве­нию, да­ти­ру­ют­ся на­чи­ная с V ве­ка (Ана­то­лий Кон­стан­ти­но­поль­ский). Впо­след­ствии пес­но­пе­ния к это­му празд­ни­ку пи­шут Ан­дрей Крит­ский (VII век), Иоанн Да­мас­кин (VIII век) и Фе­о­фан Ис­по­вед­ник (IX век) — их про­из­ве­де­ния ис­поль­зу­ют­ся в бо­го­слу­же­нии и по сей день. Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия упо­ми­на­ет в спис­ке гим­но­гра­фов Пре­по­ло­ве­ния Иоан­на Да­мас­ки­на и Козь­му Маюм­ско­го (Иеру­са­лим­ско­го). Вплоть до за­ня­тия Кон­стан­ти­но­по­ля тур­ка­ми в 1453 го­ду празд­ник Пре­по­ло­ве­ния был од­ним из празд­ни­ков Со­бо­ра свя­той Со­фии — быв­ше­го пат­ри­ар­ше­го пра­во­слав­но­го со­бо­ра Ца­рь­гра­да, неко­гда са­мо­го боль­шо­го хри­сти­ан­ско­го хра­ма в ми­ре. Пре­по­ло­ве­ние празд­ну­ет­ся 8 дней, на­чи­ная от 4-й сре­ды Пас­хи и за­кан­чи­вая сре­дой 5-й сед­ми­цы. Бо­го­слу­же­ние пя­то­го пас­халь­но­го вос­кре­се­нья (неде­ля о са­ма­ря­ныне) сов­ме­ща­ет­ся с служ­бой по­празд­не­ства Пре­по­ло­ве­ния. Пред­праздн­ства этот празд­ник не име­ет. Стоя меж­ду днём Пас­хи и днём Со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха, празд­ник Пре­по­ло­ве­ния слу­жит свя­зью меж­ду эти­ми дву­мя ве­ли­ки­ми хри­сти­ан­ски­ми тор­же­ства­ми. Про­дол­жая че­ство­вать Пас­ху, в Пре­по­ло­ве­ние Цер­ковь на­по­ми­на­ет и о при­бли­же­нии дней Со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха и Воз­не­се­ния Гос­под­ня: В озна­ме­но­ва­ние «бла­го­да­ти Свя­то­го Ду­ха, ко­то­рую Спа­си­тель упо­до­бил во­де, по­да­ю­щей жизнь жаж­ду­щим спа­се­ния», Пра­во­слав­ная цер­ковь уста­но­ви­ла в этот день тра­ди­цию крест­но­го хо­да на вод­ные ис­точ­ни­ки, для ма­ло­го освя­ще­ния во­ды. Мо­лясь в день Пре­по­ло­ве­ния «о на­по­е­нии всех жаж­ду­щих спа­се­ния во­да­ми бла­го­че­стия», цер­ковь со­вер­ша­ет во­до­свя­тие — освя­ще­ние во­ды на ре­ках, озе­рах, в ко­лод­цах. В до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии жи­те­ли де­ре­вень шли на по­ля, за­се­ян­ные хле­бом, где свя­щен­ник окроп­лял ни­вы освя­щён­ной во­дой, а кре­стьяне мо­ли­лись о нис­по­сла­нии обиль­но­го уро­жая. Святой апостол и священномученик Симеон, сродник Господень, был сыном Клеопы, младшего брата святого Иосифа Обручника. В зрелом возрасте он увидел чудеса Господа Иисуса Христа, уверовал в Него и стал одним из 70-ти апостолов. Святой Симеон проповедовал учение Христово, наставлял в истинах святой веры и обличал идолослужение. После убиения святого апостола Иакова († 63; память 23 октября), первого епископа Иерусалимского, на его место христиане избрали святого апостола Симеона. В правление императора Траяна (98–117) римскому правителю Аттику донесли, что святой Симеон происходит из рода царя Давида (римляне уничтожали всех потомков царя Давида) и исповедует христианскую веру. Язычники схватили святого Симеона, который в то время был уже столетним старцем и после долгих мучений распяли на кресте. Преподобный Стефан, игумен Печерский, епископ Владимиро-Волынский, с молодых лет подвизался в Киево-Печерской обители под руководством преподобного Феодосия († 1074; память 3 мая) и был любимым его учеником. Преподобный Феодосий иногда поручал ему вместо себя наставлять братию словом назидания. Перед кончиной преподобного Феодосия иноки просили его назначить игуменом святого Стефана, который был тогда доместиком (главным уставщиком на клиросе). «Он вырос, – говорили они, – под твоей рукой, послужил тебе, дай его нам». И преподобный Феодосий вручил управление обителью преподобному Стефану. Во время его игуменства был в основном отстроен обширный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, начатый еще преподобным Феодосием. Братские келлии были переведены ближе к новому храму, а на прежнем месте остались несколько келлий для иноков, которым было поручено погребение умерших и ежедневное совершение Божественной литургии с поминовением усопших. В 1078 году преподобный Стефан вынужден был покинуть монастырь. На другой горе, недалеко от родной обители, он основал новый монастырь в честь Пресвятой Богородицы (в память положения Ее ризы во Влахерне), который был назван Кловским. Монастырь был основан в благодарность за благодеяния Матери Божией к Печерской обители. Преподобный Стефан видел, как пришли из Греции мастера-каменщики с иконой Матери Божией и рассказали видение Царицы Небесной во Влахерне. Именно поэтому святой Стефан и создал на Клове церковь в честь Влахернской иконы Матери Божией. В 1091 году святой Стефан был поставлен епископом Владимира-Волынского и участвовал в перенесении мощей преподобного Феодосия из пещеры в монастырь (память 14 августа). Он много потрудился по обращению в христианство жителей Волыни. Скончался святитель Стефан 27 апреля 1094 года в 6-й час ночи. Пра­вед­ный Ев­ло­гий Стран­но­при­и­мец жил в IV ве­ке в Фива­и­де. Он нес по­двиг слу­же­ния стран­ни­кам. Грузинская царица святая Тамара, жившая в конце XII – начале XIII века, способствовала распространению на Кавказе христианства, воздвигала и снабжала утварью и облачениями множество храмов в горах и ущельях. В один из таких храмов, находившихся около осетинского аула Марьям-Kay, она и прислала список с афонской Иверской иконы Божией Матери в дар новопросвещенным христианам. Написана эта икона была благочестивым человеком, который перед тем, как начать работу, постился шесть недель. До 1768 года эта икона Богоматери хранилась в Куртатинском округе. Здесь она три раза чудесным образом выходила невредимой из пожаров. В том же году по настоянию императрицы Екатерины II осетины аула Марьям-Kay должны были выселиться из Куртатинского округа. Отправившись в дорогу и взяв с собой Иверскую икону, путники-осетины заночевали на берегу р. Терек у города Моздока. Всю ночь от святой иконы исходил яркий свет, освещая всю окрестность, а утром, когда переселенцы хотели продолжить свой путь, волы, запряженные в арбу, на которой помещалась Иверская икона, не смогли сдвинуться с места. Одному из путников было во сне видение: Богородица приказала оставить икону на этом месте. Весть об этом дошла до архиерея Гаия, которым был совершен торжественный молебен у иконы. Архиерей хотел было перенести икону в городской собор, но ему тоже было открыто, что святой образ должен оставаться на том же месте. Епископ внял этому небесному внушению и построил здесь для Иверской иконы часовню, на месте которой в 1796-1797 годах был выстроен храм во имя Успения Богоматери, здесь же вскоре была основана женская обитель. Но в 1799 году и храм, и монастырь были закрыты, как была упразднена и сама Моздокская епархия. По преданию, когда предводитель кавказских горцев Шамиль подходил со своим войском к Моздоку, чтобы овладеть им, ему явилась в видении Жена в белом одеянии и приказала не трогать город. В конце XIX столетия в честь Иверской иконы Божией Матери жителями Моздока был выстроен величественный храм. Но не только моздокские жители считали эту икону своей покровительницей – она почиталась по всему Кавказу; и не одни лишь православные, но и католики, населявшие Кавказ, служили ей молебны и ставили пред ней свечи. От Иверской Моздокской иконы совершилось много чудес и исцелений. Часто по обету богомольцы приходили к ней издалека босиком и несколько раз обходили вокруг собора на коленях. Каждый год ее переносили в г. Владикавказ, где она пребывала около месяца. К великому сожалению, после революции 1917 года икона была утеряна и сегодня в Успенской церкви города Моздока находится ее список. В Свято-Покровском Красногорском женском монастыре (Черкасская область, Украина) хранится икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Дубенской». Еще до начала XVII века (времени основания обители) здесь обосновался для пустынного монашеского жития, как повествует предание, некий инок-отшельник, выходец из Константинополя, поселившийся в этих местах по повелению явившейся ему в видении Божией Матери. Иконой, перед которой молился подвижник, стало вырезанное им на коре дерева изображение образа Божией Матери «Корецкой», позже покрытое красками и облаченное в ризу. После разорения монастыря икона бесследно исчезла. Вскоре в этой же местности на дубе явилась другая икона Пресвятой Богородицы, получившая наименование «Дубенской». Она до сих пор является главной святыней Красногорской обители. 1. 10 мая. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Святой апостол от 70-ти и священномученик Симеон. Преподобный Стефан, игумен Печерский, епископ Владимиро-Волынский 2. 10 мая. Радоница. Поминовение усопших. Апостола и священномученика Симеона, сродника Господня.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar