Меню
Назад » »

Преподобный Анастасий Синаит / Вопросы и ответы (11)

13. Спустя некоторое время этот самый отрок пребывал с неким патрикием,337 рабом Христовым, нищелюбивым и добродетельным. Однажды вечером в особый час оба, патрикий и отрок, пришли помолиться к честной и всеми чтимой иконе Господа нашего Иисуса Христа. И в тот момент, когда отрок стоял слева от патрикия, икона Владыки повернулась и стала смотреть на отрока. Заметив это, патрикий переставил отрока направо от себя, но икона опять повернулась обратно и обратила взор свой на отрока. Тогда патрикий пал лицом на землю, рыдая, прося и исповедуя [свою веру], а затем вопросил: «Господи мой Иисусе Христе, почему Ты отвращаешь лик Свой от меня, раба Твоего? Ты знаешь, Владыка, что я, по мере своих сил, [никогда] не отвращал лица своего от человека, нуждающегося в милости. Почему же Ты, Владыка, отвращаешься от недостойного раба Твоего?» Многократно обращаясь так [к Господу] и исповедуя [Его], он услышал глас, исходящий от иконы Владыки: «Тебя Я благодарю, потому что из того, что Я даровал тебе, ты [всегда] приносил Мне [воздаяние]. А этому [отроку] Я должен, потому что, оказавшись под страхом, он не отрекся от Меня, но, [наоборот], исповедовал Отца и Сына и Святого Духа». 14. Впрочем, есть и другой способ спасения, который намного легче других может [привести нас к цели духовного] преуспеяния – я имею в виду (как о том было сказано выше) [способ] не судить [никого] и не злопамятствовать. Ведь Бог ни от кого так не отвращается, как от злопамятного человека. Даже если мы обладаем тысячами [духовных] свершений, то все они случайны и напрасны, если сами мы злопамятны.338 Поэтому послушай чудесную историю, достойную всяческого упоминания и душеполезную, о том, что произошло в наши дни и очевидцы чего, Христос тому свидетель, еще живы. 15. Некий муж, носящий монашеское облачение, проводил свою жизнь в беспечности и нерадении, а затем впал в смертельный недуг. Когда пришел [час] последних воздыханий его, то он нисколько не устрашился смерти, но с благодарением и усердием молился Богу – и так вышел из тела. Некто из сидящих рядом с ним [при кончине, когда умирающий был еще жив], один из боголюбезнейших отцов, спросил его: «Такой-то брат, поверь мне, мы, наблюдая [за тобой], считали, что ты завершишь свою жизнь [так же] беспечно и нерадиво, [как и проводил ее]. Откуда же у тебя такое беспечалие и благодарение в этот страшный и ужасный час исхода, перед которым трепещут и святые [мужи]?» 16. Отвечая на это, брат сказал: «Действительно, честные отцы, я проводил свою жизнь со всяким нерадением и беспечностью. И в этот [мой смертный] час Ангелы Божии принесли мне рукописание моих грехов и зачитали все грехи, которые я совершил с момента монашеского пострига. Они сказали: “Узнаешь их?” – “Да, они подлинно мои, и я знаю их. Однако, господа мои, с того времени, как я отрекся от мира, я никогда не осудил никакого человека и не был злопамятен ни на кого. Поэтому прошу [вас], чтобы в отношении меня соблюдено было слово Христово. Ибо Он сказал: не судите, да не судимы будете; простите, и простится вам”.339 И как только я это сказал Ангелам, они тотчас разорвали рукописание грехов моих, и вот я отхожу ко Христу радостно и беспечально». И когда брат поведал это отцам, то он сразу предал дух [свой Богу], даровав всецелую пользу и назидание слушателям, чтобы и они не судили никого и не впадали в злопамятство, как и он, стяжавший подобные добродетели и [удостоившийся] плода столь великой благодати. Пусть же и мы удостоимся этой благодати и человеколюбия Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Ему же [подобает] слава и сила ныне и присно и во веки веков. Вопрос 19. Как мы можем понять слова Господа, глаголющего: «всякий грех и хула простятся человеку... Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31–32)? Ответ 1. Господь в этих словах не излагает кафолическое учение, но рассуждает о тех двух мнениях, которые иудеи высказывали о Нем. Ведь когда Он исцелил бесноватого, слепого и немого (Мф. 12:22), то народ разделился надвое. Одни говорили, что Он есть «Христос, Сын Давидов» (Мф. 12:23), то есть пророк, а фарисеи утверждали, что «Он изгоняет бесов нe иначе, как [силою] веельзевула, князя бесовского» (Мф. 12:25), придавая и приписывая сатане действие Духа. 2. Считающим Его пророком и признающим Его по праву Сыном Человеческим Господь прощает, говоря: «Кто скажет, слово на Сына Человеческого, простится ему» (Мф. 12:31–32). Ибо они, видя Его как Человека, не могли вместить мысль, что Он есть и истинный Бог. И не удивляйся этому, поскольку и ученики, окружающие Клеопу,340 говорили о Нем как о пророке (Лк. 24:18–19), а также блаженная самарянка (см.: Ин. 4:19) и другие из уверовавших в Него вначале. А фарисеям, приписывающим сатане благодать Духа, Он сказал: «Не простится ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:32). Ибо знал, что они не покаются, хотя ведал, что многие другие, во время гонений произнесшие хулу [на Бога], отрицавшиеся от Отца и Сына и Святого Духа, принесшие жертву идолам, из страха наказания поправшие Честный Крест, Святое Крещение и Пречистые Тело и Кровь Христовы, анафематствовавшие веру [христианскую], – они [позднее вновь] обратятся [к вере], возрыдают, достойно покаются и удостоятся Царства Небесного. Как удостоился его Петр, отрекшийся [от Господа, но затем] возрыдавший (см.: Мф. 26:75; Лк. 22:62), [а потому] оказавшийся хранителем ключей от небес (см. Мф. 16:19). 3. Те, которые мыслят не таким образом, впадают во множество нелепых представлений и противоречий. С рассуждением вслушайся [в слова]: если «всякий грех и хула простятся человеку», то, следовательно, сказавший брату своему «безумный» не «подлежит геенне огненной» (Мф. 25:22), как сказал Ты, Христос? Если «всякий грех простится», то что, те, которые не творят милостыню, не пойдут в огонь, «уготованный диаволу» (Мф. 25:41)? Если «всякий грех простится» человекам, то лжет тогда [апостол] Павел, говорящий: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9–10)?341 4. Опять же, если говорящему на Тебя, Сын, «простится ему», Владыка, то почему Ты сказал: «Кто отречется от Меня... отрекусь от того и Я» (Мф. 10:33)? Почему, увещевая, изрек: «Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца» (Ин. 5:23)? Все ереси от века, от Пришествия Твоего, оскорбляли Тебя и хулили Тебя, Сына [Божиего]. И скажи мне, что [в таком случае означает]: говорящему «слово на Сына» и ему простится? Значит, простится и Симону Волхву, сказавшему: «Рожденный от Марии не есть Христос, но я есть Христос»?342 Простится и Арию, утверждающему, что «Сын Божий есть тварь, подобная прочим тварям, а не рожден от Бога»? Также простится и нечестивому Несторию, произнесшему хулу на Сына и сказавшему: «Не восхваляю Мариам, ибо Она родила не Бoгa, а человека»? 5. Если всем таковым, хулящим Тебя, Владыка, простится, то почему осудили их Святые Соборы отцов [своими] определениями и приводящими в трепет анафемами? Если мы поймем [указанные] слова Господа сухо и без исследования, то все, творящие грехи, и все ереси, за исключением одной только ереси Македония-духобора, который хулил Святого Духа, считая Его творением и созданием, [получат прощение].343 И многие из неразумных, не понимающих цель Господа в приведенных выше словах, отклонились в безбожные ереси, [слыша только одно]: «Всякий грех и хула простятся человеку». Услышав [только] это, суемудрый Ориген и Евсевий Палестинский344 начали нечестиво учить о восстановлении от наказания345 и о том, что все, и даже сам сатана, после наказания удостоятся Царства Небесного. 6. Рассмотрим и последующие слова Господа: «Кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему» (Мф. 12:32). Услышав это, нечестивый Арий отделил Сына от Отца, считая Его уступающим не только Отцу, но и Святому Духу. Другие же, собезумные [с ним], услышав: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему», впали в прелесть, утверждая, что «все хулящие плоть Господа будут прощены, а только злословящие на Божество Его осудятся». Опять же Новат,346 услышав: «Если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:32), может свободно сказать: «Те, которые во время гонений отреклись от веры, не имеют, разумеется, прощения и не могут покаяться ни в сем веке, ни в будущем». 7. Поэтому, как было сказано в начале этого рассуждения, Господь, в ответ на два мнения, которых придерживались иудеи, произнес слова, что «всякий грех и хула простятся» иудеям, если они уверовали в Него; но если они упорствовали в своем неверии, приписывая веельзевулу действие Святого Духа, то не простится им «ни в сем веке, ни в будущем». 8. Если же [только] в отношении еретиков, хулящих плоть Господа, сказано: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему», то тогда, наконец, безупречными окажутся такие начальники ересей, как Аполлинарий, Евномий, Савеллий, Диоскор, Феодор, Евтих и Гайан; одни из них утверждали, что пресвятое тело Христа было лишено души, другие – что оно лишено ума, третьи – что лишено воли, четвертые – что не обладало [присущими ему] действиями, пятые – что оно сошло с неба, а шестые – что оно было призрачным и воображаемым.347 И чтобы сказать кратко, [было] несметное число ересей, хулящих плоть и душу Христа, и им, [конечно], не простится ни ныне, ни в будущем веке, поскольку они являлись нечестивыми, гнусными и [никто из еретиков этих] не принес покаяния. Вопрос 20. Если простой человек, не имеющий опыта [в произнесении] речей и [в исследовании] Священных Писаний, будет спрошен еретиком о православной вере Кафолической и Святой Церкви, то что он должен отвечать?348 Ответ 1. О том, что рассуждение о Боге опасно и возможно [лишь] для немногих, свидетельствует божественный апостол, говоря: «Я глаголю отчасти и отчасти знаю».349 Если тот, кто «восхищен был до третьего неба и в раю узнал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 2:2–4), если такой человек, имеющий обитающего в нем Христа (см. Гал. 2:20), изрекает, что «я глаголю отчасти и отчасти знаю», то кто может сказать: «я глаголю совершенным образом и совершенным образом знаю»? Так же о том, что говорить о Боге небезопасно, высказывается и блаженный Григорий; по его словам, «мы, не знающие о том, что у нас внутри, не ведающие о виде и сущности собственной души, [а также не представляющие], какова и каким образом [она] есть, откуда и каким образом приходит и где свершает путь, тем более не способны постигнуть непостижимого, неизреченного и неисследимого по природе Бога».350 И извращающие [Истину] ереси, вследствие своего суетного и пустого стремления познать непостижимую глубину Божества, впали в прелесть и погибли. 2. К иудеям, эллинам и арабам слово Церкви и апология веры и Христа [должны быть] другие. А к двум ересям, добившимся ныне преобладания в Сирии, Месопотамии и Египте, то есть к введенным в заблуждение Несторием, Севиром и Иаковым,351 не знающим тонкостей догматов и Писаний, можно сказать следующее: «Всякий царь, а также [человек], обладающий властью, и владыка вверяет свои наиболее нужные покои и сокровища, разумеется, самым верным и мудрым из народа и слуг. Честные же и всесвятые покои таинств Христовых из всех святых мест на земле суть святой Назарет, святой Вифлеем, святой град Божий Иерусалим, честная Голгофа, святая гора Фавор, самая святая из всех рек – Иордан, святой Сион, священная Гефсимания, святая Масличная Гора и святая гора Синай. А теперь, как мы видим, все эти святые и прославленные места Бог вверил и даровал нашей Кафолической Церкви для прославления Его и поклонения Ему. А если бы вера Нестория, Севира, Иакова, Гайана, Феодосия или какого-либо другого из еретиков была бы более благочестивой, чем вера нашей Кафолической Церкви, то Христом эти святые Божии места были бы вручены ей». 3. Если же еретик (что вероятно) скажет, что Кафолическая Церковь обладает святыми местами благодаря царской власти и тирании, то он лжет на свою голову. Ведь некогда ариане, возобладавшие над ромеями, благодаря царской власти захватили святые места, но вскоре, спустя краткое время, Бог снова возвратил их Своей Святой, Кафолической и Православной Церкви. Ныне же, когда народы, то есть арабы, овладели всем Востоком, Палестиной и святыми местами, очевидно, что не благодаря царской власти, а благодаря Божественному Домостроительству Кафолическая Церковь обладает святыми местами. И относительно того, что по Божиему Домостроительству мы имеем их, можно узнать из того, что, хотя вожди арабов любят вас, еретиков, больше, чем нас, едиыомысленных с ромеями, Сын Божий не позволяет им отнять у нас святые места.352 Ясно, что мы суть [единственные] православные по сравнению с остальными верами. 4. И дерзая, я говорю еретикам: «Если есть на земле другая вера, более православная, чем вера нашей Святой Кафолической Церкви, то Бог неправильно сделал, вверив нам уже на протяжении семисот лет святые и священные места». 5. Когда мы часто изрекали еретикам такие слова, они [уже не осмеливались] открывать свои уста. Вопрос 21. Некоторые, слыша слова Евангелия, гласящие: «Все через Слово Божие начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3),353 говорят, что все случающееся в мире и те притеснения, которые совершает род ариан354 в отношении нас, верующих, они совершают в соответствии с Управлением Божиим. Ответ 1. Те, которые так говорят и мыслят, находятся далеко от слова Истины. Ибо ни убийства, ни прелюбодеяния, ни блуд, ни воровство, ни прочие грехи не происходят через Бога, но [все они] – от лукавого. Поэтому евангелист, имея в виду [бытие] тварей, сказал: «Все через Слово Божие начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». 2. Отсюда следует точно знать, что те ужасы, которые арабы творят в отношении народа Христова, они свершают вовсе не соответственно Управлению Божиему. Ведь Бог отнюдь не повелевает им принуждать верующего человека, чтобы он [перестал] славословить Христа – Бога и Сына Божиего или чтобы он отвергал [Честный] Крест, Крещение и Причастие Святых Таин Его. Опять же, совсем не по повелению Божию предаются закланию святые мужи, ни в чем не согрешившие. Также Бог не потворствует им, когда они топчут Пресвятое Тело и Кровь Его или свершают блуд в Святая Святых. Наоборот, за все эти злодеяния их ждет вечное возмездие в День Судный. 3. И чтобы никто из неразумных не высказал мнения, что мы говорим и предполагаем это исходя из собственного разумения,355 послушаем Бога, глаголющего через двух пророков. Один из них – Исаия, говорящий об Израиле и халдеях, пленивших этот Израиль, следующее: «Я предал народ Мой [в ваши руки] на малое [испытание], то есть чтобы вы бережно и человеколюбиво воспитали его, а не взвалили на него многое, «на старца налагая тяжкое бремя и не жалея ни вдовы, ни сирот».356 Это Бог говорит через пророков357 халдеям, обещая обрушить на них гнев [Свой] за бесчеловечность, проявленную ими к Израилю. 4. Следует использовать и такой пример: подобно тому как некий земледелец, поджигая свое поле, вместе с сорняками сжигает и виноградную лозу, так и мы думаем в отношении арабов, считая, что совершаемое ими с народом Божиим не является богоугодным. 5. Это мы сочли нужным написать, чтобы, беспощадно наказуемые ими, мы не хулили Бога, полагая, будто безумное наказание, [творимое] арабами [в отношении нас], совершается по повелению Божию. Вопрос 22. По какой причине с нами не совершается ныне множество знамений и чудес, как совершались они раньше с предшествующими мужами? Ответ 1. Потому что, как говорит Господь и как это очевидно, «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12), а вместе с ней и все [другие] блага.358 Кроме того, как мы узнаём из Священных Писаний, знамения совершаются ради неверующих, а не ради верующих. Поэтому когда иудеи желали видеть знамения от Христа, то послушай, что говорит Он им: «О род лукавый и прелюбодейный, если не увидите знамений и чудес, то не поверите».359 Наряду с ними Господь порицает и Фому, стремящегося видеть следы [ран] от гвоздей и [вложить руку] в ребра (см. Ин. 20:25), говоря: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29), то есть мы, не видевшие Христа по плоти и не зрящие ныне чудес и знамений.360 2. Кроме того, вследствие случающихся знамений часто более сурово наказываются те, которые видели их, но не уверовали и не крестились, а остались пребывать в своем пороке. Скажи мне, разве что могло принести пользу фараону из тех известных и многочисленных знамений, которые творились Моисеем? Какую пользу обрел Израиль, видя знамения в Египте, в море, в пустыне, на Синае, в столпе огненном, во мраке, огне, буре и гласе трубном? Разве после этого он, сразу же сотворив себе [золотого] тельца, не стал поклоняться ему? И какую пользу извлек этот безумный народ, видя, как Христос воскрешает мертвых, очищает прокаженных и творит всяческие исцеления? Разве не назвали они Его колдуном, изгоняющим бесов [силою] веельзевула (см. Мф. 9:34, 12:24; Мк.3:22; Лк. 11:15)? Поэтому и осудили они Его на смертную казнь, распяв, как злодея, вместе с разбойниками. 3. И чтобы тебе стало все понятно, в заключение скажу: разве извлек какую пользу народ арианский,361 видя во многих и различных храмах наших свершающиеся исцеления, знамения и чудеса? Нет, не извлек, [а потому] подвергается более суровому суду. Делая это ясным, Господь сказал об иудеях: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха» (Ин. 15:22).362 Потому-то и случающиеся знамения служат для многих к большему осуждению. Вопрос 23а363 [Есть] великая [проблема], многократно обсуждаемая и исследуемая всеми: можем ли мы сказать, что жизнь человеческая имеет [заранее установленный] предел, или его нет? Если такой предел существует, то почему Давид говорит Богу: «Не возведи мене во преполовение дний моих» (Пс. 101:25), а также: «мужие кровей и льсти не преполовят дний своих» (Пс. 54:24)? А если его нет, то почему тот же Давид говорит: «Се пяди положил ecи дни моя» (Пс. 38:6)? Опять же, если такой предел есть, то почему Соломон изрекает: «Не нечествуй много, и не буди жесток, да не умреши не во время свое» (Еккл. 7:17)? Если можно умереть «не во время свое», то почему некоторые думают, что позволительно говорить: «Смерть навлекается на тех, в которых уже исполнился предел жизни их»?364 И почему, когда Езекия и ниневитяне просили о [продлении] жизни, Бог добавил им [еще годы] (см.: 4 Цар. 20:5–6; Ион. 3:9)? Ответ 1. Источник мудрости и великое вместилище ведения, апостол Павел, когда пишет к коринфянам, говорит: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно... тот ест и пьет осуждение себе... оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:30). Обрати пристальное внимание на это: вследствие того, что вы недостойно причащаетесь Божественных Таин, многие умирают. Стало быть, если достойно бы причащались, то не умерли бы тогда. Зачем в таком случае мы ищем [какой-то] предел жизни, предназначенный для многих из нас? Также Бог сказал к Елифазу Феманитину: «Согрешил еси ты и оба друзи твои, и если бы не Иов, служитель Мой, то уничтожил бы Я вас» (Иов. 42:7).365 И Псалмопевец говорит об израильтянах: «И рече потребити их, еще бы не Моисей, избранный Его» (Пс. 105:23). Поэтому вследствие добродетели Иова и Моисея, [проявленной] по отношению к Богу, они не умерли, а не потому, что не исполнился предел их жизни. 2. Если же, как это кажется некоторым, дни человека [заранее четко] утверждены и определены, то никто бы из тех, кто проводил жизнь в беззакониях, приближаясь к кончине ее, не поспешал бы к святым мужам, чтобы они испросили у Бога продления жизни их и обращения [к добродетели в покаянии]. Также никто бы не испрашивал у Бога жизни для своих чад. Ибо, согласно им, предел жизни установлен и невозможно продлить её. Священное Писание же гласит: «Чти отца твоего и матерь свою, да благо ти будет и долголетен будеши на земли» (Исх. 20:12). Как я думаю, о том же мыслил и иже во святых Василий, когда говорил: «Смерть навлекается на тех, в которых уже исполнился предел жизни их».366 3. Поэтому предел жизни человеку есть воля Божия: одному Он повелевает продлить [дни жизни], а у другого, как Он видит, следует убавить [их], но все Он делает ради пользы [человека]. Как владелец стада одних овец отсылает, а других приводит по своему желанию, так и Бог поступает по отношению к людям: [по Своему желанию] Он в нужный момент навлекает на человека смерть. Итак, предел жизни каждого, как было сказано раньше, есть повеление и воля Бога, Который сказал человеку после преступления [заповеди]: «Земля ecи, и в землю отидеши» (Быт. 3:19). Ведь Он не сказал: «Я умерщвлю вас», но изрек: «Смертью умрете» (Быт. 2:17), если не послушаетесь заповеди Моей».367 Ибо Господь говорит человеку, образованному Его руками: «Я не положил пределы [твоей жизни] и не сотворил смерти, но ты сам, по своей лукавой воле, навлек на себя смерть», потому что Адам, отпав от Бога, уготовил для себя смерть.368 [Писание гласит:] «Яко все удаляющии себе от Тебя погибнут» (Пс. 72:27), поскольку «любяй бедство, впадет в него» (Сир. 3:25), как безрассудный. 4. Часто бывает, что Бог домостроительно похищает [из жизни], [как то кажется], преждевременно чад верующих (родителей], чтобы взошли они туда чистыми, поскольку [Он видит], что они собираются вести дурную жизнь. И просто [сказать], Бог устрояет все для пользы каждого: грешникам Он дарует долголетие, предоставляя им возможность покаяния, а праведникам укорачивает время жития их, чтобы, как гласит Божественное Писание, «да не злоба изменит разум их» (Прем. 4:11). Также Бог часто в краткие сроки исхищает [из земного жития] тех, которые начинают каяться: и это Он, как Благой, [совершает] во благо [им], ибо предуведывает, что если они будут [наслаждаться] долголетием, то вновь падут и погибнут. 5. Итак, пусть никто из верующих, услышав столь многие свидетельства из Богодухновенных Писаний и указаний богоносных отцов, не будет введен в заблуждение любящими прекословия еретиками, говорящими, что дни жизни [каждого] человека строго установлены и что они не могут ни продлеваться, ни укорачиваться Богом, но пусть верует, что все подчиняется воле и повелению Его. [Также следует знать, что] очень многое происходит вследствие попущения [Божиего], а попущение вследствие благословенной правды [Его] и по причине нашей нерадивости. Потому Бог делает как праведников, так и злодеев либо живущими недолгое время, либо долгожителями. Многим праведникам Он дарует долготу дней, а многим другим, наоборот, укорачивает дни жизни их. И как было сказано раньше, благость Его устрояет все на пользу каждого. Что касается того, кто по безрассудству своему предает себя смерти, [то очевидно, что] многие, по попущению Божию и вследствие собственных грехов, умирают [столь] неразумным образом. Однако Бог не определил и не предопределил [подобной кончины]; нет Его воли на то, чтобы кто-то наложил на себя руки или чтобы кто-то несправедливо убил другого, но таковые [вещи] происходят вследствие нашего собственного произволения и нашего несмыслия. Как глаголет Бог: «И отпустих я по начинаниям сердец их» (Пс. 80:13) и далее. 6. Ведь некто из святых [мужей] дерзновенно сказал одному властелину, отправляющемуся на войну: «Куда идешь, царь, не обретя Бога Помощником себе? Возврати епископов православных церквей, которых ты сослал, и тогда ты без труда победишь варваров. А если не сделаешь так, то погибнешь сам вместе со своим войском». На это царь ответил: «Когда я вернусь, то накажу тебя как лжеца». А святой [муж] воскликнул: «Убей меня, если вернешься оттуда». И [царь], не послушав благого совета, предал свою душу жалкой смерти.369 7. Поэтому Бог и глаголет: «Аще хощете, и послушаете Мене, написанному благая земли снесте: аще же не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст» (Ис. 1:19–20). Мы не верим, что Бог не ведает о том зле, [какое произойдет], но, как истинные христиане, мы отнюдь не верим, что [Бог] предопределяет [это зло].370 Ведь в том, что Он не предопределил преступление [заповеди] и смерть, никто из благоразумных, как я полагаю, не сомневается, но то, что Он заранее знал об этом, вполне достоверно и подлинно. Обратиться к покаянию во власти человека, а жить или умереть [ему] – во власти Бога. 8. Трудолюбивый [исследователь] обнаружит в Священных Писаниях и многое другое, [касающееся] жизни и смерти. «Судьбы Твоя бездна многа» (Пс. 35:7), и они ведомы одному Богу. Иже во святых отца нашего Анастасия Синаита «О пределе жизни и смерти»371 1. «Бог смерти не сотвори, не веселится о погибели живых» (Прем. 2:24), но «завистью же диаволею смерть вниде в мир» (Прем. 2:24). Поэтому иже во святых Василий сказал: «Смерть навлекается на тех, в которых уже исполнился предел жизни».372 Предел жизни каждого [человека] есть повеление и воля Божия. Ведь кому Он хочет продлить года жизни, тому их добавляет, а кому имеет желание сократить, тому убавляет, поскольку Он есть Тот, Кто обладает властью и над жизнью, и над смертью. 2. Итак, предел [жизни] не есть заранее предначертанное число лет, но воля и приказание Божии, а поэтому по повелению Его человек перемещается из жизни [сей]. Для каждого Он делает полезное ему, как тогда, когда укорачивает жизнь, так и тогда, когда продлевает ее. 3. Ибо часто Бог домостроительно исхищает [из жизни] младенцев верующих [родителей], чтобы эти младенцы пришли туда, улучив спасение, поскольку Он наперед ведает, что они будут вести дурную жизнь. Других, начавших каяться, Он также исхищает [из здешнего жития] для их же пользы, ибо знает заранее, что если они обретут долголетие, то впадут в те же самые пороки, [что и раньше], и даже придут в худшее. А многим праведникам даруется долгота дней, чтобы они вместе с самими собою спасли и других; другим же [праведным мужам] часто укорачивает жизнь, чтобы, как глаголет Соломон, «да нe злоба изменит разум их» (Прем. 4:11). То же самое происходит и с грешниками: одних [Бог] делает долгожителями, чтобы они покаялись, а других быстро забирает, чтобы прекратились пороки их и они бы получили хотя бы некое малое прощение [на Страшном Суде]. Впрочем, как было сказано ранее, благость [Божия] устрояет все для пользы каждого.373 4. Ныне же множество нечаянных и неожиданных зол происходит, по попущению Божию, вследствие совершаемых нами грехов, остающихся нераскаянными. А попущение [Божие] не есть [Его] воля, но только знание предведающего будущее Бога, Который не одобряет, но и не препятствует [этим бедствиям совершаться], потому что мы достойны страдания за грехи наши. 6. Стало быть, Бог не предопределил смерть и не было Его воли на то, чтобы мы, вследствие [своего] зла, убивали и умерщвляли друг друга. Ведь это законоположил тот, кто «был человекоубийца от начала» (Ин. 8:44), а наша лукавая воля, по причине [нашей] алчности, устроила [таковые бедствия]. Однако нам не следует неразумно ввергать самих себя в опасности, говоря, что мы уповаем на помощь Божию, даже тогда, когда осознаем себя достойными порицания. Ибо это есть самонадеянность и дерзость; так легкомысленно подвергая себя опасности, мы сами становимся причиной собственной гибели. 6. Если же когда-нибудь и случится нам впасть в неожиданное искушение, то тогда, если мы суть грешники, с сокрушенным сердцем призовем на помощь милость Божию – и в надежде своей не ошибемся. Ибо Бог – человеколюбив, долготерпелив и незлопамятен: Он не воздает нам по беззакониям нашим. 7. Поэтому пусть никто из верующих не вводится в заблуждение еретиками, считая, что дни и годы человека строго установлены и не могут быть продлены и укорочены Богом.374 Что же касается того, что для каждого из людей [заранее] определен способ смерти, день и час ее, а также каким образом каждый должен умереть, то отведи [нас, Господи, от всякой] бессмыслицы. Все это старушечьи басни! Если для каждого определен способ смерти и его нельзя никоим образом избежать, то почему мы, заболев, обращаемся за врачебной помощью и просим также помощи у Бога и святых [мужей]? Почему, отправившись в морское путешествие, мы ищем [безопасной] гавани и избегаем разбойничьих мест, а в сражениях с врагами мы соблюдаем бдительность? Если Авелю был предопределен таковой способ смерти, то почему осуждается Каин, к которому мы испытываем отвращение? Почему мы приговариваем к смерти убийц, если их жертвам надлежало быть убитыми? Почему мы молимся о долголетии и о том, чтобы не впасть в искушение (Мф. 6:13; Лк. 11:4)? Разве не изрек Господь истины, сказав: «Долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое» (Пс. 90:16), а также: «И призови Мя в день скорби своея, и изму тя, и прославиши Мя» (Пс. 49:13)? 8. Я знаю три разряда смерти.375 Первый, когда смерть отдельного [существа] происходит по [действию] общего [закона]. Второй, когда она посылается по Божией угрозе или Божиему гневу и возмущению, а не в соответствии с естественным порядком и последованием. К такому разряду смерти относятся: потоп (Быт. 7:17), [гибель] содомитов (Быт. 19:24–25) и первенцев египетских (Исх. 12:29), израильтян в пустыне (Исх. 32:28; Чис. 21:6), истребление хананеев (Чис. 2.1:3) и [уничтожение] ста восьмидесяти тысяч ассирийцев за одну ночь (4 Цар. 19:25), а также [погибель] многих других народов. Равным образом взятие, избиение [жителей] и сожжение Иерусалима римлянами произошло позднее вследствие Христоубийства, [случившегося там]. И часто Божий гнев влечет за собой смерть во многих [местах]. Третий разряд, когда, по неизреченному Суду Божиему, [люди] – как неправедные, так и праведные – умирают, либо упав, либо будучи погребенными [под развалинами дома]; так это произошло с сыновьями Иова (Иов. 1:18–19) и с теми, которые погибают в городах при землетрясении. 9. Также есть два [вида продления] жизни: один – богодарованный, как [прибавление] пятнадцати лет Езекии (4 Цар. 20:6), Лазарю и подобным им; подобным же образом Божественное сочувствие [проявилось] к жителям Ниневии за их покаяние. Второй вид, когда, по Промыслу Божиему, [жизнь удлиняется] естественным образом и в соответствии с общим [законом] благодаря благочинному управлению стихий и умеренному воздуху. Кроме того, святой апостол Павел пишет к коринфянам, что поскольку некоторые причащаются [Святых] Таин недостойно, постольку «многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:27–30). Таким образом, очевидно, что преждевременная смерть случилась из-за недостойного причащения. «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем». И если таковой [человек] не будет пребывать в трезвении и не исправится, то он либо подлежит умеренному наказанию, либо внезапной смерти, либо осуждается на вечную муку. Вопрос 24. Что следует говорить о тех, которые с презрением относятся к Божественному и [в то же время] почитают церковные изображения и священные приношения? Ответ 1. Относительно этого достаточно привести один пример, который вполне убедителен: известный Валтасар, халдей, хотя он и совершил много других тяжких грехов, не был, как кажется, наказан за них Богом всяческих. Однако когда он сосуды, которые его отец Навуходоносор вынес из Иерусалима, [велел] принести на гнуснейший свой пир и когда он и возлежащие с ним пили из них (Дан. 5:1–3), тогда услышал Валтасар от великого пророка Даниила, что «измери Бог царство твое, и сконча е» (Дан. 5:26). И в ту же ночь Валтасар был убит (Дан. 5:30). 2. Если бесчестие, проявленное к сосудам иудеев и к Ветхому Завету, и глумление над Богом привело к гибели преступившего закон, то оскорбление, нанесенное благодати и Церкви Христовой, которую Он искупил Своею Кровию, и беззаконие по отношению к священным изображениям разве не приведут осмелившегося совершить это к величайшей и самой худшей из всех каре? Имея в наличии такие примеры, кто осмелится утверждать, что нынешний Валтасар376 претерпел столь ужасную погибель за какой-либо иной грех, а не за глумление над Христом? Вопрос 25. Откуда [бывает, что] душа человека часто внутри [себя] произносит постыдные, нечистые и срамные помыслы и слова, [делая это] невольно и непреднамеренно, а часто изрекает безбожные речи и хулы на Самого Бога и на Святые, Животворящие и приводящие в трепет Таины во время богослужебных собраний, молитв и Божественного и наполняющего [нас] Жизнью Причастия? Поэтому часто некоторые, приходя в уныние и отчаяние от таких безбожных и хульных слов, уже не считают себя больше христианами, поскольку помыслили о Боге такое, другие же часто отказываются от Причастия Святых Таин, а третьи готовятся наложить на себя руки или ввергнуть себя в пропасть как изрекающих хулу на Бога, а потому не имеющих надежды на спасение. При этом они имеют в виду слова Господа: «Если кто скажет хулу на Святого Духа, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:32; Мк. 3:29; Лк. 12:10). Откуда приходит таковой помысл и каким образом можно избавиться от него? Ответ 1. Таковой помысл случается со многими вследствие их гордыни, когда Бог попускает сатане искушать их, чтобы, подвергнувшись смирению, они пришли к покаянию, отвергнув [свое] высокомерие. С другими же [людьми], богобоязненными и боголюбивыми, этот помысл приключается по зависти диавольской. Вследствие этого бывает, что некоторые [христиане], являясь святыми, добродетельными и испытанными подвижниками, живущими в пустыне, иногда впадают в такой помысл. 2. Нo, самое лукавое в этой брани есть то, что ни один из подвергающихся подобному искушению вообще не осмеливается донести это до слуха человеческого, считая, будто ни один из людей в мире не имел таковых грязных и хульных помыслов. Ведь даже если кто собирается совершить убийство или иной какой лукавый грех, то он спешит исповедовать ближнему таковой грех. А этот [грех богохульства], когда человек в мысли представит себе его, то, как считает он, земля сразу отверзет зево свое [и поглотит его] или же огонь сойдет с неба и истребит его. Отсюда некоторые, искушаемые указанным помыслом, от преизбытка неописуемой и невыразимой скорби, отчаяния и безнадежности падают духом, а тела их и лица изменяются и чахнут; хотя они часто в мысли обращаются к различным способам и средствам подвижничества, поста и сна на голой земле, освободиться от такого помысла они не в силах, не понимая того, что всякий верующий от всей души христианин не виновен в подобном искушении и не может быть судим. 3. Ведь как возможно для нас Тому же Самому Богу поклоняться и [в то же время] хулить Его? Ибо ясно, что когда мы поклоняемся Ему, то Его прославляем, Его призываем, о Нем богословствуем, к Нему ревностно притекаем, Его, единственного Бога, знаем, ради Него злострадаем, по Его любви врагами воспитуемся,377 из-за веры в Него отказываемся от домов, отцов, матерей, братьев, сестер, жен и детей (см.: Мф. 19:29; Мк. 10:29; Лк. 18:29), ради Него и саму плоть нашу мы с ревностью предаем на пытки и во свидетельство. И как возможно для нас хулить Бога и издеваться над Ним, ради Которого мы «каждый день умираем» (1 Кор. 15:31)? [Поэтому] сам указанный помысл есть зависть и поношение диавола, желающего отделить нас от Бога нашего и воспрепятствовать нам [соединиться с Ним]. Но, как я говорил раньше, никто не может [одновременно] и поклоняться своему Богу, и хулить Его. Даже сами эллины и бесы, внедряющие хулы в [нашу] душу, не осмеливаются [открыто] хулить Его.378 4. Если таковая хула есть порождение человека, то подобные речи, само собою разумеется, должны произноситься устами. Однако ныне мы предпочитаем лучше быть сожжёнными огнем, чем произнести какую-либо хулу [на Бога]. Зная это точно и имея в мысли [представление о] коварстве диавола, нам никогда не следует держать [в уме] подобный помысл как некое преднамеренное решение.379 5. Отсюда человек должен точно удостовериться, что это искушение является чужим [для него, в отличие от] наших собственных страстей и наших собственных помыслов, которые мы рождаем внутри себя, как то: блуд, прелюбодеяние, чревоугодие, зависть, ненависть, ревность, сребролюбие, злословие, вражда, гнев и подобные им [страсти]. От нас зависит осуществлять или не осуществлять эти (страсти и помыслы], рассуждать о них или нет. А что касается того помысла (или искушения) хулы, то, поскольку он чужд нам и является бесовским, постольку мы не можем воспрепятствовать ему. Во всем же, что не в наших силах, мы – невиновны и без укоризны перед Богом, ведь мы даем отчет Ему лишь за те страсти и помыслы, над которыми имеем власть и силу, но не отвечаем за те, над которыми не владычествуем и воспрепятствовать которым мы не способны. 6. Стало быть, ни один из живущих во плоти мужей не может властвовать над таковым лукавым и бесовским помыслом или воспрепятствовать ему. Ибо бес, будучи бестелесным духом,380 незримо влагает в уши нашей бестелесной души помимо ее желания подобные речи. Человек же. не понимая, [чем является] этот помысл, и не осознавая способа [его осуществления], но считая, что подобные безбожные речи происходят из его собственной души, приходит в замешательство, падает духом, возмущается, тревожится, разрождается криками и [внутренне] воспламеняется, словно сожигаемый [муками] совести, а также отчаивается [в возможности] собственной жизни и спасения.381 7. И пусть никто не думает, что мы пишем и говорим это для обмана, или насмешки, или уловки, или утешения того, с кем ведет брань это искушение, но мы говорим так, как те люди, которые дадут отчет Самому Богу за свои увещевания и которые были удостоверены святыми мужами в истинности всего сказанного. Среди подобных [свидетельств можно привести пример] повествования, изложенного древними историками, о том, что один из скитских отцов, весьма удручаемый таким помыслом, поведал о нем блаженнейшему Петру, архиепископу Александрйскому.382 А блаженнейший Петр на это ответил ему: «Иди [с миром], чадо! Заботься о других своих грехах, а причину и вину за этот помысл оставь на мне. Ибо очевидно, что всякий, от всей души верующий и поклоняющийся Богу, не виновен в таковом помысле, поскольку он есть порождение и внушение, [происходящие от] зависти диавола, желающего воспрепятствовать нам и отвлечь от борьбы с ним, а также [увести нас] от служения Богу и усердного прилежания Ему. И чтобы убедить [тебя в истинности сказанного] посредством повествования великого отца, выслушай такой душеполезный рассказ. 8. Некогда и меня удручал подобный помысл,383 и я поведал о нем служителю Божиему и исповеднику Пафнутию.384 Он ободрил меня, говоря: “Когда я был в темнице и тело мое за Христа подвергалось [различным] мукам и сжигалось огнем, то бес внутри меня произносил хулы на Бога. На это я ему с гневом ответил: о вселукавый творец всяческого зла! Я отдал кровь мою и душу мою на смерть ради Христа не для того, чтобы отвергать и хулить Его, а ты изрекаешь мне помысл хулы! Если я похулю Бога и Господа моего, то как я могу ныне пролитием крови свидетельствовать о Нем и поклоняться Ему? И очевидно, что доброе исповедание и свидетельство является моим, а хула на Бога есть твоя и на тебя обратится”». 9. Таков рассказ блаженнейшего Петра, [поведанный им] подвижнику, который мы нашли в сочинении историографа Филона.385 Этот рассказ научает нас, что от подобного помысла невозможно освободиться иначе, как только презирая и ни во что нe ставя его, поскольку он чужд и инороден душе [всякого] истинного христианина.386 10. Также блаженный Памво рассказывал мне,387 что некогда, удручаемый таковым бесом и молясь Богу, он услышал глас свыше, глаголющий ему: «Памво, Памво, не падай духом от чуждого [тебе] греха, но заботься о своих собственных деяниях, а хулы лукавого оставь ему». 11. Таковы те вещи, которые я обозначил в ответ на просьбы ваши, как чад [моих], чтобы вы знали, каким образом вы можете освободиться от лукавого. Приветствую вас в Господе. Аминь.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar