Меню
Назад » »

Преподобный Амвросий Оптинский (Гренков) / Переписка с мирскими лицами (9)

181. МОНАСТЫРЬ ЕСТЬ ДУХОВНАЯ ШКОЛА. МОЛИТВЕ НЕ СКОРО НАУЧИШЬСЯ. НАДО ТЕРПЕТЬ И ПРИМЕНЯТЬСЯ На письмо твое, от 9 мая, не мог отвечать вовремя, сперва по недосугу, а потом по болезни. В нынешнее лето болею, кажется, больше прежнего, и потому менее способен к делу. Хотя в последнем письме пишешь, что в августе месяце думаешь быть в нашей обители; но прилучилось удобное и свободное времечко писать к тебе, потому и пишу, желая тебя уведомить, что обретаюсь еще в живых. Пишешь, что ты не согласна с мнением м.М. касательно приготовления к монастырю. Сравнение твое воина с монахом в том отношении было бы справедливо, если бы ты выходила на единоборство духовное в пустынном уединении и отшельничестве; а ты желаешь поступить в общежительный монастырь, и потому сравнение это тут не идет. Дети сами себя приготовлять к поступлению в заведение не могут; а если их приготовляют, то наставники и наставницы. Кто же тебя в деревне будет приготовлять к монастырю? Есть такие заведения, куда принимают детей, если они знают хоть читать и писать. Ты это знаешь, и тебя могут принять в Т. заведение. В детях весьма одобряется и похваляется кроткое и скромное поведение: это не мешает иметь в виду и тебе. Обратимся опять к сравнению воина. Ты слишком высоко взяла, сравнивая себя с воином обученным. Смиреннее и ближе к делу сравнить себя с рекрутом. Рекрутов принимают в военное звание и необученных; после обучат, кто к чему будет способен, – кто к артиллерии, кто к кавалерии, а иной к пехотному хождению, по русской пословице: «У кого много толку в голове нет, то ногами отвечай», то есть ходи да ходи, куда пошлют. А у кого будет толк в голове, тому и головной работы дадут, лишь бы только не высокомудрствовал и не унижал ходящих и занимающихся делами внешними, но необходимыми. Пока довольно. До свиданья! Виноват! – о молитве забыл сказать что-либо. Молитва вещь такая, что, прожив в монастыре несколько лет, не скоро научишься молиться как следует; а теперь пока молись как умеешь, и как можешь, только с мытаревой мыслью. Покойный наш архимандрит отец Моисей, восьмидесятилетний старец, муж мудрый и опытный, обыкновенно говаривал в ответ на вопросы, подобные твоим: «Как уже дело там покажет». Иное дело предполагать, иное – видеть на самом деле. Оставаться тебе до весны у господина Ж... хоть и трудно, а будет основательнее, потому что 600 основательнее 300. От усердия, предлагаемого дочерьми господина Ж., старшей и младшей, не отрекайся, но принимай с благодарностью; надежду же свою всю возлагай на Бога, всеблагим Своим Промыслом устрояющего все, полезное нам. Этой же мыслью руководствуй себя и в отношении к родственникам. Если Господь возвестит им, то они возвратят тебе должное, хоть и не все; а если не отдадут, то лучше принимать от чужих, чем со своими ссориться. Что же касается до их собственной пользы, это предоставь им самим: пусть каждый поступает по своему усмотрению. Пишешь, что тяжело тебе, и что здоровье твое может пострадать, если будешь все откладывать. Старайся настоящие твои обстоятельства не очень принимать к сердцу, а жить, подражая, как по нужде или по своей воле по лесу ходят некоторые: попадается корявое дерево – подогнутся, или обойдут, а какая-нибудь назойливая ветвь хлестнет в затылок, – не очень на это смотрят. Кланяюсь N. и N. Мир вам и пребыванию вашему. Многогрешный иеросхимонах Амвросий 182. МЫ СПАСАЕМСЯ ТЕРПЕНИЕМ Оставь более хлопотать и разведывать о кельях. Когда пойдешь в монастырь, тогда можно отыскать, с благословения матушки игумении; а живя еще в миру, и не объяснившись с матушкой игуменией о принятии, не совсем прилично отыскивать себе келью. Пишешь, что доселе у тебя в руках нет еще ничего верного. Но не беспокойся о сем, и не сомневайся, а возлагай надежду на всеблагий Промысл Божий, веруя, что силен Господь привести все к благому и полезному концу; только понуждайся во время настоящей зимы переносить благодушно имеющие быть неудобства и неприятности, в подкрепление свое всегда вспоминая Евангельское слово (см. Мф. 7: 14): тесен и прискорбен путь, вводящий в жизнь вечную. Если будешь разумно рассуждать и терпеть, то настоящая зима мало-помалу, как бы незаметно, и пройдет. Когда пройдут неприятное время и неприятные неудобства, человек не помнит этих неприятностей. Впрочем, вся жизнь человека, где бы он ни жил, есть ни что иное, как искушение. Посмотри на твои обстоятельства и на обстоятельства окружающих тебя, и тогда это тебе ясно откроется. Всем, желающим спастись, коротко сказано: «в терпении вашем стяжите души ваши». А мало ли скорбей переносят и те, которые не ищут спасения, и едва ли не более первых? Умудряйся во спасение! 183. В НЕОПРЕДЕЛЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ ТВЕРДИ 39-й ПСАЛОМ Письмо твое, от 1 января, получил, и очень рад, что теперь тебе пока хорошо в Москве; а в неопределенном твоем положении тверди 39-й псалом: «Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою: и возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камени нозе мои и исправи стопы моя». Больше писать не могу сегодня. О здоровье моем скажет тебе отец М. Посылаю тебе просфору. Г.О. кланяюсь и желаю тебе с ней мирного пребывания и всего благого по воле Божией. 184. МОЛИСЬ КАК УМЕЕШЬ, НЕ СМУЩАЯСЬ ИСКУШЕНИЯМИ Пишешь, что отец К. сказал тебе, чтобы по дороге заехать опять в Оптину, и не знаешь, как это? Отец К. сказал это, не зная, по какой дороге тебе придется ехать, и сказал это просто. Он пророческого и предсказательного духа себе не приписывает. Сказал только потому, что в голову так пришло. Поэтому много об этом не заботься и не беспокойся. Много предметов в твоих письмах написано, да отвечать теперь на все нет времени, да и неблаговременно, потому что находишься еще в неопределенном положении. Молись пока как можешь и как умеешь, ожидая конца от Промысла Божия. Веруй, что силен Господь помиловать тебя. Он пришел не праведники спасти, но грешники призвать на покаяние, как Сам объявил в Евангелии, прибавив, что радость бывает на небеси о едином грешнике кающемся. Страх, бывающий при молитве, считай искушением от врага, который старается отвратить от молитвы всякого, желающего молиться. Приступая к молитве, ограждай себя крестным знамением, и продолжай молиться, и по времени милостию Божией избавишься от сего искушения, если поменьше будешь гневаться на других и удерживать себя от осуждения. Вкратце сказано: «многими скорбьми подобает нам внити во Царствие» Небесное (Деян. 14: 22). Помни это, и старайся терпеть все находящее неприятное и скорбное, – прощай разумеющему и не разумеющему, по слову Господню: оставите, и оставится вам (см. Мф. 18: 18). Вот что значит умудряться во спасение. 185. НА ВСЯКОМ МЕСТЕ МОЖНО СПАСТИСЬ На письмо твое отвечаю вкратце. Немощь и недосуг не дозволяют распространяться. Живи пока, где удобнее и где не будешь в тягость, ожидая перемены к лучшему. От уныния можешь и побренчать клавишами по нужде, поминая старинное слово опытных: «Нужда мудрена, – и не хочешь, да хохочешь». Впрочем, знай, что на всяком месте можно благоугождать Богу исполнением святых и животворных Его заповедей; потому-то и говорится иногда, что не место спасает человека, хотя удобное место подает много удобств к тому. Говорится же так по той причине, что везде потребны осторожность, охранение себя и понуждение ко благому. Адам и Ева были в раю, но по неосторожности и недостатку хранения и там нарушили заповедь. К этому еще прибавить, что всякий человек, верующий по-православному, как Лот, более хранит себя в том месте, где видит неудобство и опасность. Впрочем, сказанное не мешает исполнению задушевного твоего желания, которого жди в свое время от Промысла Божия. Мужайся, и да крепится сердце твое! 186. ДОЛЖНО ВЕЗДЕ БЕРЕЧЬ СЕБЯ ОТ ДУШЕВНОГО СМУЩЕНИЯ Письмо твое, от 3 августа, получил. В неопределенном твоем настоящем положении предавайся Промыслу Божию, и направляйся к тому, чтобы на всяком месте заботиться о пользе душевной. Сказано: «на всяком месте» владычество «Его» (Пс. 102: 22), то есть Божие. Хотя иногда и самое место приносит пользу человеку, но не совершенную. Главное зависит от нашего благого произволения. Иногда и неудобное место бывает полезно, потому что человек там остерегается и блюдет себя, а на удобном месте расслабляется и предается беспечности. Так, Лот в Содоме сохранился от вреда, а подвергся оному в Сигоре, в месте, которое он считал недоступным для зла. Не вотще повторяется слово опытных: «Береженого Бог бережет». И ты береги себя прежде всего от смущения душевного. Как бы оно благовидным ни казалось, но почитай его искушением вредным, потому что в смущенном положении человек не способен ни к чему доброму и полезному. Видно неудачи – твой крест. Обещают то, и другое, но ни то, ни другое не исполняется. Потерпи, поминай заповедь Самого Господа: «в терпении вашем стяжите души ваши». Не представляй изветов к самооправданию в малодушии и нетерпеливости, – что ты имеешь душеполезное намерение, но тебе не удается. Из сказанных выше слов Господа видно, что нет ничего полезнее для нас, как терпение встречающихся скорбей, какого бы рода они ни были. Где ни придется нам жить, будем терпеть встречающиеся неудобства, ожидая воли и мановения Божия в исполнении нашего главного желания. Когда будет, тогда пусть и будет. Мир тебе, мир душе твоей, мир пребыванию твоему. 187. ДОЛЖНО ОСТЕРЕГАТЬСЯ ТЕХ, КТО «МИРСКИМИ УДОБСТВАМИ» ОТВЛЕКАЕТ ОТ МОНАСТЫРЯ Получил от тебя письмо без числа, а по почтовому штемпелю от 2 октября. Пишешь, что был тебе толчок, а потом оттуда же и милости пошли: родственник твой берется устроить тебе пенсию. Это бы хорошо. Но потом пишешь, что он предлагает тебе все удобства к жизни, только чтобы ты оставила мысль идти в монастырь. Не знаю почему, но сдается мне, что от этих «удобств к жизни» ничего не может быть хорошего, и гораздо лучше тебе жить в твоем неопределенном положении и потерпеть еще, выжидая воли Божией. Г. писала тебе, что она не пошла бы в монастырь, если бы ты с ней осталась жить. А я тебе скажу, что я думаю напротив. Потом, ты и о себе говоришь мне: «Если бы не вы, я бы не решилась тоже идти в монастырь». Никто вас не понуждает идти в монастырь. Живите только по заповедям Господним, как учит Евангелие; и кто из вас будет жить по-христиански, тому, думаю, рано или поздно, а в свое время, само собой, придется поступить в монастырь. Когда придется, это Богу одному известно; но советую остерегаться всех, предлагающих мирские удобства и выгоды с тем только, чтобы оставить монастырь и жить с ними. Эти люди и толчками и приманками не престанут беспокоить всех, желающих поработать Господу искренно. От скорбей и мир не избавляет. 188. УПРЕК ЗА НЕИСКРЕННОСТЬ Письма твои, от 4, 29 и 25 ноября, получил и, прочитав последнее, немало удивился тебе. Сама решительно не желаешь принять предложение Г.; пишешь, что у нее в доме ничье здоровье не устояло, что присутствие твое там ни к чему не поведет, что у тебя ни сил, ни терпения нет жить с нею; и, между тем, ей отвечала, что не можешь согласиться на ее предложение, не попросив моего совета или благословения. Благословить тебя идти к Г. не могу, потому что ты сама этого не желаешь; а сказать, что я не благословляю, значит брать на себя неудовольствие ее за отказ, между тем как на это твоя собственная воля. Стало быть, ты сослалась на мое благословение только ради отговорки. Разве для этого существует духовное отношение? Если поступать так, то из этого выйдет одна путаница и нарекание на духовное отношение. Вот тебе замечание, вперед так не делать. Если не хочешь куда поступать, то находи собственные отговорки, не ссылаясь на постороннее благословение, которое испрашивается тогда, когда человек не решается предпринимать что-либо, или недоумевает в чем-нибудь, и просит совета как поступить. Письмо Г. печатаю только вполовину, чтобы ты прочла и приклеила другую половину облатки. Пишешь, что тебе назначают пенсию только в 50 рублей серебром. Не знаю, а кажется, по нужде, можно прожить с этой суммой в общине Аносьевой, если не потребуют от тебя вклада, и если бы пенсия твоя была очень верна и тверда, и аккуратно платилась ежегодно. Но помнится, что Аносьева пустынь кажется тебе не понравилась. Сама из опыта видишь, где нравится и где не нравится. Везде итог выходит один – везде надобно приготовиться к смирению и терпению, и вооружиться мужеством и упованием на милость и помощь Божию. В Евангелии сказано (Ин. 16: 33): «в мире скорбны будете». А в Деяниях Апостольских: «многими скорбьми подобает нам внити во Царствие» Небесное. Кто желает спастись, терпит скорби; и кто уклоняется от пути спасительного, тоже не избегает скорбей. Поэтому лучше терпеть скорби Бога ради, ради своего спасения и для очищения своих грехов, нежели страдать несмысленно, неизвестно для чего. Мир тебе! 189. КАК ПРИУЧАТЬ ВОСПИТАННИЦУ К СЕРЬЕЗНЫМ ЗАНЯТИЯМ Давно лежат у меня без ответа два письма твоих, от 7 и 23 декабря. Несколько раз собирался писать тебе, но немощь и недосуг одолели. Особенно к концу Рождественского поста я очень изнемог от умножившегося числа посетителей; потом опять – праздничное время со всякой молвой и изнеможение от разных толков – не давали мне возможности отвечать тебе. В первом твоем письме выражаешь скорбь о сделанной тобой ошибке, и говоришь, что горько плакала при мысли, что я тебя оставляю. Никогда я не думал оставлять тебя; но писал тебе то, что писал, только для того, чтобы в другой раз ты действовала осторожно и основательнее; а более о сем не смущайся и не беспокойся. Во втором письме пишешь, что перешла к В.И., но не объясняешь на каких условиях. Видно, на условиях нужды. Спрашиваешь, как приучать питомицу твою к серьезным занятиям, но сама сознаешь трудность своего дела. Особенно мудрено советовать издали, когда не знаешь, как будут приняты наши слова. Предложи сперва, чтобы из дня сделали день и из ночи – ночь; а когда в этом будешь иметь успех, тогда можно будет думать и о другом. И вообще, соображаясь с обстоятельствами, делай что можешь, призывая помощь Божию и содействие свыше от Господа, Иже хощет всем спастися и в разум истины приити. В благие минуты можешь сказать питомице, что она, как христианка, кроме журналов, должна читать духовные книги, и на слово не верить всякому вздору без разбора; что можно родиться из пыли, и что люди прежде обезьянами были. А вот это правда, что многие люди стали обезьянам подражать, и до степени обезьян себя унижать. Когда в будни нельзя бывать в церкви, пораньше вставай и прочитывай что-нибудь молитвенное в свое утешение. Неопределенным положением своим не смущайся, а жди с терпением устроения себе от Промысла Божия. 190. НЕ УНЫВАЙ И УМУДРЯЙСЯ С отцом М. послал я тебе просфору и поклон, и ожидаю с ним известия от тебя и о тебе. А пока хоть вкратце скажу тебе на последнее твое письмо, от 28 января. Живи как живешь, и где придется, только не унывай и не малодушествуй, ожидая, что речет о тебе Господь. В затруднительном положении, в которое ставят тебя странности других, умудряйся: делай как можешь, а другие пусть поступают как хотят. Не знаешь, что отвечать, когда говорят, что нам дана благодать. Несомненно веруем, что А.И-не и всем православным христианам при Крещении дана благодать Божия; но действует и обнаруживается благодать сия по мере исполнения заповедей Божиих, из коих главная – смирение. Сказано (Мф. 7: 16): «от плод их познаете их»; и смотри на плоды, особенно свои, каковы они. 191. МАТЕРИ, СКОРБЯЩЕЙ О НЕВЕРИИ СЫНА. О ГОВЕНИИ Простите, что на скорбное письмо ваше, полученное мной в конце августа, доселе не отвечал вам. Я очень желал написать вам что-нибудь в утешение и несколько раз принимался за письмо к вам; но желание мое оставалось без исполнения, сперва по крайнему недосугу и молве от посетителей, а потом вследствие посетившей меня болезни, которая в продолжение месяца и более не давала мне возможности заниматься обычным моим делом. Теперь, по милосердию Божию, опасность, по-видимому, миновала; но я еще очень слаб, и не знаю, буду ли и теперь в состоянии удовлетворительно ответить на письмо ваше. Однако, с помощью Божией, напишу сколько могу, и как умею. Вы писали, что, подав однажды нищему милостыню о здравии вашего сына, смутились, когда он стал молиться о упокоении его. Не смущайтесь этим. От ошибки и недоразумения нищего не могло и не может произойти ничего противного для вашего сына; и ничего большего и лучшего никому нельзя пожелать, как в свое время сподобиться Царствия Небесного. А что вы в скорби своей о сыне иногда думали, что лучше бы было для него умереть, нежели жить так, как он живет, – за это укорите себя, и с полной верой предайте и себя самую и сына вашего воле всеблагого и премудрого Бога. Если Господь чьи дни сохраняет, то благодетельствует; если чью жизнь пересекает, то паки благодетельствует; и вообще, по слову Святой Церкви, Господь глубиною мудрости человеколюбно все устраивает и полезное всем подает. И потому для человека нет ничего лучше и полезнее преданности воле Божией; а нам судьбы Божии непостижимы... Вы сознаете, что во многом сами виноваты, что не умели воспитать сына как должно. Самоукорение это полезно; но, сознавая вину свою, должно смиряться и раскаиваться, а не смущаться и отчаиваться; также не должно очень тревожиться вам мыслью, будто вы одна – невольная причина теперешнего положения вашего сына. Это не совсем правда: всякий человек одарен свободной волей, и сам за себя более и должен будет отвечать пред Богом... Спрашиваете, не написать ли вам сыну вашему наудачу в Москву, и как ему написать, чтоб тронуть его сердце? Напишите ему сперва вкратце, чтоб узнать, где он теперь находится; а когда это узнаете, то можете написать ему и подробнее. Можете тогда ему сказать, что он теперь, вероятно, собственным опытом испытал, к чему ведет безбожие и вольнодумство; что, стремясь к необузданной свободе, он забыл, что от греха, особенно досаждения родителям, произошло самое рабство, которого прежде не было на земле, и тому подобное. Помолясь Богу, пишите, как Господь положит вам на сердце. Но сперва, повторяю, нужно вам узнать, где он находится в настоящее время и в каком положении. И вообще, вам должно теперь не столько заботиться вразумлять его, но более молиться за него, чтобы Сам Господь, имиже весть судьбами, вразумил его. Велика сила матерней молитвы. Вспомните, из какой глубины зла извлекла блаженного Августина молитва благочестивой его матери. А молясь за сына, молитесь и о себе, чтобы Господь простил вас, в чем вы, по неведению, согрешили. Вы описываете, как тяжела настоящая ваша одинокая жизнь. Примите это как Евангельский крест; благодарите Бога, пославшего вам оный к пользе вашей душевной, и к очищению согрешений, от которых никто из живущих на земле не свободен. К утешению и назиданию вашему прочтите и главы в Евангелии от Матфея (с начала пятой до одиннадцатой). Пишете, что по слабости глаз не можете заниматься тонким рукоделием, и просите меня назначить вам какое-нибудь послушание. От скуки можете вязать чулки, или иное что подобное. Наконец, пишете, что в прошедший Успенский пост, по совету моему, вы говели и приобщились Святых Таин, и что исполнение этого христианского долга оживило и подкрепило вас. Слава Богу! И в наступивший Рождественский пост опять советую, поготовившись, приступить к сему Божественному и спасительному Таинству. По заповеди Церковной, православные христиане должны приобщаться Святых Таин во все четыре поста; а однажды в год приобщаются только очень-очень озабоченные житейскими делами и недосугом великим. Вам же советовал бы я приобщаться, кроме постов, и в большие промежутки, как, например, между Успенским и Рождественским постом. Призывая на вас мир и Божие благословение остаюсь с искренним благожеланием. Многогрешный иеросхимонах Амвросий 192. КАК ПОСТУПАТЬ В СКОРБЯХ. ОБ ИСПОВЕДИ Спрашиваешь моего мнения о службе, на которую желает поступить твой сын. Мое мнение такое: хотя служба эта нехороша, но праздность еще много хуже; лучше служить и быть при деле, чем в бездействии проводить время в кругу таких людей, о которых он упоминает в своем письме. Приветствую о Господе скорбного А.И. Ему полезно в болезни от душевного потрясения прибегать к целебнику Пантелеимону и преподобному Моисею Угрину; а в деле по фальшивым векселям на него полезно ему прибегать к Святителю Николаю, священномученику Фоке и Иоанну Воину. Зло всегда забегало вперед, но не одолевало, разве только где попускал Господь и попустит к пользе нашей душевной, и к испытанию христианского терпения. Только А.И. в настоящее время особенно полезно читать три псалма (26-й, 39-й и 90-й): «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?».. второй: «Живый в помощи Вышняго...», третий: «Терпя потерпех Господа..». Не вотще сказано в Писании: «многими скорбьми подобает нам внити во Царствие» Небесное; и: «врази человеку домашнии его» (Мф. 10: 36). Всеблагий Господь да избавит нас от врагов видимых и невидимых, и да подаст нам терпение и мужество к борению и к перенесению всего скорбного и оскорбительного. Поговеть можно бы съездить в Лавру; да, кажется, нет надобности. Можно и в Москве поговеть и исповедаться у того же отца С, у которого и NN исповедалась; так будет проще. Впрочем, посмотри сама, а по-моему, все равно. Кому ни исповедуй, только исповедуй искренно, – что после последней исповеди найдется тяжелого или легкого на совести. Если что вспомнится из прежней жизни неисповеданное по забвению, и это должно исповедать. Не думай, что ты отреклась Господа тем, что, живя в лютеранском доме, стыдилась молиться Богу, как обыкновенно молишься. Исповедуй и это с самоукорением пред Богом и пред духовником, но не смущайся до отчаяния. Вперед в подобных случаях, если неудобно молиться наружно, то хотя мысленно почаще призывай милость и помощь Божию, всегда стараясь помнить вездеприсутствие Божие. Также надобно умудряться, чтобы хотя утром и вечером, ложась и вставая, помолиться Богу и видимо. Опущенные поклоны можно выполнять и в другие часы, и дни, и даже после года. Духовнику должно сказать, когда выполнишь их, или что их исполняешь. Мир тебе! И питомцам твоим! Многогрешный иеросхимонах Амвросий 193. НАДО МИРИТЬСЯ С ОБИДЧИКАМИ Если есть благословная вина, и решишься поехать в Петербург к N, то можно по одному разу побывать и у трех известных особ, ради объяснения и примирения. Сестре можешь сказать, что ты недовольна была на нее за свою часть, которую они с мужем не хотели во время заплатить; а теперь оставляешь это на суд Божий. N. можешь поблагодарить за прежнюю дружбу, но не можешь продолжать ее, по причине ее нескромности; сказать это, как сумеешь помягче. Госпожу N. также можешь поблагодарить за то, что она считает для тебя одолжением, прибавив, что о поступке зятя твоего теперь нет надобности разъяснять. Словом, побывай у всех трех, ради умиротворения, предварив всех, что теперь тебе тяжело вести с кем-либо переписку. Мир тебе и всей с тобой живущей разнообразной мелюзге! Многогрешный иеросхимонах Амвросий 194. НЕ СЛЕДУЕТ МЕНЯТЬ МЕСТО БЕЗ НАДЕЖДЫ НА ПЕРЕМЕНУ ЖИЗНИ Скорбное письмо твое получил, но в свое время отвечать на оное не мог, хотя и очень желал; но немощь и недосуг не дозволили. Впрочем, ты сравнялась со многими другими в этом отношении. На прошлой почте, к после обеду, приготовлены были письма многие, но в это время тронулся лед на речке и не допустил отвезти на почту; что утром было отвезено, тем все и закончилось. В мудреном твоем положении и мудреной твоей обстановке мудрено тебе сказать что-либо определенное к твоему успокоению. Знаю, что тебе давно тягостно обычное твое занятие; но что же делать, когда нет возможности изменить его на лучшее, – говорю о перемене твоего занятия на другую жизнь. Если же переменить только место, то не только выгоды не обещается, но как бы еще и не прогадать. Тут одно неудобство, а в другом месте могут случиться неудобства многие, которые будут препятствовать твоему внутреннему настроению духа. Один тебе совет могу преподать в настоящее время: попроси NN. достать где-нибудь четвертый том Ефрема Сирин в русском переводе, и прочтите обе, каждая порознь, 130-е слово: «О смирении и гордости»; и даже советовал бы слово это списать и иметь его для руководства и успокоения в скорбных случаях; а близко подходящие к вашему положению места подчеркнуть, чтобы в случае нужды скорее находить потребное. Что делать?.. Потерпи; может быть, откроется тебе откуда-либо клад, тогда можно будет подумать о жизни на другой лад; а пока вооружайся терпением и смирением, и трудолюбием, и самоукорением. Ты говоришь, что делаешь все с понуждением; но в Евангелии понуждение не только не отвергается, но и одобряется. Значит, не должно унывать, а должно на Бога уповать, Который силен привести все к полезному концу. Мир тебе! Многогрешный иеросхимонах Амвросий 195. БЕЗ СТОЛКНОВЕНИЙ ПРОЖИТЬ НЕВОЗМОЖНО. ДОЛЖНО НАДЕЯТЬСЯ НА БОГА Письмо твое, от 20 апреля, получил. Пишешь мне о случае, который произвел на всех вас неприятное впечатление. Что делать!.. Старинные люди давно решили, что век без притчи не проживешь, и прибавили, что и горшок с горшком сталкивается, кольми паче людям, живущим вместе, невозможно пробыть без столкновения. И особенно это бывает от различных взглядов на вещи; один о ходе дел думает так, а другой иначе; один убежден в своих понятиях, кажущихся ему твердыми и основательными, а другой верует в свои разумения. Ежели в первоначальном правиле арифметики слагается один и один, то выходит два; если же в третьем правиле помножить два на два, то выйдет уже четыре, если же дело дойдет до дробей, то окажутся цифры вверху и внизу, а посреди их черта: так бывает и в делах человеческих. Если их очень раздроблять, то окажется неудобство и вверху и внизу, с какой-либо преградой посреди. Я как тебе писал и говорил прежде, так и теперь скажу: ежели будешь веровать в Промысл Божий и надеяться на всесильную Божию помощь, то не встретишь таких неудобств, какие предполагаешь; и, сверх того, будешь всегда пользоваться возможным спокойствием душевным. Когда же будешь заботиться о том, чего не может и случиться (потому что предположения по большей части неверны и ошибочны), то напрасно себя будешь только беспокоить. Тебе думается, как бы не отказали тебе вдруг. Из получаемых мною писем не вижу я и намека об этом, и не думаю, чтобы с тобой так поступили, разве уж по каким-либо особенным непредвиденным обстоятельствам. Мало ли что предлагают люди, – не всегда это принимается к делу. Писано мне было, что им советуют взять человека для присмотра и прогулок с N, но как это будет, и будет ли, еще неизвестно. А тебе советую держаться золотой средины в обращении с младшими и старшими, стараясь не настаивать на своем, и делать по своей обязанности то, что будет возможно по соображению, руководствуясь страхом Божиим и благой совестью. Призывая на тебя мир и благословение Божие остаюсь с искренним благожеланием всего тебе душеполезного; внешние же неудобства надобно потерпеть. Многогрешный иеросхимонах Амвросий 196. БУДЬ ОСМОТРИТЕЛЬНОЙ Благодарю тебя за поздравление меня, грешного, с минувшим днем моего Ангела и за благожелания твои. Спрашиваешь, как тебе быть с приглашением Кир-х, – непременно прийти к ним на целый день. Лучше уклониться. Боишься нарекания на N.N. Но тебе и по обязанности твоей невозможно принять это предложение. Если уйдешь на целый день, на кого же оставишь детей? Особенно при болезни N.N. ты этим только стеснишь других, и тобой будут недовольны. Если повторятся приглашения, можешь прямо сказать, что по обязанности своей не можешь на долгое время оставить детей. Из этого нарекания не может выйти; а если пойдешь, то скорее может выйти путаница, как ты и сама сознаешь, что там каждое слово надо обдумать и обдумать; а при всяких толках и расспросах незаметно можно увлечься. На прежние твои письма не отвечаю тебе сначала по немощи и недосугу, а потом потому, что обстоятельства, на которые ожидала ответа, изменились. Встречающиеся неприятности, неизбежные в жизни, старайся принимать благодушнее, и умудряйся, не только во спасение, но и во успокоение. Поздравляю тебя с приближающимся праздником Рождества Христова, и желаю тебе радостное сие христианское торжество встретить и провести в здравии телесном и утешении духовном, а также и наступающий Новый год начать и окончить мирно и благополучно. Усталый иеросхимонах Амвросий 197. ВСЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ С БЛАГИМ НАМЕРЕНИЕМ Виноват, во-первых, что до сих пор не отвечал о материи с крестиками, хотя и много раз сбирался написать, чтобы переменить эту материю, так как она более прилична к тому, чтобы шить из нее церковный подризник, нежели обыкновенное платье. Во-вторых, виноват, что долго не отвечал на длинное письмо твое касательно обращения с детьми. Об этом предмете думал я писать и тебе и другим, каждому в своем смысле, и в свое время, и по-своему, кому как прилично; но никому не успел. Видно, придется отложить до личного свидания, если только это устроится Промыслом Божиим; тогда, кажется, было бы удобнее это объяснить, смотря по времени, и по расположению, и по другим причинам. Писать же о подобных вещах не совсем удобно. А пока подаст Господь удобный случай к тому, придется жить вам, как жили. Всякий из вас да исполняет дело свое с благим намерением, и с христианским расположением да поступает относительно слов и действий. Люди смотрят на видимое, Господь же взирает на внутреннее расположение человека и действие по совести, как в отношении других, так в отношении самого себя. Когда не можем приносить пользы другим по каким-либо причинам, то позаботимся о пользе хотя своей собственной душевной, по тем указаниям, какие читаем в книге аввы Дорофея. Повторяю: если бы Господь благоволил видеться лично, тогда бы и поговорили искренно о чем нужно. Приближающийся всерадостный праздник Светлого Воскресения Господа нашего Иисуса Христа желаю тебе встретить в здравии и утешении духовном, и в мире со всеми окружающими тебя. Мир тебе! Многогрешный иеросхимонах Амвросий 198. БОЛЕЗНИ ОТ ДУХОВНЫХ ПРИЧИН ЛЕЧАТСЯ ДУХОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ (Письма № 198–208 адресованы одному лицу) М. полечить медицинскими средствами можно. Только это едва ли поможет. Потому что здесь духовные причины. Первая, что он принял неправую сторону матери, а потому неправильно смущался. И думаю, что он за это подвергся наказанию. А может быть, есть еще одна или и две причины духовные, о которых думать можно, а писать неудобно. И потому для него всего лучше чистосердечная исповедь и вразумление духовное. Скорбные искушения во всяком случае полезны. Сказано в псалмах (Пс. 77: 34): «Егда убиваше я, тогда взыскаху Его, и обращахуся, и утреневаху к Богу». 199. КАК ПРОХОДИТЬ ДОЛЖНОСТЬ Поздравляю вас с должностью и сердечно желаю вам достодолжно проходить эту должность. А чтобы достодолжно руководить других, следует самим руководиться правилами закона духовного. Выписываю вам главное из этих правил, написанное преподобным Марком Подвижником, который говорит: «Егда разрешити хощеши вещь неудобопостигаемую, ищи о ней, что Богови угодно, и обрящеши решение тоя полезное» (глава «О мнящихся от дел оправдатися»). По этому правилу должно проверить все опытные сведения человеческие, которые нисколько не опровергаются, если согласны будут с волей Божией. Правило это относится более к тому случаю, когда будет нам нужно действовать в отношении других. Собственно же для нас самих преподобный Марк предписывает другое, более глубокое правило: «Не покушайся вещь неудобну разрешити любопрением; но имиже закон духовный повелевает, сиречь терпением и молитвой и единомысленною надеждою» и паки: «во всяком твоем начинании да предначинает тебе Бог, предначинающий всякое благо, яко да по Боге будет предлежащее дело» (правило 512-е: О законе духовном). 200. КАК ПЕРЕНОСИТЬ СЛУЖЕБНЫЕ НЕПРИЯТНОСТИ Письмо ваше получил. Прочитав, ничего не могу сказать, разве только повторю Евангельские слова Самого Господа: «Аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир» (Ин. 15: 19). Аз же, грешный, со своей стороны, прибавлю: ни губернатор, ни министр не вечны, и долготерпение Божие имеет предел; пусть покуражатся, пока попустит Господь, а после и самим достанется столько, сколько не думали и не ожидали. Неложно псаломское слово: «Видех нечестивого превозносящася и высящася яко кедры Ливанския. И мимо идох... и не обретеся место его» (Пс. 36: 35). Хотя тяжело и очень оскорбительно переносить несправедливые противодействия от таких лиц, которые должны защищать правду, и лиц не малых, а великих и высоких, но после будет отрадно, по нелицеприятному Суду Единаго Судии живых и мертвых. Выбор пал на вас; поэтому тяните до другого выбора, как можете и как сумеете, если достанет сил физических, вопреки всех ухищрений человеческих и вражеских, а там видно будет, на что решиться: служить или не служить. Недавно мне пришлось слышать слова одного чиновника, которому кто-то сказал: «Вас все не любят». На что он отвечал: «А я всех презираю». Хотя слово это не совсем христианское, но кстати было сказано и довольно ощутительно для противников. Между добродетелями главными, основными, поставляются четыре добродетели: мудрость, мужество, целомудрие и правда. Смиренный Никита Стифат пишет, что каждая из этих добродетелей находится между двумя другими: мужество, с одной стороны, имеет терпение, а с другой, – крепкое сопротивление. Вас публично и даже печатно поносят. Хотя переносить это очень тяжело и оскорбительно, но в девяти блаженствах Евангельских главным и высшим поставлено последнее: «Блажени есте, егда поносят вам... и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небеси» (Мф. 5: 11–12). И, с другой стороны, глаголет Господь во Святом Евангелии (Мк. 8: 38): «иже... постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем... и Аз постыжуся его, егда прииду во славе Отца Моего со Ангелы Святыми». 201. ДОЛГИ ХУЖЕ ГРЕХОВ Заметно, что должность вовлекает вас в излишние расходы, то чтобы не впасть в непосильные долги, по времени, по усмотрению, можно и отказаться, а то долги хуже грехов: в грехах покается человек и Бог да простит, а за долги будут истязать не только в настоящей, но и в будущей жизни, от чего да избавит Господь. 202. НАДО РАТОВАТЬ ЗА ПРАВДУ; НЕ ОТРЕКАТЬСЯ, НО ПОСТРАДАТЬ Письмо ваше, от 13 февраля, получил, в котором объясняете, что мое письмо вас смутило. Я писал вам условно, что ежели должность вводит вас в большие расходы, за которыми следуют неоплатные долги, как говорила ваша супруга. Но как вы в последнем письме дело это объяснили совсем иначе, то и не следует оставлять должности. Надеясь на помощь Божию, можете ратовать по-прежнему, так как сказано в Писании (Притч. 11: 4): «Правда... избавит от смерти». В этом ратовании не следует презирать человеческую помощь: можете двух знающих своих просить, чтобы писали за вас в Петербург и просили там, кого могут. А при случае можете иногда говорить и врагам своим, что «я лично могу объяснить самому Императору правое дело и ваши несправедливые придирки»; впрочем, это оставляю на ваше благоусмотрение. Если бы за правое дело пришлось, Бога ради, и пострадать, то оттого отрекаться не следует. Мы живем для будущей жизни и славы, а не для настоящей. 203. НЕ ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ ДОЛЖНОСТИ. ГУБЕРНАТОРА УВОЛЯТ ИЛИ ПЕРЕВЕДУТ. ЗАМУЖНЕЙ ЖИТЬ С МУЖЕМ НА СВОИ СРЕДСТВА Пишете, что N по какой-то причине ничего не говорил самому министру о губернаторе, а только товарищу его и делопроизводителю. Некоторые советуют вам ехать в Питер и лично все объяснить министру, а ваше сердце преклоняется более того, чтобы оставить это дело на волю Божию. И я с вашим мнением согласен; только не советую вам самим отказываться от должности, хотя и заявили вы некогда, что или губернатору или вам не служить. Мало ли что говорится по какому-либо случаю; а действовать нужно, сообразив все обстоятельства. Думаю, следует вам поступить так. Если в декабре опять выберут вас на настоящую должность, то не отказывайтесь, а лучше съездите к губернатору и объяснитесь с ним, что ежели он будет поступать с вами по-прежнему, как поступал, то вам необходимо будет поехать к министру и лично все объяснить. Может быть, будет успех к лучшему обращению с вами губернатора. Если же, попущением Божиим, губернатор останется в прежнем положении и расположении, не изменится к вам и товарищи ваши не поддержат вас, а устроят увольнение ваше, тогда исполнятся на вас Евангельские слова (Мф. 5: 10): «Блажени изгнани правды ради». Но почему-то думается, что губернатора или уволят, или переведут в другое место. На днях была в Оптине полковница из Варшавы. Муж ее был в подобном вашему положении и по этой причине перешел в другое место, хотя в Варшаве и служить ему было хорошо. Как только полковник переменил место, вскоре и начальника этого сменили, а жена же полковника очень сожалеет о своей перемене. Разумеется, нужно только погрозить губернатору поездкой в Петербург, а после – как дело укажет: ехать или не ехать. Касательно N...ы вы хорошо рассудили: если она не согласится жить при монастыре, а все имеет желание оставаться с мужем, то пусть живет на свои средства, как знает. Когда поедете в..., поговорите с ней и рассмотрите ее положение и расположение, и согласно тому поступите. 204. ПОСТРАЩАТЬ МОНАСТЫРЕМ. ДОВОЛЬСТВО ПОРТИТ ЛЮДЕЙ Касательно N-..ы слова наши переданы верно, что О.А. советовала вам постращать ее монастырем, чтобы удержать от попытки возвратиться в родительский дом по известной причине. Слава Богу, что N...a осталась в...е жить с мужем, хотя и в нужде, но довольство и изобилие портит людей. От жиру, по пословице, и животные бесятся. 205. СМЕЛЫМ БОГ ВЛАДЕЕТ. ПОТЕРПИМ Пишете, что служебные дела находятся в таком же положении: губернатора не сменяют и он продолжает смотреть сквозь пальцы на бунтующих крестьян. И в новом N не замечаете для себя поддержки. Поэтому можете и один по-прежнему действовать, как выразились вы г. Иг. Есть старинная мудрая поговорка: «Смелым Бог владеет». Поэтому, когда нужно и что нужно, пишите министрам, тому или другому. За это в Сибирь не сошлют, а если и выйдет какая неприятность и скорбь, с Божией помощью потерпим, а между тем, рано или поздно, мера долготерпения Божия исполнится; кого нужно – проводят с повышением или понижением. 206. ПРОДОЛЖЕНИЕ БОРЬБЫ. НЕ УНЫВАТЬ И ОДНОМУ В БОРЬБЕ Пишете, во-первых, о продолжении борьбы с противодействующими. Хотя многие действия ваши одобряют, но никто помогать вам не хочет и потому приходится вам одному вести эту борьбу. Но не унывайте. Силен Господь подать вам Свою помощь. Ежедневно читаются на вечерне псаломские слова пророка Давида: «Падут в мрежу свою грешницы: един есмь аз, дондеже прейду» (Пс. 140: 10). Поэтому ничтоже сумняся, ничтоже бояся, пишите к министру что потребно, прилагая в доказательства документы, в надежде, что примется что-нибудь в резон и сколько-нибудь подействует. А если бы попущением Божиим противной стороне пришлось превозмочь, то ничего вам больше не будет, как велят только оставить службу, впрочем, и на это не надеюсь. Вы же во всяком случае исполните свой долг пред Богом. 207. НЕКОЕ ОДОЛЕНИЕ. СУДЫ. ЗЛО ВСЕГДА ЗАБЕГАЕТ ВПЕРЕД Письмо ваше получил. Рад, что последовало некое одоление, хотя еще и не совершенное. Но довольно и того, что уже многие оценили вашу ретивую ревность относительно справедливого отстаивания своих прав пред властями. И сидящие теперь в остроге за самоуправство заставят других быть осторожнее – не делать подобного. Вы спрашиваете меня, не послать ли министру добавление о возмутительном запросе (по какому случаю был арестован на семь дней староста, допустивший или не удержавший мужиков от самоуправства?). Ежели доселе не уяснилось и не обозначилось, что главному виновнику, поддерживающему беспорядки, доселе нет никакого запрещения или слуха о перемене, то не мешает послать добавление к прежней докладной записке о явном поддерживании беспорядков известным лицом. Если бы кто нашелся, могущий довести до сведения министра юстиции о таких судах, то это много бы помогло правому делу. Да и по Божию суду неправда совершенного успеха иметь не может. Сказано в псалмах: солга неправда себе. Зло всегда забегает вперед, только не одолевает. Каин родился прежде Авеля и Исав прежде Иакова; но старшие не только не имели успеха, а и погибли. Сказано в псалмах: правда Божия, яко горы Божий, и правда человеческая видна не как горы, но как холмики. Помоги вам, Господи, подвизаться. 208. ГУБЕРНАТОР УВОЛЕН В ОТСТАВКУ. ПРАВДА Пишете, что наконец и губернатора уволили в отставку. Значит, что дело ваше, с помощью Божией, хоть не скоро, а взяло верх. Спрашиваете, как вам обходиться с новым губернатором, который отдал вам визит и просидел у вас дольше, чем вы у него?.. Вы объясните ему бывшие обстоятельства при прежнем правлении, не указывая прямо на губернатора бывшего, и скажите, что «при бывшем правлении» становых били мужики и это оставалось безнаказанным, а равно как и то, что самоуправники косили чужие луга, и прочее. Ежели он, по вашим словам, действительно дельный человек, то думаю, вашему взгляду на вещи противодействовать не будет. Впрочем, он прежде должен всматриваться во все и во всех, и тогда уже действовать. Как бы то ни было, а вы всегда держались правой стороны, с помощью Божией, и продолжайте держаться оной, только поискуснее. Сказано где-то: «Правда избавляет от смерти», хотя за правду Крестителю Господню и голову отрубили; но это не лишило его почитания выше всех. 209. УЧА ДЕТЕЙ, ДОЛЖНО ОТ НИХ УЧИТЬСЯ Детей вы обязаны учить, а от детей сами должны учиться, по сказанному от Самого Господа (Мф. 18: 3): аще не «будете яко дети, не внидите в Царство Небесное». А святой апостол Павел протолковал это так (1 Кор. 14: 20): «не дети бывайте умы: но злобою младенчествуйте, умы же совершени бывайте». Меры этой достигнуть тебе от всей души желаю. Аще ли же в совершенстве сем оскудеваем како-либо, то смиряться должны от всей души, чтобы таким образом не лишиться нам милости Божией, по сказанному в псалмах: смирихся, и спасе мя Господь. Еже буди всем нам получити неизреченным милосердием Господа нашего Иисуса Христа. Аминь. 210. ДОМ ДУШИ – ТЕРПЕНИЕ, А ПИЩА ДУШИ – СМИРЕНИЕ В самый день твоего Ангела поздравляю тебя с сим знаменательным для тебя днем. А прежде, ради постоянной молвы с людьми, не мог тебя поздравить и пожелать тебе всего полезного и душеполезного и спасительного, и прежде всего терпения и смирения, без которых никакое добро не прочно, и без которых никогда человек не может иметь мира душевного. Блаженный Экдих в «Добротолюбии» пишет: «Дом души – терпение, а пища души – смирение. Когда душе пищи не достает, тогда она вон выходит», то есть выходит из терпения. Поэтому-то единогласно всеми святыми и утверждается, что никакая добродетель без терпения не совершается. А терпение без смирения не бывает. Господь, имиже веси судьбами, помоги и устрой, да не будем чужды сих благих качеств. 211. БУДЬТЕ УСТУПЧИВЫ ДРУГ КО ДРУГУ На сколько время будет удобно вам пожить в Калужке, столько времени и можете пробыть там. Этого правила держитесь и в других местах, то есть в Москве, в Троицке, в Лавре и в Ростове. А на возвратном пути, как рассудите по усмотрению, так и поступите, то есть кому потребно будет скорей возвратиться, тот так и сделает, а кто пожелает где-либо замедлить и подольше пробыть, и сей человек такожде да сотворит, точию во взаимном мире, да позаботитесь, уступая едина другой, елико будет возможно, с духовным рассмотрением. Кто уступает, тот получает три осьмушки с половиной; а кто мнится и право настаивать, тот получает только одну осьмушку, а иногда и одной не получает, когда сам расстроится и другого расстроит. 212. ПО ИМЕНИ И ЖИТИЕ ТВОЕ ДА БУДЕТ Поздравляю тебя с днем твоего Ангела. Сердечно желаю тебе жить сообразно твоему имени, по сказанному: по имени и житие твое да будет. Ты немножко маракуешь и по-гречески. Анастасия значит воскрешенная или воскресшая. А люди воскресшие уже не умирают, и грех ими уже ктому не обладает. О, дабы и с нами было так. Господи, помилуй нас, Господи, помоги нам! 213. ДОЛЖНО ПОЛАГАТЬСЯ НА БОГА Пишешь, что попечитель Головинской общины позволяет тебе прожить август в Головине с видом, данным тебе от матушки Иг. ехать по болезни к архиерею просить себе вид. А Тульского архиерея 13-го августа ждут в Белев. Молись Царице Небесной и угоднику Святителю Николаю, чтобы не вышло какой путаницы, если архиерей спросит матушку игумению: «Где же смотрительница училища?» Игумения поневоле должна будет сказать: «Поехала к вашему высокопреосвященству, по болезни просить вид ехать к родным для поправления здоровья». Это я пишу шутя. Может быть, дело не коснется тебя и училища. А если бы и коснулось, особенно важного произойти не может. Впрочем, пораньше приехать следует хоть в Оптину, не дожидаясь сентября. По крайней мере, не будут опасаться за твое беспаспортное отсутствие. Что будет, то будет. А будет то, что Бог даст. Бог же устрояет все только полезное и душеполезное и спасительное. Только с нашей стороны требуется не малодушествовать, а с покорностью воле Божией потерпеть посылаемые скорби и болезни, смиряясь пред Богом и людьми, и не дерзая никого обвинять или осуждать, чтобы и на нас сбылось Евангельское слово Господне: «не судите, и не судят вам» (Лк. 6: 37). И паки: «претерпевши до конца, той спасен будет» (Мф. 10: 22). И паки: «Не пецытеся об утрии, утрений бо собою печется: довлеет дневи злоба его» (Мф. 6: 39). Если Господь доселе промышлял о нас, по Своему милосердию, то благость Его и вперед нас не оставит всеблагим Своим Промышлением. А пока, на досуге, постараемся поточнее истолковать слова святого Ефрема Сирина: «Боли болезнь болезненно, да мимотечеши суетных болезней болезни». 214. В МИРЕ СКОРБНИ БУДЕТЕ! Впрочем, надобно знать, что только в Царствии Небесном будет совершенно покойно. А на земле, – сказал Господь (Ин. 16: 38): – «скорбны будете». Да и люди глаголют: там хорошо, где нас нет. Поэтому всегда заканчивают словами: как ни прикинь – все выходит клин. Поэтому люди по нужде и умудряются соединять клины и сшивать, чтобы выходил четвероугольник. Не без причины называется земная жизнь юдоль плача: плачут подчиненные и бедные, воздыхают начальники и богатые. Без скорби и печали на земле никого нет. Соображая все это, обратимся мыслью и сердцем ко Всеблагому Промыслу Божию, который нас доселе питал и все потребное давал. Возверзем печаль свою на Господа. 215. В ТЕРПЕНИИ ВАШЕМ СТЯЖИТЕ ДУШИ ВАШИ... КАК МОЛИТЬСЯ.. Христианская жизнь требует благодушия и терпения, как Сам Господь сказал: «в терпении вашем стяжите души ваши». С маменькой твоей старайся поменьше спорить; менее будешь раздражаться и ей менее досаждать. Этим исполнишь половину смысла слов батюшки отца Макария: «Веди себя так, чтобы тебя отпустили свободно в монастырь»; а вторая половина слов его будет заключаться в том, если поискуснее и осторожнее будешь обращаться с посторонними и приезжими. Если будем хранить страх Божий в сердце, то он будет сохранять нас от всякого вреда душевного. Поститься тебе неудобно, а употребляй умеренно пищу во славу Божию. Раздражительность постом не укрощается, а смирением и самоукорением и сознанием, что мы достойны такого неприятного положения. Также и молиться в каждый час, по определенному назначению, тебе неудобно, а молись какое подаст Бог время и удобство, и опять со смирением, без гнева и негодования на других; а если бы это случилось по немощи, то прежде всего молись, да укротит Господь сердце твое, прося с тем вместе всякого блага тем людям, на которых по немощи смущаешься. Ты спрашиваешь, нужно ли тебе открывать о своем желании братьям своим. В этом случае старайся поступать, смотря по обстоятельствам, соображаясь с тем, что будут говорить братья об устройстве тебе. При удобном случае можешь сказать им, что надобно же тебе устроить жизнь свою сообразно с твоим желанием и настроением духа. Если будут назначать тебе часть земли – не отказывайся. И вообще предавайся Промыслу Божию, и моли благость Его, да имиже весть судьбами устроит тебя на путь спасения. 216. ОШИБКИ ИСПРАВЛЯЙ САМОУКОРЕНИЕМ И ПОКАЯНИЕМ В чем по немощи увлечешься, не малодушествуй и не смущайся, а старайся поправить это самоукорением и исповеданием сперва Сердцеведцу Богу, а по времени и духовному отцу. Случающиеся увлечения да научают тебя уклонению и осторожности, и охранению себя чрез страх Божий. Предайся воле Божией и ожидай с терпением решения своей участи. 217. ХУЛЬНЫМИ ПОМЫСЛАМИ НЕ СМУЩАЙСЯ Помыслами хульными не смущайтесь, а только укоряйте себя в это время за горделивое расположение души и за осуждение других. Первые без последних не вменяются в грех. Скупость происходит от неверия и самолюбия. Также и раздражительное состояние духа происходит, во-первых, от самолюбия, что делается не по нашему желанию и взгляду на вещи, а во-вторых, и от неверия, что будто бы исполнение заповедей Божиих в настоящем месте не принесет вам никакой пользы. Правда, что место удобное помогает, но все-таки главное дело зависит от силы душевного произволения на благое, и понуждения к тому, и от приличного хранения себя. Ева и в раю нарушила заповедь Божию. 218. ХУЛЬНЫЕ ПОМЫСЛЫ ЗА ГОРДОСТЬ А хульные помыслы известно за что борют: во-первых, за возношение, во-вторых, за осуждение. Смирись, не думай о себе, что ты лучше других, не зазирай никого, а себя за согрешения и поползновения укоряй, то и хульные помыслы утихнут. Впрочем, во всяком случае не смущайся; невольные хульные помыслы святые отцы не считают грехом, а их причины – грех. 219. ВО ВСЕМ ПОЛАГАЙСЯ НА БОГА Не беспокойся много об устройстве своей судьбы. Имей только неуклонное желание спасения и, предоставив Богу, жди Его помощи, пока не придет время. Екатерине мой поклон.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar