Меню
Назад » »

Преп. Вонифатий из Феофании (4)

136. Вопрос странника. Имеет человек от себя что доброго? Ответ старца Вонифатия. Человек сам от себя имеет только ложь и грех. Если он имеет истину и правду, то это из того источника, которого должно нам всем жаждать в этой пустыне, да орошаемся его струями и не ослабеваем на пути. 137. Вопрос монаха. Как душа может быть храмом Божиим? Ответ старца Вонифатия. Если ищешь особенного и святого места для молитвы, то очисти твое внутреннее и, изгнав оттуда всякое злое пожелание, уготовь себе в тишине сердца твоего клеть, когда и во храме молишься, молись в себе самом, и так поступай всегда, да будешь сам храмом Божиим. Ибо Бог там внимает молитвам, где обитает. 138. Вопрос странника. Кто предписывает нам обязанности христианские? Ответ старца Вонифатия. Законодатель всевысочайший, источник правды и всех законов, всесвятое, вечное, бесконечно великое существо. Тот, Кому мы обязаны всем, что имеем, — и бытием, и жизнью, и всеми благами жизни, Кому обязаны мы и пакибытием, новой жизнью, то есть обновлением и восстановлением падшей природы нашей, словом, Бог, Всесвятая Троица — Отец, Сын и Святый Дух. 139. Вопрос посетителя. Отчего люди подвергаются несчастьям? Ответ старца Вонифатия. Всех несчастий первоначальной причиной суть грехи, за грехи посылаются печали, за грехи беспокойства, за грехи страдания; и все ныне приключающиеся нам неудобоцелимые болезни первоначально произошли от греха. Бог, полагая жене за преступление наказание, сказал ей: «в болезнех родиши чада» (Быт. 3, 16), и болезнь оказалась плодом греха. Но как рождающийся от дерева червь снедает самое дерево, так и печаль, от греха рожденная, потребляет грех, если приносится при покаянии. «Печаль яже по Бозе покаяние нераскаянно во спасение соделовает» (2 Кор. 7, 10). 140. Вопрос посетителя. Есть ли на земле счастье? Ответ старца Вонифатия. На земле нет совершенного счастья, ибо здесь не время утешения, но скорби. Высокий сан имеет свой труд и лишения, простое звание — особенные печали и неудобства, мир — свои прихоти, уединение — свою горесть и скуку, брачное состояние — свои утраты и заботы, дружество — свои неприятности и вероломство, благочестие — свои горести. По уставу, неизбежному для чад Адамовых, всяк обретает на своем пути волчец и терние. Тысячи случаев убеждают нас, что к блаженству нашему на земле всегда многого и многого недостает. 141. Вопрос странника. Что значит: «возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею?» Ответ старца Вонифатия. Значит, что должно любить Бога всеми силами души, а потому действия или проявления этой любви должны быть в уме, и в воле, и в сердце души нашей, как главных способностях ее. Все эти силы да покоряются Господу Богу, все да благоговеют пред Ним, да служат и поклоняются Ему. 142. Вопрос послушника. Как можно спастись? Ответ старца Вонифатия. Все мы знаем, как спастись, но по собственному нерадению теряем спасение. Прежде всего и паче всего должно сохранить нам то, что сказал Господь: «возлюбиши Господа Бога твоего... всею душею твоею... и искренняго твоего яко сам себе» (Мф. 22, 37. 39). Вот где спасение — в двойственной любви. 143. Вопрос послушника. Что отгоняет страх Божий от души? Ответ старца Вонифатия. Как дым отгоняет пчел, и тогда берут сладость их делания, так и излишний телесный покой отгоняет страх Божий от души и губит все благое делание ее. 144. Вопрос послушника. Что мне делать! Меня искушает блудный помысл. Ответ старца Вонифатия. Ужели ты хочешь лежа спастись?! Нет, молчи, бди, постись, плачь, и, может быть, Бог помилует тебя. Ибо кто не трудится здесь, тот имеет страдать там в неугасимом огне вместе с диаволом. 145. Вопрос посетителя. Какое зло происходит от сребролюбия? Ответ старца Вонифатия. «Какого зла не происходит от сребролюбия? — говорит святой Златоуст. — Не отсюда ли лихоимство, мщения, вражды, распри? Не они ли заставляют простирать руки даже на мертвых? даже на отцов и братии? низвращать и естественные законы и Божий заповеди? Как некоторые противные и сильные ветры, некогда вторгнувшись в тихую пучину, возмущают ее до оснований, так что и песок дна смешивается с верхними волнами: так все превращает сребролюбие: корыстолюбец не знает ни одного друга, — и что говорю: друга? он не знает и Бога, потому что от страсти своей сделался как бесноватый» (Златоуст, нраво-уч. 10 к Флп.). 146. Вопрос посетителя. Какое истинное богатство? Ответ старца Вонифатия. То только богатство истинное, которое обогащает нас добродетелями. Итак, если хочешь быть богатым, возлюби богатство истинное, если ищешь высшей чести, стремись к Царству Небесному; если любишь славу достоинств, поспеши вписаться в горнее служение Ангелов. 147. Вопрос того же. Кто по смерти берет с собой свои блага? Ответ старца Вонифатия. Богач, когда умрет, ничего не возьмет с собой. Тот с собой берет свои блага, кто раздал их требующим. Ибо все земное таково, что если бережем его, оно теряется, а если раздаем, сохраняется. Старайся, чтобы тление, долженствующее погибнуть, изменить на награду, никогда не гибнущую. 148. Вопрос посетителя. Кто, собственно, богат? Ответ старца Вонифатия. Тот богат, кто в Бога богатеет, земное, что угодно миру и в нем только остается, так же достойно презрения, как и самый мир. Пусть богатство твое почувствуют бедные, наследство поручи Богу, питай Христа, приобрети себе стяжание небесное. Большое наследство — большое искушение, если не употребится во благое, ибо чем кто богаче, тем более должен искупать, а не умножать грехи свои. 149. Вопрос посетителя. Что должно думать при наступлении нового года? Ответ старца Вонифатия. Окончив прошедший и встречая новый год, мы необходимо должны, сокрушаясь сердцем, размышлять: прошедшие дни жизни нашей безвозвратно протекли, но что в оные мы сделали доброго? Остальное время приближает нас к старости, кончина безвестна, а суд Божий не коснит. Потому непременно должно каждому начать новую жизнь о Христе Иисусе. 150. Вопрос послушника. Должно ли беречь язык и слух, чтобы не говорить и не слушать пустых речей? Ответ старца Вонифатия. Должно беречь язык и слух, чтобы не говорить и не слушать пустых речей осудительных, и не слушать их с пристрастием. Не слушай пустого и не будешь вместилищем чужих пороков. Если приимешь смердящую в себя нечистоту речей, то чрез помышление положишь пятно на молитву твою. Наслушавшись безжалостных поносителей, на всех будешь смотреть косо, подобно глазу, который, насмотревшись прежде на яркий цвет, после защурясь, смотрит на предметы. 151. Вопрос монаха. Что отгоняет память Божию от души? Ответ старца Вонифатия. Память о Боге отгоняет следующее: многословие, услаждение чем-нибудь, смех, оставление размышления, излишнее попечение о суетности мирской, непамятование о смерти. Все это отгоняет память о Боге. Если заметишь одно из этих зол, спеши исправиться, как усердный раб Божий, и избегнешь таким образом всех сетей лукавого. 152. Вопрос странника. Можно ли чем-нибудь своим добрым возноситься? Ответ старца Вонифатия. Пока живешь в теле, не возносись в сердце своем, как бы совершивший что-нибудь доброе, чтобы враг, нашедши чрез то доступ к тебе, не вверг тебя в страсть бесчестную. 153. Вопрос странника. Что такое видимая природа и чему она учит? Ответ старца Вонифатия. Видимая природа есть огромная книга, в которой крупными буквами написаны и в живых красках изображены необходимые и первоначальные истины, направляющие нас на путь спасения; ее могут и должны читать все. Благодетельные явления природы раскрывают и питают чувство любви и благодарности ко Господу; явления грозные внушают чувство страха и благоговения к Нему; явления тихие — чувство умиления и молитвенное расположение духа; явления высот, и поразительные, порождают в нас чувство человеческой нашей немощи и бессилия, а потому возбуждают чувство смирения, производят веру и живое упование на Творца вселенной. 154. Вопрос странника. Что значит: «блудяй в свое тело согрешает!» Ответ старца Вонифатия. Грешить против тела своего — значит делать то, что весьма вредит его благосостоянию, что заражает его разными, нередко отвратительными болезнями, разрушает его крепость и силу. 155. Вопрос посетителя. Если я потеряю время в суете жизни, могу ли его найти? Ответ старца Вонифатия. Кто потеряет золото или серебро, то может на место его приобрести другое; но кто потеряет время в суете жизни своей, тот не может уже найти его. В час смерти много будет жаловаться таковой, потому что часть его с демонами. 156. Вопрос посетителя. Если я сделаю что-нибудь доброе, должен ли я этим гордиться? Ответ старца Вонифатия. Если стяжешь какие добродетели Благодатью Христовой, не возносись сердцем своим и не говори: такие и такие совершил я добродетели. Но хотя бы ты совершил их все, говори, как раб: я исполнил то, что поведено. Если будешь всегда так помышлять в сердце своем, то во всяком месте, и везде и всегда, по своему человеколюбию готов нас слушать и нам помогать. 157. Вопрос послушника. Чего служит изображением фимиам кадильный? Ответ старца Вонифатия. Фимиам кадильный издревле служил изображением молитв, воссылаемых нами к Богу, и пламенного желания, чтобы они взошли пред Него так, как возвышается горе дым кадильный. Еще святой пророк Давид желал, чтобы молитва его возносилась пред Бога с легкостью дыма благовонного: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою» (Пс. 140, 2). То же значение кадила повторяется в богослужении Православной Церкви. «Кадило Тебе, Христе Боже, приносим в воню благоухания, — говорит священник пред началом литургии, — еже прием в пренебесный Твой жертвенник, вознисполи нам благодать всесвятаго Твоего Духа». Сообразно с этим знаменованием Церковь наша употребляет каждение фимиамом и при частных молитвах своих. 158. Вопрос послушника. Что значит «непрестанно молиться!» Ответ старца Вонифатия. Молиться всегда и непрестанно не то значит, чтобы всегда читать псалмы или молитвы написанные, — это дело невозможное. Ибо всякому христианину надобно делать дело, по званию своему; так же плоть утружденная требует успокоения сном и прочее. Но значит то, чтобы часто, во всяком начинании о деле, возводить ум, и сердце, и воздыхание к Богу и просить у Него милости, помощи и заступления. 159. Вопрос того же послушника. Почему же нужно непрестанно молиться? Ответ старца Вонифатия. Потому, что сатана во всякое время со своими злыми слугами наветует нам, также плоть всегда похотствует на дух, а этим врагам мы сами противиться не можем. Поэтому должны молитвой вооружаться, стоять и крепиться. Умом и духом можно молиться во всякое время и на всяком месте. Ходишь ли, сидишь ли, лежишь ли, за трапезой ли сидишь или дело делаешь, в народе или в уединении находишься, всегда можешь ум и сердце к Богу возводить и таким образом просить у Него милости: ибо Бог везде и на всяком месте, и везде и всегда, по своему человеколюбию. Готов нас слушать и нам помогать. 160. Вопрос посетителя. Какие каждому из нас должно соблюдать правила по своему состоянию или положению в гражданской службе? Ответ старца Вонифатия. Это изъясняется в наших отечественных законах, которые всякий гражданин или подданный обязан исполнять во всей их силе и по всей возможности. Все это согласно с волей Божией, все это есть даже исполнение воли Божией, как уверяет нас Божественный апостол: «сущия,- говорит, власти от Бога учинены суть. Темже противляяйся власти Божию повелению противляется» (Рим. 13, 1—2), и: «всяко еже аще что творите», по повелению власти, «от души делайте, якоже Господу, а не человеком... Господу бо Христу работаете» (см.: Кол. 3, 23. 24). 161. Вопрос странника. Почему воинство наше называется христолюбивым? Ответ старца Вонифатия. Потому, что наше воинство — христиане: служа царю и отечеству, в то же время служат царю царей, Господу Иисусу Христу, и исполняют Его святую волю. Господь научает нас полагать «души своя за други своя» (см.: Ин. 15, 13), и Он же, по слову святого Давида, «научаяй руце» верных своих «на ополчение, персты их на брань» (Пс. 143, 1), «в силах спасение десницы Его», которая и «обретается всем» врагам, «ненавидящим Его» (Пс. 19, 7; 20, 9). 162. Вопрос посетителя. Что более требуется для этой жизни от человека? Ответ старца Вонифатия. Требуется наипаче терпение и постоянство. «Претерпевый до конца, той спасен будет,- сказал Господь. Иже на добрей земли... плод творят в терпении» (Лк. 8, 15). 163. Вопрос посетителя. Страдают ли дети за неправды родителей? Ответ старца Вонифатия. Страдают! В доказательство этого представляю тебе следующий пример: «К святому Аммонию, подвижнику египетскому, родители привели больного, находящегося уже при смерти, сына и с глубоким сокрушением о неожиданной потере терзали на себе волосы и умоляли святого старца исцелить умирающего отрока; они говорили, что сына их укусила бешеная собака и пособие обыкновенного врачевства оказалось недействительным. Святой Аммоний сказал им: «Сын ваш вовсе не нуждается в исцелении от меня; если согласитесь отдать вола, которого похитили, он тотчас исцелеет», так и случилось. Как скоро вол был отдан, недуг оставил отрока» (См. цер. Ист. Созом. кн. 1, гл. 14). 164. Вопрос посетителя. Как воспитывать малых детей? Ответ старца Вонифатия. Замечая в дитяти пробуждающееся чувство и мысль, нужно дать ему угодную христианину пищу. Эта пища преимущественно заключается в религиозных понятиях. Пусть на первом месте дитяти слышится сладчайшее имя Господа Иисуса, пусть первый луч сознания упадает на понятие о Боге, нашем Творце, Вседержителе, Промыслителе и Спасителе; пусть нежное чувство сотрясется ощущением любви к Отцу Небесному, в обширном доме которого живет он и родители его, из десницы коего получает не только все нужное и все приятное для жизни, — и в самом начале возникающего разумного бытия дитяти возжегся тот небесный свет, который указывает путь истины и добра. 165. Вопрос того же посетителя. Что делать, когда примечается в дитяти своенравие и своеволие? Ответ старца Вонифатия. Оставлять эти капризы без исправления — значит обрекать близких сердцу своему на верное несчастье в жизни. Полагай пределы прихотям дитяти, обуздывай стремления его воли, приучай к лишению, нужде, терпению, и ты разовьешь нравственную силу, которая состоит в самообладании и с которой можно быть счастливым среди величайших в жизни злоключений, твердым и несокрушимым среди самых бурных волн жизни. 166. Вопрос странника. Что происходит от пьянства? Ответ старца Вонифатия. От пьянства возникают распри и раздоры, отсюда разные пляски и отвратительные кривляния, отсюда происходят прелюбодеяния и убийства. Когда же от опьянения переходят в совершенное бесчувствие, то все мужество оканчивается тем, что их относят в самом омерзительном виде на ложа их, и ты видишь перед собой жалких страдальцев, безотрадно выражающих собой в глазах омрачение в голове — боль и кружение, во всех членах — дрожание, в душе отсутствие всякой разумности. 167. Вопрос послушника. Одни ли дела будут испытуемы на Страшном суде Божием? Ответ старца Вонифатия. Кроме дел, испытуемые будут и помыслы:» яко страшен суд твой, Господи, делом испытуемым и помыслом истязуемым». Вместе с историей жизни нашей раскроется пред нами и пред всеми и внутренняя жизнь души нашей: Судия «приведет тайная тмы и объявит советы сердечныя» (1 Кор. 4, 5). Это раскрытие внутренней души нашей, это истязание помыслов наших и объявление советов сердечных едва ли не страшнее самого испытания дел. 168. Вопрос странника. Что есть пьянство? Ответ старца Вонифатия. Пьянство не есть какой-нибудь удобоизвиняемый недостаток, нет, это есть зло положительное, порок весьма пагубный и богомерзкий. Оно тем опаснее, что проникло во все слои общества; не уважающие заповедей Господних даже не считают его за грех; что многие за трапезами своими, по ложному понятию о дружбе, не стыдятся упрашивать, умолять, заклинать друг друга, с тем чтобы пить им более надлежащего, не понимая, что, заставляя ближнего напиться допьяна, они больше причиняют ему зла, убивая душу пьянством, как если бы поразили тело мечом. 169. Вопрос странника. Зачем каждый день исповедовать грехи? Ответ старца Вонифатия. Затем, возлюбленный, что мы каждый день грешим пред Богом. Грешникам надлежит каяться каждое мгновение; но Святая Церковь, снисходя нашей слабости, зная нашу многозаботливость в продолжение дня, заповедала нам делать это преимущественно в конце дня пред сном. Ты не хочешь каяться? Не греши же! Тебе тягостно каяться и однажды в день? Зачем же грешишь каждый день, может быть, каждый час, каждую минуту? Не хочешь каяться? А что будет с тобой, если нечаянно умрешь во время сна ночного? «Я встану завтра, как встал сегодня». Но так говорили и те скончавшиеся, кои имели несчастье не встать с одра своего. Сегодня ты встал, благодари Бога! А встанешь ли завтра — это тайна судеб Божиих. И если не встанешь: где тогда вдруг явится душа твоя? Там, где она никогда не бывала, — в другой жизни, о которой она не хотела думать вечером: пред Престолом Судии, Которого доселе оскорбляла. 170. Вопрос послушника. Кому служит мир? Ответ старца Вонифатия. Тому, кого самое слово истины назвало «князем мира» (см.: Ин. 12, 31), Кто есть «бог века сего» (см.: 2Кор. 4, 4); «Миродержитель» (Еф. 6, 12), диавол. Итак, служитель мира есть вместе и служитель диавола; служитель диавола не может быть служителем Божиим. Какое же сходство света со тьмой, неба с преисподней, Христа с велиаром? 171. Вопрос того же послушника. Служа миру, можно ли истинно служить Богу? Ответ старца Вонифатия. Служа миру, мы необходимо должны отдать ему свое сердце: «идеже сокровище ваше, ту будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). Чем же после этого мы будем служить Богу? Обыкновенно думаем заменить в том случае недостаток свой жертвами: но какая жертва со стороны нашей достойна была бы Бога, кроме духа «сокрушенного и сердца смиренного» (Пс. 50, 19)? Нет! Для Бога сердца ничто не может быть приятнее сердца. Сыне, говорит Он, «даждьми... твое сердце» (Притч. 23, 26). 172. Вопрос странника. Для чего христиане, садясь за трапезу, осеняют ее крестным знамением? Ответ старца Вонифатия. «Для чего благословлять брашна, — вопрошает святой Златоуст, — ужели они нечисты?» — «Не они нечисты, — ответствует сей великий учитель, — но мы сами, принимающие их, нечисты и требуем ежеминутно освящения». «Я боюсь, Господи, не нечистоты брашен, — говорит блаженный Августин, — ибо знаю, что они от Тебя, но я боюсь собственной нечистоты, и потому всякий раз предваряю вкушение брашен молитвой, ибо чрез нее я признаю, что они от Твоей десницы, что Ты виновник их, и я имею их только от Тебя. Принимая их так, я принимаю с признательностью, благодарением и любовью, и чрез это очищаю мою душу». 173. Вопрос посетителя. Какие у Бога средства обратить к себе сердца грешных людей? Ответ старца Вонифатия. Он посылает страшные громы, потрясает землю и заставляет трепетать человека. И вот, небо не посылает на землю дождя и земля не дает своих плодов живушим на ней; народ пробуждается от сна греховного бичом войны или смертоносной заразы, посылается на землю ангел-истребитель, который не щадит и первенцев. И посмотри, какие бывают прекрасные последствия того. Не хотевшие знать Бога — познают Его, не хотевшие молиться — воздевают к Нему руки и вопиют вместе с апостолами: «Господи, спаси ны, погибаем» (Мф. 8, 25). 174. Вопрос странника. Что может случиться, если христианин приобщиться Святых Тайн недостойно? Ответ старца Вонифатия. Так как священники не всех знают грешников, и потому многие приобщаются Святых Тайн недостойно, то Бог часто предает (недостойных) сатане, и от того случаются болезни, напасти, скорби, бедствия, как показывает это апостол Павел: «Сего ради в вас мнози немощни и недужливи, и спят (умирают) довьлны» (1 Кор. 11, 30). 175. Вопрос посетителя. Нужно ли заботиться об украшении своего тела разными одеждами? Ответ старца Вонифатия. Кто, живя в мире, украшает свое тело, наряжается в разные платья, тот ищет славы человеческой, а кто преуспевает в жизни духовной, тот все это презирает, имеет у себя только необходимое для тела и ищет славы на небеси, как учит апостол: «Имеюще пищу и одеяние, сими доволны будем» (1 Тим. 6, 8). 176. Вопрос монаха. Почему дерево чем выше растет, тем глубже пускает свои корни в землю? Ответ старца Вонифатия. Оно, возносясь, смиряется, а смиряясь, возвышается. Так должно поступать и тебе, во Христе брат! Если ты возвышаешься преимуществами умственными или нравственными, естественными или благодатными, внешними или внутренними, всегда и везде, тем более смиряй себя. Без глубоких корней смирения ты никогда не будешь безопасен от падения. 177. Вопрос странника. Для чего дана жена мужу? Ответ старца Вонифатия. Жена дана мужу для вспомоществования ему, для того, чтобы он, при ее утешении, мог удобно переносить все с ним случающееся. Если жена честна и ласкова, то сообщество ее не только послужит мужу утешением, но и во всех случаях подаст ему великую помощь, все трудное сделает легким и удобным, и не попустит почувствовать нисколько тех неудовольствий, какие случаются и вне дома, и в доме. Настанет ли душевная буря? Добрая жена, как искусный кормчий, приведет в тишину и благоразумием своим много утешит мужа. 178. Вопрос монаха. Осуждение и братское обличение — одно ли и то же? Ответ старца Вонифатия. Осуждение и братское обличение никак не одно и то же. Первое воспрещается во Евангелии: «Не судите, да не судими будете» (Мф.7, 1); второе, напротив, заповедуется: «Аще согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем» (Мф. 18, 15), и еще: «не приобщайтеся к делом неплодным тмы, паче же и обличайте» (Еф. 5, 11). 179. Вопрос того же монаха. Как должно обличать других? Ответ старца Вонифатия. Вот как пишет об этом святой апостол Иуда: А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией» (это главное начало для христианского обличения)... «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью» Иуд. 1, 20—23). 180. Вопрос того же монаха. А осуждать других запрещено? Ответ старца Вонифатия. Что касается до осуждения, то апостол Павел не только запрещает осуждать других, но еще учит не подавать никакого повода к тому, чтобы нас осуждали другие. «Кийждо,- говорит, нас о себе слово даст Богу. Не ктому убо друг друга осуждаем, но сие паче судите, еже не полагати претыкания брату или соблазна» (Рим. 14, 12. 13). 181. Вопрос странника. Для чего крестное знамение установлено Святой Церковью? Ответ старца Вонифатия. Для того чтобы мы постоянно, так сказать, имели пред глазами важнейшие Таинства христианства и соединяя с ним известные слова в честь Пресвятые Троицы, при всяком случае, разумно славословили и благодарили Отца, и Сына, и Святого Духа, и таким образом и сами освящались и все освящали именем Пресвятые Троицы и силою Господа, распятого на кресте. «Не пренебрегай крестным знамением, — говорит святой Кирилл Иерусалимский, — потому только, что оно туне и легко досталось тебе, но по сему самому, еще более благоговей пред Благодетелем, даровавшим тебе оное». 182. Вопрос странника. Какие последствия праздности? Ответ старца Вонифатия. Душа праздного человека со дня на день портится все более и более: чувство угасает, рассудок становится слабым, воля леденеет, праздный человек не чувствует себя способным ни к чему трудному. Праздность не менее губительна и для тела. Слабость, изнеможение, преждевременная вялость и хилость, и оттоле целый ряд различных болезней, — таковы обыкновенные последствия праздности! Она сама кладет страшную печать на своих поклонников: у одного тело задавлено тучностью, другой страдает от избытка крови, у того поражены или отняты члены, иной остается без всякого движения от подагры, у другого от неумеренности на заре жизни притупились все чувства. Какое-нибудь легкое беспокойство, усталость, мгновенная перемена погоды или другой какой-нибудь непредвиденный случай сопровождаются всегда болезненным потрясением в этих искаженных праздностью телах. Так для души и для тела праздность есть зло великое и ужасное.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar