0001-FF-022.png (200×25)  


 
 
   ГЛАВНАЯ | | ВХОД ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС Гость | RSS   
MENU SITE
ИЩУ РАБОТУ
ПОЭТ И ПИСАТЕЛЬ
ВАШЕ МНЕНИЕ
Я ВИЖУ СЛЕДУЮЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ
Всего ответов: 1709
ПАТРИАРХИЯ
РУССКАЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ
ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ

119034, Москва, Чистый пер., 5
Телефон: (495) 637-43-18
E-mail: info1@patriarchia.ru
САЙТ: PATRIARCHIA.RU
СТАТИСТИКА
ОНЛАЙН: 19
ГОСТЬ: 19
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: 0

   
ГЛАВНАЯ » СТАТЬИ » ЭТО ИНТЕРЕСНО

Преп. Вонифатий из Феофании (3)
53. Вопрос странника. Какую смерть можно считать худою? Ответ старца Вонифатия. Не должно почитать ту смерть худою, которой предшествовала добрая жизнь. Смерть худа от своих последствий. Итак, нужно заботиться человеку, которого смерть неизбежна, не столько о том, отчего он умрет, сколько о том, куда препроводит его смерть. 54. Вопрос странника. Кого из грешников Бог наипаче отвращается? Ответ старца Вонифатия. «Убога горда, богата лжива и стара прелюбодея» (Сир. 25, 4), отвращается еще и памятозлобного человека и гневливой души. Хотя бы мы были и довольно праведны, но если памятозлобствуем, то все дела наши тщетны и спасения получить не можем. А потому всякую вражду непременно должны уничтожать и всегда иметь мир и любовь со всеми, без коих «никтоже узрит Господа» (Евр. 12, 14). 55. Вопрос посетителя. Кто истинно великодушен? Ответ старца Вонифатия. Истинно великодушен тот, кто решается лучше терпеть бедственную жизнь, нежели убегать ее, и кто, имея светлую и чистую совесть, презирает суждения человеческие, особенно народные, как большей частью погрешительные. 56. Вопрос послушника. Как поступить с клевещущим на ближнего своего? Ответ старца Вонифатия. Никогда не должно слушать клевет и уважать того, кто клевещет на ближнего своего; лучше сказать таковому: перестань, брат, я сам ежедневно еще в тягчайшие сих впадаю грехи и потому не могу и не должен никого осуждать; сими словами, как целебным лекарством, исцеляются две болезни: своя и клевещущего. 57. Вопрос странника. Если хозяин наказывает своего наемника, как это зло для наказуемого принимать? Ответ старца Вонифатия. Для добрых наемников всякое зло, какое они терпят от своих хозяев, не есть наказание за преступление, а искушение добродетели. Ибо добрый, если служит, свободен, а злой, хотя бы царствовал, есть раб, у которого не один господин, а столько господ, сколько пороков. 58. Вопрос странника. Можно ли откладывать обращение к Богу? Ответ старца Вонифатия. Ни по каким причинам не должно откладывать обращения к Богу, да медленностью не потеряем времени исправления. Тот, кто обещал милость кающимся, не заверил будущего для нерешительных. 59. Вопрос послушника. Кто хорошо поет во славу Божию? Ответ старца Вонифатия. Хорошо поет во славу Божью тот, которого жизнь согласуется с словами. Ибо по окончании пения умолкает слово, а жизнь в делах добрых никогда не умаляет славы того, которого действию в себе радуется. 60. Вопрос монаха. В чем состоит истинное смирение? Ответ старца Вонифатия. Истинное смирение состоит в том, чтобы ничем не гордиться, ни за что не роптать, не оказывать неблагодарности, недовольства и за все судьбы Божьи благодарить и хвалить Бога, которого все дела ознаменованы или правосудием, или благостью. 61. Вопрос послушника. Кто беден духовно? Ответ старца Вонифатия. Те очень бедные, которые богаты от беззакония, они не имеют сокровищ правды и премудрости. Напротив, те, которые служат Богу, приобретают такие блага, которые не могут погибнуть. 62. Вопрос странника. Довольно ли для меня будет, если я буду удерживаться от одного зла? Ответ старца Вонифатия. Не довольно удерживаться от зла, если не будешь делать и добра. Мало того, чтобы никому не вредить, а нужно еще стараться быть полезным для многих. 63. Вопрос странника. Какою добродетелью можно приблизиться к Богу? Ответ старца Вонифатия. На высоту Божью только выходят смирением. Предающий себя Богу приближается к Нему, а возносящийся далеко отходит от Него. 64. Вопрос странника. Я прошу Бога,— желаю получить от Него просимое и не получаю,— что мне делать? Ответ старца Вонифатия. Да не страшит тебя, христианин, то, что ожидаемое по вере твоей отлагается впредь. Хотя обетованное сокрыто, но ты продолжай молитву с упованием. Упражняйся в делании, возрастай в добродетелях. Когда испытуется постоянство веры, умножается слава возмездия. 65. Вопрос монаха. Какой человек может быть жилищем Божьим? Ответ старца Вонифатия. Человек, прилепляющийся к Богу и всегда творящий волю Его, есть постоянное жилище Божие; если он терпит какое-либо бедствие, то это испытание, а не оставление от Бога. 66. Вопрос странника. Хорошее ли дело — исповедание своих грехов? Ответ старца Вонифатия. Хорошее и спасительное дело исповедание грехов, когда следует за тем исправление. 67. Вопрос послушника. Какой первый дар благодати Божией? Ответ старца Вонифатия. Первый дар благодати Божией то, что она учит нас познавать нашу низость. Все доброе творим мы силою Того, «без Кого не можем творить ничего». 68. Вопрос странника. Если кто просит меня помолиться об нем, имею ли право отрицаться, чувствуя свое недостоинство? Ответ старца Вонифатия. Когда просят нас молиться о спасении другого, то мы не должны отрицаться, хотя и не стяжали еще дара молитвы. Ибо часто вера того, который просит, спасает его, при его старании исправить свою жизнь. 69. Вопрос монаха. Искушение Иисуса Христа чем может служить для христианина? Ответ старца Вонифатия. Искушение Иисуса Христа есть наставление христианину. Мы должны быть подражателями нашего Наставника не в произведении чудес, которых никто не требует, но в соблюдении смирения и терпения, к чему призывает нас Господь Своим примером. 70. Вопрос странника. Что может быть причиною истинной радости для христианина? Ответ старца Вонифатия. Причина истинной радости для христианина — век не настоящий, а будущий. Должно пользоваться временными благами так, чтобы они не были препятствием к достижению благ вечных: как путешественники в дороге, будем любить то, что ведет нас к отечеству. 71. Вопрос посетителя. Прилично ли христианину хвалиться своими добродетелями? Ответ старца Вонифатия. Лучше смиренно сознаться во грехах, нежели горделиво хвалиться добродетелями. 72. Вопрос странника. Чему подобен человек жизни развратной и словами увлекающий к соблазну? Ответ старца Вонифатия. Когда увидишь кого-либо по жизни развратного, вспомни о змее, в котором Писание говорит: «змей же мудрейший всех зверей, сущих на земли» (Быт. З, 1) и не последуй, подобно Еве, его злым обаяниям. Эта мудрость и ему во вред, потому что не сопутствуется добродетелью и должна устрашить всякого невинного, как самая губительная и смертельная язва. 73. Вопрос посетителя. Что открывает и что закрывает путь разумению? Ответ старца Вонифатия. Вера открывает, а неверие закрывает путь разумению. 74. Вопрос посетителя. О сотворении каждой твари представляются три вопроса: кто сотворил ее? каким образом? и почему? Прошу разрешить их мне. Ответ старца Вонифатия. «Рече Бог: да будет свет, и был свет, и виде Бог свет яко добро». Итак, ты спрашиваешь: “Кто сотворил?” Отвечаю: Бог. “Каким образом?” — «рече и быша». Почему? Потому «что это добро». Нет превосходнее того, что сотворил, нет силы могущественнейшей — слова, и нет лучшей причины творения, как то, чтобы благое сотворено было Богом. 75. Вопрос послушника. Кто может облаженствовать человека? Ответ старца Вонифатия. Для твари разумной нет блага, могущего ее облаженствовать, кроме Бога; ибо благо ее, как сотворенной из ничего, происходит не от нее самой, а от того, кем она сотворена. В соединении с ним — она блаженна, в разлучении от него — несчастна. 76. Вопрос монаха. Смерть для благочестивых людей есть ли наказание за грех? Ответ старца Вонифатия. Есть. Но для них она — благо, потому что они употребляют ее во благо; для них она конец зол временных и переход к жизни вечной. Ибо как неправда употребляет во зло не только злое, но и благое, так правда обращает во благое не только благое, но злое. 77. Вопрос странника. Желательно мне стяжать добродетель; что для сего нужно? Ответ старца Вонифатия. Кто хочет стяжать добродетель, тот прежде должен возненавидеть противное ей зло. Итак, если ты хочешь иметь печаль о Боге и плач, должен возненавидеть суетные радости и смех. Хочешь ли иметь смирение? Возненавидь гордость, хочешь быть воздержанным? Возненавидь пресыщение. Хочешь быть милостивым? Возненавидь сребролюбие. Желаешь быть целомудренным? Возненавидь сладострастие. Желающий удерживать язык пусть заградит уши свои, чтобы не слышать многого. Желающий всегда иметь страх Божий пусть возненавидит самомнение и тщеславие, возлюбит скорби, тесноту и тогда может служить искренно Богу. 78. Вопрос посетителя. Когда воля бывает истинно свободною? Ответ старца Вонифатия. Воля тогда истинно свободна, когда не рабствует порокам и грехам. Такая свобода дана человеку Богом и когда потеряна, то не может быть возвращена никем, кроме Того, кто даровал ее. Потому-то истина говорит: «еще Сын вас освободит, воистину свободны будете». 79. Вопрос странника. Как узнать, принадлежу ли я к числу спасаемых? Ответ старца Вонифатия. На этот вопрос никто из людей, доколе живет на земле, не может отвечать с несомненностью; ибо «один Господь знает сущия своя» (2 Тим. 2, 19). Мы можем отчасти только судить о том, на пути ли стоим к царствию Божию или, напротив, далече от прямого пути. Каким образом? Настоящая жизнь в отношении к будущей — то же, что время сеяния по отношению к жатве. Итак, кто здесь не посеет, тот и там не пожнет, кто здесь не положил начала к своему спасению, не соделал себя способным ко вступлению в царство небесное, тот и там останется вне царствия Божия. 80. Вопрос купца. Кто может сделать меня гражданином отечества небесного? Ответ старца Вонифатия. Гражданами земными рождает нас природа, зараженная грехом, и мы становимся сосудами гнева Божия. Гражданами же отечества небесного рождает благодать, освобождающая природу от греха, и делает нас сосудами милосердия. 81. Вопрос странника. Сражаясь человек с пороками, может ли иметь полный мир? Ответ старца Вонифатия. Пока мы сражаемся с пороками, нет нам полного мира; ибо и те страсти, с которыми мы сражаемся, противопоставляют нам опасности, и те, которые побеждены, не оставляют нам безопасного торжества, но требуют заботливого упражнения. 82. Вопрос странника. Какой верный путь к спасению? Ответ старца Вонифатия. В каком бы кто состоянии ни жил, всякий по вере в заслуги Христа Спасителя, при помощи Его божественной благодати, будет идти ближайшим путем спасения, если будет следовать примеру св. Отцов, и если он до конца пребудет в Истинной вере, любви и уповании на Бога, то придет, наконец, чудо, где все лики св. Отцов, и будет участвовать с ними вечно в радостях небесных. 83. Вопрос странника. Может ли человек по разлучении с телом приобрести то, о чем живя не радел? Ответ старца Вонифатия. Напрасно человек обещает получить по разлучении с телом то, о приобретении чего не радеет, живя с телом. Никто против своей воли не добродетелен, хотя бы дела его были добрые. Ибо не пользует дух страха, когда нет духа любви. 84. Чего нет труднее для христианина? Ответ старца Вонифатия. Самая труднейшая добродетель есть молиться Богу непрестанно. Когда только человек захочет молиться, враги стараются отвлечь его, ибо знают, что ничто им так не противодействует, как молитва к Богу. Во всяком подвиге, какой бы ни предпринял человек, после усиленного труда получает успокоение, а молитва хотя и доставляет по временам небесные и святые утешения, но до последней минуты жизни христианина требует от него бдительности. Чтоб неослабно иметь побуждение к молитве, христианин должен непрестанно внимать себе и обличать душу свою, говоря: увы мне! как я предстану на суд Христов и чем буду оправдываться пред Ним? Если всегда будет размышлять, может спастись. 85. Вопрос посетителя. В чем состоит последняя цель скорбей, посылаемых Богом человеку? Ответ старца Вонифатия. Последняя цель скорбей, посылаемых Богом, состоит в том, чтобы в яснейшем свете представить небесное блаженство, глубже дать почувствовать беспредельность милосердия Божия и премудрость божественного промышления. Кто после сего без благодушия не будет переносить кратковременные страдания, которые ведут за собою столь спасительные действия? Кто не скажет с апостолом: «недостойны страсти нынешняго времени к хотящей славе явитися в нас» (Рим. 8, 18)? «Еже бо ныне легкое печали нашей по преумножению в преспеяние тяготу вечные славы соделывает не смотрящим нам видимых, но невидимих: видимая бо временна, невидимае же вечна» (2 Кор. 4, 17. 18). 86. Вопрос странника. Должно ли отчаиваться о злых людях? Ответ старца Вонифатия. Не должно отчаиваться о злых, а должно молиться за них прилежнее, чтобы они сделались добрыми. Число святых умножается всегда от числа грешных. 87. Вопрос монаха. Ищущий мира от Бога должен ли быть немирным сам с собой? Ответ старца Вонифатия. Ищущий мира от Бога должен быть мирен сам с собой, да не будет у него одно исповедание в исповедании уст, а другое в тайне сердца. Ибо нет пользы в том, когда в сердце содержать истину, а говорить ложь. Не только должно верить истине, но и говорить истину. 88. Вопрос монаха. Какие подвиги особенно Богу приятны? Ответ старца Вонифатия. Три этих подвига многоценны прел Богом: во-первых, когда человек, впадши в напасть и подвергаясь другим искушениям, принимает их с благодарением; во-вторых, когда кто старается, чтобы все дела его были сокровенны от людей и чисты пред Богом и не имели суетных побуждений; в-третьих, когда кто пребывает в послушании к своему духовному отцу и отказывается от всех своих желаний. Последний получает один лишний венец против прочих. 89. Вопрос странника. Какая казнь тягчайшая из казней? Ответ старца Вонифатия. Нет тягчайшей казни, как казнь порочной совести, которая, не имея в себе Бога, не имеет и утешения. Для того и нужно нам призывать Избавителя, чтобы, когда скорби возбудят нас к покаянию посредством сознания, получить нам прощение. 90. Вопрос посетителя. Должно ли в счастье быть беспечным? Ответ старца Вонифатия. Не должно быть никогда в счастье беспечным, потому что оно для души опаснее, нежели бедствие для тела; счастье, нанеся вред человеку, отнимает у него силу для перенесения. 91. Вопрос посетителя. Вредно ли всякое излишество в пище и питье? Ответ старца Вонифатия. Объедения и пьянства всячески должно блюстися, ибо они суть начало и корень блуду и нечистоте, ходатаи и приготовители вечной муки, от них тяжесть души, помрачение ума, воспаление плотской похоти, возгорение гнева, удобный приступ к нам бесу, а божественные любви отчуждение. Напротив, жизнь воздержная и трезвая есть рай еще на земле, тогда как растленная и греховная есть величайшее томление души и ад на земле. 92. Вопрос монаха. В деле спасения достаточно ли одной добродетели? Ответ старца Вонифатия. Как во всяком деле, так и в деле спасения одной добродетели не достаточно. Каждый да возьмет крест свой, то есть крест, сообразный со своей духовной нуждой и со своим нравственным состоянием каждый должен исправить или умертвить в себе или волю тщетную, погруженную в земные расчеты, или ум кичливый и высокомерный. Тогда и только тогда он может истинно последовать Господу и, не соблазняясь Крестом Христовым, видеть во Христе Распятом Божию силу и Божию премудрость. 93. Вопрос странника. Кто может быть концом для верных? Ответ старца Вонифатия. Конец для верных — Христос. Кто к Нему направил все свое сердце, тот не имеет более предметов для искания, ему нужно только не уклоняться от своего направления. 94. Вопрос послушника. Какая лучшая печаль? Ответ старца Вонифатия. Лучше печаль того, кто неправедно терпит, нежели радость того, кто неправедно действует. 95. Вопрос послушника. Можно ли сердцу воспоминать прошедшее? Ответ старца Вонифатия. Не позволяй сердцу воспоминать прошедшее с услаждением, чтобы не вкралось в душу твою похотение и не заставило ее возвратиться во Египет. 96. Вопрос странника. Может ли бедняк освободиться от бедствия без помощи Божией? Ответ старца Вонифатия. Никакой бедняк ни от какого бедствия не освободится, если милосердие Божие не поможет ему. 97. Вопрос странника. Когда мы молимся с верой о своих нуждах, всегда ли Бог исполняет молитву нашу? Ответ старца Вонифатия. Когда с верой молимся о нуждах житейских, то молитву нашу Бог и не исполняет по милосердию: что полезно больному, то лучше знает врач, нежели сам больной. Если просим того, что Бог сам предписывает и обещает, то непременно будет. Любовь получает то, что готовит истина. 98. Вопрос монаха. Как думать, что иные ради множества грехов своих отчаиваются? Ответ старца Вонифатия. Если бы, чего сохрани Бог, всякую меру превзошел грех наш, и тогда не должны мы отчаиваться и безнадежно скорбеть: «поелику несть грех побеждающий милосердие Божие». Все наши грехи не сравняются с бездной щедрот Господа нашего, Который спасает нас туне милосердием Своим. 99. Вопрос странника. За что потребуют от нас строгого ответа? Ответ старца Вонифатия. Ни за то, что мы были бедны или богаты, благородны или худородны, много или мало имели дарований; а за то, как употребляли полученные нами таланты. Если получившему один талант и скрывшему его в земли сказано: «рабе лукавый и ленивый!» — то что скажется тому, кто имел счастье иметь пять или десять талантов, и все это скрывает в своей лености праздности. 100. Вопрос монаха. Можно ли достигнуть совершенства без искушений? Ответ старца Вонифатия. Нельзя достигнуть совершенства без искушений, и никто не познает сам себя, если не подвергнется испытанию. Не увенчается, кто не победит; не победит, если не будет сражаться, и кто сражается, если не имеет врага и не противостанет искушению. 101. Вопрос послушника. Как узнать: чей я гражданин? Ответ старца Вонифатия. Два рода любви производят два рода гражданства в целом мире: любовь к Богу делает нас гражданами Иерусалима, любовь к миру — гражданами Вавилона. Спроси же сам себя: что ты любишь? — и узнаешь, чей ты гражданин. 102. Вопрос странника. Легко ли исполнять заповеди Божий? Ответ старца Вонифатия. Всякая заповедь Божия легка для любящего, легкость ига Христова тем именно изъясняется, что Господь подает Духа Святого, который изливает любовь в сердца наши, да с нею охотно исполняем волю Божию. Кто исполняет эту волю по одному страху, тот поступает, как раб, и тот не друг правды, кто желал бы не быть обязанным повиноваться ей. 103. Вопрос странника. Какие дела могут называться добрыми? Ответ старца Вонифатия. Те только дела добрые, которые производятся верой и любовью вместе: одна без другой не рождает плода истинного. 104. Вопрос монаха. Когда заключает человека глубина грехов? Ответ старца Вонифатия. Тогда заключает человека глубина грехов, когда он не только погружается в них, но еще старается извинять их и терять самое сознание своей вины. 105. Вопрос странника. Богатые христиане могут ли быть бедными? Ответ старца Вонифатия. Богатые христиане, если они христиане истинные, совершенно бедны, потому что в сравнении с благами небесными, почитают все свое золото прахом, и то не составляет их богатства, чем они нисколько не увеселяются. 106. Вопрос посетителя. Каких родов бывает жизнь человеческая? Ответ старца Вонифатия. Есть двоякая жизнь: телесная и душевная. Как жизнь тела — душа, так жизнь души — Бог, и как тело, разлучаясь с душой, умирает, так и душа умирает, когда оставляет ее Бог. 107. Вопрос послушника. К чему должна возвышаться разумная душа? Ответ старца Вонифатия. Разумная душа должна возвышаться к тому, что есть самого лучшего в природе духовной, тогда она будет мудрствовать горняя, а не земная. 108. Вопрос странника. Что есть жизнь наша? Ответ старца Вонифатия. Жизнь наша есть море, постоянно воздвизаемое бурей напастей, страстей и соблазнов; продолжение жизни — непрерывное плавание, ежеминутно сопряженное с великими опасностями. Опасность в плавании по ней производят ветры искушений, внезапные приключения. Много путей в многобедственной жизни этой, и на каждом встречаются свои скорби; на пути добра нужна борьба со злом. Утешительно для нас то, что Бог не попустит нам искуситься сверх наших сил, но дарует нам помощь, чтобы искушения могли мы перенести. 109. Вопрос послушника. Какое свойство смиренных? Ответ старца Вонифатия. Свойство смиренных — не хвалиться знанием: они почитают истину, как и свет, общим достоянием всех. 110. Вопрос монаха. Почему праведник радуется, когда несчастных постигает наказание? Ответ старца Вонифатия. Благожелание, а не зложелание являет праведник, когда радуется отмщение, постигшему нечестивых; его радует при этом не гибель грешника, коему желает он исправления, а правда Божия, о которой уверен, что она может обратить многих. 111. Вопрос странника. Для того чтобы делать добро и уклоняться зла, что нужно делать? Ответ старца Вонифатия. Ко всякому доброму делу приводит любовь к Богу и страх Божий; ко всякому греху приводят любовь и страх мира. Итак, для того чтобы делать добро и уклоняться зла, нужно различать, что должно любить и чего не должно любить и бояться. 112. Вопрос странника. Чем сопровождается истинное раскаяние? Ответ старца Вонифатия. Человек, стяжавший истинное раскаяние, говорит мало, действует решительно. Придя в чувство, он спешит изменить к лучшему жизнь свою, в уверенности, что настала для него минута спасения. Волнуемый сильными размышлениями о превратностях мира и переменах своей прежней жизни, он изыскует уединенное место, где бы мог свободно беседовать с собой и проливать обильные потоки слез. Не могши более владеть своей печалью, при воспоминании прежних своих дел, он преклоняет чело свое к земле и не смеет возвести взоров к небесам, откуда, впрочем, ожидает помощи и избавления: он часто из глубины сердца воздыхает ко Господу, прося у Него помощи к укреплению в добродетели. 113. Вопрос странника. Всякий ли желающий скрыть истину есть лжец? Ответ старца Вонифатия. Хотя всякий лжец желает скрыть истину, но не всякий желающий скрыть истину есть лжец. Часто скрывают истину не обманом, а одним молчанием. Так поступил и Господь, когда сказал: «Еще много имам глаголати вам, но не можете носити ныне» (Ин. 16, 12). 114. Вопрос странника. Заповедь Божия, если исполняется по страху наказания, исполняется ли она тогда истинно? Ответ старца Вонифатия. Заповедь Божия, если исполняется по страху наказания, а не по любви к правде, исполняется рабски, неохотно, а потому как бы не исполняется. Ибо не может быть плода доброго в том, что произрастает не от корня любви. 115. Вопрос странника. В чем состоит похвала вере? Ответ старца Вонифатия. Похвала вере состоит в том, что она верует невидимому; награда ей будет тогда, когда верующие получат то, чему веровали. 116. Вопрос странника. Всякого грешника должно ли любить как грешника? Ответ старца Вонифатия. Всякого грешника не должно любить как грешника, а должно любить как человека, и любить для Бога; Бога же должно любить для Него Самого, от Которого все любящие Его имеют все — и то, что существуют, и то, что любят Его. 117. Вопрос посетителя. Что значит слово: «Аз есмь путь, истина и живот»? Ответ старца Вонифатия. Эти слова значат: чрез Меня, сказал Иисус Христос, приходят ко Мне, приходят и во Мне пребывают. Ибо, когда к Нему приходим, приходим и к Отцу, познаем посредством равного Того, кому Он равен, и связуемся Духом Святым, да вечно пребудем в соединении с верховным и неизменным благом. 118. Вопрос странника. Должно ли смущаться, что праведник страдает тяжко и незаслуженно? Ответ старца Вонифатия. Не должно смущаться, когда видим, что праведник страдает тяжко и незаслуженно. Вспомним, что пострадал Праведник праведников и Святый Святых. Его страдания выше всех страданий, потому что нет никакого сравнения между тварью и Творцом ее. 119. Вопрос посетителя. Можно ли одной милостыней спастись? Ответ старца Вонифатия. Напрасно раздавать имение нищим, если в сердце нет любви, которая «вся уповает, вся терпит, не превозносится, не завидит, не ищет своих и не безчинствует» (1 Кор. 13, 7. 4. 5.). Без исправления нравов щедроты наши одни сами собой не могут спасти нас. Милостыня очищает грехи, в коих мы раскаялись, но не оправдает тех, в коих упорно каменеем. Она есть долг наш, но не единственный долг, и хотя не исполнять его — значит нарушать закон в самом его основании, однако же, исполнив оный, мы обязаны сохранять и другие заповеди закона. 120. Вопрос посетителя. Когда началось время? Ответ старца Вонифатия. Течение времени началось с движением существ сотворенных. Поэтому напрасно искать времени прежде творения, как бы времени прежде времени. Ибо если бы не было движения духовной и телесной твари, то есть не было бы перехода из прошедшего чрез настоящее в будущее, то не было бы никакого времени. Итак, вернее то, что время началось тварью, нежели то, что тварь началась временем. Но и то и другое от Бога, «яко из Того и Тем и в Нем всяческая» (Рим. 11, 36). 121. Вопрос посетителя. Отчего многие жалуются на мир этот? Ответ старца Вонифатия. Оттого, что мир этот исполнен сетей и все, что ни окружает нас, ополчается совокупно с растленной природой нашей против нас: богатство развращает нравы, бедность выходит из терпения, счастье надмевается, бездействие нежит, несчастье крушит, знание напыщает, невежество сдруживается с заблуждением, здравие поддерживает страсти, немощи наклоняют к нечувствительности или ропоту, словом, все, что ни есть в нас или окрест нас, становится для грешного человека сетью и камнем преткновения. Одна надежда остается ко спасению человека простирать вопль к Престолу Всемилосердного Бога, да благоволит Сам прийти на помощь нашу, обуздать неукротимые страсти, озарить невежество, укрепить немощи, управить на победу духовную борьбу и восстановить от падения. 122. Вопрос посетителя. По заслуге ли благодать дается? Ответ старца Вонифатия. Награда дается по заслуге добрым делам после того, как она совершается; а благодать не по заслуге и дается прежде дел добрых для того, чтобы они совершились. 123. Вопрос странника. Можно ли сравнить суды человеческие с Судами Божиими? Ответ старца Вонифатия. Суды Божий никак нельзя сравнить с судами человеческими. Не должно сомневаться в том, что Бог справедлив и тогда, когда какое-либо дело Его кажется несправедливым. 124. Вопрос странника. От кого рождается праведный? Ответ старца Вонифатия. Праведный рождается от Бога, а не от людей, потому что он бывает праведным по возрождению, а не по рождению. Поэтому возрожденные и называются сынами Божиими. 125. Вопрос странника. В чем состоит праведен суд Божий? Ответ старца Вонифатия. Праведен суд Божий состоит и в том, что каждый погибает от греха своего, потому что Бог греха не сотворил так же, как не сотворил Он смерти, а однако достойных смерти умерщвляет. Противоречия здесь нет, если будем различать суды Божий от дел Божиих. Ибо иное в сотворении не предопределять к смерти, иное по суду казнить преступника. 126. Вопрос странника. То, что тело отягощает душу, от Бога ли сотворено? Ответ старца Вонифатия. Не от Него! Бог сотворил весь мир и все тела; но то, что тело тленное отягощает душу и плоть похотствует на дух, не от Него: это не первоначальное свойство природы человеческой, а следствие и казнь греха. 127. Вопрос посетителя. Могут ли родители упразднить прирожденный грех? Ответ старца Вонифатия. Некоторые родители грех прирожденный отягчают, некоторые облегчают, но никто не отъемлет его, кроме Того, о Коем сказано: «се, Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин. 1, 29). Тот, Кто может произвести всякое благо, может упразднить и всякое зло. 128. Вопрос послушника. Может ли человек сам по себе иметь веру и любовь? Ответ старца Вонифатия. Иметь способности к вере, как и способность к любви, есть свойство природы человеческой; а иметь самую веру, как и самую любовь, — дело благодати в верующих. 129. Вопрос посетителя. Велика ли сила славолюбия? Ответ старца Вонифатия. Как велика и вредоносна сила славолюбия, чувствует только тот, кто сражается с этой страстью. Ибо легко не желать похвал, когда не даются, но трудно не находить в них удовольствия, когда предлагаются. 130. Вопрос монаха. Кто презирает все блага мира? Ответ старца Вонифатия. Тот презирает все блага мира, кто презирает не только все, что мог, но и все, что хотел иметь. Впрочем, здесь нужна осторожность, чтобы не вкралась в душу гордость. Лучше удерживать земные блага со смирением, нежели оставлять их с гордостью. 131. Вопрос странника. Когда гнев обращается в ненависть? Ответ старца Вонифатия. Кто, гневаясь, не почитает гнева своего справедливым? Почему нужно от всех неприязненных чувствований скоро возвращаться к чувствованиям кротким; о если не скоро прощаем что-либо другому, то упорное негодование против него обращается в ненависть. 132. Вопрос послушника. Многократно ты, отче, называл лицемерие великим грехом, почему это так? Ответ старца Вонифатия. Потому что лицемерие глаголет «мир с ближними своими», но в сердце его злая (Пс. 27, 3). Часто приветствует гласом ангельским, объемлет отверстыми объятиями, лобзает, являет готовность к услугам и дружбу: но тогда же направляет «лук», уготовляет «стрелы, состреляти во мраце правыя сердцем» (Пс. 10, 2), и точно стрелы! Лучше меч поражающего врага, нежели язык льстивого, сказал некто из отцов. Врага можно избежать, а от лести лицемера кто удобно может избавиться? Ибо когда лобзает, тогда предает, когда услуживает, тогда погубляет и разоряет; когда хвалит совершенства, тогда, как злое насекомое, умножает раны, громко проповедуя слабости и падения ближнего, и видит всякий сучец в глазе брата своего. Великий и язвительный грех есть лицемерие! 133. Вопрос странника. Какую мы обязаны помнить заповедь апостольскую в отношении к царю земному? Ответ старца Вонифатия. Следующую: апостол Павел пишет: «Молю прежде всех творити молитвы... прошения, благодарения за вся человеки, за царя и за всех, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие поживем во всяцем благочестии и чистоте» (1 Тим. 2, 1—2). Приметь, что так писал апостол еще при царях языческих и ожидал столь великого плода за них. Не тем ли паче молиться должно нам за царя благочестивейшего? О, это долг наш главный и священный! Этого требует от нас не только благо отечества, которого Государь есть отец, но и благо всей Православной Церкви, которой он есть верховный защитник и покровитель. 134. Вопрос странника. Можно ли верить снам, которые (по-видимому) предвещают будущее? Ответ старца Вонифатия. Случалось, что и божественные видения открываемы были во сне лучшим праведникам, но такие сны имели ясный признак откровения свыше, ибо сопровождались явлением Ангелов или святых угодников и даже самого Христа. Но вообще в сновидениях должно остерегаться, чтобы чрез них не впасть в самообольщение: ибо чрез веру снам многие прельстились. Верующий сновидениям подобен бегущему за своей тенью и покушающемуся схватить оную; а никакому мечтательному сну не верующий есть истинный любомудр. 135. Вопрос странника. Какие обязанности родителей к детям? Ответ старца Вонифатия. Апостол Павел пишет к родителям так: «отцы, не раздражайте чад своих, но воспитывайте их в наказании и учении Господни» (Еф. 6, 4). Вот сокращение всех обязанностей родительских: воспитание детей в наказании, то есть в наставлении и учении Господни.
Категория: ЭТО ИНТЕРЕСНО | Добавил: CIKUTA (06.12.2017)
Просмотров: 18
 
ПОДЕЛИТЬСЯ / РАЗМЕСТИТЬ НА СВОЕЙ СТРАНИЦЕ СОЦ СЕТИ

Всего комментариев: 0
avatar

ВАШ КОММЕНТАРИЙ / YOUR COMMENT | ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦ СЕТЬ / SIGN IN VIA SOCIAL NETWORK
ПОИСК
ВХОД НА САЙТ
БАННЕР
СОЗДАНИЕ БАННЕРОВ


ВСЕХ ВИДОВ И ТИПОВ
ОТ ПРИМИТИВА
ДО ЭКСКЛЮЗИВА
НОМИНАЦИЯ

 НОМИНАЦИЯ 
ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

Жизнь / Рождение / Смерть / Пространство / Место / Материя / Время / Настоящее / Будущее / Прошлое / Содержание / Форма / Сущность / Явление / Движение / Становление / Абсолютное / Относительное / Абстрактное / Конкретное / Общее / Единичное / Особенное / Вещь / Возможность / Действительность / Знак / Знание / Сознание / Означаемое / ОзначающееИскусственное / Естественное / Качество / Количество / Мера / Необходимое / Случайное / Объект / Субъект / Самость / Человек / Животное / Индивид / Личность / Общество / Социальное / Предмет / Атрибут / Положение / Состояние / Действие / Претерпевание / Понятие / Определение / Центр / Периферия / Вера / Атеизм / Априорное / Апостериорное / Агент / Пациент / Трансцендентное / Трансцендентальное / Экзистенциальное / Добро / Зло / Моральное / Нравственность / Прекрасное / Безобразное / Адекватное / Противоположное / Разумное / Безумное / Целесообразное / Авантюрное / Рациональное / Иррациональное / Здоровье / Болезнь / Божественное / Дьявольское / Чувственное / Рассудочное / Истинное / Ложное / Власть / Зависимость / Миролюбие / Конфликт / Воля / Потребность / Восприятие / Влияние / Идея / Философия / Гармония / Хаос / Причина / Следствие / Игра / Реальное / Вид / Род / Внутреннее / Внешнее / Инструмент / Использование / Цель / Средство / Модель / Интерпретация / Информация / Носитель / Ирония / Правда / История / Миф / Основание / Надстройка / Культура / Вульгарность / Либидо / Апатия / Любовь / Ненависть / Цинизм / Надежда / Нигилизм / Наказание / Поощрение / Научность / Оккультизм / Детерминизм / Окказионализм / Опыт / Дилетантизм / Отражение / Этика / Парадигма / Вариант / Поверхность / Глубина / Понимание / Неведение / Предопределение / Авантюра / Свобода / Зависимость / Смысл / Значение / Структура / Материал / Субстанция / Акциденция / Творчество / Репродукция / Теория / Практика / Тождество / Различие 
 
ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Храм Святой Троицы
HRAMTROITSA.RU
ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 
ЕПАРХИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ 
ЦЕРКОВЬ


Контакты :
Адрес Епархиального
управления:
153000 Иваново,
ул. Смирнова, 76
Телефон: (4932) 327-477
Эл. почта:
commivepar@mail.ru
Для официальной:
iv.eparhiya@gmail.com
Епархиальный склад:
Телефон: (910) 668-1883
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

МИТРОПОЛИТ ИОСИФ
НАПИСАТЬ ОБРАЩЕНИЕ
РАССКАЗАТЬ О ПРОБЛЕМЕ
 
 
ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО
 
 
ГИПЕРИНФО ПУБЛИКУЕТ
ВСЕ ОБРАЩЕНИЯ.
МЫ ЗНАЕМ !!!
КАК СЛОЖНО
ДОБИТЬСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
ОТ ЧИНОВНИКОВ
 
 
НЕ МОЛЧИТЕ!
"СТУЧИТЕ, И ОТВОРЯТ ВАМ" -
СКАЗАЛ ХРИСТОС.
С УВАЖЕНИЕМ К ВАМ
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА.
 
 

     
     
     
     


 
 



   HIPERINFO © 2010-2017  01:48 | 12.12.2017