Меню
Назад » »

Преп. Вонифатий из Феофании (2)

Ответы на вопросы от разных лиц 1. Вопрос странника. Что потребно, дабы Господь услышал молитву мою? Ответ старца Вонифатия. Кто хочет, чтобы Господь услышал молитву его, тот, когда станет пред Ним и прострет к Нему руки свои, прежде всего, прежде даже молитвы о душе своей, должен от всего сердца молиться о врагах своих. За сие доброе дело Господь услышит его, если предмет молитвы угоден Ему. 2. Вопрос послушника. Что наипаче нужно помнить желающему работать Господу? Ответ старца Вонифатия. Верно слово: если ты со Христом умрешь для греха, то и оживешь с Ним; если переносим скорби, живя по учению Иисуса Христа, то с ним и царствовать будем. Но если отвергнемся умереть для греха и жить по учению Христову, то и Христос отвергнется нас. «Помни же» это верное слово, говорит апостол Павел (2 Тим. 2, 11—14). 3. Вопрос странника. Как могу я узнать свою греховность? Ответ старца Вонифатия. Для сего добрые наставники обыкновенно советуют обращаться с молитвою к св. Духу о просвещении. Это очень хорошо и необходимо. Свет Всесвятого Духа, по нашей молитве, конечно, может показать и действительно показывает нам все, даже малейшие неисправности нашего сердца. Но одною только молитвою не должно довольствоваться; нам надо стараться и самим увидеть, что показывает Дух святый. Дневной Божий свет ясно показывает все, что находите я в нашем доме, но чтобы нам увидеть, что в нем есть, надо открыть глаза и самим внимательно осмотреть, что в нем находится. Иначе, как бы ясно ни показывал дневной Божий свет находящееся в нашем доме, мы не будем знать, что в нем, ежели не осмотрим его. 4. Вопрос посетителя. Каким образом поступать, когда, бывая в кругу людей, не могу воздержаться от слов, а когда говорю, то хотя не намеренно, но кого-либо обижаю своими словами? Ответ старца Вонифатия. Кто не искусен в обуздании своего языка, тому более всего должно помнить произносимый св. Церковью к Богу псаломский глас сей: «Положи Господи хранение устам моим и дверь ограждения о устнах моих» (Псал. 140, 3), зная несомненно, что «неудержимо зло язык, исполнь яда смертоносна; еще же кто в слове не согрешает, сей совершен муж, силен обуздати и все тело» (Иак. З, 8. 2). 5. Вопрос послушника. Как мне приобрести верное познание себя или своей греховности? Ответ старца Вонифатия. Для этого есть зеркало, в котором всякий, кто только хочет, очень удобно и ясно может увидеть всю свою греховность. Но это чистое и совершенно ясно показывающее всю нашу внутренность зеркало наш век почти совершенно вывел из употребления, и довольствуется зеркалом, которое показывает нам только нашу наружность. Чистое зеркало, о котором говорю,— есть закон Божий, выраженный в десяти заповедях Божьих; кто беспрестанно смотрится в это зеркало, тот совершенно верно может усмотреть всю свою греховность. 6. Вопрос странника. Должен ли я всем обидящим меня прощать или нет? Ответ старца Вонифатия. Обратим внимание на слово Божие. Слово Божие показывает нам, что кто не прощает обидящого, тот не должен называться христианином, потому что христианство весьма требует прощения обид. Вот что говорит нам Спаситель: «слышите яко речено есть: возлюбиши искреннего своего, и возненавидиши врага своего. Аз же глоголю вам: любите врага вашего, блогословляйте клянущего вас, добро творите ненавидящим вас, молитесь за творящих вам напасть и изгонящим вас» (Мат. 5, 43. 44). «Еще любите любящих вас, Обаче любите врагов ваших и блоготворите» (Лук. 6, 32—35); «не дайте место гневу, писано бо есть: Мне отмщение. Аз воздам, глоголет Господь» (Рим. 12, 19). 7. Вопрос посетителя. Как поступать, когда я соблазняюсь, видя, что другие вольно выражают свои мысли, или оскорбляюсь, когда не вижу у иных кротости в обращении с другими? Ответ старца Вонифатия. Уверь себя, что это тебе кажется от невнимательности и нерассуждения твоего. Не должно никого осуждать, ибо ты не знаешь, с какою целью они сие делают, равно и с какою целью и я с кем-нибудь так, а не иначе поступаю. Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, обращение и поступки других. Ты христианин, а потому не имеешь права судить — где, когда, как и с кем поступают. 8. Вопрос странника. Чувственная страсть ратует сильнее других на душу мою, какое бы найти удобнейшее средство к погашению ее? Ответ старца Вонифатия. Первое и обыкновенное средство к отсечению плотской страсти состоит в удалении от предметов, разжигающих душу, равно как и строгое воздержание. Трудно уцеломудриться среди соблазнов мира. Так же памятование о своей тленности и скором приближении часа смертного к погашению ее очень полезно. Как жалко видеть людей, прежде обладаемых ею, поверженными в неудобоисцельных болезни, или лишившимися ума, или изнуренными ревностью, пронзенными вероломством и изменою и мучившимися прежде смерти в адском огне отчаяния. 9. Вопрос послушника. Что мне делать, чтобы Господь услышал молитву мою? Ответ старца Вонифатия. Если желаешь приносить Богу молитву, то испытай прежде ум свой и устрой так, чтобы когда будешь говорить: умилосердись надо мною, и ты был бы милосердым к умоляющим тебя; когда будешь говорить: не помяни моих согрешений, и ты не поминал бы согрешений ближнего своего; когда будешь говорить: не помяни моих грехопадений вольных и невольных, и ты не памятовал бы обид, которыми был огорчен. Если этого не сделаешь, то все будешь молиться, и Бог не услышит тебя, как свидетельствует Святое Писание. Так, в Евангелии Господь заповедует молиться таким образом: и «остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим. Еще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный» (Мат. 6, 12). и в Евангелии Луки говорит: «отпущайте, и отпустят вам» (Лук. 6, 37). и в другом месте научает учеников молиться так: и «остави нам грехи наши, ибо и мы оставляєм всякому должнику нашему» (Лук. 11, 4). 10. Вопрос странника. Я не довольно понимаю силу покаяния и желал бы выслушать твое, отче, наставление. Ответ старца Вонифатия. Покаяние есть врачевство, грех потребляющее, оно есть дар небесный и сила чудесная, которая,— по милости Божией,— силу возмездия за преступление закона превозмогает. Вот почему оно не отвергает блудника, не отгоняет прелюбодея, не отвергается пьяницы, не гнушается идолослужителя, не презирает укорителя, ни хульника, ни гордого, но всех переменяет: ибо покаяние есть горнило, всецело очищающее грех. Настоящая жизнь наша есть время покаяния. Великая опасность предстоит нам, обремененным грехами, если покаянием не предотвратим вечного наказания, «не предварим лица Его в исповедании» (Псал. 94, 2) и не угасим пожар греховный слезами раскаяния и умиления. Велик огнь греха, но угашается слезами. 11. Вопрос посетителя. Что должно заставлять христианина исполнять обязанности своего гражданского звания? Ответ старца Вонифатия. В благоустроенном обществе различные звания и сословия существуют для того, чтобы члены общества «носили тяготы других», т. е. помогали друг другу в достижении благоденствия внешнего и внутреннего, чтобы высшие заботились о мире и безопасности низших, а сии в свою очередь служили высшим по мере сил своих, по роду своих занятий. Посему, очевидно, не самолюбие, не своекорыстие должны руководить христианином в исполнении гражданских обязанностей, но желание блага ближнему, искренняя любовь к нему. Св. апостол Павел, научая христиан повиноваться гражданским властям и законам (Рим. 13, 1—18) и сообразно со степенью и значением начальств гражданского общества воздавать каждому из них должное, говорит: «емуже ибо урок; ему дань; ему же страх; ему же честь»: все сие и подобные им обязанности гражданские соединяет в одну великую обязанность христианина: «ни единому же должны бывайте, точно же любить друг друга: любя же друга закон исполни». 12. Вопрос посетителя. Как поступать должно при виде соблазнов? Ответ старца Вонифатия. Если ты видишь соблазны вокруг себя, обращайся от них к святилищу твоего духа, и они легко останутся вне тебя. Гнетут ли сердце твое обиды, обращайся к живущему в тебе духу благодати, и они составят евангельское блаженство. Затрудняют ли путь твоей жизни мрачные обстоятельства, держись помазания «еже имаши от святого, и оно научит тебя всему» (1 Иоан. 2, 20. 27). Изнемогают ли в чем твои силы, ты и прежде не должен был надеяться на них, а теперь опытом убеждаешься прибегнуть к силе Божией, которая любит совершаться в наших немощах. 13. Вопрос послушника. Часто слышу от тебя, отче: терпи с благим упованием: — доколе же буду терпеть? Ответ старца Вонифатия. Область терпения широка и протягается в долготу всей жизни человека, равно как объемлет собою и все судьбы человечества в мире сем. С терпением человек приобретает и сохраняет все блага, успевает в предприятиях, достигает исполнения желаний, безвредно выдерживает приражения зол; вышел из терпения, он тотчас в опасности утратить благо и пострадать от зла или, что более бедственно, сделать зло. Без терпения нет подвига, а без подвига нет добродетели или дарования духовного, ни спасения. Ибо «царствие Божие нудится» (Мат. 11, 12). 14. Вопрос посетителя. Что потребно, чтобы всегда быть спокойным и ничего не бояться? Ответ старца Вонифатия. Дабы иметь всегда покой, не должно полагаться на свои силы, а постоянно поучаться в Божественном слове: оно нам опора, крепость и спокойное пристанище. Есть в Священном Писании обетование Господне, которое для нас стена и ограда. Господь нам сказал: «Аз с вами во вся дни до скончания века» (Мат. 28, 20). 15. Вопрос странника. Возможно ли не употребляющему вина быть пьяну, а пиющему вино иметь трезвость? Ответ старца Вонифатия. Возможно: ибо в Писании упоминается «упивыйся не вином» (Ис. 51, 21). Без вина упивается тот, кто не оставляет обуморение и не удерживает буйства страстей благочестивым рассуждением. Можно и употребляющему вино быть трезвым душою и бодрым во всех душеспасительных делах; ибо если бы было невозможно, св. апостол Павел не дал бы св. ученику своему Тимофею такого совета: «мало вина приемли стомаха ради твоего и частных твоих недуг» (1 Тим. 5, 23). Ибо пьянство ни что иное есть, как исступление естественного ума, превращение сердца, оскудение смысла, лишение разума: все оное не от одного винного пьянства происходит, но и от пьянства ярости и от непорядочного похотения. 16. Вопрос послушника. Как возлюбить Господа Иисуса Христа? Ответ старца Вонифатия. Всего более укрепляет и усиливает любовь нашу ко Христу сердечное размышление о страданиях Христовых. Для сего хорошо всякий день поутру выбирать какое-либо одно из страданий Христовых, обстоятельно размышлять о нем и чаще вспоминать о нем в продолжение дня. От сего всегда получим дар терпения, кротости, ежедневного произвольного умерщвления и благодарной, совершенно преданной любви ко Христу. “Как ты проводишь время?” — спросили пришельцы одного почти не умевшего читать пустынника. Пустынник сказал: “Спаситель наш даровал меня зрением, и я все смотрю”.— “На что?” — “На страсти Христовы. Он всегда у меня пред глазами. В них я нахожу все, что мне нужно, и никто так не прилеплял меня любовью к Господу своему Иисусу Христу, как дарованное Им мне зрение”. Все мы без исключения можем подражать сему пустиннику. 17. Вопрос посетителя. Чем предостерегать душу свою от пристрастия к тленным вещам? Ответ старца Вонифатия. Благоговейным и благодарственным размышлением о благодати и величии души. Представь себе, как на картине обширно пространство земли, и рассмотри беспристрастно вещества, наполняющие ее: сколь они ничтожны покажутся тебе в сравнении с достоинством души человеческой,— возведенной Божьим человеколюбием, священна тайна до степени совершенства равноангельского. Из сего увидишь, что всякая вещь до крайности малоценна пред высоким благородством души христианской. «Какая польза человеку - говорит Господь нам, еще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит» (Мат.16,26). Если ж это так, то, подумай,— несравненно худшее недостойно быть любимым пред драгоценнейшим и без сравнения лучшим, т. е. тленное вещество пред нетленной и бессмертной душой. Посему правильная любовь к своей душе требует ревновать о дарованиях благих духовных, для спасения нашего полезных, а не увлекаться пристрастием к тленным вещам, не могущим насытить бессмертную душу. 18. Вопрос посетителя. Почему время земной нашей жизни весьма важно? Ответ старца Вонифатия. Время земной нашей жизни весьма важно, во-первых, потому, что оно коротко и неизвестно когда кончится; время земной нашей жизни весьма важно, во-вторых, потому, что оно невозвратно; время земной нашей жизни весьма важно, в-третьих, потому, что оно назначено для исполнения многих, весьма важных дел; время земной нашей жизни весьма важно, далее, потому, что оно находится в связи с нашею вечною жизнью; наконец, время земной нашей жизни для нас крайне важно потому, что только в настоящей жизни дается нам благодать Божья, а посему только в настоящей жизни мы можем делаться способными получить вечное спасение, постоянно пользуясь Божьею благодатью к нашему спасению. «Лежит человеку единому умрет, потом же суд» (Евр. 9, 27). 19. Вопрос монаха. Каким образом избавиться от развлечения мысли во время молитвы? Ответ старца Вонифатия. Молясь устами, молись и умом, т. е. устремляй ум в силу слов молитвы. Если по немощи или прилоги вражьему увлечешься среди молитв и размышлением о каком-либо предмете, то, ощутив свою неусмотрительность в том, вздохни с сокрушением к Господу и с жаром углуби свое внимание в молитву; всегда поступай так, и ощутишь пользу. Постоянство ума и бодрственность привлекают в душу особенные дары благодати. 20. Вопрос странника. Как избавиться мне от застарелых греховных привычек? Ответ старца Вонифатия. Как змее не можно совлечь с себя старой своей кожи, если она не проползет сквозь тесную скважину или ущелье, так и мы застарелых своих во грехах привычек и греховной одежды ветхого человека совлечь с себя не можем, если не будем ходить по тесному пути воздержания и самоотвержения. 21. Вопрос монаха. Кроме слепоты телесной, есть ли еще и другая слепота? Ответ старца Вонифатия. Есть! Это слепота душевная. Слепец по телу сознает свое несчастие посредством ума; но кто убедит душу в ее слепоте духовной? Слепец по телу не любит своего состояния, но духовно слепотствующий обыкновенно любит тьму свою. Слепец по телу любит и стремится к чувственному свету; но для слепотствующего духом нестерпим свет духовный. Никогда слепые не позволяют себе состязаться о том с видящими, чего не могут ощущать зрением; не таковы духовно слепотствующие: они твердо уверены в том, что видят ясно и чисто, даже называют слепцами тех, которые не умствуют и не поступают подобно им. Слепец никогда не берется быть руководителем другого по пути, неизвестному для него; но не так поступают слепотствующие духом: они наипаче и предлагают себя в вожди для других, отчего и вводят их в заблуждения. Кто сознает свою слепоту духовную, тот перестанет уповать на себя и правду свою и, подобно пророку Давиду, вопиет: «Господи! открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего» (Псал. 118, 18). 22. Вопрос странника. Как должен я творить милостыню? Ответ старца Вонифатия. Твори милостыню так, чтобы и шуйца твоя не знала, что творит десная твоя. 23. Вопрос странника. Что такое есть свобода христианская? Ответ старца Вонифатия. Это есть даруемая нам благодать Господа Иисуса Христа нравственная сила противиться греху и побеждать зло и вместе творить дела благие, или служить правде Божией, как говорит апостол: «свободшеся от греха, поработистеся правде» (Рим. б, 18). Совершенство христианской свободы восходит постепенно чрез подвиги душевного делания и самоотвержения, чрез усиленную борьбу духа с плотью, так что постепенно возрастает перевес первого над последнею, пока наконец истребится в нас совершенно семя, или начало греховное, и воцарится в нас правда Божья о Христе Иисусе Господе нашем. 24. Вопрос послушника. Конечно, я грешнее всех, что скорби ежедневно меня посещают? Ответ старца Вонифатия. Скорби, подобно водам Мерры, неизбежно встречаются на пути нашем к небесному отечеству; ибо венец получается не иначе, как по неуклонном несении креста. Когда глава наша увенчана тернием, прилично ли ногам ходить по путям, усыпанным розами? Скорби и болезни суть святые врачевству; мы можем услаждать их верою и сердечною молитвою, но мы сами, по большей части, делаем их горькими, прилагая в чашу испытания примесь нашего нетерпения и маловерия. А при том скорби всегда полезны. Они в деснице Господа суть средства для уврачевания наших духовных недугов, для смирения гордости, укрощения страстей. Они смягчают жестокое сердце наше, заставляют прибегать с молитвою к Богу, делают нас нищими духом и ничтожными в собственных глазах. 25. Вопрос странника. Что такое «антидор» и когда его нужно употреблять? Ответ старца Вонифатия. «Антидор» значит: «вместо даров». Св. Церковь заповедует употреблять антидор прежде вкушения пищи и с благоговением, потому что он хлеб святой, хлеб с жертвенника Божьего, часть от приношений к алтарю Христову, на котором получает небесное освящение. 26. Вопрос послушника. Есть ли врачевство от грехов? Ответ старца Вонифатия. На сей вопрос представляю тебе ответ врача одной скитской врачебницы, слушай! Некоторый человек, проходя через скит, вошел в находящуюся при этом ските врачебницу. Увидевши многих больных, лежащих в ней, он приступил к врачу и спросил: “Есть ли растения, исцеляющие от грехов?” — “Есть,— отвечал врач,— и я тебе укажу их. Возьми корень послушания, ветвь терпения, цветы чистоты и плод добрых дел; сотри все сие в сосуде смирения, просей сквозь сито здравомыслия, всыпь в коноб упования, полей воздыханиями и прибавь несколько слезной воды; потом разведи огонь божественной любви, покрой коноб милостынею и обложи его дровами трудолюбия. Когда приготовленный состав совершенно разварится, тогда простуди его братолюбием и приемли ложицею покаяния. По принятии этого врачевства, с чистою верою, при пособии воздержания и поста, ты излечишься от всякой греховной болезни и будешь здоров как телом, так и душой” (Христ. чтен. XV год, стр. 188). 27. Вопрос посетителя. Можно ли найти истинное и полное утешение в дружестве? Ответ старца Вонифатия. Утешение есть дар небес и от небес только,— из дальних стран горнего отечества нашего,— можно получить оное. А потому не друг наш утешает нас, но Бог посылает нам друга или в утешение, когда мы в огорчении, или на вспоможение, когда находимся в нужде, или для уврачевания, когда мы больны, или для советов, когда в недоумении, а не знаем, на что решиться. 28. Вопрос посетителя. Как я должен употреблять имущество, чтобы употребление оного было христианское? Ответ старца Вонифатия. Истинное употребление богатства бывает тогда, когда оно направлено к истинному нашему благу и к приобретению богатства милости Божией. 29. Вопрос странника. Чем согревается охладевшая душа? Ответ старца Вонифатия. Словом Божьим, молитвою, смирением, Покаянным и благодарным в отношении к Богу чувствованием сердца во всех изменениях не только внешнего состояния, но и внутреннего. 30. Вопрос странника. Как избавиться от необыкновенно сильных ощущений сладострастия не только в присутствии женских лиц, но и при случайном воображении о них? Ответ старца Вонифатия. При виде жен должен хранить ум и чувства от всякого размышления и движения нескромных, особенно не должно говорить без осмотрительности, и скорее удаляться от их собрания. Если ж дразнит тебя воображение воспламененною демонскою лестью, то нужно удерживать порывы мыслей и с благоговением ограждать себя крестным знамением. Для предохранения себя от плотских и мысленных сладострастных волнений полезна благоразумная во всем умеренность; но первее и более всего должно умолять Господа Всемогущего о защите от нападений на нас лютейшей сей страсти, ибо человек сам собою никогда ее не искоренит. Но при нашем произволении и молитве Бог премилосердный угашает порывы сего пламени тихим наитием своей благодати. 31. Вопрос послушника. Ужасным образом побеждает меня леность: как избавиться от нее? Ответ старца Вонифатия. Если ты нерешительно будешь сражаться с леностью, то никогда не победишь оной; а коль скоро восстанешь против нее с твердым намерением, хотя и не без внутренней болезни, то с Божьей помощью можешь одержать над нею победу. Отражать врага есть знак верного и доброго воина; но обращать хребет свойственно одному ленивому и недостойному оруженосцу. Человек до гроба должен наблюдать за собою относительно сего порока, дабы не услышать в последний день ужасного определения сердцеведца. В Писании сказано: «что верному до смерти даст Господь венец живота» (Апок.2, 10). Значит, дается венец только тому, кто выходит на борьбу с твердым намерением вести брань до последнего издыхания, не оставляет оружия, даже в минуту самых ужасных опасностей, и не предает сердца своего врагу. Таковой, хотя и бывает иногда повержен, не оставляет своего священного рвения и никогда не теряет надежды, а потому успевает или не успевает, за одно свое намерение и непреклонность венчается как добрый воин, стремившийся к небесной почести. 32. Вопрос послушника. Кто должен более бояться страшного суда? Ответ старца Вонифатия. Суда страшного должны бояться более те, кои не испытывают здесь наказания за свои грехи. Эта ненаказанность и долготерпение Божие в будущем суде увеличат их наказание. 33. Вопрос послушника. Должен ли я прощать обиду, нанесенную мне братом словом или делом? Ответ старца Вонифатия. Должен прощать. Послушай, что говорит о сем Священное Писание: «блюдите, да никло же зла за зло кому воздаст, но всегда доброе гоните» (1 Сол. 5, 15); «аще друг друга угризаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете» (Гал. 5, 15); «остави обиду искреннему твоєму и тогда помольшутися, грехи твои разрешатся» (Сир. 28, 2). Итак, прощай грехи брату твоему, дабы и тебе получить от Господа прощение грехов твоих. 34. Вопрос послушника. Если обидевшему меня имею случай отмстить, должен ли я сие делать? Ответ старца Вонифатия. Когда враг впадет в твои руки, то почитай сие время временем не наказания его, а спасения. Мы тогда должны преимущественно щадить врагов, когда они подчиняются нам. Оскорбил ли кто тебя, ты не воздавай оскорблением, дабы не уподобиться оскорбившему, ибо зло врачуется не злом, а добром (Златоуст). 35. Вопрос монаха. В чем состоит пост и воздержание? Ответ старца Вонифатия. По мнению св. отцов, пост и воздержание состоит в умеренности, и что все вообще домогающиеся совершенной добродетели должны принимать пищу, дозволенную для поддержания тела, воздерживаться от похоти и слабый телом может сравняться в добродетели с здоровыми и крепкими, если будет истреблять похоти, коих не требует немощь плоти; ибо и апостол говорит: «Плоти угодия не творите в похоти плоти», т. е. он не запрещает пещись о плоти, но только говорит, чтобы это не делалось в похоти, чем самим уничтожает страстное попечение о теле, а не то, которое необходимо для поддержания жизни, и уничтожает потому, чтобы мы, потворствуя плоти, не стали ко вреду себе исполнять похотей; между тем печься о теле нужно потому, чтобы, испортив его небрежением, не потерять возможности исполнять духовные и необходимые обязанности наши (Сл. Кас. Римлянина о посте). 36. Вопрос послушника. Полезен ли пост телесный без душевного поста? Ответ старца Вонифатия. Известно, что телесно воздерживаемся для того, чтобы посредством поста стяжать чистоту сердечную. Но телесное воздержание бывает тщетно, когда мы не можем постигнуть того конца, для коего предпринимаем труды воздержания; ибо когда мы, постясь телесно, будем жить по внушению страстей, то оскверним самую лучшую часть самих себя, потому что оскверним то место, где должен обитать Дух Святый, которому жилищем, как известно, служит не тленная плоть, а чистая душа. Итак, смиряя постом внешнего человека, по слову апостола, будем очищать и внутреннего человека, дабы соделать способным к принятию Христа, который, по словам апостола, «верою вселяется в сердца наши» (Сл. Кас. Рим. о посте). 37. Вопрос монаха. Какая страсть самая опасная? Ответ старца Вонифатия. Из всех страстей самая опасная для истины и добродетели — зависть. «Завистию диаволею смерть вниде в мир» (Пр. Сол. 2, 24); завистью же и грех плодится в земной юдоли. Сей один порок порождает многие другие, и особенно опасен потому, что обладаемые им скрывают его даже от самих себя. Сей непримиримый враг добродетели и заслуг раздражается всем тем, что возбуждает в людях удивление, и не прощает никому и ничему, кроме порока и незнатности. Надобно соделаться недостойным всеобщего воззрения, чтобы привлечь к себе его взоры и пощаду. Нет зла, к которому бы не сродна была зависть, как скоро возобладает душою, то ее из сосуда, устроенного в честь, делает сосуд бесславия и великой мерзости. 38. Вопрос странника. Будущая наша жизнь будет ли лучше настоящей? Ответ старца Вонифатия. Будущая наша жизнь будет несравненно превосходнее настоящей. Сила, поддерживающая жизнь души, будет там не совокупность чего-либо твердого и жидкого, но видение божественной природы, общение с истинным и Святым Духом. Там нет ни горестей сиротства, ни несчастий вдовства, там нет разнообразных болезней, кои терзают наше тело. Там не завидуют счастливым, не презирают несчастных. Там, в оном народе душ, царствует совершенная справедливость прав и законов, с высочайшею мирною свободою, ибо там каждый имеет то, что, еще бывши здесь, приготовил себе по собственному произволу и выбору. Если кто по неблагоразумию приготовил себе худшее вместо лучшего — смерть не виновата, ибо всякий имеет здесь власть избирать то, что ему хочется (Св. Григория Нисского сл. о жизни будущ.). 39. Вопрос странника. Какой верный путь ко спасению? Ответ старца Вонифатия. В каком бы кто состоянии ни жил, всякий по вере в Христа Спасителя, при помощи Его божественной благости, будет идти ближайшим путем спасения, если будет следовать примеру св. отцов; и если он до конца пребудет в истинной вере, любви и уповании на Бога, то придет наконец туда, где все лики св. отцов, и будет участвовать с ними вечно в радостях небесных. 40. Вопрос послушника. Когда мой ум насильно влекут за собою помыслы сладострастные, как избавиться от нападения их? Ответ старца Вонифатия. Если, по демонскому насилию, поползновенный твой ум обуяли сладострастные помыслы, то сойди мыслью твоей в преисподнюю и при свете Божественного Писания, равно и некоторых тайнозрителей, посмотри там на мучения плоти угодников. Ужели ты пожелаешь за временную греха сладость ужаснейшей вечной муки? Помни непрестанно час смертный и страшное безобразие разрушающейся тогда нашей телесной красоты. Смиренно проси Бога помощника, да отразит разженные сии стрелы врага, неукротимо бунтующего против законов ума нашего. 41. Вопрос странника. Чем можно помогать усопшим? Ответ старца Вонифатия. Усердная молитва к милосердному Спасителю о упокоении и помиловании душ почивших братье наших спасительнее всего для них. Чем пламеннее молитва, чем большее число усердно молящихся за умерших, тем обильнее на них изливается благодать Божья, тем более им отрады, утешения и блаженства. Посему-то благочестивые христиане подкрепляют свои молитвы богоугодными милостынями бедных братьев, получающих ради Господа Иисуса Христа и для умилостивления за отошедшие души. Но еще спасительнее молитва всей Церкви и принесение за почивших бескровной жертвы, которою открыт источник спасения для всего мира. Не помилует ли Господь бедную душу ради бесконечных заслуг Единородного Сына Божия, ради всесильного ходатайства Господа Иисуса, умершего и воскресшего для воскресения и вечного блаженства всех чад Адамовых. 42. Вопрос странника. Бывает такое время в моей жизни, что я бываю недоволен своею участью; не богохульство ли это? Ответ старца Вонифатия. Верим ли, что над всеми нами бдит премудрый и преблагий промысл Божий, а не слепой произвол и случай? Тебе, христианину, должно быть известно, что и волос с головы нашей не падает на землю без воли Отца нашего небесного. Премудрость Творца видит все пути к нашему предназначению, благость Его избирает лучшие из них и ведет нас по ним. Все пути Божьи ведут к добрым и спасительным целям и судьбы наши составляют предмет высочайшего смотрения Божия. Итак, что значит роптать на судьбу свою? Значит роптать на самого Бога; и это не постыднейшее ли богохульство! Довольствуйся лучше всем, что пришлось и приходится на твою долю. Иначе ты будешь метать к небу каменья, которые будет падать на твою же голову. 43. Вопрос того же странника. Отчего же рождается во мне недовольство своею судьбою? Ответ старца Вонифатия. Недовольство сие рождается: 1. от неумеренных ожиданий; 2. от неблагоразумного сравнения своей участи с участью других; 3. от незнания, где искать себе довольства. Чего не вымышляют и не предпринимают люди для своего счастья? Все стихии мира в беспрестанной суете от них; а счастье не является им,— или всегда только в области их мечтаний. Какая причина сему? То, что его не там ищут, где должно, ищут весьма далеко. Вечное слово истины так поведало нам: «Царство Божие внутри вас есть» (Лук. 17, 21); «ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам». 44. Вопрос посетителя. Когда никакая святая мысль и представление не действуют на сердце раздраженное или предавшееся бесчувствию, что должно делать, чтобы умягчить его? Ответ старца Вонифатия. Должно принудить себя к молитве, к излиянию души пред Богом. Когда несколько умягчится душа, тогда должно изыскивать причину такой холодности. Если возникло нечувствие духовное от неудовлетворения какой-либо страсти, то презри движение страсти и удали от себя предмет, ее раздражающий; и когда сие горестное ожесточение водворилось от непроницаемых причин, то более проси Всемогущего Господа, да отразит своей благодатью все страстные прилоги и теплотою ее да согреет охладевшее сердце твое. 45. Вопрос странника. Слышал я, что говорят: лицо и сан царя христианского на земле есть живой образ и подобие Христа-царя, Живущего на небеси; правда ли это? Ответ старца Вонифатия. Правда. Послушай, что о сем говорит св. Димитрий Ростовский. Он говорит так: “Лицо и сан царя христианского на земле есть живой образ и подобие Христа Царя, живущего на небеси. Ибо как человек душою своей есть образ Божий и подобие, так помазанник Божий саном своим царским есть образ и подобие Христа Господня: Христос Господь на небеси в церкви торжествующей есть первенствующий: Господин на земли благодатью и милостью Христа небесного в церкви воюющей есть первенствующий. Той горе соплетет венцы, сей долу умножает подвиги, венцов достойные. Той победивших венчает; сей к победе добрых воинов устрояет. Той готовит вечные воздаяния, сей отважных героев поощряет к храброму борению, да не вотще текут, ни туне вечная воздаяния примут. Той положил душу Свою за Церковь Свою, «юже стяжа честною своею кровию»: не щадит и сей души своей за его Христову церковь, за целость отечества христианского полагает душу свою, неся свое здоровье, ставя свои персы против неприятелей, подымая все военные в полках труды. О таковом царе сынове Сиона мысленного христианского как не имут радоватися? Кто убо, узрев Христа Господа своего на небеси суща, не возрадуется — разве не истинный раб? Кто, узрев и Христа Господня на земли, не исполнится радости, разве (кроме) не истинный слуга его?” (Из речи Димитрия Ростовского Императору Петру 1-му). 46. Вопрос посетителя. Что такое самолюбие, как оно возникает в человеке и чем истребляется? Ответ старца Вонифатия. Самолюбие усиливается в нас от недостатка самопознания, оно есть излишнее к самому себе уважение и возрастает в душе при невнимании нашем к себе и при внимании к льстивым похвалам от людей. Корень его есть прирожденная нашей природе гордость. Уничтожается самолюбие памятованием о смерти, внимательным исследованием своих поступков, а паче представлением страшного суда Божия. 47. Вопрос посетителя. Откуда наша нетвердость в добре? Ответ старца Вонифатия. Многие из нас и не начинали как должно добродетельной жизни. Правда, святая истина в проповедях или тихом размышлении часто затрагивала наше сердце, но после проповеди, после размышления, мы снова возвращались на прежнюю, широкую стезю; впечатление добра терялось, и зло снова принимало свой скипетр. Часто посещала нас святая решимость, истинно исповедовали грехи свои пред Богом и Его священником — служителем; но тотчас после покаяния делались снова прежними грешниками. Ревность еще не овладела нами всецело, мы хотим и не хотим! Видя смерть друга и провожая другого до могилы, мы говорили себе: “Теперь уже пора бросить эти греховные привычки, которые мы доселе любили вполне”. Но вскоре после смерти друга, вскоре после погребения его, продавались снова прежним грехам, потому что не хотим и хотим. Итак, вот причина нашей нетвердости в добре. 48. Вопрос странника. Всю жизнь во грехах провел я, и если покаюсь, буду ли спасен? Ответ старца Вонифатия. Конечно, будешь, только веруй в крестные заслуги Сына Божия и надейся на Его человеколюбие. Каков бы ни был грех наш, он есть грех человеческий, а неизреченное милосердие Божие всегда сильно преодолеть злобу нашу, в какой бы степени она по нашей немощи не развилась. «Идеже умножися грех,- говорит св. апостол, преизбыточествует благодать» (Рим. 5, 20). «Пробудем ли во гресе, да благодать преумножите я? О, да не будет сего!» (Рим. 6, 1). 49. Вопрос странника. Сколько нужно употребить времени для принесения истинного покаяния? Ответ старца Вонифатия. Бог не требует долгого времени к покаянию. Грешник как только в истинном сокрушении объявил грех свой, так и оправдался, как только истинно покаялся, так и помилован стал. Не время удовлетворяет Божией правде, но усердие кающегося уничтожает грех; ибо возможно и долгое время провождающему покаянную жизнь не получить спасения и в коротком времени искренно покаявшемуся освободиться от греха. 50. Вопрос странника. Для чего Бог долготерпит нашим грехам? Ответ старца Вонифатия. Бог долго терпит, чтобы согрешающий покаялся. Апостол Петр пишет: «Господь долготерпит на нас не хотя, да кто погибнет, но да все в покаяние придут» (2 Пет. З, 9). 51. Вопрос странника. Неужели тело наше по воскресении преобразится? Ответ старца Вонифатия. Непременно преобразится! Вот что о сем говорит апостол Павел: Господь Иисус Христос «преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его по действу еже возмогати ему и покоряти себе всяческая» (Филип. З, 20. 21). Что же это за тело смирения, спросишь, которое преобразит Господь сообразно телу славы Своей? Очевидно, что тело это есть плоть, которая теперь уничтожается, отходя в землю. Преображение же ее значит то, что она, будучи смертною и тленною не по себе, а по действию Господа, который силен смертное облечь бессмертием, а тленное нетлением. 52. Вопрос странника. Можно ли спастись и в мире, или для этого непременно нужно удалиться в монастырь? Ответ старца Вонифатия. На вопрос этот отвечать мне нелегко; знай только, что не место спасает человека, но добронравие и сердечное произволение. Адам, живя и в раю, согрешил, а Лот и в Содоме спасся; Иов на гноище заслужил оправдание, а Саул, и находясь в царских чертогах, лишен царства настоящего и будущего. Спастись ибо возможно на всяком месте и при всякой доле, по судьбам Всевышнего нам доставшейся.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar