0001-FF-022.png (200×25)  


 
 
   ГЛАВНАЯ | | ВХОД ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС Гость | RSS   
MENU SITE
ИЩУ РАБОТУ
ПОЭТ И ПИСАТЕЛЬ
ВАШЕ МНЕНИЕ
Я ВИЖУ СЛЕДУЮЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ
Всего ответов: 1706
ПАТРИАРХИЯ
РУССКАЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ
ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ

119034, Москва, Чистый пер., 5
Телефон: (495) 637-43-18
E-mail: info1@patriarchia.ru
САЙТ: PATRIARCHIA.RU
СТАТИСТИКА
ОНЛАЙН: 9
ГОСТЬ: 8
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: 1
CIKUTA

   
ГЛАВНАЯ » СТАТЬИ » ЭТО ИНТЕРЕСНО

Преп. старец Зосима Верховский / Поучение о послушании (9)
Слово 43. К спящим на чтении поучения Таких, которые не внемлют Святому Писанию, Господь уподобляет семени, посеянному при пути, по притче евангельской («слыша не слышат, и не разумеют» (Мф.13.13)), их же и обладающих от врага показывает, говоря: приходит враг и отъемлет от них слово, да не веровавше спасутся. И еще по Господней притче: лесть, богатства и житейские попечения подавляют слово Божие, равно от печали и гонения соблазняются. Сонливый же брат всех этих (то есть, от которых враг отъемлет разумение за богатства, или гонения, не совершают плода) более недугует, потому что те хотя слышат, он же из-за дремания не удостоен и слышания. Может быть сонливый брат не за великое погрешение вменяет свое дремание и того ради низводится в сон, или не уважает достодолжно словес Священного Писания, или маловерен и не твердо верует тому, что во Святом Писании повествуется, что есть спасительно и от Самого Бога чрез Евангелие или чрез святых Его Апостолов и богоносных отцов нам предано. А потому как бы самое благоволение Божие и заповедание Его прези-рает. Если кто без веры и без усердия слушает, то возбранено такому предлагать слова Божия, ибо говорит Господь: «не мечите бисер пред свиньями» (Мф.7,6) То сколь же более для спящих нельзя читать Святое Писание, так как на воздух читается. Еще же думается, как за свинонравных и за неверующих больше осудится инок спящий и дремлющий на чтении, более тех, кто не озарен светом познания истинны. Иночествующий же, как богопросвещенный и призванный благодатью Божиею, и есть в Ангельском чине, и будучи в таком превознесенном достоинстве, сном своим и дреманием лишается вразумления и пользы, происходящей от Священного Писания. Такой дремлющий не только не удобряет и не утучняет своей душевные нивы источниками, проистекающими от Святого Духа чрез слово Божие, но мало помалу увядает и иссыхает в конец в душе его и само предложение и намерение о стяжании спасительных плодов, и от нерадения всячески приходит в небрежение, расслабление и забвение к заповедям и правилам и преданиям святых отец. И так может опять возвратиться в свои страстные наклонности и наконец останется в диавольском обладании. Поэтому и во Святом Евангелии говорится о нерадивых: «кто не имеет» и что думает иметь, «того отнимется» (Мф.13,12) [И еще: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк.12,48)] И еще: знающий и не делающий, «бит будет много» (Лк.12,47). Сонливый брат сам от себе познавать должен, в какое зло снисходит чрез сон и дремание, и еще: чрез бодрствование и трезвенное поучение на какое восходит успеяние и кого более любит и уважает. Если за едой и за праздными беседами не дремлет, а на молении, чтении и Божественном поучении спит и дремлет, то уже не Бога любит и чтит, и не Богу служит, а мамоне и праздным беседам. А посему такой и равен идолослужителям. Подумаем также, можно ли что приобрести или что сделать погруженному в сон и нерадение? Тем более не возможно приобрести благодать Божию и сподобиться спасительных плодов и улучить жизнь вечную нерадивому и беспечно предающемуся сну и нечувственности. Поэтому, если хотим наше спасение устроить, то да постараемся подражать истинно и ревностно взыскующим Господа и вседушно служащим Ему. Ибо они всенощное бодрствование труждаясь совершают. И многие из них и под кров не входят, но так открытым небом разными видами борются со сном, неотторжно держа память о Господе Боге, и день и ночь поучаются в Божественных Его словах. То тем более погрешно и непростительно, воспользовавшись ночным сном и упокоением, становиться нечувственным и погружаться в безвременный сон и дремоту при слушании чтения и поучения, и чрез то лишаться проистекающей от него пользы. Потому что при чтении нужно иметь бодрость умную, память трезвую, внимание углубленное и рассуждение незаблудное. Дремлющий же отнюдь этих действий не может иметь. Более же всего страшнее, что этим самым дреманием ясное нерадение и небрежение к словесам Божиим, более же к Самому Богу показывается. А чрез то и спасения своего лишается. Мы знаем, что враг — льстец, старается всегда чрез малые вины в величайшие беззакония низвергать. Что менее, как на жену воззреть? А этим самым и святого пророка Давида в тягчайшие потом беззакония ввергнул, и многих так погубил. Так и этот вражеский недуг дремания во время чтения думается есть не велик, но отъемлет от нас весьма великие блага. Ибо если бы с трезвостью слушали святое поучение, то может быть и последовали бы чтимому и научились бы, как бороться со страстями и похотями, как послушание иметь, как в общежитии жить и претерпевать, как пустынное житие проходить, как безмолвствовать, как умное трезвение стяжать, как в смирении и любви достигнуть, как на все труды беспрекословно придаваться, как подвизаться соразмерно силам своим. Одним словом, удобно научились бы, как подражать святым, как стереть главу самого сатаны и Богу угодить. Дремлющему же о всем таком услышать и научиться отнюдь не возможно. И так видим, как диавол чрез малое дремание какого и спасительного сокровища нас лишает и пустых всякого знания и дерзкими соделывает. Господь говорит во Святом Евангелии: «Я не сужу», но слово Мое, «будет судить … в последний день» (Ин.12, 47,48). Слово же Божие — не одно только то, что проповедуют на кафедре учителя, которое мы или никогда, или очень редко слышим. Слово Божие есть Священное Евангелие и прочее Божественное Писание, так же и церковное последование. Слово Божие есть жизнью, душою, воскресением слушающим его. Живо бо слово Божие и действительно. Мертв ли кто — или безбожием или по грехам — душою своею, кто может его воскресить? Слово Божие, которое жизнь есть. Заблудился ли кто во тьме ереси или в пути развращенной жизни, кто может его просветить? Слово Божие, которое свет есть и истинна. Болен ли кто душою? Слово Божие есть исцеление. Жесток ли кто сердцем? Слово Божие умягчит его. Грешник ли отчаявшийся? Слово Божие влечет его на покаяние. Живо бо слово Божие и действительно. Григорий Богослов говорит, что слово Божие хлеб есть ангельский, им же питаются души, Бога алчущие. Евреи в пустыни питались манною, души же христианские питаются словом Божиим. И если бы там, в пустыне, не послал Бог манны, что бы было бедными евреями? Так нежели не будет слова Божия, что будет с христианами? Хуже сего голода и казни наслать Божий гнев не может. Бог угрожал евреям устами пророческими, так говоря: «Послушайте, о жестокосердые люди израильские! За грехи ваши и неправды ваши пошлю Я на вас голод, но [голод не в хлеб, но] в слове Божием: то есть что вы возжаждете, взалчете, возжелаете себе слово Божие, но его не услышите. «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, - не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» (Ам.8,11). Не слышаться в церкви Божией слову Божьему, не находиться сей небесной манне, этому хлебу ангельскому, которым питаются души, Бога алчущие, перевестись вовсе семени евангельской проповеди: это такой голод, что не тела, но души до умирания смертного приводит, а смерть душевная в муке состоит. Это такое наказание и явнейший знак Божиего гнева, душам погибель, печаль и убыток Христу, радость же [и прибыток] диаволу. Еще же показывается, что лучше во многих мерзостях и нечистотах валяться, нежели беспечно предаваться сну и дреманию во время чтения. Поскольку блуд, воровство и пьянство, и прочие развращенные дела сотворивший, чрез услышание Святого Писания и поучения могут перемениться и очиститься благодатью Божиею. Сонливый же брат лишает сам себя всякого познания, и не может рассуждать о спасительном может, но как скотина, не имущая разума, не может даже воззреть на небо; так и тот беспечный и невнимательный не способен и не удостаивается горнего мудрования, и пуст остается благодати Божией. Тем же более потребно не нерадеть об этом пагубном недуге, но молить о помощи свыше от Самого Господа и стараться ревностно и усердно сопротивоборствовать и с большим подвигом нудиться против сна и дремания, тогда и Господь поможет по обещанию Своему: «просите, и дастся вам» (Мф.7,7). И еще: если имеет усердие, дастся ему, а если не имеет и если не думает иметь, и то возьмется от него (Мф.13,12) Если птица некая, по слову святого Исаака, столько своим пением пленяет человека, что от сладости слышания ее забывает себя, следует за нею, падает и умирает. То сколь же более глас Божий в Священном Писании силен был бы совосхитить нашу душу и пленить сердце в свою Божественную любовь и сладость, если бы с достодолжным вниманием, верою и усердием слушали бы и поучались в Священном Писании. Такое благодатное действие видим во многих святых, которые от сладких словес Божиих, то есть от Евангелия и прочих священных поучений и повестей, столько пленились и увлеклись любовью к Богу, что были вне себя от многой сладости и радования, забывали и саму пищу и питие, как преподобный Исаак и Дорофей повествует, и Григорий Синаит, разглагольствуя со святым Максимом. Но даже и самые грехолюбивые и развращенные, углубившись в Священное Писание, тотчас переменялись от скверны греховной во святыню. Как же, видя сколькую пользу и верное спасение, проистекающие от святых поучений, как не осудится нерадящий и беспечно предающийся усыплению и дреманию? Вспомним же еще слова Самого Господа, сладчайшего нашего Иисуса Христа, как Он желает и как молит нас, чтобы знали и помнили заповеди Его, говоря: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин.15,14). Всякий же нерадивый и дремлющий как может познать и помнить, более же исполнить волю Господа, а потому и далеко отстоит от истинных друзей Христовых. Истинный друзья Божии, так как всеусердно слушают и приемлют сердцем слова Христовы, того ради столикою любовью к Нему привязались, что вся вменяют за сор: отступив от родных своих, пренебрегая о здравии своем, никакие препятствия, никакие напасти, ни мучение, ни даже сама смерть не смогла удержать их от стремления к возлюбленному Господу. И, последуя учению Его, подражая Его человеколюбию, и сами столько разжигались ревностью по Боге и любовью к ближним, что сами желали быть жертвою за их спасение, и как потерянную свою душу взыскующе, обходили по вселенной. Так сострадали сердцем и так старались о спасении каждого человека, чего не делали, каких усилий и средств не предпринимали, и делами и поучениями, и образ собою всем показывали, как должно Богу служить. И что человеколюбивые отцы оставили нам на воспоминание и на помощь свое спасительное писание в наставлении, увещании, толковании, поучении, и правила, догматы, законы, предания, уставы и обряды — одним словом, все необходимо нужное и служащее к верному спасению. И сами заповедуют и молят нас, да усердно и трезвенно внемлем и управляем себя по преданному от них, за что и сами ходатайствуют за нас пред Богом. То какого осуждения, более же отвержения от Бога и удаления от части спасаемых, достоин будет презритель нерадящий, более же ругающийся слову Божию и поучению святых Его! А которые поистине усердствуют угодить Господу и стараются о своем спасении, такие все за сор почитают, и день и ночь поучаются во Священном Писании. Оглавление Слово 44. О посылании даров послушником и безгодной любви к родственникам От послушника посылаемые дары [и гостинцы] отнюдь воспрещаются от святых отцов, и вместо благословения вменяются в клятву и огонь, все истребляющий. Василий Великий пишет: От родственников, друзей и родителей надо столько же отдаляться своим расположением, сколько видим далекими между собою мертвых и живых. Ибо кто действительно приуготовил себя к подвигам добродетели, отрекся от целого мира и от всего, что в мире, и, скажу полнее, распялся миру, тот умер для мира и для всего, что в мире, будут ли это родители или братья, или родственники, состоящие в третьем, четвертом и далее колене. Поэтому если родители удаляются от мира и приступят к тому же роду жизни, какой ведет сын, то подлинно они сродники и стоят на степени не родителей, а братий. Ибо первый, самый истинный, отец есть Отец всех, а второй после Него - наставник в духовном житии. Если же сродники продолжают любить прежнюю жизнь, то составляют они часть мира, от которого мы удалились, и ни в каком родстве не состоят с тем, кто отложил плотского человека и совлекся свойства с ними. А кто вполне любит дружбу с людьми мирскими и желает непрестанно с ними беседовать, тот вследствие частых бесед поселяет в душе своей их расположения. И опять, кто наполнил ум мирскими понятиями, тот отстал от благого предприятия, удалился от духовного образа мыслей, снова собрал в душу извергнутое им прежде и уязвлен врагом, который плотским сродством возмущает духовное житие. Поэтому пожелаем сродникам наилучшего, то есть правды и благочестия и того, что мы признали для себя досточестным. Ибо и нам прилично желать сего, и им полезно получить от нас такой плод. А сами освободим свои помыслы от заботы и беспокойства о них, потому что диавол, как скоро видит, что совлеклись мы всякого житейского попечения и с легкостью течем к небу, внушив нам мысль о родственниках и настроив нас заботиться об их делах, делает, что рассудок наш обеспокоивается житейскими заботами о том, каково имущество у близких нам, достаточное или скудное; какая прибыль получена от сделанных ими оборотов и насколько от сего возросло их богатство; какие потери понесены ими от встретившихся несчастных обстоятельств и насколько от этого уменьшилось настоящее их имущество. Он делает также, что как радуемся их успехам и приходим в уныние от их неудач, так и враждуем с ними на их врагов» (тогда как нам велено никого не считать врагом - Мф. 5, 44), и радуемся с друзьями, которые часто бывают недостойны духовного сближения, радуемся неправедным и безрасчетным их прибыткам. Диавол снова вводит в наши помыслы все лукавые расположения к предметам житейским, которых совлеклись мы, чтобы поселить в себе духовные понятия. И опять внеся в душу вещественный и мирской образ мыслей, уничтожает в нас внутреннего подвижника, делает же из нас какой-то истукан, который носит на себе наружность подвижника, но нимало не одушевлен добродетелями. А нередко бывало, что от сильного расположения к родственникам подвижник осмеливался учинить святотатство, чтобы избавить от нужды родственников. Ибо сберегаемое для святых, посвятивших себя Богу, священно, признается и приемлется за истинное приношение Богу, а потому похищающий что-либо из этого принадлежит к числу отважившихся на святотатство. Посему, познав несносный вред сего расположения к своим, будем избегать заботы о них, как диавольского оружия. Ибо и Сам Господь запретил таковую привязанность и привычку, не дозволив одному из учеников даже проститься с домашними, а другому - предать земле тело умершего отца. Тому, кто хочет проститься с домашними, Господь говорит: «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62). А тому, кто просит погребсти отца, ответствует: «следуй за Мною… предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (59-60). Хотя по-видимому тот и другой предлагают весьма благовидные и справедливые прошения, однако же Спаситель не дал на них соизволения и на короткое время не позволил отлучиться от Него питомцам Небесного Царствия, чтобы они по увлечению в земные и плотские расположения, не сделали или не помыслили чего-либо такого, что ниже возвышенного и небесного образа мыслей. Посему помышляющим о небесном, как уже переселенным отселе и мысленно сделавшимся премирными, непозволительно иметь какое-либо уважение к земному. Если же кто скажет: «Как же закон повелевает заботиться о своих, говоря: «и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис.58, 7), а подобно сему и Апостол: «» (1 Тим. 5, 8)», - то дадим ему краткий ответ, что божественный Апостол сказал сие людям мирским, имеющим у себя вещественное богатство и возможность облегчить нужду родственников; а подобно и закон говорит сие» (скажу короче) живым, а не мертвым, потому что последние не подлежат никакой подобной сему обязанности. А ты умер и распялся целому миру. Ибо, отказавшись от вещественного богатства, возлюбил ты нестяжательность, посвятив себя Богу, соделался Божией драгоценностью. Как умерший свободен ты от всякого вклада в пользу сродников, а как нестяжательный ничего у себя не имеешь, что мог бы подать им. Поелику же ты плодопринес Богу и самое тело и над ним, как над принесенным в дар Богу, не имеешь уже власти, то непозволительно тебе обращать себя на употребление людям и надобно иметь дело с одними единонравными, которые и сами все посвятили Богу. Посему как могут быть прилагаемы к тебе упомянутые изречения Святого Писания? Или не погрешишь ли, отказываясь от обета своего касательно подвижничества?» (До этих пор Василий Великий.)4 А поэтому, ни един отец духовный, подражающий Христу, без благословной вины не дерзнет ученику своему датьи благословение или дозволение, даже на малое время отойти в дом своих родственников или печься о делах их. если Сам Господь последующих Ему разделяет как живых от мертвых, то не явно ли есть, сколь погрешно и противно Его Святой воле, чтобы избранный Им и посвятивший себя на служение Ему Единому, попирая совесть, преступая правила святых отцов и нарушая послушание и покорность к своему духовному отцу, обращаются вспять и, увлекаясь любовью и пристрастием к домашним, оскверняются и обезображиваются душами в мирских развлечениях, сластях и попечениях. Может быть же помыслит кто, что того ради позволительно и непогрешно проживать в дому своем, когда не принял еще пострижения? Но и такой льстит себе и обманывает свою совесть, ибо Бог судит по намерению, а не только по делам нашим. К тому же, если уже и предался отцу по правилам иноческим, то совершил уже все со своей стороны, и не по чему не имеет права и свободы отлучаться от отца своего без нарушения иноческих правил. Как говорит святой Апостол: как «пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи» (2Петр.2.22), так и инок, вращающийся с мирянами. И еще: кто хочет друг быть миру, той враг Божий бывает. И как может отец охранять и печься о таком ученике, который отлучается от него и от благоговейных братий? И как такой предстанет Господу и соединится со всеми сонмы и соборы иночествующих, которые до конца любви ради Божия претерпели, из коих многие быв и царями и князьями, но не только не возвращались вспять, но ни в слух свой приемля что житейское, и бегали самого свидания с домашними и родными, которые даже матерей своих, пришедших к ним, не принимали ради свидания и собеседования. Еще же говорят святые отцы, что один взгляд на мирянина развращенного убивает монаха. От этого то ради вины немощным от братий возбраняется даже и в Святые Церкви мирские на моление ходить, да не примут никакого вреда душевного, видя разные лица разряженных, напыщенных на прельщение и обольщение. Ибо Бог более всего требует от инока умного неразвлечения, и не столько приятна его молитва, сколько благоволит и услаждается его охранением и осторожным трезвением. (В Добротолюбии): Поэтому говорят нам святые отцы Каллист и Игнатий, что с самого начала все суетные и домашние помыслы, пока еще младенцы, разбивай их о камень, который есть Господь наш Иисус Христос. Ибо многие так сами себя прельстив, больше же погубив, вознерадевши в начале и вознадеявшись на себя, ни во что же не вменяли помышлений, потом слагались с сердцем, и напоследок в конец предавшись обольщению льстивого диавола, не смогли противиться и, увлекшись сладострастием, возвращались в мир. Иные же вступали в супружество, а иные впадали в уныние, печаль и тоску, страшась же в конец изъять себя из монашества, живя как в удавке, и от нетерпения, как умовредные влачась от места на место, и нигде же не обретая себе покоя. А поэтому, как желания и помышления, так и сами даропосылания послушника бывают по наущению диавола, потому что делает это против воли отца своего! хотя не тайно, хотя и с позволения его, но испрашивает с усилием, убеждая отца позволить ему. Если же отец не соизволит, то он бывает дряхл и негодует, не внимая убеждению отца, который с отеческою любовью указывает ему предания и правила святых отцов, воспрещающих не только даропосылания и сношения с мирянами, но воспрещают и осуждают всякую о них заботу и по-мышления. И если он пребывает нечувствен и непокорен ни к правилам святых отцов, ни к убеждениям своего наставника, и не стыдится о негодовании за то братий, то как не сам будет виновен своему осуждению? И зачем такой вступил в иночество и оставил мир, если не соизволяет покоряться иноческому уставоположению, и если душою и сердцем пригвожден к домашним и сродникам, и все помышление свое обращает к ним и печется о них более своей души? Как такого брата возможно наименовать послушником, сколько более недостоин иноческого звания! Ибо тот истинный инок показывается, который кроме Бога и по Богу отца своего, ни о ком не думает, и ради благоугождения Господу ничем земным не по-рабощается. Преимущественно же такой поистине достоин слез, так как сам не чувствует своей пагубы, но мнит, что добро творит, и небрежет, что чрез то делает преслушание отцу и оскорбляет все братство. Но если бы покорился увещанию своего отца и правилам святого Василия Великого, то в скором времени восчувствовал бы в душе своей свободу и бесстрастие ко всему земному, всею душою и помышлением стремился бы к Богу, воспламеняясь ежечасно Его Божественною любовью и преуспевая, просвещаясь благодатью Святого Духа. Иначе же не возможно отнюдь истинною служить Господу и чисто любить и памятовать о Нем. Ибо Он Сам изрек: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, …тот не может быть Моим учеником» (Лк.14,26). Следовательно, необходимо должен брат пристрастную любовь свою к сродникам угасить, как препятствующую ко спасению, по слову Божию: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» (Мф.5,29). Если же не будет повиноваться гласу Евангелия, ни даже преданиям святых отцов, то как избежит осуждения? И поэтому как сам за непокорность свою подлежит осуждению, так и посылаемые от него дары бывают предосудитель-ны. А где противное воле Божией, больше же по наущению диавола посылаемое приемлется, там не может быть благословения, но злополучие и разорение! Еще же приемлющие от него дары ли-шаются награды и воздаяния от Бога за свои подаяния и приношения. А поэтому и себе и другим навлекают осуждение [непокорностью своею отцу и правилам иноческим]. Тщеславный, бесчинный и миролюбивый монах жительствует с братиею, подобно прелюбодействующему, который небрежет о законной супруге своей, любящей его и сберегающей все его имущество, но оскорбляет ее и презирает; к тем же прилежит душою, которые расточают все имение его [и делают его всем презрительным и гнусным] и губят и самую душу его. Так и сей бесчинный брат живущих с ним духовных братий, любящих его и пекущихся о нем, не уважает и оскорбляет своим непокорством и самочинием. А мирских, которые отъемлют его душевное спасение и лишают его безмолвия, не пускают и препятствуют жить по закону иноческому, заграждают ему вход в Царство Небесное и лишают любви Божией и единения со святыми, — тех любит и прилежно старается угождать им своими услугами и даропосыланиями. Вступивши в иночество, подобает слушать и внимать наставлениям, во всем покоряться, нигде ни в чем своего хотения не приискивать, нраву, воле и желанию своему отнюдь не внимать, стараться во всем покоить и услуживать отцу своему и сожительствующей с ним братии. Если же, о послушниче! будешь противоречить и по своему обычаю, и нраву, и хотению воспримешь жить и чрез то отца своего вместо упокоения в печаль ввергать, то так жительствуя, всуе дни свои будешь изнурять, [ибо самочинно и развращенно живя] и спасения отнюдь не можешь получить. Оглавление Слово 45. Об оставлении иночества, духовного отца и братства Если и вся Вселенная плакать и рыдать будет, но по достоинству не восплачет о тех, которые, вступивши в иночество, в жизнь равноагельную, и не хотят мужественно терпеть и повиноваться святых отцов увещанию, которые единогласно запрещают, по обещанию, уже не исходить более и не переменять места своего жительства. Ты же, брат послушник, как дерзаешь попирать свою совесть и нарушать данное пред Богом свое обещание быть до смерти послушным и повиноваться во всем, и после этого страшишься обидеть всех святых правила и увещания, явиться солгавшим пред Богом, чрез что и Господа из милости в гнев себе обратишь? Ибо, отпав от послушания сообразен будешь непослушным диаволам, поэтому с ними и от Господа возненавиден будешь, и все радование и торжество святых Ангелов и всех святых, бывшее на небесах тебя ради, в сетование обратишь. Как говорится во Святом Евангелии, что радость бывает на небе «об одном грешнике кающемся» (Лк.15,7). То как же более святые Ангелы и все святые угодники Божии возрадовались о тебе, когда ты богоугодное троякое обещание пред Господом сотворил. Первое: когда ты в примирение с Богом за грехи свои пришел в Святую обитель, чтоб в иночестве служить Богу, тогда и Сам Бог таинственно встретил тебя и, как Отец щедролюбивый, обнял за шею твою и облобызал тебя и облек тебя Своею благодатью. Второе обещание сотворил ты в том, что ни ради муки, ни ради смерти не оставишь иноческого жития. Третье же обещание сотворил пред Богом, чтобы жить тебе по подобию истинных послушников, повинуясь и не разлучаясь до смерти от отца твоего духовного. И за такое твое третье обещание единогласно все святые отцы несомненно уверяют тебя, говоря: так как спасение твое уже совершилось, и ты тем сотворился подражателем Спаса Христа и не имеешь потребности поучаться отвечать за себя Богу, потому что на руках наставника твоего несешься к Богу. И если с самого начала отвергнув все помышления и прилоги вражии и возлагаясь на волю и управление отца своего, претерпишь, то окажешься как верный воин Царя Небесного, подъемля от врага великие наветы, борьбы и искушения, и неизменен пребудешь в звании своем, и как должно, неуклонно понесешь иго Христово до конца жизни твоей, чрез что и других примером своим привлечешь к подражанию, и тем окажешься как ходатай и иных спасения. И так прославится нами богопрославляемая жизнь иноческая; прославляя же Бога, и сами от Него прославлены будем (См.:1Цар.2.30). Сколько же, напротив, опасно и бедственно состояние такого, который, оставив отца и братию, остается один беспомощный, и не избежит такой сетей диавола, ибо злой дух, как лев, рыкая, ищет нашей погибели и тысячи имеет сетей и прельщений на уловление нас. Но, по слову святого Лествичника, с наставником и духовным братством живущий, хотя и претыкается, но не умирает. Без помощи же не только может преткнуться, но и пасть и умереть, то есть погибнуть. Василий Великий так говорит: «Если хочет кто оставить обитель, отца и братию, кроме ереси, но за укоризну или язву, или что видел на час смутившуюся обитель, или ради бдения, или долулежания, или неумовения, или так как меньший есть всех, или так как желает мира и что в мире, или что отец или игумен, или брат огорчили его, и поэтому хочет уйти: горе ему! Кому его уподоблю? Только Иуде предателю, разлучившемуся от Христа и учеников Его!» И еще он же говорит: «подвижник, принятый в братство и удерживаемый в нем счленением Духа, которое крепче естественных уз, не имеет власти отделяться от тех, с которыми стал соединен; или, поступая так, он мертв душою и лишен благодати Духа, как обративший в ничто условия, заключенные при Самом Духе». К этому приложу и слово святого Златоуста (к Феодору падшему): «Посему никто не станет теперь порицать меня, если я изложу больше скорбей и изображу сильнейшие сетования, нежели какие изложены у пророка. Я оплакиваю не разрушение города и не пленение беззаконных мужей, но опустошение священной души и разрушение и истребление христоносного храма. Кто, зная хорошо, сожженную теперь диаволом, красоту ума твоего в то время, когда блистала она, не восстенал бы плачем пророка, - слыша, что варварские руки осквернили святое святых, и, подложив огонь, сожгли все … А теперь уже не то: он теперь пусть и лишен прежней красоты и благолепия, потерял божественное и несказанное украшение, и лишился всякой безопасности и охраны: нет у него ни двери, ни запора, и он открыт для всех душепагубных и постыдных помыслов. Помысл ли гордости, помысл ли блуда, помысл ли сребролюбия, или еще гнуснейшие помыслы устремятся войти в него, - никто не помешает этому; а прежде, как небо недоступно всему этому, так (недоступна была) и чистота ума твоего. Может быть, слова мои покажутся невероятными некоторым из тех, кто видят теперь твое запустение и извращение; поэтому я и скорблю и сетую, и не перестану делать это, доколе опять не увижу тебя в прежнем блеске». Исхождение или отбегание от обители столько есть страшно и проклято, что святые отцы повелели отбегающих и погребению не предавать, ни прошение за тех творить, как преступнику своих обетов. Но даже и перемена монастыря вос-прещена Вселенскими соборами (во 2м в 1м): если который инок отбежит от своего монастыря, или во иной монастырь войдет, или в мире обитает, сам тое с принявшим его да отлучится, пока не возвратится в свой монастырь. И игумен, если с прилежанием не взыщете его, да отлучится. О, коль страшна вещь и суд Божий на прежде бывших и ныне дерзающих! если ли не в этом веке казнь прилучится ему, то вечное томление ожидает не покаявшихся преступников своих обетов. Оглавление Слово старца схимонаха Зосимы к сестрам его обители Снова обращаюсь к вам, о богоизбранные сестры! Вот, видите, сколько с помощью Божиею представил вам указаний об истинном, богоподражательном, смиренномудром послушании и о противном, самомнительном непокорстве. Этого ради, я грешный старец и попечитель ваш, от болезненной души написал это во утверждение ваше, чтобы и вы, о возлюбленые сестры, боясь страшных запретов, соблюдали себя осторожно от нарушения ваших обетов и преданий, и все старание прилагали бы утверждать друг друга к терпению, подражая Святым девам, обручившим себя Господу, как Варвара, Екатерина, Иулиания, Евдокия, Мелания, Евпраксия, Евфросиния, Ксения и прочие. Не только богатство свое и обручников и супругов, любви ради своей ко Господу, оставившие, но и кровь свою и души в мучение Христа ради предавши. И если вы воспротивитесь и не захотите следовать с покорностью и смирением указанным вам мною путем и правилам, преданным от святых отцов, то простите: я грешный не могу вмещать немирствия вашего и непокорства. И более желаю обратиться к моему любимому безмолвию, да пекусь о моей душе, чтобы ни всуе и бесполезно изнурять дни мои, не видя вашего преуспеяния под моим руководством и попечением. Оставив вас, один буду отвечать ко Господу, как не смог управлять и служить непокорным и самомнительным, и поэтому если не приму награды, но по крайней мере избавлюсь осуждения. Если же до конца пребуду с вами, и вы всегда пребудете упорны и непокорны, то какое горе и осуждение предлежит мне за каждую из вас. Того ради и предлагаю вам избрать одно из двух: или отвергши в конец свою волю и мудрование, преклонитесь вседушно к совершенному смиренномудрию и послушанию, или отпустите меня, да не примете и вы большего осуждения за то самое, что вас ради я оставил безмолвие и спасительное житие и предпочтительно восприял послужить вам как богоизбранным девам, уневещенным Самому Господу нашему Иисусу Христу. Вы же, напротив, своим непокорством и возношением предаете себя диаволу, меня же вовлекаете в молву, болезнь и скорбь [душевную], чрез что бедствует и мое и ваше спасение, и Бог нами прогневляется. А потому не только я грешный, боясь осуждения от Бога, пишу и увещеваю вас, да соблюдаете достодолжно обеты ваши и да провождаете житие ваше богоугодно в единодушии и неразрывном дружелюбии; но и каждая из вас, вспомоществуйте сильные немощным любовью и советами и примером доброго жития, чтобы, вооружившись единодушием, стереть главу адского Голиафа и явиться угодными Христу Господу, Жениху душ ваших, чрез что и сами сподобитесь вечного радования в блаженств праведных, и мне может быть исходатайствуете некую отраду и милость Божию за усердное послужение к вашему спасению.
Категория: ЭТО ИНТЕРЕСНО | Добавил: CIKUTA (06.12.2017)
Просмотров: 16
 
ПОДЕЛИТЬСЯ / РАЗМЕСТИТЬ НА СВОЕЙ СТРАНИЦЕ СОЦ СЕТИ

Всего комментариев: 0
avatar

ВАШ КОММЕНТАРИЙ / YOUR COMMENT | ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦ СЕТЬ / SIGN IN VIA SOCIAL NETWORK
ПОИСК
ВХОД НА САЙТ
БАННЕР
СОЗДАНИЕ БАННЕРОВ


ВСЕХ ВИДОВ И ТИПОВ
ОТ ПРИМИТИВА
ДО ЭКСКЛЮЗИВА
НОМИНАЦИЯ

 НОМИНАЦИЯ 
ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

Жизнь / Рождение / Смерть / Пространство / Место / Материя / Время / Настоящее / Будущее / Прошлое / Содержание / Форма / Сущность / Явление / Движение / Становление / Абсолютное / Относительное / Абстрактное / Конкретное / Общее / Единичное / Особенное / Вещь / Возможность / Действительность / Знак / Знание / Сознание / Означаемое / ОзначающееИскусственное / Естественное / Качество / Количество / Мера / Необходимое / Случайное / Объект / Субъект / Самость / Человек / Животное / Индивид / Личность / Общество / Социальное / Предмет / Атрибут / Положение / Состояние / Действие / Претерпевание / Понятие / Определение / Центр / Периферия / Вера / Атеизм / Априорное / Апостериорное / Агент / Пациент / Трансцендентное / Трансцендентальное / Экзистенциальное / Добро / Зло / Моральное / Нравственность / Прекрасное / Безобразное / Адекватное / Противоположное / Разумное / Безумное / Целесообразное / Авантюрное / Рациональное / Иррациональное / Здоровье / Болезнь / Божественное / Дьявольское / Чувственное / Рассудочное / Истинное / Ложное / Власть / Зависимость / Миролюбие / Конфликт / Воля / Потребность / Восприятие / Влияние / Идея / Философия / Гармония / Хаос / Причина / Следствие / Игра / Реальное / Вид / Род / Внутреннее / Внешнее / Инструмент / Использование / Цель / Средство / Модель / Интерпретация / Информация / Носитель / Ирония / Правда / История / Миф / Основание / Надстройка / Культура / Вульгарность / Либидо / Апатия / Любовь / Ненависть / Цинизм / Надежда / Нигилизм / Наказание / Поощрение / Научность / Оккультизм / Детерминизм / Окказионализм / Опыт / Дилетантизм / Отражение / Этика / Парадигма / Вариант / Поверхность / Глубина / Понимание / Неведение / Предопределение / Авантюра / Свобода / Зависимость / Смысл / Значение / Структура / Материал / Субстанция / Акциденция / Творчество / Репродукция / Теория / Практика / Тождество / Различие 
 
ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Храм Святой Троицы
HRAMTROITSA.RU
ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 
ЕПАРХИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ 
ЦЕРКОВЬ


Контакты :
Адрес Епархиального
управления:
153000 Иваново,
ул. Смирнова, 76
Телефон: (4932) 327-477
Эл. почта:
commivepar@mail.ru
Для официальной:
iv.eparhiya@gmail.com
Епархиальный склад:
Телефон: (910) 668-1883
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

МИТРОПОЛИТ ИОСИФ
НАПИСАТЬ ОБРАЩЕНИЕ
РАССКАЗАТЬ О ПРОБЛЕМЕ
 
 
ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО
 
 
ГИПЕРИНФО ПУБЛИКУЕТ
ВСЕ ОБРАЩЕНИЯ.
МЫ ЗНАЕМ !!!
КАК СЛОЖНО
ДОБИТЬСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
ОТ ЧИНОВНИКОВ
 
 
НЕ МОЛЧИТЕ!
"СТУЧИТЕ, И ОТВОРЯТ ВАМ" -
СКАЗАЛ ХРИСТОС.
С УВАЖЕНИЕМ К ВАМ
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА.
 
 

     
     
     
     


 
 



   HIPERINFO © 2010-2017  06:57 | 11.12.2017