Меню
Назад » »

Преп. Максим Грек / Разные сочинения (5)

Он говорит также, что звезда остановилась над источником, где и пребывала до тех пор, пока Киром, царем персидским, были посланы волхвы, тогда и звезда с ними пошла. Что и в этом он явно лжет, тому неложные свидетели сами волхвы, которые в святом Евангелии от Матфея говорят: «где есть рождейся Царь иудейский? Видехом бо звезду Его на востоце» (2, 2); не говорят, что видели ее стоящею в кумирнице над источником, но «на востоце», то есть, в воздухе, в той части неба, которая на востоке. А что это происходило не при Кире, как пустословит этот суемудренный,—эту ложь мы ранее достаточно обличили и нет надобности вторично обличать ее. А что он рассказывает, как бы, от лица волхвов, возвратившихся в Вавилон и рассказывающих о том, что было говорено ими к иудеям, а этими к ним,—все это, как очевидную ложь и умышление ума необразованного, и как не содержащееся в божественном Евангелии, я оставляю без рассмотрения. Ибо ни звезды иудеи не видели ни прежде пришествия волхвов, ни тогда, когда они пришли, ибо звезда, по смотрению Божию скрылась, когда волхвы пришли в страну иудейекую, ни даров волхвам иудеи не подносили, дабы они умолчали о родившемся Мессии, ни волхвы не укоряли иудеев, осуждая их в неверии и зависти. Все это, очевидно, лживые измышления необразованного ума и сказано помимо всякой евангельской истины и церковного предания. А что он приводит блаженную Деву, повествующею волхвам о Себе и о родившемся из Нее плотью Боге-Слове, что в день субботний, когда начала светить заря, внезапно явился ангел и благовестил Ей некоторое рождение, и что Она смутилась и сказала: „Да не будет этого Мне никогда, Господи",—не величайшая ли это ложь и отвержение евангельской истины? Какой благочестивый ум не возмутится тем, будто Дева смутилась словами божественного Гавриила, превосходящими всякую мысль, тогда как Она ничего вопреки не сказала, как написано блаженным Лукою? И что Она отвергла возвещаемое Ей, как этот дивный лжец пустословит,—это несносная ложь: ибо не так ответила благословенная Дева, а только спросила: «како будет cиe, идеже мужа не знаю?» И когда получила полное разъяснение от ангела Божия, то воскликнула: «се раба Господня: буди Мне по глаголу твоему!» (Лук. 1, 34. 38). Но и то не согласно с преданием Соборной Церкви, что он говорит, что в субботу было Благовещение Преблагословенной Деве, ибо все вообще богоносные отцы согласно говорят, что в день недельный было Ей благовещение, и по этой причине они называют „ Господственною" пасхою ту, когда случится сойтись в один день божественному Благовещению и светлому дню Воскресения Господня. Но и ту его ложь не следует оставить без обличения, что он представляет волхов говорящими, когда они приносили дары воплотившемуся Богу-Слову: „Твоя от Твоих Тебе приносим, Владыко Иисусе!" А что он это лжет, явствует из того, что это таинственное изречение первый предал Соборной Церкви Божией Блаженный Иаков, брат Божий, в составленной им священной литургии, а после него и Василий Великий, говоря так: „Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся", назнаменуя этим Самое Святое Тело и Честную Кровь Господа нашего Иисуса Христа, а не злато, смирну и ливан—предметы низшие и тленные. Да и как волхвы, будучи варварами, не наученными божественным предметам, могли иметь разумение сего таинственного и достопокланяемого изречения, когда страшная тайна еще не совершилась, говорю, не принесено было еще за весь мир спасительное приношений, то есть, страдания Христовы, и это таинственное изречение еще не было написано? Хотя они и премудры были в звездочетской науке и, руководимые звездою, достигли Недостижимого, родившегося плотью Бога-Слова, но еще не были пророками на подобие древних пророков: Исаии, Иеремии и Даниила, чтобы им это сказать в пророческом духе. Очевидно, что Афродитиан в этом случае слукавил, и то, что сам он, спустя много лет после воплощения Бога-Слова, услышал произносимым в церквах Божиих православными священниками, это он злохитро приписывает волхвам, чтобы таким способом прельстить мысль более неразвитых и более уверить их в справедливости его ложного и душевредного измышления, в чем ему отнюдь не должно верить, если хотим сохранить благочестие к Богу, помня сказанное премудрым проповедником и учителем: «аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема (проклят) да будет» (Гал.1, 9). Афродитиан же, возвещая иное против того, что нам преподано святым Евангелием, как мы выше сказали, подлежит проклятию, по неложному определению апостольскому. Отступим же от такого лживого Писания, чтобы и нам не подпасть одному с ним осуждению! Но об этом довольно. Как можем мы принять и то, что он говорит, будто волхвы застали Отроча сидящим на земле и играющим, и когда они похвалили Его, то Оно радовалось и смеялось. Где найдется что-либо подобное, написанное боговдохновенными евангелистами и богоносными отцами? Святое Евангелие от Матфея ясно говорит: «Видевше же звеьзду, возрадовашася радостью велиею зело, и пришедше в храмину, видеша Отроча с Мариею Матерью Его, и падше поклонишася Ему», и прочее (2, 10.11). И блаженный Лука говорит: «и человецы nacmupиe реша друг ко другу: прейдем до Вифлеема, и видим глагол сей бывший, егоже Господь сказа нам. И приидоша поспешшеся, и обретоша Мариам же и Иосифа, и Младенца лежаща во яслех» (Лук.2, 15. 16). Это же ясно видно и из священных канонов, певаемых в Рождество Христово, где говорится так: „Показа явственне волхвом звезда Тебе, Милостиве, сущаго прежде солнца Слова, в вертепе убозе, пришедша истребити грех, в пеленах повита, Егоже радующеся видеша Тогоже и Бога и Господа". Также ипакой по 3-й песни показывает то же, где говорится: „Начатою, язык небо Тебе принесе младенцу, в яслех лежащу, ихже и устрашаше не скипетры, ниже престолы, но последняя нищета; что бо худшее вертепа? или что смиреннее пелене?" и прочее. Кому же больше должно верить, Матфею ли и Луке, Духом Святым написавшим святое Евангелие, также Иоанну Дамаскину и блаженному Косьме, мудрствующим и говорящим согласно с евангелистами, или Афродитиану, неизвестному Святой Соборной Церкви, который слышал от бесов и написал вопреки евангельским и отеческим догматам и преданиям? Рассудите сами—вы, которые такое писание весьма уважаете и любите, справедливо ли сколько-нибудь и спасительно и Богу угодно, оставив животочные и достопокланяемые слова Святого Духа, внимать учениям бесовским лжесловесников, говоря словами Апостола? «Овцы Моя, - сказано, гласа Моего слушают, и по Мне грядут, по чуждем же гласе не идут, но бежат от него» (Иоан.10, 27. 5). Вы же, братия честные, воспряньте, Бога ради, и таковым еретическим писаниям отнюдь не внимайте. И того не следует принимать, что он говорит, что Отроча играло и смеялось, утешаясь похвалами волхвов; ибо нигде в боговдохновенных Писаниях не содержится ничего такого о нраве Господа и Спасителя нашего, чтобы Он играл и смеялся и услаждался бы человеческою похвалою. Это свойственно нравам младенцев неразумных и глупых, непричастных действия Святого Духа. Спаситель же наш, хотя был и малым отрочатем плотью, но был вместе и совершенный Бог, имея в Себе существенно всего Отца и Святого Духа, и нрав Его был не младенческий и не несмысленный, какой бывает разум у простых человеческих младенцев, но был исполнен божественной премудрости и разума и страха Божия, как говорит Божие слово «исполнит его дух страха Божия» (Ис.11, 3). А где дух премудрости и разума и совета и крепости и благочестия и страха Божия, оттуда удаляется всякая человеческая слабость и неразумие и бессмыслие и бесчувствие. А что нрав Спасителя нашего был не таков, каким изображает его Афродитиан, явствует из Божественного Евангелия и прочих боговдохновенных писаний; ибо нигде не найдешь в писаний повествования, что Он играл, или смеялся, или говорил что-либо к людям с тем, чтобы привлечь их похвалу; напротив, найдешь, что все это Он отвергает. Не ложный свидетель сего Сам Он, Который говорит так: «славы от человек не приемлю» (Иоан.5, 41), то есть, не ищу; но и когда похваляла Его жена, говоря: «блажено чрево носившее Тя, и сосца, яже ecu ссал»,— Он не усладился душою и не обрадовался такой похвале, как какой-нибудь славолюбец, а напротив очень мудро отклонил ее, сказав похвалившей Его и присутствовавшему народу: «шемже убо блажени слышищии слово Божие и хранящии е» (Лук.11, 27. 28). Итак бессмысленно и это сказано странным сим лжецом о вочеловечившейся Ипостасной Премудрости Вышнего, и потому не должно внимать таким его пустословиям, а напротив, следует издеваться над ним и презирать его. К числу многих других своих пустословий, несмысленный сей, стараясь извратить неложное предание Соборной Церкви о пречистой и достопокланяемой иконе Пречистой Богоматери и Единородного ее Сына, Бога-Слова, представляет волхвов говорящими: „Мы, имея с собою живописца, написали образ Обоих и принесли в свою страну". Если это так, то ложно предание Соборной Церкви о том, что верный божественный апостол и евангелист Лука написал образ Пречистой Божией Матери и Единородного ее Сына, Бога-Слова, и принес его к Божией Матери; Она же, похвалив образ, сказала: „Благодать, которая во Мне, да будет с ним". После того, как Афродитиан обличен в стольких и таких страшных выдумках, составленных им против слова истины и против апостольской истинной веры,—кто сколько-нибудь станет внимать ему? Напротив, если кто благочестив, то не возгнушается ли таким его сочинением и не бросит ли его в огонь, как плевел лукавого и злокозненного беса, всеянный среди чистого пшеничного поля благоверия? Если же кто после этого будет принимать его сочинение как благоверное и будет иметь его в чести, то пусть знаете, что он далеко отпал от благоверия и подобно ему мудрствует и утверждает, а потому подлежит одинаковому с ним наказанию по уставу Соборной Церкви, который говорит: „Еретик есть и подлежит законным наказаниям для еретиков,—тот, кто и мало нечто изменяет в православной вере". А кто услаждается и соглашается с противоречивым сим сочинением, тот не малое что-либо изменяет в православной вере, но отвергает самую суть нашего спасения, как достоверно и истинно показано мною пророческими свидетельствами. Если же некоторые, побеждаясь своим расположением к спорам, недугуют относительно нашего по Богу братолюбия и этого нашего напоминания и совета, и отступить от такового хульного Писания не хотят, признавая его правильно исповедающим Господа нашего Иисуса Христа Слова, собезначальным Отцу и источником жизни и нетления, ради человеколюбия сшедшего с небес, чтобы обновить созданного рукою Божиею по образу и по подобию Божию человека: таковые пусть узнают, что все вообще зломудренные еретики имеют обыкновение примешивать в своих Писаниях и некоторые справедливые догматы, чтобы этим способом придать достоверность и сделать удобоприемлемыми для православных составленные ими хулы. По этой причине Владыка всех и Бог, Ипостасная Премудрость Отчая, Господь наш Иисус Христос, зная, как Бог, эту их злохитрость, предупреждаем Своих учеников, а чрез них и всех нас, верующих в Него, и строго заповедует нам, говоря: «внемлите от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы. От плод их познаете их» (Mф.7, 15. 16). И по справедливости таковые названы Спасителем нашим хищными волками, ибо своими лицемерными и, по-видимому, благими словами, которые они примешивают к своим душепагубным словам, прельщают души людей простых и тайно влекут их с собою в погибельную пропасть. Будем же прилежно внимать себе, Бога ради, и не без испытания будем верить всякому духу, то есть всякому учению, но рассмотрим, во всем ли оно согласно с апостольскими и пророческими преданиями и учениями, и если в чем разнствует с ними, или само с собой не согласно,—не будем его принимать, но отбросим от себя, как плевелы лукавого беса, всеянные посреди чистой пшеницы истинной веры на прельщение и погибель душ наших. К таковым обманчивым еретическим произведениям принадлежит и эта повесть, которая не только не согласна с апостольским и отеческим учением и преданием, а напротив противоречит им и сама себе противоречит, как это видно в конце ее; ибо сказав ранее, что волхвы нашли Отроча сидящим на земле, имеющим приблизительно около двух лет, он затем, как бы забыв свои слова, говорит: „Мы же, размыслив об этом чуде, сказали, что начаток неверных народов небо привело к вере, призвав звездою волхвов с востока, из страны персидской, в Иерусалим с дарами на поклонение лежащему в яслях, которых Отроча устрашило не царскими скипетрами и престолами, а последнею нищетою; ибо что хуже вертепа и что убожее пелен, в которых воссияло богатство Твоего Божества?" Вот истина евангельская и Соборной Церкви! Так следовало бы ему и там сказать о волхвах, что они увидели новорожденного Младенца в яслях, повитым пеленами, а не двухлетним, приблизительно, дитятей, сидящим на земле, играющим, смеющимся и радующимся о похвалах, произносимых волхвами. Это все, очевидно, ложь и измышление ума бессмысленного. А что волхвы поклонились Младенцу новорожденному (а не двухлетнему), явствует и из того, что и самые пастыри свидетели поспешили придти в Вифлеем в тот день, чтобы видеть откровенное им облиставшим их ангелом Господним, который сказал им: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех» (Лук. 2, 10—12). Очевидно, что и волхвы, спустя немного дней после пастырей, достигли Вифлеема и поклонились Спасителю, новорожденному Младенцу, лежащему в яслях, как передает евангельская истина и как мы выше показали, а не двухлетнему Отрочати, сидящему на земле и играющему. Итак, насколько было для нас возможно, мы, при помощи благодати Святого Утешителя, изобличили лживость Афродитиановой повести, и сделали вам ясною евангельскую истину евангельскими и отеческими изречениями. Теперь от вас уже зависит отстать от этой лживой повести и возлюбить со всеми православными патриархами церковную истину, и ясно воскликнуть вместе с блаженным Давидом, который говорит: «поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи!» И опять: «Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим!» (Пс.118, 85. 103). Слова же Афродитиановы—не словеса Божия, но обман бесовских истуканов, на пагубу слушающим. А как бедственно прибавить к преданной нам православной вере или что-либо убавить из нее, думаю, что вы и сами знаете. Соблюдайте же себя чистыми от всяких таких еретических плевел, чтобы можно было и вам с дерзновением сказать: «Не ненавидящия ли Тя Господи возненавидех, и о вразех Твоих истаях? Совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми» (Пс.138, 21. 22). Богу нашему слава и держава и поклонение в бесконечные веки. Аминь. Оглавление 21. Против Аполлинария—об Иуде предателе Часто приходилось мне слышать от многих, которые настойчиво утверждают, что предатель не тотчас по возвращены тридесяти сребренников погиб удавлением, как утверждает святое Евангелие от Матфея, но что он прожил еще довольно лет, только, как они мудрствуют, сильно опух, так что сделался для всех, проходивших по тому месту, некоторым дивом и страшным зрелищем. Поэтому рассудилось и мне, слабоумному, краткими словами защитить евангельскую истину и обличить лживость неправды, и тех, которые по неопытности располагаются внимать лжи, возвратить к евангельской истине и увещать их «не мудрствотти паче, еже подобает мудрствовати» (Римл.12, 3) и так безрассудно и непристойно не восхищаться всякою ложью и не соглашаться с нею, хотя бы и ангел с неба благовестил нам не то, что мы приняли от боговдохновенных писаний, но предавать его анафеме, как пишет блаженный апостол Павел к галатам, говоря: «аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да будет», хотя бы то был и ангел с неба (Гал.1,9.) Имея такую твердую апостольскую заповедь, как вы, о добрейшие, так безрассудно увлекаетесь такою очевидною ложью и соглашаетесь с нею? Если справедливо, то, что говорит об этом Паппий, который утверждает, что Иуда после того, как предал Господа славы, жил еще много лет, то окажется ложным святое Евангелие от Матфея, которое ясно повествует о нем, что он, по возвращении тридесяти сребренников, пошел и удавился. Если в этом святое Евангелие солгало, как думаете вы с Паппием, то и в остальных повестях своих оно не может считаться достоверным, по божественному изречению, которое говорит: неправедный в мале, «и во мнозе неправеден есть» (Лук.16, 10). Но пусть будет и так, как вам с Паппием думается, что блаженный Матфей не правильно передал относительно предателя, будучи одержим, как человек, забвением или неведением. Но блаженный Иоанн, сын громов, перевел с еврейского на греческий язык святое евангелие от Матфея, и вы утверждаете, что от него же, Иоанна, достоверно слышал Паппий и научился тому, что говорит о предателе; то как же святый евангелист Иоанн преминул и оставил без исправления такую описку Матфея, тогда как он и в своем Евангелии обличил злобу предателя, сказав, что он крал вметаемое в ковчежец, о чем прочие евангелисты умолчали? Как обошел бы он молчанием такой гнев Божий, обличающий нечестие предателя? Но и уверовавшие евреи, для которых спустя восемь лет по воскресении Христовом, было написано Матфеем святое евангелие,—как они приняли бы такую явную ложь о предателе, если бы знали, что он после предания жил много лет? В особенности же, как позволил бы себе блаженный Матфей так явно лгать на предателя пред теми, которые знали, что он еще жив? Но пусть будет и как, что с блаженным Матфеем и Иоанном случилось нечто человеческое, и поэтому они так передали нам о предателе. Что же скажем о блаженном Петре, верховном апостоле, и о божественном евангелисте Луке? Божественный Лука в „Деяниях Апостольских" приводит верховного апостола, который не чрез много лет после воскресения Спасителя а только чрез 40 дней говорит в собрании всего множества учеников о предателе, что он «ниц быв, проседеся посреде, и излияся вся утроба его», и затем, удостоверяя его погибель, присовокупляет говоря: «и разумно бысть всем живущим во Ирусалиме», (Деян.1,18-19) Если излиЯлась вся утроба его вследствие того, что он «проседеся посреде», и всем живущим в Иерусалиме известна стала («разумно бысть») погибель его, то как вы, оставив без внимания столько свидетелей и таких боговдохновенных мужей—говорю: Петра, Иоанна, Матфея и Луку, а главное, Самого Божественного Утешителя, Который говорил чрез них,—так неудачно и без рассмотрения последуете одному неизвестному человеку, о достоверности которого нет никаких свидетелей и который явно противоречит написанному и изглаголанному Святым Духом и извращает оное. «Если вся утроба его излеяся и бывениц, преседеся посреде», то как можно было уже после того остаться человеку живым, когда часто и одного ударения по голове не может иной перенести, но тотчас оказывается мертвым. Предатель же не одно ударение по голове получил, но лишился всей утробы своей, то есть, печени, легких, селезенки и всех кишок; то кто, будучи в здравом уме, скажет, что он после того оставался в живых, хотя бы на одно мгновение? Не будем же после того так неудачно увлекаться всяким ветром чужого учения, но будем испытывать духов, «аще от Бога суть» (1Иоан. 4, 1), то есть, согласно ли известное учение с евангельским и апостольским писанием, и таким образом пребудем в чистой и непогрешительной вере. Здравствуйте о Господе! Оглавление 22. К отрицающимся при своем поставлении и дающим клятвенное рукописание Русскому Митрополиту и всему Освященному Собору в том, чтобы не принимать поставления на митрополию и на архиерейство от папы Римского. как содержащего латинскую веру, и от патриарха Цареградского, как находящегося во власти скверного царя безбожный турок, и поставленного ими не принимать Отвращаться и отметать рукоположение Римского папы, как отпавшего от лика православных архиереев, достойно и праведно и весьма нужно. Рукоположение же Константинопольского патриарха, пребывающего доселе, благодатию Божиею, во всяком православии и благочестии, по какой причине требуется отвергать, о досточудный? Давая предварительно собственноручное обещание строго хранить священные каноны Святых Апостолов и Седьми Вселенских Соборов,—где нашел ты в них учение о том, чтобы сколько-нибудь дозволено было отлучиться от своего патриарха, пока он православно управляет святою Божиею Церковью? Если же потому гнушаетесь вы константинопольским рукоположением, что праведным судом Божиим православные цари за грехи свои изгнаны, а вместо их попущено царствовать неверным мучителям и гонителям христиан, то прежде всего научись тому, что святое никогда не оскверняется тем, что находится во власти нечестивых, и в этом удостоверься тем, что все 300 лет, и несколько более того, от времени вознесения Спасителя до великого царя Константина, вся вселенная управлялась царствовавшими тогда нечестивыми гонителями христиан, но святая Бoжия Церковь как солнце сияла среди нечестия, украшаясь бесчисленными чудесами и силами Святого Духа, и ни один народ никогда не отлучался от нее, как от оскверненной властью нечестивых, как это тебе неправильно кажется. Затем следует твоему преподобию знать, что святители помазуют и царей на царство, венчают и утверждают их, а не цари поставляют святителей. По этой причине цари с благоговерием и любовью целуют руки святителей, как освященный Богу Вышнему, и главу свою пред ними преклоняют наравне с прочим народом, получая от них благословение знамением честного креста. Следовательно, священство больше царской власти земных царей, ибо «без всякого прекословия меньшее от большого благословляется» (Евр.7, 7), говорит божественный Апостол. Поэтому, хотя и изгнаны судом Божиим мирские цари, но духовно царствующий не отвержен от Бога и не лишен Божией благодати, но пребывает твердо, будучи сохраняет, Божиею благодатью, во всяком православии и среди нечестивых. Как похвально отвращаться тех, которые заражены еретичеством, так предосудительно и неполезно отлучаться от архиерея, пребывающего в православии. Оглавление 23. О том, что святые места никогда не оскверняются тем, что находятся во власти безбожников, хотя бы это продолжалось и много лет За несколько дней пред сим ты изволил говорить со мною о том, что в нынешние времена прилично будет назвать и признать Иерусалимом царствующий в православной России великий и именитый град Москву, так как древний Иерусалим соделался уже непотребным, потому что в течение многих лет находится во власти сарацин. Об этом хочу кратко побеседовать с твоим благоговеинством, честный отче! Ибо несправедливым будет с моей стороны, как я почитаю и думаю, если не изгоню из твоей мысли такое неправильное понятие. Решаюсь же на это не потому, чтобы позавидовал знаменитейшему граду Москве по поводу присвоении ему такого наименования,—да не будет мне увлекаться таким неистовством, ибо я с самого начала возлюбил и всегда почитал славнейший град Москву и продолжаю любить его и особенно почитать, всегда молюсь о нем, испрашивая ему всего лучшего и полезнейшего, а также и пребывания и утверждения благочестивой его державы в бесконечные веки,—но я хочу тебе напомнить, что святые места никогда не лишаются своей святости, какую они получили от сошедшей на них свыше божественной благодати, хотя бы города, в которых находятся святые места, по судьбам Божиим, и находились во власти нечестивых: «нераскаянна бо, - говорит Священное Писание, - дарования и звание Божие» (Рим.11,29). Во-вторых, то, чтобы почитать выше достоинства или человека какого-нибудь, или город, или страну, служит для них более в укоризну, а не к славе и похвале, как утверждают святые отцы. А что святые Божии церкви не теряют святыни, какая в них содержится, тебе, человеку опытному в Священном Писании, следует знать, как и то, что, хотя много лет прошло от Соломона, царя израильского, до разрушения вавилонянами самого царствующего града и пленения всего народа иудейского, в течение которого времени весьма нечестиво и различным способом знаменитый тот храм Божий осквернялся многими царями иудейскими, приносившими в нем жертвы идолам и вносившими в него самых идолов, особенно же известным прежде своим великим нечестием, а впоследствии просияшим теплейшим покаянием, Манассиею, и последовавшим ему в нечестии сыном его, Амосом, однако божественная благодать и дар пророчества и чудесные проявления в сем храме никогда не прекращались. Свидетелями сего служат сами пророки Исаия и Иеремия, которые пророчествовали и чудодействовали и оба подвизались за отеческое благочестие и за святой закон, за что и были гонимы и окончили жизнь свою мученически: один, будучи перетерт деревянного пилою, а другой— сначала брошен в ров, полный кала, а потом побит камнями в Египте переселившимися туда богопротивными иудеями. Но что вспоминать об Иерусалиме и его царях? А царствовавшие в Самарии над отделившимися десятью коленами израильскими,—какое не превзошли эллинское идолопоклонническое неистовство своим нечестием против Самого Вышнего, увеселяясь идольскими жертвами и различным чародеянием, ворожбою и гаданием по полету и голосу птиц, но и при всем этом божественная свыше благодать и дар пророчества отнюдь не отступили от них. Свидетелями сего служат досточудный Илия и Елисей и Михей, и пророки, коих много было при Илии и Елисее. Но почему я не напомню тебе о том, что еще гораздо удивительнее сего? Это—то, что когда десять племен израильских были отведены пленниками в Ниневию, и царь ассиРИиский послал людей иноплеменных жить в Самарию, то Бог, пекущийся о народе израильском, вознегодовал об этом нечестии что иноплеменники оскверняют всякими идолопоклонническими нечестиями страну, отделенную народу израильскому, напустил на нечестивых диких зверей—львов и медведей, которые, как самых жителей, так и скот их поедали, делая для них жизнь прискорбнейшею. Царь ассирийский, будучи в недоумении о сем и не имея возможности устранить этот гнев Божий, по совету находившихся в Ассирии плененных иереев и левитов, послал в Самарию законоучителей и книжников иудейских, чтобы они научили живущих в Самарии ассириян исполнять данный Богом чрез Моисея народу иудейскому закон. И когда царь так поступил, то по мановению Божию звери исчезли и страна та сделалась пригодною к заселенно. Понимаешь ли, о чудный старец, что даже и тогда, когда страна та была запущена и лишилась своих жителей, божественная благодать не отступила от нее, но еще пребывала в ней? Да и иyдеев, не только в своей стране беззаконновавших, но и находящихся в плену в чужой земле, благодать Божия не оставила, но и там была с ними, посещая их пророками и законоучителями, утешая и всяким способом утверждая их в благочестии отцев их: Авраама, Исаака и Иакова. Как не обратил ты внимания, ты, такой опытный в писании старец, еще и на то, что хотя и долгое время святый град Иерусалим находился во власти безбожных сарацин и осквернялся всякими их беззакониями, но это осквернение нисколько не коснулось святого святых, то есть, находящегося в том городе божественного храма Воскресения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа и прочих святых церквей и честных обителей, какие в нем и окрест его сооружены благочестивыми, но благодать принявшего в нем распятие и погребение и воскресшего Великого Бога и Спаса нашего Иисусa Христа продолжала освящать его и прославлять великими добродетелями и богоугодными деяниями богоносных отцев, архиереев, иереев и преподобных иноков. Доказательством сказанного служит собравшийся в том городе при Софронии, святейшем патриархе Иерусалимском, священный собор, который предал проклятию безумную ересь монофелитов (единовольников). Также и другой священный собор, собравшийся в том городе против иконоборцев, который, будучи просвещен Святым Духом, писал пространное поучительное и вместе обличительное послание к Феофилу, царю греческому, который был иконоборцем. К тому же пусть убедит тебя оставить неправильные мысли, какие ты имеешь, стихира, составленная премудрым Иоанном Дамаскиным, который ясно и с особенною торжественностью возвеличивает святой новый Сион, говоря так: „Радуйся Сионе святый, мати церквей, Божие жилище, ты бо приял еси первый оставление грехов воскресением". Такой премудрый учитель признает и называет Иерусалим— святым, матерью церквей, Божиим жилищем, а мы считаем его недостойным называться Иерусалимом, потому что он в течение многих лет находится во власти безбожных сарацин. Но оскверняется не он, а те, которые в нем злочестиво и весьма скверно живут между собою. Знай же, что города православных и находящаяся в них святыни тогда оскверняются, когда живущие в них верные, отступив от благочестивой во Христа Бога непорочной веры и досточтимого жительства, примут богомерзкие и скверные обычаи и бесовское учение безбожных агарян. А пока они крепко держатся благочестивой во Христа Бога веры и мужественно терпят за веру во Христа Бога и любовь к Нему всякие скорби и различные напасти, причиняемые им безбожными агарянами или злочестивыми еретиками, до тех пор города их уподобляются темницам, в которых в древние времена заключались богоносные мученики, а сами, как страждующие подобно им, суть исповедники и по достоинству будут признаны живыми мучениками, согласно божественного определения, которое говорит: «Блажени изгнаны правды ради, яко тех есть Царствие Небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради», и прочее известное тебе (Mф.5, 10. 11). И блаженный апостол Петр говорит: «Аще укоряеми бываете о имени Xpистове, блажени есте, яко славы и Божий Дух на вас почивает» (1Петр. 4, 14). Вспомни также и то, сколько крови мученической было пролито древними мучителями и гонителями по городам, странам и селениям благочестивых во всей вселенной, и какими сквернейшими и богомерзкими идольскими жертвами осквернялись эти города и селения, но благодать Христа Спасителя и непобедимая божественная сила Его никогда не переставала вспомоществовать гонимым в них имени Его ради, прославляя их всякими неизреченными духовными дарованиями и чудотворениями. Не бесчести же и не уничижай священный тот и Богом изначала возлюбленный город, о котором Сам Неложный говорит: «избра Господь Сиона, изволи й в жилище Себе. Сей покой Мой в век века, зде вселюся, яко изволих й» (Пс.131, 13—14). Если же он таков и столь возлюблен Богу, то ты не лишай его нареченного ему свыше священного наименования, пока в нем православно воспевается Отец и Сын и Святый Дух, Святая и Покланяемая и Вседержительная Троица—един Бог, от Которого, для показания и извещения православной в Него веры и на посрамление всех богопротивных иудеев и безбожных агарян, ниспосылается каждый год, в навечерие Святой Субботы, в виде света, святый невещественный огонь, которым возжигаются висящие над живоприемным Спасителевым Гробом лампады. Не называй же никакой другой город Иерусалимом, хотя бы он обладал всей вселенной Один на земле Иерусалим и одна земля иудейская, в которой Христос родился, где крестился во Иордане, где на горе Фаворекой преобразился и на Голгофе был распят и там же вблизи погребен, и в третий день воскрес, и после воскресения пожил сорок дней с учениками Своими, и с горы Елеонской вознесся на небо, откуда и послал, как и обещал, святым Своим ученикам Святого Духа, а чрез них всю вселенную облистал дарованиями Его, и таким образом собрал все народы в одну благочестивую и непорочную веру, чтобы единодушно славить Святую и Покланяемую Троицу, Которой подобает всякая слава, честь и поклонение в бесконечные веки. Аминь. Оглавление 24. Против утверждающих, что во всю Светлую седмицу солнце стояло к не заходило, и что поэтому вся Светлая седмица называется одним днем Великое, воистину, благо и спасительное—знание и правильное разумение Священного Писания. Оно не только руководит изучающего оное к правильному и непогрешительному пониманию о Боге, о Его творениях и промышлений о них, но и наставляет проводить жизнь непорочную и благоугодную Богу, соединяя его божественною любовью с Создателем, посредством прилежного исполнения спасительных Его заповедей. Также великое зло есть незнание писаний и безрассудное и неосмотрительное понимание их, от чего происходят великие ереси. От этого Арий, Македоний, Несторий, Евтихий и Диоскор уклонились в различные пропасти, худо и неправильно поняв Божественное Писание, толкуя оное так, как им нравилось. И одни из них изострили хульные свои языки против Единородного, другие—против Божественного Утешителя, Которые по существу присносущны и единосущны Отцу, от Которого происходят и в Котором суть неразлучно. Они же, окаянные низвели в положена тварей Тех, Коими и чрез Которых небеса утвердились и вся сила их, как говорит Божие слово: «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» (Пс.32,6). Но те, по причине своего суетного рвения и кичения, изобрели такое злочестивое учение о том, что нисколько не может подлежать постижению человеческого естества, и этому не следует удивляться, ибо они были полны всякой премудрости и всякого учения, и этим возгордились и побеждены были своими обманчивыми мыслями; к тому же они находились на власти архиерейской и сильно желали, по великому своему славолюбию, быть предметом удивления для всех, как учители нового и высокого богословия. Те же, которые в последние наши времена находятся на властях, не имея отнюдь никакого познания в науках, почему и Божественное Писание изучают только по букве, нисколько не постигая сокровенного в нем разума,—какое имеют мудрование и как поступают, об этом приличнее будет объяснить в другое время более подробно, чтобы показать удивительные их исправления. А что они недугуют окончательным отсутствием научного образования, ясным обличением того служит содержимое и проповедуемое ими вопреки всякой евангельской, апостольской и отеческой истине и преданию; ибо у них находится, как они говорят, какое то никем не засвидетельствованное сочинение, которое они предлагают в виде твердого доказательства того, что в течение всей Светлой седмицы тридневного из мертвых воскресения Господа и Спасителя нашего, солнце остановило свое движение и ночи не было, но вся Светлая седмица была одним днем, при чем солнце в трех местах останавливалось по два дня: на востоке, на юге и на западе. А что такое их баснословие есть явная ложь, в этом во-первых явно обличает их божественный евангелист Иоанн, который пишет, говоря: «сущу позде, в день той во едину от суббот» (Иоан.20,19) и прочее. Этим явственно обличается ложь. В тот же день, говорит, «во едину от суббот», то есть, в светоносный день Господня воскресения поздно, то есть вечером, когда солнце зашло. А что «едина от суббот» есть и называется так тот самый недельный день, об этом свидетельствует ирмос, который поется: „Сей нареченный и святый день, един суббот царь и господь", и прочее. Тот же святый Евангелист ясно доказывает истину и обличает ложь, повествуя, что верховный апостол Петр вместе с другими учениками пошел ловить рыбу в море Тивериадском, где говорит: «изыдоша же и вседоша aбиe в корабль, и в ту нощь не яша ничесоже» (Иоан. 21, 3). Вот вторая ночь и второе явление Спасителя, а если вторая ночь, то, следовательно, и второй день. Но посмотрим и Евангелие от Луки, как и этот евангелист ясно обличает приведенную ложь, повествуя о явлении Спасителя в другом виде двум ученикам, которые шли в селение Еммаус, и когда Он спросил их: «что суть словеса сия, о нихже стязаетася к себе идуща, и еста дряхла?» (Лук.24, 17)—то они в ответ рассказали Ему о том, как иудеи поступили со Спасителем в Иерусалиме, при чем присовокупили: «и над всеми сими третий сей день имать днесь, отнелиже сия быша» (Лук.24,21). Какое другое свидетельство может лучше сего обличить ложь говорящих, что вся Светлая седмица была одним днем? «Третий», говорят уже «день» есть, «отнележе сия быша», то есть, со времени страданий Спасителя, погребения Его и воскресения. Если же третий день, то значит, и третья ночь; ночи же не может быть, если не зайдет солнце. А что солнце обычно заходило каждый день Светлой седмицы, те же ученики Спасителя несколько ниже научают нас, говоря к Нему, когда Он «творяшеся далечайше ити: облязи с нама, яко к вечеру есть, и преклонился есть день» (Лук.24,29). Если же преклонился, то есть, солнце пришло к западу, то, очевидно, что явная ложь есть то, что некоторые невежды говорят, будто солнце в течение всей Светлой недели пребывало без захождения, сделав всю Светлую седмицу одним днем. Не следует также пройти без внимания и то чему тот же Евангелист в „Деяниях Святых Апостолов" научает нас, говоря: «пред ними же и постави Себе жива по страдании Своем во мнозех истинных знамениих, деньми четыредесятьми являяся им, и глаголя, яже о Царствии Божии» (Деян.1,3). Если бы знал этот святой Евангелист, что Светлая седмица прошла как один день, то не сказал бы «деньми четыредесятьми», а сказал бы: в течение 33-х дней, исчисляя дни от недели Фоминой, а не от самого живоносного воскресения. Также, каким образом окажутся справедливыми слова святого Евангелиста: «по днех осмих паки бяху внутрь ученицы Его» (Иоан.20, 26) и прочее, если вся Светлая седмица была одним днем, а не семь дней продолжалась? Известно же, что от дня воскресного до следующего такого дня считается восемь дней. Не справедливо ли мы сказали в начале, что неведение боговдохновенных писаний и неосмотрительное и безрассудное исследование их есть величайшее зло? Если бы могли чудные наши последнего времени мудрецы благополучно и благорассудительно испытать апостольские и евангельские Писания, то не согласились бы легко со всяким писанием людей необразованных и неизвестных, но, будучи озаряемы Божиею благодатью, умели бы различать, что есть ложь и что есть истина, и какое писание просвещает читающего оное светом евангельской истины, а какое, напротив, тьмою лжи отводит от нетленной жизни. Итак, научившись от могущих рассуждать и распознавать подобные вещи, пусть отстанут уже от такого своего неразумия и невежества и пусть говорят вместе с пророком Божиим: «поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи» (Пс.118, 85),— дабы и к ним относилось сказанное: «ссаша мед от» духовного «камене, и елей от тверда камене» (Втор. 32, 13), «камень бе Христос» (1Кор. 10, 4), от Которого да почерпают сладость неизреченной Его божественной добр и великую милость в нескончаемые веки. Аминь.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar