0001-FF-022.png (200×25)  


 
 
   ГЛАВНАЯ | | ВХОД ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС Гость | RSS   
MENU SITE
ИЩУ РАБОТУ
ПОЭТ И ПИСАТЕЛЬ
ВАШЕ МНЕНИЕ
Я ВИЖУ СЛЕДУЮЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ
Всего ответов: 1706
ПАТРИАРХИЯ
РУССКАЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ
ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ

119034, Москва, Чистый пер., 5
Телефон: (495) 637-43-18
E-mail: info1@patriarchia.ru
САЙТ: PATRIARCHIA.RU
СТАТИСТИКА
ОНЛАЙН: 14
ГОСТЬ: 14
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: 0

   
ГЛАВНАЯ » СТАТЬИ » ЭТО ИНТЕРЕСНО

Преосв. Иеремия Отшельник / Врачевство духовное, от мира собираемое, или Духовный Лечебник (1)
Первые тридцать врачебных наставлений для лечебника духовного 1. Вопрос. В каком состоянии по всему существу своему человек ныне находится? Ответ. В самом болезненном. Бывает, — говорит свт. Тихон в Задонской келье своей, — что человек впадает в руки разбойников и от них обнажается и сильно уязвляется. То же потерпел весь род человеческий по отступлении от Бога и преступлении святых заповедей Его: впал в руки диавольские, как разбойнические, обнажившие от него святые и боготканные одежды, и несказанно уязвил ся... Столь сильные язвы его были, что никто не мог и не может исцелить... Надобно было Самому Создателю прийти к Своему созданию, неисцельно от врага уязвленному, и Самому его исцелить никакою другою силою неисцелимого. И пришел, пришел в образе человеческом, к человеку уязвленному и полумертвому... Познаем язвы и раны свои и воздохнем ко Христу, да исцелит нас. 2. Вопрос. Как вообще можно и должно назвать болезнь человека по другому сравнению свт. Тихона Задонского? Ответ. Болезнь и многоразличные страдания от отравы ядом. Бывает, что человеку от злых людей подается яд, — размышляет свт. Тихон в Задонском уединении своем, — так от древнего змия, врага нашего — диавола — влиялся яд греховный и смертоносный в естество наше... Яд, имеющийся в человеке, все тело его заражает; так смертоносный оный яд заразил все наши силы душевные и телесные. Познаем и почувствуем лютую немощь нашу, в сердце кроющуюся, и обратимся ко Христу, Врачу душ и телес наших... Он Един может исцелять нас и исцеляет верою к Нему приходящих и воздыхающих... 3. Вопрос. В каких недугах и страданиях обнаруживает себя яд сокровенный в человеке? Ответ. То есть действие яда сего, что извнутрь уду, от сердца приходят помышления злые, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, татьбы, лихоимства, лесть, студодеяния, око лукаво, хула, гордыня, безумство (Мк. VII, 21-22). Отсюда идолослужение, чародеяния, вражды, рвения, завиды, ярости, разжжения, распри, соблазны, ереси, зависти, убийства, пьянства, безчинни кличи и подобная сим (Гал. V, 20-21). Отсюда высокоумие, презрение ближнего, осуждение, оклеветание, злословие, ругание, делом и словом отмщение, желание и искание собственной своей славы и чести; отсюда лесть, лукавство, хитрость, ложь, лицемерие, срамословие; отсюда излишнее о пище и питии и о трапезах попечение; отсюда столько вымыслов о переменах в одежде, в строении и украшении домов, в приготовлении карет и коней и прочей суеты.... 4. Вопрос. Для больных телом имеются лазареты (от Лазарь) или госпитали (Нозрев): есть ли для болящих душевными недугами места и учреждения для врачевания их? Ответ. Есть. Что госпиталь больным, то же Церковь святая христианам, духовно болящим. В госпитале имеется лекарь, который больных посещает, смотрит и врачует; в Церкви святой Врач есть Христос, Который христиан, духовно болящих, посещает и врачует. В госпитале врач запрещает больным все, что препятствует действию даваемых от него лекарств; в Церкви святой Христос повелевает христианам воздерживаться от всего, что препятствует душевному их исцелению и получению вечного спасения... В госпитале болящие объявляют врачу свои болезни; тако христианам должно объявлять свои болезни Христу — Небесному Врачу. В госпитале не всякая болезнь исцеляется, потому что бывают неисцельные болезни; в Церкви святой не так. Нет такой душевной болезни, которой бы Христос не хотел и не мог исцелить, только бы сам больной хотел того — и усердно желал и искал от Христа, ибо все возможно Тому, Которого слову и манию все повинуется и Которого хотение и слово есть дело... 5. Вопрос. Из чего можно видеть, что душа начинает выздоравливать? Ответ. Знаком телесного начинающего выздоровления служит уменьшение в теле вредных соков; а что душа начала исцеляться, это видно из того, если страсти душевредные начнут усмиряться и утихать: когда менее будут обнаруживаться и действовать гордость, самолюбие, ненависть, зависть, гнев, ярость, славолюбие, похоть плотская; ибо что вредные соки в теле, — то же греховные страсти в душе. Вредные соки мучат тело и умерщвляют, и страсти мучат душу и к вечной смерти ведут. 6. Вопрос. Всегда ли вскорости можно получить исцеление душевное? Ответ. Не всегда. Бывает, что немощный от многих врачей ищет исцеления, но не получает, как читаем в Евангелии о жене кровоточивой. Так христианин, видя свою немощь душевную, то оттуда, то отсюда ищет помощи себе, но не получает; многие книги с немалым трудом перечитывает, но от них исцелиться не может... Без сомнения, полезно и нужно прочитывать книги христианские и в них поучаться: они просвещают разум, подвизают к молитве, возбуждают к покаянию; но все они на Христа указуют, ко Христу нас препровождают. Он Един, яко свет присносущный, слепых просвещает; яко врач, болящих исцеляет; яко живот, мертвых воскрешает; яко Всесильный, расслабленных восставляет. Слава Ему со Отцем и Духом. Аминь. (Из творений свт. Тихона). 7. Малая леность подвергает нас великим опасностям. Поясняя сие, авва Дорофей говорит: пошел я недавно к одному брату и, найдя его изнемогшим от болезни, беседовал с ним и узнал, что он только семь дней пробыл в горячке, и вот прошли другие сорок дней, а он еще не находит в себе крепости... Так бывает и с душою: иной согрешает немного, а сколько времени проводит он потом, проливая кровь свою, пока исправит себя. 8. Вопрос. Слово Божие взимает ли духовное врачевство от вещественного мира? Ответ. Часто, и в Ветхом и Новом Завете. Так Господь Иисус Христос, желая исцелить нас от суетной многопопечительности житейской, цельбоносное слово берет от примера птиц и цветов. «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Мф. VI, 26). Так врачует Господь тех, кои душою своею пекутся излишне о пище и питии. Также врачует Он недуг излишней заботливости об одеянии: «И об одежде что заботитесь? — глаголет. —Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;. но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.. Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники» (Мф. VI, 28-29, 31-32). 9. Вопрос. Какою видимостью в мире Господь врачует самонадеянность духовную, т.е. надежду преуспеть в жизни духовной собственными силами? Ответ. Сею. «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть?» (Мф. VI, 27). Размыслим, что нам должно посему делать при нашем старании? Молиться, молиться и молиться. 10. Вопрос. Иоанн Креститель откуда берет лекарство против бесстрастия и беспечности? Ответ. Из сада и с гумна. «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.» (Лк. III, 9). Это из сада. «Лопата Его (Христа) в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым» (Лк. III, 17) Это рецепт с гумна! Воспользуемся им, бесстрашные и беспечные. 11. Вопрос. Ныне читалось из Евангелия: «У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел» (Мф. XXI, 28-30). От какого душевного недуга содержится здесь врачевство? Ответ. От отчаяния и уныния в примере первом и от самонадеянности во втором. Грешник! Ты можешь исправиться и вступить на путь добродетели, подобно первому оному сыну: не унывай. Творящий правду! Не возносись: ты можешь совратиться с пути правды, если вознерадишь. 12. Вопрос. Какое врачевство от рассеянности во время молитвы? Ответ. Св. Иоанн Лествичник написал, как тот, кто земному царю предстоит и, отвратив лице свое от него, с врагами его разговаривает, бывает ему ненавистен, так и Богу несносен тот молитвенник, который при молитве своей нечистыми помыслами занимается. Памятуй сие, богомольче! 13. Вопрос. Где бы мне обрести лекарство от нетерпеливости? Ответ. В поле, на ниве земледельца укажет тебе оное св. Макарий Египетский: неоднократно приводили мы, — говорит он, — притчу о земледельце, который, потрудясь и вложив семена в землю, должен еще потерпеть и ждать свыше дождя. А если не явится облако и не подуют ветры, труд земледельца не принесет ему никакой пользы, и семя будет лежать без всего. Примени это к духовному. Если ограничится собственным своим деланием и не будет надеяться приять нечто иное, и не повеют на душу ветры Духа Святаго, не явится небесное облако и не оросит душу, то человек не может принести достойных плодов Господу. Да молимся убо о наитии благодати Духа. 14. Вопрос. Где бы и какое лекарство обрести в мире видимом от лености духовной? Ответ. Это нетрудно. Воззри — говорит свт. Димитрий Ростовский, — на солнце, воззри на луну, воззри на стихии небесные: они непрестанно текут, никогда не опочивают. Ты же почто ленишься? Почто опочиваешь? Иди ко мравию, о лениве, поревнуй видев пути его, и буди оного мудрейший: он бо, не сущу ему земледельцу, ниже нудящаго его имущий, ниже под владыкою сый, готовит в жатву пищу, и многое в лето творит уготованье. Или иди ко пчеле, и увеждь, коль (мудра и тщательна) делательница есть... мир сей устроен не на покой и опочиванье, но на труд и подвиг. 15. Вопрос. Недугую, отче, бесчувствием: дай мне рецепт от этого страшного, все силы души связующего недуга. Ответ. Вот тебе древний, отменный, испытанный рецепт от нечувствия — этого убийственного недуга, об избавлении от которого св. Златоуст и сам молился и научал молиться ежедневно в четвертом часу пополудни. «Господи! Избави мя от всякого неведения и забвения, и малодушия, и окамененного нечувствия». Вот, говорю, рецепт от нечувствия: при бесчувствии души, брат, полезно частое чтение Божественного Писания и умилительных слов Богоносных отцов, памятование о Страшном суде Божием, об исходе души из тела и о имеющих ее встретить страшных силах, с участием которых она делала зло в сей маловременной и бедственной жизни. Второй рецепт от того же: также полезно воспоминать о том, что мы должны будем предстать пред страшным и праведным судилищем Христовым, и не только в делах, но и в словах и помышлениях дать ответ пред Богом, пред всеми Ангелами Его и вообще пред всем созданием. Третий рецепт: хорошо также (при нечувствии) воспоминать и великие скорби человеческие, дабы хотя таким образом смягчилась жестокая и бесчувственная душа и пришла в сознание своего худого состояния (авва Дорофей). 16. Вопрос. У больного моего новый открылся недуг — охладение в любви, и он просит врачебного пособия: что ему посоветовать? Ответ. Внуши ему сие: в братолюбии изнемогаешь ты оттого, что принимаешь помыслы подозрения на ближнего и веришь своему сердцу; это случается с тобою и потому, что ты не хочешь ничего потерпеть против твоей воли. Итак, прежде всего должен ты, с помощью Божиею, отнюдь не веровать своим мнениям. Исцели, Господи, душу нашу от всякого недуга, да будет способна к служению Твоему и здесь, и там (авва Дорофей). 17. Вопрос. Больной мой спрашивает лекарствица от раздражительности: что ему предпринять? Ответ. Преподай ему сие. Если кто-нибудь из братии тебе досадит или как-нибудь опечалит тебя, то ты, по словам отцов, помолись о нем, как бы оказавшем тебе великую пользу, и о враче властолюбия твоего. Через сие раздражительность твоя будет уменьшаться, ибо, по словам святых отцов, любовь есть узда раздражительности (авва Дорофей). 18. Вопрос. Больной мой скорбит, что ему недодано чего-то в утешение его от брата, ему прислуживающего: что ему сказать? Ответ. С тихостью скажи ему сие отеческое слово. Во имя Иисуса Христа, брат мой, не будем ничего иметь против ближнего, ибо мы должны препобеждать и покрывать все любовью... А касательно потребности телесной скажу, что если кто достоин утешения, то и сарацинское сердце Бог вразумит оказать ему милость, по его нужде; если же он не достоин или ему не полезно, при обучении его быть утешенным, то хотя бы он сотворил новое небо и новую землю, не найдет покоя. Благодать с тобою. 19. Вопрос. Больного моего угнетает некий помысл, впрочем, по-видимому, добрый: он просит моего совета, что ему отвечать? Ответ. Прежде всего надобно ему сказать, что мы не знаем путей Промысла Божия, и потому должны предоставлять Ему все, касающееся до нас всегда, а наипаче теперь... Веруя, что это истинно, оставь всякий собственный помысл, хотя бы он был и разумный, и имей надежду на Бога, которая может сделать несравненно более того, чего мы просим или о чем помышляем... Научи его молиться так: Господи! Как ты хочешь и как Ты знаешь, устрой это дело... Ибо Промысл Божий многое делает сверх нашего соображения и надежды. 20. Вопрос. Мой больной, хотя и чувствует себя больным, отлагает леченье. Как его вразумить? Ответ. Между прочим, растолкуй ему сию повесть. Один старец прохаживался с учениками своими на некотором месте, где были различные кипарисы: большие и малые. Старец сказал одному из учеников своих: «Выдерни этот кипарис». Кипарис тот был мал, и брат тотчас одною рукою вырвал его; потом старец показал ему на другой, гораздо больший первого, и сказал: «Вырви этот». Брат раскачал обеими руками и с великим трудом вырвал его... Потом показал старец другой, еще больший; но брат, хотя и много трудился и потел над ним, не мог, однако, вырвать его. Тогда старец велел другому брату встать и помочь; и в поучение о неотлагательном исправлении сердца сказал: вот так и страсти, братия, пока они малы, то если мы пожелаем, легко можем исторгнуть их. Если же вознерадим о них, то они укрепляются до того, что даже и с трудом мы не можем одни исторгнуть их из себя, ежели не получим помощи от некоторых святых, помогающих нам по Боге, Которому во веки поклоняемся, очистясь, исцелясь и освятясь благодатию Духа Святаго. 21. Вопрос. Одному брату потребно лечение от похотливости: что преподать ему? Ответ. Преподай ему сии многознаменательные слова свт. Димитрия Ростовского: рождается человек плотски от жены в живот, и паки бессловесно соединяясь с нею, обумирает от Бога душою. Как соль от воды рождается и, опять воде прикасаясь, растопляется и исчезает: то же и по отношению к жене... Наилучшее мирское по плоти житие не сравняется с чистым ангельским житием... Прилепление к твари смерть есть; к Творцу же твари — живот и радость присносущая. К размышлению о сем да приложится пост и молитва, и болящий твой оздравеет. 22. Вопрос. Один брат, беседуя со мною, высказал мне свое опасение, как бы ему не заболеть какою-либо злою привычкою, по обстоятельствам, его окружающим? Что ему сказать в предостережение? Ответ. Пусть выучит и всегда памятует сие слово премудрого: «Прежде неже возглаголеши, увеждь, и прежде недуга врачуйся» (Сир. XVIII, 19), а в пояснение прочти ему из аввы Дорофея следующее: потщимся хранить совесть нашу... Не будем попирать ее отнюдь ни в чем, хотя бы то было малое... От пренебрежения малого и в сущности ничтожного мы переходим к пренебрежению великого. Ибо если кто начнет говорить: что за важность, если я скажу это слово? Что за важность, если я съем эту безделицу? Что за важность, если я посмотрю на ту или на эту вещь? От этого впадает он в худой навык, и начинает пренебрегать великим и важным и попирать свою совесть, а таким образом приходит в опасность впасть в нечувствие, которое есть болезнь смертоносная для всего существа. Да сохранит нас Господь от него. . 23. Вопрос. При врачевании телесных болезней лучшие лекарства суть те, кои, как говорится врачами, радикально действуют; при врачевании душевных недугов какое лечение можно назвать радикальным, корень самый или основу деятельности нашей обновляющим? Ответ. Если, — говорит авва Дорофей, — мы хотим совершенно измениться и освободиться от мира, то научимся отсекать хотения наши и таким образом мало-помалу, с помощью Божиею, достигнем бесстрастия... Можно в короткое время отсечь десять хотений своих — вот как это: положим, что кто-нибудь, пройдя небольшое расстояние, увидел что-либо, и помысл говорит ему: посмотри туда... а он отвечает помыслу: не хочу смотреть, и отсекает хотение свое, и не смотрит. Или находит празднословящих между собою, и помысл говорит ему: скажи и ты такое-то слово; а он отсекает хотение свое и не говорит. Или говорит ему: пойди, спроси повара, что он варит, а он не идет и отсекает хотение свое и пр. И отсекая таким образом свою волю, он приходит в навык отсекать ее и, начиная с малого, достигает того, что и в великом отсекает ее без труда и спокойно; и что бы не случилось, он бывает спокоен, как будто исполнилось его собственное желание... и от беспристрастия приходит в бесстрастие... Вот как коренно и существенно действует отсечение воли своей... 24. Вопрос. Больной мой впадает в забывчивость о загробной будущности и беспечно рассеивается: как вывести его из этой гибельной забывчивости? Ответ. И в душевных болезнях то же бывает, что ив телесных. Как сии иногда проходят от одного стакана сырой воды, так и те прекращаются" иногда от одного простого слова. Что может быть обыкновеннее слов, слышанных и в домах, и на улицах, и в поле: и мы туда пойдем? Свт. Тихон Задонский этим простым словом прогоняет забвение о смерти и вселяет спасительную памяти смертную. Бывает, — размышляет свт. Тихон в своей Задонской келье, — что когда люди в какое место или град, или на какое-либо дело пойдут, другие домашним или соседям говорят, так: «Ваши-де туда-то пошли или на такое-то дело». Те отвечают им: «И мы туда пойдем». Христиане! И нам сие слово — «и мы туда пойдем» — в рассуждении отшествия нашего от мира приличествует. Братия и предки наши отошли от мира сего и на оный век пошли: и мы туда пойдем. Оставили они мир —-оставим и мы; оставили они утехи и сокровища свои — оставим и мы; оставили они сродников и друзей своих, домы — оставим и мы... Наги они отошли от мира сего — наги отыдем и мы... Покаемся убо и заранее приготовим себя к часу смертному... 25. Вопрос. Болящий мой, долго не видя своего выздоровления, малодушествует: что ему сказать во вразумление? Ответ. Прочитай ему сие место из двадцатой беседы св. Макария Египетского: человек так уязвлен, что никому не можно исцелить его, кроме Единого Господа... Приходил Моисей, но не мог подать совершенного исцеления. Были священники, дары, субботствования, новомесячия, омовения, жертвы, ВСесожжения и всякая прочая правда совершалась по закону, а душа не могла исцелиться и очиститься от нечистого течения злых помыслов пока не пришел Спаситель, истинный Врач, туне врачующий и Себя дающий в искупительную цену за род человеческий... Но почему же мы еще не уврачевались от тайных страстей?.. За неверствие наше, за разномыслие наше, за то., что не любим Его от всего сердца и не веруем в него истинно, мы не получили еще духовного исцеления... О Господи! Исцели ны, и исцелеем... 26. Вот спасительный рецепт, преподанный некоему юноше Самою Материю Господа в Гефсимании. Простосердечный Досифей, ученик преподобного Дорофея, достигнув св. града Иерусалима, пришел и в Гефсиманию, где было изображение Страшного суда. Когда юноша, остановись пред сим изображением, смотрел на него со вниманием, он увидел Честную Жену, облеченную в багряницу, которая стояла подле него и объясняла ему муку каждого из осужденных и делала при том некоторые наставления от Себя. Юноша, слыша сие, изумился... и воскликнул: «Госпожа! Что должно делать, чтобы избавиться от сих мук?». Она отвечала ему: «Постись, не ешь мяса и молись часто». Давши ему сии три заповеди, Багряноносная Жена стала невидима. То была Святая Мария Богородица. Нет иного лучшего рецепта для уврачевания многолетних страстей наших, как сей: постись и молись. Его преподал и Сам Господь Иисус Христос: «Сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом» (Мк. IX, 29). 27. Вопрос. Некто из братии просит врачебного пособия на случай уныния: что ему сказать? Ответ. Если дух уныния будет тревожить тебя, возлюбленный, — скажи ему так, от имени великого духовного врача, св. Ефрема Сирина, — ты не упадай, но помолись Господу и даст тебе долготерпение; и по молитве сядь и собери свои помыслы, и утешай душу свою, подобно говорившему: «Векую прискорбна еси, душе моя? И векую смущавши мя? Уповай на Бога...» (Пс. ХЫ, 6). И скажи: почему нерадишь, душа моя? Не всегда должно нам жить в этом мире. Представь в мысли живших прежде тебя в монастыре, в котором ты теперь живешь, и вспомни, что как они прешли из сего века, так и нам, когда угодно будет сие Богу, должно переселиться... Уныние есть тот злой недуг, от которого избавления не в четыредесятницу токмо молимся, но ежедневно в вечерней молитве взывая: уныние бесовское далече от мене отжени, Господи! 28. Предохранительное от опаснейшего заболения средство: св. Ефрем Сирин, ведая козни врага и поползновенность нашу, написал таковой для инока предохранительный рецепт: вредно монаху разделять общество с женщиною, а к девственнице и вовсе не приближайся, если только есть в тебе мысль о плотском... Бегай встречи с ними, как серна бежит от тенет. 29. Вопрос. Добрый мой брат, поблагодарив меня за предохранительное вышесказанное средство от плотских нечистот, просит предохранительного способа для сохранения себя в блюдомой им чистоте: что прикажешь преподать ему? Ответ. Скажи ему именем и словом св. Ефрема Сирина: охраняй, брат, непорочность тела твоего..., а к преспеянию в добродетелях и в божественной невинности имеешь следующие три пособия: воздержание чрева и языка и обуздание ока. И если сохранишь первые, но глаза не сохранишь от скитания, то не приобретешь прочной невинности. Как разломанный водопровод не удержит в себе воды, так рассеянное око не удержит целомудренного ума... Вот почему некто положил завет очима своима, чтоб не взирать на красоту девичью... 30. Достоподражаемый пример для всякого больного: брат занемог однажды и, принуждая себя, работал; наедине же, в келье своей, умолял с плачем Господа даровать ему здравие. Потом опять говорил сам себе: «Горе мне, нерадивому! Душа моя ежечасно больна и нет мне заботы о ней, а когда тело мое немного расстроено, со слезами прошу у Господа исцеления... О Господи Иисусе Христе! Исцели у меня душу и тело, чтоб не быть мне в тягость братии». Оглавление Вторые тридцать врачебных наставлений для лечебника духовного 1. Вопрос. Врач умный и благосовестный, приступая к лечению какого-либо недуга телесного, прежде всего старается узнать причину, корень, начало его. И все наши страсти — эти многовидные и многоразличные болезни души — имеют одну источную причину и корень: что это такое в нас? Ответ. Грех. Если бы греха не было, не было бы ни болезней, ни скорбей, ни смерти в мире. Посему-то свт. Тихон так говорит о грехе. О грех — неизреченное зло, яко тем Бесконечный и Преблагий Бог оскорбляется! Бесстыдная измена — грех, которою Богу Бессмертному и Праведному изменяем! Язва неисцельная — грех, который совесть нашу уязвляет, мучит и снедает. Проказа душевная — грех, которого никто, кроме Единородного Сына Божия, исцелить не может. Грех — всех зол злейшее зло! — ...воистину грех есть злейший паче демона, как говорит св. Златоуст. Ибо и демона грех сделал демоном... воистину лучше нагому ходить, нежели обремененному грехами. О коль великое, ужасное и неисцельное зло любишь ты, грехолюбивая душа... 2. Вопрос. Как в теле человеческом каждый член болит свойственною ему болезнью: голова, например, своею; желудок — своею и т.д.; так и в душе всякой силе и способности свойственна своя болезнь: уму — та, воле — другая. Как называется недуг, коим одержима воля человека-грешника? Ответ. Пристрастие, или привычка ко греху, сходящая от замедления во грехе. Она так бывает сильна, что как вторая природа влечет человека к тому, к чему пристрастится. Велики, — гофрит св. Златоуст, — велики есть обычаи мучительства, и толико, что в нужду естества устрояется... Пристрастие глубоко в сердце вкореняется. С крайним трудом излечиваются застарелые болезни в теле: жестокая брань требуется для преодоления привычки, — говорит блаженный Августин, — с злыми привычками можно отойти и в оный век. Вот бедствие несказанное!.. Помилуй, Господи. 3. Вопрос. Как вообще свт. Тихон изображает болезненное состояние воли нашей? Ответ. Что лодка или судно на реке, — любомудрствует бл. Тихон, — то человек в житии: видим, что лодка сама собою вниз по реке плывет, а вверх реки когда надобно ей плыть, надобны гребцы или парус с способным ветром. Также и человек. По плоти, по прихотям и страстям и по злой воле своей сам собою легко живет, как судно вниз реки само собою плывет... Но против злой воли своей жить, покоряя ее воле Божией, и против страстей и прихотей стоять и подвизаться и по-христиански, благочестно жить нам самим так неудобно и невозможно, как судну без гребцов и парусов против быстрины речной плыть... На всякое убо время, час и минуту требуем Божией благодати. 4. Вопрос. Болезненное состояние ума в чем обнаруживается? Ответ. Вся тварь, — говорит свт. Тихон, — небо, солнце, луна, звезды, земля и исполнение ее, как устами, поведают славу Божию, но грешник, ослепленный величеством славы Его, не чувствует и не трепещет. Град и палата — архитекторе своего, художество — мастера своего, дом — хозяина своего показывают и в познание всякого приводит... Мир сей видимый, как град прекрасный,; не руками, но словом Божиим сотворенный, и яка художество премудрое и дом пребогатый, в котором все живем, Бога, яко архитектора, строителя, Промыслителя и Владыку своего, как перстом показует и, яко чудное, премудрое, предоброе создание чудного, Благого, Премудрого и Всесильного Создателя доказывает, но грешник не познает. Не явно ли из сего болезненное состояние ума? Сын отца, от которого рожден и воспитан, раб господина, которому принадлежит; но грешник Бога, Господа и Отца своего, от Которого создан, от Которого сохраняется, питается, одевается, не познает. Даже пес господина своего, вол стяжавшего его знает, но человек, разумом одаренный, Создателя, благодетеля и хранителя своего не познает!.. Так болезнует ум человека! Болезнь его состоит или в слепоте и в неспособности видеть и разуметь, или в несчастной способности видеть и разуметь неистинно, лживо, превратно и с познаваемым предметом вовсе несообразно. 5. Вопрос. Брат мой, недугуя некоторою злою привычкою и желая освободиться от нее, просит пособия: что ему отвечать? Ответ. Твердо против нее должен он стоять, как против домашнего врага, не поддаваться влечению ее, призывать ВСемогущую Сына Божия помощь. Ибо страсть подобна псу. Как пес бежит за нами гонит нас, когда от него убегаем, а когда против него стоим и гоним его, бежит от нас, так и страсть гонит того, кто ей поддается и слушает ее; отступает от того, кто противится ей. Решимость, тщание и труд, с помощью Божиею, все могут одолеть; и хотя подвижник много претерпит от борьбы с нею, но, наконец, она уступит ему. В церковной истории читаем, что многие разбойники, блудники, блудницы и прочие грешники, к Богу обратившиеся, хотя и много претерпели от злых привычек своих, но, наконец, с помощью Божиею, победили их. Иисус Христос вчера и днесь Той же и во веки помощник и Спаситель есть обращающимся, труждающимся, подвизающимся и призывающим Его... подвизаясь против злой страсти, да памятует о вездеприсутствии Божием и о последних! 6. Вопрос. Брат, почувствовав болезненное состояние ума своего, просит совета, что ему делать? Ответ. 1) Да внимает светильнику Божия слова... Ибо слово Божие, яко духовное светило, прогоняет тьму и озаряет душевные очи, открывает суету и прелесть мира, обличает самолюбие и грехи наши. 2) Да поступает не так, как хочет похотливое сердце, но как велит слово Божие, хотя то слепому разуму и противно и сердцу неприятно, подражая всякому разумному больному, который, желая исцелиться, приемлет лекарство горькое и неприятное. 3) Противное противным прогоняется, как то: холод — теплотою, горечь — сладостью, тьма - светом и пр. Итак, если хотим слепоту от умных очей наших отрясти, должны внимать учению и примеру жития Христова. Христос со святым учением и житием Своим есть Путь: должав убо нам Его держаться, да не заблудим; есть Истина: должно убо нам вверить себя Ему, да прельстимся; есть Живот: должно убо нам прилепиться к Нему, да с Ним и в Нем, и чрез Него оживем и во веки живы будем (свт. Тихон Задонский); Внуши брату сие, и спасайся. 7. Вопрос. Некто спрашивает меня, какая самая, злая болезнь духа. Что ему отвечать? Ответ. Скажи ему именем и словом преподобного Дорофея, что самая ужасная болезнь для инока есть гордость. И гордости две. Первая гордость есть та, когда кто укоряет брата, когда осуждает и бесчестит его, как ничего не значащего; таковой, если не опомнится вскоре и не постарается исправиться, то мало-помалу приходит и во вторую гордость, так что возгордится и против Самого Бога и подвиги и добродетели свои приписывает себе, а не Богу. Авва Дорофей лично знал такого больного. Знаю я, — говорит он, — одного, пришедшего некогда в сие жалкое состояние. Сначала, если кто из братии говорил ему что-либо, он уничижал каждого и возражал: что значит такой-то? Нет никого достойного, кроме Зосимы и еще такого-то. Потом начал и сих охуждать и говорить: нет никого достойного, кроме Макария. Спустя немного, начал говорить: что такое Макарий? Нет никого достойного, кроме Василия и Григория. Но скоро начал охуждать и сих, говоря: что такое Василий? И что такое Григорий? Нет никого достойного, кроме Петра и Павла. Я говорил ему: поистине, брат, ты скоро и их станешь уничижать. И точно, через несколько времени он начал говорить: что такое Петр? И что такое Павел? Никто ничего не значит, кроме Святой Троицы. Наконец, возгордился он и против Самого Бога, и лишился ума. Вот какая болезнь — гордость! Ею заразил человека диавол, равно как и прочими многими болезнями. 8. Вопрос. Тот же брат спросил меня, чем предотвратить эту ужасную болезнь духа — гордость. Научи нас — чем? Ответ. Смиренномудрием. Прежде всего нужно нам смиренномудрие, — сказано во втором поучении аввы Дорофея, — чтобы быть готовым на каждое слово, которое слышишь, сказать — прости. Ибо смиренномудрием сокрушаются все стрелы врага и супротивника... Вот видите, как велика сила смиренномудрия и какое действие имеет слово «прости...» Если бы человек с (самого) начала смирился, то не пал бы; и по падении Бог дал ему возможность быть помилованным и, вопрошая его: «Зачем ты преступил заповедь?» — располагал его, собственно, к тому, чтобы он сказал: «Прости». Но нет смирения! И где слово «прости»?.. Потом Бог приходит к жене и говорит ей: «Почему и ты не сохранила заповеди?». Как бы, собственно, внушал ей: скажи, по крайней мере, ты: «прости», но опять не слышит слова «прости». А если бы услышалось: «прости» от согрешивших Адама и Евы от того, кто прежде их согрешил: то не было бы ада, ни греха, ни смерти, ни болезней, ниже иного бедствия, ни искушения, ни искусителя. 9. Вопрос. Болящие телом, по степени и силе болезней, в различных бывают состояниях. В одних болезнь живет, другим приключается; одни стараются освободиться от недуга, другие беспечно носят его и пр. Не то же ли и в болезнях душевных? Ответ. Да, то же. И вот тебе изъяснение сего от аввы Дорофея: есть, — так говорит авва в поучении десятом, — три состояния души... Человек или действует по страсти, или сопротивляется ей, или искореняет ее. Но эти три состояния имеют великую обширность... Возьмем, например, раздражительность, — эту весьма вкрадчивую болезнь. Иной, когда услышит одно слово, смущается или отвечает пять слов или десять на одно слово или враждует и огорчается, и после помнит зло и жалеет, что он не сказал более того, что сказал... Вот одно состояние. Это значит, что зло обратилось в навык... и оно непременно подлежит муке... и преодолеть его не можно, если не будет помощи от некоторых святых. Вопрос. Другое состояние душевно болящего какое? Ответ. Другой, когда услышит слово, хотя и смущается и также отвечает пять слов или и десять на одно... и скорбит, и помнит зло; но по истечении нескольких дней изменяется; иной — через неделю, а иной — через день или час. Все сии люди, пока исполняют страсть, подлежат аду. Вопрос. Что авва Дорофей говорит о сопротивляющихся страсти? Ответ. Иной, когда услышит слово, печалится, но не о том, что его оскорбили, а о том, что он не перенес оскорбления; таковой находится в состоянии подвизающихся... Иной подвизается и трудится; но, наконец, побеждается понуждением; иной старается не сказать отнюдь ничего обидного, но скорбит о том, что его оскорбляют; однако осуждает себя за то, что скорбит, и раскаивается в Сем. Иной не огорчается оскорблением, но и не радуется... Другой не только радуется, когда его оскорбляют, и почитает виновным себя самого, но и сожалеет о смущении оскорбившего его... Видите ли, сколь обширны состояния души! Каждый пусть рассматривает, в каком из них он находится. По сему примеру рассуждай о разных степенях и состояниях каждой душевной болезни, т.е. страсти. 10. Вопрос. Телесные болезни оканчиваются смертью, а душевные, т.е. злые навыки и страсти, не остаются ли в душе и по исходе ее из тела? Ответ. Да, остаются и там мучают душу злее, нежели здесь. Вот что говорит о сем предмете преп. Дорофей: находясь в теле сем, душа получает облегчение от страстей своих и некоторое утешение: человек ест, пьет, спит, беседует, ходит с любезными друзьями своими. Когда же выйдет из тела, она остается одна со страстями своими и потому всегда мучится ими; занятая ими, она опаляется их мятежом и терзается ими, так что она не может вспомнить Бога, ибо самое памятование о Боге утешает душу: «Помянух Бога и возвеселих» - взывает Псалмопевец, но и сего не позволяют ей страсти. Это, т.е. что страсти — эти болезни душевные — злее будут мучить по смерти, св. отец объясняет примером. Вопрос. Каким? Ответ. Следующим: пусть кто-либо затворится в темную келью, и пусть он, хотя только три дня не ест, не пьет, не спит, ни с кем не беседует, не поет псалмов, не молится, и отнюдь не вспоминает о Боге, и тогда он узнает, что будут в нем делать страсти, однако он еще в теле находится; но сколько еще более, по выходе души из тела, когда она предастся страстям и останется одна с ними, потерпит тогда она, несчастная? Ту же страшную истину поясняет он и другим примером, взятым из медицинской науки. Вопрос. Каким, сообщи? Ответ. Если кто-нибудь имеет тело желчное и худосочное, то не самое ли худосочие воспаляет его, всегда беспокоит и делает жизнь его прискорбною? Так и страстная душа всегда мучится своим злым навыком, имея всегда горькое воспоминание и томительное впечатление от страстей, которые беспрестанно жгут и опаляют ее. Вопрос. А по смерти все будет у нас в памяти здешнее? Ответ. Да, души помнят все, что было здесь, как говорят отцы: и слова, и дела, и помышления — и ничего не могут тогда забыть из сего. А сказанное в псалме: «В той день погибнут вся помышления его» (Пс. СХLV, 4), — говорится о помышлениях века сего, т.е. о строении, имуществе и пр. А что душа сделала относительно страсти или добродетели, все то помнит и ничто из сего для нее не погибает... некогда говорили мы о сем со старцем великим, и он сказал, что душа по выходе из тела помнит грехи и удерживает страсти; помнит самый вид греха, и самое место, и то самое лицо» с которым согрешала... Вопрос. Какое наставление из сего преподает отец? Ответ. Старайтесь возделывать добрые помышления, чтобы найти их там... Позаботимся о том, чтобы нам здесь избавиться от недугов душевных, чтобы не перейти с ними туда. 11. Вопрос. Что должно думать о тех, которые, не исцелев душою, желают смерти? Ответ. Кто предается страстям и молится Богу, чтобы скорее умереть, тот подобен человеку, который просит плотника скорее подрубить одр больного, сказал один отец. Другого отца спросил некто болящий: отчего душа моя желает смерти? И отец отвечал: оттого, что ты избегаешь скорби и не знаешь, что грядущая скорбь гораздо тягче здешней. 12. Вопрос. Видим, что иногда одно дуновение ветра или малое нечто, принятое внутрь, бывает причиною смертоносной болезни: не то же ли бывает и с душою? Ответ. Да, один помысл может удалить человека от Бога, как скоро человек примет его, и подчинится ему... Орел, если весь будет вне сети, но спутается в ней одним когтем, то через эту малость низлагается вся сила его, и ловец может его схватить, как только захочет. Так и душа: если только один страстный помысл обратить себе в навык, то враг, когда ни вздумает, низлагает ее, потому что она находится в руках его по причине отрасти. 13. Обрел я в древней книжице аптеку духовную! сообщаю оную тебе! Человек некий вопросил: есть ли таковое зелие, которое врачевало бы болезни душевные? Врач ответил: есть, приди и возьми корень послушания и правды, листвие упования и терпения, цвет красоты или чистоты душевной и телесной, плод добрых дел и изотри в сосуде сокрушения сердечного, просей в решете рассуждения, пролей воды слез молитвенных, и раствори горестью покаяния, потом воспламени себя божественною молитвою, вложи в горнило ничтожества или смирения, и, осолив себя солью братолюбия, отверзай щедрую руку к милостыне, юже да творити втайне. Когда все это уготовится через огонь веры и благодати, употребляй в свою пользу, тогда будешь совершенно здоров. Если где, то во всякой иноческой обители и во всякой келье послушника и монаха аптека сия долженствует быть открыта. 14. Вот простой рецепт св. Ефрема Сирина от восьми болезней. Восемь помыслов, которыми производится все худое и от которых внутренний наш человек глубоко и смертельно заболевает, это суть: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, безвременная печаль, уныние, тщеславие, гордость. Они-то ведут брань со всяким человеком. И ты, чадо, если хочешь препобедить чревоугодие, возлюби воздержание, имей страх Божий — и победишь. Если хочешь препобедить блуд, возлюби бдение и жажду, помышляй всегда о смерти и никогда не имей бесед с женщиною - и победишь. Если хочешь препобедить сребролюбие - возлюби нестяжательность и нерасточительность. Если хочешь препобедить гнев, приобрети кротость и великодушие и содержи в мысли, сколько зла делали иудеи Господу нашему Иисусу Христу, и однако же Он не гневался на них и аже молился о них. Если хочешь преодолеть безвременную печаль, никогда не печалься о временном; но если язвят тебя словом или беспокоят, или бесчестят, не печалься, а напротив, радуйся. Тогда только печалься, когда согрешишь; но и в сем соблюдай меру, чтобы не впасть в отчаяние и не погибнуть. Если хочешь препобедить уныние, займись хотя ненадолго каким-нибудь рукоделием или читай, или часто молись. Если хочешь препобедить тщеславие, не люби похвал, ни почестей, ни хороших одежд, ни первоседания, ни предпочтения, а напротив, люби, чтоб порицали и бесчестили, взводя на тебя ложь; и укоряй сам себя, что ты грешнее всякого человека. Если хочешь препобедить гордость: что ни делаешь, не говори, что сие делается твоими силами; но постишься ли, проводишь ли время в бдении, спишь ли на голой земле или кладешь много земных поклонов, говори, что при помощи Божией и при Божием покровительстве делается сие, а не моею силою... Не может быть проще и доступнее сего Ефремова рецепта от восьми болезней. А чтобы он был сильнее и действительнее, приложишь Ефремову же молитву: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныние, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему». 15. Здравое и доброе древо видим по добрым плодам его, равно здравое и благоустроенное состояние духа познается по добрым делам; их отцы именуют в следующем порядке: 1) правда — от смерти избавляет; 2) чистота — к Богу приводит; 3) любовь — где она, там Бог пребывает; 4) труды - телу честь, а душе польза; 5) послушание — дело святое и скорый путь ко спасению; 6) смирение - со благодарением, его и сам сатана трепещет; 7) воздержание; 8) рассуждение; 9) неосуждение — всех добродетелей выше; 10) покаяние — радость Богу и Ангелам; 11) молитва с постом — с Богом соединение; 12) милость — дело Самого Бога. Исцели, Господи, душу мою, да тако теку и действую аз. 16. Видим в садах и на нивах, что добрые плоды и полезные произрастания подвергаются болезненности, причиняемой червием, влагою и иными влияниями. То же и в духовной деятельности: не токмо Божие око, но и человеческое усматривает в добродетелях христианских и иноческих недостатки, слабость, болезненность некую и примесь нечистоты. Во всяком добром деле, как св. Ефрем говорит, ненавистник добра — демон — противопоставил подобное ему худое дело: милостыне подлежит корысть; подвижничеству — самомнение; бдению - обвинение в сонливости; молитве — леность и рассеянность; нестяжательности — скупость; любви - лесть; странноприимству — холодность или чревоугодие, т. е. как недобросовестные златоделатель и виноделатель для своей корысти примешивают тот - к злату медь или иной какой низкий металл, сей — к виноградному соку воду: так и в деятельности духовной бывает, по действию сатаны или собственного сердца, нечто подобное сему корчемству. Вопрос. Преп. Иоанн Лествичник не говорит ли о том, чем и как заражаются и болят добрые дела инока? Ответ. Говорит в двадцать второй степени своей «Лествицы». Весною плоды и растения точит и подтачивает многообразный червь; а во время подвижничества духовного растлевает, сквернит и заражает добродетели инока многообразное тщеславие. Как солнце светит всем равно, так тщеславие радуется о всяких добродетелях. Когда, например, я храню пост, в то время тщеславлюсь; когда же для утаивания от людей поста своего, разрешаю на брашно, то паки о благоразумии своем тщеславлюсь. Облекшись в светлую одежду, побеждаем бываю от любочестия; в худую переодевшись, паки тщеславлюсь. Говорить ли стану? Тщеславием обладаюсь. Молчать ли захочу? Паки оному предаюсь. Куда сие терние ни поверни, все станет оно спицами своими кверху. Вопрос. Как и чем лечить недуг тщеславия? Ответ. О сем будет ниже, о лечении порознь каждой страсти. 17.Вот духовная аптека из творений свт. Тихона: Вопрос: Юный брат имеет паки нужду в врачевстве от помыслов, противных чистоте и целомурию: что ему сказать? Ответ. Внуши ему сей совет и наставление свт. Тихона Задонского для некоего брата: 1) чисто и целомудрие весьма береги; к чему средства сии ведай: мало ешь и пей, но пост люби; 2) никогда не будь празден, но всегда делай что-нибудь; 3) помни всегда, что пред Богом ходишь и Он на тебя везде смотрит и назирает твои дела, слова и мысли; 4) как мысль худая приходит, отгоняй от себя и молись: «Господи, Иисусе Христе! Помози мне грешному». Без молитвы и помощи Божией целомудрия и прочих добродетелей иметь не можем; 5) глаз от смотрения на красные (красивые) лица и уши от нескромных и скверных слов береги; 6) в церкви стоя, не смотри по сторонам, но в землю смотри и к алтарю святому, а ум к Богу возводи! Вот ему рецепт от Тихона с Дона. 18. Из духовной аптеки свт. Тихона врачевство от печали: Вопрос. Брат мой в печали, которая есть болезнь души тяжкая: что велишь преподать ему в утешение? Ответ. Святитель Тихон так утешал некоего брата и себя самого: на воздухе — то мрачно, то ясно, то бурно, то тихо; и на море — то тишина, то волны; так и в нас без перемены не бывает: то радуемся, то печалимся, то боимся, то уповаем. Пришла радость — следует ожидать печали; попадаемся в печаль — придет и веселие. Блажен, кто кораблем души своей во время бури и непогоды управлять может. Собственное тщание к семи недостаточно: надобно просить помощи Управителя всех — Бога. Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбях, обретших ны зело... Он есть упование всех концов земли и сущих в мори далече. То же Он и мне, бедному, и тебе. Очи всех на Него уповают; и я в скорбях своих плачевных к Нему возведу очи. Всем Он помощник и защитник, также мне и тебе... К Тебе возведох очи мои, живущему на небеси... Вот тебе рецепт от печали с Дона. 19. Из Тихоновой аптеки врачевство от уныния: Люта есть страсть уныние, — говорит свт. Тихон. Советую тебе для прогнания его исполнять следующее: 1) убеждай себя и нуди к молитве и ко всякому доброму делу, хотя и не хочется... Труд и тщание видя, Господь подает охоту и усердие; 2) переменяй свои занятия: то молись, то руками что-нибудь делай, то книгу прочитывай, то рассуждай о душе твоей, о спасении вечном, о стыде уныния и ленивых и пр. Ни к кому удобнее диавол не приступает, как к человеку, в праздности живущему. Тут ему дом подметен и украшен. Рассуждай сие и спасайся о Христе и о мне молися... Вот что преподал свт. Тихон против уныния! 20. Из Тихоновой аптеки успокоительное врачевство брату, страждущему от клеветы: Терпишь клевету тяжкую. Приими по силе моей утешение. Первое: без Бога ничего нам не бывает, потому и язык злоречивый нападает на нас попущением Божиим. Терпи убо, что Бог посылает. Второе: тем утешайся, что ложно терпишь. Совесть чистая великое есть утешение... Пусть все хулят, только бы совесть меня хвалила. Третье: ты имеешь многих в сем бедствии товарищей: святые Божий много клеветы претерпели, и ныне много таких, которые то же терпят... О Иисусе! Привлеки нас за Собою и за святыми Твоими. Четвертое: рассмотри совесть твою, не язвил ли кого языком своим? Если то было, то клевета клеветою наказуется; и потому терпи, благодаря за то, что грех твой здесь, а не там приемлет наказание... Вот тебе успокоительное лекарство с Дона.
Категория: ЭТО ИНТЕРЕСНО | Добавил: CIKUTA (06.12.2017)
Просмотров: 23
 
ПОДЕЛИТЬСЯ / РАЗМЕСТИТЬ НА СВОЕЙ СТРАНИЦЕ СОЦ СЕТИ

Всего комментариев: 0
avatar

ВАШ КОММЕНТАРИЙ / YOUR COMMENT | ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦ СЕТЬ / SIGN IN VIA SOCIAL NETWORK
ПОИСК
ВХОД НА САЙТ
БАННЕР
СОЗДАНИЕ БАННЕРОВ


ВСЕХ ВИДОВ И ТИПОВ
ОТ ПРИМИТИВА
ДО ЭКСКЛЮЗИВА
НОМИНАЦИЯ

 НОМИНАЦИЯ 
ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

Жизнь / Рождение / Смерть / Пространство / Место / Материя / Время / Настоящее / Будущее / Прошлое / Содержание / Форма / Сущность / Явление / Движение / Становление / Абсолютное / Относительное / Абстрактное / Конкретное / Общее / Единичное / Особенное / Вещь / Возможность / Действительность / Знак / Знание / Сознание / Означаемое / ОзначающееИскусственное / Естественное / Качество / Количество / Мера / Необходимое / Случайное / Объект / Субъект / Самость / Человек / Животное / Индивид / Личность / Общество / Социальное / Предмет / Атрибут / Положение / Состояние / Действие / Претерпевание / Понятие / Определение / Центр / Периферия / Вера / Атеизм / Априорное / Апостериорное / Агент / Пациент / Трансцендентное / Трансцендентальное / Экзистенциальное / Добро / Зло / Моральное / Нравственность / Прекрасное / Безобразное / Адекватное / Противоположное / Разумное / Безумное / Целесообразное / Авантюрное / Рациональное / Иррациональное / Здоровье / Болезнь / Божественное / Дьявольское / Чувственное / Рассудочное / Истинное / Ложное / Власть / Зависимость / Миролюбие / Конфликт / Воля / Потребность / Восприятие / Влияние / Идея / Философия / Гармония / Хаос / Причина / Следствие / Игра / Реальное / Вид / Род / Внутреннее / Внешнее / Инструмент / Использование / Цель / Средство / Модель / Интерпретация / Информация / Носитель / Ирония / Правда / История / Миф / Основание / Надстройка / Культура / Вульгарность / Либидо / Апатия / Любовь / Ненависть / Цинизм / Надежда / Нигилизм / Наказание / Поощрение / Научность / Оккультизм / Детерминизм / Окказионализм / Опыт / Дилетантизм / Отражение / Этика / Парадигма / Вариант / Поверхность / Глубина / Понимание / Неведение / Предопределение / Авантюра / Свобода / Зависимость / Смысл / Значение / Структура / Материал / Субстанция / Акциденция / Творчество / Репродукция / Теория / Практика / Тождество / Различие 
 
ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Храм Святой Троицы
HRAMTROITSA.RU
ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 
ЕПАРХИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ 
ЦЕРКОВЬ


Контакты :
Адрес Епархиального
управления:
153000 Иваново,
ул. Смирнова, 76
Телефон: (4932) 327-477
Эл. почта:
commivepar@mail.ru
Для официальной:
iv.eparhiya@gmail.com
Епархиальный склад:
Телефон: (910) 668-1883
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

МИТРОПОЛИТ ИОСИФ
НАПИСАТЬ ОБРАЩЕНИЕ
РАССКАЗАТЬ О ПРОБЛЕМЕ
 
 
ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО
 
 
ГИПЕРИНФО ПУБЛИКУЕТ
ВСЕ ОБРАЩЕНИЯ.
МЫ ЗНАЕМ !!!
КАК СЛОЖНО
ДОБИТЬСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
ОТ ЧИНОВНИКОВ
 
 
НЕ МОЛЧИТЕ!
"СТУЧИТЕ, И ОТВОРЯТ ВАМ" -
СКАЗАЛ ХРИСТОС.
С УВАЖЕНИЕМ К ВАМ
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА.
 
 

     
     
     
     


 
 



   HIPERINFO © 2010-2017  08:30 | 11.12.2017