Меню
Назад » »

О церквах и религиях (6)

Верующие начали борьбу религиозных партий, и в 1559 королева Елизавета I издала новое исповедание из 39 членов, обязательное для духовенства и мирян. В этих "основах" есть догматы, согласные с Пра-вославием: о Боге едином в трех Лицах, о Сыне Божьем и др., отрица-ние чистилища, индульгенций и главенства папы. Богослужения со-вершаются на родном языке. Но унаследовано заблуждение латинства относительно исхождения Св. Духа и от Сына. От лютеранства позаим-ствованы: заблуждение об оправдании одной верой, непризнание Все-ленских Соборов, непочитание икон и св. мощей. В англиканском ис-поведании подчеркивается церковное главенство короля. 25-й член этого вероучения не признает таинствами покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение и священство. Православная Церковь не может с этим согласиться, и нет надежды к изменению позиций Англиканской церкви, так как она находится в зависимости от парламента, имеющего членами масонов, людей иудейской веры и атеистов. Английский пар-ламент в вопросах вероучения имеет решающее слово. Король - глава английской церкви - присягает на коронации: "Объявляю и искренне клянусь перед Богом в том, что верю, что в таинстве причащения не происходит пресуществление хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа до и после освящения Св. Даров, кем бы оно ни совершалось. И я верю, что призывание и поклонение Приснодеве Марии и святым, а также жертвенное значение Литургии противно протестантскому веро-учению." В 1927 и 1928 гг. парламент дважды отверг одобренную соб-ранием духовенства и палатой лордов новую богословскую книгу, так как там было внесено в чин Литургии призывание Св. Духа, а также сохранение Св. Даров для причащения больных. Англиканства придерживается группа церквей, допускающих вза-имное причащение членов и находящихся в слабом организационном единстве с Кентерберийской епархией (еп. Кентерберийский - примас Англиканской церкви). В состав англиканского содружества входят 25 автономных церквей и 6 церковных организаций, среди них: Церковь Англии, Церковь в Уэльсе, Епископальная церковь Шотландии, Про-тестантская епископальная церковь в США, а также ряд церквей в Ин-дии, Пакистане, ЮАР, Канаде, Австралии и в других странах, входив-ших в прошлом в состав Британской империи. Высшие иерархи этих, в сущности, независимых церквей встречаются периодически на Ламбет-ских конференциях. Церковь Англии является одной из двух гос-венных церквей Великобритании (другая - пресвитерианская Церковь Шотландии). Главой Церкви Англии выступает монарх, ныне - коро-лева Елизавета II. Архиепископы Кентерберийский (первый лорд коро-левства) и Йоркский (кроме этих двух, в верхнюю палату лордов пар-ламента страны входят еще 24 епископа), а также епископы назначают-ся монархом по рекомендации правительственной комиссии. Церкви принадлежат крупные землевладения, недвижимое имущество и капи-тал, которым распоряжается соответствующая правительственная ко-миссия. Англиканство в области догматики и обрядности разделяется на два течения - "высокой" церкви (тяготеющей к католицизму) и "низ-кой" (протестантской), объединяемых компромиссным вариантом - "широкой" церковью. Эта особенность дает широкую возможность англиканцам вступать в экуменические контакты. В последние годы в Англиканской церкви под влиянием современ-ных движений "феминисток" и "сексуальных меньшинств" введены новшества: женское священство и однополые браки. Число привержен-цев Англиканской церкви - ок. 68 млн. (1985). Англо католицизм - течение в англиканстве (в пределах т.н. "вы-сокой" церкви), возникшее в 30-40-х гг. XIX в. среди оксфордских бо-гословов, настаивавших на католическом характере англиканства. В результате деятельности Оксфордского движения традиции "высокой" церкви сформировались в достаточно четко выраженное течение в анг-ликанстве. В настоящее время англокатолики имеют свои печатные ор-ганы, созывают съезды и т.д. Приверженцы англо католицизма активно способствуют сближению англикан с католиками. Число приверженцев англо католицизма - ок. 2 млн. Епископальная церковь в США - англиканская церковь в США поя-вившаяся там в 1607 и ставшая самостоятельной в 1789. Строится на основе выборности и признания активной роли мирян в церковных де-лах. В теологии сильны модернистские и либеральные тенденции. В нач. XX в. активизируется течение "социальный евангелизм," получает распространение христианский социализм. Высшим органом церков-ной власти является Генеральная конвенция, заседающая раз в 3 года под руководством председательствующего епископа. По социальному устройству Епископальная церковь в США характеризуется преобла-данием интеллигенции. Общая численность составляет 3,5 млн. чело-век (1994). Кальвинизм. Кальвин провел реформацию в Швейцарии, и его учение распростра-нилось в юго-западной Германии и Голландии (реформаторство), во Франции (гугенотство), в Шотландии, Англии и Сев. Америке (пресви-терианство). Кальвинизм дополнил лютеранство учением о безуслов-ном "предопределении." Лютер все же сохранил основы христианства, а иудейство у него едва проскальзывает; у Кальвина же элементы иу-действа и язычества настолько явственны, что кальвинизм только с большой натяжкой можно считать "христианским" исповеданием. "Безусловное предопределение," по Кальвину, говорит, что Бог пред-вечно избрал одних людей к спасению, а других - к гибели, независи-мо от их воли. Предназначенные к вечному спасению составляют не-большую группу Богом избранных людей в силу Его непостижимого решения, помимо всякой их заслуги. С другой стороны, никакие усилия не могут спасти тех, кто предопределен к вечной гибели. При этом как добрые, так и злые дела служат для выполнения Божьих предназначе-ний. Однако, Св. Писание свидетельствует: "Бог не искушается злом и Сам не искушает никого" (Иак 1:13); "Бог есть свет и нет в Нем ни-какой тьмы" (1Ин 1:5), то есть, зла, и, в силу этого, невозможно со-вместить Бога и зло. Для чего же Иисус Христос так обстоятельно учил нас, как надо жить, нести подвиг, идти узким путем? В чем же смысл молитв, рас-каяния, исправления жизни? В подтверждение учения о предопределении кальвинисты ссыла-ются на отдельные изречения 9-й главы Послания к римлянам ап. Пав-ла, взятые отрывочно. Правильно же понятыми эти места могут быть только в связи со всем содержанием этой главы, в которой апостол го-ворит, что оправдание не является уделом только еврейского народа: "Не все израильтяне, которые от Израиля, и не все те дети Авраама, которые от семени его" (Рим 9.6-7). Здесь апостол выступает против иудеев, которые считали язычников отверженными Богом, а исключи-тельно себя - сынами Царствия Божьего (по происхождению и испол-нению закона Моисеева). Апостол доказывает, что спасающая благо-дать Божья простирается на всех людей, и Бог призывает к спасению не только иудеев, но и язычников. Учение Кальвина находится под влия-нием иудейства, когда учит, что только избранные люди предназначе-ны к спасению, а остальные обречены на погибель. Слово Божье же учит, что "Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1Тим 2.4). "Господь не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2Пет 3.9). Учение Кальвина противоречит понятию о святости Божьей. Несо-вместимо с этими понятием учение о том, что Сам Бог является винов-ником и причиной зла, от вечности избрав одних к спасению, а других к гибели. В этом сказалось влияние язычества, признававшего сущест-вование фатальной силы, именуемой роком (судьбой). Учение Кальви-на приводит к нравственной незаинтересованности и безразличию к добрым и дурным поступкам. Итак, кальвинизм отрицает в человеке свободу воли; признает грех явлением естественным и неизбежным, с которым нельзя бороться, по-тому что даже молитва с покаянием против него беспомощны; отрица-ет основы христианства и считает таинства простыми символами; счи-тает, что в Евхаристии присутствие Христа - нереально. Другие церкви Протестантско-реформатовского направления. Пресвитериане. В Шотландии кальвинизм (пресвитерианство) при-знан парламентом гос-венным исповеданием (1592). Пресвитериане под именем "пуритан" потребовали от английского короля упрощения богослужебных обрядов и устранения символики, а именно, изображе-ния креста, осенения себя крестным знамением и т.д. Основой устрой-ства у пресвитериан является церковная община с пресвитером во гла-ве, избираемым общиной. Сан епископа упразднен. Богослужения сво-дятся к выслушиванию молитв, сочиненных пресвитером, к проповеди и пению псалмов. Причащаются, сидя за длинным столом; браки бла-гословляются на дому; молитвы над умершими прочитываются на до-му. Икон нет. Литургия отменена, Символ веры - тоже, молитва "Отче наш" - не обязательна. Кроме Церкви Шотландии, существуют пре-свитерианская церковь Англии, пресвитерианская церковь в Ирландии, пресвитерианская церковь в США, объединенная пресвитерианская церковь Северной Америки. Гугеноты - последователи кальвинизма, добившиеся осуществ-ления во Франции в XVI-XVIII вв. принципов Реформации. В резуль-тате их борьбы в 1787 Людовиком XVI были официально признаны гражданские и религиозные права протестантов. Конгрегационалисты - (в пер. с латинского - соединение, связь) - последователи возникших на позднем этапе английской Ре-формации (в кон. XVI в). радикальных общин (конгрегаций) и церквей, наиболее активно боровшихся за "очищение" ("пурификацию" - от-сюда "пуританизм") английской церкви от епископата и всех элементов католической доктрины и обрядности. Основополагающий принцип - полная вероисповедная и организационная автономия каждой конгре-гации. Община сама решала вопросы назначения и увольнения клири-ков, приема новых членов, практиковала публичные дискуссии. В по-литике конгрегационалисты были последовательными противниками королевско-феодального режима и составили костяк республиканской армии О. Кромвеля. После 1660 многие конгрегационалисты пересели-лись в США, где сыграли заметную роль в социально-экономическом развитии этого региона. Исторически конгрегационалисты придержи-вались кальвинистского понимания испорченности человеческой при-роды, благодати, предызбрания ко спасению и т.д. и придавали боль-шое значение Писанию, личной вере и деловому успеху как симптому богоизбранности. Однако с самого начала наметились отклонения от кальвинизма. Так, исходя из священства всех верующих, конгрегацио-налисты привлекают к проведению служб и проповедничеству всех мирян; они высоко ставят принцип мирского и религиозного коллекти-визма, считая, что получателем благодати является община. Заметны тенденции к отказу от учения о жестком предопределении судьбы че-ловека и идеи непогрешимости Библии. Конгрегационалисты были восприимчивы к науке и образованию, сыграв решающую роль в осно-вании Гарвардского, Йельского и др. колледжей (впоследствии - уни-верситетов). Конгрегационалистские церкви существуют в Великобри-тании, бывших английских колониях, Голландии, Швеции и других странах. В 1957 значительная часть американских когрегационалистов вместе с евангелическо-реформатской церковью создали Объединен-ную церковь Христа (свыше 2 млн. членов). Реформатская христианская церковь в Словакии - кальвинистская церковь, образованная в 1918, насчитывает ок. 120 тыс. верующих (1994), большинство которых - словацкие граждане венгерской и не-мецкой национальности. Действует только в Словакии, делится на 7 духовных округов - сеньоратов. Возглавляется епископом, управле-ние - пресвитерианско-синодальное. высшие церковные органы - синод и синодальный президиум. Издается ежемесячный журнал "Кал-винске гласы" общим тиражом 9 тыс. экз. Церковь Шотландии - национальная церковь Шотландии, приняв-шая пресвитерианскую веру в период Реформации XVI в. Более ранние лютеранские течения Реформации в Шотландии сменились кальвини-стскими, пришедшими из Швейцарии. Актом парламента 1560 было объявлено о ликвидации верховной власти папы римского над Шот-ландской церковью и запрещении отправления римско-католической мессы. С этого времени можно говорить об установлении шотландской церкви на кальвинистской основе с ее пресвитерианским устройством в противоположность епископальной Церкви Англии. Но еще более сто-летия продолжалась борьба между сторонниками епископального и пресвитерианского устройства Церкви Шотландии. Только в конце XVII в. победа окончательно утвердилась в пользу пресвитерианства. Главой Церкви Шотландии является английская королева. Ежегодно проводятся генеральные ассамблеи, на которых обсуждаются как цер-ковные, так и политические проблемы ввиду отсутствия шотландского парламента. Ассамблея избирает на один год модератора - высшего сановника. Церковь Шотландии насчитывает 1,3 млн. верующих из 3,6 млн. взрослых шотландцев (1994). Датская народная церковь. Евангелическо-лютеранская церковь - ведущая и наиболее влиятельная религиозная организация Дании, имеющая статус гос-венной. Христианство, проникшее в Данию в нач. IX в. было объявлено официальной религией в 960. Реформация в Да-нии связана с именем короля Кристина III, который сделал лютеранст-во официальным вероисповеданием страны. Большое влияние на про-тестантизм в Дании оказали Й. П. Мюнстер, С. Кьеркегор и особенно Н. Ф. Грундтвиг. Положение и основы деятельности Датской народной церкви определяются конституцией. Формальный глава Датской на-родной церкви - королева (король), высший законодательный орган церкви - фолькетинг, административно Датская народная церковь управляется министерством по делам церкви. Последователями Дат-ской народной церкви является ок. 95% населения страны. Дания раз-делена на 10 епархий, 97 церковных округов и 2030 приходов. В стране действует 2336 церквей и свыше 1800 священнослужителей, объеди-ненных в Союз священников (1994). Подготовка духовных кадров ве-дется на теологических факультетах Копенгагенского и Орхусского университетов. Священник является гос-венным служащим и назнача-ется на пост правительством по рекомендации приходского совета. В Дании нет архиепископа, но епископ епархии Копенгагена считается "первым среди равных." В 1947 женщинам предоставлено право быть священниками. В 50-е гг. была введена служба капелланов в вооружен-ных силах страны. Регулярно посещают богослужения только ок. 3% населения, однако 70-90% граждан совершают такие религиозные об-ряды, как крещение, конфирмация, венчание и погребение. Член Дат-ской народной церкви обязан платить специальный церковный налог. Датская народная церковь отличается церковно-религиозным плюра-лизмом. Евангелическо-лютеранское учение толкуется Датской народ-ной церковью весьма широко и свободно и включает разнообразные и даже противоречивые представления. Среди различных модификаций протестантизма основными являются грундтвигианство и движение внутренней миссии. Датская народная церковь - член Всемирного со-вета церквей. Евангелическая церковь Германии (ЕЦГ) - конфедерация лютеран-ских и евангелическо-лютеранских церквей. Образована в 1948. Руко-водящие органы ЕЦГ - синодальный совет и церковная конференция. Синод намечает основные направления деятельности совета и выступа-ет с обращениями ко всем членам ЕЦГ. Срок полномочий синода - 6 лет. Возглавляет его президиум. Церковная конференция руководит земельными церквами, имеющими в ней каждая по одному голосу, уча-ствует в выборах совета и в изданиях различных церковных актов. Со-вет, в состав которого входят миряне и епископы, избирается совмест-но церковной конференцией и синодом на 6 лет. Главная его функция - сотрудничество церковных союзов. Текущие дела совета, церковной конференции и синода ведет церковная канцелярия. В ЕЦГ существуют евангелические ордена, различные братства и общества: орден Иоанна, евангелическое братство Михаэля, братство Христа, братство Иисуса и др. ЕЦГ является крупным землевладельцем. Активно участвует в по-литической жизни. Самая крупная благотворительная организация ЕЦГ - "Свободная помощь" (ее обслуживают ок. 150 тыс. сотрудников). Евангелическая церковь чешских братьев - возникла в сер. XV в. После поражения гуситского движения общины чешских братьев объе-динились в церковную организацию, независимую от Рима. На терри-тории современных Чехии и Словакии Евангельская церковь чешских братьев организационно сформировалась в 1918 в результате союза ре-форматских и лютеранских церквей Чехии и Моравии. Во главе церкви стоят синодальный сеньор и куратор (мирянин). В синодальный совет входят 6 человек - 3 священника и 3 мирянина. Организационно цер-ковь состоит из 13 сеньоратов и 271 общества. Церковь готовит свои кадры в Праге на факультете евангелической теологии. Издает журнал "Чески брат" (тираж 5,7 тыс. экз.). Церковь входит во Всемирный совет церквей. Насчитывает ок. 220 тыс. членов (1994). Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии на территории Рос-сии. В ходе Северной войны Россия отвоевала у Швеции Ингерман-ландию, или Ингрию. В 1703 Петр I заложил здесь новую столицу - Санкт-Петербург. Ингрию населяли финно-язычные племена, испове-довавшие лютеранство. С 1641 Ингерманландскую церковь возглавлял епископ. В годы советской власти лютеранская церковь Ингрии была уничтожена. Лишь в 70-е гг. началось возрождение ее приходов. Их ра-боте помогали эстонские пасторы. В 1990 Эстонское церковное собра-ние создало Ингерманландское пробство, оно насчитывает 16 приходов (11 в Ингрии и 5 в Карелии), объединяющих ок. 9 тыс. верующих с 5 пасторами и 10 дьяконами. В 1992 Ингерманландское пробство стало самостоятельным. На 1 января 1993 в России было зарегистрировано 20 общин приверженцев лютеранской церкви Ингрии. Канцелярия церкви находится в Санкт-Петербурге. Евангелическо-лютеранская церковь Латвии (ЕЛЦЛ). В ее составе 203 общины (прихода). По количеству верующих ЕЛЦЛ - наиболее многочисленная религиозная организация Латвии; на ее долю прихо-дится 70% протестантских приходов и ок. 80% верующих. Во главе церкви - архиепископ. Высший орган - синод, созывающийся по ме-ре необходимости, но не реже одного раза в три года. В собраниях си-нода принимают участие представители 12 районных организаций. Ис-полнительный орган синода - консистория, избираемая синодом в со-ставе 8 человек. Евангелическо-лютеранская церковь Эстонии (ЕЛЦЭ). Имеет в со-ставе 156 общин. Возглавляется архиепископом. Высший орган - конференция, созываемая по мере необходимости. Евангелическо-реформатская церковь Венгрии (ЕРЦ) - одно из крупнейших протестантских объединений страны (ок. 2 млн. последо-вателей). Состоит из 1250 общин, объединенных в 5 епархий. Дейст-вуют ок. 1200 пасторов и 250 дьяконов. Верховный орган - синод, возглавляемый духовным и светским председателем. Исполнительная власть в руках консистории, в состав которой входят как духовные ли-ца, так и миряне. Подготовка кадров осуществляется в двух теологиче-ских академиях (в Будапеште и Дебрецене). Единая евангелическо-лютеранская церковь России. Организаци-онно была оформлена в 1711. В 20-е гг. XX в. была разгромлена. Воз-рождение произошло в 1991, когда в Санкт-Петербургском соборе св. Екатерины церковь получила своего главу - суперинтенданта. На 1 янв. 1993 в России зарегистрировано 28 общин приверженцев этой церкви. Исландская народная церковь. Наиболее влиятельная религиозная организация Исландии, имеющая статус гос-венной церкви. К Исланд-ской народной церкви принадлежит 93% населения. Формальный глава церкви - президент страны, законодательную власть в отношении церкви осуществляет альтинг, административно Исландская народная церковь управляется министерством по делам юстиции и церкви. Со-гласно конституции гос-во не только поддерживает Исландскую на-родную церковь, но и отвечает за ее экономическое состояние (зарпла-та священников, проведение религиозных мероприятий, поддержание и строительство церковных зданий и т.п.). Каждый член Исландской на-родной церкви старше 16 лет платит приходской налог. Исландия представляет собой одну епархию во главе с епископом, который изби-рается священниками, но назначается правительством. Епархия разде-лена на 15 церковных округов и 295 приходов. В Исландской народной церкви 112 священников (1989). С 1974 в сан священника посвящаются женщины. Подготовка кадров духовенства ведется на теологическом факультете Рейкьявикского университета. Формально правомочными церковными инстанциями являются: церковный совет, церковное со-вещание и уездное собрание. Ежегодно ок. 25% населения участвует в разного рода богослужениях. 90-95% граждан совершают такие рели-гиозные обряды, как крещение, конфирмация, венчание, погребение. Исландская народная церковь - член Всемирного совета церквей. Норвежская церковь. Наиболее влиятельная религиозная организация Норвегии имеющая статус гос-венной. Норвегия приняла христианство в нач. XI в. Евангелическо-лютерансткая церковь была введена в 1537 королем Кристином III. Существенное влияние на Норвежскую цер-ковь оказал Х. Хауге, а также национальные традиции и обычаи. Фор-мальный глава Норвежской церкви - король, высший законодатель-ный орган для Норвежской церкви - стортинг, административно Нор-вежская церковь управляется министерством по делам просвещения и церкви. К Норвежской церкви принадлежит ок. 93% населения страны. Страна разделена на 11 епархий, 91 церковный округ и 534 прихода. В Норвегии нет архиепископа, но епископ епархии Осло считается "пер-вым среди равных." В стране имеются около 1500 священнослужите-лей, находящихся на службе у гос-ва и получающих от него соответст-вующее жалование. В связи с этим для населения различные культовые обряды бесплатны. Подготовкой духовных кадров занимаются теоло-гический факультет университета в Осло и независимый теологический факультет приходских общин. В 1938 был принят закон о праве жен-щин быть священниками, но первая женщина-священник появилась в 1961. В норвежской церкви гомосексуализм и лесбиянство не считают-ся грехом и представителей этих "сексуальных меньшинств" венчают. В стране свыше 2800 церковных зданий. Каждый член Норвежской церкви платит церковный налог. Ежегодно богослужения посещает ок. 3,5% населения, однако 90-97% граждан совершают такие религиоз-ные обряды как крещение, конфирмация, венчание и погребение. С 1984 в Норвегии стал действовать высший орган Норвежской церкви - церковное собрание с решающими правами в области церковно-религиозной жизни. Норвежская церковь - член Всемирного совета церквей. Объединенная евангелическо-лютеранская церковь Германии (ОЕЛЦГ) - имеет в своем составе евангелическо-лютеранские церкви различных земель Германии. Во главе объединения - президент, епи-скоп. ОЕЛЦГ входит в состав евангелической церкви Германии (ЕЦГ), имеет свою административную структуру, близкую структуре ЕЦГ: си-нод, совет, церковную конференцию и т.д. Обладает большим числом мест в синоде ЕЦГ, тем не менее выполнение решений последнего для него необязательно (несмотря на продолжающиеся попытки руково-дства ЕЦГ преодолеть разобщенность). Немецкая евангелическая лю-теранская церковь - наиболее крупная лютеранская церковь в России, объединяет 346 приходов. Во главе стоит епископ. Силезская евангелическая церковь аугсбургского исповедания - самостоятельность получила в 1950. Действует на территории Чехии в районах Остравы и Чески-Тешины. Объединяет в основном верующих поляков. Численность ок. 35 тыс. человек. В ее состав входят две епар-хии (в Остраве и в Чески-Тешине), возглавляемые сеньорами. Церко-вью руководит синод, церковный совет и епископ. Церковный совет находится в Чески-Тешине. Кадры священников готовятся на факуль-тете евангелической теологии в Братиславе. Член Всемирного совета церквей. Словацкая евангелическая церковь аугсбургского исповедания - самая крупная протестантская церковь в Словакии. Организационно сложилась после создания Чехословакии в 1919-1922 гг. Объединяет ок. 400 тыс. верующих Чехии и Словакии и состоит из двух епархий (дистриктов), в которых объединены 14 сеньоратов и общин, имеющих 327 храмов. В церкви ок. 300 духовных служителей. Во главе стоит ге-неральный епископ. Подготовка кадров духовенства ведется в Брати-славе на факультете евангелической теологии. Церковь издает три журнала общим тиражом 25 тыс. экз. Члне Всемирного совета церквей (1994).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar