Меню
Назад » »

О церквах и религиях (2)

Русская Зарубежная Церковь. Во время Гражданской войны появилась надобность в урегули-ровании церковного управления в юго-восточных областях России. По-этому 6 мая 1919 г. в Ставрополе Кавказском состоялся Южно-Русский Церковный Собор, который образовал Временное Высшее Церковное Управление ("ВВЦУ") на Юго-востоке России, объединившее несколь-ко епархий. Признание ВВЦУ патриархом Тихоном и органами его управления проявилось в утверждении ряда постановлений ВВЦУ. 7/20 ноября 1920 г. за № 362 патриарх Тихон издал указ о самостоятельном управлении епархий, оказавшихся вне общения с Синодом и Патриар-хом, на основании которого была основана Русская Православная Цер-ковь Заграницей. Параграф 2-й этого указа гласит: "В случае, если епархия вслед-ствие передвижения фронтов, изменения государственной границы и т. п. окажется вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением или само Высшее Церковное Управление почему-либо прекратит свою деятельность, епархиальный архиерей немедленно входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстан-ции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одина-ковых условиях (в виде ли Временного Высшего Церковного Управле-ния или Митрополичьего округа или ещё иначе)." 3-й параграф пред-писывает: " Попечение об организации Высшей Церковной Власти для группы епархий, оказавшихся в положении указанном в пар. 2, состав-ляет непременный долг старейшего в данной группе архиерея." Патриарх Тихон в этом указе применил церковный канон: 39-ое правило 6-го Вселенского Собора говорит об аналогичном случае, ко-гда часть населения Кипра ушла с родины, "дабы освободиться от ино-верного рабства." Вселенский Собор сохраняет за ними и на чужбине их священноначалие и все обычаи их Церкви. После того как в конце 1920 г. до двух миллионов русских поки-нуло Родину, настал момент для применения указа № 362 и 39-го пра-вила 6-го Собора. Соответственно, старейший по сану из прибывших за границу архипастырей, Высокопреосвященный Антоний (Храповиц-кий), митрополит Киевский, с благословения Вселенского Патриарха, в ноябре 1920 г. созвал Первый Заграничный Архиерейский Собор, в ко-тором лично или письменно участвовало 34 епископа: митрополит Ки-евский и Галицкий Антоний (Храповицкий, председатель Собора и ВВЦУ); епископ Алеутский Антоний; архиепископ Кишинёвский Ана-стасий; архиепископ Северо-Американский Александр, епископ Адам; епископ Белгородский, управляющий Иерусалимской Миссией Аппо-линарий; епископ Белостокский Владимир; епископ Севастопольский Вениамин; епископ Челябинский Гавриил; епископ Екатеринослав-ский, управляющий церковными делами в Греции, Африке и на о. Ки-пре Гермоген; епископ Царицынский, начальник пастырского Бого-словского училища Дамиан; архиепископ Литовский Елевферий; архи-епископ Бруклинский Евфимий; митрополит Западно-Европейский Ев-логий; архиепископ Пекинский Иннокентий; епископ Урмийский Мар-Илья; епископ Тяньцзинский Иона; архиепископ Харбинский Мефо-дий; епископ Забайкальский Мелетий; епископ Александровский Ми-хаил; епископ Владивостокский Михаил; епископ Камчатский Нестор; архиепископ Пинский Пантелеимон; митрополит Северо-Американский Платон; архиепископ Финляндский Серафим; епископ Лубенский, управляющий церковными делами в Болгарии Серафим; епископ Бельский Сергий; епископ Черноморский Сергий; архиепи-скоп японский Сергий; епископ Питсбургский Стефан; епископ Шан-хайский Симон; архиепископ Полтавский Феофан; епископ Курский Феофан; (архиепископ Иоанн Латвийский не участвовал в Соборе по местным политическим условиям). Учитывая создавшееся положение, Собор этот переименовал ВВЦУ на Юге России в "Высшее Русское Церковное Управление за-границей" ("ВРЦУ"), которое избрало Архиерейский Синод во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) в качестве исполнительного органа между соборами. В 1921 г., по приглашению Сербского патри-арха Димитрия, ВРЦУ переехало в Югославию, где на своём заседании от 6/19 и 8/21 апреля 1921 г. постановило созвать Первый Заграничный Русский Церковный Собор для "объединения, урегулирования и ожив-ления церковной деятельности." В "Положении о созыве Заграничного Собора Русских Церквей," утверждённом ВРЦУ 12/25 июля 1921 г., говорилось: "В состав Собра-ния входят в качестве членов представители всех заграничных авто-номных Церквей, епархий, округов и миссий, пребывающих в подчи-нении святейшему Всероссийскому Патриарху." И дальше: "Выборы в Собрание производятся по следующим 15 округам и 15 районам. Округи: Сев. Америка, Япония, Китай, Финлян-дия, Эстляндия, Латвия, Литва, Польша, Германия, Франция, Италия, Сербия, Болгария, Турция и Дальний Восток. Районы: Швеция, Дания, Нидерланды, Бельгия, Испания, Англия, Швейцария, Чехия, Венгрия, Австрия, Румыния, Палестина, Александрия, Греция, Африка." Соответственно, с 21 ноября по 3 декабря 1921 г., в Югославии, в Сремских Карловцах, состоялся "Всезаграничный Русский Церковный Собор." На него было приглашено 155 человек, за редкими исключе-ниями все приехавшие. Почётным председателем Собора был избран патриарх Сербский Димитрий. Среди почётных членов были: предсе-датель Совета Министров Югославии г. Пашич, Главнокомандующий Русской Армией генерал Врангель и др. Председателем Собора был председатель ВЦРУ митрополит Антоний. Среди документов Собора особенное значение имели "Послание чадам Русской Православной Церкви, в рассеянии и изгнании сущим" и Послание к мировой Конференции" (Генуэзской). Этот Собор, став-ший называться "Карловацким," вызвал озлобление среди большеви-ков. От патриарха Тихона они потребовали репрессий против загра-ничной Русской Церкви. Надеясь уступкой добиться ослабления гоне-ний против всей Русской Церкви на Родине, патриарх Тихон издал 22 апреля/5 мая 1922 г. указ о закрытии ВЦУ заграницей. На следующий день после подписания этого указа Патриарх Ти-хон был арестован и 3/16 мая 1922 г., ввиду своего ареста, на основа-нии постановления № 362 от 7/20 ноября 1920 г., передал "всю полноту власти" митрополиту Агафангелу, который посланием от 5/18 июня 1922 г. попросил всех епархиальных архиереев "управлять епархиями самостоятельно, в соответствии с тем же постановлением Патриарха Тихона от 7/20 ноября 1920 г.." В ответ на все эти происшествия, 31 августа/13 сентября 1922 г. заграничный Архиерейский Синод постановил: "Во исполнение Указа Патриарха и его Синода и Совета - Высшее Церковное Управление упразднить. На основании же постановления Патриарха и тех же орга-нов управления при нём от 7(20) ноября 1920 г. за № 362 - образовать Временный Священный Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей." На это ни патриарх, ни органы его управления, не реагировали, признав каноничность этого поступка. С момента его образования, Архиерейский Синод РПЦЗ развил успешную деятельность по объединению церквей по всему миру. Вскоре подавляющая часть русских приходов в разных частях света вошла в РПЦЗ. После декларации митрополита Сергия (Страгородского) РПЦЗ выска-залась следующим Постановлением Собора русских архиереев загра-ницей: "Заграничная часть Всероссийской Церкви должна прекратить административные сношения с Московской Церковной властью, в виду невозможности нормальных отношений с нею и в виду порабощения её безбожной Советской властью, лишающей её свободы в своих волеизъ-явлениях и свободы канонического управления Церковью. Чтобы освободить нашу иерархию в России от ответственности за непризнание Советской власти заграничной частью нашей Церкви, впредь до восстановления нормальных отношений с Россией и до осво-бождения нашей Церкви от гонений безбожной Советской власти, за-граничная часть нашей Церкви должна управляться сама, согласно священным канонам, определениям Собора 1917-1918 гг. и Постанов-лением Патриархии от 7(20) ноября 1920 г. за № 362, при помощи Ар-хиерейского Синода и Собора Епископов. Заграничная часть Русской Церкви почитает себя неразрывной, духовно-единой ветвью Великой Русской Церкви и не считает себя автокефальной…" В качестве свободной части Русской Церкви, РПЦЗ пользовалась вниманием святейших патриархов и других иерархов братских Право-славных Церквей. Особое внимание и заботу о ней проявлял Сербский патриарх Варнава, старавшийся даже быть посредником между ней и митрополитом Сергием, которого он чтил и любил как своего ректора по академии. Однако вскоре он убедился, что митрополит Сергий на-ходится в руках врагов Церкви и действия его вредны ей, о чём он пря-мо и написал ему. 9/22 июля 1930 г. патриарх Варнава, во время службы в русской Троицкой церкви, обратился к русскому зарубежью: "Знайте, что изу-веры, гонящие Церковь, не только её мучают, но стараются её раско-лоть, разъединить и всячески простирают свои преступные руки к вам, находящимися за пределами вашего отечества. Вы, верные сыны Рос-сии, должны помнить, что вы являетесь единственной опорой великого русского народа… Посеянные врагами вашей Родины церковные раз-доры должны во что бы то ни стало прекратиться. Среди вас находится великий иерарх митрополит Антоний, который является украшением вселенской Православной Церкви. Патриарх Варнава участвовал в жизни РПЦЗ, созывал под своим председательством совещания представителей разных зарубежных церковных областей. При его участии и под его председательством в 1935 г. было выработано "Положение о Русской Православной Церкви Заграницей," подписанное им и русскими иерархами и явившееся ос-новой для управления РПЦЗ. Такое же доброе отношение в РПЦЗ про-являл и Антиохийский патриарх Григорий, оказывавший ей всегда под-держку и пожертвовавший средства на издание Православного катехи-зиса, составленного митрополитом Антонием. В общении с РПЦЗ были и другие Православные Церкви. В это время гонения на Русскую Церковь в СССР продолжались. 10 октября 1937 г. был расстрелян местоблюститель патриаршего пре-стола митрополит Пётр (Полянский). 20 ноября 1937 г., вместе с ми-трополитом Иосифом (Петровых) расстрелян митрополит Кирилл (Смирнов), который должен был стать местоблюстителем после ми-трополита Петра. В это время Русская Церковь находилась в состоянии крайнего опустошения. На свободе оставалось только несколько архие-реев, большинство храмов было закрыто. Большинство оставшегося духовенства находилось в ссылке, на принудительных работах, или проживало скрывая свой сан. Но некая часть духовенства продолжала катакомбное служение, не подчиняясь приказам митрополита Сергия. В 1938 г., по инициативе скончавшегося в 1936 г. митрополита Антония, состоялся Второй Всезарубежный Собор. В нём приняли уча-стие 13 архипастырей, 26 пастырей и 58 мирян. Во время войны митрополит Анастасий оставался в Югославии. Когда она была оккупирована немцами, немцы с угрозами потребовали от него написать послание к русскому народу с просьбой сотрудничать с немцами. Владыка отверг эти требования. Однако, когда в 1944 г. немецкое руководство заключило с гене-ралом А. А. Власовым соглашение о создании фактического русского правительства в изгнании - Комитета Освобождения Народов России, "КОНР," - РПЦЗ поддержало это независимое проявление борьбы против коммунизма. На принудительные работы в Германии было вывезено из СССР до пяти миллионов человек. В лагерях военнопленных также томилось большое количество русских. Доступ в лагеря как рабочих, так и воен-нопленных был запрещён духовенству РПЦЗ. И тем не менее всевоз-можными путями священники РПЦЗ проникали в эти лагеря и несли духовное утешение и проповедь о Христе русским людям. Духовенство РПЦЗ всячески помогало русским, как попавшим на принудительные работы в качестве "остовцев," так и военнопленным. К концу войны, ввиду угрозы советской оккупации, митрополит Анастасий переехал в Вену, затем в Карлсбад и, наконец (после окон-чания войны) в Мюнхен. Здесь, с 1945 по 1950 гг. обосновался центр русской церковной и общественной жизни. Вскоре после войны, наряду с репатриационными комиссиями, охотящимися за бывшими советскими гражданами, начали появляться и делегаты МП и распространять "Обращение" патриарха Алексия от 10 августа 1945 г. "К архипастырям и клиру так называемой Карловац-кой группы," предлагая ей принести покаяние во избежание приговора суда МП 1934 года. В октябре 1945 г. митрополит Анастасий дал обстоятельный от-вет на "Обращение." В частности, в нём говорилось: "Как епископы, так и клирики и миряне, подчиняющиеся юрисдикции Заграничного Архиерейского Собора и Синода, никогда не считали и не считаем себя 'находящимися вне ограды Православной Русской Церкви', ибо никогда не разрывали канонического, молитвенного и духовного единства со своей Матерью-Церковью. Главнейшей задачей РПЦЗ в первые послевоенные годы стало спасение русских людей, которых американцы, англичане и французы выдавали Сталину на кровавую расправу. Священники РПЦЗ шли в ла-геря, предназначенные к отправке в СССР, добиваясь отмены выдач. Иногда, как это было в Гамбурге, им удавалось этого добиться. При выдаче англичанами казаков в Лиенце и американцами рус-ских военнопленных и ост-арбайтеров в Кемптене, Дахау и Платлинге священники РПЦЗ становились с крестами в руках впереди своих па-сомых. Их избивали прикладами и резиновыми дубинками, заталкива-ли в машины, увозившие русских людей на расправу КГБ. Когда в Дахау и других лагерях русские люди решались на само-убийства, митрополит Анастасий разрешил их отпевать и служить по ним панихиды, сказав: "Их действия ближе к подвигу святой Пелагии Антиохийской (8 октября), выбросившейся из высокой башни, чтобы избежать поругания, нежели к преступлению Иуды." В то же время РПЦЗ обращалась к правительствам заокеанских стран с просьбами принять к себе русских эмигрантов. Наиболее вели-кодушный отклик РПЦЗ встретила со стороны Аргентины: супруга то-гдашнего президента Ева Перон добилась предоставления 25.000 виз русским антикоммунистам. В конце 1950 г. митрополит Анастасий со Священным Синодом переехали в США вместе с основной массой русских беженцев. На Дальнем Востоке русская эмиграция добилась значительных успехов. Так в Харбине жило около 100.000 русских людей. Там было 26 храмов и четыре монастыря, полтора десятка средних и шесть выс-ших учебных заведений. При церковных приходах были созданы дешё-вые или бесплатные столовые для бедных, четыре детских приюта, две церковные больницы, дома для престарелых. Высшие Пастырские Бо-гословские Курсы, преобразованные впоследствии в Богословский фа-культет, выпускали молодых священнослужителей. В Шанхае тоже осело много русских и развивалось храмостроительство и иная дея-тельность. И в Харбине и особенно в Шанхае, трудилось много китай-ских православных священников. Всё это было разрушено в Харбине в 1945 г., а в Шанхае - в 1949. В 1960-х годах, во время так называемой "культурной револю-ции," китайские православные священники подверглись жесточайшему преследованию. Их раздевали донага, обливали смолой, возили в таком виде по городу, а потом живьём сжигали. Большинство русских из Харбина эмигрировало в Австралию, а из Шанхая, благодаря хлопотам владыки Иоанна, в США, в Сан-Франциско. В 1964 г. митрополит Анастасий, за год до своей кончины, ушёл на покой и главой РПЦЗ был единогласно избран епископ Брисбенский (Австралия) преосвященный Филарет, который управлял РПЦЗ в тече-ние 21 года. В 1986 г., в связи с кончиной митрополита Филарета, первоие-рархом РПЦЗ стал архиепископ Монреальский и Канадский Виталий (Устинов). В 2001 году Митрополит Виталий, ссылаясь на свой преклонный возраст, подал заявление о своем уходе на покой. Архиереи РПЗЦ, со-бравшиеся в Нью Йорке в октябре этого года, выбрали Первоиерархом Митрополита Лавра (Шкурла). Польская Православная Церковь. Образовалась в нач. 20-х гг. XX в. из приходов Российской Право-славной Церкви, находившихся на территории Польши, в результате незаконного предоставления этим приходам автокефалии Константи-нопольской патриархией. После того как Польша оказалась под вла-стью СССР, по воле сталинского правительства ППЦ получила автоке-фалию в 1948 г. также и от Московской патриархии. Возглавляется ми-троп. Варшавским и всей Польши с резиденцией в Варшаве. Имеет 4 епархии с 300 храмами, 3 монастырями (2 мужских и 1 женский). Кад-ры священнослужителей готовят в Варшавской духовной семинарии и в Варшавской христианской богословской академии (секция право-славного богословия); учатся ее посланцы и в церковных учебных за-ведениях Московской патриархии. Официальный орган - "Ведомости Польской автокефальной православной церкви" (на польском языке). ППЦ входит в Христианскую мирную конференцию, Конференцию ев-ропейских церквей и Всемирный совет церквей, активно участвует в экуменическом движении. Богослужения проходят в соответствии с ка-толическим календарем. По инициативе ППЦ во время Второй Миро-вой войны на Украине была незаконно образована Украинская автоке-фальная церковь, которая впоследствии объединила в своих рядах са-мосвятов "липковцев." Румынская Православная Церковь. Вторая по численности (после Московской патриархии) Право-славная церковь. Автокефальной стала в 1865. После I мировой войны в состав Румынской церкви вошли митрополии, находившиеся на тер-ритории Австрийской монархии. С 1925 возглавляется патриархом, при котором существует священный синод, созываемый один раз в год и состоящий из всех архиереев, и постоянный синод (в него входят толь-ко митрополиты). Резиденция патриарха находится в Бухаресте. 13 епархий Румынской церкви объединены в 5 митрополий. РПЦ объеди-няет 23 млн. членов (87% населения). Имеет более 8 тыс. храмов, 133 монастыря, 2 богословских института (в Бухаресте и Сибиу), 6 духов-ных семинарий, мастерские по производству церковной утвари. Бого-служения проходят по католическому календарю. Официальный пе-чатный орган - журнал "Румынская православная церковь." За рубе-жом Румынская церковь распространяет свою юрисдикцию на румын, проживающих в странах Западной Европы, Северной и Южной Амери-ки, Австралии и Новой Зеландии; имеет церковные учреждения в Бол-гарии и Израиле. Во Франции к юрисдикции Румынской церкви отно-сится так называемая Французская православная церковь со статусом автономной епископии. На территории Румынии имеется старостильная Православная Церковь, возглавляемая митроп. Власием. Сербская Православная Церковь. Одна из поместных Православных церквей. Получила автокефалию в 1219, а патриаршую форму правления - в 1346. Резиденция патриар-ха находится в Белграде. Имеет 28 епархий: 21 в Югославии (ок. 24 тыс. приходов) и 7 за рубежом (в Европе, США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии). Располагает 180 монастырями, один из них - Хи-лендарский, основанный в XII в., находится на Афоне. Кадры священ-нослужителей готовят 4 духовные семинарии и 1 монастырская школа, а также богословский факультет Белградского университета. Некото-рые члены СПЦ получают богословское образование в духовных учеб-ных заведениях Московской патриархии. Издает 7 газет и журналов. Официальный орган - журнал "Гласник" (1994). Синайская Православная Церковь. Одна из автономных церквей, находящихся в юрисдикции Иеруса-лимской православной церкви. Имеет одну Синайскую архиепископию, включающую монастырь великомученицы Екатерины, расположенный на территории Египта. Его игумен одновременно является архиеписко-пом, назначаемым Иерусалимским патриархом. Представительство ар-хиепископа - в Каире. За пределами монастыря имеются подворья СПЦ в Раифе, Феране и Каире (Египет). Вне Египта архиепископия имеет 1 подворье в Турции, 7 - в Греции, 3 - на о. Кипр и 1 - в Ли-ване. Всего СПЦ объединяет 11 общин. Финляндская Православная Церковь. Одна из незаконно образованных автономных церквей. Начало проникновения христианства в Финляндию относится к X в. В кон. XVI в. была учреждена первая епископская кафедра. В XVII в. во время распространения протестантизма в Финляндии православные относи-лись к Новгородской епархии, с 1775 - к Санкт-Петербургской. В 1921 ФПЦ была предоставлена автономия, через два года она вошла в юрисдикцию константинопольского патриарха. В 20-е гг. в ФПЦ про-изошел раскол на "старостильников" и "новостильников," продолжав-шийся до 1945. В настоящее время церковь управляется архиеписко-пом, резиденция которого находится в г. Куопио. Для решения церков-ных вопросов раз в 5 лет созывается поместный собор. Существует церковное управление, состоящее из епископов, секретаря-юриста и двух членов. Имеется 3 епархии, более 40 приходов, 3 монастыря. Функционирует духовная семинария, при богословском факультете Хельсинкского университета - Институт православия. Официальный печатный орган - журнал "Утренняя заря" (1994). Чехословацкая Православная Церковь. Незаконно образованная "поместная автокефальная церковь." На-чало проповеди православия связано с миссионерской деятельностью просветителей свв. Константина и Мефодия в Моравии в IX в. Органи-зационно оформленное, оно существовало только в Карпатах в Мука-чевской епархии, где в 1649 была введена Ужгородская уния по типу Брестской унии. Православные приходы находились в ведении Россий-ской Православной Церкви. Самостоятельно ЧПЦ начала действовать с нач. 20-х гг. XX в. получив незаконно автономию от Константинополь-ской патриархии. До 2-й мировой войны находилась в юрисдикции Сербской Православной Церкви. В 1951 Московской патриархией про-возглашена автокефальной. Возглавляется митрополитом, который из-бирается на соборе. Действуют синод и митрополичий совет, создан-ные как вспомогательные органы для помощи митрополиту в ведении текущих дел. ЧПЦ имеет ок. 250 приходов, объединенных в 4 епархии. Будущих священнослужителей готовят в Прешове на православном бо-гословском факультете. Официальный печатный орган - журнал "Глас православия." Член Всемирного совета церквей. Элладская Православная Церковь. Поместная автокефальная церковь, образованная во II в. В первое время в церковно-административном отношении ЭПЦ подчинялась то Риму, то Константинополю. С конца IX до XIX в. находилась в юрис-дикции Константинопольской патриархии. Автокефалию получила в 1850. Главой церкви стал митроп. Афинский, с 1923 - архиепископ. При нем существует синод, в который входят все архиереи. Резиденция архиепископа находится в Афинах. Членами ЭПЦ являются 9 млн. че-ловек (97% населения страны). Церковь имеет архиепископию и 77 ми-трополий, ок. 8000 храмов, 200 монастырей, два богословских факуль-тета при Афинском и Салоникийском университетах, Институт визан-тийского музыковедения. Богослужения ведутся по католическому ка-лендарю. Официальный печатный орган - журнал "Экклисия." Член Всемирного совета церквей. Эстонская Православная Церковь. Одна из незаконно образованных автономных церквей, возникшая на основании указа Константинопольского патриарха Мелетия IV в 1923. В ЭПЦ входили все православные общины Эстонии с отдельной епархией для русскоязычного населения. Просуществовала до 1940, т.е. до оккупации Эстонии советскими войсками. С 1945 ликвидирована, все приходы и имущество присоединены к Московской патриархии. По настоянию последней, действие указа от 1923 было приостановлено. Предстоятель ЭПЦ эмигрировал в Швецию, где образовалась незави-симая Эстонская церковь в изгнании. С 1991 возникли благоприятные условия для возвращения Эстонской церкви статуса автономной под юрисдикцией Константинопольской патриархии. В февр. 1996 вселен-ский патриарх Варфоломей возобновил действие указа от 1923, что по-служило причиной недовольства руководства Московской патриархии. Японская Православная Церковь. Одна из незаконно образованных автономных церквей. Проповедь православия в Японии связана с активной миссионерской деятельно-стью иеромонаха Николая (Касаткина), который в 1870 стал начальни-ком духовной миссии, а впоследствии архиеп. Японским. Тогда же появились и первые православные священнослужители японской на-циональности. До середины 40-х гг. ЯПЦ была епархией Российской Православной Церкви. В 1969 установила связь с Московской патриар-хией, которая в 1970 предоставила ей автономию. Во главе ЯПЦ стоит митрополит, который назначается руководством Московской патриар-хии. Резиденция в г. Токио. Член Всемирного совета церквей. Расколы Российской Православной Церкви в 20 Веке. Основным трагическим событием начала XX в. явилось крушение в России православной монархии. Русский император подобно своим ви-зантийским предшественникам в первую очередь заботился о чистоте православной веры и единстве Православной Церкви. После того, как Церковь впервые, начиная с IV в., когда Византийский император св. Константин Великий провозгласил православие государственной рели-гией Римской империи, оказалась лишенной своего могущественного государственного покровителя, в ней с огромной силой выступили как ереси, уничтожающие истинное вероучение, так и расколы, отторгаю-щие от Церкви верных ее чад. С уходом православного Русского импе-ратора в истории Церкви начался новый, возможно, самый тяжелый этап ее жизни. По мнению многих св. отцов, император был тот, кто удерживал на земле зло, и с уходом его зло получило особую власть разлагать и уничтожать человеческие души. После октябрьского переворота 1917 г. безбожники, стараясь всеми силами удержать в руках захваченную ими власть, делали, с одной сто-роны, все возможные уступки с целью угодить самым низменным чув-ствам народа, а с другой, обрушивались жесточайшими репрессиями на тех, кто мог мешать или угрожать их существованию. Одним из оплотов ненавистного для безбожников "старого режи-ма" была Православная Церковь и, в силу уже только этого, по мысли большевиков, она подлежала полному уничтожению. Российская Пра-вославная Церковь была огромна и влиятельна и одними, пусть даже самыми жестокими репрессиями, справиться с ней было невозможно. Поэтому, с каждым годом ужесточая гонения внешние, большевики не меньшее внимание уделяли разрушению Церкви изнутри. Для этого ими был инспирирован обновленческий раскол - антицерковная дея-тельность революционно настроенных священников (к сожалению, нашлись и такие), которую возглавил протоиерей Александр Введен-ский, ставший впоследствии обновленческим митрополитом. К обнов-ленцам примкнул предавший православие будущий "патриарх" Сергий (Страгородский), впоследствии принесший Церкви покаяние. Это дви-жение, имевшее конечной целью уничтожение истинной Церкви Хри-стовой, пыталось использовать казавшиеся популярными возглавите-лям обновленчества церковные реформы: введение женатого епископа-та, двоеженство священства, русский язык в богослужении и полную солидарность со строителями коммунистического общества. Так были созданы раскольнические сборища: "Живая Церковь," "Союз церков-ного возрождения," "Союз общин древлеапостольской церкви" (СО-ДАЦ), "Российская народная церковь," "Сибирская церковь" (СибЦУ) и т.п. Но православный народ быстро распознал и отверг эту подделку под Церковь. В 1925 г. большевиками был организован григорьевский раскол, который также не привел к ожидаемому богоборцами результату, од-нако, как и обновленчество, принес много вреда Церкви. Имея главной целью разрушить церковное управление, состоящее из истинно-верующих и преданных Христу пастырей, и подчинить его своей власти, большевики последовательно и планомерно уничтожали или изолировали всех бескомпромиссных и честных ее иерархов. Был отравлен патриарх Тихон, отправлены в ссылку и затем расстреляны те, которые должны были прийти ему на смену: митропп. Кирилл Ка-занский, Агафангел Ярославский и Петр Крутицкий. На тех, уже почти случайных людей, которые оказывались у церковного управления, предпринималось сильное давление, и если иерарх не шел на компро-мисс с безбожниками, то он устранялся (отправлялся в ссылку). Боль-шевики не оставляли усилий, чтобы заполучить верного союзника из числа представителей высшей церковной иерархии. И вот, наконец, та-кой нашелся. Занявший должность заместителя Патриаршего Место-блюстителя митроп. Сергий (Страгородский) при поддержке безбож-ников, вопреки церковным канонам и правилам, присвоив себе права патриарха Российской Православной Церкви, в 1927 г. издал Деклара-цию, в которой продекларировал капитуляцию перед сталинским ре-жимом. Так возник сергианский раскол. Путем полной изоляции за-конных полномочных носителей церковной власти и пресечения вся-кой возможности собрать свободный Церковный Собор, богоборцами была сымитирована видимость "законности" действий митроп. Сергия. С момента издания Декларации он стал пользоваться широкой под-держкой сталинского правительства, а на не поддержавших его обру-шились жесточайшие за всю историю Церкви гонения. Христиан, не поддержавших Декларацию, тут же обвинили в "нелояльности" к со-ветской власти, то есть в контрреволюции и иных заговорах против существующего режима.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar