0001-FF-022.png (200×25)  


 
 
   ГЛАВНАЯ | | ВХОД ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС Гость | RSS   
MENU SITE
ИЩУ РАБОТУ
ПОЭТ И ПИСАТЕЛЬ
ВАШЕ МНЕНИЕ
Я ВИЖУ СЛЕДУЮЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ
Всего ответов: 1706
ПАТРИАРХИЯ
РУССКАЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ
ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ

119034, Москва, Чистый пер., 5
Телефон: (495) 637-43-18
E-mail: info1@patriarchia.ru
САЙТ: PATRIARCHIA.RU
СТАТИСТИКА
ОНЛАЙН: 10
ГОСТЬ: 9
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: 1
CIKUTA

   
ГЛАВНАЯ » СТАТЬИ » ЭТО ИНТЕРЕСНО

Новый эклогион / Избранные жития святых, пересказанные преподобным Никодимом Святогорцем (4)
Однако лукавый и нечистый дух сквернословия и брани не перестал восставать на блаженного Нифона и делал все, чтобы тот ругал людей, как и прежде. Но юноша горячо молился и просил Бога изгнать этого демона. Однажды ночью Нифон увидел во сне первомученика Стефана. - Приветствую тебя, Нифон, раб Божий. Доброе твое жительство, однако ты оскверняешь его сквернословием и бранью. Поверь мне, если станешь подвизаться, чтобы изгнать демона, понуждающего тебя на брань, то я помогу тебе, - обратился к нему святой архидиакон. Когда юноша проснулся, то, поблагодарив святого Стефана, взял маленький камешек, вложил его себе в рот и так ходил несколько дней молча, никого не браня. Если же случалось ему все-таки быть прельщенным диаволом, то он не-медленно уходил в тайное место и с силой бил себя кулаком, приговаривая: - Я заставлю тебя смириться, научишься у меня кротости и молчанию, чтобы не гневаться и не браниться. Так блаженный положил себе за правило каждый день бить себя кулаком сорок раз, а если с ним случалась в какой-то день брань или искушение от какой-нибудь страсти, он бил себя сто или двести раз. Безжалостно избивая себя, подвижник сильно похудел и очень часто от боли падал в обморок и лежал на земле как мертвый. - Горе тебе, несчастный Нифон! Если ты не можешь потерпеть и этой малой боли, как сможешь вынести невыносимые адские мучения? Но дерзай, потому что насколько более истлевает внешний человек, настолько более обновляется внутренний, то есть душа (ср. 2 Кор. 4:16), - вразумлял себя в эти минуты святой. - Несчастный Нифон, почему ты не пожалеешь свое тело, но так немилосердно избиваешь его? - искушал его диавол. - Всескверный бес, ты пришел ради того, чтобы и здесь мне приказывать? Если бы у тебя была плоть, и ты попался бы мне в руки, то я показал бы тебе, как может наказать Нифон, - посрамлял нечистого подвижник. Однажды лукавый воздвиг на него брань чревоугодия. - Ступай, нечистый дух, к навозной яме, где люди справляют нужду, и сам ешь то, к чему склоняешь меня, - отражал такие нападки Нифон. Тот же, по злобе своей, не отступал, но через некоторое время снова восставал, уже более неистово, действуя через ту же самую страсть. Но блаженный Нифон надеялся на помощь Божию: - Я буду сегодня есть и пить, чтобы показать тебе, сатана, что даже таким образом ты не сможешь помешать моей молитве, потому что я имею помощником Бога, - говорил он себе. "Размысли, Нифон, что как пес, после того как поест и попьет, лает, так и ты сейчас, когда вкусил даров Божи-их, должен благодарить Бога, насытившего тебя от Своих благ", - думал подвижник после трапезы. А затем шел в храм и молился: - Слава Тебе, Христе Боже наш, яко насытил нас еси земных Твоих благ, не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, по великой Твоей милости. Тем самым он попирал диавола, как бы говоря ему: - Смотри, лукавый и нечистый дух, что я ел и пил, однако не изгнан ни из церкви, ни в молитве не встретил препятствия. Устыдись же, и ступай во тьму внешнюю. Тогда бесовские силы наводили на Нифона глубокий сон. Но святой не смирялся, брал в руки палку, и бил ею по своему телу. - Раб лукавый, я дал тебе пищу и питье, а ты ищешь еще и сна? - приговаривал он, и при этом бил себя еще сильнее чтобы от боли сон убегал, а он, бодрствуя, пребывал на молитве. Прошло немного времени, и лукавый демон, не в силах вынести победу над собой, используя разные способы, воздвиг на Нифона еще более страшную брань: он хотел ввергнуть святого в блуд. Однако блаженный подвижник понял, отчего она может возникнуть и сказал себе: "Смиренный Нифон, снова есть необходимость положить начало". С этого дня он вкушал только черствый хлеб - иногда всю неделю, иногда раз в два дня, а иногда всю неделю вообще воздерживался от пищи. Потом же он снова вкушал хлеб, но воду не пил. Часто, когда хотелось пить, он ставил перед собой сосуд с водой и смотрел на него, чтобы терзать себя еще больше. Много раз диавол пытался искусить Нифона, но днем у него этого не получалось. Тогда нечистый напал на него ночью, во сне, показав постыдные видения и вызвав у подвижника истечение семени. Божественный Нифон тотчас же встал и, взяв палку, так сильно ударил по своим срамным удам, что они почернели. Четырнадцать лет подряд продолжалась эта брань с бесом блуда. Все эти годы подвижник сильно мучился, весьма часто бил себя камнями, потому что негодовал и очень печалился из-за очередного появления постыдных помыслов и желаний, навязываемых ему нечистым. Все это время Господь испытывал его силу духа и все-таки избавил Нифона от этой брани. Однажды святой увидел сон: он стоял на равнине, по грудь покрытый нечистотами. Тут появился облаченный в белые одежды муж и повелел ему следовать за собой. Как только они достигли ямы, исполненной зловония, тот приказал Нифону стряхнуть эти нечистоты. Исполнив это, он почувствовал облегчение и прославил Бога. С той поры, если на него вдруг ополчался бес блуда, то уже нисколько ему не вредил. Молясь однажды ночью, святой Нифон увидел яркий свет, который наполнил его великой радостью и неизреченным весельем. И в этот момент преподобный услышал голос: - Я дам тебе силу на злобных бесов. Только ты, Нифон, внимай себе хорошенько, чтобы не возноситься, но пребывать в великом смирении, ибо Я весьма люблю смиренных, но ненавижу и отвращаюсь гордых. Вот почему, если хочешь, чтобы Я возлюбил тебя, то воспитывай смирение, никого не злословь, ни над кем не смейся, не имей ни на кого ненависти, даже если и увидишь ближнего согрешающим, ибо таковым и так уготованы страшные муки. После этого события преподобный особенно старался соблюсти все сказанное. Однажды, в час молитвы, святой увидел, что идет вместе с другими по дороге. Вдруг перед ними появилось много страшных и темных бесов, которые не давали им пройти. Все испугались и встали, и в эту минуту появился некто в блестящих одеждах. - Что ты встал и не идешь своим путем? - спросил он Нифона. - Потому что боюсь тех темных бесов. - Ты когда-нибудь молился Богу, чтобы Он дал тебе смирение? - Я всегда прошу смирения у Бога. - Вот, Бог послал тебе смирение, - сказал собеседник подвижника. И тут Нифону показалось, что небесный гость разрезал ему грудь и, вынув оттуда сердце, вставил новое и дивное. С ним святой бесстрашно продолжил начатый путь. Темные бесы весьма смутились от этого и скрежетали зубами, буду-чи не в силах ему воспрепятствовать, а прочие спутники Нифона обратились к явившемуся с просьбой сделать с ними то же, что и с преподобным, дабы и они смогли бы без страха продолжать идти вперед. - Просите и вы у Бога молитвой и постом того, что просил Нифон, и Всемогущий даст вам это, потому что если не попросите, то и не получите, а если не получите, то не сможете пройти этот путь, - наставил их светлый Ангел. Нифон всегда говорил: "Горе мне, грешному". И если кто-нибудь кланялся ему, то подвижник помыслом своим сходил во ад или к ногам того брата, что сделал перед ним поклон, и уничижал себя, сравнивая с самым последним грешником, который никогда не совершил ничего доброго. Святой весьма отвращался человеческой славы. Всякий раз, когда он хотел дать какому-нибудь нищему милостыню, то первым склонял свою голову перед ним, потому что видел в нем Христа, просящего милостыню. Казалось, что Нифон радовался больше того нищего, ведь в его образе он сподобился подать милостыню Самому Господу. В те дни, когда на него восставал лукавый и нечистый бес хулы, подвижник каждый вечер ел черствый хлеб и всю ночь проводил в коленопреклоненных молитвах. Так он провел четыре года и, с Божией помощью, одержал победу: больше этот грех его не беспокоил. Имел Нифон ревность и тщание к молитве. Часто, идя по дороге, он сворачивал с нее и уходил в укромное место, где, преклонив колена, припадал к земле и очень долго молился, так что из-за омертвения членов подниматься ему удавалось с большим трудом. - Господи Боже мой, молитвами Пречистой Твоей Матери прости мне грехи мои, отжени от меня всякое лукавство, зависть, злословие, гнев, нерадение, гордость, сребролюбие, немилосердие, бесчувственность, страсть к спорам, вражду, чревоугодие, пьянство, разжжение, непотребство и горчай-шую славу человеческую. Ей, Боже мой, все отжени от меня, - так молился святой Господу. Каждую ночь он готовил себя как будто бы к погребению: перед сном читал Трисвятое и некоторые тропари из Последования на погребение, две главы из Евангелия и еще две из Посланий святых апостолов. Затем, трижды перекрестив себя и свое ложе и помазав лоб и грудь святым елеем из лампады от иконы Пресвятой Богородицы, предавался недолгому сну. Каждое воскресенье он проводил без сна всю ночь. Еще вечером в субботу он вставал на молитву и пребывал в ней до зари, ни разу за это время не присев. Кроме того, весной, летом и осенью он также молился от зари до третьего часа с воздетыми к небу руками. Подвижник очень любил безмолвие и, сколько это было возможно, избегал общения с людьми. В безмолвии он проводил большую часть времени и чувствовал от этого великую сладость, чего не скажешь о нас: оставляя молчание, мы спешим беседовать, общаться и лишаемся этой радости, по своему неразумию оказываясь в глотке у сатаны, то есть в смятении и смущении от сего мира. Нифон также заботился о хранении ума от злых помыслов и не уставал повторять: - Внимай себе как следует, Нифон, чтобы губитель не похитил чувства, и ты снова не прельстился, как прежде. Так святой говорил потому, что в начале своего покаяния, когда он оплакивал грехи, к нему приходил дух тщеславия, приносил с собой ложную сердечную радость и изгонял всякую скорбь. В это время в нем поселялся помысел о том, что он - блаженный великий подвижник и другого такого, по-добного ему, на свете нет. В эти минуты бес распространял благоухание, как будто бы Ангелы Божий заботятся о подвигах Нифона и окуривают его фимиамом. Так святой прельстился и впал в тщеславие. Но Бог не оставил Свое чадо, дал ему дар рассуждения. Теперь, когда подобные помыслы приходили к Нифону, он тотчас же их узнавал и оплакивал, ведь тот человек, который их принимает, находится далеко от Бога и последует Деннице, который спал с Небес по причине высокомудрия. Только таким образом ему уда-валось их прогонять. Со временем он научился совершенно не принимать и со стыдом отвергать их. Однажды пришел к божественному Нифону один брат и сказал, что его весьма донимают хульные помыслы, более же всего в час молитвы приходят ему на ум многие ереси, злоба и ругательства на Христа, Божию Матерь и святые иконы. От этого инок приходил в отчаяние, он очень боялся, что с небес сойдет огонь и попалит его. - Помыслы хулы приходят от лукавого, который приводит их на ум человеку, дабы смутить и ввергнуть его в отчаяние. Вот почему не следует их бояться и обращать на них внимание: они исходят не от молящегося, а потому никак не могут ему повредить. Они уйдут, если их презирать и ко всему подходить с разумением, ведь такие помыслы - от диавола, они не могут причинить никакого вреда душе, которая их не желает. Как морские волны бьются о камни, лежащие на берегу, и, не причиняя им никакого вреда, возвращаются назад, так и хульные помыслы, наталкиваясь на ум человека, твердого в вере, ничуть ему не вредят, но обращаются на главу беса, что принес их. Тогда, не в силах ничего сделать, побежденный и пристыженный, он убегает. И подвергшийся искушению инок не осуждается, но, более того, венчается как победитель. Внимай себе, брат, не злословь никого, потому что часто хульные помыслы происходят от злословия, - укрепил и отпустил с миром подвижник брата. - В одном городе жил благочестивый и богобоязненный человек, оказывавший многочисленные благодеяния ближним и любивший всех, как Ангелов Божиих, - рассказывал подвижник одному мирянину. - Но облагодетельствованные им содействием диавола возненавидели его: одни считали праведника нечестивцем, другие - лукавым, а третьи - еретиком, и потому безудержно о нем злословили. Мирянин слушал это и, безмерно радуясь, благодарил Бога и молился Всевышнему: "Господи, помилуй ненавидящих, злословящих и ругающих меня, и не наказывай их ради меня ни в сем веке, ни в будущем, но сокруши злобных демонов, восставивших их на меня. И как не отвращаешься от меня, согрешающего, так не оставь ненавидящих и злословящих худого раба Твоего, но спаси их по бесконечной Твоей милости, Да прославится Твое пресвятое имя во веки. Аминь". Таким образом, благочестивый господин сумел избежать страсти злопамятства, а осуждающие его, видя его любовь, образумились и исправились. Святой не поощрял тех, кто подает деньги музыкантам и актерам, певцам и танцорам, ведь эту жертву они приносят не Богу, а диаволу: - Подобно тому как рядом с теми, кто молится, стоят Ангелы Господни и несут их молитву Богу, так и с теми, кто поет и танцует, рядом находятся темные демоны и приносят их кривляния как жертву своему начальнику, сатане. Но те, кто хочет найти милость у Бога, должны часто молиться и не давать уму отвлекаться на посторонние предметы, а собирать его и направлять на молитву. Вот почему необходимо посещать богослужения в церкви, с величайшим вниманием и благоговением слушать слово Божие, не разговаривать друг с другом в храме, не смеяться, не читать и не петь со тщеславием, бесчинно крича, потому что этим они, вместо того чтобы умилостивить Бога, лишь Его прогневляют, - наставлял Нифон. К преподобному все чаще стали приходить люди за душеполезным советом. Всем им он сначала кланялся, а потом говорил: - Простите меня, братья, потому что я, будучи слепым, понуждаемый вашей любовью, хочу быть путеводителем для других. И только после этого с великим смирением святой Нифон наставлял их своими боговдохновенными речами. - Почему древние проводили жизнь в мире, а мы живем сейчас с великим смущением и многими скорбями? - как-то спросил его некий брат. - Потому что они имели сильную любовь ко Господу и ближнему, держались правды и истины, а когда хотели принести жертву Богу, или дать милостыню нищим, предлагали только лучшее, чистое, неоскверненное никаким коварством и неправдой. Вот поэтому они жили в мире - Создатель слышал все их прошения. Мы же поступаем наоборот: самих себя любим больше Творца и ближнего, ни правды не держимся ни истину не храним, но проводим жизнь во зле и коварствах. Все лучшее мы оставляем себе, обожествив свое чрево. Мы служим ему, а Вседержителю и ближнему приносим все негодное и бесполезное. От этого Всемилостивый и не слышит наши прошения, и мы подвергаемся многим скорбям и искушениям, - ответил ему подвижник. - Когда я пришел в чувство от своих грехов и приступил к делам покаяния, то не прошло и трех лет, как однажды вечером ко мне пришел помысел, что вот, уже столько времени я прошу Бога, а Он не дал мне никакого дара. Я осквернил Святое Крещение своими грехами, и Бог меня не слышит. С этими скорбными мыслями я уснул и увидел сон. Я находился в прекрасном храме, где на Престоле славы восседал Господь наш Иисус Христос. Воздвигнув к Нему руки, я стал молиться словами Псалтири: «Услышь, Боже, молитву мою и не скрывайся от моления моего» (Пс. 54: 2). И Вседержитель, преклонив главу, слушал мою молитву о том, чтобы от меня отошел злобный дух робости. - Я слышал твою молитву, будет тебе, как ты просил, - сказал мне на это Господь, и чуть позже вновь обратился ко мне: - Нифон, Нифон, в сей вечер ты опечалил Меня помышлением своим о том, что просишь Меня столько времени, а Я не дал тебе никакого дара. Но разве ты каждый день не просишь Меня также не давать тебе земной славы? О каком же даре ты тогда говоришь? Даре языков, или даре пророчества, или даре исцелений, или о чем-то другом? Но ты сам не хочешь и не просишь их, чтобы тебя не прославляли за это люди. Скажи мне, то, что у тебя есть, разве не дар? Воздух, которым дышишь, небо, земля, море и все, что в них и на них, разве не дал Я вам это в дар? А что вы, люди, Мне дали за это? Ничего. Но еще хуже: вместо воздаяния - оплевали Меня, заушали, били, пригвоздили ко Кресту, уксусом и желчью напоили Меня... А Тело Мое и Кровь Моя, что Я дал вам, разве не дар? А богатства всей земли, что такое? Птицы небесные, рыбы морские и все прочее, разве не дар? Разве не дар то, что ради любви к вам Я умер, и был погребен, и избавил вас от ада, и ввел вас в Мое Царство? Кто другой из вас сделал для вас столько же добра? Как же ты говоришь, что Я не дал тебе никакого дара? А теперь посмотри, и увидишь, что дух трусости связан. В этот момент Нифон увидел напротив себя быка, так крепко привязанного к столбу, что не мог пошевелиться, лишь яростно вращал глазами, ища как бы разорвать путы. С той поры, с помощью Божией, подвижник избавился от страсти боязливости, которая в значительной степени владела им с самого юного возраста. Например, когда он хотел пойти в церковь ночью, или когда видел страшный сон. Один юноша, который вел праведную жизнь, пришел к святому и попросил его сказать слово о спасении души. - Если ты, чадо, очень сильно хочешь спасти свою душу, обитая среди людей, то исполняй следующее: не враждуй ни с кем, никогда не имей ни к кому ненависти, не осуждай, не злословь, никогда не думай, что соблюдаешь святую жизнь, не возносись, не говори и не помышляй о том, кто добродетелен, а кто - греховен, но относись ко всем одинаково, с чистым сердцем, как к членам Христовым. Помимо этого не слушай тех, кто злословит, не будь скор на язык, и поспешен в молитве. Не мсти, не враждуй с тем, кто причинил тебе зло или осудил тебя, но сострадай ему и возлюби, как своего благодетеля. Всегда думай о своих грехах, поноси себя и враждуй с собой. Будь смирен, чист душой и телом от всякой скверны, будь кроток, спокоен, мирен, приветлив со всеми, добр, сострадателен, милосерд, украшен всякой правдой и истиной. Поистине будешь с Богом, когда станешь считать себя хуже всех людей. Никогда не думай, что достиг высшей меры, но всегда говори своей душе, что она грехами превзошла демонов, а доброго ничего не сделала и в самой малой мере, поэтому ее ожидает великое страдание. Молитва христианина должна быть подобна смиренному и сокрушенному воздыханию мытаря. Ум и уста должны быть направлены к Горнему: «Грехопадения кто разумеет? От тайных моих очисти мя» (Пс.18:13), - так необходимо постоянно говорить себе. Единственной заботой и попечением должно стать спасение души, о потребностях же телесных позаботится Бог, как Он Сам обещал это в Святом Евангелии. Ведь если всеми силами стремишься попасть в Царствие Небесное, нужно освободиться от всего земного: кто плывет с большим грузом, быстро утонет. Все телесные страсти умерщвляются малоедением и бдением, поскольку все они - бесы, и прогнать их, как сказал Господь, можно только постом и молитвой. Если хотим, чтобы в день Суда Господь пожалел и помиловал нас, мы должны любить, миловать и жалеть своих братьев, употребляя для этого то, что нам даровал Бог, - не уставал повторять блаженный. Однажды ночью после обычной своей молитвы святой прилег отдохнуть и увидел во сне зеленую равнину, где паслось множество овец, а пастуха у них не было. В тот момент, когда преподобный размышлял, что волк может напасть на них, перед ним появился величественного вида муж, одетый в апостольские одежды. - Нифон, почему ты думаешь, что у овец Царя нет пастыря? Ты их пастырь, потому что тебя назначил Царь пасти их, - обратился он к подвижнику. - Как я, непривычный и слабый, могу их пасти? - в недоумении спросил Нифон. - Создатель определил это тебе, и не противься, - сказал посланник Божий и тотчас дал ему в руки пастушеский посох, а потом, показав на овец и загон, ушел. Проснувшись, святой стал размышлять и понял, что овцы Царя - это народ Божий, а загон - Церковь. Весьма убоявшись, чтобы здесь, в Константинополе, его не рукоположили во епископа, он взошел на корабль и отплыл в Александрию, где тогда Патриархом был блаженный Александр. В те дни множество клириков и мирян из города Констанцианы при-шли в Александрию к Патриарху и поведали о кончине их епископа. Народ Божий просил Патриарха поставить над ними нового владыку. Тогда предстоятель Александрийской Церкви стал молить Бога открыть ему, нет ли кого достойного для такого великого послушания, и в ту же ночь увидел во сне апостола Павла. - Ступай завтра в церковь, и того, кто будет похож на меня лицом, но без плешины, даже вопреки его желанию рукоположи во епископа, - сказал Александру первоверховный апостол. На другой день в церкви Патриарх увидел божественного Нифона и сказал своему архидиакону (им был Афанасий Великий): - Вон тот человек ведь похож на апостола Павла? - Да, похож на апостола, и достоин пасти овец Христовых, потому что я вижу Ангелов, которые сопровождают его и надевают ему на голову венец из драгоценных камней, - отвечал Афанасий Великий. Тогда Патриарх подозвал Нифона к себе. - Тебя, отче, Бог поставил пастырем, чтобы пасти сих словесных Его овец, стоящих вокруг нас. - Отче святый, я недостоин, - попытался возразить Нифон. - Ах, если бы я был таким же достойным, как и ты!.. Не противоречь решению Божию, - вразумил будущего архипастыря Александр. Божественный Нифон нехотя склонил главу и был поставлен епископом Констанцианы. В первый день он был рукоположен в диакона, на следующий день - во священника, а на третий - во епископа. Во время его хиротонии, как позже рассказывал Афанасий Великий, на него сошел Дух Святый в виде огня. В радости весь народ Констанцианы лобызал десницу Нифона. Вместе с ним Патриарх послал в эту епархию своего архидиакона Афанасия и прочих клириков, чтобы они по положенному чину совершили интронизацию нового епископа. Все христиане радовались великой радостью и прославляли Бога, удостоившего их такого пастыря. Приняв на себя великий груз святительства, божественный Нифон предался еще большим подвигам. Он, как истинный пастырь, окормлял Христовых овец на спасительных пажитях заповедей Божиих, всегда напоял их водами Евангельского учения, став для христиан Констанцианы образцом и примером всего благого. Преподобный с дерзновением поучал не только весь народ, но и находил время наставлять каждого: грешников - исправлял, добродетельных - укреплял, скорбящих - утешал, тех, кому угрожала опасность, - избавлял, поступающих несправедливо - вразумлял, обижаемых - защищал, о сиротах - заботился, нищим - подавал щедрую милостыню, больных - исцелял. Всеми руководил Нифон и духовно, и телесно, всех любил, как духовных своих чад и ради их спасения, по заповеди Господа нашего, отдавал свою жизнь: «пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10,11). Но и Нифон был человеком смертным. Когда святителю пришло время упокоиться от своих священных подвигов, чтобы пойти к желанному им Богу и насладиться наградой за свои труды, Господь открыл ему день кончины. У Нифона был обычай каждый день поучать народ слову Божию. Однажды, когда преподобный отпустил паству и прилег, он увидел сон. Перед ним появился величественный царский дворец, внутри которого находился выполненный с большим искусством огненный Трон. Это Царское Седалище парило в воздухе, на Нем сидел некий Прекрасный Правитель, окруженный сиянием и неизреченной славой. Вокруг Него стояли тысячи тысяч, блистающие, как молнии. - Михаил, покажи нашему другу место его упокоения, -послышался глас от Трона. И тогда Архистратиг Михаил привел Нифона в светлое место, где было бесчисленное множество достойных изумления дворцов, в одном из них, величественном и высоком, находилось множество облаченных в светлые одежды мужей. - Владыко, доколе ты не дашь нам возлюбленного нашего? - вопросили они Начальника Небесных Сил. - Благоволением Отца и Сына и Святаго Духа он будет послан вам через три дня, - обрадовал их Архистратиг Михаил. - По безграничной милости и человеколюбию Божию дарован тебе сей дворец на отдохновение в нем во веки вечные, - обратился затем Архангел к Нифону. Пробудившись, святой поведал об этом сне своему ученику, а от него узнали уже все клирики. Весть о том, что через три дня святой Нифон отойдет ко Господу, разошлась в народе, и у всех был великий плач и скорбь. Однако, позвав их, подвижник стал утешать христиан такими словами: - Дети мои возлюбленные, когда я буду ближе к Богу, то всегда буду молить Его о вашем спасении. Узнал о приближающейся кончине архиерея Констанцианы и Афанасий Великий, уже Патриарх Александрийский. Он сразу же пришел к святому. - Для чего ты, Владыко святый, принял труд прийти ко мне, недостойному?- спросил Патриарха святитель Нифон. - Я пришел, отче, чтобы насладиться общением с тобой, и, поскольку ты уходишь в Горний Иерусалим, то в час, когда ты предстанешь на поклонение Богу, попроси Его о мо-ем спасении, - отвечал предстоятель Александрийской Церкви. - И ты, Владыко, прошу, не забывай меня, когда будешь совершать Божественную литургию, вынимай за меня частицу, потому что приношение Господу за усопших дарует им великую пользу. Тот, кто после моей смерти сделает это ради оставления моих грехов, получит в час своей смерти великую помощь от Вседержителя, Который покроет множество грехов и молящегося, и моих. А я тоже буду ходатайствовать перед Творцом за него, - с этими словами он умолк и всю ночь совершал песнопения, благодарил Всемилостивого и молился не только за себя, но и за весь мир. В утренний час к подвижнику пришел Ангел Господень. - Радуйся, Нифон, и веселись, потому что к тебе идет Господь, - сказал он преподобному. Услышав об этом, святой весьма обрадовался. Но через некоторое время с ним случился сильный приступ и, велев положить на пол циновку, владыка тихо прилег на нее. Когда рассвело, к нему пришел Афанасий вместе со всеми кли-риками и множеством народа. - Отче, может ли болезнь принести пользу человеку? - спросил Патриарх. - Подобно тому, как золото, помещенное в горнило огненное, очищается, и с него сходит вся нечистота, так и человек, когда заболеет, если благодарит Бога, то очищается и сбрасывает с себя нечистоту греховную, - ответил святитель и заплакал, зарыдали также и все стоявшие вокруг него. Затем лицо его снова просияло так сильно, что все содрогнулись. - Благодарю вас, богоносные мои апостолы, что не замедлили прийти ко грешному старцу, - произнес преподобный. - Радуйтесь о Господе, мученики! Благодарю вас, пророки мои честные, что пришли ко мне, недостойному! Радуйтесь о Господе, святые мои иерархи, и все преподобные, и праведные! - далее продолжил епископ. В этот момент Афанасий Великий увидел святых, которые по одному подходили и приветствовали старца. - Радуйся, Благодатная Богородице Марие, свет мой, покров мой и утверждение мое. Премного благодарю Тебя за Твои ко мне благодеяния! - воскликнул святитель и весь исполнился великой радости. Через некоторое время в келье распространилось неизреченное благоухание, лицо преподобного так засверкало, что народ от страха выбежал во двор. - Приди ко Мне, благословенная душа, носящая Мое смирение. Аз есмь Христос Твой, Которого ты сделал Своим, повторяя всегда: "Христе мой, Христе мой". Вот Я, Христос Твой, приди же ко Мне, - раздался кроткий глас. - В руце Твои, Владыко, предаю дух мой, потому что Ты еси Христос мой, Сын Бога Живаго, - тотчас сказал святой, простерев руки, и предал дух. Тогда все начали скорбеть, что лишились его, но Афанасий Великий утешал их, повторяя, что нужно не плакать, а прославлять и благодарить Бога, Который удостоил христиан Констанцианы иметь покровителем города такой избранный сосуд Духа Святаго, как владыка Нифон. Народ от великого благоговения и любви к святому пожелал взять те одежды, что носил подвижник. Патриарх совершил все положенное для погребения и святые мощи Нифона с честью и благоговением положили в храме Святых апостолов. И до сих пор больные, которые приходят к гробнице преподобного и с верой и молитвой обращаются к нему, скоро получают исцеления даже от неизлечимых болезней, во славу Отца и Сына и Святаго Духа, Единого Божества и Царства, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь. Оглавление Житие и подвиги преподобной матери нашей и учителя Синклитикии, подвизавшейся в IV веке Сия блаженная Синклитикия (некоторые говорят, что эта преподобная и была той самой девой, которая шесть лет скрывала в колодце Афанасия Великого. - Авт.) происходила из Македонской области. Предки ее, услышав о боголюбивых и христолюбивых нравах жителей Александрии, покинули Македонию и прибыли в Александрию, где вера хранилась в простоте и с истинной любовью, предпочтя чужбину собственной родине. Преподобная принадлежала к известному роду и обладала всеми мыслимыми благами этой жизни. С малых лет блаженная целиком предалась любви к Богу, совершенно не заботилась о телесном и, несмотря на то, что отличалась необыкновенно красивой внешностью, была весьма целомудренна. Многие юноши хотели на ней жениться: кто - ради богатства, другие - ради порядочности ее родителей, третьи - из-за ее красоты. Да и сами родители склоняли дочь к браку, чтобы через нее сохранить преемство рода. Однако целомудренная и твердая волей Синклитикия не поддавалась на их убеждения, но, когда слышала о плотском браке, помышляла о Божественном, не обращая внимания на земных женихов, с надеждой взирая лишь на Небесного Жениха Христа, Которого возлюбила всей душой. Вот почему ни многочисленные шитые золотом одежды, ни разноцветные драгоценные камни, ни музыка, ни пиры, ни другие мирские блага не могли изменить ее намерения. Ни слезы родителей, ни просьбы родных нисколько не умягчали преподобную и не поколебали ее душевного настроя. Она была тверда, как адамант, и совершенно не отвлекалась от Желанного Христа. Преподобная затворила свои телесные чувства и беседовала с Мысленным Женихом, повторяя слова невесты из Книги Песни песней Соломона: «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему» (Песн. 2: 16). Если при блаженной велись мирские разговоры, то она старалась их избегать. Синклитикия собирала ум свой в глубине сердца, отверзая его во время душеполезных бесед. Прилежала преподобная и посту - этому полезному для тела лекарству. Она его любила, и не было у нее никакой другой добродетели, равной этой. Дева полагала, что эта добродетель является основанием для соблюдения всех прочих. Когда же ей слу-чалось вкусить пищи в неустановленное время, она изменялась: лицо ее приобретало желтый оттенок, она на глазах худела, более того, тело ее усыхало. Известно, кто вкушает пищу с наслаждением, те телом нежны и полны, а те, кто ест с отвращением, тощи и худы. Об истине этих слов свидетельствуют больные, которые, из-за того что вкушают с отвращением, остаются худыми и немощными телом. Блаженная Синклитикия старалась утончить свое тело, однако душа ее становилась от этого только крепче: «но аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни» (2 Кор. 4: 16), - говорит апостол Павел. При этом никто не знал, что преподобная совершала такие подвиги. Когда умерли родители блаженной, она взяла с собой свою слепую сестру и отправилась к одному родственнику, в местность, называемую Ироос, которая находилась на большом расстоянии от Александрии. Раздав нищим все имение, святая дева позвала пресвитера и остригла волосы. Этим она засвидетельствовала, что душа ее освободилась от мирских попечений: Синклитикия стала монахиней. - Я удостоилась получить великое имя, и достойно могу воздать Тому, Кто мне его дал. Если люди тратят все свое богатство на то, чтобы получить временную славу мира сего, то насколько более я должна отдать моему Владыке Хри-сту (вместе с имением моим и телом) за такую великую благодать, что удостоилась стать монахиней. Но что я говорю, отдать за Христа имение мое и тело, когда все это и так принадлежит Ему?.. «Господня бо земля и исполнение ея» (1 Кор. 10: 28), - этими словами преподобная облеклась в смиренномудрие и предалась безмолвию. Поскольку блаженная приуготовила себя к подвижническим трудам находясь еще в отеческом доме, то, став монахиней, продолжала и далее преуспевать в добродетелях. Ведь те, кто приобщается к этому божественному таинству мо-нашеского жития без предыдущего приготовления, не могут преуспеть и не достигают цели монашеской жизни, ибо они подробно не изучили, что для этого требуется, и какова цель. И как те, кто собирается в путь, сначала заботятся о том, чтобы взять с собой все необходимое, так и преподобная с самой юности сначала подготовила себя подвигами, а затем бесстрашно пустилась в путь, ведущий к Небесам. Вооружившись всем необходимым для завершения постройки дома своей души, она воздвигла прочную башню. Для создания жилища чувственного требуются камни, раствор, дерево и прочие вещественные материалы. Но преподобная не собирала, а наоборот тратила их, раздавая свое имение нищим. Этим она отогнала гнев и злопамятство, отвергла зависть и тщеславие, и основала жилище на камне. И башня ее поэтому стала знаменитой и неприступной. Но к чему многословить? Еще в начале своих подвигов, благодаря сильной ревности и горению духа, блаженная Синклитикия превосходила всех прочих монахинь, которые уже много лет провели в подвижнических трудах. О ее духовном пути ничего неизвестно, потому что она никому не позволяла наблюдать за собой: она не хотела, чтобы о ее подвигах судачили люди. Ведь преподобная не столько заботилась о совершении добрых дел, сколько о том, чтобы скрыть их от людей. Святая дева делала так не из корысти, но движимая Божественной благодатью, дабы не искать славы человеческой. Синклитикия всегда руководствовалась Евангельскими словами: «да не увестъ шуйца твоя, что творит десница твоя» (Мф. 6: 3). С раннего возраста до отрочества она уклонялась от разговоров не только с мужчинами, но и с женщинами, поэтому ее не прославляли за чрезмерность подвига, а общение с братией и потребности телесные не препятствовали преподобной совершенствоваться в добродетели. Все это помогало Синклитикии наблюдать за намерениями своей души в самом начале их появления и не позволять себе повергаться в похоти телесные. Подобно тому, как садовник срывает плоды и подрезает ветви деревьев, так и преподобная постом и молитвой отсекала терние страстей. Если же прорастала и поднималась в ней какая-либо страсть, то она отсекала ее посредством телесных истязаний, разнообразными трудами и часто мучила себя не только голодом, но и жаждой. В минуты брани с диаволом блаженная, в начале славословия, призывала на помощь Владыку Христа, ибо не довольствовалась одним лишь физическим подвигом, заграждась от львиного натиска диавола. Тотчас же с молитвой приходил Господь, а враг убегал. Но иногда враг подолгу восставал на нее, а Вседержитель оставлял подвижницу, чтобы еще более закалить ее добродетельную душу. Преподобная же убеждалась, что продолжительная брань становится причиной больших дарований, и еще более укреплялась на врага. Она умерщвляла себя не только через воздержание от большого количества пищи, но отказалась от всего, что доставляет удовольствие: хлеб вкушала только из отрубей, воду очень часто совсем не употребляла, спала на голой земле, и то совсем немного. Синклитикия употребляла подобное оружие до тех пор, пока продолжалась брань. Она постоянно ограждала себя молитвой, как щитом и верой, соединенной с надеждой и любовью, как шлемом. Вера крепко обнимала всю ее душу, а, кроме того, преподобная была весьма милостивой, не всегда в действии, но всегда в произволении. Когда враг был побежден, и брань утихала, преподобная давала себе отдых от чрезмерного подвига. Делала она это для того, чтобы члены тела не отторгнулись от мышц, что стало бы признаком поражения. Ведь когда повреждается оружие воина, на что другое ему еще надеяться, как тогда победить в брани? Некоторые повредили себе немыслимым постом выше силы, и таким образом как бы уклонились от битвы с врагом, погубив самих себя. Но блаженная Синклитикия все делала с рассуждением: когда начиналась брань, она воевала с врагом молитвой и упражнениями, а когда прекращалась - снова начинала заботиться о теле. Так поступают моряки. Когда их настигает буря, они ничего не вкушают, а все свое искусство употребляют на борьбу с опасностью, когда же опасность минует, они начинают заботиться о поддержании телесных сил, обычно пользуясь штилем для отдыха от прежних трудов. Однако даже и в затишье они не проводят время без забот, не предаются глубокому сну. Только что выдержав испытание бурей, они снова думают о буре грядущей, и хотя шторм и прекратился, но море не уменьшилось, хотя ветер и утих, но воздух, порождающий его, присутствует. Точно так же бывает и в вещах духовных. Хотя подвижники изгоняют злобного духа похоти, но диавол, имеющий власть над этой страстью, рядом. Поскольку мы не уверены, каким будет море, нам необходимо молиться всегда - по причине диавольской злобы. Преподобная, хорошо знакомая с бурями настоящей жизни, предвидела смущения от бесов, а потому со всяким тщанием управляла кораблем своей души с помощью руля благочестия и без смущения вела его в спасительную пристань, бросив вернейший якорь веры.
Категория: ЭТО ИНТЕРЕСНО | Добавил: CIKUTA (06.12.2017)
Просмотров: 11
 
ПОДЕЛИТЬСЯ / РАЗМЕСТИТЬ НА СВОЕЙ СТРАНИЦЕ СОЦ СЕТИ

Всего комментариев: 0
avatar

ВАШ КОММЕНТАРИЙ / YOUR COMMENT | ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦ СЕТЬ / SIGN IN VIA SOCIAL NETWORK
ПОИСК
ВХОД НА САЙТ
БАННЕР
СОЗДАНИЕ БАННЕРОВ


ВСЕХ ВИДОВ И ТИПОВ
ОТ ПРИМИТИВА
ДО ЭКСКЛЮЗИВА
НОМИНАЦИЯ

 НОМИНАЦИЯ 
ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

Жизнь / Рождение / Смерть / Пространство / Место / Материя / Время / Настоящее / Будущее / Прошлое / Содержание / Форма / Сущность / Явление / Движение / Становление / Абсолютное / Относительное / Абстрактное / Конкретное / Общее / Единичное / Особенное / Вещь / Возможность / Действительность / Знак / Знание / Сознание / Означаемое / ОзначающееИскусственное / Естественное / Качество / Количество / Мера / Необходимое / Случайное / Объект / Субъект / Самость / Человек / Животное / Индивид / Личность / Общество / Социальное / Предмет / Атрибут / Положение / Состояние / Действие / Претерпевание / Понятие / Определение / Центр / Периферия / Вера / Атеизм / Априорное / Апостериорное / Агент / Пациент / Трансцендентное / Трансцендентальное / Экзистенциальное / Добро / Зло / Моральное / Нравственность / Прекрасное / Безобразное / Адекватное / Противоположное / Разумное / Безумное / Целесообразное / Авантюрное / Рациональное / Иррациональное / Здоровье / Болезнь / Божественное / Дьявольское / Чувственное / Рассудочное / Истинное / Ложное / Власть / Зависимость / Миролюбие / Конфликт / Воля / Потребность / Восприятие / Влияние / Идея / Философия / Гармония / Хаос / Причина / Следствие / Игра / Реальное / Вид / Род / Внутреннее / Внешнее / Инструмент / Использование / Цель / Средство / Модель / Интерпретация / Информация / Носитель / Ирония / Правда / История / Миф / Основание / Надстройка / Культура / Вульгарность / Либидо / Апатия / Любовь / Ненависть / Цинизм / Надежда / Нигилизм / Наказание / Поощрение / Научность / Оккультизм / Детерминизм / Окказионализм / Опыт / Дилетантизм / Отражение / Этика / Парадигма / Вариант / Поверхность / Глубина / Понимание / Неведение / Предопределение / Авантюра / Свобода / Зависимость / Смысл / Значение / Структура / Материал / Субстанция / Акциденция / Творчество / Репродукция / Теория / Практика / Тождество / Различие 
 
ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Храм Святой Троицы
HRAMTROITSA.RU
ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 
ЕПАРХИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ 
ЦЕРКОВЬ


Контакты :
Адрес Епархиального
управления:
153000 Иваново,
ул. Смирнова, 76
Телефон: (4932) 327-477
Эл. почта:
commivepar@mail.ru
Для официальной:
iv.eparhiya@gmail.com
Епархиальный склад:
Телефон: (910) 668-1883
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

МИТРОПОЛИТ ИОСИФ
НАПИСАТЬ ОБРАЩЕНИЕ
РАССКАЗАТЬ О ПРОБЛЕМЕ
 
 
ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО
 
 
ГИПЕРИНФО ПУБЛИКУЕТ
ВСЕ ОБРАЩЕНИЯ.
МЫ ЗНАЕМ !!!
КАК СЛОЖНО
ДОБИТЬСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
ОТ ЧИНОВНИКОВ
 
 
НЕ МОЛЧИТЕ!
"СТУЧИТЕ, И ОТВОРЯТ ВАМ" -
СКАЗАЛ ХРИСТОС.
С УВАЖЕНИЕМ К ВАМ
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА.
 
 

     
     
     
     


 
 



   HIPERINFO © 2010-2017  06:56 | 11.12.2017