- 228 Просмотров
- Обсудить
Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Евфимия Нового, подвизавшегося в X веке Сей преподобный отец наш Евфимий был родом из Иверии, из города Тао, сын благочестивых, знаменитых и богатых родителей. Когда отец Евфимия отрекся от временной и преходящей знатности и славы мира сего, предпочтя обогащающую во Христе нищету и облекшись в ангельский монашеский образ (с именем Иоанн), он отправился в Кон-стантинополь. Евфимий же, будучи еще весьма малым, остался со своим дедом, мужем знаменитым в славе и добродетели. Дед и воспитывал его в «учении и наставлении Господнем» (Еф.6: 4). Прошло немного времени и дед, взяв с собой Евфимия, пришел в Константинополь, чтобы найти сына своего Иоанна. Найдя его, дед, плача, уговаривал сына вернуться на родину, но тот не только не послушался, но всячески пытался удержать с собой сына Евфимия, что заставило отца сильно опечалиться. Поскольку между ними вышел спор: Иоанн хотел оставить сына у себя, а дед не позволял этого, царь Никифор, узнавший о распре, приказал обоим прийти к нему и при-вести с собой Евфимия. Когда они втроем предстали перед царем, и он услышал всю историю, то велел не тянуть дитя силой, каждый к себе, а оставить суд об этом Богу. К кому ребенок захочет пойти сам, к тому пусть и идет. Как только ребенка отпустили, он тотчас же подбежал к своему отцу, которого никогда не видел и до того часа не знал. Поступок ребенка у присутствующих вызвал изумление и слезы. Приняв как бы из рук Божиих своего сына, блаженный Иоанн немедленно облек его в монашеский образ и отдал учиться. Добрый Евфимий обладал не только острым умом, но имел большую горячность и прилежание, так что в скором времени изучил и внешнюю премудрость и внутреннее богомудрие, вместив в себя учения духовные. Вскоре он тяжело и сильно заболел, но попечением и помощью Пресвятой Владычицы нашей Богородицы через некоторое время избавился от болезни. Он продолжал преуспевать в добродетели, премудрости, благодати и во многом другом, достойном удивления, из чего всем становилось понятно, каким дивным мужем он будет. Поэтому мы расскажем об одном из чудес Евфимия во уверение истинности многих других. Однажды пришел к Евфимию один еврей, чтобы побеседовать с ним о вере. Блаженный же Евфимий никак не хотел говорить с ним, так как был убежден, что с евреями напрасно беседовать. Однако, поддавшись на уговоры отца, он все же согласился и вынужден был опровергать слова еврея до-казательствами из Ветхого Завета. Не в силах вынести поражения, мерзкий еврей стал хулить Господа нашего Иисуса Христа, а блаженный Евфимий воспылал божественной ревностью и сказал: "Да заградятся уста, яже глаголют хулы на Господа и Бога нашего". И - о чудо! - тотчас еврей онемел, упал на землю, испуская из богохульных уст пену, и так лежал, представляя собой жалкое зрелище. На другой день он изверг мерзкую свою душу. Это чудо вызвало у всех страх и удивление, сделав дивного Евфимия знаменитым во всем Константинополе. Ненавидя славу человеческую, как противную славе Божиеи, блаженный тотчас же ушел из столицы и отправился месте со своим отцом на Святую Афонскую Гору. Встретив там преподобного Афанасия, они хотели все вместе поселиться с ним в Священной Лавре, но божественный Афанасий, провидя прозорливыми душевными очами по Божию откровению благодать Святаго Духа, обитавшую в Евфимие, убедил его принять священнический сан. Тот поначалу не хотел, ссылаясь на свое недостоинство, но позже послушался преподобного и был рукоположен во священника. После этого святой прилагал подвиги к подвигам воздержание к воздержанию и умножил в себе все те блага, что имел, став божественным сосудом Пресвятаго Духа. Он перевел Священное Писание на язык иберов, написал много книг учительных, построил множество храмов и больниц и всю Святую Гору украсил обителями. Кто сможет достойно поведать о его благородном отношении к людям о его несравненном смирении, благодаря которому он четырнадцать лет обихаживал своего немощного отца и помогал великому Афанасию? Когда оба они отошли ко Господу, блаженный Евфимий заботился о Священной Лавре, и не только о ней, но и о всех монастырях Святой Горы. Он был ревностен и скор в заботах о душах и телах братьев, а бо-жественные его уста всегда источали реки премудрости и учение во славу Божию. Однако, любовь к крайнему безмолвию возобладала, и он поставил игуменом Лавры своего родственника Георгия, а сам стал подвизаться в одиночестве, угождая Богу день и ночь. И никто не знал о его духовных подвигах и плодах, потому что преподобный старался совершать их втайне, чтобы о них знал только Бог, Который и сделал его подвиги известными, о чем будет рассказано далее. Однажды преподобный пришел в Салоники и был с большой любезностью принят местным архиереем, который был дивен в добродетели, но и сам, в свою очередь, поражался жизни преподобного. Архиерей дружил с одним евреем, который служил ему, поэтому архиерей, в награду за дружбу, всегда советовал и убеждал его многими поучениями уверовать во Христа. Однако тот никак не слушался. Все то время, что преподобный был с архиереем, и еврей тоже приходил к нему. Епископ давал ему спасительные советы, которые не убеждали еврея, и, во время бесед о вере, он употреблял слова, полные бесстыдства, уничижая и вменяя ни во что слова архиерея. Однажды архиерей попросил преподобного опровергнуть высокомерного еврея мудрыми своими речами, однако истинный ученик кроткого и смиренного Иисуса Христа сказал, что он земля и пепел, и что уговаривать еврея подобает архиерею, а не ему, но епископ просил его снова и снова и преподобный вынужден был согласиться. Блаженный Евфимий опроверг слова еврея доказательствами из пророков, заставив того умолкнуть, ясно проповедал о домостроительстве Господа нашего, так что еврей, не в силах вынести стыда, начал говорить хульные слова на Христа Посмотрев на него, святой произнес: "Да заградятся твои нечестивые уста, глаголющие ложь и хулу против Творца и Владыки всего Христа". В тот же миг еврей онемел и упал на землю, при этом глаза его окосели, а рот свернулся набок. Увидев такое, все бывшие там евреи и христиане изумились и очень испугались. Припав с мольбой к преподобному, они стали просить его сжалиться над евреем и исцелить его. Услышав их мольбы, святой Евфимий пожалел еврея и, осенив его знамением Животворящего Креста, исцелил, сделав здоровым, как и прежде. После этого еврей стал громогласно возвещать, что Иисус Христос есть Истинный Бог и Творец всего, Хранитель и Промыслитель всех живых существ, а затем крестился не только сам вместе со своими домочадцами, но и все бывшие там евреи, которые присутствовали при этом чуде, а многие другие евреи уверовали во Христа. В благодарность исцелившийся принес преподобному много денег, но тот не принял их и велел раздать нищим. Случилось однажды на Святой Горе сильное бездождие, и все отцы по причине засухи были объяты скорбью. Они стали просить преподобного помолиться Богу и лишь с большим трудом смогли убедить его. Преподобный Евфимий поднялся в Часовню пророка Илии, что вблизи Иверского монастыря, и со слезами стал молиться Всемилостивому Богу, принося Ему Словесную и Бескровную Жертву. И - о чудо! - тотчас же полил такой сильный дождь, что досыта напоил землю, и все прославили Бога, прославляющего прославляющих Его. Издревле у Святогорских монахов повелось в светлый праздник Преображения Спасителя подниматься на вершину Горы Афон, служить Всенощное бдение, а на следующий день, после совершения Божественной литургии, спускаться вниз. Однажды, в этот праздник, поднялся на вершину и божественный Евфимий вместе со многими другими братьями. Когда же они захотели совершить Божественную литургию, то стали единодушно просить об этом преподобного. Евфимий с великим смирением послушался и начал служить. Когда же он произнес: "Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще", а братья ответили: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф", внезапно всех объял невыносимый свет, и затряслась земля. Все братья тут же по-падали на землю вниз лицом, только блаженный Евфимий стоял без движения, похожий на столп огня. Это чудо сделало его еще более известным повсюду. Поэтому, когда отошел ко Господу архиепископ Кипрский, тогдашний царь ромеев послал к святому людей с письмом, горячо прося его принять попечение над архиепископией. Преподобный же не хотел об этом и слышать, говоря, что недостоин такового попечения, и что заслуживает он только, чтобы его окормляли, а не он должен окормлять других, ибо в сердце его укоренена была мать всех добродетелей - сми-ренномудрие. Диавол-отступник, который всегда завидует и воюет на добрые и богоугодные дела, не мог спокойно взирать на богоугодные подвиги святого, которые он совершал всякий день, во славу Христа, Бога нашего, и от зависти и злобы сгорал еще больше. Найдя монаха, который только по внешнему ви-ду был таковым, а в сердце - прескверным и нечистым, достойным жилища диавола, он вошел в него и внушил убить преподобного, нашептывая монаху, как некогда в древности нашептал Еве: "Если убьешь преподобного, то получишь великую награду". И тот несчастный с ревностью взялся за дело, приготовив нож и поднявшись в башню, где была келья преподобного. Ученик святого, заметив, что тот полностью покорен демону и держит в руке нож, закрыл дверь кельи, не дав ему войти. Не найдя преподобного, чтобы утолить бешенство, которое он в нем вызывал, убийца вонзил нож в его блаженного ученика. Убежав оттуда с бесчинными криками и шумом, он встретил другого ученика преподобного, на которого напал тем же образом. Затем, пробежав небольшое расстояние. монах упал лицом на землю, и с бесовскими речами на устах изверг гнусную свою душу. А святой, благодатью Духа Святаго узнав о случившемся с учениками по действию диавола, спешно спустился с башни и постриг обоих своих учеников в великую схиму, после чего оба они скоро отошли ко Господу. Бесстыдный же и грязный пес диавол не мог взирать на подвиги преподобного во славу Божию, и снова подговорил некоего садовника зарезать святого. Тот приготовил нож, подошел к святому и ударил его в живот. Но - о чудо! - святой не потерпел никакого вреда, конец ножа стал как воск, а рука, ударившая преподобного, высохла и осталась без движения. Тогда садовник, со слезами припав к ногам преподобного, исповедал ему диавольский замысел и просил о прощении и исцелении. Сжалившись, святой помолился о нем Богу, и его душе и телу было даровано здоровье. Какими словами можно достойно поведать о добродетелях преподобного? Он был сострадательным, веселым, безгневным, смиренным, проводил все ночи в непрестанной молитве и стоянии пред Богом, соблюдал скудость и в пище, и в одежде, сурово обращался с телом, ибо носил тяжелые вериги. Проще говоря, он был ангелом в земном теле и светильником в мире, имеющим слово жизни. Но поскольку повсюду нас преследуют соблазны, ведь земля по преимуществу есть место соблазнов, случались некоторые и на Святой Горе. По этой причине отцы попросили святого пойти в царствующий град, чтобы царским указом искоренить из их среды соблазны и обеспечить в этом месте прочный мир. Послушавшись их, преподобный отправился в Константинополь. Царь со всем синклитом архонтов с благоговением приняли его, дружелюбно приветствовали и тотчас же исполнили его просьбу. Находясь в столице, преподобный однажды поехал с одним монахом на муле по какой-то нужде в ту часть города, которая называлась Платия. По дороге им встретился нищий, просивший милостыню. Увидев его, святой сжалился и хотел ему что-нибудь дать, но вдруг мул испугался, рассвирепел и, сильно дернув преподобного, побежал, бесчинно стуча копытами, и не останавливался до тех пор, пока не сбросил святого Евфимия на землю, отчего тот сильно разбился. Подбежали христиане, подняли его и отвели туда, где он жил. Через несколько дней преподобный предал святую душу свою в руки Божий тринадцатого числа мая месяца. При погребении его случилось множество исцелений и чудес в доказательство святости и дерзновения преподобного к Богу. Впоследствии святые мощи преподобного Евфимия перенесли на Святую Гору и положили в обители Честного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которую построил он сам, и которая была названа Иверской во славу Отца, Сына, и Святаго Духа, Единого Божества же и Царства, Которому подобает слава, честь и поклонение, ныне и при-сно и во веки веков. Аминь. Оглавление Житие, подвиги и повествования о чудесах преподобного и богоносного отца нашего Лазаря, на Галлисийской горе подвизавшегося в XII веке Сей преподобный Лазарь происходил из одного селения в Азии, что близ Магнезии. Его знатных, богобоязненных и добродетельных родителей звали Никита и Ирина. В момент рождения преподобного в доме появилось необычайно светлое облако, которое указывало на то, что младенцу суждено было стать сыном света и сосудом божественного освещения. Женщины, что пришли посетить роженицу, при виде странного зрелища так испугались, что выбежали из дома. Позже случилось еще одно чудо. По прошествии достаточно долгого времени, когда облако уже поднялось и женщины снова вошли в дом, они увидели, что младенец со скрещенными на груди руками стоял на собственных ногах, обратившись на восток. С той пор все стали говорить, что младенец тот будет во всем весьма известен и знаменит. Когда преподобный подрос, родители отдали его учиться священным наукам, которые он постигал с легкостью. Однако нрава своего учителя мальчик отвращался всей душой, потому что наставник был порабощен страстью сребролюбия. По этой причине любую принадлежавшую учителю вещь, которая попадала ему в руки, или деньги, Лазарь отдавал нищим. И хотя учитель постоянно ругал его за это и бил, преподобный продолжал одаривать нищих, ибо переносить оскорбления и побои его заставляли милосердие к нищим и ненависть к сребролюбию. Несмотря на поношения и побои, которыми учитель награждал ученика за то, что тот брал у него вещи и деньги для раздачи нищим, он восхищался милосердием и хвалил перед всеми. Придя в более зрелый возраст и достигнув более совершенного знания, Лазарь возжелал покинуть родину и пойти на поклонение к Святому Гробу Господню и прочим святым местам Иерусалима. Однако, сколько бы попыток он не предпринимал, всякий раз родные препятствовали ему. Чтобы он не сбежал тайком, родители отправили его в близлежащий Оровоский монастырь, где он мог предаваться священным наукам и упражняться в добродетели, но более всего из-за того, что там он находился под присмотром. Распаляемый любовью к Богу, блаженный Лазарь не успокаивался, но всегда помышлял о побеге. Улучив однажды такую возможность, он с одним из монахов, незаметно от родителей и родных, со всей ревностью устремился в Иерусалим. Проходя через Хони, местечко, где совершилось чудо Архистратига Михаила, он вошел в храм, посвященный Архангелу, и попросил у него помощи в пути. Затем путники направились в Атталию. Однако монах, сопровождавший его в пути, замыслил продать Лазаря в рабство сарацинам. Когда монах (если такового можно назвать монахом) уже торговался с сарацинами по-армянски о цене, случилось проходить там одному христианину, знавшему этот язык, что было не иначе как действием Божественного Промысла. Христианин понял намерение монаха и сообщил о нем Лазарю, который тотчас же ушел оттуда. Неподалеку был монастырь, и Лазарь нашел там одного почтенного иеромонаха, старца возрастом и умом, которому и рассказал о своей родине, о родителях, о желании поклониться святым местам Иерусалима, о замысле сопровождавшего его монаха, и обо всем, что случилось с ним по дороге. После этого иеромонах поинтересовался, думает ли Лазарь все еще идти в Иерусалим. Узнав, что преподобный весьма желает этого, почтенный старец сказал, что юноше, которого легко может одолеть диавол, не должно идти куда захочется, поскольку следовать своим помыслам – большое зло, ибо своевольник становится жертвой врага, повсюду расставившего свои погибельные сети. Если же ради пользы своей души юноша послушается его совета, то должен остаться в этом монастыре, где старец был игуменом, стать монахом, прожить долгое время, пока не придет в зрелый возраст, и только тогда ему можно будет без опаски выходить. Услышав добрый совет, божественный Лазарь принял его с большой радостью и остался в монастыре. Совлекшись вместе с мирскими одеждами ветхого человека, он облекся в нового, во Христа, надев монашеское, и с той поры предался аскетическим подвигам. Пост, утончающий тело и успокаивающий страсти, восстающие на душу, блаженный возлюбил так, как плотолюбцы не любят наслаждение и многоедение. Усердно подвизаясь, Лазарь стяжал послушание - основу монашеского жития, и смирение - высочайшую из всех добродетелей, став для всех образцом и примером этих двух добродетелей. А что сказать о бдении, об иссушении тела и прочих суровых подвигах, предпринимаемых им для утончения плоти? Скажем лишь, что, будучи здоровым по природе, он стяжал и добрый подвиг, потому и имел в себе всякую добродетель, как будто был не земным, а Небесным, ибо доброе естество Дает силу душе, а добрый подвиг приводит душевную силу к доброму завершению. Не было никого, кто бы не удивлялся подвигам божественного Лазаря, не хвалил бы его и не рассказывал о нем другим. Но более всех ставил его в пример другим его духов-ный отец, игумен монастыря, которому служил преподобный и который обучал его духовному подвигу. Преподобный Лазарь провел в монастыре уже достаточно долгое время, когда однажды старец сказал ему: "Чадо, я через малое время отойду в землю, общую для всех мать, а тебя посвящаю общему всех Владыке Христу, Он и позаботится о тебе". При этих словах преподобный застонал из глубины души и горько заплакал, потому что не хотел и слышать о разлуке со старцем. Но прошло немного времени, и старец его отошел ко Господу. Оплакав его смерть, божественный Лазарь через три дня покинул обитель и, придя к одной пещере, что располагалась в труднодоступном месте, остался там, чтобы одному беседовать с единым Богом. Человеческим языком трудно передать, скольким подвигам и утеснениям тела предала себя эта терпеливая душа. Но чем более он старался скрывать свои добродетели от людей, тем более становился известен всем, потому что того, кто работает добродетели, она открывает взорам людей, как бы тщательно тот не скрывался. Увидеть преподобного, чтобы получить от него благословение, ежедневно приходили толпы людей. Ни дальность пути, ни труднопроходимая местность, ни иные причины не останавливали людей. Чтобы облегчить путь к его пещере, они даже построили дорогу: собрали в большом количестве хворост и дрова, разожгли на каменистой дороге костер, затем полили уксусом, чтобы размягчить жесткие камни, и разбили их металлическими орудиями. После этого дорога, ведущая к преподобному, сделалась легкой, ибо желание добра в Боге подвигает людей предпринимать почти невозможное. Вот такую любовь испытывали к преподобному множество людей, а местный епископ, услышав о нем, возжелал подняться к Лазарю в пещеру, чтобы побеседовать с преподобным. Из-за многочисленности приходивших к нему, святой решил построить в этом месте храм во имя Пресвятой Богородицы и кельи для братьев, которые желали принять монашество, ибо многие отрекались от мира и хотели жить с преподобным. И поскольку многие с готовностью откликнулись и всеми силами стали помогать этому богоугодному делу, преподобный Лазарь построил там замечательный монастырь, и каждый из тамошних христиан испытывал великую радость при мысли о том, что исполняет повеление преподобного. Как-то раз один человек пришел к нему и сказал, что хочет пойти на отвесную скалу, чтобы собрать там дикий мед. Преподобный, по благодати Святаго Духа, мог предвидеть и понял, что человек тот может погибнуть (а место было и вправду обрывистое), и он сказал ему: "Чадо, для твоей ей же пользы не нужно тебе и видеть этого места, потому что нависла над тобой великая опасность, и ты можешь погибнуть если не удалишься от него. Если хочешь избежать опасности, оставь свое намерение". Однако тот человек не послушал совета преподобного и вместе со спутниками пошел на скалу. Обвязавшись веревкой, он с помощью друзей начал спускаться. Подумайте, как плохо не слушать советов тех, кто дает их для нашей пользы. Не успел тот несчастный и наполовину спуститься, как веревка оборвалась, и он упал вниз, испустив дух еще до того, как коснулся земли, от множества ударов о выступавшие камни. Так он пожал смертоносный плод своего же безумного помысла. С того времени все стали внимать словам преподобного, как словам пророка, нисколько им не противореча. Однажды пришел к преподобному человек, который исповедал свои грехи, а в конце сказал, что зарабатывает себе на жизнь удобным и разумным способом, не требующим знания ремесла. Он по ночам заходил в чужие дома, брал все, что находил, и прятал в укромном месте. Когда хозяева начинали искать пропажу, он говорил им, что святые, открывая ему многие тайны, открыли и то место, где воры спрятали их вещи. Водрузив на плечи Честной Крест или икону какого-нибудь святого, он шел вместе с хозяевами, показывал, где копать. Так все находили свои вещи, а его почитали как друга Божия, достойного зреть Божественные откровения, и в качестве награды отдавали ему часть найденных вещей. Выслушав это, преподобный сказал: "И употребляя такое дурное ремесло, ты, чадо, говоришь, что зарабатываешь себе на жизнь разумным и искусным способом? Горе тебе, помраченному умом, потому что ты обольщен и осмеян диаволом, считая разумным его учение, которое ты выучил на погибель своей души, принимая тьму за свет. Если не престанешь от этого греха, то - горе тебе, как говори пророк Исайя (Ис.3: 11), принимающему горькое за сладкое, потому что скоро найдут на тебя наказание и гнев Божий». Услышав все это, тот упал в ноги к преподобному и со слезами стал просить прощения грехов, обещая впредь, что не будет верить диавольской лести, но престанет от греха и всеми силами будет работать добродетели. Получив от преподобного прощение, он, с помощью Божией и молитвами свято-го, сдержал данное обещание. И хотя своими наставлениями и поступками святой приносил многим великую пользу, поднимая впавших в грех, а стоявших укрепляя в добродетели, он очень хотел уйти оттуда в Иерусалим, чтобы избежать славы человеческой (пре-подобный знал, каким великим препятствием является она для тех, кто идет по вышнему и Небесному пути), и исполняя, таким образом, бывшее у него с младых лет желание поклониться святым местам Иерусалима. Объявив монастырской братии о своем намерении и, сколько было возможно, утешив их (ибо они очень печалились при разлуке с ним), он повелел им соблюдать обеты монашеского звания, а также всеми силами заботиться о своем спасении, после чего ушел в Иерусалим. Поклонившись тамошним дивным святыням и Гробу Господню, преподобный через несколько дней пришел в Лавру святого Саввы, где рассудил остаться на долгое время, чтобы подвизаться в подвигах вместе с жившими там препо-добными отцами и получить от них великую пользу. Ничто так не подвигает людей на добродетель, как доброе соперничество с теми, кто живет в добродетели. Подобно тому как камень трется о камень и в результате становится гладким и блестящим, так и добродетельный соперничая с добродетельным приходит в большее преуспеяние, становится более светлым". С радостью принятый братией, преподобный остался в Лавре и получил послушание парекклисиарха (один из низших чинов в степени пономаря). Это послушание он исполнял шесть лет, подвизаясь наравне с первыми и избранными монахами той обители, которые постоянно стремились достичь состояния бесплотных ангелов. Но божественный Лазарь подвизался не только наравне с ними, но и превосходил их во всем, а подвиги его вызывали удивление. Он был признан достойным сана священника и игумен монастыря уговаривал его принять сан. Вначале преподобный отказывался, говоря, что недостоин такого сана, но поскольку игумен продолжал уговаривать его (ибо знал, каков Лазарь в добродетели и какого звания достоин), то и преподобный, чтобы не показаться дерзким, рассудил, что неразумно более противиться. Он послушался и был рукоположен во священника тогдашним патриархом Иерусалимским, после чего провел в монастыре еще шесть лет. Затем, видя, что наиболее преуспевшие в добродетели монахи в первую седмицу Великого поста по старому обычаю выходят из монастыря в пустыню, а в Неделю ваий возвращаются обратно в обитель, неся добрые плоды подвига, и он возжелал также уйти в пустыню. Не открыв своего желания игумену, он тайно покинул монастырь, и не потому, что пренебрег игуменом (ибо кто другой показал большее к старшим послушание, чем блаженный Лазарь?), но потому, что был побежден сладостью безмолвия, которого желал уже много лет, и ради достижения которого употреблял столько способов. Проведя в пустыне положенные дни Четыредесятницы, он вернулся в обитель вместе с другими братьями. Но если всех других приняли и позаботились о них, потому что монахи были утомлены от долгих пустыннических трудов, то божественного Лазаря, единственного, по повелению игумена выгнали из монастыря, не позволив ему даже переступить порог. Лазарь долго плакал у дверей монастыря, прося о прощении, но, не получив его, отправился в Иерусалим эконому великой Иерусалимской Церкви, который был его старым другом, чтобы тот попросил за него игумена. Как только эконом выслушал его, он сразу же пошел в Лавру долго просил игумена простить его друга Лазаря, после чего преподобный получил от игумена прощение и был снова причислен к лаврским братьям. Когда наступил следующий Великий пост, то, увидев, как другие монахи снова уходят в пустыню, преподобный не подумал ни о гневе игумена, ни о возможном изгнании из монастыря, ни о прочих последствиях, но тоже пошел, ибо для того, кто хотя бы раз вкусил сладость и мед безмолвия, оно становится навсегда желанными, заставляя презирать все прочее, и к нему одному (безмолвию) стремиться. Вкусив этого меда однажды, преподобный был не в силах оставаться в монастыре и лишиться столь великого блага. Поэтому, придя в безмолвное место, он не захотел более возвращаться в Лавру и полностью предался безмолвию. На весьма высоком месте он построил столп и, совершенно отрекшись от всего вещественного и земного, взошел на него, как воин, свободный от всяких тягот, чтобы вести великую «брань не против крови и плоти... но... против духов злобы поднебесных» (Еф.6:12). Он много лет провел на столпе, мужественно подвизаясь против демонов, и добился великих побед над ними. Однажды, сойдя со столпа и идя по равнине, преподобный услышал глас, говоривший ему: "Лазарь, ты должен вернуться на родину". Удивившись, он осмотрелся кругом и, никого не увидев, подумал, что это сказал бес. Но и в следующий раз, когда ему случилось проходить это место, он услышал тот же голос и подумал, что это может быть Божественный Промысл. Чтобы в точности убедиться в этом, он остался там еще на некоторое время, и еще раз услышал голос. Тогда преподобный пошел к обитавшим поблизости подвижникам, которые провели в пустынях всю свою жизнь, с юных лет до старости, и поведал им о голосе, который слышал, спросил, что ему делать. Когда же они сказали ему, что голос тот был от Бога, он ушел в Иерусалим и, взяв в спутники монаха добродетельной жизни по имени Павел, пришел в Севастию. Там они разделились: Павел отправился в Трапезунд, а преподобный Лазарь - в Рим, куда уже давно желал пойти поклониться двум верховным апостолам. Проходя по дороге через какие-то заросли, он встретил огромных медведей. Очень испугавшись и не зная, куда бежать от опасности, он прибег к помощи Бога. Воздев очи и руки к Небу, он произнес слова из псалма Давида: "Боже мой не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет» (Пс.21: 12). Спаси меня, Господи, от уст кровожадных зверей и от смерти исторгни душу мою". Как только он произнес эти слова, то (о чудо!) увидел, что медведи склонили главы и, смиренно свернув на одну сторону дороги, уступили место преподобному, как своему хозяину, ибо добродетель даже зверям внушает уважение. Хотя человек Божий остался невредимым от чувственных зверей, мысленный зверь, диавол, не в силах этого вынести, превратился в огромного черного пса и побежал за преподобным. Иногда он забегал вперед и грозил растерзать его зубами, а иногда бежал позади и злобно лаял, делая вид, что сейчас схватит за ноги. Так поступал треклятый в течение трех дней. Когда же понадобилось преподобному зайти в селение, чтобы купить еды на дорогу (у него не было с собой хлеба, ибо он никогда не заботился о завтрашнем дне), пес стал мешать ему. Долгим лаем он привлек деревенских собак, и раззадоривая их, первым бросался на святого, а за ним бросались на него и все остальные. Преподобный вынужден был оставаться голодным весь день и всю ночь, потому что мог подойти к селению из-за донимавших его бесов. Однако, с помощью Божией, преподобный избавился от этого искушения; враг устал противиться великой душе и, пристыженный в своей немощи, был прогнан, как бы бичом. Промыслом Божиим став выше искушений врага, преподобный достиг Ефеса, где пришел к местному епископу в беседе с ним открыл свое намерение идти в Рим. Подивившись кротости преподобного, его простоте, сладости слов и благодати Святаго Духа, сиявшей чрез него, архиерей был пленен любовью к нему и стал возражать против его путешествия в Рим. Тогда преподобный, по совету ефесского епископа, отказался от своего намерения, но отказаться от безмолвия и жить у архиерея никак не соглашался. Уйдя от епископа, он пришел в монастырь Оровог откуда когда-то отправился в Иерусалим. В начале своего там пребывания преподобный скрыл, кто он такой, но потом братья стали просить его рассказать о себе, ибо сами не узнали его. Тогда преподобный сказал, что он и есть тот Лазарь, который некоторое время назад ушел от них. Тотчас же весть о том, что Лазарь снова вернулся в обитель, разошлась по окрестностям, и все устремились в монастырь, чтобы посмотреть на него, особенно же его мать, уже оплакавшая смерть его отца. Кроткое лицо преподобного и его душеполезные слова вызывали в людях душевный восторг, ибо наряду с прочими добродетелями слово его, по апостолу (Кол. 4: 6), было «всегда с благодатию, приправлено солью». Говорил же благо-словенный ласково, с большой добротой, так что мог умягчить и жесткую как камень душу. Потому многие из тех, кто слушал божественные речи дивного Лазаря, плакали от радости. Однако людские толпы нарушали его покой, и Лазарь решил уйти из монастыря в тихое место. Пробыв на родине еще немного дней в благодарность матери за ее любовь (ибо он видел, как она печалилась от разлуки с ним), он ушел в поисках тихого места. Узнав, что напротив Галлисийскои горы есть небольшой монастырь с храмом святой мученицы Марины, он отправился туда. Место было весьма тихое, а в монастыре он обнаружил двух своих родных братьев. Ефесский епископ очень обрадовался, когда узнал о том, что любимый им Лазарь пришел туда, так как всегда желал общаться с ним. Придя в монастырь, он радостно приветствовал Лазаря и назначил его игуменом, а братьям заповедал слушаться преподобного, как отца, и никогда, даже в самом малом ему не противиться. На безмолвии божественный Лазарь стал предаваться еще более суровым подвигам и с еще большей ревностью заботился о стяжании всех добродетелей. Ему нравилось, заботил чтобы о его подвигах никто не знал, ибо он справедливо рассуждал, что совершать подвиги добродетели напоказ и ради человекоугодия то же самое, что и вовсе не совершать их. Он говорил, что творящие добродетель ради стяжания славы человеческой не получат никакой награды, как говорит Святое Евангелие: «не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Мф. 6: 1). Многие люди, если бы не было хвалящих их, конечно, не стали бы даже и пытаться быть добродетельными, но те, кто творят добродетель втайне от людей и известны лишь Богу, такие приимут многократную славу. Итак, насколько выше слава Божия славы человеческой (потому что первая - вечна и нетленна, а другая - временна и тленна и не сопутствует человеку постоянно, ибо прежде кончины таких людей их лицемерие обнаруживается), настолько выше и тот, кто творит добродетель втайне. И хотя преподобный именно поэтому и скрывал свои добродетели, показывая себя нижайшим всех в речах и поступках, все выходило как раз наоборот. Подобно тому, как некто, стоя на базарном помосте, созывает всех трубными звуками и потому становится заметным, так и божественный Лазарь, хотя и скрывался, все равно был виден всем, но не из-за трубных звуков, а из-за подвигов добродетели. И в монастыре к преподобному постоянно приходили бесчисленные толпы народа. И всегда первым его делом было напитать спасительным словом души приходивших к нему, а затем и пищей телесной. И так он поступал всегда, даже если не хватало еды для себя и братии, даже если на всех был только один хлебец, и это у каждого вызывало изумление. Преподобный отличался таким человеколюбием, что превосходил в этой добродетели самых знаменитых мужей. Те творили милостыню от избытков, или уделяли немного от своих нужд и раздавали неимущим, но ровно столько сколько надо было дать, чтобы самим не зависеть от других. И только преподобный великодушно отдавал другим пищу, в которой нуждался сам для подкрепления ослабевшего поста и уставшего от трудов тела, не заботясь о себе и считая своей пищей то, что он питал нуждающихся. Это и есть в собственном смысле слова, милостыня. Ибо человеколюбивое расположение заключается не в том, чтобы давать от избытков, но чтобы отдавать то, что необходимо тебе самому и добровольно раздавать нищим то, в чем сам испытываешь недостаток. Такого человеколюбия преподобного не смогли вынести двое братьев, которые сильно скорбели и постоянно ворчали, считая, что преподобный отдает посетителям ту еду, которая предназначена для них. Они пытались переубедить Лазаря, но, ничего не добившись, ушли из монастыря, оставив преподобного с несколькими учениками. Ученики, с согласия преподобного, посеяли недалеко от дороги бобы, а поскольку земля была хорошей и плодородной, бобы принесли обильные плоды, однако все проходившие мимо поля срывали плоды, если их, и даже набирали домой. Заметив, что плоды их трудов поедают путники, ученики преподобного сильно огорчились, сам же святой не скорбел, но утешал учеников, пытаясь развеселить их радостными словами. Когда же пришло время сбора урожая, он отправил их собирать бобы, они же не хотели идти и трудиться напрасно, потому что хорошо знали, что плодов там почти совсем не осталось, ибо проверяли стручки наощупь. Преподобный же, отчасти силой, отчасти просьбами, все же убедил их пойти на поле. Они собрали оставшиеся плоды и принесли на гумно, но когда прочли положенную при веянии зерна молитву, случилось чудо. В веялке оказалось столько бобов, что можно было подумать, что все стебли превратились в бобы. Весьма обрадовавшись этому и вспомнив слова преподобного, которые он говорил им в утешение, они побежали к нему рассказать о чуде, одновременно прося прощение за то, что выказывали противление, не желая собирать бобы. Преподобный сразу же простил их, потому что знал, что они сделали это не по злобе, но потому что не ведали того, что может произойти по молитвам к Богу. Через некоторое время преподобный, поняв, что не получает пользы, но только вред от постоянных беспокойств, пошел к одному добродетельной жизни старцу, жившему напротив Галлисийской горы, который рассказал ему, что на вершине горы есть весьма удобная для подвигов пещера, поскольку местность та была пустынной из-за неприступности горы, лишена всякого утешения, и на всех, кто приходил туда, жестоко ополчались бесы. В той пещере совершал подвижнические труды великий в добродетели Пафнутий. Тогда божественный Лазарь решил поселиться в той пещере. Но едва он начал подниматься туда, бесы, поняв, что идет их губитель и воин, задумали напугать его и стали возмущать местность непонятными и ужасными звуками. Преподобный же бесстрашно воспевал псалмы и шагал с еще большим дерзновением, зная, что все бесовские предприятия - лишь призраки, которых на самом деле нет. Когда он, наконец, поднялся на гору, то обнаружил пещеру. Он закончил петь псалмы, осенил себя крестным знамением и перекрестил также и камень, который был перед пещерой. И - о чудо! - на камне тотчас же отобразился крест, который был выбит так глубоко и красиво, словно его высек какой-нибудь искусный камнетес. Из этого чуда преподобный заключил, что его приход сюда был промыслительным, и что за благим началом должен последовать благой конец, и поблагодарил Бога и вошел в пещеру. Увидев, что она была удобной, как ему и хотелось, а с одного камня сверху даже капала вода, которой можно было утолить жажду, преподобный решил остаться здесь на безмолвие, чтобы постоянно беседовать с Богом. Кто может описать невыносимые искушения, что претерпевал преподобный от бесов, находясь в пустыне без братьев? Все дни, что преподобный был в пещере, проклятые разными способами не переставали его искушать, устрашая разными призраками, чтобы только заставить уйти. Но святой мужественно принимал бои, не уставая побеждать их искушения. Так он провел в безмолвии много лет, беседуя наедине с единым Богом. После этого шесть монахов (никто не знал откуда они узнали о преподобном, потому что никто, кроме того старца, не знал, где он подвизается, а старец тот, по просьбе преподобного, никому этого не открывал) пришли к нему и со слезами просили позволить остаться жить вместе с ним. Видя их сильное желание, преподобный принял их и дал им правила монашеской жизни. Уже давно он хотел построить рядом со входом в пещеру небольшую церковь во имя Владыки Христа, но не мог этого сделать один, а теперь, найдя помощников, решил осуществить задуманное. У пре-подобного не было средств на постройку, но Божественным Промыслом нашлась в Ефесе одна богатая женщина добродетельной жизни, которая оплатила расходы, и храм во имя Христа Спасителя был построен. После этого пришли еще шесть братьев, и всего их стало двенадцать. Место же было узким, что не позволяло построить ни дом, ни даже просто навес или иное что, так что жили они под открытым небом. Тогда преподобный поднялся с братьями на вершину Галлисийской горы и построил там храм во имя Богородицы, а вокруг достаточно келий для братьев. Затем он выстроил кельи за монастырем, на большом расстоянии одна от другой, чтобы братья могли наслаждаться в них безмолвием. Однажды в летнее время, когда стояла сильная жара, а преподобный был в одной из этих келий, читая последование шестого часа, он так сильно захотел пить, что чуть не умер от жажды. Не найдя воды, благословенный Лазарь в обмороке упал на землю лежал с воздетыми к Богу руками, прося у Него помощи. Скорый на утешение и быстрый на помощь Человеколюбец Бог не презрел Своего раба, находившегося в опасности, послал Своего Ангела к жившему там ученику преподобного с сосудом, наполненным водой, велев ему бежать к старцу. Прибежав, ученик оживил своего духовного отца водой, избавил его тем самым от смерти. Но враг наш диавол не успокоился на этом, но, приняв образ огромного черного змея, заполз преподобному в одежду, чтобы его напугать. Зная ловки сатаны и имея опыт борьбы с ним, он нисколько не испугался, но перекрестил его Честным Крестом, и тот немедленно исчез. С той поры монахи стали умножаться числом, монастырь же уже не вмещал всех (когда преподобный строил его, то не думал, что их соберется так много, ибо место было суровое, лишенное воды и всего прочего, необходимого для жизни). По этой причине преподобный однажды много дней подряд со слезами молил Бога открыть ему, есть ли Его святая воля на то, чтобы построить больший по размерам храм и монастырь, способный вместить всю приходившую братию, и где заложить фундамент для будущего храма. Когда он так молился, то как-то ночью услышал голос, повелевавший ему выйти из кельи. Преподобный вышел, и увидел огненный столп, достигавший Небес, и Ангелов Божиих, сходивших на землю и сладко певших: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его» (Пс. 67: 2). Он сразу же понял, что Богу было угодно, чтобы он строил храм в том месте, где явился столп. Преподобный с великой ревностью приступил к строительству, возведя вокруг храма и монастырь, не хуже чем любой другой, как по размерам, так и по красоте постройки. Хорошо бы рассказать, откуда преподобный, не имея и обола (монеты) за душой, нашел средства на дорогостоящее строительство, за короткое время завершив столь необычайное и великое дело. Тогдашний царь ромеев Роман враждовал с Константином Мономахом, одним из первых архонтов Константинополя. По разным причинам, а более всего потому, что подозревал его в намерении захватить царство, Роман сильно разгневался на Константина и сослал его на остров Митилену. Услышав об этом, божественный Лазарь от сострадания к Константину очень опечалился, потому что наказание постигло того, кто не сотворил никакого зла. Преподобный послал к Константину людей, чтобы утешить его в страданиях и подать благие надежды на то, что он станет преемником царства ромеев, ибо Лазарь провидел это Божественной благодатью. Спустя короткое время Роман скон-чался и, по предсказанию преподобного, царем стал Константин. Тогда он послал Лазарю много денег, драгоценных сосудов, святынь, даров, чтобы он смог полностью достроить обитель. На эти средства преподобный возвел храм Воскресения и огромный знаменитый монастырь. Строительств монастыря началось после Божественного видения, и Божественным же Промыслом обрелись средства. Благодаря славе преподобного, монахи постоянно умножались, и скоро их стало уже больше семисот человек. Один из них был родным братом божественного Лазаря, который, научившись от него монашескому жительству, настолько преуспел в добродетели, что стал превосходить всех прочих, кроме своего брата. После кончины преподобного, по решению всей братии, именно он принял управление монастырем, похвально преуспев в должности настоятеля. По завершении строительства святой построил близ храма, позади его, столп без кровли, неудобовосходимыи и очень тесный, потому что ширина его была всего три пяди. Он поднялся на него в кожаной одежде, с непокрытой головой, с босыми ногами и с тяжелыми веригами на теле. Там преподобный терпел все напасти зимы: сильные дожди, снега, холода, жестокие морозы, от которых приснопамятный стал почти прозрачным. Подобно этому он переносил жару и невыносимый зной, проводя жизнь на столпе как бесплотный. Однажды случился такой сильный дождь, что вода увлекла за собой огромные камни, погубив много животных и повредила плоды. Один козопас, находившийся недалеко от монастыря, не в силах вынести такого потопа, побежал в обитель, спасаясь от опасности. Подойдя к святому и попросив у него помощи (о, кто может по достоинству поведать о величии чудес Твоих, Христе Боже!), он увидел Пресвятую Богородицу, стоявшую в воздухе над столпом, оберегая преподобного от дождя. Кто видел или слышал когда о таком чуде? Хотя авву Макария Египетского охранял Херувим, а Паисия Великого - Ангел Господень, но такого чуда, думаю, никто не видел и не слышал, чтобы Лазаря, как облаком, покрывала Сама Царица Ангелов, сохраняя Своего слугу и раба невредимым. Послушайте и о другом чуде, подобным этому. По всем окрестностям разошелся слух, что столпа святого не касается ни дождь, ни град, ни снег, и капризы погоды не причиняют ему никакого вреда. Если одни уверовали в это чудо без всякого сомнения, то правитель той местности не верил до тех пор, пока не увидел его собственными глазами. В зимнее время, когда снег падал хлопьями и бил ему в лицо, так что он не мог даже свободно дышать, сильно понуждая себя, правитель с большим трудом поднялся в монастырь и, подойдя к столпу, увидел удивительное чудо. Снег, который валил с такой силой, приближаясь к столпу, разделялся надвое и падал на землю, так что ни одна снежинка не касалась столпа.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.