Меню
Назад » »

Новый эклогион / Избранные жития святых, пересказанные преподобным Никодимом Святогорцем (13)

Житие и подвиги иже во святых отца нашего Мартина епископа Галльского, просиявшего в IV веке Святой Мартин жил во времена Римских царей Грациана и Валентиниана и был искусным военным. В 381 году он был назначен на должность архистратига и ему подчинялось пятьдесят тысяч воинов. Однажды это многочисленное воинство отправилось в поход против варваров, которые начали войну с римлянами за овладение их областями. Когда Мартин со своим войском подошел к лагерю неприятеля, бесчисленное множество врагов испугало римских легионеров. Пока Мартин пребывал в недоумении и скорби, не зная что делать, перед ним предстал некий нищий в рваной одежде и стал просить милостыню. Милосердный и милостивый архистратиг пожалел несчастного и ввел к себе в шатер. Там он отрезал кусок от своей хламиды (дорогой офицерской одежды) и одел нищего, потом дал ему хлеба, вина и денег для приобретения самого необходимого. В этот день, от сильной скорби и тяжелых дум, Мартин прилег отдохнуть без ужина. Во сне в образе того нищего, которому днем военачальник оказал милость, архистратигу явился Господь наш Иисус Христос, одетый в кусок его хламиды. - Что ты так печален, Мартин? - спросил его Спаситель. - Оттого что не могу противостоять такому множеству врагов, и не знаю, что делать, - отвечал воин. - Мужайся, нисколько не печалься и не бойся врагов, ибо за то, что ты, увидев Меня обнаженным, одел меня, алчущего - напоил и жаждущего - накормил, Я воздам тебе и сохраню от врагов твоих. Когда они увидят лицо Мое, то сильно испугаются, припадут к твоим ногам, и со многими обещаниями и подарками будут просить мира. Итак, с великой славой и почестями ты вернешься в Рим. Кроме того, всю твою жизнь Я буду помогать тебе, а после смерти удостою Царствия Моего, - ободрил Вседержитель военачальника который тут же проснулся. Утром Мартин приказал всем воинам вооружиться и выйти на битву, но они в страхе сказали ему, что не смогут противостоять такому множеству варваров. - Я пойду на битву один, вы же оставайтесь здесь, а потом посмотрим, сможете ли вы спастись от врагов без руководства военачальника, - с гневом сказал им архистратиг. Не ожидая такого ответа, воины упали в ноги своему начальнику и стали просить его перестать сердиться, потому что все войско готово идти за ним на верную смерть. Воины взяли оружие и вышли на битву. Но как только враги заметили их, то сильно испугались, потому что увидели вокруг римского войска вооруженных страшных великанов, восседавших на бесчисленных колесницах и конях - это были чины Небесных Сил, которых послал Всевышний на помощь Мартину, чтобы, согласно Своему обещанию, охранять его от врагов. Варвары сразу же послали к архистратигу послов для заключения мира, но военачальник не соглашался. Тогда к нему, со многими дарами и обещаниями быть в подчинении у римлян, пришли другие послы. Они едва смогли убедить архистратига заключить мир и окончить военные действия. Подчинив варваров римской власти, Мартин с великой радостью вернулся в Рим, где его со славой и почестями, как победителя, встретили сами цари с множеством своих вельмож. Поведав царям о своем видении и о славной победе, блаженный Мартин сказал: - Ту страшную войну прекратил не я, но Иисус Христос -Непобедимая Сила христиан. Он обеспечил нам победу, поэтому прошу вас, позвольте мне остаток жизни провести, работая Богу, Который мне помог. - Мы хотим, чтобы ты был с нами, и вознаградим тебя большим достоинством и почестями за твою победу, - опечалившись этой просьбой, цари попытались отговорить любимца. -Разрешение уйти на безмолвие, заботиться о спасении своей души, будет для меня выше всяких наград и почестей, - был непреклонен Мартин. Удивляясь его достохвальной и богоугодной цели, правители позволили поступить архистратигу по своему сердечному желанию. Присноблаженный раздал нищим все свое имущество и, отрекшись от мира, пришел в тихое место, где принял монашество. Дни напролет он изучал Священное Писание и через семь лет, благодаря упражнению в подвигах, достиг самых высоких добродетелей. По откровению Божию и против своей воли священный Мартин был рукоположен во епископа города Констанции Галльской. Приняв тяжелую ношу епископства, святой, как истинный пастырь окормляя словесных овец Христовых на спасительных пажитях заповедей Его и напояя их водами Бо-жественного Его учения, стал для всех образцом добродетели. Мартину была дана от Бога благодать предсказывать будущее, воскрешать мертвых, изгонять бесов, творить знамения и чудеса, достойные удивления. Из них, для уверения в истинности многих других, мы расскажем только о некоторых. Однажды преподобный шел по дороге и встретил погребальную процессию. Но один беззаконный клеветник не давал похоронить мертвеца, утверждая, что тот должен был ему триста золотых. - Почему ты не даешь похоронить покойника, который, я слышал, отдал тебе эти деньги с процентами? - спросил нечестивца блаженный. - Ничего он мне не давал, потому что если бы он вернул свой долг, тогда я дал бы ему расписку, - настаивал на своем лгун. - Владыка, он лжет, потому что деньги свои получил с процентами. Однако, желая нас оклеветать, он не отдал нам расписку, оправдываясь тем, что потерял ее, - возражала на эти слова вдова почившего. - Ты получил свои деньги, а теперь позволь похоронить мертвеца, - попытался еще раз образумить Мартин потерявшего совесть человека, продолжавшего настаивать на своем. - А если мертвец воскреснет и докажет, что ты получил свои деньги, как быть с тобой? - Если и воскреснет, как ты говоришь, то пусть я умру, а он живет. Конечно, он сказал так, потому что не верил в воскресение мертвого. - Не было нужды ни в том, чтобы мертвый воскресал, ни в том, чтобы ты, несчастный, сошел во ад, но поскольку ты сам, по своему бесстыдству, предпочел жизни смерть и не даешь похоронить покойника, пусть будет, как ты хочешь, - ответил на эти речи владыка Мартин, подошел к мертвецу и помолился так: - Господи Боже наш, Свидетель Истинный и Спаситель обидимых, Воскресение мертвых и Наставниче жизни, Един ведый глубины сердечныя и животворяй уповающим на Тя, повели во имя Твое святое и страшное воскреснуть сему мертвецу к познанию истины и обращению предстоящих, яко зряще дивная Твоя, прославили Тебя, Единого Истинного Бога нашего во веки. Аминь. Затем, взяв мертвеца за правую руку, он слегка потянул его и - о чудо! - мертвый тотчас же воскрес, сел на носилках, увидел клеветника, стоявшего напротив него, и сказал: - Ступай, злой человек, в темное место мучения, уготованное тебе за то, что ты беспокоил меня, добре почившего. Но праведный и святой Мартин своим молением к Богу взял меня оттуда, чтобы я обличил тебя за те деньги, которые тебе отдал, а ты не хотел отдавать мне расписку, ожидая моей смерти. Праведен Бог, воздающий каждому за дела его, и скоро отмщающий за обидимых. - С этими словами он встал с носилок и, подойдя к подвижнику, до земли ему поклонился, а клеветник, в тот же час упав на землю, испустил дух. Жена же его закричала: - Горе мне! Какой страшный и горький обмен случился! Святый Божий, верни мне мужа живым, и я отдам и расписки триста золотых с процентами, и еще больше. - Зря ты кричишь, женщина, ибо Сам Господь, Который воскресил этого, повелел тому умереть, как он же сам и захотел, - промолвил епископ, все же остальные прославили Бога. В другой раз, проходя по городу, Мартин увидел некоего юношу, который повесился. - Это зло случилось с ним от действия диавола, - сказал преподобный присутствующим и, обратившись на восток, стал долго молиться Всемогущему, а затем произнес: - Душе нечистый и лукавый, подвигнувший юношу сего удавиться, во имя Господа нашего Иисуса Христа, явись пред всеми, чтобы тебя видели. И тотчас явился бес в образе арапчонка, который держал в руках веревку. Глаза его сверкали огнем, губы были черны, зубы - белы, руки - длинны, ноги - кривы, а язык свисал изо рта, как у бешеной собаки. - Душе нечистый и лукавый, какое твое занятие? - Начальником моим, сатаной, я поставлен толкать людей на повешение. - А зачем ты побудил этого юношу повеситься? - Этот человек был раньше идолопоклонником, а потом стал христианином, но жил не по заповедям, а творил свою волю, нисколько не задумываясь о вечных муках. Он склонил свою выю под иго греха и, будучи уязвлен с головы до ног, потерял надежду на спасение. Тут я и нашел возмож-ность толкнуть его, чтобы он удавился, и увлечь с собой на муку, поэтому и велик мой подвиг. - Лукавый убийца, враг и обвинитель! Ты сам склонил его предаться во власть тьмы и на погибель, привел такое жалкое состояние, а сейчас обвиняешь? За это повелевает тебе Иисус Христос через меня, смиренного, убираться на край вселенной и быть там до скончания века потом сойти вместе с приспешниками твоими во ад, уготованный для вас. В ту же минуту демон стал невидим, а святой подошел к мертвецу и сотворил молитву: - Господи Боже мой, имеяй безмерное сострадание и неизреченную пучину милосердия, не оставь творение рук Твоих, но, яко Благ и Человеколюбец, призри с высоты святыя Твоея, и воскреси сего мертвеца, да прославляется пресвятое имя Твое во веки веков. Аминь. В сей же миг мертвец воскрес и, пав к ногам владыки Мартина, стал благодарить треблаженного за то, что по молитве святителя Господь не оставил его в ужасном и скорбном аду. - Чадо, поскольку сей ночью ты вкусил адских мучений и видел то великое зло, которое производят в человеке дела неправды, достойно покайся, оплачь свои грехи, возгнушайся ими и отныне воздерживайся от них, - утешил подвиж-ник спасенного, дал ему подходящее поучение и, наставив на дела покаяния, отпустил с миром. Как-то раз святого Мартина позвали прийти в другой город и научить жителей спасению. Выйдя из своей епархии, он отправился в путь и по дороге нашел человека, которого умертвил дракон, обитавший в том месте. - Это зло сотворил наш враг диавол, - произнес Мартин. Поскольку в ту ночь досточудный видел во сне, как один страшный дракон вознесся до Небес, а он помолился Богу и низверг его на землю, то, оставив свой путь, Мартин пошел туда, где тот обитал. Увидев блаженного, дракон поднялся в воздух, став как свод, и открыл пасть, желая поглотить чудотворца. Но святой плюнул ему в морду, и - о чудо! - то упал на землю и испустил дух. - «На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс. 90: 13), - наступив ему на голову, сказал подвижник, потом подошел к мертвецу и, взяв за руку, помолился: - Воскресый из мертвых Иисус Христос и животворяй мертвецов, да воскресит и тебя. По совершении этого чуда, воскресший попросил святителя сделать его христианином, потому что он был идолопоклонником. Наставив его, Мартин крестил его во имя Отца и Сына и Святаго Духа, а затем причастил Пречистых Тайн и, научив всему необходимому, отпустил. Подвижник продолжил свой путь и по пути в назначенный город встретил нищего, который попросил у него милостыню. Владыка велел диакону, назначенному раздавать милостыню, отдать все деньги, которые у него были, но свя-щеннослужитель отдал страждущему только половину, а другую решил раздать другим нищим, остановившимся на ночлег у весьма богатой женщины-идолопоклонницы, дом которой находился близ дороги. Увидев святого со спутниками, она с радостью приняла их и накрыла богатый стол. Но блаженный ни к чему не притронулся, а все время молился о спасении ее души. В полночь женщина пришла к преподобному и, упав ему в ноги, просила сделать ее христианкой, говоря, что видела во сне Некоего Страшного Судию, восседавшего на высоком троне в окружении многих воинов. К Нему приводили множество связанных осужденных, и одних Он приказывал ввергнуть в огонь, других - жестоко мучить. Среди них, связанная и дрожащая, была и она, но один из воинов Судии подошел к ней и спросил: - За что ты осуждена и связана? Не знаю, - ответила женщина. -А что ты дашь мне, если я тебя освобожу? - спросил он. - Все мое имение. - Не нужно оно мне, но дай мне обещание, что станешь ты христианкой, и тогда я избавлю тебя от уз и от мук, которым ты должна подвергнуться. И женщина, во избежание наказания, пообещала и поклялась богом христиан принять Таинство Крещения. Только после этого она была освобождена от уз и отпущена. - Поэтому прошу тебя, сделай меня христианкой и научи как спастись, чтобы не попасть в руки Того Страшного Судии, Который судит праведно и не взирает ни на подарки, ни на лица. Услышав просьбу, святой обрадовался и, наставив ее и всех домашних, крестил во имя Святой Троицы. Научив их всему, что было необходимо, он уже собрался уходить, но женщина стала просить принять от нее в дар золотой сосуд в четыре литры и четыреста золотых. Чтобы не опечалить ее, и ради нищих, блаженный принял эти приношения, а затем, благо-словив, ушел. По дороге Мартин спросил диакона, сколько денег он дал нищему, повстречавшемуся им по дороге. - Двести золотых, - ответил спутник. - А сколько у тебя было? - Четыреста. - Маловер, что же ты не дал четыреста, как я велел тебе? Поэтому теперь ты получил от женщины четыреста золотых и четыре литры золота, а если бы ты отдал ему четыреста, то получил бы восемьсот монет и восемь литр золота. Своим преслушанием ты и женщине повредил, лишив ее четырехкратной награды, и себе. Когда они, наконец, пришли в город, то услышали песни и музыку. Подвижник долго слушал, а затем с печалью промолвил: - Видите, что делает диавол: он не хочет выглядеть жестоким, но всегда и во всем приятным, поэтому выдумывает обман, через который губит множество душ. С помощью мелодий, извлекаемых музыкальными инструментами, и песен он восхищает ум человека от памятования Бога. Многие оставляют духовные песнопения, и приходят слушать бесовские песни. Имея сладчайшие псалмы Давида, богодухновенные слова пророков, апостолов и песнопевцев нашей Церкви, они оставляют это духовное вспомоществование и бегут, чтобы с помощью инструментов и песен исполнять волю диавола. В это время мимо него проходила некая женщина, украшенная многими драгоценностями, благоухающая миром и ароматами. Она с великим бесстыдством остановилась на дороге и, улыбаясь, жестами приглашала прохожих к распутству. - Если эта блудница украшает себя как невеста, стремясь обольщать людей и увлекать их в погибель, чтобы понравиться диаволу, то насколько более мы должны украшать свои души добродетелями и хранить себя неоскверненными от всякого греха, чтобы понравиться нашему Жениху Иисусу Христу? Так мы удостоимся войти в Его вечные брачные чертоги и будем царствовать с Ним бесконечно, - в слезах проговорил святитель. От этих слов та женщина пришла в умиление и, подойдя, пала к ногам Мартина. - Господи, не отвращайся меня, жалкой и несчастной, не оставляй меня в тине моих беззаконий. Прошу тебя, недостойная и сей жизни, отягощенная бесконечным множеством грехов, осужденная на вечные адские горькие и жес-токие муки, сжалься надо мной, грешной и отчаявшейся, и спаси меня, - начала она молиться. Подняв жену с земли, чудотворец наставил ее на верный путь и призвал никогда не отчаиваться, потому что милость Человеколюбца Бога безгранична. - Я горячо попрошу Его о твоем спасении, ты же только покайся от всей души и от всего сердца. Обещаю тебе, что Многомилостивый Бог примет тебя, как Своего блудного сына, и как наш Врач исцелит все твои душевные язвы, того дня женщина не только отвратилась от своих грехов и возненавидела их, но вообще отреклась от мира, исповедала епископу Мартину свои грехи, раздала все свое имение нищим, после чего закрылась в малой келье и стала оплакивать свои прежние беззакония. - Какие источники и какие реки смогут омыть мои бесчисленные нечистоты? Какие рыдания и слезы могут умолить Праведного Судию Бога простить мне мои беззакония? - укоряла себя женщина. От всего сердца она просила Всемогущего простить ей прежние грехи: - Боже, милостив буди мне, грешной, и не погуби меня, Владыка, со беззакониями моими. Не сведи меня в глубины адские ради грехов моих, но, яко Благ и Человеколюбец, спаси меня пучиной милости Твоей, ибо Ты есть вземлющий грех мира. И такое покаяние выказала блаженная Зоя (так звали эту женщину), что целых двенадцать лет непрестанно подвизалась со слезами в посте, лежании на голой земле, бдении, коленопреклонении и молитве, многих своим примером приведя ко спасению. Многомилостивый Господь даровал ей благодать исцелений, по предстательству преподобной Зои многие страждущие получили исцеления. Богоугодно пожив, она с радостью упокоилась о Господе. А святой Мартин, пока находился в том городе, непрестанно сеял семена Божественного слова в иссушенные и озлобленные сердца горожан и при всем народе, и в частных беседах. Епископ собрал многие и великие плоды: грубых сделал мягкими, гневливых - кроткими, немилосердных - милостивыми, пьяниц и распутных - целомудренными, нечестивых - благочестивыми, невежественных научил Божественной грамоте, они стали стремиться посещать богослужения, и вообще всех грешников привел в покаяние и исправил. После этого, радуясь и благословляя Бога, он вернулся в свою епархию. В один из дней, обходя город, святой увидел бедняка, которого сильно притесняли заимодавцы: он был должен им триста золотых. Сжалившись над ним, владыка попросил заимодавца немного подождать, после чего, подняв к Небу очи и воздвигнув руки, произнес: - Господи, одождивший свыше манну в пустыне и сорок питавший народ Свой, и через апостола Твоего Петра извлекший изо рта рыбы статир, ниспошли и ныне с высоты бедняку сему его долг во славу святого Твоего имени, яко Ты еси Бог Един, славный и дивный по всей вселенной, и Тебе подобает слава во веки. Аминь. И -о чудо! - тотчас же с Небес слетела голубка и села на плечо треблаженного. Когда же он взял ее в руки, она превратилась в золотую. Преподобный отнес ее к золотых дел мастеру: - Возьми ее в качестве залога, а мне дай триста золотых. Завтра я верну их тебе. Удивившись, с каким искусством была сделана голубка, ювелир с великой радостью дал ему триста золотых, надеясь, что голубка так и останется у него. Взяв деньги, святой Мартин отдал их заимодавцам и освободил бедняка от долга. На другой день к подвижнику издалека пришли христиане, чтобы получить наставление в вере и дали ему много денег для раздачи милостыни. С радостью приняв христиан, епископ научил их слову Божию и наставил на пусть спасения, после чего, благословив, отпустил в мире. - Возьми, чадо, триста золотых и еще тридцать в придачу за то добро, что сделал для нас, а мне верни мой залог, - сказал он ювелиру. Опечалившись, мастер взял деньги и отдал ему золотую голубку. - Благодарю Тебя, Господи, что услышал моление мое, - обратился Мартин к Всевышнему, а затем отпустил голубку туда, где она жила. Когда голубка взлетела, ювелир упал к ногам достохвального и стал просить его принять триста тридцать золотых для нищих: - Довольно мне и того, что я сподобился видеть это великое и странное чудо. Приняв деньги, святой благословил его: - Господь да помилует тебя, чадо, в день Судный. После этого Мартин отправился в страну, где жили множество еллинов, чтобы научить их слову Божию и привести в познание Бога, но по дороге встретил еллина, который стоял над околевшим ослом: - Напрасно христиане проповедуют воскресение мертвых. Как возможно, чтобы умерший человек, тело которого разложилось в земле, воскрес? - размышлял язычник. - Друг, почему ты думаешь, что мертвые не могут воскреснуть? - обратился к нему присноблаженный. - Как же возможно, чтобы воскресли те, кто умерли, разложились и стали прахом? - У Бога все можно, и нет для Него ничего невозможного. - Если ты воскресишь этого осла, тогда я поверю, что и мертвые воскреснут, потому что Тот, Кто воскресит это животное, может воскресить и мертвых. - Бог не будет воскрешать бессловесных животных, потому что они не пойдут на Суд и не удостоятся воскресения, а воскресит только людей, чтобы судить их и потребовать ответа за их добрые или злые дела, и каждому воздать за них. - А Кто Этот Бог, о Котором ты говоришь, что Он сделает все это? - Иисус Христос, Сын Божий, Который был распят за спасение людей. - А почему Он не отомстил тем, кто над Ним издевался? - Не отомстил Он сразу потому, что ожидал их покаяния, по Своей крайней благости и долготерпению, но отомстит в будущем. - Что толку многословить? Если ты воскресишь вот этого осла, то я поверю твоим словам. Воздвигнув к небу руки, святой стал молиться такими словами: - Господи Боже мой, Виновник спасения быв всем человекам, воскреси и сие животное для обращения и познания этого человека, ибо посредством этого чуда он познает Твое всемогущество и уверует в Тебя. Как только блаженный Мартин произнес эти слова, осел воскрес и зашагал. Увидев это странное чудо, еллин упал к ногам подвижника. - Сейчас познал я, что Сей есть Бог Истинный и Всемогущий. Прошу тебя, раб Божий, покажи мне Его, чтобы я услышал Его голос и уверовал в Него. - Слушающий нас, смиренных Его рабов, слышит Его, потому что Бог видим не телесными очами, но уразумеваем душевными, которые есть ум и помышление. Ты же, чадо, если хочешь увидеть Его, уверуй в Него, и тогда умными очами своими увидишь Его и будешь жить вечно. - Прошу тебя, владыка, приди в нашу страну и наставь нас на путь истинный. Мартин как раз этого и хотел, поэтому отправился в ту страну вместе с еллином и воскрешенным ослом. Слушая проповедуемое Мартином слово Божие и узнав, что препо-добный воскресил осла во имя Иисуса Христа, идолопоклонники уверовали во Христа числом до тысячи мужей, не считая женщин и детей. Наставив их, святитель крестил их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Он пребывал с ними долгое время и постоянно поучал их до тех пор, пока прочие идолопоклонники не пришли в умиление и не крестились вместе с женами и детьми во имя Святой Троицы. Епископ Мартин провел с ними беседы о смерти, воскресении, буду-щем Суде, муках, вечных благах Царствия Небесного, и вернулся в свои родные края. Сотворил чудо Мартин и в свой смертный час. Это событие стало большой радостью и утешением для жителей всей епархии. Случилась в их местности сильная засуха, что все пребывали в скорби и недоумении. Созвав свою паству, владыка дал людям много наставлений и призывал не отчаиваться. - Не печальтесь, чада мои, по причине засухи. Завтра Господь пошлет вам такой дождь, какой желаете. Затем, помолившись Богу и передав их под Его покров святой преставился о Господе 10 ноября. Тогда собрались из близлежащих стран все епископы, священники, весь клир и христиане, устроили Всенощное бдение. На рассвете же, взяв тело Мартина, со свечами, фимиамом и псалмопениями вышли из города и погребли подвижника на расстоянии одной мили, в храме Мучеников. Когда же вернулись назад, то небо наполнилось тучами, начали сверкать молнии, и в той местности пролился такой сильный дождь, какой и обещал блаженный. С тех пор и доныне бывает на могиле его множество исцелений у тех, кто приступает к нему с верой во славу Бога, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. Оглавление Житие и подвиги иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского, просиявшего в IV веке Великий учитель Церкви святитель Кирилл родился в Александрии и происходил из благочестивого и благородного рода. Он был племянником патриарха Александрий-ского Феофила. Кирилл получил блестящее образование и стал весьма искусен в философии. Будущий святитель всегда упражнялся не только во внешней премудрости, но и в духовной, любимым занятием преподобного было чтение и изучение Священного Писания, что и заставило блаженнейшего Феофила причислить племянника к церковному клиру и рукоположить в архидиакона. По преставлении патриарха Феофила весь клир и паства единогласно приняли решение поставить предстоятелем божественного Кирилла. И как только он возглавил Патриарший престол, из Александрии были изгнаны все еретики и раскольники, называемые новацианами, считавшие себя подобно фарисеям чистыми и праведными. Как признак своей «чистой» жизни они носили белые одежды. Новациане утверждали, что впадший в смертный грех после Крещения больше не является членом Церкви, совершенный грех может проститься ему только новым Крещением. Еретики не допускали второго брака, называя его блудом, зато крестили во второй раз тех, кто уже был однажды погружен в купель. Держась и прочих еретических мыслей, они были названы новацианами - по имени некоего Новата начальника этого раскола. Когда-то, при царе Декие, этот человек был священником и нес послушание в Риме. Он хотел стать папой Римским, однако, вопреки своему желанию и надежде, после мученической кончины папы Фабиана главой римских христиан был избран блаженный Корнилий. Тогда гордец Новат откололся от Кафолической Церкви и начал враждовать с божественным Корнилием, который снова принимал в Церковь христиан, во дни гонения из-за страха перед мучениями отрекшихся от своей веры. В этом Корнилий подражал Самому Христу, Который после искреннего раскаяния восстановил Петра в апостольском чине. Гордец Новат осуждал папу Корнилия, называя его «общником» и «товарищем» идолопоклонников и, объединившись с единомышленниками, провозгласил себя вторым папой Римским. Помимо выдворения из пределов Александрийской Православной Церкви раскольников вместе с их епископом Феопемптом, святитель Кирилл вел неустанную борьбу с языческими демонами. Неподалеку от Александрии находилось место, называемое Кановос, а рядом с ним - Мануфин, где издревле стоял жертвенник, служивший обиталищем бесов. Еще патриарх Феофил не раз хотел очистить это место, построив здесь монастырь для прославления Бога, но из-за множества преград и скорой кончины не смог воплотить свою мечту в жизнь. Заботу об этом принял на себя преемник Феофила, треблаженный Кирилл. Однажды в тонком сне ему явился Ангел Господень и сказал, что бесы уйдут из Мануфина после перенесения туда честных мощей бессребреников Кира и Иоанна. И как только это повеление было исполнено, нечистые духи отступили, а бывшее капище стало источником исцелений. После того как святитель прогнал из Александрии бесов невидимых, о позаботился, чтобы изгнать отсюда и бесов видимых - христоненавистников евреев, облюбовавших старинный город еще во дни Александра Великого. С течением времени они сильно умножились и не переставали, по обычаю своего рода, склонного к мятежам, тайно и явно замышлять злое против христиан. В силу своей непримиримой ненависти к Спасителю, они стали причиной множества волнений, мятежей, кровопролитий и убийств. Позвав к себе начальников синагог, блаженнейший патриарх Кирилл посоветовал им удерживать свой народ от скверных поступков и образумиться, но те начали действо-вать с еще большей злобой. Так, в Александрии был прекрасный большой храм, называемый Александровым, поскольку был построен епископом Александром. Задумав перебить христиан, нечестивые евреи вооружились и однажды ночью стали с шумом бегать по улицам и кричать под окнами домов, где жили христиане, что горит храм Александра. Услышав крики, христиане тотчас же с поспешностью бросались тушить пожар, но как только человек выбегал на улицу, на него набрасывались злодеи и убивали - кого мечом, кого ножом, кого копьем... Многие горожане погибли во время этой резни. Утром, узнав о случившемся, святитель Кирилл сильно опечалился, и призвал Ореста, эпарха города, по закону судить евреев. Но тот, хотя и был сам христианином, из-за ненависти к преподобному помог евреям и скрыл убийц. Тогда, исполнившись Божественного гнева, предстоятель взял с собой множество христиан и сам прогнал евреев из Александрии, дома их разрушил, а синагогу закрыл. За со-вершенное самоуправство эпарх разгневался на патриарха и стал творить зло родным и друзьям святителя. Например, велел принародно сорвать одежды с Иеракса, секретаря блаженнейшего, мужа известного и всеми уважаемого, и нещадно бить его. С той поры между эпархом и подвижником возник большой раздор и несогласие: святитель защищал христиан, а эпарх – евреев. Оба они порознь написали царю Феодосию Младшему об этом деле и ждали какой последует приказ. Между тем, в Александрии было и другое обстоятельство, ставшее причиной убийств и сильного возмущения. Жила в городе Александрии дева-философ по имени Ипатия - благочестивая и добродетельная дочь философа Феоны. Епископ Киринский Синесий пишет, что своей премудростью она превосходила всех философов того времени. Она хранила чистоту девства, не желая выходить замуж, с одной стороны, преимущественно ради любви к Иисусу Христу, а с другой, чтобы спокойно предаваться чтению философских книг. Каждый день к ней в Александрию приходили из разных стран священники и вельможи; весь народ почитал ее и с любовью выслушивал душеполезные советы и наставления. Дева-философ хотела примирить патриарха с эпархом и со смирением и кротостью приходила то к одному, то к другому. Своими разумными словами она убеждала обоих примириться, хотя святейший патриарх и ранее несколько раз искал мира с эпархом, но тот, по своему злому нраву и злопамятству, не хотел ни о чем и слышать. Однажды днем, когда дева-философ возвращалась на колеснице домой, какие-то мятежники, не желавшие мира между эпархом и святителем, неожиданно набросились на нее, стащили с колесницы и, разодрав одежды, стали немилосердно избивать, пока не убили, но даже этим они не насытили свою злобу. Какое бесчеловечие и зверская жестокость! Бросившись на тело девы, они разрубили его на куски и сожгли в местечке, называемом Кинарос. Узнав об этой трагедии и несчастье, все александрийцы сильно опечалились, а живущие на Нитрийской горе монахи, исполнившись ревности, спустились в Александрию, чтобы помочь и защитить своего предстоятеля. Их было около пятисот человек. Случайно по дороге встретив эпарха, восседавшего на колеснице, они начали шуметь, понося его и называя идолопоклонником - прежде он был еллином и незадолго до того принял Крещение в Константинополе. Один наиболее раздраженный монах, отец Аммоний, бросил в эпарха камень и попал в голову. Собравшийся народ оттащил иноков от эпарха. Подозревая, что это святитель направил против него монахов, эпарх воспылал гневом и подверг Аммония таким жестоким пыткам, что тот умер. Узнав об этом происшествии, Кирилл опечалился и послал за телом инока, которого с почестями предал погребению.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar